Доброго времени суток, дорогие друзья! Прочитайте, пожалуйста, предложение «Будь другом, начни уже учить английский!», что вы заметили? С одной стороны, — это просьба, с другой — приказ, с третьей — призыв. Все это можно назвать одной фразой — побуждение к действию. И в лингвистике есть отдельная грамматическая категория, с помощью которой можно выразить призыв, просьбу, приказ, совет, предупреждение или запрет — это повелительная форма глагола . Каковы дифференциальные признаки (отличительные особенности) этого наклонения?

Повелительное наклонение глаголов в английском языке

Назовем отличительные особенности повелительного наклонения (Imperative Mood) глаголов в английском языке:

  • Форма наклонения, которая выражает волеизъявление или побуждение к действию: Read! (Читай!)
  • Повелительное наклонение в английском не имеет времени, а соответственно не изменяется по временам
  • Может изменяться по числам и лицам: Go to the blackboard! (Иди (те) к доске!); Let him answer! (Пусть он отвечает!)
  • Обычно обращены ко 2-ому лицу — ты, вы: Tell me about it. (Расскажи (те) мне об этом.)
  • Утвердительная форма совпадает с глаголов в инфинитиве, но используете без частицы «to »: to translate (переводить) — Translate! Переводи (те!), to answer (отвечать) — Answer! — Отвечай (те)!
  • При обращении к 1-ому и 3-ему лицу, используется глагол «let » и прямое дополнение: Let’s (let us) begin! (Давайте начнем!)
  • Для усиления просьбы, требования добавляется глагол «to do »: Do let him take the magazine! (Разреши же ему взять журнал!)
  • Повелительное наклонение в отрицательной форме образуется с помощью с помощью отрицательной частицы «not » и вспомогательного глагола «to do » также в повелительном наклонении, а также инфинитив без «to» — not + do not = don’t; don’t + инфинитив без «to» = Imperative Mood : Don’t let him be late! (Пусть он не опаздывает!)

Знание этих дифференциальных признаков повелительного наклонения в английском, поможет легко его выявить в разговоре или найти в предложении побуждение к действию.

Вспомните также отличительные особенности модальных глаголов в английском, повторив урок Модальные глаголы — прошедшее время . А прямо сейчас прослушайте очередную порцию английских глаголов, но уже в повелительном наклонении. Постарайтесь уловить интонационные особенности при произношении:

/wp-content/uploads/2015/09/RUEN089.mp3

Запомнив отличительные признаки повелительного наклонения английских глаголов, у вас не возникнет проблем с их идентификацией во время чтения или воспроизведением во время речевого акта. Вам останется только подтянуть свое произношение до хорошего уровня, чтобы носители понимали, что вы хотите им сказать или попросить.

Повелительное наклонение английских глаголов

Изучая таблицу, вы заметите, что все фразы заканчиваются восклицательным знаком. На самом деле, в конце предложения можно поставить и точку. Восклицательный знак на письме, а интонация при устном общении также служит для усиления просьбы или приказа.

Повелительная форма (Imperative)
Английский Русский
You are so lazy — don’t be so lazy! Ты такой ленивый — не будь таким ленивым!
You sleep for so long — don’t sleep so late! Ты так долго спишь — не спи так долго!
You come home so late — don’t come home so late! Ты приходишь так поздно — не приходи так поздно!
You laugh so loudly — don’t laugh so loudly! Ты так громко смеешься — не смейся так громко!
You speak so softly — don’t speak so softly! Ты так тихо говоришь — не говори так тихо!
You drink too much — don’t drink so much! Ты слишком много пьешь — не пей так много!
You smoke too much — don’t smoke so much! Ты слишком много куришь — не кури так много!
You work too much — don’t work so much! Ты слишком много работаешь — не работай так много!
You drive too fast — don’t drive so fast! Ты так быстро ездишь — не езди так быстро!
Get up, Mr. Miller! Встаньте, господин Мюллер!
Sit down, Mr. Miller! Сядьте, господин Мюллер!
Remain seated, Mr. Miller! Сидите, господин Мюллер!
Be patient! Имейте терпение!
Take your time! Не торопитесь!
Wait a moment! Подождите немного!
Be careful! Будьте осторожны!
Be punctual! Будьте пунктуальны!
Don’t be stupid! Не будьте дураком!

