Как найти свое призвание?

Очень часто мне приходится слышать: "А зачем мне вообще тайм-менеджмент ?! Я никуда не тороплюсь, просто живу...". И действительно: если направление движения - любое, то и зачем вообще куда-то торопиться, ведь "все там будем"?

А если мы говорим о человеке, который обрёл своёпризвание ? У которого естьДостойная Цель Жизни? У которого ведущая потребность - потребность всамоактуализации исамореализации ? Как правило, каждое мгновение жизни такого человека наполнено смыслом; и каждое мгновение жизни для него является величайшей ценностью. Разбазаривать своё драгоценное время "просто так" - всё равно, что умереть уже сегодня...

Проще говоря: тайм-менеджмент - лучший друг:))) и эффективный инструмент для человека, который нашёл свой призвание. Верно и обратное: нет более бездарного занятия, чем освоение инструментов тайм-менеджмента человеком, который своё призвание не нашёл. В 99% случаев, когда говорят, что "тайм-менеджмент на работает ", это означает лишь то, что он был просто не нужен; использовался не ради реализации призвания, а для решения каких-то сиюминутных задач.

Предположим, что я вас убедил... :))) . Хотя в России огромное количество людей всё ещё "работает за еду" (в переносном смысле: на ненавистной работе исключительно из-за денег), но желающих пополнить ряды "креативного класса" с каждым днём становится всё больше. И у желающих возникает вопрос: "Акак мне найти своё призвание ?".

Причём возникает этот вопрос регулярно: сначала в нежном возрасте выпускника (школы или ВУЗа), а потом регулярно как следствие жизненных и карьерных пертурбаций. Мир меняется слишком быстро: традиционные профессии постоянно мутируют, стремительно появляются новые, а некоторые тихо умирают. Только вчера ты был "ведущим специалистом", а сегодня уже никому не нужен. На современном рынке труда такое сплошь и рядом...

Для человека без призванияпотеря работы - трагедия, стресс, тяжёлый жизненный кризис. Человек с призванием - сам хозяин своей работы. Он попросту не может её "потерять" :)), он всегда САМ создаёт свою работу. Он делает СВОЁ дело независимо от того, в какой организации он оказался (или не оказался). Человек с призванием - сильный и самодостаточный (и часто, как следствие - успешный).

В традиционном российском тайм-менеджменте с лёгкой руки Глеба Архангельского присутствуют "Достойные Цели ". Термин заимствован из замечательной книги основателя ТРИЗ Г.С.Альтшуллера -Г.С.Альтшуллер, Верткин И. "Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности" . Но термин "призвание" в российском ТМ вроде не используется, а жаль...

Моё понимание "призвания" (на сегодняшний день):

ПРИЗВАНИЕ - это

Работать над достижением достойных целей

Ради воплощения в жизнь достойных ценностей

Ежедневно, плотно, погружаясь с головой,

Естественно и легко (как дышать:)),

Ощущая / переживая всю полноту своей жизни.

Вот такое вот определеньице:)) . Можете поразмышлять над ним, покритиковать, и предложить своё собственное определение (и это будет замечательно:)).

Но если вдруг кому будет интересно, то каждый пункт я готов обосновать и пояснить. (Не в этой заметке:))

При чём тут тайм-менеджмент? Потому что "призвание" имеет прямое отношение ккачеству нашего времени . Не к количеству, не к "бухгалтерии времени" (чем является классический ТМ), а именно к качеству!

Если вы не очень понимаете разницу между качеством и количеством:), то очень рекомендую этот пост про .

Идея написать этот пост возникла у меняпосле прочтения книги Кена Робинсона "Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии ". Книга мне понравилась, хотя от двух своих знакомых я услышал критику в её адрес.

Один считал, что книга слишком "простенькая " (в том смысле, что "призвание" там понимается слишком упрощённо, что есть модели посложнее).

Второй считал, что книга слишком "теоретическая ", что с ней нет никаких практических инструментов, которые помогут читателям обрести своё призвание.

Сначала по поводу "простенькой" :)... Действительно, Робинсон даёт очень простое определение:призвание - это то, что находится на пересечении ваших способностей и вашей страсти . Способности - это то, что мы умеем особенно хорошо делать; страсть - это то, что мы любим делать.

Формула "призвание = способности + страсть " действительно выглядит очень уж простой. В советской ещё профориентации ещё с середины 80-х прошлого века используется формула чуть сложнее: призвание = хочу + могу + надо .

ХОЧУ - это мотивационный компонент (т.е. то же самое, что в западной литературе называется "страсть")

МОГУ - это навыки, способности, знания и т.п. (= "способности" по Кену Робинсону)

НАДО - это "социальный заказ", потребности рынка труда; это те компетенции, которые наиболее востребованы в обществе

Истинное призвание обретается на пересечении ХОЧУ, МОГУ и НАДО:


Формула "хочу, могу, надо" была предложена классиком отечественной психологии Е.А.Климовым, и вполне успешно применяется и по сей день в профориентации (даже учителями:)) и профконсультировании (в т.ч. в карьерном консультировании взрослых).

Советская профориентационная модель "хочу, могу, надо" для старшеклассников нисколько не устарела - нечто подобное применяется и на Западе. Вот цитата из свеженькой книги, адресованной предпринимателям-стартаперам (стр. 105-107):

"Сколько людей говорили вам, что для достижения успеха

гие. Нет ничего сложного в том, чтобы раздавать советы

людям, напряженно пытающимся понять, как жить дальше.

Однако подобные советы чаще всего слишком упрощают

суть проблем и вводят слушателя в заблуждение. Поймите

меня правильно, я серьезно отношусь к вопросу страсти

и думаю, что человеку крайне важно знать, что управляет

его действиями. Однако этого мало.

Страсть — это лишь отправная точка. Помимо нее вы

должны понимать, в чем состоят ваши таланты и как оце-

нивает их окружающий мир. Если вы страстно что-то лю-

бите, однако не являетесь достаточным профессионалом

в этой области, было бы странно начинать в ней карьеру.

Вы можете любить баскетбол, но ваш рост не позволяет вам

соревноваться на равных с другими игроками. Вы можете

обожать джаз, но при этом неспособны сыграть ни одной

ноты. В обоих случаях вы вряд ли станете профессионалом,

однако вполне можете оставаться увлеченным любителем,

посещая соревнования и концерты.

Продолжим наши размышления: у вас может быть страсть

и талант в какой-то области, однако для всего этого нет

рынка. К примеру, вы можете быть одаренным художником,

искренне любящим рисовать, или серфером, умеющим обуз-

дать любую волну. Однако все мы знаем, что рынок для

этих навыков крайне невелик. Попытка выстроить карьеру

вокруг такой страсти зачастую заканчивается разочарова-

нием. Я думаю, вам стоит относиться к этим увлечениям

как к прекрасным хобби.

Самое классное, когда ваша страсть каким-то образом

пересекается и с вашими навыками, и с требованиями

рынка. Если вам удастся найти такую точку пересечения,

вы окажетесь в отличном положении, когда ваша работа

будет обогащать вашу жизнь, а не просто обеспечивать

финансовые ресурсы".

"Я понимаю, что самое главное — это найти свою

роль в мире, при которой то, чем вы занимаетесь, не бу-

дет казаться вам работой. Это возможно лишь тогда, когда

вы находитеточку пересечения между своими навыками,

страстью и рынком . И главное заключается не только в том,

что вы можете достичь большего. Используя свою страсть

конструктивным образом, вы способны сделать так, что

работа станет обогащать жизнь, а не забирать у вас время.

Поиск правильной роли требует постоянных экспериментов,

проб, альтернативных шагов, тестирования и отказа от того,

что кажется вам неправильным".

...Комментарии, как говорится, излишни. Призвание = навыки (МОГУ, способности) + страсть (ХОЧУ) + рынок (НАДО).

В последние полтора-два года весьма популярно стала новая формула призвания -икигай . "Икигай " - употребляемое японцами понятие, передать смысл которого лучше всего можно как "предназначение в действии", "реализуемое (в образе жизни, в делах) призвание".

Со свойственной Востоку метафоричностью икигай - это "то, что заставляет просыпаться по утрам ". Что-то необычайно важное и ценное, что "заставляет" нас жить и активно действовать; смысл жизни, имеющий конкретное выражение в отношениях, роде занятий, привычках и т.п.

В Западном мире понятие "икигай" стало популярным благодаряДэну Бюттнеру , автору бестселлера "Правила долголетия. 9 уроков о том, как жить не болея ". Автор провёл интереснейшее исследование: он решил изучить образ жизни долгожителей из разных стран, и обнаружить, что общего между ними. Третья глава в книге как раз посвящена окинавским долгожителям; там и упоминается икигай.

