Под теорией как высшей формой организации научного знания понимают целостное структурированное в схемах представление о всеобщих и необходимых закономерностях определенной области действительности – объекте теории, существующее в форме системы логически взаимосвязанных и выводимых предложений.

В основании сложившейся теории лежит взаимосогласованная сеть абстрактных объектов, определяющая специфику данной теории, получившая название фундаментальной теоретической схемы и связанных с ней частных схем. Опираясь на них и соответствующий математический аппарат, исследователь может получать новые характеристики реальности, не всегда обращаясь непосредственно к эмпирическим исследованиям.

Выделяются следующие основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.).

3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основ теории в соответствии с конкретными принципами.

Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории - один из источников ее совершенствования и развития.

А. Эйнштейн отмечал, что "теория преследует две цели:

1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота).

2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть "логической единственностью"

Виды теорий

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории:

математические и эмпирические,

дедуктивные и индуктивные,

фундаментальные и прикладные,

формальные и содержательные,

"открытые" и "закрытые",

объясняющие и описывающие (феноменологические),

физические, химические, социологические, психологические и т.д.

1. Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности. Резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме, и математическое моделирование.

Большинство математических теорий опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Но в последние годы все чаще обращаются к сравнительно недавно возникшей алгебраической теории категорий, рассматривая ее как новый фундамент для всей математики.

Многие математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных, или порождающих, структур. Потребности науки (в том числе и самой математики) привели в последнее время к появлению целого ряда новых математических дисциплин: теория графов, теория игр, теория информации, дискретная математика, теория оптимального управления и др.

Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории решают прежде всего задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Наряду с наблюдаемыми эмпирическими фактами, понятиями и величинами здесь вводятся весьма сложные и ненаблюдаемые, в том числе весьма абстрактные понятия.

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. - догадка) теории встречаются в современной физике, в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования.

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий - конструктивные и фундаментальные:

Большинство физических теорий является конструктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений (такова, например, кинетическая теория газов).

Основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относительности).

В. Гейзенберг считал, что научная теория должна быть непротиворечивой (в формально-логическом смысле), обладать простотой, красотой, компактностью, определенной (всегда офаниченной) областью своего применения, целостностью и "окончательной завершенностью". Но наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории - ее "многократное экспериментальное подтверждение".

Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук. Так, в современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с начала XX в.) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий.

· общая социологическая теория ("общая социология"),

· частные ("среднего ранга") социологические теории - специальные теории (социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т.д.)

· отраслевые теории (социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т.д.)

В онтологическом плане все социологические теории подразделяют на три основных разновидности:

1) теории социальной динамики (или теории социальной эволюции, развития);

2) теории социального действия;

3) теории социального взаимодействия.

Теория (независимо от своего типа) имеет основные особенности:

1. Теория - это не отдельные взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Структура научных теорий содержательно "определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность"

7. Теория - это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является "голым результатом", а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть "руководством к действию" по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?

К. Поппер ввел "критерий относительной приемлемости". Лучшей является та теория, которая:

а) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание;

б) является логически более строгой;

в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой;

г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипотезой. Например, теория происхождения жизни Опарина и другие теории на этот счет являются гипотезами, а не теориями в собственном смысле слова. Нередко теорией называют концепции, совокупность взглядов или мнения отдельного человека или точка зрения по некоторому вопросу, в частности, теория Лысенко, «теория насилия», «расовая теория» и т. п.

В философии науки теорией называют систему объективного знания. Научное определение теории следующее: теория – качественно своеобразная форма научного знания, существующая как некоторая система логически взаимосвязанных предложений, отражающих существенные, т. е. закономерные, общие и необходимые внутренние связи той или ной предметной области.

С точки зрения научной методологии под теорией следует понимать истинное знание, изложенное в виде системы. Что представляет собой теория в качестве системы знания?

Как и всякая система, теория характеризуется определенным составом, т. е. совокупностью элементов, определяющих ее идейное содержание, и строением, или структурой , т. е. совокупностью отношений и связей между ее элементами. В состав или содержание теории входят: основные и специальные понятия, принципы и законы, идеи, язык, математический аппарат, логические средства . Они составляют гносеологическую структуру теории.

Все эти элементы содержания теории расположены не в произвольном порядке или чисто внешним образом (как в словаре), а представляют собой последовательную систему связи, в которой понятия и утверждения связаны законами логики так, что из одного предложения с помощью законов и правил логики можно вывести другие предложения. Это и есть логическая структура теории . Она не вытекает из предметной области, а из логических закономерностей.

В соответствии с логической структурой различают три вида теорий: 1) аксиоматические, 2) генетические, 3) гипотетико-дедуктивные.

Аксиоматическая теория строится следующим образом: исходные предложения принимаются без доказательства, а все остальные дедуктивно выводятся из них.

Генетическая теория возникает из необходимости обоснования исходных предложений, поэтому в них указываются пути получения этих предложений, которые, как правило, усматриваются в индукции.

Гипотетико-дедуктивная теория строится из гипотетически выдвигаемого общего положения, из которого дедуктивно выводятся все другие предложения.

Остановимся подробнее на гносеологической структуре теории.

Основным и наиболее важным, а также исходным элементом гносеологической структуры теории является принцип, органически связывающий другие элементы теории в единое целое, в стройную систему.

Под принципом (от лат. principium – начало, основа) в теории познания понимают основополагающее первоначало, исходный пункт какой-либо концепции, то, что лежит в основе определенной совокупности знаний.

В научной теории принцип составляет ее коренную основу, вокруг которой синтезируются все ее понятия, суждения, законы и т. п., раскрывая, обосновывая и развивая этот принцип. Так, в основе теории материалистической диалектики лежит принцип развития. Все ее законы и категории подчинены раскрытию сущности развития, его проявлению во всех областях действительности, на разных уровнях, в разных условиях. Поэтому пока нет синтезирующего принципа, нет и теории.

Это положение хорошо иллюстрируется историей формирования классической механики. Еще Галилею удалось сформулировать ряд законов, относящихся к классической механике, в том числе и закон инерции. Однако логически стройную, единую теорию ему не удалось создать. Была лишь простая сумма разрозненных положений, не объединенных единым синтезирующим началом, единым принципом. Завершить формирование теории классической механики удалось позже И. Ньютону, который закон инерции взял в качестве основного и объединил вокруг него все понятия, законы и другие положения механики (динамику, статику, кинематику, законы Кеплера и т. п.)

Когда возникло противоречие между классической механикой и данными, полученными в результате изучения электромагнитных явлений Максвеллом, Лоренцем и Герцем, за решение проблемы взялся Эйнштейн. Он писал: «Постепенно я стал отчаиваться в возможности докопаться до истинных законов путем конструктивных обобщений известных фатов. Чем больше и отчаяннее я старался, тем больше я приходил к заключению, что только открытие общего формального принципа может привести нас к надежным результатам». Эйнштейну удалось открыть этот принцип только спустя десяти лет размышлений. Это принцип относительности.

Из примеров видно, что принцип не дается в готовом виде в начале формирования теории. Этому предшествует длительный процесс исследования явлений соответствующей области действительности, охватываемой создаваемой теорией. Формирование же теории по существу происходит уже после того, как найден принцип.

Обычно при создании теории используется ряд принципов, различающихся между собой по степени общности. Но при этом они должны быть совместимы между собой и удовлетворять двум условиям: первое , они не должны находиться в формально-логическом противоречии друг с другом, и второе, принцип меньшей степени общности должен конкретизировать принцип большей степени общности. Последний, как правило, представляет собой философские положения. К числу таких принципов относятся принцип развития, принцип взаимосвязи, принцип единства мира. Философские принципы играют весьма важную направляющую, методологическую роль в создании любой научной теории.

