Самообладание – это способность индивида сохранять внутреннее спокойствие, а также действовать взвешенно и разумно в сложных жизненных ситуациях. Происхождение самообладания связывают с поведенческими стереотипами – социальными и культурными установками, которые прививаются с детских лет. К чувству самообладания относят устойчивость к любым возникающим ситуациям, твердую руку и уверенный взгляд, точную реакцию и быстрый расчет, а также контроль как над своими, так и над чужими эмоциями.

Выдержка и самообладание

К волевым качествам, которые характеризуют самообладание, причисляется выдержка, решительность, смелость. Выдержанные личности отмечаются умением и привычкой контролировать свое поведение, свои движения. Такие индивиды умеют владеть собой и своей речью, способны воздерживаться от неосознанных действий. Выдержка и большая воля — это умение чего-то добиться и пожелать, а также уметь себя заставить отказаться от чего-либо, когда это нужно. Выдержанный человек способен сдержать чувства, не допустит импульсивных действий, будет владеть своим настроением, а в самых трудных условиях он не потеряет присутствие духа, сохранит хладнокровие, сможет взять себя в руки. Выдержанный человек терпелив и вынослив, как по отношению к продолжительно-действующим (скучная работа, ноющая боль, томительное ожидание) так и к кратковременным раздражителям (например, резкая боль). Он умеет при необходимости переносить лишения и невзгоды, причиняющие ему физические страдания и сдерживать, когда необходимо свои потребности (жажду, голод, необходимость в отдыхе).

Е.П. Ильин относит самообладание к собирательной волевой характеристике, включающей в себя смелость, выдержку, отчасти решительность.

Основополагающими и важными чертами личности для лидера являются умения совладать с внешним выражением эмоций, при этом оставаясь хладнокровным в экстремальной ситуации, не реагируя на раздражители и, сохраняя внутреннее спокойствие.

Искусство самообладания

Самообладание относят к искусству владением такта, толерантности, а также терпения. Искусство самообладания отмечается возможностью поступать рационально, а не эмоционально. Самообладание позволяет властвовать не только над собой, но и над другими индивидами. Это чувство помогает в принятии правильных решений, особенно это касается экстремальных ситуаций. Самообладание дает возможность видеть этот мир через призму спокойствия, а также уверенности в себе. В повседневной жизни самообладание проявляется в умении подавлять желания и сильные влечения, в способности контролировать эмоциональные порывы и проявлять решительность, а также управлять поведением при возникновении страха.

Самообладание проявляется в следующих формах: терпение (переносить трудности и неудобство), воздержание (самоотречение – отказ от вредного и разумное употребление полезного), невозмутимость, спокойствие (состояние уравновешенности, мира и покоя), самодисциплина, стойкость (сохранение преданности и верности в момент испытаний и искушений).

Как сохранить самообладание

Нередко впечатлительные, а также неуравновешенные натуры не умеют справляться без особых встрясок со стрессовой ситуацией для нервной системы.

Потеря самообладания и контроля над своими эмоциями происходит из-за ответа мозга и эндокринной системы на стресс, который спровоцирован сложными химическими процессами в организме. Просто говоря, все дело в гормонах. Однако почему-то одни способны контролировать свое поведение в момент ссор, а у других личностей конфликты заканчиваются битьем посуды, бранью, кулаками и пощечинами.

Самообладание относится к способности трезво думать в момент эмоционального пика напряжения, и эта способность является сугубо индивидуальной. Во многом эта способность зависит от поведенческих стереотипов – культурных и социальных установок, прививающихся с малых лет. И то, что для одних людей – это признак дурного тона, то для других – норма. Поэтому-то и наблюдается совершенно разная реакция в похожих ситуациях. На способность сохранить самообладание оказывают влияние особенности нервной системы и психики, физическое состояние, стрессовая ситуация. Если человек устал, голоден, испытывает физическую боль, пребывает в неразрешенном межличностном конфликте, то вполне вероятно, что сдержаться будет очень сложно. Человеку, который умеет контролировать свои эмоции, за свое поведение впоследствии не будет стыдно. Это является большим плюсом. Однако есть и минусы.

Уже давно доказано, что существует связь между состоянием здоровья и негативными эмоциями. Скрываемые тщательно душевные переживания, накапливаясь, истощают нервную систему.

