Королев, Сергей Павлович – советский конструктор, создатель ракетного оружия и ракетно-космической техники. Наиболее значимая личность ХХ века в космическом кораблестроении.

Биография

Сергей Павлович Королев появился на свет 12 января 1907 года в Житомире, на Украине, которая тогда входила в состав Российской империи. Отец, Павел Яковлевич Королев, работал учителем русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко.

В 1915 году Королев поступает в гимназию в Киеве. Спустя два года, окончив подготовительные классы, переходит в Одесскую гимназию. Здесь Сергей надолго не задержался – вскоре гимназия прекратила работу. Королев четыре месяца учится в единой трудовой школе, после этого переходит на домашнее образование. Учили его мать и отчим, которые имели педагогические и инженерное образование.

В 1921 году Сергей знакомится с пилотами Одесского гидроотряда и с увлечением погружается в авиационную жизнь. В 17 лет он уже защитил проект безмоторного самолета перед специальной комиссией.

В 1924 году Королев становится студентом Киевского политехнического института, изучает авиационную технику. Все инженерные дисциплины Сергей прекрасно осваивает за два года. После этого переходит в Московское высшее техническое училище.

В 1931 году Королев совместно с Фридрихом Цандером добился создания Группы изучения реактивного движения. Эта организация вскоре приступает к созданию ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года состоялся первый успешный запуск летательного аппарата.

В том же году создается Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королев становится заместителем директора. До 1938 года Сергей Павлович возглавляет отдел ракетных летательных аппаратов. За это время отдел испытал зенитные, крылатые, баллистические ракеты, зенитные твердотопливные и авиационные ракеты для стрельбы по разным видам целей.

27 июня 1938 года Королева обвинили во вредительстве и арестовали. На допросах применяли пытки. Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговаривает Королева к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В 1939 году Королева отправляют на Колыму, а в 1940 году возвращают в Москву и оставляют работать в тюремных КБ.

Сначала Королев работает в ЦКБ-29, которым руководит Туполев. Затем Сергея Павловича переводят в ОКБ-16 Казани. В 1943 году назначают главным конструктором группы реактивных установок.

В июле 1944 года Королева освобождают досрочно, он приступает к разработке баллистических ракет. В 1950 году поступает на вооружение ракета Р-1, которая была полной копией Фау-2.

Затем Королев работает над созданием стратегических ракет. В 1957 году были представлены первые баллистические ракеты морского и мобильного наземного базирования. В том же году на околоземную орбиту вышел первый искусственный спутник. В 1958-1959 годах на Луну отправляют три автоматических аппарата.

В 1960 году наступил триумф Королева и его соратников: на вооружение принимают межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на пилотируемом космическом корабле «Восток-1» впервые отправляется на околоземную орбиту. Это был звездный час не только Гагарина, но и Королева, который продемонстрировал всему миру свои конструкторские таланты. После этого были спроектированы корабли «Восток-2», «Союз», начинается создание проекта тяжелой орбитальной станции, тяжелого межпланетного корабля.

14 января 1966 года Сергей Павлович Королев умер. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность, которая наступила после операции на кишечнике.

Основные достижения Королева

  • Первопроходец во многих направлениях ракетно-космической техники и ракетного вооружения.
  • Сделал решающий вклад в создание пилотируемых космических кораблей.
  • Обеспечил СССР наличие стратегического ядерного ракетного вооружения, которое стало «щитом» страны.
  • Стал ключевой фигурой в области изучения космоса.
  • Основоположник практической космонавтики.
  • Лауреат Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик Академии наук СССР.