Ценность принципа определяется степенью его разработанности и истинности. Ясно, что научную теорию нельзя построить на основе ложных, ненаучных или антинаучных принципов. Богословы тоже создают свои теории, но на основе ложных принципов, поэтому их теории и не являются научными.

По своей синтезирующей роли принцип напоминает идею, о которой говорилось выше. Эти понятия по своему смыслу и содержанию достаточно близки, но все же не тождественны. Идея выдвигается перед гипотезой в качестве абстрактно-теоретического знания сущности объекта исследования в самом общем приближении. Принцип является уже конкретно-теоретическим знанием, лежащим в основе некоторой совокупности знания, благодаря которому и возникает система знания.

В гносеологической структуре теории важное место занимают законы. Закон есть отражение существенных, устойчивых, повторяющихся и необходимых связей между явлениями, исследуемыми данной теорией. В теорию, как правило, входят несколько законов различной степени общности. Сердцевину теории составляет один или несколько относительно независимых друг от друга и равноправных законов. Они являются наиболее общими и не выводимыми из других законов данной теории.

Вторую группу законов данной теории составляют такие, которые выводимы из первой группы, но в своем действии сохраняют относительную самостоятельность по отношению друг к другу. В третью группу законов входят те, которые выводимы из второй группы и т. д. до получения следствий из этих законов, характеризующих конкретное явление. Следствия позволяют обнаружить новые свойства, стороны указанных явлений, а также открыть ранее неизвестные явления. Так, Менделеев чисто теоретически открыл ряд элементов, благодаря следствиям из периодического закона.

Принцип теории и раскрывающие его законы, находящиеся на верхней ступени рассмотренной выше иерархической лестницы, составляют ядро научной теории, ее главную сущность.

Проблема признания объективного характера законов является ключевой в методологии науки. Материализм признает объективный характер законов науки, объективный идеализм считает законы выражением мирового разума, воплощенного в природе и обществе. Такова, в частности, позиция Гегеля. В более общем виде можно сказать, что объективный идеализм понимает под законами некую метафизическую, т. е. над природную сущность, стоящую по ту сторону явлений.

Субъективный идеализм в лице Дж. Беркли вообще не признавал наличие никаких общих понятий, тем более объективных законов. Более утонченную позицию занимают неопозитивисты. Для них признаком закона является повторяемость или регулярность явлений, обнаруживаемая в систематических наблюдениях. Так, Р. Карнап считает, что «законы науки представляют не что иное, как утверждения, выражающие эти регулярности настолько точно насколько это возможно. Если некоторая регулярность наблюдается во все времена и во всех местах без исключения, тогда она выступает в форме универсального закона».

Если регулярности устанавливаются путем сравнения наблюдений, то мы, считает Карнап, получаем эмпирические законы . Они не обладают достоверностью логических и математических законов, но они говорят нам нечто о структуре мира. Законы же логики и математики ничего не говорят нам о том, что отличало бы действительный мир от некоторого другого возможного мира. Карнап утверждает, что эмпирические законы представляют собой законы, которые могут быть подтверждены непосредственно эмпирическими наблюдениями.

В отличие от них теоретические законы не относятся к наблюдаемым величинам. Они являются законами о таких объектах, как молекулы, атомы, электроны, протоны, электромагнитные поля и другие ненаблюдаемые объекты, которые не могут быть измерены простым непосредственным способом. Теоретические законы являются более общими, чем эмпирические, но они не формируются путем обобщения эмпирических. Теоретические законы, согласно неопозитивизму, формируются субъектом познания, ученым. Они подтверждаются косвенно через эмпирические законы, выведенные из теории, в состав которой входят данные теоретические законы.

Таким образом, можно сделать выводы:

1) неопозитивизм не считает закон отражением сущности, а только фиксацией повторяемости;

2) эмпирические законы не выходят за пределы чувственного опыта и не достигают абстрактного уровня;

3) теоретические законы являются субъективными по своей природе и результатами конструктивной деятельности ученого.

Если неопозитивизм в своей трактовке признает наличие эмпирических законов, то предшествующая ему форма позитивизма – эмпириокритицизм или махизм – рассматривает закон как описание событий в терминах закона. Мах утверждал, что наука должна спрашивать не «почему?», «как?» Карнап объясняет эту позицию тем, что ранее философы считали, что описание того, как мир функционирует, было недостаточным. Они хотели более полного постижения сути путем нахождения метафизических причин, стоящих за явлениями и недостижимых научным методом. На это физики, сторонники махизма, отвечали: «Не спрашивайте нас «почему?». Не существует никакого ответа, кроме того, который дают эмпирические законы». Эмпириокритики считали, что вопрос «почему?» затрагивает метафизические аспекты, а они не область науки. В такой формулировке науке было отказано в праве проникать в сущность вещей. А это значит, что позитивизм и неопозитивизм стоят на позициях агностицизма.

Понятия – также гносеологический элемент теории. Понятие – это такая форма мышления и форма выражения научных знаний, в которой фиксируются наиболее общие, существенные свойства предметов, явлений действительности, их важнейшие связи и отношения. В научных понятиях как бы аккумулируются все наши знания о существенных свойствах предметов, явлений, отражаются и закрепляются наиболее важные связи и закономерности. Можно сказать, что все основные научные данные, составляющие содержание теории, концентрируются в научных понятиях, выраженных в соответствующих законах.

Понятия как формы мышления бывают следующих видов: обыденного языка, специально-научные понятия, общенаучные и философские понятия и категории, отличающиеся наибольшей степенью общности. Последние три, специально-научные, общенаучные и философские, являются не только формами мышления, но и формами теоретического уровня познания в составе научной теории.

Научная картина мира

Она может быть определена как понятие, выражающее эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе, человеке и его познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом. НКМ складывается как осмысление образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности, культуры и практики человека; упрощает, схематизирует и интерпретирует действительность как всякий познавательный образ, вместе с тем выделяя из бесконечного многообразия отношений сущностные, базисные связи.

Трудности анализа НКМ как ценностно-мировоззренческой формы знания в значительной мере сопряжены с тем, что она существует в науке главным образом неявно в текстах и подтекстах, в разнообразных несистематизированных высказываниях учёных о предпосылках теории и нужны специальные методологические усилия для её выявления. НКМ стала предметом специальной рефлексии в философско-научных исследованиях во второй половине XX века, за ней не всегда признаётся право быть самостоятельной единицей знания, она принимается как метафора, некий вспомогательный иллюстрированный образ и т. п. Содержательный логико-гносеологический анализ обнаруживает, что все три термина, входящие в понятие НКМ, - «мир», «картина», «научная» - весьма многозначны и несут значительную философско-мировоззренческую нагрузку. В современной литературе осознаётся, что, хотя термин «мир» является вполне правомерным, его корректное применение предполагает уточнение этого термина и учёт того факта, что понятие «мир» не существует вне рамок определённых философских и научных идей и концепций, что с их изменением предметно-смысловое значение и методологическая роль этого понятия также изменяются. «Мир» - развивающиеся понятие, фиксирующее эволюцию научных и философских представлений о природе, обществе и познании, меняющие свой объём и содержание в зависимости от конкретно-исторических способов и форм научной деятельности и социальной практики в целом.

Другая составляющая понятия НКМ – «картина». Именно этот часто буквально понимаемый термин долгое время удерживал представления о НКМ на интуитивном уровне, придавал этому понятию метафорический смысл, подчёркивал его чувственно-наглядный характер. Очевидно, что термин «картина» - дань ранним представлениям о синтезе знания как наглядной красочной картине природы, в которую каждая наука вносит краски и детали.

