Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов. Сходство Кносского дворца с лабиринтом сделало его самой популярной археологической достопримечательностью среди туристов. Во всех путеводителях отмечено его второе название – «Лабиринт Минотавра».

Вконтакте

Одноклассники

Ania Mendrek tedbassman Ania Mendrek JB TorresMedina Juan Manuel Caicedo Carvajal William Allen Внутри Кносского дворца (Steve Jurvetson) Max Froumentin Фреска Кносского дворца (Juan Manuel Caicedo Carvajal) Фреска Кносского дворца (Juan Manuel Caicedo Carvajal) Таврокатапсия, фреска из Большого дворца в Кноссе, Крит (George Groutas) Фреска с дельфинами (Ania Mendrek) Ania Mendrek Ania Mendrek Ania Mendrek Кносский дворец — Северный вход (Nelo Hotsuma) Гигантские пифосы (Ania Mendrek)

Культура древнего Крита овеяна многочисленными мифами и тайнами. Так древние греки считали, что остров был родиной верховного бога Зевса. Затем Громовержец отдал земли своему сыну Миносу – одному из самых могущественных правителей древности. Здесь же, согласно легендам, находился лабиринт, выстроенный по повелению Миноса мифическим строителем Дедалом.

Кносский дворец (William Allen)

О настоящей истории Крита заговорили только в начале XX в., когда были открыты сенсационные археологические памятки и артефакты, в результате чего стало известно о существовании государственности, возникшей задолго до Древнегреческой.

В 1900 г. британский археолог Артур Эванс приступил к раскопкам близ Кноса. Первые же проникновения в культурный слой почвы открыли взору исследователей доказательства существования на этих землях поселений. А уже спустя две недели взору ученых предстали останки строений, занимавших площадь 2,5 га. Своими очертаниями они напоминали лабиринт.

Обилие комнат и залов со множеством дверей и сложной схемой коридоров даже в разрушенном состоянии могли запутать кого угодно. Все это навело ряд исследователей на мысль о том, что найденный Кносский дворец принадлежал когда-то полумифическому царю Миносу, отцу Ариадны и хозяину ужасного существа Минотавра.

Так была открыта цивилизация, получившая в современной истории название «крито-микенская».

Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство

Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов.

Очевидцев не смущает и то, что лабиринт на Крите был выстроен много позже, чем родился сам миф. И это неслучайно, впечатляющая архитектура и масштабы строения наводят на эту мысль.

Внутри Кносского дворца (Steve Jurvetson)

Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Выстроенное на прочном фундаменте здание имело сложную систему ходов.

Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами.

Здесь было несколько внутренних дворов и строений, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады. При всем этом многообразии, Кносский дворец не являл собой хаотичное нагромождение, а имел четко задуманный архитектурный план, не имеющей больше аналогов в мире.

Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью и фресками со сложной композицией. Артефакты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о роскоши обстановки.

Так до нашего времени дошли обломки мебели и элементы убранства: золотые вазы и светильники, позолоченные статуэтки богов. В кладовых были найдены доспехи инкрустированные драгоценными камнями. В комнатах – женские украшения.

Сохранившиеся настенные росписи дают представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации: традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п.

Фреска с дельфинами (Ania Mendrek)

Почему был разрушен Кносский дворец?

Нет точной информации о «гибели» Кносского дворца. Существует версия, что он был разрушен во время землетрясения, и был покинут людьми.

Возможно, также, что он был похоронен под действием вулканической лавы, накрывшей его во время извержения вулкана, в пользу чего свидетельствуют обнаруженные во время раскопок трупы людей и животных.

И совсем мифическая версия – жители Кносса это представители Атлантиды.

Миф о Тесее и Минотавре

Один из известных древнегреческих мифов гласит, что когда-то на острове Крит обитало страшное существо – минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.

Он явился плодом порочной связи жены критского правителя Миноса Пасифаи с быком. Чтобы скрыть следы неверности своей супруги, Минос приказал Дедалу выстроить лабиринт, в который и поместил чудовище.

После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита, потребовал с афинян страшную дань – каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они в знак наказания отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.

Третья ужасная дань от Афин увозила на остров Крит и сына правителя Афин – Тесея. Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани. Так под черными парусами – символом траура – отправилась очередная группа страшного жертвоприношения. Однако Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.

Согласно мифу в Тесея влюбилась дочь правителя Крита прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план – тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.

План удался – монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.

Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.

Лабиринт минотавра: вымысел и правда

Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу. На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.

Кносский дворец — Северный вход (Nelo Hotsuma)

Остров Крит, имеющий вулканическое происхождение постоянно подвергался земным толчкам. В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы. Так имеется информация о существовании в древне критском культовом ритуале – танце с быками.

В данном священнодействии участвовали таврополы – девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 – 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого «веселья» с быками.

В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем – здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.

Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом. Неслучайно критские строители обустраивали все храмы по подобию лабиринта.

Фрески Кносского дворца

Фрески Кносского дворца с изящными рисунками минойской культуры живописно декорируют стены. Основные цвета, используемые древними художниками-декораторами – бирюзовый, оранжевый, черный и ярко-красный.

Фреска Кносского дворца (Juan Manuel Caicedo Carvajal)

Искусно и детализировано множество фресок с изображениями девушек, которые прыгают через быка, красивых юношей, «Принца с лилией», «Носителя ритона».

К сожалению, туристам нет допуска во многие комнаты, имеющие красивейшие изображения. Тронный зал украшен росписью красно-белых оттенков, с нарисованными грациозными грифами, охраняющими трон правителя Кносса. Стены помещений над тронным залом украшены копиями найденных фресок («Зал Фресок») с прекрасными изображениями «Голубая птица», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Собиратель шафрана», «Игра с быками» и многие другие. Оригиналы фресок хранятся в музее Ираклиона.

Особый интерес вызывает мегарон царицы Кносса. В купальне обнаружены части глиняной ванны. На стенах дворца периодически появляется изображение лаброса – это знак лабиринта, что очередной раз наталкивает на мысль о том, что именно Кносский дворец – и есть секретный лабиринт Минотавра из мифов Древней Греции.

Кносский дворец – главная туристическая достопримечательность Крита

Сходство Кносского дворца с лабиринтом сделало его самой популярной археологической достопримечательностью среди туристов. Во всех путеводителях отмечено его второе название – «Лабиринт Минотавра».

Существует также легенда, что настоящий лабиринт, выстроенный для Минотавра, скрыт под горами. Он представляет собой разветвленную сеть причудливых пещер и очертаний. Местные жители утверждают, что в нем и по сей день обитают странные существа.

Привлекательность Кносского дворца заключается еще и в том, что еще во время раскопок параллельно велась работа по его восстановлению. Таким образом, перед туристами предстают не просто руины, а реконструированные помещения «лабиринта». Но в то же время, проведенные восстановительные работы не позволяют обычному туристу определить, где находятся настоящие останки дворца, а где всего лишь интерпретация.

Где находится Кносский дворец?

Кносский дворец расположен вблизи критской столицы Ираклион. В сторону дворца постоянно курсируют автобусы. Таким образом, путь до главной достопримечательности острова занимает совсем немного времени.

Стоимость посещения Лабиринта Минотавра

Посещение «лабиринт» для взрослых обойдется в 6 евро, для детей – 3 евро. Музей-дворец работает круглый год. В период туристического пика – с июля по октябрь – он открыт с 8 до 19 часов. В остальное время – с 8 до 15. Поблизости с дворцом расположены многочисленные сувенирные лавочки, где каждый желающий может приобрести памятный подарок.

Советы: как сэкономить на экскурсии к Кносскому дворцу?

Безмятежно стоит Кносский дворец, буквально на окраине столицы острова Крит Ираклиона. Всего в 4 километрах от великолепных пляжей и популярной зоны отдыха, поэтому добраться сюда достаточно просто.

