Защита проекта

Группа исследователей экологии Ставропольского края учащиеся из 4 Б класса:

    Ручкина Анна

    Лопарё Денис

    Агабекян Ангелина

    Кателевская Александра

Руководитель группы:

Классный руководитель Самарина Е.Я.

Тип проекта :

    информационный;

    творческий, практико-ориентированный;

    индивидуально-групповой;

Тема: «Сохраним красоту родного края»

Цель проекта:

Цели проекта :

Научить учащихся заниматься самостоятельными исследованиями, посвященными родному краю;

Привлечь внимание подрастающего поколения к истории своей малой родины

Познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;

Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, творческий процесс;

Учить представлять свой труд в виде презентации, реферата, рисунка, схемы;

Развивать интерес к изучению окружающего мира;

Воспитывать любовь к родному краю.

Изучить цветущие растения Ставропольского края, которые занесены в красную книгу;

Изучить экологические проблемы в необходимости охраны растений.

Задачи проекта:

    собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его (презентация);

    разработать памятку «бережное отношение к цветущим растениям, как к важному природному богатству»;

    развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний; формирование навыков исследовательской деятельности, умения взаимодействовать с другими участниками проекта;

    Способствовать осознанию неразрывной связи природы родного края с природой страны;

    Расширять знания о природе, растительном и животном мире Ставропольского края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

    Побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранение ее уникальности.

Тип проекта: исследовательский, информационный, межпредметный, недельный.

Предметные области: окружающий мир, ИЗО, ИКТ.

Продукт: презентация работы учащихся, праздник посвящённый охране природы, книжки – малышки, памятки интеллектуальная игра «клуба знатоков» «Хочу всё знать!»

Аннотация: цветущие растения- украшение нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге: вблизи населённых пунктов их становится всё меньше, а многие растения становятся попросту редкими.

Ожидаемые конечные результаты,

инновационного проекта

1.Познания учащимися истории, культуры своей малой родины и страны, оформленные в виде методических рекомендаций; выпуска фотоальбома; оформление выставки; проведением экскурсий по району, краю; посещение музеев и историко-культурных ценностей с детьми начальных классов.

2.Познания учащимися природы, растительного и животного мира края, оформленные в виде выпуска брошюр, которые будут служить дополнительными источниками для педагогов при изучении природы, растительного и животного мира Ставропольского края; выпуск фотоальбома; создание презентации к игре «Знаешь ли ты свой край»

Этапы работы

    Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.

    Планирование, определение источников информации.

    Подготовка сообщений «Что значит любить свой край», конкурс рисунков на тему «С чего начинается родина». Проведение классных часов.

    Проведение открытых уроков.

    Исследовательская работа: мой край на карте страны, какие клады скрывает земля ставропольская, растениеводство, животноводство.

    Творческие работы обучающихся (стихи, рисунки, фотографии, сочинения): главный город края, город Минеральные Воды – центр района, село моё – сердцу милый уголок.

    Социологическое исследование: «Влияние загрязнения природной среды на экологическую обстановку в крае»

    Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.

Сообщение ученицы 4 класса Б Ручкиной Анны.

Сегодня мы защищаем проект на тему «Защитим природу родного края». Почти месяц наш класс изучал Природные зоны России, расположение зон на карте, климатические условия, разновидности растений и животных, экологические проблемы каждой зоны. Наша группа тщательно изучила все эти разделы по нашему родному Ставропольскому краю. В течение месяца было проведено несколько мероприятий: открытый урок на тему «Природные зоны России», интеллектуальная игра клуба Знатоков «Хочу всё знать», подготовила праздник на экологическую тему «Мы защитники природы!» и сегодня мы представляем вашему вниманию наш проект «Сохраним красоту родного края!»

Проблема, которая натолкнула нас на эту работу:

Цветущие растения- украшение нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге: вблизи населённых пунктов их становится всё меньше, а многие растения становятся попросту редкими.

Наш край является частью нашей большой планеты:

Люблю тебя, мой край родной,

Люблю всей детскою душой

За разноцветные леса,

Поля, бескрайние просторы!

Здесь вод целебных чудеса,

И, словно воины, здесь горы…

Читаю о живой воде

Но нет живительной нигде

Воды целебнее кавказской!

Люблю тебя, мой край родной!

Единственной, живой планеты!

Дмитрий Онищенко 12 лет г. Лермонтов

Посмотрите как красив наш край:

Видео песни Д. Кабалевсого «Люблю тебя, мой край родной»

Географические координаты

Через город Ставрополь – административный центр края – проходит

45-я параллель Северного полушария. Край занимает площадь 66,3 тысячи квадратных километров, расположен в центральной части Предкавказья. Граничит на юге с Республикой Северная Осетия, Кабардино-Балкарской Республикой, Грузией. На юго-западе, западе и северо-западе – с Краснодарским краем. На севере – с Ростовской областью, на северо-востоке – с Республикой Калмыкией. На востоке – с Республикой Дагестан, на юго-востоке – с Чеченской и Ингушской Республиками.

