Дата рождения: 25 января 1938 года
Дата смерти: 25 июля 1980 года
Место рождения: город Москва

Владимир Высоцкий - великий поэт и актер. Владимир Семенович Высоцкий родился в семье военного 25.01.1938 г. в Москве. Нина Максимовна – мать Владимира – изначально работала переводчиком-референтом (немецкий язык).

Чуть позже устроилась начальником бюро тех. документации. Отец, Семен Владимирович, дослужил до полковника.

Детство будущего артиста прошло в среднестатистической коммунальной квартире столицы. Когда ему исполнилось девять, родители развелись. Владимир остался у отца, который немного позже женился. В этом же году семейство Высоцких отправляется в Восточную Германию к служившему там Высоцкому-младшему. Через два года они вернулись домой, и Владимир идет учиться в школу.

В 1953 юный Высоцкий записывается на драмкружок, руководителем которого был В. Богомолов. Тогда же он пишет свои первые стихи, повествующие о смерти Сталина. Когда в возрасте 17 лет Владимир оканчивает школу, он поступает в инженерно-строительный институт Куйбышева г. Москвы. Однако его обучение составляет всего семестр.

В 1996 г. начинает свое обучение в школе-студии при МХАТе. Спустя 3 года он дебютирует в спектакле «Преступление и наказание». Тогда же снялся в своем первом кинофильме под названием «Сверстницы». С начала обучения знакомится с Изой Жуковой, которую в 1960 берет в жены.

С 1960 Высоцкий работает в драматическом театре им. Пушкина с перерывами. Пишет первые песни. Некоторые изучающие его творчество сходятся во мнении, что самой первой песней, написанной Высоцким, стала «Татуировка» (1961).

В 1964 он всерьез берется за песни и пишет их к различным кинофильмам того времени. Тогда же он и вовсе покинул работу в драматическом театре Пушкина и сменил его на Московский театр драмы и комедии (Таганка).

1967 год стал годом знакомства Владимира с Мариной Влади – актрисой и будущей женой, а уже через год выходит его первая пластинка. В 1969 Влади спасла Высоцкому жизнь, когда у того лопнул сосуд. Он бы мог скончаться у себя дома. Зимой 1970-го года они закрепили свои отношения официально. Главная роль спектакля «Гамлет», который прошел в 1971 на Таганке, по праву досталась В. Высоцкому.

В 1978 он получает присвоенную Министерством культуры высшую категорию вокалиста-солиста эстрады СССР. Почти весь следующий год Высоцкий проводит на гастролях в США. Выступает в Югославии, Венгрии, Франции, Польше и Германии. Тогда же организовали съемки известнейшего советского кинофильма «Место встречи изменить нельзя».

К сожалению, к тому времени здоровье певца уже пошатнулось от перманентной алкогольной и наркотической зависимости. Врачи предостерегали, что такой образ жизни закончится для Высоцкого крайне плачевно, и лечение может быть безуспешным.

Вскоре Владимир переживает клиническую смерть. 16 июля 1980-го состоялся последний концерт советского артиста, а 25 июля того же года он скончался дома в Москве. Вскрытие не было произведено, поэтому точная причина смерти не установлена.

Споры ведутся по сей день. Скорее всего, это была асфиксия или же инфаркт миокарда.

Достижения Владимира Высоцкого:

При жизни Владимира было выпущено 7 пластинок, 1 гигантский диск и в пятнадцать пластинок общего характера были включены его песни. После смерти был также выпущен ряд дисков и кассет. Его песни популярны во Франции, США, Финляндии, Болгарии, Германии и Израиле. Удивительно, но его песни слушают даже в Японии и Корее.
Сыграно около десятка ролей в мире театра и кинематографа. Даже сегодня он один из наиболее почитаемых артистов XX века.
История запечатлела Высоцкого, в первую очередь, как певца, исполняющего свои песни под семиструнную гитару.

Даты из биографии Владимира Высоцкого:

1938 г. – рождение.
1947 г. – родители разводятся. Остается с отцом. Семья временно переезжает в Восточную Германию.
1949 г. – возвращаются в Москву. Владимир идет в первый класс.
1953 г. – написал первые стихи памяти Сталина.
1955 г. – окончил школу. Студент в Московском инженерно-строительном институте Куйбышева.
1956 – уходит учиться в школу при МХАТ.
1959 – спектакль «Преступление и наказание»: дебют.
1960 – начал работать в Московском драм. театре имени Пушкина. Женится на И. Жуковой.
1961 – первая песня (по мнению исследователей) «Татуировка».
1964 – перешел в Московский театр драмы и комедии на Таганке.
1967 – познакомился с М. Влади.
1970 – они поженились.
1978 – Высшая категория вокалиста-солиста эстрады.
1979 – мировые гастроли. Снимается в «Место встречи изменить нельзя».
1980 – дал свой последний концерт. Смерть в Москве.

Интересные факты Владимира Высоцкого:

Был случай, когда ограбили номер Высоцкого в сочинской гостинице. Однако чуть позже воры вернули все вещи, после того как узнали, кому они принадлежат.
Никогда не был диссидентом. Свободно ездил за рубеж, давал там концерты, пользовался необычайным уважением у КГБ и чиновников.

Владимир Высоцкий – человек-легенда. Его песни, исполненные под гитару, звучали во всех советских дворах, он стал символом своего времени. Его творческий путь многогранен и неоднозначен: Высоцкого обожали простые граждане и ненавидели советские власти, из-за чего он не получил многие роли. В театре его то возводили в ранг звезды, то пытались уволить за прогулы и пьянство. Как бы то ни было, произведения барда близки представителям разных общественных слоев, они не утратили актуальности и сегодня.

Все фото 2

Биография

Владимир Семенович родился в 1938 году в столице. Его ранние годы прошли в огромной коммунальной квартире. Мать работала переводчиком, отец был военным. Когда мальчику исполнилось 3 года, началась Великая Отечественная война. Мама была вынуждена уехать с сыном на Урал, отец участвовал в военных действиях.

