Во-первых, давайте дадим чёткое определение миссии жизни, призвания в жизни. Слово «миссия» происходит от латыни: miss – послать. Это означает, что люди живут не просто так, мы посланы на землю с определённым заданием, которое необходимо выполнить в течение жизни.

Итак, миссия – это задание длиною в жизнь или несколько жизней (пояснение про несколько жизней будет дальше), призванное помочь многим людям, даже всему человечеству.

Зачем нужна миссия жизни?

Ведь можно же просто жить, работать, учиться. Какой смысл тратить на что-то всю жизнь? В том-то и дело, что без жизненной миссии человек живёт, работает, учится, радуется жизни… Но в какой-то момент думает, а для чего всё это? Для чего мне ещё одно высшее? Для чего мне делать зарядку по утрам, питаться здоровой пищей, ведь всё равно придёт конец – рано или поздно. Для чего я вообще здесь, на этой планете? И тогда наступает апатия, вслед за которой приходит опускание рук, наплевательское отношение к своему здоровью, отсутствие саморазвития. Человек просто скатывается, скатывается, становится несчастным, обозлённым на весь мир.

Призвание в жизни (миссия жизни), прежде всего, необходимо для вдохновения и воодушевления.

Вы подумаете, но ведь есть у человека цели – купить дачу, приобрести машину, построить баню, построить карьеру, зачем ещё миссия? По достижению целей вначале чувствуется эйфория, а затем наступает период опустошения, грусти, который длится до тех пор, пока не появится ещё одна цель. Призвание в жизни вдохновляет каждый день. Потому что для него предназначена вся жизнь. И даже когда вы добьётесь очередной личной цели, у вас не будет времени для грусти, потому вам ещё предстоит помочь целому миру. А для этого нужно иметь и хорошее образование, и крепкое здоровье, и близких людей, и единомышленников.

Как найти своё призвание в жизни?

Очень часто много лет уходит на поиски того самого призвания, данного нам свыше. Люди ждут чуда, что однажды они скажут «эврика!» и начнут заниматься тем, что спасёт мир от всех проблем. Но, к сожалению, годы летят, а «эврика!» так и не наступает. И тогда появляется мысль: «может, ну его, призвания в жизни, данное кем-то свыше?»

И это самая ценная мысль. Жаль, что порой на её осознание уходит столько времени.

Не ждите прозрения! Как говорится в моём любимом фильме : «Хочешь увидеть чудо? Будь чудом!». Выберите сами, по личным убеждениям, своё призвание в жизни. За это вас никто не поставит в угол.

Если никак не можете , спросите у души, и вы почувствуете ответ каждой клеточкой.

Чтобы найти призвание в жизни, потратьте несколько часов, дней, и вы придадите всей своей жизни тонус.

Пример: Александр Александрович Любищев, известный биолог, математик и философ, вдохновлённый успехом периодической таблицы Менделеева, однажды задался целью создать периодическую систему биологических объектов. Она стала его жизненной миссией. При подсчёте временных затрат Любищев понял, что ему может не хватить остатка жизни на реализацию идеи. Поэтому он начал чётко распределять и планировать своё личное время при помощи хронометража. Хотя Александр Любищев так и не смог завершить свою миссию, он всё-таки дал человечеству 2 бесценных подарка – гениальную идею, у которой есть последователи (вот, что означала фраза «несколько жизней») и сегодня, а также действующую систему учёта времени. Благодаря этой системе за свою сознательную жизнь (с 26 до 82 лет) Любищев успел добиться значительных результатов в математических, биологических, хронометрических исследованиях, написать 70 научных работ, освоить 4 иностранных языка (английский, немецкий, французский, итальянский). Даже хватило времени на создание семьи, воспитание детей, общение с друзьями и единомышленниками. О столь интересном человеке есть книга «Эта странная жизнь», написанная Даниилом Граниным.

Задумайтесь о призвании в жизни прямо сейчас. Начните . И счастье не заставит себя долго ждать. Нет времени на скуку, каждая минута на счету.


Почти никому не удается избежать размышлений на эту тему. И мне не удалось. В моей голове был довольно привычный компот из понятий «дело жизни», «смысл жизни», «миссия человека», «призвание»… Как и многие люди, я путала одно с другим. Я считала, что дело жизни нужно выбрать раз и навсегда, это меня тормозило и пугало. Особенно, как его выбрать в 20 лет?

– А что, если я захочу сменить работу? Это что – провал?

– А что, если я люблю свое дело, но уже третий раз мой бизнес терпит крах, — это не моё?

– Есть люди, которые сразу пришли в свою отрасль и работают в ней всю жизнь. А меня тянет попробовать разное. Со мной что-то не так?

– Я слышал, что нужно сначала найти свое предназначение, и тогда я не буду работать ни дня в своей жизни. Пока я только тяжело трудился год от года. Как же найти предназначение?

Эти и многие другие вопросы я постоянно слышу в разговорах, от клиентов или от случайных попутчиков, от друзей и знакомых. Есть ответы «попроще», исходя из текущих обстоятельств. А можно заглянуть в глубину и дать себе те ответы, которые не даст никто из внешних людей.

В этой статье я не буду пускаться в философский диспут, существует ли у человека Миссия и есть ли в жизни смысл. Это одна из возможных систем координат. И если она для конкретного тебя имеет значение, будет здорово с ней разобраться.

Cреди всего многообразия понятий, окружающих эту тему, я оставила три: Миссия, Дело жизни, Смысл жизни. Называть ты можешь их-по-разному, главное, понять их взаимосвязи.

Давай возьмем метафору путешествующего человека. Он идет пешком по дорогам, горам и долинам, у него есть карта и компас, и какие-то ему необходимые вещи.