Juan Manuel Caicedo Carvajal

Приобретая экскурсию с гидом до Кносского дворца можно переплатить в 3-5 раз, средняя цена у туроператора – 50 евро, у уличного гида – 35 евро. Заметьте, вход в сам музейный комплекс не входит в стоимость экскурсионного предложения.

Но здесь есть и свои положительные моменты – комфортабельный автобус и грамотный гид.

Для тех, кто хочет самостоятельно посетить музейный комплекс и сэкономить средства может воспользоваться общественным автобусом. До Кносского дворца каждые 10-15 минут отправляются автобусы с автовокзала Ираклиона и гостиницы Астория (автобус №2). Поездка длится недолго – около 20 минут.

Между автобусами есть отличия: зеленые автобусы – междугородние, синие – городские. Для поездки к Кносскому дворцу отправляется синий автобус, стоимостью 1,5 евро в один конец (конечная остановка). Билет на автобус необходимо покупать в автомате, расположенном на остановке.

Тем, кто арендовал автомобиль, около дворцового комплекса имеется бесплатная парковка и множество указателей как добраться, которые впрочем и не требуются, т.к. практически все арендуемые автомобили Крита снабжены навигаторами с картами достопримечательностей острова.

Стоимость посещения

Стоимость посещения дворцового комплекса – 6 евро, детям до 5 лет – бесплатно, льготным категориям, детям 5-12 лет – 3 евро. Советуем приобрести «двойной билет» по цене 10 евро для взрослого, который является также билетом в познавательный и интересный Ираклионский Археологический музей (детям до 5 лет также вход бесплатный).

Лучшее время для посещения

Посещение в Кносский дворец в наибольшие туристические месяцы (с апреля по октябрь) возможно с 8-00 до 19-00 по будням (по выходным вход до 15-00); а с марта по ноябрь с 8-00 до 15-00. Толпы туристов можно избежать, если посетить дворцовый комплекс с самого утра или ближе к закрытию музея. Час-два на посещение музейного комплекса вполне достаточно.

Бесплатный вход

Как и во многих греческих музеях и Акрополе, на Крите есть особенные дни для туристов, где вход во многие музейные комплексы бесплатный. Это касается и посещения Кносского дворца. Итак, это дни – 18 мая, 5 июня, 15 августа, 27 сентября и последние выходные сентября.

Перед поездкой желательно подготовится и изучить карту Дворцового комплекса. Кносский дворец расположен на вершине холма, поэтому практически постоянно обдувается горячим ветром и открыт жарким лучам солнца. Необходимо одевать головные уборы и брать питьевую воду. Сувенирную продукцию все же лучше покупать в Ираклионе, где она будет стоить в разы дешевле.

Знаменитый греческий остров Крит, мечта путешественников, находится к югу от Балканского полуострова. Туристические маршруты охватывают всю его территорию. Экскурсии на Крите начинаются в провинции Ханья, затем проходят по округам Ретимно и Ираклион, а заканчиваются в административной территории Ласити. Каждый тур включается в себя целую программу, осмотр достопримечательностей и знакомство с обычаями и традициями эллинов, коренных греческих жителей.

История появления

Остров Крит во все времена был окружен мифами и легендами. В настоящий период он также является хранилищем древнегреческой истории. Главной достопримечательностью Крита считается Кносский дворец - уникальное античное сооружение. Некоторые любители древностей отождествляют резиденцию царя Миноса с легендарным лабиринтом Дедала, но следует понимать, что это не одно и то же. Обе исторические структуры находятся на значительном расстоянии друг от друга.

В целом, экскурсии на Крите носят фольклорный характер, они очень интересны и познавательны. Но самым привлекательным туристическим объектом на острове является древний Кносс, который находится в четырех километрах к югу от столицы Крита, города Ираклиона. Историческая взаимосвязь этих территорий уходит корнями во времена господства царя Миноса, после которого островом стали владеть знатные ахейские греки, положившие начало микенской цивилизации.

Современность

Сегодня одной из самых грандиозных достопримечательностей Греции является Кносский дворец на Крите, знаменитый своими лабиринтами, в которых жил Минотавр - человек с головой быка, чудовище, тайно рожденное женой царя Миноса, Пасифайей. По легенде греческий инженер-художник Дедал построил для него огромный подземный лабиринт, из которого невозможно было выйти. Ужасный монстр в образе человека с бычьей головой постоянно требовал жертв и в подземелье к Минотавру время от времени доставляли семь девушек и семь юношей, которых тот пожирал.

Избавление

Но однажды в лабиринты Кносского дворца пришел Тесей, сын афинского правителя Эгея. Он решил убить Минотавра и избавить Элладу от страшной напасти. Однако войти в лабиринт - означало там погибнуть. Тесей встретился с дочерью царя Миноса Ариадной, которая дала ему клубок ниток. Тесей закрепил конец нити на входе и углубился во владения Минотавра. Он разыскал чудовище и убил его. А нить Ариадны вывела героя на поверхность.

Заколдованный лабиринт,Кносский дворец Минотавра, перестал существовать. Отныне эллины могли жить спокойно.

Стихия

В 2000 году до нашей эрыКносский дворец на Крите пострадал от сильнейшего землетрясения, а спустя 300 лет, в 1740-м, его почти полностью уничтожили пожары, следовавшие один за другим.

Окончательно Кносский дворец на Крите разрушился во время извержения вулкана на острове Санторине, произошедшего в 1450 году до нашей эры и вновь вызвавшего повсеместные пожары. Население тогда бежало со всех близлежащих островов на материк. Кносский дворец на Крите был не единственным пострадавшим архитектурным сооружением, вместе с ним погибли дворцы Закрос и Фест.

Обновление

По мнению ученых, исторически сложились два периода существования дворца. Первый - "раннедворцовый" - относится к 2000 году до нашей эры. Дворец простоял триста лет, а затем был разрушен стихией.

На его руинах эллины построили новый, который существует по сей день. Он считается шедевром "позднедворцового" периода на острове Крите. На то время пришелся расцвет минойской цивилизации, высоко поднялся уровень архитектурного мастерства, развивались инженерные технологии - все это наилучшим образом отразилось на строительстве обновленного Кносского дворца.

Расположение

Шедевр минойского зодчества раскинулся на обширной площади в два с половиной гектара. Во дворце более тысячи комнат и несколько огромных залов. По сути, Кносский дворец, история которого насчитывает уже несколько тысячелетий, стал резиденцией царя и включил в себя все жизненно важные административные и экономические службы. Такая централизация оказалась очень полезной для города, который окружил дворец и стал словно его продолжением.

Археологические раскопки

Первые исследования верхних культурных слоев на территории Кносского дворца были сделаны греческим меценатом Миносом Калокерино в 1878 году, когда остров Крит находился под турецким владычеством. Результаты раскопок были удручающими: нигде не удалось обнаружить ни захоронений, ни следов жизнедеятельности людей. Учеными было сделано предположение, что в период стихийных бедствий, землетрясений, пожаров и извержений вулканов эллины, населяющие Крит и другие близлежащие острова, покинули обжитые земли и перебрались на материк.

Эти выводы косвенно подтверждаются раскопками западной части Апеннинского полуострова, места проживания древних этрусков. В Италии во множестве были найдены и захоронения, и свидетельства жизнедеятельности людей. То же самое можно сказать и про Палестину, где также находили артефакты. Некоторые исследователи сравнивали судьбу древнего Крита с аналогичными событиями в Атлантиде, с той лишь разницей, что греческий остров погубила огненная стихия, а океанский остров-государство ушел под воду.

Кносский дворец: как добраться

Способов добраться до древнего Кносса несколько. Однако все пути ко дворцу начинаются в столице острова Крита - городе Ираклионе. Таким образом, сначала необходимо приехать в HERAKLION, лучше прямо на центральный автовокзал, откуда и отправляются синие автобусы под номером 2 в город Кносс. Садиться нужно на платформе с надписью BUS TO KNOSOS.