В XX веке М. Хайдеггер, размышляя о картине мира, ставил вопросы самому себе: «…почему при истолковании определённой исторической эпохи мы спрашиваем о картине мира? Каждая ли эпоха истории имеет свою картину мира, и притом так, что сама каждый раз озабочена построением своей картины мира? Или это уже только новоевропейский способ представления задаётся вопросом о картине мира? Что такое – картина мира? По-видимому, изображение мира. Но что называется тут миром? Что значит картина? Мир выступает здесь как обозначение сущего в целом. Это имя не ограничено космосом, природой. К миру относится и история. И всё-таки даже природа, история и обе вместе в их подспудном и агрессивном взаимопроникновении не исчерпывают мира. Под этим словом подразумевается и основа мира независимо от того, как мыслится её отношение к миру» (Хайдеггер М. Время картины мира // Он же. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 49).

Для Хайдеггера «мир» выступает «как обозначение сущего в целом», не ограничивается космосом и природой, к миру относится и история. Картина мира есть не что-то срисованное, но то, на что человек нацелен как на «поставленное перед собой»; это не изображение мира, но «мир, понятый в смысле такой картины»; не картина превращается из средневековой в новоевропейскую, но мир, а сущее становиться представленным сущим. Составляя себе такую картину, человек и самого себя выводит на сцену. Это означает, что превращение мира в картину есть тот же самый процесс, что и превращение человека в субъект как мысляще-представляющее существо, обладающее «новой свободой» и самостоятельно решающее, что может считаться достоверным и истинным. Чем наступательнее ведёт себя субъект, тем неудержимее наука о мире превращается в науку о человеке, антропологию, и поэтому только там, где мир становиться картиной, «впервые восходит гуманизм», сущее в целом интерпретируется и оценивается человеком, что и стало обозначаться словом «мировоззрение».

В современном знании всё чаще вместо «картины» начинают употреблять иные термины: модель, интегральный образ, онтологическая схема, картина реальности. В эти понятия наряду с представлениями о природе, её причинности и закономерности, пространстве и времени, всё в большей мере включаются представления о человеке, его деятельности, познании, социальной организации окружающей среды. В этом факте находят своё отражение две существенные тенденции в развитии НКМ как формы знания. Во-первых, изменяются способы синтезирования, интеграции научных знаний, осуществляется переход от НКМ как образа, модели, наглядной картины к НКМ как особой сложноструктурированной логической форме научного знания, представляющей мир в его целостности. Первая модификация понятия – «картинность» представлена главным образом в обыденном сознании и на ранних этапах развития науки, вторая – «модельность», «интегральность» - в более развитой, в особенности в современной, науке. Во-вторых, в исторически меняющихся НКМ «функцию наглядности» выполняли не только образы, модели, но и те или иные достаточно абстрактные построения. Известно, что картина мира уже у Декарта потеряла свои краски, стала одноцветной, а в результате работ Ньютона она становиться чертежом, графиком, схемой количественных соотношений между явлениями, однозначным образом отображающей действительность, что было в принципе огромным шагом вперёд. Происходит не потеря наглядности, а изменение самого характера наглядности и смена объектов, выполняющих эту функцию, частности, статус наглядных получают объекты, обладающие операциональной наглядностью, поскольку они стали обозначать определённое, зафиксированное развитие понятийного аппарата, соотношения принципов, методологических стереотипов.

Сегодня НКМ понимается как одно из оснований научного поиска, картина исследуемой реальности, представленная в особой форме систематизации знания, которая позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, её факты и теоретические схемы, новые исследовательские задачи и способы их решения. Именно через НКМ происходит передача фундаментальных идей и принципов из одной науки в другую, она начинает играть всё более важную роль, и не столько как модель мира или его образ, сколько как синтезирующая логическая форма знания, представляющая собой скорее теоретическую концепцию, нежели картину мира в буквальном смысле слова. Так, наиболее изученная физическая картина мира характеризует предмет физического исследования посредством следующих представлений: о фундаментальных физических объектах, о типологии объектов, изучаемых в физике, об общих особенностях взаимодействия объектов (причинности и закономерности физических процессов), о пространственно-временных характеристиках физического мира. Смена этих представлений в связи с изменением практики и познания приводит к перестройке и смене физических НКМ. Известны три исторических типа: механическая, электродинамическая и квантово-релятивистская картины мира. Построение последней ещё не завершено. В том случае когда специальные картины входят в содержание общенаучной картины мира, это происходит на основе философских идей и принципов и в тесной связи с основаниями теорий этих наук и эмпирическим слоем знания. Важно отметить, что одна из процедур обоснования теоретических схем состоит в их соотнесении с картиной мира, благодаря чему происходит их объективизация, а также интерпретация уравнений, выражающих теоретические законы. Построение теории, в свою очередь, уточняет картину мира. В целом НКМ выполняет несколько теоретических и методологических функций, объединяя знание в единое целое, осуществляя объективизацию научного знания и включение его в культуру, наконец, методологически определяя пути и направления исследовательского процесса.

Вариативность интерпретаций фактов

Важным вопросом, на который необходимо обратить особое внимание, это проблема множественности интерпретаций фактов. Это объяснимо с точки зрения незавершенности научного знания. Интерпретация выступает в качестве одного из ключевых моментов научного познания, так как представляет собой соотношение некоторой суммы научных знаний и областей объективной реальности.

Различают два важнейших вида интерпретации в науке: семантическую и эмпирическую. Эмпирическая интерпретация означает приписывание (отождествление, идентификацию) терминам теории определенных эмпирических значений, тогда как семантическая интерпретация означает приписывание терминам не обязательно эмпирических значений.

Различают научную теорию и ее интерпретацию, в частности, эмпирическую. Это различение необходимо, так как одна и та же теория может иметь несколько эмпирических интерпретаций, относительно которых она получает опытное подтверждение.

При этом важно иметь в виду, что на опыте проверяется, подтверждается или опровергается, всегда не теория сама по себе, а некоторая система: теория и ее определенная эмпирическая интерпретация. Это означает тот факт, что теория имеет относительно самостоятельное и независимое существование по отношению к миру опыта, несводима к последнему полностью, имеет свои собственные правила конструирования и логику функционального развития.


Тема 7. Теория и гипотеза как высшие формы научного мышления. (4 ч.)

1. Теория как логическая форма: сложность и системность. Структурные элементы теории и их взаимосвязь. Объект и предмет теории. Типы и виды научных теорий.

2. Проверка, обоснование и истинность теорий. Многообразие функций теории. Основные функции теории: описание, объяснение и предсказание (прогнозирование).

3. Логическая структура объяснения и условия его адекватности. Разнообразие видов научных объяснений. Дедуктивно-номологическое объяснение. Вероятностное объяснение. Объяснение как демонстрация возможности – необходимости. Взаимосвязь понимания и объяснения. Понимание как интерпретация. Логическая структура предсказания. Роль предсказания в развитии научного знания.

4. Проблема непротиворечивости и полноты научных теорий. Логическая природа парадоксов и их роль в развитии теорий.

5. Гипотеза как форма мысли. Разновидности гипотез. Индукция, дедукция и аналогия как методы построения гипотез. Эвристическая роль гипотез.

Логика изучает не только формы мышления (логические формы), но и формы и закономерности развития научного знания. Формами развития научного знания являются (1) факты науки, (2) научная проблема, рождающаяся из потребности объяснения научных фактов, (3) гипотезы, содержащей в себе первоначальное решение научной проблемы, (4) подтверждение или опровержение гипотезы в ходе доказательства, наконец, (5) теория, содержащая принципы и законы. Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма включает в себя наиболее важные результаты предшествующей.


Основной единицей научного знания считается теория. Термин «теория» происходит от греческого Jewria, точнее Jewrew (theoría, точнее от theoréo – рассматриваю, исследую). В широком смысле теория представляет собой комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо фрагмента мира. В более узком (т. е. в такой сфере культуры как наука) и специальном смысле, теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, содержащая конечное множество взаимосвязанных понятий и высказываний, и дающая целостное представление и объяснение закономерным взаимосвязям определённой области действительности; последняя образует предмет данной теории.

