В СССР и России

Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в составе военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.

Военно-строительным управлениям подчинялись управления начальника работ (унр) - аналоги гражданских строительных управлений .

Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму) строительные участки (су), склады, базы транспорта, и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.

Основной военно-строительной частью являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части - отдельного батальона , отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд который в данном случае указывал на многопрофильность применения военно-строительного отряда.

Военно-строительный отряд (всо) - постоянное формирование в ВС СССР (Минобороны СССР) и других Министерствах СССР , состоящее из штаба и подразделений и предназначавшаеся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР и других работ в Министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование всо производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники , бульдозеристы , кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в всо засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут в случае необходимости заменить пехоту , полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась редко, чтобы не отвлекать личный состав со строящихся объектов.

Основная задача военно-строительного отряда - обеспечение строительных объектов личным составом. То есть, военно-строительные отряды обеспечивали военных строителей ночлегом, питанием, и т. п. В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.

Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были 6-ть главных управлений (Главков):

  • Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
  • Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооруженных Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооруженных Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву.

В 1956 г. министр обороны СССР Г.Жуков и начальник Генерального штаба В.Соколовский сообщали :

Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства... ...Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка... ...материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата. В отрядах Министерства общего машиностроения положение еще хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30-40 градусов. В отрядах имеется по 10-15 человек обмороженных. Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.

Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР 1976 года. В соответствии с эти Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.

Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имеют статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.

В 1980-е годы около 500 ВСО работало в 11 различных «гражданских» министерствах .

Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР, Минсвязи СССР Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР. В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года. Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР . Совету Министров СССР в первом квартале 1991 года утвердить порядок и конкретные сроки расформирования военно-строительных отрядов (частей), работающих в Минатомэнергопроме СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстрое и Главном управлении специального строительства при Совете Министров СССР.

Военнослужащим рядового и сержантского состава военно-строительных частей, находящихся на положении военнослужащих, а также проходящим службу сверх срока, присваиваются звания рядового и сержантского состава армии и флота: от рядового (матроса) до старшины (главного корабельного старшины), т. е., без приставки "военный строитель".

Объекты

Объекты построенные ВС СССР , в СССР (России):

  • город Ижевск
  • автомобильные дороги (см. Дорожные войска)
  • железные дороги (см. Железнодорожные войска)
  • и многое другое.

Проезжая мимо Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, я обратил внимание на то, что новый комплекс зданий строит частная фирма. Как будто нет у нас в стране военно-строительных организаций. Вообще-то, кроме Спецстроя России, их теперь и не остается. За годы реформ были приватизированы Главное военно-строительное управление, Главное военно-строительное управление «Центр» (ГВСУ «Центр»), Главное управление строительной промышленности Минобороны. До последнего времени держался только ГУСС (Главное управление специального строительства), которое переименовывали то в Управление обустройства войск (УОВ), то в Главное управление обустройства войск. В настоящее время бывший ГУСС также решено акционировать, а те его подразделения, которые вели работы на объектах, подобных космодрому Плесецк и выполняли другие ответственные задания, передаются в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Слава Богу, что оно существует и развивается, а то вообще оборонное строительство могло бы попросту загнуться.

В настоящее время расформирован также штаб военных строек – Центральное оргплановое управление (ЦОПУ).

Как мы пришли к тому, что мощнейший военно-строительный комплекс был фактически ликвидирован?!

С 1987 года началось оплевывание в средствах массовой информации военно-строительных частей. Их стали называть наследниками военных поселений Аракчеева, остатками крепостного права. Особенно усердствовали в этом такие издания как «Огонек», «Московский комсомолец», «Известия». В дальнейшем к хору очернителей важной и нужной военной специальности присоединился даже журнал «Советский воин». С 1989 года менее боевитыми стали выступления «Красной звезды» в защиту военных строителей. Да еще гнусное произведение Каледина «Стройбат». Прочитаешь такие материалы и ужаснешься: издеваются над людьми, выполняют мол, они ненужную совершенно для армии работу. Да и ни в одной стране нет таких формирований. Хулители военного строительства будто бы и не ведали, что военно-строительные работы активно ведет Инженерный корпус армии США, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с Древнего Египта. Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало (вплоть до сводок погоды и такси), считали, что строительство — одна из важнейших воинских специальностей.

Не возражаю, что в строительные части напрасно призывали лиц, имевших судимость, что неуставные взаимоотношения приносили именно последние. Но ведь военные строители выполняли важные работы на благо Родины, а также получали ценные для гражданской жизни специальности. Положение нужно было исправлять, а не выливать с водой ребенка, и заниматься приватизацией военных организаций. Может быть, вообще доверим иностранным строительным фирмам строить специальные фортификационные сооружения (СФС) и другие оборонные объекты. Пусть знают, что и как устроено, ведь можно раскрывать все секреты!