Климатические границы

Ставропольский край раскинулся на юге умеренного континентального пояса. Здесь пролегает граница между Европой и Азией. На Ставропольской возвышенности, которая занимает значительную часть

края, можно провести своеобразные климатические границы между

восточными, центральными и западными районами. На западных склонах ветры сильнее, здесь выпадает больше осадков. В центральной части, где расположены Ставропольские и Прикалаусские высоты и возвышается гора Стрижамент, климат похож на климат предгорий.

Самый мягкий климат – на юге. А в Кисловодске, например, почти горный климат.

Ставропольский край и его уникальный растительный мир

Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае- это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много

рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу - это,

значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства -
Эти рощи, реки и луга!

Изучение экологических проблем Ставропольского края

Лопарёв Денис

В настоящее время во всех развитых странах мира ширится движение людей за сохранение экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных ресурсов, распространение идеалов здорового образа жизни и защиту самой жизни человека. Всё это объясняется общим понятием "современная экологическая культура". Формирование представлений и понятий о природе как среде обитания человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею.

Природа-мать человечества, она и кормилица его. Оторвать или изолировать человека от среды его обитания невозможно. При разумном и научном подходе к природе её дары и богатства не иссякают, а могут даже наращиваться.

Территория Ставрополья, имеющая благоприятные условия для жизни, заселялась с древнейших времён, о чём свидетельствуют археологические находки. В древние времена, когда люди селились по берегам рек, занимались охотой, сбором плодов, позднее земледелием и скотоводством, они не наносили существенного вреда природе, отходы их хозяйства разлагались и не представляли угрозы здоровью и жизнедеятельности людей. Деградация природных ландшафтов началась в период заселения степного Предкавказья русским крестьянством в восемнадцатом и в первой половине девятнадцатого веков, сопровождавшегося распашкой больших площадей, содержанием большого количества скота на пастбищах, возникновением поселений. Тем самым был нанесён большой ущерб почвам: падало их плодородие, начались пыльные бури. Особенно пострадали почвы от выпаса скота крупных скотоводов на участках, арендованных ими на несколько лет. Трава выбивалась с корнем, тропиночная сеть обнажила землю до камня и песка. В первую очередь разрушились склоны возвышенностей. С развитием промышленности природа стала страдать ещё больше, так как появились искусственные вещества, которые она не в состоянии уничтожить.

В настоящее время в крае освоено 95% всех площадей. Это привело к резкому обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы: сохранения плодородия земель, загрязнения атмосферы и вод, сохранения флоры и фауны и другие. В самой природе Ставрополья заложены предпосылки для возникновения экологических проблем, которые связаны с географическим положением края в степях и полупустынях. Здесь мало воды, грунтовые воды часто засолены, нередки засухи, пыльные бури, почвы сильно разрушаются стадами животных; пески, лишённые растительности, легко приходят в движение; травы медленно восстанавливаются. Расчлененный рельеф подвержен эрозии и оползням, это выводит из хозяйственной деятельности большие территории. В целом все природные комплексы в крае ранимы и разрушаются под действием человека.

За последние годы обострилась проблема сохранения плодородных пахотных земель. Система интенсивного земледелия, принятая в крае, ведёт к деградации и уничтожению почв. Необдуманные, без предварительной экологической экспертизы мелиорации приводят к эрозии и засолению почв, к заиливанию рек, прудов, водохранилищ. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия. Почвенный покров Ставрополья необратимо теряет экологическую устойчивость из-за длительного использования. Пыльные бури выдувают 4-7 см, а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл. Страдают почвы от тяжёлой техники. Она уплотняет пахотный горизонт на глубину до 50-70 см. Это ухудшает условия произрастания культур, снижает урожай на 25-30%. Эрозия почв опустынивает земли. Ценные сельскохозяйственные угодья зачастую используются не по назначению.

Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды. В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твёрдые частицы, жидкие ядовитые вещества. Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220. К основным загрязнителям относятся предприятия энергетики, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Существенный вклад вносит и автомобильный транспорт. В выбросах автомобилей содержится 280 вредных химических веществ. Наиболее сильно загрязнена атмосфера в городах Невинномысске, Будённовске, Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах.

