Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Сведения обновляются ежедневно.

Реквизиты поиска

Р11001 - Заявление о создании ЮЛ Р12001 - Заявление о создании ЮЛ при реорганизации Р12002 - Заявление о гос. регистрации АО, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения Р12003 - Заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации Р13001 - Заявление об изменениях, вносимых в учред.документы Р13002 - Уведомление о внесении изменений в учред.документы Р14001 - Заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учред. документов Р14002 - Заявление о нахождении АО в процессе уменьшения УК и/или о стоимости чистых активов АО Р15001 - Уведомление о принятии решения о ликвидации ЮЛ Р15002 - Уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора Р15003 - Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса Р16001 - Заявление о ликвидации Р16002 - Заявление о прекращении унитарного предприятия Р16003 - Заявление о прекращении деятельности при присоединении Р17001 - Сообщение о ЮЛ, созданном до 01.07.2002г Р18001 - Перерегистрация компаний Крыма и Севастополя

Р21001 - Заявление о регистрации ФЛ в качестве ИП Р21002 - Заявление о регистрации создания КФХ Р24001 - Заявление о внесении изменений в сведения об ИП Р24002 - Заявление о внесении изменений в сведения о главе КФХ Р26001 - Заявление о прекращении деятельности ИП Р26002 - Заявление о прекращении КФХ Р27001 - Заявление о внесении записи об ИП, зарегистрированном до 01.01.2004 Р27002 - Заявление о внесении записи о КФХ, созданного до вступления в силу ч.I ГК Р27003 - Заявление о внесении в ЕГРИП записи о КФХ, глава которого зарегистрирован ИП до 01.01.2004

