С Иродом Великим многие из нас познакомились на страницах бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Вернее, не с самим Иродом, а только с его дворцом, в крытую колоннаду которого вышел когда-то пятый прокуратор Понтий Пилат. К этому историческому событию мы еще вернемся в следующих статьях, а пока что познакомимся с хозяином дворца, царем Иродом, одним из величайших правителей дохристианской эпохи.

Впрочем, это не совсем так. Ирод правил Иудеей в первые год-два после рождения Иисуса. Ведь пятый стих Евангелия от Луки начинается со слов «Во дни Ирода, царя Иудейского…» . Лука повествует нам о рождении Иоанна Крестителя, а другой евангелист, святой Матфей, – о том, как Ирод Великий, узнав от волхвов о «родившемся царе иудейском» , «весьма встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Евангелие от Матфея 2:3). Та что же послужило причиной тревоги престарелого царя? Почему последовавшая за этим резня в Вифлееме, известная как «избиение младенцев» , не была описана ни в одном из исторических документов той эпохи?

На эти и другие вопросы, до сих пор стоящие перед историками и библеистами, мы и постараемся дать ответ в этой статье. Но это будут лишь гипотезы и предположения, ибо Храмовая Гора, приобретшая свой современный облик при царе Ироде Великом, до сих пор хранит свои страшные тайны…

Интересно, что при жизни Ирода никто «великим» не называл. Скорее всего, что в те времена к нему прилипло одно из прозвищ, похожих на знакомое нам выражение «ирод окаянный», ставшее в русском языке нарицательным. Но самое интересное, что его вообще звали не Иродом. Его имя на местном наречии произносилось как Хордос, и был он сыном крупного политика и царедворца Антипатра. Именно в честь своего отца он и назовет одного из своих сыновей Иродом Антипой. И этот второй Ирод станет еще более известным, чем его отец, потому что войдет в историю как убийца Иоанна Крестителя. Так что русское «ирод окаянный» можно с успехом адресовать как отцу, так сыну.

Но вернемся к тем временам, когда еще со времен великого восстания Иуды Маккавея за маленькой Иудеей пристально следил его заморский сосед – Римская республика.

У Республики были свои планы. Республике не нравилось господство Птолемеев в Египте и Селевкидов в Сирии. А маленькая независимая Иудея виделась ей будущим политическим и военным партнером. До той поры, пока Ркспублика не примет решение «разыграть» в Иудее другую политическую карту. Поэтому в 63 году до н.э. Гней Помпей, в недалеком прошлом консул, а теперь полководец, главнокомандующий всей армией Республики, вторгается в Иудею и устраивает страшную резню в Иерусалиме. Как и положено язычнику, он грабит и оскверняет иерусалимский Храм.

Помпей назначает правителем Иудеи сына Александре Янная, известного в истории как Гиркан-младший. Нет, Гиркан уже не был царем, как его отец. Это был марионеточный правитель, строго соблюдавший правила игры, установленные Республикой. Так Иудея попадает под власть Рима, которая продлится до конца седьмого века нашей эры. И тогда хитрый Антипатр, воспользовавшись ситуацией, выводит в свет своих четырех сыновей. И наш герой Хордос, тогда еще никому не известный, но подающий большие надежды военачальник женится на внучке Гиркана-младшего, красавице Мирьям. В русских переводах она известна под именем Мариамны. И вся дальнейшая история Иерусалима отныне будет неразрывно связана с именем этого человека, Ирода Великого.

Но Помпей пал жертвой заговора, во главе которого стоял его бывший друг и соратник Гай Юлий Цезарь. А потом и самого Цезаря предали и убили его сподвижники. Так в 36 году до н.э., при поддержке будущего императора Октавиана Августа и его соперника Марка Антония, Хордос-Ирод становится полновластным правителем Иудеи.

Его путь к власти, несмотря на поддержку римских патронов, был ознаменован местными междоусобицами. Штурм Иерусалима, кровь и грабежи, потом – гибель любимого брата Фацаэля и свержение Антигона, который был последним правителем из , затем казнь сорока виднейших граждан столицы – вот далеко не полный перечень бедствий и злодеяний, приведших к власти величайшего деспота и строителя Иудеи.

Следы строительства времен Ирода можно увидеть сегодня во многих местах Израиля, в том числе и в Иерусалиме. Первое, с чего начал Ирод – это реконструкция всей системы водоснабжения столицы.

В отрогах Хевронского нагорья к югу от Иерусалима был заложен гигантский по тем временам водовод длиной около 70 километров. Из него вода поступала к южной городской стене и собиралась в большой водосборный бассейн, расположенный в Гееномском овраге. Сегодня на этом месте, известном как «Султановы пруды», находится городской парк и открытая концертная площадка.

Далее, по системе акведуков, вода поднималась вверх и поступала по второй водосборник – Мигдалон («бассейн Хизкиягу»). Остатки этого бассейна можно увидеть со смотровой площадки . Он снабжал водой построенный в западной части города роскошный царский дворец. Сегодня в бассейне уже нет никакой воды, но еще в конце 19 века вода в нем была. Свидетельством тому – этюд известного русского художника Н.А.Ярошенко. Почему бассейн носил имя иудейского царя, жившего в 8 веке до нашей эры – этого мы не знаем.

Еще несколько бассейнов было построено Иродом во время реконструкции иерусалимского Храма и Храмовой горы. Самый крупный бассейн, известный как «Биркат Исраэль», располагался в северной части города, и в настоящее время скрыт под плитами мостовой и постройками в Арабском квартале. Но неподалеку раскопаны остатки бассейна, известного как «Овечьи пруды», или Вифезда (Бейт Хесда). Построенный рядом с овечьим рынком еще во времена правления Хасмонеев, он первоначально служил для мытья скота, приводимого в город на продажу и для . Впоследствии было обнаружено, что воды ручья, наполнявшего этот бассейн, обладают якобы целебными свойствами, и в римско-византийский период здесь были построены лечебные купальни.

