Кто такие монахи, где они живут и какую одежду носят? Что заставляет их выбирать именно столь непростой путь? Эти вопросы интересуют не только тех, кто собирается уйти в монастырь. Что же известно о людях, добровольно отказавшихся от мирских удовольствий и посвятивших себя богослужению?

Монастырь - что это такое

Для начала стоит разобраться в том, где живут монахи. Термин «монастырь» пришел в наш язык из греческого. Это слово означает «один, одинокий», используется по отношению к сообществам или людям, которые выбирают одиночество. Монастырь представляет собой религиозное собрание людей, принявших обет безбрачия и удалившихся от общества.

Традиционно монастырь обладает комплексом строений, в который входят церковные, хозяйственные и жилые помещения. Они используются в зависимости от нужд общины. Также каждый монастырь определяет свой устав, которому должны следовать все члены религиозной общины.

В наши дни сохранилось несколько разновидностей монастырей, в которых может протекать монашеская жизнь. Лавра представляет собой крупную мужскую обитель, которая является частью православной церкви. Киновией именуют христианскую общину, имеющую общежитский устав. Аббатство - католический храм, который подчиняется епископу или даже непосредственно папе. Также встречаются монашеские селения, именуемые пустынями, которые располагаются вдали от главного монастыря.

Историческая справка

Знание истории возникновения монастырей поможет лучше понять, кто такие монахи. В наши дни обители можно встретить во многих государствах мира. Считается, что они начали появляться с момента распространения христианства, что случилось в третьем веке нашей эры. Первыми монахами стали люди, которые уходили из городов в глушь и вели жизнь аскетов, тогда их называли отшельниками. Египет - родина монашества, именно в этой стране в 4 веке появилась первая киновия благодаря Пахомию Великому.

Вскоре после этого монастыри возникли сначала в Палестине, а затем и в европейских странах. Первые монастырские общины на Западе были созданы усилиями Афанасия Великого. Отцами Киево-Печерской лавры на Руси стали Антоний и Феодосий Печерские.

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи - вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество - это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Жизнь монахов

Выше рассказывается о том, кто такие монахи. Какую же жизнь ведут люди, последовавшие своему призванию и посвятившие себя Богу? Постриг вовсе не означает то, что человек прекращает жизнь на земле. Он продолжает удовлетворять потребность во сне и пище. Конечно же, каждый монах имеет свои обязанности, трудится на благо людей или монастыря, что зовется послушанием.

Послушание - работа, которой обитатели монастыря занимаются тогда, когда свободны от богослужений. Она подразделяется на хозяйственную и воспитательную. Под хозяйственной работой подразумевается та, что направлена на поддержание порядка в обители. Каким именно трудом занят монах - решает настоятель. Воспитательная работа - это молитвы.

Каждая минута такого человека посвящена служению Бога. Его не тревожат земные цели и идеалы. День монаха проходит в молитвах, которые становятся для него своеобразным смыслом жизни.

Обеты

Ни для кого не секрет, что монахи дают обеты. Что представляет собой монашеский обет безбрачия? Человек, дающий подобное обещание, не только отказывается от возможности жениться. Этот обет подразумевает, что для него больше не играет роли пол. Телесная оболочка осталась в мире, который покинул монах, отныне для него важны исключительно души.

Также служитель Бога должен дать обет нестяжания. Прощаясь с миром, монах отказывается также от права на личную собственность. Это подразумевает, что он не может владеть ничем, даже если речь идет о шариковой ручке. Человек отказывается от собственности, так как больше в ней не нуждается. Все, чем пользуются монахи, к примеру, книги, является собственностью монастыря.

В чем заключается монашеский обет послушания? Это означает, что человек полностью отвергает свои желания. Его единственная цель отныне - единение с Господом, которому он ежечасно возносит молитвы. Однако сила воли остается при нем. Помимо этого, от монаха требуется беспрекословное выполнение распоряжений настоятеля. Это не является признаком покорности и раболепия, скорее помогает обрести мир и радость в душе.

Как стать монахом

Постриг в монахи - долгий путь, пройти который удается далеко не каждому претенденту. Многие люди осознают, что не способны расстаться с благами цивилизации, отказаться от возможности иметь семью и собственность. Дорога в служители Бога начинается с общения с духовником, который дает человеку, решившему проститься с мирской жизнью, полезные советы.

