Серова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ ООШ №3

Как организовать первоклассника!

Букет цветов в твоих руках.
И ранец новый за плечами,
В глазах волненье и восторг,
Сжимаешь крепко руку маме.
Сегодня главный праздник твой,
Ты первый раз шагаешь в школу,
Ты - первоклассник, ты - большой!
Теперь всё будет по-другому.

Илона Грошева

Нет, я решительно не знала, что мне делать с этими беспомощными первоклассниками. Выпустив четвертый класс, я сама оказалась вдруг беспомощной: первачки плохо воспринимали то, что я им говорила, постоянно отвлекались. Я писала планы уроков, но выполнить их в полном объеме не могла.

… Когда в наступившей тишине, которую с трудом удавалось установить вдруг падал портфель, ручка или пенал, класс взрывался. Всем непременно нужно было узнать, кто уронил, что именно упало и что за этим последует. Через эти школьные моменты жизни, наверное, проходили многие начинающие учителя начальных классов.

Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы работы учителя.

Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности, учителю необходимо, прежде всего, изучить его стартовый уровень.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В., М.И. Лисина и др.). Кроме того, рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе", а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).

Педагогика и психология накопили множество вариантов объективного изучения готовности детей к школьному обучению.

Опыт работы, изучение научной литературы, посещение большого количества уроков у разных учителей позволили мне выделить некоторые организационно – методические приемы, с помощью которых в сравнительно короткие сроки можно достичь хороших результатов в организации детского коллектива.

Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия на личность, является педагогика стимулирования. Она – наследница прогрессивных традиций мирового опыта гуманистического воспитания, восходящих от Ф.А.Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо (на Западе), П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других (в России).

Наиболее успешно реализуется в работе прием поощрения . Его можно распространять на одного ученика, группу учеников, целый класс.

Поощрение полезно сочетать с перечислением недостаточно сформированных у детей правил: посадки, письма, чтения и других. С одной стороны, это делается как бы попутно, без выделения на уроке специального времени, с другой - такое упоминание о правилах находит моментальный отклик в действиях учащихся.

Правила в данном случае выполняются с большим желанием и интересом.

Можно применять поощрение с целью профилактики возможных нарушений при выполнении различных действий, недостаточно усвоенных детьми.

Например, учитель говорит: «Сейчас я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет учебник». Флажок на парте или у рабочего места, наклейка цветочка, смайлика и др. на обложке тетради – такое поощрение носит уже предметный характер.

Поощрение часто используют во время игры. Например, детям предлагается игра «Кто подарит этот букет». Смысл ее в следующем. Каждый цветочек букета и ваза вырезаются из цветной бумаги или из открытки. В процессе урока или всего учебного дня они вручаются наиболее отличившимся учащимся. В игре «Кто построит этот дом?» в качестве поощрения детям также раздаются детали дома (крыша, стены, окна, дверь и т.д.). В аналогичной игре «Кто станет альпинистом?» ученики получают часть горы - это может быть просто треугольник, разрезанный на несколько частей.

В конце урока ученики, получившие, какой либо поощрительный предмет выходят к доске и сами (или с помощью учителя) собирают предмет на доске. Из кусочков, розданных детям, появляется гора, и юных альпинистов поздравляют с восхождением на нее. На уроке такую игру полезно проводить, когда объясняется сложный учебный материал.

В течение всего учебного дня игра обычно используется в конце недели, четверти или праздничные дни. Игровой процесс является прекрасным стимулом и дисциплинирует учащихся в наиболее сложные периоды учебы.

В своей работе для организации первоклассников я часто использую прием: счет команда. В работе с малышами он позволяет быстро организовать их на выполнение различных подготовительных или итоговых работ (вход в класс и выход из него на перемену, подготовка к уроку, к окончанию учебных занятий и т.п.)

Вот, например, как можно организовать работу при сборе ученических тетрадей;

на счет «раз» - закрыть тетрадь;

на счет «два» - взять ее в руки;

на счет «три» - сложить две тетради вместе, передав, их ученику сидящему справа или слева;

на счет «четыре» - передать тетради впереди сидящему ученику.