В нескольких сотнях метров от Вифезды находятся остатки еще одного бассейна «Струтион». Во времена хасмонеев он снабжал водой крепость Бира, ту самую, где стражники по ошибке зарезали Антигона, брата жестокого царя Аристобула. Ирод приказал разрушить старую постройку, вместо которой неподалеку расположил крепость Антонию, в которой разместил гарнизон. Ирод всегда боялся покушений, а кроме того, присутствие в Иерусалиме крупного воинского подразделения внушало страх жителям города, и способствовало покою и порядку на Храмовой горе. В целях безопасности крепости он приказал вырыть глубокий ров в северной ее части, который пересек хасмонейский канал, подававший воду на Храмовую гору. Чтобы не дать воде заполнить ров и снабдить водой крепость Антонию, Ирод строит перед ним небольшой бассейн, который так и назвали «Струтион» по имени бывшей хасмонейской «Стратоновой башни».

Часть бассейна Срутион находится под постройками монастыря «Сестер Сиона». Арочные своды над бассейном были построены во 2 веке н.э. римским императором Адрианом, поскольку над этим местом проложили улицу. Кирпичную кладку построили уже после возведения монастыря, чтобы закрыть проход на его территории через подземелье бассейна. Вторая половина бассейна находится в конце тунеля Храмовой стены («Туннеля Хасмонеев»).

Помимо больших водосборных бассейнов в различных местах города найдены цистерны для хранения воды в богатых домах и общественных постройках. Эти цистерны имели, как правило, куполообразную или же прямоугольную форму с отверстием в потолке, через которое в цистерну на веревках опускали емкость и наполняли ее водой. Если цистерну строили достаточно глубокой, то вдоль ее стен вырубались ступени, по котором можно было спуститься за водой или же очистить цистерну от накопившейся грязи.

В наши дни, в связи со сложившейся ситуацией на территории Храмовой горы, невозможно проведение никаких археологические раскопок и исследований. Однако ученые с помощью дистанционного зондирования обнаружили там 37 водных цистерн, построенных во время реконструкционных работ, проводимых по приказу Ирода Великого. Самая большая из них емкостью 12 тысяч кубических метров наполнялась водой из акведука, который доставлял воду с Хевронского нагорья.

Остатки водной цистерны, найденные при раскопках в Еврейском квартале Старого города (вид сверху).

Кроме водопровода в городе действовала система стока и канализации. Во время раскопок в «городе Давида» под иродианской улицей были обнаружены подземные дренажные сооружения, ведущие от южной стены Храмовой горы к Геенномскому оврагу. Существует предположение, что сточные воды использовались для удобрения и орошения полей и плантаций. Во время разгрома Иерусалима римлянами в 70 году н.э. здесь прятались жители и защитники города, которых римские солдаты находили, выволакивали наружу и убивали. Многие из них, как пишет Иосиф Флавий в книге «Иудейская война», не желая сдаваться врагу, кончали жизнь самоубийством. Не так давно в одном из таких подземелий были найдены кожаный пояс и меч римского легионера. Среди находок обнаружены монеты, отчеканенные повстанцами, с надписью «Свобода Сиона», масляные лампы и черепки керамической посуды.

Древние подземные сооружения, найденные в «городе Давида», служили для стока канализационных вод во времена Второго Храма. Сейчас этот туннель открыт для посетителей и по нему можно пройти от самого нижнего участка археологического парка «города Давида» – Силоамского бассейна до Мусорных ворот Старого города.

Силоамский бассейн (Шилоах), во времена царствования Ирода Великого был расширен, и к нему добавлен еще один водный резервуар, остатки ступеней которого можно увидеть в парке «города Давида». Историки полагают, что этот бассейн предназначался для ритуальных омовений паломников, поднимающихся в иерусалимский Храм. Из него же священники брали воду для возлияний на храмовый жертвенник в праздник Суккот, моля Всевышнего, чтобы Он послал дождь на Землю Израиля.

Бассейн Шилоах («Силоамская купель») на макете иродианского Иерусалима в Музее Израиля. Автор проекта, профессор Михаэль Ави-Йона, работавший над созданием макета в 60-е годы, не мог знать, как выглядели ступени бассейна, найденного археологами лишь в 2004 году. Поэтому его реконструкция, сдаланная по описаниям, отличается от реального вида водоема.

Трудно даже представить, как изменился облик Иерусалима при Ироде. В городе появились новые дома и кварталы, были построены театр и ипподром, роскошные дома городской знати разместились в Верхнем городе, в то время как в Нижнем городе находились кварталы городской бедноты и проживавших в там язычников.

В северо-западной части города Ирод строит великолепный дворец, в северной части которого стояли три сторожевых башни, «Фацаэль», «Гиппикус» и «Мирьям», названные так в честь брата царя, его друга и любимой жены, казненной по его приказу.

Одной из отличительных особенностей построек Ирода является своеобразная обработка и отшлифовка каменных блоков, используемых для наружных стен. Сегодня археологи, да и не только они, безошибочно идентифицируют каменные блоки иродианских построек, а если эти блоки еще и очень плотно подогнаны друг к другу, то можно говорить об остатке оригинальных (не разрушенных и не перестроенных) стен времен Ирода. Интересно, что каменные блоки в иродианских постройках достигали поистине гигантских размеров, до 10-13 метров в длину, 4-5 метровой толщины и весом до 500 тонн! Как же удавалось рабочим в каменоломнях добывать и обрабатывать подобные глыбы?