0105 - Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Адыгея 0280 - Межрайонная ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан 0300 - УФНС России по Республике Бурятия 0327 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Бурятия 0400 - Управление ФНС России по Республике Алтай 0506 - Межрайонная ИФНС России № 12 по РД 0507 - Межрайонная ИФНС России № 7 по РД 0521 - Межрайонная ИФНС России № 9 по РД 0523 - Межрайонная ИФНС России № 1 по РД 0529 - Межрайонная ИФНС России № 2 по РД 0531 - Межрайонная ИФНС России № 16 по РД 0533 - Межрайонная ИФНС России № 10 по РД 0536 - Межрайонная ИФНС России № 13 по РД 0542 - Межрайонная ИФНС России № 3 по РД 0544 - Межрайонная ИФНС России № 17 по РД 0546 - Межрайонная ИФНС России № 8 по РД 0547 - Межрайонная ИФНС России № 15 по РД 0548 - Межрайонная ИФНС России № 6 по РД 0550 - Межрайонная ИФНС России № 4 по РД 0571 - ИФНС России по Ленинскому району г.Махачкалы 0600 - УФНС России по Республике Ингушетия 0608 - Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Ингушетия 0716 - МР ИФНС России №4 по КБР 0718 - МРИ ФНС России №2 по КБР 0720 - МРИ ФНС России №5 по КБР 0724 - МР ИФНС России №6 по КБР 0725 - ИФНС России № 1 по г.Нальчику КБР 0726 - ИФНС России № 2 по г.Нальчику КБР 0800 - УФНС России по Республике Калмыкия 0816 - ИФНС России по г.Элисте 0900 - УФНС по КЧР 0917 - Межрайонная ИФНС России № 3 по КЧР 1001 - ИФНС России по г.Петрозаводску 1101 - ИФНС России по г. Сыктывкару 1121 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми 1215 - ИФНС России по г. Йошкар-Оле 1326 - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска 1447 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Саха (Якутия) 1513 - Межрайонная ИФНС России по г. Владикавказу 1690 - Межрайонная ИФНС России №18 по Республике Татарстан 1700 - УФНС России по Республике Тыва 1719 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Тыва 1832 - Межрайонная ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике 1900 - УФНС России по Республике Хакасия 1901 - Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Хакасия 1902 - Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Хакасия 1903 - Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Хакасия 2036 - Межрайонная ИФНС России №6 по Чеченской Республике 2130 - ИФНС России по г. Чебоксары 2225 - Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю 2375 - Межрайонная ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю 2468 - Межрайонная ИФНС России № 23 по Красноярскому краю 2500 - УФНС России по Приморскому краю 2501 - Межрайонная ИФНС России №4 по Приморскому краю 2502 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Приморскому краю 2503 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Приморскому краю 2505 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Приморскому краю 2506 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Приморскому краю 2507 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Приморскому краю 2508 - ИФНС России по г.Находке Приморского края 2509 - Межрайонная ИФНС России №8 по Приморскому краю 2510 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Приморскому краю 2511 - Межрайонная ИФНС России №9 по Приморскому краю 2515 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Приморскому краю 2533 - Межрайонная ИФНС России №11 по Приморскому краю 2536 - ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока 2625 - ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края 2628 - ИФНС России по г. Кисловодску Ставропольского края 2632 - ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края 2641 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Ставропольскому краю 2643 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю 2644 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю 2646 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю 2648 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю 2649 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю 2650 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю 2651 - Межрайонная ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю 2700 - УФНС России по Хабаровскому краю 2724 - ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска 2801 - МИ ФНС России № 1 по Амурской области 2901 - ИФНС России по г. Архангельску 3025 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Астраханской области 3100 - УФНС России по Белгородской области 3123 - ИФНС России по г. Белгороду 3241 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области 3252 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Брянской области 3253 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Брянской области 3256 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Брянской области 3328 - ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира 3400 - УФНС России по Волгоградской области 3435 - ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области 3443 - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда 3453 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области 3454 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Волгоградской области 3455 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области 3456 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Волгоградской области 3457 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Волгоградской области 3458 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Волгоградской области 3500 - УФНС России по Вологодской области 3525 - Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области 3528 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Вологодской области 3529 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Вологодской области 3532 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Вологодской области 3533 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Вологодской области 3535 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Вологодской области 3536 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Вологодской области 3537 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Вологодской области 3538 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Вологодской области 3600 - УФНС России по Воронежской области 3668 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Воронежской области 3700 - УФНС России по Ивановской области 3702 - ИФНС России по г. Иваново 3800 - УФНС России по Иркутской области 3850 - Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области 3926 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области 4027 - ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги 4101 - ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому 4200 - УФНС России по Кемеровской области 4202 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Кемеровской области 4205 - ИФНС России по г. Кемерово 4212 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Кемеровской области 4213 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Кемеровской области 4214 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Кемеровской области 4217 - ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области 4222 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Кемеровской области 4223 - Межрайонная ИФНС России № 11 по Кемеровской области 4230 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Кемеровской области 4246 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Кемеровской области 4250 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Кемеровской области 4252 - Межрайонная ИФНС России №13 по Кемеровской области 4253 - Межрайонная ИФНС России №4 по Кемеровской области 4350 - Межрайонная ИФНС России № 14 по Кировской области 4400 - УФНС России по Костромской области 4401 - ИФНС по г. Костроме 4501 - ИФНС России по г.Кургану 4600 - УФНС России по Курской области 4632 - ИФНС России по г.Курску 4700 - УФНС России по Ленинградской области 4704 - ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области 4827 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Липецкой области 4900 - УФНС России по Магаданской области 4910 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области 4911 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области 4912 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Магаданской области 5000 - УФНС России по Московской области 5001 - ИФНС России по г.Балашихе Московской области 5003 - Межрайонная ИФНС России №14 по Московской области 5004 - Межрайонная ИФНС России №19 по Московской области 5005 - ИФНС России по г.Воскресенску Московской области 5007 - ИФНС России по г.Дмитрову Московской области 5009 - ИФНС России по г.Домодедово Московской области 5010 - Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области 5011 - ИФНС России по г.Егорьевску Московской области 5012 - Межрайонная ИФНС России №20 по Московской области 5017 - ИФНС России по г.Истре Московской области 5018 - Межрайонная ИФНС России №2 по Московской области 5019 - Межрайонная ИФНС России №18 по Московской области 5020 - ИФНС России по г.Клину Московской области 5022 - Межрайонная ИФНС России №7 по Московской области 5024 - ИФНС России по г.Красногорску Московской области 5027 - Межрайонная ИФНС России №17 по Московской области 5029 - ИФНС России по г.Мытищи Московской области 5030 - ИФНС России по г.Наро-Фоминску Московской области 5031 - ИФНС России по г.Ногинску Московской области 5032 - Межрайонная ИФНС России №22 по Московской области 5034 - Межрайонная ИФНС России №10 по Московской области 5035 - ИФНС России по г.Павловскому Посаду Московской области 5038 - Межрайонная ИФНС России №3 по Московской области 5040 - Межрайонная ИФНС России №1 по Московской области 5042 - ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области 5043 - Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области 5044 - ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области 5045 - ИФНС России по г.Ступино Московской области 5047 - Межрайонная ИФНС России №13 по Московской области 5048 - ИФНС России по г.Чехову Московской области 5049 - Межрайонная ИФНС России №4 по Московской области 5050 - Межрайонная ИФНС России №16 по Московской области 5053 - ИФНС России по г.Электростали Московской области 5072 - Межрайонная ИФНС России №8 по Московской области 5074 - Межрайонная ИФНС России №5 по Московской области 5075 - Межрайонная ИФНС России №21 по Московской области 5081 - Межрайонная ИФНС России №23 по Московской области 5102 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Мурманской области 5105 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Мурманской области 5108 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Мурманской обл. 5110 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Мурманской области 5118 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Мурманской области 5190 - ИФНС России по г. Мурманску 5275 - МРИ ФНС России № 15 по Нижегородской области 5300 - УФНС России по Новгородской области 5321 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Новгородской области 5331 - Межрайонная ИФНС России №1 по Новгородской области 5332 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Новгородской области 5336 - Межрайонная ИФНС России №6 по Новгородской области 5400 - УФНС России по Новосибирской области 5476 - Межрайонная ИФНС России № 16 по Новосибирской области 5543 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Омской области 5658 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Оренбургской области 5749 - Межрайонная ИФНС России №9 по Орловской области 5835 - ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы 5958 - Межрайонная ИФНС России № 17 по Пермскому краю 6000 - УФНС России по Псковской области 6027 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области 6196 - Межрайонная ИФНС России № 26 по Ростовской области 6200 - УФНС России по Рязанской области 6214 - Межрайонная ИФНС России №7 по Рязанской области 6219 - Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области 6225 - Межрайонная ИФНС России №10 по Рязанской области 6226 - Межрайонная ИФНС России №9 по Рязанской области 6232 - Межрайонная ИФНС России №4 по Рязанской области 6234 - Межрайонная ИФНС России №2 по Рязанской области 6313 - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары 6451 - Межрайонная ИФНС России №19 по Саратовской области 6500 - УФНС России по Сахалинской области 6501 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области 6504 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Сахалинской области 6507 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Сахалинской области 6509 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Сахалинской области 6517 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Сахалинской области 6658 - ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга 6700 - УФНС России по Смоленской области 6733 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Смоленской области 6800 - УФНС России по Тамбовской области 6820 - Межрайонная ИФНС России №4 по Тамбовской области 6906 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Тверской области 6908 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Тверской области 6910 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Тверской области 6912 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Тверской области 6913 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Тверской области 6914 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области 6915 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Тверской области 6952 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области 7031 - Межрайонная ИФНС России №7 по Томской области 7100 - УФНС России по Тульской области 7154 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Тульской области 7232 - Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области 7325 - ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска 7400 - УФНС России по Челябинской области 7456 - Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области 7500 - УФНС России по Забайкальскому краю 7505 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Забайкальскому краю 7513 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Забайкальскому краю 7527 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Забайкальскому краю 7530 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю 7536 - Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите 7538 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю 7580 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю 7627 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Ярославской области 7700 - УФНС России по г.Москве 7746 - Межрайонная ИФНС России № 46 по г.Москве 7800 - УФНС России по Санкт-Петербургу 7801 - Межрайонная ИФНС России № 16 по Санкт-Петербургу 7802 - Межрайонная ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу 7804 - Межрайонная ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу 7805 - Межрайонная ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу 7806 - Межрайонная ИФНС России №21 по Санкт-Петербургу 7807 - Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу 7810 - Межрайонная ИФНС России №23 по Санкт-Петербургу 7811 - Межрайонная ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу 7813 - Межрайонная ИФНС России №25 по Санкт-Петербургу 7814 - Межрайонная ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу 7816 - Межрайонная ИФНС России №27 по Санкт-Петербургу 7817 - Межрайонная ИФНС России №20 по Санкт-Петербургу 7819 - Межрайонная ИФНС России №3 по Санкт-Петербургу 7820 - Межрайонная ИФНС России №2 по Санкт-Петербургу 7838 - Межрайонная ИФНС России №7 по Санкт-Петербургу 7839 - Межрайонная ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу 7840 - Межрайонная ИФНС России №9 по Санкт-Петербургу 7841 - Межрайонная ИФНС России №10 по Санкт-Петербургу 7842 - Межрайонная ИФНС России №11 по Санкт-Петербургу 7843 - Межрайонная ИФНС России №12 по Санкт-Петербургу 7847 - Межрайонная ИФНС России №15 по Санкт-Петербургу 7848 - Межрайонная ИФНС России №28 по Санкт-Петербургу 7901 - ИФНС России по г.Биробиджану Еврейской автономной области 8600 - УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 8617 - ИФНС России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 8700 - УФНС России по Чукотскому АО 8709 - Межрайонная ИФНС России №1 по Чукотскому автономному округу 8901 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу 9102 - ИФНС России по г.Симферополю 9103 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Крым 9105 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Крым 9108 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Крым 9110 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Крым 9111 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Республике Крым 9112 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Крым 9204 - ИФНС России по Ленинскому району г.Севастополя 9901 - ИФНС России по городу и космодрому Байконуру