Стоимость проезда по маршруту Ираклион-Кносский дворец - полтора евро в одну сторону, но брать следует билет в оба конца, так как в Кноссе нет билетных касс, и купить там билет невозможно.

Ехать лучше всего до конечной остановки. Для большей уверенности можно отыскать Кносский дворец на карте и определить его положение относительно автовокзала в Кноссе. В крайнем случае, любой местный житель подскажет путешественнику дорогу.

Итак, на подходе к дворцу можно быть уверенным, что экскурсия состоялась, и через минуту Кносский дворец, часы работы которого строго регламентированы (c 8 утра до 19 вечера, без выходных), гостеприимно распахнет свои двери. Обо всех изменениях в расписании работы музея администрация объявляет заблаговременно.

Внутреннее убранство

Фрески Кносского дворца, древнейшие настенные росписи, неповторимые по красоте, имеющие историческую и художественную ценность, расположены отдельно от полуразрушенных дворцовых помещений. Большинство изображений были реставрированы художниками из команды английского археолога Артура Джона Эванса, который занялся раскопками Кносского дворца в 1900 году. Работы продолжались до 1931 года.

Некоторые фрески получили название, например, изображение молодой женщины с прической жрицы, стали называть "Парижанка". В ее облике действительно есть что-то от французской моды начала 20-го века. Однако в каталогах она значится как "Минойская леди".

Структура

Посетители попадают во дворец с западного входа, и первое, что предстает перед туристами, это три широких каменных колодца для ритуальных жертвоприношений. Далее идет коридор, выводящий в обширный двор, который производит впечатление некоторой хаотичности. Множество беспорядочно расположенных галерей, больших и малых залов, лестниц, никуда не ведущих. На стенах ряд декораций на спортивную тематику. Юноши, состязающиеся друг с другом, и девушки, играющие с быками. Все картины выписаны в мельчайших деталях.

Далее широкая лестница соединяет двор с царскими покоями. Здесь все гармонично и упорядочено, строгое чередование красных и черных колонн, расположенных особым образом. Исследования показали, что колоннада в царских покоях связана с более крупными внешними столпами. Воздушные потоки поступают сверху и несут прохладу, которая равномерно распределяется между нижними колоннами. Таким образом, создавался микроклимат в спальне царей.

Кносский дворец сегодня

Грандиозный памятник античности, уникальный шедевр сакральной архитектуры, его величественные руины передают дух 3000-летней давности. Удивительный рельеф монолитных каменных блоков, ювелирная мозаичная кладка, неподвластная времени, - все это привлекает миллионы туристов со всего мира.

Кносский дворец является не только редчайшим музейным экспонатом, он еще и объект пристального внимания ученых. Архитекторы, этнографы, графические дизайнеры и многие другие специалисты изучают строение с точки зрения классического зодчества, художественно-исторической ценности, социально-общественного обустройства.

Дворец вобрал в себя историю нескольких тысячелетий, начиная с позднего неолита, и это требует научного анализа и систематизации. Ученые всего мира считают за честь для себя участвовать в проектах по изучению уникального строения на Крите. С каждым годом материалы по Кносскому дворцу становятся все более объемными и достоверными.

Восстановленный северный вход в Кносский дворец

Мало кто знает, что впервые увидеть Кносский дворец ученым довелось только в конце XIX века. До этого времени обитель греческого царя Миноса была известна только по легендам. Сюжеты многих из них выглядели настолько неправдоподобными (например, о том, что Минос содержал здесь в лабиринте Минотавра, которого царица родила от священного быка Посейдона), что давали повод усомниться: Кносский дворец когда-то реально существовал или является порождением мифов?

Этот вопрос так и остался бы, наверное, без ответа, если бы не выдающийся археолог Артур Эванс, который задался амбициозной целью доказать его существование. В результате раскопок был обнаружен не просто замок, а целый город из далекого прошлого. Прошло уже столько лет, а Кносский дворец не перестаёт волновать умы и сердца множества любознательных и неравнодушных людей – историков, археологов, архитекторов и просто ценителей старины, любителей путешествий. Здесь, недалеко от столицы острова – города Ираклиона и всего в нескольких километрах от побережья Критского моря, словно остановилось время. Во время осмотра достопримечательности туристов не покидает ощущение, что перед ними открывается величественная Древняя Эллада. Она не осталась за завесой тысячелетий, а продолжает удивлять нас и сегодня!

Археологические раскопки

До 1914 года Крит принадлежал Турции. Предположение о древней цивилизации на острове делал еще в начале девятнадцатого века британец Роберт Пэшли. Но турецкие власти не давали согласие на проведение археологических работ. На месте, где сегодня мы видим Кносский дворец, раньше были сельскохозяйственные угодья. В этом районе испокон веков находили кольца, амфоры, глиняные горшки. Землями владел турок, в его планы продажа земель не входила, и раскопки проводить он не собирался.

Холмом заинтересовался местный кладоискатель Минос Калокеринос. В 1878 году он начал раскопки со стороны западных кладовых и обнаружил глиняные сосуды, наполненные бобовыми, амфоры и другие предметы обихода. Находки он подарил музеям, пытаясь привлечь внимание властей к сокровищам. С ним переписывался Генрих Шлиман, известный немецкий археолог-самоучка, который принимал участие в раскопках Трои, нашел золотые сокровища и клад Приама. Калокеринос догадывался, что эти земли хранят сокровища древней цивилизации, но полномасштабные работы проводить не мог.

Честь открытия минойской культуры принадлежит уже упомянутому Артуру Эвансу. Он долгое время работал хранителем в музее Эшмала при Оксфордском университете. Его заинтересовали иероглифы на разных артефактах с острова Крит. Эванс обращался в ведущие общества, занимавшиеся древностями: Берлинский музей и Лондонское общество. Так он собрал около 60 различных иероглифов.

В 1894 году Эванс все-таки выкупил земли, а в 1897 году началась греко-турецкая война. 16 марта 1900 года – официальная дата открытия минойской культуры. В последующие двадцать лет активно проводились раскопки. Многие найденные артефакты, оригиналы фресок, статуэтки сегодня хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Артур Эванс и назвал цивилизацию минойской.


Многие ученые скептически и неодобрительно относятся к деятельности Артура Эванса на территории Кносского дворца. При восстановлении он чаще руководствовался фантазией, чем исторической достоверностью. Кроме того, британцев интересовал больше «новодворцовый» период, и бесценные следы более ранней истории исчезли бесследно.

Несмотря на споры вокруг персоны археолога, именно благодаря ему мы сегодня можем прикоснуться к истории самой древней цивилизации в Европе.


Из истории Кносского дворца

Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. При раскопках поселений римлян были найдены монеты с надписями «Кнос» или «Кносион», с изображениями минотавра и лабиринта. И, собственно, Кносский дворец – не первое сооружение на данной территории. Ученые доказали, что в период 2000-1700 гг. до нашей эры здесь уже стоял дворец. Он был разрушен землетрясением (приблизительно в 1700 г. до нашей эры). Это был так называемый «стародворцовый» период.

«Новодворцовый» период (1700-1450 гг. до нашей эры) совпадает с расцветом цивилизации. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.

Кносский дворец, реконструкция

Интересно, что минойским сооружениям не свойственны укрепления и защитные сооружения. Напрашивается вывод, что местные жители чувствовали себя в безопасности и не боялись нападения. Кносс находится на пересечении морских торговых путей. Есть доказательства, что минойцы занимались пиратством, их связывали дружественные отношения с Древним Египтом.


Между 1628 и 1500 г. до нашей эры на острове Фира произошел вулканический взрыв. За ним последовали землетрясение и цунами. Некоторые ученые связывали с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждали, что минойцы и есть исчезнувшие атланты. Но впоследствии археологи обнаружили следы вулканического пепла под минойскими строениями. А это значит, что дворец восстанавливали, и он простоял еще около ста лет. В 1450 г. мощнейший пожар разрушил сооружение окончательно.

