Сергей Павлович Королев – гениальный ученый, физик, инженер, конструктор. Он добился огромных результатов в сфере практической космонавтики и производства ракетно-космической техники.

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире. Его отец – Павел Яковлевич Королев, учитель русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко, дочь нежинского купца.

Когда ему было 3 года, мама покинула семью, и его отправили в город Нежин к бабушке и дедушке. Учился Сергей Павлович в Киеве, затем в Одессе.

Именно в Одессе он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями их ремесла. Смышленому юноше показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Учеба и первая работа

Последний совет Сергей Королев сразу усвоил и после школы продолжил обучение. Он поступил в Киевский политехнический институт. Однако программа обучения там его не совсем устраивала, и поэтому он перевелся в Высшее техническое училище в Москве .

По окончании училища Королев был направлен на работу в Центральный аэродинамический институт . В этот период он изучал труды Циолковского «Реактивный аэроплан».

Под впечатлением прочитанного он сменил место работы: в 1933 году Королев поступил на работу в новый Реактивный Научно-исследовательский Институт. Он стал заместителем начальника института по научной работе. Тогда ему было 26 лет, и он строил грандиозные планы на будущее.

Молодой конструктор и ученый верил в то, что будущее всей авиации за реактивными двигателями и реактивной техникой.

Арест и продолжение научной деятельности

В 1938 году в СССР проходила массовая чистка: искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.

Поездка в Германию

Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году , а в 45-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2 .

Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе . Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.

Новый этап

В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.

Первый запуск в космос

В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты. В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником .

В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос , а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.

Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом – он жил своим любимым делом и отдавался ему полностью.

Сергей Павлович Королев планировал создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок и 14 января 1966 года скончался от сердечной недостаточности.

В данном материале рассмотрена краткая биография Сергей Павловича Королева - выдающего конструктора ракетно-космической отрасли. Под влиянием Сергей Королева произошел технологический прорыв всего человечества. Под его руководством первые вышел на орбиту Земли искусственный спутник, состоялся первый полет человека в Космос, первый человек вышел в открытый космос.

Детство и юность великого конструктора.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир на Серево-Западе Украины. Отец (Павел Яковлевич Королёв) и мать (Марии Николаевны Баланиной (Москаленко) были учителями. Отец ушел из семьи, когда Сергею Королеву было 3 года. Долгое время ребенок проживал с бабушкой и дедушкой. В 1917-м он пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать и его отчим (Григорий Михайлович Баланин). Гимназию скоро закрыли, и ребенок получал домашнее образование. Отчим, как и мать Королева был учителем и кроме того имел образование инженера. Сергей проявлял исключительный интерес к авиационной технике. В 1921 году познакомившись с Одесскими лётчиками, начал проявлять активную позиции в авиационном сообществе. Уже в 16 лет Королев читал лекции по ликвидации авиабезграмотности.

Студенческие годы

В 1924 году поступает в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. За 2 года учебы там он освоил базовые инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. В 1926 году осенью , Королев переводится в МВТУ (Московское высшее техническое училище) имени Баумана. Во время учебы в МВТУ активно развивается, как авиаконструктор и пилот-планерист. 2 ноября 1929 года сдает экзамены на звание «пилот-паритель». В том же году защищает диплом по самолету СК-4 под руководством Туполева.

Проявление интереса у Королева к реактивному движению и карьера

В 1929 году после знакомства с Циолковским и его трудами, начинает активно интересоваться темой реактивного движения. В 1931 году Королев и группа энтузиастов под руководством изобретателя Фридриха Цандера создают общественную организацию «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД). В шутку аббревиатуру ГИРД расшифровывали, как группа инженеров работающих даром, поскольку участники группы долгое время не получали денег за свою работу. Работа держалась на энтузиазме и любви к делу. В 1932 году ГИРД по существу становиться научно-конструкторской лабораторией по разработке и производству ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года был произведен первый удачный запуск их первой ракеты. После в том же году на базе ГИРД действующей в Москве, в которой работал Королев, и ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) при поддержке маршала Тухаческого был образован реактивный научно-исследовательский институт. Работая в нем Королев в 1935 году становиться начальником отдела ракетных летательных аппаратов и является заместителем директора НИИ. Он трудиться над разработкой ракетных летательных аппаратов, но в 1938 году из-за разногласий с начальством Королев переводится на рядовую должность старшего инженера. В последствии это событие спасает его от расстрела.