Запомните эти простые фразы с повелительным наклонением английских глаголов, и тогда вы сможете легко выявить и применять в общении с англоговорящими собеседниками эти выражения и их аналоги. Практикуйтесь, как можно чаще, ежедневно старайтесь общаться с кем-нибудь по-английски хотя бы 15 минут.

Прослушайте еще раз полезный и нужный аудио урок Специальные вопросы в прошедшем времени

Приятного дня и позитивного настроения! Успехов всем и во всем!

Подлежащие в таких предложениях отсутствует .

Усиленная форма. Вспомогательный глагол do может употребляться и в утвердительной форме повелительного наклонения для эмоционального усиления просьбы:

Употребление you. Предложение адресовано 2-му лицу. Хотя местоимение you , указывает на это лицо, обычно в побудительном предложении не упоминается; его наличие придает побудительному предложению оттенок эмоционального раздражения:



Если употребляются два глагола, то между ними ставится and :

Наречия always всегда и never никогда ставятся перед смысловым глаголом.

При выражении говорящим желания самому совершить действие после let употребляется местоимение me (хотя нужно отметить, что эта форма вообще не имеет повелительного значения):

Отрицательная форма образуется либо при помощи постановки отрицательной частицы not перед смысловым глаголом, либо при помощи do not (don’t) - тогда отрицание направлено на глагол let , который в этом случае полностью сохраняет свое значение как "разрешать, позволять ":


Упражнения

Упражнение 10.1

Выразите просьбу по модели: John, shut the door, please.

1) Bob to give you a call after five.

2) Ask Mary to buy her a present.

3) Tell Nelly to take the book to the library.

4) Tell the secretary to type papers today.

5) Ask Peter to buy some bread to me.

Упражнение 10.2

Раскрывая скобки, поставьте местоимения в нужном падеже:

1.Let (we) discuss these questions this morning.

2. Let (he) translate the letters from German into Russian.

3. Let (I) go to see him after classes this evening.

4. Let (they) give the books to the library in time.

5. Let (she) revise all the words from Lesson Two.

6. Let (we) read a book about our city.

Упражнение 10.3

Переведите на английский язык:

1) Не ешь столько мороженого.

2) Не выходи на улицу без шапки.

3) Останься посмотреть телепрограмму с на­ми.

4) Попроси Ника принести словарь.

5) Пригласи их в гости.

6) Переходите улицу только на перекрестке.

7) Проводи меня домой.

8) Не ссорься с родителями.

9) Не перебивай меня.

Контрольные упражнения и тесты

Упражнение 10.4

Дайте ответные реплики по образцу: "Your friend wants to come at five today". "Let him come. "

1. He would like to read this book.

2. Your son wants to go to the cinema today.

3. Your daughter wants to watch TV tonight.

4. My son"s friends want to play chess at my place.

5. Your children want to go to the country for the week-end.

Упражнение 10.5

Составьте предложения согласно образцу, используя данные слова:

Образец: Let"s go for a walk, shall we?

to open, to close, to go to the seaside, to go by bus olley-bus), to have a game of chess, to ring up, to go the cinema (theatre, country), to have a look at

Упражнение 10.6

Выразите просьбу:

1) Ask Nick not to speak so loudly.

2) Ask your mother not to get up early tomorrow.

3) Tell Ann not to read at lunch.

4) Tell not to send him a telegram.

5) Tell Susie not to e so late.

6) Ask Janet not to waste money on sweets.

Упражнение 10.7

Переведите предложения на английский язык:

1) Вели ей подать кофе.

2) По­проси ее перевести письмо.

3) Спроси полицейского, где почта.

4) Подумайте, прежде чем отвечать.

5) Не ешьте много на ночь.

6) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Упражнение 10.8

1) Давайте откроем окно в комнате.

2) Пусть он расскажет своим английским друзьям о России.

3) Разрешите мне помочь вам с переводом телеграммы.

4) Пусть они прочитают и обсудят эту книгу.

5) Пусть дети тоже проведут следующую субботу и воскресенье за городом.