Ученые наблюдали за способами добычи и обработки камней в наши дни в примитивных кустарных каменоломнях, и пришли к выводу, что технология иродианских каменотесов сводилась к следующему. со всех сторон, обтесывая ее металлическими орудиями. Оставалось отделить глыбу от подошвы и обтесать ее нижнюю грань. И здесь на помощь им приходила сама природа.

Дело в том, что в Иерусалиме и его окрестностях залегают осадочные породы, известняки и доломиты. Породы эти образуют слои, мощность которых, как правило, не превышает полутора метров. И в месте стыка таких слоев порода наиболее хрупкая и податливая. Если пропилить в блоке вертикальную щель толщиной 10-15 см, вбить в нее деревянные клинья, а потом залить их водой, то дерево, набухая, увеличивается в объеме и отрывает блок от подошвы. Вместо деревянных иногда использовали железные клинья, которые вгоняли молотом в щель. Чтобы не повредить поверхности блоков, их защищали металлическими пластинами.

Вторая задача, с которой успешно справлялись инженеры и архитекторы царя – это транспортировка гигантских блоков к месту строительства. Блоки укладывали на повозки, запряженные четверкой волов, или же волокли по выложенной круглыми бревнами дороге. Наиболее тяжелые и массивные камни устанавливали в качестве оси между двумя гигантскими деревянными колесами, и катили эту огромную колесницу к месту строительства. Там камни подымали на стену с помощью деревянных лебедок.

Нужно сказать, что архитекторы Ирода обладали немалой смекалкой и прекрасным знанием законов механики. Сам царь также участвовал в решении наиболее сложных инженерных задач.

Между царским дворцом и Храмовой горой простирались кварталы Верхнего города, где жили высшие слои общества. В ходе раскопок в Старом городе был обнаружен участок древнего Иерусалима с остатками построек, среди которых выделяется здание, в котором, по предположению ученых, мог жить Коэн а-Гадоль – храмовый. Неизменным атрибутом любого богатого дома считался микве – бассейн для ритуальных омовений. Большое количество микв различного размера можно увидеть и в остатках иродианского квартала Верхнего города. Интересно, что маленькие миквы устанавливались и в детских покоях богатых домов, полы которых были украшены мозаиками.

Остатки ритуального бассейна-микве

Фрагмент детской комнаты с мозаичным полом и микве

Главным делом своей жизни Ирод считал перестройку всего , включая и само здание Храма. Построенный во времена Ездры и Неемии, Второй иерусалимский Храм был частично реконструирован во времена правления Хасмонеев, но к моменту прихода к власти Ирода Великого уже обветшал и не соответствовал замыслам и амбициям великого строителя. А амбиций у царя хватило бы на несколько столетий вперед. Он словно вызывал на соревнование самого Творца, и строил все наперекор Его воле. Так появился на пустынном морском берегу город-порт Кейсария, в неприступных горах на побережье Мертвого моря – цветущий город-крепость Масада, на искусственно насыпанном высоком холме к югу от Иерусалима – дворец Иродион. В Иерусалиме же Ирод решил превзойти самого царя Соломона и превратить Храмовую гору в архитектурный шедевр, равного которому не было ни в Риме, ни в других городах империи.

В 20 году до н.э. Ирод приступил к осуществлению своего замысла. Ему предстояло решить две главные задачи: превратить древний холм Мориа, называемый также Храмовой горой, в ровную площадку и перестроить здание Храма. Первая задача можно было решить чисто инженерными приемами, в то время как вторая требовала особого подхода. Мы уже говорили о том, что в самом Храме имелись помещения, доступ к которым имели только священники-коэны, а в Святая Святых мог входить только первосвященник, да и то раз в году. Зная все это, Ирод приказал обучить строительному мастерству тысячу коэнов. Их задачей было выстроить новые помещения на месте, где когда-то размещался Ковчег Завета. Эти работы проводились с особой предосторожностью и с соблюдением всех мер ритуальной чистоты. К тому же, служба в Храме не должна была прерываться даже на день!

Решением второй задачи явилось строительство опорной стены вокруг Храмовой горы. Для этой цели Ирод приказал выровнять прилегающую к Храму территорию и вымостить ее каменными плитами. Гора Мориа была срыта, и на ее месте образовалась площадь размером в 145 тысяч квадратных метров. Ее можно увидеть и сегодня со смотровой площадки на Масличной горе. Площадь Храмовой горы возвышалась над окружающей территорией на несколько десятков метров, по сути своей, это была искусственная насыпь, окруженная массивными опорными стенами.

Реконструкция «арки Робинсона» .Из экспозиции Музея истории Иерусалима.

Под плитами, покрывавшими площадь, Ирод приказал соорудить подземные помещения, которые использовались как водохранилища и служебные пространства.

Для сооружения опорных стен применялись самые массивные каменные блоки, которые укладывались не строго вертикально, а под некоторым углом. Считается, что это было сделано с целью усилить стены, выдерживавшие давление огромной внутренней насыпи, и, кроме того, люди, проходившие под ними с внешней стороны, должны были чувствовать себя в безопасности, не опасаясь, что в один прекрасный день вся эта конструкция может обрушиться на их головы. Это хорошо заметно в сохранившейся иродианской кладке в юго-восточном углу современной стены Старого города.