/От себя добавлю, что книга классная, и я её всячески рекомендую. Девять предложенных автором принципов ЗОЖ очень хороши для любого возраста /.

Справедливости ради заметим, что про икигай, как про важный фактор продолжительности жизни, японские учёные знали задолго до Бюттнера: вотссылочка раз , и вотссылочка два (довольно забавная, в ней про различия между мужским и женским икигай:) у мужчин икигай больше связан с физическими кондициями и с социо-экономической состоятельностью, для женщин это в большей степени качество отношений с близкими людьми).

Сейчас в рунете (особенно на всяких ресурсах по саморазвитию) очень распространена вот эта картинка:

Икигай =то, что вы любите + то, в чем вы сильны + то, что нужно людям + то, за что вам платят . (Более подробно можно почитать, к примеру,на Лайфхакере ).

Что забавно, "призвание" на этой схемке является лишь частью икигай, и разместилось на пересечении того, что нужно людям, и того, за что платят:)). IMHO, скучное такое "призвание" получается... :(

Что ещё забавнее: сам Дэн Бюттнер (и уж тем более японцы) про четыре "базовых элемента", из которых составлена диаграмма, ничего не говорил:). Можно прочитать его книгу; можно посмотреть его выступление на TED; можно пройтись поиском по его сайту, посвященного "голубым зонам" (места на Земле, где живут долго и умирают здоровыми), по страничкам в соцсетях- нет там ничего подобного! Т.е. кто изначально автор этой диаграммы и с какого перепуга он назвал эти 4 компонента "икигаем" - тайна, покрытая мраком:).

Схема эта изначально скопипащена из какого-то англоязычного первоисточника (который, конечно же, никто не указывает:)) ). О чём свидетельствует заметный косяк с переводом: в одной из первых версий картинки Vocation ("призвание") переводчик перепутал с Vacation - и по тырнетам до сих пор гуляет множество картинок, где данная область на диаграме подписана как "Каникулы" или "Отпуск" :))).

Вывод : против самого понятия "икигай" я не имею ничего против. А вот 4 компонента икигай и иллюстрирующая их схемка - фейк. Если присмотреться к ней, то это"те же яйца, только в профиль" :))) :

То, что вы любите - страсть, мотивация, ХОЧУ

То, в чем вы сильны - способности, навыки, МОГУ

То, что нужно людям - востребованность, НАДО

А вот компонент "то, за что платят" по-моему просто лишний - т.к., то, что людям нужно, за то они нам и заплатят:). Можно, конечно, "податься в дебри" и вспомнить, к примеру, про волонтёрство и некоммерческие организации - бывают и такие виды деятельности, которые востребованы обществом, но за которые не платят. Но это уж совсем частный случай; и там просто другие виды вознаграждения присутствуют.

Проще говоря, диаграммы Венна мы все рисовать умеем:)). Можно и пять, и шесть, и хоть десять пересекающихся окружностей нагородить. Но станет ли от этого проще и легче понять, что такое "призвание"? Не уверен...

Если отбросить сочинённый кем-то вариант икигай, то выбор "моделей призвания" получается не очень большой. "Простенький" вариант Кена Робинсона (способности + страсть) и чуть более сложный традиционный вариант "хочу + могу + надо".

Сразу могу сказать, что мне лично больше нравится именно "простенький" вариант. Всё просто: компоненты ХОЧУ (мотивация) и МОГУ (способности) подконтрольны нам. Мы можем понять и изменить их. Мотивация и способности - часть нашей личности; то, над чем мы можем начать работать уже сегодня.

С компонентом НАДО всё несколько сложнее... В отечественных книгах "надо" понимается какзнания о рынке труда . Дескать, всё легко и просто: смотришь, какие вакансии наиболее востребованы на биржах труда, и из них выбираешь себя род занятий по душе.

Ну-ну... Идея, конечно, замечательная, но что происходит на практике? На российском рынке труда дикая нехватка рабочих профессий. Тем не менее, толпы вчерашних школьников идут в платные ВУЗы обучаться на никому не нужных менеджеров, юристов, экономистов и проч. Люди выбирают не те специальности, которые действительно востребованы на рынке труда, а те, которые кажутся им "престижными", "денежными" и т.п.

Но даже если мы имеем дело с выбором профессии "по науке", на основе самой свежей аналитики рынка труда, то это также ничего нам не гарантирует:(. Анализ сегодняшнего рынка труда может нам дать информацию лишь о том, какие профессии были затребованы на нём ВЧЕРА. И очень трудно прогнозировать, какие профессии будут нужны обществу ЗАВТРА.

В зарубежных книгах "надо" понимается ещё более приземлённо. "Надо" - это тапотребительская ценность , которую ты можешь создать здесь и теперь. Иначе говоря: есть ли у тебя такое предложение (твоих навыков, знаний, созданных тобой продуктов или услуг), которое прямо сейчас пользуется спросом? Что именно ты УЖЕ готов дать (продать:)) окружающим?!

Отечественная профориентация формулирует вопрос социологически (нужен род занятий, востребованный обществом ); западные книги о выборе призвания переводят вопрос в плоскость психологии потребления (что нужно, чтобы именно меня "купили" ).

Осознаниесебя как "товара" на рынке труда ; целенаправленное развитие своих лучших (пользующихся спросом) навыков и способностей - это на самом деле хорошо. Это активная жизненная позиция активного участника трудовых отношений в современном рыночном обществе.

Но проблема здесь остаётся та же самая: никто не в состоянии прогнозировать, что именно будет "НАДО" потребителям "человеческого товара" на рынке труда завтра. Никто не знает, какие компетенции и какой тип поведения работников будет цениться больше всего. В какой-то степени настроения потребителей-работодателей ещё сложнее прогнозировать, чем объективный спрос на различные профессии на рынке труда.

Мало того, существуетмаркетинговая аксиома : потребителям нужен не такой товар, который соответствует их потребностям и ожиданиямсегодня , им нужен товар "завтрашнего дня ", который намного превосходит их сегодняшние ожидания.

Но вот можем ли мы быть на рынке труда "товаром завтрашнего дня"? Можем ли мы заранее знать, что будет "НАДО" работодателям завтра? Да ещё и на таком уровне, чтобы превзойти их ожидания? Разумеется, с какой-то долей точности мы можем попытаться прогнозировать, что будет "НАДО" на рынке труда в горизонте нашей активной карьеры, но... Боюсь, что риск выбрать неверное направление будет слишком велик:(((

Вывод : не стоит тратить время и силы на попытки вычислить или спрогнозировать компонент НАДО. Рынок труда (и тем более потребительский рынок) - это внешняя реальность, которая мало поддаётся нашему пониманию и контролю.

Лучше сосредоточиться на том, что мы действительно можем контролировать -на самом себе :). На развитии своих навыков и способностей. На том, что нам действительно нравится делать, и научиться делать это на высочайшем профессиональном уровне. Тогда мы (наши навыки и способности) начнём представлять из себя ценность, на которую неизбежно возникнет спрос.

Тогда не мы будет вопрошать у мира: "Что тебе НАДО?", а мир придёт к нам сам, и скажет: "Ты НУЖЕН людям!" :)).

И поэтому сэр Кен Робинсон был прав! Призвание = способности + страсть;) . Остальное приложится.

Теперь обещанныеинструменты обретения признания ... Пока я читал книгу Кена Робинсона "Призвание...", по привычке я сделал визуальный конспект:

Парочка комментариев к конспекту...

"Способности " у Робинсона состоят из двух компонентов:

1.1.Понимание и использование СВОЕГО индивидуального и уникального типа интеллекта . При этом "интеллект" понимается максимально широко в стилеконцепции Г.Гарднера .

Абсолютно у каждого человека есть уникальные психологические особенности, уровень развития которых или особенная их "конфигурация" делают его выдающимся в решении каких-либо задач, в каком-либо виде деятельности.

У многих людей эта самая "уникальная конфигурация способностей" (т.е. СВОЙ интеллект) не "настроена", находится в скрытом, невыявленном состоянии. Но обнаружить своей тип интеллекта можно только на практике, только в процессе решения каких-либо задач.

Вывод: надо пробовать себя в максимально разнообразной деятельности! Чем больше всяких занятий и увлечений у нас будет - тем лучше!

Нередко можно услышать фразу: «Счастлив тот, кто нашел свое призвание!». С этим позитивным утверждением сложно поспорить, но не все понимают его правильно. Что такое призвание - это дело жизни или совокупность талантов?

