Свой профессиональный праздник - международный день врача отмечают медики всего мира 2 октября. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как сохранить здоровье и побороть болезни.

1. «В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное. Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс - стресс, и – хлоп... - Язва! Таку возникает или язва - или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается».

2. «Когда мы чем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу.
Нам надо думать о том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большие телесные подвиги».

3. «Одна монахиня мне написала, что страдает и если не сделает операции, то умрет. Я пишу, говоря совершенно противоположное. Та опять пишет, что врач ей сказал: если она не сделает операции, через несколько дней случится прободение и наконец смерть. Я повторяю: «Имей веру, возложи все на Бога, предпочти смерть». Она присылает мне ответ, что болезнь повернула вспять. Видите? Тысячи раз я испытал это. Когда полагаешь перед собой смерть и ожидаешь ее каждое мгновение, она убегает далеко от тебя. Когда боишься смерти, она постоянно тебя преследует».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

4. «Лекарство, чадо моё, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они ещё и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь и мы выбрасываем лекарства...».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

5. «В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас - удобряют, опрыскивают… Подумать только - чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты - все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».

(Преподобный Паисий Святогорец)

6. «Если больше будешь заботиться о духовном здоровье, меньше будешь знать телесных болезней. Не люби лечиться, а люби здоровью учиться».

(Монах Симеон Афонский)

7. «Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги - и увидишь, какую от этого получишь пользу».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

8. «Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби]».

(Преподобный Паисий Святогорец)

9. «Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, - всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца - это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдёт с нами в иной мир».

(Старец Ефрем Филофейский)

10. «Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть. Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду».

(Преподобный Паисий Святогорец)

11. «Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это – наказание Божие за грехи, а здоровье – награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия. Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

12. «Пришел к нам однажды человек, много лет проведший в монашестве, живший в Швейцарии. Так как у него были три серьезные и страшные и к тому же неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние. <…> Итак, я ему сказал, что он сразу выздоровеет, если только поверит, что Бог может его исцелить. <…> …он не оставлял меня и не уходил, но и не хотел поверить. Пока не помог Бог и пока он явно не услышал голос: «Почему ты не хочешь послушаться, чтобы выздороветь?». И так он освободился. Поскольку я просил, чтобы он ел противоположное - то, о чем он говорил, что умрет, если это съест, - и возложил всю надежду на Бога и, оставив знание, последовал вере. И ел вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно всего лишь трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

Подготовила Дарья Малашина-Мазур

Афонские старцы

С древности до наших дней Святая Гора является священным местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, питающим и умиряющим подвижников благочестия.

Здесь непрестанно совершаются высокие аскетические подвиги. На Афоне можно встретить реальное воплощение христианского идеала жизни, ибо святогорские иноки желают стяжать в этой жизни не столько знание о Боге, сколько знание Самого Бога. Среди знаменитых подвижников немало простых, малообразованных в мирском понимании людей, чистотой своей жизни стяжавших благодатные дары Святого Духа и достигших высокого духовного просветления и святости.

В кондаке службы афонским святым о подвижниках Святой Горы говорится: «Онебе- сившие Гopy сию и показавшие в ней житие ангельское». За историю своего христианского существования Святая Афонская Гора взрастила сонмы святых отцов, среди которых препо- добные Петр и Афанасий Афонские, Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсо- каливиты, Нил Мироточивый, святитель Григорий Палама, преподобный Максим Грек, свя- щенномученик Косма Этолийский († 1779), преподобный Никодим Святогорец, грузинский аскет Иларион († 1864), старец Хаджи Георгий (1809–1886).

Многие святогорские иноки-аскеты старались вести себя так, чтобы внешне ничем себя не выражать, не открывать миру своего духовного величия. Искусство смирения и мудрой простоты стоит у святогорцев очень высоко, поэтому большинство афонских свя- тых остаются при жизни неузнанными. Даже преподобный схимонах Силуан (Антонов), один из величайших подвижников ХIХ–XX веков, при жизни оставался малоизвестным, и только после кончины († 1938) его святость была общепризнана. Там же, где и старец Силуан, в Русском монастыре великомученика Пантелеимона, подвизался в XIX веке старец иеросхимонах Иероним (Соломенцев), несший послушание братского духовника при игу- мене-старце схиархимандрите Макарии (Сушкине), который, по свидетельству современ- ников, стал «духовным возобновителем Русика». Среди прославленных русских подвижни- ков преподобный Аристоклий Афонский († 1918), исихаст Феодосий Карульский († 1937) и его ученик старец Никодим († 1984). Не только русские, но и сербские, болгарские, гре- ческие иноки почитали его за дар духовной рассудительности и пользовались его наставле- ниями. С древнейших времен Афон известен как место непрестанной молитвы за мир. «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда и мир погибнет», – говорил cтapeц Силуан Афонский. Бесчисленны сонмы святых подвижников, прославивших Святую Гору своей ангелоподобной жизнью. Память Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, в неделю вторую по Пятидесятнице.