Если ученики сидят за отдельными партами, то они передают тетради впереди сидящим на счет три.

Из личного опыта работы было замечено, что прием сила голоса , (его интонационная окраска) оказывают удивительное влияние на малышей. Много раз я замечала, что у учителей, говорящих громко, в классе бывает шумно и на перемене дети начинают покрикивать друг на друга, невольно подражая учителю.

Не касаясь чисто индивидуальных, личностных качеств у учителей, методические пособия показывают лишь те приемы, которые легко можно использовать любой учитель. Но даже они оказываются достаточно действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, столь необходимого для успешной организации учебных занятий. Поэтому в своей педагогической деятельности использую методы и приемы оказания помощи первоклассникам в период адаптации разработанные педагогами и психологами.

Игры-знакомства для установления межличностных отношений, игровая деятельность в учебное и внеурочное время.

Индивидуальная помощь каждому ученику, хвалим за конкретный результат, поддерживание положительного отношения к учению:

  • динамичный экран настроения;
  • физкультминутки, точечный массаж по методу (А.А. Уманской), пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук;
  • развивающие занятия педагогами класса и психолога школы;
  • рекомендации родителям.

Используя, эти приемы в комплексе могу, сказать, что результат организованности в моем классе к началу второй четверти находится на уровне выше-среднего, но моя работа на этом не заканчивается, поэтому буду продолжать работать над улучшением результата.

Считаю, что очень важно учить ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Например, сравниваем его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждаем пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Но, не смотря ни на что, именно здоровье определяет успешность обучения и организацию наших детей. Важно создать для ребенка все условия, обеспечивающие полноценный отдых, питание, обучение.

Литература

1 . Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., 2004.

2. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1.

3. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2000.

4. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Нечаева Н.В. Методика « Развитие устной речи»

6. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа, 2005, № 5.

7. Чутко Н.Я. Методика «Раскрашивание фигур»


СТАТЬЯ

«Формы и методы, используемые учителем для адаптации первоклассников»

Учитель

2012

Сотвори для ребенка маленькое чудо, и он ответит большой волшебной сказкой.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учиться ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Януш Корчак

Формы и методы, используемые учителем для адаптации первоклассников .

Большинство детей, поступающих в первый класс, достаточно подготовлены к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе.


Проблема адаптации первоклассников к школе волнует многих педагогов-практиков. Каждый находит свое решение данной проблемы, исходя из особенностей детей своего класса.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день во многих школах сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников – в первую очередь, это программа «Подготовка к школе». Главная цель, помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводит будущий учитель, в стенах школы, чтобы дети чувствовали себя более комфортно при поступлении в 1 класс . Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме, решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей , через общение с их родителями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это беседы, консультации на темы: «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу?», «Портрет будущего первоклассника».

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения – уроки по 35 минут, обязательными являются 3 первых урока, родители могут забрать ребёнка после третьего урока, в уроки обязательно включаются элементы игры, физминутки, а четвёртый урок проходит в игровой форме, а если есть возможность, то на свежем воздухе

Например, организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы, фишки, счётные палочки, счётный веер , мяч и пр.)


Очень нравится ребятам работать с компьютерными программами «математическими тренажёрами».

Больше внимания уделяется здоровьесберегающим принципам организации уроков. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок на уроках окружающего мира, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувст венного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой , по которой обучаются школьники .

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения урокам ИЗО и технологии принадлежит особая роль.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые фор мы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных занятий; экскурсии в музеи; игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же как и другие уроки, часть уроков технологии проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа – художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка»?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т. д.; уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т. д.

Учитель обращает внимание на особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены три структурных элемента: оргмомент, основная часть урока и рефлексия.

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т. п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока – «дробная» т. е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактиче ских игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности – учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение.