Следующая загадка состоит в том, что примерно в одно и то же время сгорело несколько дворцов на острове (дворец Феста и дворец Закрос). При этом на раскопках не было обнаружено никаких останков живых существ. Но Кносский дворец, в целом, порождает больше вопросов, чем ответов.

Мифы, связанные с Кносским дворцом

Кроме версий об Атлантиде, это место связывают еще с одной очень интересной историей. Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера и других его современников. Историки утверждают, что это реальная историческая личность, но он не был жителем Крита, а прибыл из Греции. Это был могущественным правитель, который объединил остров и победил пиратов. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско. Другая версия говорит, что «минос» – понятие собирательное, обозначает титул правителя острова.

Согласно мифам, Минос – сын Зевса и Европы. Зевс велел Астерию, который на то время был правителем острова Крит, взять в жены Европу, а ее детей усыновить. Минос унаследовал власть. Как-то царь попросил Посейдона дать ему красивого быка, которого пообещал принести богу моря в жертву. Бык был необыкновенно красивый – огромный и белый. Миносу не хотелось расставаться с таким красавцем. И он пожертвовал коня. Посейдон рассердился и внушил жене Миноса противоестественную страсть к быку. Как она ни сопротивлялась влечению, ничего поделать не смогла. В результате родилось страшное чудовище Минотавр – человек с головой быка. По одной версии, бедная женщина при родах умерла, по другой – ее заточили с сыном в лабиринт. Сооружение, из которого невозможно было выбраться, построил Дедал (отец Икара). Пленников бросили в центр лабиринта.

После победы Миноса над Афинами, царь потребовал у Эгея, правителя города, дань – отправлять раз в девять лет 14 юношей и девушек на съедение Минотавру. Два раза приносилась страшная жертва, а на третий – в числе пленников поехал Тесей, сын Эгея, правителя Афин. В героя влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она знала, что даже если любимому удастся победить чудовище, Тесей не выберется из лабиринта. Девушка подарила герою волшебный клубок. Тесей шел и разматывал его, в центре лабиринта нашел спящего Минотавра и убил его. Сматывая нитки, Тесей вышел к Ариадне.

Перед поездкой юноша договорился с отцом, что в случае удачи сменит черные паруса на белые. Но забыл об уговоре. Когда Эгей увидел возвращающиеся корабли с черными парусами, в отчаянии прыгнул со скалы в море. Оно стало называться Эгейское. Версии о смерти Миноса – противоречивые. Однако едины в одном: даже после кончины правитель решал судьбы людей, только уже в царстве мертвых.

Есть версии, что Кносский дворец – это и есть знаменитое обиталище Минотавра. И глядя на схему дворца, располагающего внушительным числом самых разных помещений, начинаешь в это верить. Правда, скептики утверждают, что Кносский дворец постоянно достраивался, а минойцы имели слабое представление о симметрии зданий.

Легенда о минотавре

Обустройство дворца и интересные находки

Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, и не только! Здесь было еще много того, что мы самонадеянно считаем достижениями исключительно современной цивилизации: туалеты со смывом и даже акустические системы.


Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Только представьте себе: тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков, которые никто не задается целью пересчитать – дело явно безнадежное.

Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. Здесь сохранились фрагменты «стародворцового» периода. Сразу привлекают внимание выложенные камнем отверстия – три «бублика». Согласно одной версии, их использовали во время жертвоприношений, согласно другой – для хранения зерна. Далее через коридор – проход в Центральный двор, это место еще называют «Дорогой Процессий». На стенах – фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у минойцев считается богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.


Северная сторона дворца

Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами и пилястрами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд, лабриса. Последний был не только двухсторонней секирой, но и символом власти правителя.

Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Здесь можно увидеть каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций. Интересно, что во время раскопок в зале были найдены разбросанные глиняные сосуды. Что произошло здесь – останется навсегда загадкой.

Тронный зал Кносского дворца

Обязательно нужно посетить Зал фресок. Тут находятся копии, многие оригиналы были найдены в плачевном состоянии. Они были реставрированы и находятся в Археологическом музее в Ираклионе. Минойские фрески отличаются реалистичностью и насыщенными цветами. Самые знаменитые: «Игры с Быками», «Принц с лилиями», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Голубая птица», «Бык», «Носитель ритона» и многие другие. Популярные герои изображений – быки, грифоны, люди.


Трехчастное святилище знаменито тем, что здесь были найдены глиняные таблички с так называемым «письмом Б». Различают два вида письменности: линейное письмо А и Б. Ни одно не было расшифровано. Рядом со Святилищем – две темных комнаты с углублениями в полу. В подобных хранилищах были найдены статуэтки, глиняные вазы.

Артур Эванс полагал, что Западная часть Кносского дворца – церемониальная, а Восточное крыло – царские покои. Многие историки это оспаривали. Зал двух секир узнаваем благодаря угловому портику с шестью колоннами. Ванная комната царицы отделена стеной с окном. Можно полюбоваться прекрасной фреской «Дельфины». Здесь были найдены драгоценности, изделия из слоновой кости. Рядом косметическая комната и помещение с отверстием (предположительно канализационным). Бассейны для омовения не имеют дренажной системы.


Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это особенно впечатляет туристов, посетивших Кносский дворец, поскольку возраст некоторых экспонатов около 4 тысяч лет. Сосуды высотой в человеческий рост искусно украшены рельефами.


На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем. Скульптуры и драгоценности отличаются искусным выполнением. На фресках – тонко вырисованные персонажи. Неудивительно, что минойская культура оказала огромное влияние на восточное Средиземноморье, а после вторжения греков-ахейцев – на остров Крит и остальную Грецию.

Практическая информация для туристов


Кносский дворец расположен в 4 км от города Ираклион. Можно доехать на машине, возле дворца есть бесплатная и платная стоянки. Рядом с автобусной станцией в киоске можно приобрести билеты на автобус (2-2,5 евро). Транспорт ходит регулярно. При подъезде к городу из автобуса уже хорошо виден этот памятник архитектуры. От предстающих взору пейзажей просто захватывает дух. Развалины монументальных античных строений, будто раскиданные среди огромных сосен, потрясают воображение. Кносский дворец окружают величественные горы, отчетливо просматривающиеся на фоне синего неба.

Собираясь на экскурсию, не забудьте взять головные уборы, поскольку температура здесь всегда выше, чем у моря. Обязательно захватите большое количество воды. Позаботьтесь об удобной обуви – ходить придется много.

Можно заказать экскурсию или знакомиться с достопримечательностью самостоятельно. Везде есть таблички с описаниями Кносского дворца. Однако опытные туристы, которые уже бывали здесь, советуют брать с собой путеводитель, потому что территория Кносского дворца огромна и многим информация на табличках кажется недостаточной.

Около достопримечательности имеются сувенирные лавки и кафе, где можно что-то прикупить на память и перекусить.

Здесь всегда много туристов, ориентируйтесь на небольшую вывеску-указатель.

Входной билет обойдется в 6 евро.

Часы работы: с мая по октябрь – с 8 до 19 часов; с ноября по март – до 15 часов.

Подробности Ираклион (Центральный Крит) Достопримечательности области Ираклион Обновлено: 28 сентября 2018

Предисловие...

В школе для меня это был Лабиринт Минотавра из мифологии, чуть постарше Кносский Дворец царя Миноса стал чем-то более материальным - достопримечательностью, что ли, находящейся "где-то в Греции". И вот, когда мы впервые попали на остров Крит, первым делом планировали обязательно посетить именно Кноссос... И мы его, как это часто бывает... не посетили...

