НАТУРАЛИЗМ

1) направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети 19 в. (теоретик и глава направления - Э. Золя; братья Э. и Ж. Гонкур, А. Хольц, Г. Гауптман, С. Крейн, Ф. Норрис, К. Лемонье - в литературе; А. Антуан, О. Брам - в театре). Под воздействием позитивистских идей стремилось к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Исходило из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Идейно направление неоднородно: социально-критические, демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства. 2) Нестрогое значение - копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.---(франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, «сверхъестественное». Свойствен некоторым разновидностям материализма, течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). В социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д. Натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв. (концепции «естественного человека», естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.).


НАТУРАЛИЗМ

Что такое НАТУРАЛИЗМ , НАТУРАЛИЗМ это, значение слова НАТУРАЛИЗМ , происхождение (этимология) НАТУРАЛИЗМ , синонимы к НАТУРАЛИЗМ , парадигма (формы слова) НАТУРАЛИЗМ в других словарях

Парадигма, формы слова НАТУРАЛИЗМ - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

2. Фактографическое изображение жизни, быта с излишне пристальным вниманием к деталям. для некоторых фильмов этого режиссера характерен н. Натуралистический - 1) относящийся к натура-лизму; 2) характеризующийся натурализмом2 (натуралистические картины быта).

НАТУРАЛИЗМ - Малый академический словарь русского языка

натурализм

А, м.

Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети 19 в.) и характеризовавшееся стремлением к объективному воспроизведению действительности и человеческих отношений.

Первоначальное название реалистического направления в русской литературе; натуральная школа.

В баснях Крылова сатира делается вполне художественною; натурализм становится отличительною характеристическою чертою его поэзии. Белинский, Взгляд на русскую литературу 1847 г.

Нарочитое подчеркивание внешних деталей, преувеличенно подробное изображение теневых, мрачных сторон действительности, жестокости, насилия и т. д.

{От лат. naturalis - естественный, природный}

НАТУРАЛИЗМ - Сборный словарь иностранных слов русского языка

натурализм

НАТУРАЛИЗМ

(лат. naturalismus, от лат. natura, с греч. окончанием). Верование, по которому почитаются силы природы; вообще боготворение природы. В искусстве: слепое подражание природе, без примеси идеала, чрезмерный реализм.

И мировоззрении переплелись друг с другой, создав своеобразный «коктейль».

Реализм

Реализм – это своего рода мировоззрение (в литературе – способ художественного видения), который основан на отказе от искусственных схем наук, идеологий и философий. Реализм призван избегать абстрактности в восприятии мира, он не вешает ярлыки абсолюта на вещи и явления.

Натурализм

Реализм сильно отличается от романтизма, который предшествовал ему. Он также не похож на натурализм, призванный его сменить. Ведь, натурализм – это копирование, как в художественном, так и мыслительном аспектах ближнего плана. Он не способен заглянуть за рамки того, что находится на расстоянии мысли, вытянутой руки.

Зарождение реализма

Реализм господствовал среди художественных стилей со второй половины 19-го века. Он проник во все виды искусства и наложил свой отпечаток на представителей целой эпохи. Реализм предполагает достоверное, конкретное отображение существующей действительности, беря во внимание ее изменчивость в динамике и конфликтах. Но реализм имеет свободу выражения видения мира автора, некий элемент полета фантазии. А вот натурализм слишком объективен. Со временем он уподобился точной науки, так как передавал все детали окружающего мира конкретно и без вкраплений «разыгравшегося ума».

Появление натурализма

Натурализм хоть и появился благодаря реализму, но быстро стал устранять идеализацию существующей действительности. Кроме этого, стали исчезать идеалы нравственности и общества в целом. По всей видимости, жизнь общества того времени и привела к возникновению натурализма, когда рыцарство и благородство перестали считаться высшими человеческими качествами.

Отличия направлений в литературе

Последователи в своих произведениях особое внимание уделяли представителям «третьего сословия», а также городской бедноте и крестьянству. При этом основной жанр направления – драма и роман. А вот представители натурализма стали обращать большое внимание на болезни персонажей, на их изъяны, условия быта и так далее. Самым ярким представителем натурализма считается Э. Золя. В России можно выделить Некрасова и Достоевского. Их произведения полны драматизма и подробных описаний как раз изъянов человека, его быту.

Скрещивание реализма и натурализма

Натурализм вырос в отдельное направление к концу 19 века. Его Родиной считается Франция. Со временем реализм и натурализм стали скрещиваться между собой. В настоящее время это целый «коктейль», но преобладает в нем все-таки натурализм.

Важно отметить, что реализм не несет в себе сомнений в прочности и правильности устоев существующего общества, натурализм как раз выделяет его непрочность, при этом, не давая точную оценку его состоянию.

«НАТУРАЛИЗМ» претерпел в ходе своего развития значительные изменения. Если в 19 веке для сторонников позитивизма истинность и объективность исторического познания с самоочевидностью следовали из признания закономерности исторического процесса (хотя и ограниченно понимаемой), то современные сторонники натуралистического направления, не отрицая истинности и объективности исторического познания, но отказывая историческому процессу во всеобщей детерминированности, ограничивают историческое объяснение или узкими пространственно-временными рамками «конкретной ситуации» и присущих ей каузальных связей и тенденций (см. ), или сферой взаимодействия индивидуального (человеческого) и социального, духовного и материального...

Натурализм (Гурьева, 2009)

НАТУРАЛИЗМ (лат. natura - природа) - течение в европейской литературе и искусстве, возникшее в 70-х годах XIX века и особенно широко развернувшееся в 1880/90-х годах, когда натурализм стал самым влиятельным направлением в литературе. Теоретическое обоснование это течение впервые получило в книге французского писателя Э. Золя «Экспериментальный роман» (1879 г.). Главные темы натурализма: вопросы физиологии и патологии, проблемы труда в той или иной профессии («Жерминаль» Э. Золя), а также острые социальные проблемы.

Натурализм (СЗЭ.ЭС, 2009)

НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природный, естественный) - термин, используемый в нескольких значениях. В методологии и истории естествознания под натурализмом обычно понимается описательное естествознание, расцвет которого приходится на 18 - первой половине 19 века. Второе значение термина натурализм связано с дискуссиями о различии предмета и метода «наук о природе» и «наук о духе», развернувшимися в немецкой философии в конце 19 - начале 20 века. Представители немецкого историзма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Дильтей, Э.

Натурализм (Кириленко, Шевцов, 2010)

НАТУРАЛИЗМ (лат. naturalis - естественный) - философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX вв. Согласно Н., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе - основа решения всех философских проблем. Для Н. характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных природе законов. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм - сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует «смысл», ориентация на человека, скрытая «благая» цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку...

Натурализм (Подопригора, 2013)

НАТУРАЛИЗМ [фр. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный] - направление в литературе и искусстве последней трети XIX века, стремившееся к объективному, бесстрастному воспроизведению реальности, уподоблявшее художественное познание научному; натурализм сложился под влиянием идей позитивизма и исходил из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Натурализм (Конт-Спонвиль, 2012)

НАТУРАЛИЗМ (NATURALISM). Учение, рассматривающее природу в широком смысле слова как единственную реальность; считающее, что сверхъестественного не существует, а его проявления суть не более чем иллюзии. Можно ли сказать, что натурализм синонимичен материализму? Не совсем. Всякий материалист является натуралистом, однако не каждый натуралист - материалист (например, Спиноза). Скажем лучше, что натурализм есть ближайший род, одним из видов которого является материализм - монистический натурализм (какой и исповедовал Спиноза), полагающий, что природа полностью и исключительно материальна.

1) Натурализм - (от лат. natura - природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой. В аналитической философии тенденция к конвергенции с натурализмом связана с теоретическими трудностями, возникшими при разработке вопросов модальной логики, семантики и референции. Попытка их преодоления привела к необходимости онтологических допущений и рассмотрению языка и мышления в социально-культурном контексте. Стремление разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую современному уровню науки, характеризует концепцию языка и мышления Д. Серля, а также программу "натурализации эпистемологии" Куайна.

2) Натурализм - (от лат. natura - природа) - убеждение, что естественный порядок вещей является единственно реальным. Появился под влиянием впечатляющих успехов естественных наук в XIX в. Основное для натурализма представление о природе, однако, весьма неопределенно и различно для разных его представителей - Г.Спенсера, Э.Геккеля, Л.Бюхнера и др. Натурализм в метафизике отрицает или игнорирует существование сверхприродного. В психологии он ограничивает способности души возможностями тела, нередко отрицая ее автономию, ее бесконечность. В этике он ошибочно утверждает выводимость нравственных принципов и правил из научного знания природы, человека и общества. В религиозной философии натурализм критикуется за смешение природного и сверхприродного планов бытия, за сведение высших проявлений духовной жизни к низшим сторонам социальной психологии, к обычаям и культуре, за придание Высшему естественных черт и за игнорирование абсолютных ценностей. Принятие псевдорелигиозного натуралистического соблазна характерно также для творчества Д.Мережковского, В.Розанова и др.

3) Натурализм - - направление в философии, отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания. Хотя существует множество разновидностей Н., они единодушны в отношении некоторых фундаментальных принципов, на которых основывается направление в целом: 1) в теоретическом отношении из философии элиминируются "метафизические" вопросы, проблемы, понятия и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены; 2) социальные явления, с т. зр. методологической задачи, качественно идентифицируются с природными явлениями; 3) универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества; 4) философский анализ сводится к выработке обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений. И. объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внеположные человеческой деятельности нормы и ценности. А это ведет к незаконной реификации общества. Вопрос о том, каким образом конституируется такое общество, остается открытым. Социальная реальность начинает восприниматься как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность. Применение натуралистических теорий к социальной реальности, экзистенциальному продукту человеческой деятельности ведет к непродуктивному исследованию природы этой реальности, к незаконной объективации социальных процессов. Т. X. Керимов

4) Натурализм - (от лат. natura - природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, отрицающая понимание природы только как части бытия и исключающая из теоретических объяснений какие-либо ссылки на "сверхъестественные" сущности. Для Н. начала XX в. была характерна тенденция к универсализации принципов и методов естествознания и их экстраполяции на понимание человека и общества. Это выразилось в появлении расово-антропологических, биоорганических и иных натуралистических школ в социологии, а также различных вариантов натуралистической этики, связывающих нравственное сознание и моральные нормы с психофизиологической природой человека. Как философское направление Н. сложился в 20-40-е годы в США. В идейном отношении он был альтернативой религиозно-идеалистическим и трансценденталистским концепциям. От позитивизма Н. отличало стремление сохранить мировоззренческую и онтологическую проблематику, а также ясно выраженный социальный оптимизм и гуманистический пафос, связанный с защитой прав человека, критикой деструктивных социальных сил (милитаризма, политической нетерпимости и т.п.). Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями. Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям. Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Сёрлом. A.M. Каримский Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

5) Натурализм - (лат. - природный, естественный) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективному, точному, бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Главным объектом натуралистов был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и непосредственным бытовым и материальным окружением. Не упускались в изображении человека и те потребности, которые ранее считались "неподходящими" для искусства. В произведениях появлялись ранее "не принятые" герои - крестьяне, наркоманы, проститутки, обитатели городских низов - клошары. Теоретиками и основоположниками натурализма были Э. Золя, братья Э. и Ж. Гонкуры, С. Крейн - в литературе; А. Антуан, О. Брам - в театре; Э. Мане и К. Моне - в живописи. В России натурализм не сформировался в самостоятельное художественное течение. Однако использовался как один из приемов изображения человека (например, в картинах художников-передвижников).

6) Натурализм - (лат. naiura- природа) - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом в Н. является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях - против общественных отношений, препятствовавших выражению «естественной природы» человека. Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности. Нек-рые философы пытались вывести их из «естественного» стремления человека испытывать наслаждение и избегать страдания (Эпикуреизм), др., напротив, считали, что нравственность состоит в отрешении от «земных страстей» и жизни «сообразно природе» мира (Стоицизм). Первая т. зр. в дальнейшем получила развитие в концепциях гедонизма и эвдемонизма, вторая - в теориях врожденных моральных чувств (Нравственного чувства теории). Особенно большое значение натуралистическое понимание морали приобретает в новое время, в этических учениях эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Б. Телезио), в теориях «разумного эгоизма » (Эгоизма теории), затем в утилитаризме, в эволюционной этике и др. теориях морали, В начале XX в. Мур (Интуитивизм) обвинил всю предшествующую этику в «натуралистической ошибке», неправомерно широко используя термин «Н.» для обозначения всех теорий, в к-рых категории добра и долга определяются посредством неморальных понятий» - интересов человека, естественных или социальных и даже сверхъестественных законов, наслаждения, счастья и др. Такое толкование давало основание зачислить в разряд натуралистических теорий не только вульгарно-материалистические, биологические и психологические теории этики, но и нек-рые религиозные моральные учения, напр., теорию «естественного закона » (Неотомизм), а иногда даже и марксистскую этику. В 60-х гг. в совр. буржуазной этике наметился явный поворот к Н., в к-ром мн. философы видят альтернативу позитивистским школам в этике (Неопозитивизм). С Н. они связывают возможность найти правильное соотношение ценностей и фактов, преодолеть господствующий в буржуазной этике принцип автономии морали. При этом отмеченные выше черты натуралистического подхода в этике приобрели особый оттенок в совр, концепциях Н. Так, объяснение нравственности непосредственно связывается с достижениями молекулярной биологии и генетики; в закономерностях этих наук приверженцы Н. пытаются найти методологию этики. Отсюда следует отождествление биологических и моральных ценностей, связанных якобы со всем ходом естественной эволюции, преувеличение роли естественных наук для совершенствования морали, отрицание классового характера морали в классовом об-ве. Объявляя неравенство людей буржуазного об-ва следствием «естественных» различий, заложенных в биологической природе человека, совр. Н. снимает проблему воспитания человека на основе определенной системы ценностей. В лучшем случае нравственное воспитание подменяется системой манипулирования, превращающей человека в хорошо налаженный механизм, должным образом отвечающий на требования социальной среды. Марксизм отвергает натуралистическое понимание морали как ненаучное, т. к. специфические потребности человека не даны «природой», а складываются в процессе истории и характер моральных норм, принципов, идеалов в конечном итоге формируется конкретной социальной действительностью. Раскрывая социальный смысл Н., марксизм показал, что эти теории служат обоснованием идеи незыблемости буржуазного об-ва и его морали.

7) Натурализм - (фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный) - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие " природа " также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике - это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В социологии - преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. О религиозном натурализме см. Пантеизм. Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

8) Натурализм - (лат. natura - природа). 1. В философии-методологический принцип, присущий нек-рым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропологизму, к-рый также не видит специфических закономерностей общественной жизни. В 17 и 18 вв. философский Н. сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом. 2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующий ей художественный метод, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Философской основой Н. явился позитивизм (Конт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное творчество к копированию ее случайных, единичных предметов и явлений. Противоречивость эстетической концепции Н. ярко проявилась у Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противоречие с его теоретическими высказываниями (“ Экспериментальный роман”, 1880; “ Натурализм в театре ”, 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явлений, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характерные для Н. физиологизм, примитивная развлекательность, мелодраматизм, внешняя красивость и т. п. проявляются в самых различных жанрах “массовой культуры” в капиталистических странах. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо или косвенно) идеи пассивности, отказа от социальной борьбы, безразличия к радостям и страданиям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни сближают Н. с формалистическими направлениями в искусстве (Формализм). 3. В этике - характерный для мн. теорий прошлого и этических концепций 20 в. методологический принцип обоснования морали. Согласно ему моральные представления, в частности понятие добра, выводятся не из общественных законов бытия человека, а из какого-то природного начала (законов космоса, органического мира, биологии или психологии человека). К Н. в этике относятся гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, эволюционная этика и др. В совр. зап. этике мн. школы продолжают выводить понятия морали из естественнонаучных понятий и данных антропологии и психологии. Это, напр., этика космической телеологии, теории нравственного чувства, интереса и др. В этике 20 в. Н. был впервые подвергнут критике Муром. Он и его последователи считают, что моральные понятия нельзя выводить из “естественных” (в этом, по их мнению, заключается “натуралистическая ошибка”). Но “ естественное ” они понимают весьма расширительно, относя к нему все, что выходит за сферу морали, в т. ч. и социальные явления. В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. зап. этике. В 40-50-е гг. на Западе появился ряд исследований, авторы к-рых с позиций Н. полемизируют с формализмом и неопозитивизмом. Эта критика формализма и идеализма в этике и содержащиеся в теориях натуралистов элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер. Ее недостатки - отсутствие четкого понимания принципиального отличия социально-исторических законов развития морали от антропологически-психологических моментов. Марксизм показал, что мораль - специфически общественное явление и понять ее природу невозможно, не отказавшись до конца от пережитков Н. в этике.

Натурализм

(от лат. natura - природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой. В аналитической философии тенденция к конвергенции с натурализмом связана с теоретическими трудностями, возникшими при разработке вопросов модальной логики, семантики и референции. Попытка их преодоления привела к необходимости онтологических допущений и рассмотрению языка и мышления в социально-культурном контексте. Стремление разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую современному уровню науки, характеризует концепцию языка и мышления Д. Серля, а также программу "натурализации эпистемологии" Куайна.

(от лат. natura - природа) - убеждение, что естественный порядок вещей является единственно реальным. Появился под влиянием впечатляющих успехов естественных наук в XIX в. Основное для натурализма представление о природе, однако, весьма неопределенно и различно для разных его представителей - Г.Спенсера, Э.Геккеля, Л.Бюхнера и др. Натурализм в метафизике отрицает или игнорирует существование сверхприродного. В психологии он ограничивает способности души возможностями тела, нередко отрицая ее автономию, ее бесконечность. В этике он ошибочно утверждает выводимость нравственных принципов и правил из научного знания природы, человека и общества. В религиозной философии натурализм критикуется за смешение природного и сверхприродного планов бытия, за сведение высших проявлений духовной жизни к низшим сторонам социальной психологии, к обычаям и культуре, за придание Высшему естественных черт и за игнорирование абсолютных ценностей. Принятие псевдорелигиозного натуралистического соблазна характерно также для творчества Д.Мережковского, В.Розанова и др.

Направление в философии, отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания. Хотя существует множество разновидностей Н., они единодушны в отношении некоторых фундаментальных принципов, на которых основывается направление в целом: 1) в теоретическом отношении из философии элиминируются "метафизические" вопросы, проблемы, понятия и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены; 2) социальные явления, с т. зр. методологической задачи, качественно идентифицируются с природными явлениями; 3) универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества; 4) философский анализ сводится к выработке обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений. И. объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внеположные человеческой деятельности нормы и ценности. А это ведет к незаконной реификации общества. Вопрос о том, каким образом конституируется такое общество, остается открытым. Социальная реальность начинает восприниматься как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность. Применение натуралистических теорий к социальной реальности, экзистенциальному продукту человеческой деятельности ведет к непродуктивному исследованию природы этой реальности, к незаконной объективации социальных процессов. Т. X. Керимов

(от лат. natura - природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, отрицающая понимание природы только как части бытия и исключающая из теоретических объяснений какие-либо ссылки на "сверхъестественные" сущности. Для Н. начала XX в. была характерна тенденция к универсализации принципов и методов естествознания и их экстраполяции на понимание человека и общества. Это выразилось в появлении расово-антропологических, биоорганических и иных натуралистических школ в социологии, а также различных вариантов натуралистической этики, связывающих нравственное сознание и моральные нормы с психофизиологической природой человека. Как философское направление Н. сложился в 20-40-е годы в США. В идейном отношении он был альтернативой религиозно-идеалистическим и трансценденталистским концепциям. От позитивизма Н. отличало стремление сохранить мировоззренческую и онтологическую проблематику, а также ясно выраженный социальный оптимизм и гуманистический пафос, связанный с защитой прав человека, критикой деструктивных социальных сил (милитаризма, политической нетерпимости и т.п.). Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями. Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям. Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Сёрлом. A.M. Каримский Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

(лат. - природный, естественный) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективному, точному, бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Главным объектом натуралистов был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и непосредственным бытовым и материальным окружением. Не упускались в изображении человека и те потребности, которые ранее считались "неподходящими" для искусства. В произведениях появлялись ранее "не принятые" герои - крестьяне, наркоманы, проститутки, обитатели городских низов - клошары. Теоретиками и основоположниками натурализма были Э. Золя, братья Э. и Ж. Гонкуры, С. Крейн - в литературе; А. Антуан, О. Брам - в театре; Э. Мане и К. Моне - в живописи. В России натурализм не сформировался в самостоятельное художественное течение. Однако использовался как один из приемов изображения человека (например, в картинах художников-передвижников).

(лат. naiura- природа) - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом в Н. является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях - против общественных отношений, препятствовавших выражению «естественной природы» человека. Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности. Нек-рые философы пытались вывести их из «естественного» стремления человека испытывать наслаждение и избегать страдания (Эпикуреизм), др., напротив, считали, что нравственность состоит в отрешении от «земных страстей» и жизни «сообразно природе» мира (Стоицизм). Первая т. зр. в дальнейшем получила развитие в концепциях гедонизма и эвдемонизма, вторая - в теориях врожденных моральных чувств (Нравственного чувства теории). Особенно большое значение натуралистическое понимание морали приобретает в новое время, в этических учениях эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Б. Телезио), в теориях «разумного эгоизма » (Эгоизма теории), затем в утилитаризме, в эволюционной этике и др. теориях морали, В начале XX в. Мур (Интуитивизм) обвинил всю предшествующую этику в «натуралистической ошибке», неправомерно широко используя термин «Н.» для обозначения всех теорий, в к-рых категории добра и долга определяются посредством неморальных понятий» - интересов человека, естественных или социальных и даже сверхъестественных законов, наслаждения, счастья и др. Такое толкование давало основание зачислить в разряд натуралистических теорий не только вульгарно-материалистические, биологические и психологические теории этики, но и нек-рые религиозные моральные учения, напр., теорию «естественного закона » (Неотомизм), а иногда даже и марксистскую этику. В 60-х гг. в совр. буржуазной этике наметился явный поворот к Н., в к-ром мн. философы видят альтернативу позитивистским школам в этике (Неопозитивизм). С Н. они связывают возможность найти правильное соотношение ценностей и фактов, преодолеть господствующий в буржуазной этике принцип автономии морали. При этом отмеченные выше черты натуралистического подхода в этике приобрели особый оттенок в совр, концепциях Н. Так, объяснение нравственности непосредственно связывается с достижениями молекулярной биологии и генетики; в закономерностях этих наук приверженцы Н. пытаются найти методологию этики. Отсюда следует отождествление биологических и моральных ценностей, связанных якобы со всем ходом естественной эволюции, преувеличение роли естественных наук для совершенствования морали, отрицание классового характера морали в классовом об-ве. Объявляя неравенство людей буржуазного об-ва следствием «естественных» различий, заложенных в биологической природе человека, совр. Н. снимает проблему воспитания человека на основе определенной системы ценностей. В лучшем случае нравственное воспитание подменяется системой манипулирования, превращающей человека в хорошо налаженный механизм, должным образом отвечающий на требования социальной среды. Марксизм отвергает натуралистическое понимание морали как ненаучное, т. к. специфические потребности человека не даны «природой», а складываются в процессе истории и характер моральных норм, принципов, идеалов в конечном итоге формируется конкретной социальной действительностью. Раскрывая социальный смысл Н., марксизм показал, что эти теории служат обоснованием идеи незыблемости буржуазного об-ва и его морали.

(фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный) - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие " природа " также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике - это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт, Маркс, Ницше). В социологии - преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. О религиозном натурализме см. Пантеизм. Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

(лат. natura - природа). 1. В философии-методологический принцип, присущий нек-рым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропологизму, к-рый также не видит специфических закономерностей общественной жизни. В 17 и 18 вв. философский Н. сыграл положительную роль в борьбе со спиритуализмом. 2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующий ей художественный метод, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Философской основой Н. явился позитивизм (Конт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное творчество к копированию ее случайных, единичных предметов и явлений. Противоречивость эстетической концепции Н. ярко проявилась у Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противоречие с его теоретическими высказываниями (“ Экспериментальный роман”, 1880; “ Натурализм в театре ”, 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явлений, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характерные для Н. физиологизм, примитивная развлекательность, мелодраматизм, внешняя красивость и т. п. проявляются в самых различных жанрах “массовой культуры” в капиталистических странах. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо или косвенно) идеи пассивности, отказа от социальной борьбы, безразличия к радостям и страданиям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни сближают Н. с формалистическими направлениями в искусстве (Формализм). 3. В этике - характерный для мн. теорий прошлого и этических концепций 20 в. методологический принцип обоснования морали. Согласно ему моральные представления, в частности понятие добра, выводятся не из общественных законов бытия человека, а из какого-то природного начала (законов космоса, органического мира, биологии или психологии человека). К Н. в этике относятся гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, эволюционная этика и др. В совр. зап. этике мн. школы продолжают выводить понятия морали из естественнонаучных понятий и данных антропологии и психологии. Это, напр., этика космической телеологии, теории нравственного чувства, интереса и др. В этике 20 в. Н. был впервые подвергнут критике Муром. Он и его последователи считают, что моральные понятия нельзя выводить из “естественных” (в этом, по их мнению, заключается “натуралистическая ошибка”). Но “ естественное ” они понимают весьма расширительно, относя к нему все, что выходит за сферу морали, в т. ч. и социальные явления. В результате мораль и этика отрываются от фактических знаний о человеке и общественных наук. Этот порок присущ всему формалистическому направлению, возникшему в совр. зап. этике. В 40-50-е гг. на Западе появился ряд исследований, авторы к-рых с позиций Н. полемизируют с формализмом и неопозитивизмом. Эта критика формализма и идеализма в этике и содержащиеся в теориях натуралистов элементы материализма в целом имеют прогрессивный характер. Ее недостатки - отсутствие четкого понимания принципиального отличия социально-исторических законов развития морали от антропологически-психологических моментов. Марксизм показал, что мораль - специфически общественное явление и понять ее природу невозможно, не отказавшись до конца от пережитков Н. в этике.

  1. натурализм

    Натурализма, мн. нет, м. (от латин. naturalis – природный). 1. Философское направление, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.).

  2. Натурализм

    (фр. naturalisme, от лат. natura)
    1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX...

    Словарь по культурологии
  3. НАТУРАЛИЗМ

    НАТУРАЛИЗМ - 1) направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети 19 в. (теоретик и
    Глава направления - Э. Золя; братья Э. и Ж. Гонкур, А. Хольц, Г. Гауптман, С. Крейн, Ф. Норрис, К. Лемонье - в литературе; А. Антуан...

  4. НАТУРАЛИЗМ

    НАТУРАЛИЗМ - англ. naturalism; нем. Naturalismus. 1. В философии - направление, согласно к-рому природа является единственным универсальным принципом объяснения всего сущего. 2. В социологии - тенденция в объяснении соц.

    Социологический словарь
  5. натурализм

    НАТУРАЛ’ИЗМ, натурализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. naturalis - природный).
    1. Философское направление, близкое к вульгарному материализму, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.).

    Толковый словарь Ушакова
  6. натурализм

    НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природный, естественный) - термин, используемый в нескольких значениях. В методологии и истории естествознания под Н. обычно понимается описательное естествознание, расцвет которого приходится на 18 - первую половину 19 вв.

  7. натурализм

    Натурализм, натурализмы, натурализма, натурализмов, натурализму, натурализмам, натурализм, натурализмы, натурализмом, натурализмами, натурализме, натурализмах

    Грамматический словарь Зализняка
  8. Натурализм

    (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа),
    1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX...

    Художественная энциклопедия
  9. Натурализм

    НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura - природа) - название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда Н. стал самым влиятельным направлением.

    Литературная энциклопедия
  10. натурализм

    А, м.
    1.
    Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети 19 в.) и характеризовавшееся стремлением к объективному воспроизведению действительности и человеческих отношений.

    Малый академический словарь
  11. натурализм

    натурализм
    I м.
    Направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности.
    II м.
    Фактографическое, с излишне пристальным вниманием к деталям жизни и быта изображение действительности.

    Толковый словарь Ефремовой
  12. натурализм

    Натур/ал/и́зм/.

    Морфемно-орфографический словарь
  13. натурализм

    НАТУРАЛИЗМ а, м. naturalisme m. 1. Реакционная идеалистическая философская теория, пытающаяся объяснить развитие общества законами природы. БАС-1.

  14. натурализм

    орф.
    натурализм, -а

    Орфографический словарь Лопатина
  15. Натурализм

    Современная форма литературного движения, известного под именем реализма (см.). Н. выделяется из общего течения реализма требованием полнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей, эмоциональной стороны человеческой природы.

  16. натурализм

    НАТУРАЛИЗМ, а, м.
    1. Направление в литературе и искусстве последней трети 19 в., стремящееся к внешне точному изображению действительности.
    2. Фактографическое, внешнее воспроизведение жизни, быта. Излишний н.

    Толковый словарь Ожегова
  17. Натурализм

    I
    Натурали́зм (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа)
    1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети...

    Большая советская энциклопедия
  18. натурализм

    НАТУРАЛИЗМ -а; м. [франц. naturalisme от лат. naturalis - природный, естественный]. Книжн.
    1. Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети...

    Толковый словарь Кузнецова
  19. натурализм

    См. натура

    Толковый словарь Даля
  20. Натурализм

    НАТУРАЛИЗМ см. Реализм.

  21. натурализм

    сущ., кол-во синонимов: 2 нудизм 2 сыроедение 6

  22. натурализм и культурцентризм

    НАТУРАЛИЗМ И КУЛЬТУРЦЕНТРИЗМ - две ведущие исследовательские программы социально-гуманитарных наук
    и нормы научности наук об обществе по образцу естественных наук.
    В натурализме использован образ природы
    Натурализм в методологии социальных наук 20 в. связан с развитием всех разновидностей позитивизма
    не столь явным образом, как натурализм , опирается на частные науки, ибо общественные науки, на которые
    исследовательская программа не упраздняет натуралистическую программу. В силу сказанного натурализм

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  23. нана-натурализм

    НАНА-НАТУРАЛИЗМ , НАНАТУРАЛИЗМ а, м. Его <�золя> натурализм
    натурализме в жанре Золя, которое
    натурализма . РБ 1913 7 184.

    Словарь галлицизмов русского языка
  24. Реализм и натурализм

    РЕАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ . Реализм, это - верность жизни, это - такая манера творчества, при которой оно
    на свой образец...
    Одной из разновидностей реализма является натурализм , т.-е. приверженность
    с естествознанием. И самая теория натурализма возникла, несомненно, под влиянием успехов науки
    так сказать, осененная и защищенная принципом эволюции. Натурализм не преображает, а протоколирует реальность
    он отнимает свободу. Больше того: натурализм вообще - противник героического начала и поэтому

    Словарь литературных терминов
  25. То же, что и лингвистический биологизм.

  26. Реализм и натурализм в живописи

    класса. Если в литературе слово "натурализм " получило значение как выражение низкого Р., то в живописи
    различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри
    признавал законность нового направления и называл его натурализмом , тем более, что новосоставленное
    жизненность, и сверх того - характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Натурализм Курбэ
    напоминают то франц., то нем. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  27. Учение, разработанное А. Шлейхером. Основано на применении естественно-научного метода в исследованиях языка. (См.: Шлейхер, Август).

    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  28. натуралист

    натуралист
    I м.
    1. Последователь натурализма натурализм I
    2. Представитель натурализма натурализм I

    Толковый словарь Ефремовой
  29. натуралистичный

    натуралистичный прил.
    натурализм II, связанный с ним.
    2
    Свойственный натурализму натурализм II, характерный для него.

    Толковый словарь Ефремовой
  30. натуралистический

    натуралистический
    I прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ. натурализм I, натуралист I, связанный
    с ними.
    2. Свойственный натурализму натурализм I, натуралисту натуралист I, характерный для них.
    II
    прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ. натурализм II, связанный с ним.
    2. Свойственный натурализму натурализм II, характерный для него.

    Толковый словарь Ефремовой
  31. натуралистически

    НАТУРАЛИСТИЧЕСКИ, НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ см. Натурализм .

    Толковый словарь Кузнецова
  32. натуралистично

    НАТУРАЛИСТИЧНО, НАТУРАЛИСТИЧНОСТЬ; НАТУРАЛИСТИЧНЫЙ см. Натурализм .

    Толковый словарь Кузнецова
  33. натуралистский

    натуралистский
    I прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ. натурализм I, натуралист I, связанный
    с ними.
    2. Свойственный натурализму натурализм I, характерный для него.
    II прил.
    1. Соотносящийся по знач

    Толковый словарь Ефремовой
  34. нудизм

    сущ., кол-во синонимов: 2 натурализм 2 натуризм 1

    Словарь синонимов русского языка
  35. нанатурализм

    НАНА-НАТУРАЛИЗМ , НАНАТУРАЛИЗМ а, м. Его <�золя> "Экспериментальный роман" или нана-натурализм
    присуще минутным воздействиям окружающей действительности, натурализме в жанре Золя, которое
    когда-то Лев Мечников в "Деле" насмешливо назвал "нанатурализмом" вместо натурализма . РБ 1913 7 184.

    Словарь галлицизмов русского языка
  36. натуралистически

    натуралистически
    I нареч. обстоят. качества
    1. С точки зрения натурализма как направления
    не осмысленному изображению действительности.
    2. В соответствии с законами и принципами натурализма .
    II
    нареч. обстоят. качества
    Так, как свойственно натурализму - фактографическому изображению

    Толковый словарь Ефремовой
  37. сыроедение

    сущ., кол-во синонимов: 6 вегетарианство 3 диета 9 натурализм 2 питание 44 сыромоноедение 1 сыроядение 1

    Словарь синонимов русского языка
  38. Нагель Эрнест

    Нагель (Nagel) Эрнест
    (1901-1985), американский философ и логик, представитель философского натурализма . Труды по логике и методологии науки.

  39. веризм

    [фр. verisme < лат. verus истинный, правдивый] – близкое к натурализму направление в литературе и музыке (оперной) 19 в., главным образом в Италии

    Большой словарь иностранных слов
  40. натуралистический

    НАТУРАЛИСТ’ИЧЕСКИЙ, натуралистическая, натуралистическое (·книж.). прил. к натурализм

    Толковый словарь Ушакова
  41. натуралист

    естествоиспытатель. Юный натуралист.
    2. Сторонник, последователь натурализма (в философии, литературе, искусстве).

    Толковый словарь Ушакова
  42. ЗУДЕРМАН

    ЗУДЕРМАН (Sudermann) Герман (1857-1928) - немецкий писатель. Представитель натурализма

    Большой энциклопедический словарь
  43. Мимезис

    точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов; основа натурализма в искусстве.

    Словарь по культурологии
  44. БЕНТОН

    Соединяющие символику и натурализм сцены из жизни "среднего Запада" ("Июльский полдень", 1943).

    Большой энциклопедический словарь
  45. натуралистический

    натуралистический // натуралистичный
    НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ 1. Относящийся к натурализму как направлению
    Содержащий элементы натурализма , с уклоном в натурализм , с излишней подробностью описания
    изображение чего-либо - изображение, относящееся к натурализму ; натуралистичное изображение чего-либо - изображение с уклоном в натурализм .

    Словарь паронимов русского языка
  46. ЗАРЯНКО Сергей Константинович

    О. А. Петрова, 1849) в произведениях Зарянко постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом .

    Большой энциклопедический словарь
  47. ХАРТЛЕБЕН

    ХАРТЛЕБЕН (Гартлебен) (Hartleben) Отто Эрих (1864-1905) - немецкий писатель, близкий натурализму

    Большой энциклопедический словарь
  48. ХОЛЬЦ

    ХОЛЬЦ (Гольц) (Holz) Арно (1863-1929) - немецкий писатель и теоретик натурализма . Сборник стихов

    Большой энциклопедический словарь
  49. фидеистский

    натурализма

    Словарь галлицизмов русского языка
  50. Херемон

    стоического натурализма . Написал историю Египта.
    См. Zeller, "Hermes" (XI, 430 и сл.).

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  51. Хартлебен, Гартлебен Отто Эрих

    Хартлебен, Гартлебен (Hartleben) Отто Эрих
    (1864-1905), немецкий писатель, близкий натурализму

    Большая биографическая энциклопедия
  52. измизировать

    "натурализма ", к последнему стоит присоединить эпитеты "ползучий", "бескрылый" или "приземленный". Ю

    Словарь галлицизмов русского языка
  53. приземленный

    П-ые чувства, отношения. П-ые дела. П. натурализм .
    ◁ Приземлённо, нареч. Приземлённость, -и; ж. П. мечтаний. П. интересов.

    Толковый словарь Кузнецова
  54. ХАЛЬБЕ

    ХАЛЬБЕ (Halbe) Макс (1865-1944) - немецкий драматург. Представитель натурализма . Формировал

    Большой энциклопедический словарь
  55. ТАЯМА Катай

    ТАЯМА Катай (1871-1930) - японский писатель. Представитель натурализма . Повесть "Постель" (1907

    Большой энциклопедический словарь
  56. ПАРДО БАСАН

    "Христианка" (1890) - "Дочь народа" (1893) - "Испытание" (1900) и др., в центре которых социальные и моральные проблемы. Работы по эстетике натурализма .

    Большой энциклопедический словарь
  57. ВИГЕЛАНН

    Н. Абелю (1908) - ансамбль Фрогнерпарк в Осло (1900-43) отмечены сочетанием натурализма , символики

    Большой энциклопедический словарь
  58. натуралист

    юннат).
    2. Сторонник, последователь натурализма (в 1 и 3 знач.).
    | ж. натуралистка, и (к 1 и 3 знач.).
    | прил. натуралистский, ая, ое.

    Толковый словарь Ожегова
  59. Хольц, Гольц Арно

    Хольц, Гольц (Holz) Арно
    (1863-1929), немецкий писатель, теоретик натурализма . Сборник стихов

    Большая биографическая энциклопедия
  60. приземлённый

    чуждый возвышенных, духовных стремлений.
    [Фужерон] реалист, но враг приземленного натурализма . Ю. Жуков, Из боя в бой.

    Малый академический словарь
  61. Дыгасиньский Адольф

    Дыгасиньский (Dygasiński) Адольф
    (1839-1902), писатель, зачинатель польского натурализма . Рассказы

    Большая биографическая энциклопедия
  62. порнография

    Это слово, называющее натурализм в изображении половых отношений, было заимствовано из французского

    Этимологический словарь Крылова
  63. золаизм

    ЗОЛАИЗМ а, м. zolaïsme?< Zola. Литературное направление натурализма в свете идей Золя
    2 230. К концу 70-х годов быт, обывательщина, натурализм , доходивший почти до золяизма, выросли

    Словарь галлицизмов русского языка
  64. РОЗЕГГЕР

    РОЗЕГГЕР (Rosegger) Петер (1843-1918) - австрийский писатель; примыкал к натурализму . Рассказы

    Большой энциклопедический словарь
  65. Розеггер Петер

    Розеггер (Rosegger) Петер
    (1843-1918), австрийский писатель. Примыкал к натурализму . Рассказы

    Большая биографическая энциклопедия
  66. биполярность

    если не уловить свойственной ему биполярности, непрестанного колебания от натурализма и спиритуализму

    Словарь галлицизмов русского языка
  67. решерш дю вре

    всегда присуща чисто живописная recherche du vrai, действующая на нас как непосредственный натурализм . Маковский 2000 594.

    Словарь галлицизмов русского языка
  68. натуралистический

    НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. naturaliste adj. 1. Отн. к натурализму . БАС-1. Главари натуралистической
    школы, Золя, Мопассан.. "протоколировали" действительность. ВЕ 1906 1 396.
    2. В стиле натурализма

    Словарь галлицизмов русского языка