Когда наступил мир, Володю привезли в Москву. Он пожил в полной семье всего два года: отец с матерью вскоре развелись и разъехались.

В школьном возрасте Владимир попал в послевоенную ГДР, куда его привез отец. Мальчик получил мрачные впечатления от этого затянувшегося путешествия. Его сверстники в московских дворах чувствовали себя гораздо счастливее. В чужой стране будущий бард начал учиться игре на пианино.

Мать Володи быстро устроила личную жизнь. С ее супругом у будущего актера и певца сложились напряженные отношения. Ему была ближе новая семья отца, в которой юноша и поселился в конце 1940-х годов, вернувшись в Москву. Его новым домом стала квартира в Большом Каретном переулке, которому он посвятил одну из своих песен.

Здесь, в самом сердце Москвы, Володя начал общаться с городской молодежью 1950-х. Тогда была в моде дворовая романтика, песни под гитару и посиделки на улице. Именно так начались отношения Высоцкого и его «семиструнной подруги».

В старших классах Владимир посещал драматический кружок, но не собирался посвятить жизнь актерскому искусству. После школы он пошел в институт получать профессию инженера. Решение изменить судьбу было принято неожиданно в новогоднюю ночь 1956 года. Вместе с другом Игорем Кохановским молодой человек работал над чертежами, которые были им нужны для экзаменов. Закончив свой труд, Высоцкий вылил на него банку чернил и заявил, что через шесть месяцев подаст документы в театральный.

Желание юноши сбылось: через полгода он стал студентом МХАТа. На третьем курсе он смог попробовать силы в фильме «Сверстники».

Получив диплом, Владимир Высоцкий долго искал себя. Он менял театры, но нигде не получал удовлетворения от работы. «Свое место» ему удалось отыскать лишь в 1964 году. Он устроился в Театр на Таганке, где проработал всю жизнь. Здесь ему досталось множество драматических ролей: Гамлета, Пугачева, Свидригайлова и других. Актер ездил на гастроли по всей Восточной Европе.

В 1967 году началась карьера Владимира на телевидении. На экраны вышел фильм с ним в главной роли «Вертикаль». Блестящая актерская игра вызвала у поклонников восторг. В 1970-е годы Высоцкого почти не показывали по телевизору: он стал фигурой нон грата для советской власти, и многие привлекательные роли обходили артиста стороной.

По словам Владимира Высоцкого, его кумиром и вдохновителем в карьере барда стал Булат Окуджава. Первые песни актер написал в институтские годы. Он исполнял их под гитару во дворе. Ни сам автор, ни слушатели-соседи не предполагали, как далеко зайдет его творческая карьера.

Началом творческой зрелости стала композиция «Подводная лодка». Сегодня наследие барда – более 600 песен. Его произведения звучали на радио, со сцены концертных залов, в фильмах, где талантливый актер принимал участие. Строки ярких хитов советские граждане знали наизусть.

Концерты барда всегда собирали полные залы. Его произведения были близки представителям разных социальных слоев и разных возрастов. Сегодня их знают и любят, ставят по радио и телевизору.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Высоцкого не менее насыщенная, чем творческий путь. Впервые он связал себя узами брака в 1960 году. Его избранницей стала однокурсница. Семейная идиллия длилась недолго: супруги рассорились, не прожив вместе и года, и Иза уехала из столицы.

Второй женой певца стала Людмила Абрамова. Она родила Высоцкому двух сыновей, но этот брак так же быстро распался. Супруги оформили развод в 1968 году.

Третьей любовью актера стала Марина Влади. Он мечтал познакомиться с актрисой после фильма «Колдунья» с ее участием. Когда встреча произошла, Высоцкий не мог отвести от красавицы глаз на протяжении всего вечера. Свадьба состоялась в 1970 году. С этой женщиной бард прожил 10 лет, она стала его музой и надежной опорой.

Причиной многих проблем в личной жизни и на творческом пути Владимира стала его тяга к спиртному. Из-за алкогольной зависимости страдали почки и сердце, а врачи, чтобы вывести актера из тяжелых состояний, были вынуждены использовать вещества наркотического ряда.

Пагубное пристрастие стало причиной безвременной кончины барда в 1980 году. Он умер во сне и похоронен на Ваганьковском кладбище.

В Москве в семье военнослужащего.

Его мать в первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР, затем работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, гидом в "Интуристе". Отец — военный связист, полковник, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей.

После развода родителей, в 1947 году Владимир переехал жить в новую семью отца и до 1949 года проживал по его месту службы в городе Эберсвальде (Германия).

Вернувшись в Москву, семья поселилась в Большом Каретном переулке, где Владимир поступил в пятый класс школы № 186.

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, которым руководил артист МХАТа Владимир Богомолов.

В 1955 году по настоянию родственников он поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который оставил после первого семестра.

В 1960 году окончил Школу-студию МХАТ, курс Павла Массальского.

Первой его театральной работой стала роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание" (1959).

В 1960-1962 годах Высоцкий работал в Московском театре имени А.С. Пушкина, где сыграл роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке Аксакова, а также еще около 10 ролей, в основном эпизодических.

В 1962-1964 годах он был актером Московского театра миниатюр.

В 1964-1980 годах Владимир Высоцкий работал в труппе Московского театра драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова. Играл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте! ", "Пугачев", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др.

В кино он дебютировал в 1959 году в эпизодической роли студента Пети в фильме режиссера Василия Ордынского "Сверстницы". В начале своей кинокарьеры Высоцкий был занят в основном в эпизодах и ролях второго плана. Он снимался таких фильмах, как "Карьера Димы Горина" (1961), "713-й просит посадку" (1962), "Грешница" (1962), "Наш дом" (1965), "Стряпуха" (1965), "Саша-Сашенька" (1966), "Вертикаль" (1966), "Интервенция" (1968). Сыграл главные роли в картинах "Короткие встречи" (Максим, 1967), "Служили два товарища" (Брусенцов, 1968), "Хозяин тайги" (Рябой, 1968), "Плохой хороший человек" (фон Корен, 1973), "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (Арап, 1976), "Маленькие трагедии" (Дон Гуан, 1979), "Место встречи изменить нельзя" (Жеглов, 1979).

