В зоне строительства деревьям грозят самые разные повреждения, насаждения могут существенно пострадать, в том числе и из-за уплотнений почвы. Это очень серьезная проблема. С последствиями уплотнений в прикорневом пространстве деревьев можно бороться, но практика показывает, что нанесенный ущерб невозможно устранить на 100%.

Ошибки и небрежность

Даже если насаждения благодаря предпринятым мерам защиты и пережили строительный период без повреждений, то зачастую при завершении работ и уборки участка деревья все-таки серьезно страдают в случае непрофессионального обращения с почвой и прохождения транспорта по прикорневой площади.

Причины уплотнения почвы кроются в ошибках и небрежностях, допускаемых при строительных работах. Не соблюдаются границы, дозволенные для работ возле деревьев, грунт уплотняется под колесами машин, загрязненная почва покрывается коркой, что тоже приводит к уплотнению. Для устроения последствий таких ошибок необходимо проводить аэрацию.

Чтобы сохранить деревья, независимо от их вида и возраста, в местах застройки необходимо заранее предпринять меры защиты. Они должны быть продуманы еще на стадии планирования и к началу строительства выполнены. Непоправимый ущерб деревьям может быть нанесен уже в ходе подготовки территории для застройки. О безопасности насаждений нужно заботиться с момента начала строительных работ и до сдачи объекта.

Если застройку проводят на участке с большими и старыми деревьями, в зоне парка или леса, то возникает риск пространственной открытости растущих там деревьев. В данном случае насаждения оказываются не защищенными от неблагоприятных погодных условий (например, от сильных порывов ветра). Также возрастает вероятность возникновения солнечных ожогов коры.

Реакция деревьев на допущенные ошибки может проявиться не сразу, последствия становятся видны, как правило, через три года, а то и через десять лет. Что дерево в плохом состоянии, станет очевидным, когда оно из-за ухудшения условий роста засохнет или упадет.

К защите насаждений в месте застройки следует подходить со всей ответственностью, ведь и для деревьев справедливо высказывание: лучше предотвратить, чем затем лечить!

Вскрышные работы землеройной машиной неподалеку от елей и движение транспорта к стройплощадке свели к нулю шансы сохранения дерева. Эти ели из-за снятия и уплотнения почвы, а также повреждения корней испытали столько, что их выживание находится под вопросом.

Защита корневой системы деревьев

К началу строительных работ следует обязательно принять меры защиты каждого дерева и его прикорневого пространства. Подлежащее защите прикорневое пространство (прикорневая зона) представляет собой участок под деревом, равный площади проекции кроны на землю плюс 1,50 м наружу.

Защита плодородной почвы с живущими в ней микроорганизмами, так же как и сохранение нормального функционирования корней, имеет большое значение. Только постоянные, прочно установленные защитные ограждения способны сберечь дерево. Сдвигаемые ограждения часто оказываются непригодными для защиты и могут переставляться строителями по их желанию.

Площади для подъезда, складирования и пребывания строителей, захватывающие корневые зоны, требуют особой подготовки. Нельзя недооценивать опасность уплотнения почвы из-за постоянного хождения по этой площади людей и негативного воздействия выхлопных газов при разогреве двигателей.

Часто не учитывают, что дерево нуждается в нетронутом прикорневом пространстве. Складирование стройматериалов и устройство строительного городка привели к опасным для деревьев повреждениям почвы и корней.

Нарушение водного баланса вследствие работ по снижению уровня грунтовых вод не может не сказаться на состоянии деревьев (независимо от того, будет ли это временное или постоянное снижение уровня). В обоих случаях нужны серьезные исследования, чтобы разработать и предпринять выравнивающие меры. Если не уделить внимание этой проблеме, затронутые насаждения могут тяжело пострадать: у них засыхают вершины, а нередко и все дерево медленно погибает.

Застойное переувлажнение, таящее в себе особую опасность, по большей части является следствием уплотнения почвы, которое не связано с прямым воздействием на нее. Проблема возникает из-за неправильной обработки почвы либо вследствие образования верхнего тонкого слоя грунта с сильной примесью глины и илистой грязи. Многие деревья довольно быстро гибнут из-за застойного переувлажнения.

