Опытные туристы и альпинисты знают, что часто только наличие веревки и специального снаряжения может сделать маршрут доступным и относительно безопасным для прохождения. Большинство треккинговых маршрутов во всем мире позволяет передвигаться по ним без использования веревки. Иногда, в опасных местах на маршрутах закрепляют специальные тросы, скобы или перила.

В таких случаях для безопасного передвижения достаточно каски, защитных перчаток, иногда — страховочной системы и усов самостраховки . Это снаряжение было уже рассмотрено в предыдущих статьях.

Но в сложных походах или на восхождениях сильно пересеченный рельеф может потребовать большего количества снаряжения. В первую очередь — это веревка и средства спуска и подъема по ней, а также все необходимое для страховки. В этой статье я хочу рассказать только про самые основные моменты, которые облегчат новичку первые шаги в мире экстремального туризма, особенно если он их делает без детального обучения инструктором. Ведь часто бывает, что туристы сталкиваются с использованием подобных технических средств на коммерческих восхождениях, где один гид/инструктор на несколько человек не имеет возможности провести качественное обучение.

Веревка

В зависимости от возможности использования выделяют два типа - основная и вспомогательная . Основная веревка используется для:

  1. страховки,
  2. провешивания перил,
  3. с ее помощью участники перемещаются в местах со сложным рельефом.

Вспомогательная веревка (репшнур, паракорд) используется для:

  1. организации бивака,
  2. на строительстве переправ,
  3. подстраховки личных вещей и снаряжения,
  4. страховки участников с помощью изготовлении так называемого прусика (узел Прусика),
  5. спасательных работах и в других ситуациях.

Для обоих видов использования лучше применять только сертифицированные изделия, характеристики которых соответствуют или превышают необходимые в каждой ситуации. Это правило должно нерушимо соблюдаться для всех видов применения, связанных с безопасностью участников.

Основная веревка бывает двух видов - динамическая («динамика») и статическая («статика»).

Динамическая веревка изготовлена таким способом, чтобы существенно растягиваться под значительной нагрузкой. Таким образом, достигается плавная амортизация рывка. Изобретение динамической веревки значительно повысило безопасность в мире экстремального спорта. Человек, использующий ее, получает значительно меньшие повреждения в результате сильного срыва, чем при использовании статической веревки.

При этом следует понимать, что у растягивающейся веревки есть и свои минусы при определенных видах использования, в первую очередь, в качестве вертикальных или горизонтальных перил, натяжных переправ, подъеме тяжелого груза. Эффект «резинки» делает эксплуатацию веревки в таких случаях неудобной. К тому же, динамическая веревка - недешевое удовольствие.

В таких случаях незаменима статическая веревка. На коммерческих маршрутах на самые высокие горы мира, например, Эверест, каждый год провешиваются километры веревочных перил. Как правило, из статических веревок. Они удобнее, дешевле, отличаются очень высокой износостойкостью. Веревочные перила также используются при походе на Эльбрус , его наивысшую, западную вершину.

Все виды веревок сейчас имеют прочную износостойкую верхнюю оплетку, а внутри состоят из большого количества прочных волокон. Оплетка делается обычно ярких цветов. Если вам нужно несколько веревок, берите разной окраски, чтобы избежать путаницы. За состоянием веревки нужно тщательно следить, в горах она может получить повреждения в следствии воздействия агрессивных факторов среды и человеческого фактора. Оценить характер повреждения веревки должен инструктор. Новичку лучше сразу отказаться от мысли использовать поврежденную веревку.

На сегодняшний день средний диаметр основной веревки около сантиметра. Такая толщина обеспечивает баланс прочности, износостойкости с одной стороны, и веса, компактности и удобства использования — с другой. В последнее десятилетие наметилась некоторая тенденция к уменьшению диаметра динамических веревок. Тем не менее, одинарная основная веревка редко бывает тоньше 9 мм.

Страховка с помощью веревки

В были рассмотрены моменты, связанные с самостраховкой. На сложном рельефе часто одной только самостраховки бывает недостаточно. Тогда группа делится на связки, в которых участники страхуют друг друга с помощью веревки, будучи связаны ею.

Страховка бывает одновременной и попеременной.

Одновременная страховка применяется на относительно простом, но при этом потенциально опасном рельефе. Самый распространенный пример - передвижение в связке на леднике. Участники передвигаются все одновременно, при этом они связаны между собой веревкой и находятся на безопасном расстоянии друг от друга - в среднем, 15-18м. В случае внезапного падения в трещину одного из связки, он задерживается из-за веса других людей в связке и сопротивления веревки, врезающейся в кромку трещины. Также одновременная страховка широко используется на узких опасных гребнях, где есть возможность закладывать разделяющую участников веревку за выступы рельефа. Иногда для одновременной страховки применяют искусственные точки закрепления веревки, что требует уже более серьезных навыков.