Особое внимание педагоги уделяют организации учебного сотрудничества на уроках, как важнейшей части социальной адаптации. Так работая в «микро коллективе » (паре, группе) дети осваивают технологию групповой работы на уроках, осознают значение сплоченности в момент выполнения заданий. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в со ответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырех летней начальной школы» от 01.01.2001 г. № 000/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубинштейна-Дембо, листы индивидуальных достижений и т. д.

Большое значение уделяется рефлексии на различных этапах урока и в конце урока.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нрав ственно-волевого развития.

Можно использовать формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

Задания разной степени трудности;

Специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объеди няются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

Предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т. к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности .

Большое значение для педагогической поддержки адаптации ребенка к школе играет внеурочная деятельность первоклассников в режиме ГПД. Она организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Специальные игровые упражнения помогают детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Учитель должен создать в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни

Адаптации первоклассников к школе

Мы рассматриваем физиологические аспекты адаптации для того, чтобы учитель знал и понимал, почему иа этом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, почему дети так быстро устают и так трудно удержать их внимание. Возможности детского организма далеко не безграничны, а /длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. В соответствии с этим учителю нужно строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребёнка. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различным.

Между тем, порой случается так, что ни учителя, ни родители часто не осознают всей сложности этого процесса, а это незнание и форсирование нагрузки ещё больше усложняют и без того столь не простой период. Несоответствие требований и возможностей ребёнка ведёт к неблагоприятным изменениям состояния центральной нервной системы и резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление.

Однако, есть факторы, существенно облегчающие адаптацию детей к школе — это рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Также организованная двигательная активность должна составлять большую часть от общего времени пребывания детей к школе. Поэтому целесообразно проводить от 2 до 3 физминутки за урок. Предлагаю читателям несколько видов физкультминуток для уроков:

2. Психологическая адаптация

Основными показателями психологической адаптации ребёнка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Именно поэтому, при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе, изучался характер поведения ребёнка и анализировались его особенности. В связи с этим, мною в первом классе была проведена диагностика адаптации по проективной методике «Школа зверей», где детям предлагалось изобразить себя и учителя в виде зверей. Многие дети не смогли назвать имена одноклассников, себя нарисовали ближе к учителю, но в целом анализ результатов диагностирования показал, что в классе складывается благополучная психологическая атмосфера. Дети хорошо относятся друг к другу, доброжелательны. Процесс адаптации продолжается, дети привыкают друг к другу и к учителю. Далее даётся характеристика адаптации каждого ученика, например: Ягожидаева Настя: В школе ребёнку нравится. Более всего процесс обучения, отношения с одноклассниками складываются хорошие, всё благополучно. Или — Ибраев Талгат: ребёнка устраивает его положение в коллективе, но характерна некоторая тревожность, стремится быть ближе к учителю. Возможно, существуют трудности в общении с одноклассниками. Такой подробный анализ позволяет помочь ребёнку индивидуально, в соответствии с его трудностями.

Наблюдения за школьниками первых классов показали, что психологическая адаптации детей к школе может проходить по разному, Первая группа детей адаптируется к школе быстро. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей, у них хорошее настроение, они спокойны и добросовестно выполняют требования учителя.

Вторая группа имеет длительный период адаптации: дети не могут принять ситуацию обучения — они могут играть на уроках, не реагируют на замечания учителя и, как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.

Третья группа - дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, на таких детей чаще всего жалуются учителя и дети: они «мешают работать в классе», «третируют детей». Постоянные неуспехи этих детей в учёбе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отверженными». Учитель, сближая детей, должен сделать всё возможное, чтобы облегчить процесс адаптации для таких детей. На первых уроках возможно проведение специальных игр для знакомства детей друг с другом и учителем. Предлагаю игру «Давайте знакомиться». Знакомство детей проходит в виде игры: учитель называет опорное слово, например, «имя», «семья», «лето» и д.р., а дети должны задавать вопросы своим соседям по парте на эту тему. Чтобы ученики смогли, познакомиться с другими детьми, по сигналу учителя «Пересадки», дети пересаживаются на другие места, и происходит аналогичное знакомство с новым соседом.

