Выкресты (выкрест) — перешедшие в христианство из другой религии

Этот термин чаще всего употребляется по отношению к крещёным евреям и несёт негативные коннотации (несмотря на то, что первыми выкрестами были апостолы и ученики Христа). Большинство современных словарей дает слово «выкрест» с пометой «устаревшее».

Евреи особенно часто стали переходить в христианство в XIX — нач. XX вв., когда религиозная принадлежность к иудаизму уже не отождествлялась жёстко с национальной принадлежностью, переход же в христианство снимал с еврея образовательные и другие ограничения, существовавшие в ряде государств (в Российской империи до 1917). Однако постепенно некоторые из них распространились и на выкрестов. Так, выкрестов не принимали:
- в жандармы,
- с конца XIX века не рукополагали в священники,
- не брали на службу на флот,
- с 1910 года не производили в офицеры в армии;
- в 1912 году запрет на производство в офицеры был распространен также на детей и внуков выкрестов.
В России евреи нередко принимали лютеранскую веру, так как лютеране могли сочетаться браком с еврейками.
Выкресты часто получали фамилии, образованные от названий животных и птиц, так как образовывать фамилию по общему правилу, от отца, носившего еврейское имя, не хотели, а свободно выбирать себе любую фамилию в России долгое время было нельзя.

Выкрестами были:

Первые апостолы - ученики Христа - все были евреями, которые приняли новое учение и стали первыми сподвижниками христианской мысли. Они оставили все и последовали за Христом. Они пошли и научили народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Арсений Грек — иеромонах, переводчик греческих и латинских книг и учитель греко-латинской школы.
Арсений составил также славяно-латинский лексикон. Он же изобрел особый почерк или азбуку, которая поныне хранится в Московской типографической библиотеке и называется «арсениевской азбукой».

Иван Станиславович Блиох - русский банкир, концессионер железных дорог в Российской империи, меценат, учёный, деятель международного мирного движения.
Родился в Варшаве в семье польского еврея. Работал в банке Теплица в Варшаве, затем переехал в Петербург. Здесь он перешел в христианство, а именно в кальвинизм.В конце 1860-х годов занялся железнодорожными концессиями и явился организатором ряда железнодорожных предприятий, кредитных и страховых учреждений, принимал близкое участие в делах «Главного общества российских железных дорог». Был назначен членом учёного комитета министерства финансов. 22 ноября 1883 года возведён в дворянское достоинство. Герб Блиоха внесен в Часть 14 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи Под именем Блоха вышло несколько многотомных трудов о железных дорогах, финансах и экономических вопросах. Наиболее известна вышедшая в 1898 году книга: «Будущая война и ее экономические последствия».

Мордэхай Вануну , 1954 — израильский техник-ядерщик, получивший известность после раскрытия информации о ядерной программе Израиля в британской прессе.
Вануну родился в семье евреев из Марокко, иммигрировавших в Израиль в 1963 г.
После окончания службы поступил в Тель-Авивский университет на подготовительное отделение точных наук, но вскоре, провалив экзамены, был вынужден прервать учебу. Оканчивает курсы техников в центре ядерных исследований и приступает к исполнению обязанностей диспетчера цеха № 2. В 1979 году поступает на вечернее отделение Университета имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве на факультет философии и географии. Увидел свою фамилию в списке на увольнение, но успел отснять 57 кадров секретных отсеков ядерного центра в Димоне. Получив выходное пособие, улетает за границу. В Непале Вануну принимает буддизм, а в Австралии крестится.В 1986 г. он объявляет мировой общественности, что Израиль проводит ядерную программу и располагает ядерным оружием. Был отправлен в Израиль, где он был в ходе закрытого судебного процесса признан виновным в государственной измене.

На протяжении шести недель израильское правительство отрицало знание о местонахождении Вануну до тех пор, но ему удалось тайком сообщить о своём местонахождении журналистам. Мордехай Вануну был приговорён к 18 годам заключения, из которых 11 лет он провёл в строгой изоляции.
В течение его пребывания в тюрьме его несколько раз предлагали в лауреаты Нобелевской премии мира, некоторые университеты присвоили ему звание почётного доктора. В Израиле Вануну считается большинством населения предателем. Ему нельзя покидать Израиль, приближаться к иностранным посольствам и он обязан докладывать о запланированных передвижениях. Кроме того ему запрещено пользоваться Интернетом и мобильной связью, а также общаться с зарубежными журналистами. В настоящее время Мордехай Вануну живёт на территории англиканской церкви св. Георгия Иерусалим

Стефан Геллер , 1813-1888 — австрийский пианист и композитор.
учился в Вене у Антона Хальма, с 14 лет активно концертировал. В 1848 году обосновался в Париже, где был близко знаком с Шопеном, Листом и Берлиозом, входил в окружение Рихарда Вагнера в период его парижского пребывания. В последующие полтора десятилетия неоднократно гастролировал в Англии.
Композиторское наследие Геллера включает более 150 нумерованных опусов, представляющих собой почти исключительно фортепианные пьесы

Генриетта Юлия Герц (1764 - 1847) — писательница эпохи раннего романтизма, хозяйка знаменитого берлинского литературного салона. Супруга врача и писателя Маркуса Герца.
Генриетта родилась в еврейской семье, получила хорошее образование. Когда ей исполнилось 12 лет, состоялась её помолвка с врачом Маркусом Герцем, а свадьба была сыграна через два года. Маркус Герц читал в своём доме лекции о философии Канта и вёл кружок на научные и философские темы. Генриетта, увлекавшаяся литературой, вскоре собрала вокруг себя людей, интересующихся литературой. В то время, когда её супруг принимал высокопоставленных политиков и деятелей культуры, Генриетта в соседней комнате вела женский кружок, занимавшийся преимущественно литературой «Бури и натиска» и творчеством Гёте. Из двух этих кружков появился знаменитый берлинский салон, где вращались политики, учёные, деятели искусства, литераторы и философы.
Маркус Герц умер в 1803 году. С 1813 года она только давала уроки детям бедняков, но слава не оставляла её. В 1817 году Генриетта приняла крещение и перешла в протестантское вероисповедание.

Герман Майер Соломон Гольдшмидт (1802 — 1866) — немецкий астроном и художник, проживший большую часть жизни во Франции.
Родился во Франкфурте, в семье еврейского торговца. Переехал в Париж учиться живописи, где написал ряд картин, после чего заинтересовался астрономией.Ему приписывают первые наблюдения (в 1820) теневых волн, которые появляются за несколько минут до полного солнечного затмения.В 1861 получил Золотую медаль королевского астрономического общества. В честь него назван кратер Гольдшмидта на Луне, а также астероид 1614 Гольдшмидт. Гольдшмидт был выкрестом.

Бенджамин Дизраэли (1804 — 1881, там же) — английский государственный деятель Консервативной партии Великобритании, 40-й и 42-й премьер-министр Великобритании в 1868, член палаты лордов с 1876 года, писатель, один из представителей «социального романа».
Бенджамин был старшим ребенком в семье, в которой было пятеро детей. Его родители были эмигрирующими в Англию евреями. Литературный успех открыл перед Дизраэли двери великосветских салонов, где он учился политической интриге и находил материал для романов. Ясный практический ум, находчивость, остроумие, неотразимая личная привлекательность, честолюбие и железная настойчивость помогают Дизраэли завязать связи в высших сферах; путешествия на Восток обогащают его воображение, расширяют кругозор, а выгодная женитьба навсегда освобождает от денежных затруднений. В своих литературных произведениях, отмеченных байронизмом, он развил теорию «героя», которому «всё позволено». Часто романы Дизраэли портретны: он изображал в них самого себя и других политических деятелей, что вызывало сенсацию.
После четырёх неудачных попыток пройти в парламент Дизраэли меняет программу и в 1837, наконец, избирается от партии тори. В парламенте произносит нашумевшие в своё время речи за чартистов, группирует вокруг себя земельную аристократию, являясь душой партии «Молодая Англия»; затем — лидер оппозиции, в 1852 — министр, в 1868 — премьер.Известно, что в бытность премьером, прочитав в газете о том, что султан Египта продает акции Суэцкого канала, Дизраэли, не допив утренний кофе, побежал в банк, взял кредит из государственного бюджета на 4 миллиона фунтов стерлингов и купил 100 % акций, чем принёс королевству значительную прибыль от пошлин за пользование каналом.