Проблема воды остро стоит на Ставрополье. На душу населения в крае приходится 3 тыс.м 3 в год – это в 9 раз меньше, чем в среднем по России. Вода в реках края сильно загрязнена. Отходы животноводства стали главным загрязнителем грунтовых и поверхностных вод. Вырубаются леса на водосборах и, в нарушение всех норм, распахиваются водоохранные зоны, поэтому снижается естественный сток рек. В ряде районов края открытые каналы служат причиной утечки вод, вызывающей подъём уровня грунтовых вод и подтопление почвы на больших площадях. В городах и сельских населённых пунктах ощутим недостаток чистой питьевой воды. В городах Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках отмечено снижение объёма минеральных вод в скважинах.

Вырубка лесов стала причиной уничтожения естественных условий осуществления флоры и фауны. Исчезают из лесов яркоцветущие весенние цветы, особенно вблизи городов и зон отдыха населения. Участились лесные и степные пожары. В их пламени гибнут деревья и кустарники, сгорают семена разнотравья, насекомые-опылители, разрыхлители почвы. В степях на их местах вырастают лишь однолетние растения, беднеет флористический состав степей, ослабляется их устойчивость. Исчезают экологические ниши обитания животных, а с ними сокращается их численность, особенно это касается ценных промысловых видов.

Решение экологических проблем края требует разработки и осуществления специальной программы, которая будет включать контроль за хозяйственной деятельностью, охранные ограничения в использовании природных ресурсов, создание заповедников. Исследования показывают, что для сохранения и изучения богатейшего разнообразия природы края требуется создать сеть охраняемых территорий, которая будет представлять собой каркас и экологические коридоры, служащие путями сообщения для растений и животных. Для этого необходимо изъять из хозяйственного использования особо экологически ценные территории лесостепей, целинных степей, полупустынь и пустынь. Учёные настаивают на скорейшем восстановлении сильно нарушенных ландшафтов. В систему особо охраняемых территорий всемирного значения должны войти уникальные ландшафты Кавказских Минеральных Вод, где происходит формирование целебных вод, не имеющих по запасам и разнообразию аналогов в мире. Указом Президента РФ этому региону придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона, утверждена федеральная программа его развития и охраны. Однако меры, принимаемые по охране природы в регионе Кавказских Минеральных Вод, недостаточно эффективны. Природоохранное законодательство часто нарушается. Поэтому здесь сложилась сложная экологическая обстановка. Она возникла в результате нерационального использования природных ресурсов.

Растения в природном комплексе КМВ определяют формирование лечебных ресурсов и являются важной частью курорта. Флора региона КМВ насчитывает более 2 тысяч видов растений, среди которых редкие, исчезающие и широко распространённые, в том числе и лекарственные. Они образовали уникальную экосистему, при отсутствии которой невозможно формирование природных лечебных ресурсов, являющихся базисом для развития курортной отрасли. Растительный покров особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации КМВ является важным средообразующим фактором, обеспечивающим целебные свойства воздушного бассейна и влияющим на физико-химический состав почвы, подземных пресных и минеральных вод.

В регионе КМВ в хозяйственный оборот вводятся новые некогда культурные или дикорастущие поля. Активно идёт стихийная заготовка плодов, ягод, корней, травы и другая деятельность, от которой резко снизились площади таких растений как: первоцвет весенний, фиалка трёхцветная, лютик ползучий, донник лекарственный, клевер луговой, ландыш майский, тысячелистник обыкновенный, чабрец ползучий и многих других растений.

В начале прошлого столетия дикорастущая флора занимала более половины территории региона КМВ и отличалась высоким разнообразием видового состава. В настоящее время площадь дикорастущей флоры составляет 20%, к числу редких и исчезающих видов относятся более 140 растений. С целью рационального использования природных запасов лекарственных растений в регионе КМВ необходима разработка системы охранных мероприятий: введение лицензий на сбор растений, организация заказников, совершенствование методов сбора и переработки лекарственного растительного сырья. Необходимо зарезервировать все территории с дикорастущей растительностью под создание особо охраняемых природных территорий и провести мероприятия по их сохранению и воспроизводству.

Вопрос охраны ботанических объектов КМВ в последние годы затрагивается неоднократно, так как это уникальный природно-оздоровительный комплекс. Минеральные источники КМВ, лечебные грязи пользуются мировой славой. Оригинальный ландшафт, своеобразная флора исключительно важны в жизни городов курортов с лечебно-эстетической точки зрения, а многие виды растений ценны в лекарственном или пищевкусовом отношениях.

В настоящее время в районе КМВ существует реальная угроза уничтожения флоры многих ценных видов. Этому способствует массовый и бессистемный сбор лекарственного сырья индивидуально и по поручению многочисленных заготовительных фирм, которые в громадных нерегулируемых количествах сбывают свою продукцию на территории СНГ и за рубежом. Усугубляет картину неорганизованный туризм и многочисленные экскурсии "дикарей" на природу, которые сопровождаются разведением костров, массовым сбором цветов, уплотнением грунта, рубкой молодняка деревьев. Невосполнимый урон наносит вытаптывание и потрава растительного покрова пасущимися животными.