Определение термина

Если обратиться к толковым словарям, значение слова «призвание» расшифровывается как способность или склонность к какому-то определенному виду деятельности. Нередко этот же термин используется для обозначения дела жизни, не являющегося основной профессией. В психологии призвание - это сочетание способности и желания заниматься чем-либо. Данное определение может быть использовано для обозначения того, что приносит человеку радость и удовлетворение. При этом приобретение новых навыков в рамках призвания обычно не вызывает трудностей и происходит естественным путем. Зачастую этот термин связывают так же с вдохновением и наличием внутренней мотивации к какому-то виду деятельности.

Почему полезно найти свое призвание?

Вести достойный образ жизни в современном мире без денег практически невозможно. А это значит, что работа занимает значительное место в жизни каждого человека. При этом настоящее удовольствие от своей профессиональной деятельности получают далеко не все наши современники. А ведь это истинное счастье и гарантия жизненного успеха - получение положительных эмоций от собственной работы. Выбранная профессия должна приносить не только стабильный доход, но и моральное удовлетворение. При этом оценивать следует не перспективы карьерного роста или творческую составляющую рабочего процесса, а непосредственно личное отношение человека к конкретному виду деятельности. Что такое призвание? Это работа в радость. Испытывая удовольствие от выбранной профессии, совсем несложно быть счастливым человеком.

Вспомните, кем вы хотели стать в детстве…

Работать по призванию - это истинное счастье, но как найти свое место в жизни? Прежде всего, стоит постараться разобраться в собственных чувствах и эмоциях. Действительно ли вам не нравится именно профессия? Зачастую работа не приносит радости из-за специфики организации рабочего процесса в конкретной компании. Кардинальная смена профессии и/или сферы деятельности в зрелом возрасте - это ответственный шаг. Если вы готовы его сделать, самое время подумать о том, как найти свое призвание. Постарайтесь вспомнить, что вам нравилось в детстве. В раннем возрасте многие дети выбирают профессии, следуя примеру родителей или прочих авторитетных взрослых. Серьезно относиться к своей детсадовской мечте «стать актрисой или космонавтом» необязательно. А вот если в школе вам больше всего нравились точные науки, и вы мечтали быть инженером, а стали экономистом - вспомнить эту мечту полезно. Запишите одним списком все занятия и научные дисциплины, которые в наибольшей мере интересовали вас в детстве. Внимательно изучив получившийся перечень, можно выделить несколько наиболее привлекательных для себя профессий.

Задавайте себе правильные вопросы

Каждому из нас нравится заниматься тем, что получается без чрезмерных усилий. Понять, в чем призвание заключается непосредственно для вас, можно, пристально рассмотрев природные таланты. Под этим словом чаще понимают какие-то творческие способности. Но на самом деле талантом так же может являться природная грамотность, умение быстро считать в уме, развитое логическое мышление. Значение слова "призвание" нередко истолковывают и как «занятие, которое больше всего нравится человеку». Так почему бы не посвятить некоторое время исследованию собственной личности? Постарайтесь понять свои сильные и слабые стороны. Призвание - это страсть человека, то занятие, во время которого его душа по-настоящему радуется и раскрывается. Найти свое место в жизни можно, определив самые важные для себя вещи. Какие жизненные достижения имеют значения лично для вас? Чего вам хотелось бы добиться больше всего? Ответы на эти вопросы могут помочь в поиске личного жизненного пути.

Формула поиска

Некоторые специалисты по личностному развитию предлагают своим клиентам использовать универсальную формулу поиска призвания. На самом деле вычислить род деятельности, в которой вы имеете все шансы достичь успеха, совсем несложно. Секрет в том, что призвание каждого из нас находится на стыке его талантов и страсти. Искать «свое» дело следует среди тех видов деятельности, к которым имеются видимые способности. Важно так же, чтобы выбранное занятие приносило безусловное удовольствие. Если вам сложно самостоятельно рационально оценить собственные таланты, прислушайтесь к мнению окружающих. Спросите близких друзей и родственников, в каких сферах, по их мнению, вы можете считаться максимально эффективным человеком. Будьте готовы к тому, что ответы могут вас поразить. Но пристально рассмотреть имеет смысл все озвученные варианты.

Метод проб и ошибок работает!

Как найти свое призвание, если вы выявили собственные таланты и склонности? Самое время понять, как все это может помочь самореализоваться в профессиональной среде. Выделив одну или несколько наиболее интересных для себя специальностей, самое время попробовать собственные силы. Если вам не хватает опыта или квалификации для трудоустройства на работу своей мечты, можно попробовать устроиться на приближенную вакансию с менее жесткими требованиями. Параллельно можно пройти курсы повышения квалификации или интенсивно заняться саморазвитием. Сложно однозначно сформулировать ответ на вопрос: «Что такое призвание?». Но как только вы найдете свое «дело жизни», вы обязательно испытаете особые чувства. Если же при работе в рамках подобранной по формуле призвания специальности никаких особых эмоций вы не испытываете, имеет смысл попробовать все изменить еще раз. Не стоит бояться перемен, бойтесь прожить жизнь в окружении того, что не приносит радости.

Все ли призвания должны быть реализованы?

Действительно ли у каждого из нас только одно призвание и жизненный путь? Психологи и специалисты по личностному развитию сходятся во мнении, что каждый человек имеет несколько талантов, многие из которых так и остаются нераскрытыми. Так что же есть истинное призвание? Это занятие, которое приносит полноценное удовлетворение и не заставляет сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. При этом один человек может испытывать интерес и иметь склонность сразу к нескольким видам деятельности. Речь идет о счастливых людях, работающих на любимой работе и успевающих уделять немало времени собственному хобби. Призванием может быть так же воспитание детей или благотворительность. Непроста ситуация, когда человек имеет ряд талантов, сложно сочетающихся друг с другом. Это тот случай, когда необходимо взвесить все плюсы и минусы и сделать выбор в пользу чего-то одного. Зная, что такое призвание человека, - совсем несложно найти главное дело в собственной жизни.

Жить в гармонии с самим собой – это одно из величайших благ, которых может достичь человек. И во многом обладание этим благом зависит от того, чему он посвящает свою жизнь, время и силы; счастлив ли он, занимаясь этим. И с какой бы стороны мы ни посмотрели на эту проблему, она в любом случае приведет нас к поиску предназначения. Вряд ли, конечно, мы предложим готовый способ, как найти свое призвание, но все же мы уверены, что размышления и советы из этой статьи позволят вам и ответить хотя бы на часть беспокоящих вопросов.

Почему мы ищем себя

Сегодня есть множество статей и материалов, посвященных тому, как найти свое призвание в жизни, в профессии и т.д. Есть даже специальные тесты на эту тему, например, известный . Какие-то советы и рекомендации более эффективны, какие-то менее. Но, как бы то ни было, любые рассуждения о смысле жизни сводятся к тому, что поиск своего призвания – это естественное состояние человека.

Думающие и развивающиеся люди не сомневаются в том, что должно быть какое-то глобальное дело жизни, которому с удовольствием можно будет отдаться с головой; ради которого легко будет просыпаться в 6 утра и нестись, сломя голову, куда-то что-то делать; на которое не будет жалко тратить свое время и силы. Подобная деятельность способна стать смыслом существования человека.

Именно эта предпосылка указывает на то, что для обретения счастья и удовлетворенности необходимо искать свое призвание. Оно должно соответствовать стремлениям, талантам и способностям. К тому же, во многих случаях дело жизни позволяет зарабатывать средства к существованию, причем достаточно комфортному. Однако поиск предназначения может оказаться довольно трудным, о чем свидетельствует обычный жизненный опыт – многие люди так и не находят его за всю свою жизнь.

Далее мы поговорим о преградах на пути к поиску предназначения и их преодолении, но сначала предлагаем вам посмотреть небольшое видео, в котором эксперт по личностному развитию Ицхак Пинтосевич рассказывает, как найти свою миссию.

Чего вы хотите?

Трудности в поиске своего предназначения, вопреки распространенному заблуждению, связаны не с везением, кармой или тем, что человеку не посчастливилось найти занятие, соответствующее его стремлениям, потребностям и желаниям. Проблему нужно искать намного глубже, хотя ответ, по сути, лежит на поверхности.

Как бы странно это ни звучало, но почти никто не спрашивает себя, зачем вообще искать предназначение. Люди просто принимают идею этого поиска как данность, веря в то, что обязательно нужно стать предпринимателем, ученым, политиком, врачом, актером и т.д., а затем посвятить этой профессии всю жизнь. Другими словами, специальность приравнивается к призванию. Но вера, что цель жизни заключается в поиске и обретении призвания, как раз и служит серьезной преградой на пути к предназначению. Давайте немного разберемся в том, что это значит.