Потом было несчетное количество поездок на остров Крит, но посетить знаменитый Минойский Дворец царя Миноса нам так и не удавалось. Все вокруг говорили про Лабиринт Минотавра, удивлялись, что мы до сих пор там не были. Но, у нас, то в намеченный день погода "ломалась", то забастовки... Да и энтузиазм с годами немного поугас. Поэтому решили, что специально планировать не будем, как получится, так и посетим главную достопримечательность Крита.

И, наконец, настал тот день!.. Раньше обстоятельства мешали нашему знакомству с дворцом, но, на этот раз обстоятельства же нам и помогли... К тому же, так сложилось, что к этому моменту мы уже посетили остальные дворцы Крита , а Кносский остался, как говорится, "на сладкое". К слову, и правильно сделали, т.к. после частично отреставрированного Кносского Дворца, боюсь, что другие дворцы уже нас так не впечатлили бы... наверное... Но, это скорее вопрос вечного спора: "с Кносса начинать осматривать дворцы Крита или им заканчивать..."

Итак, Кносский Дворец...

Несомненно, это самый популярный, самый посещаемый и один из самых узнаваемых дворцов, "главный герой" с обложек большинства путеводителей, книг, календарей, открыток. Список можно продолжать бесконечно. По большей части свою широкую известность Дворец в Кноссе получил благодаря частичной реконструкции Сэра Артура Джона Эванса. Реконструкция и по сей день вызывает массу споров, но, как бы то ни было, благодаря ей многие туристы могут с легкостью познакомиться с Минойской архитектурой, увидеть, как выглядели Минойские дворцы.

Дворец Кносса - это все-таки и был знаменитый Лабиринт Минотавра?

Но не только реконструкция стала причиной популярности дворцового комплекса. Именно Кносский дворец чаще всего ассоциируют с Лабиринтом, в котором обитал Минотавр. Почему? Скорее всего, главным образом, из-за размеров строения и его сложности. Дворец состоял из множества помещений, связанных друг с другом сложными переходами, часто напоминающими лабиринт. Косвенно, на наличие лабиринта в самом большом Минойском дворце на Крите указывали монеты с изображением лабиринта, которые печатал древний город Кносс. А мифы всячески подогревали желание поскорей найти тот самый Лабиринт Минотавра. Но, это всего лишь наиболее популярная версия.

В наше время существует масса доводов, доказывающих и обратное. Так, во дворце часто встречается изображение двойной секиры "лабрис", которая являлась священным символом у Минойцев. И слово "Лабиринт", вероятно, произошло от лидийского термина "Лабрис". Существует также мнение, что вся запутанность и сложность здания - скорее следствие того, что Минойцы не всегда следовали законам симметрии, особенно, когда это касалось хозяйственных помещений, расположенных на нижнем этаже. Повторюсь, это всего лишь мнения и версии. Однако, в последние годы поиски мифического Лабиринта Минотавра все чаще смещаются в другие уголки острова Крит. Так, к примеру, одна из версий гласит, что, возможно Лабиринт Минотавра мог находиться в одной из пещер на острове... но, сейчас разговор не об этом...

История Минойского Дворца в Кноссе.

Впечатляющий и величественный Кносский дворец был построен в 5 км к югу от современного города Ираклион . Это был самый роскошный и самый большой на острове минойский дворец размером примерно 180 х 130 м, вмещавший в себя более 1000 помещений, развитую систему канализации, склады, просторные залы и дворы.

Этот дворцовый комплекс был больше, чем просто жилище царя, жрецов и сановников. Он являлся экономическим и административным центром, вокруг которого простирался славный город Кносс с населением около 90000 человек.

Развалины, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат уже второму дворцу Кносса. Ранее, на том же месте существовал первый дворец, который был построен предположительно в 1900 г. до н.э., но был разрушен около 1700 гг. до н.э. во время мощного землетрясения на Крите. Возведение второго дворца на том же месте ознаменовало начало "Новодворцового периода". Дворец в Кноссе просуществовал примерно до 1450 г. до н.э., на долгое время оставив после себя одни только легенды, предания и немногочисленные остатки былой славы...

И лишь, спустя более 3 тысячелетий, в 1878 году Минос Калокеринос обращает внимание на холм, где в то время находились всего лишь сельскохозяйственные угодья. Тогда Минос Калокеринос обнаруживает западные складские помещения, некогда входившие в состав дворцового комплекса. Но, к сожалению, в годы турецкой оккупации на Крите, серьезным раскопкам и изучению местности не было суждено состояться.

Шли годы, а находкам Миноса Калокериноса не придавали должного значения. Но, в конце XIX века некоторые находки с острова Крит попадают в руки Артура Эванса, вызвав неподдельный интерес к тогда еще неизвестной культуре. В 1894 году Артур Джон Эванс пребывает на Крит и выкупает земли в районе Кносса, а в 1900 году начинает масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей.

Именно тогда начинается великое время сенсационных открытий, закладывается фундамент огромной главы в истории великой и высокоразвитой цивилизации, существовавшей на Крите несколько тысячелетий назад. Интерес к исследованиям был настолько велик, что раскопки Кносса велись с фантастической, даже по нынешним меркам, скоростью. Каждый новый день дарил новые открытия. Здесь были найдены бронзовые сосуды, каменные вазы, знаменитая статуя Богини плодородия, игральная доска, фреска "Принц с лилиями" и многие другие находки, большинство из которых были перемещены в Археологический музей Ираклиона .

Во время раскопок выяснилось, что минойцы изобрели центральное отопление. Во дворце, под полом был устроен специальный зал, в котором были установлены цилиндрические конструкции. Когда в этом зале разводили огонь, конструкции нагревались, передавая тепло полу и обогревая помещения. Также, царские палаты обогревали с помощью горячей воды, которая подавалась по трубам из котла, установленного под полом.

Минойская - такое имя дает Артур Джон Эванс обнаруженной цивилизации и ее культуре. Раскопки позволили получить ответы на многие вопросы, оставив при этом и много неразгаданного. В частности, обнаруженное Эвансом "Линейное письмо А" и "Линейное письмо Б", которое до сих пор не поддается расшифровке. Помимо раскопок, Артур Джон Эванс принимает решение о частичном восстановлении дворца, что является поводом для, порой, очень резкой критики.

Мы же, благодаря проделанной работе Эванса, имеем прекрасную возможность прикоснуться к истории великой Минойской цивилизации, перенестись в прошлое и хоть немного представить себе, как жили люди несколько тысячелетий назад.

Наше путешествие по Кносскому Дворцу.

Сразу хочется отметить, что, приехав по указателю и оставив автомобиль на одной из нескольких достаточно просторных стоянок в районе Кноссоса, мы как-то не сразу нашли сам дворец:) Вдоль дороги ходят туристы, но и они не сориентировали нас. Их движение больше было похоже на Броуновское. Кто-то искал свой автобус, кто-то шел во дворец, а кто-то просто искал местное кафе, чтобы "набраться сил" перед серьезным осмотром. В результате, мы сориентировались по достаточно скромному указателю с надписью: "KNOSSOS ENTRANS. EINGANG. PALAST. PALACE. PALAIS.==> " Кстати, машину здесь можно оставить как на платной, так и на бесплатной стоянке.

В кассе покупаем входные билеты и идем на встречу с великой историей высокоразвитой Минойской цивилизации.

Для наглядности, чтобы было понятно, где мы ходили, что видели, выкладываем План Кносского Дворца:

Первое, что предстает пред нашими глазами:

Это не только главный вход для посетителей археологической территории в наши дни. Здесь же, согласно одно из версий, находился главный вход в Кносский дворец. Первое, на что обращаешь внимание - три большие ямы, выложенные изнутри камнями, так называемые "бублики". Одни источники говорят, что емкости использовались для хранения зерна, другие утверждают, что для сбора остатков жертвоприношений. Недалеко были обнаружены части жертвенника. Интересно, что западный двор датирован Старо-дворцовым периодом.