В последнее время угрожающим фактором для горных склонов и насаждений древесных и кустарниковых пород стали катастрофические пожары. Нередко спонтанно и планово идёт порубка Бештаугорского, Машукского и других горных лесных массивов. В результате ослабляется жизнестойкость деревьев. Создаются условия для размножения вредителей и болезней. Поэтому район КМВ нуждается в экстренной программе по приостановлению негативного влияния человека на растительность и её возвращение к прежнему состоянию.

КМВ является одним из уникальных курортов нашей страны. Здесь сосредоточены огромные запасы минеральной воды, благодаря которой район КМВ приобрёл свою популярность. Рекреационные зоны КМВ начинают возрождаться и в ближайшие годы численность отдыхающих заметно возрастёт и во много крат увеличится нагрузка на природу.

Как решаются экологические проблемы в Ставропольском крае

Агабекян Ангелина

Вопросы экологии затрагивают каждого жителя планеты. От состояния воздуха, воды, лесов и окружающей среды зависит и жизнь будущих поколений. Поэтому краевое правительство предпринимает ряд мер для охраны окружающей среды и экологической безопасности региона. В частности, на Ставрополье действует Стратегия социально-экономического развития до 2020 года в области природопользования и охраны окружающей среды.

Между Европой и Азией

Как известно, наш край расположен на границе между Европой и Азией. Поэтому природные условия Ставрополья на редкость разнообразны и изменяются через каждые 50-60 километров. В рельефе прихотливо чередуются разные по форме и происхождению горы, возвышенности, впадины и котловины. Быстрые реки с порогами и водопадами, текущие с гор, на Предкавказской равнине сменяются тихими степными речками. По территории края протекает 225 рек, имеется 38 озер, 1758 водохранилищ, прудов и водоемов, развитая сеть мелиоративных каналов. На Ставрополье насчитывается более двухсот рек и речек. Ставропольская возвышенность является водоразделом рек, несущих свои воды в Азовское и Каспийское моря. В крае четыре основные реки – Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык.
Кроме того, имеется 38 озер, в основном соленых и горько-соленых, с площадью водной поверхности 150 квадратных километров. Из озер естественного происхождения наиболее крупное – Маныч-Гудило, расположенное на стыке Ставрополья, Ростовской области и Калмыкии. В предгорье, в районе Кавказских Минеральных Вод, широко известны Тамбуканское Большое, Тамбуканское Малое, Лысогорское Северное, Лысогорское Южное. Известны они, прежде всего, своими лечебными грязями, используемыми здравницами Георгиевска, Пятигорска, Железноводска, Ессентуков и Кисловодска. В долине Кумы и ее притоков наиболее известны озера Медяника и Буйвола.

В водоёмах края обитает около 70 видов и подвидов рыб. Наиболее многочисленны представители семейства карповых: сазан, серебряный карась, лещ, краснопёрка, линь, уклея, плотва, голавль, пескарь обыкновенный, густера, судак, окунь и ерш.

Богат и разнообразен животный и растительный мир Ставрополья насчитывается до 2250 видов растений. Из них 304 вида растений и 5 видов грибов занесены в Красную книгу Ставропольского края. На юге края имеются обширные массивы широколиственных буковых, дубовых и ясеневых лесов. Разнообразная лесостепь Ставропольской возвышенности в восточных районах сменяется полупустыней с массивами сыпучих песков. Велико также многообразие животного мира. Учеными установлены представители 15 типов, 34 классов и около 48 тысяч животных. Из них 180 занесены в Красную книгу края.

В предгорьях Кавказского хребта расположен особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды. Он уникален по богатству природных ресурсов, и прежде всего месторождений минеральных вод различного химического и газового состава. Среди них знаменитые Славяновские и Смирновские источники, кисловодские нарзаны и минеральные воды Ессентуки-4 и 17, радоновые и Нагутские воды.

Так щедро природа наделила Ставрополье. Однако к моменту разработки Стратегии социально-экономического развития ученые установили: в крае на протяжении десятилетий формируются полюса экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве и продолжительности жизни людей. Более 20 процентов городского населения проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Динамика основных экологических показателей развития края показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду. В первую очередь за счет увеличения влияния автотранспорта. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух в 2010 году составили 85,4 процента в общем объеме выбросов загрязняющих веществ по сравнению с уровнем выбросов в объеме 76,7 процента в 2006 году. Два года назад объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников составил 65,7 тыс. тонн. На каждую тысячу квадратных километров территории края в 2010 году выброшено только от стационарных источников 993 тонны загрязняющих веществ. Выбросы на одного жителя края от стационарных источников загрязнения составили 23,6 кг. На одного жителя Невинномысска приходится 85,3 кг вредных выбросов в атмосферу, Буденновска – 60 кг, Минеральных Вод – 16 кг, Ставрополя – 9,1 кг.