Все компании и ИП, как вновь зарегистрированные на рынке, так и уже давно действующие предпочитают вести бизнес с благонадежными контрагентами. Но появление новых партнеров, особенно при крупных сделках может вызвать определенные риски. Поэтому вам необходимо знать, как проверить контрагента на сайте налоговой по ИНН или с помощью других сервисов. Проверь себя и контрагента с помощью сервисов.

Довольно важно не только проверить контрагента на сайте налоговой по ИНН, но и себя, потому как это будет весьма полезным действием для собственников компаний.

С другой стороны, вы сможете узнать, как вас видят ваши партнеры. Ведь не только вы будете проверять будущего партнера, но и вас также будут проверять на благонадежность.

Так, например, вы дополнительно сможете узнать:

  • Наличие и отсутствие у вас налоговой задолженности. Если такая есть, то погасить долги желательно как можно быстрее иначе у вас, в том числе могут заблокировать расчетный счет.
  • Для обеспечения контроля работы бухгалтерии с точки зрения полноты и качества предоставляемой отчетности в налоговую.

Зачем следует проверять контрагента на благонадежность перед заключением контракта?

Заключать долгосрочные контракты лучше всего с благонадежными клиентами, тем более при крупных сделках. При заключении нового контракта желательно провести проверку, с кем вы будете иметь дело. И это нужно делать, как новым, так и уже и опытным компаниям.

Но даже в постоянном партнере мы не всегда можем быть уверены. Поэтому вы можете проверить контрагента на сайте налоговой по ИНН или на другом сервисе, чтобы не допустить серьезную ошибку.

Вот лишь некоторые сведения, что может дать проверка контрагента по ИНН:

  • Руководитель является не благонадежным . Это первый звоночек, который вы можете получить. Такое лицо может быть, в том числе и подставным и быть оформлено сразу в нескольких фирмах. Так, например, стоит задуматься, если вы ведете тендер и на него претендует сразу несколько фирм у которых один директор.
  • Компания находится в стадии ликвидации, банкротства или реорганизации. Такое может случиться, если контрагент решил утаить данные сведения. Начав дело с такой компанией, вы можете не получить свои деньги, а встать в очередь должников.
  • У компании партнера отсутствует разрешение или лицензия на осуществляемый ими вид деятельности. Также будет крайне важно это узнать, чтобы не подставить себя.
  • Запрет на ведение определенного вида деятельности.
  • Иные сроки ведения деятельности, нежели озвучено. Компании могут выставлять на показ более длительный срок своей работы, нежели есть, чтобы выглядеть более авторитетно. Это уже есть первый звоночек, о том, что с такими не стоит иметь дело.
  • Юридический адрес компании является массовым. Это не принципиальный критерий, который не говорит о том, что с таким контрагентом лучше не вести дела, но стоит насторожиться и провести более детальную проверку.
  • Реквизиты компании не соответствую предоставленным данным. Данный факт может возникнуть как от банальной невнимательности лица, которое готовило документы, но также же и в результате умышленного обмана. Неправильные реквизиты могут привести к тому, что вас могут возникнуть проблемы, например, при подаче алкогольной декларации или декларации по НДС.
  • Компания занимается всем подряд и все у нее есть. Такое бывает с фирмами «однодневками» и с фирмами, которые занимаются финансовыми махинациями и обманом.

