специальные военно-учебные заведения для приготовления офицеров к службе в кавалерии; существуют почти во всех европейских государствах - в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Англии. В России они имеются двух родов: 1) Николаевское К. училище в Петербурге и 2) юнкерские К. училища. В 1823 г. была основана школа гвардейских подпрапорщиков. В 1826 г. при школе был образован эскадрон К. юнкеров, и она получила название школы гвардейских подпрапорщиков и К. юнкеров. В 1857 г. школа была переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров, а в 1865 г., при реформе военно-учебных заведений, преобразована: высшие, специальные классы образовали теперешнее Николаевское К. училище, а низшие, общие - Приготовительный пансион Училища (ныне Николаевский кадетский корпус). В 1890 г. при училище учреждена казачья сотня. По действующему положению (Св. В. П. кн. XV и Прик. по воен. вед. 1890 г. 156), Николаевское К. училище имеет своим назначением приготовление молодых людей для офицерской службы в полках регулярной кавалерии и в конных казачьих частях. Училище состоит из двух классов, с годичным курсом в каждом. В строевом отношении оно составляет эскадрон и сотню; обучающиеся называются юнкерами. Штатный комплект юнкеров - 320, в том числе 120 казаков. Ближайшее заведование училищем возлагается на начальника его; учебная часть состоит в ведении инспектора классов. При училище состоят комитеты: педагогический, дисциплинарный и хозяйственный. В младший класс Николаевского К. училища принимаются, по достижении 16 лет: а) окончившие с успехом полный курс в кадетских корпусах и б) окончившие курс в средних учебных заведениях, или представившие свидетельства о выдержании при этих заведениях испытания в объеме всего курса. Лица второй категории принимаются, впрочем, лишь на свободные вакансии. Казачьи уроженцы содержатся в училище на казенный счет; прочие молодые люди принимаются своекоштными пансионерами; экстерны допускаются лишь с разрешения главного начальника военно-учебных заведений. Учебный курс: 1) закон Божий, 2) математика, 3) химия, 4) тактика, 5) артиллерия, 6) фортификация, 7) военная топография, 8) начальная военная администрация, 9) военное законоведение, 10) практические занятия по русскому и иностранным языкам, 11) иппология и 12) черчение - топографическое, артиллерийское и фортификационное. В лагере юнкера занимаются фронтовыми ученьями, инженерными и топографическими работами, знакомятся со стрельбою из орудий и с материальной частью артиллерии. По окончании курса юнкера, отнесенные по экзамену к первому разряду, выпускаются корнетами армейской кавалерии, с одним годом старшинства, а отличившие из них - корнетами гвардейской кавалерии; отнесенные ко второму разряду - корнетами армейской кавалерии без старшинства, отнесенные же к третьему разряду переводятся в полки армейской кавалерии унтер-офицерами на 6 месяцев. Неспособные к военной службе награждаются, при выпуске, гражданскими чинами XII или XIV класса, смотря по успехам. Юнкерских К. училищ в настоящее время имеется два - Тверское и Елисаветградское и, сверх того, три казачьих: Новочеркасское, Ставропольское и Оренбургское. См. Юнкерские училища.

  • - нач. уч. зав. повышенного типа. Открывались по Положению 1872 вместо у. уч-щ. В Г.У. действовала кл. система преподавания. Г.У. были 1-6-кл. На У. - в осн. 3-4-кл. с 6-летним сроком обучения...
  • - нач. мужские уч. зав. православного ведомства. Открывались по Положению 1808. На У. возникли в пер. пол. XIX в. Д.У. имели 4 кл., иногда - приготовительный...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - ср. женские уч. зав. Открывались с 1843. Е.У. были 6-годичными. С 1900 был введен 7-й педагогический класс. На У. действовали со второй пол. XIX в. в Вятке, Перми, Екат., Уфе, Оренб...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - - начальные школы в России. Создавались с 30-х гг. 19 в. по одному на волость для подготовки детей казённых поселян к писарской деятельности. Гл. внимание обращалось на технику письма...
  • - - повышенные начальные школы для детей городского населения; учреждены по проекту Н.Х. Весселя взамен уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов по военным, медицинским и гуманитарным специальностям...

    Педагогический терминологический словарь

  • - см. в ст. Учебные заведения горные...

    Геологическая энциклопедия

  • - I. Высшие Г. училища, в Германии называемые горными академиями, имеют своей задачей теоретическую и практическую подготовку горных инженеров, которые могли бы быть руководителями в деле горном, горнозаводском и...
  • - в России существуют на основании Положения, высочайше утвержденного 31 мая 1872 г. По мысли законодателя, заведения эти - общеобразовательные, назначенные "для городского населения, и преимущественно для бедной части...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - низшие духовно-учебные заведения, действующие на основании устава 1884 г. и подготовляющие к Д. семинариям. Нормальный состав их - четыре годичных класса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - начальные школы в России в 19 в., готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений...
  • - учебные заведения повышенного типа для детей мелкой городской буржуазии и служащих, впервые возникшие в Западной Европе в 17 в. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 г. повышенные начальные школы с 6-летним сроком обучения, созданы в 1872 вместо уездных училищ. С 1912 преобразовывались в высшие начальные училища...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол-уч"...

    Русский орфографический словарь

"Кавалерийские училища" в книгах

КАВАЛЕРИЙСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

КАВАЛЕРИЙСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ В кавалерии все зависит от начальника. Хороший начальник достигнет успеха даже с посредственной частью, а плохой ничего не добьется с прекрасными полками. Берусь об этом судить, потому что пришлось служить и с хорошими, и с плохими.Хорошие

Помимо училища

Из книги Катенька автора Гаркалин Валерий Борисович

Помимо училища Мой студенческий билет давал возможность проникать и в театры драматические, чем я охотно пользовался, побывав практически на всех заметных спектаклях середины 70-х годов. А ведь это была эра высших творческих достижений Анатолия Васильевича Эфроса и Юрия

После училища

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

После училища Вот что представляла собой Удельная спустя почти тридцать лет, в конце 1890-х годов, по словам М.И. Пыляева: «Собственно дачи на Удельной расположены с правой стороны железнодорожной линии от Петербурга, с левой же стороны находится Удельная ферма с парком, в

Кавалерийские доспехи

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Кавалерийские доспехи Я не знаю, почему пренебрегают доспехами, потому что нет ничего более полезного и декоративного. Кое-кто утверждает, что они отошли в прошлое после изобретения пороха. Это не так; ведь во времена Генриха IV и до 1667 года их носили. Порох был изобретен

Глава 7 ТАНКОВЫЕ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ И КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА

автора Гланц Дэвид М

Глава 7 ТАНКОВЫЕ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ И КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА В конце 1920-х и на протяжении большей части 1930-х годов Советский Союз потратил немало времени, ресурсов и энергии, разрабатывая новейшие теории, технические новинки и методы управления, необходимые для более

КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА

Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА Каким бы анахронизмом ни казались кавалерийские войска в 1940-х годах, Красная Армия весьма полагалась на конницу, особенно в наступательной роли, в начальный период войны, когда ее танковые войска были приведены в беспорядок. И действительно,

29. КАВАЛЕРИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ВИЦМУНДИРАХ (Кавалергардского, лейб-кирасирского Ее Величества и Павлоградского гусарского полков)

Из книги Русская армия 1812 года. Выпуск второй автора Пархаев Олег Николаевич

29. КАВАЛЕРИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ВИЦМУНДИРАХ (Кавалергардского, лейб-кирасирского Ее Величества и Павлоградского гусарского полков) Вне строя кирасирские и гусарские офицеры помимо общеармейских сюртуков носили вицмундир, являвшийся парадно-выходной формой. Кирасирские

Из книги Русские гусары. Мемуары офицера императорской кавалерии. 1911-1920 автора Литтауэр Владимир

4. Казачьи кавалерийские войска во время войны

Училища

Из книги Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение автора Бичурин Никита Яковлевич

Училища

Из книги Взгляд на просвещение в Китае. Часть I автора Бичурин Никита Яковлевич

Училища Училища разд?ляются на три разряда. Въ первомъ разряд? поставлены училища Общественныя или Народныя, во второмъ у?здныя, въ третьемъ Губернскія. Народныя училища учреждены во вс?хъ городахъ и состоятъ подъ в?д?ніемъ М?стныхъ Начальствъ, которымъ предоставлена

Кавалерийские корпуса

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович автора БСЭ

Воспоминания генерал-лейтенанта Свечина М.А. (16 мая 1876, Санкт-Петербург - 15 апреля 1969, Ницца) о Николаевском Кавалерийском Училище

Николаевское Кавалерийское Училище

31 Августа 1893 года, я вступил в Николаевское Кавалерийское Училище, образованное из бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров. Училище наследовало старые традиции, запечатленные еще стихами, прошедшего в нем курс, величайшего русского поэта Лермонтова. Было в них не мало юмористических и сатирических выпадов, но, в общем, уклад жизни Училища, или как y нас принято было говорить- «в славной Школе», вел к строжайшей дисциплине и молодцеватости. Считалось, что кавалерист должен быть - лихой, ловкий, воспитанный в чисто воинском духе.
Подход к этому, издавна, велся в строгой субординации и точном подчинении не только начальству, но и старшим нашим товарищам - юнкерам старшего курса. Младший курс должен был видеть в них - свое ближайшее начальство. Младший курс считался еще не проникшимся воинским кавалерийским духом, юнкера коего назывались «сугубыми зверьми». Они должны были слушатъ и повиноваться юнкерам старшего курса, кои наставляли их в установленных в Школе традициях. Кроме того, среди юнкеров старшего курса имились начальники: эскадронный и взводные вахмистры (в частном обиходе «капралы») и портупей-юнкера (также в частности - «эстандарт-юнкера»). Они имели на погонах еоотвѣтствующие отличия поперечными нашивками, почему и назывались нашивочными. Эти звания получали юнкера старшего курса, приказом по Училищу, за успехи — в науках, строевых занятиях и умению хорошо ездить верхом. Согласно Дисциплинарному Уставу эти начальники обладали правами по наложению наказаний - назначения не в очередь на наряды (дежурства и дневальства) и оставление без отпуска.
В общем следует признать, что переход из кадет корпуса в юнкера училища — был безусловно суровым. К тому же, y нас, среди юнкеров старшего курса попадались люди не совсем уравновешенные, без нужды переходили границы благоразумия, но это надо считать как исключение. Однако этот строгий режим, называемый «цуком», молва преувеличивала и доходя до высшего военного начальства, включая военного министра, вызывала требование к начальникам училища - принять меры для искоренения этого «цука». Но вопрос был очень деликатный и не все начальники училища подходили к нему хладнокровно, a резкие меры вызывали не улучшение, a ycyгубляли положение, приводя к уродливым формам. Так например уже по моем окончании училища, один начальник училища отменил право «нашивочных» юнкеров налагатъ наказания, принадлежавшие им по Дисциплинарному Уставу; это привело к тому, что налагались незаконные наказания, вроде назначения сделать десятки гимнастических приседаний, действительно унизительных. Но упоминаю об этом как исключение, в общем редко можно было встретить y бывших питомцев Школы неприятное воспоминание о жизни в стенах училища. A, c другой стороны, суровый режим воспитывал «отчетливых» будущих кавалерийских офицеров.
Через месяц, когда прибывшие в училище юнкера утверждались в первоначальном воинском обучении и владении оружием, (что особенно было трудно для лиц поступивших из гражданских учебных заведений, т. к. кадетам это было известно), назначалась церемония принятия присяги. Для этого в манеже выстраивались в пешем строю, с полной амуницией и оружием, эскадрон и сотня, выносился Штандарт, читались слова присяги и присягнувшие юнкера младшего курса прикладывались ко Кресту и Евангелію. С зтого дня поступившие юнкера зачислялись на действительную, военную службу и с этого дня насчитывалась выслуга пенсий. И юнкера поступали под действия военного законодательства.
Занятия в училище были установлены: - 4-ре часа лекций в классном флигеле и 4-ре часа строевых занятий, в том числе ежедневно час верховой езды. Два раза в неделю, по вечерам, были репетиции по прочитанным курсам лекций, за которые ставились отметки (баллы).
Кроме военных наук -- тактики, военной истории, фортификации, артиллерии, топографии, военной администрации, подрывном деле, мы проходили - историю Церкви (Закон Божий), историю русской литературы, законоведение (особенно полковые суды), французский и немецкий языки и, еще в мое время - химию и механику, впоследствии отмененные; в мое время - эти две науки y юнкеров носили названия - сугубых.
В середине Мая, училище переходило в лагерь Красного Села. Этот лагерь широко известный, среди военных и юнкеров Петербургских училищ, был одним из больших центров летней подготовки, учебных стрельб и маневров войск. Подъезжая к лагерю вы слышали: треск барабанов, звуки горнов и труб, заливчатую трель флейтистов; слышались ружейные выстрелы и очереди пулеметов, доносился отдаленный гул артиллерийской стрельбы. Поднявшись в ряд слобод, образующих Красное Село и обернувшись назад, перед вами откроется красивая картина палаточного лагеря пехотных полков и батарей императорской гвардий. A здесь, между слободами, раскинулись дворцовые постройки и бараки штабов. Сюда же примыкал своим правым флангом Авангардный лагерь армейских частей, бараки военных училищ, заканчивающиеся постройками Офицерской Кавалерийской Школы.
Трудно подыскать столько разнообразия в топографическом смысле, как окрестности Красного Села. Здесь вы найдете в фигурации местности, все нужное для обучения войск: - леса и перелески, овраги и холмы С причудливыми хребтами. По преданию на этот участок местности, в 25-ти верстах от Петербурга, указал наш великий Суворов. Сюда на смотры и маневры прибывали Наши Венценосные Вожди, сюда приглашались военные представители иностранных держав.
Впереди Авангарднаго лагеря растилалось обширное, холмистое пространство, примерно на три версты в ширину и длину, носившее название военного поля, казавшееся плоским, но было всхолмлено так, что в его складках скрывались на учениях целые кавалерийские полки. Сухой грунт поля, вытоптанный на учениях, во время которых, на широких аллюрах, поднималась такая пыль, что всадник не видел ушей своего коня.
Южную сторону поля окаймляла «Лабораторная роща», склады и артиллерийские снаряжения, т. к. за рощей находился полигон для практических стрельб артиллерии. В поле, на самом его высоком холме, уже давно был построен «Царский валик», откуда Державные Вожди Российской Армии смотрели прохождение церемониальным маршем войск и где, в былое время, Императоры, в конце лета, поздравляли выпускных юнкеров и пажей с производством в офицеры.
Отсутствие на поле ориентировочных пунктов затрудняло построение войск к смотру. Требовалась посылка топографа для точного определения правого фланга построения, чтобы кипрегелем визируя на три отдельных предмета, в том числе на дымовую трубу бумажной фабрики Печаткина, засечь нужную точку. По-этому, досужие зубоскалы уверяли, что если рухнет труба фабрики, то и выстроить большую массу войск лагеря - будет невозможно.
Эскадрон и сотня нашего Училища, в конном строю с полным вооружением выступив из Петербурга, походным порядком с привалом у Лигово, двигались переменными аллюрами и песнями.
По дорожке Красносельской едет эскадрон гвардейский, Эскадрон - лихой!
Снега белого белее, Блещут наши портупеи, Шашками гремя!
А, полковник приказал - Сделать в Лигове привал: Бутерброды есть!
Тут шакалы подбегают, Нам бутылки предлагают, С игристым вином!