Большинство людей не могут найти своего призвания из-за неверной постановки главных вопросов. У них они выглядят примерно так: «Какая социальная роль в большей степени соответствует моим способностям и талантам?», «Какая социальная роль подойдет мне больше всего?», «Какая роль позволит мне самореализоваться?» и т.д. Ответы на эти вопросы найти нелегко, потому что они неправильные.

Чтобы найти любимую работу или дело жизни, необходимо ставить вопросы иначе, а именно: «Чего вообще я хочу в жизни и что мне нужно сделать, чтобы этого достичь?», «Есть ли какая-нибудь социальная роль, которая поможет мне достичь моей цели?», «Если такой роли нет, с помощью чего еще я могу добиться своего?». Задавая себе такие вопросы, мы уже не ставим социальную роль во главу угла, а ориентируемся на свои желания. Причем мы можем не только подчинить роль своим целям, но и в случае необходимости вообще от нее избавиться. Именно поэтому есть смысл немного поговорить конкретно о целях.

Важность жизненных целей

Небольшой разговор о целях поможет нам лучше понять суть вышесказанного. К примеру, вы уже знаете, чего хотите от жизни. Вы любите жизнь, и узнавать новое. Вы хотите быть независимы и свободны, поэтому для вас важно жить и получать удовольствие от жизни, общаться, путешествовать и изучать мир вокруг. Вы хотите, чтобы ваши действия хотя бы немного сделали мир лучше.

Таковы ваши жизненные цели. Но что же вы можете сделать, чтобы их реализовать? Какая социальная роль вам подойдет: писателя, педагога, психолога, режиссера? Какая профессия и какое дело соответствуют вашим главным потребностям? Как вы и сами видите, ответ дать сложно. Но что если попытаться самим придумать профессию, которая подойдет? Что это будет за профессия?

Во-первых, ваша работа не должна . Вы заведете семью, и у вас появятся дети, и, естественно, вам захочется проводить больше времени с любимыми. Поэтому ваше призвание должно оставлять вам больше времени, нежели то, которое позволяет обычная работа. Кроме того, у вас есть желание уделять свое время и на хобби и увлечения, такие как саморазвитие, походы, чтение книг, спорт, кино, музыка, общение с друзьями и т.д.

У вас совсем нет желания «привязываться» к рабочему месту, и проводить там 5-6 дней в неделю с утра до вечера, приходить домой злым и уставшим, иметь две жалких недели отпуска за 6 месяцев бесконечного труда. Ваша любимая работа или дело жизни должно позволять вам наслаждаться каждым днем, регулярно отдыхать, открывать новые места и общаться с семьей. Исходя из этого, источник заработка лучше сделать удаленным и автономным, хотя бы отчасти.

Но вы не ставите в приоритет независимость и свободу, и вполне готовы уделять призванию столько времени и сил, сколько нужно. Но это так лишь в том случае, если занятие позволяет вам реализовывать свои замыслы, получать вдохновение и отдачу. Поэтому лучше всего, чтобы ваше дело принадлежало вам, если же это не так, оно в любом случае должно давать вам свободу, о которой вы мечтаете.

Вы, наверное, заметили, что пока что мы рассуждаем лишь об условиях труда, но его содержание остается под вопросом. Так чем конкретно вам заняться? Можно стать программистом или копирайтером (или выбрать другое направление фриланса), а можно и . Самое главное здесь – чтобы это дело позволяло зарабатывать и оставаться свободным.

Но как же личные предпочтения и приношение людям пользы? И тут кроется хитрость – на самом деле никто не говорит о том, что это зависит от работы. Подумайте сами: начав заниматься идеальным делом, которые дает вам свободу и достаток, вы получите и много времени, которое сможете уделять тому, что вам интересно.

Безусловно, было бы хорошо, если бы источник дохода сам по себе уже позволял это делать, но, во-первых, сегодняшние реалии таковы, что такой «работы» очень немного, а во-вторых, это не обязательно. К примеру, вы можете и постараться монетизировать это дело, чтобы достигать своих целей. Но вместе с этим можно освоить искусство фотографии и начать продавать свои услуги фотографа. Ради этого, конечно, тоже требуется потрудиться, но зато потом у вас будет оставаться время на писательство.

Развивать сказанное можно очень долго, но уже сейчас мы можем сделать один принципиальный вывод: призвание в обязательном порядке должно быть подчинено жизненным целям. И здесь особого внимания заслуживает вопрос выбора этого призвания, как в жизни, так и в профессии.

Умение выбирать

Способ заработка вовсе не обязан соответствовать вашим талантам или призванию, но он должен позволять достигать вам целей. Вернемся к нашим примерам: вполне вероятно, что вы не обладаете чутьем фотографа, и фотографирования нет у вас в крови. Но согласитесь: разве вы не стали бы заниматься профессиональной фотосъемкой, если бы она позволяла вам быть независимым и свободным, иметь много времени на любимые дела и делать мир лучше, привнося в него красоту? Скорее всего, вы были бы не против такой работы.

Любой из нас нуждается в средствах к существованию – это правда жизни. Пусть вы и не витаете в облаках от счастья, бегая вокруг женихов и невест со своим «фоторужьем», но если это дело не требует постоянной занятости и позволяет неплохо жить, то почему бы и нет, не так ли?

Множество людей работают по 6 дней в неделю, и как было бы прекрасно, если бы такая работа была им в кайф, ведь они практически живут на ней. Однако это совсем не так, но все же они работают, хотя это и не их выбор в полном понимании этого слова. Несмотря на это, ища призвание, они стараются сделать свою жизнь лучше, чтобы необходимость в нелюбимой работе отпала навсегда.

И тут как раз заходит речь о выборе: в поиске своего предназначения люди начинают менять одну работу на другую, одного работодателя на другого, один шестидневный или пятидневный график на другой. А есть ли в этом смысл? Не будет преувеличением, если мы скажем, что смысла здесь нет, т.к. это бег по кругу. Было бы наивным полагать, что, будучи продавцом, мы, поменяв один торговый зал на другой, найдем свое призвание. Продажи – просто пример, но он касается любой сферы.

Быть может, есть здравое зерно в том, чтобы вообще сменить профиль? Но и тут можно загнать себя в ту же ловушку: вот вы уже не продавец, а офис-менеджер, а вот вы уже и не менеджер, а IT-шник в крупной конторе, но что поменялось? А не поменялось ничего – вы все так же встаете по утрам, мчитесь на работу и делаете что-то, что нужно кому угодно, но только не вам, продолжая мечтать, что когда-то поиск предназначения увенчается успехом.

Занимаясь любой деятельностью, которая не приближает вас к достижению намеченных целей, вы впустую тратите свое время. Делая выбор между разными формами одной и той же деятельности, вы никогда не найдете своего призвания, ведь выбираете там, где выбора попросту не существует. И это есть вторая основная проблема, мешающая находить свое предназначение. И уже отсюда следует еще один основополагающий вывод: призвание может заключаться в совершенно разных вещах.

Но не стоит думать, что рассмотренные нами проблемы исчерпывают вопрос поиска любимой работы или дела жизни. Есть и еще несколько не менее важных вещей, затрудняющих поиск предназначения.

Ограниченность и рутина

Бывает так, что человек вроде как находит свое призвание, но оно, вопреки логике, становится не источником его счастья, а камнем преткновения. Постарайтесь уяснить важную мысль: найдя в жизни то, что вам нравится и то, чему нужно будет отдавать всего себя, вы рискуете лишиться свободы и независимости. Новое занятие может просто ограничить вас, и, спустя некоторое время радости, вы осознаете, что снова загнали себя в угол.

Или дело жизни не значит найти новое колесо, в котором нужно бегать, словно белка. Стоит сохранять осторожность, с головой вдаваясь в новые увлечения и делая на них «все ставки». Всегда должен оставаться простор для маневра, и это означает, что не нужно себя ограничивать чем-то одним. Как мы и сказали, призвание может заключаться в разных вещах, но чтобы их отыскать, нужно иметь пространство для поисков.

Ко всему прочему, практически любое занятие всегда включает в себя элемент рутины, и от любой работы, даже самой творческой, можно просто-напросто устать. Найти дело, которое до конца жизни будет приносить удовольствие, конечно же, можно, но очень и очень нелегко, и велика вероятность, что от былого запала через пару лет не останется и следа.

