Общее понятие социального опыта

Общественный образ жизни привел к тому, что развитие человека происходит не путем развертывания заложенного видового опыта, а путем присвоения внешнего, социального опыта. Без преемственности, сохранения исторической памяти невозможно целостное развитие человеческого общества. Вся наша жизнь, деятельность, поведение, знания основаны на использовании опыта старших поколений. Только при его усвоении становится возможным дальнейшее развитие и преумножение этого опыта.

Главный источник, формирующий человека, – его социальный опыт. Ребенок, воздействуя на окружающие его предметы и явления, изменяет их, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Одновременно он приобретает знание о них и о самом себе как о преобразующей силе. В свою очередь окружающий мир, воздействуя на ребенка, ограничивает или усиливает его активность, придает ей определенную направленность. Мир раскрывается перед ребенком не только в своем природном виде, но одновременно и как человеческая действительность. В самих предметах, которыми ребенок стремится овладеть, заключена человеческая культура. И осваивая эти предметы, оперируя ими, он тем самым овладевает – сначала эмпирически, а затем во все более обобщенной форме – воплощенными в них знаниями и культурой.

Конечно, ребенок сам, один не в состоянии сделать это, для этого ему бы пришлось повторить весь путь развития человечества. В этом процессе на помощь ему приходят взрослые. Руководя деятельностью детей, они в сокращенной, обобщенной и доступной форме передают опыт человечества, накапливавшийся тысячелетиями. В результате этого детский опыт приобретает новое качество, выражаемое в сложной теоретико-практической форме. В то же время мир предметов все более раскрывается перед ребенком в неразрывном единстве с миром людей, которые выступают перед ним не только как носители знания, но прежде всего как живые личности, вместе живущие, действующие, так или иначе относящиеся друг к другу, к себе, что и проявляется в их поведении. Поведение каждого индивидуально, своеобразно.

Вместе с этим оно несет в себе общие черты, которые по своей направленности выражают определенные общественные отношения, а по своей форме – определенный уровень культуры. Ребенок, вступая в активные отношения с людьми, сам овладевает социальным опытом, утверждает себя как личность.

В зависимости от того, какому социальному субъекту принадлежит опыт, можно выделить следующие его виды:

1) общечеловеческий (или исторический);

2) групповой (макро- и микро-);

3) индивидуальный.

В каком же соотношении находятся между собой общечеловеческий и индивидуальный опыт? Здесь представляется продуктивной идея рассмотрения индивидуального опыта не как отдельного фрагмента исторического опыта, а как его части, причем равновеликой этому целому. Другими словами, каждая часть есть целое, но взятое под определенным углом зрения (принцип голограммы). Индивидуальный и исторический социальный опыт, по сути, единая система, где исторический опыт находится в индивидуальном или в уже развернутом, или еще в потенциальном виде.

Социальный опыт можно определить как форму духовно-практического освоения действительности. Он генетически связан с деятельностью человека. Деятельность представляет собой способ, условие и форму выражения социального опыта. Будучи ее результатом, он содержит в себе не только интеллектуальные, эмоциональные составляющие, но и саму схему деятельности. Социальный опыт – это всегда опыт деятельности, взятый со стороны реальных проявлений субъектов. Опыт определяет действия субъектов по достижению поставленной цели, уменьшает вероятность повторения ошибок.

Подлинный опыт всегда влияет на деятельность личности, хотя это влияние может и не осознаваться. Благодаря своей наглядности, реальности он бесспорно достоверен. Обладающий опытом субъект стремится воздерживаться от действий, которые ведут к нежелательным для него последствиям. Многие исследователи указывают, что социальный опыт принадлежит всей личности, а не только ее сознанию.

В сознании опыт отражается лишь в общих чертах, а в полном объеме – в практической деятельности. Другими словами, он проявляется не только в приобретенных знаниях, но и в привычках, навыках и других формах деятельности. Опыт потерял бы свои специфические достоинства, если бы подлежал обязательному редуцированию в форме знания. Он с самого начала есть дело, в котором субъект участвовал и которое пережил. Благодаря такой специфике опыта, знание, выносимое из него, хорошо запоминается, не требует специальной подготовки, оно представляет собой чувственно-воспринимаемую схему деятельности.