Компас всегда, куда бы человек ни шел, указывает строго на Север. Магнитное поле, служащее стрелке ориентиром, глазу не видно. Но оно, тем не менее, так же реально, как и камни на дороге. Это – Миссия . Глубочайшее, сложно формулируемое в словах чувство, про то «зачем я», «куда я», «ради чего я». Абсолютно нелогичное, ясно ощущаемое, если «сверяешься с компасом», и приносящее чувство глубокого удовлетворения, если ему следуешь.

Дело жизни – это тот отрезок дороги, который человек идет в данный момент, следуя указаниям стрелки компаса «на север». Пейзаж может изменяться, появятся или уйдут горы, но человек идет на север. В течение своей жизни человек может ехать на машине, лететь на самолете, или идти пешком. Встречаться с одними или с другими людьми. Но каждый такой период будет «отражением», «проекцией» магнитного поля, которое ведет его на север.

Смысл жизни – это детали и особенности окружающего пейзажа, которые могут помогать или мешать. Например, заметил человек на горизонте гору, к которой ведет его дорога, любуется ей, идет, ориентироваться стало легче. Прошло какое-то время, и гора осталась позади, она уже не ориентир в дороге на север, и даже не часть пейзажа. А бывает, что в пустыне не за что глазу зацепиться. Тяжело идти, да и жарко невыносимо вдобавок. Смысла не видно. Кто-то сдается. А кто-то продолжает верить стрелке компаса и идти.

А теперь разберем эту метафору на «реальном» примере.

Представим некую девочку Машу, для которой, условно выражаясь, миссией является «творить добро». Описать миссию любого человека в словах довольно трудно, так как часто это – лишь ощущение (в то время как у компаний миссию можно и нужно четко формулировать).

Маша трех лет от роду может приходить к маме, и ее обнимать. И это будет высшим выражением ее внутреннего намерения. Маша десяти лет помогает подруге разбираться в математике и химии, и гордится тем, что она им полезна. Это всё – выражение ее Миссии в тех условиях и обстоятельствах, в которых она живет.

К 17 годам эта миссия приводит ее в медицинский университет, где она изучает один из способов «творить добро». Параллельно она может быть волонтером и ездить в детские дома, и там чувствовать себя тоже на своем месте. Появляются вопросы о смысле жизни, и к концу учебы Маша задает себе вопрос, какой путь выбрать. Пойти работать в Красный Крест, отложив образование в сторону, или же в клинику, где продолжит выбранную линию и начнет зарабатывать. В этот момент один из родителей теряет работу, и в семье очень нужны деньги. Да и Маше хочется красиво одеваться, гулять и путешествовать. Этот смысл придает дополнительный окрас ситуации (один из смыслов), и Маша выбирает работу в медицине.

Лет в 30 Мария становится успешным стоматологом, потому что она не просто лечит зубы, но умеет и поговорить с пациентами, почувствовать их проблемы, реально помочь. Лечить зубы является ее Делом жизни на этом отрезке жизни.

Скажем, лет в 35 Маша переезжает с семьей в другой город, и пока она ищет постоянную работу, ей предлагают временные варианты: поработать нянечкой в детском саду, помощником организатором свадеб и администратором в фитнес-центре. Последнее ей не нравится совсем, общения с детьми ей хватает и дома, и она решает помогать со свадьбами – ведь это позволяет сделать людей счастливыми.

Через год, вернувшись на постоянную работу в стоматологию, Маша справляется со сложным случаем, решает отложить в сторону практику и уйти в науку, чтобы приносить пользу еще большему количеству людей. И еще пару лет она «несет добро», работая над текстом своей книги.

Лет в 45 у Маши появляются внуки, она обращает внимание на несовершенство детских садов и решает открыть свой.

Миссия жизни одна – дело жизни может видоизменяться. И правдой в этот самый момент является твой ответ на вопрос «Что я могу делать сейчас, что лучшим образом выразит, зачем я?» Дав себе свободу в поиске этого ответа, ты можешь прийти к такой стабильности, о какой даже не подозреваешь.

Смысл жизни – внутренние глубинные ценности, которые часто ярче всего проявляются в сложных жизненных ситуациях и служат опорой. Причем, в одинаковой жизненной ситуации разные люди найдут свой смысл. Узнав о своей смертельной болезни, один человек станет действовать, исходя из смысла жизни «здоровье». Другой в этот момент бросит все усилия на завершение проекта, которым занимался последний год, подчиняясь внутренней важности «созидания». Третий может продать все материальное и отправиться путешествовать, наконец познавая «свободу» как смысл жизни.

Как же почувствовать свою Миссию ? Начать ее искать внутри себя. Начать прислушиваться к своим ощущениям. Если тяжело понимать, что ты хочешь на эмоциональном уровне – начать с чувствования себя на физическом уровне. И доверяй себе!

Антинаркотическая акция «Миссия - жить!»
проводится в целях усиления антинаркотической пропаганды среди обучающихся и родителей, совершенствования взаимодействия учреждения образования, семьи и общественности в вопросах формирования у обучающихся стойкого неприятия употребления и распространения наркотиков, повышения информированности учащихся о недопустимости употребления наркотиков, активизации работы с учащимися по формированию здорового образа жизни.

«Наша миссия - жить! И жить без наркотиков!»

Члены Молодёжного парламента при Новогрудском районном Совете депутатов стали организаторами и активными участниками антинаркотической акции «Миссия - жить!» в районе. Координирует проведение акции Новогрудский районный центр творчества детей и молодежи.

В Новогрудском районе в учреждениях образования действуют 17 антинаркотических отрядов. Это ребята, которые собрались, чтобы показать, что жизнь прекрасна, чтобы доказать, что активный образ жизни может предостеречь от пагубных соблазнов. Ребята сотрудничают с РК ОО «БРСМ», РС ОО «БРПО», работниками группы по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Новогрудского районного отдела внутренних дел.

