Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Тема: «С чего начинается Родина»

Тип урока: изучение нового материала

ЦЕЛЬ: формирование чувства гордости за свою Родину

ЗАДАЧИ:

    Развитие чувства любви к Родине, способности к гражданскому действию (гражданской активности), ответственности и гордости за достижения Родины;

    Формирование коммуникативных способностей, умений вести диалог, работать в группе и коллективе;

    Воспитание интереса к изучению истории страны, чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.

Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека

Образовательные ресурсы : 1.Основы религиозных культур и светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений\ А. И. Шемшурина. -М.: Просвещение, 2015. 2. Раздаточный материал-информационные карточки

3. Фотографии родного города 4. Видеофильм о Семикаракорске

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Предметные:

    Умение давать определение новым понятиям;

    Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «ОРКСЭ», к школе.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

воспринимать смысл познавательного текста;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Организационная структура урока:

I Психологический настрой, эмоциональное вхождение в урок.

Цель: включение учащихся в работу

1. Упражнение-энергизатор:

У: - Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.

У: - Поднимите руку те, кому нравится общаться с одноклассниками.

2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)

Приветствие учителя «Рисунок счастья»:

Хочется счастья вам пожелать,

Самое главное – не унывать!

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Самого светлого и прекрасного!

У: - Ребята, скажите своими словами, чего я вам пожелала?

Д: - Счастья, веселья, удачи, здоровья, мира, добра и красоты.

У: - Для чего люди желают друг другу много добра?

Д: - Чтобы было приятно, для создания хорошего настроения, чтобы успешно проходили дела.

У: - Наше настроение влияет на здоровье и успеваемость?

У: - Пусть наш урок будет успешным для каждого из нас! Желаю всем плодотворно потрудиться. Вместе восхитимся вашими глубокими знаниями по теме урока, вытащив из тайников вашей памяти все самое ценное. Не забывайте относиться друг к другу по-доброму, мыслите, работайте активно, творите прекрасное. Итак, начинаем наш урок, открываем знания вместе.

II Самоконструкция – составление прогноза по опорным словам. Открытие нового знания.

Цель: активизация знаний и представлений учащихся по изучаемой теме;

определение и формулирование учащимися темы урока

Просмотр видеофильма «Лучший город Земли» (http://bojcko.ucoz.ru/index/moj_gorod/0-5)

У: - Какие мысли у вас возникли при просмотре видеофильма?

Ответы детей.

У: - Назовите «рассыпанное» слово (на слайде: ОНАРИД ).

О чем пойдет речь на уроке?

Определение темы урока «С чего начинается Родина …»

У: - Как бы вы ответили на вопрос: с чего начинается Родина?

Эмоциональный отклик, отношение к теме урока:

У: - Что вы уже знаете об этой теме? Подберите слова на тему Родины.

У: - Какими словами вы можете передать свои чувства к Родине?

(на слайде: радость, тревога, восторг, вдохновение, восхищение, гордость, боль )

Ответы детей.

У: - Эти тонкие оттенки чувства передают ваше восприятие Родины в воспоминаниях, историях семьи, личном отношении к жизни. Эти сложные чувства особенно значимы, и вы будете возвращаться к ним в течение всей своей жизни.

III Ознакомление с новым материалом, сравнение с прогнозом.

Цель: совместная поисковая деятельность учителя и учащихся;

создание проблемной ситуации, её исследование и формулирование вывода по теме урока

У: - Произнесем слово «Родина» вслух и почувствуем в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

У: - Подберите к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

Р - родная, раздольная и др.

О – огромная, очаровательная и др.

Д – добрая, дорогая и др.

И – интересная, известная и др.

Н – наилучшая, необъятная, незаменимая и др.

А – активная и др.

У: - Послушаем вместе песнюВениамина Баснера на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина…» и подумаем об ответе на вопрос.

У: - Какие картины всплывали в вашей памяти при прослушивании песни? Почему разные?

Д: - В стране живут разные люди. У каждого человека свои чувства, своя маленькая родина.

У: - Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Д: - Все мы – россияне!