Если планируется изменение рельефа местности, необходимо проверить переносимость таких изменений деревьями.

При начале строительных работ нужно обязательно учитывать, что любое вмешательство приводит к продолжительным негативным последствиям и угрожает жизни деревьев, и только грамотно организованная защита может сохранить насаждения.

Стволы были защищены досками, а о защите корней не позаботились. По этим соснам видно, как негативно сказались на них проведенные работы с перемещением земли и прокладкой коммуникаций. Деревья погибли.

Защита от механических повреждений

Защитные ограждения для деревьев могут изготавливаться из досок или металлической сетки. Важно соблюдать достаточное расстояние от ограждения до дерева: к границе проекции кроны нужно добавить еще, как минимум, 1,5 м за ее пределы.

  • Брусья или бревна (толщина в отрубе не менее 8 см) нужно прочно закрепить.
  • Расстояние между стойками не должно превышать 2 м.
  • На стойках следует крепить либо по шесть горизонтально располагаемых струганых досок (20 x 2 см) с зазором по 20 см друг от друга, либо проволочную сетку (толщина проволоки 2,5-3,0 мм, размер ячеек от 40 до 60 мм), либо стальную рулонную армированную сетку (типа 0 221 или Р 257 размером 5,00 х 2,15 м).
  • Высота ограждения должна составлять 2 м.
  • Защитный забор необходимо сохранять с момента начала строительства и до окончания сооружения всех внешних строений.

Если ситуация складывается таким образом, что возведение защитного ограждения вокруг дерева невозможно, то необходимо другими способами предохранить ствол и корневые наплывы дерева от механических повреждений.

Иногда стволы прикрывают набивной оболочкой, например из соломенных матов и досок или из обрезков шин и бревен, но, как правило, этого бывает недостаточно. Необходимы стабильные и прочные устройства из брусьев и досок, которые будут защищать корневые наплывы, комель, ствол и основание кроны. Если потребуется, следует подвязать вверх нижние ветви.

Сооружение постоянного и закрепленного в земле неподвижного защитного ограждения у дерева гарантирует сохранность дерева и его корневой зоны.

Проезжие трассы над корневыми зонами

В принципе проезжие трассы не должны пролегать над корневыми зонами. Но если все-таки эти зоны невозможно обойти, то ширину и протяженность трасс следует устанавливать минимальными. Поверхность земли необходимо засыпать выравнивающим слоем (толщиной около 15 см) из песка или галечника фракцией до 4 мм. Затем настелить распределяющим давление геонетканым материалом. Далее всё сверху покрыть дренирующим слоем из смеси естественного гравия или щебня с фракцией камней от 9 до 36 мм и общей толщиной 20 см. По завершении строительных работ эту вспомогательную дорогу следует демонтировать. Но при соответствующем планировании и точной прокладке такая строительная дорога может послужить базой для будущих дорог и подъездов.

Строительные трассы либо необходимые на короткий срок подъездные дороги также сооружают с помощью специальных шестиугольных соединяющихся плат из пластикового рециклата или алюминия. Платы взаимно сцепляются, в связи с чем трасса отличается высокой стабильностью и хорошим распределением усилий. Благодаря размеру плат (0,25 кв. м) и их структуре можно отказаться от сооружения специального фундамента. Как правило, достаточно лишь уложить выравнивающий слой из геонетканого материала толщиной в несколько сантиметров.

«Сохрани дерево!»

Воробьева Анастасия,

Ганжа Игорь

МБОУ Рассветовская СОШ, 6 класс.

Руководитель: Андреева Ольга Тимофеевна,

учитель географии МБОУ Рассветовской СОШ

Ежегодно в конце каждой четверти ученики, учителя и работники нашей школы делают генеральную уборку кабинетов, занимаются благоустройством школы. В шкафах накапливается много использованной бумаги. Кроме того в течение года мы наблюдали, что в конце учебного дня в школьных урнах оказывается до 4 кг бумажного мусора. Обследовав другие кабинеты школы, домашние шкафы и столы мы пришли к выводу, что ситуация везде одинакова. Невольно возник вопрос: «Неужели всю эту бумагу надо нести в мусорный контейнер, где и без того достаточно много брошенной бумажной упаковки, газет, журналов, картонных коробок и даже книг? Можно ли так легкомысленно относиться к использованной бумаге?»

