Новый повод для недовольства Россией появился у Соединенных Штатов Америки. На сей раз раздражающим фактором стали российские ВВС, а если точнее — группировка авиации, действующая в районе Балтийского моря.

Европейское командование вооруженных сил США опубликовало видео, на котором запечатлен инцидент, который, по утверждению американской стороны, произошел 12 апреля.

На видеозаписи видно, как . Судя по поведению команды эсминца, действия российских пилотов, как минимум, заставили их понервничать.

По утверждению американских СМИ, США по дипломатическим каналам пытаются довести до Москвы свое недовольство «провокационными и опасными» действиями российских летчиков.

При этом Пентагон принял решение на публикацию видео, чтобы доказать, что самолеты создали реальную опасность для корабля.

Эсминец «Дональд Кук» проводил учения в Балтийском море совместно с польскими военными. По утверждению американской стороны, действия авиации России помешали взлету с борта эсминца польского военного вертолета.

Погладили «против шерсти»

Официальный представитель Белого дома Джошуа Эрнест назвал действия российских летчиков не соответствующими нормам поведения в международном воздушном и морском пространствах. «Российские самолеты пролетели опасно близко к американскому военному кораблю и польскому летательному аппарату», — подчеркнул пресс-секретарь Белого дома.

В Пентагоне, в свою очередь, уверяют: скорость и угол атаки русского бомбардировщика были угрожающими.

Ветераны Вооруженных Сил СССР, помнящие события времен «холодной войны», лишь пожимают плечами — ничего необычного в небе над Балтикой не произошло, подобного рода ситуации происходили в те времена довольно часто, и американская авиация пролетала над советскими кораблями ничуть не реже. Разве что за последние 20 лет военные США отвыкли от того, что кто-то может их, что называется, «погладить против шерсти».

Тем же, кому не терпится обвинить Россию в агрессивных действиях, стоит напомнить — это американский эсминец проводит учения в непосредственной близости от России, а не наоборот. Потому желание представителей ВВС России уточнить, зачем «Дональд Кук» сюда пришел и что ему здесь надо, является естественным и законным.

«Кук» и «Су»: новая встреча спустя два года

Эсминец «Дональд Кук» (USS Donald Cook (DDG-75) относится к четвертому поколению кораблей данного класса. Главным оружием «Кука» являются крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью полёта до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно. Свое название он получил в честь участника войны во Вьетнаме, капитана морской пехоты Дональда Джилберта Кука , умершего в 1967 году от малярии.

Корабль, принадлежащий к 22-й эскадре Командования сил флота США и приписанный к базе «Рота» в Испании, впервые появился у российских берегов весной 2014 года.

Власти США, недовольные присоединением Крыма к России, решили поиграть военными мускулами, отправив эсминец в Черное море, к берегам российского полуострова.

Именно там «Дональд Кук» впервые встретился со своим теперь уже «закадычным другом» — фронтовым бомбардировщиком Су-24. Встреча состоялась, что интересно, также 12 апреля. Су-24 в течение полутора часов совершил несколько пролетов мимо эсминца, что вызвало недовольство властей США, также обвинявших российского пилота в опасных маневрах.

14 апреля «Дональд Кук» прибыл в румынский порт Констанцу, а 24 апреля покинул акваторию Чёрного моря.

По некоторым данным, на борту Су-24 была установлена система радиоэлектронного подавления «Хибины», которая отключила на «Дональде Куке» радар и систему управления вооружениями. Затем эсминец и вовсе потерял ход, с большим трудом добравшись до берегов Румынии.

Американские СМИ утверждали, что прямо в порту Констанцы 27 членов экипажа подали рапорты о переводе с эсминца — настолько сильное впечатление произвело на них знакомство с русским самолетом. Впрочем, официального подтверждения этой информации нет.

Опытный «Фехтовальщик»

Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Эксплуатация Су-24 началась в феврале 1975 года; эксплуатация модификации Су-24М, о которой идет речь в данном случае, была начата в июне 1983 года.

