Несколько дней назад в газете «Известия», которая стремительно поднимает уровень своих публикаций на темы обороны, появилась интересная статья, под заголовком « » . Статья, еще раз, интересная, но не без ошибок и не бесспорная. Попробуем разобраться.

Модернизированный танк Т-72Б3

1. «…так что пока в округа поступают танки со старыми моторами » — однако установка двигателя В-92С2 в этой комплектации не планировалась изначально;

2. «По информации ГАБТУ, срыв поставок Т-72Б-3 …» — о каком срыве поставок идет речь, если УВЗ, по просьбе все того же ГАБТУ в 2012 году отгрузило партию танков с опережением — из задела уже 2013 года? Смотрим отчёт УВЗ о выполнении ГОЗ-2012;

3. «В войсках удивляются, что модель Т-72М1, предназначенная для Алжира по цене тоже 50 млн .» — с каких это пор в войсках известна стоимость модернизации экспортного образца? Это первое что смущает в заявлении. Второе — Алжир не разбирает свой танк «до винтика». Собственно работы по «капиталке» проводятся местными специалистами на своем местном ТРЗ. Российская сторона лишь поставляет комплектующие и проводит работы непосредственно по их монтажу и настройке-наладке.

При этом не стоит забывать, что с точки зрения производства, трудозатраты на, собственно, ремонт, что у Т-72М1, что у Т-72Б не многим разнятся. Причем, у Т-72Б они будут повыше в силу его несколько большей сложности. Вот отсюда и цена. Ясно ведь сказано, что 30 млн. из 52 млн. рублей — это собственно «капиталка». Модернизационный пакет, получается, стоит лишь 22 млн. рублей. Хотите АСЦ, кондиционер, закрытую ЗПУ — платите как алжирцы (а датчики, между прочим, и там и там одинаковые);

Модернизированный танк Т-72М1 Сухопутных войск Алжира

4. «Полный набор модернизационных опций делает Т-72 почти таким же, как Т-90, а по некоторым параметрам и лучше. Однако стоимость такой модернизации сравнима с постройкой нового Т-90. При этом остаточный ресурс и модернизационный потенциал новой машины намного больше, чем у отремонтированной » — поскольку немного разбираюсь в экономике ВПК, ровно о том же самом я неоднократно говорил и на форуме ГСПО и на форуме «Сила России». Но, так же, как и представителей УВЗ, меня никто не слушал. Твердили ровно обратное — что «глубокая модернизация экономически оправдана и целесообразна ». Особенно в том преуспевала консолидированная украинская фракция. Почему? Да потому что имела четкий заказ на пропаганду этого тупикового и на самом деле очень невыгодного, затратного пути;

Модернизированный танк Т-72Б3 в войсках

5. «Он отметил, что тогдашнее руководство Минобороны посчитало, что выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества » — и это тоже правда. Выбранная комплектация действительно оптимальна. Особенно если абстрагироваться от чистой техники и подумать об экономике. Танк Т-72Б, но с прицелом «Сосна-У» вполне адекватен в современной ситуации. Или не названный офицер всерьез считает, что «17 марта 2013 года «Абрамсы» окажутся в Химках »? По-моему, заявления о недовольстве этого офицера, замечу, всего лишь бригадного уровня, не более чем «плачь Ярославны» по поводу отнятой любимой «восьмидесятки». И чем больше «газотурбинщиков» мы будем ссаживать на дизеля — тем подобных воплей будет только больше;

6. «Он добавил, что кроме Т-90 УВЗ выпускает и модернизированный вариант этого танка - Т-90С .» — похоже, тут при публикации просто переврали слова. Представитель УВЗ не мог так сказать, если он, конечно, не полный олух. Дело в том, что — это экспортный вариант «внутрироссийского» Т-90А. По своему уровню они практически одинаковы, с некоторыми опциональными различиями. Так, к примеру, тот же Алжир заказывает АСЦ и кондиционер, но отказывается от ОТШУ «Штора», а МО РФ наоборот — берет комплектацию со «Шторой» в полном объеме, но без кондиционера и все того же АСЦ, но опять же с новой пушкой 2А46М5 и автоматом заряжания под новые и более мощные боеприпасы, которые на экспорт Россия пока просто не поставляет.

А вот Индия берет вообще самую скромную комплектацию — пушка 2А46М, без АСЦ, без кондиционера, совсем без «Шторы», но у индийской «Бишмы» повышен уровень защиты от радиации. Словом, современный Т-90, это как большой конструктор «Лего» — что закажите, за что заплатите, то и получите. Что до « », который «на голову выше» — тут речь не о Т-90 или Т-90С, а о Т-90МС, который на прошлой неделе во всей красе демонстрировался на выставке в ОАЭ. При этом необходимо помнить, что Т-90МС — это опять таки экспортная версия!

Минобороны РФ выдвигает свои собственные требования по модернизации Т-90. В результате, да, УВЗ может предложить в родную российскую армию нечто похожее на Т-90МС, но еще более совершенное и мощное. Как этот танк будет называться — не важно. Может Т-90АМ, может (что было бы логичней) Т-90МА. Важно иное — за что именно МО РФ готово платить и сколько?

А теперь несколько слов без конкретной привязки к вопросам, просто по теме.

Заказ вооружений — это дело по большей частью политическое, даже внутри страны . В частности, у нас давно не прекращаются (хотя ныне несколько поутихли) войны между промышленностью и армией. Промышленность хочет получить гарантированный ГОЗ, причем долгосрочный и с гарантиями оплаты. При этом ей, промышленности, по большому счету «по барабану» что выпускать: новые ли танки, или модернизировать старые — лишь бы деньги шли в карман. Армия естественно хочет получить что-то качеством и характеристиками получше, но ценою подешевле.