Ситуация в области обращения с отходами в крае также складывалась крайне неблагоприятно. Отсутствие эффективных и современных краевых и муниципальных систем управления процессами обращения с отходами зачастую приводит к появлению несанкционированных свалок, которые размещаются, как правило, в оврагах, лесополосах, загрязняют атмосферный воздух, воду и почву. Воды крупных рек и водохранилищ стабильно оцениваются как «умеренно загрязненные» и «загрязненные». В то же время качество вод половины малых рек, протекающих по краю, соответствовало показателям «грязная» и «очень грязная». Низкое качество вод малых рек и практически все случаи высокого загрязнения напрямую связаны со сбросом в реки загрязненных сточных ливневых и дренажных вод и недостаточно очищенных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков.

В итоге если бы правительство Ставропольского края не предприняло срочных мер по сокращению экологического ущерба, то при сохранении уровня негативного воздействия это могло бы привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Ребята, в городе каждый год проходит кампания по озеленению нашего города. Мы с вами тоже принимаем участие в озеленении нашей школы, нашего микрорайона. Надеюсь и этой весной мы высадим цветы и саженцы в нашем школьном дворе.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Не оскверняй её святынь!

Кателевская Саша

Заключение: Кто человек без природы?

Кто человек без природы? Представить себе это невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Кроме этого, в последнее время часто случаются аварии на нефтепромыслах, пожары на кораблях, везущих нефть, в результате миллионы тонн нефти оказывается в воде и в почве.

Планета наша очень загрязнена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы – то пока на ней живём, но смогут ли жить наши дети?

Признаки грозной беды

    Гибель животных.

    Загрязнение воды.

    Загрязнение воздуха.

    Накопление мусора.

    Отравление почвы.

Кто виноват во всех причинах болезни планеты?

У каждого из нас одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество.

Природа - наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя М.Пришвина:

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину!»

Вот правила, которые мы должны помнить, находясь в природе?

Нельзя рвать цветы.

Нельзя ломать сучья деревьев.

Нельзя убивать лягушек.

Нельзя пугать птиц и трогать их гнезда.

Нельзя брать детёнышей животных и приносить их домой.

Лопарёв Денис:

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Анна Ручкина

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Ангелина Агабекян

Творите, люди, на земле добро!

На нем одном и держится планета...

Оно, как неразменная монета.

Как солнце, воздух и как мир старо.

Спешите, люди, оставлять добро ­

Оно, как неразменная монета.

Какие жизни отданы за это...

Творите, люди, на земле добро.

Просмотр содержимого презентации
«Исследовательский проект 4 Б класса»


Защитим

природу

родного края!


  • Тема: «Сохраним красоту родного края»
  • Цель проекта:

изучить цветущие растения Ставропольского края, которые занесены в красную книгу, изучить экологические проблемы в необходимости охраны растений.

  • Задачи проекта:

а) собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его (презентация)

б) разработать памятку «бережное отношение к цветущим растениям, как к важному природному богатству»

  • Тип проекта: исследовательский, информационный, межпредметный, недельный.
  • Предметные области: окружающий мир, ИЗО, ИКТ.
  • Продукт: презентация работы учащихся, праздник посвящённый охране природы.

Аннотация: цветущие растения- украшение нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге: вблизи населённых пунктов их становится всё меньше, а многие растения становятся попросту редкими.


СТИХИ ДЕТЕЙ О РОДНОМ КРАЕ

Люблю тебя, мой край родной,

За величавость гор кавказских!

Люблю всей детскою душой

За волшебство легенд, за сказки,

За разноцветные леса,

Поля, бескрайние просторы!

Здесь вод целебных чудеса,

И, словно воины, здесь горы…

Читаю о живой воде

В таинственных, волшебных сказках,

Но нет живительной нигде

Воды целебнее кавказской!

Люблю тебя, мой край родной!

Край Ставропольский, край поэтов,

Ты в моём сердце – часть земной,

Единственной, живой планеты!


Через город Ставрополь – административный центр края – проходит 45-я параллель Северного полушария. Край занимает площадь 66,3 тысячи квадратных километров, расположен в центральной части Предкавказья. Граничит на юге с Республикой Северная Осетия, Кабардино-Балкарской Республикой, Грузией. На юго-западе, западе и северо-западе

с Краснодарским краем. На севере – с Ростовской областью, на северо-востоке – с Республикой Калмыкией. На востоке – с Республикой Дагестан, на юго-востоке – с Чеченской и Ингушской Республиками.