За время существования движения учащиеся определили для себя несложную формулу акции «Миссия - жить!». ИНФОРМАЦИЯ плюс ИНТЕРАКТИВ, использование методики «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО», умноженные на АКТИВНЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ ДОСУГ.

ИНФОРМАЦИЯ. Каждый день акции проходит под определенным жизнеутверждающим девизом: «Живи грамотно!», «Живи интересно!», «Будь здоровым и активным!». Ребята выпускают бюллетени, листовки, газеты, размещают антинаркотическую эмблему и тематические материалы на страницах Интернет-сайтов учреждений образования, Новогрудского районного ЦТДиМ, в группе социальной сети «ВКонтакте» областного антинаркотического движения ВЕК.

ИНТЕРАКТИВ. Ни одна акция «Миссия - жить!» не обходится без флеш-мобов. Участники акции раздают прохожим антинаркотические листовки, буклеты о вреде курения и алкоголя.

«РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО». В учреждениях образования ребята из антинаркотических отрядов для своих сверстников проводят обучающие занятия, разрабатывают буклеты и листовки по здоровому образу жизни.

В школьной акции «Миссия жить» по профилактике злоупотребления ПАВ организую и провожу тренинги для старшеклассников «Познай себя», час психологической разгрузки для педагогов и учащихся, беседы о здоровом образе жизни в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Интерактивное занятие с элементами тренинга "Формула хорошего настроения"

ФОРМУЛА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

Составляющие хорошего настроения Здоровое тело Ясный ум Положительные эмоции и чувства

Смех – средство, которым вооружила человека сама природа.

Смех благотворно влияет на функции человеческого организма: Избавляет от чувства безнадежности, создает положительные эмоции, которые помогают выздороветь; Благоприятно влияет на иммунную и эндокринную систему человека; Снижает уровень стрессовых гормонов и выделяет гормоны радости; Ликвидирует усталость и улучшает циркуляцию крови; Стимулирует деятельность нервной системы, успокаивает боль, нормализует работу кишечника, повышает творческие способности; Украшает любое лицо, а значит - улучшает внешний вид – тонизируя лицевые мышцы.

Впрочем, умению смеяться надо учиться так же, как умению ходить и говорить. Этому в течение 4-8 первых недель жизни учат глаза матери. А в возрасте 2-3 месяцев он начинает улыбаться и смеяться сам. К 6 годам ребенок улыбается и смеется примерно по 300 раз в день, и смех его звучит весело и беззаботно. Однако по мере взросления приспособляемость к поведению снижает количество улыбок и человек улыбается примерно 15 раз в день. Медики считают такой процесс «поскучнения» людей неблагоприятным для здоровья.

Проведенными исследованиями доказано, что человек, который смеется - меньше совершает неблаговидных поступков, легче решает проблемы, отличается большой щедростью и готовностью прийти на помощь.

Знаменитое выражение гласит: все глупости на свете делаются с серьезным выражением лица

«Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок – отец скорби». Фридрих Ницше

В чём секреты улыбки? Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми. Секрет 2. Психологи подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой. Секрет 3. Улыбка-сама есть способ общения. Секрет 4. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.

Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение. Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.

Хмурость и неулыбчивость влекут за собой плохое настроение. Поэтому, смейтесь на здоровье!

СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ! Д о н о в ы х у л ы б о к!

Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас! Педагог-психолог МАОУ «Средняя школа№8» Ершова Лариса Петровна

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Молодое поколение выбирает: "Здоровый образ жизни"

з д о р о в ь е

Из Толкового словаря С. И. Ожегова Здоровье - правильная¸ нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

«Размер здоровья» можно измерить по Н.М.Амосову Если вы не болели в течение учебного года – у вас самый высокий уровень здоровья. Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов – средний уровень здоровья. А если вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень вашего здоровья – самый низкий. Проанализируйте свое здоровье за последний год и сделайте выводы.

пробу по Л.П.Бутейко Сядьте удобно, расслабьтесь; Сделайте спокойный вдох и неполный выдох; Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы сможете не дышать Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вздохнуть, откройте нос и дышите спокойно.

Проба по Бутейко оценивается так: более 40 секунд – здоров от 20 до 40 – здоровье ослаблено менее 20 секунд – имеются какие-то заболевания.

(1533–1592), французский писатель и философ М. Монтелье «Здоровье – это единственная драгоценность».

Геродот - древнегреческий историк (около 484 - около 430-420 гг. до н.э.) «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

Правила здорового образа жизни 1.Соблюдай чистоту. 2.Правильно питайся. 3.Сочетай труд и отдых. 4.Не заводи вредных привычек.

питание движение режим закаливание Главные факторы здоровья: Главные факторы здоровья:

Скажем «Нет!» всему, что вредно! Ответим «Да!» всему, что полезно! Здравствуй, зарядка! Здравствуй, ходьба! Отныне и навеки так будет всегда

Ешь побольше овощей, Станешь крепче, здоровей, Витамины в них живут, И болеть нам не дают Занимайся ты зарядкой, Не ленись полоть на грядках. Бегай, прыгай и плыви, Все болезни позади!

Хорошо здоровым быть! Закаляться, обливаться, Спортом разным заниматься И, болезней не бояться, В тёплом доме, не таясь, По земле гулять свободно, Красоте дивясь природной. Вот тогда начнёте жить. Здорово – здоровым быть!

Нужно учиться сохранять эмоциональное равновесие в различных жизненных ситуациях. Старайтесь быть источником положительных эмоций для людей, которые вас окружают

Здоровье не купишь и не продашь, Его не возьмёшь и не отдашь. Берегите здоровье! Оно у нас одно! Оно страдает, и нам тяжело!

Да будет здоровье всегда и везде – В огромной стране и в малой избе. Ведь тело и дух укрепить нам под силу Закалкой, зарядкой и спортом, и миром.