А вообще прекрасно было бы, чтоб новая техника шла, но как-то так, задаром — министр обороны всегда найдет, на что потратить «высвободившиеся» при этом деньги. Более того, при теперь уже прежнем министре — Анатолии Сердюкове, наша армия стала коммерциализироваться. При МО была создана, теперь уже всем известная, «черная дыра» под названием «Оборонсервис». Тут и вовсе пошла драка за заказы и деньги.

К примеру, «Оборонсервис» сумел вырвать себе кусок экспортной модернизации Т-72Б (контракт на поставку танков Венесуэле), а УВЗ оторвало модернизацию для МО, хотя логичнее было бы все сделать наоборот. В прежние, относительно стабильные, или еще в советские времена, как было? Практически все, что касалось экспорта, шло через заводы промышленности, даже то, что поставлялось «из наличия МО», все равно проходило через заводы промышленности.

При этом внутренняя модернизация и капиталка разрабатывалась оборонпромом, оборонпромом же выпускались комплектующие, но работы производились на специализированных предприятиях МО — БТРЗ. При этом все были довольны. Хороший кусок (иногда такой, что не могли переварить) перепадал ОПК, и МО было довольно — и уровнем работ и ценами, благо они производились на собственных военных ремонтных заводах. Все поменялось в начале 2000-х (до этого как раньше дружно жили, так же все дружно и помирали), когда в стране появились ДЕНЬГИ. Изголодавшийся ОПК начал тянуть одеяло на себя (оно и понятно — рабочие кушать хотят, вокруг заводов целые города стоят).

Военные прекрасно понимали ситуацию и «входили в положение», подкармливая КБ НИОКРами в т.ч. на модернизацию, а промышленность заказами на ремонты, с частичной модернизацией. На закупку новой техники или полноценную модернизацию денег все равно не было. Так у нас появились такие «шедевры» как модернизированный танк Т-72БА (серийной модернизации) и Т-72Б2 (опытная машина). Первый был до убогого прост, но кормил и танковое КБ с заводом, и двигателистов — в общем, поддерживал промышленность, чтоб окончательно не сдохла. Второй — был великолепен и по замыслу и по исполнению, но… дорог.

Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ

Когда с появлением на министерском олимпе А.Сердюкова на цели обороны рекой полились деньги, про всякую модернизацию тот час забыли — совершенно логично, пусть и по немного, но стали закупать новые машины. Тот же Т-90А, а потом и Т-90А с ПТК. В этот же момент возник «Оборонсервис», который подтянул под себя все БТРЗ. Если до этого БТРЗ, будучи по сути бюджетными предприятиями на балансе МО, худо-бедно, но жили, то теперь часть из них в порядке «оптимизации» затрат пустили под нож. Оставшуюся часть стали использовать как насос для перекачки денег из бюджета МО в частные карманы руководителей ОАО «Оборонсервис». Благо ОАО решением совета директоров (где все свои) вольно самостоятельно распоряжаться доходами как заблагорассудится — это вам не ФКП и даже не ФГУП, где тоже воруют, но уже с оглядкой на казначейство и счетную палату.

Естественно, «выжившие» БТРЗ начали получать заказы. Например, на капитальный ремонт «по состоянию» Т-80, которые по идее должны были эксплуатироваться до выработки ресурса, а потом списываться. А тут их вдруг зачем-то начали капиталить в товарных количествах, причем без модернизации, ибо документация на нее и комплектующие оставались в руках предприятий ОПК, с которыми делиться уже не хотелось. Естественно, ремонт на ставших вдруг «коммерческими» БТРЗ уже не был так дешев, как раньше — ОАО нужно «закалачивать» прибыль, «рубить бабло».

Дошло до того, что «Оборонсервис» начал хапать и валютную выручку, которая ранее законно шла в ОПК. Пишут, что в Венесуэлу поставлялись модернизированные танки. Ага! Вся их «модернизация» заключалась в замене радиостанции и гусеничной ленты. А все остальное — посредственная «капиталка», ибо Атамановский БТРЗ — исполнитель работ, никогда не отличался качеством ремонта (по некоторым данным еще как отличался, но в обратную сторону). Этого же порядка заказ все той же Атамановке на конверсию списанных Т-72Б в минные тральщики БМР-3. Это притом, что БМР-3 не выдержал в свое время государственных испытаний, как раз по критерию противоминной стойкости днища. Тогда — в 1990-е, на УВЗ была создана аналогичная машина, полностью в соответствии с ТТЗ — БМР-3М. Об этом я писал в «сериале» «Минно-тральные страдания».

И вот МО заказывает и оплачивает машину, но не на УВЗ, а в «Оборонсервисе», и чихать там все хотели на то, что БМР-3 не обеспечивает защиты и безопасности — деньги «не пахнут». Не буду рассказывать о планах закупок через «Оборонсервис» импортной боевой техники и ее лицензионной сборки на «своих» предприятиях — этим делом сейчас в прокуратуре занимаются. Естественно предприятия ОПК подняли «визг-писк».

В ответ МО вознамерилось их окончательно «прижать», «перекрыть кислород», зарубив целый ряд важнейших НИОКР, и сократив номенклатуру ГОЗа. Так, все тот же УВЗ лишился заказа на новые Т-90, хотя на конвейере уже серийно шел вариант с ПТК (т.е. оснащенный всеми этими ДжиПиЭсами, о чем сейчас так стонут «офицеры», интегрированный в автоматизированную систему управления тактического звена). Разозленный ОПК, воспользовавшись предвыборной ситуацией, нанес «ответный удар» — создал «партию человеков труда», заявившую о себе так, что МО ничего не осталось делать, как возобновить ГОЗ, хотя бы по статье «модернизация» (закупка новой техники уже была вычеркнута из принятой и утвержденной к тому времени ГПВ).