Сбор данные сведений лишь часть дела, следующим шагом будет живое общение в офисе партнера. При этом следует обратить внимание на вывеску компании и как долго она находится на данном адресе. Как правило, у компаний «однодневок» попросту нет вывески. Даже наличие сайта не всегда говорит, что партнер благонадежен.

Внимание! Для того, чтобы провести быструю проверку вы можете воспользоваться услугами онлайн сервиса – это не бесплатно, но большим плюсом будет общий сбор данных и готовый вывод. То, что вы вручную будете делать в течение дня – вы сможете сделать за 5 минут – проверь себя и контрагента.

Что следует запросить у контрагента для его проверки?

Если вы решили проверить контрагента, то у него следует запросить следующие документы:

  • Копию свидетельства о регистрации компании (ОГРН).
  • Копия свидетельства о постановке организации на налоговый учет (ИНН).
  • Копию устава организации. Но на практике его не всегда предоставляют.
  • Копию паспорта директора.
  • Бухгалтерскую отчетность, за предыдущий год, для того, чтобы оценить финансовую благонадежность.

Как проверить контрагента на сайте налоговой по ИНН – инструкция

Шаг 1. Прейти на сайт налоговой инспекции и ввести данные для проверки

Для того, чтобы проанализировать благонадежность и предоставленные сведения о клиенте необходимо проверь себя и контрагента.

Первым шагом вам необходимо ввести данные ИНН компании, которую вы хотите проверить или ее ОГРН. Затем ввести капчу – символы с картинки в соответствующее поле и нажать проверить. Если вы правильно ввели данные, то система выдаст результат.


Шаг 2. Проверяем организацию

Внимание! В некоторых случаях вам может выдать несколько организаций, которые зарегистрированы под одним ИНН или с одним и тем же наименованием.

Если у вас выдало несколько организаций с одинаковым именем – это не страшно, такое возможно. Необходимо выбрать нужную организацию, в соответствии с ИНН, ОГРН или адресом. Если несколько организаций с одним ИНН, то это очень странно и наводит на определенные мысли.


Шаг 3. Получаем выписку из ЕГРЮЛ и проводим ее анализ

Следующим шагом вы можете получить выписку и ЕГРЮЛ, в ней можно увидеть все сведения о компании и сравнить их с предоставленными документами. В данном примере мы можем увидеть, что компания находится в стадии банкротства. Это видно из пункта 41 выписки, где в должности указан «Конкурсный управляющий».

К сожалению, мы не всегда можем увидеть такие сведения если хотим проверить контрагента на сайте налоговой по ИНН. Для более глубокой проверки и анализа полученных сведений лучше воспользоваться интернет сервисом.

Внимание! Скачать пример выписки в формате PDF, в которой мы выделили позиции, на которые стоит обратить внимание.

Проверка компании по единому реестру банкротства

Проверка компании на сайте налоговой может ничего не выявить, поэтому стоит дополнительно найти сведения о ней на сайте единого реестра банкротств компаний . Очень хорошо это отражает наш пример. Компания «Олимп» находится в стадии банкротства уже давно и этот факт можно не увидеть, проверяя его на сайте налоговой.

Для того, чтобы найти компанию необходимо сделать следующее:

  • Открывает официальный сайт, указанный в ссылке выше.
  • Слева видим «Поиск должников». Нам необходимо нажать на ссылку ниже – «Расширенный поиск должников».
  • В поле «Код» указываем ИНН, ОГРН или же ОКПО компании, которую вы проверяете.
  • Нажимаем поиск и ждем результатов.

Как видно из данного примера, что мы нашли организацю в базе данные. И она при этом находится в стадии банкротства.

Важно! Данную проверку следует провести параллельно с проверкой на сайте налог ру.

Полезные ссылки для проверки контрагента

Проверить контрагента на сайте налоговой по ИНН это лишь половина дела, помимо этого вам понадобятся следующие сервисы:

Описание сервиса Ссылка на сервис
1 Вы можете открыть картотеку Арбитражных дел. Если клиент «не чист на руку», то возможно в отношении него уже ведутся какие-либо судебные дела. http://kad.arbitr.ru
2 Помимо судебных дел можно найти в базе данных действующие исполнительное производство в отношении проверяемого контрагента. http://fssprus.ru/iss/ip/
3 Также можно проверить действителен ли паспорт руководителя компании. http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000
4 Также желательно проверить юридический адрес возможного партнера на массовость. https://service.nalog.ru/addrfind.do
5 Данный сервис позволяет проверить есть ли у учредителей или директора компании еще иные компании, в которых они также являются учредителями и директорами. https://service.nalog.ru/mru.do
6 Немаловажно будет знать имеется ли у контрагента задолженность по налогам, ведь в этом случае его расчетный счет может быть попросту заблокирован налоговой. В этом случае ваши деньги уйдут на погашение налогов. https://service.nalog.ru/zd.do

Предпринимательская деятельность – это всегда риск. В том числе риск, связанный с недостатком информации о партнерах (покупателях, поставщиках, подрядчиках), особенно об их финансовом состоянии и деловой репутации.