Невыраженная со временем даст о себе знать, например, приняв форму , повышенной раздражительности или какого-нибудь заболевания. Поэтому контролируя отрицательные эмоции важно, чтобы затем с легкостью от них избавиться.

Некоторые личности сохраняют самообладание, сбрасывая напряжение во время активного отдыха, сна, занятия спортом или любовью. Другие расслабляются от адреналиновых всплесков после просмотра фильмов ужасов, катания на американских горках или банджи-джампинга.

Как научиться самообладанию? Чтобы не углубиться в состояние непрерывного стресса, необходимо подобрать для себя эффективный способ выхода накопившегося негатива. Не следует накапливать ситуации, когда приходится подавлять агрессию и гнев, уверяя себя, что все хорошо и ничего не произошло. Следует научиться вырабатывать физиологическую реакцию на стрессовую ситуацию, спуская пар не криком, а с помощью цивилизованной формы проявления агрессии. При ощущении скопления большого количества негативной энергии следует направить ее в мирных целях, например, пытаться урегулировать в пылу ярости вопросы, на которые сложно решится в обычном состоянии.

При отсутствии возможности подобающе ответить обидчику, можно воспользоваться снятием эмоционального напряжения с помощью бассейна, фитнесса, йоги, спа-салонов. Как не терять самообладание? Необходимо контролировать свои чувства, желания, мысли, намерения, побуждения, действия и слова. Важно научиться себя оценивать и осуществлять самоанализ своих действий.

Потеря самообладания проявляется в ослаблении самоконтроля и самодисциплины.

Самоконтроль выражается в том, что индивид углубляется в свой внутренний мир, оценивая и анализируя его. Оценивая свои чувства, мысли, желания, человек определяет для себя их допустимость.

Как сохранить самообладание? Чтобы не потерять самообладание следует владеть самодисциплиной. После выяснения, какая мысль, желание, чувство нам чуждо, а какая во благо, необходимо правильно отреагировать на эти проявления: либо воплощать, развивать, культивировать, поддерживать, либо пресекать, искоренять, подавлять. Плохое в себе индивид подавляет, искореняет, а хорошее развивает и культивирует.

Как развить самообладание

Существует несколько посильных средств первой помощи для развития самообладания:

  • игнорирование внешних раздражителей, например, для тренировок можно использовать телефонный звонок, не вовремя звонящий. Задачей индивида является игнорирование звонка, таким образом можно научиться абстрагироваться и от других раздражителей, выводящих себя из равновесия;
  • оттягивание времени и не реагирование сразу на взрывную реакцию оппонента, при этом использование счета до десяти;
  • умение в необходимый момент переключить свое внимание и расслабиться.

Состояние стресса, чрезмерная усталость, напряженность вызывают в организме химические реакции, которые негативно отражаются на поведении. В релаксации и отдыхе нуждаются как тело, так и психика. Для этого необходимо в воображении создать такое место, в которое индивид мысленно будет перемещаться, как только почувствует усталость или перенапряжение. Это может быть, например, осенний парк, комната с мягким креслом, пляж с пальмами – все то, что способно привести к состоянию умиротворенности и возвращению комфорта. Необходимо в себе найти ту опорную точку, которая восполнит запасы жизненной энергии.

Бесстрастие, умение владеть собой, хладнокровность, сдержанность, флегма, хладнокровие, присутствие духа, эпическое спокойствие, олимпийское спокойствие, выдержка, спокойствие, флегматичность, бесстрастность, выдержанность, флегматизм,… … Словарь синонимов

самообладание - способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу (см. эмоции). В С. проявляется сознательно волева … Большая психологическая энциклопедия

САМООБЛАДАНИЕ, самообладания, мн. нет, ср. Способность владеть собой, сдерживать себя, выдержка. Сохранять, потерять самообладание. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- (self ownership) Претензии человека на контроль над собственной личностью, относящиеся, как правило, не только к его телу (и, возможно, к эмбриону внутри него – см.: right to life – право на жизнь), но и к трудовой деятельности, способностям и… … Политология. Словарь.