Предварительно, для пущей убедительности, ОПК призвал на помощь «науку» — если помните, было несколько статей за подписью руководителя ВНИИТМ, о том, как хорошо было бы, если не новые танки выпускать, то хотя бы старые модернизировать. Вот так у нас появился вначале «модернизированный Т-72Б образца 2011 года», а затем, после формального прохождения оным ГИ, «Т-72Б3». Как вы думаете, кто-то в МО при таком раскладе задумывался о «рациональности», «эффективности» или думали прежде всего о том как «усидеть», а потом о «стоимости»?

Ведь по логике, на УВЗ следовало бы в первую очередь вернуть ранее отмодернизированные Т-72БА, которые уже не нуждались в капитальном ремонте, имели новые 1000-сильные двигатели и новые ходовые части, но не имели нормальных прицелов, да и защита как бы уже была на грани. Сэкономив 30 млн. рублей на «капиталке» — эти деньги можно было бы направить на установку современного СУО, ДЗ «Реликт», ПТК, а может быть даже и КАЗ.

Но я не зря пишу о том, что в МО в первую очередь думали о том, как усидеть в своих креслах, ибо президентского плана по перевооружению с них никто не снимал . А отчет за его выполнение пишется в % и единицах, прошедших модернизацию — о том, что это за модернизация, и какова ее реальная эффективность, в таких отчетах, как правило, не указывается. Вот потому и говорят те, кто заказывал и принимал Т-72Б3, что машина «сбалансирована» по критериям «стоимости-эффективности». Оно действительно получается что так, только еще необходимо принять во внимание критерии «бюрократоусидчивости» и «количественной массовости».

Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ

Вообще, в этом деле стоит отметить еще и большую роль «независимых экспертов» и СМИ. Во всем «цивилизованном и демократическом» мире большинство решений принимается правительством с оглядкой на реакцию масс, руководят которыми в последнее время не «гегемоны», а «медиамагнаты», или, как парадокс, иногда рядовые блогеры. Смотрите, какая сейчас идет волна наката на Т-72Б3. О том, что это «плохо» твердят все кому не лень, а отдельные СМИ, или точнее скажем — отдельные персоналии, вооруженные клавиатурами и сидящие за мониторами, руководят и направляют процесс в нужное русло.

В критике Т-72Б3 совпадает вектор приложения усилий и патриотов российских вооруженных сил, самих военных, интересов «Уралвагонзавода» (который тут самый заинтересованный и которому эта «волна» выступлений катит просто на халяву), и даже конкурентов-русофобов , громко визжащих про «отсталость российских танков», «корявой защиты» и т.д. и т.п. Как результат — заявления руководства МО и членов Правительства РФ о том, что, вероятно, с 2014 года возобновляется закупка Т-90А, возможно даже в продвинутом модернизированном варианте Т-90МА (или как-то там еще). Ну, не чудно ли это?

Т-72А Т-72Б Танк Т-90 Экспорт

Танк Т-72Б ("объект 184")

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 5 июля 1981 года в рамках опытно-конструкторских работ "Совершенствование Т-72А" в УКБТМ был разработан технический проект, предусматривавший различные уровни модернизации этого танка. В процессе проектирования изделия, получившего индекс "объект 184", было разработано шесть вариантов башен, отличавшихся друг от друга уровнем бронирования, составом системы управления огнем и комплексом вооружения. После проведения всесторонних испытаний опытных образцов, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 октября 1984 года танк "объект 184" был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-72 Б. Соответствующий приказ министра обороны последовал 23 января 1985 года.

В конструкции Т-72Б были реализованы последние достижения советской оборонной промышленности тех лет - комплекс динамической защиты (КДЗ) и комплекс управляемого вооружения (КУВ). Комплекс динамической защиты "Контакт" состоял из 227 контейнеров, расположенных несколько иначе, чем на танке Т-72АВ. Это было связано с новой формой лобовой части башни. За еще более развитые лобовые скулы американцы называли танк Т-72Б "Супер Долли Партон". Верхняя лобовая деталь корпуса была усилена 20-мм бронелистом. У Т-72Б был существенно повышен и уровень противорадиационной зашиты, главным образом за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной зашиты и локальной защиты членов экипажа. Живучесть танка на поле боя была повышена за счет применения системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма "Сода" и быстродействующего противопожарного оборудования 3 ЭЦ 13 "Иней".

Танк Т-72Б, 2-я Гвардейская Таманская мотострелковая дивизия.

Огневая мощь танка значительно возросла, благодаря установке на него модернизированной пушки 2А46М и комплекса управляемого вооружения 9К120 "Свирь". Этот комплекс обеспечивает ведение стрельбы танковой управляемой ракетой (ТУР) днем с места и с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания в цель типа "танк" не менее 0,8, составляет 4000 м. В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены в транспортере автомата заряжания, а остальные - в боеукладках корпуса и башни.

В состав системы управления огнем вошел прицельный комплекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый и на танке Т-72А. В этот комплекс входил баллистический поправочник, который автоматически вводил поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и другие условия стрельбы, что значительно повышало вероятность попадания первым выстрелом. Вместе с тем, баллистический поправочник не учитывал все изменяющиеся условия стрельбы, как это происходит при наличии в танке автоматизированной СУО с баллистическим вычислителем, так как учитывал только суммарную поправку, которая вводилась в него вручную перед началом стрельбы. Суммарная поправка вычислялась по номограммам, закрепленным на казенной части пушки у командира танка.