Даже хорошо продуманная в плане обеспечения исполнения обязательств сделка в случае заключения ее с мошенником, может обернуться большими материальными потерями.

Удостовериться в надежности партнера, частично обезопасить себя от недобросовестных исполнителей и заказчиков можно, воспользовавшись электронным онлайн-сервисом, размещенным на сайте nalog.ru, «Проверь себя и контрагента».

Запросите у контрагента его учредительные документы, ИНН, или основной государственный регистрационный номер. Сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» nalog.ru по ИНН или ОГРН даст более точную информацию о любом юридическом лице, индивидуальном предпринимателе или крестьянском (фермерском) хозяйстве. Дело в том, что фирм с идентичным наименованием и предпринимателей с одинаковой фамилией, именем и отчеством может быть зарегистрировано несколько, даже в одном регионе.

Зайдите по ссылке. При формировании каждого запроса нужно вводить код с картинки. Используя возможности сайта, сформируйте актуальную выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Из нее вы узнаете, когда и где зарегистрирована фирма, кто ее учредители, руководитель. Получите сведения о видах экономической деятельности предприятия, имеющихся лицензиях, если деятельность лицензируется.

Чтобы не потерять прибыль или даже не подвергнуться уголовному преследованию за участие в коррупционных схемах и отмывании денег, прежде чем заключать договор, соберите и проанализируйте информацию о своем контрагенте.

С помощью сведений, размещенных на странице «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» убедитесь, что потенциальный партнер соответствует перечисленным ниже критериям.

  1. Организация действующая, и ей не грозит исключение из реестра юридических лиц по решению налоговой инспекции.
  2. Виды деятельности, необходимые для исполнения договора, включены в перечень ОКВЭД организации или предпринимателя, имеются все нужные разрешения и лицензии.
  3. Будущий партнер не находится в стадии ликвидации или реорганизации.
  4. Руководитель фирмы не включен в реестр дисквалифицированных лиц, и дисквалифицированные лица не входят в состав исполнительных органов организации.
  5. Руководитель или учредитель не является «массовым» руководителем или учредителем. Особенно важна такая информация, если окажется, что одна из подконтрольных фирм находится в состоянии банкротства или является ответчиком на значительную сумму.
  6. Фирма не зарегистрирована по адресу массовой регистрации юридических лиц. Сама по себе регистрация, например, по адресу в бизнес-центра, еще не является тревожным фактором. Но на это стоит обратить внимание при наличии других признаков «фирмы-однодневки».
  7. Юридическое лицо не входит в список имеющих задолженность по уплате налогов и не представляющих налоговую отчетность более года. Однако, получить такую информацию в отношении индивидуальных предпринимателей пока возможности нет.

Проверь себя и контрагента – «nalog.ru» официальный сайт

Уже с 1 июня 2019 года можно будет еще более детально проверить себя и контрагента. nalog.ru – официальный сайт ИФНС при помощи online-сервиса “Риски бизнеса: проверь себя и контрагента / Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?” предоставит возможность доступа к данным, которые ранее считались закрытыми. Вы сможете узнать о бизнес-партнере такую информацию:

  • Размер доходов и расходов за год по данным бухгалтерской отчетности.
  • Сведения о количестве работников.
  • Применяемый организацией специальный налоговый режим (упрощенная система (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и т.д.).
  • Суммы недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам.
  • Суммы налогов и сборов, уплаченных за год.

В свою очередь и ваш контрагент будет иметь в своем распоряжении аналогичные сведения о вашей фирме.

Как использовать эту информацию?

По данным за предыдущий год о доходах и расходах, количестве работников, уплаченных налогах и сборах можно определить масштаб деятельности организации, и сопоставить его с объемом заключаемого контракта. Реально ли, что фирма, получившая за год от силы пару миллионов рублей выручки, имея в штате 1 человека (скорее всего, директора), в состоянии выполнить контракт на строительство в 500 миллионов.

Просроченная задолженность перед налоговой инспекцией может привести к блокировке счетов во всех банках. Также это может стать сигналом о недисциплинированности и необязательности партнера, либо о наличии у него финансовых трудностей.

nalog.ru. Проверить контрагента по ИНН, и не попасться на удочку «великим комбинаторам»

Государственные структуры постоянно публикуют на своих сайтах открытую информацию, имеющуюся в их распоряжении, тем самым они дают возможность бизнес-партнерам изучать друг друга.

Сервисы сайта Федеральной налоговой службы nalog.ru – проверка контрагента раскрывают основные данные о контрагенте, описанные выше.

Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов fssprus.ru позволяет получить сведения об открытых исполнительных производствах с помощью сервиса «Банк данных исполнительных производств».

С помощью сервиса «Картотека арбитражных дел», размещенного на сайте Высшего Арбитражного суда РФ arbitr.ru можно получить данные об участии потенциального партнера в судебных разбирательствах.

Изучайте своих контрагентов, используйте эти и другие доступные источники информации. Тем самым вы оградите себя от сотрудничества с недобросовестными партнерами, снизите налоговые, финансовые риски, риски потери деловой репутации.