Арест и отбывание наказания

Начались активные репрессии в высших военных чинах. Был арестован и расстрелян маршал Тухаческий. Все, кто был связан с данным делом попали под подозрение. Королёв был арестован 27 июня 1938 года по подозрению во вредительстве. По обвинительному приговору Военной Коллегией Верховного Суда СССР осенью 1938 года, Королеву было назначено наказание в виде 10 лет Исправительно-трудового лагеря.
Королев попал на Колыму, где трудился на золотом прииске Мальдяк. Позже в 1940 он был направлен в Москву, где дело было пересмотрено и срок сокращён до 8 лет исправительных лагерей. Однако, по указанию Туполева, Королев в лагеря направлен не был, а продолжил трудиться, выполняя военный заказ на конструирование ракет. Сначала в московской спецтюрьме, после во время войны в Казанском конструкторском бюро тюремного типа. Королев в ходе работы отметился значительными достижениями. Летом 1944 года Сергей Павловича Королева досрочно освободили из заключения со снятием судимости по личному указанию Сталина. После он ещё год проработал в Казани конструктором реактивных установок. .

Разработка ракетного вооружения.

После войны страна нуждалась в вооружении нового уровня. Летом 1946 года Сергей Павлович Королев был назначен Главным конструктором специально созданного "Особого конструкторского бюро № 1". Бюро занималось разработкой баллистических ракет дальнего действия. Первой задачей, которая ставилась перед Королевым, было создание копии немецкой ракеты ФАУ-2. Реальность показала, что советская промышленность того времени не способна производить оружие нужного уровня качества. Процесс становления новейшей космической отрасли промышленности происходил постепенно. Под руководством Королева были разработаны ракеты Р-1, Р-2, Р-5 и межконтинентальная балистическая Р-7, которые стали опорой ракетного вооружения СССР на ближайшие годы. 16 сентября 1955 года произошел первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки СССР.

Освоение космоса под руководством главного конструктора Сергей Королева

В 1955 году С. П. Королев и его сподвижники вышли в правительство с предложением о выведении в космос на орбиту при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Правительство одобрило инициативу и 4 октября 1957 года был запущен и выведение на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества », - сказал Королёв позже о запущенном спутнике. После началось активное освоение космоса под руководством главного конструктора. Королев руководил и организовал работу людей в ранее не существовавшей космической отрасли. 3 ноября 1957 года была запущена собака Лайка в космос. 4 октября 1959 года к Луне был запущен космический аппарат, который позволил сфотографировать обратную сторону Луны, которую до этого никто и никогда не Земле не видел. 12 апреля 1961 г. происходит первый полет человека в Космос. На корабле Восток-1, спроектированном Королевым, космонавт Юрий Гагарин пролетел по орбите вокруг Земли.
18 марта 1965 года стартовал полёт корабля «Восход-2» с космонавтами Леоновым и Беляевым на борту. В ходе данного полета человек впервые покинул пределы космического корабля и вышел в открытый космос. Также Королев вынашивал проекты по созданию первой в мире орбитальной станции и высадке на Луну человека.

Смерть великого конструктора

14 января 1966 года Королеву предстояла несложная операция по удалению полипов в кишечнике. Оперировали его лучшие врачи СССР того времени. После удаления полипов у Королева открылось сильное кровотечение и врачи были вынуждены вскрыть брюшную полость. В результате обнаружилась злокачественная опухоль. Было принято решение её удалить. Опухоль была удалена, но сердце Королева не выдержало столь высоких нагрузок от операции и остановилось. Прах Сергея Павловича Королева было решено захоронить возле Кремлевской стены вместе с другими великими деятелями нашей страницы. Там он находится по сей день. Подытоживая кратко всю биографию Королева , можно сказать, что человек усиленно и увлеченно работал всю свою жизнь и смог внести ощутимый вклад в историю .
Если материал был полезен, вы можете

Сергей Павлович Королёв. Родился 30 декабря 1906 (12 января 1907) в Житомире - умер 14 января 1966 года в Москве. Советский учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.

