Безопасности входит в отрасль современных отношений между странами. Под ними подразумеваются нормы и принципы, которые регулируют взаимоотношения между государствами. Цели просты, понятны и очень важны для человечества - предотвращение локальных военных и силовых конфликтов и повторения глобальной мировой войны.

Круг регламентирующих отношений

Права международной безопасности выделяют следующие виды взаимоотношений:

Основные принципы

Система международных отношений как отдельная правовая система имеет свои правила:

  • Принцип равенства. Под ним подразумевается, что государство как субъект международного права имеет одинаковые права с другими странами. Знаменитая речь президента России В. В. Путина на международной конференции по безопасности в Мюнхене в 2006 году показательна в этом плане. Именно тогда глава российского государства во всеуслышание заявил, что данный принцип часто нарушается Соединенными Штатами Америки. Эта страна в одностороннем порядке не считается с другими независимыми государствами. Может разорвать все имеющиеся договоренности и на правах силы начать военные действия с более слабыми в военном отношении государствами. До этого все признавали нарушение принципа равенства, но никто открыто не заявлял об этом. Само по себе государство как субъект международного права не обладает равными правами с более развитыми в экономическом и военном плане странами. Нужны инструменты для реализации данного принципа. Только эффективная система международных отношений позволит защитить такие страны и предотвратить напряженную ситуацию.
  • Принцип недопустимости нанесения ущерба другому государству. Сводится к тому, что национальная и международная безопасность ставится под угрозу от целенаправленных разрушительных действий субъекта международного права. Ни одно государство не может применять военную силу в отношении другого без согласия и одобрения мировой общественности.

международной безопасности

Перечислим только основные, поскольку в мире их множество. Любое двустороннее соглашение между государствами в данной сфере подпадает под понятие «источник права международной безопасности». Но из основных выделяют следующие документы:

  • Устав ООН. как раз и была создана после Второй Мировой войны с целью предотвратить конфликты и решать все противоречия дипломатическим (мирным) путем. Сюда же можно отнести и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Например, «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении применения ядерного оружия» и другие.
  • Международные договоры, которые условно подразделяются на несколько групп: удерживающие гонку ядерных вооружений и запрещающие их испытания на каком-либо пространстве; ограничивающие наращивание любых видов вооружения; запрещающие создание и распространение определенных видов вооружения; предотвращающие случайно возникающие войны.
  • региональных организаций и военно-политических блоков (ОКБ, НАТО, ОБСЕ, СНГ).

Неэффективное обеспечение международной безопасности

Результаты провала коллективных договоренностей - военные действия. Юридически они имеют определение.

Война - взаимодействие независимых государств, при котором между ними происходят силовые (разрушительные) действия. При этом все дипломатические связи и ранние договоренности отменяются.

Юридический статус войны

Может происходить только между независимыми, то есть общепризнанными странами. Они обязательно должны иметь статус суверенитета: определять направления внутренней и внешней политики. Отсюда следует, что боевые действия против непризнанных, террористических, а также иных организаций и группировок, не имеющих статуса отдельного субъекта международного права, войной не считаются.

Виды конфликтов с точки зрения международного права

Юридически подразделяются на две категории:

  • Санкционированные. То есть законные. Такой статус в современном мире дает только Совет Безопасности ООН, состоящий из представителей нескольких государств. Россия как правопреемница СССР является постоянным членом и может наложить «право вето» на любое решение.
  • Неправомерная. Не одобрена СБ ООН, а значит, незаконная с точки зрения общемировых норм, из которых образована система коллективной безопасности