6) Давайте возьмем такси (taxi), хорошо?

7) Пусть он встретит делегацию (delegation).

8) Давайте не пойдем на лекцию по немецкой литературе сегодня вечером.

9) Разрешите мне взять свои книги.

Test – минимум 10

1. Сделайте высказывания отрицательными:

1) Let him read !

2) Call up John!

4) Let them play the game!

5) Answer the phone!

6) Go to school!

8) Let her choose the code!

2) Let’s press the key !

1) Пусть она покажет шефу свой доклад.

2) Прочитайте детям эту книгу.

3) Принесите мне эту игру.

4) Давайте пошлем им это сообщение.

5) Купите ей пирожное.

6) Пусть они приедут позже.

Тест 10

1. Замените местоимения, используя подсказку в скобках:

1) Let"s buy a cake (she)

2) Let"s write a letter (he)

3) Let"s choose a code (they)

4) Let"s go to the library (she)

5) Let"s help him (I)

2. Переведите на английский язык:

1) Позвони маме.

2) Пусть он разбудит нас рано утром.

3) Да­вайте сходим куда-нибудь сегодня вечером.

4) Разрешите мне взять мою ручку.

5) Давай купим новую машину.

6) Давайте возьмем такси.

7) Иди сюда.

8) Пусть он принесет хлеб.

9) Давайте открое окно в комнате.

10) Пусть Саша пойдет в магазин.

11) Пусть мой брат расскажет эту историю.

12) Не пей холодный сок.

Повелительное наклонение выражает просьбу, приказ. В повелительном наклонении глагол без частицы to стоит в начале предложения.

to take - брать

Take my pen. - Возьми мою ручку.

Отрицательная форма повелительного наклонения образуется при помощи вспомогательного глагола to do, отрицательной частицы not и инфинитива без to. Вместо do not обычно употребляется сокращенная форма don’t:

Don"t go. - Не ходи.

Упражнение 18. Поставьте глагол в отрицательную форму повелительного наклонения.

2. Smoke in this room.

3. Close your books.

4. Open the window.

5. Read this letter.

6. Translate this text.

Сводная таблица местоимений

Упражнение 19. Выберите местоимение.

1. Don’t write to (he, him).

2. I see (she, her) in the classroom

3. He speaks English to (we, us) and (we, us) speak English to (he, him).

4. Thank (they, them).

5. They write to (we, us), and we write to (they, them).

6. Answer (they, them).

Упражнение 20. Переведите предложения на английский язык

1. Дайте нам наши сумки.

2. Покажите ему его комнату.

3. Поблагодарите их.

4. Не посылайте им писем.

5. Это его брат.

6. Он дает нам свои книги.

7. Мне нравится (like) их музыка.

8. Ваши дети дома?

9. Не порежьтесь (cut).

10. Это текст. Переведите его.

11. Не берите (take) эти книги. Они нужны (need) мне.

12. Я знаю (know) его и его жену.

13. Это ваш сад (garden)? - Да. - Он мне очень нравится.

14. Мне нравится он и его собака.

15. Нам нужен (need) этот карандаш (pencil).

16. Возьмите его письмо и прочтите его.

17. Мы знаем вас и вашу семью.

18. Их студенты в Японии сейчас.

19. Посмотри на себя.

20. Чья это собака? - Наша.

21. Не пишите эти упражнения.

22. Возьмите их сумку.

23. Покажите нам наш автомобиль.

Упражнение 21. Прочитайте текст и расскажите о мистере Пристли.

Mr. Priestly is our teacher of English. He knows two languages and he speaks and writes them well.

He is not a young man, but he is not old.

He is a good-looking man, tall and handsome. He speaks quietly and pleasantly, but there is strength under his quietness, and every student in his class knows this. He is quiet and pleasant because he is strong. Strength is generally quiet, weakness often is not.

His students come to his study for their lessons.

Mr. Priestly gives us words to learn, exercises to do, texts read. He asks us questions and we answer them well.

Our teacher likes us and we like him.