Мы разработали удобный онлайн-сервис, чтобы проверить себя и контрагента на сайте налоговой службы. Вы можете проверить контрагента по ИНН, доверенность, свидетельство о регистрации, бухгалтерскую отчетность и тп.

Зачем компании проверять себя и контрагента

Налоговики особо тщательно следят за тем, насколько хорошо компания проверяла своих контрагентов перед тем, как заключать с ними сделки. Если инспекторы посчитают, что компания не проявила должную осмотрительность, то могут снять расходы, вычеты НДС или даже признать сделки недействительными. Чтобы этого избежать, проведите проверку себя и контрагента.

Как бухгалтеру работать по новым правилам? С 2017 года вступает в силу рекордное количество поправок. В ближайшем номере журнала «Российский налоговый курьер» мы опубликуем большую таблицу изменений с подробными советы экспертов, как выгодно применять нововведения на практике. в подарок вы получите доступ к онлайн-сервисам, нормативно-правовой базе и энциклопедиям по всем форма отчетности с примерами и готовыми образцами. Успейте подписаться,

Как проверить себя и контрагента: следуйте пошаговой инструкции

Проверка контрагента - это комплекс шагов, которые помогают вам удостовериться, что сделки с потенциальным или действующим партнером не приведут к неблагоприятным налоговым последствиям. Итак, начнем проверку по шагам.

Шаг №1. Выписка из ЕГРЮЛ.

В первую очередь нужно проверить контрагента на сайте налоговой службы по адресу nalog.ru. В разделе электронные сервисы зайдите в сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Здесь можно найти сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сервис позволяет проявить должную осмотрительность при выборе контрагента (поставщика, подрядчика), предоставляет сведения о государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц.

Что показывает сервис

Сервис содержит информацию об адресах массовой регистрации; сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке, сведения о ЮЛ, отсутствующих по своему юридическому адресу.

Результат поиска сервис формирует в таблицe. Когда контрагент, например, ликвидирован, в таблице будет заполнена графа «Дата прекращения деятельности». Тогда скачайте полную выписку. Сервис представляет ее в виде PDF-файла. Из выписки видно, по какой причине инспекторы исключили компанию из ЕГРЮЛ. Это важно.

Ведь если контрагент реорганизовался, его долги перейдут к правопреемнику. Значит, оснований признавать доходы и расходы нет. Другое дело, если контрагент сам принял решение о ликвидации или его признали банкротом. Тогда компания должна учесть кредиторскую задолженность в доходах, а зависшие долги контрагентов вправе включить в расходы.

Чтобы подтвердить ликвидацию контрагента, закажите электронную выписку с усиленной квалифицированной электронной подписью. Это тоже бесплатно. Электронная выписка с усиленной подписью равнозначна бумажному документу с печатью налоговой (письмо Минэкономразвития России от 27.06.16 № Д28и-1629 и информационное письмо Банка России от 20.01.16 № ИН-015-55/3).

Поиск интересующего лица можно вести по юридическим лицам и по индивидуальным предпринимателям.

Как проверить юридическое лицо?

Юрлиц ищите по ОГРН/ИНН или наименованию юрлица.

Как проверить индивидуального предпринимателя?

Если ищете индивидуального предпринимателя, вбейте ОГРНИП/ИНН или ФИО и региону места жительства .

Электронные выписки из ЕГРЮЛ не надежны

Документ: письмо ФНС России от 02.09.16 № ЕД-3-14/4045@
Последствия: проверить контрагента стало сложнее

Компаниям, которые хотят убедиться в надежности контрагента, сейчас рискованно ориентироваться на электронную выписку по нему из ЕГРЮЛ. Так, даже если налоговики внесли в реестр запись о недостоверности сведений по контрагенту, в электронной выписке этих сведений пока нет. Об этом ФНС проинформировала в письме от 02.09.16 № ЕД-3-14/4045@.

Налоговики вправе внести запись о недостоверности сведений в реестр, если проверка покажет, что сведения в ЕГРЮЛ не соответствуют действительности (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). Но вначале инспекторы предложат компании исправить данные в реестре. На это организации дадут 30 дней. Если компания не подаст новые данные о себе, инспекторы сделают пометку в реестре. А директора компании оштрафуют по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ (решение мирового судьи судебного участка № 1 Алексеевского района и г. Алексеевка Белгородской области от 06.08.14 № 5-472/2014). Кроме того, впоследствии в течение трех лет директор такой компании или участник не сможет зарегистрировать новую организацию.

Для контрагентов организаций, по которым в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений, такая запись несет повышенные налоговые риски. Инспекторы могут снять налоговые расходы либо отказать в вычетах НДС. Поэтому, если компании предстоит крупная сделка, запросите выписку из ЕГРЮЛ по потенциальному контрагенту в бумажном виде.

ФНС утверждает, что скоро доработает свои электронные сервисы. Тогда запись о недостоверности сведений будет указана в графе «дополнительные сведения» электронной выписки.

Шаг №2. Проверка контрагента по ИНН: действительные ИНН юридических лиц

Один из важнейших этапов проверки своего партнера — проверка контрагента по ИНН. В отдельной ветке на сайте налоговой проверьте ИНН партнера и убедитесь, что он действительный. Например, как сообщается на официальном сайте налоговиков nalog.ru, всего на 08.06.2016 в базе данных УФНС России по городу Москве зарегистрировано 1702145 действительных ИНН юридических лиц.

Как проверить ИНН?

Выберите ваш регион на сайте налоговой службы. Далее вбейте ИНН в пустое поле и нажмите «Искать».