В поисках предназначения нужно всегда держать в голове мысль, что со временем что-то вновь захочется изменить. Желание перемен – это нормальное для человека состояние, а потому мы в очередной раз говорим, что не нужно втискивать себя в рамки какого-то одного занятия или одной профессии. Полагать, что смысл жизни состоит в чем-то одном, в корне неправильно.

Из всего этого можно заключить, что нужно стараться искать несколько направлений, соответствующих жизненным целям, и заниматься тем, чем в данный момент хочется. И все-таки как найти такие вещи? Этот вопрос абсолютно уместен, ведь говорить и думать – это одно, а делать – абсолютно другое.

Поиск правильного направления

Определить правильное направление для движения непросто, ведь нужно найти то, что будет отвечать поставленным целям. Думаем, вы согласитесь с нами, что любой человек стремится к счастью – это естественная потребность. Но вот способы достижения этого состояния в каждом отдельном случае будут различаться.

Мы (и не только мы) уже не раз говорили, что по большей части состояние счастья обусловлено внутренним состоянием человека, нежели внешним факторами. Счастье – это внутренняя гармония, адекватное восприятие окружающего мира, но никак не наличие машины и загородного дома или статус директора большой компании.

Если человек несчастен внутри своего существа, никакие мирские блага не изменят ситуацию. Может быть, иногда ему и будет казаться, что он счастлив и все в жизни прекрасно, но эти моменты настолько сиюминутны, что будут исчезать, когда станет проходить радость от обладания чем-то. В результате придет понимание того, что и это не счастье, и весь круговорот начнется сначала.

Мы хотим сказать, что не совсем верно ставить перед собой целью достижение определенных материальных благ. Самое важное – отыскать счастье в себе самом, и уже после этого придет понимание того, к чему стремиться в жизни, чему ее посвящать, в чем состоит предназначение.

Жизненный опыт огромного количества людей говорит, что никакие духовные и жизненные поиски не приносят успеха, если человек не знает, что именно делает его счастливым. Люди меняют профессии и работы, переезжают с места на место, надеясь, что вот сейчас-то все станет иначе. Но радость так и не приходит, все повторяется заново, и приходит разочарование и депрессия.

Так вот весь сыр-бор и состоит в том, что эти люди не смогли найти свой внутренний источник счастья. И чтобы ситуация не усугубилась, нужно спросить себя: «А почему я несчастен? В чем причина моих страданий? Иду ли я по верному пути или пытаюсь открыть те двери, которые навсегда останутся для меня запертыми?»

Нет, мы не станем спорить, что на внутреннее состояние очень сильно влияет и то, чем мы занимаемся, и состояние обеспеченности, и обладание материальными благами. Но это не корневая причина, и понимание того, что проживаешь свою жизнь не зря, ни в коем случае не должно зависеть ни от денег, ни от машин-квартир-айфонов, ни даже от достижения целей. Счастье должно быть внутри, а иначе даже найденное предназначение ничего не изменит.

Искать любимую работу или дело жизни, заниматься поиском предназначения и определением своих жизненных целей и приоритетов необходимо, начиная с себя. А что делает вас счастливым? Ответить на этот вопрос можете только вы сами, и чтобы найти ответы, нужно, опять же, спросить себя:

  • Что я хотел бы изменить в этом мире?
  • Что я хочу изменить в своей жизни?
  • Чем мне нравилось заниматься в детстве?
  • О чем я мечтал, когда был маленьким?
  • Чем мне нравится заниматься и в чем я мог бы стать лучшим?
  • Чем я мог бы заниматься на протяжении многих лет?

Пройдите этот своеобразный тест, запишите ответы на вопросы, а потом выберите время и обстоятельно их обдумайте. А еще вспомните о том, что жизнь скоротечна, и чем старше мы становимся, тем быстрее летит время. Занимались бы вы тем, чем занимаетесь сейчас, если бы вдруг узнали, что жить осталось полгода или максимум год? Если ответ на этот вопрос отрицательный, подумайте, что бы вы стали делать, если бы такая ситуация случилась, и почему вы вообще занимаетесь тем, что для вас не имеет значения?

В большинстве случаев люди всегда знают, чего хотят от жизни. Но с возрастом многие стремления и желания «затираются», мечты кажутся несбыточными, реальность становится необходимостью выполнять какие-то дела, решать проблемы, зарабатывать деньги. Жизнь превращается в дорогу в никуда. Но это можно изменить, если , задавать себе правильные вопросы, взять ответственность за себя и свои желания, принять идею уходящего времени и выстраивать действия в соответствии со всем этим.

Итог размышлениям

В начале нашей статьи мы говорили, что вряд ли сможем предложить готовый метод поиска своего предназначения. И это действительно так, потому что поиск призвания – дело сугубо индивидуальное, даже в некоторой степени интимное. Здесь нет шаблонов или техник, которые можно просто выполнить, и все разрешится, как по мановению волшебной палочки.

Но все же мы думаем, что наши размышления о смысле жизни и счастье смогут направить ваши мысли (и будущие действия) в нужное русло. Чтобы понять, что вам нужно, отмечайте те моменты, когда к вам приходит ощущение гармонии, покоя и того, что все хорошо.

Можно годами сидеть в офисе, а однажды, поддавшись на уговоры друга, через силу прыгнуть с парашютом и понять, что это то, о чем вы мечтали всю жизнь. Можно кидать коробки на складе, а в один прекрасный день написать от нечего делать небольшой рассказ и понять, что именно этим вы хотели заниматься с детства. Можно поехать в отпуск и, валяясь на пляже, задаться идеей удаленной работы, чтобы иметь возможность познавать мир, и, в итоге, прийти к дизайну интернет-сайтов.

В общем, ответ на вопрос, как найти свое предназначение, состоит, помимо прочего, в том, чтобы иметь смелость и дерзость пойти на зов своих желаний и мечтаний; в том, чтобы дать волю своей фантазии; в том, чтобы понять, что ваше счастье в ваших руках. Изучайте себя, общайтесь с целеустремленными и увлеченными людьми, расширяйте собственные границы, размышляйте о жизни, пробуйте новое, уделяйте время тому, что для вас важно, тому, что нравится, а не потакайте своим слабостям и привычкам. Это и есть то, что позволит вам найти свое призвание.

И, конечно, мы просто не можем не посоветовать вам парочку книг на данную тему. Это книга «Ставь цели! Найти свою цель и достичь ее за 1 год» (Ицхак Пинтосевич) и «Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом» (Кен Робинсон). А также посмотрите это видео от Кена Робинсона, где этот удивительный человек рассказывает о призвании и его значении.

Мы искренне надеемся, что наш небольшой философско-аналитический очерк прояснил для вас какие-то моменты о поиске своего призвания, и вы сможете найти занятие по душе, любимую работу или дело жизни. Желаем вам удачи и верности себе!

; 2) ярко выраженная склонность к тому или иному виду творчества, деятельности, к той или иной специальности, профессии.

Чем понятие «осуществление призвания» отличается от понятия «реализация таланта»?

В ряде случаев термины «призвание» и «талант» могут интерпретироваться как синонимы. Однако не всегда. Ведь если одаряет человека какой-либо способностью (талантом), то и желает, чтобы эта способность была реализована им настолько, насколько этого требуют условия Божьего Домостроительства. В случае правильного, богоугодного отношения человека к своему таланту последовательное, деятельное его раскрытие будет соответствовать Божественной воле. Можно сказать, что Бог призывает человека (в том числе и) через дарование ему того или иного таланта. Чем заканчивается игнорирование такого Божественного дара, показано в притче о талантах ().

С другой стороны, мы должны понимать, что раскрытие человеком индивидуального таланта может осуществляться как в согласии с вечным замыслом Божьим, так и вопреки (см.: ).

Скажем, Господь наделил такого-то человека способностью рисовать. Но он, развивая и реализовывая эту способность, может направить её как на написание грубых, развратных полотнищ или идольских образов, так и на написание православных икон.

Другой пример. Человек наделен способностью к литераторской деятельности. Также, как и в предыдущем варианте, он может писать зловредную прозу, а может стать добрым писателем. Так, Лев Толстой оставил нам богатое литературное наследие, много писал о хорошем, вскрывал недостатки людей, выказывал их лучшие стороны. Однако пошёл против Церкви и даже против Самого Господа Иисуса Христа, стал отрицать Его Воскресение, Его Божественное достоинство. К сожалению, многие читатели, увлёкшись его писательским мастерством, авторитетом, известностью, последовали за ним как за светочем и уклонились от Истины. Реализовал ли он свой писательский дар? - Реализовал. Но исполнил ли он Божье призвание? угодил ли Тому, Кто вложил в него этот дар?