Попеременная страховка применяется там, где одновременное движение участников становится опасным. В таком случае, один из участников продвигается по рельефу, по возможности продевая веревку через точки страховки (если они есть), а другой внимательно его страхует. Как правило, при этом используется страховочное устройство. Страхующий внимательно наблюдает за двигающимся по рельефу партнером по связке, выдает необходимое для свободного движения количество веревки или выбирает слабину.

Страхующий в любой момент должен быть готов принять все меры по задержанию сорвавшегося первого номера.

Это, так называемая « нижняя страховка », поскольку все точки надежного закрепления веревки находятся ниже лезущего. Передвижение с нижней страховкой наиболее рискованно и требует хорошей подготовки.

После того, как первый номер продвинется по рельефу на всю длину веревки либо до удобного/условленного места, он останавливается и организует базовую станцию на надежных точках страховки (крупные камни, зубцы, стационарные крючья или скобы, мобильные точки страховки) и готовится принять второго номера к себе, обеспечив его верхней страховкой.

Верхняя страховка более надежна и менее травматична в силу того, что в случае срыва (при правильной организации процесса) не происходит существенного падения сорвавшегося участника. При этом страхующий может находиться относительно лезущего как вверху (при восхождениях), так и внизу (на тренировках). В этом случае веревка должна проходить через специальное кольцо либо карабин в верхней части маршрута.

Перильная страховка. Перила.

Нужно упомянуть этот очень популярный на коммерческих и спортивных восхождениях вид страховки, считающийся групповым.

Под перилами, как правило, подразумевается закрепленная с обеих сторон (вверху и внизу) веревка, которая, часто, имеет еще и дополнительные точки закрепления по своей длине (особенно это касается горизонтальных или диагональных перил). Такие точки дополнительного закрепления веревки обязательны на перегибах траектории перил.

По перилам обычно передвигаются встегивая в них ус самостраховки с помощью карабина (ссылка) в том случае, если рельеф простой. Если рельеф представляет трудность для лезущего, то для предотвращения проскальзывания вниз используются специальные зажимы. Самым простым и доступным зажимом является узел Прусика (см.

Страховочные устройства

Для надежной попеременной страховки необходимо использование специальных приспособлений. В настоящее время их изобретено великое множество. Тут будут рассмотрены основные типы, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Нужно понимать, что здесь описаны только самые доступные и популярные устройства для использования в походах.

Узел УИАА (UIAА) . Эта аббревиатура расшифровывается как «международная федерация альпинизма». Именно стандарты этой организации берутся за основу при сертификации практически всех приспособлений для экстремальной деятельности. Узел УИАА - это, пожалуй, самый простой способ относительно безопасной страховки. Также его можно применять для спуска по веревке. Все, что нужно для этого - надежный карабин, желательно стальной, круглого сечения (карабин из легкого сплава довольно быстро начнет протираться). Данный узел работает «в две стороны», имеет два положения, в одном из которых веревка легко выдается через карабин, а в другом— оказывает большое сопротивление прохождению через него.

Основное преимущество этого способа страховки - простота.

Недостатков больше. Основной - узел очень сильно закручивает веревку, которая уже после одного прохождения через карабин с узлом делается непригодной для дальнейшего использования без выравнивания. Поэтому, данный способ следует знать скорее «на всякий случай».

« Восьмерка ». Этот тип спусковых устройств очень прост и надежен в использовании. Еще бы! Здесь просто нечему ломаться. Кроме восьмерки необходим также и карабин.

Основные достоинства - легкость, простота, дешевизна. Возможность для большинства конструкций работать со сдвоенной веревкой, с толстой, жесткой или очень загрязненной веревкой, которая может «отказаться сотрудничать» с более нежными устройствами.

Из недостатков - «крутит» веревку, хоть и не так сильно, как узел УИА. Требует повышенной аккуратности в использовании, так как не обладает эффектом самоблокировки. Происходит некий парадокс - устройство, требующее четких навыков и потенциально одно из наиболее опасных, чаще всего оказывается в руках новичков из-за низкой стоимости…

« Стакан ». Технически более продвинутая группа устройств. Так же легки и почти столь же просты по конструкции, как и восьмерки, но при этом с эффектом частичной самоблокировки. Есть много конструкций под двойную веревку. Идеальные устройства? Если бы… Плохо работают с жесткими веревками и веревками увеличенного диаметра…

По схожему со стаканом принципу работает множество самодельных или оригинальных устройств мелкосерийных производителей - всевозможные «букашки», «грибки», «ласточки» и прочие произведения неудержимой инженерной мысли.

Перечисленные выше устройства удобны тем, что могут с одинаковым успехом использоваться как для страховки, так и для спуска по веревке. При этом они обладают малым весом, компактны, дешевы и лучше всего подходят для начинающих. Все же, мне трудно порекомендовать «восьмерку» как первое страховочное устройство для новичка.

