Королев Сергей Павлович был первым кому удалось покорить космическое пространство.

Сергей Павлович Королёв — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Павлович Королев, родился в Житомире, 30 декабря 1906 года. В 1917 году мать и отчим, инженер-механик, перебрались в Одессу, порт на Черном море. Интересоваться авиационной техникой Сергей начал со школьных лет, проявлял исключительные способности и смекалку, на занятиях в кружках, а в 1921 году участвует в жизни Одесского гидроотряда. В семнадцать лет спроектирует и защищает перед государственной комиссией безмоторный самолёт К-5, впоследствии рекомендованный к постройке.

Рождение мечты

После окончания Одесской строительной профессиональной школы, в 1924 году принят в Киевский политехнический институт, где вступил в планерный клуб и разработал первый самолет. Два года спустя Королев перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана, лучший инженерный институт России. Стал учеником Андрея Николаевича Туполева, известного авиастроителя, и в декабре 1929 года под руководством Туполева защитил дипломную работу — проект лёгкого самолёта СК-4 предназначенного для достижения рекордной дальности полёта. Спроектированные за время учёбы в институте летательные аппараты—планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и дипломный проект самолёта СК-4 — показали способности Королёва как грамотного инженера и авиационного конструктора.

В 1929 год, встреча с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами, дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру - инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

1931 год. Сергей Королев и Фридрих Цандер основали Московскую общественную организацию «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД). Уже в апреле 1932 года группа становиться государственной научно-конструкторской лабораторией по ракетным летательным аппаратам. Руководство Сергеем Королёвым лётными испытаниями помогли удачному запуску ракеты на жидком топливе - ГИРД-09, 17 августа 1933 года.

Советское руководство, понимает военный потенциал в исследовании и развитии ракетостроения для обороноспособности Советского Союза, решило объединить ГИРД и Ленинградскую Газодинамическую лабораторию (ГДЛ). В 1933 году создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) руководимый И.Т. Клеймёновым. Королёв назначен заместителем в ранге дивинженера (сокращенное название должности инженер дивизии и воинское звание высшего командного состава в Красной Армии).

1935 год. Королёв — начальник отдела ракетных летательных аппаратов; уже через год проводятся испытания крылатых ракет: дальнобойной — с жидкостным ракетным двигателем и зенитной — с пороховым ракетным двигателем. Отдел занят работой над крылатыми и баллистическими ракетами дальнего действия, ракет, авиационного базирования, для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет.
Однако взгляды Королева и руководства института не совпадали на перспективы развития ракетной техники. Сергей Павлович оставляет пост заместителя директора РНИИ, и переходит работать в должности старшего инженера.

С.П. Королёв продолжал работать над конструкцией первого, пилотируемого реактивного ракетоплана, путём модернизации базового двухместного планёра СК-9. Спроектированы топливные баки за кабиной лётчика и установлен жидкостной реактивный двигатель РДА-1-150 л.с. Начало полётов первого советского ракетоплана убедительно доказали— Советский Союз достиг в ракетном двигателестроении такого уровня, когда выпуск ракетопланов с ЖРД для промышленности стал обычным делом.

Значимость этого проекта не в том, что стал первым шагом в эру реактивной авиации, а началом в покорении космического пространства.

Арест. Закрытые КБ

Репрессии в Советском Союзе, набиравшие силу в конце тридцатых годов двадцатого века, докатилась и до ракетчиков. Судьба была предсказана в тот момент, когда арестовали и уничтожили Михаила Тухачевского - покровительство и внимание которого проявлялось в решении проблем ГИРДа и РНИИ.

Арестованы и пропали в застенках начальник РНИИ Иван Клейменов и главный инженер РНИИ Георгий Лангемак. В марте 1938 года по ложному доносу арестован конструктор двигателей Валентин Глушко.

Сергей Королев взят под стражу 27 июня 1938 года. За что же был осужден и сидел Королёв Сергей Пвлович в тюрьме. В обвинительном заключении говорилось: "являлся с 1935 года участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения", в частности:

...- в 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах;

...- в результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей
и затянута разработка других, более актуальных тем;

...- в 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны;

...- искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов.Обвинили, в том, что разрабатывал твердотопливную ракету с целью задержать развитие более важных направлений. Препятствовал созданию эффективной системы питания для бортового автопилота ракеты. Разрабатывал заведомо негодные двигатели.