Николай Донин - жил в 13 веке, еврей, перешедший в христианство. Из-за его доклада римскому папе о содержании Талмуда в Европе начались гонения на эту книгу.
Донин родился и учился у раби Йехиэля из Парижа. Он выразил сомнения в истинности Устной Торы (Талмуда) и за это был отлучён от иудейской общины. В течение последующих 10 лет Донин оставался отлучённым, но продолжал придерживаться иудаизма. Постепенно его положение начинает его угнетать. Донин принимает христианство (возможно под влиянием христианских миссионеров) и вступает во францисканский орден.

Золли, Исраэль (1881 — 1956) — религиозный деятель иудаизма, затем — католичества.
Родился в галицком местечке Броды в семье Золлер, представители которой уже четыре века становились раввинами. Основную часть жизни провёл в Италии. В 1927—1938 годах был профессором древнееврейского языка в Университете Падуи. C 1939 года — главный раввин Рима. В 1943 году Рим был занят немецкими войсками. В1943 г. полковник Капплер, начальник немецкой полиции Рима, под угрозой депортации приказал еврейской общине в 24-часовой срок передать ему 50 кг золота. Вечером этого дня было собрано только 35 кг, что заставило Золли обратиться за помощью к папе Пию XII. С помощью Папы золото было собрано, однако это не остановило нацистскую программу депортации в лагеря смерти. Раввин Золли получил убежище в Ватикане, где также встречался с Папой. В июле 1944 года в римской синагоге состоялась торжественная церемония, во время которой Золли выразил свою признательность Папе за помощь, оказанную евреям во время преследований.
15 августа 1944 года, обращаясь к ректору Папского Григорианского Университета иезуиту о. Паоло Децца, он выразил свое решение обратиться в католичество. 13 февраля 1945 года Золли крестился в часовне Санта Мария дельи Анджели и принял имя Эудженио Мария в честь Папы Пия XII. Обратившаяся вместе с ним семья подверглась ожесточённым нападкам. Сам Золли и его наследники подчёркивали, что обращением в христианство не порывают с еврейским народом.В 1949 году Исраэль Эудженио Золли был профессором семитской письменности и древнееврейского языка в Римском Университете. Он являлся также автором ряда книг и многочисленных работ по библейскому экзегезису, литургике, талмудической литературе и истории еврейского народа, а также автобиографических размышлений «Перед рассветом» (Before the Dawn, 1954).
Иуда Кириак (Квириак) — упоминаемый в апокрифической литературе житель Иерусалима, оказавший помощь императрице Елене в поисках Животворящего Креста.
Согласно «Золотой легенде» Иуда был одним из еврейских мудрецов, среди предков которого (братьев его отца) были первомученик Стефан и Никодим, тайный ученик Христа. Он, узнав от своего отца о месте нахождения Креста, после приезда Елены в Иерусалим на совете старейшин заявляет, что обнаружение Креста разрушит их религию и лишит иудеев превосходства над христианами. Тогда евреи запретили ему сообщать императрице о месте нахождения реликвии, но после того, как Елена пригрозила сжечь их живьём, Иуда был ей выдан. Елена бросила его в высохший колодец и продержала там семь дней, после чего «он, придя в одно место, возвысил голос свой и молился, чтобы ему ниспослано было знамение. Тотчас же в том месте задвигалась земля, и изошел дым столь изумительной сладости, что, почувствовав его, Иуда ударил в ладоши от радости и воскликнул: “Воистину, Иисус Христос, Ты Спаситель мира!”».
Также в «Золотой легенде» сообщается, что Иуда после обретения Креста принял крещение под именем Квириака ("принадлежащий Господу") и став затем епископом Иерусалима, принял мученическую смерть во времена императора Юлиана Отступника.
Марраны или Мараны — термин, которым христианское население Испании и Португалии называло евреев, принявших христианство и их потомков, независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв).Марраны, тайно продолжавшие исповедовать иудаизм, являлись главным объектом преследований испанской инквизиции, как и мориски (мусульмане-мудехары, принявшие христианство в аналогичной ситуации)
Эдгардо Мортара (1851 — 1940) — католический священник еврейского происхождения. Получил известность в связи с тем, что в шестилетнем возрасте был отобран полицией у родителей и воспитывался как христианин. Случай с Мортарой вызвал широкий общественный резонанс.

Вечером 23 июня 1858 года в дом Марианны и Саломона (Момоло) Мортара в городе Болонья прибыли полицейские, чтобы забрать их шестилетнего сына Эдгардо. Они действовали по приказу папы Пия IX. Церковным властям стало известно, что служанка в доме Мортара тайно крестила Эдгардо, когда он был болен. По её словам, она опасалась, что мальчик умрёт и его душа попадёт в ад. Болонья входила в состав теократического государства — Папской Области. Согласно законам, евреям запрещалось воспитывать христианского ребёнка, даже если это были их собственные дети.
Эдгардо Мортара был перевезён в Рим, где воспитывался в доме для евреев-католиков. Семье первоначально было запрещено иметь с ним контакты. Впоследствии были разрешены свидания, но не наедине. С протестами выступили различные еврейские организации, а также известные деятели (в частности, Наполеон III и император Франц-Иосиф). Тем не менее, папа Пий IX отклонил все требования вернуть ребёнка.
После присоединения Папской Области к Италии в 1870 году папа потерял власть, и семья Мортары вновь предприняла попытку вернуть сына. Однако к этому моменту Эдгардо Мортара, достигший 19-летнего возраста и ставший совершеннолетним, заявил, что привержен католической вере. В тот же год он переехал во Францию, где вступил в орден августинцев. В 23 года Мортара стал священником, приняв новое имя Пий. Он занимался миссионерской деятельностью в немецких городах, обращая евреев в католицизм.
Мортара был сторонником причисления Пия IX к лику блаженных. В 1912 году, выступая в поддержку беатификации папы, он писал, что спустя девять дней в Рим прибыли родители, которые в течение месяца ежедневно посещали его, уговаривая вернуться. По его словам, он не испытывал никакого желания вернуться домой, объясняя это «силой молитв».Позднее Мортара восстановил отношения с семьёй и присутствовал на похоронах матери. Он владел девятью иностранными языками. Мортара умер в Бельгии, проведя последние годы жизни в монастыре.
Апостол Павел (Савл, Саул) — «апостол язычников» (Рим.11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.
Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году.
Роман Сладкопевец — христианский святой V—VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками (в раннем значении термина), некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной Церкви (например, «Дева днесь Пресущественнаго Раждает»; «Душе́ моя, душе́ моя, восстани»). Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых.
Роман Сладкопевец родился в середине V века в еврейской семье в г. Эмесса, в Сирии, был крещён в молодости, дьяконствовал в Бейруте, при императоре Анастасии I (491—518) прибыл в Константинополь, здесь поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Однажды, после горячей молитвы, он увидел во сне Богородицу, которая, по сказанию, вручила ему свиток и велела его проглотить; проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел «Дева днесь», за которой последовали другие песни.В греческом подлиннике гимны Романа имели особый стихотворный размер, называемый тоническим, которого он считается распространителем. Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание гимнов Романа, признаёт, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