Существует целый ряд более громоздких и специализированных устройств, применяющихся в основном в промышленном альпинизме и спелеологии. Они отличаются громоздкостью, значительным весом, высокой стоимостью. Поэтому подходят больше для профессионального использования и в этой статье рассмотрены не будут.

Не могу обойти вниманием еще одно культовое страховочное устройство, которое, впрочем, можно ограниченно применять и для спуска - гри-гри (GriGri) от известного французского производителя снаряжения фирмы Petzl. Со временем принцип работы устройства был с разной степенью успешности заимствован другими производителями.

В первую очередь, устройство пользуется популярностью у скалолазов и альпинистов. Его особенность в полуавтоматическом срабатывании. Действия устройства чем-то похоже на действие инерционных ремней безопасности в автомобиле - если тянуть плавно, веревка (ремень) свободно выдается, но стоит резко дернуть и механизм блокируется. Правда, в использовании устройства есть свои нюансы. Тем не менее, оно существенно повышает безопасность страховки. К сожалению, ограниченность применения, высокая цена (порядка 90$) и потребность в определенных навыках не делает это устройство лучшим выбором для новичка.

Также отдельно стоит упомянуть узел Прусика . Этому гениальному изобретению уже более восьмидесяти лет и, несмотря на существенные успехи техники за это время, он до сих пор широко используется в альпинизме, туризме и других видах экстремальной активности. Этот узел - разновидность удавки - вид схватывающего узла, обладающий ярко выраженным самоблокирующим эффектом (при правильном применении). Позволяет лезущему задержаться при неожиданном срыве. При этом очень прост, почти ничего не весит и занимает места ровно столько же, сколько двухметровый репшнур, из которого его чаще всего и изготавливают.

Полагаю, читателю понятно, что любая информация в любой самой распрекрасной статье - всего лишь пища для размышления. Она не может быть единственным основанием для применения специального снаряжения в экстремальных путешествиях или других обстоятельствах. Настоятельно рекомендую практические занятия в интересующих вас видах экстремальной активности со знающим инструктором. Также имеет смысл проводить потенциально опасные походы под руководством опытного гида или людей, имеющих за плечами необходимые навыки более сложных действий, чем те, которые требуются в данном мероприятии.

Желаю вам увлекательных, насыщенных, но безопасных приключений! Дорогу осилит идущий.

Положение о соревнованиях по технике верёвочного доступа

1. Цели и задачи:
- Профилактика травматизма в промышленном альпинизме .
- Определение лучшего участника с учетом специфики профессии.

Изучение новых приемов работы. *Здоровый образ жизни убрал, ибо ПА это нефига не здорово. Сотри эту фразу в скобках*

Получение богатого опыта в работе на верёвках.
2. Время и место проведения:
Владивостокский морской техникум г. Владивосток

23 февраля 2013 09:00 – 19:00.
24 февраля 2013 10:00 – 18:00
3. Руководство соревнованиями:

Общее руководство организацией и проведением соревнований осуществляет Учебный центр Промальп ДВ г. Владивосток. Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию , утвержденную проводящей организацией. По вопросам организации и проведения соревнований обращаться email: *****@***ru тел. +7*стоит ли оставлять эти данные, или лучше поставить дополнительно мыло и тел главного судьи или организатора, если это будет не одно лицо. Сотри эту надпись в скобках*
4. Участники соревнований:
К участию в соревнованиях допускаются лица, которым исполнилось 18 лет на момент проведения соревнований, не имеющие медицинских противопоказаний, по предъявлению действующего удостоверения (или копии) промышленного альпиниста . Подавшие заявку в отведённый срок и предоставившие план действий в отведённый срок (для дистанции «Спассработы») *нужно поменять это название, на что-то типа «Парная Техника», «Групповая Работа», «Бригадная работа», «Командная работа» или что-то в этом роде, а то мы ограничиваем сами себя спасработами. Удали то что в скобках*


5. Условия проведения:

Некоторые пункты условия могут поменяться в ходе подготовки дистанции
5.1. Соревнования проводятся в соответствии с требованиями ПОТ РМ, действующими ГОСТами, «Временными правилами безопасности в промышленном альпинизме», Code of practice IRATA, а также настоящим Положением. Каждый участник должен иметь 2 независимые друг от друга точки страховки в любой момент времени, соответствующие техническим требованиям.
5.2. Все Участники будут проходить этапы в базовых комплектах снаряжения. Если участник хочет проходить дистанцию в своём комплекте, комплект должен соответствовать всем требованиям и пройти техническую комиссию за 30 минут до старта. На этапах можно будет пользоваться дополнительным снаряжением, но за отдельные штрафные баллы.
5.3. Соревнования проводятся в двух видах личное первенство (техника доступа) и командное (спасработы) *думаю стоит убрать это. Не забудь удалалить то что я написал*
5.4. Соревнования проводятся по штрафной системе.