Продолжи пословицы 1. В здоровом теле,… 2. Голову держи в холоде,… 3. Заболел живот, держи … 4. Быстрого и ловкого

Продолжи пословицы 5. Землю сушит зной, человека … 6. К слабому и болезнь … 7. Поработал - …

Здоровье – это круто, Здоровье – это класс! И если вы хотите, То спорт – это для вас. Здоровье берегите, Здоровье вы любите, И так как вы хотите Пусть сбудется всегда. Чтобы быть здоровым – Нужно жизнь любить, Быть всегда весёлым, Не курить, не пить.

Правильно питайся, По погоде одевайся, Не забывай делать зарядку, Старайся жить по распорядку. Про гигиену не забудь Да не хандри, весёлым будь. Соблюдай советы эти – Проживёшь сто лет на свете.

Пришло время подвести итоги.

Зачем нам нужно это знать? - Что вам показалось важным?

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Тренинг «Нет – значит нет!»

Цель : обсуждение проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. Формирование у подростков осознанной позиции в отношении вредных привычек и выработка навыков аргументированной защиты.

Задачи:

  1. Информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими;
  2. Создание условий для личностного роста подростков и самореализации;
  3. Формирование подростками собственной системы ценностей;
  4. Формирование у подростков навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от ПАВ в ситуации давления группы;
  5. Создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Ожидаемый результат занятия: осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации

I. Ритуал приветствия.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека – самая главная ценность. Давайте поприветствуем друг друга. (Дети по кругу говорят друг другу «здравствуй»)

II. Основная часть.

К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем. Сегодня мы с вами поговорим о том, что может принести вред нашему здоровью. Речь пойдёт о психоактивных веществах (ПАВ). Кто может сказать, что такое ПАВ? (ответы подростков).Психоактивное вещество-любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются «наркотиками». Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и др.

Алкоголь (пиво, вино, крепкие спиртные напитки, некоторые медицинские средства и сиропы, некоторые парфюмерные изделия)

Никотин (папиросы, сигареты, сигары, трубочный, жевательный, нюхательный табак, махорка)

Конопля (марихуана, анаша, гашиш)

Стимулянты (кофе, чай, амфетамины, продукты кокки, смешанные наркотики типа экстази)

Депрессанты (успокаивающие средства, снотворные)

Летучие ингалянты (аэрозоли в баллонах, газ бутан, бензин, клей, растворители, разжижители красок)

Цель: осознание личной цели в жизни и возможных вариантов её достижения.

Нарисуйте линию времени. Представьте временную перспективу своей жизни в виде линии. (Ведущий раздаёт каждому по листу бумаги и предлагает изобразить линию времени). Отметьте на линии времени рождение, детство и ваш сегодняшний возраст. Теперь отметьте на линии вашу цель в настоящий момент и подпишите способы её достижения, обозначив временные промежутки. Ответьте на два вопроса: «Чего я хочу достичь в ближайшие два года и что для этого я могу сделать?». У каждого из вас есть 3-4 минуты, чтобы рассказать об этом своему соседу. Основная задача – составить программу ваших действий на ближайший период.

Информационный материал . Цель – это то, что мы хотим получить, образ желаемого результата (при желании озвучивается цель учеников)

Теперь обсудим ваши перспективные цели и ваши шаги на пути их достижения.

3. Беседа. Факторы, препятствующие достижению цели

Учащиеся называют возможные варианты, а психолог фиксирует их на доске.

Возможные варианты:

Лень

Нехватка времени

Занятость

Усталость

Вредные привычки

Невозможность отказать человеку

Сказать «Нет!», когда тебе что-то предлагают

Вывод: человек живёт в среде, где он может подчиняться внешним факторам или искать пути разрешения ситуации, искать выходы. В любом случае в жизни человек всегда делает выбор.

Информационный материал. Выбор – это отбор, предпочтение, одно из двух, альтернатива, дилемма (словарь Ожегова). Выбор основывается на ценностях, потребностях человека, его интересах.

Как вредные привычки могут помешать достижению цели?

Выбирается один человек, которому нужно достичь цель (она поставлена самим учеником в начале занятия). На доске написано слово «цель». Между учащимся и целью стоят вредные привычки – учащиеся, которые выполняют свою роль («наркотик», «сигарета», «пиво», «энергетические напитки», «компьютер», «беседа в аське»). Учащийся старается пробиться сквозь них к цели, но «вредные привычки» не дают это ему сделать. Каждая из «привычек» говорит от имени своей роли о том, как она будет мешать главному герою, а он должен придумать способ справиться с ней. Каждый из учащихся со своей позиции приводит аргументы.

Вопросы для обсуждения:

Легко или тяжело было пробиться к цели?

Как себя чувствовали в данной роли?

Игра «Ситуация»

Группа делится на команды по 4-6 человек.

Инструкция командам: Каждая команда в течение 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать - кто-то один). Затем команды меняются местами».

2. Вопросы для обсуждения:

Как себя чувствовали в той и другой роли? Когда распознали соблазн? Какие трудности испытывали при противостоянии? Что помогло успешно справиться с ситуацией?

"Мы нашли способы противостояния соблазнам. Давайте составим "Книгу больших идей" с перечнем тех способов, которые помогли нам.

"Большая книга идей":

Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.

· Умей сказать "НЕТ!" "Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я не смогу сделать это".

· Сделайте перерыв и скажите: "Я подумаю об этом и завтра скажу тебе решение".

· Используйте перерыв эффективно:

· а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие (позвони друзьям);

· б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе "Телефон доверия", у специалиста (психолога);

· в) составь план дальнейшего действия.

· г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори прямо: "Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...".

· Отказывай так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации.

· Поощрите себя за одержанную победу!

Рефлексия

Что нового узнали на занятии?