Отец - Павел Яковлевич Королев (1877-1929), учитель русской словесности, родом из Могилёва.

Мать - Мария Николаевна Москаленко (по второму мужу - Баланина) (1888-1980), дочь купца из Нежина.

Когда Сергею Павловичу было 3 года мать ушла из семьи. Его отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве.

В 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна Баланина, и отчим - Григорий Михайлович Баланин.

В гимназии учился недолго - её закрыли. Потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома - его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.

Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявил к ней исключительные способности.

В 1922-1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет - как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом.

Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу - проект самолёта СК-4.

Спроектированные им и построенные летательные аппараты - планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, - показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В. А. Степанчонком в ходе VII Всесоюзного планерного слёта в Коктебеле 28 октября 1930 г. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.

В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем в ранге дивинженера.

В 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную - 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную - 212 с жидкостным ракетным двигателем.

В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.

Арест и заключение Сергея Королева

Сергей Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве, после ареста Ивана Терентьевича Клеймёнова и других работников Реактивного института. По некоторым данным, он был подвергнут пыткам - ему сломали обе челюсти. Автором этой версии является журналист Я. Голованов. В своей книге он подчеркивает, что это только версия: "В феврале 1988 года я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР С. Н. Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определённом этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

- Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, - рассказывал Сергей Наумович. - Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей... - У Сергея Павловича были сломаны челюсти? - спросил я жену Королёва, Нину Ивановну.

- Он никогда не упоминал об этом, - ответила она задумчиво. - Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал...

Королёв пишет ясно: «следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам». Но доказать, что Николай Михайлович Шестаков сломал челюсти Сергею Павловичу Королёву, я не могу. К сожалению, никто этого уже не сможет доказать. Даже доказать, что ударил, - нельзя. Что просто толкнул. Вновь повторю: я ничего не могу доказать, нет в природе этих доказательств. Я могу лишь попытаться увидеть. Никаких других свидетельств, подтверждающих то, что на допросах Королёву сломали челюсть, нет" .

25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.

Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), освобождён в 1944 году. По его заявлению в Военную прокуратуру от 30 мая 1955 года реабилитирован «за отсутствием состава преступления» 18 апреля 1957 года.

Сергей Королёв прошёл Бутырку в Москве, пересыльную тюрьму в Новочеркасске.

21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага.

В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило причиной для перевода С. П. Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне - Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» /ОАО КМПО/), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года.

По воспоминаниям Л. Л. Кербера, С. П. Королёв был скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее, «Хлопнут без некролога», - была любимая его фраза. Вместе с этим есть высказывание лётчика-космонавта Алексея Леонова относительно С. П. Королёва: «Он никогда не был озлоблен... Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».

В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости но без реабилитации (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР) по личному указанию , после чего он ещё год проработал в Казани.

Дочь Королева рассказывала: "Папа чудом остался в живых. Я летала на прииск «Мальдяк» летом 91-го года. Это был небольшой поселок, где сохранились два барака, в которых жило начальство. Но была еще жива лагерный врач Татьяна Дмитриевна Репьева. Она, конечно, не помнила заключенного Королева, но рассказала, как спасали людей от цинги: приносили из дома сырую картошку, натирали десны больных, делали отвары из еловых шишек. Отец смог выжить. Большую роль в спасении Сергея Павловича сыграл и Михаил Александрович Усачев, до ареста директор Московского авиационного завода. На нем построили самолет, на котором разбился Чкалов. Усачев был мастер спорта по боксу, и он решил навести порядок в лагере, где правили уголовники. Вызвал старосту: «Показывай свое хозяйство!» Они зашли в палатку, где лежал мой умирающий отец. Усачев спросил: «Это кто?» - «Это Король, из ваших, но он уже не встанет!» Когда Усачев откинул лохмотья и увидел моего отца, которого знал раньше, он понял, что произошло что-то неимоверное и его надо спасать. Добился перевода отца в лазарет и заставил уголовников делиться своими пайками. А вскоре пришел приказ направить папу в Москву для пересмотра дела. Состоялся второй суд, который приговорил его к восьми годам лишения свободы. После прииска «Мальдяк» отец всю жизнь ненавидел золото" .

