В обилии газовых трубопроводных проектов в Средней Азии и Закавказье сегодня можно запутаться. Есть некий TAP - Транскаспийский газопровод, идущий от газовых месторождений Туркмении по дну Каспийского моря к Сангачальскому терминалу Азербайджана. Есть Южнокавказский газопровод из Баку, через Грузию, до Турции.

Потом есть TANAP - Трансанатолийский газопровод, тянущийся через всю Турцию до ее границы с Европой, где он становится началом двух других газовых труб - NABUCCO через Болгарию и снова ТАР (Трансадриатический газопровод) через Грецию, Албанию и Адриатическое море в итальянский город Бриндизи. Везде мелькают разные цифры объемов, разные сроки запусков и даже разные степени готовности.

Долгое время все перечисленное напоминало попытку поделить шкуру неубитого медведя. В основании всего стояло азербайджанское месторождение Шах-Дениз, газ из которого Баку хотел продавать в Европу напрямую, без российского посредничества. Интерес прочих стран читался прозрачно. Во-первых, Грузия видела в проекте возможность получения энергоносителей "не от Газпрома" (что сулило обретение «энергонезависимости»).

Во-вторых, транзитная труба в Турцию означала и транзитные платежи, мягко говоря, не лишние для экономики. Впрочем, турки рассматривали вопрос аналогичным образом. Часть газа - себе, часть - дальше на продажу в Евросоюз. И не только они. Точно также на "азербайджанскую трубу" смотрели греки и албанцы. А все вместе это называлось Южным газовым коридором.

На днях его даже торжественно запустили. 29 мая в Баку президент Азербайджана присутствовал на церемонии начала закачки газа в Южнокавказскую трубу (еще известную как Баку-Тбилиси-Эрзурум, БТЭ). Как было заявлено, ориентировочно к 12 июня текущего года процесс технологической подготовки будет закончен и первый азербайджанский газ начнет поступать в TANAP.

Тем самым обходящий Россию Южный газовый коридор, наконец, заработает, а значит, успехом увенчались усилия пула "маленьких стран" по преодолению российской газовой монополии и обретению своей геополитической субъектности. Экспорт энергоносителей по неподконтрольному Москве маршруту сулит возможности по расширению самостоятельности во внешней политике. В теории. Реальность, как всегда, оказывается намного сложнее.

Заявленного на конец 2017 года объема прокачки по БТЭ в 25 млрд. кубометров в год у Азербайджана все еще нет. Да и сам участок позволяет пропускать лишь 18,6 млрд. кубов. До максимума его доведут лишь в 2020 году. И то, вряд ли.

За весь 2017 год, при всех инвестициях в развитие месторождения Шах-Дениз, Азербайджан сумел добыть всего 10,2 млрд. кубометров газа, из которых способен поставить на экспорт не более 9 млрд. В то время как для загрузки TANAP в сочетании с желанием поставлять еще и как минимум 10 млрд. кубов в Европу, Баку необходимо иметь экспортную мощность не менее 27-32 млрд. кубов. В лучшем случае получится достичь отметки в 18 млрд. не ранее 2020-2022 годов.

Из этого следует, что предстоящие пять лет азербайджанского газа хватит лишь для обеспечения спроса Турции. Кому-то и этот результат может показаться успешным. В том смысле, что не столько для Баку, сколько для Анкары, ослабляющей зависимость от Газпрома. Но цифры говорят о другом. Из 50 млрд. кубов ее потребления 24-25 млрд. поставляет Россия. Еще 10 млрд. дает Иран. Остальное турки покупают, где получится. Именно наличие серьезного дефицита газа и послужило основанием согласиться на реализацию первой нитки "Турецкого потока", после окончания строительства которой из России придет дополнительно 15,75 млрд. кубов голубого топлива в год.

Но туркам не нравится, что их зависимость по газу от России достигнет 80%, чем поставит под контроль Москвы все дальнейшее развитие турецкой промышленности, в основе которого всегда лежит, прежде всего, энергия. И вот с этого места начинается интересно.