Иосиф, афонский исихаст (+1959):


«Избегай дурных помыслов, как огня. Совершенно не обращай на них внимания, дабы они не укоренились в тебе. Не отчаивайся, ибо Бог велик и прощает согрешающих. Когда погрешаешь, кайся и понуждай самого себя, чтобы не сделать снова того же».


«Добрые дела, милостыня и всё внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование».


«Благодать, когда она действует в душе молящегося, означает, что в это время преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что и сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других».


«Преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир Божий. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придёт конец мира сего».


«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах внутри и вне – внимание . Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам».


«Ум – это питатель души, и всё то благое или лукавое, что он увидит или услышит, опускается в сердце, которое является центром духовных и телесных сил человека».


«Благодеяния, милостыни и внешние добродетели не смягчают сердечного высокомерия. Напротив, мысленные упражнения, боль покаяния и сокрушение смиряют гордый помысел».

Порфирий, афонский старец из скита Кавсокаливия. (1906-1991):


«Истинная любовь вдохновляет нас на жертвы ради ближнего».


«Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви».


«Исповедь для человека – это способ прийти к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви».


«Послушание приносит смирение, смирение – рассуждение, рассуждение – интуицию, интуиция – прозорливость»


«Чтобы изменился человек, нужно, чтобы пришла благодать Божия, но чтобы пришла благодать, нужно смириться».


«Христианин должен избегать мучительной религиозности: как чувства своего превосходства из-за добродетели, так и чувства униженности из-за своей греховности. Одно дело – комплекс, и другое – смирение; меланхолия – это одно, а покаяние – совсем другое».


«Церковь – это тайна. Входящий в церковь не умирает, но спасается и становится вечным».

Паисий (1924 – 1994). Самый известный афонский старец недавнего времени:


«Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кроме покаяния. Покаяние принесёт тебе смирение, смирение принесёт тебе благодать Божию».


«Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своей молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».


«Монах убегает дальше от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит его и, таким образом, молитвою монах помогает ему больше в вещах, которые по-человечески не происходят, но только при Божественном вмешательстве. Так спасает Бог мир».


«Ваше преуспеяние зависит от вас самих. Также и спасение. Никто другой вас спасти не может».


«Благодать Божия – это не бочка, в которой рано или поздно заканчивается вода. Это неисчерпаемый источник».


«Молитва – это кислород, совершенно необходимый для души. Чтобы молитва была услышана Богом, она должна исходить из сердца со смирением, при глубоком ощущении человеком своей греховности. Молитва не от сердца не приносит никакой пользы».


«Главнейшей обязанностью человека является любовь к Богу и затем к своему ближнему. Если мы возлюбим Бога так, как должно, то сохраним все его заповеди. Но если мы не любим ни Бога, ни своих ближних, этого равнодушия Бог не простит нам».

Гавриил (1886 – 1983), игумен монастыря Дионисиат:


«Чистая простота, соединённая со страхом Божиим, приводит человека в блаженное состояние, которое первозданные люди имели в раю прежде преслушания».

Ефрем Святогорец, игумен монастыря преподобного Филофея, архимандрит:


«Сердечная чистота состоит в свободе ума от плохих мыслей, от которых проистекают дурные и страстные чувства».


«Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Кода позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в неё Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к нему молитвы».


«Чадо моё, храни свой ум от плохих мыслей. Тут же, как только они придут, прогоняй их молитвой Иисус-Христовой. Потому что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так удаляется и Дух Святый, когда почувствует смрадный дым постыдных помыслов».


«Как пчёлы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где производится сладкий нектар добродетелей и добрых помыслов».



«Кто молится, просвещается, а кто не молится, помрачается. Молитва – подательница Божественного света».


«Если к нам приближаются уныние, нерадение, лень и тому подобное, то будем молиться со страхом, болью, с большим трезвением ума, и по благодати Божией с нами произойдёт чудо утешения и радости».