Одна из кардинальных добродетелей; способность формировать собственную жизнь в направлении человеческого совершенства при помощи разумно нравственной воли, независимо от естественных порывов и аффектов. Оно проявляется в двух осн. формах –… … Философская энциклопедия

Англ. self control/possession; нем. Selbstbeherrschung. Показатель эмоциональной и соц. зрелости личности, способности индивида к сознательно волевой организации псих, процессов и осуществлению деятельности в критических ситуациях. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

Способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В С. проявляется сознательно волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. С. показатель эмоциональной и… … Словарь черезвычайных ситуаций

самообладание - САМООБЛАДАНИЕ, я, ср Способность владеть собой; Син.: выдержка, хладнокровие, выдержанность. Вдовец, человек наделенный исключительным самообладанием, не рыдал и не рвался (Наб.) … Толковый словарь русских существительных

самообладание - безмерное самообладание дьявольское самообладание исключительное самообладание колоссальное самообладание невероятное самообладание поразительное самообладание потрясающее самообладание редкое самообладание удивительное… … Словарь русской идиоматики

Книги

  • Как снизить агрессию подростка и наладить с ним отношения , Абблетт Митч Р.. Ваш подросток все время в гневе или отгородился от семьи, замечая вас лишь для того, чтобы попросить денег? Хлопает дверью, срывается и винит вас во всем каждый раз, когда сталкивается с…
  • Побег на рывок. Книга 2. Призраки Ойкумены , Генри Лайон Олди. Свет клином сошелся на Диего Перале, скромном учителе фехтования. Великая Помпилия, империя людей-волков, ставит ультиматум: сотрудничество или рабство? Хладнокровные гематры,…


Самообладание – это способность контролировать сиюминутные импульсы и реакции. Другое название этого качества – самодисциплина. Такой тип поведения не является ограничивающим в отрицательном смысле, как может показаться поначалу. При разумном использовании самоконтроль становится одним из важнейших инструментов для достижения успеха и личностного развития. На пути к желаемым целям часто находится немало жизненных препятствий. Чтобы их преодолеть, необходимо действовать с настойчивостью, а это, конечно, требует высокого уровня самоконтроля.

Кроме того, это качество является критически важным для проработки страхов, навязчивостей, зависимостей. Самодисциплина помогает человеку обрести контроль над собственной жизнью, поведением и реакциями. Она улучшает взаимоотношения, помогает развить терпение, достичь счастья и удовлетворенности.

С другой стороны, недостаточно развитый самоконтроль часто приводит к неудачам в работе и личной жизни, перееданию и другим вредным привычкам, проблемам со здоровьем.

Каким конкретно образом самообладание помогает в обыденной жизни?

  • Развитое качество самодисциплины позволяет вовремя заметить проявления саморазрушительного, зависимого или навязчивого поведения;
  • Дает ощущения власти над своей жизнью, привносит баланс и гармонию;
  • Помогает держать чересчур эмоциональные реакции в норме;
  • Развивает эмоциональную и умственную независимость от окружающих людей и обстоятельств, что существенно влияет на субъективное ощущение мира и спокойствия;
  • Помогает преодолеть чувство беспомощности;
  • Самоконтроль позволяет обрести уверенность в себе, высокую самооценку, внутреннюю силу;
  • Делает человека ответственным и достойным доверия.

Препятствия для развития самодисциплины:

  • Недостаток знаний, понимания того, чем в действительности является самоконтроль;
  • Сильные и неконтролируемые эмоциональные реакции;
  • Быстрота и непосредственность этих реакций на раздражители внешнего мира, необдуманность действий;
  • Слабое желание измениться, стать лучше;
  • Недостаточно развитая сила воли;
  • Субъективный взгляд на развитие самоконтроля как неприятное и скучное занятие; убежденность в том, что в жизни дисциплинированного человека нет места развлечениям;
  • Недостаток веры в себя и свои способности.

Как развить самообладание? Краткий алгоритм действий

Итак, каков же общий алгоритм, позволяющий обрести контроль над собой и развить так необходимую силу воли?
  • Во-первых, нужно определить те жизненные области, где вам не хватает этого качества. Например, это могут быть покупки, переедание, курение, трудоголизм, выпивка, навязчивости.
  • Далее необходимо определить те эмоции, по отношению к которым и требуется применение самодисциплины. Возможно, это гнев, сожаление, обида или негодование, страх.
  • Следующий шаг – выявить мысли и убеждения, которые толкают к неконтролируемому поведению.
  • Несколько раз в день, в особенности в те минуты, когда потребность в самоконтроле наиболее высока, необходимо повторять различные аффирмации. Это могут быть такие фразы:
  • Я полностью контролирую свою жизнь;
  • У меня есть сила воли, чтобы выбирать для себя эмоции и мысли;
  • Самоконтроль приносит мне внутреннюю силу и успех;
  • Я полностью контролирую свои эмоции и поведение;
  • День за днем моя способность к самодисциплине возрастает.
    • Далее нужно визуализировать собственное поведение в рамках самоконтроля и самоограничений. Необходимо рассмотреть жизненную ситуацию, в которой вам не хватает дисциплины, и представить, что вы реагируете спокойно.
    • Самый главный шаг – выполнение упражнений для развития силы воли.