По заявлениям турецкой стороны до, как минимум, конца 2022-2023 годов получать от Азербайджана больше 6 млрд. кубов в год они не ожидают. При том, что хотели бы не меньше 10, а лучше 11 млрд. Но их нет, а значит через Грецию, Албанию и Адриатику прокачивать решительно нечего, и все заявления итальянцев насчет экологической угрозы есть просто политический пиар. Впрочем, на TAP газ еще теоретически найти можно, но на NABUCCO его не появится вообще никогда. Если, конечно, не рассматривать в качестве источника вторую ветку "Турецкого потока", разрешение на прокладку которого Турция тоже дала. Но эти дополнительные 15,75 млрд. кубов "русского газа" полностью отменяют основу концепции Южного газового коридора как важной альтернативной линии импорта энергоносителей в ЕС в обход РФ.

Понимая, что, при всем неприятии реальности другой альтернативы нет, ряд нефтегазовых ТНК пытается "найти" недостающий газ на другом берегу Каспия - в Туркмении. Формально любой проект там невозможен до окончательной демаркации акватории, процесс по которой идет, но от завершения еще далек. На практике же западные юристы думают, что нашли "зазор" позволяющий начать проектирование совместного азербайджано-туркменского проекта по прокладке Транскаспийского газопровода. Грузия заручилась поддержкой Еврокомиссии и выразила готовность финансировать начало проектных работ.

Интерес Туркмении к "вступлению" в ЮГК прост. В 2016 году закупку туркменского газа прекратила Россия, а в начале 2017 года Туркмения поссорилась с Ираном, в результате лишившись туда экспорта. В результате страна способна добывать 75-80 млрд. кубов газа в год, а продает всего 29,6 млрд. единственному покупателю - Китаю, который пользуется безвыходным положением Ашхабада и платит мало - всего 185 долл. за тыс. кубов. Падение экспортной выручки сильно ударило по доходам страны и вынудило правительство Туркмении значительно урезать социальные гарантии. Поступающих денег хватает только на обслуживание полученных от Китая кредитов.

Реализация ТАП позволит направить "имеющиеся излишки" через Южный коридор "на Запад". По первой ветке готовятся пойти 12-15 млрд., затем еще 15-16 млрд. по второй. Проект активно поддерживается банками ЕС и той частью европейской элиты, которой активно не нравится вынужденное сближение Евросоюза с Россией.

Теоретически туркменский газ может обеспечить как догрузку TANAP, так и потребности Трансадриатической части ЮГК. В перспективе даже потеснить "Газпром". А если смотреть совсем далеко и учитывать очень-очень долгосрочные планы (сегодня скорее просто мечты, хотя и не лишенные разумных оснований) Туркмении по удвоению своей добычи с западной помощью, Европа действительно может получить через Южный коридор (с учетом его расширения) примерно до 90 млрд. кубов газа, что составляет примерно 70-75% объема нынешних поставок "Газпрома" в ЕС. В теории.

Потому что на практике на ближайшие пять лет 6 млрд. кубометров это все, что через ЮГК способно пройти со стороны Туркмении. Следовательно, до европейской границы Турции они не дойдут совсем. В тоже время, в ближайшие три-четыре года будут введены в строй "Северный поток-2" и "Южный поток-2", что увеличит российский газовый экспорт в Европу со 155,9 (данные за 2017 год) до 226-227 млрд. кубов в год.

На этом фоне, даже если Азербайджану получится нарастить добычу хотя бы до 18 млрд., а Туркмения сумеет чудесным образом протянуть первую ветку по дну Каспия, то даже в этом случае до Европы дойдут от силы 22-24 млрд. кубометров, что составит от силы 10% от российских объемов. Дополнительные деньги поставщикам они, безусловно, принесут, но сколько-нибудь серьезно повлиять на общий баланс спроса и предложения на газовом рынке Европы они не смогут, особенно с учетом падения европейской добычи. Доминирование российского газа в Европе альтернативы не имеет.

