Татьяна Сойко

Цель : Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры . Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи :

Повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет ;

Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т . д.

Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

Оформить в группе уголок дидактических игр .

Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему : «Дидактическая игра , как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста »: выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов

Актуальность проблемы :

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку , выдержку, самообладание , чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры . Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей . С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей .

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств : любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту ; способный управлять своим поведением и планировать свои действия .

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях . Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность , умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников .

Ожидаемые результаты :

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Разработка и внедрение системы работы с детьми по теме . создание педагогических разработок и публикаций на своей странице на сайте МААМ. РУ Обогащение предметно-пространственной среды

Перспективный план работы

по самообразованию на 2016-2017 учебный год

Этапы работы Формы работы Сроки Практический выход

1. Изучение методической литературы по данной теме Методические пособия, интернет – ресурсы, СМИ В течение года Оформление пространственной развивающей среды

2. Работа с детьми. Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность . Прогулки НОД

В течение года Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста »

3. Работа с педагогами Доклад Ноябрь Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

4 Работа с родителями Консультация для родителей

Папка-передвижка

Статья в уголке для родителей Декабрь

1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста » 2.«Использование дидактических игр в жизни детей »

3.«Дидактическая игра в жизни ребенка » . Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Публикации по теме:

Дидактическая игра - как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Дидактическая игра – как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного.

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года сформулированы цели дошкольного образования:.

«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Составители: Арзамасцева М. Н., Прокопьева.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Консультация: «Предметная игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (далее – ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от.

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Татьяна Зубкова
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста »

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии . Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий : держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Учиться играя ! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры . Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют , не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Цель моей работы : повышение своего теоритического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

А также изучение эффективности дидактической игры по развитию активного словаря у детей раннего возраста .

Задачи :

Изучение литературы по данной теме.

- Развитие активного словаря

Изготовление дидактических игр

Подготовка консультаций для родителей по данной теме.

Изготовление папок-передвижек.

Составление картотеке .

Работа проводилась в два этапа, на первом этапе я осуществляла подборку дидактических игр , и знакомила детей с новыми играми .

На втором этапе велась работа на закрепление полученных знаний и индивидуальная работа.

Постоянно велась работа с родителями : индивидуальные беседы, консультации «Речь в жизни ребенка» «Развитие речи в игре » папка-передвижка «Развитие речи : игры в кругу семьи»

В своей работе с детьми я применяла следующие методы :

Словесные

Наглядные

Практические

На протяжение всего учебного года велась работа по формированию активного словаря, большое внимание уделяла играм на развитие речи , а так же на заучивание новых стихотворений, на разучивание новых потешек песенок. Велась индивидуальная работа с детьми на закрепление полученных знаний. Так же с целью развития активного словаря детей использовала чтение художественной литературы с проговариванием знакомых моментов. Была составлена картотека дидактических игр по развитию речи .

С помощью родителей было приобретено много наглядного материала, что то же использовалось в играх с детьми , были приобретены дидактические игры по развитию речи .

Мною были изготовлены игры :

«На ферме»

«Чистоговорки»

Так же были изготовлены и использованы в работе различные виды театра

Конусный театр «Теремок»

Ложковый театр «Три поросенка»

Театр на фланелеграфе «Репка» «Колобок» «Петушок и курочка»

Театр бибабо «Заюшкина избушка» «Три поросенка»

Перспективы на следующий год :

Продолжить работу по данной теме

Изучать новинки методической литературы

Продолжить работу по разработке новых игр и упражнений по данной теме.

В своей работе использовала следующие источники :

А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду »

В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе »

Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Способность осознавать и контролировать.

Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» С каждым годом жизнь предъявляет все более.

Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего возраста «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Консультация для педагогов по моей теме самообразования Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста..

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.


