Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Оно основано на применении изобразительного искусства для помощи пациентам. Термин «арт-терапия» изначально применялся в англоязычных государствах. Он появился примерно в первой половине двадцатого столетия. Данным термином обозначались различные методы реабилитационной и терапевтической практики, использующие в своей основе искусство.

Знает ли ребенок о наказаниях и наградах? Частые награды за успех и хорошее поведение очень важны! Осведомленность о причинах и последствиях. Наблюдает ли ребенок причины и последствия конкретных действий и поведения? Может ли тренер или инструктор помочь ему понять их?

Имейте в виду, что культивированная дисциплина должна сделать вашего ребенка счастливым. Не отчаивайтесь слишком быстро, если ваш ребенок отказывается участвовать в занятиях, но попытайтесь найти вид упражнений, которые принесут ему наибольшую пользу, расслабится и обеспечит столько удовольствия. Это может быть даже регулярное прохождение каждое утро.

Сегодня арт-терапия являет собой лечебное использование изобразительного творчества пациента, которое предполагает трех стороннее направленное взаимодействие между пациентом, его работой и психотерапевтом. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций и является формой когнитивной деятельности клиента, помогающей ему выражать прошлые или актуальные на сегодня переживания, которые клиенту довольно тяжело передать при помощи слов.

Примеры конкретных видов спорта и их преимущества. Альпинизм, каякинг, сноубординг, катание на горных велосипедах, подводное плавание и т.д. обеспечивают множество волнений, приключений и опасности, и давайте выйдем. Для людей, очарованных горами и приключениями приключения, это хороший вызов.

Это один из самых здоровых видов спорта. Плавание и водная среда хороши для тела. Соблюдайте правила безопасности и гигиены. Удовольствие для детей в бассейне может сочетать удовольствие с изысканностью и техникой. Не только работа рук и туловища гармонична с работой ног, но и вся философия и искусство скуки целей. Важно развивать долгосрочные и краткосрочные цели, чтобы развиваться в боевых искусствах и в жизни. Они учат концентрации и характер природы. Очень важно подчеркнуть дисциплину, подчеркнутую во время каждого занятия.

Методы арт-терапии

Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. С позиции последователей классического психоанализа, стержневым инструментом психокоррекционного воздействия в арт-терапии считается механизм сублимации. К. Юнг внес предположение о ведущей роли искусства для облегчения процессов индивидуализации формирования личности, которое базируется на установлении баланса между «Я» бессознательным и «Я» сознательным. Важнейшим приемом арт-терапевтического воздействия Юнг считал технику активного воображения, которая направлена на столкновение друг с другом «Я» сознательного и «Я» бессознательного, на их примирение между собой при помощи аффективного взаимодействия.

Из-за последствий для здоровья и реабилитации их можно рекомендовать не только людям с гиперактивностью, но и другим. Футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, бейсбол. Важно учить поведение в группе, рассчитывать на другого человека и всю команду. Йога известна своим положительным эффектом на «гиперактивных детей». Йога позволяет им гармонизировать ум с телом, что приводит к естественному эмоциональному балансу. Это может помочь вам развить свою способность реагировать более свободно и спокойно, балансируя процессы мышления и чувства и правильно реагируя на стимулы.

Арт-терапию можно использовать в качестве основного метода или в качестве вспомогательного метода.

Сегодня можно выделить два, свойственных для метода арт-терапии, основополагающих приема коррекционного воздействия на психику человека.

Искусство помогает в специфически-символичной форме воссоздать травмирующую конфликтную ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения посредством преобразования такой ситуации, используя творческо-креативные способности клиента. Это является первым приемом арт-терапии.

В свою очередь, немецкий исследователь Николь Гольдштейн утверждает, что способность удлинять и углублять дыхание увеличивает способность к подавлению и самоконтролю. Работа с дыханием позволяет вам развивать свои навыки преодоления стрессовых ситуаций. Ребенок учится расслабляться и успокаиваться. Он все больше осознает свои мысли и эмоции и готовность контролировать их. Дыхательные упражнения также играют важную роль в оксигенировании мозга путем регулирования артериального давления и разрядки внутренних напряжений.