Но полковник не зевает, Он шакалов прогоняет, Жилистым хлыстом!
И кидает им в затылки - Драгоценные бутылки, Как ему не жаль?

Прибыв в бараки нашего лагерного расположения, мы, первый месяц нашего обучения, посвящали: на младшем курсе - топографическим съемкам, a на старшем - верхом производили маршрутные съемки и решали в поле заданные нам тактическиея задачи.
Закончив эти работы, которые отмечались баллами, мы приступали к интенсивным строевым занятиям. Среди которых ежедневно проводились конные учения, где юнкера с полным вооружением, полагающегося кавалеристу, с винтовкой за спиной на солдатском седле. Все это давало, каждому из нас, полное понятие о тяжести кавалерийской службы. когда на широких аллюрах и всяческих перестроениях винтовки набивали спину, a сжимаясь в сомкнутых строях страдали и ноги. Моясь в банях мы могли наблюдать друг y друга синяки и ссадины, причиненные на учениях. И понятно на нас молодых, ложилось тяжелее чем на солдатах.
20 Октября 1894 года, в Бозе почил Император Александр III. 7 Ноября поезд с телом Императора прибыл из Ливадии в Петербург, наше Училище, в конном строю, к полдню прибыло к Николаевскому вокзалу и мы были свидетелями прохождения траурного шествия, a затем следовали за гробом вплоть до Петропавловской крепости. в церкви которой покоились лица Царской Семьи, со времен Петра Великого.

Когда я перешел на старший курс, великий князь Николай Николаевич был назначен Генерал-Инспектором Кавалерии. Страстно любящий кавалерийское дело, великий князь энергично принялся за работу, безусловно поставив ее на большую высоту; можно лишь отметить, что его резкий характер, иногда, переходил границы, наводя на смотрах трепет среди кавалерийских начальников, т. к. те, которые сплоховали, - отрешались от своих должностей или не получали дальнейшего продвижения по службе. «Пошло избиение», как говорилось в те времена. Многие полагали, что энергичная работа вел. князя не пострадала, если бы им не применялись эти резкости; надо иметь в виду, что положение вел. кн., как такового, затрудняло ответом или даже объяснением лица, коему был брошен резкий упрек. Мало кто решался бы на возражение, а, потому, вел. князю и не следовало пользоваться своим привилегированным положением. Постепенно, с годами, характер вел. князя значительно смягчился.
Однажды, молодым офицером, назначенным ординарцем к вел. князю на его выезд для смотров, я оказался свидетелем следующего: делая смотр Уланам Ее Величества, вел. князю не понравилась какая то эволюция в построении; вызвав командира полка ген. Баранова, он начал выговаривать ему и бросил бранное (неприличное) выражение. Тотчас командир Улан повернулся и начал отъезжать. Вел. кн. сперва недоумел отъезду от него командира полка, a затем приказал: «Ординарец верните мне командира полка». Я поскакал выполнять распоряжение. Вернувшемуся ген. Баранову, вел. кн. заявляет: «На каком основании вы позволяете себе отъезжать, когда я делаю разбор учения»? Но не потерявшийся и сохранивший полное спокойствие генерал ответил: ‘Когда Ваше Императорское Высочество говорите мне о кавалерийском деле, я Bac слушал, в ваших же «выражениях» я не компетентен». Вел. кн. понял свое неосторожное выражение, вырвавшееся нечаянно, обнял командира полка; все кончилось по хорошему, принял приглашение на завтрак в полк. Но не y всякого хватало решимости на такой ответ.
В середине лагерного обучения, из Главного Штаба поступил список свободных офицерских вакансий в полках. A в училищной канцелярии был составлен список в порядке среднего балла за выпускные экзамены, лагерные практические занятия по съемкам и прочее. По этим спискам и происходила разборка вакансий, имеющихся в полках. Каждый юнкер, в зависимости от своих успехов, мог видеть - дойдет ли до него возможность попасть в намеченный желательный для него полк? Состоя третьим по списку, меня этот вопрос не озабочивал.
(Выпускные пажи имели привилегию выбора желательной части, даже если в ней отсутствовала вакансия).
Выяснив в какой полк, по разборке вакансий, юнкер попадет, можно было приступить к заказу соответствующей полковой формы, дабы ко дню производства, что для нас намечалось на 12 Августа 1895 года, не опоздать надеть офицерский мундир.
Подходил день производства, когда мы, став офицерами, покидали нашу славную Школу, где мы так дружно сжились, теперь же расставаясь с нашими младшими братьями-зверьми, с которыми нужно было проститься и наставить их в хранении школьных традиций. После дружеских объятий всем хором пелась наша «Звериада», в которой сохранилось не мало строф нашего Лермонтова.
Затем читался последний наш «юмористический приказ по курилке» с заключительной фразой которого полагалось, что последний позвонок звериного хвоста отпадал и бывшая наша молодежь-«звери» становились «корнетами» с возложенными на них обязанностями; - хранить и поддерживать славу нашей Школы!