Освальд Руфайзен (1922-1998) — католический монах еврейского происхождения, кармелит, миссионер, переводчик, полиглот.
Родился в еврейской семье, проживавшей в Польше недалеко от Освенцима. Он воспитывался как еврей и был активистом молодёжного сионистского движения. Во время войны принимал участие в акциях по спасению евреев. С его помощью от отправки в концлагеря были спасены сотни евреев белорусского города Мир. Скрываясь от нацистов, в 1942 году он попал в монастырь, где добровольно крестился. После войны, в 1945 г., Руфайзен вернулся в Польшу, учился на священника и стал монахом-кармелитом.
В 1962 году брат Даниэль пожелал в соответствии с Законом о возвращении получить израильское гражданство. Когда ему было отказано на основании «процедурных распоряжений» от 01.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 72/62 «Освальд Руфайзен против министра внутренних дел»).
В своей апелляции брат Даниэль добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем — если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери. Он не скрывал, что перешёл в христианство по искреннему и глубокому убеждению, однако настаивал на своей принадлежности к еврейскому народу в «национальном плане». Галаха также видит в нём еврея. Исправленная же в июле 1958 года директива Бер-Иегуды и «процедурные распоряжения» Шапиры не соответствуют точной формулировке Закона о возвращении и, следовательно, не законны.
Верховный суд признал, что Галаха считает выкрестов евреями, но не признал Галаху частью израильских законов. Суд признал, что «процедурные распоряжения» Шапиры — это ведомственная инструкция низшего порядка, не соответствующая израильскому законодательству. Суд признал и то, что ни один израильский закон не определяет понятие «еврей».
Верховный суд постановил, что в связи с отсутствием писанных законодательных норм и, исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие «еврей» следует толковать не в строго галахическом смысле, а, ориентируясь на субъективное мнение большинства народа: согласно тому, «как это слово звучит в наши дни в устах народа» (формулировка судьи Берензона), «так, как мы, евреи, понимаем его» (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея «с улицы». Тем самым, по мнению Верховного суда,
еврей это тот, кого другие евреи считают евреем.
Судьи также добавили, что, поскольку ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рождённых евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек, безусловно, может подать прошение на право жительства в Израиле, как и другие неевреи, но он не может считаться евреем, согласно Закону о возвращении, и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов. На этом основании иск брата Даниэля был отвергнут.
С мнением большинства не соглашался судья Хаим Коэн, возражая против субъективно-коллективного критерия (мнение большинства народа) в пользу субъективно-индивидуального (собственное желание истца), но остался в меньшинстве.
Тем не менее, Руфайзен смог иммигрировать в Израиль и получить израильское гражданство путем натурализации. До конца своих дней он жил в кармелитском монастыре Стелла Марис в Хайфе и был пастырем общины евреев-христиан католической церкви св. Иосифа. Его заслугой является также создание в городе Нагария дома престарелых для «Праведников мира»
Игнац Требич-Линкольн (1879—1943) — один из самых знаменитых авантюристов XX столетия.
Родился в семье ортодоксальных евреев. Во время обучения в Будапештской академии актёрского мастерства несколько раз попадался на мелких кражах. В 18 лет уехал в Лондон, где на Рождество 1899 года принял лютеранское исповедание. После окончания семинарии в Бреклуме (Германия) отплыл для миссионерской деятельности в Канаду, где в его задачу входило обращение монреальских евреев в пресвитерианство.
Рассорившись с канадскими пресвитерианцами по поводу размера жалования, Требич в 1903 г. объявился в Лондоне, где свёл знакомство с архиепископом Кентерберийским. Он сумел втереться к нему в доверие и получил назначение каноником в графство Кент. Здесь его покровителем стал кондитерский магнат Сибом Раунтри, убедивший его оставить Англиканскую церковь ради политической карьеры.
В качестве личного секретаря и доверенного лица Раунтри (одного из спонсоров Либеральной партии) Требич принял участие в выборах в Парламент Великобритании, которые и выиграл в 1909 году. Однако блестящая политическая будущность не прельстила 30-летнего авантюриста, для которого первым вопросом на повестке дня оставалось личное обогащение. Вместо участия в заседаниях Палаты общин он отбыл в Бухарест, где рассчитывал сорвать куш ловкими вложениями в нефтяную промышленность Румынии.
С началом Первой мировой войны несостоявшийся нефтяной барон объявил о банкротстве и вернулся в Лондон, где предложил свои услуги британской разведке. Получив отказ, он пересёк Ла-Манш и в Нидерландах был завербован в немецкие шпионы. В 1915 году он пытался наладить сотрудничество с Францом фон Папеном, немецким военным атташе в США, однако последний не захотел иметь ничего общего с проходимцем. Оказавшись без гроша в кармане, Требич опубликовал в одной из нью-йоркских газет скандальный материал под заголовком «Откровения завербованного в шпионы члена Британского парламента».
Британское правительство наняло детективов Пинкертона для того, чтобы замять скандал, и потребовало у США экстрадиции Требича по обвинению в мошенничестве. После различных правовых проволочек он был наконец выдан англичанам и провёл следующие три года в тюрьме на острове Уайт. Выйдя на свободу, Требич решил больше не иметь дело с англо-саксами и перебрался в Веймарскую республику, где принял самое деятельное участие в подготовке и осуществлении Капповского путча, получив за это назначение в качестве цензора.
После подавления путча Требич бежал сначала в Мюнхен, а затем в Вену, где козырял своим знакомством с такими ультраправыми политиками, как Эрих Людендорф и Адольф Гитлер. В конце концов ему удалось заполучить место в «Белом интернационале», международной политической организации красно-коричневого окраса. Как только в его распоряжении оказался тайный архив реакционеров, Требич не замедлил продать его секретным службам сразу нескольких стран. Обвинённый в измене, мошенник был депортирован из Австрии и отправился искать удачи на Восток.
В середине 1920-х след Требича обнаруживается в Китае, где он попеременно состоял на службе у различных политических группировок, пока наконец не объявил об астральном прозрении и не постригся в буддистские монахи. В 1931 году он обустроил собственный монастырь в Шанхае и провёл в этом городе последние десятилетия своей жизни, вымогая имущество у послушников и соблазняя юных шанхаек. Во время вторжения японцев в Китай (1937 г.) они нашли верного союзника в лице буддистского старца Чжао Куна (кит. 照空, пиньинь Zhào Kōng) (как теперь именовал себя Требич). Он просил передать Гиммлеру и Гессу о своей готовности поднять миллионы буддистов на борьбу с англичанами и даже планировал предпринять для этого поездку в Тибет, но умер прежде начала этой миссии.
Рахель Фарнхаген фон Энзе (нем. Rahel Varnhagen von Ense, урожд. Левин, также Рахель Роберт или Роберт-Торнов, Фридерика Антония (имя при крещении), 1771 - 1833 — немецкая писательница еврейского происхождения. Рахель Фарнхаген относят к эпохе романтизма и европейского Просвещения. Она выступала за права евреев и женщин.
Даниил Авраамович (Аб рамович) Хвольсон (1819, Вильно — 1911, Санкт-Петербург) — российский востоковед, историк, лингвист, семитолог, гебраист, член-корреспондент Императорской РАН по разряду восточных языков. Работы по истории Востока и народов Восточной Европы, по истории христианства, по истории письменности (арабской, еврейской и др.), древнееврейскому языку, по ассириологии и др. Один из редакторов научного перевода Библии на русский язык.
Сын бедного еврея из Литвы, получил религиозное еврейское образование, изучал Танах, Талмуд и комментаторов Талмуда. Позже он самоучкой научился немецкому, французскому и русскому языкам. Прослушал курс в университете Бреслау. Получил степень доктора философии от Лейпцигского университета за диссертацию: «Die Ssabier und der Ssabismus». Вернулся в Россию. Результатом его изысканий явился обширный труд, изданный в Санкт-Петербурге в 1856 под тем же заглавием. Принял православие и с 1855 занимал кафедру еврейской, сирийской и халдейской словесности на восточном факультете СПб. Университета.
Хвольсону приписывается фраза
Лучше быть профессором в Петербурге, чем меламедом в Вильне.
С 1858 по 1883 г. — профессор СПб. православной духовной академии. Преподавал еврейский язык и библейскую археологию с 1858 по 1884 в Санкт-Петербургской римско-католической академии.
Сын Хвольсона, Орест, стал известным физиком. Хвольсон никогда не отказывал в помощи евреям, укрывая у себя дома евреев, которым закон запрещал жить вне Черты оседлости.