«При первых трудностях подвига не разочаровывайтесь. Доброе постигается трудом и болезнью».


«Как невозможно не преткнуться идущему в ночи, так невозможно не грешить ещё не видевшему Божественный свет».

Старец Епифаний (1930-1989), основатель монастыря Благодатной Троицы в Тризине:


«В материальном нам нужно смотреть на тех, кто беднее нас, чтобы нас не одолевало беспокойство, а в духовном будем смотреть на тех, кто более духовен, чем мы, чтобы это служило нам стимулом к подвигу».

Старец Амфилохий (1889-1970):


«Любовь – это то, что придает вкус всем нашим делам и всей нашей жизни»


«Когда сердце наше не имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда, как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей».

На протяжении многих столетий Афон играл важную роль в развитии отечественной духовности и культуры. В чем проявлялось это влияние? Чем интересен Афон нашим современникам? Об этом и многом другом мы беседуем с игуменом Петром (Пиголем). Наш гость не понаслышке многое знает об Афоне. Ведь на протяжении нескольких лет он был насельником Свято-Пантелеимонова монастыря, а затем трудился над открытием Московского Афонского подворья и был его первым настоятелем.

- Отец Петр, расскажите, как начинался Ваш иноческий путь?

До прихода в Церковь я был моряком, ходил в загранплавания, а перед этим у меня были годы срочной службы на Северном флоте. Поэтому мое духовное становление проходило в необычных и даже суровых условиях. Особенности этой жизни повлияли на многие мои решения. Придя из очередного плавания, я отправился в Московскую духовную семинарию. Надо сказать, что я был из совершенно нецерковной среды, и когда меня спрашивали: «Из какой ты епархии?», я даже не совсем понимал, о чем речь идет. Но меня это совершенно не смущало, потому что был большой интерес, большой духовный подъем. Когда я определился с выбором жизненного пути, логично было поступить в Троице-Сергиеву Лавру. Но Господь управил так, что поступил я в Свято-Данилов монастырь, который тогда только открывался. В стенах этой древней обители возрождалась традиция монашеской жизни, которая была совершенно прервана в советские годы. Это было очень интересно. И так получилось, что с самого начала моего монашества мне Богом было определено трудиться на поприще издательской деятельности. Когда стало известно, что рукополагать меня будет Митрополит Питирим (Нечаев), то наместник монастыря архимандрит Тихон (Емельянов) (ныне Митрополит Новосибирский и Бердский) сказал: «Издательским будешь». Ведь Владыка Питирим возглавлял тогда Издательский отдел Московской Патриархии. Эти слова оказались пророческими: где бы я ни нес послушание, всегда занимаюсь, в том числе, и издательской деятельностью. В Даниловом монастыре создавал издательство «Даниловский благовестник» и одноименный журнал. Когда я приехал на Афон, в Свято-Пантелеимоновом монастыре мне сразу же определили послушание в библиотеке, которое также было связано с издательской деятельностью. И на Афонском подворье в Москве я пытался возродить «Душеполезные размышления», которые издавал иеромонах Арсений (Минин). Но получился тогда альманах «К Свету». Затем некоторое время я трудился в Издательстве Московской Патриархии, заведовал там отделом книжной редакции и входил в Издательский Совет. Потом довольно продолжительное время возглавлял информационно-издательский сектор Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. А сейчас являюсь учредителем и главным редактором информационно-издательского центра «К Свету», который имеет свою направленность - основы православной духовно-аскетической культуры. У нас целый ряд научно-просветительских проектов, так или иначе связанных с Афоном. В частности, недавно вышла небольшая книга «Хощу видети во благости избранныя Твоя…». Это слова старца Иеронима Афонского, который на протяжении полувека, с 1836 года до своей кончины в 1885 году, подвизался на Афоне. В течение 45 лет он был духовником и старцем братии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, был также строителем и благоукрасителем обители, организатором и благоустроителем всех сторон ее жизни. В книге приводится мой небольшой очерк о жизни старца, его духовное завещание и, что самое важное, устав общежительного монастыря - главное творение старца Иеронима. Это лучший устав общежительного монастыря, он содержит в себе все принципы святоотеческой духовно-аскетической традиции. Старец в свое время возродил эти традиции, и сегодня этот устав может помочь в деле возрождения российских монастырей.

- Когда Вы впервые посетили Афон?