Далее претендент, если он еще не отказался от своего намерения, становится трудником - помощником у духовных лиц. Ему необходимо постоянно находиться в монастыре, следовать его уставу. Это дает человеку возможность понять, готов ли он проводить свою жизнь в молитвах и физическом труде, проститься с благами цивилизации, редко видеться с семьей. В среднем будущий монах идет по пути трудника около трех лет, после чего становится послушником. Продолжительность этой стадии определяется индивидуально, человек все еще волен в любой момент оставить монастырские стены. Если же он с честью выдерживает все испытания, его ждет постриг в монахи.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан - патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Одежда

Одежда монахов также вызывает живейший интерес у общественности. Подрясником называется длинное одеяние, достающее до пят. Оно обладает узкими рукавами, ворот застегнут наглухо. Подрясник представляет собой нижнее одеяние. Если его носит монах, изделие должно быть выполнено в черном цвете. Подрясники других цветов (серые, коричневые, белые, темно-синие) могут позволить себе лишь семейные священнослужители. Традиционно они изготавливаются из шерсти, сукна, сатина, льна.

Разумеется, одежда монахов - это не только подрясник. Верхнее одеяние человека, посвятившего себя Богу, именуется рясой. Традиционно оно обладает длинными и широкими рукавами. Наибольшее распространение получили черные рясы, однако также можно встретить белые, кремовые, серые, коричневые варианты.

Нельзя не упомянуть и монашеский головной убор - клобук. Он давно появился в церковной среде, изначально выглядел как мягкий колпак, созданный из простой материи. Современный колпак покрыт черным покрывалом, которое опускается ниже плеч. Чаще всего можно встретить черные клобуки, однако встречаются и изделия, выполненные в других цветах.

Кто не может стать монахом

Уход в монастырь - решение, которое может осуществить далеко не каждый человек. Считается, что люди не могут расстаться с мирской жизнью, если их удерживают от этого обязательства перед другими. Допустим, у кандидата есть маленькие дети, престарелые родители, родственники-инвалиды. Также о постриге не стоит задумываться тем, кто лечится от тяжелого заболевания. Это связано с тем, что человеку пришлось бы отказаться от качественного медицинского обслуживания.

Всё, поехали по домам, уже поздно, да и у Димки машина в металлолом, - сказал главный тренер клуба мотогонщиков. Все стали загружать в грузовик свои , в том числе и Димкин, который практически не подлежал восстановлению. А Димка − это на самом деле не Димка, а Наташа - единственная девушка в команде мотогонщиков. Просто называли ее созвучно фамилии - Демина. В тот день Наташа совершила на мотоцикле прыжок с горы, который чуть не стоил ей жизни. Машина разбилась вдребезги, а Наташа получила несколько царапин, вылетев из мотоцикла и удачно приземлившись в снег.

В мотогонщики Наташу взяли благодаря ее настойчивости. Тренеру понравился мужской характер этой невысокой девочки, которой едва исполнилось 15 лет. Все подруги были рады ее смелому выбору, и лишь один человек его не одобрял - это была Наташина мама Галина. Она хорошо знала многих ребят, которые раньше были фанатами этого экстремального вида спорта. Некоторые бывшие мотогонщики стали молодыми инвалидами, а нескольких уже и не было в живых. Возражения Галины дочь не хотела слушать, поэтому матери ничего не оставалось, как только молиться Богу о своем самостоятельном ребенке.

К Христовой вере Галина обратилась после внезапной смерти брата. Потеряв его, она поняла, что есть иной мир, где ее брат продолжает существовать, и жизнь человека не заканчивается могилой. Утешение женщина находила лишь в единственной в ту пору городской церкви, где отступала жгучая скорбь и на душе воцарялся покой. Так постепенно, благодаря молитвам о брате, Галина обрела бесценный бисер православной веры. Вскоре и внешний вид ее - руководителя отдела крупного предприятия - изменился: высокие каблуки и модные прически были забыты, одежда стала скромнее. Это, конечно, не понравилось дочери-школьнице, которая привыкла к тому, что мама - самая красивая женщина. Поэтому ей и не хотелось разделять с мамой ее религиозные взгляды.

На летние каникулы в мотоклубе планировались многочисленные выезды на сборы и соревнования. Наташа активно готовилась к ним, а ее мама усердно молилась. Материнское сердце ныло в предчувствии беды и искало возможности уберечь ребенка. Господь откликнулся на молитву страждущего сердца и подсказал через добрых людей, как можно избежать надвигающегося искушения: паломничество - поездка по святым местам на время летних каникул. Галина горячо поблагодарила Бога и в мае объявила дочери, что летом они поедут в большое паломничество по святым местам.

Мама, какое паломничество! У меня соревнования, сборы! - возмущалась Наташа.

Я уже купила билеты, и мы едем, - отвечала Галина, - нас ждут древние святыни.

