— это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д. Например: Утро. Солнце поднимается из-за горизонта. Отвори окно! Какое чудесное утро!

Предложение является минимальной единицей высказывания . В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов . Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

Отличительные признаки предложения:
  1. Предложение - это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
  2. Предложение - основная единица общения.
  3. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
  4. Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
  5. Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.

Лексическое значение предложения - это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

Грамматическое значение предложения - это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания. Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие). Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)

По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными , например: В холодном зале таинственно дремлет ёлк а (полное предложение). Стакан - копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит ). (По И. Шмелеву)

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Предложения имеют грамматическую основу , состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)

Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них - подлежащее или сказуемое. Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего:
  1. Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) - как часовые.
  2. Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
  3. Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное - весело (П. Павленко).
  4. Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
  5. Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).

Сказуемое - главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).

И как ее найти в предложении? На какие вопросы отвечает сказуемое и подлежащее? Именно эти темы на протяжении долгих школьных лет обучения мало-помалу познают дети. И это совсем немудрено, ведь тема глубокая и имеет много подводных камней.

Грамматическая основа

Итак, как распознать основу предложения? Для начала нужно разобраться с определением По сути, это главная часть любого предложения, которая определяет предмет, его действие и то, чем он является. А именно это подлежащее и сказуемое. В школе допустимо считать их словосочетанием, но если копнуть глубже, то в не совсем так. Вопросы звучат так:

  • Подлежащее - "кто" или "что". Это может быть любой предмет, человек, животное, живое и неживое существо и местоимение, которое в предложении использовано в именительном падеже.
  • Вторая часть грамматической основы - сказуемое. Отвечает на вопросы "что он такое" или "кто он такой", "что делает", "каков предмет", "что с ним происходит".

Примеры основной части предложения

Для примера можно взять несколько

  • "Мальчик (кто?) идет (что делает? - здесь сказуемое является глаголом) домой."
  • "Ему грустно (что происходит с предметом?)." В этом примере сказуемое выражено наречием, а именно состоянием главного персонажа.
  • "Он мал (каков предмет?)". Сказуемое здесь является кратким прилагательным.
  • "Олег - ученик (кто он такой?)." В этом примере сказуемое выражено одушевленным существительным.
  • "Байкал - большое озеро". Здесь используется неодушевленное существительное, а сказуемое отвечает на вопросы "чем является" или "что он такое".

Составное глагольное сказуемое

Простое сказуемое, или как его еще называют глагольное, может быть выражено в любом наклонении. Всегда является глаголом, что понятно из его названия. Такое сказуемое отвечает на вопросы, поставленные в любом времени. Не всегда простое сказуемое выражено одним словом, например:

  1. "Я буду петь". "Буду петь" - простое сказуемое, выраженное глаголом в форме сложного будущего времени.
  2. Как будто, словно, точно, как бы, будто , используемые со сказуемым - модельные частицы, которые не выделяют запятыми, как в случае со сравнительными союзами.
  3. "Она было пошла к двери, как вдруг остановилась". Здесь «было» - модельная часть, обозначающая действие, которое началось, но не свершилось. Запятыми такие части не выделяют, в отличие от таких как бывало и бывает , которые имеют значение регулярного повторения действий.
  4. В случае с фразеологизмом в качестве сказуемого, чтобы его отличить от составного типа, следует помнить следующее: первый легко заменить одним словом, но нельзя вместо него поставить "быть" (в любой его форме).

Составное именное сказуемое

Этот тип сказуемого, в свою очередь, делится на подтипы: может быть глагольным, именным или трехчленным. Эти части предложения могут состоять из двух и более слов, которые и определяют тип.

Основная и вспомогательная части, которые выражены словами, обозначающими действие, образуют составное глагольное сказуемое. Одна из них всегда употребляется в неопределенной форме, а вторая выражается глаголами, обозначающими начало, продолжение и окончание действия. В этом качестве используются слова должен, рад, могу, готов и другие, которые являются краткими прилагательными. Также эта часть выражается словами, обозначающими состояния, имеющими значение возможности, желательности и необходимости, а также дающими эмоциональную оценку действия.