Наш край - это частица большой и прекрасной страны.

Забота о родном крае- это значит забота о Родине.

Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы.

Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть

в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство.

Любить свою природу - это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна. Так давай на долгие века




Лесостепи занимают наиболее высокие участки

Ставропольской возвышенности и склоны гор Пятигорья.






Шалфей дубравный

ШАЛФЕЙ ДУБРАВНЫЙ




Красавицей лесов люди называют берёзу. Растёт берёза быстро. Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала им жилище. В нашей стране насчитывается до 70 видов берёз. Некоторые виды занесены в красную книгу, в том числе мегрельская растущая на Кавказе.



Долина реки Берёзовка - бассейн реки Подкумок - Фотографии растений - Местообитания - Плантариум

Верхушка побега с соцветием. Ставропольский край, окр. ст. Подкумок










Территория Ставрополья, имеющая благоприятные условия для жизни,

заселялась с древнейших времён, о чём свидетельствуют археологические

находки. В древние времена, когда люди селились по берегам рек,

занимались охотой, сбором плодов, позднее земледелием и скотоводством,

они не наносили существенного вреда природе, отходы их хозяйства

разлагались и не представляли угрозы здоровью и жизнедеятельности

людей. Деградация природных ландшафтов началась в период заселения

степного Предкавказья русским крестьянством в восемнадцатом и

в первой половине девятнадцатого веков, сопровождавшегося распашкой

больших площадей, содержанием большого количества скота на пастбищах,

возникновением поселений.

Тем самым был нанесён большой ущерб почвам: падало их плодородие,

начались пыльные бури. Особенно пострадали почвы от выпаса скота

крупных скотоводов на участках, арендованных ими на несколько лет.

Трава выбивалась с корнем, тропиночная сеть обнажила землю до камня и

В первую очередь разрушились склоны возвышенностей.

С развитием промышленности природа стала страдать ещё больше,

так как появились искусственные вещества, которые она не в состоянии

уничтожить.

Территория Ставропольского края испытывает значительную

трансформацию естественных ландшафтов. В настоящее

время в крае освоено 95% всех площадей. Это привело к резкому

обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы:

сохранения плодородия земель, загрязнение природной

ландшафтной среды, загрязнения атмосферы и вод, сохранения

флоры и фауны и другие.

В самой природе Ставрополья заложены предпосылки

для возникновения экологических проблем, которые связаны

с географическим положением края в степях и полупустынях.

Здесь мало воды, грунтовые воды часто засолены, нередки засухи,

Пыльные бури, почвы сильно разрушаются стадами животных;

пески, лишённые

растительности, легко приходят в движение;

травы медленно восстанавливаются.

Расчлененный рельеф подвержен эрозии и оползням, это выводит из

хозяйственной деятельности большие территории.

В целом все природные комплексы в

крае ранимы и разрушаются под действием человека. За последние годы обострилась проблема сохранения

плодородных пахотных земель.

Система интенсивного земледелия, принятая в крае,

ведёт к деградации и уничтожению почв.

Необдуманные, без предварительной экологической экспертизы мелиорации

приводят к эрозии и засолению почв, к заиливанию рек,

прудов, водохранилищ. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель

почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия.

Почвенный покров Ставрополья необратимо теряет экологическую устойчивость из-за длительного использования. Пыльные бури выдувают 4-7 см,

а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл. Страдают почвы от тяжёлой техники. Она уплотняет пахотный горизонт на глубину до 50-70 см. Это ухудшает условия произрастания культур, снижает урожай на 25-30%. Эрозия почв опустынивает земли. Этот процесс особенно проявляется в восточных районах края. Ценные сельскохозяйственные угодья зачастую используются не по назначению. В связи с этим необходима детальная оценка угодий, сохранение их оставшегося потенциала и восстановление экологического равновесия на основе современных научных разработок. Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды. В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твёрдые частицы, жидкие ядовитые вещества. Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220. К основным загрязнителям относятся предприятия энергетики, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Существенный вклад вносит и автомобильный транспорт. В выбросах автомобилей содержится 280 вредных химических веществ. Наиболее сильно загрязнена атмосфера

в городах Невинномысске, Будённовске, Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске,

Минеральных Водах.





















Завод по производству

минеральной воды в г. Ессентуки


Вопросы экологии затрагивают каждого жителя планеты.

