Отделение


В Советской и Российской армии отделение — это самое маленькое воинское формирование, имеющее штатного командира. Отделением командует младший сержант или сержант. Обычно в мотострелковом отделении 9-13 человек. В отделениях других родов войск численность личного состава отделения от 3 до 15 человек. В некоторых родах войск отделение называется иначе. В артиллерии — расчет, в танковых войсках — экипаж.

Взвод


Несколько отделений составляют взвод. Обычно во взводе от 2 до 4 отделений, но возможно и большее количество. Во главе взвода стоит командир в офицерском звании. В Советской и Российской армии это мл. лейтенант, лейтенант или ст. лейтенант. В среднем численность личного состава взвода колеблется от 9 до 45 человек. Обычно во всех родах войск наименование одно и то же — взвод. Обычно взвод входит в состав роты, но может существовать и самостоятельно.

Рота


Несколько взводов составляют роту. Кроме того, в роту может входить и несколько самостоятельных отделений не входящих ни в один из взводов. Например, в мотострелковой роте три мотострелковых взвода, пулеметное отделение, противотанковое отделение. Обычно рота состоит из 2-4 взводов, иногда и из большего числа взводов. Рота — это наименьшее формирование имеющее тактическое значение, т. е. формирование, способное к самостоятельному выполнению небольших тактических задач на поле боя. Командир роты капитан. В среднем численность роты может быть от 18 до 200 человек. Мотострелковые роты обычно около 130-150 человек, танковые роты 30-35 человек. Обычно рота входит в состав батальона, но нередко существование рот, как самостоятельных формирований. В артиллерии формирование этого типа называется батарея, в кавалерии эскадрон.

Батальон


Состоит из нескольких рот (обычно 2-4) и нескольких взводов, не входящих ни в одну из рот. Батальон одно из основных тактических формирований. Батальон, как и рота, взвод, отделение именуется по своему роду войск (танковый, мотострелковый, инженерно-саперный, связи) . Но в батальон уже входят и формирования других родов оружия. Например в мотострелковом батальоне, кроме мотострелковых рот есть минометная батарея, взвод материального обеспечения, взвод связи. Командир батальона подполковник. Батальон уже имеет свой штаб. Обычно в среднем батальон в зависимости от рода войск может насчитывать от 250 до 950 человек. Впрочем, бывают батальоны численностью около 100 человек. В артиллерии формирование этого типа называется дивизион.

Полк


В Советской и Российской армии это основное тактическое формирование и совершенно автономное в хозяйственном смысле формирование. Командует полком полковник. Хотя полки именуются по родам войск, но фактически это формирование, состоящее из подразделений многих родов войск, а наименование дается по преобладающему роду войск. Численность личного состава полка от 900 до 2000 человек.

Бригада


Также как и полк является основным тактическим формированием. Собственно, бригада занимает промежуточное положение между полком и дивизией. Бригада может состоять и из двух полков, плюс батальоны и роты вспомогательного назначения. В среднем в бригаде от 2 до 8 тыс. человек. Командир бригады, также как и в полку, полковник.

Дивизия


Основное оперативно-тактическое формирование. Также как и полк именуется по преобладающему в ней роду войск. Однако преобладание того или иного рода войск значительно меньшее, чем в полку. В среднем в дивизии 12-24 тыс. человек. Командир дивизии генерал-майор.

Корпус


Как бригада является промежуточным формированием между полком и дивизией, так и корпус является промежуточным формированием между дивизией и армией. Корпус уже является общевойсковым формированием, т. е. обычно он лишен признака одного рода войск. Говорить о структуре и численности корпуса невозможно, ибо сколько существует или существовало корпусов, столько и существовало их структур. Командир корпуса генерал-лейтенант.

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Глобальный контрудар — быстрый и глобальнай ответ на ПРО США Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35

В 2009 году в ходе реформирования российской армии главные идеологи реформ сообщили военнослужащим, да и всем гражданам страны о том, что военная доктрина претерпела серьёзные изменения, и что армия нуждается в существенных внутренних перестроениях. В это же время была определена главная угроза для России, по противодействию которой якобы не нужно вести широкомасштабных боевых действий, а можно ограничиваться решениями локальных боевых задач. Мол, большой агрессии извне в отношении России ждать уже не стоит, а вот вылазок бородачей с гранатомётами и «калашами» - ожидать нужно.