Когда я был еще студентом Московской Духовной Академии, очень любил лекции архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который занимался книжным наследием Афона. Он организовал работу большой группы ученых из Академии наук СССР, которая работала в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря, занимаясь исследованием и копированием рукописей. Рассказы отца Иннокентия вызывали большой интерес, и у нас образовалась тогда большая группа желающих поехать на Афон и стать ее насельниками. Но это желание исполнилось только лет через пять, когда я уже был игуменом. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1991 году группа из девяти человек, в которую входил и я, оправилась на Святую Гору в качестве насельников Свято-Пантелеимоновой обители. На послушание меня определили в монастырскую библиотеку. И с того времени начался мой духовный и научный интерес к наследию Афона и старцев, а также работа над рукописями, которая впоследствии привела к изданию нескольких книг. В то время библиотека монастыря была в совершенно другом состоянии, чем сегодня. Помещение во многих местах было повреждено, и первое, с чего я начал, полез на крышу и залатал дыры, чтобы вода не попадала на книги. В хранилищах древних рукописей поселились крысы, которые вили себе гнезда, выдергивая страницы из разных книг. Я разорил восемь таких гнезд. Это происходило не потому, что монахам не было дела до библиотеки. Просто исторически сложилось так, что был период некоего запустения. Братии было очень мало, им едва хватало сил на то, чтобы поддерживать в обители хоть какой-то порядок. Сейчас благодаря серьезной финансовой помощи из России созданы все условия для того, чтобы обеспечить сохранность рукописей. В библиотеке установлено хорошее оборудование. Происходит копирование рукописей, которые становятся доступными для широкой научной общественности.

- Что особенно запомнилось Вам из того времени, когда Вы жили на Афоне?

В то время сокровенная традиция монашеского делания была более сокрыта от посторонних глаз, чем сегодня. Но когда я прибыл в эту монашескую республику, то сразу почувствовал, что это особая среда, которая хранит все традиции без искажений. История монашества на Афоне не прерывалась с древности. Я понял, что здесь можно обрести подлинный духовный опыт, стоит только захотеть и приложить усилия. Здесь сохраняется подлинная евангельская святоотеческая закваска. Сразу было понятно, что насельники монастырей - неслучайные люди, знающие, зачем они сюда пришли, что должны делать и к каким ценностям стремиться. Можно было общаться с такими великими старцами, как преподобный Паисий Святогорец, и пользоваться их благодатными наставлениями, и я старался не упускать такой возможности. Афон - это место, где есть множество духовных центров, которые имеют в себе все необходимое для духовного возрастания и спасения. В общей сложности насельником монастыря я был примерно семь лет. Но не так много времени мне было отведено на послушание в библиотеке, хотя это было дело по моему призванию и по душе. Мое назначение на это послушание хорошо восприняли мои учителя, среди которых был профессор Салоникского университета Антоний Тахиаос, статьи которого я использовал при написании своей диссертации. Он воспринял мое назначение в библиотеку с воодушевлением, так как занимался славянскими рукописями и наметил план нашего сотрудничества. Но Господь судил иначе. Через некоторое время меня назначили в Москву представителем Пантелеимоновой обители при Патриархе Московском и всея Руси с конкретной задачей - возродить в Москве Афонское подворье.

- А для чего оно было создано в XIX веке?

 - Афонское подворье в Москве было основано еще в 1879 году по благословению старца Иеронима (Соломенцева). Настоятелем туда был направлен иеромонах Арсений (Минин), который прибыл вначале в Москву со святынями с целью сбора пожертвований для Пантелеимонова монастыря. Но все тогда почувствовали, что, помимо такой миссии, нужно послужить народу Божиему в России. Сначала была создана просто часовня, потом появились уже храм и комплекс зданий. Цель организации подворья - духовное просвещение православного народа России. И плоды были огромными: было издано множество душеполезных книг, распространены афонские святыни. Была издана книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», которая в России переиздавалась множество раз: и до революции, и в наши дни. Наш центр также выпустил научное критическое издание по новообретенной рукописи этой книги. Мы проясняем, что ее автором был ученик старца Иеронима - схиархимандрит Михаил (Козлов). Он принес рукопись в Россию и передал святителю Феофану Затворнику. С его благословения и одобрения Оптинских старцев книга вышла в свет. Эта книга о внутреннем духовном делании и непрестанной Иисусовой молитве является очень полезным душеназидательным чтением. Благодаря деятельности Афонского подворья братия Свято-Пантелеимонова монастыря пополнялась русскими иноками. Они селились также и в скитах, и в кельях. Это составляет понятие «Русский Афон», под которым подразумевают и русские обители Святой Горы, и многочисленную русскую святогорскую монашескую общину, сложившуюся в XIX - начале XX века, с ее добрым внутренним устроением, а также и спасительное духовное влияние Афона в России.