У: - Наша страна огромная, и люди проживают самые разные. У каждого из нас свои воспоминания о детстве, о родном доме. Но всех объединяет Родина и неразрывная связь с ней. С домашнего порога и колыбельной песни, которую пела вам мать, начинается эта связь, крепнет и расширяется в течение жизни.

Физкультминутка

У: - Предлагаю сбросить напряжение и выполнить упражнение «Гора с плеч».

Выполняется стоя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

«Концентрация на медитативном дыхании» (дыхательная техника)

У: - Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: “Я чувствую свой вдох... чувствую выдох...”

IV Совершенствование изученного: самостоятельное применение и использование полученных знаний

Цель: формирование умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях

Мнение «Для любимой Родины».

У: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Работа с пословицами (работа в парах). Игра «Соедини начало и конец».

1. Одна у человека мать своя сторона.

2. Родная сторона – мать, одна у него и Родина.

3. Всякому мила, чужая – мачеха.

У: - Как понимаете смысл данных пословиц?

Ответы детей.

Работа по учебнику – с. 142.

У: - Обратимся к вековому опыту. Выберите высказывание великих людей о Родине, близкое вам по смыслу, обоснуйте его, используя прием творческого опроса «ПОПС-формула» (П - позиция, О - обоснование, П - пример, С - следствие).

Цель: учить лаконичности и развитию навыков логического мышления.

Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:

П - "Я считаю, что…"

О - "Потому что…"

П - " Я могу доказать это на примере..."

С - "Поэтому я делаю вывод, что…"

У: - Родина начинается с семьи. Связываете ли вы свое отношение к Родине с семьей? Как?

Ответы детей.

У: - Постараемся выработать советы себе, чтобы способствовать общему ладу в семье. Чего бы вы хотели достигнуть в семье? Приглашаю поработать в творческих мастерских. Самостоятельно выберите себе место работы в группе.

Работа в творческих мастерских:

Деконструкция – социализация.

1 группа – выработать правила для себя «Чтобы предотвращать ссоры»

2 группа - выработать правила для себя «Чтобы не было крика»

(выбор правил из предложенных вариантов)

3 группа - выработать правила для себя « Чтобы нравилось быть дома »

(выбор правил из предложенных вариантов)

V Демонстрация выполненной работы

Цель: обобщение изученного

Реконструкция – афиширование работы 1 группы:

Чтобы предотвращать ссоры:

- Умейте прощать;

- Признавайте ошибки и прощайте;

- Идите на компромисс;

- Избегайте оскорблений;

- Старайтесь оставаться спокойными;

- Говорите по одному;

- Воспринимайте критику спокойно;

- Не копите внутри себя раздражение и не таите обиду;

- Не «рубите сгоряча»;

- Не поддавайтесь, если вас провоцируют на ссору;

- Постарайтесь успокоить раздраженного человека, переведите все в шутку;

- Учитесь понимать себя.

Реконструкция – афиширование работы 2 группы:

Примеры несложных советов, которые помогут избавиться от крика в семье, да и не только в ней.

1. Промолчать.

2. Перейти на шёпот.

3. Разговор.

4. Заняться саморазвитием.

5. Начать лаять

6. Переждать бурю.

Реконструкция – афиширование работы 3 группы:

    В любой ситуации ставьте любовь на первое место.

    Меняйте свои привычки.

    Берегите друг друга.

    Гасите ссоры.

    Не стесняйтесь мириться первым.

    Умейте прощать обиды.

    Ставьте себя на место другого.

    Предупреждайте желания друг друга.

    Искренне говорите о своих чувствах.

    Доказывайте свою любовь каждый день.

    Чаще устраивайте праздники.

У: - Помните эти правила, старайтесь их выполнять, и в семье будет все ладно.

Какие чувства у вас вызывают цветы? Чем дороги нам? О чем могут напоминать?

Часто цветы – это живая ниточка, связывающая нас с дорогим местом нашей жизни. С детства нас окружает мир, в котором мы растем и развиваемся, который храним в душе долгие годы. И пусть мир нашей Родины всегда украшают цветы и дарят нам радость и красоту.

VI Итог урока. Рефлексия деятельности.