5.5. Дистанция «Личная техника» состоит из теоретического и практического испытания.
Результат теоретического тестирования будет суммироваться со временем на практической части, и влиять на занятое место на дистанции «Личная техника». Если участник не присутствует на тестировании, то получает максимальный штраф (10 минут).
5.6. Старт участников на дистанции «Личная техника» производится по принудительной жеребьёвке. На дистанции “Спасработы” участники выбирают себе стартовый номер в порядке мест, занятых на дистанции «Личная техника», при равенстве суммы мест, предпочтение отдаётся наивысшему месту. *думаю стоит убрать этот пункт и поставить то что они стартуют согласно проведённой жеребьёвке*

5.7. Соревнования будут проходить в тёплом помещении.

6. Обеспечение безопасности
Ответственность за безопасность дистанций, судейского страховочного снаряжения и выданного личного снаряжения несут организаторы соревнований. Ответственность за безопасность личного снаряжения несут сами участники.
Представители направляющих организаций и члены команд несут персональную ответственность за выполнение правил техники безопасности , соблюдение дисциплины и экологических норм на месте проведения соревнований.

7. Примерная программа соревнований
23 февраля:
9:00-11:00 – Мандатная комиссия.
11:00-11:15 – Открытие. Все не явившиеся снимаются с соревнований.
11:15-11:30 – Тестирование.
11:30-12:00 – Показ трассы.

12:20-12:40 – Приём списка дополнительного снаряжения.

13:00-15:00 – Дистанция «Личная техника».
15:00-15:30 – Перерыв.
15:30-18:00 – Дистанция «Личная техника».
18:30 – Жеребьёвка и показ дистанции «Спасработы».
24 февраля:

10:00-10:30 - Приём плана прохождения дистанции «Спасработы» и списка дополнительного снаряжения.
10:30-14:30 - Дистанция «Спасработы» (команда 2 человека).
17:30- 18:00 - Награждение победителей, закрытие соревнований.
8. Подведение итогов:
По каждой дистанции итоги подводятся отдельно:
8.1. Результат тестирования суммируется со временем дистанции «Личная техника». Победитель определяется по наименьшей сумме времени.
8.2. «Спасработы»: команда -2 человека, победитель определяется по наименьшей сумме времени.
В случае равенства результатов преимущество имеет участник или команда:


С меньшим количеством штрафных баллов

Девушки

Стартующие раньше

9. Награждение победителей:

Призами и дипломами награждаются участники, занявшие 1,2,3 места на дистанции «Личная техника».

Призами и дипломами награждаются команды, занявшие 1,2,3 места на дистанции «Спасработы».

10. Прием заявок:
Для участия в соревнованиях необходимо скачать и заполнить специальную форму с официального сайта учебного центра «Промальп ДВ» http://www. ***** и отослать её на электронную почту *****@***ru, до 10 февраля включительно. Количество заявок на «Личную дистанцию»-60 участников (возможны изменения), на «Спасработы»-30 команд. В заявке необходимо указать: Ф. И.О., г. р., место жительства, спортивный разряд (альпинизм/ скалолазание / спелеология, если есть), номер удостоверение (где и когда получено, где и когда продлено), дистанцию, в которой намерен выступать (Личная техника, Спасработы). Если необходимо проживание, об этом необходимо сообщить до 10 февраля.
11. Финансирование:
Расходы, связанные с организацией и проведением соревнований, награждением победителей, несут организатор соревнований – учебный центр «Промальп ДВ»

Расходы, связанные с участием команд в соревнованиях, несут командирующие организации или сами участники.

на дистанции «Личная техника» -100 рублей с человека,

на дистанции «Спасработы» - 300 рублей с команды.

Для размещения иногородних участников могут быть забронированы номера в гостиница. В предварительной заявке необходимо указать о необходимости предоставления места в гостинице до 10 февраля.

Стоимость места за сутки

2-х местный

5 5 0 руб.

3-х местный

50 0 руб.

4-х местный

4 7 0 руб.

12. Дополнительные сведения: *Этот пункт нужно вставить куда-то выше *

Если участник вовремя не подаёт список дополнительного снаряжения используемого на дистанции «Личная техника» (в письменном виде), то автоматически считается стартующим в базовом комплекте.

На дистанции «Личная Техника», до объявления старта, запрещается проводить любые (кроме распутывания) манипуляции с верёвками и частью полигона, задействованные в дистанции. Разрешается проводить любые манипуляции с базовым комплектом и взятым дополнительным оборудованием. *Может как-то по другому тут написать, не знаю. Сотри то что тут написано в скобках*

Если команда вовремя не подаёт план прохождения дистанции «Спасработы» (в письменном виде), то команда снимается с дистанции. Если команда вовремя не подаёт список дополнительного снаряжения используемого на дистанции «Спасработы» (в письменном виде), то автоматические считается стартующей в базовом комплекте.