В ходе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности машины, потяжелевшей почти на 3 т, на ней был установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л.с. Танк Т-72Б получил новые средства радиосвязи, объединенные в комплекс "Абзац". Он состоит из УКВ-радиостанции Р-173, радиоприемника Р-173П, блока антенных фильтров и ларингофонных усилителей. Радиостанция обеспечивает дальность связи не менее 20 км.

Часть танков Т-72Б выпускалась без элементов комплекса управляемого вооружения и именовалась Т-72Б-1. Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойно-подкалиберным боеприпасам с 1988 года на танках Т-72Б стала устанавливаться встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка. Эта модификация получила обозначение Т-72БМ. Параллельно с Т-72Б выпускалась и командирская версия - Т-72БК. Как и предыдущие командирские модификации "семьдесятдвойки", он оснащался коротковолновой радиостанцией Р-130, навигационной аппаратурой ТНА-4 и агрегатом автономного питания АБ-1.




МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72Б3
THE MODERNIZED TANK T-72B3

В 2011 г. Министерство обороны РФ решило прекратить закупку новых танков семейства Т-90. Тем же Министерством обороны принято решение, что Т-80 и модификации модернизироваться не будут и все средства пойдут на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся Т-72. УКБТМ было разработано 15 опций модернизации Т-72. Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б.
Глубокой модернизацией танков Т-72 до версии Т-72Б3 занимается «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. По оценкам специалистов Т-72Б3 способен на равных способен противостоять на танковом биатлоне самым лучшим иностранным машинам, в том числе М1А2 из Кувейта и китайским Тип 96-99. В данном танке использован задел наработок, полученных при создании Т-72Б2 и Т-90СМ.

Контракт на проведение модернизации танков был подписан в мае 2012 года на сумму 6 млрд рублей (150 млн долл) в рамках более масштабного соглашения, которое должно загрузить производственные мощности «Уралвагонзавода» по меньшей мере на три года. Финансирование соглашения составит более шести миллиардов рублей. Помимо этих средств предприятие получит еще 6,2 миллиарда рублей на модернизацию производства.
Т-72Б3 – это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин. Комплектация определена Минобороны РФ (решение принимал Владимир Поповкин, когда был начальником вооружения, и Николай Макаров, бывший глава Генштаба). Стоимость модернизации одного Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходит на капитальный ремонт танка - машины полностью разбирают, обследуют все детали и меняют устаревшие на новые; остальные деньги тратят на модернизацию - закупку и установку нового оборудования и других комплексов, которые выбрал заказчик.
В ходе доработок танк получил новую систему управления огнем, включающую, в том числе, многоканальный всесуточный прицел наводчика. С его помощью танк может в любое время суток обнаружить и распознать цель на расстоянии до пяти километров. Кроме того, машину оснастили цифровым баллистическим вычислителем с комплектом датчиков метео- и топографических условий. Он обеспечивает автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышает точность стрельбы. Новый комплекс управляемого вооружения гарантирует высокую вероятность уничтожения цели ракетой с места и в движении на дальности до пяти километров. А внедрение автомата сопровождения целей упростило работу наводчика при стрельбе с ходу и по движущимся целям. Кроме того, усовершенствованный танк получил более современную динамическую защиту и цифровые средства связи.
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного. Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) – осталась открытая ЗПУ с ручным управлением.
Для улучшения динамических характеристик при возросшей массе танка устанавливается турбодизельный двигатель, мощность которого увеличена более чем на 30% по сравнению с базовым изделием. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.
Стоимость капитального ремонта с модернизацией Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходят на капитальный ремонт танка и его дизель В-84-1. Закупочная стоимость Т-90А сотавляет от 70 млн. руб. (2009 г.) до 118 млн. руб. (2011 г.).
Танк Т-72Б3 принят на вооружение российской армии приказом Министра обороны РФ от 19 октября 2012 года.
В Алабино в августе 2013 года на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» – танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».

На IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo (RAE 2013), которая начала работать сегодня в Нижнем Тагиле, в составе экспозиции ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» ОАО НПК «КБМ» представило два своих изделия. Впервые демонстрируется натурный образец модифицированного комплекса активной защиты объектов бронетанкового вооружения и техники «Арена-Э» на модернизированном танке Т-72Б3. Сектор защиты по азимуту у комплекса расширен до кругового. Если прежняя модификация поражала противотанковые управляемые ракеты и противотанковые гранаты, то новая рассчитана ещё и на уничтожение артиллерийских кумулятивных снарядов. Вместо моноблочной радиолокационной станции, являвшейся демаскирующим признаком, новая «Арена-Э» оснащена многомодульной РЛС, распределённой по контуру башни. Сократилось количество защитных боеприпасов. Общая масса комплекса уменьшена более чем в полтора раза.

К концу 2013 года на вооружение Западного военного округа было передано около 270 машин. Порядка 30 модернизированных танков Т-72Б3 в 2013 году поступили на вооружение Амурского общевойскового объединения Восточного военного округа. В 2015 году на новую технику перейдут все амурские военные подразделения.