Исраэль Шамир (p. 1947, Новосибирск) — российско-израильский писатель, переводчик и публицист антисионистской направленности. Православный христианин. Печатался также под именами Исраэль Адам Шамир и Роберт Давид.
Критики Шамира обвиняют его в антисемитизме и называют «евреем-самоненавистником».
Шамир окончил физико-математическую школу, затем учился в Новосибирском университете на математическом факультете, а также на юридическом факультете новосибирского филиала Свердловского юридического института. В юности примыкал к диссидентскому движению. В 1969 г. репатриировался в Израиль, участвовал в войне Судного дня (1973 г.). Служил в элитном парашютно-десантном подразделение и воевал на египетском фронте. Позднее в качестве корреспондента радиостанции «Голос Израиля» работал в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Лаос). С 1975 г. проживал за пределами Израиля (Великобритания, Япония). Сам Шамир утверждает, что он работал в русской службе Би-Би-Си.
В 1980 г. Шамир вернулся в Израиль. Шамир является гражданином Швеции, некоторые источники утверждают, что его семья проживает там. В 2003 г. журналисты, работающие для журнала Monitor, а также шведская некоммерческая организация «Экспо» (англ.), позиционирующая себя как антирасистская, ссылаясь на собранные ими данные, сообщили, что Шамир проживает в Швеции под именем Ёран Ермас и представили соответствующую фотографию шведского паспорта на фамилию Ермас с фотокарточкой Шамира.
Другие критики Шамира полагают, что он живёт попеременно в Израиле и Швеции.
Согласно утверждениям самого Шамира, в настоящее время он проживает в Израиле в Яффо. Эту версию подтверждают и некоторые репортажи.
Павел Васильевич Шейн (часто ошибочно Шеин) (1826, Могилёв - 1900, Рига) — этнограф-самоучка и лингвист, собиратель русских и белорусских песен, знаток быта и говоров Северо-Западного края, продолжатель работ Афанасьева, Бессонова, Гильфердинга, Даля, Киреевского, Рыбникова, Якушкина.
Родился в 1826 году в семье могилёвского купца-еврея Мофита Шейна. Слабый от рождения, вследствие которых он остался калекой на всю жизнь, мальчик не мог окончить даже еврейской школы и учился почти самостоятельно, пользуясь советами меламеда. Будущий этнограф заинтересовался древнееврейским языком и литературой. Отец Шейна поместил сына в одну из городских больниц города Москвы; и оставался при сыне для приготовления ему кошерной пищи. Здесь Шейн провёл три года. Один еврей выучил мальчика говорить и читать по-русски, ординаторы-немцы обучили его немецкому языку, и вскоре он познакомился с лучшими немецкими поэтами. В подражание немецким поэтам он сочинял стихи на идише, проводя взгляды, примиряющие еврейство с христианством. Последствием этого знакомства был вполне сознательный переход Шейна в лютеранство, оторвавший его навеки от семьи и среды. Поступив в сиротское отделение лютеранской церкви св. Михаила, он оказал такие успехи, что по окончании школы сам мог преподавать русский язык в подготовительном отделении.
Он сблизился его с учителем Ф. Б. Миллером, и это дало толчок культурным стремлением Шейна; он вступил в кружок живших в Москве писателей и художников (Ф. Глинка, М. Дмитриев, Раич, Рамазанов, Авдеев и др.) Он давал уроки в семьях помещиков, знакомился с русским крестьянином и, поддавшись всеобщему увлечению народной литературой, сам стал собирать песни, сначала в Симбирской губернии. Бодянский предложил ему опубликовать этот материал, и к 1859 г. относится первый печатный труд Шейна: «Русские народные былины и песни».Дальнейшая жизнь Шейна полна скитаний, материальных невзгод и семейных неудач; он преподавал в воскресной школе в Москве, затем в Яснополянской школе Л. Толстого, в уездных училищах (1861—1881 годы) в Туле и Епифани, наконец, получил место в витебской гимназии, затем в Шуе, Зарайске, Калуге и т. д.
Одновременно с этим шло собирание этнографических материалов. Шейн печатал свои заметки и статьи.
В 1881 году вышел в отставку и поселился в Петербурге. По поручению Я. Грота с 1886 г. участвовал в составлении академического словаря русского литературного языка. Ввёл в него народную фразеологию.При недостатке филологического образования, благодаря энергии и любви к делу, Шейн смог издать при жизни семь больших книг. Сам собиратель называл себя только «чернорабочим» в науке, а свои труды — «крохоборными», что объясняется скорее его скромностью.
Доротея Шлегель (Брендель Мендельсон; 1764 — 1839) — старшая дочь Мозеса Мендельсона. Получила известность в качестве литературного критика, писательницы, спутницы жизни и супруги Фридриха Шлегеля. Одна из самых знаменитых женщин еврейского происхождения, перешедших в христианство.В 1778 году в возрасте 14 лет Брендель обручилась с коммерсантом Симоном Фейтом, который был старше её на 10 лет, и вышла за него замуж. У них родилось четверо сыновей, из которых выжило только двое. Вскоре она познакомилась с молодым Фридрихом Шлегелем. 11 января 1799 года Брендель развелась со своим мужем в еврейском религиозном суде, при этом взяв на себя обязательство больше не выходить замуж, не креститься и не побуждать своих детей к переходу в христианство.Брендель и Фридрих Шлегель стали открыто жить вместе. Скандальный по тем временам роман Фридриха Шлегеля «Люцинда» отражает эту совместную жизнь.
В 1804 году Брендель перешла в протестантизм и обвенчалась с Фридрихом Шлегелем. В 1808 году она вновь поменяла религию, в этот раз вместе с Фридрихом Шлегелем перейдя в католицизм. Протестантская семья Шлегеля возложила всю вину за этот шаг на Доротею. Доротея покрестила по католическому обряду и двоих своих сыновей.
Эдит Штайн (1891 — 1942, концлагерь Освенцим), известна также под монашеским именем Тереза Бенедикта Креста — немецкий философ, католическая святая, монахиня-кармелитка, погибшая в концлагере Освенцим из-за своего еврейского происхождения. Беатифицирована Католической церковью 1 мая 1987 года, канонизирована 11 октября 1998 года папой Иоанном Павлом II.Эдит Штайн получила великолепное образование, она изучала немецкий язык, философию, психологию и историю в университетах Бреслау, Гёттингена и Фрайбурга. После защиты кандидатской диссертации она стала научным сотрудником у своего научного руководителя — выдающегося философа Эдмунда Гуссерля, основателя феноменологии. Два года она служила сестрой милосердия, и позже вернулась к философским занятиям и именно тогда её начал интересовать феномен религии.
Постепенно Эдит поняла, что её интерес к религии выходит за рамки обычного любопытства. В 1922 г. Эдит приняла решение креститься в католической церкви. В 1932 году она получила право свободного преподавания в Мюнстере, в Высшем германском научно-педагогическом институте, но в 1933 году Гитлер запретил евреям занимать любые общественные должности.
В том же году Эдит Штайн приняла монашеские обеты и стала кармелиткой. В 1938 году, ввиду начавшихся гонений на евреев в Германии, сестру Терезу перевели в Голландию, в монастырь города Эхте.В 1939 г. Эдит заканчивает книгу о св. Иоанне Креста под названием «Scientia Crucis» (Наука Креста). Это была её последняя книга. В августе 1942 г. сестра Тереза была отправлена в Освенцим вместе с другими голландскими христианами еврейского происхождения и погибла в газовой камере.
В 1998 г. была канонизирована папой Иоанном Павлом II. Память святой совершается в Римско-католической церкви 8 августа.