Сопоставив объем выбрасываемой бумаги, потребность общества в бумаге и затраты на ее производство, мы поняли, что существует проблема: количество природных ресурсов, используемых для производства бумаги, сокращается, а такой ценный ресурс как макулатура выбрасывается на свалку! Что же с бумажными отходами можно сделать? Ученики нашего 6а класса решили разобраться в этом вопросе. Так появилась идея проекта «Сохрани дерево!».

Цель проекта: привлечение внимания к проблеме неэффективного использования бумаги и выявление способов сохранения бумаги с целью сохранения окружающей среды. Для реализации данной цели необходимо было решить несколько задач:

    изучить экологические проблемы современного мира, связанные с бытовыми отходами;

    провести работу по изучению состава образующихся в школе и дома отходов и проанализировать источники их образования;

    разработать план мероприятий по сбору макулатуры учащимися школы.

На первом этапе выполнения проекта мы теоретически обосновали его важность, раскрыв историю и технологию производства бумаги. Использование макулатуры позволяет существенно экономить древесину и уменьшать вырубку лесов. При изготовлении бумаги из макулатуры расход энергии ниже в два раза, а воды – в сто раз. По оценкам экспертов, россияне ежегодно выбрасывают более 100 млн. тонн бумаги, которая отправляется на свалки, увеличивая количество мусора вокруг городов. Нами были разработаны рекомендации «Что мы можем сделать для экономии бумаги?»(Приложение 1).


Практическая часть реализации проекта – сбор макулатуры. Один из самых эффективных способов организовать масштабный сбор макулатуры - привлечь к этому процессу школьников. Что бы собрать больше макулатуры, надо привлечь как можно больше людей школы, а ещё лучше поселка. Для их активизации участия в акции «Сохрани дерево!» нами была разработаны агитационные материалы (Приложение 2) «Значение леса и его сохранение»- листовка, презентация и материал для радиогазеты (Приложение 3). С содержанием материалов мы ознакомили учащихся школы на классных часах. А так же были проведена радиогазета по данной тематике. В итоге было собрано 1500 кг макулатуры.


В нем приняли участие 18 классов. А в начале текущего учебного года, уже сами учащиеся и учителя обратились к нам с просьбой организовать сбор макулатуры в сентябре, а не ждать мая. В акции принимали участия не только учащиеся 23 классов школы, но и все работники во главе с директором Алексеевой Верой Яковлевной. В ходе осеннего сбора макулатуры мы собрали 1400 кг.

Отправленная на переработку макулатура сохранит жизнь 51 дереву, т.е. одну пятую часть деревьев нашего школьного парка. Мы сэкономили около 700 кубометров воды, т.е. половину её месячного использования в нашей школе и 4500 кВт/ч электроэнергии, т.е. три месяца использования энергии в нашей школе.

План нашего проекта можно реализовывать и в других школах. Рекомендации по экономии бумаги можно представить за пределами школы.


Акцию «Сохрани дерево!» знают и поддерживают жители нашего поселка. О ней был опубликованы материалы в ежемесячной рекламно-информационно-развлекательной газете «Рассвет» и районной газете «Диалог».

Приложение 1.

Что мы можем сделать для экономии бумаги?

    Заполнять тетради в соответствии с требованиями по предмету; использовать тетрадь до последней страницы.

    Использовать для черновиков и творческих работ чистые листы из старых тетрадей, а также заполненные с одной стороны листы для печати А-4.

    Учебники беречь для последующих поколений учеников.

    Уменьшить количество покупаемых журналов и делитесь ими.

    Ненужные журналы, газеты, книги использовать для творчества.

    Распечатывать на принтере те документы, которые действительно нам необходимы.

    При возможности использовать принтер, автоматически печатающий с двух сторон бумаги.

    Применять новые технологии в передаче и представлении информации: использовать электронную почту, презентации, слайды и т.п.

    Покупать бумагу, сделанную из вторичного сырья.

    Завести коробку для бумажных отходов .

Приложение 2.

«Значение леса и его сохранение»

Приложение 3.