Четкая система дыхания помогает осторожно удалять блокировку из организма, улучшает оксигенацию тела и успокаивает ум, что способствует лучшей концентрации. Ученики дисциплинируют свои собственные действия, мысли и речь, постепенно практикуют терпение. Упражнения повышают интеллект и ясность. Они добавляют положительную энергию, улучшают память, зрение и слух. Это лишь некоторые из преимуществ йоги.

Второй прием тесно связан с природой возникновения эстетической реакции, которая позволяет видоизменить действие аффекта с негативного на позитивное.

К методам арт-терапии относят рисование, ваяние, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и т.д.

Арт-терапевтические занятия могут проводиться двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении клиенту возможности изготовления поделки из определенного материала по образцу на заданную тему. Это позволяет увидеть поразительные необыкновенные сочетания цветов, самобытное выражение сюжета и его своеобразную форму. Все перечисленное имеет непосредственную связь с особенностями мировосприятия пациента, его эмоциями, переживаниями, волнениями, которые отражают утаенные от сознания символы, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики, свидетельствующую о наличии и качестве проблем клиента.

И, наконец, помните, что спорт необходим в терапии, но для достижения наилучших результатов это должно быть сделано с интересом. Анна Цайковская, педагог, логопед. И эмоционального и социального ребенка, основанного на клиническом интервью, наблюдении за поведением детей, а также текстовых и экспериментальных методов, адаптированных к специфике расстройства и уровня развития ребенка.

Глубокий функциональный диагноз позволяет детально оценить развитие ребенка на основе нейропсихологических, экспериментальных и конкретных методов тестирования. Установив комплексную терапевтическую программу с другими членами команды. Индивидуальные терапевтические классы с использованием соответствующих методов стимуляции психического развития.

Второй способ представляет собой неструктурированное занятие, на котором клиентам предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки, материал, инструменты. Заключительным этапом данного способа является обсуждение темы или сюжета, манеры исполнения, выбора материала и др.

Многие известные психотерапевты подчеркивают ведущую роль арт-терапии в приумножении адаптационных способностей в повседневной жизни.

Поддерживая семью для создания условий, способствующих развитию ребенка и лечения нарушенных сфер. Оценка прогресса в развитии, проверка диагноза и плана терапии. Подготовка письменных психологических мнений. Оценка прогресса в развитии: передиагностика, проверка планов лечения.

Документация в соответствии с действующими правилами. Его цель - определить уровень навыков, связанных с физическим и умственным развитием испытуемого. Он предназначен для детей с аутизмом и с задержками развития в возрасте от 6 месяцев до 7 лет. С возможностью использования детей до 12 лет у детей, которые не соответствуют стандартам в конкретных сферах развития. Он охватывает следующие сферы развития: малый и большой моторный, восприятие, визуальную и двигательную координацию, когнитивную деятельность, общение и активную и пассивную речь.

Разнообразие арт-терапевтических методов создает специфическую ситуацию с целью получения безболезненного подступа к глубинам клиентского сознания, позволяет стимулировать прорабатывание его бессознательных тревог и переживаний, помогает развивать ранее блокированные или слаборазвитые перцепционные системы, отвечающие за восприятие окружающего мира, формировать ассоциативно-образное мышление. Для опытного психолога или психотерапевта арт-терапия является бесценным диагностическим материалом. Разнообразие арт-терапевтических методов открывает невиданный ранее простор для творческих изысков.

Учебная карточка позволяет отслеживать задержки развития в количественной и качественной оценке, а также описывать нетипичное долгосрочное поведение и определять уровень развития ребенка по сравнению с состоятельным состоянием в качестве модели развития.