Свое первое стихотворение "Моя клятва", посвященное памяти Иосифа Сталина, Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, в марте 1953 года. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Одними из первых стали песни "49 дней" (1960) о подвиге четырех советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане, и "Татуировка" (1961), положившая начало циклу "блатной" тематики.

Свои первые песни сначала он исполнял в узком кругу, с 1965 года пел со сцены.

Поэтическое и песенное творчество , наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. Песни Высоцкого прозвучали в 32 художественных фильмах.

В 1968 году вышла первая гибкая пластинка Владимира Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", в 1973-1976 годах — четыре авторских миньона, в 1977 году во Франции были выпущены еще три авторских диска.

13 февраля 1978 года приказом министра культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, что явилось официальным признанием Высоцкого "певцом-профессионалом".

Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивалась с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Впервые и в последний раз прижизненно в СССР стихотворение Высоцкого ("Из дорожного дневника") было опубликовано в 1975 году в советском литературно-художественном сборнике "День поэзии".

Всего Владимир Высоцкий написал около 600 песен и стихов.

Во второй половине 1970-х годов он часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. Высоцкий дал более одной тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Последнее выступление артиста состоялось 16 июля 1980 года в подмосковном Калининграде (ныне Королев). 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке — в роли Гамлета.

25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался в Москве. Официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. В день похорон проститься с любимым артистом пришли около 40 тысяч человек. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 1981 году вышел в свет первый стихотворный сборник Высоцкого "Нерв", в 1988 году — сборник "Я, конечно, вернусь…"

В 1986 году Владимиру Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР; в 1987 году была присуждена Государственная премия СССР (посмертно, за участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен).

На могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище установлен памятник скульптора Александра Рукавишникова, открытый 12 октября 1985 года.

У Петровских ворот в Москве 25 июля 1995 года , в день 15-летия со дня смерти поэта, был установлен памятник Высоцкому работы скульптура Геннадия Распопова.

Актеру и певцу были открыты в различных городах России и за рубежом.

Памятник Владимиру Высоцкому работы скульптора Александра Аполлонова был открыт в Крыму в Симферополе.

В 1992 году был создан Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке".

В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы учреждена ежегодная премия Высоцкого "Своя колея". Премия вручается людям, чья жизнь и творчество созвучны темам поэзии Высоцкого.

Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).

О жизни и творчестве актера и поэта снято огромное количество документальных фильмов и телевизионных передач.

1 декабря 2011 года в прокат вышел фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" режиссера Петра Буслова по сценарию сына Высоцкого Никиты.

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая жена — актриса Иза Жукова, вторая — актриса Людмила Абрамова. В этом браке родились двое сыновей: Аркадий (1962 года рождения), ставший сценаристом, и Никита (1964 года рождения), ставший, как и родители, артистом театра и кино. С 1996 года Никита Высоцкий является директором Государственного музея своего отца.

Третья жена Владимира Высоцкого — французская актриса русского происхождения Марина Влади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Высоцкий Владимир Семёнович (1938-1980) – гениальный поэт, живший и творивший в Советском Союзе, киноактёр, автор прозаических произведений; был ведущим актёром в театре на Таганке, исполнял собственные написанные песни на русской семиструнной гитаре. В 1987 году посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Родители

Родился Владимир 25 января 1938 года. Это произошло в 9 ч. 40 мин. утра в Дзержинском районе столицы СССР, на Третьей улице Мещанской находился роддом № 8. Теперь многое поменяло своё название, сейчас это улица Щепкина, а здание родильного дома принадлежит институту МОНИКИ. Но там всё равно есть табличка, что 25 января здесь появился на свет великий человек ─ Владимир Высоцкий.

Его папа, Высоцкий Семён Владимирович, родом был из украинской столицы, города Киева. Он был военным связистом, прошёл Великую Отечественную войну, имел около 20 медалей и орденов, дослужился до звания полковника. Дедушку Высоцкого по отцовской линии тоже звали Владимир Семёнович, родом он был из Бреста и в своё время получил сразу три высших образования – юриста, химика и экономиста. Бабушка поэта, Дарья Алексеевна, работала медсестрой, позднее косметологом, она обожала своего внука Владимира и была страстной поклонницей его творчества.

Мама, Нина Максимовна (девичья фамилия Серёгина), имела диплом Московского института иностранных языков о высшем образовании. Трудилась референтом-переводчиком с немецкого языка, позднее в «Интуристе» гидом.

И отец, и мать намного пережили своего гениального ребёнка. Семён Владимирович умер в 1997 году, Нина Максимовна в 2003.

Семья Высоцких жила в громадной коммуналке, располагавшейся в старом доме на 1-ой Мещанской улице. Через много лет в «Балладе о детстве» поэт напишет о своей первой квартире: «На 38 комнаток всего одна уборная».

Детство

С началом войны папа пошёл на фронт, а маленький Володя с мамой эвакуировались в село Воронцовка возле города Бузулук Оренбургской области. Там они прожили два года и в 1943 вернулись в Москву.

Отец Владимира на фронте познакомился с молодой вдовой Евгенией Лихалатовой, а когда вернулся домой, родители Высоцкого развелись. Мама в скором времени второй раз вышла замуж, но у маленького Володи не заладились отношения с отчимом, а у самой Нины Максимовны из-за занятости на работе совсем не оставалось времени на воспитание сына.