Работа по методике «Незаконченный тезис» – отношение к Родине

В моём понимании Родина…………………………………………………………………

Я горжусь своей страной за то, ……………………………………………………………

Мне нравится в своей стране………………………………………………………………

Я могу сделать для своей страны …………………………………………………………

Прием «Рефлексивные вопросы»

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой

1. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

2. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

3. Какую пользу вы извлекли из этого урока?

У: - Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны. Вы, дети России, надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Упражнение «Комплимент»

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Цель: возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого

У: - За что можете похвалить себя? Одноклассников? Учителя?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Букет настроения»

У: - Ребята, у вас на столах лежат цветы разных оттенков. Давайте составим «букет настроения». Если вам на уроке понравилось все – вы прикрепите на доску (в вазу) красный цветок, если понравилось не все – желтый цветок, если ничего не понравилось – голубой цветок.

У: - Я благодарю вас за активность, творчество, инициативность. Работа закончена, но наше сотрудничество продолжится. Всем спасибо. Ваш успех на уроке – лучший для меня подарок.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей возрастной группе

Конспект занятия "С чего начинается Родина" для воспитанников старшей группы


ОБОРУДОВАНИЕ: Ось времени, три круга разного размера, фотографии, карта Кемеровской области, макет города, герб Белово, гербы стран, глобус, фотография мемориальной доски, заготовки флагов России, фломастеры, проигрыватель.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Экскурсия к школе № 19, беседы с детьми, рассматривание семейных альбомов, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, изготовление оси времени, привлечение родителей к изготовления макета города, работа с картой и глобусом, рассказы о истории города, о её героях.

ЦЕЛЬ: Вызвать интерес к своим близким, самому себе, происхождению своего рода. Развивать познавательные потребности детей. Систематизировать и развивать представления детей о родной стране и своем городе, закрепить первоначальное представление детей об экологии, и ее роли в жизни людей. Начать освоение деятельности моделирования. Воспитывать патриотические чувства, способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети, я хочу вас пригласить сегодня вместе со мной в путешествие. Вы согласны? Во время путешествия мы поищем ответ на вопрос « С чего начинается Родина?»
Подвожу детей к фотостенду.Рассматриваем групповую фотографию, отмечаем какая это дружная, веселая семья.
- У всех дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей- наших родных. Я попросила вас принести фотографии ваших родственников. А сейчас подумайте и ответьте, кого называют родственниками?
Ответы детей (бабушек, дедушек, мам, пап и т.д.)
- Правильно. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»?
Ответы детей.
- Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род- это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Посмотрите на эту ось времени. Вот это вы сейчас. А если взглянуть немного назад, что мы видим?
Ответы детей. (дети стали совсем малютками, их держит папа на руках, а вот уже мама и папа стали девочками и мальчиками, а бабушка совсем молодой)
- Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в роду? Почему?
Ответы детей (потому что они больше всех прожили и всё знают, мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных ситуациях, помогают во всём.)
- Да, верно. И когда вы все вместе собираетесь в своем доме, вам всем становится уютно и светло, от того что вы вместе, рядом. Я знаю, что Алина выучила замечательное стихотворение « Семья». Давайте его послушаем.
« Семья- это слово родное,
Сколько в нем света, добра и тепла.
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела.
Глаза материнские нас согревают
Как солнца сияния они горячи.
А руки отца от беды заслоняют
Забота родных- как солнца лучи.»
- Спасибо, Алина. Ребята, где бы вы не были, но всегда приятно возвращаться домой, к своим родным. И я бы назвала родной дом – моя маленькая Родина. Посмотрите, она похожа на солнышко (круг желтого цвета), вот такой я её себе представляю. Давайте расположим на ней наш дом: вас, маму, папу (дети наклеивают на макет изображения)
Физкультурная минутка. « Дружная семья»
- А теперь снова обратимся к оси времени и заглянем немного вперёд. Вот вы уже школьники,сами ходите в школу, стали самостоятельными и Родина вместе с вами подросла (показываю круг большого размера) Как вы думаете, что теперь обозначает этот круг?
Ответы детей (наш город).
- Да, мы живем, учимся и работаем в нашем городе. А как он называется?
Ответы детей. (Белово)
- Кто из вас помнит историю, почему у города такое название?
Ответы детей. (Фёдор Белов, вольный поселенец, впервые выстроил заимку на берегу реки Бачат, в его честь и был назван город Белово).
- Давайте найдём на карте Кемеровской области наш город.(подходим к карте, находим город Белово)
- Чем славится наш край?
Ответы детей. (углем, очень много на карте чёрных квадратиков обозначающих уголь)
- А какой праздник мы будем скоро отмечать?
Ответы детей (День города)
- Скажите мне ребята как называется посёлок в котором мы живём?
Ответы детей (Новый Городок).
- У нас как и любом другом городе есть герои чьим именем названы улицы, города. В школе № 19 . что в нашем посёлке учились мальчики (показываю фотографии ребят и мемориальной доски), за их героизм назвали улицы поселка Ачимова и Багаева.
А какие символы нашего города вы знаете?
Рассказы детей о гербе города Белово.
- Давайте модель герба разместим на макете нашего города (дети прикрепляют)
- Вот вы и закончили школу и разъехались кто- куда: мальчики в армию, девочки учиться и Родина для вас стала ещё больше (показываю макет большого размера). Что же это теперь? (показываю на карту)
Ответы детей.
Физкультурная минутка под музыку « Я, ты, он, она…..»
- Правильно. Россия, наша страна- одна из самых больших в мире. Покажите её на карте
.(дети показывают) . Все в мире знают, что Россия- богатая страна. Давайте подумаем почему?
Ответы детей. (недра России хранят огромные запасы богатств: нефть, уголь, золото, камни и т.д)
- У каждого государства есть свой главный город- столица. Как называется столица России?
Ответы детей (город Москва)
- Ребята, какие государственные символики вы знаете?
Ответы детей (флаг, герб, гимн)
- Вы уже знакомы с этими символами. Найдите среди этих гербов герб России. Кто расскажет о нем? (рассказ ребенка)
- Молодец, Анлрей. Спасибо. Поместите его на нашем макете. А вот флаг нужно будет сделать самим (дети закрашивают полоски на флаге и проверяют правильность по обратной стороне) . Флаг тоже размещаем на макете.
- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как она называется?
Ответы детей
- Да, это планета Земля. (выставляю глобус, рассматриваем моря, океаны, пустыни, равнины, леса на глобусе
- Как разнообразна, многоцветна земля. Нужно бережно относиться к окружающему миру на нашей планете, потому что – это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать..Отчего же необходимо защищать зеленый дом?
Ответы детей.(не сорить, не загрязнять воздух, водоёмы, не уничтожать зверей, птиц, рыб и т.д.).
Читаю стихотворение И. Маянина.

Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету
Во всей вселенной похожей нету,
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?

Урок по теме С чего начинается Родина?

Выполнила: Яковлева Калиса Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская школа №14»

города Чебоксары

Чебоксары

2015

Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества. Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами у школьников:

    отсутствие доступной информации по истории своего края;

    отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;

    неверные представления о значимости родного края в истории страны и каждого человека в отдельности;

    слабое умение представить окружающим полученные знания.

Введение

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается

с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми младшего школьного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей школьного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Так как наша школа переименована в кадетскую школу, акцент должен быть на то, чтобы наши воспитанники стремились быть защитником своего Отечества, служить Родине, стать настоящим гражданином, с гордостью смотреть в глаза потомкам. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Мы должны создать условия для максимально полного развития и практического воплощения талантов сегодняшних девчонок и мальчишек.

В программе развития моего класса ведущим направлением воспитательной работы является блок патриотического воспитания: это уроки Мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, музей Воинской славы, проведение родительских собраний, например, «Воспитание гражданина».

Что же такое патриотизм и патриотическое воспитание?

Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие.

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности.

Патриотическое воспитание включает в себя комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

Формирования бережного отношения к родной природе и всему живому;

Воспитания уважения к труду людей;

Расширение представлений о России, столице;

Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Проблема: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Цель: выявить педагогические условия формирования патриотизма и гражданственности в курсе ОРКСЭ (через изучение истории родного края и России в целом).

Задачи:

    Обобщить цель и задачи курса ОРКСЭ по формированию патриотизма и гражданственности.

    Проанализировать содержание раздела «Россия – наша Родина».

    Разработать план – конспект урока по теме « С чего начинается Родина?»