На прошедшей в Минске выставке MILEX-2014 Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представила натурный образец модернизированного танка Т-72 и другие свои военные разработки. В первый день работы выставки стенд УВЗ посетил премьер-министр Республики Беларусь Михаил Мясникович. Основным объектом его внимания в экспозиции УВЗ стал натурный образец модернизированного танка Т-72. Белоруссия заинтересована в предложенном Россией варианте модернизации основных боевых танков Т-72. Об этом на 7-й международной выставке вооружений «Милекс-2014″ (MILEX-2014) сообщил советник генерального директора НПК «Уралвагонзавод» Алексей Маслов. «Мы уже много лет эту тему обсуждали и сегодня, наконец- то, определились с опциями, которые бы белорусы хотели видеть на своих танках, – сказал Маслов. – Все, что в башне сделано их устраивает, про остальное будут думать».
Советник пояснил, что пока Минобороны Белоруссии оставит на модернизируемых танках штатный двигатель и шасси, потому что «у них есть определенный запас гусениц и другого ремонтного фонда. Модернизация будет осуществляться на белорусских заводах, куда будут поставляться из России модернизационные комплекты и соответствующая технологическая оснастка в рамках военно-технического сотрудничества.
MILEX 2014 – 7-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» выступала генеральным спонсором Чемпионата мира по танковому биатлону, который 4 августа 2014 года стартовал на полигоне в Алабино. На прошедшем в 2014 году Международном танковом биатлоне в Алабино сборная России выступала на специально разработанных «гоночных» танках Т-72Б3М (также обозначается как Т-72Б4), оснащенных мощным двигателем В-93 мощностью в 1130 л.с., гидравлической трансмиссией и автоматической коробкой передач. Удельная мощность этой модели (масса танка меньше массы Т-90А почти на 5 т) превышает такой же показатель других танков, участвующих в конкурсе. При массе танка 44,5 т удельная мощность составляет 25,39 л.с./т. Этот двигатель также устанавливается на экспортные танки Т-90СМ массой 46,5 т. Кроме того, танки оснащены усовершенствованной пушкой 2А46М5, которая имеет лучшие характеристики, чем пушка, установленная на предыдущих Т-72Б.

В ноябре 2014 года завод «Омсктрансмаш» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года по капитальному ремонту и модернизации поступающих из войск танков Т-72Б3. По словам гендиректора «Омсктрансмаша» Игоря Лобова, география поставок отремонтированных и модернизированных бронемашин в 2014 году расширилась – Т-72Б3 поставлены в воинские части всех военных округов страны. Большая часть машин отправлена в Новгородскую область и на Дальний Восток.
В мотострелковое соединение ЮВО, дислоцированное в Чеченской Республике, 27 ноября 2014 года прибыл очередной железнодорожный состав с 29 модернизированными танками Т-72Б3. Теперь все танковые подразделения в Чечне полностью перевооружились на новые боевые машины. Вместе с техникой в соединение прибыли представители завода-изготовителя из Омска, которые помогли танкистам ознакомиться с эксплуатационными особенностями новых танков.
В декабре 2014 года «Уралвагонзавод» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года и уже модернизировал 140 танков Т-72 в счет оборонного заказа 2015 года. Данная бронетехника выдержала все виды испытаний и была принята военным представителем Минобороны РФ. «После модернизации танк становится более маневренным за счет нового мощного двигателя и гусеничных лент. Современный прицел позволяет вести наблюдение и стрельбу в ночное время на большие расстояния, а также стрельбу управляемыми ракетами на расстояние до 5 километров. Также установлена более мощная и надежная рация, позволяющая вести радиообмен на большее расстояние с лучшим качеством», – рассказал замначальника 47-го военного представительства Алексей Грязнов.

В 2015 году в рамках Гособоронзаказа-2015 на вооружение мотострелковых соединений Восточного военного округа (ВВО) поступит более 70 модернизированных танков Т-72Б3. Новая боевая техника идет на замену устаревших танков Т-72Б1. Ее поставки будут осуществляться напрямую с завода-изготовителя.
В начале 2015 года 15 глубоко модернизированных танков Т-72Б3 производства корпорации «Уралвагонзавод» поступили в рамках Гособоронзаказа в юргинскую мотострелковую бригаду Центрального военного округа, дислоцированую в Кемеровской области.

Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. В конце марта 2015 г. более 20 машин производства корпорации «Уралвагонзавод» доставлены железнодорожным транспортом на станцию разгрузки.


Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала в марте 2015 года первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. Отдельная гвардейская мотострелковая Звенигородско-Берлинская орденов Кутузова и Суворова II степени бригада дислоцируется в городе Юрга с 1 января 1993 года.

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) намерен начать производство новой модификации основного боевого танка (ОБТ) Т-72Б3, об этом на форуме «Армия-2015» заявил главный конструктор УВЗ Андрей Терликов. «Для новой модификации Т-72Б3 подготовлен комплект дополнительной защиты, – проинформировал Терликов. – В ближайшее время эту модификацию планируем запустить в серийное производство».
По словам Терликова, новая модификация Т-72Б3 получила танковый дизельный двигатель В2Ф мощностью 1130 л.с. «Механик-водитель получил автоматизированный комплекс управления, который самостоятельно предупреждает о повреждениях и авариях, а рабочее место командира оснащено панорамным прицелом», – добавил представитель «Уралвагонзавода».
«Эта модификация зарекомендовала себя с наилучшей стороны», – подчеркнул он.

Для участия в самом зрелищном шоу военной техники «Танковый биатлон-2015″ были отобраны 18 танков Т-72Б3, которые в 2014-2015 гг. прошли плановый капитальный ремонт с модернизацией на омском заводе. Двенадцать из них принимают непосредственное участие в состязании, шесть находятся в резерве. Лучшие танковые экипажи из 13 стран мира борются за первое место в тяжелых, приближенных к боевым, условиях. По результатам жеребьевки сборная России по «Танковому биатлону» вышла на трассу во втором заезде на танках красного цвета. Программа соревнований этого года включает следующие этапы: индивидуальная гонка, спринт, гонка преследования и эстафета.