Важные даты биографии Королева

  • 12 января 1907 года – рождение в Житомире.
  • 1915 год — поступление в Киевскую гимназию на подготовительные курсы.
  • 1917 год – поступление в Одесскую гимназию.
  • 1922-1924 годы — обучение в строительной профессиональной школе.
  • 1924 год – поступление в Киевский политехнический институт.
  • 1926 год – переход в Московское высшее техническое училище.
  • 1931 год – создание ГИРД.
  • 1933 год – первый удачный запуск ракеты ГИРД. Создание Реактивного научно-исследовательского института. Начало работ по созданию боевых ракет на разных типах топлива.
  • 1938 год – арест. Приговорен к 10 годам лишения свободы.
  • 1939 год – Колыма.
  • 1940 год- возвращение в Москву, работа в тюремных КБ.
  • 1944 год – досрочное освобождение. Начало разработки баллистических ракет.
  • 1950 год – поступление на вооружение ракеты Р-1.
  • 1957 год – создание первых баллистических ракет. Запуск первого искусственного спутника Земли.
  • 1960 год – поступление на вооружение ракеты Р-7.
  • 1961 год – первый полет пилотируемого космического аппарата «Восток-1».
  • 14 января 1966 года – Сергей Павлович Королев умер от сердечной недостаточности.
  • После войны под видом артиллерийского капитана отправился к англичанам, чтобы разведать данные о Фау-2. Англичане быстро его рассекретили, поскольку Королева забыли снабдить фронтовыми медалями и орденами.
  • В школе был троечником, причем практически по всем предметам.
  • У космонавтов есть легенда, согласно которой Гагарин и Комаров потребовали отправить прах Королева в специальном аппарате на Луну.

Мы продолжаем публикацию материалов о развитии отечественной космонавтики. Сегодня наш рассказ посвящается Сергею Павловичу Королеву. Благодаря его таланту учёного и характеру полководца мировая наука и техника обогатилась множеством замечательных открытий, и был сделан огромный вклад в освоение космоса.

Детство и юношеские годы

В украинском городке Житомир в семье инженера Павла Яковлевича Королева в 1907 году родился сын. Но вскоре после рождения Сережи семья распалась, и сынишку мама отдала на попечение своих родителей в Нежин. Здесь пятилетний мальчуган впервые увидел полёт аэроплана. Виражи огромной, рукотворной птицы, управляемой человеком, поразили его воображение.

Вскоре Сергей с мамой и отчимом обосновались в Одессе. Подросток часами наблюдал за полётами гидросамолетов над морем, лелея мечту о полётах. Летчики приметили любознательного, смышлёного мальчишку и вскоре он становится безотказным помощником механика гидроотряда. И, наконец, наступил день, когда ему разрешили подняться в воздух на гидроплане. Впечатления от полёта только укрепили его желание связать свою жизнь с воздухоплаванием.

Серёжа учился дома под руководством отчима и матери, много читал об авиации. В школу поступил лишь в 15 лет. Учился с удовольствием, поражая учителей прекрасной памятью и ясным мышлением. Уже в этом возрасте он отличался организованностью, совмещая учёбу, работу, спортивные секции и даже музыку. Каждый его день был расписан по минутам, но когда в городе открылся кружок планеризма, юноша стал его активным участником. И через год представил свой первый проект безмоторного самолёта.

Рождение мечты

В 30-е годы в России появляется интерес к заатмосферным полётам и вообще к космосу. Организующееся в Москве общество энтузиастов межпланетных перелётов . Он становится почётным членом общества. Его идея совершения застратосферных полётов на реактивных аппаратах подпитывалась научно-фантастическими романами, порождая новые смелые идеи и проекты.

В 1930 году состоялась встреча Сергея Королева и К. Э. Циолковского. Беседа этих двух людей, предопределила не только судьбу будущего генерального конструктора, но и всей космической отрасли. Расставаясь с Циолковским, он уже был твёрдо уверен - отныне смыслом его жизни будет создание ракет и полёт к другим небесным телам. Особенно манила юношу Красная планета - Марс. С тех пор каждый свой шаг он подчинял исполнению этой мечты.

В Московском институте, где учился Сергей, лекции по самолётостроению читал известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Он заметил талантливого студента и взял его для прохождения практики в свое конструкторское бюро, стал руководителем его дипломного проекта. Их дружба и сотрудничество продолжалась долгие годы.

Первая ракета

Во вновь созданной в эти годы группе ГИРД, объединившей энтузиастов ракетной техники, Сергей возглавил технический совет. Здесь на его жизненном пути встречается истинный единомышленник - Ф.А. Цандер. Целый год их молодёжная команда работала бесплатно, отдавая новому делу все силы и время. Через 2 года в небо взмыла первая жидкостная советская ракета. За 18 сек она отдалилась от родной планеты на 400м. И пусть её жизненный путь был недолог. Но это был успех! Значит, они на верном пути.