Тогда отец принял решение увезти ребёнка с собой в Германию, куда он был направлен на службу. Володя по родной матери, конечно, скучал, но и мачеха ему очень нравилась. Евгения Степановна по национальности – армянка и, чтобы показать, как уважительно он к ней относится, Владимир принял крещение в армянской апостольской церкви. Он звал её мамой Женей, а женщина практически одна занималась воспитанием пасынка, потому что Семён Владимирович целыми сутками пропадал на службе. В будущем именно она встанет на защиту Володи, когда он решит связать свою судьбу с творчеством, родные мать и отец будут категорически против этого.

Школьное обучение Владимир начинал в московской школе № 273, где отучился два года. Потом обучение проходил в немецком городе Эберсвальде, где служил отец. Тут же он впервые начал осваивать езду на велосипеде и игру на фортепиано. Осенью 1949 года он приехал с отцом и мамой Женей в Москву, где пошёл учиться в среднюю мужскую школу № 186. Он продолжил учёбу в 5-ом классе по месту проживания, а расположились отец и мама Женя на Большом Каретном переулке, о котором он потом напишет свою известнейшую песню. Именно здесь, на доме № 15, будет установлена первая мемориальная доска всенародному кумиру.

Учёба в институтах

Артистические данные проявились в Володе ещё в школьные годы, он занимался в драматическом кружке под руководством актёра МХАТ В. Богомолова. А в подростковом возрасте все вечера Владимир проводил в компаниях дворовой молодёжи, основным развлечением которых в то время было брынчание на гитаре и исполнение душещипательных песен про Колыму, Мурку и Воркуту.

В 1955 году Володя получил аттестат о среднем образовании и по настоянию родителей стал студентом механического факультета в Московском инженерно-строительном институте. Но здесь он не проучился и года. В новогоднюю ночь, когда все студенты отмечали праздник, Володя с другом Кохановским Игорем делал чертежи, без которых не было бы допуска к экзаменам. Когда всё было начерчено, Владимир взял чернила и вылил на ватман с готовым чертежом, сказав при этом: «Хватит. У меня в запасе 6 месяцев, чтобы подготовиться к поступлению в театральный. А это всё – не по мне…» . Он написал в деканат заявление, и его отчислили из учебного заведения по собственному желанию.

Летом 1956 года Володя поступил на актёрское отделение в школу-студию МХАТ. На третьем курсе он впервые сыграл на театральной сцене. Это была учебная постановка «Преступления и наказания», ему досталась роль Порфирия Петровича. На это же время приходится и его первая работа в кино. В картине «Сверстницы» Владимир играл небольшую роль студента Пети.

Театр

Окончив МХАТ, Высоцкий поступил на работу в театр имени Пушкина. Здесь он играл немного, около 10 персонажей, в большей части второстепенных. Самой значительной ролью был Леший в «Аленьком цветочке».

Следующим местом работы Высоцкого стал театр миниатюр, но и тут он не получал особой радости, роли ему давали эпизодические либо и вовсе задействовали в массовках. Многие откровенно посмеивались над его низким голосом с хрипотцой, который впоследствии стал его фирменной штучкой. Здесь актёр проработал менее двух месяцев.

Пытался Владимир пробиться и в театр «Современник». С 1960 по 1964 годы он находился в поиске, пока не попал в театр на Таганке. Отныне два слова «Таганка» и «Высоцкий» будут навсегда связаны между собой неразрывно, здесь он проработает до самой смерти, несмотря на то, что не всегда складывались у него отношения с руководителем театра Юрием Любимовым.

Прошло совсем немного времени, и уже люди шли в театр на Таганке только из-за Высоцкого. Он неистово заводил публику, до стона и изнеможения, так как это могут сделать только величайшие актёры.

Переиграть его невозможно, исполненные им роли так и останутся лучшими навсегда:

Название спектакля Роль Высоцкого В. С.
«Жизнь Галилея» Галилей
«Добрый человек из Сезуана» Второй Бог
«Мать» Власов-отец
«Герой нашего времени» капитан Драгунский
«Пугачёв» Хлопуша
«Гамлет» Гамлет
«Вишнёвый сад» Лопахин
«Преступление и наказание» Свидригайлов

В театре на Таганке у Высоцкого были завистники, но были и настоящие верные друзья –Филатов Лёня, Демидова Алла, Валерий Золотухин. Вместе с коллективом Владимир часто выезжал за границу на гастроли: в Болгарию и Польшу, Венгрию и Германию, Францию и Югославию.

Кино

Особенно любили и продолжают любить зрители роли Высоцкого в кино.

Он сыграл почти в 30-ти кинокартинах, в 6 фильмах пел свои собственные песни, а ещё в 11-ти его песни исполняли другие люди.

В каком году фильм вышел на экраны? Название фильма Роль Высоцкого В. С.
1961 «Карьера Димы Горина» Софрон (монтажник-высотник)
1962 «713-й просит посадку» американский моряк
1963 «Штрафной удар» Юрий Никулин (гимнаст)
1965 «Стряпуха» Андрей Пчёлка
1965 «На завтрашней улице» Пётр Маркин (бригадир)
1967 «Короткие встречи» Максим (геолог)
1967 «Вертикаль» Володя (радист)
1968 «Интервенция» Воронов/Бродский
1968 «Хозяин тайги» Рябой (бригадир сплавщиков)
1968 «Служили два товарища» Брусенцов
1975 «Бегство мистера Мак-кинли» Билл Сигер (певец)
1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Ибрагим Ганнибал
1979 «Маленькие трагедии» Дон Гуан

Ну, и, конечно же, самый знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя», где Владимир блистательно сыграл капитана московской милиции Глеба Жеглова. Режиссёру Станиславу Говорухину было непросто работать с актёром. Владимир не любил вторых дублей, если он уже один раз сыграл, то пронёс всё через себя, уже пережил эти эмоции и повторять их снова не собирался. И партнёров своих заводил так, что те тоже всё отыгрывали с первого дубля.

Песни

Высоцкий написал более 850 поэтических произведений (стихов и песен).