Производство в офицеры.

День производства в офицеры был большим событием в жизни молодежи, предназначавшей себя к военной службе. Действительно, мы из учеников делались самостоятельными, полноправными российскими подданными и офицерами, которым отдавала честь могучая наша Армия. Понятно, этот день, y нас запечатлевался на всю жизнь!
Конец маневров в 1895 году в Петербургском военном Округе заканчивался к 12 Августа и на этот день был назначен Высочайший смотр войскам лагеря. По окончании смотра, окончившіе курс пажи и юнкера Петербургских военных училищ, были вызваны к Царскому валику.
Это был первый год вступления на прародительский Престол нашего последнего Державного Вождя Императора Николая II, так зверски убитого со всей Августейшей Семьей.
Молодой Император, еще не освоившийся со возложенными на Hero, Божьей милостью, трудами, обратился к нам с милостивыми словами, которые были выслушаны с волнением и глубоко запали нам в душу. Государь подошел к нам, обвел своим чарующим взглядом выстроенных юных юнкеров и пажей, и с любовной улыбкой произнес: «Служите верой и правдой России и Мне. Любите Родину и будьте справедливы к подчиненным. Поздравляю вас с производством в офицеры». Громкое Ура вырвалось из наших грудей. Вечером, всем своим выпуском с приглашенными - командиром училишщного эскадрона и нашими сменными офицерами, мы собрались на общий обед y Эрнеста на островах, где, за дружеской трапезой и трогательными речами, прощались друг с другом и училищньм начальством. Этим офиицальная часть заканчивалась и мы расходились группами, для продолжения своего празднования по всем загородным садам, куда, до сей поры, вход нам был закрыт. Плац-адъютанты Петербургского коменданта, по установившемуся обычаю, смотрели снисходительно на наши шалости.
На следующий день утром мы еще раз собрались в стенах училища, в только что сшитых парадных мундирах, где был отслужен молебен, в присутствии всего училищного начальства. Адъютант училища выдал нам необходимые документы и отпускные билеты на полагающийся нам 28 дневный отпуск и мы разъезжались. В дополнение к 28 дням отпуска прибавлялось еще время на проезд к месту службы, исчисляемый по старинному, когда не было еще железных дорог, по 50 верст в сутки. Отчего выигрывали те y которых полковая стоянка была дальше от Петербурга. Выходившие в части стоявшие на Дальнем Востоке, имели несколько месяцев дополнительного отпуска.
Для выхода в гвардейские части требовалось еще получить согласие офицеров полка, для принятия в свою среду. Это положение не обусловливалось каким-либо законом, но давно вошло в обычай и поступленіе в полк, минуя желание его офицеров, ставило нарушителя в невозможное положение служения среди не сочувствующих ему. А, потому, едва-ли кто-либо мог решиться на подобный шаг.
Кроме того, каждый, наметивший себе часть, должен был отдать себе отчет - обладает ли он достаточными средствами, для службы в ней? Т. к. служба, особенно в гвардейских частях, не давала возможности существовать на получаемое жалованье. В этом отношении гвардейские части сильно разнились в зависимости от установленных в полках обязательных расходов. Недостаточная обдуманность в этом отношении грозила тем, что прекрасный офицер, не отдавший себе отчета - справится ли он в намеченной части с имеющимися y него средствами, должен был быстро покинуть полк.
Я, с несколькими товарищами по Училищу, наметившими себе выход Л-Гв. в Кирасирский Ее Величества полк, заблаговременно, до разборки вакансий, проехали в Гатчину (где полк квартировал) к полковому адъютанту M. M. Лазареву, который повел нас представиться старшему полковнику В. Г. Мандрыке. Последний, познакомившись и расспросив нас, отпустил сказав, что ответ мы получим своевременно. Вероятно, о нас, представлявшихся, были собраны необходимые справки, и заехавший к нам в лагерь Лазарев вызвал лишь меня и Н. Н. Лавриновского и передал согласие на наше принятие в полк.
И вот, с производством 12 Августа 1895 года, я получил честь надеть мундир и стать конетом Л-Гв. Кирасирского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка. Полк постепенно сделался для меня родным: - в нем я служил младшим офицером; по окончании Академии командовал в нем эскадроном, в 1910 году, в нем же, отбывал ценз командования дивизионом; по воле Государя и Шефа, мне оказана честь и радость получить в 1915 году в командование родной полк. A последнее, по установившемуся положению, давало мне право, и по окончании командования полком, остаться в его списках и сохранять мундир полка пожизненно.

Материал из Офицеры русской императорской армии

Киевское Николаевское артиллерийское училище на Кадетском шоссе (ныне Национальний университет обороны Украины, Воздухофлотский проспект 28)

  • Киевское Николаевское артиллерийское училище

Справка

  • Дата формирования: 1915
  • Расположение: пр. Воздухофлотский, 28; (С 2000г. - Киевское Артиллерийское училище. Закрыто. Сейчас - корпус Академии Министерства обороны Украины)
  • Праздник:

История

Проект открытия четвертого артиллерийского училища, которое находилось бы в г. Киеве, был разработан и утвержден еще в 1913 году, но за отсутствием кредитов оно было открыто лишь в октябре 1915 года. В так называемой «Кадетской Роще» училищу был отведен участок в 18 десятин, что позволило иметь там громадную площадь для производства на ней батарейных учений. Такого большого учебного плаца не имели ни Михайловское, ни Константиновское, ни Сергиевское артиллерийские училища.

Свою деятельность училище начало 15 октября 1915 года, когда около 180 юнкеров 1-го выпуска, составивших одну батарею, начали прохождение трехлетнего курса артиллерийских училищ, который, по условиям военного времени, они должны были пройти в несколько сокращенном виде в течение всего лишь нескольких месяцев. Некоторую часть юнкеров составляли прибывшие с фронта вольноопределяющиеся, в большинстве своем - Георгиевские кавалеры, затем - студенты различных высших учебных заведений, кадеты и гимназисты, поступавшие по конкурсу аттестатов.

До окончания постройки собственного здания училище временно помещалось в сырой и холодной казарме, не имевшей даже водопровода и плохо отапливавшейся, а так как зима 1915-16 гг. выдалась очень суровой, то юнкерам, получившим почему-то только летнее обмундирование, пришлось сильно мерзнуть.

Ввиду того, что в училище не было еще старшего и младшего курсов, а один единственный курс, не было никакого «цука», дисциплина же, хотя и была строгой, но в то же время была вполне разумной. Когда, например, на экзамене отдания чести некоторые юнкера из бывших вольноопределяющихся подтрунивали над поступившими в училище «со стороны» и это было замечено начальством, эти юнкера были оставлены на неделю без отпуска, «для сбития с них спеси».