Или игра «Будь внимательным». При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность — закройте глаза и положите голову на парту.

— У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку (с закрытыми глазами).

— Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза.

— У кого сосед с тёмными глазами? Поднимите руку, и т.д (далее учитель задаёт такие же вопросы относительно внешнего вида учеников своего класса)

Процесс адаптации к школе продолжается и течение всего первого года обучения, но первые 6-9 недель «острой» адаптации закладывают основу успешности дальнейшего процесса обучения. Поэтому педагогу важно знать и учитывать в своей работе функциональные особенности состояния организма первоклассника и в соответствии с этим построить учебный процесс.

  1. 2. Преемственность и её роль в адаптации ребёнка к школе


Важную роль в адаптации ребёнка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с первоклассниками. Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации детей к школе состоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми. Даже при положительном отношении к детям учитель часто применяет более жёсткие, авторитарные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники. Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребёнком как выражение личной неприязни, что ведёт к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность, созлдает неуверенность в себе.

Каковы же пути осуществления преемственности педагогической работы с детьми между детским садом и школой? Назовем некоторые из них, оправдавшие себя на самом деле:

1.Совещание «Первые дни ребёнка в школе» с участием учителей первых классов, воспитателей, психолога и логопеда.

2.Конференции, семинары по обмену опытом работы воспитателей детских садов и педагогов школ,

3.Посещение педагогами детского сада, наблюдение за детьми, идущими в первый класс, за организацией видов деятельности (игровой, учебной, художественной и т.п).

4. Социально — психологические характеристики на каждого ребёнка, составленные воспитателями подготовительной группы детского сада.

5. Развитие контактов воспитанников детского сада с учащимися школы (совместное проведение мероприятий).

Освоение первоклассниками организационных навыков и умений в адаптационный период

1. Основные правила поведения на уроке

Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не дол леей без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований. В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций. Вот что пишет о

принципах рабо7ы с детьми этого возраста Ш.А.Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? — Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? - Нет!». Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и обликать их следует в форму просьб или пожеланий учителя, а не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им как правило игры. Предлагаю читателю несколько игр для знакомства детей с правилами поведения.

Игра «Хочешь говорить — подними руку».

— Вы знаете, что меня зовут Людмила Алексеевна. Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, где я. живу, как я провела лето. Всё это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать (вначале несколько «пробных» вопросов, на которые учитель отвечает. А потом дети начинают задавать вопросы все одновременно, не слушая и перебивая друг друга.) В этом месте учитель прерывает диалог:

Стоп! Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: «Хочешь говорить — подними руку» (учитель демонстрирует жест).

А теперь будем задавать вопросы, как положено ученикам. И так, что вы ещё хотите спросить у меня?

Игра «Готов к уроку»

В школе есть правило «Готов к уроку». По звонку ученик становится возле своей парты и ждёт команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило (учитель говорит: «Перемена» — дети свободны, а потом звенит колокольчиком:

1. «Звонок!» — дети должны встать у своих парт.) Игра проводится 2 — 3 раза. Игра «Урок окончен»

— В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку», То же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт (дети тренируются с колокольчиком).

Прозвенит сейчас звонок —

Наш закончился (хором дети) урок!

Учитель: — Урок закончен!

Игра «Писать закончил»

— Одни из вас справились с работой быстрее, другие -медленнее. Учителю на уроке нужно знать, кто уже закончил писать, а кто — нет. Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой. (Учитель демонстрирует жест).

— Дорисуйте, дети, и покажите жест «Писать закончил».

Игра «Работа выполнена»

— Когда ученики заканчивают выполнение какого-либо — ; ] задания, они показывают это жестом «Работа выполнена» (учитель показывает жест, сложив руки перед собой на парте).

Раучивание правил.

Вставайте дружно каждый раз, Когда учитель входит в класс. Парта — это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно На уроках не болтай, Как говорящий попугай.

Ответить хочешь — не шумя, а только руку подними.