Кстати говоря, значение военных строителей сделала еще более важным именно произошедшая в 50-х годах научно-техническая революция в военном деле, связанная с развитием ракетно-ядерного оружия, обусловила коренные изменения в структуре и техническом оснащении войск. Резко возросла роль специальных военных объектов (боевых ракетных комплексов, комплексов противовоздушной и противоракетной обороны, высокозащищенных командных пунктов, узлов проводной связи, приемных и передающих радиоцентров, аэродромов, пунктов базирования кораблей Военно-Морского Флота и др.), возводимых заблаговременно в мирное время методами капитального строительства. Значительно усложнились существующие и появились принципиально новые специальные сооружения, качественно изменились технические системы и оборудование специальных объектов. Одновременно существенно ужесточились требования к обустройству и расквартированию войск. Произошло коренное изменение характера всего строительства в Министерстве обороны, значительно расширились его задачи, увеличились объемы.

Понадобились и специальные учебные заведения, сеть которых, в настоящее время, в связи сокращением объемов строительства и расформированием большинства частей стала сворачиваться.

Обидно, что с реформой печальная судьба ждет в следующем году прославленный Военный инженерно-технический университет (ВИТУ), отметивший недавно свое 70-летие. Он должен будет войти в состав Военной академии тыла и транспорта и быть передислоцированным из Санкт-Петербурга.

Рождение вуза 22 июня 1939 г., когда Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал приказ № 301, в котором было сказано: «На основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 148 от 10 июня 1939 г. организовать на базе Ленинградского института инженеров промышленного строительства Высшее военно-морское инженерно-строительное училище РК ВМФ (ВВМИСУ)» было не случайным.

Количественное и качественное изменение структуры Военно-Морского Флота как одной из важных составных частей Вооруженных Сил страны, потребовало создания новых и коренной реконструкции существующих сил и средств базирования флота и береговой обороны.

Эту задачу практически решали на основе широкого внедрения достижений науки и техники и использования мирового опыты проектирования, строительства и эксплуатации береговых и гидротехнических объектов флота. Так как резко возросла техническая и электроэнергетическая оснащенность этих объектов, возникла острейшая необходимость увеличения количества и повышения качества подготовки военных инженеров-энергетиков широкого профиля.

В апреле 1960 года директивой Министра обороны Высшее инженерно-техническое Краснознаменное училище было передано из системы Военно-Морского Флота в подчинение заместителя МО СССР по строительству и расквартированию войск. На него было возложена задача подготовки военных инженеров для всей системы капитального строительства Министерства обороны. С сентября 1960 г. училище стало именоваться Высшим военным инженерно-техническим училищем (ВВИТКУ).

Появлялись все новые и новые специальности на базе существовавших факультетов. В том числе инженеров-электриков по монтажу электротехнического оборудования специальных объектов МО, инженеров-электромехаников по монтажу теплосилового оборудования специальных объектов МО, а также совершенно новых для училища специалистов — инженеров-механиков по эксплуатации строительных машин и оборудования производственных предприятий военно-строительных организаций. Учебное заведение успешно развивалось. В нем уже в начале 21 века начали готовить и специалистов-психологов.

Еще в лихие 90-е годы, как свидетельствует доктор технических наук полковник В.Г. Кривов в своей книге «На рубежах военной энергетики» дальновидными руководителями было сделано все, чтобы этот вуз славный своими научными школами, преобразованный в 1993 году в Военный инженерно-строительный институт (ВИСИ), был сохранен. На его базе необходимо создать первый политехнический вуз в Вооруженных Силах, готовящий кадры не только для военно-строительного комплекса. Например, энергетический факультет училища, базой которого послужил созданный 10 июня 1941 года электромеханический факультет, в наши дни стал ведущим учебным подразделением по подготовке кадров военных энергетиков.

В связи с особой ролью как учебного и научного центра в деле подготовки военных инженерных кадров и научного обеспечения строительства на базе ВИСИ и Пкинского высшего военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ) образован Военный инженерно-технический университет (ВИТУ). Преобразование в университет явилось актом признания его высокого авторитета как образовательного и научного центра строительно-квартирных органов Министерства обороны. На ВИТУ были возложены: реализация профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского образования по военным инженерно-техническим специальностям; подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации научных и научно-педагогических кадров, а также подготовка на договорной основе специалистов для федеральных органов власти; выполнение научных исследований; осуществление функций научного и научно-методического центра Министерства обороны РФ в области своей деятельности.