Никуда не поеду! Лягу на кровать и никуда не поеду!

Ничего, - отвечала мама, - я тебя вместе с кроватью повезу!

И дочери ничего не оставалось делать, как послушать маму. Наташа все же надеялась, что ей удастся через неделю вернуться домой, выдумав благовидную причину. Но у Господа был совсем другой план.

Красота богослужения, духоносные старцы, святые пещеры… Древняя обитель покорила советскую школьницу

Первым местом, куда приехали паломницы, был Псково-Печерский монастырь. Эта древняя монашеская обитель покорила советскую школьницу. Красота богослужения, духоносные старцы, святые пещеры - все это настолько повлияло на Наташу, что об отъезде не было и речи. Побывали они с мамой у отца Иоанна (Крестьянкина), у отца Адриана, сподобились духовных бесед с монахами Псково-Печерской обители. И православная вера для Наташи представилась совсем в другом виде: высмеиваемая в школе, запрещенная в государстве, вера здесь била ключом. Именно она оказалась неисчерпаемым источником стремлений и идеалов, которыми были наполнены молодые сердца того времени. Юная паломница настолько была поражена «пиром веры» этой святой обители, что горячо сожалела о том, что она не парень и не может остаться здесь навсегда.

Но Господь, по слову , намерение целует, и уже в Троице-Сергиевой Лавре Наташа побывала у старца, который сказал ей, что со временем она будет жить в женском монастыре. Что такое мужской монастырь, ей было понятно, а женский - это для нее была большая загадка. Ведь на территории СССР в то время было лишь четыре женских монастыря - два на Украине, один - в Эстонии и один - в Латвии. Мама решила помочь разгадать Наташе ее загадку, и из Лавры они сразу поехали в Латвию, в Троице-Сергиев Рижский женский монастырь. И здесь юная комсомолка снова попала на торжество веры: удивительная матушка-игумения Магдалина, добрые монастырские сестры, богослужебное пение - все это подсказывало Наташе, что ее место именно здесь, в женском монастыре. Но время летних каникул пролетело быстро, и мама с дочкой возвратились домой.

А дома всё то же самое: в школе смеются над верующими, в государстве религия далеко не приветствуется, и главное - мотоцикл. В первых числах сентября Наташа снова устремилась в любимый мотоклуб, где, встретив главного тренера, услышала от него грозные слова: «Где была все лето, туда и возвращайся!» Эта резкая фраза, как молот стекло, разбила Наташину любовь к мотоциклам, а сердце Галины упокоилось. были услышаны Богом.

Вскоре исполнились слова лаврского старца, и Наталия ушла в монастырь

Шло время, жизнь Наталии шла своим чередом: школа, медицинское училище… После чудесного паломничества некогда было в суете дней задумываться о вере. Тем более что у них был очень дружный двор: ребята и девчата, почти ровесники, жили одной большой семьей и были друг другу как братья и сестры. Всех ребят почти одновременно дружно проводили в армию. А потом появилось в жизни двора колючее слово «Афган». И стали постепенно возвращаться из армии вчерашние дворовые ребята - кто-то с искалеченным телом, кто-то с искалеченной душой, а кто-то вообще не вернулся. В молодых стариках нельзя было узнать вчерашних весельчаков и балагуров. Такая странная и страшная метаморфоза сильно повлияла на Наталию. Она уже на практике, а не в теории убедилась, как непостоянен мир и как коротка человеческая жизнь. И начала ходить на службу в храм. Для нее, как когда-то для ее мамы, во всей полноте открылась истина, что жизнь человека не заканчивается на земле, а продолжается в вечности. Вскоре исполнились слова лаврского старца, и Наталия ушла в монастырь, а вслед за ней - ее мама Галина.

В начале 1990-х годов Русской Православной Церкви было передано много древних и старинных монастырей. Все они пребывали в плачевном состоянии и требовали много сил и средств для восстановления. В одном из таких монастырей и поселилась Наталия. На плечи первых насельниц этой древней обители легли неженские заботы: надо было расчищать завалы в храмах, восстанавливать монастырские здания и массивные стены, перекидывать массу кирпича при любой погоде. Летом - разрабатывать огороды на целине, вручную косить, ворошить и убирать сено. В ту пору на весь женский монастырь была одна ванна, в которой утром коровам запаривали комбикорм, в обед стирали белье, вечером набирали воду, а сестрам для мытья оставалась только ночь. И в таких нелегких условиях сердца сестер восстанавливающегося из руин древнего монастыря горели любовью к Богу. Все они понимали, что совершают великое дело - Божие дело, и от этого их сопровождала постоянная духовная радость. Как говорят старцы, при открытии или восстановлении монастыря первым насельникам дается большая благодать.