В этом месяце в СМИ мы увидели много заголовков о новых трубопроводных проектах в Европе. Так, например, Oilprice.com недавно опубликовали статью о Южном газовом коридоре под названием «Действительно ли это самый важный трубопровод в мире?»

Сама статья представляет собой обыкновенный маркетинговый ход, призванный заставить вас думать, что азербайджанский газ изменит всю европейскую газовую политику. В этой теме разбиралось издание zerohedge.com .

"Начало статьи самое показательное: «Европа хочет стать менее зависимой от российского газа и использовать более чистую энергию...». Это, конечно же, ложь.

Сама Европа как раз наоборот этого не хочет, ведь ей это просто-напросто не выгодно. Однако этого хотят европейские политики, которые находятся в сговоре с Вашингтоном, и которым выгодно считать Россию врагом ЕС.

Большая часть Европы хочет, чтобы Россия поставляла им , потому что российский газ дешев и потому что его много. Конечно же, США делают все, чтобы не допустить роста экономики и влияния России. Технократия ЕС согласна с тем, что сильная Россия с долей более чем 40% европейских продаж газа, - это Россия, которую нельзя будет дестабилизировать посредством валютных и прокси-войн.

Южный газовый коридор - это проект газопровода протяженностью около 4000 км для доставки природного газа Каспийского моря в южную Европу. По предварительным оценкам, около 16 миллиардов кубометров газа в год будет переправляться по трубопроводу, начиная с 2019 года.

Ориентировочная стоимость Южного газового коридора на момент начала переговоров составила более 45 миллиардов долларов. Сам проект, по сути, является решением проблемы, которую еще предстоит найти. Это не что иное, как взятка в размере 45 миллиардов долларов, которую США дают угодному им режиму в Азербайджане.

США не в первый раз используют страны ЕС, враждебно настроенные к России (как, например, Польшу или Прибалтику), чтобы подорвать новые российские газовые проекты в Европе.

В 2014 году политическое давление на Болгарию со стороны Евросоюза и США сорвало газовый проект «Южный поток». Трубопровод должен был доставлять газ из южных месторождений России в Болгарию через Черное море. Болгария могла бы ежегодно получать огромную прибыль от транзитных сборов.

Государственная газовая компания «Газпром» быстро нашла новое решение, заменив несостоявшийся «Южный поток» «Турецким потоком». Новый трубопровод будет проходить через Турцию и заканчиваться в Греции. Прошлым летом Венгрия уже провела переговоры с «Газпромом» по «Турецкому потоку». Все задействованные страны хотят получать транзитные сборы.

Как вы думаете, какова стоимость этого проекта? Всего 12 миллиардов долларов. При том, что трубопровод будет проходить по дну Черного моря.

Другой трубопровод, «Северный поток 2», позволит удвоить пропускную способность существующего газопровода «Северный поток», и дешевый российский газ начнет напрямую поступать из Санкт-Петербурга в Германию. Проект строительства будет завершен к следующему году.

А какова же стоимость этого проекта? Менее 10 миллиардов долларов.

ЕС сделал всё возможное, чтобы сорвать проект «Северный поток 2», разве что, не написав закон, просто-напросто запрещающий строительство, чего он, конечно, сделать не может. Наконец, все попытки были прекращены в начале этого месяца.

Важнейший вывод, который можно сделать из ситуации: интересы европейских политиков, очевидно, стоят выше интересов простых людей. Европейские лидеры при принятии решений не берут во внимание интересы тех людей, которым они должны служить.

По сути, лидеры ЕС готовы продать энергетическую безопасность Европы. Будущее Европы выглядит намного более безопасным с «Турецким потоком» и «Северным потоком 2».

«Газпром» раскрыл масштабы ликвидации и консервации газотранспортных мощностей, которые изначально строились под «Южный поток», но оказались избыточными для его преемника - «Турецкого потока». К реализации нового проекта это не имеет никакого отношения, уверяют эксперты.