На дистанции «Спасработы», до объявления старта, запрещается проводить любые (кроме распутывания) манипуляции с верёвками и частью полигона, задействованные в дистанции. Разрешается проводить любые манипуляции с базовым комплектом и взятым дополнительным оборудованием.

**Тут ещё что-то можно будет дописать, это уже позже, пока не могу представить что там будет ещё**

Этот вид производства работ в основном связан с применением технологий промышленного альпинизма и регламентируется правилами производства работ на высоте. Он подразумевает применение техники верёвочного доступа и требует повышенного внимания к организации безопасности как индивидуальной, так и к системе безопасности, применяемой на объекте.

В качестве основного элемента системы безопасности служат рабочие и страховочные линии (верёвки, имеющие стандарт ГОСТ Р 1891 тип, А или сертификат о типовом одобрении) , закреплённые на независимых анкерных точках (ГОСТ Р ЕН795). Рабочая линия (верёвка) служит для спуска, подъёма и позиционирования. Страховочная линия применяется для страховки с использованием страховочных устройств нескольких возможных типов, но имеющих соответствие стандарту ГОСТ Р ЕН 353–2 и ГОСТ Р ЕН 12841. Для работы могут использоваться несколько разнесённых рабочих линий, позволяющих осуществлять горизонтальные перемещения в зоне производства работ. В этом случае необходимо использование нескольких страховочных линий, обеспечивающих отсутствие опасных маятников в аварийной ситуации (например, обрыва рабочей верёвки).

Привязь (обвязка) должна обеспечивать комфортное пребывание в безопорном пространстве продолжительное время и соответствовать ГОСТ Р ЕН 361. Для работы в течении продолжительного времени с привязью используются рабочие сиденья, которые могут быть как отдельным элементом, так и интегрируемым в привязь.

Для спуска, фиксации на рабочем месте и коротких подъёмов используются спусковые устройства. Некоторые имеют только возможность спуска на верёвке и позиционирования, но не могут выполнять задачу для осуществления подъёма.

Для подъёма по рабочей верёвки потребуется ручной зажим с установленным на нём стременем. Этот элемент снаряжение не требует обязательной сертификации. При подъёме на небольшую высоту можно использовать устройство для спуска. Если подниматься по верёвке необходимо часто и много, используется интегрированный в привязь грудной зажим. Ручной зажим с педалью необходим всегда независимо от того, планируется ли подъём по верёвке или нет (на случай аварийных или не предсказуемых ситуаций).

Для организации крепления рабочих и страховочных линий используются анкерные точки и анкерные стропы с использованием соединительных элементов (карабинов из стальных или алюминиевых сплавов). Ввязывать верёвки за элементы конструкций запрещено.

Для обеспечения безопасности при наличии опасных кромок, через которые проходит или могут проходить верёвки используются протекторы и отклонители различных конструкций. Самый популярный тип протектора - текстильный, использовать который мы рекомендуем с крайней степени осторожностью.

Методический материал, разработанный в качестве учебного пособия для обучения технике верёвочного доступа в Учебном Центре «Промышленный альпинизм».

Методический материал, разработанный в качестве учебного пособия для обучения технике верёвочного доступа в Учебном Центре «Промышленный альпинизм» . Автор: Антон Юрьев (Записки спасателя )

Важно

  • Необходимо постоянно следить, чтобы все карабины были замуфтованы и нагружались по главной оси;
  • Спусковое устройство, установленное на верёвку, должно быть заблокировано всегда, когда свободный конец верёвки не удерживается в руке;
  • Не допускайте попадания волос и свободной одежды в спусковое устройство и другие движущиеся элементы снаряжения;
  • Не допускайте возможность высоких динамических нагрузок (срыва) на ручной и грудной зажимы;
  • Необходимо постоянно следить за правильным положением страховочного устройства;
  • Ус страховочного устройства не должен проходить под рукой;
  • Присоединяя страховочное устройство первым и снимая последним, работник исключает возможность забыть про страховку;

Индивидуальное снаряжение



Усы изготавливаются из динамической верёвки (EN 892 single rope). Ввязываются в брюшную точку обвязки узлами восьмёрка или проводник. На концах узлы баррела, восьмёрка или проводник. Длинные усы должны быть такими, чтобы работник, повиснув на них, мог дотянуться рукой до карабина. Длина короткого уса должна быть такова, чтобы его карабин почти доходил до подбородка.

Устройства

Страховочное устройство ASAP присоединяется к грудной точке, А обвязки работника посредством амортизатора Absorbica или Asap’sorber. К амортизатору ASAP присоединяется карабином OK Triact-Lock .