Несмотря на то, что эта боевая машина в строю уже несколько десятилетий, она вполне успешно способна решать задачи в современных условиях. В 2009 году в ВВС России была поставлена первая партия модернизированных самолетов Су-24М2.

При этом, по утверждению военных летчиков, Су-24 — очень серьезная машина, пилотирование которой требует от экипажа высокого уровня подготовки. Выполнять пролеты в непосредственной близости от американского эсминца способны только настоящие асы.

По состоянию на 2016 год на вооружении ВВС России находятся 140 Су-24М/М2 и 79 Су-24МР.

Госсекретарь США Джон Керри лично обсудит с главой российского МИД Сергеем Лавровым ситуацию с пролетом Су-24 рядом с эсминцем ВМС США в Балтийском море.

В связи с этим официальный представитель Госдепа США Джон Кирби пояснил, что "госсекретарь был оповещен об этих полетах, инциденте над кораблем ВМС США Donald Cook, видел кадры и сообщения. По его мнению, они (полеты) непрофессиональны, почти провокационны и несомненно опасны".

Американцы, разумеется, уже завили, что поведение российской авиации было безрассудным и провокационным.Напомним, российские фронтовые бомбардировщики Су-24 несколько раз якобы "опасно приблизились" к эсминцу США USS Donald Cook.

Последний инцидент произошел в нейтральных водах Балтийского моря, где американский военный корабль проводил учения совместно с другими членами НАТО. Со своей стороны, в минобороны России отметили, что никакой угрозы эта ситуация не представляла. Москве непонятна причина такой болезненной реакции США, поскольку полёты выполняются в соответствии с международными правилами.

Немного истории: 12 февраля 1988 года американский крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в территориальные воды. В связи ис этим сторожевые корабли Черноморского флота "Беззаветный" и СКР-6 пошли на таран нарушителей. По данным экспертов, это была типичная демонстрация силы - США это практикуют везде, где появляются. Но еще во времена противостояния США-СССР стало понятно, что американцы - хорошие мореплаватели, но психологически слабее. Погибать за родину в их планы, как правило, не входит.

Отсюда и такая болезненная реакция на отпор любого рода - военные США за много лет привыкли делать исключительно то, что нужно им, не считаясь с интересами остальных. Напомним, еще 18 июля американский самолёт-разведчик "пролетел больше 200 километров внутри шведского воздушного пространства, уходя от российского истребителя". При этом подчиняющиеся США шведы "попытались скрыть информацию", однако пресса о ней узнала.

Также известен случай, когда самолеты ВВС США нарушили границы воздушного пространства Финляндии. Но упаси боже кого-то затронуть истинные или мнимые интересы США - вопрос сразу ставится ребром.

Хотя сами американцы понимают, что "Россия выполняет свои полеты в соответствии с международным правом". Об этом заявил глава Северного командования ВС США адмирал Уильям Гортни.

Такое заявление прозвучило в связи с тем, что в последнее время российские ВВС возобновили полёты над нейтральными территориями, в том числе в Европе, а также у границ США и Канады.Последние отреагировали крайне нервно и обвинили Россию в нагнетании напряжённости.

По словам Гортни, "мы очень внимательно следим за тем, что они делают... Российские летчики придерживаются всех международных стандартов, которые действуют для любых самолётов, которые находятся над нейтральными территориями. Они летают в профессиональной манере, и мы тоже, поскольку следим за ними очень близко."

Экс-генерал НАТО Харальд Куят в интервью немецкому порталу Web.de также признал, что "Россия своими "военными маневрами" не нарушала границы никаких государств". В отличие от США - с 1981 по 1983 годы американские бомбардировщики несколько раз в неделю "патрулировали в направлении советского воздушного пространства", отворачивая лишь в последний момент перед нарушением государственной границы.Сами же США рассекретили множество операций такого рода. Но что позволено Юпитеру...