Арест и работа в закрытых КБ

1933 год принёс гирдовцам радостную весть - был создан Реактивный НИИ. Работа по созданию ракет вступила в качественно новый уровень.

Но волна репрессий, прокатившаяся по стране в 1937 году, захлестнула многих выдающихся специалистов авиационной отрасли. В 1938 году был арестован и Сергей Павлович Королев. Многочасовые допросы, невыносимые условия существования не сломили его. На стене Бутырской тюрьмы он оставил расчёты своей первой радиоуправляемой ракеты.

Через 2 года Королёв попадает в новое место заключения - московскую спец тюрьму, где вместе с Туполевым работает в тюремном КБ над проектированием новых бомбардировщиков и управляемых аэроторпед. «Зеки» - первоклассные инженеры и конструкторы, с огромной самоотдачей работали над оборонными заказами.

За год до окончания войны Королев выходит на свободу. А уже в 1945 году его назначают главным техническим руководителем НИИ по изучению немецкой ракеты Фау-2.

Ракеты - это оборона и наука

Для этой цели Королев с группой советских специалистов направляется в Германию. Где англичане организовали выставку этого новейшего оружия Вермахта. Доскональное изучение Фау-2, было необходимо, чтобы построить её полный аналог, но из отечественных материалов. Задание было выполнено.

Советский аналог ракеты был известен как Р-1. Но конструкторская мысль Королева работает неустанно. Своим энтузиазмом и работоспособностью он заражает весь коллектив, работающий над заказом. Сергей Павлович проектирует ракету, способную поражать цели на расстоянии 600 км.

Гонка вооружений, развернувшаяся на фоне «холодной войны», показала необходимость создания межконтинентальных баллистических ракет, способных нести ядерный заряд. Королев блестяще решает эту задачу. Благодаря его научному гению военная промышленность была оснащена ракетами средней и межконтинентальной дальности. Они стали основой ракетно-ядерного щита СССР. За ней последовали более совершенные образцы с дальностью полета до 3000 км.

Штурм космоса

Работая над заказами военного министерства, Сергей Павлович никогда не расставался с мечтой о космических полётах человека. Параллельно с работой в оборонной промышленности он использует вертикальный запуск ракет Р-1 и Р-5 для изучения ближнего космоса, влияния различных космических факторов на высокоразвитых животных. Очень тщательно отрабатывались средства их жизнеобеспечения и возвращения на землю. Так он закладывал основу для полета человека в космос.

Космическая эра человечества ведёт свой отсчет от 4 октября 1957. Именно в этот день начал свой путь вокруг родной планеты . Две недели радиолюбители всего мира, затаив дыхание, слушали его позывные.

Через два года в сторону Луны стартует первая ракета, следующая - доставляет на её поверхность вымпел с гербом СССР, фотографирует невидимую с Земли сторону нашего спутника и передает снимки на Землю.

А 12 апреля 1961 года весь мир ликовал, узнав о фантастической новости - . Первый космический корабль сделал лишь один виток, потому, что никто не представлял как невесомость и психологическая нагрузка подействует на человека. Далее последовали более длительные полёты с разнообразными заданиями и выходом космонавта Алексея Леонова в открытый космос.

Сергей Павлович очень заботливо относился к космонавтам, часто беседовал с ними, высоко ценил их мужество и преданность профессии.

Под руководством Королёва разрабатывались проекты межпланетных станций, ИСЗ самого различного назначения, новые космические корабли. Вершиной конструкторской мысли Сергея Павловича Королёва были полеты кораблей к Марсу и Венере, создание спутника связи «Молния-1».

Так этот выдающийся конструктор, прекрасный организатор шаг за шагом осуществлял свою юношескую мечту - штурм космоса.

Человек-невидимка

Он ушёл из жизни за день до своего 59-летия в 1966 году. И только тогда страна и весь мир узнал имя и фамилию человека, которого пресса, радио и телевидение называли просто Генеральный конструктор. Режим секретности был снят.

При жизни академик Королёв был награжден двумя орденами Героя социалистического труда. Признанием его огромных заслуг перед человечеством явились памятники, установленные на его родине, в Подмосковье, где великий конструктор строил корабли и на космодроме, откуда начиналась дорога во Вселенную.

История не знает человёка более сильно и преданно любившего небо.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Королев Сергей Павлович был первым кому удалось покорить космическое пространство.