Помимо основной функции, западный двор играл роль церемониального места. В юго-восточной части западного двора находится западное преддверие 1А, восточная сторона которого была украшена фреской с изображением игры с быком.

2. Коридор с фреской "Процессия"
Коридор, еще называемый "Дорогой Процессий", был украшен фреской с изображением юношей и девушек, несущих подношения Божеству или жрице женского пола. Часть коридора была разрушена, а информация о коридоре в различных источниках несколько противоречивая. По одной из версий, опираясь на выводы о схожести структуры пола вначале коридора и пола у входа на центральный двор с южной стороны, предполагается, что "Дорога Процессий" соединяла западный вход дворца с центральным двором.


Трехэтажный дом, датируемый Артуром Эвансом примерно 1600 до н.э., расположен у юго-западных границ дворца. Скорее всего, Южный дом принадлежал верховному жрецу.

4. Южные границы дворца, "Рога посвящения".
Дальше мы немного отклонились от "стандартного" маршрута, по которым водят экскурсии и, про который рассказывают путеводители. От южного дома мы взяли курс чуть восточнее, любуясь некогда величественной панорамой южного фасада дворца, который венчают священные рога из паролита, также вызывающие немало вопросов и споров...

5. Центральный двор

Пройдя параллельно южному входу, мы попадаем в самый центр Кносского дворца - центральный двор с полом, вымощенный плитами. Размеры двора весьма внушительны и составляют 50х25 м, благодаря чему на этом пространстве происходили все центральные и масштабные события дворца. А большое открытое пространство создавало дополнительную вентиляцию и освещение внутренним помещениям дворца. Кроме того, по одной из версий, на центральном дворе происходили различные ритуалы.


Посетители дворца попадали на центральный двор через южный вход, являющийся частью "Дороги процессий", о чем свидетельствует схожая с началом коридора структура пола и знаменитая фреска "Принц с лилиями". Оригинал фрески был найден в весьма плачевном состоянии. Но реставрационные работы возродили фреску, и сейчас ее оригинал хранится в .

Для наглядности была восстановлена часть "Дороги процессий", ведущая на центральный двор. Ну, а мы, дождавшись, когда основная часть туристов переключит свое внимание на другие части дворца, постарались представить, что испытывали люди, попадавшие в Кносский дворец через этот коридор.

7. Южные Пропилеи.

К западу от южного входа на центральный двор находятся величественные Южные Пропилеи с большой лестницей, ведущей на верхний (главный) этаж дворца (Piano Nobile), где находились культовые помещения Кносского дворца. О важности тех помещений говорит тот факт, что с южной стороны Пропилеи закрывались дверями. Декор этой части дворца (та же структура пола, фрески), согласно Эвансу, указывал на то, что Южные Пропилеи также являлись продолжением Дороги Процессий.

Здесь находится знаменитый "Носитель ритона" - юноша, держащий сосуд конической формы для возлияний.

В северной части Пропилей были найдены пифосы, датируемые Последворцовым периодом, и указывающие на то, что, скорее всего, Южные Пропилеи в то время использовались в качестве кладовых.


В северной части Пропилей наверх устремляется большая лестница, некогда располагавшая колоннами по обеим сторонам и, ведущая на главный этаж Кносского дворца (Piano Nobile). Артур Эванс считал, что именно на верхнем этаже находились парадные залы и приемные помещения, так как именно здесь пространство лучше всего освещалось и проветривалось.

Поднимаясь по лестнице, справа можно увидеть помещение прямоугольной формы (8А). "Греческий Храм" - так интерпретировал эту постройку Артур Эванс, опираясь на находки, сделанные здесь. Также Эванс делает вывод, что это помещение было возведено спустя много времени после разрушения дворца.

9. Piano Nobile
Наконец, поднявшись по лестнице на верхний этаж, мы попадаем в прихожую. Из прихожей, пройдя на север, мы входим в Трехколонное святилище. Так его назвал Артур Эванс, сравнивая с аналогичным святилищем, изображенным на фресках, а также в результате находки трех колонн, пилястров и камня в форме головы львицы, рухнувших на первый этаж.

Южнее в небольшом помещении располагалась сокровищница Святилища, в которой были найдены драгоценности, различные дары и большое количество культовой утвари.

Пройдя севернее Трехколонного Святилища и повернув налево, мы попадаем в Большой Зал с двумя колоннами. А севернее Большого Зала расположилось помещение Святилища с шестью колоннами. О том, что помещение носило сакральный характер, Артур Эванс предположил, опираясь на обнаруженные на нижнем этаже настенные росписи, фрагменты пифоса и амфор, упавших на этаж, где находятся кладовые. Здесь же была обнаружена знаменитая фреска "Парижанка".

10. Западные кладовые.
С главного этажа (Piano Nobile) открывается вид на целый комплекс продолговатых помещений. Это Западные Кладовые дворца. Пифосы, уставленные вдоль стен, датируются различными временными периодами. Здесь же находятся подземные ниши, предположительно, служившие для хранения драгоценных предметов. Впрочем, иные источники утверждают, что здесь же хранилось зерно, шерсть, ткани и прочие вещи, ценившиеся в те времена.

Но, безусловно, основным продуктом, хранившимся в западных кладовых, было оливковое масло. На что косвенно указывают стены кладовых, почерневшие от пожара, который здесь бушевал гораздо сильнее, чем в остальных помещениях дворца.

На стенах западных кладовых были обнаружены начертанные священные символы в виде креста, звезды, ветви и двойной секиры (лабрис). Сами же кладовые сообщались с криптами Кносского дворца. Все это в явной форме указывало на сакральный характер и этих помещений.

11. Тронный зал.
С восточной стороны Piano Nobile лестницей сообщается с Центральным двором, куда мы и вернулись для того, чтобы посетить Тронный зал - помещение, пользующееся, пожалуй, самой большой популярностью среди туристов. Над Тронным залом находится Зал Фресок , где собраны копии таких фресок, как: "Игры с Быками", "Дамы в голубом", "Собиратель шафрана", "Голубая птица", "Голубая обезьяна" и копии других, не менее известных находок. К сожалению, пройти в Зал Фресок нам не удалось по причине повышенного ажиотажа со стороны туристов. Но посетить Тронный зал мы решили во что бы то ни стало.

Первое помещение - это прихожая с четырьмя проходами, за которой расположен сам Тронный зал. Здесь, на том же месте, что и тысячи лет назад, стоит каменный трон, обнаруженный Эвансом при раскопках. Напротив трона находится небольшой бассейн омовений, еще дальше, немного спрятавшееся от нашего взора, Святилище с каменным постаментом.

Восстановленные Эвансом стены украшены фресками с изображениями грифонов - священным символом в Минойской религии. Справа и слева от трона находятся скамьи, на которых, как предположение, возможно сидели жрецы. Здесь все говорит о том, что Тронный зал обладал культовым характером, здесь явно проходили важные обряды...

Но, что случилось с залом впоследствии, остается только предполагать. Говорят, что во время раскопок, Артур Эванс здесь обнаружил беспорядочно разбросанные сосуды, что дало основание думать о том, что в свое время в Тронном зале произошло нечто неординарное и трагическое... Впрочем, Кносский Дворец до сих пор полон загадок, подобных этой...

12. Трехчастное Святилище.

Южнее Тронного зала и лестницы находилось помещение, состоявшее из трех частей, отчего и произошло название "Трехчастное Святилище". Предполагается, что фасад помещения был украшен колоннами, поддерживающими карниз, увенчанный целым рядом двойных рогов. Центральный элемент Трехчастного святилища был самым высоким. Вывод о том, что же здесь все-таки находилось, Артур Эванс сделал, сопоставив найденное помещение с аналогичным помещением, изображенным на элементе настенной живописи, который в настоящее время хранится в музее Ираклиона. Внутри святилища были найдены глиняные таблички с Линейным письмом Б и глиняные оттиски печатей.