Российское минобороны уже выступило с заявлением, что полет Су-24 выполнялся в соответствии со всеми международными нормами. "Все полёты самолётов российских ВКС выполняются в соответствии с международными нормами, - заявил официальный представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков. - Лётчики совершили отворот от корабля с соблюдением всех мер безопасности".

"Я скорее склонен к тому, чтобы солидаризироваться с теми разъяснениями, которые были предоставлены представителями министерства обороны", - в свою очередь добавил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Стоит отметить, что обмен любезностями с "Дональдом Куком" не говорит о какой-то особой напряженности в регионе. Это, скорее, обычная практика: именно так сопровождают иностранные военные корабли и в других странах.

Напомним, в марте этого года в акваторию Черного моря вошел отряд аж из шести кораблей НАТО, проведший учения с Турцией и Румынией. В мае в Черное море «заглянул» американский ракетный эсминец «Росс», тоже для поддержания партнеров - Украины и стран НАТО. Побывал здесь с грозным видом и вооруженный крылатыми ракетами эсминец "Джейсон Данхэм".

А уж экипаж эсминца ВМС США «Дональда Кука», видимо, не скоро забудет предыдущее близкое знакомство с российским Су-24, который не только 11 раз подлетел «поприветствовать» корабль, но и, между делом, отключил весь «Иджис», которым оснащен супер-эсминец.

По словам высокопоставленного офицера ВМФ, "флот НАТО не представляет реальной угрозы, это, скажем так, давление на РФ, поддержка Украины. Те боевые единицы, которые находятся в акватории, даже если бы захотели, не смогли бы нанести значительного ущерба Черноморскому флоту или территории России - более того, в случае агрессии в отношении России время их жизни составило бы 5-10 минут". То есть сбить-то можно...Но результат будет очевидно трагический для всех.

“Они внаглую припёрлись к нам в прихожую. Естественно, мы вежливо отреагировали: ребята, вас сюда никто не звал”.

Об инциденте с эсминцем США В Балтийском море и заявлении Керри по этому поводу говорят:

– директор Агентства аналитической информации “Русь Православная” Константин Душенов;
– военный журналист, писатель, полковник в отставке, член Общественных советов при Минобороны России и Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Баранец.

Полёт Су-24 над американским эсминцем

На днях американские СМИ сообщили, что 12 апреля в Балтийском море российские военные самолеты пролетели в непосредственной близости от корабля ВМС США, ракетного эсминца «Дональд Кук», на борту которого готовился к тренировочному полету польский вертолет. “Во вторник пара российских боевых Су-24, предположительно без вооружения, облетели вокруг “Кука” 11 раз. В один момент российский самолет находился в 30 футах (9,14 метра) от корабля” , – заявила представитель Пентагона полковник-лейтенант Мишель Болданза.

На российских самолетах не было вооружения. На американском корабле не отреагировали на инцидент.

Спустя несколько дней, в ночь на пятницу, 15 апреля, госсекретарь США Джон Керри заявил, что американская сторона “осуждает такое поведение” . “Это безрассудно, провокационно, это опасно. В соответствии с правилами ведения боевых действий, они (российские самолеты) могли быть сбиты” , - сказал дипломат в интервью телеканалу CNN Espanol. По его словам США не позволят «запугивать себя в открытом море».

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков в свою очередь отметил, что экипажи самолетов Су-24 при облете американского эсминца в нейтральных водах Балтийского моря соблюдали все меры безопасности. Он также указал, что маршрут полета российских самолетов проходил через район, где находился эсминец ВМС США USS Donald Cook, примерно в 70 км от российской военно-морской базы.

Экспертные оценки:

Виктор Баранец

Заявление Керри всецело построено на эмоциях. Он не апеллирует ни к одному закону, ни к одной резолюции ООН. Керри совершенно не понимает смысла поведения кораблей и самолётов в международных водах. Его слова больше рассчитаны на амбиции, нежели на реальное понимание дела. Первое и главное правило – самолёты не должны облетать любое судно так, чтобы это привело к катастрофе или чрезвычайному происшествию. Было это? Не было. Всё остальное – близко, высоко, низко, на большой скорости, на малой скорости, пошла или нет волна – чисто американские эмоции, мыльные пузыри. Это явная попытка раздуть скандал из ничего, чтобы ещё раз дополнить образ агрессора, который они тщательно рисуют из России.

