Социально-демографическая подструктура включает такие признаки личности, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п.

Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью - 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Свыше 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.

В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18 - 40 лет (до 70 - 75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25 - 29 лет. Затем следуют 18 - 24-летние, 14 - 17-летние, 30 - 40-летние.

Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.

В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто рекрутируются преступники.



Следует заметить, что чем более дробным является деление социальных групп, тем более достоверными оказываются криминологические результаты. Например, среди совершивших преступления рабочих наиболее высок удельный вес лиц, занятых неквалифицированным трудом, тогда как рабочие высокой квалификации совершают преступления примерно в 25 раз реже.

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.

Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.

Для социально-демографической характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.

Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.

19. Социально-ролевая и нравственно–психологическая характеристики личности преступника.

Нравственно-психологическая характеристика - выражение отношения преступника к обществу в целом, принятым в нем ценностям и нормативно-одобряемым социальным ролям. В данную характеристику входят интеллект, способности навыки, привычки, волевые и эмоциональные свойства, установки, интересы, ценностные ориентации, отношение к нормам морали и права, потребности, избираемые способы удовлетворения потребностей.

Социально-ролевая характеристика позволяет увидеть личность преступника в реальной деятельности, определить, какие социальные позиции этот человек занимает. Для преступника по сравнению с законопослушным гражданином характерно менее ответственное отношение к своим социальным ролям в основных общественных институтах: в семье, школе, трудовом коллективе и т. д., большая степень отчужденности от законопослушных граждан, входящих в различные формальные и неформальные общества; тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности, к выполнению негативных социальных ролей.

Социально-демографические свойства личности не находятся в причинной связи с преступностью, но их анализ и обобщение позволяет составить обобщённый портрет преступника, определить, какие социальные группы наиболее нуждаются в профилактическом воздействии.

Социально-демографическая характеристика включает в себя:

  • 1. Пол;
  • 2. Возраст;
  • 3. Образование (не оконченное среднее, среднее, среднее специальное, не оконченное высшее, высшее);
  • 4. Род занятий (работает, не работает);
  • 5. Семейное положение (в браке, не состоит в браке);

Нами были исследованы социально-демографические характеристики 100 женщин, совершивших преступление в Кузнецком районе г. Новокузнецка.

Таблица 3. Характеристика женщин-преступниц по возрастному признаку, осужденных Кузнецким районным судом г. Новокузнецка

Как видно из Таблицы 3, наблюдается омоложение женской преступности. В 2010 г. количество преступлений совершенных женщинами в возрасте 14-24 лет выросло на 8 %, а в возрастной группе 25-29 лет - на 6 %. Наблюдается рост женской преступности и среди несовершеннолетних. Однако большую часть преступлений совершают женщины чей возраст 30-45 лет, что обусловлено спецификой условий, детерминирующих женскую преступность. Чаще всего эта специфика проявляется в сфере профессиональной деятельности женщин либо в их семейных и родственных отношениях. Профессия и семья в жизнь женщины вторгается после 20 лет, а к 30 - 35 годам женщины все больше ощущают проявление их некоторых негативных факторов, что иногда детерминирует их преступные проявления.

При постоянном росте женской преступности наибольшие темпы ее прироста в последнем десятилетии в целом по стране отмечены в группах женщин в возрасте 25 - 29 лет (+ 82,8%) и 18 - 24 года (+ 80,8%). Указанные возрастные группы в структуре женской преступности составляют около 30%. Что же касается образования, то образовательный уровень женщин-преступниц был всегда выше образовательного уровня мужчин-преступников (см. таблицу 4).

Таблица 4. Уровень образования женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

Из приведенных в таблице данных видно, что образовательный уровень достаточно низок, 38% женщин не имеют даже среднего образования, и всего 2% имеют высшее образование.

Таблица 5. Показатели занятости женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

80 % женщин-преступниц не имеют постоянной работы и всего 20% имеют постоянную или временную работу.

Большую значимость для женской преступности имеют проблемы семейного положения женщин (см. таблица 6).