Спусковое устройство присоединяется к брюшной точке обвязки. Карабин должен располагаться таким образом, чтобы во время спуска защёлка находилась со стороны работника. Ось защёлки должна находиться со стороны спускового устройства.

Ручной зажим присоединяется к длинному усу.

Педаль присоединяется отдельным карабином к карабину ручного зажима. Длина педали выбирается таким образом, чтобы при полностью выпрямленной ноге ручной зажим оказывался непосредственно над грудным.



Установка верёвки в спусковое устройство (СУ)




a) Хранение, транспортировка
b) Блокировка
c) Спуск
d) Положение срабатывания системы антипаник (для ID)
e) Страховка напарника

Спуск по верёвке

Спуск осуществляется путём протравливания верёвки через СУ. Скорость спуска регулируется силой удержания свободного конца верёвки. Во время спуска не отпускайте руку, удерживающую свободный конец верёвки. Для начала спуска переведите рукоятку СУ в положение спуск и плавно нажмите на неё.

Спуск должен быть плавным, без рывков, максимальная скорость - 2 м/с.

При спуске вдоль стены упирайтесь в стену слегка согнутыми в коленях ногами.

Остановка

Для остановки плавно отпустите рукоятку. Чтобы освободить обе руки, переведите рукоятку в положение блокировки. Не отпускайте свободный конец верёвки пока устройство не заблокировано.

Освобождение от зависания на страховочном устройстве

Превышение допустимой скорости спуска приводит к срабатыванию страховочного устройства. В этом случае устройство зафиксируется на верёвке, и окажется нагруженным весом работника.

Действия при зависании на страховочном устройстве во время спуска

  1. Снять вес со страховочного устройства: для этого установить на рабочую верёвку ручной зажим и привстать на педали или приподняться по верёвке на спусковом устройстве;
  2. Разблокировать и приспустить вниз страховочное устройство;
  3. Продолжить действия, прерванные зависанием на страховочном устройстве;

Данный метод применяется для подъёма на короткие расстояния. Для больших расстояний используйте подъём на зажимах.

  1. Разблокировать СУ, если оно заблокировано;
  2. Встать на педали, одновременно выбирая слабину верёвки через СУ. Собственный вес поднимается за счёт ноги, а не за счёт подтягивания на руках. Корпус располагается параллельно верёвке;
  3. Перенести вес на СУ;
  4. Повторять пункты 2–4 до достижения цели;
Для удобства подъёма допускается пропустить верёвку, выходящую из СУ, через карабин или ролик, присоединённый к ручному зажиму.


Присоединение зажимов к верёвке




Техника подъёма

  1. Поднять ручной зажим на веревке настолько высоко насколько возможно, одновременно выполняя уступающее сгибание ноги, вставленной в педаль. Держите ступню ноги под собой;
  2. Встать на педали и подвести грудной зажим к ручному. Собственный вес поднимается за счёт ноги, а не за счёт подтягивания на руках. Корпус располагается параллельно верёвке. При подъёме верёвка должна проскальзывать через грудной зажим без участия работника. Для этого плечевые лямки обвязки должны быть хорошо затянуты, верёвка должна располагаться между ног работника и не цепляться за снаряжение, присоединённое к обвязке. Первые несколько метров подъёма может потребоваться протягивать верёвку через грудной зажим рукой;
  3. Перенести вес на грудной зажим;



  1. Установить на верёвку ручной зажим с педалью;
  2. Открыть кулачок грудного зажима;
  3. Встать на педали, полностью выпрямив ногу;
  4. Установить грудной зажим на верёвку над СУ, перенести вес на грудной зажим;
  5. Снять с верёвки СУ;



  1. Установить на верёвку спусковое устройство ниже грудного зажима, но максимально близко к нему, заблокировать;
  2. Снять с верёвки грудной зажим, перенести вес на спусковое устройство;
  3. Снять с верёвки ручной зажим;



  1. Опустить ручной зажим к грудному;
  2. Слегка привстать на педали, чтобы разгрузить грудной зажим, нажать пальцем на его кулачок;
  3. Сгибая в колене ногу, вставленную в педаль, опускать грудной зажим вниз по верёвке;
  4. Убрать палец с кулачка грудного зажима до того как натянется ус присоединённый к ручному зажиму, перенести вес на грудной зажим;
  5. Повторять указанные действия до достижения цели;



Прохождение оттяжки


Подъём



  1. Подтянуться за оттяжку и выстегнуть первый карабин оттяжки, расположенный выше устройств. Придерживаясь за верёвки, выходящие из оттяжки вниз, плавно сместиться по горизонтали;

  2. Продолжить подъём;

Спуск


Прохождение промежуточного закрепления

Спуск


Подъём

  1. Подняться до ПЗ. Оставить 1–2 см от ручного зажима до узла;






  2. Продолжить подъём;