По причине метаморфоз военной доктрины было решено перейти на использование бригад, практически полностью отказавшись от такого понятия как дивизия. Основной довод в пользу перехода на бригадный состав армии выглядел следующим образом: бригада имеет меньший штат и, стало быть, может оказаться лучше организованной, нежели дивизия. Это должно было придать всей российской армии большую мобильность и гибкость, что отвечало новым вызовам с точки зрения безопасности.

Однако после того как дивизии в срочном порядке стали урезаться и ужиматься, выяснилось, что у бригадного варианта формирования есть свои существенные недостатки. Одним из таких минусов можно считать то, что добиваться полноценного взаимодействия отдельных составляющих одной и той же бригады получалось не всегда. Если учитывать, что бригада задумывалась как некая средняя линия между полком и дивизией, которая должна была вобрать в себя всё лучшее с обеих стороны: мощь дивизии и мобильность полка, то результат такой задумки оказался явно смазанным. Многочисленные учения, в которых принимали участие обновлённые воинские формирования, показали, что бригады не впитали в себя дивизионную мощь и вместе с тем не сумели аккумулировать полковую слаженность и мобильность. Получилось, что бригады в организационном плане застряли между полком и дивизией, не реализовав всего того положительного, чего от них, собственно, и хотели.

Ещё одним несомненным минусом бригад можно называть то, что они в отличие от тех же дивизий если и были вынуждены принимать участие в боевых (учебно-боевых) действиях, то в полном составе. Вырисовывалась ситуация, при которой бригада, состоящая из пары полков, нескольких отдельных батальонов, в том числе батальона (роты) материально-технического обеспечения, для выполнения боевых задач снималась с места дислокации, оставляя это самое место фактически пустым и абсолютно незащищенным. В дивизионном варианте для ведения активных боевых действий всегда наличествовала особая группа военнослужащих, которая и определялась для решения военно-практических задач по противодействию нападающей стороне. Эта группа могла быть больше, могла быть меньше в зависимости от условий и масштабов боевых действий. В любом случае тыл оставался прикрытым. В случае же с бригадой для укрепления тыла нужно использовать либо другую бригаду (а это нонсенс), либо каким-то образом вычленять из неё отдельные подразделения, что уже само по себе является противоречием использования бригады как единого и мобильного целого.

Дополнительной головной боли добавляло (добавляет) ещё и то, что гипотетически вероятное военное противостояние не всегда может укладываться в рамки локального противодействия, где было бы уместно использовать бригаду. Ведь на том же Дальнем Востоке нельзя исключать вероятности столкновения армии России с армиями соседей (при всём уважении к Китаю, Японии и прочим государствами региона). Если, не дай бог, такое военное столкновение произойдёт, то вряд ли стоит питать иллюзии, что оно ограничится некой ограниченной по площади (совсем небольшой) территорией… В страны было достаточное число примеров того, как даже самый, казалось бы, незначительный приграничный конфликт, выливался в масштабное военное противостояние. И именно в случае масштабных противостояний бригады вряд ли стоит считать эффективными.

Несмотря на это, на бригадную систему перешли все сегменты Вооруженных сил РФ за исключением РВСН и Воздушно-десантных войск. Вместе с тем на столь масштабный переход на бригадный принцип формирования Вооруженных сил не решились ни в одной из крупных военных держав. В частности, армии США, Германии, Китая и других стран используют бригады лишь как дополнения к существующим дивизиям, которые и составляют армейскую основу. При этом в США бригады вообще являются частями дивизий в подавляющем большинстве случаев. Получается, что лишь Россия из числа стран с существенной военной мощью делает ставку исключительно на бригады и учитывает вариант военных конфликтов лишь на уровне локальных стычек. Потенциальные противники не сбрасывают со счетов и сценарий полномасштабной войны с применением основательных соединений.