2. Навыки индивидуальной: парной и коллективной работы. Учебная деятельность, т.е. сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук, складывается постепенно. Её формирование протекает на протяжении всего периода обучения в младших классах с последующим совершенствованием. В задачи привития навыков индивидуальной, парной, коллективной работы входит лишь создание некоторых исходных предпосылок формирования учебной деятельности. Важнейшее из них — высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности в учебной работе; уважительное отношение к учителю, умение выполнять его задания; достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, сосредоточивать внимание на поставленной задаче.

Для привития навыков индивидуальной, парной и коллективной работы первоклассников в адаптационный период возможны следующие формы работы.

Обучение хоровому ответу

— На уроке мы с вами договорились, что при желании ответить нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие ответы, где ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. Давайте потренируемся отвечать хором, (учитель может ввести определенный жест, обозначающий хоровой ответ: взмах рукой и.т.п.).

Различие хорового и индивидуального ответа

— А теперь задание сложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие нет. Будьте внимательны.

— Скажите хором, сколько будет 1 + 1 ?

— Скажите вместе: у какого животного длинный хобот?

— Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?

— Листья опадают, когда это бывает?

— Какие марки легковых машин вы знаете?

— Как зовут сказочного героя с длинным носом? Скажите дружно.

— Ваша любимая игрушка?

— Хором: какой день недели будет после понедельника?

— Какие имена мальчиков вы знаете?

— Какие имена девочек вы знаете?

— Закончите предложение: Птицы умеют летать, а рыбы

— Дружно: как меня зовут?

— Кем вы хотите стать? (последний вопрос -ловушка, на него нельзя отвечать хором)

Игра «Хлопки.»

Учащиеся передают хлопки друг другу по очереди, начиная с первого варианта первого ряда, затем второй вариант и.т.д. Когда хлопнет ученик с последней парты первого ряда наступает очередь второго ряда и.т.д.

Обучение ответу по цепочке

В школе, кроме ответов по одному и хорового ответа, есть ответ по цепочке. В игре «Ответ по цепочке» нужно передавать слова. Попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек, (по цепочке «передаётся» стихотворение А.Барто «Игрушки»)

Беседа о работе в парах.

— Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше»

— Как вы её понимаете?

— На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах.

— Пара — это два человека, сидящие за одной партой. (Учитель даёт задание каждой паре раскрасить два мячика

так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.)

— Чтобы пара хорошо справилась с заданием нужно вначале обсудить, договориться, как это сделать. При этом старайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того, как вы закончите работу, показываете жест «Мы готовы», (пара берётся за руки и поднимает руки вверх)

Игра «Зеркало».

Каждая пара поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом». Затем ученики меняются.

3. Организация, обратной связи с учителем и оценка, успехов и неудач первоклассников в адаптационный период

От отношения учителя к. ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель — ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка в школе. Как правило, учитель для ученика — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определённых правил поведения и деятельности получения знаний. Ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Но есть дети «не готовые» к школе, не умеющие понять условность отношений учителя и ученика. Такой ребёнок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне неинтересно». С таким ребёнком отстоять своё «Я» бывает довольно трудно. В таких случаях бесполезно приказывать, наказывать, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребёнка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе ученика, попробовать серьёзно, «по -взрослому», поговорить с ним наедине.

Особое значение в отношениях учителя и. учеников, да и учеников между собой на первом начальном этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учёбы. Психология восприятия ребёнком оценки его деятельности- в конечном счёте, является оценкой его личности в целом. Всё это свидетельствует о большой ответственности учителя за ту оценку, которую он даёт каждому ребёнку, и, несомненно, повышает требования к педагогу, к технике его общения с детьми.

Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребёнка к школе. Но на практике учителям трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядного способа оценки; поэтому вместо традиционных двоек, пятёрок используются рисунки, штампики, звёздочки, и д.р. В таких случаях и штампики, и звездочки равнозначны отметкам: ведь всё это для ребёнка условные знаки его успехов.