Материал для радиогазеты.

Оглянитесь вокруг: газеты, журналы, реклама в почтовых ящиках, документы на рабочем столе, обои на стенах - это все сделано из бумаги, на производство которой идут разные породы древесины или бумажные отходы - "макулатура".

Потребность в бумажных изделиях возрастает с каждым днем, и с каждым же днем возрастает вырубка лесов. Например, площади лесов Америки, в недалеком прошлом составлявшие 900 миллионов гектаров, в настоящее время сократились до 262 миллионов гектаров. Многие наводнения, пыльные бури и засухи, загрязнение атмосферного воздуха и внутренних водоемов, утрата биологического разнообразия - все это печальные последствия вырубки леса. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6! Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле!

Эту ситуацию необходимо исправлять!

Все говорят об экологическом кризисе, но реально почти никто ничего не делает! Чем можем помочь мы? Например, собирать макулатуру! Ведь использование макулатуры позволяет экономить древесину. Хотите сделать доброе дело? Давайте приберем в своих квартирах - соберем старые газеты, журналы, книги и принесем их в школу. Соберите макулатуру и сдайте ее!

Сколько леса вы можете спасти таким образом? Одна тонна макулатуры, сданной на переработку - это 10.000 тетрадей, 230 кубометров воды и 1500 кВт/ч электроэнергии, сбереженной при производстве бумаги. Ребята, мы с вами должны спасти от гибели хотя бы одно дерево!

Объявляем в нашей школе акцию «Сохрани дерево!»

Все на сбор макулатуры!

Деревья очищают воздух, землю и воду, благодаря чему жизнь на планете продолжается. Они также очень полезны для самочувствия человека, поскольку близость деревьев делает человека здоровее и счастливее. Если вы хотите начать спасать деревья, защищайте деревья, которые растут в вашем районе, и сажайте новые деревья вместо тех, что вырубаются. Кроме того, важно разумно расходовать бумагу. Если вы серьезно настроены защищать деревья, вступите в организацию, которая борется за сохранение лесов.

Шаги

Как сохранять деревья в своем районе

    Узнайте, как деревья влияют на ваше жилище. Не считая пустынных регионов, в большинстве жилых мест дома бывают окружены крупными деревьями. Деревья улучшают качество воздуха, препятствуют эрозии почвы, снижают уровень шума. Большие деревья не дают городу перегреваться, охлаждая пространство с помощью тени и испарений. Без деревьев городские застройки начинают перегреваться, поскольку дороги и здания удерживают тепло, из-за чего людям приходится тратить больше электричества на охлаждение дома. Где бы вы ни жили, начните бороться за сохранение деревьев ради улучшения климата города.

    Узнайте, какими документами защищаются деревья в вашем городе. В каждом городе или районе есть законы, описывающие, какие деревья следует защищать и когда и как их можно подрезать. В некоторых регионах редкие, слабые или очень полезные деревья защищаются законом. Зная законы своего региона, вы сможете защитить деревья от вырубки.

    Не бездействуйте, если вы видите, что деревья начали вырубать. Изучив информацию о полезных свойствах конкретных деревьев в своем регионе, начните обращать внимание на то, где и как вырубают и подрезают деревья. Даже если дерево находится на территории частной собственности, его можно спасти. Уделяйте особое внимание большим деревьям, которые отбрасывают широкую тень, поскольку они наиболее полезны и должны быть сохранены.

    • Если вы видите, что где-то вырубается дерево, поговорите с человеком, который занимается вырубкой, и узнайте, почему он это делает. Некоторые деревья вырубают, потому что они повреждены или погибли от болезни, другие - только по эстетическим причинам.
    • Узнайте, законна ли вырубка дерева. Некоторые виды деревьев защищаются от вырубки по закону, даже если они находятся на частной территории. Если вы считаете, что дерево должно быть сохранено, действуйте.
  1. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы спасти дерево. Открыто говорите о своей позиции. Объединитесь с другими людьми, которым также важно спасать деревья, и донесите до общества, что вы возражаете против вырубки здоровых деревьев. Даже если дерево вырубается законно, если много людей будут протестовать против вырубки, возможно, им удастся что-то изменить. Даже если это конкретное дерево уже не спасти, можно создать прецедент. Можно сделать следующее:

    • Напишите письмо с возражением в местный орган власти.
    • Создайте петицию с целью изменить существующее законодательство или защитить определенные виды. Убедите соседей принимать участие в спасении деревьев в вашем районе.
    • Привлеките внимание СМИ (например, напишите письмо редактору газеты или свяжитесь с телеканалом).
  2. Участвуйте в субботниках с посадкой деревьев. Важно не только сохранять взрослые деревья, но и думать о будущем и сажать новые деревья, которые со временем вырастут и смогут создавать тень, очищать воздух и не допускать повышения температуры воздуха. Во многих городах есть местные организации, которые сажают деревья там, где их не хватает. Если в вашем городе такой организации нет, почему бы вам не основать ее? Вы сможете изменить мир, пусть и маленькими шажками.

    • Имеет значение, какое дерево сажать. Поговорите со специалистом и узнайте, какие виды произрастают в вашем регионе и могут вырасти настолько, чтобы начать очищать воду и воздух. Маленькие декоративные деревья не окажут существенного влияния на экосистему.
    • Деревья могут стоить дорого. Узнайте, не дадут ли вам скидку на крупную покупку саженцев в местном питомнике.

    Как изменить свои привычки потребителя

    1. Перестаньте использовать бумажные полотенца и салфетки. Может показаться, что сокращение использования бумажных продуктов ради спасения деревьев - это малоэффективный шаг, поскольку ради поддержания работы бумажной индустрии ежегодно сажают миллионы новых деревьев. Однако важно начать видеть связь между деревьями, которые вы любите, и вещами, которыми вы пользуетесь. Если вы хотите спасать деревья, вам стоит попытаться использовать меньше бумаги в своей повседневной жизни.

      • Используйте тканевые полотенца вместо бумажных. Это простой шаг, который позволит вам сократить расход бумаги.
      • Пользуйтесь тканевыми салфетками вместо бумажных. Они к тому же еще и красивее.
      • Пользуйтесь обычными платками, а не бумажными. К ним нужно будет привыкнуть, однако ткань травмирует кожу меньше, чем бумага, поэтому не исключено, что они вам понравятся больше.
      • Используйте многоразовые емкости для еды вместо одноразовой посуды.
      • Если вам нужен бумажный товар, покупайте товар, сделанный из переработанной бумаги. Так вы будете наверняка знать, что в производстве не использовалась целлюлоза из первичного сырья.
    2. Покупайте туалетную бумагу из переработанного сырья. Полностью отказаться от туалетной бумаги вряд ли возможно, поскольку это потребует существенных изменений в образе жизни. Однако если вы будете покупать туалетную бумагу из вторсырья, пусть и чуть дороже, это будет полезно для природы. Вот еще несколько рекомендаций, который позволят вам сократить расход туалетной бумаги:

      Купите кружку многоразового использования для кофе. Если вы пьете кофе каждый день и покупаете его в одноразовом стаканчике (часто с одноразовым картонным держателем), замените его на более полезный для природы вариант. Купите пластиковую или керамическую кружку и начните брать ее с собой каждый день. Некоторые кофейни делают скидку, если посетитель приходит со своим стаканом.

      Откажитесь от бумажных счетов и лишних чеков. Если вы регулярно оплачиваете услуги в банке или на почте, начните делать это в интернете, чтобы не создавать лишний бумажный мусор.

    3. Покупайте товары из древесины, полученной этическим способом. К сожалению, эту информацию получить можно не всегда, но если у вас есть такая возможность, старайтесь узнавать, какая древесина использовалась в производстве мебели или стройматериалов и каким путем она была получена. Важно выбирать товары из древесины, которая была добыта с минимальным уроном для леса.

      • Если вам нужна мебель, присмотритесь к антиквариату. Антикварная мебель, как правило, сделана из прочного дерева, которое прослужит много лет, поэтому такое вложение денег окупится.
    4. Ешьте меньше говядины. Производство мяса требует большого количества ресурсов. Фабрикам нужно место, вода и еда для животных, которых выращивают для производства мяса. Производство говядины особенно вредно для природы, поскольку из-за него вырубаются леса.