Многочисленные военные эксперты, которые стали всё чаще затрагивать вопрос нецелесообразности почти 100%-ного перевода ВС РФ на бригадный вариант, похоже, были услышаны новыми руководителями Министерства обороны. Несмотря на то, что не так давно президент Путин заявил о почти завершившейся реформе и о том, что пора отказаться от «шараханий» из стороны в сторону, появилась информация, что уже в ближайшее время в России могут быть воссозданы сразу несколько дивизий, который потеряли этот статус около 3-4 лет назад. В частности, появилась информация, что уже меньше чем через пару месяцев, а именно на Параде Победы (9 мая 2013 года) по Красной площади пройдут бойцы Таманской и Кантемировской дивизий. Именно дивизий, так как этот статус будет возвращён прославленным воинским формированием московского региона вместе с красными стягами, которыми дивизии были в своё время награждены за военные подвиги солдат и офицеров.

Помимо восстановления Таманской и Кантемировской дивизий Министерство обороны планирует приступить к созданию сразу нескольких дивизий на Дальнем Востоке, что косвенно подтверждает ту озабоченность, которой делились военные эксперты в плане необходимости прикрывать дальние рубежи России. Не исключено, что дивизия может снова возродиться в Таджикистане – на базе 201-й военной базы РФ. Ведь в этом регионе после вывода натовского контингента из Афганистана может разразиться очередной масштабный вооружённый конфликт, который, не ровен час, способен распространиться на всю Центральную Азию.

Но если Министерство обороны решило снова обратиться к дивизионному варианту комплектования армии, то что же будет с созданными бригадами? На этот вопрос пока нет однозначного ответа, но, вероятнее всего, бригады оставят в качестве основных боевых единиц там, где их использование действительно более эффективно, чем использование дивизий. К регионам, где бригады могут остаться в нынешнем варианте, можно отнести, к примеру, Северный Кавказ. Использовать здесь крупные дивизии для проведения контртеррористических операций просто бессмысленно. В этом округе нужны мобильные группы, которые могли бы бороться с бандформированиями с максимальной эффективностью.

Получается, что руководство Минобороны пересматривает военную доктрину, указывая на то, что локальные войны для России, безусловно, опасны, но нужно страховаться и на случай более существенной внешней агрессии. Уповать на то, что у нас нет крупных врагов - наивно, как наивно и считать, что если большие враги и есть, то провоцировать Россию на вооружённый конфликт они не станут. Разумное восстановление дивизий – хорошая страховка.

Многие люди, несведущие в военном деле, могут задаваться вопросом о том, какие войска есть в армии России. Ответ здесь очень простой — российские подразделения включают элитные войска, сухопутные части, морской флот, авиацию. Каждая часть выполняет собственную функцию. Для обширных подразделений (флот, авиация, сухопутные войска), есть отделы поддержки, такие как ПВО, артиллерия. Многие части переплетаются между собой.

К современному виду полки начали приходить после распада Российской империи. Окончательно разграничение войск, согласно Википедии и другим открытым источникам, установилось в начале 2000-ых, когда произошла последняя реформа Главного военного управления.

Общая структура армии РФ

Численность ВС РФ на 2017 год составляет 798 тысяч военнослужащих. Большая часть занята в сухопутных войсках. Структура ВС РФ 2017, несмотря на сокращение количества служащих, не изменилась и остается прежней с момента проведения реформы в 2000-ых годах. Какие войска есть в армии России:

  • сухопутные войска;
  • военный воздушный флот;
  • военно-морской флот.

Отдельно нужно рассмотреть элитные подразделения – четвертый пункт в общей структуре. Сюда входят космические войска, участники которых не выполняют военных функций, это космонавты и служащие, обеспечивающие создание и отправку космических ракет. Служащих этих частей не нужно вооружать, но зато они получают военные награды и значки.

Военными силами России командует Главное управление (ГОУ), которое подчинено Министерству обороны Российской Федерации. Этот орган координирует подразделения войск в военное и мирное время, определяет их задачи.

Основные задачи подразделений согласно последнему перечню целей от Минобороны:

  1. Сухопутные части – обеспечение противотанковой защиты, пешее наступление, охрана границ, разведывательные действия, борьба с терроризмом, например, в Сирии.
  2. Авиация – обеспечение воздушной безопасности, поражение целей на большом расстоянии, перевозка воинских частей и военных грузов.
  3. Элитные подразделения – техническое обеспечение армии, освоение космоса (для космических войск), ракетное обеспечение.
  4. Морской флот – охрана морских границ, военные морские перевозки, транспортировка военных и важных грузов, поставка оружия, разрешение военных конфликтов, военно-морская охрана.