Именное сказуемое отвечает на вопросы относительно действий предмета и в своем составе может иметь существительное и прилагательное в именительном и творительном падежах, а также причастие, числительное, наречие и местоимение, которые используются вместе со вспомогательными глаголами.

Сложное сказуемое является объединением между собой глагольного и именного сказуемых.

Изучая русский язык, каждый обучающийся рано или поздно встречается с таким понятием, как грамматическая основа. Что же это такое? Грамматическая основа это «фундамент» предложения или основная его часть, состоящая из подлежащего и сказуемого (иногда предложение состоит из той или иной части, то есть из подлежащего или сказуемого). В одном предложении может встречаться как одна, так и несколько грамматически основ.

Как найти грамматическую основу

Навыки в поиске грамматической основы помогут учащемуся быстрее и правильнее расставить знаки препинания и определить его смысл.

Грамматическая основа и все его составные части можно определить с помощью правильно подобранных вопросов.

Чтобы верно определить грамматическую основу для начала хорошо прочитайте предложение целиком и постарайтесь вникнуть в его суть. Условно разделите предложение на несколько частей по смыслу. Затем переходите к определению подлежащего. Обратите внимание, что некоторые предложения его не содержат. В таком случае поиск грамматической основы начинается и заканчивается поиском сказуемого. Если же перед вами предложение с двумя составными частями, то сразу же переходите к определению подлежащего. Тут нужно быть предельно внимательным, так как от определения подлежащего будет зависеть правильность определения грамматической основы целиком.

Затем переходите к определению сказуемого. Для этого задайте вопрос от подлежащего. Сказуемое характеризует действие предмета, его свойство и т.д.


Зависимость грамматической основы от вида предложения

В простом предложении содержится только одна грамматическая основа, а в сложном – две и более. Односоставное предложение содержит лишь одну часть грамматической основы(подлежащее или сказуемое). В двусоставном предложение встречается как подлежащее, так и сказуемое.




Примеры

Чтобы ещё лучше разобраться в сути темы, приведем несколько примеров.

  1. Облака закрыли солнце.
    В этом простом примере определить грамматическую основу не так и сложно. Подлежащим является слово «облака». Оно отвечает на вопрос «что?». Сказуемым является глагол «закрыли», которое отвечает на вопрос «что сделали?». Таким образом, грамматическая основа – это словосочетание «облака закрыли».
  2. Моя тётя спешила на работу.
    В данном случае подлежащее «моя тётя», а глагол «спешила». Таким образом, грамматическая основа это «моя тётя спешила»
  3. Меня так учили.
    В данном случае подлежащего в основе нет, здесь имеется только сказуемое «учили». Оно и будет являться грамматической основой.

Грамматическая основа – это ядро предложения, правильное определение которой позволит верно определить остальные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и определить смысл текста.

При морфологическом, пунктуационном разборе предложения важно правильно определять его грамматическую основу. Умение быстро выделить подлежащее, сказуемое поможет грамотно расставить знаки препинания, а также разобраться в смысле предложения. Именно грамматическая основа является смысловым центром предложения – его предикативным ядром. Отлично, если человек уже научился быстро выделять грамматическую основу. Однако зачастую может показаться, что определить предикативное ядро очень просто. На самом же деле небольшое усложнение задачи сразу ставит в тупик.