Напрасно строили

Речь идет о Южном газовом коридоре (не путать с одноименным проектом по прокачке азербайджанского газа в Европу) от Ямала до Анапы. Затевая «Южный поток», газовый холдинг рассчитывал поставлять по нему в Европу 63 миллиарда кубометров в год. Для этого требовалось расширить пропускную способность газопроводов, проходящих по территории России.

Планировалось в два этапа построить четыре нитки нового трубопровода. Первая очередь из двух линий общей пропускной способностью в 31,5 миллиарда кубометров строилась опережающими темпами, успели начать и вторую, когда Болгария отозвала разрешение на прокладку «Южного потока» на своей территории, и проект завис в неизвестности.

Затем было принято решение построить два других газопровода: «Северный поток - 2» мощностью 55 миллиардов кубометров и «Турецкий поток» на 31,5 миллиарда кубометров. В такой конфигурации эти проекты сейчас и реализуются, совокупно с лихвой покрывая те объемы, которые планировались для «Южного потока». Так что вторая очередь Южного газового коридора на 31,5 миллиарда кубометров оказалась просто не нужна.

Возникает вопрос: почему о ликвидации этих мощностей не было объявлено сразу после начала строительства двух новых проектов? «Возможно, задержка была связана с надеждами на то, что болгары одумаются и мы вернемся все-таки к Южному газовому коридору на 63 миллиарда кубометров, - предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Но по мере продвижения „Северного потока - 2“ и „Турецкого потока“ стало понятно, что конфигурация уже не изменится».


По сути, теперь «Газпром» окончательно признал, что к проекту «Южного потока» он уже не вернется, по крайней мере в обозримой перспективе. Демонтажу подлежат 506 километров труб, проложенных от Починков до Анапы по территории Краснодарского края, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областей, а также газоизмерительная станция «Моршанская», сообщает «Интерфакс».

Строительство третьей и четвертой очередей компрессорных станций «Русская», «Казачья», «Кореновская» будет законсервировано до «принятия решения о реализации данных объектов в полном объеме», говорится в материалах холдинга. Общая стоимость незавершенных объектов для «Южного потока» на начало 2017 года оценивалась в 46 миллиардов рублей.

Где оборвется вторая нитка

Эксперты полагают, что эта история вряд ли связана с задержкой в выдаче разрешения со стороны Турции на строительство наземной части второй нитки «Турецкого потока», о которой ранее сообщило агентство Reuters. Скорее, это обусловлено какими-то политическими вопросами, в частности относительно Сирии (например, разрешит ли Москва турецким войскам взять Африн или нет). Но вряд ли стоит всерьез беспокоиться за судьбу второй нитки.

На самом деле причина заминки не столько в позиции Турции, сколько в сомнениях самого «Газпрома», который не дает четких указаний, куда, собственно, собирается вести этот маршрут. Поэтому турецкие власти и не могут выдать разрешение на строительство.

«В межправительственном соглашении России и Турции по „Турецкому потоку“ написано, что вторая труба пойдет до границы Турции и Греции, а дальше предполагалось, что она через Грецию пойдет в Италию. Но на самом деле наиболее выгодным для „Газпрома“ был бы вариант, чтобы труба пошла в Болгарию, а дальше по старому маршруту „Южного потока“ - через Венгрию в Австрию, плюс запитка Сербии и других балканских стран», - говорит Юшков.


Есть и еще один вариант, который вообще избавляет партнеров от необходимости строить сухопутный маршрут из Турции в Болгарию. Для этого можно будет использовать уже существующую инфраструктуру. Дело в том, что сейчас в Турцию газ поступает не только напрямую по «Голубому потоку», но и по Трансбалканскому трубопроводу, проходящему через Украину, Румынию и Болгарию.

Когда будет закончен «Турецкий поток», страна сможет весь газ получать непосредственно из России, а освободившийся газопровод можно будет использовать в обратном направлении, качая газ из Турции в Болгарию. И там уже потребуется построить только небольшой участок для транспортировки голубого топлива в Сербию, Венгрию и дальше в Австрию.