Узнай: Как расшифровывается выражение "армейский чипок"

На сухопутные и морские войска возложена также обязанность обеспечения антитеррористической защиты. Морские военнослужащие сопровождают суда в опасных зонах, сухопутные занимаются поиском и устранением террористических группировок наряду с полицией.

Состав армии России ежегодно меняется. В 2016 году военнослужащих было около одного миллиона, а к 2017 году количество служащих сократилось на 100 тысяч. Необходимо учитывать, что часть из них – призывники, проходящие срочную службу.

Призыв срочников ежегодно сокращается на несколько десятков тысяч человек, чем и можно объяснить сокращение количества служащих. Они обеспечивают увеличение всей структуры войск в армии России по списку выше: срочники пополняют состав и сухопутных, морских и воздушных войск, могут быть в артиллерии, пехоте или мотострелковых частях.

Каждым подразделением управляет свой командный состав ВС РФ (офицерский). Для флота это адмиралы, для сухопутных частей – генералы. Весь объем войск армии России подчиняется в первую очередь Президенту РФ, затем Министерству обороны.

Схемы военной структуры России

Можно представить структуру ВС РФ 2017 схемой, чтобы было более наглядно и понятно.

Наиболее разветвленным органом армии являются сухопутные войска.

Для еще более наглядного объяснения структуры ВС можно скачать короткий ролик на данную тему. Все подразделения делятся на нижестоящие объединения – батальоны, роты, взводы, бригады.

В связи с большой разветвленностью военной сети РФ страна ежегодно тратит на обеспечение войск крупную сумму. Данные о тратах на военные нужды представлены в презентации общего графика бюджета на 2017 год в столбце расходов. На военные нужды (оборону) уходит 1021 млрд рублей. На поддержку разведывательных групп уходит часть средств, направленных на поддержку безопасности.

Военная структура – самая специфичная среди других органов. У военнослужащих даже есть свой суд , который отделен от Верховного суда России.

Узнай: Какая материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих

Сухопутные части

Структура этого подразделения включает несколько вспомогательных отделов:

  • мотострелковые части;
  • артиллерия;
  • танковые войска;
  • установки ПВО.

Основные задачи выполняют мотострелковые части. На них лежат задачи форсированной, быстрой атаки, разведки и поражения пехоты противника. Главная цель – захватить вражеские территории. На поддержку мотострелковым единицам выделяются танковые войска. Они усиливают наступательные позиции и помогают охранять захваченные территории.

Танковые силы большей частью применяются в стратегических целях для резкого прорыва блокад и эшелонов. Они наступают с флангов или ведут атаку «в лоб». Основное преимущество данных частей – большой урон, бронированный корпус, способность уничтожить не только вражеский военный состав, но и технику, важные оборонные комплексы противника. Недостаток – нехватка маневренности.

Артиллерийские установки применяются для поражения вражеских точек с большого расстояния. Артиллерия тяжело уничтожается, поэтому достаточно небольшого объема техники и личного состава для обеспечения обороны. Поражение артиллерийских точек осложнено тем, что они устанавливаются в скрытых высоких локациях.

Для обеспечения защиты воздушного пространства в то время, пока остальные части ведут атаку, используются ПВО. Они предотвращает минометные удары с воздуха, высадку ядерных ракет, сброс точечных снарядов. ПВО способны сбить не только бомбардировщики, но и вражеские грузовые или военные пассажирские самолеты.

Морской флот

В морских частях есть несколько подразделений. Первое – это береговые войска, которые охраняются российско-японские, российско-украинские и другие морские границы, отстаивают национальные российские интересы в морской сфере. Состав военнослужащих в этом подразделении значительный и почти не уступает «сухому» подразделению.

Другой вариант службы – морская пехота . Эти солдаты обеспечивают охрану судов и выступают в морских конфликтах как обороняющиеся. И наконец, непосредственно сами моряки, которые проходят службу на военных кораблях.