В монастыре у Наталии прошла скорбь по искалеченным ребятам-афганцам, точнее, не прошла, а переросла в молитву. Именно в Боге она нашла утешение и покой душе. Монастырская жизнь била ключом: древняя намоленная обитель, жизнерадостные сестры, ответственные послушания… Кроме того, Наталия обнаружила, что у нее получается выполнять свою работу быстро и качественно и еще успевать помогать другим сестрам. Это было для нее чудесным открытием, ведь часто в монастыре назначают в послушание не то, что ты хорошо умеешь делать, а именно то, чему тебе надо сначала научиться.

Эта была реальная духовная атака: все окружающие пытались уговорить послушницу не возвращаться из больницы в монастырь

Но все же нагрузки, которые приходилось нести молодой послушнице, обострили ее травмы, полученные в мотоклубе, и ей пришлось лечь в больницу. Анализы были неутешительными: травмы постепенно превращались в тяжелое заболевание, при котором человек теряет возможность ходить. «Предрасположенность организма», - вздыхал врач. И в этот момент для Наталии началось настоящее испытание: все врачи и медсестры уговаривали ее покинуть монастырь, рисуя самые мрачные перспективы; звонили родственники, плакали в трубку, умоляли не губить молодость. Эта была реальная духовная атака, когда практически все окружающие люди мрачными перспективами и слезами пытались отвратить человека от избранного пути. Послушница же горячо молилась и просила Бога о помощи. Господь не замедлил откликнуться: приехала мама Наталии, Галина, и первое, что она услышала от своего страждущего ребенка: «Мама, забери меня в монастырь!» Галина забрала дочь обратно в монастырь, где нашлись уже другие врачи, которые действительно помогли Наталии поправить здоровье.

Прошло несколько лет, и Наталия приняла монашеский постриг. Теперь в монастыре стала жить монахиня Феодора. Ее заболевание со временем начало проявляться в некоторой хромоте, но это не было препятствием для ее ревности о Боге: мать Феодора выполняла все свои послушания как образцовый офицер, при этом всегда старалась помочь ближним, в числе первых приходила в храм и неукоснительно исполняла монашеское правило. Когда в патериках пишут о святых монахах, их жизнь кажется недосягаемой. А когда перед глазами есть такой человек, который все написанное исполняет на деле и теорию из житий святых воплощает на практике, становится понятно, что мы можем быть гораздо ближе к Богу, чем нам кажется.

Похоже, за то, что мать Феодора смогла преодолеть большие трудности в начале монашеского пути, Господь даровал ей умение утешать сестер в трудной ситуации. Она всегда старалась ободрить новеньких молодых сестер, всегда у нее в запасе было сладкое утешение для тех, кто начинал падать духом. Угостив человека, она ненавязчиво принималась рассказывать разные интересные истории из жизни старцев, из житий святых, и унывавшая послушница понимала, что ее проблема - не проблема, и после сильной бури ярко светит солнце. Ей было достаточно сказать несколько слов, и человек переставал огорчаться. Даже мама матери Феодоры, принявшая монашеский постриг вслед за дочерью, замечала это и не переставала удивляться, как ее дочь парой слов может ободрить человека. Матери Феодоре было достаточно сказать: «Мы же монахи!» - и монастырская сестра начинала смотреть на проблему совсем под другим углом, избавляясь от парализующего уныния.

Однажды мать Феодора рассказывала про преподобного Досифея, бывшего послушником аввы Дорофея, который своим послушанием достиг святости всего за пять лет и удостоился Царствия Небесного. После рассказа она вздохнула и сказала: «Преподобный Досифей достиг святости за пять лет, а я живу в монастыре много лет, и, видно, далеко мне до святости, раз Господь меня не забирает». В другой раз она говорила монастырским сестрам о том, как к пришел один юноша и стал хвалиться тем, что родился на Покров. На что старец ему ответил: «Родиться на Покров - это не так важно, вот если умереть на Покров - это милость Божия!» Этот рассказ матери Феодоры оказался пророческим: она умерла именно на Покров Пресвятой Богородицы.

В тот год страшный грипп собрал себе большую дань. Но про монахиню Феодору можно сказать смело: ее забрал Господь!