    По теме:

    Практические шаги для развития воли

    • Тренировать силу воли при помощи небольших действий. Многие современные исследователи, в том числе, автор знаменитого издания «Сила воли» Келли Макгонигал, сравнивают развитие способности к самоконтролю с обычной тренировкой мышц. Для того, чтобы использовать «волевую мышцу», ее сначала необходимо активизировать, и затем понемногу тренировать. Поскольку, как и физические мышцы, сила воли подвержена истощению, нагрузки должны быть постепенными, но регулярными. Кроме того, волевой потенциал обычно заканчивается к концу дня. Поэтому выполнять неприятные или не вызывающие интереса дела и занятия рекомендуется утром.

      Тренировка силы воли может включать в себя такие действия, как постепенная уборка квартиры, использование для обычных процедур неведущей руки, развитие привычки медитировать каждый день. Также можно попробовать держать спину прямо в течение всего дня, воздерживаться от интернета или телевизора в течение дня-двух, ввести для себя запрет на нецензурную брань. То, что эти задания кажутся обычными, на самом деле, только усиливает их эффект. Выполняя их, вы научаете мозг не поддаваться импульсам, прокладывать паузу между эмоцией и действием.

    • Уменьшить уровень стресса. Хронический стресс является главным врагом самоконтроля. Почему среди людей, которые живут в больших городах обеспеченных, экономически развитых стран, столько обжор, алкоголиков и игроманов? Причиной всему – хронический стресс, накапливающийся в течение жизни. Трудности на работе и в личной жизни, тревожные новости по телевидению, неопределенность будущего, - все это, в конечном итоге, делает свое дело. Из успешного представителя среднего класса человек довольно быстро может превратиться в полного неудачника. Дело в том, что волевые ресурсы человека, к сожалению, исчерпаемы.
      Для развития силы воли постарайтесь по возможности минимизировать в своей жизни стресс. Ведь если истощать свои волевые ресурсы в одной жизненной области, то на развитие другой их попросту не хватит.
    • Выбрать для себя идеал. Оказываясь в сложных обстоятельствах и теряя веру в собственные силы, бывает очень сложно продолжать преследовать когда-то поставленные цели. В наше время роль «идолов» часто исполняют певцы или актеры, голливудские звезды. Однако часто их биографии не только не придают веры в человеческие возможности, но и являются отрицательным примером того, какой может быть человеческая жизнь. Ведь среди современных звезд также немало людей с алкогольной, наркотической зависимостью, или просто несчастных в личной жизни. Поэтому к выбору примера для подражания нужно подойти тщательно.

      Между тем, мир предоставляет огромное количество образцов волевого человеческого поведения. Тем идеалом, который позволяет черпать уверенность в возможностях человеческого духа, могут стать друзья или родственники, герои фильмов, книг, политические деятели.

    • Объявить войну лени. Нежелание приниматься за дела, которые не вызывают интереса, является одним из показателей слабо развитой силы воли. С ленью можно бороться несколькими способами: составлением списка дел, расставлением приоритетов, использованием метода «кнута и пряника». Эти методы стоит применять одновременно. Список дел необходимо составлять постоянно – таким образом, вы приучите себя выполнять работу в срок.

      Если дел накопилось очень много, не обойтись без ранжирования их по важности. Не нужно хвататься за все дела сразу, начать можно с малого. После этого втянуться в работу будет гораздо легче. И, наконец, необходимо поощрять себя за достижения и наказывать за невыполнение запланированного. Ведь наш мозг, несмотря на способности к логическому мышлению и другим достижениям эволюции, все же обладает свойствами мозга собаки Павлова.