Честь открытия журнала взысканий («стрекозы» по-юнкерски) принадлежит юнкеру Апостолову, получившему два дневальства не в очередь за то, что не досмотрел до конца примечания к «Инструкции», разрешавшей отпуск юнкерам до 1 часа ночи для посещения театра, но не кино-театра. Юнкер же Апостолов, получив 26 ноября как Георгиевский кавалер отпуск вне очереди, по возвращении в училище предъявил билет в… кино.

Юнкер Кузнецов, будучи в отпуску при шпорах еще до производства в унтер-офицеры, шел по Крещатику. Заметив курсового офицера, юнкер забежал в первый попавшийся магазин, оказавшийся магазином музыкальных инструментов, и там, за каким-то роялем, поспешил снять злополучные шпоры. За такое отсутствие «гражданского мужества» юнкеру Кузнецову был объявлен перед строем батареи выговор и он получил три дневальства не в очередь.

Наоборот, юнкер Мацеевич, оказавшийся в театре Соловцева одетым не совсем по форме, но с большим «шиком» и тоже при шпорах, не «сдрейфил», а лихо отдал честь штабс-капитану Лалевичу. Как будто бы в награду за присутствие духа никакого взыскания не последовало, а командир батареи, полковник Александровский, осматривая перед производством офицерское обмундирование выпускных юнкеров, заметил юнкеру Мацеевичу: «Вам очень идет офицерская форма. Правда, еще и будучи юнкером, вы всегда одевались «с шиком»!».

После отбытия лагерного сбора в бараках Константиновского военного училища и курса стрельбы на Дарницком полигоне, 14 мая 1916 года состоялось производство в офицеры первого выпуска юнкеров Николаевского артиллерийского училища. Несмотря на трудные условия, в которых протекало их пребывание в училище, из 180 с лишним юнкеров за все время прохождения курса отчислилось лишь двое. Присутствовавший при производстве генерал Чернявский выразил молодым офицерам свое восхищение их чувством товарищества, выразившимся в том, что с общего согласия они предоставили «замыкающему» выпуска юнкеру-кавказцу Жгенти последнюю остававшуюся вакансию на Кавказский фронт, на которую было много желающих.

Сейчас же после производства первого выпуска в училище были приняты юнкера второго выпуска, начавшие занятия 20 мая 1916 года почти в тех же условиях, что и их предшественники, в тех же казармах и с тем же самым командным и преподавательским составом. Темп занятий не замедлялся и невыдержавших напряжения во втором выпуске оказалось больше, около 20 человек, которые и были от училища отчислены. В августе юнкера отбыли лагерный сбор и прошли курс стрельбы в Дарнице.

В октябре училище посетил Государь Император, в продолжение двух-трех дней проводивший с юнкерами по несколько часов в день.

22 декабря 1916 года состоялось производство в офицеры юнкеров второго выпуска. Было произведено около 200 человек.

26 декабря 1916 года приступил к занятиям третий выпуск, последний принесший 28 февраля 1917 года присягу Государю Императору.

В марте училище перешло в законченное постройкой собственное здание.

Революция не внесла никаких ощутительных перемен в жизнь и деятельность училища, как строевую, так и учебную. Вначале несколько осложнял обстановку так называемый «украинский вопрос», на почве которого между юнкерами возникали иногда споры и столкновения мнений, но с течением времени и этот вопрос потерял свою остроту. Вообще же, не поддаваясь всеобщему развалу, юнкера, наоборот, как-то подтянулись. Когда вместе с другими военно-учебными заведениями Киева училище было выстроено однажды перед Городской Думой для выслушания речей революционных деятелей, то на речи эти вместо ожидавшегося «ура» юнкера демонстративно ответили гробовым молчанием.

В феврале 1917 года был начат прием юнкеров четвертого выпуска. Большинство поступивших молодых людей было студентами, но встречались среди них и инженеры, юристы и несколько вольноопределяющихся. Несколько студентов Духовной Академии были вскоре отчислены от училища. В связи с увеличением числа юнкеров была сформирована 2-я батарея.

15 мая 1917 года начался прием пятого выпуска, в котором оказалось много кадет и вольноопределяющихся. Была также группа поляков, по окончании курса в декабре 1917 года отправившихся прямо в польские части и, как дань времени, около 20 евреев. Никто из них курса училища не окончил (один покончил жизнь самоубийством) и, таким образом, евреев-офицеров из Николаевцев-пушкарей не было никогда.

В конце июля училище было вызвано на усмирение полка «имени Полуботько», отказавшегося выступить на фронт. Применения оружия удалось избежать, и дело окончилось без кровопролития.

Последний принятый в училище еще перед революцией четвертый выпуск и пятый, особенно надежный по своему составу, начавший занятия в мае 1917 года, в меру возможности старались не допустить проникновения в училище революционной заразы и, надо сказать, в этом вполне преуспели. Присяга Временному правительству прошла в училище без всякого подъема, а один из юнкеров, Демичев, бывший кадет Нижегородского кадетского корпуса, старательный и дисциплинированный юнкер, просто отказался присягать. Училищные солдаты требовали отдачи Демичева под суд, но дело не имело для него никаких последствий благодаря вмешательству начальника училища и членов училищного комитета. Комитет этот, избранный согласно приказу Временного правительства как неизбежная дань времени, имел в своем составе капитана Шуневича, трех бывших кадет и одного вольноопределяющегося и сводил на нет все попытки революционной деятельности училищных солдат, которые, хотя и митинговали, но боясь отправки на фронт, вели себя не слишком вызывающе.

Дисциплина и традиции поддерживались строго. Почти у всех юнкеров в изголовье кровати, рядом с иконкой, красовался, как и раньше, старый, кадетский или прежней части юнкера, погон с сохранявшимся на нем Шефским вензелем.

Весь курс занятий, лагерный сбор и стрельбу, несмотря на бурное революционное время, пятый выпуск закончил полностью.

В этот период училище неоднократно вызывалось на охрану штаба военного округа. В одном из таких караулов был убит юнкер Гопгардт, бывший кадет 2-го Московского кадетского корпуса, явившийся первой жертвой революции среди Николаевцев-пушкарей.

В сентябре 1917 года был начат прием 6-го выпуска, занятия с которым начались 20 сентября. Молодые люди, собравшиеся со всей России, представляли собой пеструю картину: вольноопределяющихся было мало, большинство было штатской молодежи, частью - студенческой. К их изумлению, в эпоху всеобщего развала они нашли в училище стройную и дисциплинированную военную организацию, беспрекословно повинующуюся начальству в лице своих офицеров и портупей-юнкеров. Некоторые из только что поступивших, находившиеся под влиянием революционных идей, быстро оценили невыгодную для них обстановку в училище и просили об отчислении. Так отсеивались и уходили малодушные. Оставшиеся же, вместе с юнкерами пятого выпуска с честью выполнили свой воинский долг до конца и не посрамили имени пушкарей-Николаевцев.