Как правило, государство, которое развязало несанкционированную войну, признают агрессором. Такая страна автоматически считается угрозой всему мировому сообществу. С ней прекращают все дипломатические, экономические и другие связи. Государство-агрессор становится изгоем в мировой политике. Остальные субъекты международного права прекращают сотрудничество с ним, чтобы также не попасть под всевозможные санкции. В истории было много подобных случаев. Например, Ирак, совершив агрессию против Кувейта. Или Иран, отказавшийся по решению СБ ООН пустить международных специалистов по ядерной энергетике на свою территорию. Также КНДР, которая с 1950 года до сих юридически находится в состоянии войны с Южной Кореей и т. д. Но были случаи, когда военные действия были несанкционированными СБ ООН, а страны-агрессоры не имели абсолютно никаких негативных последствий. Наоборот, они даже экономически выиграли от таких действий. Эти примеры касаются США, которая совершила нападение на Ирак вразрез с резолюцией ООН. Израиль, нанесший военный удар по Ливии. Это как раз говорит о том, что система коллективной безопасности несовершенна. В мире существует политика двойных стандартов, когда за совершение одного и то же действия разные субъекты международного права имели совершенно противоположные последствия. Именно это свидетельствует о нарушении принципа равенства в системе коллективной безопасности, что приводит к эскалации конфликтов, к разговорам с позиции силы.

«Цивилизационное» ведение войны

Война по своей природе ужасна и недопустима. Она прекрасна для того, кто никогда ее не видел. Но, несмотря на всю жестокость ведения войны, человечество договорилось вести ее «цивилизационными» методами, если, конечно, санкционированное массовое убийство можно так назвать. Эти методы впервые были приняты на Гаагской конвенции в 1907 году. Специалисты уже тогда предвещали массовые бойни мировых войн, которые будут нарушать все принципы международного права.

Новые правила войны

По Гаагской конвенции произошли серьезные юридические изменения способа ведения войны:

  • Обязательное открытое, дипломатическое объявление войны и мира между странами.
  • Ведение боевых действий только «разрешенными» видами вооружений. С развитием технологий под запрет попадают все новые и новые средства. Сегодня это ядерное, водородное, бактериологическое, химическое оружие, кассетные бомбы, разрывные и со смещенным центром тяжести пули и другие виды оружия, которые вызывают запредельные страдания и массовое уничтожение мирного населения.
  • Введение статуса военнопленного.
  • Защита парламентеров, медиков, переводчиков, юристов и других специалистов, которые не должны быть подвергнуты угрозе уничтожения.

Право международной безопасности – отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм и правил, направленных на поддержание международного мира и безопасности. (Международная безопасность – такое состояние, когда отсутствует угроза миру и безопасности.)

Право международной безопасности включает в себя:

  • Общепризнанные нормы МП;
  • Меры для предотвращения актов агрессии и устранения угрозы миру;
  • Меры по ограничению и сокращению вооружений;

Источники права международной безопасности

  • Устав ООН;
  • Международные договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений;
  • Международные договоры, ограничивающие наращивание вооружений;
  • Международные договоры, запрещающие производство и использование определенных видов оружия;
  • Международные договоры, направленные на пресечение и борьбу с терроризмом;
    и др.

Коллективная безопасность как институт права международной безопасности

Система коллективной безопасности – совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по поддержанию международного мира и безопасности. Юридически система коллективной безопасности оформлена международными договорами.

Виды систем коллективной безопасности

I . Универсальная или всеобщая (предусмотрена уставом ООН) – данная система создается для всех государств мира независимо от того, в какой части планеты они находятся. В ее основу положены многочисленные универсальные договоры.

Основные меры:

  • Мирные средства;
  • Принудительные средства (как вооруженного, так и невооруженного характера);
  • Использование для своей деятельности региональных организаций.

ООН может потребовать от членов организации, какие именно меры применять для осуществления его решений (перерыв экономических отношений, средств сообщения, разрыв дипломатических отношений и др.). Все члены ООН для внесения вклада в общее дело должны предоставить в распоряжение ООН вооруженные силы, необходимые для поддержания мира и безопасности

II . Региональные системы коллективной безопасности – создается и действует в отдельном районе земного шара. Региональные системы коллективной безопасности не в праве решать вопросы, затрагивающие интересы всего мира и интересы государств, находящихся в других регионах. Они вправе принимать решения только касательно региональных действий. (Принятие новых государств в региональную систему коллективной безопасности возможно только с согласия всех государств данной системы)
СБ ООН всегда должен быть полностью информирован о действиях, предпринятых региональными системами для поддержания мира и безопасности.

Разоружение и ограничение вооружения

Разоружение – одна из ключевых проблем права международной безопасности.