Она отказалась от операции такими словами: «Все суставы не заменишь - Бог терпел и нам велел»

После погребения матери Феодоры сестры стали разбирать ее вещи и в тумбочке обнаружили рентгеновский снимок, на котором отчетливо было видно, что на одной ноге головка бедра совершенно разрушена и кость острыми краями входит в сустав. Сестра, которая знала мать Феодору близко, рассказала, что она отказалась от предложенной операции с такими словами: «Все суставы не заменишь - Бог терпел и нам велел». То есть мать Феодора, будучи доброй к своим ближним, была не просто строга, а безжалостна к себе. Она была настоящей подвижницей! Как сказал хирург, люди с таким диагнозом сидят в инвалидной коляске, если еще могут сидеть. Но Господь, за любовь к Нему и горячее усердие, даровал матери Феодоре силы и Свою благодатную помощь. При таком заболевании, о котором знали лишь единицы, она не только обслуживала себя, но и ревностно несла послушание, помогала ближним! Сестры монастыря, открыв для себя эту тайну, которую мать Феодора тщательно хранила много лет, только и могли промолвить: «Сила Божия в немощи совершается» и «все возможно верующему».

Так Господь показывает нам, что Он стоит у дверей нашего сердца и стучит. Однажды, постучав в сердце юной комсомолки, Он увидел его открытым для Себя и наполнил его Своей благодатью. И далекая от религии советская девушка стала доброй монахиней, которая показала нам святой образец самопожертвования и любви к ближним.

Возрождение церковной жизни в Русской Православной Церкви, которое началось в 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, особенно ярко видно в возрождении монашества. Начиная с этого времени в нашей Церкви восстанавливаются старые и основываются новые обители, множество людей, в основном молодых, поступают в монастыри, желая вдали от мирской суеты работать Единому Богу.

Православный церковный народ твердо знает, что монашеская жизнь – это выражение внутренней сущности и духа христианской жизни. Что православное монашество бережно сохраняет образ жизни и образ мышления апостолов и первых христиан.

О монашеской жизни написано множество книг, которые всегда любил, читал и читает православный народ. Но для людей новоначальных в Церкви можно и нужно дать краткий ответ на вопросы относительно монашества: зачем люди уходят в монастыри, в чем состоит сущность и цель монашества, и какие существуют степени монашеской жизни.

Как пишет в своей книге «Ответ на вопросы о монашестве» и схиигумен Псково-Печерского монастыря Савва: «Монашество – это разумный и свободный подвиг человека, борьба за достижение христианского совершенства». В монашеской жизни со всей полнотой осуществляется заповедь Иисуса Христа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Лк. 9, 23).

Итак, уход в монастырь – не цель, а средство для работы над самим собой, для исправления своего несовершенства. Как пишет схиигумен Савва: «Жизнь монашествующих – это внутренняя сокровенная борьба против мира, плоти и диавола; это тайная работа над собой, над своим сердцем, изгнание из него страстей и пороков».

Монахи берут на себя разные труды и подвиги: воздержание, пост, бдение, девство, целомудрие, нищета, послушание, смирение, терпение неудобств и скорбей, чтобы очистить свой ум, волю и сердце от страстей и привязанностей, заслоняющих Бога в душе человека. Но главное в монашестве – молитва, матерь всех добродетелей. Монахи стараются, насколько это возможно человеку, молиться всегда, на всяком месте, во всех обстоятельствах, непрестанно, помня слова апостола: «Непрестанно молитесь!» (1 Фес. 5, 17). Совершенно ясно, что осуществить это среди мирской суеты практически невозможно. И ради достижения чистой молитвы, непрерывно совершаемой в сердце, человек и идет в монастырь.

Такая духовная жизнь, внутренняя работа над собой, борьба со своими страстями, молитва – это, как пишут святые отцы-подвижники, искусство из искусств и наука из наук. И как при изучении всякой науки, и здесь бывают разные этапы ее изучения и различные степени совершенства.

В монашеском подвиге существуют в основном три состояния или степени. Начальная степень – это приготовление к подвигу – послушничество; вторая – собственно монашество; и третья – высшее исполнения подвига – схимничество.

Монашеский постриг, то есть вступление в монашество и различные степени его Церковь освящает своими молитвами и священнодействиями. Постриг напоминает Таинство Крещения, потому что основное действие при постриге – пострижение волос, что совершается и при Крещении. Так же, как и в Крещении, постригаемому дают новое имя. Как Таинство Крещения рождает в новую благодатную жизнь, так и постриг в монашество вводит человека в совершеннейший образ христианской жизни.

Существует три чина (обряда) пострижения:

  1. в рясофор (или иночество),
  2. в мантию (в малую схиму),
  3. в схиму (в великую схиму).