Игра «Оценка работы»

В начале урока учитель должен познакомить детей со своей системой оценивания. На доске заранее нарисовано три рисунка грузовика; 1 — со всеми необходимыми деталями, но нарисован небрежно (кривые окна и т.д.), 2 — нарисован очень аккуратно, но с множеством неправильных деталей (колёса находятся сбоку и т.д.), 3 — нарисован правильно.

— Какой рисунок выполнен правильно, но неаккуратно?

— Какой аккуратно, но неправильно?

— Какой и аккуратно, и правильно?

— Что нужно изменить в первом рисунке?

— А во втором?

— Какой штампик поставим?

— Нарисуйте в тетради правильный и аккуратный грузовик,

4. Организация классного коллектива

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко и неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми, на этом сложном для каждого ребёнка этапе вхождения в новый для него коллектив, важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть что-то о каждом рассказать, создать атмосферу общей работы сотрудничества, взаимопонимания.

Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников; ведь ему очень необходимо их оценка, их отношение, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок Испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. В школе чаще всего дети смотрят друг 1 на друга глазами учителя. Поэтому отношение учителя к ребёнку — своего рода индикатор отношений к нему и его одноклассникам, А от негативного отношения учителя ребёнок страдает вдвойне: учитель’ относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети: поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения ученика, и его школьных успехов.

У некоторых учителей с первых дней выделяются «любимчики», они раздают и собирают тетради, ведут учёт замечаний, выполняют другие «личные» поручения учителя. Дети всё это видят. Происходит расслоение класса, которое не способствует установлению дружеских взаимоотношений между всеми учащимися. Так для развития общительности и коллективизма немалое значение имеют различные совместные игры, В сюжетно — ролевой игре педагог должен участвовать в распределении ролей, приучая детей к справедливости при распределении, чтобы привлекательные роли исполнялись детьми по очереди. Когда робкому застенчивому ребёнку достаётся какая — либо «командная» роль, нужно помочь ему с ней справиться.

Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ученика в школе — привить ему чувство, что класс, школа не является чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Ш. Советы родителям первоклассников но воспитанию в адаптационный период

Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребёнка. Ведь от того, как пойдёт привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, успешность учёбы в начальной школе к во все последующие годы и, конечно же, здоровье.

Ребёнок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад жизни. Ежедневные учебные занятия требуют напряжённого умственного труда, активации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

В ответ на новые повышения требования к организму в первые недели и месяцы обучения могут появляться жалобы детей на усталость, головные боли, возникают раздражительность, плаксивость, нарушение сна, аппетита. Случаются и трудности психологического плана, такие, как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе. Весь этот комплекс явлений некоторые специалисты классифицируют как адаптационную болезнь.

В этот трудный для ребёнка период и в школе, и дома его необходимо окружить вниманием, проявить доброжелательность и терпимость.

Предлагаю несколько советов родителям первоклассников на период адаптации к школе.

— Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, — быстрая утомляемость.

На первом уроке они откровенно зевают, на третьем — лежат на партах. Чем мы, взрослые можем помочь ребёнку? Прежде всего стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника — это соблюдение режима дня. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 мин. в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до 2 часов) прогулки на воздухе — не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», — и собирайтесь в школу без суеты.

— Придя с ребёнком в школу, постарайтесь обойтись беч нравоучений, т.к. они ничего, кроме утренней усталости, не дают, А вот объяснить безопасный путь в школу ребёнку необходимо. Безопасный, но не короткий.

— Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушивайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте — ведь пока ещё не за что’.

— Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребёнку несколько замечаний сразу.

— Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

— Нет таких родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пелёнки, а вот за испачканные тетрадки -сколько угодно. Хотя и в том и другом случае период марания неизбежен. Ребёнку не нужна позиция прокурора, которую часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо.

— сегодня одна из главных задач школы — оздоровление ребёнка, и поэтому в целях облегчения адаптации первоклассников применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живёт жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать своё мнение о них — лучше посоветуйтесь: ведь всё, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребёнка.