Основные направления по сотрудничеству в данной сфере:

  • Ядерное разоружение – нельзя проводить испытательные взрывы в атмосфере и космическом пространстве, под водой, в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков;
  • Также государства, обладающие ядерным оружием не должны передавать его иным государствам, а государства, не имеющие ядерного оружия, обязуются не принимать его;
  • Запрещение производства и ликвидация отдельных видов оружия – запрещается применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы. Запрещается разрабатывать химическое и биологическое оружие;
  • Ограничение отдельных видов оружия – например, ограничение систем противоракетной обороны, ликвидация межконтинентальных ракет и т.д;
  • Ограничение территории размещения отдельных видов оружия – данное направление подразумевает, что определенные виды оружие не могут находится на определенной территории. Например, на дне океана не может находится ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения;
  • Ограничение и сокращение вооруженных сил – предусматривает наличие договоров, которые ограничивают число вооруженных сил (военной техники).

Меры укрепления доверия и институт международного контроля

Меры укрепления доверия – институт права международной безопасности, который представляет собой совокупность норм, устанавливающий меры информационного и контрольного характера с целью предупреждения, предотвращения внезапного нападения, а также обеспечения процесса разоружения.

В рамках укрепления доверия могут быть предусмотрены:

  • Уведомления о пуске межконтинентальных ракет;
  • Уведомление о крупных стратегических учениях;
  • Обмен информацией о военных силах (в отношении военной организации, личного состава, основных системах вооружения и техники);
  • Информация о планах развертывания систем вооружения и техники;
  • Информация о военных бюджетах.

Международная безопасность - это миропорядок, в котором созданы благоприятные международныеусловия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности -отрасль международного права, представляющая собой систе-

му принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и на-циональной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обы-чай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объеди-ненных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного между-народного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, не-рушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Помимо общепризнанных принципов международного права право между-народной безопасности имеет и отраслевые принципы :

    Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неде-лим. Планета Земля - небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. Лю-бой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций.

    Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государ-ства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства - один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспече-нии и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществле-нии своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с други - ми государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союз-ников, так и международного сообщества в целом.

    В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой без-опасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою без-опасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности. Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Со-вета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся 45 .

    Система коллективной безопасности в рамках ООН

Универсальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Эта организация вправе проводить превентивные меры в случае угрозы международному сообществу, прилагая совместные усилия с заинтересованными государствами с целью мирного урегулирования споров на основании п.3 ст.2 и гл. IV Устава ООН. Действия Членов ООН должны быть направлены на реализацию принципа запрещения применения силы или угрозы силой п.4 ст.2 Устава. ООН стремится организовать широкое

    События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности. Дан-ный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и политиче - ские системы - социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к началу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отно - шении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки. После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование прин-ципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Договор по противоракетной обороне 1972 г.

сотрудничество государств-членов с целью разрешения международных проблем мирными средствами и тем са-мым снизить нестабильность в регионе (п.3 ст.1 гл.IV и IX Устава ООН). На эту же задачу призван решать и прин-цип разоружения (ст.11 Устава ООН).

В рамках ООН основными органами по обеспечению международного мира и безопасности являются Гене-ральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Известно, что по результатам обсуждения Ассамблея приняла ряд резолюций, среди которых: определение агрессии в 1974 г.; укрепление международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в 1989 г и др.

Кроме того меры по обеспечению безопасности в рамках ООН могут включать:

    превентивную дипломатию – действия направленные на предупреждение возникновения разногласий и недопущения перерастания споров в крупномасштабные международные конфликты;

    миротворчество – это комплексные меры, направленные на то, чтобы с помощью переговоров и иных международных средств урегулировать спор и привести стороны к согласию;

    поддержание мира – означает организацию и поведение военных операций, как для предотвращения кон-фликтов, так и для установления мира. Кроме того, определённых усилий требуется со стороны ООН для удержания ситуации в регионе уже после проведения соответствующих операций.