«Уралвагонзавод» (УВЗ) досрочно выполнил контракт по модернизации в интересах Минобороны РФ танков Т-72Б3, такая тенденция продолжится и в 2016-2017 годы, заявил во вторник заместитель гендиректора по спецтехники УВЗ Вячеслав Халитов. «Контракт выполняется в полном объеме, срывов нет, и этот 2015 год мы заканчиваем досрочными поставками танков Т-72Б3 в российские вооруженные силы. Программа модернизации Т-72 продолжится в 2016-2017 годах», - сказал он.

В январе 2016 года Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского разместила в реестре закупок информацию (ссылка на закупку № 31603190542) о заключении договора с входящем в интегрированную структуру корпорации АО «Омсктрансмаш» на капитальный ремонт танков Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3. Ремонт будет выполняться в интересах российского Министерства обороны. Уралвагонзавод является головным исполнителем государственного контракта на модернизацию танков Т-72Б.
По условиям соглашения, в ремонт до конца 2015 г. должны поступить 32 танка, завершение модернизации запланировано до конца 2016 г. При этом цена ремонта, утвержденная по ГОЗ на 2015 г., применяется для 12 ед., для оставшихся применяется цена 2016 г. Стоимость контракта составляет 2 525 984 345,88 руб. (средняя цена работ на одном танке – 78,9 млн.руб.)

На сайте госзакупок в начале марта 2016 года появилась размещенная АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» информация о намерении заключить контракт «Авторское сопровождение и оказание технической помощи при проведениикапитального ремонта с модернизацией 154 танков типа Т-72Б (Т-72Б, Т-72Б1, Т-72БА) с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой». Начальная (максимальная) цена договора составляет 32,262 млн рублей. Срок действия договора – до 31 декабря 2017 года. Закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика, с проведением работ в Нижнем Тагиле.
Работы должны выполняться в течении 2015-2017 годов в обеспечение исполнения государственного контракта № 1517187321301030119015402/Р/3/2/234-2015-ДГОЗ, в соответствии с техническими требованиями (ТТ) № 3/6/1-2015 от 19.01.2015 г., на основании технического задания (ТЗ) от 25.08.2015 г. Капитальный ремонт с модернизацией танков типа Т-72Б с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой проводится по конструкторской и ремонтной документации АЭЛ.184.СД-Р7 с дополнениями (для танков Т-72Б/Б1) и АЭЛ.184.СД-Р8 (для танков Т-72БА).
Указывается, что на основании ТТ и ТЗ Исполнитель с 01.10.2015 года приступил к фактическому выполнению работ.
Закупка должна быть произведена у единственного поставщика, которым, видимо, является входящее в интегрированную структуру этой корпорации АО «Омсктрансмаш», осуществляющее работы по капитальному ремонту танков типа Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, т 46
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9530
- корпуса 6860
Ширина, мм 3770
Высота по крышу башни, мм 2226
Клиренс, мм 490
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,9
Площадь проекции, м2:
- лобовой 6
- бортовой 12,0
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град 30
- брод, м 1,2 (с ОПВТ -5)
Двигатель:
- тип V-образный многотопливный 4-х тактный дизель В-84-1 (или В-93, или В-92С2Ф)
- макс. мощность, л.с. 840 (или 1130, или 1130)
- система охлаждения жидкостная
- тип топлива ДЛ, ДЗ, ДА, Т-1, ТС-1, Т-2, А-66 и А-72
- система пуска стартер и сжатым воздухом (дополнительно)
Трансмиссия механическая, планетарная
- входные редуктора 1
- бортовые коробки передач 2
- бортовые редуктора 2
Приводы трансмиссии:
- тип гидравлические
Движитель: гусеничная лента с косыми грунтозацепами и ведущим колесом с улучшенной очищаемостью
Запас топлива, л 1200+400
Удельная мощность, л.с./т 18,3
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 500
Бронезащита: на уровне танка Т-72Б, встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5»,
бортовые экраны корпуса с интегрированными модулями динамической защиты типа «Реликт»
и решетчатыми экранами проекции МТО корпуса
система пуска дымовых гранат 8 х 902А
применяемая граната 3Д7 или 3Д17
время постановки завесы, с, не более 3
Экипаж, чел. 3

ВООРУЖЕНИЕ

125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 (или 2А46М-5-01)
12,7-мм зенитный пулемет 6П50 «Корд»
Автомат заряжания Обеспечивается укладка и заряжание артиллерийских и управляемых выстрелов
Стабилизатор вооружения Двуплоскостной с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим малогабаритным приводом в вертикальной плоскости
Основной прицел: многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У», каналы:
- оптический;
- тепловизионный;
- канал лазерного дальномера;
- канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).
Запасной прицел наводчика: 1А40-1 (или 1А40-4)
Прицел командира: ТКН-3МК с системой «Дубль»
Автомата сопровождения целей
Радиосвязь: радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук»
Комплекс программно-аппаратный АВСКУ
Дисплейный комплекс механика-водителя
Телевизионная камера заднего обзор

Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.
Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff , за что ему большое спасибо.
Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).

T-72A

Т-72Б (образца 1984 г), T-72B
принят на вооружение в 1984 г


(Т-72Б обр. 1989)


Т-72БМ (фото В.Кузьмина, )


последовательный РМШ ()


В дополнение к вышеизложеному:

Т-72Б3 - это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.
В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» - танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.


Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке Т-72Б3
()

Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) - осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.

Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (

Этот пост не совсем про MH17, но он хорошо иллюстрирует вопрос о наличии и источниках современного оружия у повстанцев ДНР / ЛНР, равно как и тему "недостаточно строгих доказательств" и тотального вранья официальных российских лиц и СМИ.

Как Вы можете догадаться по названию, речь пойдет о танке, а более конкретно - о танке, показанном в понедельник вечером в репортаже Вестей-24. Речь пойдет вот об этом видео в сюжете который идет с 6:29. для тех кому лениво искать нужный фрагмент на подтормаживающем сайте Вестей.

Итак, по версии Вестей-24 перед нами Т-72М с иностранной аппаратурой. Однако крайне похожий танк до этого уже "светился" у украинских СМИ как захваченный украинскими войсками под Иловайском российский танк Т-72Б3

На то что это вообще одна и та же машина указывает в частности пробоина над левым траком

По версии украинской стороны этот танк был захвачен у российских военных под Иловайском, введен в строй ВСУ (на корпусе нанесены две белые полосы для опознавания), но подбит и потерян при прорыве из окружения. Утверждается так же что на вооружении ВСУ таких танков нет и никогда не было.

Так ли это? Давайте посмотрим. Танк Т-72 ("танк образца 1972 года") был принят на вооружение Советской Армии в 1973 году. Это было более 40 лет назад и на пике могущества Союза, так что танк с тех пор неоднократно модернизировался, производился и использовался в огромных количествах в нескольких странах и поставлялся в разных комплектациях для разных заказчиков. Дать исчерпывающее описание получившемуся многообразию не представляется в рамках небольшого поста возможным, так что я просто коротко пройдусь по основным этапам развития Т-72

Вот это - первая, "базовая", модель Т-72 с которой все начиналось (1973). Изначально эта машина задумывалась просто как удешевленный вариант танка Т-64 лучше оптимизированный под массовое производство, но в итоге оптимизировавшие машину конструкторы далеко ушли от конструкции 64-ки. Воспринято это творчество, было, правда, довольно неоднозначно, поскольку различия с Т-64 зашли настолько далеко что под новую машину пришлось значительно переделывать производственную линию от Т-64 вплоть до списания части свежеустановленного оборудования, а развертывание выпуска Т-72х и его лечение от "детских болезней" шли довольно долго. Но Союз в тот момент не считал денег и в результате получился великолепный для своего времени и при этом недорогой танк который с 1975 начал поступать в войска.

В 1979 этот танк был модернизирован путем установки более совершенной пушки, современных прицельных приспособлений (лазерного дальномера вместо оптического), противокумулятивных экранов, системы постановки дымовых завес и, главное, эффективных систем ведения ночного боя. Так на свет появился Т-72А, а на башне танка впервые появился прожектор ИК-подсветки и цилиндрики дымовых гранат

С некоторыми модификациями Т-72А под обозначениями Т-72М и Т-72М1 широко экспортировался Союзом. На фото внизу, например, иракские танки:

Как несложно заметить, с "украинским" танком на видео эта вариация имеет мало общего - захваченный танк определенно не был Т-72М. Однако мы возвращаемся в Союз и едем по оси времени дальше. К 1985 году Т-72 начал заметно уступать западным танкам и оказался весьма уязвим для новых противотанковых ракетных комплексов. При этом он уже был накоплен в Союзе в огромных количествах и оставался очень удобным для производства. Но на выручку стареющей машине пришла новая технология - т.н. динамическая защита. ДЗ многократно усиливала броневую защиту танка, особенно от кумулятивных боеприпасов использовавшихся в ПТРК и позволяла легко и дешево модернизировать Т-72й просто навешав на броню стандартных "кирпичиков" дополнительной защиты. Так на свет из ранее выпущенных Т-72А путем сравнительно небольших манипуляций стали появиляться Т-72АВ. На новые выпускаемые Т-72е помимо ДЗ стали устанавливать так же новые двигатели и новое прицельное оборудование, в том числе - систему наведения для новой противотанковой ракеты запускаемой из пушки Т-72. ДЗ должна была прикрыть танк надежной броней, а управляемая ракета - позволить ему уничтожать танки и противотанковую артиллерию противника с недосягаемого для них расстояния. Этот вариант получил название Т-72Б ("просто" Б). Поскольку система лазерного наведения ракет стоила приличных денег для "дешевого" Т-72, то свет увидела и урезанная версия Т-72Б1. Экспортную версию назвали Т-72С. Внешне модификации этого этапа легко определяются по характерным кирпичикам динамической защиты первого поколения



До распада Союза большинство Т-72х успели модернизировать именно до этого уровня. Дальнейшее развитие требовало
* Установки автоматизированных систем управления огнем, которые автоматически вносили бы поправки при стрельбе на разные второстепенные факторы (в старых танках это делалось вручную один раз перед боем)
* Установки динамической защиты второго и более поздних поколений (первое неплохо защищало от ПТРК, но не от подкалиберных снарядов)
* Установки современного навигационного оборудования и средств связи (что, увы, оставалось проблемой для наших танков даже в 2008м в Грузии)
* Установки систем противодействия лазерным средствам наведения стремительно распространявшегося высоточного оружия
* Установки систем активной защиты от новых ПТРК с тандемными БЧ и БЧ поражающих танк сверху
* Установки более совершенных тепловизионных систем ночного видения, позволявших обходиться без ИК-прожекторов

Первые два пункта успели до распада Союза реализовать в опытном образце который в разных источниках называют Т-72БМ, Т-72БУ или просто "Т-72Б образца 1989 года", но стране к тому моменту было уже не до танков и в серию этот вариант не пошел.