Ожидаемый результат: Готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина»

Конечный продукт: Развёрнутый план урока.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: передают друзьям необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Виды и формы деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы : стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях и символах России, презентация (фотографии, фильм, музыкальная запись гимна и т. д.), фотографии города Чебоксары, символы Российской Федерации и Чувашской Республики.

Основная часть

Урок по теме «С чего начинается Родина?»

(Модуль «Основы светской этики»)

    Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Знаем мы: и ты, и я –

Вместе – дружная семья!

Учитель: Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас?

Ученики: Да!

Учитель: Садитесь, пожалуйста. Прочитайте запись на доске:

«Самый распространенный вид гордости – национальная гордость».

Артур Шопенгауэр

2. Фронтальная беседа

Учитель: Разгадайте ребус

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

Ученик: Родина.

Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину.

Ответьте на вопрос: с чего начинается Родина?

Ученик 1: С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт. (В.Баснер)

Ученик 2 : А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца. (В.Баснер)

Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского.

3.Беседа

Учитель:

Что такое Родина?

Учитель: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей)

4.Работа по теме урока. Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.

Учитель: Послушайте внимательно стихотворение, которое называется:

Мой добрый дом

Уютно в доме и тепло, Весь день к соседям в гости ходим,

В нём много радости и шума, Давно мы с ними дружбу водим,

Он не умеет быть угрюмым – Улыбки, шутки дарим им –

Мне с нашим домом повезло. Гордимся домом мы своим!

По воскресеньям на площадках Но понедельник наступает,

Туда-сюда жильцы снуют, И шумный дом наш замирает.

Одни – выходят на зарядку, У всех забот полным-полно,

Другие – песенки поют. Но не грустит дом всё равно.

Играют папы вместе с нами, В нём наши бабушки и деды

А мамы пироги пекут Для внуков стряпают обеды,

И угощают нас тортами – Квартиры моют, чистят что-то,

Все в доме воскресенья ждут. В нём каждый день кипит работа.

(А.Лопатина, М.Скребцова)

Учитель:

Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

Общаетесь ли вы с соседями?

Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

Презентации подготовленных учеников «Моя семья», рисунки на тему «Семья»

Учитель: Итак, с чего начинается Родина?

Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родинанебольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!

Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
5. Конкурс на знание однокоренных слов «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

Словарная работа:

Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей

родословной, изучают её
Народ – нация, жители страны.

Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой Родиной?

Ученик: Наш город - Чебоксары, наш регион – Чувашская Республика.

6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики.

1 группа: День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Символика государства это, как и любой памятник, национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл.

2 группа: Автором Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики является Элли Михайлович Юрьев. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца".

3 группа: Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю.

4 группа: Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа)

(прослушивание)

Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста.

Государственный гимн Чувашской Республики

Когда весны высокий свод

Лучи живые щедро льёт, -

На добрый лад судьбу верша,

О крае родном поёт душа.

Припев: Поклон тебе, о Родина,

Красавица на все времена.

Поклон тебе, о Родина,

Да славится Родная страна!

Отцам на смену выйдя в путь,

Ты, юность, им опорой будь.

На добрый лад судьбу верша,

О жизни большой поёт душа.

Припев.

Народ народу – друг и брат,

Отныне и чуваш крылат,

На добрый лад судьбу верша,

О силе людской поёт душа.

(сл.И.Тукташа, муз.Г.Лебедева)

5 группа: В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Ещё их называют почётными жителями республики.

Выступления учащихся: А.Г.Николаев - лётчик – космонавт. и города Чебоксары (1962)

Елена Николаева - , специалист по . Звание присвоено .

Звание присвоено .

Руководитель и главный дирижер . Звание присвоено .

Учитель:

Вы любите свою малую Родину?

Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина».

Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…

Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина».

Беседа по вопросам:

1. Что ты видел?

2. Какие ощущения испытал?

3. Что такое Родина в твоём понимании?

Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

8. Работа в группах.

Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

Игра «Мои ассоциации».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово.

Пример: Родина, Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д.

Учитель: Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

Как называется наша большая Родина?

Ученик: Россия

Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?

Об этом нам поведают рассказ ребята.