Какое упражнение вам принесло пользу? Какую?

III. Ритуал прощания.

У меня в руках свеча. Представьте, что свеча - это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе.

Я хочу передать вам свечу как символ яркой здоровой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить людям пользу! Передавая ее, скажите и вы друг другу пожелания.

(Передает свеч упо кругу говорит пожелание. Свеча возвращается психологу)

Психолог: Наша встреча подошла к концу, и я хочу рассказать вам одну притчу.

Притча

«Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», - я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».

Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?» На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».

Психолог: Ребята, помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Ершова Лариса Петровна

В поисках истины с Маленьким Принцем. Профилактика суицида в начальной школе.

Цель:

формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

План мероприятия

  1. Единый классный час «Жизнь как высочайшая ценность»
  • Просмотр ролика «Урок Бабочки»
  • Беседа «Мои жизненные ценности. Как избежать беды?», «Умеешь ли ты решать свои проблемы?», «Преступление и наказание. Формирование навыков самостоятельного принятия решения», «Путь к себе» и др.
  • Поделка из бумаги «Солнышко своими руками»
  1. Акция «Мечтатели» Цель: создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в себе и говорить об этом. (На бумажных бабочках заканчивают фразу: мне нравится что я…)
  2. Акция «Строители» Цель: формирование позитивного восприятия окружающего мира. (На большом ватмане создают модель идеального мира из бумажных поделок)
  3. Акция «Творцы» Цель: помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям. (На ватмане с изображением Земного шара рисуют ладошки и записывают фразу: я смогу…)
  4. Акция «Волшебники» Цель: определить степень самооценки; выявить значимые переживания и проблемы у каждого учащегося.(Ребенку предлагается идентифицировать себя с волшебником, который может сделать все. Предлагаются 3 вопроса: а)чтобы ты сделал для себя; б) для людей; в)что бы ты уничтожил. Ответы складываются в волшебный почтовый ящик.)
  5. Акция «Послание в будущее» Цель: актуализировать процесс социального самоопределения; способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем; (На бумажном свитке дети пишут, какими они видят себя через 10 лет)
  6. Тренинг «Я люблю тебя жизнь» Цель: формирование толерантных установок в отношении жизненных ситуаций. (Групповое чтение и свое продолжение цепочки из афоризмов о ценности жизни, написанных на разноцветных бумажных звездах)
  7. Тренинг «Жизнь по собственному выбору» Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

I Разминка «Доброе животное»

Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы - одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед - выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад - притопывая, два шага вперед. Спасибо.

II. Игра «Рыба для размышления»

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх - это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда…

Когда я спорю…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Почему КУРИТЬ ОПАСНО

Если человек выкуривает 1 сигарету в день, его жизнь сокращается на 3 года! Смерть может наступить, если подросток одномоментно выкурит пол пачки сигарет.

ЧЕЛОВЕК ПЕЧЕНЬ КОЖА ВОЛОСЫ СЕРДЦЕ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЖЕЛУДОК БРОНХИ ЛЁГКИЕ НЕРВНОЕ ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ ЯЗВА ЖЕЛУДКА ТУБЕРКУЛЁЗ

КУРЕНИЕ – ПРИЧИНА СМЕРТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАК СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОМЕРТВЛЕНИЕ ТКАНЕЙ ПРИВОДИТ К ГАНГРЕНЕ НОГ СУЖЕНИЕ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Наблюдения В течение нескольких лет учёные проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. Сравнительные результаты оказались такими: Курящие Некурящие 1. Нарушение нервной системы: 14 1 2. Понижение слуха: 13 1 3. Плохая память: 12 1 4. Плохое физическое состояние: 12 2 5. Плохое умственное состояние: 18 1 6. Нечистоплотны: 12 1 7. Плохие отметки: 18 3 8. Заторможенность: 19 3 85% всех умерших от рака лёгких были курящими людьми. 25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми.

У берегов озер, морей и рек Случается, что тонет человек. Лишь он начнет на помощь звать, Его, конечно же, спешат спасать. И если дом гудит, охваченный огнем, А человек без чувств остался в нем, Тотчас на помощь кто-то поспешит – Ему так сердце доброе велит. Когда же школьник курит сигарету И годы жизни отдает за это, Пойми, он тонет, он горит... Беда! Сейчас решается его судьба. Не будь же равнодушным человеком, Спеши спасать! Он может стать калекой!

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МАОУ «Средняя школа№8»

Ершова Лариса Петровна

Тема: Живи стильно, но не рискуй по глупости.

Цель : дать знания и помочь школьникам четко определить свои нравственные принципы по отношению к обсуждаемой проблеме; сформировать убеждение в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни.

Оборудование: Карты с изображением компании подростков (одна на парту). Текст “История Томаса С.” (на столе учителя). Выдержки из Всеобщей декларации прав больных СПИДом и инфицированных ВИЧ (по одной на группу). Правила написания синквейна (на доске). Тесты “Пути переноса ВИЧ” (каждому индивидуально).

Форма: практикум с элементами ролевой игры, дискуссии.

План занятия:

  1. Организационный момент 1 мин
  2. Ситуационная задача для размышления 5 мин
  3. Объяснение учителя 10 мин
  4. Ролевая игра 10 мин
  5. Дискуссия (работа в группах) 10 мин
  6. Подведение итогов (написание синквейна) 6 мин
  7. Рефлексия 3 мин

Занятие включает три блока:

1 блок “Первая волна”

Задача : актуализация всей совокупности знаний учащихся о ВИЧ–инфекции и СПИДе (сущность, способы заражения, сопутствующие заболевания, ситуация по ВИЧ–инфекции в мире и в Казахстане, профилактика).