Позади Святилища находятся два темных помещения с колоннами, известные как "Крипты с колоннами" . В полу этих помещений сделаны углубления в виде ванн. И по всей видимости, они использовались для возлияний. В другой комнате были найдены два больших прямоугольных хранилища, встроенных в пол. Емкости были полны глиняных ваз и ценных предметов, среди которых была знаменитая статуэтка Богини со змеями, которую можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона .

Восточное крыло.

Руководствуясь предположением, что Кносский дворец был резиденцией царя Кносса, Артур Эванс считал, что жилые помещения царской семьи находились именно в восточном крыле дворца. Тут были и просторные залы, и маленькие комнаты, соединенные комплексом коридоров. Хотя, стоит отметить, что со временем мнение археологов разделились, родив новые предположения о том, что в восточной части дворца в Кноссе находились вовсе не жилые помещения, а, возможно, святилища. Пока точно не определено, что же все-таки здесь находилось, лично нам более симпатична версия Эванса о царских покоях.

13. Большая лестница (Парадная лестница)
Соединяла же эти помещения впечатляющая Большая лестница, раскинувшаяся на четыре этажа, два из которых были ниже уровня центрального двора. Имея по два пролета на каждом этаже, лестница была достаточно плавной, что делало подъем по ней довольно необременительным.

Большая лестница хорошо освещалась благодаря световому колодцу с деревянными колонами, украшенному красочными фресками.

14. Зал Двойных Секир или Мегарон царя.
Нижний уровень лестницы коридором соединен с Залом Двойных Секир, где, как предполагалось, находился Мегарон царя с красивым угловым портиком из колонн.

Выйдя из Зала Двойных Секир и пройдя немного юго-западнее, мы попадаем в...

15. Мегарон царицы со знаменитой фреской "Дельфины".
А чуть западнее находится Ванная комната Царицы, отделенной от основного помещения стеной с окном.

Далее находилась Косметическая комната, граничащая со световым колодцем, носящим название "Двор прялки". Косметическая комната сообщалась с помещением, в полу которого было найдено канализационное отверстие. Скорее всего, здесь находился туалет.

Но, главное, что скрывал в этой своей части Кносский дворец - очередная сокровищница, где были найдены драгоценные предметы из золота, слоновой кости. Здесь же была найдена знаменитая статуэтка "Игрок с быками".

16. Мастерская Ремесленника и Школа.
От северной части Большой лестницы на восток устремляется коридор, заканчивающийся дверью в Прихожую Деревянных Балок. Севернее Прихожей находилась Мастерская Ремесленника. Во время раскопок здесь был найден инструмент для обработки камня, а также незаконченные изделия. Севернее находилась так называемая Школа, где, как полагал Эванс, учились писать на глиняных табличках, а глину замешивали в ступке, стоящей рядом со скамьей. Вполне вероятно, что здесь находилась не Школа, а гончарная мастерская.

Среди прочих предположений имеет право на существование и теория о том, что главная (основная) мастерская находилась на верхнем этаже, откуда на первый этаж упали вазы и амфоры. Но, тогда остается гадать, что же находилось в нижних помещениях.

17. Склад Гигантских Пифосов.
Здесь хранятся огромные пифосы, удивляющие своими размерами и богатством рельефов. Интересно также то, что Склад Гигантских Пифосов датирован Стародворцовым периодом. Таким образом, ему более 4000 лет, что уже само по себе уникально... На фотографии очень трудно ценить размер сосудов. Но данные пифосы действительно гигантские, высотой с человеческий рост.

Перед Кладовыми Гигантских Пифосов находится лестница, начинающаяся от Восточного Входа в Кносский дворец, которую реконструировал Артур Эванс. Башнеобразная конструкция входа напоминает бастион, отчего восточному входу было дано название "Восточный Бастион". Хотя, совершенно очевидно, что данная башня явно не была фортификационного характера, соответственно, вряд ли была бастионом.

18. Коридор шашечной доски (Шахматный Коридор, Коридор Затрикия).

Коридор, находящийся северо-западнее Кладовой Гигантских Пифосов, носит несколько названий, которые произошли благодаря найденной здесь игре, похожей на нарды или шашки, выполненной из слоновой кости, горного хрусталя, золота и серебра.

Вначале мы уже говорили о том, что Кносский дворец имел канализацию. В этой части дворца можно убедиться в том, что Минойский дворец действительно располагал довольно совершенной системой канализации. В частности, в южной части Шахматного коридора мы наткнулись на сохранившуюся часть канализационной сети. Но, как это часто с нами бывает, удивляясь и восхищаясь, забыли сфотографировать сие чудо:) Да и тянуло нас уже, к "оставленному на сладкое", в какой-то степени "символу" острова Крит - Западному Бастиону с копией фрески "Бык", расположенному в Коридоре Северного Входа.

19. Коридор Северного Входа.
Как понятно из названия, коридор соединял Северный вход в Кносский дворец с Центральным Двором. Напротив Западного Бастиона располагался Восточный Бастион, также располагавший колоннадой и, по всей вероятности, тоже был украшен фресками.

К западу от Коридора были найдены помещения, окруженные стеной, уходящей намного глубже уровня Центрального Двора. По версии Артура Эванса, стены являются элементами постройки, принадлежавшей первоначальному дворцу. Здесь были найдены каменный светильник, ведро, фрагменты фресок, среди которых была фреска "Трехчастное Святилище".

Покидая Кносский Дворец через Коридор Северного Входа, мы попадаем в...


Артур Эванс назвал этот зал "Таможней", предполагая, что здесь проводился досмотр товаров и вещей, попадавших во дворец. Вполне возможно, что здесь мог быть зал для проведения пиров. Как обычно, все, что касается Минойского Дворца в Кноссе, окутано множеством предположений и загадок...

Покидая дворец через Северный Вход, слева нашему взору предстал...


Бассейн Омовений с двух сторон окружен колоннами и был облицован плитами. Здание Северного Бассейна Омовений было реконструировано Эвансом. Он считал, что данный бассейн предназначался для "омовений" посетителей, которые посещали Кносский Дворец через Северный Вход.

Интересно, что подобные "бассейны" встречаются в нескольких местах этого дворца, да и вообще, были типичны для других построек Минойского периода. И до сих пор эти помещения вызывают массу споров о своем предназначении, так как нет уверенности в том, что емкости в так называемых бассейнах вообще были заполнены водой. Да и системы дренажа в этих "бассейнах" не было...

К северо-западу от Северного Бассейна Омовений находится, на наш взгляд, еще одна загадка Кносского Дворца... Последняя для нас (в этот день:) ... Эванс назвал эту территорию "Театром".

22. Театр.
Площадь, мощенная плитами и ограниченная лестницей в восточной и южной своей части, действительно, по форме напоминала театр. В юго-восточной части площади, словно врезанное в лестницу, находится возвышение, которое, согласно Эвансу, служило ложей, откуда царская семья наблюдала за действами, которые здесь происходили.

Через эту площадь проходила так называемая "Царская дорога" ("Королевская дорога"), устремляющаяся на запад к Малому Дворцу. Вдоль дороги находились различные здания Кносса. В основном, это были дома с мастерскими на первом этаже и жилыми помещениями на верхних этажах.

Существует предположение, что через "Театр" еще проходила дорога Процессий, ведущая к северо-западной части дворца, а затем уходящая на юг вдоль западного фасада в сторону Западного Преддверия.

Послесловие...

Безусловно, Кносский Дворец произвел на нас сильнейшее впечатление. Но, к сожалению, а может и к счастью, не можем сказать, что "все понятно..." Слишком много загадок таит в себе это место, да и вся Минойская цивилизация... Ну, а утверждение, что дворцовый комплекс в Кноссос - это и был тот самый Лабиринт Минотавра... Действительно, сложная система коридоров, связывающих множество помещений, в какой-то степени напоминает лабиринт... Пожалуй, это еще одна грандиозная загадка острова Крит, и по сей день остающаяся без ответа...