Всё дело здесь в том, что в современном русском языке очень богатые ресурсы, разнообразные синтаксические связи. Подлежащее и сказуемое вовсе не обязательно выражаются существительным и глаголом. Разумеется, в предложении «Дерево стоит под окном» многие без труда найдут грамматическую основу. Мы видим здесь существительное: оно явно представляет собой главный член предложения. Речь идёт именно о дереве. Можно легко задать от этого подлежащего вопрос «что делает?», найти таким образом и сказуемое. «Дерево стоит» - вот наша грамматическая основа. Но далеко не все предложения построены так просто. Вам важно запомнить, какими частями речи может быть выражено подлежащее, сказуемое, по какому алгоритму необходимо искать грамматическую основу. Надо знать, как найти грамматическую основу предложения, помнить все нюансы, чтобы потом точно анализировать тексты, правильно расставлять пунктуационные знаки.

Грамматическая основа предложения: важные моменты
Запомните несколько важных моментов, чтобы научиться определять грамматическую основу предложения. Обязательно записывайте все основные сведения. Лучший вариант – представить информацию в таблицах. Пусть у вас всегда будут под рукой таблицы на плотных листах бумаги или картона. Так вы быстрее всё запомните, а потом уже не будете заглядывать в ваши карточки.

Вот простые правила, которые вам помогут.

  • Полный разбор предложения по частям. Определяйте грамматическую основу тщательно, старайтесь сначала найти наиболее подходящий вариант, а затем исключить все остальные вероятные. Проще всего быстро выполнить анализ предложения, подчеркнув все члены и задав соответствующие вопросы, определив синтаксические связи. В сложных случаях только такой путь наиболее надёжный. Это займёт не так много времени, зато вы будете уверены, что точно нашли предикативное ядро.
  • Карандаш, ручка, черновик. Активно пользуйтесь черновиками, карандашами и ручками. Делайте все необходимые пометки, надписывайте части речи прямо над словами, подчёркивайте все члены предложения привычными линиями, пунктирами. Именно на черновике вы сможете спокойно разобрать предложение, углубиться в его лексическое и грамматическое значение.
  • Без спешки. Ни в коем случае не старайтесь сделать всё как можно быстрее! Вы наверняка допустите ошибки, поскольку при синтаксическом анализе необходимо относиться к каждому случаю с удвоенным вниманием. Вы можете успешно найти грамматические основы в нескольких предложениях, а затем начать совершать ошибки. Нельзя пытаться определять подлежащее и сказуемое наугад.
  • Члены предложения и части речи. Забудьте о прямой взаимосвязи отношения слова к частям речи и его роли в предложении! Если перед вами существительное, не стоит сразу предполагать, что оно является подлежащим. Сказуемые тоже далеко не всегда выражены глаголами.
  • Такое сложное сказуемое. Зачастую больше проблем возникает при определении сказуемого. Вам понадобится запомнить все типы сказуемых, чтобы находить грамматические основы точно. Когда вы будете не просто определять сказуемое, а точно называть его тип, вы сможете с уверенностью сказать: этот член предложения найден правильно.
  • Неожиданные подлежащие. Внимательнее относитесь и к определению подлежащего. Оно может быть выражено даже союзом! Ознакомьтесь с примерами, чтобы избавиться от стереотипов, иметь более широкое представление о грамматических основах в русском языке.
Лучший способ научиться определять грамматические основы предложений правильно – ознакомиться с примерами и запомнить типы сказуемых. Алгоритм определения грамматической основы вам тоже пригодится, он достаточно простой.

Определяем грамматическую основу по алгоритму
Запомните несложные правила. Соблюдайте последовательность действий, чтобы правильно находить подлежащее и сказуемое в предложении.