12 января 2007 года на здании (проходной) ОАО КМПО был торжественно открыт горельеф С. П. Королёва работы скульптора М. М. Гасимова.

Баллистические ракеты Сергея Королева

13 мая 1946 года появляется Постановление СМ СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», С. П. Королёв в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом его назначили на новое место работы.

В августе 1946 года он был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке. Практически сразу же появился Совет главных конструкторов.

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, об Р-2 Королёв задумывался ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывался им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше началась работа над небольшой мобильной ракетой Р-11 и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как Главным конструктором ОКБ-1, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта - до 3000 км.

В 1948 году С. П. Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королёв одновременно работал над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), закончил работу над Р-5 и наметил пять разных её модификаций, завершил сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М - с ядерным боевым зарядом. Шли работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретала межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур).

Для боевого дежурства этих ракет в 1958-1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы.

В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования) - он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

Первый искусственный спутник Земли Сергея Королева

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёх- и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» , - сказал позже С. П. Королёв.

Параллельно с подготовкой к пилотируемым полётам ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический Спутник-3, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 году создаются и запускаются три автоматические станции к Луне: «Луна-1» пролетела вблизи Луны, «Луна-2» впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, «символически» доставив на Луну вымпел Советского Союза (от удара об поверхность спутник с вымпелом мгновенно превратился в газ), «Луна-3» впервые выполнила фотографирование обратной (невидимой с Земли) стороны Луны.

В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (т.н. объект Е-6).

Запуск в космос первого человека

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека в космос - гражданина СССР по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

За подготовку первого полёта человека в космос С. П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда (указ не публиковался).

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года, между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.

На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года - изучается возможность полёта в космос женщины. После полета С.Королев сказал своей жене, что женщинам в космосе не место.

С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.

Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Также ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идею запуска человека на Луну . Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке . Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС - не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.

Сергей Павлович Королёв (документальный фильм)

Болезнь и смерть Сергея Королева

У Королева были полипы в прямой кишке, которые решено было удалить хирургическим путем. Операция казалась врачам несложной.

Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов.

Остановить кровотечение, удалив полипы, не удалось. Приняли решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома - злокачественная опухоль. Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину.

В связи с невылеченной травмой, полученной в ссылке (по версии, см. выше, следователь сломал Королёву челюсть, ударив Сергея Павловича графином по скуле, вследствие неудачного сращения кости, Королёв не мог достаточно широко раскрывать рот во время еды), возникли сложности при интубации трахеи. Ему не смогли корректно ввести дыхательную трубку в трахею.

Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королёва Сергея Павловича: "Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда)" , - говорилось в заключении, которое подписали: Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвёртого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A. M. Марков.

Борис Васильевич Петровский рассказывал Я.Голованову: "Биопсия действительно показывала полип в прямой кишке, и я назначил операцию с целью избавить Сергея Павловича от этого полипа. Предварительно была сделана попытка под наркозом с помощью эндоскопа взять еще раз ткань на анализ, но началось сильное кровотечение, и необходимость операции стала очевидной".

То же говорит Петровский и в своей книге: "Лапаротомия (вскрытие брюшной полости) показала наличие неподвижной злокачественной опухоли, прорастающей в прямую кишку и стенку таза. Электроножом с большим трудом удалось выделить опухоль и взять биопсию, подтвердившую наличие самой злокачественной опухоли - ангиосаркомы".

В 1973 году газета "Вашингтон пост" напечатала статью одного врача, эмигрировавшего из СССР, который утверждал, что никакой саркомы не было, был полип и Королев погиб в результате медицинской ошибки. Эту же версию поддерживал и известный хирург академик АМН Ф.Г. Углов.

Гроб с телом покойного С. П. Королёва был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов.

Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

Личная жизнь Сергея Королева:

Дважды был женат.

Первая жена - Ксения Максимилиановна Винцентини (1907-1991), хирург. В браке в 1935 году родилась дочь Наталия Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии.