Постриг в рясофор (или иночество) – самый короткий из них. При этом постригаемый не дает монашеских обетов. После установленных молитв совершается крестообразное пострижение волос постригаемого с наречением нового имени. После этого на него надевают рясу и камилавку. Такой инок называется рясофорным монахом или просто иноком. (Рясофор – это рясоносец.)

В женских монастырях, если постриг в рясофор совершает настоятельница монастыря, то постриженные таким образом послушницы называются рясофорными послушницами, но если совершитель пострига в епископском сане или в сане священства, то постриженные называются уже инокинями.

Постриг в мантию (малую схиму) значительно продолжительней по времени. Сначала постригаемого испытывают многими вопросами, чтобы удостовериться в твердости и добровольности намерения принять подвиг монашества. Отвечая на все вопросы утвердительно, постригаемый этим и дает монашеские обеты:

  1. До смерти сохранять послушание настоятелю и старшей братии, не уходить из монастыря и не оставлять постничества (монашества);
  2. До смерти сохранять нестяжание (нищету), отложить земные попечения и претерпеть всякую скорбь и тесноту монашеского жития ради Царствия Небесного;
  3. До смерти сохранить себя в девстве и целомудрии и благоговении.

Затем постригаемому дают наставления в правилах монашеской жизни, и он клятвенно заверяет исполнить все обеты монашества.

После этого следует обряд крестообразного пострижения власов и наречение нового имени. Затем постригаемый облачается в монашеское одеяние: параман, подрясник (хитон), рясу, пояс, мантию, клобук, сандалии и ему вручаются четки. После чтения молитв и ектений о новопостриженном и чтения Апостола (Еф. 6, 10-17) и Евангелия (Мф. 10, 37-38); 11, 28-30) постригаемому вручаются крест и зажженная свеча.

Постриг в схиму (великую схиму) совершается так же, как и в мантию, только это происходит более торжественно и продолжительно. Этот постриг есть уже образ смерти для земной жизни и предначатие жизни небесной. При постриге в схиму постригаемый получает новое имя и облачается в схимнические одежды: кукуль и аналав.

Ознакомление с монашеской жизнью очень полезно и мирянам – верным чадам Православной Церкви. Это помогает им всегда помнить и сохранять свои обеты, данные в Таинстве Крещения: обеты отрицания от сатаны и веры во Христа, а также сочетания Ему, то есть следования за Ним. Все христиане призваны помнить, что цель христианской жизни, по словам преподобного Серафима Саровского, есть «стяжание (получение) Духа Святого» в сердце человека. Но это невозможно без внимательной жизни и молитвы. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

В чем разница между монахом и иноком, разве это не одно и то же?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Инок – то же, что монах, собственно “одинокий” (инокни), прямой перевод греческого monahos». В Полном церковно-славянском словаре (протоиерея Григория Дьяченко): «Инок – монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать – монашескую жизнь вести». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка (под ред. А.Н. Чудинова. СПб., 1902): «Монах (от monos – один). Инок, чернец, отрекшийся от света». В Пандектах (XI в.) монаха Черной горы (близ Антиохии) Никона Черногорца дается такое определение: «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь». В этом же значении употребляется слово инок в русской литературе. Например, у Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» книга шестая называется «Русский инок». Речь идет об иеросхимонахе старце Зосиме.

Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах . Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний. Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).

Чин пострижения в монашество, как уже было сказано, назван в числе таинств Дионисием Ареопагитом, преподобным Феодором Студитом и другими древне-церковными авторами. В самом тексте чинопоследования он тоже назван таинством. Подобно Крещению, пострижение в монашество является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие; подобно Миропомазанию, оно является печатью избранничества; подобно Браку, оно есть обручение Небесному Жениху - Христу; подобно Священству, оно - посвящение на служение Богу; подобно Евхаристии, оно - соединение со Христом. Как при Крещении, при пострижении человек получает новое имя и ему прощаются все грехи, он отрекается от греховной жизни и произносит обеты верности Христу, сбрасывает с себя мирскую одежду и облачается в новое одеяние. Заново рождаясь, он добровольно становится младенцем, чтобы возрастать "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4:13).

Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество - стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. "Монах есть тот, кто, будучи облечен в материальное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных... Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный... Отречение от мира есть... отвержение естества для получения благ, которые превыше естества... Монах есть тот, кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу... Монах есть непрерывный свет в очах сердца... Свет для монахов - ангелы, а свет для всех людей - монашеская жизнь, поэтому да стараются иноки быть добрым примером во всем" (Иоанн Лествичник).