От состояния воздуха, воды, лесов и окружающей среды зависит и жизнь будущих поколений. Поэтому краевое правительство

предпринимает ряд мер для охраны окружающей среды и экологической безопасности региона. В частности, на Ставрополье

Стратегия социально-экономического развития до 2020 года в области природопользования и охраны окружающей среды.



Между Европой и Азией

Как известно, наш край расположен на границе между Европой и Азией.

Поэтому природные условия Ставрополья на редкость разнообразны

и изменяются через каждые 50-60 километров.

В рельефе прихотливо чередуются разные по форме и происхождению

горы, возвышенности, впадины и котловины. Быстрые реки

с порогами и водопадами, текущие с гор, на Предкавказской равнине

сменяются тихими степными речками. По территории

края протекает 225 рек, имеется 38 озер, 1758 водохранилищ, прудов и

водоемов, развитая сеть мелиоративных каналов.














Красная книга Ставропольского края учреждена Постановлением

под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира на территории края.


В КРАСНУЮ КНИГУ ЗАНЕСЕНО 304 ВИДА РАСТЕНИЙ

КОЛОКОЛЬЧИК БИБЕРШТЕЙНА

МАЙНИК ДВУЛИСТЫЙ

БЕРЕСКЛЕТ КАРЛИКОВЫЙ

МЕЧ-ТРАВА

ОБЫКНОВЕННАЯ

КУКУШКИН ЦВЕТ

ОБЫКНОВЕННЫЙ

ЛЕВКОЙ КАСПИЙСКИЙ

ЛАНДЫШ ЗАКАВКАЗСКИЙ






Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!




«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину!»

М. Пришвин


Памятка

Правила поведения на природе

  • Нельзя рвать цветы.
  • Нельзя ломать сучья деревьев.
  • Нельзя убивать лягушек.
  • Нельзя пугать птиц и трогать их гнезда.
  • Нельзя брать детёнышей животных
  • и приносить их домой.

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»


Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»


На нем одном и держится планета...

Оно, как неразменная монета.

Как солнце, воздух и как мир старо.

Спешите, люди, оставлять добро ­

Оно, как неразменная монета.

Какие жизни отданы за это...

Творите, люди, на земле добро!


В последнее время тема защиты окружающей среды становится все более обсуждаемой. Наша планета требует бережного обращения к себе и бунтует с каждым годом все сильнее. Для того чтобы сохранить нашу природу, каждый человек должен следить за своими действиями, оберегать и ценить окружающие его дары природы. Узнайте, как защитить природу. В первую очередь нужно обратить внимание на свой быт. Посмотрите на материалы, из которых созданы окружающие вас вещи. Лучше всего отдавать предпочтение натуральным материалам. Благодаря этому вы сможете не только оградить природу от переработки химических отходов на протяжении тысячи лет, но и сохранить свое здоровье. Вот несколько несложных правил, способствующих защите окружающей нас природы:

Защита окружающей среды при выезде за город

Всегда следите за собой при выезде за город. Выезжая на пикник или на шашлыки, обязательно прихватите с собой пакеты для мусора. Перед тем, как покидать место «стоянки» соберите весь мусор в пакет. Не оставляйте даже мелкий мусор: окурки, пластиковые крышки, стекляшки от бутылок. Увезите ненужную тару, а затем выбросьте ее на свалку. Нужно понимать, что мусор, разбросанный по всему лесу, никто и никогда не соберет. А он может легко навредить всему окружающему. Особое внимание уделяйте осколкам стеклянных бутылок и тлеющим окуркам. Они легко могут вызвать лесной пожар. На выжженных пространствах не сможет расти ничего еще долгое время, также как и лесные жители, пострадавшие во время пожара, вряд ли сюда уже вернуться.

Защита окружающей среды в пределах квартиры

Многие люди даже не задумывались о том, что заботиться о природе можно, не прилагая особых усилий и даже не выходя из своей собственной квартиры. Узнайте, что делать чтобы защитить природу, находясь при этом в собственном доме. В первую очередь нужно экономно пользоваться коммунальными удобствами. Если в вашей квартире протекает кран, то стоит сразу же вызвать сантехника. Следует помнить, что для очистки водопроводной воды необходимо много хлорки, что, конечно, серьезно сказывается на экологии. Если возможно, установите терморегуляторы на батареи, они не только сэкономят ваши деньги, но и сберегут природные ресурсы. Не оставляйте без надобности в комнатах свет. Тепло- и гидроэлектростанции не только даруют нам свет, но и загрязняют окружающую среду.

Защита окружающей среды в городе

Выхлопные газы являются одним из самых существенных источников загрязнения природы. В силах каждого человека сделать так, чтобы этих выхлопов стало хоть немного меньше. Для этого не стоит пользоваться своим индивидуальным транспортным средством без надобности. Только представьте, сколько ежедневно выделяется переработанного топлива от движения самолетов, поездов, пароходов.