Для этого используется текст “История Томаса С.”(учитель читает вслух):

ОБСУЖДЕНИЕ :

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СПИДе и СОСТОЯНИИ ПАЦИЕНТА ТОМАСА СОДЕРЖИТ ЭТО СООБЩЕНИЕ? (5 мин)

Попросите учащихся слушать рассказ внимательно, чтобы они смогли в дальнейшем отвечать на предлагаемые вопросы.

Убедитесь, что ученики успевают улавливать излагаемый вами материал.

По ходу чтения текста расшифровывайте незнакомые учащимся термины и фиксируйте их на доске:

Источником инфекции могут быть подстилка или мусор, загрязненные фекалиями больных кошек, иногда–зараженное и недоваренное мясо.

Характерные симптомы:

  • Мышечные боли
  • Утомляемость
  • Вздутые лимфатические узлы на шее

Профилактика:

  • Избегать контактов с фекалиями кошек
  • Носить перчатки и маску при работе с землей
  • Хорошо проваривать любое мясо.

Коллапс – одна из форм острой сосудистой недостаточности, возникающая в результате нарушения нормального соотношения между вместимостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови.

Не стоит волновать учащихся понапрасну: объясняйте симптомы СПИДа очень тщательно, т.к. ученики столкнутся со многими из них при обычных болезнях.

Объяснение учителя (по ходу объяснения учащиеся слушают и записывают в тетрадь ключевые слова по теме):

Ошибка никогда не может стать истиной, сколько бы ее не повторяли.
Истина никогда не может быть ошибочна, даже если ее никто никогда не слышал.

Махатма Ганди

Возникновение СПИДа было предсказано еще в начале семидесятых годов 20 века. Краткая формулировка прогноза гласила: “В 80–е годы может появиться гриппоподобное заболевание с высокой летальностью”. Предсказание основывалось на двух экологических правилах. Первое: ниша не может пустовать. Второе: пустующую нишу быстрее всего заполняет мелкий по размерам, очень изменчивый и эволюционно более примитивный организм.

Экологическая ниша начала пустеть в результате успехов медицины, когда многие возбудители инфекционных заболеваний были уничтожены практически полностью. Меры по их уничтожению были применены быстрые и верные, но стратегия была рискованная: в борьбе с инфекциями следовало опасаться абсолютной победы – полного уничтожения инфекций. Не остереглись. “Дремавший на задворках биосферы” ВИЧ стал быстро занимать освободившуюся экологическую нишу…

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание СПИД. Заболевание, получившее название СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), впервые зарегистрированное в июне 1981 года в США и описанное в «Еженедельном вестнике заболеваемости и смертности», за короткий срок распространилось по всем континентам и странам.

Распространение СПИДа продолжается быстрыми темпами, и прогнозы пока остаются неблагоприятными. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) был открыт в 1982 году во Франции (группой ученных, возглавляемых Л. Монтанье), а затем и в США в лаборатории профессора Р.Т. Галло. ВИЧ является мельчайшим вирусом, который виден только под электронным микроскопом. Источником ВИЧ- инфекции является человек. Возбудитель СПИДа проникает в организм человека через микротравмы кожи (при контакте с инфицированной кровью, при использовании инфицированного инструментария для введения наркотиков) и микротравмы слизистых оболочек при генитальном, оральном и анальном сексе.

ВИЧ - наносит огромный вред иммунной системе человека, не давая ей выполнять свою работу. Он обладает способностью разрушать специфические клетки иммунной системы - так называемые Т- вспомогательные клетки, Т-хелперы. ВИЧ проникает в Т-клетки, там он быстро размножается, и, когда в клетке уже не хватает места для тысячи новых вирусов, Т- клетка «взрывается», ВИЧ выстреливается в кровь, а Т клетка погибает. Каждый новый вирус находит себе новую Т-клетку и разрушает ее. Происходит ослабление, а затем и разрушение иммунной системы.

СПИД является инфекцией медленного типа. От момента заражения человека до появления первых признаков проходит от 3 до 6 недель. Это так называемый инкубационный период. Клинические же проявления порой могут быть отодвинуты на многие годы. По окончании инкубационного периода в крови инфицированных определяются антитела к ВИЧ общепринятой методикой ИФА (иммуноферментный анализ).

Хотя антитела к ВИЧ появляются у большинства уже через 3-4 недели после заражения, у некоторых людей этот срок удлиняется до 3-х месяцев. Это так называемая «фаза окна». В фазе окна антитела к ВИЧ не обнаруживаются и анализ на ВИЧ, дает отрицательный результат, несмотря на то, что количество вируса в крови очень высокое, это так называемая « вирусная нагрузка», которая может быть определена с помощью специального лабораторного исследования, которое называется ПЦР или полимерная цепная реакция. Это исследования довольно сложное и дорогое, поэтому повседневной практике его используют для выявления ВИЧ-инфекции у новорожденных и в процессе лечения СПИД - больных для определения правильности тактики проводимого лечения.

Глобальное распространение ВИЧ-инфекции проявляется многочисленными эпидемиями в различных регионах со своей динамикой развития, особенностями путей передачи, численностью инфицированных, уровнем смертности среди инфицированных.

Большинство инфицированных мужчин и женщин находятся в расцвете сил (в возрасте от 20 до 49 лет) и последствия этой пандемии в социальном плане будут опустошительный для многих стран мира, особенно в тех регионах, которые менее всего способны справиться с ней.

По оценкам экспертов UNAIDS на конец 2001 года расчетное число взрослых и детей с ВИЧ/СПИДом в мире составило 40 млн. чел, в том числе 2,7 млн детей до 15 лет и 17,6 млн женщин. Всего СПИД унес жизни 22 млн человек. СПИД увеличил число сирот в мире на 13,2 млн, и 95% из них живут в Африке.

С П И Д очень опасен тем, что еще не разработаны вакцины и лекарства для специфической профилактики и лечения, больных СПИДом.