Трудно назвать ту сторону жизни, которую бы он не затрагивал в своём творчестве. Он писал про любовь и политику, юмористические и сатирические стихи, в которых резко критиковал общественный строй, он сочинял баллады, песни-сказки, песни-монологи. Он пел о том, как относятся к жизни простые смертные люди, об их чести и достоинстве, о силе человеческого характера, о тяжестях судьбы.

В советских квартирах в то время стали появляться бобинные магнитофоны, и не было, наверное, ни одной семьи, в которой бы не слушали записи Высоцкого. Его запрещало правительство, а народ делал из Владимира кумира. Особенно задевали душу его «песни на надрыве»:

  • «Про райские яблоки»;
  • «Две судьбы»;
  • «Кони привередливые»;
  • «Жираф»;
  • «Банька по-белому»;
  • «Я не люблю»;
  • «Бег иноходца»;
  • «Парус»;
  • «Охота на волков»;
  • «Песня о друге»;
  • «Большой Каретный»;
  • «Он не вернулся из боя»;
  • «Спасите наши души»;
  • «Корабли».

К сожалению, признали великого поэта уже после его смерти. В 1981 году увидел свет сборник поэтических произведений Высоцкого «Нерв».

Личная жизнь

Со своей первой супругой Изой Жуковой Владимир познакомился в студенческие годы. Они сыграли свадьбу в 1960 году, но совместная жизнь оказалась совсем непродолжительной.

В 1961 году Высоцкий познакомился с самой красивой артисткой Советского Союза, так он описал тогда будущую супругу своему другу. Это была Людмила Абрамова. В их союзе родилось двое сыновей – в 1962 году Аркадий и в 1964 году Никита.

С Людмилой Абрамовой Владимир развёлся в 1968 году. Тем не менее через много лет после его смерти она основала и является хранительницей мемориального музея В. С. Высоцкого.

Его третьей супругой и музой стала Марина Влади, актриса из Франции.

Владимир знал её по фильму «Колдунья», в котором она сыграла в 17 лет. Тогда мужчины всего мира были влюблены в красавицу Марину. Влади также была наслышана об актёре Высоцком и о его песнях от своих французских коллег.

Их встреча состоялась в 1967 году. Марина по работе приехала в Советский Союз, пришла в театр на Таганке, на спектакль «Пугачёв», где так неистово Высоцкий кричал и рвался, закованный в цепи, играя на сцене Хлопушу. Её потрясла эта мощь. После спектакля они первый раз встретились друг с другом в ресторане.

Она уехала в Париж, но непонятная тоска не давала ей покоя, сначала Марина не могла сообразить, отчего так ноет сердце. Когда раздался телефонный звонок, и она услышала на том конце провода голос с хрипотцой, то поняла сразу, почему ей было так плохо. Марина Влади пропала, потому что влюбилась.

Советское руководство было к ним благосклонно и разрешило пожениться в 1970 году. Но у них не хватало времени, чтобы быть счастливыми. Марина постоянно изыскивала какие-то лазейки, чтобы приехать к мужу в СССР. Уехать в Советский Союз на постоянное жительство для неё было невозможно, в Париже у неё жили сыновья от предыдущих браков.

Бесконечные визы и огромные расстояния мучили их, но те дни, когда они были вместе, становились для Володи и Марины настоящим праздником. Омрачало лишь то, что с каждым разом она замечала, как сильно Высоцкий попадает в алкогольную зависимость. Влади постоянно боролась за него, пыталась отвоевать его у этой пагубной привычки. У неё почти получилось: в последний свой приезд в Париж Владимир пообещал ей, что завяжет с этим делом навсегда.

Да, он завязал. Навсегда… 25 июля 1980 года в Париже в квартире Марины раздался телефонный звонок в 4 часа утра. Она сразу почувствовала, что сейчас услышит; на том конце провода сказали: «Володя умер».

Смерть и похороны

Он умер в своей московской квартире во сне. Родные отказались делать вскрытие, поэтому точной причины смерти никто не знает (инфаркт или асфексия).

В стране проходила летняя олимпиада. Было запрещено сообщать о смерти великого поэта и музыканта. На кассовом окошке театра на Таганке повесили небольшой листок бумаги, где написали, что спектакль не состоится, актёр Высоцкий Владимир умер. Ни один человек, купивший билет на спектакль, не сдал его обратно.

Несмотря на то, что о смерти поэта не сообщили ни радио, ни телевидение, узнала вся страна, а на Ваганьковское кладбище, казалось, пришла вся Москва. Народ нёс огромные охапки живых цветов и в палящий июльский день прятал их под зонтиками, чтобы не завяли. Высоцкий искренне любил и жалел простых людей, а они его за это боготворили.

В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни стали народными[источник?] (то есть их знало практически всё население СССР), а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались.

Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну и мир. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы (например, в ранние годы исполнял блатные песни), пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне - всё это и принесло ему широкую популярность.

Детство

Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916-1997), - кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912-2003), - по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 г. пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947-1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано. Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне - «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!..»

Карьера артиста

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186 и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. После первого семестра уходит из института.

С 1956 по 1960 гг. Высоцкий - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем - у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

В 1960-1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном - эпизодических.

Лучшие дня

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.

В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой.

В 1968 году послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“».

В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975).

В 1978 году записывается на ТВ ЧИАССР. В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ».

В 1970-х годах знакомится в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно вместе пели песни и романсы, и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м и этот проект не осуществился.

Вместе с актёрами «Театра на Таганке» ездил с гастролями за границу - в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.

Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»). Дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 года, а целиком выйдет только в 1986 году

Последние дни и смерть

14 июля 1980 года исполняется одна из последних песен «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы» в НИИ Пастера (Москва). Через два дня состоялся последний концерт Владимира Высоцкого в подмосковном Калининграде (ныне г. Королёв).

18 июля 1980 г. Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в «Театре на Таганке», в роли Гамлета - одноимённой постановке по Шекспиру.