      • Не заказывайте говядину в ресторане, если вы не знаете, где она была произведена. Если вы едите говядину, покупайте ее у местных фермеров или в проверенном месте, которому вы доверяете.

Деревья на участке могут пострадать при строительстве, а ведь вырастить новые — это вопрос десятилетий. Есть способы сберечь деревья во время стройки. Давайте рассмотрим несколько способов, которые помогут вам сберечь зеленые насаждения при строительстве зданий и построек на участке.

Специалисты называют лесные участки наиболее сложными для строительства. Лес представляет собой отдельную экологическую систему, грубое вторжение человека со специальной техникой и строительными материалами обычно её полностью уничтожает. Если вы решили сохранить стройные сосны, пышные ели, вековые дубы и красавицы-берёзы на доставшемся вам участке, придётся решать сложную задачу, которую далеко не всегда удаётся выполнить на 100%.

Первое, о чём вам обязательно следует задуматься — о геодезической съёмке участка. Есть такое понятие, как подеревная топографическая съёмка, когда составляется чёткий план всех имеющихся на участке растений. Такая натурная съёмка необходима не только для составления плана ландшафтного дизайна, но и для генерального планирования всей стройки, в том числе прокладки инженерных коммуникаций.

Обычно при подеревной съёмке фиксируются все растения выше 1,3 м со стволом более восьми сантиметров. Небольшие саженцы, конечно, проще выкопать и перенести в безопасное место, например, в дальний угол будущего сада, подальше от строительной площадки, обычно они хорошо укореняются на новом месте. Съёмке подвергаются также деревья, которые находятся на расстоянии пяти метров от границы вашего участка, это важно при планировании прокладки труб и остальных коммуникаций.

Второе — есть такие специалисты, как фитопатологи. Они выполняют те же функции, что и ветеринары, но только по отношению к деревьям. Такой специалист по болезням растений подскажет вам, какое дерево можно безболезненно срубить, ведь сохранять его нецелесообразно в силу возраста и наличия заболеваний. Изучив план, составленный геодезистами, фитопатологи выделят деревья, которые следует сохранить любыми силами и дадут свои рекомендации по возможной пересадке растений на другое место.

Понятно, что геодезическая съёмка и услуги фитопатологов приведут к дополнительным расходам. Однако они обычно сравнительно невелики, а вы ведь точно хотите, чтобы дом стоял в окружении сосен, чтобы наслаждаться полезным воздухом, насыщенным смолами.

Разумеется, ещё до начала стройки следует составить чёткий план, основываясь на геодезической съёмке. Теперь, когда вы точно знаете, какие деревья можно будет срубить, какие останутся, можно продуманно выбрать место для дома на максимально свободном от растений участке. Желательно привлечь архитектора, который учтёт ваши пожелания, типовой проект дома на участке в этом случае не слишком подходит.

Самую большую угрозу для деревьев несёт строительство фундамента. В этом смысле свайно-винтовой фундамент намного предпочтительней, так как нанесёт меньший урон почве и окружающим растениям. Многие считают такой свайно-винтовой фундамент не слишком надёжным, но для деревянных зданий, домов из клееного бруса, каркасных строений он хорошо подходит.

Приступая к строительству, оставшиеся на участке деревья следует защитить от возможных механических повреждений:

  • Оградить деревья сплошными деревянными щитами. Их высота должна составлять не меньше двух метров. Щиты следует расположить треугольником примерно на расстоянии 50 сантиметров от ствола дерева. Конечно же, нельзя прибивать щиты непосредственно к стволу! Они крепятся на колышках, забитых или вкопанных в грунт.
  • Корневую систему дерева можно защитить настилами, которые укладываются в радиусе полутора метров от ствола, по кругу.

Расположение хозяйственных построек, террас, подъездных путей, асфальтового или плиточного покрытия следует планировать таким образом, чтобы вокруг дерева оставались лунки диаметров не меньше двух метров.

Сразу договоритесь со строителями, куда они будут складывать мусор, который точно появится в процессе возведения дома. Найдите для него место, чтобы не испортить почву вокруг деревьев. Складировать стройматериалы тоже нужно на расстоянии не мене 2,5 м от дерева. Этот же принцип касается выполнения земляных работ при прокладке коммуникаций — отступите от дерева хотя бы на два метра.