Планируемое же сейчас объединение с Академией тыла и транспорта приведет к гибели уникальных научных школ Военного инженерно-технического университета, разрушению воинских традиций и вовсе не послужит делу укрепления обороны нашего Отечества.

Военный инженер и историк,

Василий Ламцов

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, система взаимосвязанных социально-политических, нормативно-правовых, экономических, идеологических, информационно-психологических, собственно военных и других мероприятий государства, осуществляемых в интересах создания и развития его военной организации. Единственным институтом, обладающим легитимным правом на военное строительство, является государство, чью монополию на создание военных и военизированных структур закрепляет современное международное право. Основные цели, задачи и программы военное строительства определяются военной политикой и военной доктриной государства, обусловливаются уровнем развития его производительных сил и состоянием экономики, состоянием и тенденциями развития военно-политической обстановки в мире и регионе, характером возможных войн и вооружённых конфликтов. Существенное влияние на военное строительство оказывают географические положение государства, его принадлежность к тем или иным военно-политическим союзам (блокам), соответствующее разделение задач в них. Основными составляющими военного строительства являются: строительство вооружённых сил (ВС); развитие и функционирование военно-промышленного комплекса государства; распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны страны; создание запасов материальных ценностей, государственных и мобилизационных резервов и др. Большое значение в военном строительстве отводится развитию военной науки, подготовке территории государства к обороне, созданию инфраструктур системы управления и транспортной системы, гражданской обороне, военной подготовке населения, военному сотрудничеству. Военное строительство ведётся в мирное и военное время по специальным планам; корректируется с изменением политических целей и военно-политической обстановки в мире.

Военное строительство появилось с возникновением государственности. Превращение военной деятельности в относительно самостоятельный вид занятий было обусловлено углубляющейся социальной дифференциацией общества, появлением и совершенствованием отличных от орудий производства средств вооруженной борьбы - оружия. С развитием экономики возрастали материальные возможности государства, увеличивались численность армий, размах военных действий и длительность войн. По мере усложнения военного дела, особенно с появлением массовых армий (18-19 века), военное строительство распространяется на все стороны государственного строительства, обретает связь со всеми сферами жизни общества. Окончание «холодной войны», ослабление угрозы широкомасштабной войны и увеличение числа локальных войн и военных конфликтов в конце 20 - начале 21 века вызвали к жизни новые направления в военном строительстве - формирование и подготовку воинских контингентов, предназначенных для миротворческих операций, в том числе по принуждению к миру силой. На каждом историческом этапе различные государства ведут военное строительство соответственно политике, экономическим, демографическим, научно-техническим и другим возможностям страны и особенностям её геополитического положения (например, США ведут военное строительство, позволяющее реализовывать политику мировой сверхдержавы: высокомобильные ВС, укомплектованные добровольцами-профессионалами; сеть военных баз по всему миру; участие в многочисленных военно-политических блоках и союзах и пр.). Задачи, содержание и формы военного строительства в Российской Федерации определены в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах «Об обороне» (1996), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (1997), «О воинской обязанности и военной службе» (1998) и др., а также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000), Военной доктрине Российской Федерации (2000), Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (2001), Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 (2002), Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу (2003) и других нормативно-правовых документах. Основным содержанием военного строительства в Российской Федерации является поддержание военной мощи государства и боевой способности его ВС на уровне, обеспечивающем военную безопасность государства.

Лит.: Международная безопасность и обороноспособность государств. М., 1998; Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации: Военно-теоретический труд / Под редакцией А. В. Квашнина. М., 2002.

В 2016 году Министерство обороны не только активно закупало вооружение и военную технику, но и вело строительство сотен объектов по всей стране. О том, почему назрела реформа военно-строительного комплекса, какие проблемы возникают на стройке и почему военные упраздняют Спецстрой, в интервью «Коммерсанту» рассказал замминистра обороны ТИМУР ИВАНОВ.

- Какой объем строительства ведется сейчас в интересах Минобороны?

Он колоссален и сравним по своим масштабам с послевоенным периодом: одновременно строится более 2 тыс. объектов как специального, так и социального назначения. Это радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны, причалы. Работа ведется от Калининграда до Курил. Только в 2016 году построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн квадратных метров.

Из наиболее крупных объектов я бы выделил несколько. В Вилючинске к приходу первых «Бореев» сдан ряд важнейших объектов причального фронта и береговой инженерной инфраструктуры, в Новороссийске построен причальный фронт для подлодок проекта 636. Завершено обустройство военных городков двух ракетных бригад «Искандер-М» в Южном военном округе. Введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры первых полков РВСН, оснащенных подвижными и стационарными ракетными комплексами «Ярс», закончено обустройство ракетной бригады в Шуе. Продолжаются работы в Арктической зоне.