Стало быть, реализация человеком личного таланта не всегда ведёт к осуществлению Божьего призвания, а только тогда, когда человек относится к нему нравственно ответственно, тогда, когда данный от Бога талант направлен в сторону Добра. В этом случае Бог становится Его Помощником и Покровителем.

Я думаю, сразу же нужно заметить, что словом призвание называют разные вещи. Есть привычное, почти бытовое употребление (в сущности, означающее врожденную склонность к чему-то, талант) – и есть другое, собственно религиозное представление о призвании. Это разные вещи, я думаю. Больше того: я думаю, что неразличение их опасно, об этом я скажу позже. Во втором случае исходный смысл этого слова – призыв – очень прям и конкретен (есть голос призывающего, есть конкретное дело, к которому того или другого человека призывают, как пророка Иону или Франциска Ассизского или Жанну д’Арк). В первом же случае, в привычном употреблении «призвания», этот смысл – непосредственного, ясного, «со стороны» приходящего призыва – скорее метафоричен. Здесь человек прислушивается к собственному внутреннему расположению. Но я начну с этого первого случая.

Призвание в этом смысле совпадает с физическими и умственными и душевными способностями и склонностями человека. Человек как бы находит свое место в мире: здесь ему хорошо как нигде, здесь то, что другим было бы трудно или скучно, доставляет ему удовольствие (как говорят «не оторвешь!»), здесь у него легко получается то, что другим не дается: здесь он продуктивен , гетевскими словами. Счастлив тот, кто это свое место находит рано, и у кого достанет сил держаться за свою находку. Потому что не всякое такое свое место пользуется уважением в обществе, не всегда эту тягу одобряют ближние. Я встречала немало людей, которым родители не дали осуществить такую природную склонность (считая, например, что гуманитарное образование или музыка или философия – ненадежное дело, и вынуждая детей получать «солидное», техническое, скажем, образование). Или другие обстоятельства мешали. Эти люди впоследствии, отдав свой долг сыновнего или дочернего послушания или же дань обстоятельствам все равно возвращались к тому, что их влекло (обычно уже с уроном упущенных лет) – или же всю жизнь жили с горечью собственной неосуществленности. И это, природное призвание, как мы видим, сильнее человека. Изменить ему без потерь для себя невозможно.

Много ли на свете занятий, к которым испытывают такое ярко выраженное призвание? Мне кажется, беда в том, что мы, современное общество, располагаем очень узким репертуаром таких «призваний». Наука, искусство… что еще? Если еще могут порой сказать, что есть призвание повара, что кто-то повар «по призванию», гениальный кулинар (поскольку кулинария – тоже род творчества), то разговор о призвании, допустим, зубного врача будет звучать уже странно; во всяком случае, непривычно. Между тем я встречала человека, у которого явно было к этому призвание. Ничего на свете не было ему интересней, чем строение зубов и вообще все, что с этим связано, и сама деятельность, которой он занят и которой он служит людям. Это был и талант и самая сильная увлеченность. Мне приходилось встречать такого же шофера по призванию…

Но обычно такие вещи не обсуждаются И поскольку они не обсуждаются, то многие люди чувствуют себя обделенными призванием, потому что «человека призвания» привычно искать в очень узком кругу профессий: музыкантов, художников, ученых – в кругу традиционно почитаемых занятий, куда входят «избранники». И это, конечно, большая ошибка или недосмотр, если хотите. Из-за этого происходит много бед, много жизней ломается – и больше всего, по моим наблюдениям, как раз не у тех, кому не дали осуществить артистическое или интеллектуальное призвание, а у тех, кто выбрал этот путь вопреки явному отсутствию личного призвания. Сколько людей берется писать стихи именно потому, что это высоко ценимое занятие. Или потому что они в самом деле любят и чувствуют стихи – уже написанные стихи. И в результате жизнь их навсегда испорчена. Дело не в том, что они пишут плохие стихи – хуже другое: они живут ложной жизнью, «жизнью поэта». Они играют чужую роль, и плохо играют, поскольку что такое настоящая «жизнь поэта», им не известно, им известен стереотип. Этот стереотип они и разыгрывают в жизни. На настоящего поэта больше похож настоящий рыбак (вообще кто угодно настоящий), чем такое изделие. Да, область «творческих профессий» – это место, где больше всего совершается ошибок, где люди выбирают себе чужую жизнь.

Стоило бы прервать эту инерцию, стоило бы принять во внимание, какими разными – и какими неожиданными – могут быть настоящие профессиональные призвания. И не только профессиональные – круг наличных в нашей цивилизации профессий куда уже наклонностей человека! Нет такой профессии «друг», скажем, а призвание быть другом есть. И самый простой, я думаю, критерий различения призвания: чувствует ли человек, что ему хорошо, когда он занят тем или другим. Работа по предназначению, по призванию, доставляет радость сама по себе, независимо от ее результатов. Человеку в это время больше ничего не нужно. Ему не так уж важно, принесет ли это ему успех, признание. Он счастлив, когда он просто делает вот это . Он чувствует, что здесь, именно здесь полнота его жизни. И это могут быть страннейшие вещи. Вот что, вероятно, нужно напомнить современному человеку, который настроен на очень узкий репертуар «призваний», – что их гораздо больше. Стоит просто быть к себе внимательнее и замечать, где тебе хорошо. Где тебе хорошо, там ты делаешь свое дело. Это и есть природное призвание. Оставим пока это слово, хотя, мне кажется, здесь более уместно другое слово: предназначение, скажем. Но – возражу я себе – и это критерий не абсолютный. Ведь графоману бывает очень хорошо, когда он составляет свои вирши! Он переживает экстаз, какого и Шекспир не знал. И безумец часто чувствует себя «на своем месте» больше, чем здоровый человек! Стоит задуматься…

Но так или иначе, это осуществляемое природное призвание или совпадение с собственным местом – великая удача. Если такое случилось, рано или поздно, человек может сказать: «Наконец я знаю, что такое жизнь. Я живу, а не отбываю срок и не отрабатываю долг, я на своем месте». Такое может случиться в разные времена, в разные эпохи человеческой жизни В детстве, в юности, а бывает, и достаточно поздно. Вдруг человек находит какую-то точку, где ему хорошо, где он как будто и должен быть, находит то, для чего он рожден.

Но повторю, мы пока говорим не о собственно духовном призвании. О природном даре, природном влечении. И такое природное призвание несомненно к чему-то обязывает. Когда говорят, что Н.Н. – человек способный, но ленивый, то скорей всего, он просто не слишком способный, не до конца способный. Потому что настоящая способность – это и способность трудиться. Для человека со стороны может показаться, что профессиональный музыкант, исполнитель – мученик. Несколько часов сидеть над каким-то одним пассажем? Для меня бы это было просто пыткой! Но для него это вовсе не принудительный и тупой труд, это и есть его призвание. А что говорить о физических страданиях балерин? Или о филологе, перерывающем груду томов в поисках одного слова? Представление о каких-то отвлеченных от «труда» «способностях» очень поверхностно. Способность к терпению и труду – часть дара, может, определяющая часть. Но подчеркну – способность к труду, счастье добровольного труда.

Конечно, не стоит упрощать. Бывает, что человеку видится, что призвание требует от него слишком многого, и ему хочется сбежать и заняться другим, или ничем. Хорошо если тебя поправят и направят со стороны. Хорошо, когда к мальчику Моцарту приставлен такой отец, который не даст ему сбежать от призвания. Но, повторю, сама способность к труду – это, может быть, самая главная способность. Способность к росту, способность к тому, чтобы не жалеть себя и не чувствовать при этом, что твои труды это «жертва», та которой должно последовать какое-то вознаграждение, какое-то достижение (как пушкинский Сальери описывает свои занятия). В советское время не любили тему дара : она не вписывалась в материалистическое мировоззрение, в классовую теорию, в популистскую эстетику. Предпочитали говорить о труде. Людей, дескать, различает не некая таинственная одаренность, а просто трудолюбие. Приводили при этом разные авторитетные мнения, вроде слов П.И. Чайковского о том, что в произведении не то 90% труда, не то 95% (не помню статистику) и, соответственно 10 или 5% таланта. Те, кто стали великими, просто хорошо поработали. Это несомненно правда! Одно здесь умолчано: что это дар труда, вдохновение свободного труда.

Когда на пламени труда
Живей кипит воображенье,

как писал Пушкин. Как ты ни заставляй и ни уговаривай потрудиться того, у кого к этому нет дара, ничего не получится. В таком труде не будет огня. И кипеть на нем нечему.