Начиная с 25 октября 1917 года, вместе с другими военными училищами г. Киева, Николаевское артиллерийское училище участвовало в подавлении большевистского восстания, когда был арестован пресловутый Пятаков.

Затем началась сумбурная эпоха смены властей. Появилась Украинская рада, представители которой старались привлечь юнкеров-Николаевцев на службу в формировавшуюся украинскую армию. Время наступало все более и более тревожное. Приходилось уже охранять самое здание училища от покушений «товарищей», мстивших Николаевцам за их участие в подавлении беспорядков в городе после 25-го октября.

К 25-му января 1918 года перед самым захватом Киева большевиками юнкерам пятого выпуска, закончившим курс обучения, еще в декабре 1917 года, были выданы свидетельства об окончании курса и также их послужные списки. Юнкера шестого выпуска получили удостоверения о четырехмесячном прохождении ими курса Николаевского артиллерийского училища. И тем и другим было приказано оставить стены училища и покинуть Киев, пока вокзал не был еще занят большевиками.

Еще в самом начале января 1918 года при украинском гетмане Скоропадском, по приказу генерала графа Келлера в Киеве были сформированы для поддержания порядка в городе (как против большевиков, так и против петлюровцев) офицерские дружины полковников Кирпичева и кн. Святополк-Мирского. При последней была сформирована батарея под командой полковника Шуневича, состоявшая почти исключительно из бывших юнкеров Николаевцев, и которая действовала на Святошинском направлении. В состав батареи входили среди других: фельдфебель Чайко-Чайковский, делопроизв. Н. П. Рклицкий, орудийный начальник одного орудия (импровизированная орудийная площадка на Дарницком направлении) Железко, старший передков Апостолов, К. К. Миллер, ординарец командира батареи, Седов, Монастырский, Татунько и т. д.

Просуществовав почти полтора месяца, батарея, так же как и офицерские дружины, была брошена гетманом на произвол судьбы и расформировалась «самотеком» на Львовской улице, против женской гимназиии Жекулиной. Впоследствии, уже в Добровольческой армии, где дралось с красными большинство офицеров командного и преподавательского состава и бывших юнкеров Николаевского артиллерийского училища, служба в составе этой батареи была засчитана как служба в Добровольческой армии.

Прошло курс училища и было произведено в офицеры 1.500 - 2.000 человек.

Командный и преподавательский состав училища

Начальник училища генерал Промтов (в Югославии служил в Сербском артиллерийском управлении). Командир 1-й батареи полковник Александровский (был в Югославии, затем вернулся в СССР). Командир 2-й батареи полковник Мартынов. Отд. офицеры: капитаны Афанасьев (32-й артиллерийской бригады, умер в 1920 г. в Одессе), Саккилари (погиб в 1917 г. в автомобильной катастрофе под Ялтой), Корытин (умер в Югославии), М. А. Шуневич (был в Галлиполи в Сергиевском арт. училище, ныне проживает в Нью-Йорке), Лалевич (14-й артиллерийской бр., уехал в Кишинев), Хатов, Побыванец (были в Галлиполи), Руссет («рыжий»), Григорьев, Кузнецов. Адъютант училища шт.-кап. Знамеровский. Курсовой офицер гв. капитан Ольшевский. Преподаватели: полк. Гнучев (был в Добр, армии), полк. Ломакин (остался в СССР, окончил Киевский политехн. Инст.), полк. Руппенейт (остался в СССР и был начальником основанной большевиками в здании Николаевского арт. училища артиллерийской школы), полк. Мишин, кап. Щербинский («Верочка»), полк. Лебединский, шт. кап. Спекторский (убит в армии ген. Юденича), вет. врач Козелкин, кап. Шереметинский (зарублен буденовцам в 1920 г. на батарее).

Фельдфебеля: 1-го вып. - Менцель, 2-го - Шапошников, 3-го - Миронов, 4-го - Дараган, 5-го - Оборский и Иванов.

Погибли еще в первую мировую войну: Шадейко, Даниленко, Александрович и др.

Убиты в гражданскую войну: Гопгардт, Жуков, Гоппэ, Чечетов, Слюсарский. Погиб в плену у красных в 1944 г. - Клиппенберг.

Скончались заграницей: Юденко, Скибицкий, Жекулин, Бабушкин, Люлька, Савинов, Григорович-Фирсанович, Любимцев и много других.

Были заграницей и в Добр. Армии: Менцель, Дрейер, Татунько (вернулся в СССР), Веселовский, Григорович-Барский, Турчанинов, Стефанович, Гриельский, Новиков, Остроменский, Визерский, Прозоров, Боболович, Урода, Кованько, Лайпеко, Сыровец и многие другие.

Имеется связь с: полк. Шуневич, Н. П. Рклицким, Н. К. Мациевичем, Л. Г. Лавцевичем, В. В. Лященко, Н. Псиол, В. Лысенко, Н. А. Апостоловым (1-го выпуска), H. Н. Баташевым, А. И. Федоровым (2-го вып.), К. К. Миллером, В. С. Мыльниковым, А. И. Волковым (3-го вып.), А. Д. Валлийским (4-го вып.), П. В. Фицхелауровым, Л. С. Тер-Азарьевым, Л. П. Ковальским, И. Сидоровым, А. А. Самойленко (5-го вып.), Кинашевским (6-го курса) и Рабенко (выпуск неизвестен).

(Составил «Памятку» по сведениям и воспоминаниям Николаевцев, с которыми имеется связь H. Апостолов )

В 1919 г. базе училища были открыты Киевские артиллерийские курсы, затем Киевская артиллерийская школа, Киевское артиллерийское училище, Киевское высшее зенитное ракетное инженерное училище (КВЗРИУ). Комплекс зданий Николаевского артиллерийского училища в Киеве построен в 1915-17 гг. архитектором Д. Зайцевым.