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

  • выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;
  • рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);
  • рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребёнка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости – с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов – задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребёнка в школу с 6 или 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребёнка в частном или государственном учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов, родители могут, только определив степень его готовности к школе.

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

  • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
  • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

Социально-психологическая готовность:

  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
  • Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья а также развитие школьно-значимых психологических функций:

  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).
  • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
  • Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Вопросы по работе школьных психологов можно задать по телефону 311-71-18.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь чётко произносить все звуки речи
  • уметь интонационно выделять звук в словах
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
  • уметь произносить слова по слогам
  • уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
  • уметь составлять несколько предложений о предмете
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения
  • знать автора прочитанного стихотворения
  • уметь последовательно передавать содержание сказки

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

  • знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • знать знаки +, -, =,<, >.
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
  • уметь соотносить цифру и число предметов
  • уметь сравнивать 2 группы предметов
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
  • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки
  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)
  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)
  • знать 1-2-3 комнатных растения
  • знать названия 12 месяцев года
  • знать названия всех дней недели
  • Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
  • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо
учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребёнка к обучению. Именно от того, насколько ребёнок развит физически, психически, умственно и личностно, а также какова состояние здоровья ребёнка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дальше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приёма в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного гола, проводится в условиях детского сада.

Как организовать занятий с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко представлять, как человек усваивает информацию

В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.

То, что ребенок сам выполняет руками, он усваивает на 90%! Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно написать пример, приклеить кружочки и т.д. даже если ему кажется что ничего непонятно.

70% от того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Ребенку необходимо проговаривать за Вами информацию, а не молча слушать ее. Обсуждайте вместе все проделываемые действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

Лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних Ваших объяснений будет недостаточно.

30% того, что ребенок видит - он усваивает. Поэтому проявите свою фантазию и творчество: лепите из пластилина, наклеивайте, рисуйте картинки, объясняющие изучаемый материал.

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Помните, что для ребёнка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе?

1) Развитие мелких мышц руки:

  • работа с конструкторами разного типа;
  • работа с ножницами, пластилином;
  • рисование в альбомах (карандашами, красками).

2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Советы психолога родителям первоклассников.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

У вас Событие – ваш ребёнок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребёнок.

Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима «кровная» заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления в компетентности каждого родителя), но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место – письменный стол, где он будет заниматься своим серьёзным делом – учиться. Это хорошо и о точки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.

Помните, ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

О чём же необходимо помнить родителям?

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, воспитывая в нем ненужную неуверенность в себе

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а учился на них. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки, карандаши и тетрадки. Приучайте его поддерживать порядок на своем рабочем места, объясняйте, как лучше можно этого добиться во время занятий.

5. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…», обращение ко взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть…

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом! начале (в первом классе). Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был самым-самым. Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка голых знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.

Основная задача родителей дошкольника - поддержание интереса к знаниям в целом.

9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильные и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.

11. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

12. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождения перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

Инструкция

Идеальный вариант, естественно, если у ребенка есть отдельная комната. В этом случае пространство следует разделить на зоны: игровая зона, рабочая зона и зона сна. Для рабочей зоны лучше всего подходит место у окна. Чтобы ребенок во время работы не отвлекался на происходящие на улице события, стол нужно поставить справа. Стены вокруг рабочего места нужно оформить в спокойных нейтральных тонах, яркие пестрые акценты будут постоянно отвлекать внимание ученика. В интерьере рабочей зоны не должно быть ничего лишнего, только все необходимое для учебы. Кроме стола и стула нужны стеллаж для книг, навесной шкафчик или полка. Не стоит располагать навесную мебель прямо над столом - это создаст ощущение дискомфорта. На этой стене лучше обустроить ученический органайзер в виде пробковой доски и нескольких кармашков из ткани неяркого оттенка для всяких школьных мелочей. А такие отвлекающие факторы, как любимые игрушки, компьютер и телевизор, должны находиться далеко за пределами рабочей зоны. Если же в комнате нет другого места для компьютера, тогда стоит приобрести угловой стол и расположить монитор в стороне, а не на рабочей поверхности.