Прохождение узлов

  1. Переставить ручной зажим выше узла;
  2. Ещё немного подняться на зажимах, чтобы грудной зажим оказался в нескольких сантиметрах от узла;
  3. Установить спусковое устройство на рабочую верёвку ниже грудного зажима, заблокировать;
  4. Привстать на педали, выстегнуть грудной зажим и переставить его выше узла, перенести вес на грудной зажим;
  5. Снять спусковое устройство с рабочей верёвки;
  6. Продолжить подъём;

  1. Спуститься до узла. От узла до спускового устройства должно оставаться несколько сантиметров;
  2. Перейти со спускового устройства на зажимы;
  3. Приспуститься на зажимах к узлу. От узла до грудного зажима должно оставаться несколько сантиметров;
  4. Установить спусковое устройство ниже узла, выбрать слабину, чтобы узел упёрся в устройство, заблокировать;
  5. Привстать на педали, отсоединить от верёвки грудной зажим, плавно перенести вес на спусковое устройство. Ручной зажим должен располагаться так, чтобы не повиснуть на его усе;
  6. Снять ручной зажим;
  7. Продолжить спуск;

  1. Спуститься/подняться до узла;
  2. Создать вторую точку присоединения к страховочной верёвке: завязать узел австрийский проводник и встегнуть в его петлю ус или установить и заблокировать спусковое устройство;
  3. Переставить страховочное устройство через узел;
  4. Снять вторую точку присоединения, созданную в пункте 2;
  5. Продолжить движение;

Переход с одной пары верёвок на другую


Важно!
Во время горизонтального перемещения работник должен быть присоединён к четырём верёвкам: двум рабочим и двум страховочным. Такой способ организации страховки предотвращает падение по траектории маятника при разрушении одной из рабочих верёвок, что могло бы привести к несчастному случаю при столкновении с окружающими объектами или к повреждению движущейся нагруженной верёвки.

Прохождение длинного карема

Подъём











Спуск









  1. Привстать на педали ручного зажима и отсоединить грудной зажим, плавно перенести вес на спусковое устройство. Отсоединить ручной зажим и страховочное устройство с верёвок до ПЗ.

  2. Продолжить спуск;

Работа на разнесённых верёвках

Метод работы на разнесённых верёвках позволяет расширить доступное пространство. Работник использует две пары верёвок: две рабочие, удерживающие его в требуемой позиции, и две
страховочные. Такой способ организации страховки предотвращает падение по траектории маятника при разрушении одной из рабочих верёвок, что могло бы привести к несчастному
случаю при столкновении с окружающими объектами или к повреждению движущейся нагруженной верёвки.

Выдавая или выбирая верёвку через спусковые устройства, работник может перемещаться по горизонтали и вертикали. Использование спусковых устройств аналогично их использованию для
спуска и подъёма.


Если между зоной спуска и точками закрепления верёвок имеются перегибы, при горизонтальном перемещении работника нагруженные верёвки будут смещаться вдоль перегибов, что может
привести к их повреждению. Следует предотвращать смещение верёвок при помощи оттяжек или промежуточных точек закрепления.

Преодоление протектора

Во время подъёма

  1. Подняться к протектору
  2. Снять протектор
  3. Подняться выше места установки протектора
  4. Продолжить движение

Во время спуска

  1. Спуститься к протектору
  2. Отвести веревку от места трения
  3. Снять протектор
  4. Спуститься ниже места установки протектора
  5. Восстановить местоположение протектора на веревке
  6. Продолжить движение

Перемещение по конструкциям при помощи усов с амортизатором рывка

Работник перемещается по конструкциям лазанием. Страховка осуществляется путём последовательной перестановки усов, содержащих амортизатор рывка и присоединённых к точке А на обвязке работника.


При необходимости освободить руки для выполнения каких-либо действий, работник, в дополнение к усу с амортизатором, присоединяется к конструкции усом, соединённым с брюшной
точкой обвязки, и повисает на нём.

Для освобождения рук также можно присоединиться к конструкции в обхват. Ус, обхватывающий конструкцию, соединяется с боковыми точками обвязки или с брюшной точкой. На конструкции ус
располагается выше точек присоединения к обвязке, глубина возможного скольжения уса вдоль конструкции в случае падения не более 0,5 метров. Работник опирается ногами.

Важно:

Перемещение по искусственным точкам опоры в горизонтальном направлении


Перемещение по столбам с помощью петель

Для перемещения используется три петли: одна в качестве опоры для ноги, вторая для удержания веса работника, третья для страховки. На поверхностях с хорошим трением петли крепятся к
столбу при помощи полусхватывающего узла, на скользких - при помощи узла пруссика.
Удерживающая петля присоединяется к брюшной точке обвязки, страховочная - к грудной точке
А. Петля для ноги к обвязке не присоединяется.