Позже в слегка доработанном виде этот вариант уже в России получит "в рекламных целях" название Т-90, но производство запустят лишь в 1992 и пойдет оно очень низкими темпами - вплоть до 1998 таких машин произведут всего 120 штук. Внешне этот вариант (также экспортировавшийся под названием Т-90С) выглядит вот так:

А после модернизации 2004-го (Т-90А) - вот так:

Западные страны, получившие "по наследству" множество Т-72х и Индия оказавшаяся одним из крупнейших заказчиков породили несколько своих вариантов 72-х:

Индия (Т-72М1):

Польша (PT-91)

Польша (PT-91A)

Чехия (Т-72CZ)

Словакия (Т-72М1А)

Словакия (Т-72М2)

Для лучшего понимания дальнейшей истории следует вспомнить что в Союзе было довольно много крупных танковых заводов, каждый из которых специализировался на выпуске какой-то "своей" модели танка. Бюджет советской армии позволял одновременно выпускать поразительное количество разных моделей танков и по факту едва ли не каждый завод в результате специализировался на выпуске и модернизации "своей" линейки танков в крупной степени несовместимой с моделями танков производимыми другими заводами. Харьковский ХЗТМ "специализировался" на Т-64 и отчасти Т-80, нижнетагильский УВЗ - на Т-72, омский ОЗТМ и Кировский завод в Ленинграде - на Т-80. При этом Т-80 по сравнению с Т-64 и Т-72 был хотя и совершенной, но дорогой и капризной машиной (вдвое дороже Т-64). Поэтому когда Союз распался, производство Т-80 было по большей части свернуто, Россия лишилась доступа к производству и запчастям для Т-64, а Украина - к производству и запчастям для Т-72. Поэтому при наличии избыточно огромных танковых арсеналов, Россия поспешила законсервировать свои Т-64, а Украина - свои Т-72; при формальном наличии на складах, ни Т-64 в российских войсках, ни Т-72 в украинских войсках практически не использовались. В результате большинство украинских Т-72 никак не модернизировалось и не обслуживалось и на сегодняшний день выглядит примерно вот так:



Однако признанные невыгодными для собственных войск Т-72е Украина пыталась модернизировать и продавать иностранным заказчикам. Выглядело это примерно вот так (Т-72УМГ):

И особого распространения не получило (в основном только Эфиопия?). Похожий внешний вид имеют и современные украинские танки - ниже изображен Т-64БМ "Булат"

(добавлено по просьбе в комментариях) Свои экспортные варианты модернизированных Т-72 предлагала под названием Т-72М1М и Россия. Эти танки кочевали аж с 2002 года по самым разным международным выставкам постепенно меняя свою комплектацию на более дешевую и более современную но своего покупателя так до сих пор не нашли. Шли переговоры о их поставках в Алжир и Венесуэлу, но подтверждений того что эти поставки реально были проведены я не видел (Алжир, к примеру, предпочел в итоге Т-90С, а Венесуэла вроде бы получила пару десятков чего-то из Б-модификаций Т-72); массовое производство этого варианта, соответственно, не разворачивалось:



Изображенный на исходной фотке танк захваченный на Украине, однако, как можно заметить не похож ни на один из десятка представленных выше вариантов. Зато он поразительно похож на вариант модернизации танков Т-72Б одобренный российским Министерством обороны для крупномасштабной программе обновления многочисленных российских запасов Т-72х. Вариант нашими военными был выбран сравнительно бюджетный, но современный - в рамках этой модернизации на танки ставится современная система управления огнем с кучей датчиков, обеспечивающих высокую точность ведения огня, современные (французские) чувствительные тепловизоры, динамическая защита второго поколения Контакт-5, относительно современная радиостанция и спутниковая навигационная система.



Называется сиё чудо - да, Вы угадали, именно Т-72Б3 . Существует так же более ранний вариант модернизации (Б2) и вариант Т-72БА модернизируемый из Т-72А. Выглядят они примерно вот так:

Однако на украинском фото уверенно опознается именно новейший и сугубо российский Т-72Б3, поступивший в войска лишь в 2012 году.

Российское ТВ сыграло с конспираторами злую шутку, не только подтвердив что фотография сделана в зоне боев на Украине, но и добавив к этому характерную сугубо для Т-72Б3 систему управления, совмещающую старый оптический прицел и новый французский тепловизор от Thales. Я привожу ниже приведено фото Т-72Б3 с выставки, и в исходном видео эта система легко опознается

Датчик ветра Т-72Б3

Прицел Сосна-У снаружи (характерный "ящик" справа на башне танка)

Таким образом, полагаю, можно считать доказанным вне пределов разумных сомнений что на Украине вначале украинская армия, а затем и повстанцы откуда-то захватили новейший российский танк (а точнее модернизированный не ранее 2012 года Т-72Б производства 1989). И этот танк был там далеко не один:

И можно, конечно, продолжать говорить о том что не доказано что Россия не поставляет повстанцам боеприпасы и тяжелое оружие.
Что не доказано то что на Украине воюют по крайней мере на некоторых ключевых должностях российские военные, после чего в России проходят не афишируемые публично похороны
Что не доказаны массовые обстрелы Украины с пограничной территории неизвестной артиллерией

Но мне кажется, что пора уже приличным и умным людям сделать определенные выводы из доказанных фактов и объемов наглого вранья российских официальных лиц.