Когда требуется перейти от общеполитической дискуссии к конкретным шагам по обеспечению мира, то тре-буется участие Совета Безопасности ООН. Совет Безопасности начинает свою деятельность в соответствии со ст.39 Устава с оценки ситуации. Он определяет, существует ли угроза миру, нарушение мира или акт агрессии? Совет Безопасности ООН – единственный орган, который вправе предпринять конкретные практические шаги по исправ-лению ситуации. Для этого Совет Безопасности ООН вправе ввести временные меры для выполнения своих реше-ний или резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

С целью снижения противостояния в «горячих точках» ООН вправе в соответствии со ст.40 Устава приме-нять операции по поддержанию мира . Операции по поддержанию мира требуют выполнения ряда условий: согла-сие правительств сторон на проведение подобных операций; наличие конкретного мандата ООН для тех сил, кото-рые привлечены к этой операции; организация руководства операцией со стороны Совета Безопасности ООН и др.

С учётом сложившейся практики, можно заключить, что подобные операции представляют собой совокуп-ность действий военного, полицейского и гражданского персонала с целью стабилизации обстановки в районе кон - фликта, достижения политического урегулирования конфликта, поддержание или восстановление международного мира и безопасности. В практике ООН проводились и проводятся такие операции двух видов :

    проведение миссии военных наблюдателей «голубые береты» 46 - применение в зоне конфликта нево-оружённых военнослужащих;

    проведение операций по поддержанию мира «голубые каски» - использование воинского контингента с лёгким стрелковым вооружением.

Если же предпринятые действия международного сообщества не увенчались успехом, то среди возможно-стей ООН есть ещё ст. 41 и 42 Устава, которая позволяет проводить военные операции с применением воинского контингента государств-членов ООН. В реализации ст.42 Устава ООН должен был бы принимать участие Военно-Штабной Комитет, но он так и не был создан в годы «холодной войны», поэтому реальное руководство возложено на одного из заместителей Генерального секретаря ООН.

Главой VII Устава ООН предусмотрено создание коалиционных сил, формируемых из воинских континген-тов государств - членов ООН и применяемых по решению Совета Безопасности и под его руководством при осу-ществлении принудительных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Для этой цели Устав ООН обязывает всех членов организации предоставлять в распоряжение Совета Безопасности ООН по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями вооружённые силы, поли-цейские силы и соответствующие средства обслуживания.

В середине 80-х годов ХХ века, политикам со всей очевидностью стало ясно, что дальнейшее наращивание вооружения не имеет смысла, подрывает экономику страны и истощает бюджет государств. Постепенно стала ме-няться отношение государств к этому вопросу, и начали заключаться двухсторонние договоры и региональные со-глашения. Важнейшими результатами такого подхода явились следующие соглашения: Договор о запрещении испы-тания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о нераспростране-нии ядерного оружия 1968 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.

Важную роль в обеспечении безопасности играют меры по укреплению доверия – это отдельные организаци-онно-технические меры, направленные на предотвращение несанкционированного пуска ракет, уведомления о крупных передвижениях войск, приглашение военных наблюдателей на военные учения и т.п., что в конечном итоге должно привести к уменьшению военного противостояния и установления

    В 1948 году ООН впервые использовала военных наблюдателей ООН («голубых беретов») для наблюдения за условиями перемирия в Палестине.

Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах, а также меры укрепления доверия.

Споры, возникающие в связи с применением или толкованием норм Договора, урегулируются в соответствии с положениями Устава ООН.

Договор о нераспространении ядерного оружия. XXII сессия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила проект Договора, который был открыт для подписания 1 июля 1968 г. в столицах трех государств: Москве, Вашингтоне и Лондоне. Договор является универсальным, поскольку в нем могут участвовать все без исключения государства.

В Договоре разграничиваются обязательства государств, обладающих ядерным оружием, и обязательства государств, не обладающих им. Государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в данном договоре, "обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства , а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно". Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2).

Договор содержит норму, которая служит своего рода связующим звеном между действующими нормативными постановлениями и будущими соглашениями по вопросам разоружения: "Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем" (ст. 6).

Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств. Институт демилитаризации содержит группу международных договоров, которые запрещают размещение и использование всякого оружия или его наиболее опасных видов на определенной территории . В эту группу входят: Договор об Антарктике 1959 г., Договор о космосе 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. К этой группе договоров относятся договоры о безъядерных зонах в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), и в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.).