Подъём

  1. Встать на ножной петле
  2. Поднять выше по столбу удерживающую и страховочную петли
  3. Повиснуть на удерживающей петле
  4. Поднять выше по столбу ножную петлю
  5. Повторять указанные действия до достижения цели

Спасение пострадавшего при зависании на спусковом устройстве



  1. Необходимо придать пострадавшему по возможности вертикальное положение. Для этого грудная точка обвязки пострадавшего присоединяется скользящим карабином к верёвке над его спусковым устройством (или карабином к карабину его спускового устройства), после чего при необходимости утягиваются плечевые ремни обвязки;


  2. Спуститься на зажимах до натяжения короткого уса. Отсоединить грудной зажим и перенести вес на короткий ус. Отсоединить ручной зажим и своё страховочное устройство;


  3. Осуществить спуск на спусковом устройстве пострадавшего;
Важно!
Использовать верёвки пострадавшего для осуществления спасательной операции разрешается только в том случае, если они и их точки закрепления не были повреждены. Недопустимо
использовать снаряжение, подвергшееся высоким нагрузкам.

Спасение пострадавшего при зависании на грудном зажиме

  1. Подняться к пострадавшему на зажимах, используя его страховочную верёвку в качестве своей рабочей, а его рабочую в качестве своей страховочной. Необходимо оказаться на одном уровне с пострадавшим: при необходимости поднимите выше по верёвке его страховочное устройство, можете переставить ручной зажим выше страховочного устройства пострадавшего;
  2. Присоединить длинный ус к брюшной точке обвязки пострадавшего, после чего переставить страховочное устройство выше его грудного зажима;


  3. Подтянуть грудь пострадавшего к себе и присоединить грудную точку его обвязки карабином к карабину своего спускового устройства. Если длины одного карабина не достаточно для выполнения этого действия, используйте цепочку из двух-трёх карабинов или короткую анкерную петлю (не более 30 см, можно сложить более длинную петлю в несколько раз);

  4. Отсоединить ус пострадавшего от его ручного зажима. Отсоединить от верёвки страховочное устройство пострадавшего;
  5. Присоединить педаль к грудной точке обвязки пострадавшего, пропустить через карабин, присоединённый к ручному зажиму пострадавшего. Педаль отрегулировать таким образом, чтобы её длина была максимальной;

  6. Отсоединить грудной зажим пострадавшего. Максимально выбрать слабину в спусковом устройстве, заблокировать его;

  7. Сгибая в колене ногу, вставленную в педаль, перенести вес на спусковое устройство. Отсоединить от пострадавшего педаль, снять с верёвки ручной зажим;
  8. Пропустить верёвку, выходящую из спускового устройства, через дополнительный карабин для увеличения трения. Осуществить спуск;

Важно!
Использовать верёвки пострадавшего для осуществления спасательной операции разрешается только в том случае, если они и их точки закрепления не были повреждены. Недопустимо использовать снаряжение, подвергшееся высоким нагрузкам.
Программа разработана специалистом верёвочного доступа Антоном Юрьевым для

С 6 мая 2015 года деятельность компаний, предоставляющих услуги промышленного альпинизма (веревочного доступа) кардинально изменилась. Вступили в силу новые правила охраны труда при проведении высотных работ.

Канатный доступ: истоки терминологии

В статье, посвященной , мы останавливались на вопросе происхождения новой терминологии. Истоком стали правовые акты, регулирующие деятельность промышленных альпинистов в Европе и США.

Вольный перевод иностранных терминов привел к появлению в упомянутом нормативном акте понятия «канатный доступ».

Новые требования к охране труда полностью вывели из официального оборота термин «верхолазные работы». В разговорной речи верхолазные работы не упоминались и до этого.

Термины «работы на высоте» и «верхолазные работы» нормативным актом объединены путем поглощения второго понятия первым.

Все работники, выполняющие работы на высоте, поделены на две категории:

  1. Работники, допускаемые к работе на высоте. По смыслу нормы, в эту группу попадают «высотники», применяющие при производстве работ строительные леса, всевозможные подъемники и вышки, подвесные люльки и другие подобные приспособления.
  2. Работники, допускаемые к работе на высоте без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа .

Обратите внимание. Нормативный акт упоминает канатный доступ в контексте применения специальной системы доступа к выполнению высотных работ.

Термин «канатный доступ» не тождественен термину «промышленный альпинизм».

Промышленный альпинизм — это индустрия, разновидность деятельности в сфере строительства.

Система канатного доступа — система индивидуальной защиты о падений. И не более того.

Наша позиция в этом вопросе основана на терминологии ГОСТ Р ЕН 12841 —2012:

Компания «Промальп-Центр» готова выполнить любые работы на высоте, выполняемые с применением систем канатного доступа. Конкретные предложения по выполнению отдельных видов высотных работы находятся на главной странице сайта.

    Похожие записи