"Дед моей мамы был итальянец, его звали Максимилиан. В 25 лет он приехал в Бессарабию, принял православие и после крещения стал Николаем. О прадеде мне известно, что он пятнадцать лет был директором Кишиневского училища виноградарства и виноделия и получил дворянский титул. Своего сына он назвал Максимилианом. Моя мама - Винцентини Ксения Максимилиановна. Эту фамилию она не меняла и носила всю жизнь...

Когда папу арестовали, мне было всего три года. Мама, конечно, сказала, что она будет хлопотать за мужа, но семейный совет решил, что она не имеет права это делать, потому что у нее маленький ребенок, и будет ходатайствовать мама отца, Мария Николаевна. Матерей не трогали. И моя бабушка бросилась на спасение своего единственного сына. Она писала письма, телеграммы Сталину, Ежову, потом Берии", - рассказывала дочь Сергея Королева.

Вторая жена - Нина Ивановна (20.10.1920 - 25.4.1999).

"Она вторглась в нашу семью, зная, что у Сергея Павловича есть жена и ребенок. Так что я - его единственная дочь. Но надо отдать должное: Нина Ивановна посвятила ему всю жизнь", - говорила дочь Королева.

Сергей Королёв со второй женой Ниной Ивановной (в роли Королёва - ).

документальные фильмы:

Империя Королева;
2004 - Сергей Королёв. Судьба - творческая мастерская «Студия А», «Первый канал»;
2006 - Освобождение конструктора - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 1-й. Телеканал Культура;
2006 - Трофейный космос - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 2-й. Телеканал Культура;
2006 - Недосягаемая Луна - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 3-й. Телеканал Культура;
2006 - Царь-ракета. Прерванный полёт - Телестудия Роскосмоса, ТВ Центр;
2006 - Мир состоит из звёзд и из людей - Телеканал Культура;
2007 - Первые на Марсе. Неспетая песня Сергея Королёва - телестудия Роскосмоса;
2007 - Сергей Королёв. Достучаться до небес - телестудия Проспект ТВ, «Первый канал»;
2007 - Сергій Корольов - НТУ, 2007, (на русско-украинском языке);
2009 - Пять смертей академика Королёва - Студия «07 Продакшн», телеканал «Интер» (на русско-украинском языке);
2010 - Королёв. Обратный отсчёт - телеканал НТВ;
2011 - Сергей Королёв. Жизнь на космической скорости - телестудия Роскосмоса, программа «Русский космос», телеканал Россия-2.

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир - 14 января 1966, Москва) - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Основатель практической космонавтики.

Самая крупная фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения вместе с немецким конструктором Вернером фон Брауном. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре.

Кто хочет работать - ищет средства, кто не хочет - причины.

Королёв Сергей Павлович

Сергей Королёв - создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение.

С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года.

Порядок освобождает мысль.

Королёв Сергей Павлович

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877–1929). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке и дедушке.

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году - пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна, и отчим - Георгий Михайлович Баланин.

В гимназии учился недолго - её закрыли, потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома - его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.

Ракета под водой - это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это.

Королёв Сергей Павлович

Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922–24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

Луна - твёрдая.
(В группе, проектирующей посадочный лунный модуль, шла долгая дискуссия: какую поверхность имеет Луна. Выдвигались равнодостоверные аргументы в пользу многометровой пыли, песчаной пустыни, твёрдой поверхности… Отсутствие решения стало тормозить дальнейшую работу, существенно влияя на конструкцию посадочного модуля. Присутствующий на очередном безрезультатном заседании Сергей Павлович взял лист бумаги и написал это высказывание)

Королёв Сергей Павлович

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, - показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора.

Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 года она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

17 августа 1933 года состоялся первый удачный пуск ракеты ГИРД. В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

Арестован 27 июня 1938 года. 25 сентября 1938 года был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой категории, это значит, что рекомендуемая органами НКВД мера наказания - расстрел. Список был завизирован лично Сталиным, тем самым расстрельный приговор был практически утвержден.

Это было время перемен в руководстве НКВД и репрессии уже снизили свой размах. Поэтому судебные решения не так слепо следовали рекомендациям НКВД. Королёв был осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 г., обвинение: ст. 58–7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 г. срок сокращён до 8 лет ИТЛ, освобождён в 1944 г. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 г.