Так что само это разделение на «талант» и «дар» слишком плоское. И не только труд или «работоспособность» входит в дар, но и своего рода стихийная аскеза. Какое-то принятие ограничений, естественная аскеза есть в каждом из таких природных призваний. Как известно, апостол Павел ставит в образец христианам атлетов, спортсменов: если они хотят победить, они непременно воздерживаются от того или другого. Спортсмен – самый наглядный образец физической аскезы. Чтобы тело твое оставалось послушным, и его можно было использовать как хороший инструмент, от многого следует отказаться. В других профессиях такое естественное воздержание может быть меньше связано с чисто физическими ограничениями, а скорее с умственными и душевными. Здесь опытный мастер – в каком-то смысле сам себе тренер, он знает и постоянно узнает, что вредно для его дела, после чего он не может вернуться к своей работе. Быть может, есть здесь и общие простейшие закономерности. Например, все, что рассеивает, все, что развлекает, все, что оглушает, – это очень затрудняет людям умственного труда возращение в свою область.

И вероятно, только людей призвания, занятых тем, что они любят, что они ставят выше себя, можно назвать вполне состоявшимися людьми. Им можно позавидовать, каково бы ни было их призвание: у них есть то, чего не отнимают никакие обстоятельства. В любых обстоятельствах они займутся своим делом. Мне приходилось слышать, в каких обстоятельствах это оказывалось возможным. Так великий астроном Козырев рассказывал, как в сталинских лагерях, прикованный к тачке, он наблюдал звездное небо. И тачка, и заключение становились для него второстепенным обстоятельством. Он продолжал свое дело. Или мой учитель, филолог Михаил Викторович Панов рассказывал: в действующей армии, на передовой (он был артиллеристом), когда уже началась немецкая атака, он думал о возможности верлибра, свободного стиха в русском языке. Бояться атаки ему было некогда.

Вот что такое призвание. Оно как бы вынимает человека из непосредственных обстоятельств, освобождает – и дает ему опору навсегда. Мы говорили, что это требует и труда, и определенного воздержания, но все это воспринимается как добровольное дело. Таких людей часто описывают как героических и жертвенных, но изнутри это выглядит совсем не так. Они рады тому, что делают, они этим живы, и у них нет чувства принесения тяжкой жертвы. Владимир Вениаминович Бибихин последнюю ночь своей жизни провел за правкой книги о Витгенштейне. У него не было уже сил пошевельнуть пальцем. Редактор сидел у постели и зачитывал ему вслух не выясненные места. Они проверяли перекрестные ссылки. И кончили этот технический (!) труд только тогда, когда Владимир Вениаминович заснул. Это был его последний сон. Многие скажут: вот героизм, неслыханное самопожертвование! Но я уверена, сам Бибихин с этим бы не согласился: для него это было не жертвой, а спасением, самой жизнью. Жизнью до последнего момента.

Мы говорили уже о невнимании общества к многим призваниям, предназначениям, о слишком узком круге «избранных» занятий. И вот если человек попал не на свое место, он всегда будет чувствовать себя каким-то никчемным, отбывающим срок жизни. Он будет неспокойно относится к другим, завидовать… А можно было бы попытаться найти, где же все-таки мое настоящее место. Оно может быть очень странным. Про себя я, например, могу определенно сказать: У меня явно есть призвание быть уборщицей и садовым рабочим. В такого рода занятиях я не чувствую труда, они дарят мне лучшее из удовольствий – удовольствие чистой совести. И что же? Бросить другие мои занятия и пойти в уборщицы? Поразмыслив, я думаю, что это «призвание» уборщицы по существу не противоречит тому, чем я занимаюсь в других областях, в слове, в мысли. В принципе я делаю что-то похожее и там. Мне хочется освободить пространство от лишних, грязных, испорченных вещей. Не наполнить его чем-то еще, а скорее – освободить. Так что моя страсть к уборке или расчистке сада скорее дает мне наглядный образ моих умственных занятии. Следить и увязывать…

Что отличает людей, которые действительно нашли свое место? Прежде всего, как я замечала, то, что они гораздо меньше думают о себе. Они свободнее от фундаментальной болезни современности, от этого бесконечно проблемного «я». Кто я такой, и каков я и т.п., и т.п…. Наполеон я или тварь дрожащая, гений я или по гений? В их случае это не то чтобы скромность: это занятость.

Мы помните, этим вопросом Сальери: и я не гений? – кончается «Моцарт и Сальери» Пушкина. Отец Иоанн просил меня в ходе разговора коснуться этой вещи, «Моцарта и Сальери». Что это за контраст; дара и труда или избранника и самозванца? Сальери не самозванец. У него явно есть призвание, рано открывшаяся впечатлительность и страсть к музыке (как он описывает свое первое впечатление от музыки в детстве, как он чувствует музыку Моцарта). Вероятно, ошибка его в другом: его призвание не творческое. Музыкальное, но не творческое, если бы он стал… Нехорошо делать такие эксперименты с произведением искусства, но, допустим, что мы рассматриваем пушкинское сочинение как случаи из жизни. Допустим, такой человек как Сальери, который с первых дней так чувствует силу музыки, который так понимает с первого слуха то, что ему играет Моцарт, какое у него может быть призвание? Интерпретатора. Критика. Исследователя музыки. Несомненно. И если бы он стал критиком, великим, проницательным критиком? Почему ему это не пришло в голову? Потому что композитор, творец заведомо выше. Создавать музыку почетнее, чем ее интерпретировать. А если бы он стал критиком, ему не пришло бы в голову мерять себя Моцартом. Это совершенно другое. Моцарт же — подчеркну: как он изображен Пушкиным – этим критическим чувством совсем не обладает. Ему это не нужно. Он играет, и не может оценить того, что играет. Они прекрасно дополняли бы друг друга: создатель - и интерпретатор.

Характерно, что как раз у пушкинского Сальери, у человека, который занимается не совсем своим делом, все время встает вопрос: зачем? Какая польза? Он постоянно спрашивает: какая польза в гении Моцарта? Человек насвоем месте этого не спрашивает – как природа не спрашивает, зачем она что-то делает: зачем течет река, зачем стоят горы. У Мейстера Экхарта есть размышление о том, что, если бы мы тысячу лет задавали вопрос жизни, зачем она живет, и она соизволила бы нам ответить, ее ответом было бы: «Я живу чтобы жить».

Мой учитель Никита Ильич Толстой как-то сказал мне, еще в университетские годы: «Если Вам, Оля, за каким-то делом придет в голову вопрос: а зачем это? – бросайте это дело (речь шла о выборе темы исследования). Все можно делать только до тех пор, пока не возникает вопрос: а зачем это? Это знак того, что Вы не на своем просто месте. Все настоящее делается ни за чем. Просто так».

Итак, мы пока говорили о природных призваниях. Духовное призвание в собственном смысле, я думаю, совсем другое. Это несомненно так, если мы обратимся к реальным историям таких призваний. Ими полно повествование Священного Писания.

Но предварительное замечание: как и в первом случае, стоит помнить о многообразии призваний, об их неожиданности. Св. Писание предлагает нам истории великих призваний, истории людей, решительно избранных из среды своего народа. Следует ли из этого, что есть непризванные люди и, больше того, что именно таких людей – большинство, людей без духовного призвания? Я думаю, вы согласитесь со мной, что у каждого человека, поскольку он сотворен человеком, должно быть свое место, должен быть замысел о нем. Понять этот замысел, совпасть с ним – другое дело. Но не может быть человека, который ни для чего не нужен. Ненужного человека, совсем ненужного не может быть. Иначе мы с вами исповедовали бы другое богословие.

Герой Пастернака («Доктор Живаго») говорит: вы заботитесь о воскресении, но вы не заметили, что вы уже один раз воскресли – когда родились, когда были приведены из небытия в бытие. Это уже воскресение, первое воскресение. И в этом смысле каждый рожденный человек уже призван, вызван из небытия для жизни.

Кто меня всесильной властью

Из ничтожества воззвал?

как спрашивает Пушкин в печальных стихах, написанных к дню своего рождения («ничтожество» на его языке – небытие). Сама по себе жизнь есть призвание, Ее могло бы не быть. Нельзя принимать это как простую данность: ну живу – и живу. Стоит помнить, что мы «призваны к жизни» и сама по себе жизнь уже есть духовное призвание. Так что кроме различительного призвания, допустим, музыкального или какого-то еще, есть это первое и общее человеческое призвание – жизнь. Здесь исключений нет, если мы разделяем христианскую веру, если мы повторяем, что Христос «освещает и просвещает всякого человека, приходящего в мир», то не может быть и ненужных, не избранных для жизни, не просвещенных изначально людей. Это, я думаю, и есть первое духовное призвание: жить.