Римляне, разрушившие иерусалимский Храм в 70 году н.э., так и не смогли пробить эти стены в ряде мест. Этому способствовала и мощная насыпь, давившая на стену изнутри, которая препятствовала их разрушению. Сохранившуюся часть стен можно увидеть сегодня как снаружи, так и под землей.

На одном из участков западной стены Храма видны следы выступов каменной кладки. Они были обнаружены и описаны британским теологом Эдуардом Робинсоном в 1838 году. С тех пор этот участок храмового комплекса известен всему миру как «арка Робинсона». Но причем тут арка?

Дальнейшие археологические исследования показали, что найденные Робинсоном выступы кладки в действительности являются следами большого арочного моста, выстроенного у южного угла западной стены. Ученые полагают, что этот мост был построен для увеличения пропускной способности основных храмовых ворот в дни праздников. В это время в Иерусалим приходили сотни тысяч паломников со всей Земли Израиля.

До недавнего времени предполагалось, что арочный мост был разрушен во время осады Храмовой горы римскими легионерами. Однако видный израильский историк и археолог Меир Бен-Дов считает, что его разрушили группы иудейских фанатиков, под предводительством Шимоном Бар-Гиорой, засевших на Храмовой горе. Эти повстанцы еще до осады города римлянами вели внутренние войны с другой группой, возглавляемой Иохананом из Гуш-Халава (Иоанном Гисхальским), закрепившейся в Верхнем городе. Чтобы укрепить свои позиции, воины Шимона Бар-Гиоры и разрушили эти переходы. Так пришел конец этим удивительным постройкам, опередившим на много столетий все подобные им сооружения в мире.

На остатках южной стены храмового комплекса обнаружены замурованные ворота, так называемые «ворота Хульды», по имени древней пророчицы, по преданию жившей во времена Первого Храма. К воротам вели ступени, по которым паломники поднимались на Храмовую гору, предварительно совершив омовение в микве и переодевшись в праздничные одежды. Чтобы избежать давки и тесноты, паломники входили в восточные (тройные) ворота, а выходили в западные (двойные). Ступени эти имели различную ширину, 40 и 90 сантиметров. Еврейские мудрецы объясняли это тем, что люди, поднимавшиеся по ступеням к Храму, не должны думать о земных делах, поэтому ритм подъема, который постоянно то ускорялся, то замедлялся, должен был напоминать им о Боге.

При Ироде храмовая служба проходила с особой торжественностью. Иосиф Флавий писал, что на торжественное освящение вновь отстроенного Храма Ирод приказал привести триста волов! А какимипышными были и торжества в дни великих иудейских праздников! Количество паломников в эти дни достигало сотен тысяч человек. Они шли семьями, кто пешком, кто на повозках, запряженных ослами. У ворот Иерусалима они покупали жертвенных животных: коров, овец, коз. Те, кто победнее, покупали у входа в Храм голубей – самую дешевую жертву, доступную даже беднякам. Прираскопках древних поселкав Иудеи найдены колумбарии – специальные помещения для разведения голубей, Потом их продавали в торговых галереях и на рынках, расположенных к югу от храмового комплекса. Тут же сидели и менялы, которые обменивали римские монеты с изображением цезаря на иудейские. По традиции, заповеданной еще Моисеем, никакие изображения в Храме не допускались.

Замурованные «ворота Хульды» и ступени, ведущие на Храмовую гору в археологическом заповеднике «парк Давидсона» (Офель)

Во время многочисленных, непрекращающихся праздничных жертвоприношений внутренний двор Храма представлял собой жуткое зрелище. Он был весь забрызган кровью жертвенных животных, завален внутренностями, над которыми роились тысячи мух. Необходимо было периодически проводить уборку территории. Для этих целей на западной стене имелись ворота, называемые Водяными, рядом с которыми проходил акведук. Воду впускали через специальный водовод в храмовые дворы, и смывали все остатки жертвоприношений через Ворота Милосердия в Кедронский овраг. Часть иродианских камней можно увидеть и сегодня в кладке Ворот Милосердия, или, как их еще называют сегодня, «Золотых ворот». Во времена мусульманского правления ворота эти были замурованы, а перед ними расположилось мусульманское кладбище. Предание повествует, что мусульмане сделали это специально, чтобы преградить путь Машиаху, который должен пройти через эти ворота на Храмовую гору.

На противоположном Храму склоне Кедронского оврага расположено огромное еврейское кладбище. Внимательный взгляд сразу же может заметить, что среди древних полуразрушенных могил выделяются современные захоронения. Кладбище это действующее, и сегодня на нем хоронят либо за большие заслуги перед государством и народом Израиля, либо за большие деньги. Согласно древнему преданию, в один из дней, с первыми лучами солнца с вершины Масличной горы должен спуститься Машиах (мессия). Вот тогда-то и произойдет воскрешение из мертвых и Страшный суд над душами умерших. И первыми восстанут из могил, те, кто похоронен на склонах Масличной горы, вблизи могил благочестивого царя Иосафата, правившего Иудеей в 9 веке до н.э. и пророка Захарии, жившего в период Первого Храма. Поэтому и овраг под склонами горы называют «долиной Иосафата», имя которого переводится с иврита как «Господь-судья».

Территория эта за стенами города служила местом для погребения еще со времен правления царей из дома Давидова. Археологи обнаружили в этих местах очень древнюю могилу, которую мусульмане считают могилой «дочери фараона» – первой жены царя Соломона. Ученые опровергают это предание и датируют захоронение 8 веком до н.э. Так или иначе, но это одно из самых древних захоронений, найденных на территории «долины Иосафата».