Год провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах».

23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага. В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично и направлен на новое место заключения - в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…».

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так Королёв об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км.

В 1948 году С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5 М - с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.

В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ).

Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». - сказал позже С. П. Королёв.

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны.

В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит.

Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки.

Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.

На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года - изучается возможность полёта в космос женщины.

За ними - с 12 по 13 октября 1964 года - в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход».

18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз».

В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Ещё в середине 50-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва.

Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королев не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС - Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв.

После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилось с помощью беспилотных космических кораблей.

История болезни и смерть
* Официальное медицинское заключение было опубликовано 16 января 1966 года. Правда. 1966. № 16 (17333).

«Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королева Сергея Павловича.»
Тов. С. П. Королев был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема легких и нарушение обмена веществ.

С. П. Королеву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королева наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).

Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвертого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A. M. Марков.

Подробности из мемуаров
* Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов.
* Остановить кровотечение, удалив полипы, не удалось. Приняли решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома - злокачественная опухоль.

Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину.
* В связи с травмой, полученной в ссылке (следователь ударил Сергея Павловича графином по скуле), ему не могли ввести дыхательную трубку в горло.

Похороны
* Гроб с телом покойного С. П. Королева был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера.
* Похороны состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

С. П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим.

Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии.

Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений.

В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

С. П. Королёв - академик АН СССР, лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. Награждён 3 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Почётный гражданин города Королёв.

Названы в честь Королёва и носят его имя
Памятник в городе Байконур
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»
* Наукоград Королёв, Московская область (переименован в 1996 году из «Калининграда»). Имя Королёва носит также центральный проспект этого города.
* Кратер на Марсе.
* Кратер на обратной стороне Луны.
* Астероид 1855 Королёв.
* СГАУ - Самарский Государственный Аэрокосмический Университет им. академика С. П. Королёва.
* Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва.
* Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв».
* Военный институт в Житомире.
* Проспект Королёва в городе Байконур.
* Проспект Академика Королёва в Киеве.
* Улица Академика Королёва в Москве.
* Улица Академика Королёва в Перми.
* Улица Академика Королёва в Одессе.
* Улица Академика Королёва в Казани.
* Улица Академика Королёва в Челябинске.
* Улица Академика Королёва в Тернополе.

Критикуешь чужое, предлагай свое. Предлагая - делай.

Королев Сергей Павлович был первым кому удалось покорить космическое пространство.

Сергей Павлович Королёв — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Павлович Королев, родился в Житомире, 30 декабря 1906 года. В 1917 году мать и отчим, инженер-механик, перебрались в Одессу, порт на Черном море. Интересоваться авиационной техникой Сергей начал со школьных лет, проявлял исключительные способности и смекалку, на занятиях в кружках, а в 1921 году участвует в жизни Одесского гидроотряда. В семнадцать лет спроектирует и защищает перед государственной комиссией безмоторный самолёт К-5, впоследствии рекомендованный к постройке.

Рождение мечты

После окончания Одесской строительной профессиональной школы, в 1924 году принят в Киевский политехнический институт, где вступил в планерный клуб и разработал первый самолет. Два года спустя Королев перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана, лучший инженерный институт России. Стал учеником Андрея Николаевича Туполева, известного авиастроителя, и в декабре 1929 года под руководством Туполева защитил дипломную работу — проект лёгкого самолёта СК-4 предназначенного для достижения рекордной дальности полёта. Спроектированные за время учёбы в институте летательные аппараты—планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и дипломный проект самолёта СК-4 — показали способности Королёва как грамотного инженера и авиационного конструктора.

В 1929 год, встреча с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами, дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру - инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

1931 год. Сергей Королев и Фридрих Цандер основали Московскую общественную организацию «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД). Уже в апреле 1932 года группа становиться государственной научно-конструкторской лабораторией по ракетным летательным аппаратам. Руководство Сергеем Королёвым лётными испытаниями помогли удачному запуску ракеты на жидком топливе - ГИРД-09, 17 августа 1933 года.