25 июля 1980 года, в 4:10 утра, Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. По версии Анатолия Федотова, причиной смерти явился инфаркт миокарда. По версии Станислава Щербакова и Леонида Сульповара - асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств. Тем не менее, истинная причина смерти Высоцкого до сих пор остается неизвестной.

Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьезное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в «Вечерней Москве» 28 июля и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России», для ряда граждан СССР средствами массовой информации были зарубежные радиостанции, оперативно выпустившие в эфир песни Высоцкого, по «Голосу Америки», например, прозвучала «Тот, кто раньше с нею был» ВИДЕО-КЛИП). И тем не менее у театра «На Таганке», где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было. Только над окошком театральной кассы было вывешенное скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет - каждый хранит его у себя как реликвию...

В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от Кремля… Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они - раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошел весь мир, и это, конечно, они затаили.

Из интервью Ю.П.Любимова на «Радио Свобода»

Посмертное признание

В 1981 г. был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, «Нерв». В 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен - присуждена Государственная премия СССР. В 1989 г. Совет Министров СССР поддержал предложение Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности о создании музея Владимира Высоцкого в Москве.

В честь поэта назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij) .

Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким».

Более подробно о Высоцком в филателии - http://v-vysotsky.narod.ru/statji/2003/Filatelija/text.html Марка с изображением Владимира Высоцкого, выпущенная в Экваториальной Гвинее, - в статье Марлены Зимной и Марка Цыбульского "Планета "Владимир Высоцкий"" - http://v-vysotsky.narod.ru/statji/2006/Planeta_Vysotsky/text.html

Музыкальный стиль Высоцкого

Владимир Высоцкий писал песни преимущественно в миноре. Он аккомпанировал себе на семиструнной русской гитаре, часто настраивая её на тон или полтора тона ниже «номинала».

Популярные аккорды Высоцкого (гитара настоена на один тон ниже, до-ля-фа-до-ля-фа-до / C-A-F-C-A-F-C):

Тональность до минор (ранние песни)

Аккорд Лады

Cm (До минор)

D# (Ре уменьшенный)

Fm (Фа минор)

Тональность ля минор

Аккорд Лады

Am (Ля минор)

A (Ля мажор)

Dm (Ре минор)

E7 (Ми 7)

G (Соль мажор)

C (До мажор)

C (До мажор)

Семья и друзья

Родители

* Мать - Нина Максимовна

* Отец - Семён Владимирович

* Мачеха - Евгения Степановна

Жёны

2. Людмила Владимировна Абрамова (25 июля 1965 - 10 февраля 1970, разведены) (два сына: Аркадий (р. 1962), Никита (р. 1964))

Друзья

* Шемякин, Михаил Михайлович

* Давид Карапетян

* Иван Бортник

* Валерий Павлович Янклович

* Лев Кочарян

* Артур Макаров

* Станислав Сергеевич Говорухин

* Всеволод Абдулов

* Туманов, Вадим Иванович

* Игорь Кохановский

* Валерий Золотухин

* Дыховичный Иван

Дискография

Основная статья: Дискография Владимира Высоцкого

1. Алиса в стране чудес

2. Банька по-белому

3. Бегство мистера Мак-Кинли

4. Вес взят!

5. Высоцкий в Париже

6. Затяжной прыжок

7. Иван да Марья

8. История болезни

9. Концерт в ДК «Коммуна» (часть 1)

10. Концерт в ДК «Коммуна» (часть 2)

11. Концерт в ДК «Мир»

12. Концерт в ДК ВАМИ

13. Концерт в Клубе-магазине «Эврика»

14. Концерт в Северодонецке

15. Концерт в Центральном Театре Кукол

16. Концерт в г.Москва

17. Концерт в кафе «Молекула»

18. Концерт в «Энергосетьпроект»

19. Концерт в клубе МВД

20. Концерт в ДСК-3

21. Концерт в НИИ Хирургии

22. Концерт в ДК «Фархад» г.Навои

23. Концерт в НИКИМП

24. Концерты в Казани

25. Купола

26. Лукоморья больше нет

27. Мой Гамлет

28. Не волнуйтесь!

29. Но я не жалею!

30. Памятник

31. Песня о Волге

32. Поговори хоть ты со мной

33. Потеряю истинную веру

34. Путешествие в прошлое

35. Речечка

36. Свой остров

37. Скажи еще спасибо, что - живой!

38. Татуировка

39. Тихорецкая

40. Формулировка

41. Я родом из детства

Фильмография

* 1959 - Сверстницы («Мосфильм», режиссёр В.Ордынский) - студент Петя

* 1961 - Карьера Димы Горина (киностудия им. М. Горького, режиссёры Ф. Довлатян и Л. Мирский) - монтажник-высотник Софрон

* 1962 - 713-й просит посадку («Ленфильм», режиссёр Г.Никулин) - американский моряк

* 1962 - Увольнение на берег («Мосфильм», режиссёр Ф.Миронер) - Пётр, друг Валежникова

* 1963 - Штрафной удар (киностудия им. М.Горького, режиссёр В. Дорман) - гимнаст Юрий Никулин

* 1963 - Живые и мёртвые («Мосфильм», режиссёр А. Столпер) - весёлый солдат

* 1965 - На завтрашней улице («Мосфильм», режиссёр Ф. Филиппов) - бригадир Пётр Маркин

* 1965 - Наш дом («Мосфильм», режиссёр В. Пронин) - радиотехник

* 1965 - Стряпуха («Мосфильм», режиссёр Э. Кеосаян) - Андрей Пчёлка

* 1966 - Я родом из детства («Беларусьфильм», режиссёр В. Туров) - капитан-танкист Володя

* 1966 - Саша-Сашенька («Беларусьфильм», режиссёр В. Четвериков) - актёр

* 1967 - Вертикаль (Одесская киностудия, режиссёры С. Говорухин и Б. Дуров) - Володя

* 1967 - Короткие встречи (Одесская киностудия, режиссёр К. Муратова) - геолог Максим