Таблица 6. Показатели семейного положения женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

88% женщин-преступниц в момент совершения преступления не состояли в официальном браке, и всего 6 женщин состояли в официальном браке, из них у 6% имелись дети.

Положению, которое человек занимает в обществе, присущи определённые социальные роли, имеющие конкретное содержание (сценарий роли), которому следует человек. Человек одновременно занимает множество позиций и исполняет множество ролей, что накладывает на личность определённый отпечаток: развиваются качества, важные для этих ролей и подавляются ненужные. Если основные исполняемые социальные роли не требуют формирования качеств, связанных с ответственностью за совершение поступков, конфликтуют между собой, не соответствуют социальной ориентации человека, возникает личностная деформация, которая может способствовать совершению преступлений.

При характеристике социальных ролей, присущих преступникам, указывается на их малую престижность, отсутствие прочных связей с трудовыми и учебными коллективами и, напротив, наличие тесных с неформальными группами, имеющими отрицательную социальную направленность, отсутствие каких-либо долгосрочных жизненных планов, социальные притязания, превышающие возможности конкретного человека.

Для преступников не характерно членство в общественных организациях, они крайне редко принимают участие в деятельности общественных, в том числе государственных институтов. Дефектным является и правосознание преступников, что проявляется в пренебрежительном отношении к возможности наказания, как временном (например, в результате употребления спиртных напитков или под воздействием других внешних факторов), так и стойком, иногда в незнании правовых запретов.

Преступники вообще меньше подвержены воздействию на них со стороны общества: при попытке внушить им правовые и нравственные нормы они зачастую не могут понять, чего от них хотят; ввиду этого оценка ситуации, определяющая их поведение, делается не на основе социальных требований, а на основе каких-то личных представлений. В других случаях преступники могут, ещё не утратив понимания сути общественных предписаний, не желать их выполнять ввиду отчуждённости от общества, слабости трудовых, семейных и дружеских связей.

Рассматривая социально-ролевую характеристику следует выделить следующие ситуации:

  • 1. человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства и вести в соответствии с требованиями закона и морали;
  • 2. человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми нормами поведения, то есть на лицо конфликт социальных ролей;
  • 3. человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют ему преступное поведение;
  • 4. человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

Выше приведенные модели ситуаций ведут к тому, что женщины преступницы менее ответственно относятся к своим обязанностям в семье, работе, наблюдается тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности и так далее.

Таким образом, среди основных социально-демографических детерминант женской преступности, действующих на общесоциальном уровне, можно выделить безработицу, опережающий рост расходов над доходами вследствие инфляции, невостребованность на рынке труда молодежи, характер выполняемой работы и условия труда, социальное и экономическое неравенство разных групп населения, гендерное неравенство, проявляющееся, в том числе, в сфере занятости, должностном положении и оплате труда, а также низкий уровень социальных гарантий в области семьи, материнства и детства.


1. Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения) потребностей. Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку".

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть в установках отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения). В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

личность индивид межличностный


2. Теория личности

Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.

Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и общества.

Нередко различают историю теории и методически разработанную теорию. Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества, на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли, называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти "история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества

Личность представляет собой как бы соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий) личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули, ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная (поведенческая) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда, теория референтной группы, теория установок и др.

Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в человеке).

В моей работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности: ролевая, статусная и поведенческая.

Ролевая теория личности

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр

Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтономи, Дж. Мидом .

Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.

Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль.

Акт интернализации определяется индивидуально психологическими особенностями каждого конкретного носителя данной роли.

Социальная роль оставляет «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно назвать «стилем исполнения роли» .

Т. Парсонсом .

Это масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация.

Масштаб роли

Способ получения

Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности . Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.

Формализация социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.

Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека.

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности.

Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.

Среди индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли.

В межличностных отношениях каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли . Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли.

По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные , которые субъект усваивает в процессе социализации.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом : масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений.

Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой – отношения регулируются также и нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.

В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями, взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу.

Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.

Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.

Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате специальных усилий.

Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности .

Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.