СПИД очень опасен тем, что любой может заразиться им и всегда, заболевшие СПИДом, умирают, несмотря на то, что врачи приобретают все больший опыт и квалификацию в лечении ВИЧ инфицированных. По официальным данным, в Казахстане нарастающим итогом с 1987 года, на 1 февраля 2004 года зарегистрировано 4052 ВИЧ инфицированных, из них 161 больных СПИДом. Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех областях республики. Эпидемиологическое неблагополучие определяет город Темиртау Карагандинской области, где на сегодня выявлено 1322 ВИЧ - инфицированных. Обострилась эпидситуация и в Павлодарской области, где на 1 февраля 2004 года зарегистрировано 809 случаев ВИЧ-инфекции. На 1 февраля 2004 года в республике умерло больных СПИДом 129. Костанайская область занимает четвертое место в республике по количеству выявленных - 284 случаев.

Каждый день в мире заражаются ВИЧ-инфекцией 16 тысяч человек, а каждую минуту пять человек в возрасте от 10 до 24 лет. Ежегодно смертельный вирус поражает 2,6 миллиона человек. Каждый год 1,7 миллиона молодых людей заражаются ВИЧ в Африке, 700 тысяч - в Азии и Тихоокеанском регионе. Кроме внутривенного введения наркотиков и незащищенного секса, опасность заражения ВИЧ представляют и пирсинг (прокалывание различных частей тела для ношения серег и других украшении), татуировки, проводимые в антисанитарных условиях.

Каждый день СПИД уносит 7 тысяч человеческих жизней.

Вирус передается через определенные жидкости организма. Вирус СПИДа может передаваться здоровому человеку только через кровь, семя, вагинальные выделения и материнское молоко больного или носителя вируса. Заразиться может любой человек. Вирус не делает различий между белыми и черными, богатыми и бедными. Для того, чтобы произошло заражение, нужно зараженным жидкостям попасть внутрь организма другого человека.

Для начала заболевания СПИДом характерны следующие признаки: повышение температуры выше 38 градусов с обильным потоотделением, чаще по ночам, признаки общей интоксикации (вялость, депрессия, снижения работоспособности). Имеет место поражение желудочно-кишечного тракта: боль при глотании, язвы пищевода, расстройство стула, вызванное простейшими микроорганизмами и гельминтами, которые приводит к потере массы тела до 10%. Увеличение лимфатических узлов: чаше подмышечных и затылочных, причем не менее 2-х групп на протяжении 3-х месяцев и более.

Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что концентрация вируса в отдельных жидкостях различно.

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Можно ли убить возбудителя СПИДа?

1. 50–70° спирт

несколько секунд

2. Попадание в желудочно–кишечный тракт

разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой

3. t°=56°

30 минут

4. Попадание на кожу

5. Кипячение

мгновенно

6. Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь)

мгновенно

Заражение возможно лишь тогда, когда определенное количество вируса находится в организме. Посредством биологических жидкостей тела, которые содержат лишь ничтожное количество вируса, заражение практически исключено. Слюна содержит, кроме того, эндогенные вещества, которые обладают защитным действием, поэтому и без того малое количество вируса становится неопасным.

ВИЧ может переноситься в том случае, если жидкости тела с высокой концентрацией вируса проникают прямо в кровяное русло человека, например при микроскопических, незаметных трещинах слизистых оболочек прямой кишки (которая особенно предрасположена к повреждению), женских и мужских половых органов, а также через шприц, в котором находятся остатки зараженной крови.

Контрольное задание : в предложенных тестах укажите знаком “+” или “–” в какой ситуации возможен перенос ВИЧ, а в какой – нет.

Тест “Пути переноса ВИЧ”

  1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку
  2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)
  3. Совместные игры
  4. Чихание, кашель, через слюну
  5. Использование многоразовой посуды в столовой
  6. Домашние животные
  7. Половые контакты
  8. Занятия спортом
  9. Общественные туалеты
  10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми
  11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм
  12. Использование наркоманами общих игл для инъекций
  13. Страстный поцелуй

Совместная проверка результатов, исправление ошибок.

2 блок “Сеанс одновременной игры”

Задача : выработка собственной модели поведения в критической ситуации.

Учащиеся получают карты, на которых изображена компания подростков и дана инструкция к работе. Необходимо проделать все описываемые действия и сделать вывод (заслушать одного ученика).

Инструкция:

Перед вами компания подростков. У каждого из них номер от 1 до 15. Известно, что:

  • №1–соблюдает целомудрие (такой человек есть в любой компании)
  • №2 и 3– влюблены и верны друг другу. Обведи их кружком.
  • Остальные подростки сексуально “общаются”. Они легкомысленно меняют партнеров и никто из них не знает, что один уже инфицирован ВИЧ. Пометь его особо (например, красным цветом).
  • Возьми карандаш и соедини линиями партнеров (кроме № 1,2,3).

Делай так 3 раза, каждый раз образуя новые пары, не исключая и зараженного (лучше разными цветами).

  • Теперь отметь тех, кто контактировал с ВИЧ–инфицированным, и тех, кто был в контакте с ними.

Какой получился результат?

№ 1,2,3 благодаря своему выбору не подвергались риску, они здоровы и спокойны.

А остальные?

А ты сам где был в этой игре?

Выиграл ты или проиграл?

Подумай и прими решение!

3 блок “Обратный всплеск ”

Задачи:

  • Формирование новых и уточнение существующих представлений школьников о ВИЧ–инфекции и СПИДе
  • Обобщение полученного опыта

На данном этапе наиболее эффективно проведение дискуссии по группам (удобно разделить класс на 6 групп – три в поддержку и три – оппоненты) для обсуждения следующих вопросов:

Убедитесь, что ученики обсуждают свои ответы в группах открыто и не оказывают давление на мнение товарищей. Они должны соглашаться/не соглашаться с идеями, а не с людьми, которые их вызывают.