Индивидуальный план работы по самообразованию.
Старший воспитатель Пташкина О.Н.,
МБДОУ д/с № 1 «Березка» г. о. Красноармейск МО, 2016 г.
Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Ф.И.О. педагога Специальность Воспитатель
Образование Стаж педагогической работы Дата начала работы над темой Предполагаемая дата окончания работы Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей раннего и младшего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты…);
сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
повысить компетентность родителей в вопросе влияния пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
обогатить предметно-развивающую среду группы
укрепить связи между детским садом и семьёй.
Актуальность темы:
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1.Повышение уровня развития речи у детей.
2.Умение обратиться за помощью к взрослым.
3.Развитие мелкой моторики.
4.Развитие познавательной активности, творческих способностей.
5.Умение самостоятельно играть в игры.
Для воспитателя:
1.Новые знания о развитии речи детей.
2.Желание работать в этом направлении.
3.Повышение самообразования.
4.Укрепление отношений с родителями.
Для родителей:
1.Сближение с детьми и педагогами.
2.Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Вид деятельности:
1.Самостоятельная деятельность педагога.
1.Составить перспективный план работы по развитию речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
2.Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр.
3.Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе
4.Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты» , «Времена года» и т. д.
5.Разработка дидактических игр: «Поставь машину в гараж», «Собери лучики для солнышка», «Помоги ёжику собрать иголки», «Каждому лепесточку своя подушечка», «Найди лепесток для бабочки», «Прикрепи гусенице ноги», «Волшебные пуговицы», «Голодное яблочко», «Прожорливая лягушка», «Занимательные коробочки» и т. д.
6. Создание картотеки дидактических игр.
7. Изготовление атрибутов к дидактическим играм.
Перспективный план самообразования на 2016-2017 уч. г.
Срок Формы работы
С детьми С родителями С педагогами
(самостоятельное изучение)
Сентябрь-октябрь Адаптационные игры с детьми. Разработка консультаций и памяток для родителей о дидактических играх по речевому развитию детей раннего возраста.
Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе Самостоятельное изучение литературы поразвитию речи детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Планирование работы по самообразованию:
определение содержания работы по самообразованию; выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.
Ноябрь Внедрение в работу с детьми новых дидактических игр и пособий.
Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты». Консультация логопеда «Развиваем речь детей». Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для родителей.
Декабрь Игры в пальчиковый театр с детьми.
Конструирование из палочек «Лесенка», «Треугольник». Оформление папки-передвижки «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике Создание (пополнение) картотеки пальчиковых игр и гимнастик для детей раннего возраста.
Январь Конструирование из палочек «Лесенка», «Треугольник». Консультация для родителей на тему «Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
Февраль Пальчиковые игры «Как у нашего кота», «Божья коровка». Анкетирование «Во что и как играют ваши дети».
Консультация «Домашний игровой уголок младшего дошкольника» Март Учить детей инсценировать руками стихи- «Мы делили апельсин». Мастер-класс для родителей «Игра в жизни ребенка» Консультация для педагогов
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Апрель Май Список литературы для самостоятельного изучения:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
8. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.
О. С. Ушакова «Развитие речи» ; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.:Академия, 2011г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника», М.: Дрофа, 2011 г. О. С. Ушакова «Развитие речи» ; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.:Академия, 2011г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника», М.: Дрофа, 2011 г. О. С. Ушакова «Развитие речи» ; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М.:Академия, 2011г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника», М.: Дрофа, 2011 г.


Приложенные файлы

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Продолжать закреплять количественные и порядковые числительные, различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени.

Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности; коммуникативные навыки.

Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, уступчивости, умения договариваться.

2. Работа с детьми

4. Работа с родителями

5. Работа с сотрудниками

Сентябрь

I. Организационно-диагностический

- «Зажги звёзды».

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

- «Обозначений части суток».

-

Цель: Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Октябрь

II. Основная часть

Изучение порядковых и количественных числительных.

1. Игры с цифрами и числами

- «Назови скорей».

- «Покажи столько же».

- «Какой цифры не стало».

- «Соедини цифры с нужным количеством».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте и количественных числительных, упражнять в порядковом счете до 10.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей.

Ноябрь

Игра «Кто первый назовет?» (Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку).

- «Какие цифры поменялись местами?».

- «Назови соседей».

- «Покажи ту фигуру, которую назову».

- «Нарисуй и разукрась геометрическую фигуру».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте.

2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности.

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

Декабрь

3. Ориентировка в пространстве.

Ориентировка с помощью слуха:

- «Иди в ту сторону, откуда позвали».

- «Угадай, кто позвал».

- «Иди на звук колокольчика.

- «Быстро движется или медленно?».

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.

Январь

Ориентировка в пространстве относительно предмета - впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.

- «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».

- «Что находится слева от…?».

- «Расскажи, где находится шкаф, стул….

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.

2. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета».

Фото – выставка «Изучаем математику».

Февраль

Ориентировка относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

- «Найди игрушки».

- «Куда пойдешь, что найдешь».

- «Покажи флажком вперёд, направо...».

- «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя.

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться относительно себя.

2. Продолжать развивать умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка относительно себя».

Март

4. Ориентировки во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра; дни недели, времена года).

Составление рассказа по картине «Режим дня»

Беседа:«Наш день».

Беседа: «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра).

2. Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Методика работы по формированию у детей временных представлений.

Апрель

Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

Словесная дидактическая игра «Дни недели».

Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

Дидактическая игра «Времена года»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года).

2. Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме, сформировать привычку отмечать дни недели цветными кружками.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Повторить дома стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»

III. Заключительная часть

1. Исследования количественных представлений:

- «Зажги звёзды».

- «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах;

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве;

- «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени

- «Обозначений части суток».

- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»

IV. Выводы.

Цель: проверить уровень сформированности знаний детей по теме самообразования.

Индивидуально поговорить об успехах ребенка.

Литература:

В.П. Новикова «Математика в старшей группе», программа «От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, А. М. Леушина « Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».