Экспектации окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации.

Даже различие исторических эпох может предопределить разнообразие эмоциональных проявлений людей, обусловленное их социальными ролями.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.

Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Формальные отношения часто сопровождаются не формальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.

Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Так, коллеги, работающие вместе и связанные формальными отношениями, скорее всего испытывают по отношению друг к другу какие-то чувства, хотя работа предполагает согласованность действий прежде всего на конвенциональном уровне.

Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступают как побочный, но относительно стойкий эффект.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами.

Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются как:

1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

2) функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

3) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

4) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия в зависимости от их статуса в обществе, и системе межличностных отношений;

5) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

6) система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

7) открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

8) представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

9) предписанные действия , характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

10) набор норм , определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция.

Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Дж. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях.

Т. Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.

Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями.

Обязанность – это то, что человек вынужден делать исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет.

Выполняя свои обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому.

Обязанности всегда сопровождаются правами.

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена.

Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение .

Влияние социальной роли на развитие личности велико.

Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре.

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является.

Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может кардинально повлиять на человека.

В психотерапии существует соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия.

Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль. В основе имаготерапии лежит метод психодрамы Д. Морено .

Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни.

Развивающаяся личность вносит в «исполнение» социальной роли индивидуальное своеобразие.

Это происходит не только за счет специфики характера, темперамента, личностных особенностей.

Ролевое самопроявление всегда определяется и внутренней структурой психики экстериоризацией , сложившейся под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека.

В жизни человека освоение социальной роли – явление сложное и противоречивое.

Д. А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой .

Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием.

Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли.

Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т. е. освоить ее технически.

Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания.

Многие социальные роли усваиваются легко, некоторые требуют особых усилий и способностей.

Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия.

Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль.

С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей.

Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении .

Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т. д.

Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.

Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным.

Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени.

В этом случае роль может «покорить «личность: за ролью личность уже не будет видна.

Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его раз-витию.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые .

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования.

В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности».

Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности.

Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.

Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской , которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей.

Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.

Ролевые конфликты являются частым явлением.

Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов.

Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.

Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса , У. Мэйсона .

Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.

Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.

Исходя из анализа этих факторов, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Личность - это автономный человек, то есть человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Социальная роль - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

Актуальность выбранной для исследования в рамках контрольно-курсовой работы темы обуславливается тем, что в течение жизни каждый человек имеет множество социальных ролей. Причем социальная роль - это необходимость и закономерность жизни.

Следовательно, изучая основные формы и виды социальных ролей можно определить какое место в обществе занимает человек, т.е. тема, выбранная для предмета контрольно-курсовой работы, актуальна.

Объектом исследования работы является социум и его структура. Предмет исследования- социальная роль личности.

Целью работы является анализ понятия социальной роли, их форм, видов.

Следовательно, задачами контрольно-курсовой работы являются:

1. Дать понятие личности, социального статуса и ее социальной роли.

2. Определить основные формы и виды социальных ролей.

3. Определить понятие ролевых конфликтов и их предотвращение.

1. Понятие личности и социального статуса

1.1 Представление о личности

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Отчуждение тех или иных присущих человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную и навязанную извне. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности.

Помимо общественных личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т.е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта.

В психологии «личность» Кон И. С. Социология личности / Кон И. С. - М.: Гелиос АРВ, 2007. - 267 с. - это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данный субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и конкретных социально-обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к индентификации с нею) и вместе с тем - к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.

личность социальный ролевой конфликт

1. 2 Социальный статус личности

В социологии - личность - это совокупность статусно-ролевых характеристик.

Социальный статус - показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Наряду с категорией социальный статус используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т.п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Компонентами социального статуса являются социальный позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей (например, пол, возраст образование, профессия, национальность и т.д.).

Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т.д.