В 2016 году всего за пять месяцев с нуля отстроено Тульское суворовское военное училище, начато строительство Петрозаводского президентского кадетского училища. Работы ведутся собственными силами в количестве примерно 30 тыс. человек.

- Это без привлечения субподрядчиков?

С субподрядчиками - плюс 5-10 тыс. человек. Министр поставил задачу о сокращении сроков строительства и перехода на типовые решения. Мы проанализировали все проекты, которые получили положительное заключение экспертизы в период с 2010 года. Мы разложили эти проекты на группы: столовые, общежития, казармы, штабные здания, контрольно-пропускные пункты и так далее. Сейчас, когда формируется новое техническое задание на обустройство воинского подразделения, командование определяет все необходимое, исходя из готового списка.

За счет этого мы сокращаем время на проектирование и занимаемся только строительством. Мы проанализировали и то, из чего можно строить. Изначально все строилось из железобетона, потом на смену пришли металлокаркасные конструкции. Сейчас используем блочно-модульную технологию, за счет чего строительство сооружения занимает не более месяца. Применение типовых решений позволяет где-то на 30% сократить сроки проведения проектно-изыскательских работ, в два раза уменьшить срок прохождения государственной экспертизы проектной документации, а также сократить затраты на проведение изыскательских работ не менее чем на 5 млрд руб. ежегодно.

Следует отметить темпы стройки первоочередных объектов. Строительство военных городков для размещения личного состава и техники мотострелковой дивизии на полигоне в Южном военном округе началось в марте, а 1 декабря туда уже заехали военнослужащие. Быстро построили инфраструктуру и для мотострелковой дивизии на территории Западного военного округа.

- В чем кроются основные проблемы военной стройки?

Они характерны для всей строительной отрасли в целом, а не только для военного строительства. Надо понимать, что сейчас строительство в России - одна из наиболее пострадавших от сокращения финансирования сфер. И проблемы здесь обусловлены не только сложной финансово-экономической ситуацией, но и резким сокращением заказов со стороны крупных подрядчиков - в первую очередь государства. И в отсутствие мегастроек, сравнимых по масштабу с сочинской Олимпиадой, положительной динамики в отрасли не отмечается.

Однако в сфере военного строительства ситуация лучше, потому что государство в лице Минобороны формирует стабильный госзаказ, гарантирующий устойчивое финансирование отрасли.

Тем не менее основные проблемы в сфере военного строительства возникают из-за недобросовестности подрядчиков. Характерный пример - компания СУ-155, которая не выполнила свои обязательства по жилищному строительству в Москве. Сумма неотработанного аванса составила 18 млрд руб. Это четыре жилых микрорайона на 16 тыс. квартир, расположенные в различных районах столицы. На деньги, полученные от Минобороны в 2011-2012 годах, компания начала строить коммерческие проекты, не завершив строительство, в том числе инженерных сетей в жилых домах Минобороны.

Из-за проблем с недобросовестным подрядчиком затянулся процесс жилищного обеспечения военнослужащих, которым распределено жилье в Москве. По условиям контракта компания должна была передать все новостройки под заселение еще в 2014 году, однако работы на большинстве домов по-прежнему так и не завершены. Главное управление обустройства войск за счет собственных средств продолжило строительство и ввело в эксплуатацию два столичных микрорайона, а также несколько новостроек на улицах Левобережной и Полины Осипенко. Но вопрос о финансировании этих работ по-прежнему актуален, поскольку взыскать сумму неотработанного аванса с СУ-155 сейчас очень проблематично.

- Почему?

Во-первых, решения суда пока нет. Когда возникла проблема с СУ-155, выяснилось, что по всей стране у компании порядка 40 тыс. клиентов, ожидающих квартиры. В конце 2015 года была принята поправка в закон о банкротстве, согласно которой приоритетное право отдавалось дольщикам. Тем самым Минобороны, как основной кредитор на 18 млрд руб., оказалось аж в четвертой очереди.

Для решения этого острого вопроса мы нашли механизм, подключив Агентство ипотечного жилищного кредитования - сейчас оно выступает государственным агентом по реализации имущества ведомства.

Я напомню, что Сергей Кужугетович (Шойгу.- «Ъ» ) в конце 2012 года ввел мораторий на продажу государственного недвижимого имущества. С тех пор ни одного квадратного метра жилплощади, ни земли не было продано. Сейчас по закону мы имеем право передать высвобождаемые, не используемые в интересах ведомства земельные участки и здания государственному Агентству по ипотечному кредитованию для вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества и решения таким образом вопросов строительства жилья для военнослужащих.