- Чем лично Вас заинтересовал старец Иероним (Соломенцев)?

Интерес у меня многогранный: это и научный интерес к его деятельности как духовного руководителя, интерес к его личности - почему он имел такое большое влияние, интерес к наследию его. В свое время, когда нес послушание в библиотеке монастыря, я разбирал документы XIX века. Отец Иннокентий с группой ученых ведь занимались только древними рукописями. А письма и документы XIX века были собраны отдельно.

В основном они были связаны с жизнью и деятельностью отца Иеронима и отца Макария (Сушкина). В этих рукописях я обрел небольшую записку, где было написано: «Мы бережно собрали и сохранили драгоценные бисеры наших старцев и надеемся, что Господь в будущем воздвигнет делателя, который явит миру их светлый образ». Эта записка коснулась моего сердца, с этого и начался мой личный интерес к деятельности старцев. Эту деятельность продолжил мой преемник - иеромонах Иоаким (Сабельников), мой однокурсник, с которым мы вместе приехали в монастырь. В результате стали выходить книги про старца. Предполагался проект под названием «Великая стража», который включил бы издание трех книг. Но вышел лишь первый том «Жизнь и деятельность старца Иеронима (Соломенцева)». Он сложился на основе копий тех рукописей, которые привез отец Иоаким, когда приезжал в Россию с мощами великомученика Пантелеимона в 2000 году. Благодаря этому изданию многие обратили внимание на духовное наследие старца, началась подлинная научная работа, был издан ряд книг. А благодаря празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне волна интереса усилилась и явила миру много нового из наследия Пантелеимонова монастыря. В нашем центре издали книгу «Старец-духовник иеросхимонах Иероним Афонский», в который вошли сведения о его жизни, учении в систематической форме. Также мы издали книгу «Монах Климент» об ученике старца Иеронима Константине Николаевиче Леонтьеве, который известен как дипломат, писатель, религиозный мыслитель, философ. Последние годы жизни он был под духовным руководством преподобного Амвросия Оптинского и по его благословению пострижен в монашество. Обращение к вере этого мыслителя произошло на Афоне. И его творчество как философа, публициста, религиозного мыслителя во многом связано со Святой Горой. В афонский период были изданы его основные труды - «Византизм и славянство» и другие. Они по духу полностью святоотеческие. В то время эти труды были непопулярны, Леонтьев скорее писал для нас с вами. Но его политические предсказания, к примеру, о революции, полностью исполнились. Интересно, что его размышления как православного духовного политика очень интересны и востребованы сегодня. Он разработал идею византизма - идею великого восточно-православного союза во главе с Россией.

Продолжение следует

Беседовала Марина Шмелева

http://pravpokrov.ru/church_life/?ELEMENT_ID=15476

В мире, где с экранов телевизоров и компьютеров непрерывно идет поток информации о и глобальном терроризме, очень хочется найти надежную опору, поддерживающую стремление к хорошему у любого нормального человека. Многим такую надежду дают Афонские старцы. Эти духовные отцы жизнь свою посвятили спасению человечества от скверны нынешней цивилизации. Иной раз они дают прогнозы на будущее. Причем часть из них уже сбылась. К примеру, предсказания Афонских старцев о развале СССР, сделанные задолго до трагического события, вызвали удивление и недоверие.

Однако сия чаша не минула народы мощной супердержавы. Она канула в Лету. Давайте посмотрим, что благородные отцы говорили о судьбах мира на ближайшее время.

Предварительное замечание

Необходимо отметить невероятный интерес нынешней публики ко всякого рода пророчествам и прогнозам, основанным на ясновидении. Афонские старцы привлекают к себе внимание множества людей. Их словам внимают с трепетом и надеждой. Особенно в последнее время. Ведь политический кризис, отягченный экономическими проблемами, виден уже невооруженным глазом. И не только в странах бывшего СССР. На всей планете отмечается серьезное снижение уровня жизни населения. Это каждый ощущает на своем кошельке, так сказать. К сожалению, этим живейшим интересом к пророчествам Святых мужей некоторые специализированные службы пользуются в своих интересах. Они прикрывают именем Афонских старцев собственные, глубоко политизированные информационные вбросы.