"Монах" означает "одинокий" (от греч. monos - "один"). На Руси монахов называли "иноками" - от слова "иной", "другой". Монашество есть жизнь необычная, исключительная, к которой призваны немногие; жизнь, всецело и без остатка отдаваемая Богу. Монашеское отречение от мира - это не гнушение красотой мира и радостью жизни, но отказ от страстей и греха, от плотских наслаждений и вожделений - от всего, что было привнесено в жизнь после грехопадения. Цель монашества - возвращение к первоначальному состоянию чистоты и безгрешности, которыми обладали Адам и Ева в раю. Отцы Церкви называли монашество "евангельской жизнью" и "истинной философией". Как философы стремились к совершенству на путях интеллектуального познания, так монах ищет совершенства на путях духовного подвига и подражания Христу.

"Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною", - говорит Христос богатому юноше (Мф. 19:21). "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу ради Меня, тот обретет ее", - говорит Христос Своим ученикам (Мф. 16:24-25). "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня" (Мф. 10:37). В этих словах Спасителя - вся "философия" монашества. Оно для тех, кто хочет быть совершенным, кто хочет следовать за Христом и отдать душу за Него, кто хочет обрести сокровище на небесах. Подобно купцу, который, найдя хорошую жемчужину, готов отказаться от всего своего богатства, чтобы приобрести ее, монах отказывается от всего мира, чтобы приобрести Христа. И жертва окупается, потому что награда велика: "Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и пошли за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: ...Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19:27-29).

Монашество существовало в Церкви, вероятно, с очень раннего времени, однако оно становится массовым в IV веке, когда прекратились гонения на христиан. Если раньше вера была подвигом и жертвой, готовностью на мученичество, то теперь христианство становится государственной религией, и искатели подвигов, жаждущие скорбей и лишений, взыскующие "тесного пути", устремляются в пустыни, чтобы там создать свое "государство в государстве". Прежде бесплодные пустыни Египта, Палестины, Сирии заселяются монахами, превратившими их в города: "В горах явились монастыри, пустыня населена иноками, оставившими свою собственность и записавшимися в число жительствующих на небесах... Монастыри в горах подобны были скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников... Представлялась там как бы особая некая область богочестия и правды. Не было там ни притеснителя, ни притесненного, не было укоризн от сборщика податей; подвижников было много, но у всех одна мысль - подвизаться в добродетели" (Житие преподобного Антония Великого). Вскоре монастыри появились и в городах: в середине VI века в одном Константинополе было 76 монастырей.

Монашество в IV-V веках существовало трех родов - общежительное, пустынножительное и полу-отшельническое. В общежительных монастырях все жили вместе, ежедневно и по нескольку раз в день сходились в храм для богослужения. Отшельники жили каждый по отдельности, и сходились в храм только по воскресеньям ради причащения Святых Тайн. Средний путь - когда жили небольшими группами по два-три человека. "Все житие монашеское содержится в трех устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве, или в том, чтобы безмолвствовать с одним, много - с двумя, или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии. Не уклонись, как говорит Екклесиаст, ни направо, ни налево, но иди путем царским. Средний из этих образов жизни многим приличен" (Иоанн Лествичник). В настоящее время в Русской Церкви существуют по преимуществу общежительные монастыри. На Афоне сохраняются все три типа монашества.

Монашеские обеты сводятся к трем основным: послушания, нестяжания и целомудрия. Послушание - это добровольное отсечение своей воли перед Богом, перед старшими, перед всяким человеком. Монашеское послушание Богу - это вслушивание в Его волю, в Его замысел о человеке, проникнутое безграничным доверием к Богу стремление быть во всем покорным Ему. Многие беды человека - от его стремления всегда все сделать по-своему, перекроить мир, который не таков, как хотелось бы, переделать окружающих людей, которые недостаточно совершенны. А монах с благодарностью принимает все таким, как оно есть: он учится с одинаковой радостью принимать от руки Божьей как утешение, так и скорбь, как здоровье, так и болезнь, как добрых людей, так и злых. Живя так, он приобретает особый ничем не возмущаемый внутренний мир, непрестанную радость о Боге, которую не могут омрачить никакие внешние обстоятельства. "Слава Богу за все", - говорил святитель Иоанн Златоуст, лишенный епископской кафедры, изгнанный из отечества и умиравший на чужбине в тяжких страданиях. Подобно Христу, Который "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:8), монах стремится быть послушным Богу до смерти, до креста.

Нестяжание - добровольная нищета, отказ от всякого земного обладания. Это не значит, что монаху нельзя ничего иметь - никаких вещей или утешений на земле: но это значит, что он ни к чему не должен иметь пристрастия. Внутренне отрекшись от богатства, он обретает евангельскую легкость духа, не будучи ни к чему привязан.