- И когда рассчитываете получить результат?

В первом квартале текущего года мы завершим работы, в том числе за счет сотрудничества с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Кстати, только в декабре в Москве было введено в эксплуатацию пять новостроек на 1805 квартир. Ну и в целом, если говорить про вопросы жилищного обеспечения, в 2016 году Минобороны уже фактически перешло на плановое обеспечение жильем военнослужащих, когда квартира или жилищная субсидия предоставляется военнослужащему в тот же год, когда он получает право на постоянное жилье.

В 2017 году в Москве будут переданы для заселения оставшиеся жилые дома общей емкостью более 8 тыс. квартир. Это даст решение проблемы для 85% военнослужащих, избравших местом жительства Москву. Оставшиеся военнослужащие, ожидающие квартиры в столице, будут обеспечены посредством получения жилищной субсидии. На нее, кстати, в 2017-2019 годах федеральным бюджетом предусмотрено выделение 37,78 млрд ежегодно.

Предыдущее руководство Минобороны объясняло, что все, кому положено жилье, хотят жить в Москве и именно поэтому проблемы с очередью.

Тут ситуация неоднозначная. По факту, получив квартиру в Москве, многие сразу же выставляют их на продажу. Понятно, у всех разные причины бывают, они вправе распоряжаться имуществом, которое по закону получили от государства. Понятно и то, что квартира за Химками, на Левобережной улице или у метро «Беговая» стоят разных денег. Все говорят: «Вот в Молжаниново мы не поедем, мы хотим жить на Хорошевском шоссе». Здесь квартира на рынке стоит, грубо говоря, 100 тыс. руб. за квадратный метр, а там - 450 тыс.

- Как работает накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих?

За 2016 год участниками этой системы по линии вооруженных сил было приобретено 13 тыс. квартир. Всего же с момента запуска программы число участников неуклонно растет ежегодно на 20 тыс. военнослужащих. В 2008-м их было 40 тыс. человек, сейчас - 176 тыс. Чувствуете разницу? Есть все основания полагать, что через несколько лет накопительно-ипотечная система станет основной формой жилищного обеспечения военнослужащих.

- Подходы к строительству военной инфраструктуры как-то изменились?

Безусловно. Одно из важных решений, которое было принято, связано с синхронизацией поставок вооружения и военной техники с темпами строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры. То есть чтобы поступление техники было взаимосвязано с вводом в эксплуатацию зон хранения и обслуживания. Иными словами, удалось уйти от практики, когда в часть поступает новая техника, а для нее нет укрытия. Или укрытия построены, а техника придет только через два года.

Сейчас вся поступающая техника хранится в современных хранилищах: «Искандеры», «Ярсы», «Бастионы» и другое серьезное вооружение. Подобная инфраструктура построена в том числе на островах Курильской гряды.

- Имеются в виду Итуруп и Кунашир?

Да. Мы добились этого, несмотря на то что подрядчик не справился со своими обязательствами. Приходится развязывать мелкие узелочки: строилось все с колес, иногда разработчики не успевали выдавать соответствующую документацию, вносились изменения в проект. Все это очень усложняло строительство.

- Реформа военного строительства будет долго еще продолжаться?

Основная задача - это создание единого военно-строительного комплекса. Чтобы не просто был отдельный департамент строительства и другие разобщенные структуры, а функционировал единый организм.

- Реорганизация Спецстроя начата именно по этой причине?

- В основном да, но не только. В рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних девятнадцати. Это решение было поддержано и утверждено высшим руководством страны. Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру РВСН, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ. Принципиально вопросы решены, осталось только понять, как лучше использовать возможности некоторых подразделений Спецстроя. Например, один из главков часть объектов строит на территории Южного военного округа, а часть объектов возводится в Заполярье и на Дальнем Востоке. Само по себе предприятие крепкое: есть техника и люди, есть свое проектное бюро внутри.

- Какова судьба остальных активов Спецстроя?

Мы сейчас проводим финансово-хозяйственный и технический аудит фактического состояния каждого ФГУПа и главка. У нас созданы две комиссии: одна комиссия отвечает за ликвидацию Спецстроя как органа исполнительной власти, вторая - анализирует состояние самих подведомственных предприятий.

- Какие-то предварительные результаты уже есть?

Они появятся к концу января. В целом задача по реорганизации военно-строительного комплекса должна быть выполнена до 1 июля 2017 года. До этого момента согласуем вопросы трудоустройства в Минобороны сотрудников центрального аппарата Спецстроя. Часть из них заберет департамент строительства, часть людей, отвечавших за корпоративные отношения, контроль и согласование крупных сделок, продолжит трудиться в департаменте имущественных отношений, часть людей, отвечавших за правовые отношения, уйдет в правовой департамент. Аналогично будем поступать и с подведомственными Спецстрою предприятиями.