Терапия заключается в том, чтобы обеспечить ребенку стимулы, которые больше всего необходимы его нервной системе. Во время терапии отношения между сенсорными процессами и двигательным поведением формируют и улучшают синаптические связи в центральной нервной системе.

Визуальные и слуховые возможности. Эффективность в диапазоне больших и малых двигателей. Занятия сенсорной интеграционной терапии проводятся в специально оборудованной терапевтической комнате. Терапевтические помещения должны в первую очередь включать несколько устройств для предсердной, проприоцептивной и тактильной стимуляции, а также визуальные, слуховые и обонятельные.

Одним из ведущих методов арт-терапевтического воздействия считается метод Мандала, что в переводе означает центр или круг. Рисунок мандалы симметричен и представляет собой обычно окружность с выраженным центром. Основные ориентиры, число которых может варьироваться, обозначены внутри круга. Однако в сложной геометрической структуре мандалы можно встретить и другие элементы, такие как квадрат, всевозможные овалы или кривые линии, прямоугольники и треугольники. Таким образом, мандала – это циркулярный рисунок, который может являться продуктом самопроизвольной творческой деятельности индивида или рисоваться в соответствии с заданной инструкцией. Рисунки, вписанные в окружности, зародились еще в античных цивилизациях и сохранились в современном мире. Округлая вариация мандал всегда сопутствовала человечеству, так например, круг является центральным акцентом многих священных культов богов и доисторических мест поклонения. Изображение мандал встречается в различных народностях и культурах, например, во всевозможных архитектурных композициях, на бубнах шаманов Сибири, в схемах лабиринтов.

Упражнения предназначены для содействия развитию речи, они проводятся в форме игры. Уровень сложности и диапазон упражнений адаптированы к возрастной группе. Лабана, который был учеником и продолжателем его работы над «философией движения». Участие в Движении развития призвано дать ребенку возможность узнать о его собственном теле и улучшить его или ее мотивацию и чувство собственного достоинства, пригодность и мобильность.

Во время упражнений ребенок учится космосу. Это позволяет вам чувствовать себя безопасно и активно в данной области. И проявляет творческую инициативу. Этот метод может быть успешно использован для детей с умственными, двигательными, эмоциональными и социальными нарушениями, а также для обучения и лечения детей с умственной отсталостью, аутизмом, детским церебральным параличом, а также для глухих и слепых детей и детей с умственными недостатками. Эмоциональные расстройства.

Мандала издревле несет духовный смысл условного отражения мироустройства и психической гармонии. Человечество интуитивно научилось успокаивать душу и ум при помощи рисунков в круге при этом, используя их в качестве возможности сблизиться с природой.

К. Юнг был одним из первых ученых Европы, кто с пристальным вниманием изучал идеи мандалы. В своем труде «Воспоминания, сны, размышления», он рассказал о своем первом изображении мандалы в 1916 году, после которого он уже каждый день зарисовывал новые мандалы в своем блокноте. Юнг сделал вывод, что каждое новое изображение отражает его душевную жизнь на конкретный момент. Затем он стал использовать свои рисунки для фиксации собственной «психической трансформации». В конечном итоге Юнг выдвинул гипотезу, что арт-терапия метод Мандала является своеобразной прямой на пути к центру личности, к открытию ее уникальной природы и индивидуальности. Он полагал, что мандала представляет собой безмерно мощный символ, который является видимой проекцией мира психики человека и выражает Самость индивида.

Программы деятельности - осведомленность о теле, контакт и общение были разработаны Марианной. В результате их работы с этими людьми разработаны программы, сопровождаемые музыкой, которая является основой для общения и общения с людьми. Программы деятельности могут использоваться для детей и подростков и взрослых с разным уровнем интеллектуального развития и с различными видами физических и умственных недостатков. Благодаря этим программам становится возможным создавать связи между движениями и присутствием опекуна и музыки.