Советское руководство, понимает военный потенциал в исследовании и развитии ракетостроения для обороноспособности Советского Союза, решило объединить ГИРД и Ленинградскую Газодинамическую лабораторию (ГДЛ). В 1933 году создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) руководимый И.Т. Клеймёновым. Королёв назначен заместителем в ранге дивинженера (сокращенное название должности инженер дивизии и воинское звание высшего командного состава в Красной Армии).

1935 год. Королёв — начальник отдела ракетных летательных аппаратов; уже через год проводятся испытания крылатых ракет: дальнобойной — с жидкостным ракетным двигателем и зенитной — с пороховым ракетным двигателем. Отдел занят работой над крылатыми и баллистическими ракетами дальнего действия, ракет, авиационного базирования, для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет.
Однако взгляды Королева и руководства института не совпадали на перспективы развития ракетной техники. Сергей Павлович оставляет пост заместителя директора РНИИ, и переходит работать в должности старшего инженера.

С.П. Королёв продолжал работать над конструкцией первого, пилотируемого реактивного ракетоплана, путём модернизации базового двухместного планёра СК-9. Спроектированы топливные баки за кабиной лётчика и установлен жидкостной реактивный двигатель РДА-1-150 л.с. Начало полётов первого советского ракетоплана убедительно доказали— Советский Союз достиг в ракетном двигателестроении такого уровня, когда выпуск ракетопланов с ЖРД для промышленности стал обычным делом.

Значимость этого проекта не в том, что стал первым шагом в эру реактивной авиации, а началом в покорении космического пространства.

Арест. Закрытые КБ

Репрессии в Советском Союзе, набиравшие силу в конце тридцатых годов двадцатого века, докатилась и до ракетчиков. Судьба была предсказана в тот момент, когда арестовали и уничтожили Михаила Тухачевского - покровительство и внимание которого проявлялось в решении проблем ГИРДа и РНИИ.

Арестованы и пропали в застенках начальник РНИИ Иван Клейменов и главный инженер РНИИ Георгий Лангемак. В марте 1938 года по ложному доносу арестован конструктор двигателей Валентин Глушко.

Сергей Королев взят под стражу 27 июня 1938 года. За что же был осужден и сидел Королёв Сергей Пвлович в тюрьме. В обвинительном заключении говорилось: "являлся с 1935 года участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения", в частности:

...- в 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах;

...- в результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей
и затянута разработка других, более актуальных тем;

...- в 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны;

...- искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов.Обвинили, в том, что разрабатывал твердотопливную ракету с целью задержать развитие более важных направлений. Препятствовал созданию эффективной системы питания для бортового автопилота ракеты. Разрабатывал заведомо негодные двигатели.

Виновным себя признал, но впоследствии от своих показаний отказался.

Коллегия Верховного суда СССР под председательством Ульриха приговорила Королёва к 10 годам тюремного заключения с поражением в правах на пять лет и конфискацией личного имущества.После длительного этапа по железной дороге и судном по морю 21 апреля 1939 года Сергей Павлович прибыл на Колыму, c августа работает на золотом прииске «Мальдяк».

Руководство Советского Союза признавало необходимость инженерных разработок авиастроителей для подготовки к возможной войне с нацистской Германией. В стране создана система «шарашек» (тюремных конструкторских бюро) для эксплуатации заключенного в тюрьму «таланта», способного создавать новое оружие для Красной Армии.

За пересмотр дела С.П. Королёва боролась мать — М.Н. Баланина, при поддержке прославленных лётчиков М.М. Громова и В.С. Гризодубовой. 2 марта 1940 года, Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где руководил А.Н. Туполев, также заключённый, участвовал в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

После окончания Второй мировой войны Королев отправлен в Германию для изучения ракет нацистов — Фау-2 и других ракетных технологий. В августе 1946 года назначен главным конструктором по проекту баллистической ракеты большой дальности.

После смерти Сталина в 1953 году Королев вступил в Коммунистическую партию и получил поддержку лидера и соотечественника Никиты Хрущева, который понимал перспективы развития и совершенствования военной программы ракетного потенциала для СССР. 1 апреля 1953 года Королев получил одобрение Совета Министров, на создание первой двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), Р-7. В следующем году было также одобрено предложение о запуске искусственных спутников на орбиту Земли.