- Это касается только строителей?

Всех. Это и строительные специалисты, водители, охранники, уборщики. Есть даже несколько санаториев.

- А что будет с предприятиями Спецстроя, в которых Минобороны не испытывает нужды?

Если такие не востребованы, то будем рекомендовать переподчинить их промышленности. Например, есть «Спецстройсервис»: у этой организации большая партия заказов по линии «Роскосмоса», «Ростеха», Минпромторга… В течение месяца мы должны дать предложения по изменению подведомственности тех или иных предприятий. Потом согласуем передачу их в ведение других органов исполнительной власти.

- Почему Минобороны приняло решение реорганизовать агентство?

Сам Спецстрой являлся органом исполнительной власти, а единственные исполнители контрактов - это подведомственные ему предприятия. Заказчиком является Минобороны, и госконтракты заключались между военным ведомством в лице департамента строительства и предприятиями Спецстроя. У агентства было фактически несколько функций: согласование крупных сделок, контроль финансово-хозяйственной деятельности, назначение директоров предприятий. Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем.

Кроме того, система, которая была выстроена в Спецстрое, подразумевала большое количество посреднических и подрядных организаций: «Спецстройинжиниринг» заключал там контракты с Главным управлением специального строительства N3, а то, в свою очередь, заключало контракт с Главным управлением инженерных работ N2 и так далее. И такая цепочка достигала трех-четырех предприятий. Это сегодня недопустимо. Поэтому наша цель - это убрать цепочку посредников и дублирующие функции на этих предприятиях. Численность административного персонала сократится минимум в два раза, повысится эффективность.

Что в строительстве самое главное? Выработка. И очевидно, что для того, чтобы прокормить эти 44 тыс. человек, должны быть либо подряды огромные, либо большая прибыль. На стройке таких прибылей нет.

- Какой будет роль Главного управления обустройства войск (ГУОВ.- »Ъ») в новой конфигурации?

У нас нередко получалось так, что одновременно в одном и том же регионе, иногда на одной и той же площадке, но через забор специальный объект возводит Спецстрой, а ровно в ста метрах работает ГУОВ. Чтобы избежать таких ситуаций, мы будем делать так, чтобы контракты, которые параллельно реализуются на одном объекте, передавались под единое управление.

- Сокращение военного бюджета на стройке как-то сказывается?

Мы синхронизировали графики поставок вооружения с графиком строительства, фактически сдвинув вправо те объекты, которые приоритетными не являются. Чтобы вписаться в бюджет, который запланирован на 2017 год, а это 117 млрд руб., мы порядка 50% потратим на объекты застройки по многолетним контрактам, то есть для того, чтобы завершить объекты с высокой степенью готовности в этом году. А 50% мы предполагаем оставить в качестве резерва для обеспечения оперативных строительных нужд вооруженных сил.

Сейчас идет разработка государственной программы вооружения на период 2018-2025 годов. Это означает, что больше не будет формироваться бюджет на закупку вооружений по одним принципам, а строительный бюджет - по другим. Верховным главнокомандующим поддержаны подходы к формированию базовых расходов Минобороны и уже проведена серьезная работа по утверждению базовых показателей расходов на основе нормативного метода. Главная цель - создание механизма долгосрочного финансового планирования и снятие проблемы дисбаланса между поступлением вооружения и созданием инфраструктуры в вопросах финансирования.

- Какие меры были приняты после обрушения казармы ВДВ в Омске в 2015 году?

По решению министра была проведена проверка всех ведомственных объектов: в первую очередь казарменно-жилищного фонда и социальной инфраструктуры. По результатам проверки все заинтересованные органы военного управления приступили к устранению нарушений. Из эксплуатации выведено под списание 169 объектов. Всего же комиссии на сегодняшний день проверили более 90 тыс. капитальных объектов. И эта колоссальная работа еще продолжается, так как, к сожалению, у нас еще очень много «возрастных» объектов.

Чтобы не допустить повторения подобных трагедий, проведены инструментальные обследования всех зданий и сооружений, на которых ведется реконструкция или капитальный ремонт. Кроме того, перед тем как начать реконструкцию или капитальный ремонт, каждый объект проходит жесткую экспертизу в специализированной организации на наличие признаков аварийности основных строительных конструкций.

- А военная медицина? Что сейчас происходит в этой сфере?