Виновным себя признал, но впоследствии от своих показаний отказался.

Коллегия Верховного суда СССР под председательством Ульриха приговорила Королёва к 10 годам тюремного заключения с поражением в правах на пять лет и конфискацией личного имущества.После длительного этапа по железной дороге и судном по морю 21 апреля 1939 года Сергей Павлович прибыл на Колыму, c августа работает на золотом прииске «Мальдяк».

Руководство Советского Союза признавало необходимость инженерных разработок авиастроителей для подготовки к возможной войне с нацистской Германией. В стране создана система «шарашек» (тюремных конструкторских бюро) для эксплуатации заключенного в тюрьму «таланта», способного создавать новое оружие для Красной Армии.

За пересмотр дела С.П. Королёва боролась мать — М.Н. Баланина, при поддержке прославленных лётчиков М.М. Громова и В.С. Гризодубовой. 2 марта 1940 года, Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где руководил А.Н. Туполев, также заключённый, участвовал в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

После окончания Второй мировой войны Королев отправлен в Германию для изучения ракет нацистов — Фау-2 и других ракетных технологий. В августе 1946 года назначен главным конструктором по проекту баллистической ракеты большой дальности.

После смерти Сталина в 1953 году Королев вступил в Коммунистическую партию и получил поддержку лидера и соотечественника Никиты Хрущева, который понимал перспективы развития и совершенствования военной программы ракетного потенциала для СССР. 1 апреля 1953 года Королев получил одобрение Совета Министров, на создание первой двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), Р-7. В следующем году было также одобрено предложение о запуске искусственных спутников на орбиту Земли.

​Искусственный спутник Земли (ИСЗ)

Ракета-носитель Королева, Р-7 вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли - 4 октября 1957 года.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С.П. Королёв.

Запуск спутника вызвал озабоченность США тем, что Советский Союз готов для атаки Соединенных Штатов ядерным оружием с использованием баллистических ракет, так началась «Космическая гонка» между СССР и США.

В 1959 году Королев участвовал в подготовке и запуске лунных зондов на Луну. По результатам этих миссий началась подготовка к отправке советского космонавта на Луну. Королёв определил три задачи, решение которых даст результат — покорение Луны.

Первая цель была достигнута, когда космический корабль «Восток-1» вывел первого космонавта Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года, доказав, что космический полет человека возможен.
Август 1961. Г.С. Титов на корабле «Восток-2» совершил второй космический полёт, который длился сутки.
Август 1962. Совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами установлена прямая радиосвязь.
Июнь 1963. Совместный полёт космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6»
Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А.А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.

Вторая цель заключалась в создании лунных транспортных средств, которые могли бы мягко приземляться на поверхности Луны.

Третья задача состояла в том, чтобы создать мощный ракета-носитель для отправки космонавтов и грузов на Луну.
Сергей Королев начал работу над ракета-носителем Н-1, соизмеримым с американским носителем Сатурн V, в 1962 году. Эта ракета должна была выводить до 90 тонн на околоземную орбиту, но четыре испытательных запуска Н-1 неудачны.

В июле 1969 года, американский корабль Аполлон-11 приземлился на Луне, с первыми астронавтами на борту.

В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа закрыта, а в 1976 году — также официально закрыты и работы по Н-1.

Личная жизнь С.П. Королёва

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь. Наталия Сергеевна (1935), доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии, написала книгу "Отец ".

Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью

В 1948 году семья распалась.

Со второй женой - Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

Здоровье С.П. Королёва стало ухудшаться с 1960 года и 14 января 1966 года он умер, умер после проведённой небольшой операции. Возможно, причиной смерти Королёва явилась ослабленнось иммунной системы, котороая так и не восстановилась, после тюремного заточения и пыток в годы репрессий.

Смерть стала ударом по советской космической программе: потеря, которая незаменима.

При жизни академик Королёв был награжден двумя орденами Героя социалистического труда. Признанием его огромных заслуг перед человечеством явились памятники, установленные на его родине, в Подмосковье, где великий конструктор строил корабли и на космодроме, откуда начиналась дорога во Вселенную.

Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

Цитаты Сергея Павловича Королёва

  • Люди будут летать в космос по профсоюзным путевкам.
  • Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос ужее перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!
  • Порядок освобождает мысль.
  • Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай.
  • Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это.
  • Можно сделать быстро, но плохо, а можно — медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот.