Шаг №3. Недействительные свидетельства

Всего на 12.05.2016 в базе данных УФНС России по городу Москве зарегистрировано 3599823 недействительных свидетельств

Как проверить свидетельство?

Идеальные формулировки для регламента по онлайн-проверке контрагентов

Компании предпочитают проверять своих контрагентов на риски через онлайн-сервисы налоговиков. Это быстро и бесплатно. Но сейчас судьи все чаще решают, что одной проверки через сайт ФНС недостаточно. По их мнению, надо задействовать и другую общедоступную информацию, которую можно бесплатно найти в интернете (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.15 № А72-5803/2014). Причем судьи сами сейчас нередко дают подсказки, где взять данные для проверки.

Шаг №4. Проверка контрагента по ИНН: недействительные ИНН физических лиц

В отдельном сервисе на сайте налоговой службы любой желающий может проверить контрагента по ИНН. Эта проверка контрагента по ИНН ведется по базе недействительных ИНН. Например, всего на 08.06.2016 в базе данных УФНС России по городу Москве зарегистрировано 3797733 недействительных ИНН физических лиц.

Как сделать проверку по ИНН?

Выберите свой регион на сайте налоговой, а затем начните проверку по сведениями, которые у вас есть: ИНН, код инспекции или период, когда ИНН признан недействительным.

Шаг №5. Проверка контрагента по ИНН: недействительные ИНН юридических лиц

Проверка контрагента по ИНН включает в себя и такой этап как проверка, не включен ли ИНН партнера в базу недействительных ИНН. Например, по информации на официальном сайте nalog.ru, всего на 08.06.2016 в базе данных УФНС России по городу Москве зарегистрировано 1111000 недействительных ИНН юридических лиц.

Как сделать проверку по ИНН?

Выберите свой регион на сайте налоговой. Затем введите ИНН, КПП или период, когда ИНН признан недействительным. Вводить все данные одновременно не обязательно.

Шаг №6. Проверка иностранных контрагентов

На сайте ФНС есть новый электронный сервис, через который компания может проверить иностранного контрагента. Это дополнительная возможность проверить надежность делового партнера. Раньше компании могли проверить онлайн только российских контрагентов в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Сервис дает доступ к сведениям госреестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (п. 11 ст. 21 Федерального закона от 09.07.99 № 160-ФЗ). Компания сможет узнать полное наименование филиала или представительства и его адрес, а также дату, когда присвоили государственный номер записи об аккредитации или дату ее прекращения.

Чтобы проверить иностранного контрагента, зайдите на сайт налоговиков nalog.ru и перейдите в раздел «Электронные сервисы» (справа на главной странице сайта). Выберите «Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц (РАФП)». Сервис бесплатный, и база в открытом доступе. Для проверки задайте один из вариантов поиска:

— ИНН/КПП;
— наименование;
— государственный номер записи об аккредитации (НЗА).

Надежнее и быстрее искать контрагента по ИНН. Это обязательный реквизит, КПП приводить необязательно. Когда известно только название, можно детализировать поиск и выбрать регион, в котором находится контрагент. Заполните в карточке поиска обязательные поля со звездочкой, введите цифры с картинки и кликните на поиск.

На экране появится список филиалов и представительств иностранных компаний, которые подойдут под заданные параметры. Чтобы сохранить на компьютер подробную информацию о компании в формате PDF, нажмите на значок справа. В выписке также будут данные о видах деятельности иностранного контрагента, численности персонала, сведения о руководителе, реквизиты свидетельств и пр.

Проверяйте даже тех контрагентов, у которых подотчетники покупают хозтовары

Кто победил в споре: инспекция
Реквизиты судебного акта: постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.05.16 № А53-5042/2015
Цена вопроса: 269 тыс. руб

Организация выдавала работникам деньги под отчет на оплату автостоянки и покупку хозяйственных принадлежностей. Подотчетники оформляли авансовые отчеты и прикладывали к ним кассовые чеки.

Налоговики на проверке обнаружили, что в чеках указаны несуществующие ИНН, а сами продавцы не зарегистрированы в ЕГРЮЛ. Ревизоры посчитали сделки фиктивными и исключили из налоговых расходов стоимость хозтоваров и парковки. А работникам доначислили НДФЛ.

Суд поддержал инспекторов. Компания выдавала подотчетникам деньги на протяжении трех лет. Но за это время она ни разу не проверила поставщиков, хотя бы по базе ФНС России. Организация не проявила должной осмотрительности при выборе контрагентов. Поэтому на нее ложатся все риски, которые возникают при работе с недобросовестным поставщиком (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53).

Судебная практика по аналогичным спорам

Раньше суды разрешали компании учесть расходы, даже если в гостиничной квитанции стоит выдуманный ИНН (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 28.08.15 № Ф09-5678/15 и ФАС Северо-Западного округа от 15.11.12 № А52-1635/2012). Ведь работодатель не может заранее проверить гостиницу, так как не знает, где остановятся командированные сотрудники.

Шаг №7. Девять полезных сайтов для онлайн-проверки контрагента

Мы собрали здесь еще девять официальных сайтов, на которых вам следует провести проверку:

Проверка доверенности у представителя контрагента

В интернете можно проверить, не отозвана ли доверенность у представителя контрагента. На сайте Федеральной нотариальной палаты www.notariat.ru размещена база отмененных доверенностей. В нее включены только те доверенности, которые были удостоверены нотариусами. База также доступна по ссылке http://reestrdover.ru/. Ее целесообразно использовать для комплексной проверки контрагента перед заключением договора.