* 1967 - Война под крышами («Беларусьфильм», режиссёр В. Туров) - полицай

* 1968 - Интервенция («Ленфильм», режиссёр Г. Полока) - Бродский/Воронов

* 1968 - Служили два товарища («Мосфильм», режиссёр Е. Карелов) - Брусенцов

* 1968 - Хозяин тайги («Мосфильм», режиссёр В. Назаров) - бригадир сплавщиков Рябой

* 1969 - Опасные гастроли (Одесская киностудия, режиссёр Г. Юнгвальд-Хилькевич) - Бенгальский (Николай Коваленко)

* 1969 - Белый взрыв (Одесская киностудия, режиссёр С. Говорухин) - капитан

* 1972 - Четвёртый («Мосфильм», режиссёр А. Столпер) - Он

* 1973 - Плохой хороший человек («Ленфильм», режиссёр И. Хейфиц) - фон Корен

* 1974 - Единственная дорога («Мосфильм» и «Филмски студио Титоград» (Югославия), режиссёр В. Павлович) - Солодов

* 1975 - Единственная («Ленфильм», режиссёр И. Хейфиц) - Борис Ильич

* 1975 - Бегство мистера Мак-Кинли («Мосфильм», режиссёр М. Швейцер) - певец Билл Сигер

* 1976 - Сказ про то, как царь Пётр арапа женил («Мосфильм», режиссёр А. Митта) - Ибрагим Ганнибал

* 1977 - Они вдвоём («Мафильм» (Венгрия), режиссёр М. Меcсарош)

* 1979 - Место встречи изменить нельзя (Одесская киностудия, режиссёр С. Говорухин) - капитан Глеб Георгиевич Жеглов

* 1980 - Маленькие трагедии («Мосфильм», режиссёр М. Швейцер) - Дон Гуан

Марк Цыбульский.

Фильмы о Высоцком

* Мне есть что спеть I, II, III. (Moroz Records)

* Я не люблю (реж. Пётр Солдатенков)

* Смерть поэта (реж. Виталий Манский)

"IV. Документальные фильмы и авторские телепередачи, посвящённые жизни и творчеству Владимира Высоцкого" (на данный момент таковых 80) - http://v-vysotsky.narod.ru/FILMOGRAFIJA_VV/4r.html (См.: Марк Цыбульский. "Владимир Высоцкий в кино. Фильмография" - http://v-vysotsky.narod.ru/filmografija_vv.html Фильмография опубликована в кн. М.Цыбульского "Каталоги Высоцкого", Новосибирск, 2007, ИД "Вертикаль"; обновлённые версии этого каталога с 2002 г. публикуются на интернет-сайте "Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи" - http://v-vysotsky.narod.ru/) 78.60.74.109 20:06, 23 декабря 2007 (UTC)

Песни для фильмов

Песни Высоцкого звучали в фильме «Вертикаль». Песни для фильма «Стрелы Робин Гуда» при жизни автора из фильма были изъяты. Впервые они прозвучали в кино уже после смерти Высоцкого, в 1983 году, когда часть из них вошла в фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», а в 1997 году в восстановленную редакцию фильма «Стрелы Робин Гуда». Кроме того, Высоцкий исполнял свои песни в фильмах «Вертикаль», «Я родом из детства», «Война под крышами», «Короткие встречи», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли», «Единственная дорога», «Единственная», «Бегство мистера Мак-Кинли». Ряд песен был написан для кинопроб к фильмам, в которых Высоцкий не снялся - «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина».

В своих интервью Владимир Высоцкий говорил о том, что его песни в фильмы брали неохотно, а большая часть песен для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» была вовсе выброшена и урезана, поэтому Владимир Семёнович считал этот фильм неудачным.

Также Высоцким были написаны песни для фильма-сказки «Иван да Марья» и аудиоспектакля «Алиса в стране чудес», вышедшего на грампластинке.

Список ролей Владимира Высоцкого в «Театре на Таганке»

o Второй бог, муж, Янг Сун - «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, режиссёр Ю. Любимов

o Драгунский капитан, отец Бэлы - «Герой нашего времени» по М. Лермонтову, режиссёр Ю. Любимов

o Поэтическое представление «Антимиры» по А. Вознесенскому, режиссёры Ю. Любимов, П. Фоменко

o Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие. - «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду, режиссёр Ю. Любимов.

o Кульчицкий, Гитлер, Чаплин, Семен Гудзенко - Поэтическое представление по произведениям фронтовых поэтов «Павшие и живые» режиссёры Ю. Любимов, П. Фоменко

* 1966 Галилей - «Жизнь Галилея» Б. Брехта, режиссёр Ю. Любимов.

o Маяковский - Поэтическое представление «Послушайте!» по Вл. Маяковскому, режиссёр Ю. Любимов.

o Хлопуша - «Пугачев» по С. Есенину, режиссёры Ю. Любимов, В. Раевский.

* 1969 Власов - отец - «Мать» по М. Горькому

* 1970 Поэтическое представление «Берегите ваши лица!» по А. Вознесенскому, режиссёры Ю. Любимов, Б. Глаголин. Спектакль прошел всего несколько раз и не был показан широкому зрителю.

* 1971 Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира, режиссёр Ю. Любимов.

* 1975 Солдат - «Пристегните ремни!» по Г. Бакланову, режиссёр Ю. Любимов

* 1976 Лопахин - «Вишневый сад» А. Чехова, режиссёр А. Эфрос

* 1978 Концертное представление «В поисках жанра»

* 1979 Свидригайлов - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому, режиссёры Ю. Любимов, Ю. Погребничко

Книги о Владимире Высоцком

* Крылов А. (составитель). Четыре четверти пути. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С. 286. ISBN 5-278-00081-3

* Демидова А. С. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. - М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. - С. 176.

* Перевозчиков В. К. Живая Жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. - М.: Московский рабочий, 1988. - С. 288. ISBN 5-88197-002-0

* Никулин С. (составитель) Высоцкий на Таганке. - М.: Союзтеатр, 1988. - С. 96.