Заявление Керри о том, что американский эсминец мог открыть огонь и сбить Су-24 – безмозглое заявление. Потому что если бы эсминец открыл огонь по нашему самолёту, то второй самолёт уничтожил бы эсминец. И был бы абсолютно прав. Российские лётчики ни на йоту не нарушили ни одного международного правила. А если Керри знает такие правила, то пусть их покажет. Но их нет и быть не может. На какой высоте летает самолёт – это наше право, расстояние к эсминцу – тоже наше право. Лётчик выбирает курс, чтобы полёт был безопасным. Было нарушено хоть одно из разумных международных требований? Ни одного не было нарушено. Так что пусть Керри помолчит. Мы как летали, так и будем летать.

Теперь посмотрим на другие аспекты этого вопроса. Эсминец «Дональд Кук» уже приходил к нам весной 2014 года в Чёрное море. Известно, какой там позор случился, когда безоружный Су-24 обработал его системы электронной борьбы. Это стало национальным позором США, но им показалось мало. Теперь «Дональд Кук» пришёл на разведку в Балтийский регион… Да, он не залезал в территориальные воды России, но подходил к кромке российских территориальных вод, чтобы взять кое-какие разведывательные данные. Мы показали, что он под колпаком, что мы за ним следим, не слишком гуляй.

Мы несли вахту. По направлению к нам шёл корабль. Каждый раз когда корабль идёт по направлению к территориальным водам России, поднимается дежурное звено, которое должно вскрыть объект и контролировать его до тех пор, пока он не отойдёт на безопасное расстояние, не уйдёт в международные воды. Это нормальное боевое дежурство. Мы показываем американцам: всё, что вы здесь делаете, находится у нас под контролем. Эта единственная задача была прекрасно выполнена российскими лётчиками. Мы не собирались ни ломать радары, ни выпускать шасси, не разворачивать реактивную струю так, чтобы всех сдуло с палубы. Мы просто полетали вокруг «Кука» и будем летать впредь.

Когда мы идём в Атлантике и Тихом океане и пролетают американские самолёты, мы не паникуем, не трубим на весь мир, что нас обидели. Мы спокойно принимаем, что на нас прилетели посмотреть, идёт боевая учёба. За четверть века американцы выработали симптом вседозволенности: мы идём по морю-океану, все расступитесь, потому что мы – американцы! Ни хрена, американцы, мы с вами не будем считаться! Будете приходить, мы будем летать ещё ближе и ещё ниже, чтобы они знали, что на море все равны. Американцев надо приучить к тому, что стоит подчиняться международным правилам. Если что – будем и уничтожать корабли, но строго по существующим правилам. Залезет на 20 метров в наши территориальные воды, сразу и ракету, и торпеду получит в бок.

Константин Душенов

В ноябре 1983 года я был командиром ракетно-торпедной группы на нашей атомной подводной лодке с тактическим номером К- 324, которая, потерпев аварию неподалёку от берегов США, оказалась в достаточно сложной ситуации. Про нас некоторое время назад даже фильм сделали – «Загадка Чёрного принца». Мы столкнулись с американским эсминцем, намотали на винты их гидроакустическую систему военного назначения, оказались без хода, пришлось всплыть. Американцы нас всячески обложили, облетали и слева направо, и справа налево, и вертолётами, и самолётами. И это при том, что на тот момент, разгара «холодной войны», были договорённости на государственном уровне, что при встрече в Мировом океане наши корабли, самолёты не имитируют боевых манёвров. Боевое маневрирование было запрещено, потому что все находились с полным боекомплектом вооружения. Так, на нашей подлодке в моём заведовании находилось две торпеды больших с ядерными боеприпасами, две оперативно тактические ракеты с ядерными боеприпасами. Тогда американцы наплевали на договорённости и делали что хотели. Но сейчас и такой договорённости у нас нет. Штаты в своё время решили, что Россия слабая, нет никакого смысла продлевать подобные договорённости. Так чего они теперь плачут-то? Как хотим, так и летаем.