С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т.д. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Различают предписанные и приобретенные статусы Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2- е изд., перераб. и доп. / Фролов С. С. - М.: Издательская корпорация " Логос ", 2006. - 278 с. . Предписанный статус - это статус, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статус. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной статус - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

2. Понятие социальной роли

2.1 Социальная роль личности

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX-XX вв. Человек становится личностью, когда умеет входить в роль другого человека.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли Психология. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2004. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). :

· фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

· общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т.д.);

· поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

· предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

· набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль то две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Социальная роль состоит из:

1. Ролевого ожидания;

2. Исполнения этой роли.

Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

Разновидности ролей:

· психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

· социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические;

· активные или актуальные - исполняемые в данный момент;

· латентные (скрытые) - человек потенциально является носителем, но не в данный момент;

· конвенциональные (официальные);

· стихийные, спонтанные - возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

2.2 Характеристика социальных ролей

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2005. - 244 с. . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

· по масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

· по способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

· по степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

· по видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций, с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения, другие, напротив, только неформальных, третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

2.3 Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Этот пример показывают неудачное приспособление к возрастному статусу, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имиджетерапия (имидж - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования достаточно высока, поскольку субъекту дается возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры.

3. Рол евое поведение и конфликты

3.1 Ролевое поведение

Роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое же поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным. При таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию.

3.2 Ролевые конфликты и пути их пре одоления

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, женатый студент должен примерять требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной.

Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей Немировский В. Г. Социология личности. / Немировский В. Г. - М.: Эксмо, 2007. - 320 с. . Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики и грубияны. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия.

Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. Например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности, играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако имеются также и механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Заключение

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:

1. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. В психологии «личность» - это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данный субъекта от другого.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.

2. Социальный статус - показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов. Различают предписанные и приобретенные статусы, также естественный и профессионально-должностной.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Таким образом, социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Различают: психологические или межличностные, социальные, активные или актуальные, латентные (скрытые), конвенциональные (официальные), стихийные или спонтанные социальные роли.

3. Роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое же поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой или ролевым конфликтом.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Список используем ой литературы

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 264 с.

Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое пособие. / Безрукова О.Н. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2005. - 35 с.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2005. - 244 с.

Кон И.С. Социология личности / Кон И.С. - М.: Гелиос АРВ, 2007. - 267 с.

Немировский В.Г. Социология личности. / Немировский В.Г. - М.: Эксмо, 2007. - 320 с.

Психология. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2004. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

Тощенко Ж.Т. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2005. - 584 с.

Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2- е изд., перераб. и доп. / Фролов С.С. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. - 278 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ролевая теория личности как подход к ее изучению. Стадии освоения ролевых функций. Понятие социальных ролей и их разновидности. Ролевое ожидание и ролевое исполнение в формировании социальной роли. Ролевой конфликт как столкновение ролевых требований.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Понятие самооценки личности. Оценка социального статуса человека в обществе. Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности на различных этапах возрастного развития. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2011

    Понимание личности в психологии. Ролевое поведение как действие индивида в соответствии с ожиданиями окружающих. Зависимость качества исполнения роли от состояния психических параметров личности, подверженных влиянию социальной и производственной среды.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2010

    Понятие личности, значение знаний о ней в практической деятельности ОВД. Характеристика основных свойств личности. Направленность личности на правомерное поведение и модуляционные компоненты психологии личности. Методы психологического изучения личности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2009

    Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализации, а также взаимозависимость качеств личности и групп. Идентичность личности: социальная и личностная.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Характеристика и основные положения теорий игры: К. Грооса, Бойтендайка, Е. Аркина, П. Рудика, А. Усова. История ролевого движения. Ролевое поведение личности как предмет изучения психологии. Исследование личности ролевика, анализ и оценка результатов.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2010

    Особенности юношеского возраста. Понятие роли в психологии. Взаимовлияние личности и социальной роли. Классификация социальных ролей, формирование эго-идентичности. Влияние статуса идентичности юноши на особенности принятия роли в групповой работе.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Сущность личности, как социо-культурного образования. Понятия статуса и роли. Социальная среда и личность. Формирование конвенционных значений. Социальная активность личности, природа деятельности личности, ориентации и установки. Социальные роли.