Но желаний «Газпрома» недостаточно. Пока непонятно, кто и на каких условиях мог бы построить инфраструктуру в Европе для приема газа, отмечают аналитики, и складывается ощущение, что сама Москва стала с чуть большим скепсисом относиться к перспективе запуска второй нитки в ближайшее время.

Пока российский холдинг обсуждает поставки газа по «Турецкому потоку» со всеми возможными партнерами на европейском берегу - с Болгарией, Грецией и Италией, хотя еще в 2016 году президент итальянского национального энергооператора Eni Клаудио Дескальци заявил, что его страна в этом трубопроводе не заинтересована.

«Пока со второй ниткой большие вопросы: вход понятен, выход непонятен», - пояснял ранее «Ридусу» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, основная проблема «Турецкого потока» в том, что Европа в целом в лице Еврокомиссии препятствует проникновению на свою территорию трубопроводов со стороны России.

Это вопросы политики, а не экономики. И интересы отдельных стран здесь не учитываются. И если Германия, главный локомотив европейской экономики, в ситуации с «Северным потоком - 2» еще может занять собственную, независимую от Еврокомиссии позицию, то страны Юго-Восточной Европы, на которые нацелен «Турецкий поток», такой роскоши позволить себе не в состоянии.

Фото с сайта: president.gov.ua

Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время переговоров со своим украинским коллегой Петром Порошенко пригласил Украину принять участие в проекте «Южный газовый коридор» (ЮГК).

«Президент Азербайджан а пригласил Украину к участию в проекте Южный газовый коридор», — отмечается в сообщении, опубликованном на официальном сайте президента Украины.

Также стороны уделили внимание дальнейшему углублению взаимодействия в энергетической сфере.

Официальное открытие «Южного газового коридора» состоялось в Баку 29 мая этого года. С помощью него Азербайджан планирует доставлять газ в ЕС в обход России. По коридору «голубое топливо» будет транспортироваться с месторождения Шах Дениз — через Турцию в южные страны Евросоюза — Италию, Грецию и др. Стоимость проекта составляет более 40 млрд долларов. До 2020 года в страны Европы планируется доставлять около 10 млрд кубометров газа. По словам Алиева, в проекте участвуют 7 стран, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция, Италия, Албания и Болгария. К нему планируют присоединиться Черногория, Хорватия, а также Босния и Герцеговина.

Некоторые эксперты уверены, что «Южный газовый коридор» не может составлять конкуренцию «Турецкому потоку», вторая нитка которого будет транспортировать газ европейским потребителям.

Другие аналитики считают запуск ЮГК не очень хорошим знаком для «Газпрома».

Так, мнению начальника аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николая Подлевских, положительный моментом при запуске ЮГК можно считать то, что Турция, поставляя газ в южные страны ЕС, будет привыкать к роли транзитера, и в будущем обеспечит надежную доставку газа «Турецкому потоку».

Эксперт полагает, что потребность Европы в газе, даже ее южных государств «Южный газовый коридор» удовлетворить не может, поэтому проект Азербайджана не станет альтернативой «Турецкому потоку».

Наряду с этим, аналитики, считают ЮГК не очень благоприятным знаком для «Газпрома»: запуск проекта показывает, что конкуренция на рынке есть, могут строиться другие газопроводы.

В этой сфере, по словам аналитика Раффайзенбанка Андрея Полищука, конкуренцию «Газпрому» в будущем могут составить страны Ближнего Востока, однако, учитывая политический фактор и нестабильность региона, вероятность развития таких проектов мала.

Одновременно, «Газпром» обладает мощными преимуществами перед конкурентами — это масштаб «Турецкого потока», потенциал его развития, очень большие запасы месторождений и его репутация.

«В отличие от TANAP, у «Газпрома» пиковая нагрузка может быть гораздо больше. Поэтому конкурентов все-таки пока нет», — уверен эксперт.