В конце концов, это американцы к нам припёрлись! Это же было в 30 милях от Балтийска, главной военно-морской базы нашей на Балтике. Их звал кто-нибудь? Я бы посмотрел, как американцы отреагировали, если бы атомный крейсер «Пётр Великий» оказался бы на расстоянии в 30 миль от баз у Джексонвилля. Или, например, вошёл бы в 30-мильную зону острова Гуам, который является главной боевой базой США в Тихом океане. Или подошёл бы к острову Диего-Гарсия, который является стратегической опорной точкой США в Индийском океане. Они внаглую припёрлись к нам в прихожую. Естественно, мы вежливо отреагировали: ребята, вас сюда никто не звал.

Так правильно реагировать мы стали после Крыма, с 2014 года. Первая подобная акция произошла с тем же самым «Дональдом Куком», когда он припёрся в Чёрное море. А самый известный случай такого рода произошёл в 1986 году, когда американцы решили нас проверить на вшивость. Американский корабль вошёл в Чёрное море и стал приближаться к Крыму. Тогда наши военные корабли были подняты по тревоге, и сторожевой корабль, по приказанию командования, совершил навал на американский крейсер. Если пользоваться автомобильными терминами, то подрезал его. Причём подрезал так, что произошло столкновение, на крейсере начался пожар и он вынужден был сбежать. Кстати, командир крейсера был подвержен взысканию в Штатах, за то, что он не выполнил боевого задания. И это не были наши территориальные воды, там бы крейсер просто уничтожили. Но, по мнению командования, американцы слишком близко подошли к нашим территориальным водам. За что поплатились.

И сегодня Россия ненавязчиво пытается американцам объяснить: вы за последние двадцать лет сильно расслабились, отвыкайте, учитесь стучаться, прежде чем входить, согласовывать свои планы с нашими, а если не хотите, то, как говорится, кто не спрятался, я не виноват.

Фото Reuters

Вчера стали известны подробности инцидента в Балтийском море. По заявлению Пентагона, подкрепленного фото- и видеоматериалами, российские бомбардировщики Су-24 в компании с палубным вертолетом Ка-27 в течение двух дней, опасно маневрируя на предельно малых высотах и периодически имитируя выходы в атаку, совершали облеты американского эсминца «Дональд Кук», принимающего участие в маневрах вместе с польскими Военно-морскими силами. Европейское командование уже выказало глубокую озабоченность «непрофессиональными маневрами российских самолетов». Обеспокоенность по поводу инцидента выразили и в Белом доме. При этом отмечается, что попытки связаться с пилотами на английском и русском языках оказались безуспешными.

Зато оперативно отреагировало Минобороны России. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков дал понять, что очень удивлен «болезненной реакцией американских коллег». По его словам, облетая находящийся в нейтральных водах американский миноносец, экипажи российских бомбардировщиков действовали с максимальной предосторожностью. «Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, - уточнил генерал, – летчики совершили от него отворот с соблюдением всех мер безопасности».

В общем, между двумя великими ядерными державами состоялся очередной обмен любезностями, характерный для наступившего ледникового периода холодной войны. Но если объективно, наши летали вокруг «Дональда Кука» действительно лихо, при этом высота полетов составляла не более 30 м. Однажды Су-24 прошел даже ниже корабельных надстроек – настолько, что от реактивных струй поднялось волнение, утверждает американский наблюдатель.

С приходом в Минобороны Сергея Шойгу российская авиация наконец-то стала регулярно подниматься в воздух, а после присоединения Крыма – как бы к этому историческому эпизоду ни относились! – обозначилась и некоторая государственная воля. Кстати, у эсминца «Дональд Кук» уже была возможность почувствовать ее на своей металлической шкуре.