Память о конструкторе С.П. Королёве

Указом Президента Российской Федерации № 1020 от 8 июля 1996 года
"Поддерживая обращение коллективов предприятий и организаций г. Калининграда Московской области, а также администрации города" город Калининград
Московской области переименован в город Королёв.

Памятники С.П. Королёву установлены во многих в городах России и мира: Москве, Королёве (Московская область) на проспекте Королёва, Таганроге, бюст в Самаре около национального исследовательского университета имени Королёва, Чебоксарах, на проспекте Королёва в Санкт-Петербурге, Омске, на Байконуре (Казахстан), Киеве (Украина), Житомире (Украина).

Авиалайнер Airbus A321 (VQ-BEI) «С. Королёв» авиакомпании Аэрофлот.

Фильмы о Королёве Сергее Павловиче

Художественные и телевизионные

  • Иду искать, 1966.
  • Укрощение огня, 1972.
  • Разбег — о юности С.П. Королёва, 1982.
  • Гагарин. Первый в космосе, 2013.
  • Главный, 2015.
  • Время первых, 2017.

Документальные

  • Империя Королёва
  • Сергей Королёв. Судьба — творческая мастерская «Студия А», «Первый канал», 2004.
  • Освобождение конструктора — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 1-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Трофейный космос — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 2-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Недосягаемая Луна — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 3-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Царь-ракета. Прерванный полёт — Телестудия Роскосмоса, ТВ Центр, 2006.

Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир - 14 января 1966, Москва) - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Основатель практической космонавтики.

Самая крупная фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения вместе с немецким конструктором Вернером фон Брауном. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре.

Кто хочет работать - ищет средства, кто не хочет - причины.

Королёв Сергей Павлович

Сергей Королёв - создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение.

С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года.

Порядок освобождает мысль.

Королёв Сергей Павлович

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877–1929). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке и дедушке.

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году - пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна, и отчим - Георгий Михайлович Баланин.

В гимназии учился недолго - её закрыли, потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома - его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.

Ракета под водой - это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это.

Королёв Сергей Павлович

Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922–24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

Луна - твёрдая.
(В группе, проектирующей посадочный лунный модуль, шла долгая дискуссия: какую поверхность имеет Луна. Выдвигались равнодостоверные аргументы в пользу многометровой пыли, песчаной пустыни, твёрдой поверхности… Отсутствие решения стало тормозить дальнейшую работу, существенно влияя на конструкцию посадочного модуля. Присутствующий на очередном безрезультатном заседании Сергей Павлович взял лист бумаги и написал это высказывание)

Королёв Сергей Павлович

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, - показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора.

Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 года она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

17 августа 1933 года состоялся первый удачный пуск ракеты ГИРД. В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

Арестован 27 июня 1938 года. 25 сентября 1938 года был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой категории, это значит, что рекомендуемая органами НКВД мера наказания - расстрел. Список был завизирован лично Сталиным, тем самым расстрельный приговор был практически утвержден.

Это было время перемен в руководстве НКВД и репрессии уже снизили свой размах. Поэтому судебные решения не так слепо следовали рекомендациям НКВД. Королёв был осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 г., обвинение: ст. 58–7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 г. срок сокращён до 8 лет ИТЛ, освобождён в 1944 г. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 г.

Год провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах».

23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага. В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично и направлен на новое место заключения - в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…».

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так Королёв об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км.

В 1948 году С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5 М - с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.

В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ).

Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». - сказал позже С. П. Королёв.

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны.

В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит.

Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки.

Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.

На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года - изучается возможность полёта в космос женщины.

За ними - с 12 по 13 октября 1964 года - в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход».

18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз».

В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Ещё в середине 50-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва.

Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королев не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС - Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв.

После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилось с помощью беспилотных космических кораблей.

История болезни и смерть
* Официальное медицинское заключение было опубликовано 16 января 1966 года. Правда. 1966. № 16 (17333).

«Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королева Сергея Павловича.»
Тов. С. П. Королев был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема легких и нарушение обмена веществ.

С. П. Королеву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королева наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).

Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвертого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A. M. Марков.

Подробности из мемуаров
* Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов.
* Остановить кровотечение, удалив полипы, не удалось. Приняли решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома - злокачественная опухоль.

Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину.
* В связи с травмой, полученной в ссылке (следователь ударил Сергея Павловича графином по скуле), ему не могли ввести дыхательную трубку в горло.

Похороны
* Гроб с телом покойного С. П. Королева был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера.
* Похороны состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

С. П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим.

Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии.

Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений.

В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

С. П. Королёв - академик АН СССР, лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. Награждён 3 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Почётный гражданин города Королёв.

Названы в честь Королёва и носят его имя
Памятник в городе Байконур
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»
* Наукоград Королёв, Московская область (переименован в 1996 году из «Калининграда»). Имя Королёва носит также центральный проспект этого города.
* Кратер на Марсе.
* Кратер на обратной стороне Луны.
* Астероид 1855 Королёв.
* СГАУ - Самарский Государственный Аэрокосмический Университет им. академика С. П. Королёва.
* Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва.
* Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв».
* Военный институт в Житомире.
* Проспект Королёва в городе Байконур.
* Проспект Академика Королёва в Киеве.
* Улица Академика Королёва в Москве.
* Улица Академика Королёва в Перми.
* Улица Академика Королёва в Одессе.
* Улица Академика Королёва в Казани.
* Улица Академика Королёва в Челябинске.
* Улица Академика Королёва в Тернополе.

Критикуешь чужое, предлагай свое. Предлагая - делай.

Сергей Павлович Королев - академик, имя которого известно, как правило, всем образованным людям планеты. В чем же причина такой популярности? Что же такое удалось создать этому, безусловно, талантливому человеку, что истории о нем пересказываются уже в течение нескольких десятилетий?

Как и все советские ученые, он сделал существенный вклад в развитие мировой науки. Но и это еще не все. Он был первым. Первым, кому удалось-таки покорить космическое пространство. Конечно же, после него были и будут талантливейшие специалисты, посвятившие и посвящающие свои труды освоению галактики. Но именно Королев Сергей Павлович считается первопроходцем.

Об этом человеке на самом деле можно рассказывать бесконечно долго, каждый раз удивляясь его таланту, настойчивости и целеустремленности.

Раздел 1. Детство и отрочество

Сергей Королев, биография которого достаточно насыщенна, родился в украинском городе Житомире 12 января 1907 года. Его родители рано разошлись, мальчик совсем не помнил родного отца, так как воспитывался в семье матери в г. Нежине. Именно там в 1911 г. Сергей увидел полет летчика Уточкина на аэроплане. Сказать, что это событие просто впечатлило его - это ничего не сказать. Подросток пришел в неописуемый восторг.

В 1917 г. Королев вместе с матерью переезжает в Одессу к отчиму. В Южной Пальмире тогда находился отряд гидросамолетов. И чистая случайность свела подростка с механиком В. Долгановым, который впоследствии начал его обучать всем тонкостям. Парнишка все лето проводил с бригадой, помогал готовить самолеты к полетам, и за очень короткое время смог стать незаменимым и безотказным помощником местных механиков и летчиков.

Сергею Королеву не удалось сразу получить аттестат об общем среднем образовании, в результате он окончил двухгодичную строительную школу, где очень прилежно учился. На протяжении своей учебы Королев продолжал участвовать в жизни гидроавиационного отряда. И за парнем плотно закрепилась слава блестящего механика.

Королев Сергей Павлович был членом Общества авиации Украины, читал лекции по планеризму, принимал участие в строительстве планера по конструкции знаменитого летчика К. А. Арцеулова. Через время он поступил в политехнический институт Киева, где считался одним из самых образованных студентов мех. факультета.

В 1926 году, после двух лет обучения в Киеве, талантливый юноша перевелся в Москву по специальности аэромеханика (МВТУ). В марте 1927-го Королев окончил планерную школу с отличием.

Раздел 2. Арест и работа на КГБ

В своей автобиографии главный конструктор вспоминал, что арестовали его очень неожиданно (случилось это 27 июня 1938 г.) по обвинению во вредительстве. Как и многих известных людей того времени, его подвергали пыткам. Существуют данные и о том, что ему ломали обе челюсти.

25 сентября 1938 г. ученого включили в список особых лиц, дела которых рассматривались Военной коллегией Верховного суда СССР. В том перечне он числился в первой (расстрельной) категории. Но суд 27 сентября 1938 г. приговорил его лишь к 10 годам ИТЛ. Через несколько лет срок был сокращен, и его освободили в 1944-м. За это время Сергей прошел «Бутырку» в Москве, тюрьму в Новочеркасске и Колыму, где занимался «общими работами» на золотом прииске.