К людям, которые хотят служить во флоте, предъявляются высокие требования – высокий рост, повышенные характеристики здоровья, развитая мускулатура. Кандидат должен показать, что является психически устойчивым; лучше всего, если к службе он начал готовиться еще ребенком. Такая политика связаны с большим риском травм в морском флоте, наличием перегрузок. Из-за повышенной опасности службы военные этих частей выходят на пенсию от 30 лет.

Ссылки на военные термины нередко встречаются в сводках новостей, кинофильмах или литературных произведениях. Но не всем известно, сколько человек состоит в роте, взводе, батальоне, дивизии и прочих частях различных родов войск. Рассмотрим общие принципы, по которым составляются воинские соединения, с учетом количества военнослужащих, командования и поставленных задач, значение других часто употребительных военных терминов.

В предлагаемом описании того, сколько человек включает рота, взвод, батальон или полк, следует начать с наименьшей единицы в армейской иерархии, не так часто встречающейся в обиходе - отделения.

Организация отделения

Для российской армии отделение - наименьшее формирование, в отличие от системы организации армий других стран. Количество солдат отделения колеблется в границах пять-десять. Управляется «комодом» (жаргонное солдатское прозвище, созвучное наименованию должности) - сержантом или младшим сержантом.

Некоторые части войск используют взамен отделения наименования:

  • экипажа - в танковых соединениях или авиации, с количество личного состава от двух и более;
  • расчета - орудийного и пр. (для артиллерии).

Из отделений формируются взводы. На флоте из отделений представителей различных специальностей состоит экипаж корабля. В данной ситуации термин «отделение» может заменяться «группой» (акустиков, палубных матросов и пр.).

Взвод

Тактические единицы войск РФ

Число военнослужащих во взводе (три-шесть отделений) - от пятнадцати до шестидесяти. Командование взводом - за офицером в звании от лейтенанта до капитана.

Отделения во взводе могут различаться по количественному составу, вооружению, направленности. Ремонтный взвод формируют отделения, отвечающие за проведение ремонта оружия, колесной, гусеничной техники и пр. Во взводе материального снабжения состоят отделения по хозяйственном и техническому обслуживанию, автомобильное.

Каждая из взводных составляющих может отвечать за отдельно поставленные задачи, но встречается и противоположная ситуация - с объединением формирований схожей функциональности и равного численного состава.

Рота


Объединив от трех до шести взводных формирований, получают роту, с количеством человек в ней - от сорока пяти до трехсот шестидесяти. Звание командирской должности - майор. Но возможно утверждение на этом посту военного в меньшем чине. Иногда такой чин в обиходе называют ротным.

Роту, временно сформированную для определенных целей, диктуемых военной необходимостью, называют сводной.

Вместо роты в некоторых войсках подобные по масштабам формирования обозначаются под наименованием:

  • артиллерийской батареи;
  • кавалерийского эскадрона;
  • авиационного звена.

Погранзастава (аналог роты) формируется напрямую из отделений, минуя взводные группировки.

Особенности организации батальона

Рассмотрев, сколько человек состоит в роте, обратимся к батальону. Общая численность - от ста сорока пяти до пятисот. Включает три или четыре роты. Дополнительно предусмотрены представители отдельных специальностей - связные, оружейники, снайперские группы и пр. Управление осуществляется штабом. Иногда дополняется противотанковым взводом или другими специализированными группами. Должность командира (комбата) - за офицером в звании подполковника, но фактически этом место комплектуется менее значимыми чинами, претендующими на последующее повышение по службе.

Структура мотострелкового батальона

Структура танкового батальона

Полк

Основная группировка, способная выполнять отдельные серьезные задачи - полк. Формируется несколькими батальонами (три-шесть). Зная, сколько человек в роте и батальоне, можно подсчитать, что общая численность военнослужащих в полку, начиная от пятисот и завершая двумя с половиной тысячами. Военный чин командира полка должен находиться в звании полковника или подполковника. Дополнительно комплектуется подразделением противовоздушной обороны, штабным отделом, артиллерией, противотанковой частью.

Организация бригады

Бригада предусматривает формирование из двух или трех полков (в некоторых случаях - нескольких менее значимых группировок) с численным составом в пределах одной-четырех тысяч военнослужащих. Звание командира - аналогично с полком, в обиходном употреблении - комбриг.