В то же время следует отметить, что эта программа не должна выполняться механически, поскольку контакт с опекуном более важен, чем правильная работа над всеми задачами, охватываемыми этой программой. Основой для взаимодействия в поведенческой терапии является поведенческий анализ, который является поведением индивида и переменными, которые влияют и управляют поведением ребенка. Это позволит нам углубить сущность самого поведения.

Сегодня многие знатоки в сфере искусства, антропологии, археологии, психологии и психотерапии продолжают изучать мандалы. Работа с мандалами помогает личности упрочить связь между «Я» сознательным и «Я» бессознательным. Потребность в рисовании мандал, особенно в кризисных ситуациях, может означать, что «Я» бессознательное стремится защитить сознательного «Я». Подтверждением этого могут быть закорючки, зачастую рисуемые детьми и взрослыми в моменты кризисов, когда «Я» наполнено бессознательным тревожным содержимым.

Поведенческий анализ основан на наблюдении и регистрации фактов, связанных с функционированием личности. Эта терапия не предусматривает ограничений существующих фактических или гипотетических биологических факторов. При анализе это чрезвычайно важно. Определяя проблему в ясных выражениях.

Описывая наблюдаемое поведение человека. Избегайте ярлыков и гипотетических факторов. Терапия основана на нескольких основных принципах, которые гарантируют вам успех в работе с вашим ребенком. Принцип оценки трудностей. Целью этого метода является поддержка слуховой функции, которая следует.

Мандалами могут быть абстрактные рисунки, которые люди бессознательно рисуют на бумаге, пока находятся наедине с собой, например, на совещании или лекции, которая неинтересна для них, или в процессе телефонного разговора. Такие рисунки представляют собой попытку компенсации умственной рассеянности. Если проанализировать бессознательные рисунки, то можно сделать вывод, что из них ядром большинства являются геометрические фигуры, такие как квадрат, окружность.

Развитие навыков общения и общения. Томатис утверждает, что звуки высокой частоты стимулируют наш ум, а низкочастотные звуки имеют противоположный эффект. При прослушивании звуков разных частот. В терапии мы улучшаем активное прослушивание. Особенно высокие ноты используются - «стимулирующие». Профессор Томатис отметил, что когда мозг хорошо «заряжен», легче сконцентрироваться, запоминать и учить.

Цель терапии - стимулировать мозг высокими нотами, должным образом фильтроваться в музыке Моцарта и григорианским песнопением. Обучение предполагает прослушивание выбранного аудиоматериала с помощью устройства, называемого «электронным ухом», которое является идеальной моделью человеческого уха, стимуляция достигается звуком определенной высокой частоты. Эти звуки должным образом фильтруются. Во время тренировки, состоящей из нескольких фаз, индивидуально выбранный звуковой материал достигает пациента воздухом и костью.

Одним из важнейших преимуществ практик с мандалами является раскрытие себя при помощи собственного «внутреннего ребенка», путем созерцания, использования цветных карандашей, красок и свободного времени.

Арт-терапия метод Мандала одинаково успешен, как в работе с детьми, так и с взрослыми. В психокоррекционной, реабилитационной и развивающей практике с детьми младшего и подросткового возраста мандалы можно применять с целью:

Во время сеанса вы можете говорить, играть в настольные игры и логику, играть или спать. Вся подготовка состоит из нескольких этапов: от очень интенсивной стимуляции инициации звука до активного участия пациента. Эта фаза концентрирует, в отличие от первого, упор на работу с микрофоном, чтобы пациент имел возможность слушать собственный голос и работать с ним.

Музыкальная терапия - специфический терапевтический метод. Это метод лечения, который использует многослойную музыку для воздействия на психосоматическую систему человека. Благодаря различным элементам и типам, различным формам приема и практики, музыка оказывает лечебное воздействие как на детей, так и на взрослых.