Ученик 3 : В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

Ученик 4 : Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

Ученик 5 : За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия. (Анатолий Лёвушкин)

Учитель: Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Дети: Все мы – россияне!

Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

9.Работа с репродукциями картин.

Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову “Родина”. Какая она для Вас? Какой вы её видите?

(карта России) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм.

Учитель: Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых. (В.Орлов)

10.Работа с символикой страны.

Учитель : Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы?

Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Работа в парах.

Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации.

(Работы ребят крепятся на доске)

Учитель: Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?

Ученик: Белый – означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.

Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный. (В.Степанов)

Он появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы.

Учитель:

Что такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну А. Александров, написал слова С. Михалков.

(Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя)

Учитель:

Как вы думаете, какое растение, по- вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины?

Ученик: Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

Учитель: Может, кто-нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке?

11. Чтение стихотворений.

12.Закрепление материала.

Учитель: Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Наши предки именовали своё Отечество Святой Русью. Это не значит, что всё в ней было свято, - это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа.

Мир – бесконечен и многообразен. Мир, который оставили нам наши предки – называется миром культуры. Россия – страна с богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на её территории внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком на протяжении всей его истории.

Культура – всё, что создал человек. Культура – это не то, что было в прошлом. Что создавал кто-то до тебя: это то, к чему причастен каждый. Как формируется культура? Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие-то вещи, пишет сочинения, письма, книги…

Всё это остаётся в человеческой памяти. Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру своей страны.

Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Истоки русской культуры – в православной религии. Православие – это русский перевод греческого слова (прямой, правильный). Культура даёт человеку знание о духовных ценностях. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.

Культура – это не только область художества и эстетики. Культура помогает нам хранить всё прекрасное, разумное, доброе и вечное.

Культуре нужна наша помощь!
Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние
Высоких жертв и чистых дел!

Мы должны уважительно и бережно относится к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

13. Игровые моменты.

1)Упражнение «Подумаем о Родине».

Учитель:

Как нужно заботиться о родине?

Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет? Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.

Человек вернулся из леса с букетом ландышей;

Сажает возле дома деревья;

Моет машину в реке;

Отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

Выбросил мусор в канаву возле дома;

После отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

Возле дома посадил цветы;

Подошёл к дереву и сломал ветку.

2) Мнение «Для любимой Родины».

Учитель: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Прочитайте одну из них.

«Родина краше солнца, дороже золота».

Учитель: - Как вы понимаете её?

С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и т.д.)

Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.

Как понимаете смысл данных пословиц?

3) Игра. Соедините начало и конец.
Родной край – (сердцу рай)
Нет в мире краше (Родины нашей)
Родина – мать, (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, (одна у него и родина)
Родная земля (и в горсти мила)
Народы нашей страны (дружбой сильны)
Если дружба велика, (будет Родина крепка)
Всякому мила (своя сторона)

14. Итог урока

Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:

    Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

2.Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

3.Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

Ученики:
Берегите Россию!
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить
Берегите её,
Чтобы вечно в ней жить
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию!
Нет России другой.
(Слова Е.Синициной, Музыка М.Андриахина)

15.Рефлексия

Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.

16. Домашнее задание.

    Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

    Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

    Нарисовать рисунок на тему “Родина, – какая ты!”

Заключение

Выдающийся русский религиозный философ Ильин сказал: «Никто не может указать человеку его Родину... Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно... Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке»

Решая проблему патриотического воспитания, учитель, на мой взгляд, должен ставить перед собой вполне конкретные цели:

воспитывать интерес к прошлому через изучение быта, культуры людей разных эпох;

дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности;

Организовывать участие ребят в решении общественных проблем (на возможном для школьников уровне)

формировать гражданскую позицию-понимание связи с людьми, живущими в обществе;

формировать умение противостоять нетерпимости.

Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской
администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Учащиеся должны знать о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

Работа направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей малой Родине, формирует уважение к историческому прошлому, знакомит учащихся с событиями этого периода. Способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса к отечественной истории, развивает творческое художественно-образное мышление.

Проведение данного мероприятия имеет методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории.

Список литературы

    Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

    Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

    Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

    Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000., №4.

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

    Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва: Первое сентября, 2012.