* Георгиев Л. Владимир Высоцкий. Знакомый и незнакомый.. - М.: Искусство, 1989. - С. 142. ISBN 5-210-00151-2

* Абрамова Л. В., Перевозчиков В. К. Факты его биографии. Людмила Абрамова о Владимире Высоцком. - Россия молодая, 1991. - С. 112. ISBN 5-86646-003-3

* Перевозчиков В. К. Живая Жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Книга третья. - М.: Петит, 1992. - С. 240. ISBN 5-87512-012-6

* Ольбрыхский Д. Поминая Владимира Высоцкого. - М.: Вахазар, 1992. - С. 91. ISBN 5-88190-004-9

* Эпштейн А.С. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда?; Библиографический справочник. (1960-1990 гг.). - Харьков: «Студия Л» совместно с Харьковским центром «Прогресс», 1992. - С. 400. ISBN 5-87258-006-1

* Канчуков Е. Приближение к Высоцкому. - М.: Культура, 1997. - С. 366. ISBN 5-8334-0066-X

* Осипова Л. Маршрут № В. По Москве Владимира Высоцкого и его литературных героев. - М.: Москва, 1997. - С. 80.

* Зубрилина С.Н. Владимир Высоцкий: страницы биографии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - С. 352. ISBN 5-222-00350-7

* Солдатенков П. Я. Владимир Высоцкий. - Смоленск: Русич, 1999. - С. 480. ISBN 5-7390-0594-9 (Олимп), ISBN 5-88590-938-5

* Утевский А. Б. На Большом Каретном. - М.: Полиграфресурсы, 1999. - С. 161. ISBN 5-87548-091-2

* Петраков А., Терентьев О. Театральный роман Владимира Высоцкого. - М.: Москва, 2000. - С. 276.

* Перевозчиков В. К. Владимир Высоцкий: Правда смертного часа; Посмертная Судьба. - М.: Политбюро, 2000. - С. 208. ISBN 5-89756-035-8

* Терентьев О. Л. (литературная запись) ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: Монологи со сцены. - М., Харьков: АСТ, Фолио, 2000. - С. 431. ISBN 5-89756-035-8

* Рязанов К. П. Высоцкий в Троицке. Вокруг «неизвестного» выступления. - Троицк: Студия «Вагант» - Фонд «Байтик», 2002. - С. 342. ISBN 5-88673-013-3

* Рязанов Э. А. Четыре вечера с Владимиром Высоцким. - М.: Вагриус, 2004. - С. 304. ISBN 5-475-00020-4

* Цыбульский М. Жизнь и Путешествия В. Высоцкого. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 640. ISBN 5-222-04826-8

* Карапетян Д. Владимир Высоцкий. Между словом и славой. Воспоминания. - М.: Захаров, 2005. - С. 304. ISBN 5-8159-0245-4

* Перевозчиков В. К. Неизвестный Высоцкий. - М.: Вагриус, 2005. - С. 304. ISBN 5-9697-0014-2

* Высоцкая И. A. Мой брат Высоцкий. У истоков. - М.: Ризалт, 2005. - С. 151. ISBN 5-88972-005-8

* Макарова, Б. А. Литература. Высоцкий в школе: Материалы к урокам и внеклассной работе:5-11 классы. - М.: НЦ ЭНАС, 2005. - С. 126. ISBN 5-93196-319-7

* Влади М. Владимир, или Прерванный полет. - М.: АСТ, 2005. - С. 288. ISBN 5-17-023892-4

* Новиков В. И. Высоцкий. - М.: Молодая гвардия, 2005. - С. 416. ISBN 5-235-02922-4

* Высоцкая И. Короткое счастье на всю жизнь. - М.: Молодая гвардия, 2005. - С. 182. ISBN 5-235-02855-4

* Ханчин В. Когда я отпою и отыграю.... - Самара: Кредо, 2005. - С. 144. ISBN 5-8661-035-0

* Перевозчиков В. К Ну здравствуй, это я!. - М.: Вагриус, 2006. - С. 304. ISBN 5-9697-0221-8

* Корман Я.И Владимир Высоцкий: ключ к подтексту. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 381. ISBN 5-222-08088-9

Литературные издания

* Владимир Высоцкий, Песни и Стихи, Нью Йорк: Литературное Зарубежье,1981

* Высоцкий В. Нерв. М.: Современник, 1981.

Библиография

* Новиков В. Высоцкий. М.: МГ., 2002.

* Влади М. Владимир, или Прерванный полет. М.: Прогресс, 1989.

* Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1997. - Вып. 1.

* Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1998. - Вып. 2.

* Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1999. - Вып. 3 (два тома).

* Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2000. - Вып. 4 (два тома).

Памятники В. Высоцкому

* бронзовый памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в Москве

* памятник Владимиру Высоцкому в болгарском городе Выршец

* памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади в Екатеринбурге (в Екатеринбурге также есть улица Владимира Высоцкого - единственная, переименованная посредством референдума, в 1991 г.)

* памятник в Подгорице - столице Черногории

* памятник в Новосибирске возле театра «Глобус» (бывший ТЮЗ)

* памятник в Калининграде в Центральном парке

Очень подробная и точная информация о памятниках, памятных досках, улицах, кораблях, географических объектах собрана в статье Марка Цыбульского "Памяти Высоцкого" - http://v-vysotsky.narod.ru/statji/2002/Pamiati_Vysotskogo/text.html 78.60.74.109 20:20, 23 декабря 2007 (UTC)

Источники

1. «Alyosha Dimitrievich - Russian Gypsy chanson performer»(англ.)(русск.) на сайте barynya.com

2. http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/09/30/20070930012736330.html интервью Ю.П.Любимова на «Радио Свобода»

3. Высоцкий на Таганке / Ласкина Н. Б. (редактор). - М.: Союзтеатр, 1988. - с. 95. Также смотри в разделе Ссылки «В. Высоцкий на сайте Театра на Таганке».