К разработке крупного газового месторождения Шах-Дениз Азербайджан приступил в 2006 году. Через два года, на фоне газового конфликта, возникшего между Россией и Украиной, Европейская комиссия одобрила Второй стратегический энергетический обзор, призывающий расширить поставки топлива в Европу в обход России. В 2013 году был окончательно утвержден маршрут «Южного газового коридора» В проект вошли: уже функционирующий Кавказский трубопровод и новые — Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP). В 2015 году был заложен фундамент газопровода TANAP. В церемонии приняли участие президенты Азербайджана, Турции и Грузии.

Во время недавнего визита в Баку председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Во время итоговой пресс-конференции Баррозу сообщил, что стороны «затронули вопрос ускорения и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности о том, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта».

По словам Мануэла Баррозу, Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора, так как: «это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией в Совет стратегии энергетической безопасности Европейского Союза».

Тема диверсификации энергопоставок в страны Евросоюза получила развитие на этой неделе.

Так, Владимир Путин в ходе официального визита в Вену заявил, что строительство газопровода «Южный поток» следует считать общеевропейским проектом, который «не направлен против кого бы то ни было… Это проект, который реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах партнеров. Это проект не против кого-то, а за наши интересы», - отметил Путин.

Подключение Австрии к строительству «Южного потока» совпало по времени с проходившей в Будапеште международной конференции, приуроченной к завершению 12-месячного председательства Венгрии в Вышеградской группе. Здесь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в частности, заметил, что в Европе начинается экономическая эра, которая требует новых инструментов для достижения стабильности, создания новых рабочих мест и более дешевой энергии.

В этой связи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил: «Продолжающиеся споры между Россией и Украиной по энергопоставкам напомнили нам о необходимости иметь эффективную европейскую стратегию».

«Коридор» – не против «Потока»?

Директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор политических наук Эльман Насиров указал, что для Баку залогом энергетической безопасности является диверсификация маршрутов поставок газа, а для Евросоюза – диверсификация источников. «В этом плане, – продолжает Насиров, – и Азербайджан очень нуждается в таких больших рынках сбыта, и Евросоюз нуждается в азербайджанских энергоресурсах».

Собеседник «Голоса Америки» отмечает, что, поскольку отношения между Москвой и Брюсселем заметно осложнились в последнее время, страны ЕС нуждаются в альтернативных поставщиках энергии. В данном случае речь, прежде всего, идет о государствах Центральной и Южной Европы, которые и предполагалось включить в линию «Южного потока».

В этой связи Эльман Насиров напомнил, что проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. После ввода проекта в эксплуатацию через «Южный газовый коридор» странам-покупателям на первых порах будет доставляться до 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. В дальнейшем объем поставок предполагается увеличить вдвое.

И это полностью отвечает экономическим интересам Азербайджана. «Я хочу отметить, что наши отношения с Евросоюзом в этом плане не направлены против интересов других государств, – подчеркивает эксперт. – У нас очень хорошие отношения с Россией, которой мы ежегодно выделяем по 2 млрд кубометров газа».

По мнению директора бакинского Института политических исследований, неверно говорить о том, что «Южный газовый коридор» направлен против «Южного потока», поскольку российский газопровод намечено ввести в строй раньше, и объемы поставок пор нему запланированы втрое больше.

«Мы – не конкуренты в этом плане с Россией, – настаивает Эльман Насиров, – а Европе просто нужны новые альтернативные источники (топлива), чтобы не ликвидировать зависимость от российского газа, а уменьшать ее». При этом азербайджанский эксперт считает, что в данном вопросе нет политической составляющей, а лишь нормальная экономическая конкуренция.

«Коридор» - угроза для «Газпрома»?

Генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов , напротив, считает, что «Южный газовый коридор» всегда беспокоил и руководство «Газпрома», и российские власти, которые воспринимали этот проект как конкурента в поставках топлива на сравнительно небольшой рынок. К тому же значительного роста спроса на газ в странах Южной Европы не предвидится, а значит, поставки из Азербайджана могут нанести ущерб российским интересам, считает эксперт.