Делается это с целью повлиять на относительно происходящих событий. В данную работу помимо воли включаются другие авторы материалов, желающие привлечь к своим ресурсам публику. Потому отделить плевела от зерен пропаганды достаточно сложно. Читать таковые материалы рекомендуется душой, стараясь вникнуть в их содержание с точки зрения человека, любящего все человечество. А по-иному Афонские старцы, глубоко верующие люди, рассуждать не могут. Им мировоззрение не позволяет.

Предсказания о человечестве и морали

Интересны рассуждения старцев о том, куда идут народы мира под предводительством нынешних лидеров. Паисий Святогорец давно еще говорил, что истинная вера иссякает. Ее попы, продавшиеся превращают в инструмент Они наживаются на прихожанах, а не несут слово Божие страждущим. Придут времена, когда человек не сможет найти убежища от ужасов действительности в Святом Храме. Там ему под видом учения Христа будут внушать дьявольские замыслы, чтобы кинуть несчастного в горнило огненное наживы и войн. Мораль исчезнет как таковая. Всякий грех признают нормой.

Мы с вами видим, что это уже происходит. Ведь мужеложство (Паисий Святогорец именно так выразился) пытаются показать как приемлемое для людей занятие. И делают это не только светские власти некоторых стран. Им потакают священники и руководители конфессий. Афонские старцы много внимания в своих речах уделяют жажде наживы, культивируемой в современном обществе. Это, по их мнению, попытки увести людей от Бога. Ведь, стремясь постоянно получать все больше, не работая, народы предают святые заветы. Людям положено усердно молиться, чтобы Господь защитил их от соблазнов. Нет счастья в обогащении материальном. Идея эта внушается людям, чтобы превратить их в скот. Пусть позабудут о нравственности и совести. Тогда легко будет управлять толпой. Повесь перед ослом морковку, он пойдет, куда пастух укажет.

О конце времен и Армагеддоне

Падение нравов, уход от Бога, обман и сребролюбие - это лишь предтеча более страшных катастроф. Много и с большой болью говорили они о предстоящем Армагеддоне. Государственная власть ослабнет в странах. Они погрузятся в хаос. Некому будет останавливать преступников, наказывать воров и убийц. Да и выращивать зерно, производить продукты люди перестанут, так как отвернутся от Бога. Многие народы погибнут от голода. Нечего будет есть, негде взять хлеба. А о том, что Господь завещал трудиться, не вспомнят. Новые дьявольские веяния поразят церковь. Люди станут слушать батюшек, глаголющих от имени Антихриста.

Пророчества Афонских старцев касались и военных действий. Они даже указывали на знамения, что будут видны всем, предвещающие Армагеддон. Так, Паисий Афонский поведал ученикам, что на Ближнем Востоке случится большая война, в которой станут биться силы света и тьмы. Есть старинное предсказание о том, что Китай пошлет двухсотмиллионную армию на Ближний Восток. Она перейдет через Евфрат. Но до этого река «пересохнет». Старец Паисий учил, что не стоит буквально воспринимать то, что написано несколько сот лет назад. Как только турки перегородят Евфрат, так он и «пересохнет». То есть ниже по течению воды будет намного меньше. Это и есть предвестие Армагеддона. Много людей погибнет в той войне. Нигде нельзя будет укрыться. Лишь истинная станет защитой от гневного пламени этой катастрофы.

Афонские старцы о России

В мире, где власть перейдет к Антихристу и его войску, у верующего человека останется одна надежда. Афонские старцы видели ее в России. Именно в этой стране Господь не будет забыт. Не смогут лживые пророки и священнослужители, продавшиеся Антихристу, поколебать истинную веру этого народа. Именно отсюда придет спасение для всего человечества. Только люди должны усердно молиться, поддерживать один другого. В этом и состоит отличие русских от других народов. Не забудут они никогда, что правда заключена в сострадании. Не смогут многочисленные искусители заставить людей русских бросить братьев своих и погрузиться в эгоистическое сребролюбие. Придет время, и дух народа воспрянет, возмущенный делами Антихриста по всему миру. Воспрянет Русь. А возглавит ее православный Царь.