    Самоконтроль – это одно из самых важных и полезных качеств, которым должен обладать каждый человек. К сожалению, даже признавая ценность дисциплинированной жизни, многие люди делают очень мало для его развития. Вопреки распространенному мнению, самоконтроль не означает жестокости по отношению к себе или же ограниченного, аскетического образа жизни. Это незаменимое качество характера лишь помогает обрести власть над своим поведением, эмоциональными реакциями, мыслями. Те рекомендации, которые даются для развития самоконтроля, помогут и задающимся вопросом о том, как выработать стрессоустойчивость.

    Хорошо развитое самообладание наделяет силой твердо следовать своим решениям. Оно является обязательным требованием для достижения поставленных целей.

    Самообладание, как часто вам приходилось его терять, а потом жалеть об этом? Особенно этому подвержены впечатлительные и неуравновешенные натуры, от которых то и дело слышишь: «Вышла из себя» или «Слетела с катушек». Но как научиться справляться со стрессовой ситуацией без особых встрясок для нервной системы?

    Вам будет интересно сразу ознакомиться:

    Самообладание и воспитание

    Потеря контроля над своими эмоциями – ответ эндокринной системы и мозга на стресс, который провоцирует сложные химические процессы в организме. Проще говоря, все дело в гормонах. Но почему одни в состоянии контролировать свое поведение во время ссоры, а у других конфликты заканчиваются бранью, битьем посуды или того хуже, пощечинами и кулаками?

    Самообладание – это способность трезво думать во время пика эмоционального напряжения, и эта способность сугубо индивидуальная. Во многом она зависит от поведенческих стереотипов – социальных и культурных установок, которые прививались с малых лет. И то, что для первых признак дурного тона, для вторых – норма. Потому-то мы и наблюдаем совершенно разную реакцию в похожих ситуациях.

    На способность сохранять самообладание влияют и другие не менее значимые факторы: особенности психики и нервной системы, сила раздражителя (насколько серьезна стрессовая ситуация), физическое состояние. Если вы голодны, чересчур утомлены, у вас болит голова или ноет зуб, что-то неладно дома или произошел … вполне естественно, что сдержаться будет очень сложно.

    Плюсы и минусы развитого самообладания

    Человеку, умеющему контролировать свои эмоции, не будет впоследствии стыдно за свое неуравновешенное поведение. И это большой плюс. Однако так ли много он выигрывает в итоге?

    Уже давно доказана связь между негативными эмоциями и состоянием здоровья в целом. Тщательно скрываемые душевные страсти, постепенно накапливаясь, приводят к истощению нервной системы. Невыраженная агрессия рано или поздно даст о себе знать, приняв форму , повышенной раздражительности или какого-либо заболевания.

    В развитом самообладании действует принцип: все хорошо в меру. Поэтому нет нужды всегда держать себя в ежовых рукавицах, необходимо время от времени давать волю эмоциям. Гиперконтроль опасен еще и тем, что заставляет человека постоянно повышать планку требовательности к себе и к окружающим, а накопленный негатив выплескивать на более слабых. Психологи также утверждают, что незнание, приводит к мышечным болям и спазмам в области шеи, плеч и спины. А иногда неумение сбрасывать стресс является и развития алкоголизма.

    Потеря контроля

    В определенных случаях, когда человек полностью теряет самообладание, наблюдается особая психологическая реакция. Пик эмоционального напряжения сопровождается учащенным сердечным ритмом, головокружением, потемнением в глазах, ощущением того, что голова сейчас попросту взорвется, после чего наступает ощущение слабости. Если вы впадаете в такое состояние регулярно, значит, ваша нервная система не готова к тем нагрузкам, которым вы ее подвергаете, и дает сбой. Как правило, в таких случаях необходима профессиональная помощь психотерапевта.

    Как сохранить самообладание и «выпустить пар»

    Чтобы уметь контролировать отрицательные эмоции, нужно уметь их расходовать. Нервная система «сбрасывает» напряжение во время сна, активного отдыха, занятия сексом или спортом. Некоторым помогают расслабиться адреналиновые всплески от просмотра фильмов ужасов, банджи-джампинга или катания на американских горках. Чтобы не впасть в состояние постоянного стресса, вам необходимо найти эффективный способ выплеска накопившегося негатива.

    Старайтесь не накапливать ситуации, в которых вам приходится подавлять гнев, убеждая себя, что все в порядке и ничего не произошло. Необходимо вырабатывать физиологическую реакцию на стресс, «выпуская пар» не криком, а по средствам цивилизованной формы выражения агрессии. Попытайтесь выиграть у оппонента в спортивную или интеллектуальную игру, либо же отвечайте на его выпады едкими фразами, но спокойным тоном. Если же чувствуете, что негативной энергии слишком много, направьте ее для достижения мирных целей: в пылу ярости решайте те вопросы, на которые в обычном состоянии не хватает смелости.