— коррекционной работы эмоциональных состояний, нормализации поведенческих реакций, например, при помощи раскрашивания готовых мандал-раскрасок;

— диагностики актуального эмоционального состояния и настроения, например, при помощи раскрашивания белого круга;

— изучения групповых взаимоотношений детей, например, при помощи создания индивидуальных мандал в коллективе с последующим созданием групповой композиции;

Музыкальная терапия используется для. Раскрытие и отключение заблокированных эмоций и напряженности. Обеспечьте групповую интеграцию, улучшите общение. Учимся отдыхать и расслабляться. Улучшение перцепционно-моторных функций. Чувствительность к музыке и природе.

Укрепляет и облегчает реабилитацию, процесс лечения. Улучшить психофизическое состояние, повысить позитивное отношение к жизни и силе. Картина на больших листах, на стекле, на стене. Блоттинг глины, теста, солевой массы, массы бумаги других сенсорных масс.

Художественная деятельность требует творческого отношения и развития воображения, обогащения развития личности, развития двигателя, улучшения психических процессов. Они способствуют возникновению эмоциональных переживаний. Терапевтическая функция искусства - облегчить беспокойство, сложность и напряжение.

— диагностической и коррекционной работы с конкретной проблемой, например, при помощи раскрашивания круга, который может символизировать, школу, окружение ребенка, семью, его образ «Я», дружбу и т.д.

Также арт-терапия метод Мандала может применяться и в других актуальных направлениях коррекционной, диагностической, реабилитационной, развивающей и терапевтической работы с малышами, детьми подросткового возраста и взрослыми. К таким направлениям можно отнести проблемы с самооценкой, внутренний дисбаланс, утратить контроль над собой, активизацию ресурсных состояний индивида, гиперчувствительность или алекситимию, фобии, помощь при адаптации, личностные и возрастные кризисы, семейные и психосоматические проблемы, расстройства мелкой моторики, сплочение коллектива и др.

Мандалы трансформируют силы врожденных психических структур подсознательного в сознательное «Я». Поэтому в ходе работы с мандалами интерпретация творческого результата может быть такой же, как и при работе с другими проективными методиками. Цвета, выбираемые для изображения мандалы, могут раскрыть различные стороны личности, обратившегося человека, который будет интуитивно склоняться к выбору актуального на данный момент или любимого цвета. Такой выбор может варьироваться в зависимости от внутреннего состояния , от возрастного или жизненного этапа и т.п. Дети при выборе цвета обычно обладают большей спонтанностью, чем взрослые. Ведь взрослыми индивидами управляет разум, поэтому они огромным значением наделяют эстетические критерии. Многие индивиды, впервые рисующие мандалу, подавляют открытое истинное выражение чувств, они раздумывают о том, как лучше расположить и подчеркнуть цвета, чтобы рисунок получился гармоничным и красивым. Однако когда в процессе творчества пробуждается «внутренний ребёнок», начинается непосредственно процесс «исцеления». Любая мандала – это продукт индивидуальной творческой деятельности человека, создаваемый в определенный промежуток времени и в конкретном месте. Именно поэтому она всегда будет уникальной и никогда не сможет быть повторена в точности.

Виды арт-терапии

Для человеческой личности творчество является одной из самых простых возможностей постигнуть собственный внутренний мир, понять и узнать себя. Оно обращено к лучшим сторонам людской души, к ее самым светлым и искренним аспектам. Когда человек рисует, поет, музицирует или находит самовыражение в других видах творчества, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собственной душой. Выделяют следующие разновидности арт-терапии: изотерапию, танцевальную и игровую терапию, фототерапию, музыкотерапию, фототерапию, сказкотерапию.