Взятая в качестве определённой формы научного знания и в сравнении с другими его формами (гипотезой, законом и т. д.) теория выступает как наиболее сложная и развитая форма. Как таковую теорию следует отличать от других форм научного знания – законов науки, классификаций, типологий, первичных объяснительных схем и т. д. Эти формы генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её становления и развития; с другой стороны, они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с нею в ходе поступательного движения научного знания, и даже могут входить в теорию в качестве её элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории и т. д.).

Наряду с понятиями и суждениями теория представляет собой одну из логических форм мысленного воспроизведения действительности в мышлении. Вместе с тем, в отличие от первых, научная теория не является элементарной формой мысли. С точки зрения логики, теория – определенным образом организованная система высказываний, соответствующая целому ряду логических требований.

Эти требования следующие:

1) теоретические высказывания должны фиксировать существенные связи (законы), свойства и отношения рефлектируемой (отображаемой) области действительности;

2) каждое предложение теории должно что-либо утверждать или отрицать относительно рассматриваемого фрагмента мира, т. е. должно иметь логическую форму высказывания;

3) предложения, входящие в теорию, должны быть элементами логического вывода (как правило, дедуктивного [в качестве разновидности дедуктивного вывода следует рассматривать и редукцию]);

4) высказывания теории могут принимать значение истинности из фиксированного множества таких значений от 1 до k (например, в двузначной логике k=2, т. е. 1 – истина, 0 – ложь).

Системность теории заключается в том, что логические связи между высказываниями теории располагаются в определенном порядке, который детерминирован характером логического вывода, посредством которого эти высказывания были получены. Сам же логический вывод подчиняется определенным правилам (= логическим законам и правилам, например, правило Локка или модус поненс ). Таким образом, каждое высказывание теории хотя бы один раз выступает в качестве посылки или заключения в рамках какой-либо разновидности дедуктивных умозаключений. Исключение составляют исходные предложения теории (аксиомы, исходные определения, постулаты), которые, будучи элементами теоретической системы, выступают только в роли посылок, и некоторые множества описательных (дескриптивных) предложений, всегда выступающих в роли заключений («конечных следствий»). При этом высказывания теории необходимым образом должны содержать в себе базисные и/или производные термина собственного языка науки, благодаря чему обеспечивается их соотнесенность с объектами и объективной предметной областью данной науки.

Сложность же теории определяется произведением числа входящих в нее элементов (постулатов и аксиом, эмпирических высказываний, фактов, законов, и т. д.), что образует количественный аспект сложности научных теорий, на разнообразие их качественных характеристик (эмпирические и теоретические высказывания, исходные высказывания и следствия и т. д.).

По своему строению теория представляет собой внутренне дифференцированную одновременно целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания данной теории из некоторой совокупности исходных утверждений и понятий (базиса теории) по определённым логико-методологическим принципам и правилам.

Прежде всего, следует указать на то обстоятельство, что теория, за рядом исключений (например, некоторые математические теории) основывается на некоторой совокупности фактов, установленных с помощью эмпирических методов. Такую совокупность высказываний, каковыми являются факты, называют эмпирическим базисом теории. Строго говоря, эмпирический базис в структуру теории не входит.

В структуру теории входят понятия и высказывания, определенным образом (логика теории) взаимосвязанные между собой.

I. Понятия теории делятся на два основных вида:

1) понятия, отражающие основные классы рассматриваемых в теории объектов (абсолютное и относительное пространство, абсолютное и относительное время и т. д. в механике);

2) понятия, в которых выделяются и обобщаются основные характеристики изучаемых явлений (например, масса, импульс, скорость и т. д.).

Оперируя этими понятий, ученый может сконструировать объект исследования, который будет выражен в производном понятии. Так, в квантовой теории определенный квантовый объект может быть представлен в случае совокупности n частиц в виде y-волны в N-мерном пространстве, свойства которого связаны с квантом действия.

II. На основе понятий теории формулируются теоретические высказывания , среди которых следует выделить четыре вида:

1) высказывания, содержащие исходные положения, которые называют постулатами, аксиомами или принципами данной теории (например, аксиомы геометрии Эвклида, принцип постоянства скорости света теории относительности и т. д.)

2) высказывания, содержащие формулировки законов данной теории (законы физики [второй закон Ньютона], биологии [закон единства филогенеза и онтогенеза], логики [закон достаточного оснований] и т. д.);

3) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания (например, следствия теории относительности);

4) высказывания (еще их называют предложениями соответствия), в которых выражены связи между эмпирическими и теоретическими терминами («Электрический ток – движение потока электрически заряженных частиц»); с помощью таких предложений раскрывается сущностная сторона наблюдаемых явлений. С точки зрения логической классификации дефиниций (определений) предложения соответствия представляют собой реальные определения (атрибутивные, генетические, операциональные), основная функция которых заключается в объяснении данных явлений.

Учитывая взаимосвязь теории и ее эмпирического базиса, следует различать модальность теоретических и эмпирических высказываний. Первые отличаются необходимым характером, вторые же – фактическим.

III. Логика теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства. Логика теории определяет механизм ее построения, внутреннего развёртывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования. Как следствие генерируется целостность теории как единой системы знания.

Зрелую науку отличает многообразие типов и видов теорий.

Прежде всего, следует различать два типа теорий, выделяемые по признаку соотношения формы и содержания :

1) формальные теории характеризуется отсутствием каких-либо интерпретаций терминов, входящих в формулировки аксиом (формальная теория евклидовой геометрии, построенная Гильбертом); как следствие эти аксиомы сами не являются содержательно интерпретированными; такие теории являются следствием предельных обобщений;

Виды теорий следующие.

Во-первых, теории различают по предмету , т. е. по характеру отражаемого ими фрагмента мира или аспекта действительности (= характеру рассматриваемых объектов). В этом аспекте фундаментальна дихотомия мира задает два вида теорий:

1) теории, в которых отображаются фрагменты и/или аспекты реальной действительности – материального бытия (такие теории составляют базисное знание конкретных наук), например, механика Ньютона, термодинамика, социально-гуманитарные теории и др.;

2) теории, в которых отображаются фрагменты и/или аспекты идеального бытия (в ряде случаев речь идет о ненаблюдаемых явлениях, такие теории характерны для абстрактных наук), например, теория натуральных чисел в математике или теория натурального вывода в логике и др.

Во-вторых, теории делятся на виды по способу их построения :

1) аксиоматические теории имеют наиболее четкую и формализованную структуру – системообразующей частью (ядром) этих теорий является совокупность аксиом (высказывания, которые постулируются в качестве истинных) и ряд исходных понятий, которые необходимы для ясной и точной формулировки аксиом; как правило, аксиомы обосновываются вне самой теории, например, в практической деятельности (геометрия Эвклида); другую важную часть аксиоматических теорий составляет совокупность производных (выводимых) из аксиом утверждений данной теории;

2) гипотетико-дедуктивные теории не несут в себе четкого разделения высказываний на исходные и производные; как правило, в них выделяется некоторые исходные положения, но обосновываются эти положения внутри самой теории.

В-третьих, по степени соотнесенности с действительностью теории бывают:

1) фундаментальные, в которых ядром развертывания всей теоретической системы является идеализированный объект (материальная точка в механике, абсолютно упругие материальные точки в молекулярно-кинетической теории и т. д.); как следствие законы, формулируемые в рамках таких теорий, относятся не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она задана идеализированным объектом, и представляют собой теоретические законы, которые, в отличие от эмпирических законов, формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путём определённых мыслительных действий с идеализированным объектом;

2) прикладные, в которых фундаментальные положения, содержащиеся в фундаментальных теориях, должны быть соответствующим образом конкретизированы (приложены) при их применении к изучению реальной действительности, равно как и ее преобразования (сравни: идеальный газ или компьютер и реальный газ или компьютер).