    В случае, когда возможность достойно ответить обидчику отсутствует, избавиться от эмоционального напряжения поможет фитнессклуб, бассейн, пробежка в парке, или спа-салон. На крайний случай подойдет и обычная подушка, которую можно вдоволь поколотить дома.

    Однако все эти действия помогут лишь на короткий срок обрести самообладание. Они не в состоянии избавить организм от последствий стресса. К тому же, на контроль собственных эмоций часто расходуется много сил, которых порой не хватает. Все популярные методы, помогающие сохранять самообладание, – это лишь вспомогательные средства. Приводить расшатанную нервную систему в порядок должен специалист.

    …не путайте с аффектом

    Люди склонны путать понятия потери самообладания с состоянием аффекта. Аффект – это абсолютная потеря контроля, быстропротекающая защитная реакция, сопровождающаяся сильнейшими переживаниями. Впадая в состояние аффекта, человек способен на действия, совершенно ему не свойственные: вытянуть из горящего дома стокилограммового соседа, одолеть противника, намного превосходящего физически… После чего наступает прострация, и переживший аффект полностью или частично забывает о событиях, происходивших с ним в этот момент.

    Несколько способов вернуть самообладание

    Что делать, когда вы чувствуете, как эмоции быстрым шквалом переполняют вас и вот-вот выплеснуться наружу? Как за короткое время вернуть контроль над собой и не наделать глупостей? Для этого психологи придумали несложных приемов:

    — Визуализация. Постарайтесь подавить неприятные эмоции приятными воспоминаниями или фантазиями. Представьте, что вы на лазурном берегу океана и бриз доносит до вас соленые капли морской воды. В ход могут пойти даже сексуальные фантазии.

    — Воображаемый образ. Включите воображение и представьте своего обидчика (начальника или недовольного клиента) в образе смешного героя комиксов в костюме супермена, приделайте ему уши Чебурашки, облачите в желтые носки и трусы в цветочек или балетную пачку.

    — Релаксация. Даже если вы в сильном напряжении, все равно постарайтесь полностью расслабить все тело, особенно мышцы лица, шеи и плеч. Представьте, что при этом вы качаетесь в гамаке или просто летите. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях.

    Умение быть терпеливым с окружающими (особенно с близкими) считается человеческим достоинством, к которому надо стремиться.

    Выдержка и самообладание - это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. А. С. Макаренко писал: «Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли». Выдержанный человек умеет сдерживать чувства, владеет своим настроением, не допускает импульсивных действий. Даже в трудных условиях он не теряет присутствия духа, сохраняет хладнокровие, умеет взять себя в руки.

    Выдержанный человек вынослив и терпелив как по отношению к кратковременным раздражителям (например, резкая боль), так и к продолжительно действующим (ноющая боль, скучная работа, томительное ожидание). Он умеет в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).

    Воля - проявление психической активности по достижению поставленной цели. Воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями) и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными, социальными нормами. Можно сказать, что воля - это инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций - ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим указывает на приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Задачей воли является управление поведением человека, сознательная саморегуляция его активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
    Главная психологическая функция воли - усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию выступает сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.

    Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется посредством преднамеренных умственных усилий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Однако предварительно нужно осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

    Можно выделить следующие этапы формирования воли , или волевых актов:

    • осознание конкретной потребности;
    • осознание возможностей удовлетворения определенной потребности;
    • проявление мотивов деятельности (мотив - это побудительная сила);
    • борьба мотивов деятельности на пути выбора решений;
    • выбор конкретного решения;
    • определение плана реализации выбранного решения, включающего перечень методов, средств и способов;
    • выполнение и контроль определенной деятельности;
    • оценка полученных результатов деятельности.

    При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, чтобы уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта и произвести выбор между ними. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в следующих направлениях:

    • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
    • обретение человеком контроля над своим поведением;
    • выработка волевых качеств личности.

    В каждом из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции, а затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних комплексов мышц и активизацию других. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных волевых качеств к вторичным и далее к третичным.