Договоры об ограничении стратегических вооружений. Наиболее важными с точки зрения решения вопросов разоружения являются советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороты от 26 мая 1972 г. и дополнительный Протокол к нему от 3 июля 1974 г., Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2); Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г., Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993 г.

Договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО) предусматривает обязательства сторон не развертывать системы ПРО на своей территории и ограничиться определенным числом (с учетом Протокола от 1974 г. — одним районом с каждой стороны) комплексов противоракетной обороны и пусковых установок противоракет, запрещает испытывать и размещать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или наземного мобильного базирования.

Договор 1987 г. предусмотрел ликвидацию всех ракет средней и меньшей дальности, пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации: для ракет средней дальности — 3 года; для ракет меньшей дальности — 18 месяцев после вступления Договора в силу. В дальнейшем ни одна из сторон не производит никаких ракет указанных двух классов и пусковых установок для них.

Согласно Протоколу об инспекциях, в связи с Договором предусмотрен жесткий контроль за выполнением норм Договора. Объектом контроля могут быть ракетные операционные базы, вспомогательные объекты, места ликвидации ракет, предприятия по их производству. Каждая из сторон может проводить инспекции в течение 13 лет после вступления Договора в силу (1 июня 1988 г.).

Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925 г. — это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Между тем непрерывное совершенствование и накопление запасов химического и бактериологического оружия диктовали настоятельную необходимость создания соответствующих международно-правовых норм, запрещающих его производство и хранение.

10 апреля 1972 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Первыми ее подписали представители СССР, США и Великобритании. Конвенция имеет универсальный характер и является бессрочной.

Государства приняли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах . Запрещена передача кому бы то ни было средств бактериологического и токсинного оружия.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Данная Конвенция была открыта для подписания в январе 1993 года.

Каждое государство — участник Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Оно обязуется не применять химическое оружие и не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия.

Каждое государство — участник Конвенции обязано уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем или оставлено им на территории другого государства. Согласно Конвенции должны быть уничтожены любые объекты по производству химического оружия.

Российская Федерация в числе первых подписала Конвенцию, а Федеральным законом от 5 ноября 1997 г. ее ратифицировала.

Меры укрепления доверия, международный контроль

Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Начало юридическому оформлению этого института было положено в 60—70-х годах принятием ряда соглашений (об установлении линий прямой связи, об ограничении военной деятельности, о предотвращении ядерной войны в результате несанкционированных действий), нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особого внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях 1989 г. и др.). Эти меры представляют группу норм, входящих в институт мер укрепления доверия, которые можно охарактеризовать как сопутствующие безопасности и разоружению (уведомление, наблюдение, контрольная деятельность, информация).

Разработка и совершенствование мер укрепления доверия успешно осуществляются на региональном уровне. Это подтверждают некоторые документы СБСЕ, которые представляют самостоятельную группу мер укрепления доверия как института права международной безопасности.

В целях дополнения политической разрядки разрядкой военной в Заключительный акт СБСЕ 1975 г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. В Документе говорится о предварительных уведомлениях о крупных военных учениях сухопутных войск с участием более 25 тыс. человек ; о взаимном обмене наблюдателями для присутствия на военных учениях; о содействии обменам по военной линии, включая визиты военных делегаций. Дальнейшую конкретизацию меры укрепления доверия получили в Документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и.безопасности и разоружению в Европе (1986 г.) и Венском документе переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности (1990 г.).

Эти документы включают договоренности о неприменении силы или угрозы силой во всех ее видах, в том числе и вооруженной. Предусмотрен ежегодный обмен информацией о военных силах (в отношении военной организации, личного состава, основных системах вооружения и техники) в зоне применения мер укрепления доверия; о планах развертывания основных систем вооружения и техники; о военных бюджетах . Выработан механизм консультаций и сотрудничества в отношении опасных инцидентов военного характера.