Если корневая система дерева всё же была повреждена, следует провести специальные мероприятия, направленные на его спасение. В частности, следует предупредить попадание в раненые корни вредных организмов и грибков. Участок следует побыстрее вновь засыпать землёй, чтобы корни не оставались снаружи. Можно провести полив и удобрить дерево, помогая ему спариться с травмой.

Не менее важно не допустить засыпания ствола дерева грунтом выше корневой шейки, очень важного для растений органа. Чтобы предотвратить чрезмерное засыпание дерева землёй, можно обустроить вокруг ствола сухой колодец — открытый или закрытый. Глубина такого колодца может быть от 30 до 80 см, расстояние от ствола до стенки обычно составляет 50 см. Сами стенки можно выложить из кирпича или камня.

Если вы не уверены, на каком расстоянии от дерева можно спокойно заниматься строительством, ориентируйтесь на проекцию кроны и прибавьте к ней примерно метр, чтобы наверняка серьёзно не повредить корни. Чтобы строители и специальная техника не затоптали почву, погубив её, целесообразно организовать деревянные мостки-дорожки для людей, временные дорожные плиты или подушки из щебня для автомобилей.

Согласны, что такой план сохранения деревьев представляется чем-то сложным и затратным. Однако, как показывают представленные нами фото, сберечь растения можно! Поверьте, деревья станут главным украшением вашего участка, а дом будет уютно располагаться среди природы, сохранившей первозданный облик.

Галина Ильинская
Социально-экологический проект «Как сберечь дерево»

1. Актуальность проект:

1. Лесные ресурсы играют огромную роль на Земле. Они восстанавливают кислород, грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Однако в последнее время наблюдается повсеместное сокращение площади лесов. Одной из причин уничтожения лесов является их вырубка с целью использования древесины в качестве сырья для изготовления бумаги.

2. Бумага довольно дешевый и возобновляемый источник – многие так думают. К сожалению, производство бумаги существенно более ресурсоемкий процесс, чем нам кажется. Поэтому так важно воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования природных и энергетических ресурсов, охране окружающей среды. Как экономия, так и переработка бумаги не только сохраняет леса, энергию, почву, воду, воздух, но и сохраняет наши с вами деньги.

3. Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащение знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знания детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувство гордости и восхищения малой Родиной.

2. Постановка проблемы: если для изготовления бумаги требуется много древесины, то необходимо использовать бумагу вторично в виде макулатуры, которая идет для производства санитарно-гигиенической продукции.

3. Направленность проекта: приобщение детей к изучению и защите природы родного края.

4. Цель проекта: сформирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранности природы, понимание важности экономного расходования бумаги и возможности вторичного использования.

5. Задачи проекта:

1. Сформировать у детей систему элементарных экологических знаний о природе родного края, доступных пониманию детей.

2. Развить познавательный интерес к растительному миру, умение отражать это в художественно – продуктивной деятельности.

3. Сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе.

4. Воспитать любовь к природе, личную ответственность за её сохранность.

6. Ожидаемый результат:

1. У детей сформируется бережное отношение к деревьям, как сырью для производства бумаги.

2. Осознанное участие детей и родителей к сбору макулатуры.

3. Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой.

4. Дети будут уверенно различать характерные особенности различных деревьев, узнают о тех, которые нуждаются в защите.

7. Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

8. Сроки проведения: апрель 2017 года

9. Вид, тип проекта: краткосрочный, смешанный (познавательно – творческий)

10. Участники проекта: 39 человек (дети подготовительной группы, родители, воспитатели)

Реализация проекта

1этап – диагностический (аналитический)

1. Диагностика представлений у детей по данной проблеме.

2. Проблемные вопросы к детям:

1)Нужна ли человеку бумага?

2)Почему бумага разная?

3)Можно ли дать бумаге вторую жизнь?

Учебные вопросы:

1)Была ли раньше бумага?

2)Как и на чем писали люди до изобретения бумаги?

3)Кто и когда изобрел бумагу?

4)Какие виды бумаги мы знаем?

5)Какие качества бумаги знаем?