В-четвертых, по функции теории делят на:

1) описательные (феноменологические или эмпирические), решающие главным образом задачи описания и упорядочения обширного эмпирического материала, при этом построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной системы понятий (теория Коперника);

2) объяснительные, в которых решается задача вычленения сущности рассматриваемой области действительности (механика Ньютона по отношению к теории Коперника).

Проверка, обоснование и истинность теорий. Многообразие функций теории. Основные функции теории: описание, объяснение и предсказание (прогнозирование)

Важнейшими логическими характеристиками теории являются обоснованность и истинность теории. Теория выступает в качестве реального знания только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Эмпирическая интерпретация способствует осуществлению опытной проверки теории, выявлению её объяснительно-предсказательных возможностей.

Проверка теории – сложный и многоступенчатый процесс. Проверка теории не сводится к ее подтверждению отдельными эмпирическими фактами. Вместе с тем, противоречие между теорией и отдельным фактам не является ее опровержением; но при этом такое противоречие служит мощным стимулом совершенствования теории вплоть до пересмотра и уточнения её исходных принципов.

Истинность теории – это соответствие составляющих ее высказываний отображаемой области мира. Конечным критерием истинности теории, так же как и в случае отдельных суждений, является практическая деятельность людей, включая и такой ее вид, как эксперимент. Тем не менее, нельзя говорить об абсолютности этого критерия. То есть относительность практики в качестве критерия истинности определяется тремя факторами: (1) сама практика ограничена; (2) практика может подтверждать отдельные ложные высказывания теории, или, наоборот, подтверждать отдельные следствия ложных теорий (например, так было с «теориями» флогистона и теплорода); (3) практика дает лишь подтверждение теории, но не доказывает истинность высказываний теории. Таким образом, здесь речь идет о практической достоверности [à ] суждений теории, о вероятности [P ] их истинности.

Источником логической необходимости [L ] истинности теории является ее непротиворечивость, которая выражается в логической последовательности и взаимной согласованности (когерентности) понятий и высказываний данной теории.

Однако если даже теория обладает всеми указанными выше характеристиками, это не означает, что она точна. История науки – это постоянная смена одних теорий другими. Это означает, что ни одна известная из истории науки теория, даже не смотря на утверждения ее создателей, не представляет собой законченной логической системы.

К числу основных функций теории относят следующие:

1) описательная – фиксирование совокупности данных о существенных свойствах и отношениях предметов, процессов действительности;

2) синтетическая – объединение многообразных элементов достоверных научных знаний в единую и целостную систему;

3) объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного фрагмента действительности, его существенных свойств и отношений, законов его происхождения и развития, и т.п.;

4) методологическая – определение многообразных способов и приемов исследовательской деятельности;

5) предсказательная – указание на новые свойства и отношения исследуемого объекта, на новые уровни организации мира и новые типы и классы объектов (для справки: предсказание о будущем состоянии объектов в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены, называют научным предвидением);

6) практическая – установление возможности и определение способов применения полученных знаний в различных сферах жизни общества (австрийский физик Л. Больцман: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория»).

Любая теория- это целостная развивающаяся система ис­тинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современ­ной методологии науки выделяют следующие основные компо­ненты, элементы теории: 1. Исходные основания -- фундамен­тальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п. 2. Идеализированные объекты - абстрактные модели существен­ных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолют­но черное тело», «идеальный газ» и т. п.). 3. Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, - нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Фи­лософские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность за­конов и утверждений, выведенных в качестве следствий из осно­воположений данной теории в соответствии с конкретными прин­ципами.

Например, в физических теориях можно выделить две основ­ные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпре­тацию (категории, законы, принципы). Единство содержательно­го и формального аспектов теории - один из""источников ее со­вершенствования и развития.

Методологически важную роль в формировании теории игра­ет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»),-построение которого - необходимый этап создания любой тео­рии, осуществляемый в специфических для разных областей зна­ния формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

B.C. Степин считает необходимым выделить в структуре те­ории в качестве ее основания особую организацию абстрактных объектов - фундаментальную теоретическую схему, связанную с соответствующим ей математическим формализмом. В содержа­нии развитой теории, кроме ее фундаментальной схемы, автор выделяет еще один слой организации абстрактных объектов - уро­вень частных теоретических схем. Фундаментальная теоретическая схема в совокупности с ее производными образованиями пред­ставляется как «внутренний скелет теоретического знания». Про­блема генезиса теоретических схем называется коренной пробле­мой методологии науки. При этом отмечается, что в теории нет линейной цепочки абстрактных объектов, а есть их сложная мно­гоуровневая иерархическая система.



Говоря о целях и путях теоретического исследования вообще, А. Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели: 1. Охва­тить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установ­ленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью».

Многообразию форм идеализации и соответственно типов иде­ализированных объектов соответствует я многообразие видов (ти­пов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть вы­делены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и опи­сывающие (феноменологические), физические, химические, со­циологические, психологические и т. д.

Так, математические теории характеризуются высокой сте­пенью абстрактности. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация. Многие математи­ческие теории возникают за счет комбинации, синтеза несколь­ких основных или порождающих абстрактных структур.

Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, био­логии, социологии, истории и др. - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их. называют также эмпирическими) опи­сывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педа­гогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколь-нибудь сложные абстрактные объек­ты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.

Феноменологические теории решают прежде всего задачу упо­рядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фак­тов. Они формулируются в обычных естественных языках с при­влечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С фе­номенологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактоло­гического эмпирического материала. Такие теории - вполне за­кономерное явление в процессе научного познания.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют так­же объясняющими). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т. е. их законы.

Но это уже не эмпирические, а теоретические законы, кото­рые формулируются не непосредственно на основе изучения опыт­ных данных, а путем определенных мыслительных действий с абстрактными, идеализированными объектами. «В основании сло­жившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласован­ную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику дан­ной теории».

Одним из важных критериев, по которому можно классифи­цировать теории, является точность предсказаний. По этому кри­терию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достовер­ный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса пред­сказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. - догадка) теории встреча­ются не только в современной физике, но и в большом количе­стве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специ­фики и сложности самих объектов их исследования.

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий - конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, являются конструктивными, т. е. их зада­чей является построение картины сложных явлений на основе не­которых относительно простых предположений (такова, напри­мер, кинетическая теория газов). Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положе­ния, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принци­пы, из которых следует математически сформулированные кри­терии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относи­тельности). В фундаментальных теориях используется не синте­тический, а аналитический метод. К достоинствам конструктив­ных теорий Эйнштейн относил их законченность, гибкость и яс­ность. Достоинствами фундаментальных теорий он считал их логическое совершенство и надежность исходных положений 1 .

Несмотря на то, какого бы типа теория ни была, какими бы методами она ни была построена, «всегда остается неизменным самое существенное требование к любой научной теории - тео­рия должна соответствовать фактам... В конечном счете только опыт вынесет решающий приговор» 2 , - резюмирует великий мыс­литель.

В этом своем выводе Эйнштейн вовсе не случайно использу­ет выражение «в конечном счете». Дело в том, что, как разъяснял он сам, в процессе развития науки наши теории становятся все более и более абстрактными, их связь с опытом (фактами, наблю­дениями, экспериментами) становится все более сложной и опос­редованной, а путь от теории к наблюдениям становится длиннее, тоньше и сложнее. Чтобы реализовать нашу постоянную конеч­ную цель - «все лучшее и лучшее понимание реальности», надо четко представлять себе следующее объективное обстоятельство. А именно, что «к логической цепи, связывающей теорию и на­блюдение, прибавляются новые звенья. Чтобы очистить путь, ведущий от теории к эксперименту, от ненужных и искусственных допущений, чтобы охватить все более обширную область фактов, мы должны делать цепь все длиннее и. длиннее». При этом, до­бавляет Эйнштейн, чем проще и фундаментальнее становятся наши допущения, тем сложнее математическое орудие нашего рассуждения.