Опыт в своем многообразии неповторим в полном объеме, так как связан с особенностью процесса переживания, осмысления происходящего, с индивидуальностью человека. Однако он не является хаотичным набором социальных факторов. В содержание социального опыта входит такое отражение реальности, которое направлено на выявление ведущей тенденции, устойчиво повторяющейся в ней. Поэтому он выступает в качестве типизированной обобщенности социальных явлений. Обобщения, которые возникают в социальном опыте, слиты с действиями субъекта, образуют «ручное знание» о предмете и способах действия с ним.

Представляется наиболее точным определение И.П. Черного: «Социальный опыт – общественно выработанный и унаследованный социальным субъектом способ целостного духовно-практического освоения мира, природы и человеческих отношений…».

Функии социального опыта

Только при теоретическом анализе возможно выделение различных функций социального опыта, однако надо помнить, что это выделение является условным, в реальной жизни все они слитны воедино. Довольно полная классификация функций социального опыта была сделана В.С. Карагодиным (2012). Он выделяет четыре основные функции:

1) прагматическую;

2) гносеологическую;

3) мировоззренческо-идеологическую;

4) социально-регулирующую. Каждая из них включает ряд подфункций. Например, прагматическая представлена такими подфункциями, как:

– регулятивная;

– целеполагающая;

– детерминирующая;

– практическая (умения, навыки, привычки);

– контролирующая (с подфункцией запрещения).

Гносеологическая:

– эвристическая (получение недостающих знаний);

– критериально-объяснительная;

– оценивательная;

– обосновательная;

– доказательная;

– прогностическая.

Мировоззренческая:

– воспитательно-нравственная;

– систематизирующая.

Социально-регулирующая:

– коммуникативная;

– социально-адаптивная;

– социально-управленческая.

Степень выполнения этих функций зависит, прежде всего, от уровня развития самого социального субъекта, от уже накопленного им опыта.

Развитие социального опыта личности

Социальный опыт приобретается субъектом в процессе практической деятельности. Этот процесс происходит у ребенка двумя взаимосвязанными путями. Во-первых, стихийно, в повседневной жизни он включается в совместные с другими людьми акты поведения, деятельность, общение, где и происходит присвоение социального опыта; во-вторых, в специально организованном воспитательном процессе, в соответствии с социально-экономической, политической структурой общества, его идеологией и культурой.

С ранних лет ребенок в процессе социализации использует в своем поведении наряду со средствами, представляемыми настоящим моментом, также и свой прошлый опыт. Л.С. Выготский отмечал, что у детей постепенно с возрастом вырабатывается обобщенная схема действий, применяющаяся независимо от определенных условий приспособления. Социальные ценности общества, оформленные в виде правил, норм, традиций, для того чтобы регулировать поведение, должны фиксироваться в сознании. Это происходит не в предметной форме, а идеально, в виде «выкристаллизовавшихся схем социального опыта». На их основе в повседневной жизни у ребенка вырабатываются стереотипы поведения, помогающие ему овладеть принципами деятельности.

На ранних этапах освоения деятельности ребенку необходима помощь взрослого. Однако при взаимодействии со взрослым происходит неизбежное разделение деятельности. Учитель ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. То есть при участии взрослого ребенок не может полностью освоить социальный опыт, так как часть деятельности остается за взрослым. Чтобы полностью овладеть деятельностью, ребенку необходимо взаимодействие со сверстниками. Еще Ж. Пиаже выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям со взрослыми. Между ребенком и взрослыми отношения всегда будут иерархическими и несимметричными. В группе же сверстников – отношения равноправные и симметричные, только при таких условиях ребенок может преодолеть эгоцентризм; у него развивается терпимость, умение понять точку зрения другого, критичность.

В процессе взаимодействия с другими людьми у младшего школьника начинает формироваться самооценка, создаются существенные предпосылки для нравственного развития личности, формирования её ценностных ориентаций. Другими словами, взрослый передает весь операциональный состав деятельности, но остается держателем смыслов и целей. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. При взаимодействии детей в повседневной жизни у них формируется умение работать сообща: планировать, распределять обязанности, помогать друг другу, работать в общем темпе, быть ответственными за выполнение задания.