Под фундаментами домов арабского поселения Силуам, расположенного на западном склоне Кедронского оврага, находятся многочисленные древние пещерные захоронения. Местные жители используют эти пещеры как погреба. Вокруг древних могил – кучи мусора, что вызывает гнев и боль в душах евреев, видящих в этом прямое надругательство над древними могилами.

К северу от Силуама на западном склоне Кедрона видны несколько древних некрополей, которые ученые датируют периодом Второго Храма. Самая крайняя с юга – по преданию, могила Захарии, жившего во времена царя Иехоаша. И это не так уж важно, что царь Иехоаш правил в конце 9 века до н.э., а мавзолей построен, как мы уже писали, в явно греческом стиле. Начиная с 15 века, богатые евреи, жившие в Европе, просили в своих завещаниях быть похороненными рядом с могилой Захарии.

Следующее захоронение, датированное 2 веком до н.э., принадлежит семье Хезира – потомственным храмовым священникам, впервые упоминаемым в Книге Неемии (10:21) и Книге Хроник (24:15). Идентифицировать захоронение археологам удалось в 1854 по сохранившейся надписи на иврите, где упоминаются имена шести братьев Хезир, похороненных в этом семейном склепе.

В нескольких десятков метров севернее высится склеп с конусообразной крышей, высеченный из цельной каменной глыбы. Это так называемая «могила Авессалома», мятежного сына царя Давида, погибшего от рук воинов, которых Давид послал подавить мятеж. Понятно, никакой Авессалом там похоронен не был, поскольку он жил и умер в 10 веке до н.э., а мавзолей, по свидетельству историков, построен на тысячу лет позже. Поводом же для народного предания послужил отрывок из Книги Царств.

Религиозные евреи, проходя мимо этого мавзолея, не преминут бросить в него камень в знак презрения к сыну, поднявшему руку на отца.

С задней стороны могилы Авессалома найдено еще одно захоронение периода Второго Храма, так называемая «могила Иосафата», которую народная традиция связывает с долиной, о которой пророк Иоиль говорит как о месте Страшного Суда.

Сохранившиеся памятники-мавзолеи периода Второго Храма – это семейные захоронения очень богатых и знатных граждан Иерусалима. Менее состоятельные горожане хоронили своих родственников в погребальных пещерах, которые вырубались в мягких породах в окрестностях города. Типичными во времена Ирода Великого были погребальные пещеры, состоящие из нескольких отсеков.

В центральной части пещеры находилась каменная плита, на которую укладывали тело умершего, обернув его погребальными лентами, обильно пропитанными бальзамом и благовониями для устранения неприятного запаха. Над телом читались поминальные молитвы, после чего покойника укладывали на полку в одном из небольших отсеков погребальной пещеры. Там тело лежало примерно в течение года и в жарком сухом климате успевало мумифицироваться. Через год родственники покойного заходили в гробницу, доставали тело умершего и укладывали кости в каменный ящик-оссуарий. Ящик замуровывали в небольшом отверстии, прорубленном внутри пещеры, а полка, на которой лежал покойник, освобождалась для нового захоронения. Этот способ просуществовал в Иудее вплоть до разрушения римлянами Храма и Иерусалима. В наши дни археологами найдено большое количество каменных гробов-оссуариев, украшенных богатой резьбой или же простых, гладких. Часто на них можно видеть высеченные имена покойников или же предостережение не вскрывать гроб, чтобы не беспокоить души умерших.

Вот в таком роскошном процветавшем Иерусалиме, во дворце, известном нам по великолепным описаниям Михаила Булгакова, и застало престарелого царя известие о пришедших в город волхвах. И что, по-вашему, должен был подумать этот больной, уже страдавший тяжелой формой паранойи человек, собственноручно отправивший на тот свет массы народа, в том числе и своих ближайших родственников, сыновей и любимую жену Мирьям?

«Какой еще такой царь иудейский родился в Вифлееме? Здесь иудейский царь – это я, Ирод Великий, и наследовать мне будет один из моих сыновей! А самозванца я прикажу истребить, даже если для этого потребуется уничтожить сотни невинных младенцев!».

Богословы считают, что подобные акции были весьма свойственны «великому» правителю, и несть им числа, а потому и не вошло в исторические документы такое «незначительное» для правления Ирода событие, как «избиение младенцев» в Вифлееме и его окрестностях.

Страница 6 из 41

За пять дней до смерти царь Ирод сделал бешенную попытку покончить с собой. Лёжа в постели, он начал быстро, будто в исступлении, пилить ножом себя по горлу, а когда старый слуга стал отнимать у него нож, то попытался себя им истыкать. При этом Ирод бился в истерике и кричал, что даже в смерти своей он не волен.

Отняли нож, так хоть дайте мне яду. У вас много яду. Вы все накопили много яду для меня. Почему вы такие жадные? Я вас спрашиваю: почему? Почему? – стонал Ирод.

Тело его распухло и болело как изнутри, так и снаружи. Язвы гноились, кровоточили и смердели. Язык тоже опух, поэтому ему стало трудно говорить, а окружающим трудно понимать его. Пищу он более не принимал, но воду иногда пил небольшими порциями. Врачи постоянно дежурили рядом с ним, часто меняя повязки и смазывая раны лечебными мазями. Когда боли у Ирода усиливались, то врачи давали ему глотать странный порошок, после которого боли становились намного слабее и царь спокойно засыпал.

Вчера утром он вспомнил о сыне Антипатре, который сидел в подземелье дворца уже год и велел привести его, но не для прощания, а для последнего допроса.

Скажи мне, Антипатр – сын мой, в последний раз, но лучше соври. Неужели ты связался с зилотами и им покровительствовал? Неужели ты, наслушавшись этих краснобаев Иуду и Матфея, которых я сжёг живьём, говорил всем, что после моей смерти сорвёшь с великих ворот Иерусалимского храма золотого римского орла, установленного мной – твоим отцом?

Да! Это правда! Именно так я и говорил.

Ты говорил, что когда станешь царём, то изгонишь римлян?

Этого хотят все, кроме тебя, мой отец.

Кто все?

А ты тут при чём? Я твой отец идумлянин. Мать твоя самаритянка. Твой дед был царём Идумеи. Иудеи победили его и могли уничтожить весь идумейский народ, если бы не он. Он принял иудаизм и вошёл в состав еврейского государства, но на правах побеждённого. Ты, ведь, знал об этом?

Может ты передумал и раскаиваешься? Я прощу тебя.

Нет. Я не передумал.

Получается, что ты хочешь войны, смерти и разрушений всего того, что построил я. Какие силы ты хотел противопоставить Риму? У Рима двадцать семь легионов. В каждом легионе от восьми до десяти тысяч солдат, каждый из которых хорошо обучен. Римляне не пускают в бой солдата, который прослужил менее пяти лет. А ты кого пустишь в бой? Крестьян, сапожников, мастеровых? Подумай? Подумай ещё о том, сколько стоит вооружение и содержание одного воина? У Александра Македонского было сто тридцать тысяч воинов, и для каждого он нашёл немалые средства. Его армия имела самое лучшее оружие в мире по тем временам, а это очень дорого стоит. Вот поэтому его и называют Великим, а не потому, что ты думал. Согласен ты со мной? Скажи последнее слово.

Нет. Я не согласен.

Твоих учителей мы допрашивали с пристрастием. Это тех, которых я сжёг заживо. Мы понимали, что они глупы или… . Я давно знаю, что если где-то дураки творят глупости, то за их спинами надо искать очень умных людей. Твои учителя – Иуда и Матфей оказались пособниками шпионов. Мы выудили из них целую шпионскую сеть, которая вела к парфянам и персам. Откажись от этих людей, и я тебе всё прощу. Я воевал с парфянами и знаю, кто это такие. Я воевал и с другими врагами и знаю, кто они и чего хотят. Для нас самой спокойной и надёжной властью является власть Рима. Это наша опора и наше спокойное будущее. Это наш союзник, наш мир и процветание. Откажись от своих мыслей и не слушай больше предателей.

Это не предатели. Твои люди пытками добились этих лживых признаний.

Если бы я был простым человеком, то ничего бы тебе не сделал, но я царь. Помимо тебя у меня есть и другие дети и я хочу, чтобы они жили. Прощай!

Разговор их был коротким. Потом Антипатра увели обратно в подземелье, а через час Ирод приказал повесить его, что было сразу исполнено. Это был его третий сын, которого он приказал казнить. В то время, когда его сына убивали в подземелье дворца, Ирод уже диктовал изменения в своё завещание:

Сыну моему Ироду Архелаю оставляю Идумею и Самарею. Сыну моему Ироду Антипе оставляю Галилею, Перию. Сыну моему Ироду Филиппу оставляю Итурею, Трахонитскую область и Аверан. Иудею с Иерусалимом пусть честно поделят сами.

Не без удовольствия Ирод произнёс последние слова. Делёж Иудеи с Иерусалимом вызовет между недружными братьями вражду и на это он рассчитывал.

К вечеру того же дня во дворец приехала родная сестра Ирода Соломия. Царь попросил оставить их наедине и взял с сестры клятву, что она поможет Архелаю в исполнении его тайного завещания.

За три дня до смерти царь Ирод перестал приходить в себя. В бреду, он называл чьи-то имена, но никто из присутствующих уже не мог разобрать его слов. Некоторые из близкого окружения Ирода потом рассказывали, что перед смертью он звал свою любимую супругу Мариамну (Мариамну I), которую давно задушили по его приказу.

Смерть царя Ирода, которую уже давно ждали, была праздником, как он сам и предвидел. Вести об этом вскоре дошли до Рима, где послы Ирода теперь могли свободно пожаловаться императору Августу:

Оставшиеся в живых при нём были несчастнее даже замученных. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

Потом они рассказали Августу о многочисленных зверствах Ирода и конечно не забыли сообщить о недавнем избиении младенцев в Вифлееме:

Они всех убили, кому от двух лет и младше. Говорят, что среди убитых был и незаконнорожденный сын самого Ирода.

Август выслушал послов с неподдельным интересом, а потом произнёс:

Лучше быть Иродовой свиньёй, чем его сыном.

Действительно, свинину иудей Ирод не ел и Август это знал.

Но кровь этих младенцев всего лишь маленькая струйка в огромном потоке крови, что пролил он за всю свою жизнь.

А как другие его дети? Я слышал, что за измену он казнил двух своих сыновей? – спросил император.

Уже не двух, а трёх. Перед смертью он повесил Антипатра.

А остальные, что за люди? – рассматривая представление Ирода на своих сыновей, поинтересовался Август.

Они и сами настрадались от него. Архелай моложе всех. Его Ирод тоже хотел казнить, но передумал. Антипа – человек весёлый, любит всякие увеселения и развлечения. Они с Филиппом от отца старались держаться подальше. Филипп замкнут по натуре, молчалив и непонятен, но мы его редко видели.

Хорошо! Я подумаю. Пока на царствие, согласно завещанию покойного царя, я их никого утверждать не стану, а в наследство пусть вступают. Приемником Ирода назначаю Архелая, но не царём, а этнархом, то - есть правителем народа. Утверждаю ему Идумею, Самарею и…, и Иудею с Иерусалимом. Антипе и Филиппу быть тетрархами над областями, прописанными им Иродом. Я кончил. – сказал Август завершая разговор.

Иудейские послы с поклонами удалились. В душе они были очень рады такому решению императора. Идумляне более не являются царями над Израилем. Теперь все они, потомки Ирода Идумлянина стали простыми четверовластниками (губернаторами).

В это же время ещё не утверждённый императором Августом и не вступивший в наследство царевич Ирод Архелай получал множественные поздравления. Он видел радость своих слуг, и каждый день с утра до вечера наблюдал всеобщий праздник, вызванный смертью его отца. Тоже самое наблюдали и двое других его братьев. В стране творилось безвластие. Старый царь умер, а новых царей ещё не было.

Ирод - имя нескольких иудейский царей или царьков идумейского происхождения. Главный из них - 1) Ирод Великий, основатель идумейской династии на иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями, которые выдвинули его в глазах римского правительства, доверившего ему еще в молодости управление Галилеей. Он оказал римскому правительству важные услуги подавлением разбойничества и своими ловкими интригами настолько сумел зарекомендовать себя перед Антонием и Октавием, что по их указанию назначен был царем всей Иудеи (в 40 г. до Р. Хр.). Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он умел так искусно лавировать между соперниками, что хотя в общем держал сторону Антония, однако после поражения последнего при Акциуме сумел вовремя заявить свое верноподданничество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним сев.-вост. обл. Палестины - Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его вообще главой Сирии. Почувствовав под собой твердую почву, И. начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, И. восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Самарию он переименовал в Севастию - от греч. слова σεβαστός = Augustus, Стратонову Башню - в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города. Несмотря на это великолепие, евреи не любили И., так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами - в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, - начался глухой ропот. Чтобы примирить с собой подданных, И. задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил построить новый храм, который бы своим величием превосходил даже храм Соломонов. Постройка действительно началась в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. С той же целью И. женился на Мариамне, внуке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно фарисеи, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший И. низвержением. Эти факты ясно показали И. настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими м-рами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Асмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра. При таком настроении И. вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству св. Матфея (гл. II), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первой мыслью И., по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме (см.). Пораженный тяжкой болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк; но распоряжение его не было исполнено. Он умер через несколько месяцев после рождения Христа. Главный источник сведений о его жизни - Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского («Иуд. древн.» кн. XV-XVII). Подробное изложение истории его царствования см. у Гретца, «Geschichte der Juden» (т. 3-е); на русск. языке у Лопухина, «Библ. история» (т. II, гл. LXVII и LXVIII), a также в блестящем посмертном этюде Э. Ренана, перев. в «Восходе» (апр. и май 1894 г.). 2) Имя И. сделалось родовым в его династии и его носили ближайшие его преемники. Сыну его И. Антипе, или Антипатру, досталась по завещанию четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно своему отцу, это был страстный строитель, основавший, между прочим, новый город Тивериаду (в честь имп. Тиверия), куда перенес свою резиденцию. Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его с женой своего брата Филиппа см.

) - царь Иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Н.З. Он управлял Иудеею, тогда Римскою провинциею, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен Римскому императору. Он отличался своею дикою свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-х-летнее царствование, - он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тыс. Вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем вскоре после того он сам погиб ужасною смертью в Иерихоне, - именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеею, Самариею и Идумеею он поставил правителем Архелая; над Галилеею и Переею сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лук.3:1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе Вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении Вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим.

б) Ирод Архелай . см. .

в) Ирод Агриппа II . см. .

г) Ирод Антипа . см. .

е) Ирод Филипп I (Мар.6:17) - сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четверовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломию. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа Иродом Антипою (Мат.14:3 , Мар.6:17 , Лук.3:19). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком.

ж) Ирод Филипп II - сын Ирода Великого и Иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеею, Трахонитою и Авранитою, с титулом четверовластника (Лук.3:1). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесариею (Мат.16:13); им возобновлен г. Вифсаида в нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлиею, в котором он и умер в 34 году по Р.Х. женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ирод" в других словарях:

    Великий ивр. הוֹרדוֹס‎, лат. Herodus Ирод I Великий захватывает Иерусалим … Википедия

    Ирод Халкидский ивр. הורדוס‎ … Википедия

    - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 в. по РХ. В 47 г. до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием Цезарем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ирод - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по РХ. В 47 ·г. ·до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Злодей, кровопивец, кровопийца, живорез, инквизитор, живодер, истязатель, аспид, лиходей, мучитель, изувер, зверь, палач, изверг Словарь русских синонимов. ирод см. мучитель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

    - (Великий) (греч. потомок героя), второй сын идумея, прокуратора Иудеи, Антипатра и его жены аравитянки Кипры. И. лишь формально принадлежал к иудеям, но по своей приверженности к греч. культуре, в т.ч. к ее архитектуре, и любви к роскоши он был… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (Herodes). 1) Сын Антипатра, царя иудеев, называемый Великим. В последний год его управления родился Спаситель. 2) Ирод Антиппа, сын предыдущего, тетрарх Галилеи и Переи. Он был женат на Иродиаде и казнил Иоанна Крестителя. Калигула лишил его… … Энциклопедия мифологии

    Из Библии. Имя царя Иудеи Ирода стало нарицательным потому, что авторы Евангелий приписывают ему «избиение младенцев» (см. Избиение младенцев), что, однако, не сообразуется с реальной хронологией, поскольку царь Иудеи Ирод I (73 4 до н. э.) умер… … Словарь крылатых слов и выражений

    Имя нескольких Иудейских царей или царьков, идумейскогопроисхождения. Главный из них: 1) Ирод Великий, основатель идумейскойдинастии на Иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, онобладал выдающимися военными и политическими… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сегодня мы поговорим о человеке, чье имя стало нарицательным во многих языках и служит олицетворением зла. Это Ирод Великий, ставший известным своей жестокостью и властолюбием. Кровавый тиран, убивший собственных сыновей. Ирод, которого народ Израиля никогда не называл Великим, – что мы о нем знаем?

Приход к власти и царствование

К власти Ирод пришел на римских штыках, вернее, на пилумах – штыки тогда еще не существовали… Законных прав на царствование у него не было: Ирод был лишь одним из сыновей одного из помощников одного из претендентов на власть. Но зато он убедил римлян, что сумеет держать евреев в узде, и свое обещание выполнил.

Укреплению его власти служили быстрые казни смутьянов, мощная наемная армия, ловкое лавирование между разными еврейскими партиями, опора на еврейских репатриантов из Вавилонии, умелая политика и, самое главное, – отсутствие альтернативы. На отсутствии альтернативы держатся многие современные политики, на этом держался и Ирод. Законная династия Давида уже сотни лет не была у власти, а династия Хасмонеев (Маккавеев) выродилась, погрязла в междоусобицах и уже порядком надоела как аристократии, так и народу. Так что реальных претендентов на власть не было.

У Ирода также была глубоко продуманная система умиротворения потенциальных бунтовщиков. Например, за счет дворцового золота он закупил хлеб для голодающих еврейских крестьян! Нет голода – нет бунта. Да и больше десятка легионов в соседней Сирии, готовых в любую минуту прийти на подмогу римскому ставленнику, ясное дело, тоже играли далеко не последнюю роль.

Так наш герой царствовал, проводя свое время за грандиозным строительством (он отстроил Кейсарию , Самарию, Иродион), казнями собственных сыновей, покушавшихся на него, женитьбами/казнями жен и прочими невинными забавами.

Прозорливость Ирода

Тяжелее всего Ироду пришлось в 31 году до нашей эры, когда его римский покровитель Антоний проиграл в гражданской войне, и к власти в империи пришел Октавиан, который, по идее, должен был расправиться со всеми бывшими сторонниками Антония, в том числе, и с Иродом. Но тут Ироду помогла его гениальная прозорливость.

Дело было так: в лагерь победителя Октавиана сбежалось множество бывших союзников Антония, и все они стали наперебой доказывать Октавиану, что Антония никогда не любили, всячески тому пакостили, припасы посылали гнилые, солдат – хилых, а сами тайно молились за победу Октавиана. И из всей этой толпы выделялся лишь Ирод, который, в отличие от этих лебезящих врунов, описал, как он до последней минуты помогал Антонию победить Октавиана. Все воззрились на самоубийцу… и тут Ирод произнес гениальную фразу: «Но ты, Октавиан, смотри не на то, чьим другом я был, а на то, каким другом я был». Октавиан оценил его находчивость и мало того, что оставил Ироду его царство, так еще и сделал его своим другом.

Был ли Ирод евреем?

Был ли Ирод ? Трудно сказать. Его отец был из перешедших в иудаизм идумеев, чей гиюр (переход в иудаизм) ни у кого не вызывал сомнений, то есть, по всем еврейским правилам, отец Ирода был еврей. Но ведь душу ребенок получает не от отца, а от матери. А с матерью Ирода все сложнее…

Мать Ирода родилась арабкой, и был ли её переход в иудаизм пустой формальностью, не признанной раввинами, либо настоящим – на этот вопрос ответа нет. Поэтому и нет ответа на вопрос, являлся ли её сын Ирод евреем.

Царские заскоки

Историки, являющиеся по совместительству психиатрами, считают, что поведение Ирода, довольно подробно описанное современниками, указывает на маниакальную депрессию. Это значит, что наш царственный злодей страдал от биполярного расстройства, сиречь перепады настроения, которые бывают у любого человека, были у него намного сильнее и выливались в конкретные действия.

Если в депрессии человек испытывает страхи и переживает внутренние конфликты, то на маниакальной стадии для него представляются реальными не только желания, но и возможности. Так что человек с манией-депрессией намного действенней любого другого человека. А если он при этом обладает еще и царской властью, то может натворить немало бед.

Был ли Ирод убийцей младенцев?

"Царь" в римской империи было не более чем званием туземного чиновника с широкими полномочиями. Но не нужно переоценивать готовность римлян вложить в понятие "широкие полномочия" действительно много смысла.

Например, один раз Ироду даже пришлось поплатиться за преследование (без разрешения свыше) разбойников, грабивших его владения, и даже брать у римлян разрешение на казнь заговорщиков, злоумышлявших против него. Что уж говорить о возможности устроить массовую резню, причину которой он даже не смог бы объяснить римлянам, а уж тем более, получить на нее разрешение.

Кроме того, Ирод умер в 4 году до нашей эры – эта дата четко отражена во множестве источников. К тому же его смерть вызывает такие мощные изменения в Иудее, что ошибиться в дате уж никак нельзя. То есть Ирод умирает до рождения Иисуса, а значит участвовать в эпической резне младенцев (которая не отражена нигде, кроме Нового Завета) он не мог физически.

Это, конечно, не делает Ирода положительным героем – зла он сотворил немало. Он казнил множество молодежи в Галилее за сопротивление римской власти и убил собственных родственников, включая сыновей (и всякий раз получал на это отдельные санкции римлян). Он строил языческие храмы. Неудивительно, что народ Израиля никогда не называл его великим – он был плетью в руках римлян, оставляющей кровавые рубцы на спине народа Израиля. Вот такая нелегкая страница истории.