Что же делать, когда квартира маленькая и нет детской? В этом случае в общей комнате нужно выделить место для рабочего уголка, где бы ребенок мог уединиться. Создать комфортное закрытое пространство можно с помощью разного рода выдвижных перегородок, стеллажей, и даже шкафа. В данной ситуации главное обеспечить для ребенка тишину и спокойствие во время работы.

Необходимый комплект состоит из ученического стола, удобного стула и какого-либо места для учебников и тетрадей (выдвижные ящики, стеллажи, полки, шкафчики). Будущий школьник обязательно должен принимать участие в выборе мебели для своего рабочего уголка. Можно смело покупать стол и стульчик для ребенка, если: спина удобно опирается на спинку стула; ноги, согнутые под углом, не висят, а стоят на полу; размер рабочей поверхности стола в пределах 60-80 см (глубина), и 120-160 см (ширина); расположение рабочей поверхности стола на уровне груди ребенка. Поверхность стола, расположена под наклоном, будет дополнительным удобством для осанки ученика.

Очень важно правильно продумать освещение рабочей зоны для работы в вечернее время. Естественно, на рабочей поверхности слева должна быть настольная лампа, но всего лишь в качестве дополнительного, но ни в коем случае не единственного источника света! Следует продумать комбинированное освещение комнаты, без резких перепадов, которые способствуют ухудшению зрения. Свет от настольной лампы должен равномерно рассеиваться по рабочей поверхности стола, и ни в коем случае не попадать ребенку прямо в глаза. Грамотная организация рабочего пространства для будущего школьника станет залогом его успешного обучения и позволит избежать серьезных проблем, возникающих в учебном процессе.

Организация обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Что же способствует успешной адаптации первоклассников?

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по заявлению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Обучение детей в 1-м классе проводиться с соблюдением следующих требований:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    продолжительность учебного года - 33 недели;

    5-дневная учебная неделя;

    максимально допустимая недельная нагрузка – 20 часов;

    проведение не более 4-х уроков в день

Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2 2821-10, введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010, за № 189, в первом полугодии первого класса используется "ступенчатый" режим обучения:

В сентябре - октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми

В ноябре - декабре - 4 урока по 35 минут каждый,

В январе - мае - 4 урока по 45 минут каждый.

    Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока), ежедневная физзарядка до занятий . В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией;

    организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

    организация питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (февраль);

    в первых классах после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна, согласно листам здоровья, которые заполняет для каждого класса медсестра.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Уроки-театрализаций, уроки-экскурсий, уроки-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение и закрепление учебного материала предлагается проводить в нетрадиционной форме. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко использовав расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Окружающий мир

Тема урока

Форма проведения урока

Что такое Родина?

Урок-экскурсия

Что мы знаем о народах России?

Урок-викторина

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Что у нас над головой?

Урок-путешествие

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Изобразительное искусство

Тема урока

Форма проведения урока

Изображения всюду вокруг нас.

Урок-экскурсия

Изображать можно пятном.

Урок-сказка

Разноцветные краски

Урок-сказка

Художники и зрители

Урок- виртуальная экскурсия

Технология

Тема урока

Форма проведения урока

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Урок-викторина

Что такое технология.

Урок- экскурсия в мастерские

Аппликация из природного материала

Урок-игра

Аппликация из пластилина

Урок-сказка

Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть .

Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.

Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уровень готовности ребёнка к школе может быть и высоким и очень низким. У некоторых первоклассников не сформированы школьно-значимые функции: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

задания разной степени трудности;

специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие

мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не

большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.) .

В соответствии с требованиями ФГОС на каждого ученика заведено «Портфолио», в котором фиксируются все достижения первоклассника за текущий учебный год.

Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13:

    исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

    Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

    Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

    Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

    В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы.

Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

    Федеральный закона«Об образовании в Российской Федерации»;

    Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;

    Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10