    Кондратьева Е.П. Проекты – 4:ФГОС НОО: первые шаги реализации. Учебно – методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей.- Чебоксары, 2014.- 60с.

Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.

  • обобщить понятия "родина", "малая родина";
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы;
  • воспитание интереса и желание больше узнать о родном крае, своей малой Родине.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Улыбнулись. Бодрость духа и хорошее настроение мы должны сохранить на протяжении всего занятия.

2. Сообщение темы занятия.

Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно выполнить следующее задание.

Упражнение на классификацию “Что лишнее”

На партах у вас лежат конверты, достаньте карточки, на них написаны пословицы. Одна из этих пословиц лишняя, она нам и подскажет тему нашего занятия.

Пословицы

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • За дружбу дружбой платят.
  • Дружба как стекло: разобьёшь, не сложишь.
  • Хочешь дружбы, будь другом.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.

Дана индивидуальная работа (выкладывать слова РОДИНА, МОСКВА, раскрашивать флаг).

Прочитайте пословицы. О чем каждая из них? Какая пословица лишняя? О Чем она?

Правильно, ребята тема нашего занятия “С чего начинается Родина”.

3. Основная часть.

Скажите, как называется наша страна, в которой мы родились и живем?

Посмотрите и найдите на карте? Какой город является столицей нашей Родины?

В какой области мы живем? Какой город является областным?

В каком районе? Как называется главный город нашего района?

А знаете ли вы города нашей страны?

Воспитатель. Итак, с чего начинается Родина.

Звучит песня “С чего начинается родина”.

Ребята, вы задумывались когда-нибудь, что означает слово “Родина”?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множество таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина… страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина – это вся наша необъятная страна с ее лесами и полями, морями и реками, городами и селами

А почему наша страна необъятная?

Воспитатель. Родина необъятная, потому что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства ее зеленый наряд - леса.

Родина так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают 3 часа дня в Москве, то в Петропавловске-Камчатском наступает полночь.

Родина – это территория, географическое пространство, где родился человек, где жили его деды и отцы, где его отчий дом.

Условно различают большую и малую Родину. Большая – это страна, где человек вырос, живет и которой стала для него родной и близкой. Малая – это место его рождения.

Ребята, а знаете ли вы где ваша малая Родина, где вы живете?

Воспитатель. Родина не вокруг тебя, она внутри тебя, в твоем сердце, в твоих мыслях, душе и памяти. Она - часть тебя, а ты-часть ее. Это твоя любовь к стране, в которой ты живешь, к месту, в котором ты родился, к твоей первой игрушке, к тропинкам в лесу, по которым ты гулял, к играм, в которые играл со своими друзьями, к рассвету, который ты видел ранним утром, к людям, которые тебя окружают; это - ветка, с которой ты упал и набил себе шишек, это – твои обиды, радости, горести, счастье, смех и слезы, это все твои чувства и переживания и это, конечно же, твоя мама. Это все, что внутри тебя, в твоей душе.

Воспитатель. Большая наша страна. Огромная. Конца-края не видно. Много людей живет в нашей стране, много народов.

Ребята, как вы думаете, какая численность России?

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет более 141 млн. человек.

А как всех их можно назвать, одним словом?Все люди, живущие на территории России – россияне. Мы - Россияне! Мы – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие.

О родине сложено много стихов и песен, ее прославляют поэты и музыканты.

Стихотворение про Родину

Если скажут слово “родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Ребята, какие государственные символы России вы знаете?

А какие негосударственные символы России вы знаете?

Воспитатель. Правильно. А мы поговорим о березке милой, родной, которую издавна, считали символом России.

Белая береза

Есенин Сергей Александрович

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель. Осознанная любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Но одно несомненно – с первыми глотками материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Отечеству. Вначале это происходит подобно тому, как растение тянется к солнцу, так и ребенок – к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознает величественную истину – что он принадлежит Матери-Отчизне, отвечает за нее.

Ребята, какие картины возникают в вашем воображении, если скажут малая Родина?

Родина - это земля, город или деревня, в которой ты родился и живешь, друзья и соседи. Это мать и отец, поэтому Родину называют еще Отчизной, отечеством, отчим домом.