Упражнение 22. Найдите английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний в тексте:

учитель английского языка; говорит на них хорошо; иг старый; красивый человек; говорит спокойно и любезно; в его спокойствии чувствуется сила; каждый студент; знает это; спокойный, приятный; сила; как правило (обычно); слабость; часто; кабинет; приходят в его кабинет; дает нам учить слова; дает нам выполнять упражнения; дает нам читать тексты; задавать вопросы; отвечать на вопросы.

Упражнение 23. Расскажите о своем любимом учителе.

Запомните слова к упражнениям и тексту

1. apple (n) - яблоко

2. air (n) - воздух

3. bag (n)- сумка

4. ball (n)-мяч

5. bike (п) - велосипед

6. саг (n) - автомобиль

7. city (n) - город

8. clean (а) - чистый

9. club (n) - клуб

10. coat(n) - пальто

11. соте (v) - приходить

12. country (n) - деревня, страна

13. desk (n) - письменный стол

14. dictionary (n) - словарь

15. dress (n) - платье

16. drive (v) - водить машину

17. every (рт) - каждый

18. exercise (n) - упражнение

19. family (n) - семья

20. flat (n) - квартира

21. friend (n) - друг

22. friendship (n) - дружба

23. garden (n) - сад

24. generally (add)- обычно, как правило

25. good-looking (а)- красивый, приятный (о внешности)

26. hat (n)-шляпа

27. handsome (а) - красивый (о внешности мужчины)

28. homework (n) - домашняя работа

29. hour (n)-час

30. hurt (v) - ушибиться

31. know (v) - знать

32. learn (v) - учить, узнавать

33. lesson (n) - урок

34. letter (n) - письмо

35. magazine (n) - журнал

36. milk (n) - молоко

37. newspaper (n) - газета

38. often (adv) - часто

39. parents (n)-родители

40. park (n)-парк

41. party (n) - вечеринка, партия

42. place (n) - место

43. pleasant (а) - приятный

44. pleasantly (adv) - приятно, любезно

45. potato (n) - картофель

46. quietly (add) - спокойно

47. quietness (n) - спокойствие

48. room (n) - комната

49. shelf (n) - полка

50. son (n)-сын

51. speak (v) - говорить

52. strength (n) - сила

53. tail (n) - хвост

54. tall (а) - высокий

55. university (n) - университет

56. want (v) - хотеть

57. water (n) - вода

58. weakness (n) - слабость

59. word (n) - слово

60. young (а) - молодой

На данном уроке мы познакомимся с повелительным и сослагательным наклонениями в английском языке, научимся их строить и употреблять.

В английском языке есть четыре наклонения (рис. 1):

изъявительное (the Indicative Mood),

повелительное (the Imperative Mood),

сослагательное (the Subjunctive Mood) и

условное (the Conditional Mood).

Рис. 1. Наклонения ()

Сегодня мы остановимся на повелительном и сослагательном наклонениях, но для начала вспомним, что такое «наклонение». Определение понятия «наклонение», которое дает нам словарь, может показаться весьма запутанным. На самом деле, все не так сложно. Наклонение показывает, как то, что мы говорим, относится к действительности. Именно это мы сегодня и обсудим.

Думаю, каждому из вас хоть раз в жизни говорили: «Покажи дневник», «Купи хлеб», «Не опаздывай». Все это - типичные примеры повелительного наклонения . То есть, с помощью повелительного наклонения можно выразить просьбу или приказ, дать совет, сделать предложение или предостеречь.

Ответвление 1. Особые случаи употребления повелительного наклонения

Очень часто простой формы повелительного наклонения бывает недостаточно, чтобы передать всю эмоциональную окраску высказывания. Для усиления повелительного предложения (будь то просьба или приказ) используют вспомогательный глагол do , хотя форма предложения утвердительная. При переводе могут появиться такие усилительные частицы как «же», «да» или «ну».

Например:

Do stay and help me! - Ну , останься же и помоги мне!

Do open the door! - Да откройте же дверь!

Do forgive me. - Ну простите меня! (Рис. 2)

Если мы хотим смягчить наш приказ или превратить его в вежливую просьбу, необходимо добавить слово please - пожалуйста. Please можно поставить в конец или в начало повелительного предложения.

Например:

Sit down, please . - Присаживайтесь, пожалуйста .