Военно-медицинские учреждения продолжают активно развиваться. Введены в эксплуатацию новые корпуса в госпиталях и санаториях в Сочи и Анапе, завершается комплексная реконструкция исторических фондов Военно-медицинской академии, построены новые медицинские подразделения в войсках. В июне этого года планируется открытие многопрофильной клиники в Санкт-Петербурге.

Удалось добиться существенного снижения заболеваемости военнослужащих, а также увеличить объемы оказания высокотехнологичной помощи в наших госпиталях. По-прежнему главной задачей остается повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, а значит - крепкое здоровье наших военнослужащих, членов их семей и ветеранов.

Замминистра обороны РФ Тимур Иванов заявил, что объём строительства военных объектов сегодня сравним по масштабам с послевоенным периодом. Как сообщается, в настоящее время одновременно возводится более 2 тыс. объектов как специального, так и социального назначения. «Наша Версия» разобралась, что именно строит военное ведомство и есть ли такая уж острая необходимость в условиях кризиса вкладывать деньги в неоднозначные порой проекты.

Как заявляют военные, сегодня по всей стране идёт практически полное обновление военной инфраструктуры. Только в 2016 году было построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн квадратных метров. Возводятся новые радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны и причалы. Одним из самых успешных признано строительство базы подводных лодок в Тихоокеанском флоте – в Вилючинске, готовятся объекты причального фронта и береговой инженерной инфраструктуры для приёма субмарин проекта 955 «Борей». На Чёрном море в Новороссийске построен причальный фронт для подлодок проекта 636. В Южном военном округе завершено обустройство военных городков для двух ракетных бригад «Искандер-М». Также введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры первых полков РВСН, оснащённых подвижными и стационарными ракетными комплексами «Ярс», закончено обустройство ракетной бригады в Шуе. Кроме того, всего за пять месяцев с нуля отстроено Тульское суворовское военное училище и начато строительство Петрозаводского президентского кадетского училища.

Военные городки строят на границе с Украиной и в Арктике

Большое внимание обращает на себя строительство военных городков неподалёку от границы с Украиной. Так, на Белгородчине, в 25 километрах от границы с Луганской областью Украины, Минобороны с нуля возводит новый армейский комплекс: девять казарм, склады для хранения ракетно-артиллерийских вооружений и других боеприпасов, а также учебный и медицинский центры. В этот военный городок будет передислоцирована мотострелковая бригада. Идёт строительство военной базы в Богучаре Воронежской области – здесь также разместится мотострелковая бригада. Кроме того, в 2016 году было заявлено о планах по формированию ещё трёх новых мотострелковых дивизий, которые будут дислоцироваться в Воронежской, Смоленской и Ростовской областях.

Наращивание сил ведётся не только на юге, но и на северных рубежах. В конце прошлого года в Минобороны сообщили, что работы по строительству административно-жилищного комплекса первого в ВС РФ арк­тического военного городка замкнутого цикла на острове Котельный близятся к завершению. В перспективе российское военное ведомство планирует возвести в Арктике ещё пять комфортабельных городков. При этом стоимость каждого из этих объектов превышает 4 млрд рублей. Также планируется восстановить сеть полярных аэродромов – Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь, Рогачёво, Нагурская и Тикси.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Действительно, объёмы строительства в интересах Вооружённых сил сейчас существенно возросли, но к словам о невиданных успехах нужно относиться с некоторой осторожностью. Масштабы работ, которые выполняли военно-строительные части в Советском Союзе, были значительно больше. Так что, возможно, заявление Тимура Иванова, ранее возглавлявшего АО «Оборонстрой», последовало в имиджевых целях.

Тем не менее последние события свидетельствуют о том, что Минобороны возвращается к ситуации, когда за строительство объектов для армии отвечали сами военные, то есть прежние решения Анатолия Сердюкова нынче подвергнуты серьёзной корректировке. Так, в конце 2016 года функции Спецстроя были переданы военному ведомству, сейчас в фактическое подчинение Минобороны переходят остальные организации, отвечающие за строительство в интересах Вооружённых сил. Для этого поступательно меняется юридическая база – например, акционерные общества становятся казёнными предприятиями. Видимо, в Минобороны пришли к выводу, что только так можно качественно осуществлять контроль. Создаётся единый военно-строительный комплекс, система становится более централизованной, появились должностные лица, с которых можно жёстко спросить.