В Москву будущий главный конструктор вернулся 2 марта 1940 года, где спустя всего 4 месяца вторично был осужден. В тюрьме НКВД ЦКБ-29 он участвовал в построении бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Такие таланты послужили причиной перевода Королева в другое КБ при авиазаводе № 16 в г. Казань. В 1943 г. его назначают на ответственную должность в производстве реактивных установок. В июле 1944-го ученого досрочно освободили по личному указанию И. В. Сталина.

Раздел 3. Сергей Королев - академик. Научные труды

Достижения в сфере заслуживают отдельного внимания. Итак, этот талантливый советский специалист принимал участие в следующих проектах, направленных на:

  • Разработку В 1956 г. под его чутким руководством была создана двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, ее модификация состояла на вооружении РВСН СССР. В 1957 г. он создал первые ракеты, работающие на основе стабильных компонентах топлива.
  • Создание первого искусственного спутника нашей планеты. С. П. Королев разработал его на основе боевой ракеты с трех- и четырехступенчатым носителем. В результате 4 октября 1957 г. этот был запущен.
  • Конструирование различных спутников и запуск аппаратов на Луну. Кроме всего прочего, ему удалось разработать геофизический спутник, парные спутники «Электрон» и автоматические станции к Луне.
  • Сборку пилотируемого корабля «Восток-1», который сделал возможным первый в мире полет человека - Ю. А. Гагарина - по околоземной орбите. За это Королева вторично удостоили звания Героя Социалистического Труда.

Раздел 4. Любовь и космос ученого

Первый поцелуй Королева с девушкой его мечты, как ни странно, случился на крыше. Он жил в Одессе и влюбился в Ксению Винцентини, долго добивался ее благосклонности и только перед отъездом в Киевский политехнический институт сделал ей предложение. Ксения ответила, что подождет, пока Сергей закончит учебу. Так вышло, что она училась в Харькове на врача, а он в Киеве, а потом в Москве. Королев постоянно пытался добиться согласия Ксении на брак, она еще несколько лет сопротивлялась, но в итоге все же стала его женой, и Сергей увез любимую в Москву.

Однако, к сожалению, вскоре после этого Королев быстро теряет интерес к своей жене и увлекается другими женщинами. В итоге подобные похождения мужа довели женщину до и она решает оставить его. Их дочь Наташа узнала об «изменах отца» в 12 лет, в итоге трещина между дочерью и отцом осталась на всю его жизнь.

Выходит, что знаменитый Королев-академик так никогда и не смог стать любящим и заботливым мужем и отцом.

Раздел 5. Изматывающее внутреннее одиночество

Второй жене - Нине - было не легче с его похождениями. Сергей Павлович продолжал пропадать в бессрочных командировках, мучаясь одиночеством.

Он часто обращается к своей жене за советом, пишет ей письма, рассказывает о своих трудностях и переживаниях, вечных проблемах в душе и Но вскоре ей начинают надоедать его вечные терзания и признания, она перестает на них реагировать, и он чувствует себя еще более одиноким.

Раздел 6. История болезни и смерть

Все произошло слишком внезапно. Жил человек, трудился на благо Родины, прославлял свою страну, как вдруг его не стало. Не было ни торжественных речей, ни пышных похорон, ни даже статей на тему «Ушел из жизни С. П. Королев - академик с мировым именем».

Граждане СССР узнали о произошедшем из прессы. 16 января 1966 г. в газете «Правда» было опубликовано медицинское заключение о причине смерти Королева. Оказалось, что он долгое время болел, причем донимали его сразу несколько серьезных заболеваний: саркома прямой кишки, склероз артерий головного мозга и Как раз в этот день Сергею Павловичу проводили операцию по удалению опухоли, но он умер из-за сердечной недостаточности прямо на операционном столе, не приходя в сознание.

У многих иностранцев Россия ассоциируется с космосом. А вот у нас слово космос, в первую очередь ассоциируется с фамилией Королев.

Сергей Павлович родился в январе 1907 года, в городе Житомир. Отец его, Павел Яковлевич, был простым учителем, в школе он преподавал русскую словесность. Мать Мария Николаевна Москаленко тоже была учителем.