Сергей Павлович Королёв — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Павлович Королев, родился в Житомире, 30 декабря 1906 года. В 1917 году мать и отчим, инженер-механик, перебрались в Одессу, порт на Черном море. Интересоваться авиационной техникой Сергей начал со школьных лет, проявлял исключительные способности и смекалку, на занятиях в кружках, а в 1921 году участвует в жизни Одесского гидроотряда. В семнадцать лет спроектирует и защищает перед государственной комиссией безмоторный самолёт К-5, впоследствии рекомендованный к постройке.

Рождение мечты

После окончания Одесской строительной профессиональной школы, в 1924 году принят в Киевский политехнический институт, где вступил в планерный клуб и разработал первый самолет. Два года спустя Королев перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана, лучший инженерный институт России. Стал учеником Андрея Николаевича Туполева, известного авиастроителя, и в декабре 1929 года под руководством Туполева защитил дипломную работу — проект лёгкого самолёта СК-4 предназначенного для достижения рекордной дальности полёта. Спроектированные за время учёбы в институте летательные аппараты—планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и дипломный проект самолёта СК-4 — показали способности Королёва как грамотного инженера и авиационного конструктора.

В 1929 год, встреча с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами, дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру - инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

1931 год. Сергей Королев и Фридрих Цандер основали Московскую общественную организацию «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД). Уже в апреле 1932 года группа становиться государственной научно-конструкторской лабораторией по ракетным летательным аппаратам. Руководство Сергеем Королёвым лётными испытаниями помогли удачному запуску ракеты на жидком топливе - ГИРД-09, 17 августа 1933 года.

Советское руководство, понимает военный потенциал в исследовании и развитии ракетостроения для обороноспособности Советского Союза, решило объединить ГИРД и Ленинградскую Газодинамическую лабораторию (ГДЛ). В 1933 году создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) руководимый И.Т. Клеймёновым. Королёв назначен заместителем в ранге дивинженера (сокращенное название должности инженер дивизии и воинское звание высшего командного состава в Красной Армии).

1935 год. Королёв — начальник отдела ракетных летательных аппаратов; уже через год проводятся испытания крылатых ракет: дальнобойной — с жидкостным ракетным двигателем и зенитной — с пороховым ракетным двигателем. Отдел занят работой над крылатыми и баллистическими ракетами дальнего действия, ракет, авиационного базирования, для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет.
Однако взгляды Королева и руководства института не совпадали на перспективы развития ракетной техники. Сергей Павлович оставляет пост заместителя директора РНИИ, и переходит работать в должности старшего инженера.

С.П. Королёв продолжал работать над конструкцией первого, пилотируемого реактивного ракетоплана, путём модернизации базового двухместного планёра СК-9. Спроектированы топливные баки за кабиной лётчика и установлен жидкостной реактивный двигатель РДА-1-150 л.с. Начало полётов первого советского ракетоплана убедительно доказали— Советский Союз достиг в ракетном двигателестроении такого уровня, когда выпуск ракетопланов с ЖРД для промышленности стал обычным делом.

Значимость этого проекта не в том, что стал первым шагом в эру реактивной авиации, а началом в покорении космического пространства.

Арест. Закрытые КБ

Репрессии в Советском Союзе, набиравшие силу в конце тридцатых годов двадцатого века, докатилась и до ракетчиков. Судьба была предсказана в тот момент, когда арестовали и уничтожили Михаила Тухачевского - покровительство и внимание которого проявлялось в решении проблем ГИРДа и РНИИ.

Арестованы и пропали в застенках начальник РНИИ Иван Клейменов и главный инженер РНИИ Георгий Лангемак. В марте 1938 года по ложному доносу арестован конструктор двигателей Валентин Глушко.

Сергей Королев взят под стражу 27 июня 1938 года. За что же был осужден и сидел Королёв Сергей Пвлович в тюрьме. В обвинительном заключении говорилось: "являлся с 1935 года участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения", в частности:

...- в 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах;

...- в результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей
и затянута разработка других, более актуальных тем;

...- в 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны;

...- искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов.Обвинили, в том, что разрабатывал твердотопливную ракету с целью задержать развитие более важных направлений. Препятствовал созданию эффективной системы питания для бортового автопилота ракеты. Разрабатывал заведомо негодные двигатели.