Начальники

Офицерский состав

Выпускники

Дополненiе къ Высочайшему Приказу, отданному Мая 14-го дня 1916 года
Производятся въ Прапорщики, со старшинствомъ съ 1-го Апреля 1916 года:

Изъ юнкеровъ:

Дополненiе къ Высочайшему Приказу, отданному Декабря 22-го дня 1916 года
Производятся въ Прапорщики, со старшинствомъ съ 1-го Октября 1916 года:
съ зачисленiемъ по полевой легкой артиллерiи:
Изъ юнкеровъ:

  1. Александрович
  2. Балаш
  3. Балашев
  4. Баранов
  5. Барзыкин
  6. Безкишкин
  7. Белинский
  8. Белкин
  9. Билинский
  10. Биллевич
  11. Блажовский
  12. Богдан
  13. Борисов
  14. Брычкин Иван
  15. Брычкин Николай
  16. Будович
  17. Ванькович
  18. Васильев
  19. Вовченко
  20. Волков Яков
  21. Волосков
  22. Вольщан
  23. Воротницкий
  24. Герасимов
  25. Гонтарев
  26. Дегтярев
  27. Демидов
  28. Добровольский
  29. Доливо-Добровольский
  30. Дубовик
  31. Ефимов
  32. Еше I Федор
  33. Еше II Георгий
  34. Жаханевич
  35. Земцов
  36. Злочевский
  37. Зубилевич-Калливода
  38. Иваненко
  39. Иванов Георгий
  40. Игумнов
  41. Иовенко
  42. Исаев
  43. Казицын
  44. Калитенко
  45. Калишек
  46. Калугин
  47. Каменецкий
  48. Карнаковский
  49. Каштанов
  50. Киричинский
  51. Киселев
  52. Китин
  53. Кленк
  54. Кожин
  55. Козакевич
  56. Козелкин
  57. Козловский Владимир
  58. Козловский Павел
  59. Козярский
  60. Кононович
  61. Котинков
  62. Кржишиха
  63. Криворотченко
  64. Куницкий
  65. Лавров
  66. Лавцевич
  67. Лазаревский
  68. Ланге
  69. Ларченко
  70. Лерхе
  71. Липин
  72. Липковский
  73. Лисевич
  74. Литвинов
  75. Любимцев

"В декабре 1883 г. в училище в память бывшего питомца был основан Лермонтовский музей. А 1 октября 1913 г. во дворе училищa был открыт памятник поэту.
Здание Николаевского кавалерийского училища располагалось на Лермонтовском проспекте Петербурга. Славная «Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров» была основана в 1823 г. За свое 94-летнее существование она дала Императорской Российской Армии не одну сотню прекрасных офицеров-кавалеристов. С 1832 по 1834 гг. здесь учился М.Ю. Лермонтов1.
В 1859 г. школа была переименована в Николаевское кавалерийское училище гвардейских юнкеров, а в 1864 г. оно было преобразовано в Николаевское кавалерийское училище с контингентом юнкеров в 200 человек и в память своего основателя императора Николая I получило на погоны вензель Государя.
Общеобразовательные классы училища гвардейских юнкеров были превращены в приготовительный пансион для молодых людей, поступающих в то же училище. Создание Николаевского кавалерийского училища обеспечивало пополнение кавалерийских частей, в то время как до этого офицеры, поступавшие в кавалерию, рекрутировались из лиц, оканчивавших пехотные училища и не получивших никакого специального образования.
Учебный курс училища был схож с курсом пехотных училищ, но он включал еще и специальные предметы: иппологию и конно-саперное дело. Каждый шаг юнкера, как в стенах училища, так и вне его, каждая мелочь быта строго регламентировались обычаями и традициями, порой суровыми, но необходимыми для кавалерийского офицера.
В строевом отношении училище представляло собой эскадрон и казачью сотню. Казачья сотня, так называемая Царская, была учреждена при училище в 1890 г. для кадет Донского кадетского корпуса. В отношении учебных и строевых занятий, поощрений, взысканий, правил внутреннего распорядка сотня руководствовалась правилами училища. В Петербурге сотня размещалась в трехэтажном здании училища, при котором специально для нее был построен манеж и казачьи конюшни. Юнкера Царской сотни были известны в Петербурге как исключительная по своей лихости и удали строевая часть.

Училищный праздник отмечался 9 мая, храмовый - на Троицу.
Юнкера носили алые погоны, по краям которых располагался серебряный галун.
После начала Первой мировой войны штат был расширен до 465 юнкеров, и училище перешло на ускоренный восьмимесячный курс обучения. В выступлении юнкеров в Петрограде в октябре 1917 г. училище участия принять не успело. Было расформировано вместе с остальными военными училищами. Уже к 10 февраля 1918 г. в его здании и на его средства были открыты 1-е советские кавалерийские Петроградские командные курсы.

План
Введение
1 История
2 Устройство и учебная программа
2.1 Система оценок

3 Форма и вооружение
4 Традиции «Славной школы»
5 Известные выпускники и учащиеся
Список литературы
Николаевское кавалерийское училище

Введение

Николаевское кавалерийское училище - элитное военное училище Российской империи. Основано 9 мая 1823 года. Выпускниками училища были многие видные представители военной и культурной элиты России XIX - начала XX вв.

1. История

9 мая 1823 года приказом императора Александра I в Санкт-Петербурге, в казармах лейб-гвардии Измайловского полка (набережная Фонтанки, 120), была основана Школа гвардейских подпрапорщиков для обучения молодых дворян, поступавших в гвардию из университетов или частных пансионов и не имевших военной подготовки. В её штате были начальник, 1 инспектор классов, 8 обер-офицеров в чине не ниже поручика и 120 слушателей. В Школе обучали юношей из дворянских семей, а затем выпускали их в полки гвардейской кавалерии.

1826 г. - При школе сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, учебное заведение переименовано в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров . С 1825 г. школа располагается в бывшем дворце графов Чернышевых.

1859 г. - В связи с упразднением звания подпрапорщика Школа переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров .

В 1864 г. Школа преобразована в Николаевское кавалерийское училище, которое до конца своего существования располагалось в здании по адресу Лермонтовский (Ново-Петергофский) проспект, д. 54.

В 1890 г. при училище сформирована казачья сотня - так называемая «Царская сотня».

В октябре 1917 г. училище было расформировано.

В феврале 1921 г. училище было возрождено в Галлиполи на основе существовавшего в Крыму Учебного дивизиона. Впоследствии было эвакуировано в г. Белая Церковь (Югославия), где действовало до 1923 г. Произвело 4 выпуска (5 ноября 1922 г., 12 июля и 2 сентября 1923 г., перед закрытием - выпуск эстандарт-юнкеров, произведенных в корнеты 7 марта 1924 г.) - всего 357 человек. Начальник - генерал-лейтенант А. В. Говоров.

2. Устройство и учебная программа

Впоследствии в училище принимались наиболее успешные выпускники кадетских корпусов: необходимо было иметь не менее 9 баллов по наукам и 8 баллов за поведение.

В Николаевском кавалерийском училище готовили офицеров как для регулярной кавалерии, так и для казачьих войск. В соответствии с этим юнкера делились на эскадрон и сотню: 250 юнкеров в эскадроне, 120 - в казачьей сотне. Продолжительность обучения - 2 года. По окончании обучения юнкера выпускались корнетами в кавалерию.

Курс обучения был двухгодичным, и его конечной целью была подготовка выпускников к полковой службе. Основными учебными предметами были тактика, военное дело, топография, управление, артиллерия, фортификация, право, гигиена и черчение, из общеобразовательных предметов преподавались Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, механика, физика, химия, история, экономика, государствоведение и психология.