Please listen to me. - Пожалуйста , выслушай меня.

Don’t tell him my secret, please . - Не рассказывай ему, пожалуйста , мой секрет.

Если же мы, наоборот, хотим придать повелительному предложению оттенок эмоционального раздражения, перед смысловым глаголом необходимо поставить местоимение you . В данном случае оно будет переводиться как «эй ты», «а ну-ка», либо с помощью усилительных частиц «же», «да», «ну».

Например:

You get out of here! - А ну-ка , убирайся отсюда!

You leave me alone! - Да оставь же ты меня в покое! (Рис. 3)

You come here to me. - Эй, ты , подойди-ка ко мне.

Рис. 3. Оставьте меня в покое! ()

Обращаются, как правило, к некоему 2-му лицу единственного или множественного числа (ты или вы), поэтому в предложениях данного типа нет подлежащего. Сказуемое употребляется в форме инфинитива без частицы to .

to speak - говорить Speak ! - Говори(те)!

to do - делать Do ! - Делай(те)!

Отрицательная форма , которая выражает запрет совершения действия, образуется с помощью вспомогательного глагола do и отрицательной частицы not . Чаще всего используют сокращенную форму don’ t .

Например:

Don’ t speak ! - Не разговаривайте!

Don’ t read this anecdote! - Не читайте этот анекдот!

Don’ t do anything! - Ничего не делайте!

Ответвление 3. Do’ s and Don’ ts

Приведем несколько примеров повелительного наклонения, которое очень часто встречается в так называемых « Do’ s and don’ ts» - нормах и правилах, получивших свое название от do - делать, и don’t - не делать.

Рис. 4. По газонам не ходить ()

1. Keep off the grass . - По газонам не ходить. (Рис. 4)

2. Keep right . - Придерживайтесь правой стороны.

3. Please, do not disturb . - Просьба не беспокоить.

4. Please, do not feed the animals. - Просьба не кормить животных.

5. Mind your head . - Не ударьтесь головой.

6. Mind your step . - Смотрите под ноги.

7. Do not leave bags unattended . - Не оставляйте вещи без присмотра.

8. Do not lean out of the window . - Не высовывайтесь из окна.

Эти устойчивые выражения, наряду с такими, как

No Smoking ” (Не курить) “No Parking ” (Не парковаться) “No Exit ” (Выхода нет) “No Talking ” (Не разговаривать) “Beware of the Dog ” (Осторожно! Злая собака)

будут особенно полезны для тех, кто собирается выезжать за границу.

Так что “good luck” вам!

Если необходимо обратиться к 3-му лицу единственного или множественного числа (он, она, они), то используют глагол let , который зачастую переводится как «пусть».

Между глаголом let и инфинитивом смыслового глагола ставят существительное в именительном падеже (например, mother, students, Mr Brown) или личное местоимение в объектном падеже (him, her, it, them). Выбор существительного или местоимения зависит от того, кто должен совершить действие.

Например:

Let him play . - Пусть играет.

Let them try it again. - Пусть попробуют еще раз.

Let father cook breakfast. - Пусть папа приготовит завтрак. (Рис. 5)

Рис. 5. Приготовление завтрака ()

При обращении к 1-му лицу множественного числа (мы) перед инфинитивом смыслового глагола употребляется форма let’ s (= let us), которая служит для выражения приглашения к совместному действию. Let’s может переводиться как «давайте» либо совсем опускаться при переводе.

Например:

Let’ s do it together. - Давайте сделаем это вместе.

Let’s go to the party. - Пойдем на вечеринку.

Let’ s hurry . - Поспешим.

Отрицательная форма образуется с помощью отрицательной частицы not , которая ставится перед смысловым глаголом.

Например:

Let her not do it. - Пусть она этого не делает.

Let’ s not quarrel . - Давайте не будем ссориться.

Еще один способ образовать отрицательную форму - это использовать don’ t перед глаголом let , но тогда отрицание будет направлено именно на слово let, которое полностью сохранит свое значение как «позволять», «разрешать».

Например:

Don’ t let her do it. - Не позволяй ей этого делать.