Виновным себя признал, но впоследствии от своих показаний отказался.

Коллегия Верховного суда СССР под председательством Ульриха приговорила Королёва к 10 годам тюремного заключения с поражением в правах на пять лет и конфискацией личного имущества.После длительного этапа по железной дороге и судном по морю 21 апреля 1939 года Сергей Павлович прибыл на Колыму, c августа работает на золотом прииске «Мальдяк».

Руководство Советского Союза признавало необходимость инженерных разработок авиастроителей для подготовки к возможной войне с нацистской Германией. В стране создана система «шарашек» (тюремных конструкторских бюро) для эксплуатации заключенного в тюрьму «таланта», способного создавать новое оружие для Красной Армии.

За пересмотр дела С.П. Королёва боролась мать — М.Н. Баланина, при поддержке прославленных лётчиков М.М. Громова и В.С. Гризодубовой. 2 марта 1940 года, Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где руководил А.Н. Туполев, также заключённый, участвовал в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

После окончания Второй мировой войны Королев отправлен в Германию для изучения ракет нацистов — Фау-2 и других ракетных технологий. В августе 1946 года назначен главным конструктором по проекту баллистической ракеты большой дальности.

После смерти Сталина в 1953 году Королев вступил в Коммунистическую партию и получил поддержку лидера и соотечественника Никиты Хрущева, который понимал перспективы развития и совершенствования военной программы ракетного потенциала для СССР. 1 апреля 1953 года Королев получил одобрение Совета Министров, на создание первой двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), Р-7. В следующем году было также одобрено предложение о запуске искусственных спутников на орбиту Земли.

​Искусственный спутник Земли (ИСЗ)

Ракета-носитель Королева, Р-7 вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли - 4 октября 1957 года.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С.П. Королёв.

Запуск спутника вызвал озабоченность США тем, что Советский Союз готов для атаки Соединенных Штатов ядерным оружием с использованием баллистических ракет, так началась «Космическая гонка» между СССР и США.

В 1959 году Королев участвовал в подготовке и запуске лунных зондов на Луну. По результатам этих миссий началась подготовка к отправке советского космонавта на Луну. Королёв определил три задачи, решение которых даст результат — покорение Луны.

Первая цель была достигнута, когда космический корабль «Восток-1» вывел первого космонавта Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года, доказав, что космический полет человека возможен.
Август 1961. Г.С. Титов на корабле «Восток-2» совершил второй космический полёт, который длился сутки.
Август 1962. Совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами установлена прямая радиосвязь.
Июнь 1963. Совместный полёт космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6»
Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А.А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.

Вторая цель заключалась в создании лунных транспортных средств, которые могли бы мягко приземляться на поверхности Луны.

Третья задача состояла в том, чтобы создать мощный ракета-носитель для отправки космонавтов и грузов на Луну.
Сергей Королев начал работу над ракета-носителем Н-1, соизмеримым с американским носителем Сатурн V, в 1962 году. Эта ракета должна была выводить до 90 тонн на околоземную орбиту, но четыре испытательных запуска Н-1 неудачны.

В июле 1969 года, американский корабль Аполлон-11 приземлился на Луне, с первыми астронавтами на борту.

В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа закрыта, а в 1976 году — также официально закрыты и работы по Н-1.

Личная жизнь С.П. Королёва

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь. Наталия Сергеевна (1935), доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии, написала книгу "Отец ".

Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью

В 1948 году семья распалась.

Со второй женой - Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

Здоровье С.П. Королёва стало ухудшаться с 1960 года и 14 января 1966 года он умер, умер после проведённой небольшой операции. Возможно, причиной смерти Королёва явилась ослабленнось иммунной системы, котороая так и не восстановилась, после тюремного заточения и пыток в годы репрессий.

Смерть стала ударом по советской космической программе: потеря, которая незаменима.

При жизни академик Королёв был награжден двумя орденами Героя социалистического труда. Признанием его огромных заслуг перед человечеством явились памятники, установленные на его родине, в Подмосковье, где великий конструктор строил корабли и на космодроме, откуда начиналась дорога во Вселенную.

Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

Цитаты Сергея Павловича Королёва

  • Люди будут летать в космос по профсоюзным путевкам.
  • Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос ужее перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!
  • Порядок освобождает мысль.
  • Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай.
  • Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это.
  • Можно сделать быстро, но плохо, а можно — медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот.