Большой стройке – большие проблемы

К сожалению, значительный объём строительства требует привлечения самых разных субподрядчиков. Работа некоторых из них сопровождалась частыми фактами коррупции. Другая проблема на стройках – отставание от сроков. Военные сетуют на недобросовестных подрядчиков, которые затягивают сроки сдачи объектов. Характерным примером может являться ситуация, сложившаяся на строительстве военных городков на островах Итуруп и Кунашир Курильской гряды. При этом основные работы там производили не частные компании, а Спецстрой, который возводил на островах военные позиции, учебные полигоны, зоны хранения боеприпасов и техники. В прошлом году по обвинению в хищении 450 млн рублей при строительстве и реконструкции девяти объектов был задержан ряд чиновников Спецстроя. Общая площадь построек на островах составит свыше 260 тыс. квадратных метров, из них на Итурупе – около 140 тыс. квадратных метров, на Кунашире – более 121 тыс. квадратных метров. Ранее неподконтрольный Министерству обороны Спецстрой уже оскандалился при строительстве космодрома Восточный. Тогда Роскосмос потерял миллионы на взятках и деньги не доходили до рабочих.

Ещё одним резонансным случаем неизбирательного подхода к выбору застройщика и бесконтрольности за его действиями может считаться история по возведению жилья для военнослужащих в Москве. На деньги, полученные от Минобороны в 2011–2012 годах для строительства четырёх микрорайонов (это приблизительно 70 млрд рублей), компания Су-155 начала реализовывать коммерческие проекты. По условиям контракта все новостройки должны были быть готовыми под заселение ещё в 2014 году, однако работы по-прежнему так и не завершены. Сумма неотработанного аванса составила 18 млрд рублей. Из-за проблем с недобросовестным подрядчиком на годы затянулся процесс жилищного обеспечения военнослужащих, которым распределено жильё в Москве. Взыскать сумму неотработанного аванса с СУ-155 сейчас очень проблематично. В результате ситуация привела к тому, что офицеры организовались в группу «Бездомный полк» и регулярно собирают массовые митинги, требуя завершить строительство.

Но помимо проблем с подрядчиками в период кризиса у людей возникает вопрос о необходимости имиджевых и патриотически-воспитательных трат. Например, некоторых удивило желание Минобороны потратить 50 млн рублей на переоборудование Дворца спорта «Айсберг» в Сочи в штаб зимних Всемирных военных игр.

С октября 2015 года по декабрь 2016-го Главное управление обустройства войск собственными силами завершило строительство двух столичных микрорайонов, не достроенных и брошенных компанией СУ-155 на улицах Синявинской (15 высотных корпусов на 4731 квартиру) и Большой Очаковской (10 высотных корпусов на 1796 квартир). Идёт их плановое заселение. Также были сданы четыре дома на 714 квартир в новостройке на Левобережной улице и три на 652 квартиры по ул. Полины Осипенко в районе Хорошевского шоссе.

Ведомство старается всецело информировать военнослужащих о ходе строительства и возникающих проблемах. Поддерживается «горячая линия» Главного управления обустройства войск (номер в открытом доступе) +7 909 697 89 07.

Официально

Как Министерство обороны решает «проблему СУ-155»

В настоящее время Министерство обороны разработало механизм получения дополнительного финансирования достройки двух столичных микрорайонов, расположенных на улице Левобережной и Хорошевском шоссе. Для этого будет использовано право Агентства ипотечного жилищного кредитования выступать государственным агентом по реализации имущества военного ведомства.

В конце 2012 года введён мораторий на продажу недвижимого имущества Минобороны. В результате не было продано ни одного квадратного метра жилья или земли. Сейчас по закону Минобороны имеет право передать высвобождаемые (не используемые в интересах Вооружённых сил страны) земельные участки и здания Агентству по ипотечному кредитованию для вовлечения их в хозяйственный оборот.

В первой декаде февраля 2017 года Главное управление обустройства войск ожидает первый транш в рамках дополнительного финансирования для достройки за компанией СУ-155 двух столичных микрорайонов, который позволит возобновить активные работы на площадках.

В течение 2017 года военные строи­тели планируют завершение строительно-монтажных работ и поэтапный ввод в эксплуатацию 19 корпусов на 5142 квартиры в столице. Это позволит обеспечить квартирами 85% военнослужащих, избравших местом жительства Москву. Оставшиеся офицеры, ожидающие квартиры в столице, получат жилищную субсидию. Для этого в 2017–2019 годах федеральным бюджетом предусмотрено выделение 37,78 млрд ежегодно.

С 2012 года по настоящее время очередь военнослужащих на получение жилья сократилась в 2,8 раза: с 82,4 тыс. до 29,8 тыс. человек. Причём из 29,8 тыс. военнослужащих уже 9,8 тыс. предложены квартиры и 7,8 тыс. из них с предложением согласились. С осени 2012 года, когда министром обороны стал Сергей Шойгу, постоянным жильём обеспечены 106 тыс. военнослужащих, из которых 89 тыс. получили квартиры, а 17 тыс. выбрали жилищные субсидии.