К изотерапии относят прикладные виды творчества, такие как живопись, различные виды росписи, лепка и др. Данный вид арт-терапии является одним из наиболее востребованных и распространенных сегодня. Врачи, специализирующиеся на изотерапии рекомендуют проявлять собственные эмоции и волнения с максимально возможной самопроизвольностью (спонтанностью). Главным достоинством и преимуществом изотерапии считается устранение барьеров самоцензуры, что открывает двери к подсознанию клиента. Творчество обладает уникальным свойством, способствующим выносу на поверхность всех сокрытых и неосознанных тайн, желаний, проблем, которые постоянно оказывают давление на личность. В процессе лепки или рисования задействовано правое полушарие мозга. Именно благодаря этому и обходится цензура ума, старающегося отфильтровывать негативные мысли и отрицательные эмоции. Однако перед выбором цветовой палитры, перед появляющимися образами, ум человека делается бессильным. В изотерапии также довольно часто используются техники по воссозданию собственных сновидений и рисование мандал.

Танцевальная терапия заключается в выражении собственного настроения, эмоций и чувств при помощи танца. Занятия танцевальной терапией считаются очень действенными и целительными. Психотерапевты полагают, что данный метод арт-терапии способствует трансформации взглядов на мир. Родоначальник телесно-ориентированной терапии В. Райх утверждал, что если любым эмоциям, например, гневу или радости, не давать долго выхода, они будут накапливаться в клетках человеческого тела при этом, образуя так называемый мышечный панцирь. При помощи танцевальной терапии можно предотвратить такой процесс. В случаях, если это уже случилось – разбить. Танцевать нужно до момента ощущения полной свободы. Однако не следует путать танцевальную терапию с занятиями в танцевальной студии, так как в студии все движения определены тренером, а не спонтанно выражаются.

Бетховен относился к музыке, как к откровению более высокому, чем мудрость или любая другая философия. Множество проведенных исследований доказывает, что музыкотерапия приносит огромную пользу. Она эффективна при болезни Альцгеймера, депрессивных состояниях, стрессах и нарушениях сна. В процессе прослушивания музыкальных произведений внутреннее состояние индивида видоизменяется. Человек, слушая музыку, подстраивается под ритм мотива, впитывает позитивные вибрации.

Игровая терапия также оказывает целебный эффект на человеческую психику. Доступ к подсознанию открывается при помощи проигрывания трудных жизненных ситуаций, обращения к потайным уголкам психики в поиске важных эмоций. В процессе театральной игры активизируется память, улучшается внимание, повышается воля, ярче становится воображение и совершенствуется способность владеть своим телом. Одной из разновидностью данного вида арт-терапии считается песочная терапия. Ее основы заложил К. Юнг.

Для решения различных психологических проблем, саморазвития и самопознания успешно последние 10 лет применяется фототерапия. Данный вид арт-терапии считается довольно молодым, развитие его началось в конце 70-х годов 20-го столетия в США. В фототерапии также могут применяться и дополнительные изобразительные методики, например, коллаж, инсталляция готовых снимков в интерьер, произведение из снимков макетов и дальнейшее взаимодействие с ними и др.

Арт-терапия Копытин предложил использовать фотографию в качестве терапевтического, коррекционного, развивающего и здоровье сохраняющего средства. Доступность фотографии, а также разнообразие форм и вариаций проведения сеансов фототерапии позволяет использовать данную методику в работе с людьми разного возраста (начиная с трех лет), вне зависимости от уровня их развития и потребностей.

Арт-терапия Копытин отмечал положительное влияние фотографии на личность пациента и ее взаимоотношения с окружающей средой. Такой эффект может проявляться, как при самостоятельных индивидуальных занятиях, так и в ходе создания фотоснимков и их дальнейшего обсуждения со специалистом.

Сказкотерапия довольно эффективна при работе с мечтателями. Она успешно используется для понимания психического состояния, разрешения различных конфликтных ситуаций, для внутренних трансформаций. Сказкотерапия считается незаменимым методом помощи совсем маленьким детям и более взрослым. Она может проходить двумя путями: методом прослушивания сказки, которую рассказывает терапевт или дети могут сами придумать собственную историю. Самостоятельно придумывая сюжет, малыш раскрывает внутренний мир, сообщает о своих чувствах и мечтах, обучается нахождению выхода из любых ситуаций.