Дивизия

Это объединение состоит из нескольких отдельных частей - полков, включая различные рода войск - артиллерию, танки и авиацию, со службой тыловой поддержки. Звание командира (комдива) - полковник или генерал-майор. Общее количество человек в дивизии (с учетом численности полков, батальонов и рот) - от четырех с половиной до двадцати тысяч.

Пример организации механизированной дивизии

Корпус

Корпусом называют соединение, включающее около сотни тысяч военнослужащих, включающее несколько дивизий. Командует корпусом чин из высшего офицерского состава - генерал-майор.

Армия

Включает количество дивизий от двух до десяти разносторонней направленности с тыловыми группами, подразделениями по ремонту техники и прочей необходимой инфраструктурой. Границы общей численности - начиная двумястами тысячами и заканчивая миллионом человек. Командующий - не ниже звания генерал-майора или генерал-лейтенанта.

Фронтовая группировка

Наиболее крупное соединение, включающее несколько армий различной военной направленности, в следующих пропорциях:

  • мотострелки - пять или шесть;
  • ракетные, воздушные и с бронетехникой - одна или две каждой из перечисленных;
  • одна - противовоздушных средств обороны;
  • специальные группировки;
  • формирования тылового обеспечения;
  • оперативный резерв.

Пример фронтовой группировки во время ВОВ

Численный и технический состав фронтовой группировки (в мирные дни - округа) различается, в зависимости от предстоящих целей и особенностей закрепленной территории. Возможно усиление фронта за счет резервных сил общего назначения или придания других частей.

Подразделение

Формулировка «подразделение» распространяется на все военные формирования, составляющие отдельную часть - отделения, взводы и пр. (от слова «делить» - одна из составляющих единого целого).

Части

Частями называют полковые или бригадные группировки - основные структурные составляющие армии. По аналогии с гражданскими терминами - организации, с собственным банковским счетом. Им присваивается индивидуальный номер, почтовый адрес. Руководитель уполномочен подписывать собственные приказы с открытым и закрытым общевойсковым грифом, кроме подписи, утверждая эти документы мокрой печатью формирования.

Обратите внимание! Следует разделять понятия воинской и войсковой частей. В первом случае это указывает на общее обозначение, во втором - конкретное формирование, сопровождаемое номером.

Соединения

Под данным понятием подразумевается дивизионная или бригадная группировка войск. Дивизионное штабное отделение наделено статусом отдельной части, управляющей подчиненными полками. Бригаду называют соединением, когда она состоит из нескольких отдельных батальонных формирований или рот, имеющих статус части.

Объединения

Данное обозначение указывает на более масштабную и статусную группировку в виде корпуса, нескольких армий, вплоть до фронтов. Управляются подчиненные соединения собственным штабом.

По каким общим принципам формируется численный состав подразделений

Воинские подразделения формируют, исходя из поставленных задач. Общие принципы подразумевают назначение общего командования для малочисленных группировок с объединением в более крупные и комплектованием частей различной направленности для обеспечения полной автономности.

Мотострелковые части в составе дивизии дополнительно комплектуются подразделениями сопутствующих родов войск и вспомогательными группировками, чтобы избежать односторонней направленности возможностей. Это относится и к частям других родов войск.

Поэтому общее количество человек в роте, батальоне или полку может различаться, в зависимости от комплектации.

Несколько других тактических понятий

Рассмотрев, сколько человек в роте, батальоне, дивизии и более крупных формированиях, немного о других тактических терминах:

  • батарея - понятие из артиллерии, аналог общевойсковой роты;
  • эскадрилья - авиационное подразделение, формирующее полк;
  • эскадра - аналогичное обозначение группировки военных водных судов;
  • дивизион - название батальона в артиллерии или частях ПВО.

Зная, сколько человек состоит в роте солдат, и общие правила создания подразделений, несложно подсчитать численный состав более крупных частей, включая дивизионные и армейские группировки.

Структуру отдельной части, объединения или соединения, можно изобразить в графическом представлении. Схема понятнее расскажет о взаимоотношениях и комплектации армейских групп. Чтобы узнать, сколько человек в роте, взводе или батальоне, достаточно изучить графическую схему полка, включающего эти подразделения.

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

  • участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе против организованной преступности, в защите прав и свобод граждан России;
  • обеспечение коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств;
  • выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и др.

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.