Предусмотрена широкая сеть контактов: посещение авиабаз, обмены и визиты между представителями военного руководства, между военными учреждениями, посещение учебных занятий, обмены между командирами и офицерами командного состава до бригадного (полкового) уровня, обмены и контакты ученых в области военных исследований.

Конкретизирован и расширен объем мер уведомительного характера об определенных видах военной деятельности. В частности, военная деятельность подлежит уведомлению, когда в ней участвует в любое время 13 тыс. человек. В этих случаях дается уведомление в письменном виде всем членам ОВСЕ по дипломатическим каналам за 42 дня или более до начала военной деятельности.

В качестве обязательной меры предусмотрен обмен ежегодными планами военной деятельности государств, которые передаются в письменном виде по дипломатическим каналам не позднее 15 ноября каждого года.

Введены ограничительные положения, запрещающие проведение военной деятельности с участием более 40 тыс. человек, если эта деятельность не была включена в ежегодный план до 15 ноября каждого года. За соблюдением всех согласованных мер укрепления доверия предусмотрен контроль в форме инспекции.

Меры доверия предусмотрены и в отношениях с Китайской Народной Республикой . Имеются в виду два документа:

Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подписанное 24 апреля 1990 г., и Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по этим же вопросам от 18 декабря 1992 г. В соответствии с Соглашением Стороны путем консультаций разрабатывают эффективные меры по укреплению доверия в районе границы: отказ от проведения военных учений, направленных против другой Стороны, ограничение масштабов и количества военных учений в районе границы, взаимное уведомление о военных учениях и о крупных передвижениях войск, приглашение наблюдателей Сторон на военные учения, согласование зон, где исключаются проведение военных учений и дислоцирование боевых частей, обмен ежегодными планами военной деятельности. Меморандум подтверждает обязательства по Соглашению и намечает дальнейшие переговоры.

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. Механизмы контроля, зафиксированные в договорах, сводятся к созданию контрольных органов в рамках международных организаций, учреждению государствами специальных контрольных органов, использованию национальных технических средств контроля.

Успешному осуществлению контроля способствуют согласованные дополнительные меры, такие, как оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.); согласованные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоящих действиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения и технических характеристиках.

Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международными соглашениями.

Понятие права международной безопасности.

Это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности.

Под международной безопасностью понимается мировой порядок, исключающий нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирующий условия устойчивого и стабильного развития мирового сообщества. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия.

Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать экономический, социальный, экологический, информационный и другие аспекты безопасности. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества.

История права международной безопасности.

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения и , образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана-Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН предпринята попытка создать механизм «поддержания международного мира и безопасности». В документе также содержатся нормы, касающиеся коллективного принуждения к миру по решению Совета Безопасности.

Источники права международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Принципы права международной безопасности.

Основу отрасли право международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

  • неприменение силы или угрозы силой;
  • территориальная целостность государств;
  • нерушимость государственных границ;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • мирное урегулирование международных споров;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов международного права право международной безопасности включает и свои, отраслевые, принципы.

Отраслевые принципы права международной безопасности:

  • принцип неделимости международной безопасности - безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
  • принцип ненанесения ущерба безопасности других государств - государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
  • принцип равной и одинаковой безопасности - государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются , т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная система коллективной безопасности.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности , предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:

  • запрещение угрозы силой или ее применения - только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае ;
  • мирное разрешение международных споров - любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
  • предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира - Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
  • использование региональных организаций безопасности - Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности.

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется главой VIII Устава ООН «Региональные соглашения», нормами этих организаций и другими международно-правовыми актами.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
  • участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
  • участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
  • участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
  • о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
  • новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР. В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз в рамках СНГ, учрежденный 7 сентября 2002 года на основе Договора о коллективной безопасности 1992 года. Целями ОДКБ является «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Литература.

  1. Международное право в вопросах и ответах: учебное пособие / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
  4. Международное публичное право в вопросах и ответах: учебное пособие / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев – М.: Проспект, 2015.
  5. Право международной безопасности (теоретические основы становления и развития): монография / Н. И. Костенко. – М: Юрлитинформ, 2018.
  6. Чапчиков С. Ю. Право международной безопасности и национальные интересы России на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009.