Справочная информация:

  1. Где находится Кносский дворец? Минойский дворец в Кноссе расположен в центральной части острова Крит всего примерно в 4 км к юго-востоку от центра г. Ираклион .
  2. Координаты дворца: 35.297883, 25.163118 (35°17"52.4"N, 25°09"47.2"E).
    Координаты автомобильной парковки возле дворца: 35.298329, 25.161189 (35°17"54.0"N 25°09"40.3"E)
  3. Как доехать? В Кносский дворец довольно просто добраться следующими способами:
    * На общественном транспорте, а именно, на автобусе. Это самый дешевый способ доехать до археологической территории. От автовокзала Bus Station A, расположенного в районе морского порта, курсирует городской автобус до Кносского дворца. Здесь можно найти маршрут и расписание автобуса Порт - Кноссос (Port - Knossos) . Кстати, на этот же автовокзал прибывает и большинство междугородних автобусов. Поэтому в Дворец Царя Миноса без особых сложностей можно доехать на автобусах не только из центра Ираклиона, но и из других уголков острова Крит. Все вопросы о передвижении по Криту на автобусах обсуждались на форуме в теме: Перемещение по Криту на автобусах .
    * С организованной экскурсией или индивидуальным гидом. Экскурсия в Кносский дворец - это одна из самых популярных экскурсий, проводимых на Крите. И не удивительно, ведь речь идёт об одном из тех мест, историю которого хочется узнать, как можно подробнее. И действительно, почти каждая экскурсионная компания на острове готова предложить экскурсию в этот уникальный минойский дворец. А в настоящее время экскурсию в Минойский Дворец Кносса можно купить даже онлайн, не выходя из дома, ну или, не вставая с лежака на пляже, на специальных сайтах по бронированию экскурсий. Так, к примеру, через интернет можно найти такую экскурсию, как: . К слову, на этих и других похожих сайтах можно посмотреть цены и заранее сориентироваться по стоимости такой экскурсии, чтобы потом при поиске, к примеру, в уличных агентствах, уже свободно ориентироваться в цене. И всё же, выбрав организованную экскурсию, как способ знакомства с археологической территорией Кносса, главное не ошибиться с выбором компании и гида, ведь много зависит именно от того, как будет проведена сама экскурсия. Поэтому настоятельно рекомендуем заранее внимательно изучать отзывы о тех или иных экскурсионных фирмах и гидах.
    * На арендованном автомобиле. Это один из самых удобных и рациональных способов доехать до дворца в Кноссе. Ведь потом после знакомства с этой достопримечательностью можно отправиться и в другие, не менее интересные уголки острова Крит. О том, как правильно на острове арендовать машину, можно прочитать в статье: Аренда автомобиля - особенности, основные правила .
    * На такси . Это один из самых простых, но одновременно и один из самых дорогих способов доехать до Кносского дворца. Тем не менее, немного об этом способе передвижения мы рассказывали здесь: Такси на острове Крит .
  4. Время работы археологической территории Кноссос можно узнать на специальной странице сайта
  5. Где купить и сколько стоят входные билеты? Входные билеты на археологическую территорию дворцового комплекса можно купить в кассах у самого дворца, а также в Археологическом музее Ираклиона. К слову, доступны также комбинированные билеты на посещение и Кносского дворца, и Археологического музея (срок действия таких билетов ограничен). Подробнее цены за билеты также можно узнать на специальной странице сайта Министерства Культуры и Спорта .
  6. Лучшее время для посещения дворца , на наш взгляд - это утренние и вечерние часы, когда утром солнце ещё, а вечером уже не столь активно. Иными словами, летом комфортнее всего по территории дворца гулять в часы открытия или за несколько часов до закрытия археологической территории.
  7. Что посмотреть в окрестностях? Наверное, правильнее всего прогулку по территории Дворца Царя Миноса совместить с посещением Археологического Музея Ираклиона , в котором, в свою очередь, хранятся многочисленные находки, многие из которых были обнаружены именно на территории дворцового комплекса в Кноссе. Ведь по сути, обе эти знаменитые достопримечательности гармонично дополняют друг друга, помогая нам максимально погрузиться в богатейшую историю острова Крит и великой Минойской цивилизации, когда-то существовавшей здесь...Также, в Ираклионе расположен Музей Естественной Истории , в котором будет интересно не только взрослым, но и детям. Недалеко от города находится женский Монастырь Савватьяна , живописная деревня Арханес и священная гора Юхтас , откуда открываются потрясающие виды на бесконечные виноградники.
    Вообще, в районе Ираклиона находится огромное количество интересных для посещения мест и достопримечательностей, и, конечно же, за один день их не обойти и не объехать. Поэтому, когда мы планируем поездки в район Ираклиона (особенно, если едем из Ханьи, ~150км, а иногда и больше), то останавливаемся в одном из городских отелей. В нашу поездку осенью 2016 г. мы останавливались в отеле Olive Green Hotel , который расположен в центре города рядом с Археологическим Музеем Ираклиона.
    Фотографии отеля и номера можно посмотреть в нашем отзыве Отзыв об отеле Olive Green Hotel. Ираклион

    Другие отели и апартаменты в городе Ираклион можно посмотреть здесь:

    В крупнейшем поисковике по системам онлайн-бронирования Hotellook.ru (там же есть и Booking и множество других не менее популярных систем бронирования)

История Кносского дворца

Кносский дворец еще в древние времена поражал своими размерами – полторы тысячи комнат, более 22 тыс. кв. м, многочисленные переходы, коридоры, террасы и подвалы. Логично, что люди не сразу могли найти дорогу в этом огромном архитектурном комплексе, добавим сюда легенды о Минотавре и получим значение современного слова «Лабиринт», т.е. здание из которого сложно найти выход.

Каждый фрагмент этого археологического комплекса имел строго определенное назначение. Северная часть Кносского дворца, например, выполняла торговую функцию, там начиналась дорога, соединяющая Кносс с портом. На востоке находились личные покои царя и царицы, а также район с мастерскими. Западная часть дворца административная, она известна в первую очередь тронным залом, многочисленными кладовыми и святилищами. Но обо всём по порядку.

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

Здесь же на западном дворе находится , он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс доказал, что минойцы относились не к грекам, а к так называемой среднеземноморской расе. Минойцы имели смуглую кожу, миндалевидный разрез глаз, тёмные вьющиеся волосы, и вообще, походили своим внешним обликом на древних египтян. Вероисповедание также отличалось от греческой, минойцы поклонялись целому пантеону своих божеств, главным из которых являлась богиня Мать. Символом этой богини был двойной топор, который обозначали словом «лабрис». Термин «лабиринт» появляется как производная от слова «лабрис». Т.е. Лабиринт – это не что иное, как храм двойного топора или святилище двойного топора.


Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

Первая фреска, которую вы увидите во дворце называется «Коридор процессий» . На ней изображены мужчины и женщины, несущие подношения богине матери. Люди, изображенные на фреске, имеют черты среднеземноморской расы, о которой мы писали выше.

Фреска "Коридор процессий"

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий .

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины - жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком . На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

Фреска "Игра с быком"

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями . Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

"Принц с лилиями"

Карты Кносского дворца

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре, но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство, поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой). На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

Мы засняли небольшое видео, которое также будет выложено на сайте чуть позже.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Стоимость входных билетов в Кносский дворец и часы работы

Обычный входной билет стоит - 15 евро.

Стоимость льготного билета - 8 евро.

На официальном сайте фигурирует достаточно длинный список лиц, которые имеют право на скидку. В 95% случаев это относится к гражданам Греции и ЕС. Если вы не гражданин ЕС, то льготный билет распространяется только на студентов высших учебных заведений по предъявлению студенческого билета.

Гиды имеют право проходить бесплатно при предъявлении служебного удостоверения.

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? - Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.