  1. Сначала работайте в черновике. Вы ищете грамматическую основу. В неё входит подлежащее и сказуемое. Лучше начните с подлежащего.
  2. Внимательно прочтите предложение. Вдумайтесь в его смысл. Сразу подумайте: какое слово может быть подлежащим? О чём говорится в предложении? Какой член конструкции может отвечать на вопросы «кто?», «что?», являться носителем действия или определяемым лицом? Например: «Папа шёл домой». Вы сразу видите подлежащее «папа», которое является носителем действия. Папа идёт – именно об этом говорится в предложении.
  3. Когда вы уже определили подлежащее, следует переходить к сказуемому. От подлежащего к сказуемому можно задать условный вопрос, хотя традиционно считается, что в грамматической основе части равноправны. Однако вы быстро сумеете определить связь: папа (что делал?) шёл. Грамматическая основа определена.
  4. Помните, что предложения могут быть односоставными. Не все грамматические основы состоят из подлежащего и сказуемого. Рассмотрим примеры.
    • Назывное предложение с подлежащим. Холодная зима .
    • Определённо-личное предложение. Есть только сказуемое. Приходите завтра.
    • Безличное, есть сказуемое. Вечереет .
    • Обобщённо-личное. Грамматическая основа состоит из сказуемого. Нас так учили .
    • Неопределённо-личное, в грамматической основе нет подлежащего. Тебя там встретят .
  5. Если вам попалось сложное для восприятия предложение, оно слишком длинное, в нём много членов, удобнее всего разобрать его целиком. Даже если вам показалось, что вы уже нашли грамматическую основу, попробуйте определить роль других членов предложения. Вполне вероятно, что вы что-то упустили, не обратили внимания на некоторые слова, их значения в предложении.
  6. Обязательно проверьте себя ещё раз, когда выполнили работу. Проанализируйте смыл предложения, синтаксические роли всех его членов. Убедитесь, что ваша грамматическая основа действительно является предикативным ядром, несёт основное лексическое и грамматическое значение.
  7. Можно переносить всё в чистовик.
Работайте максимально тщательно. Определяйте грамматическую основу именно по её синтаксической роли в предложении, не отвлекайтесь на то, какими частями речи являются слова.

Различные грамматические основы, подлежащие и сказуемые. Несколько нюансов
Чтобы лучше ориентироваться в особенностях грамматических основ, ознакомьтесь с некоторыми примерами. Так, интересно рассмотреть, какими частями речи могут быть выражены подлежащие.

  • Существительное. Лето наступило неожиданно.
  • Личное местоимение. Она вернулась домой.
  • Вопросительное местоимение. Что произошло?
  • Числительное. Восемь меньше десяти.
  • Прилагательное. Фиолетовый – мой любимый цвет.
  • Союз. И – соединительный союз.
  • Существительное в именительном падеже и существительное в творительном падеже. Мама с дочкой пошли в театр.
Обязательно запомните типы сказуемых, чтобы правильно определять грамматические основы, не оставлять её части необозначенными. Например, некоторые слова можно просто пропустить. При полном разборе предложения вы сразу увидите, что они остались без своей синтаксической роли.

Сказуемые могут быть простыми глагольными (ПГС), составными глагольными (СГС) и составными именными (СИС).

  • ПГС. В данном случае сказуемое выражается личной формой глагола. Она размышляет . Николай гуляет . Зима начинается . Запомните: ПГС иногда выражено фразеологизмом со спрягаемой глагольной формой. Его можно заменить глаголом с прямым значением. Костя бьёт баклуши (бездельничает) .
  • СГС. Сказуемое состоит минимум из двух слов, в нём есть инфинитив глагола и связка. В роли связок обычно выступают слова: умеет, любит, хочет, может, продолжил, закончил, начал. Я хочу петь . Миша перестал заниматься . Таня любит слушать музыку.
  • СИС. Такое сказуемое состоит из глагольной связки и именной части. В роли именной части выступают наречия, причастия, именные части речи. Связка – это глагол быть в личной форме. Обратите внимание! Глагол может быть пропущен, но перед вами сказуемое. Пробуйте подставлять его самостоятельно. Лето будет жарким . День пасмурный . Задача быстро решена .
Анализируйте предложение тщательно, будьте внимательны и помните все важные моменты. Тогда вы будете находить грамматическую основу правильно. Скачать материал

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

Подлежащее

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).

Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.

Сказуемое

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
- Вася начал петь .
- Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Я хочу стать врачом .

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Я должен был стать врачом .

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю .
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою .
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным .

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).