Как еврей, могу сказать вам, что слово «крещение» навевает ужасные образы моему народу. С ранних лет католицизма евреев заставляли креститься как христиан. Иногда и под угрозой смерти. В другие времена последствием для не крестившихся было выселение из родного дома и страны. Например, Испанская Инквизиция в свое время постановила, что евреи, не обратившиеся в католицизм (и само собою, не крестившиеся) — должны покинуть пределы Испании.

В других случая евреев похищали и насильно крестили — так было с сыном одного раввина в 1762 году. Подобное происходило в России всего два столетия назад. Российская империя забирала еврейских мальчиков с 12 лет для службы в армии. «Вынужденные, почти всегда насильственные крещения, вероятно, превзошли числом все подобные случаи в других странах на протяжении истории.»

Что-что он делал?

Из-за таких откровенно бандитских историй, евреев передергивает от одного лишь слова «крещение». Когда они слышат новость о еврее, пришедшем к вере в Иешуа и добровольно крестившемся, их просто воротит. И это можно понять, это отвращение базируется на исторических фактах. Но, знаете, так было не всегда.

кто может запретить креститься водою им…? (Деяния св. Апостолов 10:47)

Кто такие «они» и кто это говорит? Это слова еврейского апостола Шимона Петра, и он говорит о язычниках в доме Корнилия. Существовал серьезный спор о крещении язычников, как верующих в Иешуа. Ведь такого еще не было. Первые девять лет Евангелие проповедовалось исключительно евреям.

Шимон Петр, после видения и слова от Господа (10 глава Деяний), слегка смущенный, идет в дом Римского военного и делится с людьми в этом доме вестью о Иешуа. Святой Дух сходит на людей прямо посреди общения. Верующие евреи, ставшие свидетелями этого, ошеломлены — язычники получают Святого Духа!!!

Шимон Петр сказал: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?». Это стало главным предметом спора, который не был разрешен в течении следующих десяти лет (Деяния 15 глава).

Обратный спор

Но с каких пор крещение язычников стало спорным? Можете ли вы себе представить обвинения в адрес… Первой Баптистской Церкви, за то что они крестят неевреев? Это было бы смешно. Однако, если они крестят большое количество евреев, это таки поднимет волну.

Чего большинство людей — евреев и неевреев — не знают, так это то, что крещение (или водное погружение) — изначально еврейское. Задолго до того, как королева Изабелла заставляла евреев Испании обратиться и креститься, евреи Израиля были знакомы с водами погружения.

Когда Иоанн Креститель, еврейский пророк, пришел проповедовать покаяние через крещение, мы не находим никаких записей возмущения: «Что это за странную новую традицию вы вводите?» . Водное погружение уже было значимой частью иудаизма. Тора учила — священники должны были погружаться в воду, что было частью их освящения (Исход 29:2-5). Перед тем, как любой еврей мог принести жертву в Храме в Иерусалиме, он должен был окунуться в микве, водном резервуаре для омовения, символизируя тем самым ритуал очищения.

Как погрузить в воду три тысячи человек без реки?

Вы никогда не задумывались над тем, как Шимону Петру и апостолам удалось погрузить в воду три тысячи евреев-мужчин за один день в Иерусалиме? Иерусалим — это вам не Тель-Авив или город в Галилее, где можно использовать Средиземное море или реку Иордан. Иерусалим находится на горе. И там нет озер, рек или морей поблизости. Однако, археологи раскопали около 50 микв — водных резервуаров для погружения — которые использовались в Храмовом служении. 50 резервуаров, каждый вмещал 60 человек — три тысячи человек могли принять водное погружение за несколько часов. Без этих еврейских микв такое было бы невозможным.

Подписывайтесь:

Сегодня, соединение иудаизма с актом водного погружения — то, что мы видим среди новозаветних евреев — это как попытка соединения масла и воды. Но в первом веке так не было. Проблемой тех дней был вопрос о том, что делать с крещением не евреев, но язычников! И Шимон Петр сразу же услышал, что о нем думают другие евреи, как только совершил «немыслимое» — крестил, погрузил язычников в Тело Иешуа.

1. Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3. говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
(Деяния св. Апостолов 11:1-3)

Странно, не правда ли?

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Я христианин и вам, возможно, это не понравится, но меня мучает один вопрос, который вы, возможно, сможете прояснить. Вопрос касается крещения. Например, в Иоанн. 1:25 фарисеи спросили Иоанна крестителя, почему он крестит, если он не пророк, и не Илия, и не Машиах. И это далеко не единственное место, которое меня смущает. Выходит, что крещение Иоанна не было чем-то новым, но было понятно тогдашним еврейским учителям Торы. Я начинаю думать что крещение – это вовсе не христианский ритуал, а еврейский. Не могли ли бы Вы объяснить мне это, и что оно означало в еврейской традиции, потому что ничего насчёт крещения я не нахожу в Ветхом Завете (кроме ритуальных омовений, конечно, но это сомнительно). С уважением, Анатолий. Спасибо.

Ответ :

Уважаемый Анатолий!

Как и множество других обрядов, которые христианство заимствовало из иудаизма (в искажённой форме), обряд крещения был заимствован также из иудаизма. Он взят из обряда принятия иудаизма: среди прочего, человек, принимающий иудаизм, должен окунуться в микву .

С уважением, Реувен Куклин

Вопрос .

Спасибо огромное за Ваш ответ. Не могли ли бы Вы объяснить больше, в чем заключался этот обряд окунания в Микву, откуда происходит (я ничего не вижу подобного в Танахе, кроме ритуальных очистительных омовений) и как эволюционировал в обряд посвящения в иудаизм, а также – как был изменен христианством. Я был бы также признателен за ссылки на дополнительную информацию по этому вопросу. Я очень хочу разобраться в том, во что я верю, потому что мне кажется, что "таинства" стали таинствами после отрыва христианства от иудейских корней, которые могут эти таинства объяснить. Я уже слышал о происхождении крещения от Миквы из одного христианского фильма, но почти ничего не могу найти ни о самом обряде, ни о его связи с крещением. Пожалуйста, помогите разобраться. Огромное спасибо.

Анатолий

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Анатолий!

Мудрецы в трактате Критот (9а) учат из сказанного в Торе, что все евреи первоначально вступили в союз с Б-гом (а это произошло при выходе из Египта) посредством трёх вещей: 1) жертвоприношение, 2) окунание в микву , 3) обрезание.

Из того, что сказано в Торе (Бэмидбар 15:15): "установление одно для вас и для пришельца (принимающего иудаизм – Р. К. ), живущего у вас", учат мудрецы (трактат Критот, там же), что каждый, кто принимает иудаизм, должен пройти процесс, состоящий из трёх вышеупомянутых стадий. Однако, из сказанного в Торе (Бэмидбар 15:14) учат мудрецы (трактат Герим 2:5), что если жертва не принесена, это не препятствует принятию иудаизма (жертвоприношение необходимо только для достижения ритуальной чистоты). Поэтому в наши дни, когда нет Храма и нет возможности принести жертву, человек, принимающий иудаизм, проходит только две стадии (обрезание и окунание в микву ). У каждой из этих стадий свои рамки и свои строжайшие законы, невыполнение которых является препятствием для принятия иудаизма. Все эти законы основаны на Устной Торе, которую весь еврейский народ принял на горе Синай вместе с Письменной Торой. Все эти законы были получены «за один раз», тут нет какой-либо «эволюции».