В. Гейзенберг считал, что научная теория должна быть непро­тиворечивой (в формально-математическом смысле), обладать про­стотой, красотой, компактностью, определенной (всегда ограни­ченной) областью своего применения, целостностью и «оконча­тельной завершенностью». Но наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории ее «многократное экспериментальное под­тверждение». «Решение о правильности теории оказывается, та­ким образом, длительным историческим процессом, за которым стоит не доказательность цепочки математических выводов, а убе­дительность исторического факта. Завершенная теория так или иначе ведь никогда не является точным отображением природы в соответствующей области, она есть некая идеализация опыта, осу­ществляемая с помощью понятийных оснований теории и обеспе­чивающая определенный успех».

Специфическую и сложную структуру имеют теории соци-ально-гуманитарных наук. Так, исходя из идей американского со­циолога Р. Мертона в современной социологии принято выделять следующие уровни социологического знания и, соответственно, типы теорий:

Общая социологическая теория («теоретическая социология»), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реально­сти в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура общие закономерно­сти функционирования и развития социальной реальности. При этом теоретическим и методологическим базисом общей со­циологической теории выступает социальная философия.

Уровень предметного рассмотрения - частные («среднегоран­га») социологические теории, имеющие своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия своих объектов исследования частные теории ока­зываются представленными двумя относительно самостоя­тельными классами частных теорий - специальными и от­раслевыми теориями:

а) Специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (про­цессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т. д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает прежде всего как общая теория этого класса явлений. По сути, отмечал П. А. Сорокин, эти теории делают то же самое, что и общая социология, «но в отношении специального класса социокультурных явлений».

б) Отраслевые теории исследуют социальные (в указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадле­жащие к другим сферам общественной жизни - экономичес­кой, политической, культурной. Таковы социологии труда, по­литики, культуры, организации, управления и т. д. В отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими тео­риями данных классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления - социальный.

Однако некоторые социологи считают, что «здание социоло­гической науки состоит из пяти этажей». Другие полагают, что схема Мертона (общая теория - теория среднего уровня - эмпи­рические исследования), сыграв определенную роль в развитии социологии, «исчерпала свои возможности». Поэтому эту схему не следует совершенствовать, а «надо отказаться от нее».

Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности: 1. Теория - это не отдельно взятые достоверные научные поло­жения, а их совокупность, целостная органическая развиваю­щаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономер­ностями.

Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание дол­жно достигнуть в своем развитии определенной степени зре­лости. А именно - когда оно не просто описывает определен­ную совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. когда зна­ние вскрывает причины и закономерности явлений.

Для теории обязательным является обоснование, доказатель­ство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному уг­лублению знаний о них.

Характер теории определяется степенью обоснованности ее оп­ределяющего начала, отражающего фундаментальную зако­номерность данного предмета.

Структура научных теорий содержательно «определена сис­темной организацией идеализированных (абстрактных) объек­тов (теоретических конструктов). Высказывания теоретичес­кого языка непосредственно формулируются относительно те­оретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту ре­альность».

Теория - это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения; поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

В современной философии науки (как западной, так й отече­ственной) теория уже не рассматривается как неизменная, «зак­рытая» статичная система с жесткой структурой, а строятся раз­личные модели динамики (роста, изменения, развития) знания (см. гл. IV, §1). В этой связи подчеркивается, что при всей плодо творности формализации и аксиоматизации теоретического зна­ния нельзя не учитывать, что реальный процесс конструктивного развития теории, ориенгированный задачами охвата нового эмпи­рического материала, не укладывается в рамки формально-дедук­тивного представления о развертывании теорий.

Однако развитие теории не есть только «движение мысли внут­ри ее самой» («идей»), а активная переработка мыслью многооб­разного эмпирического материала в собственное внутреннее со­держание теорий, конкретизация и обогащение ее понятийного аппарата. Образ действительного развертывания (развития) тео­рии, данный Гегелем - «снежный ком», - не утратил своей актуальности и по сей день. Вот почему важнейшим методом по­строения, развертывания и изложения теорий является метод вос­хождения от абстрактного к конкретному.

К числу основных функций -теории можно отнести следую­щие:

Синтетическая функция - объединение отдельных достовер­ных знаний в единую, целостную систему.

Объяснительная функция - выявление причинных и иных за­висимостей, многообразия связей данного явления, его суще­ственных характеристик, законов его происхождения и разви­тия, и т. п.

Методологическая функция - на базе теории формулируют­ся многообразные методы, способы и приемы исследователь­ской деятельности.

Предсказательная - функция предвидения. На основании те­оретических представлений о «наличном» состоянии извест­ных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлени­ями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

Практическая функция. Конечное предназначение любой тео­рии - быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множества конку­рирующих теорий выбрать хорошую? Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяе­мости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относитель­ной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество ин­формации, т. е. имеет более глубокое содержание; б) являет­ся логически более строгой; з) обладает большей объяснитель­ной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с на­блюдениями. Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбира­ем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает кон­куренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию. В ходе развития науки о связи с новыми фундаментальными открытиями (особенно в периоды научных революций) происхо­дят" кардинальные изменения представления о механизме возник­новения научных теорий. Как отмечал А. Эйнштейн, важнейший методологический урок, который преподнесла квантовая физика, состоит в отказе от упрощенного понимания возникновения тео­рии как простого индуктивного обобщения опыта. Теория, под­черкивал он, может быть навеяна опытом, но создается как бы сверху по отношению к нему, и лишь затем проверяется опытом. Сказанное Эйнштейном не означает, что он отвергал роль опы­та как источника знания. В этой связи он писал, что «чисто логи­ческое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов; все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положе­ния ничего не говорят о действительности» 1 . Однако Эйнштейн считал, что «не всегда является вредным» в науке такое использо­вание понятий, при котором они рассматриваются независимо от эмпирической основы, которой обязаны своим существованием. Человеческий разум должен, по его мнению, «свободно стро­ить формы», прежде чем подтвердилось бы их действительное существование: «из голой эмпирии не может расцветать познание». Эволюцию опытной науки «как непрерывного процесса ин­дукции» Эйнштейн сравнивал с составлением каталога и считал такое развитие науки чисто эмпирическим делом, поскольку та­кой подход, с его точки зрения, не охватывает весь действитель­ный процесс познания в целом. А именно - «умалчивает о важ­ной роли интуиции и дедуктивного мышления в развитии точной науки. Как только какая-нибудь наука выходит из начальной ста­дии своего развития, прогресс теории достигается уже не просто в процессе упорядочения. Исследователь, отталкиваясь от опытных фактов, старается развивать систему понятий, которая, вообще говоря, логически опиралась бы на небольшое число основных предположений, так называемых аксиом. Такую систему поня­тий мы называем теорией... Для одного и того же комплекса опытных фактов может существовать несколько теорий, значи­тельно различающихся друг от друга».

Иначе говоря, теории современной науки создаются не просто путем индуктивного обобщения опыта (хотя такой путь не исклю­чается), а за счет первоначального движения в поле ранее создан­ных идеализированных объектов, которые используются в каче­стве средств конструирования гипотетических моделей новой об­ласти взаимодействий. Обоснование таких моделей опытом пре­вращает их в ядро будущей теории. «Именно теоретическое иссле­дование, основанное на относительно самостоятельном опериро­вании идеализированными объектами, способно открывать новые предметные области до того, как они начинают осваиваться прак­тикой. Теоретизация выступает своеобразным индикатором раз­вития науки».