Будучи ребенком, Сергей отличался от сверстников своей тягой к технике. Тяга эта была не лишена таланта. А увлечение, помноженное на талант всегда дает большие плоды.

Так вышло и с Королевым. В 17 лет он разработал проект своего первого летательного аппарата - безмоторный самолет.

В 1924 году Сергей Королев поступает в Киевский политехнический институт на факультет авиационной техники. За два года учебы освоил все общие инженерные предметы. В 1926 году он переехал в , и продолжил учебу в МВТУ - Московское высшее техническое училище.

Во время своего обучения, Сергей Павлович зарекомендовал себя как талантливого конструктора. Построил ряд летательных аппаратов: «Коктебель», «Красная звезда», а так же самолет СК-4.

Эти модели были интересны с точки зрения. Осенью 1931 года Королев совместно с Цандером создают, при разрешении сверху, группу изучения реактивного движения. Через год, эта группа стала де-факто государственной лабораторией занимающейся разработкой ракетно-летательных аппаратов.

В 1933 году был основан Реактивный исследовательский институт, руководителем которого становиться Клейменов. Сергей Павлович стал его заместителем. Судьба у Королева была сложной.

В 1938 году он попадает в тюрьму по сфабрикованному обвинению. Через два года государству все же понадобились его услуги. Находясь в заключении, он принимал большое участие в создание «ТУ-2».

В 1946 году Сергей Павлович был назначен главным конструктором баллистических ракет. Он в кратчайшие сроки разработал несколько поколений баллистических ракет, которые характерно в лучшую сторону отличались от своих аналогов.

Следующим шагом в его жизни, была разработка ракетоносителя для атомных боеголовок. С этим заданием он, опять же, блестяще справился. В 1956 году на вооружение была принята первая ракета отечественного производства с ядерной боеголовкой. В дальнейшем разработки в этом направление не прекращались и Королеву удалось создать несколько модификаций.

Вскоре в началась программа по освоению космоса. И здесь не обошлось без его знаний и умений. Сергей Павлович создал первый в мировой истории пилотируемый космический корабль. Название корабля - «Восток».

На этом корабле человек впервые полетел в космос. И этим человеком был Юрий . Под руководством Королева космическая программа продолжает развиваться, вслед за Гагариным, в космос летят Титов, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова, Леонов.

Бурное развитие космонавтики в СССР, не оканчивается только на разработке пилотируемых кораблей. Королев создает несколько беспилотников, имеющих научное назначение.

В космос выводятся спутники для изучения радиационных поясов Земли. Так же в космос выводятся спутники телесвязи и радиовещания.

Сергей Павлович тяжело болел и умер в начала 1966 года. Королев - Великий русский ученый, его вклад в развитие Космоса трудно переоценить. Благодаря своей научной деятельности, известен не только в , но и за рубежом.

Дата рождения: 12 января 1907
Дата смерти: 14 января 1966
Место рождения: Украина, г. Житомир

Королёв Сергей Павлович – конструктор советского периода, Королев С.П. - стоял у истоков теоретического и практического кораблестроения. Космическая техника, ракетное вооружение – в этих областях он был безусловной первой величиной своего времени.

Сергей увидел свет 12 января 1907 года в Житомире в мещанской семье. Его отец, Павел Яковлевич, обучал детей русской словесности. Мама Мария Москаленко, по традициям того времени вела домашнее хозяйство.

В возрасте 8 лет Сергей начинает обучение в Киевской гимназии. В 1917 году его переводят в гимназию г. Одессы. Из-за закрытия гимназии мальчику приходится перевестись в трудовую школу. Затем он покидает школу окончательно и начинает занятия дома под руководством отчима и матери. Инженерное образование отчима очень помогло Королёву.

Судьбоносная встреча с авиаторами происходит в 1921 году. Сергей начинает общаться с представителями гидроотряда Одессы и понимает, что авиастроение станет делом его жизни.

В весьма юном возрасте – 17 лет – он смог обосновать свой собственный проект бесмоторного летательного аппарата перед особой комиссией.

Через 6 лет Сергей уже студент политихнического института в Киеве. Точные дисциплины молодой человек схватывает в буквальном смысле на лету и спустя два года он продолжает обучение в столице. Московское высшее военное училище пополнилось ещё одним одаренным студентом.
В 1931 г., скооперировавшись с Ф. Цандером, Сергей создает особую группу, занятую изучением реактивного движения. На практике молодые ученые создавали и испытывали свои модели.