Арт-терапия для детей

Арт-терапия занятия для детей сегодня являются наиболее увлекательным, эффективным и довольно экономным способом психологической помощи детям. Она основана на творчестве и игровой деятельности.

Психика малыша характеризуется ранимостью, вследствие чего требует к себе более бережного отношения. Ведь ребенок только учится познавать самого себе, он только начинает знакомиться с окружающей средой и другими людьми. Поэтому на своем еще пока небольшом жизненном пути перед малышами очень часто возникают серьезные для них трудности, например, в семье или детском саду. Родители очень хотят помочь своим малышам, но зачастую просто не знают, как это сделать. Ведь объяснения или убеждения, чтение нотаций и предупреждения не помогают, а ребенок самостоятельно не в состоянии внятно объяснить, что стало причиной их состояния и что конкретно с ним происходит. Например, почему он отказывается идти в садик или чего он опасается в темноте. Именно в этих случаях будут незаменимы арт-терапевтические практики.

Арт-терапия занятия для детей проходят обычно в более свободной форме. Обсуждение и разрешение различных психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. На таких занятиях малыш одновременно с получением удовольствия от игры или творчества раскрывает собственные творческие способности, является центром внимания взрослого, осиливает психологические трудности, изменяет персональную психологическую реальность.

Главным условием всех занятий, разработанных для детской арт-терапии, является понятность и безопасность для малышей, доступность средств и привлекательность.

Самым распространенным и любимым методом арт-терапии для детей, отвечающим всем перечисленным требованиям, считается песочная терапия. Все, что необходимо для проведения песочной арт-терапевтической практики – это обычная песочница или ящик с песком. С помощью рисования песком, создания песочных замков или других фигур у ребенка развиваются тактильные ощущения, он становится более раскрепощенным. Таким образом происходит самовыражение малыша.

Самым доступным упражнением, для выполнения которого понадобятся всего лишь листок бумаги и карандаш, является рисование каракулей. Ребенок абсолютно свободно при этом, не задумываясь о конечном результате, рисует клубок линий на листе бумаги, а затем пытается разглядеть в нем какой-то образ с последующим его описанием. В ходе описания ребенок может уже осознанно дорисовать его, выделить контуры, акцентировать линии, заштриховывать некоторые участки и т.п.

Еще одной довольно интересной разновидностью изотерапии является монотипия, что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т.д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ.

Арт-терапия упражнения

Основным отличием арт-терапии от других видов психотерапевтических практик является использование невербальных коммуникаций как основного механизма донесения до людей информации. Ее базис составляют практические упражнения, помогающие индивиду находить ответы на всевозможные вопросы, справляться с внутренними тормозящими факторами, одолевать в себе страхи.

Упражнения в арт-терапевтической практике являются своеобразным инструментом, позволяющим исследовать идеи, события, чувства, развивать межличностные отношения, умения и навыки, повышать самооценку и уверенность в силах, создать новый, более успешный образа собственного «Я».

Сессия арт-терапии состоит из двух частей. Первая часть охватывает творческое выражение клиента, носит невербальный характер, не включает в себя конкретную структуру проведения. Главным инструментом самовыражения пациентов в этой части является творческая деятельность, например, рисование или лепка. Во второй части главенствуют вербальные механизмы. Она идет сразу после первой и заключается в словесном активном обсуждении плодов творческой деятельности.

Наиболее популярным методом арт-терапии среди ведущих психотерапевтов считается коллаж, так как он дает возможность врачу оценить актуальное психическое состояние пациента, выявить наиболее волнующие его переживания. Основные характеристики данного упражнения заключаются в акцентировании на положительных эмоциональных переживаниях клиента, возможности для самовыражения любого человека, даже совершенно далекого от искусства, раскрытия максимум потенциала. Коллаж считается очень действенным инструментом работы с личностью.