В советские времена американский флот очень редко – все случаи можно пересчитать по пальцам – решался заглядывать в Черное море. А вот с появлением независимой Украины вообще перестал вылезать из этих вод, весьма значимых в оборонном смысле для России. Во-первых, появилось больше правовых оснований для постоянного присутствия. Во-вторых, считалось, что у Москвы нет военных аргументов, чтобы серьезно возражать.

По крайней мере экипаж все того же эскадренного миноносца «Дональд Кук», объявившегося ровно два года назад (10 апреля 2014 года) в нейтральных водах Черного моря, чувствовал себя хозяином положения. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», позволяющая одновременно сопровождать сотни целей, и почти сотня крылатых ракет «Томагавк» в ядерном и обычном снаряжении, с дальностью пуска до 2500 км – это был, безусловно, сильнейший аргумент. Поэтому появление невооруженного Су-24 поначалу не произвело особого впечатления. Но ровно до того момента, пока экипаж бомбардировщика не включил комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины»: «Дональд Кук» тут же ослеп и оглох – проще говоря, превратился в кусок плавающего железа, с которым можно было сделать все что угодно. А Су-24 сымитировал 12 заходов в атаку и лег на обратный курс.

Как потом стало известно, в результате встречи с российским Су-24 весь экипаж «Дональда Кука» был деморализован, а 27 американских моряков сразу же написали рапорты на увольнение с флота. Естественно, с берегов Потомака в адрес России моментально последовало обвинение в «нарушении собственных традиций и международных договоров». Но вот что примечательно: прежде на все настоятельные просьбы Москвы «не превращать Черное море в очередной натовский полигон» американцы ровным счетом никак не реагировали, а вот «Хибины» почему-то подействовали сразу же...

Но уроки, видимо, надо еще и закреплять. В ответ на протесты американской стороны в связи с последним инцидентом на Балтике генерал Игорь Конашенков отметил, что эсминец ВМС США «Дональд Кук» находился хоть и в нейтральных водах, но все-таки в 70 км от главной военно-морской базы Балтийского флота (г. Балтийск) – то есть на дальности применения бортового оружия. Причем с огромным запасом. Так что наша реакция не была столь уж необоснованной. К тому же «принцип свободы судоходства эсминца США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов», – отметил официальный представитель Министерства обороны России.

Кстати, совсем недавно в том же районе, над Балтикой, нашим Су-27 пришлось отгонять натовские истребители, пристроившиеся к самолету Сергея Шойгу, на борту которого находилась одна из ядерных кнопок, положенных министру обороны по должности. Тогда все обошлось. И все-таки военным лучше держаться друг от друга подальше. От международных контактов с применением кораблей и боевой авиации ничего хорошего не предвидится.

Госсекретарь США Джон Керри намерен лично обсудить с главой российского МИД Сергеем Лавровым ситуацию с пролетом Су-24 рядом с эсминцем ВМС США в Балтийском море.

Официальный представитель Госдепа США Джон Кирби пояснил, что "госсекретарь был оповещен об этих полетах, инциденте над кораблем ВМС США Donald Cook, видел кадры и сообщения. По его мнению, они (полеты) непрофессиональны, почти провокационны и несомненно опасны"

"Могу вам сказать, что он поднимет этот вопрос напрямую с министром иностранных дел Лавровым", — добавил представитель Госдепартамента США. По словам дипломата, поведение российской авиации было безрассудным и провокационным.

Напомним, российские фронтовые бомбардировщики Су-24 несколько раз якобы "опасно приблизились" к эсминцу США USS Donald Cook. Инцидент произошел в нейтральных водах Балтийского моря, где американский военный корабль проводил учения совместно с другими членами НАТО.

Позже представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что США не хотят эскалации из-за этого инцидента. Со своей стороны, в минобороны России отметили, что никакой угрозы эта ситуация не представляла. Москве непонятна причина такой болезненной реакции США, поскольку полёты выполняются в соответствии с международными правилами.