Идеализированный объект выступает таким образом не толь­ко как теоретическая модель реальности, но он неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализует­ся в построении теории. Соотношения элементов идеализирован­ного объекта - как исходные, так и выводные, представляют со­бой теоретические законы, которые (в отличие от эмпирических законов) формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом.

Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и относящиеся по существу не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеали­зированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной дей­ствительности. Имея в виду данное обстоятельство, А. Эйнштейн ввел термин «физическая реальность» и выделил два аспекта это­го термина. Первое его значение использовалось им для характе­ристики объективного мира, существующего вне и независимо от сознания. «Вера в существование внешнего мира, - отмечал Эй­нштейн, - независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания».

Во втором своем значении термин «физическая реальность» используется для рассмотрения теоретизированного мира как со­вокупности идеализированных объектов, представляющих свой­ства реального мира в рамках данной физической теории. «Реаль­ность, изучаемая наукой, есть не что иное, как конструкция наше­го разума, а не только данность» 2 . В этом плане физическая ре­альность задается посредством языка науки, причем одна и та же реальность может быть описана при помощи разных языков.

Характеризуя науку, научное познание в целом, необходимо выделить ее главную задачу, основную функцию - открытие за­конов изучаемой области действительности. Без установления за­конов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть научной теории. Перефразируя слова известного поэта, можно сказать: мы говорим наука - подразу­меваем закон, мы говорим закон - подразумеваем наука.

Само понятие научности (о чем выше уже шла речь) предпо­лагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых яв­лений, определение многообразных условий практической при­менимости законов.

Изучение законов действительности находит свое выражение в создании научной теории, адекватно отражающей исследуемую предметную область в целостности ее законов и закономернос­тей. Поэтому закон - ключевой элемент теории, которая есть не что иное, как система законов, выражающих сущность, глубин­ные связи изучаемого объекта (а не только эмпирические зависимости) во всей его целостности и конкретности, как единство мно­гообразного.

В самом общем виде закон можно определить как связь (от­ношение) между явлениями, процессами, которая является:

а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением су­щественного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определен­ного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертыва­ются соответствующие процессы и условия;

в) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зави­симости данной предметной области в единстве всех ее мо­ментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

д) повторяющейся, устойчивой, так как «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «идентичное в явлении», их «спокой­ное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого по­стоянства определенного процесса, регулярности его протека­ния, одинаковости его действия в сходных условиях.

Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снима­ет данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сфе­ры их действия, их модификации и т. п. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их ис­пользования и т. д.

Важнейшая, ключевая задача научного исследования - «под­нять опыт до всеобщего», найти законы данной предметной обла­сти, определенной сферы (фрагмента) реальной действительнос­ти, выразить их в соответствующих понятиях, абстракциях, тео­риях, идеях, принципах и т. п. Решение этой задачи может быть успешным в том случае, если ученый будет исходить из двух основных посылок: реальности мира в его целостности и развитии и законосообразности этого мира, т. е. того, что он «пронизан» со­вокупностью объективных законов. Последние регулируют весь мировой процесс, обеспечивают в нем определенный порядок, не­обходимость, принцип самодвижения и вполне познаваемы. Вы­дающийся математик А. Пуанкаре справедливо утверждал, что законы как «наилучшее выражение» внутренней гармонии мира есть основные начала, предписания, отражающие отношения меж­ду вещами. «Однако произвольны ли эти предписания? Нет; ина­че они были бы бесплодны. Опыт предоставляет нам свободный выбор, но при этом он руководит нами».

Надо иметь в виду, что мышление людей и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они в своих результатах должны согласовываться между собой. Необходимое соответствие между законами объективной действительности и законами мышления достигается тогда, когда они надлежащим образом познаны.

Познание законов - сложный, трудный и глубоко противо­речивый процесс отражения действительности. Но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сра­зу, полностью и целиком. Он может лишь вечно приближаться к этому, создавая различные понятия и другие абстракции, форму­лируя те или иные законы, применяя целый ряд приемов и мето­дов в их совокупности (эксперимент, наблюдение, идеализация, моделирование и т. п.). Характеризуя особенности законов науки, известный американский физик Р. Фейнман писал, что, в частно­сти, «законы физики нередко не имеют очевидного прямого отно­шения к нашему опыту, а представляют собой его более или ме­нее абстрактное выражение... Очень часто между элементарны­ми законами и основными аспектами реальных явлений дистан­ция огромного размера».

В. Гейзенберг, полагая, что открытие законов - важнейшая задача науки, отмечал, что, во-первых, когда формулируются ве­ликие всеобъемлющие законы природы - а это стало впервые возможным в ньютоновской механике - «речь идет об идеализа­ции действительности, а не о ней самой». Идеализация возникает оттого, что мы исследуем действительность с помощью понятий. Во-вторых, каждый закон обладает ограниченной областью при­менения, вне которой он неспособен отражать явления, потому что его понятийный аппарат не охватывает новые явления (на­пример, в понятиях ньютоновской механики не могут быть опи­саны все явления природы). В-третьих, теория относительности и квантовая механика представляют собой «очень общие идеализа­ции весьма широкой сферы опыта и их законы будут- справедли­вы в любом месте и в любое время - но только относительно той сферы опыта, в которой применимы понятия этих теорий».

Законы открываются сначала в форме предположений, гипо­тез. Дальнейший опытный материал, новые факты приводят к «очищению этих гипотез», устраняют одни из них, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Одно из важнейших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит, как уже было отмечено ранее, в ее принципиальной проверяемости на практике (в опыте, экспери­менте и т. п.), что отличает гипотезу от всякого рода умозритель­ных построений, беспочвенных вымыслов, необоснованных фан­тазий и т. д.

Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глу­бокие знания о них достигаются не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования. Именно здесь и происходит в конечном счете сведение случайного, видимого лишь в явлениях, к действительному внутреннему движению. Ре­зультатом этого процесса является открытие закона, точнее - со­вокупности законов, присущих данной сфере, которые в своей вза­имосвязи образуют «ядро» определенной научной теории.

Раскрывая механизм открытия новых законов, Р. Фейнман от­мечал, что «... поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравни­вают с тем, что наблюдается в природе, с результатами специаль­ных экспериментов или с нашим опытом, и по результатам таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расхо­дятся с экспериментальными данными, то закон неправилен».

При этом Фейнман обращает внимание на то, что на всех этапах движения познания важную роль играют философские установ­ки, которыми руководствуется исследователь. Уже в начале пути к закону именно философия помогает строить догадки, здесь труд­но сделать окончательный выбор.

Открытие и формулирование закона - важнейшая, но не пос­ледняя задача науки, которая еще должна показать, как откры­тый ею закон прокладывает себе путь. Для этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предмет­ной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд по­средствующих звеньев.

Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практи­чески никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаи­мосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Кроме того, нельзя забывать, что хотя объективные законы действуют с «железной необходимостью», сами по себе они отнюдь не «желез­ные», а очень даже «мягкие», эластичные в том смысле, что в зависимости от конкретных условий получает перевес то тот, то другой закон. Эластичность законов (особенно общественных) проявляется также в том, что они зачастую действуют как зако­ны _ тенденции, осуществляются весьма запутанным и прибли­зительным образом, как некоторая никогда твердо не устанавли­вающаяся средняя постоянных колебаний.

Условия, в которых осуществляется каждый данный закон, могут стимулировать и углублять, или наоборот - «пресекать» и снимать его действие. Тем самым любой закон в своей реализа­ции всегда модифицируется конкретно-историческими обстоятель­ствами, которые либо позволяют закону набрать полную силу, либо замедляют, ослабляют его действие, выражая закон в виде пробивающейся тенденции. Кроме того, действие того или иного закона неизбежно видоизменяется сопутствующим действием других законов.