Don’ t let him play here. - Не разрешайте ему здесь играть. (Рис. 6)

Рис. 6. Иллюстрация к примеру ()

Если повелительное наклонение выражает просьбу, приказ или совет, то сослагательное наклонение , или Subjunctive Mood, - это наклонение, которое выражает предполагаемое или желательное действие. То есть, событие рассматривается не как реальное, а как возможное или, скорее, ожидаемое в воображении говорящего.

Например:

I wish I were young again. - Хотел бы я быть снова молодым.

If only she were happy… - Если бы только она была счастлива...

Как вы могли заметить, после местоимений I и she употреблен глагол were , хотя в прошедшем времени с этими местоимении он имеет форму was . В этом и состоит основное отличие сослагательного наклонения от изъявительного наклонения.

Ответвление 2. «Если бы да кабы во рту выросли грибы»

Наверняка каждый из вас слышал (или говорил) фразу «Если бы да кабы во рту выросли грибы» . Так вот, это тоже пример сослагательного наклонения. Особый интерес представляет перевод этого идиоматического выражения на английский язык. Рассмотрим несколько вариантов.

1. If my aunt had been a man, she’d have been my uncle (Дословно: будь моя тетя мужчиной, она была бы моим дядей).

2. If the sky fall, we shall catch larks (Дословно: если небо упадет, мы будем ловить жаворонков, или же: Когда небо обвалится, всем по жаворонку достанется).

3. If wishes were horses beggars might ride (Дословно: если бы желания были лошадьми, нищие могли бы ездить верхом).

4. If ifs and ans were pots and pans (Дословно: если бы все «если» и «ответы» на них были кастрюлями и сковородками).

Как мы видим, каждое из идиоматических выражений подразумевает то, что не стоит мечтать о несбыточном. Ваша тетя не станет вашим дядей, небо не упадет на землю, а желания не превратятся в лошадей. Точно так же грибы никогда не вырастут во рту.

Что касается употребления сослагательного наклонения, то оно используется в следующих случаях.

1. При описании нереальных или воображаемых ситуаций (например, в условиях или сравнениях).

Например:

My sister looked at me as if she knew everything. - Моя сестра посмотрела на меня, словно она всё знает.

Как видите, в таких предложениях мы используем союз as if (словно, как будто), из-за которого в придаточном предложении мы будем ставить глагол в Past Simple, несмотря на то, что главное предложение может быть и в Present Simple, и в Past Simple.

He is so angry as if he hated all the world. - Он такой злой, словно ненавидит весь мир. (Рис. 7)

Но если же в придаточном предложении нам встретится глагол «быть», то запомните, что он всегда будет иметь форму were для любого числа и лица.

They spoke to her so respectfully as if she were the Queen. - Они говорили с ней так почтительно, словно она королева.

2. При описании нереальных желаний, сожалений.

Главное предложение состоит из подлежащего и глагола wish (хотеть, желать), а подчиненное - из подлежащего и смыслового глагола в Past Simple, если мы хотим выразить свои желания или сожаления относительно настоящего момента времени.

Например:

I wish I knew your address. - Хотел бы я знать твой адрес.

I wish I had more time to have rest. - Хотела бы я иметь больше времени для отдыха.

She wishes she were at home now and not at work. - Она хотела бы быть сейчас дома, а не на работе.

Мы видим, что и в нереальных желаниях в подчиненном предложении может использоваться глагол to be только в форме were.

And now let’s do some exercises to understand the use of the Imperative and the Subjunctive Mood better.

А теперь давайте сделаем несколько упражнений, чтобы лучше понять особенности использования повелительного и сослагательного наклонений.

Exercise 1

Put the words in brackets into the gaps. Mind the positive or the negative forms of the Imperative Mood.

1.___ late for the meeting. (not/to be) → Don’t be

2. ___ in this river. (not/to swim) → Don’t swim

3. ___ your coat. It may get colder. (to take) → Take

4. ___ me later, please. (to call) → Call

5. ___ bags unattended. (not/to leave)→ Don’t leave

Exercise 2

Put the verb in brackets into the necessary form of the Subjunctive Mood.