Создание фигур из глины позволяет индивиду дать выход собственным эмоциям, переживаниям через лепку. Существует огромное множество вариантов этого упражнения, начиная от сотворения глиняных сосудов и заканчивая лепкой частей тела. Арт-терапия с детьми и их упражнения направлены на увеличение работоспособности, снятия напряжения, развитие творческих способностей. Наиболее актуальными сегодня являются музыкотерапия, танцевальная и драматическая терапия, сказкотерапия и др.

Прослушивание музыки, игра на различных инструментах, постукивание и хлопки в соответствии ритмом мелодии – все это значительно увеличивает детскую работоспособность, снимает стресс, способствует развитию художественных способностей. Драматическая терапия учит общению, способствует формированию адекватной самооценки. Арт-терапия с детьми и упражнения танцевальной терапии направлены на профилактику неврозов и комплексов.

Арт-терапия методики

Современная арт-терапия имеет бесконечное множество направлений и методик. Поэтому сегодня достаточно легко подобрать индивидуальный метод арт-терапии, который будет наиболее полно отражать состояние психики личности, и, наряду с этим, будет хорошо ею восприниматься.

Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную.

Пассивная методика заключается в потреблении клиентом творческих произведений, созданных другими индивидами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения и т.д. Активная методика основана на создании творческих продуктов самостоятельно клиентом, при этом эстетическая ценность и красота их творений не оценивается.

Методы арт-терапии позволяют психотерапевту оптимально объединить в себе индивидуальный подход к пациенту и групповые формы работы. Арт-терапевтические методики, как правило, присутствуют во всех программах пихокоррекции при этом, дополняя и обогащая их.

Арт-терапевтическое воздействие основано на механизме сублимации, заключающееся в перенаправлении энергии психики от травмирующего фактора к приемлемому выходу – творчеству. Другими словами, если у субъекта накопились тревожные переживания, он может попытаться их выразить посредством творческой деятельности и почувствовать облегчение. В этом и заключается целительное влияние арт-терапии. Однако создать образ того, что волнует, является всего лишь первым шагом. Вторым шагом будет трансформация образа в позитивное русло. Одновременно с изменением образа происходит и трансформация внутреннего представления, благодаря чему индивид находит выход из, казалось бы, ранее безвыходной ситуации.

Психокоррекционные занятия с применением арт-терапевтических методик и техник особенно эффективны при работе с младшими школьниками, так как они не утомляют детей, у них сохра­няется работоспособность и активность на протяжении всего занятия.

Арт-терапия (от английского “art-therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Впервые арт-терапию начали применять в 40-е годы ХХ века в США, для работы с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. Тогда арт-терапия преследовала, прежде всего, диагностические цели. В настоящее время арт-терапия не только не утратила своей актуальности, но, напротив, получила развитие и повсеместное распространение, благодаря доказанному опытом поколений корректирующему и лечебному эффекту. Ее с успехом применяют у взрослых и детей, в методические программы детских садов включены занятия арт-терапией. Особенно яркие результаты дает арт-терапия для дошкольников и детей-инвалидов. Доступность методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья.

Задачи арт-терапии:

  • диагностика психологических проблем;
  • наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;
  • адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;
  • увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арт-терапия как вспомогательный метод);
  • обучение концентрации на ощущениях и чувствах;
  • облегчение установления социальных контактов;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие самоконтроля;
  • повышение самооценки.

Методы арт-терапии

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.), цветотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.), данс-терапия, драматерапия и многие другие. Каждый из видов арт-терапии имеет свои, узкие, методики, которыми владеют специалисты. В целом же можно сказать, что методы всех видов арт-терапии базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга. Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их. Правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арттерапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.

Арт-терапия в дошкольном возрасте

В заключение познакомим вас с наиболее популярными упражнениями арт-терапии для детей дошкольного возраста. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

Арт-терапия для детей - упражнения