Слово "целомудрие" не является синонимом безбрачия: целомудрие как "целостная мудрость", как жизнь по заповедям Евангелия, как воздержание от сладострастного удовлетворения похотей плоти, необходимо и в браке. Монашеское целомудрие, которое включает в себя безбрачие как один из составляющих элементов, есть всецелая устремленность к Богу, желание сверить каждый поступок, каждый помысел, каждое движение души с духом и буквой Евангелия. Что же касается безбрачия, то оно в контексте монашества есть состояние вышеестественное. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой - Сам Бог.

О монашестве как единении с Богом говорит преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов:

Но если в ком живет Христос,
То как же можно говорить,
Что он один и одинок?
Ведь пребывают со Христом
Сам Бог Отец и Дух Святой.
Так как же будет одинок
Тот, кто с Тремя соединен?..
Кто с Богом, тот не одинок,
Хотя бы он и жил один,
Хотя б в пустыне он сидел
Иль в подземелье пребывал...
Кто через праведную жизнь
Всю келью в небо превратил,
Тот созерцает, сидя в ней,
Творца и неба и земли...
Всегда со Светом он живет
Незаходимым, неземным,
Не отлучаясь от Него
И никогда не отходя -
Ни днем, ни ночью, ни во сне...
Соединятся с Богом те,
Кто в покаянии живет,
Кто, удаляясь от других,
Ведет монашескую жизнь...
Их келья - небо, а они -
Как солнце, ибо в них живет
Незаходимый Божий свет...
Они одни монахи суть,
Уединенные они -
Кто с Ним одни и в Нем одни...

Расхожее представление о монашестве как существовании, лишенном всякой радости, суровом и мрачном, глубоко неверно и основано на полном незнании духа монашества. "У монахов радость... тихая, чистая, именно веселие души добродетельной, - пишет архиепископ Иларион (Троицкий). - Ведь тот угар, то опьянение жизнью, которое принято называть "радостями жизни" - все это нечто мрачное, влекущее за собой пресыщение и болезнь похмелья... Мы, монахи, от радости, от умиления плачем и благодарим Господа... Слезы умиления знает каждый монах и перед этими слезами бедными и жалкими кажутся ему мирские радости... Я сам принял пострижение и думаю, что не придется еще в жизни пережить такой радости, как (в день пострига)... Я был полон радости целых два месяца. Так все ликовало в душе, так радостно было... Не напрасно при постриге постригающий, взяв рясу, говорит: "Брат наш (имя) облачится в одежду веселия и радости духовныя, во отложение и попрание всех печалей и смущений"... Чем дальше от страстей, тем больше радости в сердце. Чистота сердца неразрывно связана с весельем".

Чин монашеского пострижения совершается в храме епископом или настоятелем монастыря. С постригаемого заранее снимают всю одежду и надевают на него длинную белую ризу, в которой он и стоит перед игуменом. Постригаемый произносит обеты и выслушивает поучение игумена, после чего игумен символически постригает ему волосы и облачает в черные монашеские одежды. Вся братия монастыря подходит к новопостриженному монаху, спрашивая: "Как твое имя, брат?". На одну или несколько ночей монах остается в храме, где читает Псалтирь и Евангелие.

Монашество есть жизнь внутренняя и сокровенная, оно есть абсолютное выражение духа христианства как "тесного" пути, ведущего в Царство Небесное. Сосредоточенность на внутренней жизни не означает какого-то эгоизма или отсутствия любви к ближнему. Находясь вне суеты мира, монах не забывает о людях, но в тишине кельи молится за весь мир. "Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели народный хлеб даром, но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру, - пишет преподобный Силуан Афонский. - Монах - молитвенник за весь мир, и в этом его главное дело... Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва, и в этом - польза для всего мира... Преподобный Сергий постом и молитвою помог русскому народу освободиться от татарского ига. Преподобный Серафим мысленно помолился, и Дух Святой сошел на Мотовилова. И это есть дело монахов... Ты, может быть, скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир, а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится... Мир стоит молитвами святых".

Отцы Церкви понимали, что обновление мира и счастье людей зависит не от внешних обстоятельств, а от внутреннего делания. Социальная активность и бурная деятельность тех, кто хотел в разные эпохи принести пользу человечеству, так и не сделали людей счастливее. Подлинное обновление жизни возможно только в духе. Монахи стремятся не улучшать мир, а преображать самих себя, чтобы мир преобразился изнутри. "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся", - говорил преподобный Серафим Саровский.