Ценностные ориентации, сложившиеся в обществе, являются предпосылками социального опыта ребенка. Социальный опыт обогащает и ориентирует личность на выбор ценностей, а ценности в свою очередь обогащают и формируют социальный опыт. Таким образом, социальный опыт определяет содержательную сторону ценностей личности, а сами ценности окрашивают накапливающийся социальный опыт. Социальный опыт возникает в процессе деятельности, когда ей придается социальное значение и личностный смысл. Он характеризует результаты деятельности как социально значимые, придает им ценностный характер. В процессе накопления социального опыта происходит выбор ценностей, а также их дифференциация, то есть формируются ценностные ориентации личности.


Похожая информация.


http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1852

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/661/СОЦИАЛЬНЫЙ

http://www.terme.ru/dictionary/172/word/socialnyi-opyt

Социальным опыт индивида - опыт участия человека в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия при исполнении комплекса социальных ролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний человека, уровень развития его умений и навыков. Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому человеку предстоит не просто усвоить общественный социальный опыт, а необходимо присвоить его.

В сфере научного знания принято выделять, по крайней мере, два определения социального опыта. Различают объективированный социальный опыт и социальный опыт индивида.

Под социальным объективированным опытом понимается «опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен во всей совокупности знаний, накопленных человечеством. Совокупный общественный опыт человечества «опредмечен» в его духовной культуре - как в вещно-предметных формах, так и в формах социальных отношений и общения, в формах и способах деятельности; зафиксирован посредством языка в общественном сознании, в формах и способах мышления, в общих и материальной и специфических знаковых системах, имеющих общественное значение в специальной деятельности людей. Одно и то же содержание может передаваться различными носителями, но обязательно формируется соответствующая информационная система (знаний, умений) и состоится передача, а затем и усвоение социального опыта (то есть речь идет о присвоении индивидом социальных способов и форм деятельности, форм отношений и общения, определенного содержания общественной информации, установок, норм, общественных ценностей). Социальный опыт - это накопленные за всю историю человечества и закрепленные в обществе (в форме определенных носителей) знания, умения, навыки, чувства, эмоции, рефлексы, языки, ориентиры, системы мировоззрений, точки зрения, взгляды. Одна из неосознаваемых целей нашей жизни - отмечают ученые - это передача социального опыта. Если бы этой передачи не было, мы бы до сих пор были первобытными людьми или не выжили. Интересный мысленный эксперимент провели ученые. Он заключался в следующем: если бы в наше время случилась трагедия, оставившая в мире детей в возрасте до 4 лет, то цивилизация вымерла. Почему? Потому что дети не смогли бы освоить все достижения человечества. Скорее всего, они бы вернулись в стадию первобытных людей, если не исчезли вообще. А почему им не удалось бы освоить социальный опыт? Потому что нет передачи социального опыта. Детям пришлось бы заново все открывать. А открывать что-то гораздо сложнее, чем получить это в готовом виде.

Элементы социального опыта2: *

знание представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности; *

опыт осуществления известных способов деятельности включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений; *

опыт творческой деятельности предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив; *

опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностноопределенных объектов, входящих в систему ценностей.

Структурная модель социального опыта индивида: *

аксиологический компонент составляют ценностные ориентации, определяющие социальные установки и направленность личности; *

познавательный компонент заключает в себе социальные понятия, представления, суждения, убеждения; *

действенный - содержит совокупность исторически накопленной практической деятельности: всевозможные реакции, умения, навыки; *

коммуникативный - включает в себя навыки социального взаимодействия, приспособленность, обладание культурой речи. Данный подход делает возможным построение базовой модели профессионально-ориентированного социального опыта, например, педагога. Социальный опыт индивида как некая целостность и интегральное образование имеет свою структуру. В. В. Краевским и И.Я. Лернером. выделены четыре элемента социального опыта:

Знание, которое представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности;

Опыт осуществления известных способов деятельности включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений;

Опыт творческой деятельности предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив;

Опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностноопределенных объектов, входящих в систему ценностей.