    Выработка волевых качеств проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

    Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам. Волевые сигналы, вообще говоря, могут тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение противоречит моральным и социальным нормам и ценностям, хотя и приятно для субъекта, так как удовлетворяет некоторые мотивации. Типичный пример - борьба человека с вредными привычками - от табакокурения до употребления наркотиков и алкоголя и т.п.

    Волевые акты проявляются при осуществлении поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций.

    Так как волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия определяются не только врожденными, но и в очень сильной степени - осознанно развитыми чертами характера человека. Процесс волевого управления поведением характеризуется двумя группами волевых качеств. Первая группа - сила воли, настойчивость, выдержка. Сила воли — это максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий, например внешних действий, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий по преодолению трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в процессе обучения.

    Настойчивость — способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели в отличие от силы воли не обязательно связана с преодолением «запредельных» трудностей. Настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим направлении.

    Выдержка , непосредственно связанная с настойчивостью, определяется как умение исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Данное качество напрямую связано со способностью к упорядочению мышления, умением планировать, организованностью и умением вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

    Ярким примером настойчивости к себе, или самовоспитания, является «комплекс добродетелей», составленный выдающимся американским просветителем и государственным деятелем Б. Франклином.

    Воздержание: нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

    Молчание: нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

    Порядок: следует держать все свои веши на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

    Решительность: нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

    Трудолюбие: нельзя терять время попусту; нужно всегда быть занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

    Искренность: нельзя обманывать; надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

    Справедливость: нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

    Умеренность: следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

    Чистота: нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

    Спокойствие: не следует волноваться по пустякам.

    Скромность и т.д.

    Вторая группа волевых качеств тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе.

    Решительность — способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров совершать выбор линии поведения и так же четко осуществлять принятые решения. Естественно, что решительность полезна только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, а решительные, но неправильные действия по последствиям намного хуже, чем проявление нерешительности.

    Самообладание и уверенность в себе — качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

    В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.

    Формирование воли - процесс длительный, и он начинается в раннем детстве.

    Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности человека.

    Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может привести к отрицательным результатам - одностороннему и даже ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний, можно путем самообразования восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Когда индивид ощущает тяготение к какой-то деятельности и начинает сознавать свои способности, он при определенных условиях переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом и больше требует от себя. Наоборот, без формирования трудолюбия образуется ложное сознание того, что при больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что все придет само собой. Если у человека сформированы положительные черты характера, если он осознал свои способности и их значение для собственного развития, то он преодолеет неблагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.

    Развитие воли

    А теперь - подробнее о развитии воли , что выражается следующими дифференцирующими признаками:

    • изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
    • индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
    • индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость воли);
    • нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
    • индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
    • цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

    Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

    К волевым качествам относятся:

    Целеустремленность - волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целыо обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

    Решительность - волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность — может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

    Смелость - это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

    Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

    Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

    Настойчивость - волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

    Самостоятельность - волевое свойство личности, проявляющееся в умении но собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

    Выдержкой , или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество - импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

    Дисциплинированность - это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

    А теперь можно представить себе образ волевою человека, обладающего такими качествами как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, выдержанность, самообладание, решительность, исполнительность. дисциплинированность, твердость воли, стойкость воли, осторожность, разумный азарт, смелость, храбрость, отвага, мужество и ею противоположность - состояние безволия, проявляющееся в таких качествах, как упрямство, податливость, внушаемость. нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

    А как волевые качества личности формируются и развиваются?

    Прежде чем отвечать на данный вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается воля человека в целом и, вместе с ней, его отдельные волевые качества?

    Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни. Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля, и они могут ее демонстрировать. Но остается без ответа вопрос о том. когда соответствующие качества личности только начинают формироваться у ребенка: ведь до годовалого возраста их определенно нет, а между двумя и тремя годами они уже существуют и проявляются. Ответить на данный вопрос однозначно и убедительно, опираясь на точно установленные факты, не представляется возможным по причине указанных выше трудностей в психологическом изучении воли. Однако можно предполагать, что начало формирования воли относится к времени, когда у ребенка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Строго говоря, эти наиболее ранние по времени своего появления действия ребенка еще нельзя назвать полностью волевыми. Они могут представлять собой чисто механическое повторение ребенком некоторых поначалу не вполне удачных действий. Однако они входят и в состав самостоятельно осуществляемых человеком собственно волевых действий, так как всякое такое действие при его невыполнении или неудачном выполнении человек обязательно повторяет. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становятся уже не внешними (поощрение или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренними (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является самостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерное 6-8 мес. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.

    Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся к второму-третьему году жизни, свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, т.е. характеризующих сравнительно невысокий уровень волевого развития человека. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше, в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности - играх, а также, отчасти, в общении, в учебе и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, т.е. собственно вторичные волевые качества личности.

    Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.

    К концу подростковою и началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее:

    • если к этому возрасту воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется:
    • если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться;
    • подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными.

    За пределами юношеского возраста, т.е. после 25-30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется. если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

    Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического развития (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменяется. Те перемены волевого характера, которые могут происходить, а иногда действительно происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает проявлять свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

    Резюмируем: в воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает, что если есть воля - есть человек, нет воли - нет человека, сколько воли - столько и человека.

    Действительную природу воли позволяет раскрыть представление И.П. Павлова о человеке как системе, единственной«по высочайшему саморегулированию». Это представление реализовано в идее о регулирующей функции психики, раскрытой во многих фундаментальных трудах основоположников советской психологии. Его конкретизации способствовали многолетние исследования В.И. Селиванова и его сотрудников, концепция осознанной саморегуляции деятельности, разрабатываемая О.А. Конопкиным и др.

    Имеющиеся данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям. В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

    Собственно волевые действия не могут быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного, дифференцирующего для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным с точки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств. В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, - одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

    Если «Я» телесное сильнее духа по интенсивности своих потребностей, и в волевом конфликте тело побеждает дух, то дух проявляет свою немощь своими болезнями. Что значит «тело победою дух»? Это значит, что человек не способен реализовать свои притязания на соответствующее социальное положение и благосостояние, поскольку сиюминутные телесные желания не дают ему возможности сосредоточиться на достижении социальных целей.

    Воля как проявление конфликта между духом и телом - это только одна форма борьбы мотивов внутри человека.

    Следует отметить, что отсутствие конфликта с преобладанием «Я» телесного мы наблюдаем там, где социальные и духовные мотивы менее развиты, чем телесные, как, например, у биологического лидера или просто у неразвитой личности.

    Восточная традиция формирует внутренние взаимоотношения телесных, социальных и духовных мотивов как содружество только в том случае, если все три вида «Я» гармонически развиты и имеют опыт взаимного обогащения. Древние восточные культуры давно осознали значение космического разума. Представления о космичности разума, его функции самосовершенствования религии восточных культур - буддизм и индуизм - отражали в представлениях об Абсолюте и необычайно развитой, многообразной практике физического, интеллектуального и духовною самосовершенствования. В чем состоит способ проявления воли как содружества трех базовых мотивов личности? Это содружество соответствует формуле: «Если сознание говорит: «Это нужно», тело отвечает: «Я с удовольствием это сделаю».

    Работа разума - это всегда творческий процесс, и она проявляется только в творческой оценке ситуации, постановке цели, поиске путей реализации этой цели. Иными словами, разум в человеческом сознании проявляется только тогда, когда необходимо разрешить простые или сложные проблемные задачи или ситуации. Однако огромное количество умственных действий человек осуществляет с помощью так называемых стереотипов, автоматических установок и т.д. Во всех этих проявлениях психической деятельности разум не участвует. Если провести такой эксперимент, в ходе которого вы в течение суток фиксируете проявления как творчества, так и автоматизма при решении своих повседневных проблем, задавшись целью подсчитать, сколько времени вашего бодрствования занимает разумная деятельность, а сколько - автоматическая, то вы получите соотношение вашего интеллектуального потенциала и имеющихся у вас стереотипов, т.е. коэффициент степени разумности вашего бытия.

    Таким образом, воля - это деятельное продолжение разума, сознания.

    В жизни личности огромную роль играет позиция, ею занимаемая. Активная или пассивная?

    Пассивная - чем меньше воля, тем сильнее происходит вовлечение в стихию окружающего, невозможность выйти за ее пределы и из своего круга, тем меньше право личного выбора, тем ниже энергетический уровень индивидуума, его поля, тем он слабее сам и сильнее зависит от внешних факторов.

    Активная - это шанс, и чем выше активность и воля, тем выше градации, тем больше энергии, больше вариабельность выбора и возможностей, тем и больше корригирующих факторов (ограничивающих, проверяющих и контролирующих).