«Сегодня рынок таких стран, как Венгрия, Болгария, бывшие югославские республики – полностью завязан на Россию. И если возникнут альтернативные источники, «Газпромом» это будет восприниматься как прямая опасность», – развивает свою мысль Милов, добавляя, что азербайджанский газ традиционно имеет конкурентные преимущества. Именно поэтому представители российского энергетического сектора всегда ядовито высказывались о проекте Nabucco и пытались выкупить значительную часть азербайджанского газа.

Вместе с тем, Милов сомневается, что газа из одного лишь месторождения Шах-Дениз хватит для того, чтобы обеспечить заполняемость труб «Южного газового коридора». Для этого, считает эксперт, нужно подключить другие газодобывающие страны Каспийского региона. В том случае, если «Южный газовый коридор» заработает на полную мощность, позиция российских представителей на политических переговорах с Европейским Союзом станет более податливой, полагает Владимир Милов.

«Ряд стран в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы серьёзно зависят от российских поставок газа, и из-за этого существует мощная фракция пророссийских голосов внутри Европейского Союза. Если появится альтернатива (источников газа – А.П.), то необходимость слишком лебезить перед Путиным может исчезнуть. И, конечно, это может, в том числе, повлиять и на позиции российского руководства по внешнеполитическим проблемам на переговорах с Европейским Союзом», – заключает генеральный директор Института энергетической политики.

У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова отмечает, что она не склонна относиться к «Южному потоку» слишком оптимистично. И для этого есть несколько оснований.

«Во-первых, там есть некоторые проблемы с объемами поставок. Сейчас был озвучен размер в 16 млрд кубометров в год, из которых 6 миллиардов пойдут в Турцию, и около 10 миллиардов, соответственно, в Европейский Союз», – замечает Романова. И напоминает, что ранее были опубликованы расчеты, согласно которым указанные объемы делают данный проект нерентабельным.

Рентабельность проекта можно повысить за счет привлечения иранского газа. Но, хотя санкции против Исламской Республики и были ослаблены, они пока еще действуют, а значит, этот вариант не подходит.

Вторая проблема, одинаково актуальная и для «Южного потока», и для «Южного газового коридора», это – спрос на «голубое топливо» внутри Европейского Союза.

«Дело в том, – отмечает Татьяна Романова, – что экспертная группа России и Европейского Союза не первый год анализирует динамику спроса и пытается его спрогнозировать внутри ЕС. Но Европейский Союз на сегодняшний момент ставит своим приоритетом декарбонизацию своей экономики, то есть, фактический отказ от традиционных источников энергии». Поэтому, считает эксперт, существующие расчеты позволяют рассчитывать на высокий спрос газовых поставок до 2030 года, а затем ни российский, ни азербайджанский газ в нынешних объемах странам Евросоюза не понадобится.

Третья особенность, на которую указывает Татьяна Романова, это стыковка правового режима обоих обсуждаемых проектов с правовым режимом Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Речь идет об утвержденном в 2009 году пакете реформ в области газа и электроэнергии, направленном на либерализацию рынка. Суть пакета в разделении бизнеса по продаже и транспортировке энергоносителей. По мнению Европейской комиссии, это будет способствовать повышению конкуренции, что позволит появиться на энергетическом рынке новым игрокам и снизить цены на энергию.

«В рамках энергетического диалога России и ЕС рассматриваются возможности того, каким образом Третий энергопакет будет действовать но не наносить ущерб внешним газопроводам. Пока же эта проблема не решена, и Азербайджан, и все другие участники "Южного газового коридора" столкнутся с той же самой проблемой», – отмечает эксперт.

И еще одна проблема, на которую обращает внимание Татьяна Романова. При том, что «Южный газовый коридор» снижает зависимость Евросоюза от России, он потенциально усиливает зависимость ЕС от Турции. «А это – тоже достаточно непростой партнер, со своими взглядами и с требованиями к Европейскому Союзу, и этот момент тоже нужно учитывать», – подытоживает доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.