Каждый должен иметь возможность высказаться. Во время дискуссии с классом убедитесь, что все идеи были рассмотрены внимательно, и ничье мнение не было воспринято с насмешкой.

Переходя от одной группы к другой, следите за тем, как ученики воспринимают вопросы, и как готовят к ним ответы, быть может, им потребуется Ваша помощь.

Старайтесь поддерживать работу групп целенаправленной и интересной.

Проблема

Аргументы в защиту

Контраргументы

Контроль: необходимо создать жесткую систему контроля, сокращающую до минимума возможность заражения СПИДом здоровых людей через нормативно–правовое регулирование и систему контроля.

Реабилитация : люди, больные СПИДом, – полноправные граждане общества, они нуждаются в медицинской и социальной помощи.

Просвещение : создание системы информированности населения и формирование положительных нравственных ценностей

Итогом работы на уроке может стать творческая работа учащихся по написанию синквейна.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна :

В синквейне 5 строк:

  1. понятие (одно слово)
  2. прилагательные (два слова)
  3. глаголы (три слова)
  4. предложение (из четырех слов)
  5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме:

1.СПИД

2 . Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Распространяется из–за невежества.

5. Боль.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

Общие выводы по уроку (записываются в тетрадь):

  • “Природа не терпит пустоты”: пустующая экологическая ниша непременно “заполняется” другой живой системой.
  • СПИД – это не только вирусная или социальная болезнь. СПИД – это многофакторный процесс.
  • Молодые люди могут предотвратить передачу ВИЧ только тогда, когда они владеют точной информацией и навыками в принятии решений, позволяющими умело ей пользоваться.
  • СПИДом может заболеть любой человек, совершающий поступки, граничащие с риском заражения ВИЧ. Никто не застрахован от болезни, если подвергает себя риску.
  • Каждый человек сам отвечает за свои поступки.
  • 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

Заключение: НАМ РЕШАТЬ!

Рефлексия : закончить фразы:

Я думал…

Теперь я думаю…

Я делал…

Я сделаю…

Домашнее задание :

  • обсудить с членами семьи наиболее эффективные и реально осуществимые элементы личной стратегии противостояния СПИДу
  • составить вопрос по теме, на который ученик действительно хочет получить ответ.

Приложение №1

Текст “История Томаса С.”

Каждую ночь приходит страх. Тогда Томас бредет в спальню своей матери. Мать уже пережила много таких ночей и знает, что надо делать. Она встает и обнимает своего сына. Это длится 2, 3 минуты, пока он немного не успокоиться.

Томас С. из Берлина, ему 25 лет. Он страдает синдромом приобретенного иммунодефицита – приобретенной слабостью иммунитета. СПИД? Томас думает, что это еще не доказано на 100%. “Врачи честны по отношению ко мне, – говорит он, – Я даже надеюсь, что выйду из трудной ситуации”. Лицо Томаса в морщинах, с впалыми щеками. В течение 4–х месяцев он сильно похудел, потеряв треть своего веса. В начале 1974 г. Томаса поместили в больницу. У него не было сильных жалоб. Ему только нездоровилось, и поэтому он хотел обследоваться. В больнице значительных отклонений в его здоровье не обнаружили. Поскольку Томас почувствовал себя лучше, через 3 дня он собрал свои вещи и выписался из больницы.

Томас уже знал, что в его организм попал вирус, называемый ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), который может вызвать заболевание СПИДом. В Америке по поводу этого заболевания была поднята большая тревога, и он решил проверить себя. Результаты анализа соответствовали его опасениям: в крови были обнаружены антитела. Тест на ВИЧ оказался положительным. Однако врач сказал Томасу, что между временем заражения и началом болезни могут пройти месяцы и даже годы. Томас узнал также, что фактически только часть инфицированных заболевает СПИДом.

Через неделю после выхода из больницы у парня случился приступ лихорадки, на следующий день началась сильная головная боль и расстройство желудка, причем обычно используемые в таких случаях таблетки не помогали. Ему вновь пришлось ложиться в больницу. При поступлении в стационар в карте записали: “Пациент дезориентирован и сильно заторможен. Ухудшился аппетит. Головная боль. Язык с белым налетом. Диагноз – токсоплазмоз”. При обследовании врачи обнаружили еще и тяжелый гепатит. Теперь Томас чувствовал себя значительно хуже.

Поскольку приобретенный иммунодефицит лечить пока не могут, врачи искали пути помочь Томасу. Ему давали таблетки. Он не мог есть, желудок был расстроен. В первые недели он еще вставал с постели, но с каждым днем становился все слабее. Однажды в туалете случился коллапс: начались судороги, и он упал. После этого Томас около месяца не вставал с постели. Но мать продолжала бороться за его жизнь. Каждый день она появлялась в больнице с термосом свежего бульона, хотя лечащий врач считал, что больному осталось жить несколько дней. Но Томас снова встал на ноги. Первого мая 1985 г. его выписали из больницы.

Томас почувствовал силы и даже немного поправился. Он пытался совершать маленькие прогулки по улице, однако уже через пару сотен метров силы покидали его. Раньше этого парня можно было сравнить с дубом, а теперь от него осталась только тень. Боль не покидала его. Ему стало трудно скрывать свои мысли. Он сказал: “Мне безразлично, что случится. Если это должно произойти, то я не хочу умереть в больнице”.

Томас С. умер дома.

Литература:

  1. Руководство для преподавателей по проблеме СПИДа и его профилактике. Плотникова М.М. Рязанова Г.Л. Калинич Н.Ф.
  2. Руководство по обучению и ресурсам для профилактики ВИЧ/СПИДа в школах. Март 2001г (материал подготовлен при сотрудничестве с СДС, ЮНЕЙДЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ФНВ).