А другое призвание, так сказать, второе избрание, призвание уже в строгом и конкретном смысле слова – о нем и повествуют библейские истории. Здесь в слове «призвание» звучит его прямой, исходный смысл: зов. Этот зов принадлежит Другому. Сам человек не может себя призвать. Прежде должен быть голос, который зовет. Человек отвечает на этот зов, как ответил Авраам – и пошел неизвестно куда.

Вот здесь-то мы видим очень странную вещь. Если природное призвание, как мы описывали, в глубочайшем смысле соответствует природе человека, то здесь как будто все прямо наоборот. Это призвание противоречит всей данности человека, которого призывают. Первое, что говорит такой призванный человек, это, как правило, отказ. Он отвечает, что просто не может исполнить того, что от него требуется, по совершенно очевидным причинам. Пожалуй, я не вспомню противоположных случаев. Авраам как будто не спорил. Но дальше… Уже престарелая Сарра смеется, когда ей предвещают родить сына. Самая вопиющая история – это, конечно, Иона. Вот до чего он сопротивлялся, до того, что попал уже в брюхо рыбе: но и после этого не перестал. Вспомните все эти призвания – вплоть до Благовещения (надеюсь, что это не звучит кощунственно). Первое слово Призванной: «Но как я могу это сделать? Я не знала мужа». Призванные призываются к невероятным для них вещам, к невозможным. «Объективно» невозможным. Пророки приводят доказательства этой невозможности: Иеремия молод, Моисей косноязычен…

Почему же здесь человек выбирается как бы вопреки его природе и наличным возможностям? Девица или старуха – чтобы родить, мальчик – чтобы поучать старцев… Это, я думаю, остается тайной. Но как будто бы в универсальный сюжет призвания входит сопротивление того, кто призван. Почему-то он сопротивляется. И он по-своему прав! Это как если бы хромому велели стать танцором или немому – спеть арию. Почему бы не выбрать для этого более подходящих исполнителей? И вот здесь – в отличие от того, что мы назвали природным призванием, – вместе с призванием создается другая, новая природа человека. Он получает все необходимое для исполнения призыва. Моисею дается дар речи и т.д. Изначальные, данные свойства человека оказываются несущественными. Почему так? Мы можем только остановиться в недоумении, В самом деле: почему бы не выбрать блестящего оратора, чтобы он говорил с народом? почему бы не послать менее строптивого человека, который сразу же ответил бы: «Да, я сейчас же пойду в Ниневию и все им расскажу». Нет, почему-то почти всегда выбирается такой сопротивляющийся материал. Быть может, для того, чтобы была очевиднее, как говорится, слава Божия, сила, которая совершается в бессилии, – вот, вновь из ничего, из праха творится человек, когда это нужно. Но может быть, есть другая готовность и пригодность, которых сам человек в себе не знает – и на основании которых он и призывается… Во всяком случае, библейские истории призвания как-то проясняют ту высочайшую ценность, которой в христианстве наделяется послушание. Мучение послушания, труд его и загадка состоят в том, что оно чаще всего противоречит нашей наличной природе. Наша природа, наши склонности отталкивают его: нам велят другое ! И мы не можем сказать: «Чур, не я! Нет, это не для меня, это для кого-то другого!».

Вот на этом я и кончу.

И. Пономарева : Значит ли то, что если человек не задает себе вопроса о своем призвании, значит ли это, что он просто духовно незрелый? И наоборот, если он задумывается, ищет, это знак его духовной зрелости? Есть какая-то здесь закономерность?

Ольга Седакова : Вы знаете бывают очень суетные поиски. В искусстве это очевидно. Не помню, кто из замечательных мастеров сказал об «исканиях»: «они ищут там, где нужно находить». «Находят» как будто ненароком. «Искать» можно до конца жизни. Бывает, что такие поиски – вовсе не знак того, что человек созрел, а как раз наоборот. Кроме того, человек может исполнять свое задание безо всяческих поисков, даже не думая, что он что-то особенное делает. Вы наверняка знаете известный сюжет в разных Патериках: великий подвижник в пустыне в какой то момент решает, что он достиг последних высот в духовном совершенстве и спрашивает в молитве, есть ли кто достигший большего? И слышит ответ: «Поезжай в такой-то город и там на такой-то улице увидишь сапожника; вот он достиг большего». Он слушается, находит этого сапожника и расспрашивает его о духовных подвигах. Сапожник же ему говорит: «А и ничего особенного не делаю». В дальнейшем выясняется, что то, что он делает не замечая и не считая особым духовным делом, и есть лучшее исполнение духовных требований. (Этот сюжет по-новому повторил Лев Толстой в «Отце Сергии»: помните, как отец Сергий навещает Пашеньку?) Может быть и такое. Человек исполняет призвание, не ища его, не видя, не отдавая себе в этом отчета. И такое исполнение может быть оценено выше. Видимо потому, что оно совсем искреннее. Что это и есть та самая «полная мира» и «переполненная чаша». Такая мера самоотдачи, что не остается пространства для взгляда на собственное действие со стороны.

Нет, я не стала бы говорить со всей определенностью, что те, кто ищут, уже проснулись, а те, кто не ищут, спят. Наверно, какое-то другое различение нужно найти для такого сна и пробуждения.

И. Пономарева : Ольга Александровна, а по каким законам должен жить человек призванный? Если он действительно однажды понял, что никуда не деться?

Ольга Седакова : Я думаю, что он и будет их открывать. Будет открывать эти законы. Он будет понимать, что лично ему (здесь очень важен этот личный момент) во вред и на пользу. Другим вот это, например, можно, а ему почему-то нельзя. Он может даже и не уметь объяснить себе, почему. Но откуда-то он это очень точно знает: он знает – или чует (Бродский говорил, что он руководится нюхом, как собака), на каком месте он может нарушить что-то такое, что отразится на его даре. Есть поразительное место в дневниках Толстого (В.В. Бибихин его часто вспоминал): «можно убить человека и не совершить греха, а можно так откусить кусок хлеба, что это будет смертельный грех». Это наблюдение художника. Мы знаем рассказы, правдивые и апокрифические, о разгульной жизни знаменитых художников. На их произведениях эти грубые нарушения морали почему-то фатальным образом не отражаются. Но есть то, что непременно отразилось бы, что исказило бы самое существо призвания. Что это? Я думаю, в разных случаях разное, Эго зависит, видимо, от самой вещи, которую от него ждут, к которой он призван. Что нужно для этой вещи, то от него и требуется.

Е. Новикова : Ольга Александровна, как Вы думаете, возможен ли такой вариант: человек так и не нашел предназначенного ему места, как первую ступень, которую Вы назвали, но в то же время он исполнил призвание? То есть, духовное призвание он исполнил, а предназначения своего не нашел.

Ольга Седакова : Думаю да. В таком случае мы можем думать, что его предназначение и было духовным призванием, а не чем-то другим. Про того сапожника из Патерика, о котором мы вспоминали, не сказано, чтобы он был изумительным, лучшим сапожником в городе. Сказано, что заработанные этим ремеслом деньги он раздавал.

Е. Новикова : А, например, когда предназначение человека вступает в противоречие с его призванием?

Ольга Седакова : Да, спасибо, Ваш вопрос напомнил мне, что я еще не сказала одну важную вещь, о которой собиралась сказать. Если это предназначение (природное влечение, талант, способность найти свое место в жизни и быть продуктивным на этом месте), если его принимают за собственно духовное призвание, что часто бывает, это очень опасная вещь. Тогда служение своему предназначению, дару превращается в идолопоклонство. А идолы, как любил повторять Аверинцев, требуют человеческих жертвоприношений. Есть интересный рассказ молодого Пастернака «Параллельные октавы», об органисте, который в увлечении своей игрой убивает собственного сына. Поздний отголосок романтического культа художника. Как бы не обсуждали запредельную для человеческого понимания историю жертвоприношения Авраама, это совсем другое дело. Пастернаковский художник не ведает, что творит. Он до всякого требования жертвы готов допустить для близких что угодно ради своего служения. Обожествление искусства, как и любое другое сотворение кумиров, плохо кончается. Но я уверена, что художники, которым удалось создать нечто великое, создали его именно потому, что не поклонялись искусству или творчеству как таковому, а все прочее и всех прочих считали лишь средством или материалом для него. Такого рода поклонение свойственно как раз людям типа Сальери, полупризванным.