В 1933 молодой специалист становится заместителем руководителя Реактивного НИИ. В его ведении находится отделение ракет. Цель отдела – испытывать все виды ракет, связанных с вооружением.

В июне1938 года ученому предъявили серьезное обвинение. Он был арестован за вредительство. Допросы Королёва проводили с особой жестокостью. Приговором суда было назначено 10 лет трудовых лагерей на Колыме. В тюрьме изобретатель пробыл год, так как СССР нужно было в предвоенное время наращивать военную мощь и правительству отчаянно требовались конструкторы и ученые.

В связи с эти многих ученых собирали в специально организованных конструкторских бюро для работы в принудительном порядке. Не стал исключением и Королёв.

Работу он начал под патронажем Туполева в Москве. Затем его переправили в Казань, где он стал главным в области конструкции реактивных установок.

В 1944 году ученый получил свободу и начал работу над ракетами, предназначенными для полета по баллистической траектории. Первым детищем стала Р-1, но она была не собственной разработкой, а была сделана по чертежам немецкой Фау-2.

Впоследствии начинается работа над ракетами стратегического назначения. В послевоенные годы, в 1957 г. впервые продемонстрированы ракеты, предназначенные для полета по баллистической траектории для воды и суши.

Параллельно ведутся изыскания и в космонавтике. Без Королёва не обошелся запуск искусственного спутника Земли, впервые выведенного на орбиту Земли. Развитие космонавтики идет семимильными шагами и спустя два года Луну посещают уже три летательных аппарата.

Несмотря на успехи в мирной космонавтике, Королев с коллегами не оставляют работы на военную машину СССР. Ракета Р-7 – это его детище. Эта ракета могла достичь другой континент и поразить там цель.

Но пиком карьеры конструктора и ученого наверное стал первый полёт человека в космос. Именно Королёв был и идейным вдохновителем и исполнителем этого гигантского по объему проекта. Вслед за полётом Ю.Гагарина на орбиту отправились «Восток -2», «Союз». Начались подготовительные работы для проектирования и сборки тяжёлого космического межпланетного корабля.

Королёв не успел завершить все эти проекты. Во время операции на кишечнике его сердце навсегда остановилось. Произошло это 14 января 1966 г.

Достижения Сергея Королева:

Был первым учёным советской России, который занимался теорией и практикой почти во всех направлениях ракетной техники мирного и военного назначения.
До него никто так много не сделала в области пилотируемых кораблей, предназначенных для запуска в космос.
Во время начала «гонки вооружений» стоял у истоков ядерной защиты СССР.
Самый именитый и плодотворный ученый в теоретической и практической космонавтике.
Заслуги учёного были отмечены Ленинской премией, званием Героя Социалистического труда дважды, званием Академика Наук.

Даты из биографии Сергея Королева:

12 января 1907 г. родился в Житомире.
1915 г. начал учебу в Киевской гимназии
1917 г. перевёлся в гимназию г. Одессы
1924 г. начал обучение в Политехническом институте г.Киева.
1926 г. перевёлся в Московское ВТУ.
1931 г. инициатор создания ГИРД.
1933 г. запуск ракеты подтвердил правильность всех теоретических расчетов группы ученых. Начата экспериментальная работа по созданию боевого ракетного вооружения
1938 г. внезапно арестован. Наказание было суровым - 10 лет конструктор должен был провести в лагере.
1939 г. отправлен в трудовой лагерь в Сибирь.
1940 г. принужден к работе в специально организованных конструкторских бюро.
1944 г. освобожден без предварительных условий. Начал работу над ракетами, летящими по баллистической траектории.
1957 г. создал ракету, летящую по баллистической траектории. В полет отправлен спутник Земли, управляемый из центра управления.
1961 г. на орбиту отправлен «Восток-1».
14 января 1966 года – сердце Сергея Павловича остановилось во время операции на кишечнике.

Интересные факты Сергея Королева:

Чтобы заполучить чертежи и расчеты о Фау-2, был отправлен в Англию. Шпионский проект провалился, так как якобы капитан артиллерии не имел боевых наград.
Во время учебы в школе не выказал абсолютно никаких талантов. Не блистал ни в одном из предметов.
Байка, хорошо известная среди космонавтов, гласит, что Гагарин и Комаров настаивали на отправке праха ученого на Луну.