6)Что изготавливают из бумаги?

7)Из чего делают бумагу?

8)Что такое макулатура?

9)Как использовать бумагу вторично?

10)Зачем нужно беречь бумагу?

11)Как растёт дерево?

12)Почему лес считается нашим богатством?

родители

1. Анкетирование родителей с целью выявления степени значимости данной проблемы в системе приоритетов семейного воспитания.

2. Социологический опрос. (Приложение)

педагоги

Подбор детской художественной литературы по данной проблеме.

Изготовление дидактических игр.

2 этап – теоретический (подготовительный)

педагоги

1. Сбор и поиск информации по данной теме (иллюстративный материал, фотографии, художественная литература, энциклопедии, интернет – ресурсы и т. п.)

2. Изучение и анализ научно-методической литературы.

3 этап – прогностический (собственно-проектировочный)

педагоги

1. Составление плана работы, планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми и родителями

4 этап – организационный (создание условий для обеспечения развития проекта)

родители

1. Привлечение родителей к пополнению развивающей предметно-пространственной среды.

педагоги

1. Подборка дидактического и методического оснащения проекта.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Проведение дидактических игр:

«Детки с ветки», «От какого дерева листочек», «1,2,3 к дереву беги». Викторина «Русский лес».

5 этап – апробация (практический, внедрение проекта)

1. Чтение детской художественной литературы:

«Русский лес» Соколов – Микитов,

«Два леса» Р. Стеркина,

«Рассказы о русском лесе» В. Морозов и др.

1. Занятие по познавательному развитию: беседа «Кто главный в лесу?»

2. Занятие по социально-коммуникативному развитию «Как делают бумагу?» (показ мультфильма).

Художественно – эстетическое развитие:

А) Аппликация «Во поле берёза стояла»

Б) Рисование «Деревья весной»

В) Ручной труд «Деревья» (оригами)

2. Экскурсия в ВДПО

3. Экскурсия на производство санитарно-гигиенической продукции

4. Итоговое мероприятие: экологическая сказка «Есть у дерева друзья»

родители

«Подари книгу библиотеке»,

«Бумаге вторую жизнь» (сбор макулатуры)

«Сохраним дереву жизнь» (посадка деревьев на участке детского сада)

2. Буклеты «Сбережем лес от пожара»

педагоги

Консультация «Лес – наше богатство».

11. Ресурсы: нормативно-правовые, организационные, информационные, материально-технические, научно-методические.

12. Продукт: сбережение природных ресурсов необходимых для изготовления бумаги

13. Возможные риски:

Незаинтересованность родителей (низкий уровень значимости данной проблемы в системе приоритетов семейного воспитания дошкольников,

Безынициативность детей к данной проблеме.

14. Критерии эффективности:

а) Повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей, осознание ими значимости, проблемы для обеспечения экологической безопасности и успешной социализации дошкольников.

б) Сформированные представления дошкольников о бережном отношении к природе, практическое применение полученных знаний.

в) Проявление культуры поведения в природе у воспитанников ДОУ, родителей и педагогов.

Приложение

Социологический опрос:

1. Знаете ли Вы, что бумага изготавливается из деревьев?

2. Стараетесь ли Вы экономить бумагу?

3. Что Вы обычно делаете с использованной бумагой в быту?

А) Сжигаю

Б) Выбрасываю с бытовыми отходами

В) Другое

4. Можно ли по Вашему мнению использовать макулатуру вторично?

5. Приходилось ли Вам в жизни принимать участие в сборе макулатуры?

6. Стали бы Вы принимать участие в сборе макулатуры?

Публикации по теме:

Сценарий классного часа «Как сберечь энергию» Сценарий классного часа: «Как сберечь энергию» Тема: В гостях у сказочных фей Цель: приобщить детей к бережному отношению к природным ресурсам.

Конспект НОД для детей старшей группы «Зрение, как его сберечь?» Задачи. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к органам чувств – глазам Образовательные: Изучить строение глаза Развивающие: Обогащение.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Как сберечь здоровье?» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко». Конспект Непрерывной образовательной деятельности в подготовительной.

НОД здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Как сберечь своё здоровье» Пояснительная записка В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются.