Специальное олимпийское движение!!!

Где и когда зародилось Специальное олимпийское движение?

Специальное Олимпийское движение возникло по инициативе Юнис Кеннеди Шрайвер, сестры президента США Джона Кеннеди. 1963 год В США

Какова главная цель Специальной Олимпиады?

Специальные олимпиады проводятся исключительно с целью адаптации людей с нарушениями интеллектуального развития. На соревнованиях нет цели выявить сильнейшего и зафиксировать спортивные рекорды. Все участники делятся на дивизионы в зависимости от их спортивной подготовки. Таким образом, для участия в соревнованиях Специальных олимпиад не требуется показывать каких-либо спортивных достижений. Разница результатов между спортсменами одного дивизиона не должна составлять больше 10 % (допускается 15 % при небольшом числе спортсменов). В каждом дивизионе соревнуется не более 8 участников. При этом на пьедестале также 8 мест - то есть проигравших в принципе не бывает.

На соревнования более высокого уровня отбираются трое спортсменов, занявших высшие три места в каждом дивизионе, а также частично прочие участники путём жеребьёвки. В результате на Всемирную Специальную олимпиаду имеет шанс попасть каждый - вне зависимости от спортивных достижений.

На Специальных олимпиадах нет фиксации национальной принадлежности участников и отсутствуют «командные зачёты» между различными странами.

Какая организация занимается программами Специальной олимпиады в Российской Федерации? В Российской Федерации развитие Специального Олимпийского движения осуществляет Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Каковы особенности работы Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга?

Охарактеризуйте сходства и различия Специального Олимпийского движения и Паралимпийского движения.

Раскройте предпосылки развития адаптивного спорта среди лиц с нарушением интеллекта.

Назовите и охарактеризуйте основные даты в развитии адаптивного спорта среди лиц с нарушением интеллекта за рубежом.

1963 год США Юнис Кеннеди Шрайвер открыла в собственном доме летний лагерь для умственно отсталых людей.

1968 год первые международные игры Спешл Олимпикс

1977 год первые международные зимние игры в США Спешл Олимпикс

2015 год летние 14 –е игры в Лос-Анджилисе Спешл Олимпикс

2013 год зимние 10 – е игры в Китае Спешл Олимпикс

В 2012 году лица с нарушением интеллекта снова включены в паралимпийское движение

Назовите и охарактеризуйте основные даты в развитии адаптивного спорта среди лиц с нарушением интеллекта в нашей стране.

В России выделяют 5 этапов:

1 – ый этап « донаучный» 1912 – 1959 Начинателем этого был В.П. Кащенко (1912), который уделял большое внимание лечебно-оздоровительным мероприятиям (гимнастике, играм, массажу) при ра­боте в открытой им школе-санатории. В те годы особое значение во вспомогательной школе придавалось учебному предмету, называемому «психическая ортопедия» (это была система упражнений, способствующих коррекции психических недостатков, в числе которых были движения для совершенствования мел­кой моторики (пальцев и кистей рук). Кроме того, в учебный план вспомогательной школы было включено наряду с уроками рисования, пения, ручного труда и выполнение физических упражнений.

2 – ой этап первые научные исследования 1960 -1965 (Александр Сергеевич Самыличев)

3 – ий этап 1966 - 1975 внедрение инвалидно –охранительного режима. На основании исследования моторики и физического развития детей-олигофренов всячески подчеркивались особенности их дви­гательной сферы и вводились всевозможные запреты и ограничения.

4 – ый этап 1976 - 1990 В 1977 г. изучение усвоения учащимися сложных двигательных действий, разработка системы специальных и подводящих упражнений.

5 –ый этап с 1991 по настоящее время внедрение соревновательной деятельности в жизнь учащихся с нарушением интеллекта. Вступление в мировое спортивное движение. Создание специальной Олимпиады России А.В.Павлов – президент.

Назовите места и сроки проведения летних Всемирных Специальных Олимпийских игр начиная с 1968 г.

Назовите места и сроки проведения зимних Всемирных Специальных Олимпийских игр начиная с 1968 г.

Расскажите о первых летних Специальных Олимпийских играх, в которых наша страна принимала участие.

В 1995 г. в Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных специальных олимпийских играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации "Спешиал Олимпикс".

Расскажите о деятельности организации Спешиал Олимпикс.

Основными периодами становления и развития адаптивного спорта в России следует считать:

1 – ый период : 1932 год – период зарождения , характеризующийся появлением первых организованных форм занятий физическими упражнениями с инвалидами, возникновением первых в России спортивных организации и секции для инвалидов (в основном, по слуху и зрению)

2- ой период : 1932 – 1980 гг – период накопления опыта , который характеризуется дальнейшим развитием спорта глухих, активным развитием теории и методики ЛФК с элементами спорта для лиц с поражением ОДА

3 – ий период : 1980 – 1992 гг – становление адаптивного спорта в России, которое начинается с момента создания первой в СССР Федерации спорта инвалидов при Горспорткомитете Ленинграда. Участие отечественных спортсменов- инвалидов с поражением ОДА в Паралимпийских играх в Испании.

4 –ый период : 1992 – 1996 гг – период спада выраженное снижение массовости российского адаптивного спорта по причине резкого снижения государственного финансирования. Участие в долг.

5 –ый период : 1996 – 2000 гг – возрождение адаптивного спорта в новой России. Оформление адаптивной ФК как науки, создание паралимпийского комитета в России 1996 г, активное участие российских спортсменов – инвалидов в международных соревнований.

6 – ой период : с 2000 г. по настоящее время – развитие адаптивного спорта в России, который характеризуется увеличением колличества занимающихся адаптивным спортом, значительные достижения российских спортсменов- инвалидов на международной арене, активное развитие ТиМАФК

Особенности видов спорта для инвалидов по зрению

Существуют три класса по классификации ИБСА для людей с нарушенным зрением - это В1, В2 и В3. Эта классификация определяется по остроте зрения каждого спортсмена:

В1: от невозможности увидеть свет любым глазом до наличия такой возможности, но неспособности при этом различать контур руки на любом расстоянии или в любом направлении (тотально слепые).

В2: от способности различать контур руки до остроты зрения, равной 2/60 и/или поля зрения менее 5 градусов.

В3: от остроты зрения свыше 2/60 до 6/60 и/или поля зрения более 5 градусов и менее 20 градусов.

В процессе подготовки спортсмена-инвалида их тренерами давно было замечено, что у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спортсмена. Но и цена этих результатов намного выше, в чем можно убедиться на примере подготовки спортсмена-лыжника. Виды спорта: мини - футбол, стрельба из лука (с новодящим) , легкая атлетика (с лидером) , Лыжные гонки, биатлон, плавание, велосипедный спорт, выездка (конный спорт) , волейбол, голбол, бочча,

Специальная Олимпиада и Паралимпиада – это две отдельные организации, признанные МОК. Уникальный характер Специальной Олимпиады состоит в том, что она предоставляет спортивные возможности лицам с нарушениями умственного развития на всех уровнях атлетических способностей. Паралимпиада представляет спортивные возможности спортсменам элитного уровня с физическими или умственными недостатками.

История со движения в России

В феврале 1990 г. в Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе «Спешиал Олимпикс». На этом семинаре была создана общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой «Спешиал Олимпикс».

В 1990 г. прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских Специальных Олимпийских Играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу.

Весной 1991 г. в Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар «Спешиал Олимпикс». После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские Игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик.

В июне 1991 г. делегация из 113 человек, среди которых были представители всех союзных республик, приняла участие в летних Всемирных специальных олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гандболу.

В декабре 1991 г. в связи с распадом Советского Союза Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады был ликвидирован и создана общественная организация Специальная Олимпиада Евразии. Целью ее создания была помощь в организации самостоятельных национальных программ «Спешиал Олимпикс» в 12 молодых странах на территории бывшего Советского Союза.

В 1992 г. в Петрозаводске проведены первые зимние Специальные Олимпийские Игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

В марте 1993 г. в Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных Олимпийских Играх в соревнованиях по лыжным гонкам, горнолыжному, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

В 1994 г. в Ашхабаде (Туркменистан) в летних Специальных Олимпийских Играх Евразии участвовали спортсмены из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Киргизстана в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, настольному теннису, футболу. К сожалению, в связи с материальными проблемами в них не смогли принять участие остальные страны.

В 1995 г. в Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных Олимпийских Играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации «Спешиал Олимпикс».

Такой быстрый рост Специального Олимпийского движения в странах постсоветского пространства может быть объяснен тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта.

Выявилось, что активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе.

Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация, официально признанная Олимпийским Комитетом России, являющаяся национальным комитетом международной общественной организации Special Olympics International.

В сентябре 1999 года Министерством юстиции РФ была впервые зарегистрирована «Специальная Олимпиада России» – единственная в нашей стране организация, представляющая Россию в SOI, в том числе на международных соревнованиях.

«Специальная Олимпиада России» организует всероссийские соревнования по отдельным видам спорта и олимпиады, комплектует и направляет сборные команды на европейские и мировые соревнования, организует общероссийские семинары, обучает тренеров и судей, выпускает методическую литературу. Основная задача «Специальной Олимпиады России» – распространение Специального Олимпийского движения в стране и вовлечение большего числа лиц с умственной отсталостью к занятиям спортом по программам «Специальной Олимпиады». Для этого дирекция проделывает большую работу по организации территориальных отделений и региональных центров.

Введение

Special Olympics International - международная организация, занимающаяся вопросами организации спортивныхмероприятий для лиц с умственными отклонениями. Является основным организатором Всемирной Специальной Олимпиады (Special Olympics World Games ), проводящейся каждые 4 года. Организация была основана в 1968 году вЧикаго учителем физкультуры Анной Макглоун Бюрке.

Глава. История специального олимпийского движения

Специальное Олимпийское движение возникло по инициативе Юнис Кеннеди Шрайвер, сестры президента США Джона Кеннеди. В 1957 году она возглавила фонд Джозефа Кеннеди. Фонд имеет две основные цели: найти защиту от умственной отсталости путём определения её причин и улучшить способы обращения общества с гражданами с ограниченными интеллектуальными возможностями.

В 1963 году Юнис и её муж Сарджент Шрайвер решили изменить положение людей, которые считались в обществе лишними. С этой целью они приспособили свой дом в Мэриленде под спортивный дневной лагерь для детей и взрослых с задержкой умственного развития, чтобы изучать их способности. Первые же результаты работы с ними показали, насколько эти люди чутки к заботе и как при поддержке и терпеливом обучении раскрывается их внутренний потенциал. Люди с задержкой умственного развития оказались намного способнее в различных видах спорта и физической культуры, чем думали специалисты до того.

В июле 1968 года на Военном поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские игры, организованные Анной Бюрке на средства фонда Кеннеди. В декабре того же года была создана организация Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками специального олимпийского движения стали более трех миллионов человек из 180 стран мира.

До 1989 года игры проводились исключительно в США под названием Международные специальные Олимпийские игры. Затем игры стали принимать другие страны, и их переименовали в Мировые специальные Олимпийские игры

глава. История специального олимпийского движения в России

В феврале 1990 года в Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе «Спешиал Олимпикс». На этом семинаре была создана общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза.

В семинаре принимали участие российские (А.А. Дмитриев, В.М. Мозговой) и американские (д-р Хиели и д-р Долан) ученые в области физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физвоспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации «Спешиал Олимпикс Интернешнл» во главе с президентом этой организации г-ном Сарджентом Шрайвером. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой «Спешиал Олимпикс».

В 1990 году прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских Специальных Олимпийских Играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу. Этот первый опыт участия в международных соревнованиях «Спешиал Олимпикс» дал возможность тренерам понять принципы этого движения, поближе познакомиться с его требованиями и правилами.

Весной 1991 года в Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар «Спешиал Олимпикс», в котором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Татьяна Сарычева, Александр Болошев, Алжан Жармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские Игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик.

В июне 1991 года делегация из 113 человек, среди которых были представители всех союзных республик, приняла участие в летних Всемирных специальных олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гандболу.

В декабре1991 года в связи с распадом Советского Союза Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады был ликвидирован и создана общественная организация Специальная Олимпиада Евразии. Целью ее создания была помощь в организации самостоятельных национальных программ «Спешиал Олимпикс» в 12 молодых странах на территории бывшего Советского Союза.

В 1992 году в Петрозаводске проведены первые зимние Специальные Олимпийские Игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

В марте1993 года в Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных Олимпийских Играх в соревнованиях по лыжным гонкам, горнолыжному, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

В 1994 году в Ашхабаде (Туркменистан) в летних Специальных Олимпийских Играх Евразии участвовали спортсмены из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Киргизстана в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, настольному теннису, футболу. К сожалению, в связи с материальными проблемами в них не смогли принять участие остальные страны.

В 1995 году в Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных Олимпийских Играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации «Спешиал Олимпикс».

Такой быстрый рост Специального Олимпийского движения в странах постсоветского пространства может быть объяснен тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с умственной отсталостью. Выявилось, что активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе.

Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация, официально признанная Олимпийским Комитетом России, являющаяся национальным комитетом международной общественной организации Special Olympics International.

В сентябре 1999 года Министерством юстиции РФ была впервые зарегистрирована «Специальная Олимпиада России» – единственная в нашей стране организация, представляющая Россию в SOI, в том числе на международных соревнованиях.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Частный летний лагерь для людей с нарушениями интеллекта положил начало всемирному спортивному движению.

Специальная Олимпиада на протяжении вот уже более 43 лет меняет к лучшему жизнь инвалидов и отношение общества к ним.

Юнис Кеннеди Шрайвер открыла мир спорта для детей с нарушениями интеллекта на занятиях в летнем лагере, ставших прототипом соревнований Специальной Олимпиады.

В начале 1960-х гг. внимание Юнис Кеннеди Шрайвер привлекла проблема несправедливого отношения общества к людям с нарушениями интеллекта. В частности, для детей с особыми потребностями даже не строились отдельные площадки для игр. Юнис решила бороться с несправедливостью. Очень скоро она смогла найти способ реализовать свои убеждения на практике, организовав летний лагерь для детей и молодежи с нарушениями интеллекта.

Ее целью стало выяснить, могут ли (и если да, то в каком объеме) такие дети заниматься спортом и другими активными видами отдыха, и не заострять внимание на том, чего они делать не могут.

Ее идеи получили развитие и привели к появлению Специального Олимпийского движения во всем мире.

В июле 1968 года на Воинском поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские Игры. В декабре того же года была создана Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками специального олимпийского движения стали более трех миллионов человек из 180 стран мира.

В 1988 году на XV Зимних олимпийских играх в Калгари президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Ю.Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «Олимпиада».

… принимая во внимание усилия Special Olympics International, способствующие распространению занятий спортом среди лиц с умственной отсталостью, Международный Олимпийский комитет в официальном порядке признает Специальную Олимпиаду, которая настоящим получает разрешение на использование наименования “Олимпиада”…

Хуан Антонио Самаранч - Президент Международного Олимпийского комитета, 15 февраля 1988 г., Калгари, Канада, XV зимние Олимпийские Игры

Заслуга Юнис и ее мужа, Сарджента Шрайвера, видного деятеля демократической партии США, состоит в том, что они сумели доказать: регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогают умственно отсталым людям приобретать навыки труда и коллективных осознанных действий, учат их выступать целенаправленно и организованно. Это создает возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество.

В России специальное олимпийское движение развивается с 1990 года. 16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Ныне в специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 110 тысяч детей и взрослых. Работают около 60 местных отделений Специальной Олимпиады России.

История Специального Олимпийского движения в России

Февраль 1990 г.

В Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе «Спешиал Олимпикс». На этом семинаре была создана общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. В семинаре принимали участие российские (А.А. Дмитриев, В.М. Мозговой) и американские (д-р Хиели и д-р Долан) ученые в области физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физвоспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации «Спешиал Олимпикс Интернешнл» во главе с президентом этой организации г-ном Сарджентом Шрайвером. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой «Спешиал Олимпикс».

Июнь 1990 г.

Прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских Специальных Олимпийских Играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу. Этот первый опыт участия в международных соревнованиях «Спешиал Олимпикс» дал возможность тренерам понять принципы этого движения, поближе познакомиться с его требованиями и правилами.

Апрель 1991 г.

В Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар «Спешиал Олимпикс», в котором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Татьяна Сарычева, Александр Болошев, Алжан Жармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские Игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик.

Июнь 1991 г.

Делегация из 113 человек, среди которых были представители всех союзных республик, приняла участие в летних Всемирных специальных олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гандболу.

Декабрь 1991 г.

В связи с распадом Советского Союза Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады был ликвидирован и создана общественная организация Специальная Олимпиада Евразии. Целью ее создания была помощь в организации самостоятельных национальных программ «Спешиал Олимпикс» в 12 молодых странах на территории бывшего Советского Союза.

1992 г.

В Петрозаводске проведены первые зимние Специальные Олимпийские Игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

Март 1993 г.

В Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных Олимпийских Играх в соревнованиях по лыжным гонкам, горнолыжному, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

1994 г.

В Ашхабаде (Туркменистан) в летних Специальных Олимпийских Играх Евразии участвовали спортсмены из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Киргизстана в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, настольному теннису, футболу. К сожалению, в связи с материальными проблемами в них не смогли принять участие остальные страны.

Июль 1995 г.

В Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных Олимпийских Играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации «Спешиал Олимпикс». Такой быстрый рост Специального Олимпийского движения в странах постсоветского пространства может быть объяснен тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с умственной отсталостью. Выявилось, что активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе. Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация, официально признанная Олимпийским Комитетом России, являющаяся национальным комитетом международной общественной организации Special Olympics International.

Сентябрь 1999 г.

Министерством юстиции РФ была впервые зарегистрирована «Специальная Олимпиада России» – единственная в нашей стране организация, представляющая Россию в SOI, в том числе на международных соревнованиях. «Специальная Олимпиада России» организует всероссийские соревнования по отдельным видам спорта и олимпиады, комплектует и направляет сборные команды на европейские и мировые соревнования, организует общероссийские семинары, обучает тренеров и судей, выпускает методическую литературу. Основная задача «Специальной Олимпиады России» – распространение Специального Олимпийского движения в стране и вовлечение большего числа лиц с умственной отсталостью к занятиям спортом по программам «Специальной Олимпиады». Для этого дирекция проделывает большую работу по организации территориальных отделений и региональных центров.

1997 год.

С 1 по 8 февраля в Торонто, прошли Шестые Международные Специальные Олимпийские Зимние Игры, которые ежедневно транслировались по всем телеканалам канадского телевидения! Более чем 1780 атлетов из 82 стран боролись за медали на этих Играх.

2000 год.

Новый миллениум открыл для нас Европейские Летние Специальные Олимпийские Игры, которые прошли с 27 мая по 4 июня в Гронингене, Нидерланды. 50 спецолимпийцев участвовали в соревнованиях по боулингу, баскетболу, гимнастике, плаванию, настольному теннису, футболу и конному спорту и завоевали 71 медаль, из которых было 35 золотых, 27 серебряных и 9 бронзовых!

2001 год.

В марте 2001 года, стартовали Седьмые Международные Специальные Олимпийские Зимние Игры в Анкоридже. 2000 атлетов из 100 стран. Россия представила на этих соревнованиях делегацию из 70 человек и завоевала немалое количество медалей.

2002 год.

Весной 2002 года, прошел Чемпионат России по мини-футболу в прекрасном городе Смоленск. В чемпионате участвовало 170 спортсменов из 17 территорий России: Ярославль, Смоленск, Вязьма, Свердловская область, Омская область, Республика Коми, Курганская, Воронежская, Архангельская, Псковская области, Республика Марий-Эл, Красноярский Край, Республика Удмуртия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Республика Чувашия, Калуга, Хабаровский край. В итоге чемпионата, прошла жеребьевка на Всемирные Летние Специальные Олимпийские Игры 2003 года в Дублине, по которой были отобраны: основной состав - спортсмены из Республики Удмуртия; запасной состав – спортсмены из Санкт-Петербурга. В конце сентября в Москве прошел прошел Европейский баскетбольный турнир Специальной Олимпиады. Соревнования столь высокого уровня состоялись в России впервые.

2003 год.

В июне прошли Летние Всемирные Игры Специальной Олимпиады в Дублине, Ирландия. Впервые в истории спецолимпийского движения, Летние Игры прошли за пределами Соединенных Штатов Америки. В основном составе делегации Российской Федерации было 104 человека из разных городов России, от Москвы до Омска.

— спорт для людей с нарушениями интеллекта.

“Let me win, but if I can’t win, let me be brave, in the attempt” (“ Я стремлюсь к победе. Но, если я не смогу победить, пускай у меня хватит смелости на попытку»). Так звучит клятва спортсмена на Всемирных Играх Специальных Олимпиад, которая является не только частью организационных мероприятий, но также характеризует международное движение Специальных Олимпиад в целом. Ведь только здесь для спортсмена «главное не победа, а участие» (известные слова епископа Пенсильванского, произнесенные на Олимпийских Играх 1908 года).

Специальные Олимпиады, это, пожалуй, единственная организация, которая предоставляет людям, имеющим нарушения интеллекта, приобщиться к обществу с помощью занятий спортом. Основной их целью является никак не завоевание медали на главных соревнованиях четырехлетия. Здесь важно помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноправными членами общества.

Свое начало движение Специальных Олимпиад берет с 1962 года, когда Юнис Кеннеди Шрайвер организовала летний спортивно-оздоровительный лагерь для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Однако это событие имеет свою предысторию. В 1918 году в семье Джозефа и Роуз Кеннеди родилась дочь, Розмари, которая, как выяснилось позже, начала отставать в умственном развитии от своих сверстников. В 1941 году Розмари перенесла операцию на мозге, после чего ее состояние только ухудшилось. Юнис, наблюдая за состоянием и жизнью сестры, решила во что бы то ни стало помочь людям, имеющим ту же проблему.

Так, в 1968 год с помощью Джозефа Кеннеди, Юнис организовывает первые Международные спортивные Игры Специальных Олимпиад (Чикаго, США). В Играх приняли участие более 1 тыс. спортсменов в 3 видах спорта: легкой атлетике, плавании, хоккее на полу. Позже в этом же году было принято решение создать благотворительную некоммерческую организацию «Special Olympics Inc.”.

Первые зимние Игры Специальных Олимпиад были проведены в 1977 году в Стим Боунт Спрингз (США). Особенностью Игр Специальных Олимпиад является система дивизионирования спортсменов, согласно которой в одном соревновательном дивизионе может быть от трех до 8 участников (спортсменов или команд).

Так началась история одного из крупномасштабных международных спортивных движений. Сегодня Специальные Олимпиады объединяют более 4 млн. спортсменов. И во многом это заслуга волонтеров, которые играют определяющую роль в деятельности данной организации. Здесь волонтеры – это не только те, кто оказывают помощь в организации соревнований и других спортивных мероприятий. Здесь они наставники, товарищи, братья и даже родители. Волонтером Специальных Олимпиад может стать каждый: и бизнесмен, который спонсирует соревнования, и студент, который занимается их организацией, и врач, который проводит медицинское обследование и даже представитель правоохранительных органов, который вместе со спортсменом несет факел с огнем Специальных Олимпиад.

Пьедестал награждения на соревнованиях Специальных Олимпиад отличается от классического и имеет 8 ступеней. Соответственно на Играх награды разного достоинства получают все участники.

Для понимания сути волонтерской деятельности Специальных Олимпиад следует разобраться в ее особенностях. Важно отметить то, что «специальные» волонтеры занимаются не только подготовкой и организацией соревнований (как это происходит в олимпийском, паралимпийском или дефлимпийском спорте). Здесь они так же участвуют в различных волонтерских программах («Объединенный спорт», «Здоровые атлеты», «ПриСОединятесь», «Юные атлеты», «Семейная программа», «МАТР», «Факельный пробег», «Лидерство атлетов»). Сегодня в Специальных Олимпиадах насчитывается более 915 тыс. волонтеров. Благодаря их деятельности, а также возможностям, которые предоставляют Специальные Олимпиады, спортсменам с отклонениями в умственном развитии, удается социально адаптироваться путем занятий спортом и двигательной активностью.