Когда произносишь слово “Родина”, то чаще всего вспоминаешь что-то из детства. Мы все родом из детства. У каждого есть родня - это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия! Они знали, что отстоять ее можно только тогда, когда “Один за всех и все за одного”. Беспредельная любовь к родине, к народу, к человеку – вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей. Они любили Россию, поэтому победили врагов страны. Они завещали нам беречь и защищать Родину. Мы всегда будем гордиться такими людьми, и помнить о них.

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Что нового узнали? Какая бывает родина?

О каком новом негосударственном символе вы узнали?

Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее. Мы коснулись с вами только настоящее нашей Родины, а на следующих занятиях узнаем прошлое.

Конспект открытого занятия «С чего начинается Родина?» с презентациями

(Для детей средней группы)

Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 21 «Елочка» Невгодовская Людмила Анатольевна

Цель: Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь к малой родине.

Задачи: 1)Развивать познавательную активность;2) закреплять знание домашнего адреса;3) формировать первичное представление о малой родине.4) расширять словарный запас детей.

Материал: фотографии домов, улиц каждого ребенка, интерактивная доска, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Что такое Родина? Наша Родина - это Россия, большая и сильная страна. Но еще для нас Родина—это то место, где ты родился и живешь. Это наша малая родина. С чего же начинается наша малая родина? Как вы думаете, ребята?

Дети: с мамы, папы, семьи, дома, улицы, друзей.

Воспитатель: Правильно. Можно сказать, что наша родина начинается с «отчего дома», то есть дома, где ты родился и живешь, где живут твои родители. И у каждого есть свой дом.

Презентация стихотворения В. Пальчинскайте « Есть у каждого свой дом»

1 слайд У лисы в лесу глухом

Есть нора—надежный дом

2 слайд Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3 слайд Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу,

В них забьется до весны

И всю зиму смотрит сны.

4 слайд Из ветвей, камней, коры

Хатки делают бобры—

Строят домик у пруда;

Вход туда—из- подо льда!

5 слайд К дому своему стремиться

Издалека аист - птица:

Прилетает каждый год

И в родном гнезде живет.

6 слайд Разве спросишь без улыбки:

Ну, а где же дом улитки?

И дошкольник рассмеется:

С ним она не расстается!

7 слайд Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру « Найди свой дом, улицу».

Дидактическая игра «Найди свой дом, улицу»

(Дети на фотографиях ищут свой дом, улицу).

Цель: учить узнавать свой дом, улицу по фотографии.

Пальчиковая игра «Дом»

Молоточком я стучу (постукивать кулачком друг о друга)

Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук)

Строю я высокий дом (поднять выпрямленные ладони вверх «домиком»)

Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями).

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами еще поиграем.

Дидактическая игра «Какой дом?» презентация

Например: дом из дерева—деревянный дом

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру.

Воспитатель: Ребята, а все ли из вас знают свой домашний адрес? (ответы детей)

Дидактическая игра «Радиоэфир»

Цель: закреплять знание домашнего адреса.

Воспитатель: С чего еще начинается родина?

Дети: с мамы, папы, семьи, бабушки, дедушки.

Воспитатель: Правильно! С мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, друзей, то есть с « близких», «родных» людей.

Игра с мячом «Назови пару».

Дети встают в круг (в ряд).

Воспитатель: Напоминаю правила игры:

Я буду бросать мяч по очереди, и называть слово, а вы ловите мяч и
называете пару к моему слову, бросаете мяч мне.

Папа - .. .(мама),

бабушка - .. .(дедушка),

брат - .. .(сестра),

муж - .. .(жена),

дети -.. .(родители),

сын -.. .(дочь),

тетя-…(дядя).

Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру « Назови ласково».

Проводиться игра с мячом « Назови ласково».

Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, н-р: «мама». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково: (мамочка, мамуля, маменька, матушка).

Чтение стихотворения Я. Акима « Моя родня»

Мама с папой—моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие замечательные домики у вас получились!

Воспитатель: Что такое Родина? (Ответы детей). С чего начинается Родина? (Ответы детей). С чего же начинается наша малая родина? (Ответы детей).

Воспитатель: Кого мы называем «близкими», «родными» людьми? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, выберите себе смайлик, соответствующий вашему настроению после занятия.