Первые попытки крещения евреев в Российской империи относятся к эпохе, последовавшей за Отечественной войной 1812 г. В 1817 г. было создано Общество израильских христиан, представлявших крестившимся евреям материальную помощь, различные льготы и преимущества. Однако попытки обращения в христианство евреев закончились полной неудачей. В то же время власти столкнулись с противоположной тенденцией: появление различных сект иудействующих – и прежде всего, субботников. Этот факт привел к ужесточению политики в еврейском вопросе: к концу первой четверти девятнадцатого столетия власти стремились «исправить» евреев, изменив их образ жизни и организовав массовое крещение.

Одним из наиболее важных законодательных актов в отношении евреев за весь период царствования Николая I (1825-1855) стал «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев» (1827). По оценке того же Станиславского, по этому Уставу с 1827 по 1854 гг. на военную службу были призваны около 70 тысяч евреев, около 50 тыс. из которых составляли несовершеннолетние, т.н. "кантонисты". По его подсчетам, в николаевскую эпоху было крещено ок. 30 тыс.евреев, из которых лишь ок. 5 тыс. приняли православие добровольно. Рекрутский набор был связан не с военными обстоятельствами, а рассматривался как наиболее эффективный путь «просвещения» и «исправления» через крещение. В кантонисты набирались также дети польских дворян (после восстания 1831 г.) и дети деклассированных элементов. Формально рекрутский устав разрешал еврею и в армии исповедовать свою веру. Но на деле нередко было иначе. Малолетних для того и брали в рекруты, чтобы было легче их сломить. Мальчики-евреи оказывались в чуждой и враждебной им среде – специальных батальонах и частях для малолетних (школах кантонистов). Им тяжело доставалось за незнание русского языка, за их веру и обычаи. Им не разрешали говорить и молиться на родном языке, у них отнимали иудейские молитвенники, нередко им запрещалось переписываться с родителями.

Рекруты, призванные в армию с восемнадцати лет и старше, еще могли постоять за себя и свою веру. Детям же было значительно труднее. Их принуждали к переходу в православие, а упорствующих безжалостно истязали. До нашего времени дошло немало воспоминаний бывших кантонистов о тех жестоких и бесчеловечных временах, и мнение Й.Петровского-Штерна, пытавшегося подвергнуть переоценке трагическую историю детей-мучеников, вряд ли может быть принято. В одном из народных еврейских преданий рассказывается, как однажды на Волге, около Казани, собрались в один день окрестить несколько сот еврейских мальчиков-кантонистов. Местное начальство и духовенство в полном облачении расположилось на берегу реки. Стройными рядами стояли дети. Наконец, подъехал сам царь Николай I и приказ детям войти в воду. «Слушаем, Выше Императорское Величество!», – воскликнули они все вместе и дружно прыгнули в реку. Но ни один из них не вынырнул на поверхность. Все дети добровольно утопились. Вместо крещения, они заранее договорились покончить с жизнью, умереть ради своей веры. Они совершили «ал кидуш ха-Шем – освятили Имя Всевышнего», как это делали в древности и в средневековье, в эпоху гонений, их единоверцы из разных стран. Они приняли страдания и мученическую смерть во имя веры в Бога и верности предписаниям иудаизма.

При крещении обычно давали имена крестных отцов, а часто и их фамилии. В результате Есель Левиков становился Василием Федоровым, Мовша Пейсахович – Григорием Павловым, Израиль Петровицкий – Николаем Ивановым и т.д. Когда просматриваешь эти бесконечные перечни, как писал Саул Гинзбург, невольно приходит в голову мысль: сколько еврейской крови влито было в русский народ, и как много среди нынешних Ивановых. Петровых, Степановых имеется потомков еврейских детей, которые когда-то были насильственно крещены.

Малолетние рекруты набирались, прежде всего, из неимущих и невлиятельных слоев еврейской общины. Для выполнения рекрутского набора кагальные лидеры образовали институт "хапперов" («ловчиков») – специально подобранных людей, которые за деньги занимались похищением детей и сдачей их в армию. Рекрутская политика самодержавия привела к трагическому хаосу в еврейских общинах, резкой потере влияния и авторитета кагального руководства.

Евреи пытались оказывать сопротивление рекрутским наборам. Совершались самоубийства, было активно распространено членовредительство, побеги. Помимо традиционных способов поведения – постов и молитв – практиковались также взятки чиновникам.

В годы либеральных реформ Александра II политика по отношению к евреям изменилась. Власти переходят к поощрительным мерам, главной из которых стали отмена черты оседлости для «продуктивных», с точки зрения властей, слоев еврейства: в 1859 г. – для купцов 1-й гильдии, в 1861 г. – для евреев с высшим образованием, в 1865 г. – для некоторых категорий ремесленников. Таким образом, проводилась, как отмечает Бенджамин Натанс, политика «выборочной интеграции». Николаевские солдаты, доказавшие через суд насильственный характер своего крещения, получили возможность вернуться к иудаизму. Однако и при наличии возможности для отдельных евреев интеграции в российское общество, лишь крещение открывало в большинстве случаев путь для обретения полных прав: занятия евреями государственных должностей и позиций в высших учебных заведениях, продвижения по службе и т.д. Признавался лишь церковный брак, и от одной из сторон (еврея или еврейки) требовалось креститься: евреи могли свободно вступить в брак лишь с язычниками.

Еврейская община и семья обычно прекращали все отношения с выкрестами. Главный герой романа «Тевье-молочник» классика еврейской литературы Шолом-Алейхема вынужден порвать отношения с одной из своих дочерей Хавой, крестившейся, чтобы выйти замуж за христианина, писаря Федора:

"Встань…жена моя, разуйся и сядем на пол – траур справлять по заведу Божьему. Господь дал, господь и взял»…Пусть нам кажется, что никогда Хавы и не было…Наказал я в доме, чтобы имя Хавы никто не смел упоминать, – нет Хавы!".

Так, например, случилось с известным еврейским историком Ш. Дубновым, который полностью порвал отношения с дочерью Ольгой, вышедшей замуж за социал-демократа М.Иванова, и в связи с этим вынужденной совершить неизбежную в этих случаях формальность – креститься. Подобную же драму пережила несколько ранее семья известного мыслителя Ахад Гаама, дочь которого Рахель (Роза) вышла замуж за русского писателя, члена партии социалистов-революционеров М.Осоргина.

Моисей Кроль (1862-1942) – известный еврейский общественный деятель, народоволец, политический ссыльный и этнограф, в своих воспоминаниях воспроизводит симптоматичный диалог. От имени управляющего делами Комитета министров А.Н.Куломзина один из подшефных министра Н. Петерсон предложил Кролю работу в штате канцелярии – при условии, если Кроль крестится:

– Не иначе? – спросил я его иронически.
– Вы знаете, – продолжал Петерсон тоном сочувствия, – что в настоящее время принять еврея на государственную службу совершенно невозможно.
– Но стоит мне только креститься, как я стану совершенно другим человеком, не правда ли?
– Конечно, нет, – признался Петерсон, – что делать, когда власти требуют выполнения этой формальности. Разве вы так религиозны?
– Конечно, нет!
– Что же вас может удерживать от крещения? Для вас этот обряд не должен представлять никаких неудобств. Это вроде того, что вы меняете пиджак на фрак.
Его наивный цинизм и полнейшее непонимание всей низости предлагаемой мне сделки с совестью меня прямо обезоружили. Я рассмеялся и сказало ему: "Нет, Николай Петрович, Я очень люблю свой пиджак и не променяю его на самый лучший фрак в мире…Моя работа при канцелярии Комитета министров была закончена".