Память о конструкторе С.П. Королёве

Указом Президента Российской Федерации № 1020 от 8 июля 1996 года
"Поддерживая обращение коллективов предприятий и организаций г. Калининграда Московской области, а также администрации города" город Калининград
Московской области переименован в город Королёв.

Памятники С.П. Королёву установлены во многих в городах России и мира: Москве, Королёве (Московская область) на проспекте Королёва, Таганроге, бюст в Самаре около национального исследовательского университета имени Королёва, Чебоксарах, на проспекте Королёва в Санкт-Петербурге, Омске, на Байконуре (Казахстан), Киеве (Украина), Житомире (Украина).

Авиалайнер Airbus A321 (VQ-BEI) «С. Королёв» авиакомпании Аэрофлот.

Фильмы о Королёве Сергее Павловиче

Художественные и телевизионные

  • Иду искать, 1966.
  • Укрощение огня, 1972.
  • Разбег — о юности С.П. Королёва, 1982.
  • Гагарин. Первый в космосе, 2013.
  • Главный, 2015.
  • Время первых, 2017.

Документальные

  • Империя Королёва
  • Сергей Королёв. Судьба — творческая мастерская «Студия А», «Первый канал», 2004.
  • Освобождение конструктора — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 1-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Трофейный космос — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 2-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Недосягаемая Луна — телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 3-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Царь-ракета. Прерванный полёт — Телестудия Роскосмоса, ТВ Центр, 2006.

Сергей Павлович Королев – гениальный ученый, физик, инженер, конструктор. Он добился огромных результатов в сфере практической космонавтики и производства ракетно-космической техники.

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире. Его отец – Павел Яковлевич Королев, учитель русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко, дочь нежинского купца.

Когда ему было 3 года, мама покинула семью, и его отправили в город Нежин к бабушке и дедушке. Учился Сергей Павлович в Киеве, затем в Одессе.

Именно в Одессе он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями их ремесла. Смышленому юноше показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Учеба и первая работа

Последний совет Сергей Королев сразу усвоил и после школы продолжил обучение. Он поступил в Киевский политехнический институт. Однако программа обучения там его не совсем устраивала, и поэтому он перевелся в Высшее техническое училище в Москве .

По окончании училища Королев был направлен на работу в Центральный аэродинамический институт . В этот период он изучал труды Циолковского «Реактивный аэроплан».

Под впечатлением прочитанного он сменил место работы: в 1933 году Королев поступил на работу в новый Реактивный Научно-исследовательский Институт. Он стал заместителем начальника института по научной работе. Тогда ему было 26 лет, и он строил грандиозные планы на будущее.

Молодой конструктор и ученый верил в то, что будущее всей авиации за реактивными двигателями и реактивной техникой.

Арест и продолжение научной деятельности

В 1938 году в СССР проходила массовая чистка: искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.

Поездка в Германию

Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году , а в 45-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2 .

Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе . Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.

Новый этап

В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.

Первый запуск в космос

В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты. В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником .

В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос , а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.

Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом – он жил своим любимым делом и отдавался ему полностью.

Сергей Павлович Королев планировал создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок и 14 января 1966 года скончался от сердечной недостаточности.

Сергей Павлович Королев - выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.

  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.

  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД. Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения.


Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.


В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 году Королев назначен главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывающего ракетные летательные аппараты. Сергей обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. Впервые им была обоснована концепция ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты, атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.


Во время испытаний, которые Королев планировал проводить лично, случилась авария, во время которой конструктор получил ранение головы и оказался на больничной койке. После больницы, 27 июня 1938 года его арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации. Королева приговорили к десяти годам и отправили на Колыму.


Арест Сергея Королева | VitebskCity

В связи с арестом маршала Тухачевского и авторов нового оружия, разработки остановились. Исследование ракетоплана, которым занимался Королев, было продолжено, но без его участия построить боевой ракетный самолет не представлялось возможным.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.


HistoryTime

Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.


Канобу

В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.


HSL

Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел .


Коммерсантъ

В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.


Аргументы и Факты

Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.


Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью | День Онлайн

В 1948 году семья распалась.


Личности

Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.