Немного истории: 12 февраля 1988 года американский крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в территориальные воды. За что и поплатились: сторожевые корабли Черноморского флота "Беззаветный" и СКР-6 пошли на таран нарушителей. По данным экспертов, это была типичная демонстрация силы — США это практикуют. Но еще во времена противостояния США-СССР было ясно, что американцы хорошие мореплаватели, но психологически слабее. Погибать за родину в их планы, как правило, не входит. Отсюда и такая болезненная реакция на отпор любого рода.

Американцы привыкли делать исключительно то, что нужно им, не считаясь с интересами остальных. Напомним, еще 18 июля американский самолёт-разведчик "пролетел больше 200 километров внутри шведского воздушного пространства, уходя от российского истребителя". При этом подчиняющиеся США шведы "попытались скрыть информацию", однако пресса о ней узнала. Позже был инцидент, когда самолеты ВВС США нарушили границы воздушного пространства Финляндии. Но упаси боже кому-то затронуть истинные или мнимые интересы США — вопрос сразу ставится ребром. Хотя…

Россия выполняет свои полеты в соответствии с международным правом, заявил глава Северного командования ВС США адмирал Уильям Гортни. По данным Политонлайн, американский военный заявил об этом в связи с тем, что в последнее время российские ВВС возобновили полёты над нейтральными территориями, в том числе в Европе, а также у границ США и Канады.

Последние отреагировали крайне нервно и обвинили Россию в нагнетании напряжённости. По словам Гортни, "мы очень внимательно следим за тем, что они делают… Российские летчики придерживаются всех международных стандартов , которые действуют для любых самолётов, которые находятся над нейтральными территориями. Они летают в профессиональной манере, и мы тоже, поскольку следим за ними очень близко."

А бывший генерал НАТО Харальд Куят в интервью немецкому порталу Web. de признал, что "Россия своими "военными маневрами" не нарушала границы никаких государств". В отличие от США — с 1981 по 1983 годы американские бомбардировщики несколько раз в неделю "патрулировали в направлении советского воздушного пространства", отворачивая лишь в последний момент перед нарушением государственной границы.

Сами же США рассекретили множество операций такого рода. Но что позволено Юпитеру…В российском минобороны уже заявили, что полет Су-24 выполнялся в соответствии со всеми международными нормами. "Все полёты самолётов российских ВКС выполняются в соответствии с международными нормами, — заявил официальный представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Лётчики совершили отворот от корабля с соблюдением всех мер безопасности".

Как отмечает Политонлайн, все иностранные военные корабли берутся на прицел силами ВМФ России. За ними будут внимательно следить российские радары и боевые "Бастионы" с берега. С воздуха контроль осуществляет российская авиация. Это не говорит о какой-то особой напряженности в регионе, скорее, обычная практика: именно так сопровождают иностранные военные корабли и в других странах.

Ранее в марте этого года в акваторию Черного моря вошел отряд аж из шести кораблей НАТО, проведший учения с Турцией и Румынией. В мае в Черное море "заглянул" американский ракетный эсминец "Росс", тоже для поддержания партнеров — Украины и стран НАТО. Побывал здесь с грозным видом и вооруженный крылатыми ракетами эсминец "Джейсон Данхэм".

А уж экипаж эсминца ВМС США "Дональда Кука", видимо, не скоро забудет очень близкое знакомство с российским Су-24, который не только 11 раз подлетел "поприветствовать" корабль, но и, между делом, отключил весь "Иджис", которым оснащен супер-эсминец.

По словам высокопоставленного офицера ВМФ, "флот НАТО не представляет реальной угрозы, это, скажем так, давление на РФ, поддержка Украины. Те боевые единицы, которые находятся в акватории, даже если бы захотели, не смогли бы нанести значительного ущерба Черноморскому флоту или территории России — более того, в случае агрессии в отношении России время их жизни составило бы 5-10 минут".