Каждый закон «узок, неполон, приблизителен» (Гегель), по­скольку имеет границы своего действия, определенную сферу сво­его осуществления (например, рамки данной формы движения материи, конкретная ступень развития и т. д.). Как бы вторя Ге­гелю, Р. Фейнман отмечал, что даже закон всемирного тяготения не точен - «то же относится и к другим нашим законам - они неточны. Где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть, над чем поломать голову».

На основе законов осуществляется не только объяснение яв­лений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явлений, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей.

Открытые законы, познанные закономерности могут -- яри их умелом и правильном применении - быть использованы людь­ми для того, чтобы они могли изменять природу и свои собствен­ные общественные отношения. Поскольку законы внешнего мира - основы целесообразной деятельности человека, то люди должны сознательно руководствоваться требованиями, вытекаю­щими из объективных законов, как регулятивами своей деятель­ности. Иначе последняя не станет эффективной и результатив­ной, а будет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок. На основе познанных законов люди могут действитель­но научно управлять как природными, так и социальными про­цессами, оптимально их регулировать.

Опираясь в своей деятельности на «царство законов», человек вместе с тем может в определенной мере оказывать влияние на механизм реализации того или иного закона. Он может способ­ствовать его действию в более чистом виде, создавать условия для развития закона до его качественной полноты, либо же, на­против, сдерживать это действие, локализовать его или даже транс­формировать.

Подчеркнем два важных метода, которые нельзя упустить, «работая» с научными законами. Во-первых, формулировки пос­ледних непосредственно относятся к системе теоретических кон­структов (абстрактных объектов), т. е. сопряжены с введением иде­ализированных объектов, упрощающих и схематизирующих эм­пирически необходимые ситуации.

Во-вторых, в каждой науке (если она является таковой) «иде­альные теоретические модели (схемы) выступают существенной характеристикой структуры любой научной теории», ключевым элементом которой и является закон.

Многообразие видов отношений и взаимодействий в реаль­ной действительности служит объективной основой существова­ния многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию). По формам движения материи можно выделить законы: механические, физические, химические, биологические, социальные (общественные); по ос­новным сферам действительности - законы природы, законы общества, законы мышления; по степени их общности, точнее - по широте сферы их действия - всеобщие (диалектические), об­щие (особенные), частные (специфические); по механизму детер­минации - динамические и статистические, причинные и непри­чинные; по их значимости и роли - основные и неосновные; по глубине фундаментальности - эмпирические (формулируемые не­посредственно на основе опытных данных) и теоретические (фор­мируемые путем определенных мыслительных действий с идеа­лизированными объектами) и т. п.

Односторонние (а значит ошибочные) трактовки закона мо­гут быть выражены в следующем.

Понятие закона абсолютизируется, упрощается, фетишизи­руется. Здесь упускается из виду то (замеченное еще Гегелем) обстоятельство, что данное понятие - безусловно важное само по себе - есть лишь одна из ступеней познания человеком единства взаимозависимости и цельности мирового процес­са. Закон лишь одна из форм отражения реальной действи­тельности в познании, одна из граней, моментов научной кар­тины мира во взаимосвязи с другими (причина, противоречие и др.).

Игнорируется объективный характер законов, их материаль­ный источник. Не реальная действительность должна сообра­зовываться с принципами и законами, а наоборот, - послед­ние верны лишь постольку, поскольку они соответствуют объективному миру.

Отрицается возможность использования людьми системы объективных законов как основы их деятельности в многооб­разных ее формах - прежде всего в чувственно-предметной. Однако игнорирование требований объективных законов все равно рано или поздно дает о себе знать, «мстит за себя» (на­пример, предкризисные и кризисные явления в обществе).


Теория - внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, это высшая форма научного знания. Согласно К. Попперу, "теории - это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем "миром", для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки этих сетей все более мелкими.

Каждая теория включает в себя следующие компоненты:

Исходную эмпирическую основу;

Множество допущений (постулатов, гипотез);

Логику - правила логического вывода;

Теоретические утверждения, которые и есть основное теоретическое знание.

Различают качественные теории, которые строятся без математического аппарата (психоанализ З. Фрейда, теория самоактуализации А. Маслоу) и формализованные теории, в которых главные выводы построены на основе математического анализа данных (теория поля К. Левина, теория когнитивного развития Ж. Пиаже).
Теория создается не только для описания, но и объяснения, а также предсказания реальности. Она считается научной, если есть вероятность ее отвергнуть (признать ложной) в процессе проведения эмпирической проверки. Такая проверка осуществляется не на всем объеме исследуемых объектов - генеральной совокупности, а на части или подмножестве этой совокупности, которая обладает всеми ее свойствами. Такая часть генеральной совокупности называется выборкой.

Основными правилами формирования выборки являются:

2) критерий эквивалентности (критерий внутренней валидности), по которому испытуемые должны быть уравнены по другим (в отличие от независимой переменной) характеристикам;

3) критерий репрезентативности (критерий внешней валидности), определяющий соответствие испытуемых той части популяции, на которую потом будут переносится результаты исследования.

Теория, согласно С.Л. Рубинштейну, "это круг явлений, развивающихся и функционирующих согласно своим внутренним закономерностям. Каждая дисциплина, поднимающаяся до уровня науки, должна раскрывать специфические законы детерминации изучаемых явлений". Основная задача всякой науки, в том числе и психологической - вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений.
Теоретическим фундаментом психологической теории является принцип детерминизма, т.е. принцип причинной обусловленности психических явлений, направленный на объяснение и раскрытие этих причин. Функциями психологической теории являются:

1) объяснение возникновения определенных феноменов (например, тревожности), или ретросказание;

2) предсказание их возникновения;

3) обнаружение и доказательство связей между несколькими детерминантами и психическим явлением.

Особенностями психологический теории являются - объяснение причинной обусловленности психических явлений, обоснование многообразия факторов, влияющих на психическое явление, дифференциация обыденных и научных представлений.

Имплицитная и эксплицитная концепции

В определенном смысле слова все люди являются исследователями, и как истинные исследователи стремятся к конструированию своей системы представлений о части реальности, к созданию своей теории. Такая концепция носит название обыденной или имплицитной. По сравнению с ней научную теорию называют эксплицитной. Научную теорию отличает от имплицитной то, что ее можно эксплицировать, проверить, сделать явной. Имплицитные теории считаются не явными, не артикулированными, не проверенными в эксперименте.

Понятие "имплицитная теория личности" было предложены Дж. Брунером и Р. Тагиури в 1954 г. и используется до сих пор для обозначения бессознательной иерархической системы представлений о психической организации других людей. Ее содержание составляют представления о качествах личности. В изучении имплицитных теорий личности выделяются два основных подхода - традиционный и альтернативный (психосемантический). Традиционное направление представлен работами Дж. Брунера и Р. Тагиури, а также психологию "здравого смысла" Л. Росса, теорию каузальной атрибуции Г. Келли, Д. Шейдер и др. Альтернативный подход, названный таким образом его родоначальником Дж. Келли, возник в русле теории личностных конструктов и был развит психосемантическим направлением (П. Вернон, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.). Представители последнего подхода, кроме выделения содержательных компонентов имплицитной теории личности, проводят факторный анализ, который позволяет оценить и объединить качества и связи между отдельными компонентами в личностное семантическое пространство.

Теория считается эксплицитной, если она артикулирована, осознана и проверена эмпирическим, или, строже, - экспериментальным путем. Критериями эксплицитной теории являются широта охвата проблем, экономность и релевантность по отношению к эмпирическому исследованию. Рассмотрим наиболее известные эксплицитные теории личности.