База не находится в открытом доступе. По ней лишь можно проверить, не отменена ли конкретная доверенность. Для этого нужно знать хотя бы один из следующих реквизитов доверенности:

— дату удостоверения нотариусом;
— реестровый номер.

Эти сведения указывают на странице поиска. Результат выводится в виде таблицы (см. скриншот ниже). В ней дополнительно отражаются:

— сведения о нотариусе, удостоверившем доверенность;
— дата и время, когда информацию об отмене доверенности внесли в единую информационную систему нотариата.

Если доверенность не отозвана, по окончании поиска появляется сообщение: «Всего найдено 0 записей. Уточните условия поиска».

Наличие в базе доверенности, предъявленной представителем контрагента, — тревожный знак. Ведь это лицо не имеет полномочий для заключения сделки или совершения иных действий от имени контрагента. Если организация все-таки заключит с ним сделку, высок риск, что впоследствии ее признают недействительной (п. 1 ст. 166 ГК РФ). Например, по иску компании, от имени которой выступал представитель.

Другой возможный сценарий — налоговики посчитают этого контрагента однодневкой. Особенно при наличии других признаков недобросовестности. В итоге они откажут организации в вычете «входного» НДС и учете расходов по сделкам с этим контрагентом.

Проверка контрагента по бухгалтерской отчетности

Недобросовестный контрагент может не только не заплатить за поставку, но и стать поводом для доначислений налогов. Оценить надежность возможных партнеров по крупным контрактам можно, если проанализировать их бухгалтерскую отчетность за прошлый год. Компании обязаны сдавать ее в инспекцию и статистическое управление (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Тем более что сейчас она находится в свободном доступе.

Как получить бухгалтерскую отчетность контрагента

Запросить у контрагента.

Так как бухгалтерская отчетность не является коммерческой тайной (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 24.12.11 № 402-ФЗ), то отказ предоставить ее должен насторожить. Минус этого варианта в том, что контрагент может выдать сфальсифицированный баланс, чтобы предстать в выгодном свете. Ведь подделать отметку о приеме данных налоговиками на ксерокопии баланса нетрудно.

Получить в Росстате на портале «Мультистат».

Адрес сервиса — www.multistat.ru → Информационные online-ресурсы ГМЦ Росстата → Предприятия и организации. Но информация будет платной (на момент подписания номера — 398 руб.). Кроме того, отчетность попадает в эту базу с задержкой. На момент написания статьи на сайте «Мультистат» было указано, что система обновлялась 11 июня и содержит отчетность за 2005—2014 годы.

Получить на портале госуслуг.

Адрес портала — beta.gosuslugi.ru → Популярные услуги → Все популярные услуги → Все услуги (по ведомствам) → Федеральная служба государственной статистики > Получение заинтересованными пользователями данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Портал оперирует той же базой, что и «Мультистат», поэтому есть задержки в выкладке данных. Но здесь отчетность предоставляется бесплатно и через несколько минут после запроса

Первый этап. Сравните динамику показателей за несколько лет

Анализ отчетности за два-три года подряд выявит тенденции в деятельности потенциального контрагента. Есть много показателей. Самые информативные мы привели в таблице ниже.

ПРИМЕР.

ООО «Компания» планирует заключить крупный договор поставки с новым покупателем — ООО «Контрагент». Анализируя бухгалтерскую отчетность будущего партнера, компания выявила снижение коэффициента рентабельности продаж с 2014 года по 2015-й в два раза. Руководство ООО «Компания» решило заключить с контрагентом договор на меньшую сумму.

Ссылки налоговиков на низкую рентабельность контрагентов чаще всего не находят поддержку в суде. Пример тому — определение ФАС Уральского округа от 20.12.13 № Ф09-13580/13. Но есть решения и в пользу проверяющих (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.15 № Ф08-9113/2015). Поэтому безопаснее проанализировать динамику коэффициентов хотя бы по поставщикам, с которыми компания планирует заключить крупные контракты.

Контрагент похож на однодневку. Какой довод налоговиков оказывается последней каплей в споре

Если у поставщика есть признаки однодневки, налоговики считают сделки с ним фиктивными. В итоге страдает покупатель. Инспекторы отказывают ему в вычете НДС и учете расходов по этим сделкам. Речь идет о таких типичных признаках однодневки:

— на балансе контрагента нет основных средств и другого имущества, без которого нельзя исполнить обязательства по сделке;
— в штате числится один человек, обычно генеральный директор, он же главный бухгалтер и единственный учредитель;
— у поставщика нет расходов на текущую деятельность — на оплату коммунальных услуг, аренды, услуг связи, выплату зарплаты;
— контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации, по нему нет ни офиса, ни работников;
— поставщик не сдает в инспекцию отчетность либо сдает с нулевыми или минимальными оборотами;
— он не платит налогов и страховых взносов в фонды либо уплачивает мизерные суммы.

Многие суды отклоняют доводы налоговиков и отменяют доначисления, если покупатель доказал реальность сделки. Ведь и у добропорядочной компании могут быть такие признаки. Например, чтобы оказать консультационные услуги, необязательно иметь штат 200 человек и производственное оборудование стоимостью 40 млн. руб.

Но если контролеры находят еще что-то сомнительное в сделках, суды соглашаются с ними. Из свежей судебной практики мы выбрали доводы, которые оказались последней каплей, склонившей арбитров в пользу налоговиков. Посмотрим, как не допустить таких же ошибок и избежать доначислений, в статье