1. I wish you ___ football. It makes people stronger. (to play) → played

2. I wish I ___ enough money to buy iPhone 5. (to have) → had

3. He wishes he ___ in Rome now. (to be) → were

4. I wish I ___ your telephone number. (to remember) → remembered

5. We wish we ___ on a hike now. (to be) → were

Список литературы

  1. Афанасьева О. В. Серия «Новый курс английского языка для российских школ». 5 класс. - М: Дрофа, 2008.
  2. Фомина И. Н., Фомина Л. В. Английский язык в алгоритмах. - Днепропетровск, 2007.
  3. Пахотин А. Всё о модальных глаголах и сослагательном наклонении в английском языке. - М: Издатель Карева, 2005.
  4. Дубровин М. И. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике. - М: «Начала-Пресс», 1992.
  1. English4up.ru ().
  2. Uroeducation.com.ua ().
  3. Alleng.ru ().
  4. Alleng.ru ().

Домашнее задание

Раскройте скобки, поставив глагол в нужной форме.

1) He spoke French as if he (to be) a Frenchman. 2) I wish he (to have) a driving license. 3) She spoke as if she (to know) everyone there. 4) I wish it (not to snow) in our region. 5) Why do you always treat me as if I (to be) a child of 12? 6) I wish I (to have) something to read. 7) You look as if you (to want) to go away. 8) We wish it (not to rain) so often. 9) I wish I (to have) a camera. 10) I wish I (to be) a good artist.

Образуйте повелительное наклонение от следующих глаголов:

to run, to jump,

to read, not to cry,

not to go away, to forgive,

to print, not to be angry,

В этой теме мы рассмотрим лексико-грамматические способы выражения команд, просьб, приглашений, советов и предложений.

    Самый простой способ выразить приказ - это поставить глагол в повелительное наклонение.

    Hurry up!
    Close the door!

    Такие команды очень похожи на приказы. А в приказах, как известно, такта мало. Поэтому следует осторожно использовать данный вид команд.

    Примечание:

    Если говорящий хочет сделать свои команды грубыми, чтобы показать свое превосходство, то перед глаголом в повелительном наклонении ставится личное местоимение you . То есть команда становится более адресной.

    Первый тип команд можно усилить с помощью следующего стилистического приема: перед глаголом в повелительном наклонении ставится вспомогательный глагол do . Это - стилистический прием, то есть наличие DO перед глаголом не вносит в предложение никаких грамматических изменений. Наличие Do добавляет к и так приказному тону дополнительный оттенок нетерпения и раздраженности.

    Do hurry up, please!
    Ну , пожалуйста, поторопись!

    Побудить человека к действию можно при помощи фраз с глаголом let . Изначально глагол let переводится, как "разрешать". После let идет местоимение в объектном падеже (адресат) и глагол в форме инфинитива без частицы to .

    Наиболее привычная фраза - Let"s , которая переводится, как "давайте / пусть". Это часто употребляемая форма краткая, вот полный вариант - Let us.

    Let us have dinner. - Давайте пообедаем.
    Let"s watch TV. - Давайте посмотрим телевизор.

    Помимо местоимения us , c let используются и другие объектные местоимения.

    Let him say what he wants. - Пусть скажет, что он хочет
    Let them leave. - Пусть (они) уходят
    Let me think about it. - Позвольте / Дайте мне об этом подумать

    Примечание

    Только местоимение us образует краткую форму с let .

Существует два способа образования отрицательных форм для фраз с let .

Первый способ: отрицание создается при помощи вспомогательного глагола соответствующего времени и отрицательной частицы not .

Don"t let them take the money.

Второй способ, наиболее употребимый (обычно используется только в Present Simple): после объектного местоимения ставится одна отрицательная частица not .

Let them not take the money.

Обратите внимание, что от способа отрицания фраз с let может зависеть их перевод. Давайте подробнее рассмотрим приведенные примеры.

Don"t let them take the money.

Если глагол let строго перевести как "разрешать", то отрицание don"t здесь к месту. Соответственно, это предложение имеет следующий перевод: "Не разрешайте / позволяйте им забрать деньги".

Let them not take the money будет переводится уже немного по-другому: "Пусть они не забирают деньги".

Между переводами этих фраз наблюдается небольшая, но весьма четкая смысловая разница.