Многие старцы, переживая о судьбах людских, считали своим долгом помогать верующим. Ведь страдают их сердца и души от лицезрения страшных событий, происходящих повсюду в мире. Так, старец Пансофий Афонский составил специальный молитвослов. В нем собраны тексты, с которыми следует обращаться к Господу за защитой от зла и соблазнов. Только молитвой истинных православных Русь выстоит, говорили старцы. А с нею и весь мир спасется. Но от каждого человека усилия потребуются. Вместе нужно радеть о благословении для Руси. Эта страна Господом назначена для важнейшей миссии. Но без верующих она с ней не справится.

Противоречивые предсказания о Путине

Читая слова, которые приписывают святым мужам о президенте РФ, следует понимать значимость его личности для современного политического процесса. Ведь этот человек уже не один год занимает умы простых граждан во всех странах. Его ругают правительства и СМИ, им восхищается обычный народ (и наоборот). Будто весь мир сосредоточился на этом человеке. Афонские старцы о Путине тоже говорили. Всю известную информацию можно поделить ровно по границе противостояния, хорошо заметной в общественном мнении. Так, Афонский старец Афанасий, как следует из СМИ, предал президента анафеме. Он считал его узурпатором, действующим во вред России. Якобы именно В. В. Путин разжег войну, в которой братья убивают друг друга.

Надо отметить, что анафема Афонских старцев - вещь не совсем реальная. Сами подумайте, разве христианин, искренне, всей душой преданный Господу, станет выпускать в мир агрессию? Не помогает ли он тем самым Антихристу получить власть? К таковым материалам следует относиться с осторожностью. Тем более что есть другие, отличные по содержанию. Так, старец Гавриил Афонский говорил, что В. В. Путин крест на себя взял огромный и тяжкий. Даже если есть у него какие-то ошибки или прегрешения, все Господь простит. Путин - искренний человек, радеющий за Русь и народ. А людям простым следует помогать ему страстной молитвой. Афонский старец Афанасий, несмотря на явное осуждение решений президента РФ, соглашается с ролью обычного человека в спасении России. Он говорил, что все надежды на народ возлагает. Русский люд православный не соврет, не пойдет против совести.

Афонские старцы об Украине

Старец Парфений предостерегал от неискренности Евросоюза. По его мнению, если Украина войдет в него, то будет в этой стране намного хуже, чем в Греции. Войны и беззакония творятся повсюду в мире. Но главное, что грехи содомские приветствуются правителями и государствами. Разве по пути православным с людьми, приветствующими таковые дела? Много стараний выпало на долю украинского народа. Он добр и искренен, не желает никому зла. Потому старцы видят в нем силу великую. Справится Украина со своими проблемами и выйдет победителем. Люди в душе своей Бога почитать станут. Еще старцы говорили о том, что славянским народом следует вместе быть. Однако бесовские силы надолго разделили их. Нужно каждому стремиться к объединению православных. Только в этом их сила. Кто среди украинцев против этого пойдет, тот прислужником Антихриста станет, говорили старцы. И так в мире множество зла. Его преодолеть, выстоять, мир защитить можно только вместе. А украинцы - такой же славянский народ, как русские с белорусами. Надобно им за руки взяться, да против греха объединиться.

Еще старец Парфений от долговой ямы Украину предостерегал. Приводил в пример Кипр, на котором гора Афон расположена. Пока он не присоединился к Евросоюзу, процветающей, крепкой страной был. Разорили Кипр, в бедность народ его погрузили. Ничего хорошего в долгах нет. Сегодня все у тебя есть, а завтра отдать более полученного придется.

Заметим, что есть и иные предсказания Афонских старцев об Украине. В них говорится о победе над Россией. Однако уже и политики признают, что никакой войны между братскими странами нет. Так стоит ли читать пропагандистские материалы? Люди-то в душе прозорливы. Как им поверить в то, что родные против них оружие подняли? Ведь многие семьи разделяет более двадцати лет граница, но сердца нельзя так просто разорвать. А разве любящие станут убивать?

О России и Украине

Знаете, все старцы говорят об одном. Мир постепенно подходит к той границе, где придется людям выбирать, на какую сторону встать. Речь не идет о конфликте, поразившем Украину. Говорили они о душах и вере. Нынче планета объята глобальными процессами. Они затрагивают каждого человека и происходят на многих уровнях: в экономике, политике, духовной сфере. Последняя - самая тонкая и опасная. Потому каждый считал долгом предупредить людей об Антихристе. Придет он на землю в людском обличье. Папа станет его поддерживать. Укажет верующим на него, как на мессию. Погрузит Антихрист человечество в хаос и грех, станет подталкивать к порокам и падению духовности. Все это мы своими глазами наблюдаем. И война эта идет не на полях сражений, а в душах. Кого поддержать, считать праведником и посланцем Господа? Это каждый сам решает, рассудив по совести.