Существовала возможность сдать офицерские экзамены экстерном.

С 1864 г. выпуск проводился после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после 1-го курса) был признан недостаточным. Первое время лучших выпускников направляли, как и ранее, в артиллерию и инженерные войска, но вскоре выпуск в эти рода войск из общевойсковых училищ был прекращен.

2.1. Система оценок

Знания оценивались по 12 бальной системе. Набравшие не ниже 9 баллов могли служить в гвардии, получившие средний балл ниже 9 баллов, могли выйти только в армию. Отметка ниже 6 баллов по любому предмету считалась неудовлетворительной. Получивший 5 баллов - проваливался.

3. Форма и вооружение

Форма юнкеров эскадрона, утвержденная Александром III

Повседневная: алая бескозырка с черными кантами, защитный китель, синие рейтузы с красным кантом при высоких хромовых сапогах и шпорах. Шашка, портупея и пояс надевались поверх кителя и серой, светлого тонкого сукна, шинели.

Парадная: мундир и кивер драгун наполеоновского времени с андреевской гвардейской звездой, чёрный мундир с красным лацканом, красно-чёрный пояс и длинные брюки-шоссеры с красными генеральскими лампасами при ботинках с прибивными шпорами, белая гвардейская портупея шашки и белые замшевые перчатки.

Вооружение эскадрона: шашки и карабины кавалерийского образца

Форма казачьей сотни :
Со времени учреждении сотни юнкера носили форму своих войск и полков.

С 1907 г.: китель с серебряным прибором и синие казачьи шаровары с красными лампасами и белым гвардейским снаряжением (пояс и портупея)

Вооружение казачьей сотни: казачий карабин без штыка, пика, шашка донского казачьего образца

4. Традиции «Славной школы»

Николаевское кавалерийское училище (в память о прошлом именовашееся «Славной школой» или просто Школой) славилось своими традициями, так называемым «цуком» .

При поступлении в училище каждый мог выбрать вид службы: «по славной ли училищной традиции, или по законному уставу?» .

«По уставу» - выбрав службу по уставу, юнкер был избавлен от цука, но к нему переставали относится как к товарищу. Его называли «красным» и бойкотировали, никто с ним не разговаривал. С ним поддерживали лишь чисто служебные официальные отношения. Однако самым существенным, было то, что такого «красного» по окончании училища никогда бы не принял в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк, ибо в каждом полку были выходцы из Школы, всегда поддерживавшие связь с родным училищем, а потому до их сведения, конечно, доходило, кто из новых юнкеров - «красный». Следует отметить, что «красный» юнкер был очень редким явлением.

«По славной учлищной традиции» - служба «по традиции» подразумевала полное подчинение младших (1-й год обучения) старшим (2-й год обучения), но регулировалась исторически сложившимися правилами.

Юнкера младшего курса с момента появления в училище назывались «сугубыми зверями» и поступали в полное распоряжение старшего курса. В Школе были разные лестницы для старших («корнетов») и младших («зверей») юнкеров, из четырёх дверей, ведших в спальни эскадрона, где юнкера располагались повзводно, две были «корнетскими», равно как и половина зеркал-трюмо, там стоявших. Пользоваться ими младший курс не имел права. То же самое относилось и к курилке, где на полу имелась борозда, по преданию проведенная шпорой Лермонтова и потому именовавшаяся «Лермонтовской», за которую «зверям» доступ был запрещен.

Классика «цука»:

· приседания, выполнявшиеся во всех углах и при всех случаях для развития «шлюза» и «шенкелей»

· бесчисленные повороты направо, налево и кругом, чтобы довести «отчетливость» до совершенства

· старший мог задать младшему любой вопрос в любое время суток, например: «Молодой, пулей назовите имя моей любимой женщины», или «Молодой, пулей назовите полчок, в который я выйду корнетом», - «зверь» обычно отвечал на эти вопросы безошибочно, так как обязан был знать назубок, как имена женщин, любимых старшими, так и полки, в которые старшие намеревались поступить.

· «Молодой, пулей расскажите мне про бессмертие души рябчика», - командовал старший. И молодой, вытянувшись стрункой, рапортовал: «Душа рябчика становится бессмертной, когда попадает в желудок благородного корнета».

Регулирование взаимоотношений:

Согласно обычаю, «корнеты» не имели права задевать личного самолюбия «молодого». Юнкер первого года обучения был обязан выполнить беспрекословно все то, что выполняли до него юнкера младшего курса из поколения в поколение. Однако имел право обжаловать в корнетский комитет то, в чём можно усмотреть «издевательство над его личностью», а не сугубым званием зверя. За этим строго следил «корнетский комитет» (возглавляемый выборным председателем), куда входили все юнкера старшего курса. Председатель корнетского комитета являлся верховным блюстителем и знатоком традиций Школы, компетенция его была неоспорима.

«Корнеты» не имели права с неуважением дотронуться хотя бы пальцем до юнкера младшего курса, уж не говоря об оскорблении. Это правило никогда не нарушалось ни при каких обстоятельствах.

За столкновения между собой юнкеров младшего курса с применением кулачной расправы и взаимных оскорблений обе стороны подлежали немедленному отчислению из училища независимо от обстоятельств, вызвавших столкновение

5. Известные выпускники и учащиеся

· Лермонтов, Михаил Юрьевич (1834) - выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

· Лашкарёв, Александр Григорьевич (1843) - выпущен в Конно-гренадерский лейб-гвардии полк.

· Мусоргский, Модест Петрович (1856) - выпущен в лейб-гвардии Преображенский полк.

· Каульбарс, Александр Васильевич (1861) - выпущен в лейб-гвардии Гатчинский полк.

· Брянчанинов, Александр Семёнович (1866) - выпущен корнетом в Кавалергардский полк.

· Сухомлинов, Владимир Александрович - выпущен корнетом в Уланский Его Величества лейб-гвардии полк.

· Клейгельс Николай Васильевич (1868) - выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Драгунский полк.

· Плеве, Павел Адамович (1870) - выпущен в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.

· Самсонов, Александр Васильевич (1877) - выпущен корнетом в Ахтырский 12-й гусарский полк.

· Яковлев, Леонид Георгиевич - выпущен в лейб-гвардии Уланский Её Величества полк.

· Замятнин, Александр Николаевич (1878) - выпущен корнетом в 11-й драгунский Изюмский Его Королевского Высочества Наследного Принца Фридриха Вильгельма Прусский полк.

· Келлер, Фёдор Артурович (1879)

· Марков, Василий Евгеньевич (1884)

· Альфтан, Владимир Алексеевич (1881) - выпущен корнетом в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.

· Миллер, Евгений Карлович (1886)

· Павлов Александр Александрович (1887) - выпущен в лейб-гвардии Гусарский полк.