11 марта 2014

В последние годы тема защиты природы стала очень популярной и обсуждаемой. Планета Земля требует более бережного обращения. С каждым годом, она все настойчивее говорит нам об этом. Для сохранения природы, каждый из нас обязан приложить максимум усилий. Мы должны ценить и беречь то, что нам дала природа.

Какие еще действия мы можем предпринять, чтобы сохранить природу?

Во-первых, необходимо обратить внимание на быт, в котором мы живем. Все вещи, которые окружают нас, должны быть выполнены из натуральных материалов. Благодаря повсеместному применению природных материалов, мы сможем уменьшить количество вредных выбросов и сохранить здоровье всего человечества.

Приведем перечень необходимых правил, соблюдая которые мы сможем поспособствовать сохранению окружающей природы.

Итак, при выезде за город, не забывайте прихватить с собой несколько мусорных пакетов. После завершения пикника, соберите весь мусор, окурки, бутылки, пластиковые крышки и прочие мелкие предметы. Наверняка, по дороге вам повстречается свалка, там и можно будет выбросить весь мусор.

Следует уяснить самим и рассказать детям, что мусор, оставленный в лесу, ни кто не уберет кроме вас. Поэтому, старайтесь просто не оставлять мусор в лесополосах.

Особое внимание нужно уделять остаткам костра, окуркам. Помните, что оставив не потушенным небольшой окурок, вы рискуете сжечь весь лес. Поэтому, не поленитесь костер затушить водой, а окурки собрать в пакет для мусора.

В квартире, также следует заботиться о сохранении природы. Вы спросите как? Все очень просто. Для начала нужно экономно расходовать коммунальные блага. Свет, газ, вода – все это ресурсы нашей планеты. Если каждый из нас задумается об экономном расходе этих ресурсов, от этого выиграет вся планета.

Выходя на улицу, мы также можем показать свое бережное отношение к окружающей среде.

В первую очередь, речь идет об автомобилистах. Если каждый владелец авто, задумается о том вреде, который наносит его транспортное средство, отдавая выхлопные газы, то он придет к выводу, что не стоит без особой надобности выезжать на автомобиле.

Только представьте, какое количество выхлопных газов выделяется ежечасно, ежесекундно во всем мире. Поверьте то облако из газов, которое выделяется всеми самолетами, автомобилями, поездами и сельскохозяйственной техникой, сможет не только отравить, но и убить все живое на планете.

Поэтому, для сохранения естественной окружающей среды, начните со своего образа жизни. В первую очередь, не мусорьте и экономно используйте природные ресурсы планеты.

Читайте также

30.04.2018

Собственный дворик или дача всегда привлекали простором. Каждый добрый хозяин всегда стремится...

09.03.2018

Одним из самых серьезных вызовов для человечества и глобальной проблемой становится загрязнение...

04.02.2018

Собаки давно стали надежными спутниками человека. Есть сторожевые собаки, которые будут надежно охранять...

29.09.2014

Довольно интересных домашних питомцев, как улиток сегодня можно встретить в доме многих современных...

29.09.2014

Многие люди, которые хотят завести в доме котенка, выбирают именно двухмесячного возраста. Это, как...

25.09.2014

Домашние животные могут радовать своих хозяев разными способами, например, достижениями в области...

Светлана Точилина

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта : Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение 2-х недель.

Цель проекта : способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный:

– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые»

Формы детской деятельности:

рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

разучивание стихов о жителях леса, о природе;

отгадывание загадок о животных и растениях;

слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек»;

раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»;

просмотр мультфильма, презентаций.

2 этап - организационно – практический

познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы и т. д.


Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др. ;

оформление стенгазеты «Сохраним природу вместе!»

Проведение ООД с детьми по развитию представлений о лесе, птицах, животных.




Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу», «Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые (птицы и др. ?»

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.


Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни»

Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее»

Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод»

Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку»

Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому»

Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Сохраним природу вместе».


В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней

Публикации по теме:

Фотоотчет. Конкурс книжек-малышек «Защитим природу вместе». 2017 год объявлен как год экологии и год особо охраняемых природных территорий.

Игра-викторина по экологии в подготовительной к школе группе Цель: формирование у детей ответственного отношения к окружающей природе.

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу» Берегите землю! Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях.

Цель: Создать у детей радостное, весеннее настроения в праздничный день – День Земли; способствовать формированию у детей чувства сопричастности.

Экологическая акция: «Защитим природу от мусора!» Наш детский сад принял участие в Экологической акции «Защитим природу от мусора». Планета.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»

2016 год

Проект по экологическому воспитанию в средней группе

«Защитим природу! »

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях;

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище»http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.