Семен Дубнов открыто выступил с резким осуждением той части еврейской молодежи, что приняла крещение. Подавляющее число из новообращенных составляли молодые люди, стремившиеся таким образом обойти процентную норму и беспрепятственно поступить в высшие учебные заведения и сделать карьеру. Нельзя не отметить, что многие выкресты были атеистами, и этот шаг, по существу, не имел для прагматичных молодых людей никакого морального значения. Некоторые из них переходили не в православие, а в протестантство – что в процедурном плане было значительно проще. Вместе с тем, переход сотен молодых евреев в другую веру, несомненно, свидетельствовал о кризисе традиционных иудейских ценностей в 1900-е годы. Летом 1913 г. С.Дубнов опубликовал в журнале «Новый восход» письмо, назвав его «Об уходящих» («Декларация о выкрестах»). Он призывал занять решительную позицию в отношении ренегатов: "Кто отрекся от своей нации, заслуживает того, чтобы нация от него отреклась». В первую же очередь он обращался к тем, кто еще колебался:

"Вы стоите на пороге измены. Остановитесь, одумайтесь! Вы приобретаете гражданские права и личные выгоды, но вы навсегда лишитесь великой исторической привилегии – принадлежать к нации духовных героев и мучеников".

Однако мало кому это обращение помешало исполнить задуманное. Не случайно еще ранее, в 1911 г., известный публицист и один из лидеров сионистского движения в России Владимир Жаботинский опубликовал статью на ту же тему, под характерным названием «Наше "бытовое явление"». Действительно с 1907 г., согласно отчетам обер-прокурора Синода, из иудаизма только в православие перешло: в 1908 г. – 862 чел.; в 1909 г. – 1128 чел.; в 1910 г. – 1299 чел.; в 1911 г. – 1651 чел.; в 1912 г. – 1362 чел.; в 1913 г. – 1198 чел.

Далеко не для всех этот акт был простой формальностью. Студент историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Cоломон Лурье, в будущем известный историк античности, на крещение решился под сильным нажимом отца, воспитавшего сына атеистом, чуждым какой-либо религиозной веры. Крещение позволило Лурье остаться при университете в качестве «профессорского стипендиата». Тем не менее, его не оставляло чувство вины. В одном из писем студент Лурье откровенно заметил своему адресату: "Крещение, во всяком случае, – если не подлость, то гнуснейший из компромиссов".

Исследовавший это явление Анатолий Иванов, конечно же, преувеличивает, когда утверждает, что в этот период иудаизм, как фундамент еврейского сообщества, стремительно терял своих адептов среди еврейской интеллигентной молодежи. Однако он, несомненно, прав, когда отмечает, что для евреев-студентов в российских высших учебных заведениях иудаизм перестал быть главным фактором национальной консолидации. Впрочем, не следует упрощать процессы, которые происходили в еврейском обществе в период, последовавший после первой русской революции и вплоть до Первой мировой войны. Наряду с «уходом» происходило и «возращение» к своему народу. Еврейское сообщество, особенно в Восточной Европе, все более осознавало себя не только и не столько религиозной общиной, сколько народом. Что касается Западной Европы, об этом же заявил и Теодор Герцль, в своей книге «Еврейское государство» (1897): "Мы – народ, единый народ". Для Западной Европы подобное заявление носило характер революционного вызова.

В условиях усиления секуляристских тенденций в российском обществе (и в еврейском, в частности), возвращение шло подчас не только через традицию «баал тшувы» (возврата к иудаизму), но на светском поприще: через возникновение интереса к духовным ценностям своего народа, через сопереживание и сострадание к его тяжелым духовным и физическим страданиям. Один из лидеров Еврейской социал-демократической рабочей партии (Бунда), впоследствии известный как «легенда еврейского рабочего движения», Владимир Медем, родившийся в семье высокопоставленного военного врача, вспоминал о своем детстве и юности и о возвращении к своему народу. Эти воспоминания столь искренни и непосредственны, что мы взяли на себя смелость привести из них обширный фрагмент:

Хотя я был самым младшим, именно мне довелось стать первым христианином в нашей семье. Когда я родился (июль 1879 г.) мои родители решили:»Мы достаточно настрадались из-за нашего еврейства. Пусть нашему самому младшему не будут знакомы эти страдания». Я был крещен в православной церкви, … хотя сами родители еще достаточно долго оставались евреями….Но фактически мой отец стал христианином раньше, чем он принял сам обряд крещения. В нашем доме соблюдались все церковные праздники… Когда мне было пять лет, я впервые оказался в церкви. Это оставило сильное впечатление: священные картины, мерцающий свет свечей, окутанные тайной обряды, вибрирующий бас протодьякона, поющий хор … Когда я подрос, мои религиозные чувства …начали рассеиваться. Когда я учился во втором классе гимназии, я начал развивать у себя критические взгляды. Последние годы моего пребывания в гимназии, круг моего общения незаметно становился все более еврейским… В 1897 г. я был принят в Киевский университет… Я начал заниматься политэкономией …и узнал о Бунде. Кроме того, что я изучал Маркса, я решил изучить иврит. Но мой интерес к ивриту был скорее литературный, чем еврейский… Я хотел читать Библию в оригинале…Дома во время летних каникул, мне не составило труда найти себя учителя. Митче – мальчик, что жил в нашем дворе, – согласился обучать меня в обмен на уроки русского языка…. Он учил меня алфавиту и произношению… Но я подозревал, что Митче сам не слишком хорошо понимает, чему он меня учит…Я так никогда и не выучил иврит, но я получил нечто иное: я изучил алфавит –получив ключ к языку идиш… Различными путям и по различным причинам я начал поворачиваться к еврейству. Здесь я должен упомянуть мою дружбу с Исааком Теуминым, человеком значительно старше меня …он участвовал в еврейском рабочем движении…Он…происходил из традиционной еврейской семьи, знал и любил еврейскую жизнь. Эта любовь передалась мне. Это было в Минске…На Йом-Кипур Теумин взял меня в синагогу. Я хорошо запомнил этот вечер. Я бродил по улицам…лавки были закрыты, улицы пусты и безлюдны…Необычная тишина была в городе. Ощущалось, что именно этот день отличался от всех других. Позже Теумин и я отправились в синагогу. Я и прежде бывал в синагоге…Но впервые я оказался в старинной синагоге…я ощутил присутствие новой, до сих пор неведомой атмосферы во всей своей неповторимости и очаровании. Это все отличалось от того, что было в русской церкви. Там большая масса людей пребывала в тишине, спокойствии и печали, и только священник и хор говорили и пели от имени общины, говорили и пели в красивых, гармонических и сдержанных тонах. Но здесь я оказался посреди бурлящего, кипящего моря. Сотни и сотни молящихся были поглощены молитвой и каждый молил Бога во весь голос, со страстной настойчивостью. Сотни голосов восходили к небесам, каждый за себя, без какой-либо согласования, гармонии. И все они проистекали вместе в один потрясающий звук. Не приходится и говорить, насколько все это было странно для западного уха, но производило глубокое впечатление и обладало необычной красотой страстного массового чувства. Затем мы отправились в другой, еще меньший по размерам молельный дом.… И здесь так же я оказался в окружении сотен голосов. Но один голос – голос старого седого кантора – сам поднимался и рвался вверх над шумным ропотом масс. Это было не пение, не молитва, а именно плач, который вызывал обжигающие слезы исстрадавшегося сердца. И здесь не было ничего от торжественности или размеренной гармонии христианской молитвы. Это была поистине восточная страстность исстрадавшейся души, голос из седой древности, которая плачет и молит Бога. И в этом проявлялась великая красота…Несомненно, еврейская рабочая среда сильно повлияла на меня….постоянная связь с евреями и еврейской жизнью иудаизировала меня…Еще свежи мои воспоминания, когда я шел по еврейским улицам, нищим маленьким переулкам, с их крохотными домиками. Это была пятничная ночь…субботние свечи горели в каждом доме…я до сих пор помню то неповторимое очарование этой ночи…и я почувствовал в себе романтическую связь с еврейским прошлым; ту теплоту и ту сокровенную близость, которую ощущаешь только именно своему прошлому…И когда настал тот момент, когда в полной мере и бесповоротно я осознал себя евреем? Трудно сказать. Но я знаю, когда я был арестован в начале 1901 г., жандарм дал мне заполнить вопросник, я под пунктом национальность, записал «еврей».