​Искусственный спутник Земли (ИСЗ)

Ракета-носитель Королева, Р-7 вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли - 4 октября 1957 года.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С.П. Королёв.

Запуск спутника вызвал озабоченность США тем, что Советский Союз готов для атаки Соединенных Штатов ядерным оружием с использованием баллистических ракет, так началась «Космическая гонка» между СССР и США.

В 1959 году Королев участвовал в подготовке и запуске лунных зондов на Луну. По результатам этих миссий началась подготовка к отправке советского космонавта на Луну. Королёв определил три задачи, решение которых даст результат — покорение Луны.

Первая цель была достигнута, когда космический корабль «Восток-1» вывел первого космонавта Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года, доказав, что космический полет человека возможен.
Август 1961. Г.С. Титов на корабле «Восток-2» совершил второй космический полёт, который длился сутки.
Август 1962. Совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами установлена прямая радиосвязь.
Июнь 1963. Совместный полёт космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6»
Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А.А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.

Вторая цель заключалась в создании лунных транспортных средств, которые могли бы мягко приземляться на поверхности Луны.

Третья задача состояла в том, чтобы создать мощный ракета-носитель для отправки космонавтов и грузов на Луну.
Сергей Королев начал работу над ракета-носителем Н-1, соизмеримым с американским носителем Сатурн V, в 1962 году. Эта ракета должна была выводить до 90 тонн на околоземную орбиту, но четыре испытательных запуска Н-1 неудачны.

В июле 1969 года, американский корабль Аполлон-11 приземлился на Луне, с первыми астронавтами на борту.

В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа закрыта, а в 1976 году — также официально закрыты и работы по Н-1.

Личная жизнь С.П. Королёва

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь. Наталия Сергеевна (1935), доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии, написала книгу "Отец ".

Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью

В 1948 году семья распалась.

Со второй женой - Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

Здоровье С.П. Королёва стало ухудшаться с 1960 года и 14 января 1966 года он умер, умер после проведённой небольшой операции. Возможно, причиной смерти Королёва явилась ослабленнось иммунной системы, котороая так и не восстановилась, после тюремного заточения и пыток в годы репрессий.

Смерть стала ударом по советской космической программе: потеря, которая незаменима.

При жизни академик Королёв был награжден двумя орденами Героя социалистического труда. Признанием его огромных заслуг перед человечеством явились памятники, установленные на его родине, в Подмосковье, где великий конструктор строил корабли и на космодроме, откуда начиналась дорога во Вселенную.

Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

Цитаты Сергея Павловича Королёва

  • Люди будут летать в космос по профсоюзным путевкам.
  • Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос ужее перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!
  • Порядок освобождает мысль.
  • Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай.
  • Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это.
  • Можно сделать быстро, но плохо, а можно — медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот.

Память о конструкторе С.П. Королёве

Указом Президента Российской Федерации № 1020 от 8 июля 1996 года
"Поддерживая обращение коллективов предприятий и организаций г. Калининграда Московской области, а также администрации города" город Калининград
Московской области переименован в город Королёв.

Памятники С.П. Королёву установлены во многих в городах России и мира: Москве, Королёве (Московская область) на проспекте Королёва, Таганроге, бюст в Самаре около национального исследовательского университета имени Королёва, Чебоксарах, на проспекте Королёва в Санкт-Петербурге, Омске, на Байконуре (Казахстан), Киеве (Украина), Житомире (Украина).

Авиалайнер Airbus A321 (VQ-BEI) «С. Королёв» авиакомпании Аэрофлот.

Фильмы о Королёве Сергее Павловиче

Художественные и телевизионные

  • Иду искать, 1966.
  • Укрощение огня, 1972.
  • Разбег — о юности С.П. Королёва, 1982.
  • Гагарин. Первый в космосе, 2013.
  • Главный, 2015.
  • Время первых, 2017.

Документальные

  • Империя Королёва
  • Сергей Королёв. Судьба — творческая мастерская «Студия А», «Первый канал», 2004.
  • Освобождение конструктора — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 1-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Трофейный космос — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 2-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Недосягаемая Луна — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 3-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Царь-ракета. Прерванный полёт — Телестудия Роскосмоса, ТВ Центр, 2006.