Об этом старцы говорят, что нужно укреплять в себе веру. Необходимо твердо знать, что Господь не оставит того, кто не покривил душой, не соблазнился ни златом, ни удовольствиями бесовскими. Вы спросите, а при чем здесь взаимоотношения России с Украиной? Так на первой линии фронта света с тьмой народы этих стран оказались. Как говорится, каждому по делам воздастся. Никак не иначе. Потому старцы настаивают на молитве искренней, чтобы Господь указал правильный путь. Разве можно брату на брата идти? А ведь именно к этому подталкивают людей прислужники Антихриста. Все со временем станет ясным. Раскаяние тех, кто ошибся, поддался греху, будет жестоким. К миру стремиться следует, Иисусу верить, православие поддерживать. Оно спасет в мировом шторме.

Об Америке и других «партнерах»

Есть пророчества старцев касательно последствий Армагеддона. Говорится, что две трети человечества погибнет в кровавой бойне. Антихрист не захочет отдавать власть свою. Поднимет войско на Русь, которой придется почти в одиночестве сражаться за Господа. Кстати, все уверены, что православный народ выстоит и других спасет. А по окончании этой войны Америка и Япония уйдут под воду. Об этом поведал старец Владислав (Шумов). И Австралия погрузится на дно морское. Ведь именно в этих землях найдет Антихрист себе множество сторонников. Затронет катаклизм и китайские земли. Часть их будет затоплена. Тогда Китай захочет воевать с Россией за территории. А с другой стороны нападет Германия. Но выстоит Русь. Помогут ей люди, что нынче за границами государства проживают. Все в мире, кто русским себя считает, объединятся, чтобы восстановить величие Родины.

О Греции и Турции

Паисий Афонский говорил о большой войне на Ближнем Востоке. По его мнению, Турцию ждут большие проблемы. Ведь Сербию разделили, чтобы угодить этому государству. Мусульманам дали создать свою страну, отдельно от православных. Такая же участь постигнет и Турцию. Ей Евросоюз укажет на необходимость выделить земли для немусульман. пойдет на Грецию, но проиграет. Старец утверждал, что православные одержат победу в этой битве. И Константинополь отдадут Греции. Не потому, что ее армия окажется мощной. Нет, так будет выгодно всем. Русские возьмут город, но уступят его грекам. Ибо так для всего мира будет полезно по политическим мотивам. Туркам же придется бежать. Они отправятся в Месопотамию. Православие со временем станет верой и надеждой большинства народов. Даже китайцы примкнут к нему.

О Третьей мировой войне

Уже говорили об Армагеддоне и еще повторим. Дело в том, что любой слушатель, внимающий пророчествам старцев, понимает их через призму собственного мировоззрения. Потому рекомендуется прослушивать и читать их слова по нескольку раз, пытаясь проникнуть в глубинный смысл. Кстати, некоторые жители Украины восприняли идею о победе народа как предвестие развала России. Так ли это? Разве старцы об этом говорят? Каждый не устает повторять, что в душе правду искать надобно, веру православную укреплять. Дальше пошел в своих советах Иосиф Афонский. Старец говорил людям, чтобы себя изучали. Не на события смотрели, а на собственную роль в них. По совести ли поступаете?

Все в этом мире люди делают. Без поддержки народа никакой правитель власть не удержит. А что внутри у человека? Как ему справиться с дьяволом? Об этом старец подробно говорит в своих изысканиях. Смирение приходит к тому, кто просветления достиг. А оно в самопознании! Коли пойдут люди по этой дороге, то никакой Антихрист с ними не справится. Третья мировая война в душе у каждого происходит. Одни раньше победу одержали, другие еще борются, третьи сдались. И нет в этой войне союзников, кроме истинной веры. А православные люди непобедимы. Ибо они от веры в Господа никогда по-настоящему не отказывались. Вы спросите, когда же наступит эта битва? А разве она уже не идет в наших сердцах? Посмотрите сегодня новости. Себе ответьте, на чьей вы стороне? Смогли выиграть первый бой? Поздравляем!