Литература:

Гессен Ю. История еврейского народа в России . М., Иерусалим, 1993.

Гинзбург С. Мученики-дети (Из истории кантонистов – евреев) // Еврейская старина. Т.XII.1930. C. 59-79.

Иванов А. Еврейское студенчество в Российской империи начало XX века. Каким оно было? М., 2007

Натанс Б. За чертой. Евреи встречаются с позднеимперской Россией. Перевод и научная ред. А.Локшина. М., 2007.

Петровский-Штерн Й. Евреи в русской армии. 1827-1914. М, 2003.

Klier J. Imperial Russia’s Jewish Question.1855-1881. Cambridge Univ.Press, 1995.

Stanislawski M. Tsar Nicholas I and the Jews. The Transformation of Jewish Society in Russia. 1825-1855. Philadelphia, 1983.

Давид Эйдельман

Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем крещеному еврею. И наоборот. Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.

Сразу по окончании еврейского Песаха и с началом православной Пасхи захотелось мне написать о феномене «евреев-христиан» . Знаю, что для большого количества людей, для которых еврейство — это, прежде всего иудаизм — вероисповедание, само такое словосочетание выглядит неприемлемым оксюмороном.


Если евреи, то не христиане. Если приняли христианство, то выкресты — выписались из иудейского племени. Может быть не насовсем, но пока придерживаются христианства — к еврейству не принадлежат.

Ведь еврейство для таковых— это не кровь. Или, как минимум, не только кровь. Это этноконфессиональная сущность, а может и сакральное единство.

Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.

Более того, видел он себя пастырем, который послан только к заблудшим овцам дома Израилева.


Пьетро Перуджино. «Христос и самарянка»

15 глава Евангелия от Матфея

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова.
И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам…»

Первые христиане были евреями

И апостолы. И ученики апостолов.
Это только потом дороги разветвились и пошли врозь, сначала параллельно, потом все далее, удаляясь друг от друга.

Только после созванного императором Константином в 325 году, Первого Никейского собора, на котором был выработан христианский «Символ веры», было окончательно провозглашено отделение христианства от иудаизма.

Но и после этого были «евреи-христиане» разного толка. Их разоблачали, обличали, изобличали.


Караваджо, «Святой Иероним»

Через 17 лет после Никейского собора родился Иероним, который в 360 году (уже в зрелом возрасте) примет крещение, а после станет одним из самых почитаемых и влиятельных Отцов церкви.

В 386 году обосновался он Вифлееме (Бейт-Лехем) и принялся переводить Библию на латынь. Этот перевод, именуемой Вульгатой, получил в католической церкви статус официального.

И вот Иероним пишет из Вифлеема другому (ещё более почитаемому!) Отцу церкви Августину о евреях-христианах: «В наши дни существует секта среди иудеев во всех синагогах Востока, которая называется секта Минеи, и её осудили Фарисеи. Адепты этой секты известны ещё как назареи; они верят в Христа, Сына Божьего, рожденного от Девы Марии; и говорят, что он тот, кто пострадал при Понтии Пилате и снова воскрес, так же, как и все мы верим. Но пока они хотят быть как евреи, так и как христиане, но они не являются ни тем, ни другим».


«Святой Иероним» Леонардо да Винчи.

«Да не будет надежды для отступников»

Обратите внимание: описывая группы людей, которые принимали Никейский Символ веры (Христос — Сын Божий, родился от Девы, был распят и страдал, и воскрес), но думали, что они при этом могут оставаться и евреями тоже (молились в синагогах, соблюдали субботу, придерживались кашрута), то есть не разделяли «христиан» и «евреев», Иероним отвергает не только их потуги быть и теми, и другим одновременно. Он безжалостно отвергает обе их идентификации. Начиная с Иеронима — это взаимоисключающие возможности.

Иероним называет их «минеи» или «назаряне». Минеи — это от слова «мин» — вид, класс, разновидность, пол. Это из еврейской молитвы, которая призывает не доверять ни «миним и ноцрим». Забавно, что позиция иудейского благословения против отступников Иерониму ближе, чем позиция евреев, которые исповедуют Никейский Символ веры.

С тех пор мало что изменилось. Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем еврею-выкресту, который пытается усидеть на двух стульях. И наоборот. Для ортодокса-еврея чуть ли не главной проблемой в христианском мире являются евреи, которые «либо крестик сними, либо трусы надень».

«Худшие антисемиты»

В еврейских семьях сидели по выкрестам «шиву» как по покойникам. Евреи часто считали, что выкресты — являются юдофобами, самыми яростными распространителями антисемитской клеветы.

Иногда это было обоснованно. Пытаясь выслужиться перед новыми единоверцами, неофиты, напирая на своё аутентичное знание бывших евреев, рассказывали всевозможные мерзости о племени, которое они только что покинули.

Да и те, кто рассматривал крещение как присоединение — присоединение к народу, присоединение к культуре — тоже оставили вполне аргументированное обоснование такого шага.

Один из величайших философов ХХ века Карл Поппер (сын выкреста) считал, что евреи несут свою часть вины и за антисемитизм, поскольку стояли особняком по отношению к большинству.


Карл Раймунд Поппер

Поппер писал: «После долгих раздумий мой отец решил, что жизнь в христианском обществе обязывает причинять этому обществу как можно меньше обид — то есть ассимилироваться».

Выкресты-сионисты

Даже у многих ранних сионистов первым вариантом решения еврейского вопроса было крещение: евреи должны выйти из культурно-социального гетто, в которое они сами себя загнали — это принесет им освобождение.

Потом многие выкресты уходили в сионизм, предварительно пройдя через участие в революционном движении. Один из самых известных примеров — Пинхас (Петр) Рутенберг, который сначала принял крещение, взял русское имя, женился на нееврейке, потом стал революционером террористом, а затем обратился к сионизму.


Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг

Многие интерпретаторы книги Шолом Алейхема «Тевье-молочник» считают, что возвращение в конце книги крещеной дочери Тевье Хаввы символизирует её отъезд в Палестину.

Герцль и массовое крещение

Даже Теодор Герцль предполагал, что возможным решением еврейской проблемы является массовый «добровольный и почетный переход» в христианство. В 1895 году он записал в дневнике: «Года два назад я хотел решить еврейский вопрос, по крайней мере, в Австрии, с помощью католической церкви. Я пытался получить гарантии от австрийских епископов и через них получить аудиенцию у папы римского, чтобы сказать ему: помогите нам в борьбе с антисемитизмом, а я создам среди евреев сильное движение, с тем, чтобы они свободно и достойно приняли христианство. Свободному и достойному в том смысле, что вожди этого движения, и прежде всего я сам, останутся евреями и в качестве евреев будут пропагандировать принятие религии большинства. При свете дня, в полдень, переход в другую веру откроется под звон колоколов торжественным шествием к собору Святого Стефана (в Вене). Не стыдливо, как раньше поступали единицы, а с гордо поднятой головой. Тот факт, что сами вожди этого движения, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ лишь до порога церкви, а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность…».


Теодор Герцль

Только процесс над капитаном Дрейфусом превратил Герцля в сиониста и сделал его автором «Государства евреев». Историческая прозорливость Герцля состояло в том, что он увидел в деле Дрейфуса генеральную репетицию будущего геноцида, который будет уничтожать за «врожденные свойства», не обращая внимания на вероисповедание.

Иудео-христианство советской интеллигенции

Но меня интересуют не люди, которые сознательно перешли в христианство и перестали быть евреями (во всяком случае в собственном самоощущении). Вопрос о людях, которые одновременно, как те древние «минеи», считают себя и евреями и христианами, которые пытаются быть и теми и другими.

Давид Эйдельман