Все элементы социального опыта в представленной модели взаимосвязаны и взаимообусловлены, они обладают одинаковой значимостью. Данная модель представляет собой структуру общественного (объективированного) социального опыта, подлежащего усвоению, а не структурную модель социального опыта индивида.

Следует отметить, что социальный опыт включает в себя, прежде всего, набор ценностных ориентации, принятых в данном сообществе; а всякая ценность, с точки зрения ее социокультурных функций, прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистических и иных социально безответственных проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п.

Многие слышали об этой программе, но, как говорят, боялись спросить. Я попробую описать, с чем можно сто

лкнуться во время добровольного социального года в Германии.

Итак, я прошла стандартный путь от Au-pair до «Чем бы еще здесь заняться». Мой год я проработа в компании, занимающейся подборов кандидатур для социального года. Вот такой вот fsj‘ler, подбирающий других волонтеров. В мои обязанности входило принятие и регистрация Bewerbung-ов, распределение их по группам, приглашение на собеседования и, собственно, выдача контрактов. Так что, если вы делали ваш год в Stuttgart‘e, в Вашем контракте вполне может стоять моя подпись.

С самых моих любимых занятий было сопровождение семинаров. Так как каждый волонтер должен посетить 25 дней курсов, и у меня было 2 группы рабочих, и 1 моя (я ведь тоже волонтер), в общей сложности 75 дней я провела вне офиса FSJ.

Мой совет - не воспринимайте эти курсы как «работу». Это отличная возможность отдохнуть от Ваших обязанностей, научиться чему-то новому или даже найти друзей! Главное - mitmachen, а не сидеть в уголке и думать, когда уже домой.

Если вы решительно настроены делать фсй - не ждите! Посылайте свои документы во все возможные инстанции, предварительно просмотрев их требования и подправив под них свой Motivationsbrief. Советую также перед отправкой посоветоваться со знакомыми немцами, дать им почитать ваше резюме и мотивационное письмо. Аргумент, который часто приводят мне: «Они же знают, что я не немец. Лучше напишу с ошибками, но самостоятельно».

Мой совет: лучше самостоятельно, но без ошибок!

Это сразу улучшает впечатление от Вас, и дарит доп. Возможности выбора. Также не бойтесь спрашивать. На самом деле, есть много замечательных мест, где можно делать соц.год. Главное, вовремя отправить документы, и написать, почему именно ВЫ подходите на это место. Скопированное от подружек письмо с «Люблю детей, есть опыт работы Au-Pair обеспечит вам место в садике, но не более!

Чтобы не писать огромных романов, скажу только: Пробуйте! Все в Ваших руках! Этот год не будет легким, но также интересным, полным впечатлений и новых знакомств!

О формальной информации:

Документы:

1. Резюме
2. Мотивационное письмо
3. Заполненная анкета организации.
4. Подтверждение немецкого
5. Рекомендации (если есть)

Документы нужно прислать по почте (часто с марками для обратной связи), или по электронной почте. Но на письма отвечают быстрее

Сроки

Сроки у каждой организации разные. Стандартный набор - с 1 сентября, то есть надо подавать документы где-то в марте и до июля, можно пробовать подать осенью - некоторые места освобождаются с 1 февраля.

Условия проживания:

многие организации предоставляют общежития, или доплачивают немного, если мест нету. Я брала их доплату и снимала себе жилье со знакомыми.

Ксения Бережна,

Социальный опыт учащихся.

Пилипенко Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Заброденская СОШ

В связи с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной жизни общества, современное образование в России претерпевает кардинальные изменения.
Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы - подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную, мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.
В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Проблема социализации личности школьника вызвана необходимостью соотношения процессов воспитания и социализации.

Вместе с педагогическим коллективом я активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся нашей школы.
Целью этой деятельности является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося.
Становление личности – путь приобретения разнообразных знаний, их систематизации и обогащения в процессе прохождения человеком различных этапов познания мира. Организуя процесс воспитания школьников, мы должны, наряду с другими направлениями воспитания, уделить большое внимание воспитанию нравственной культуры учащихся. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа личностного развития

учащихся. Поэтому в основу работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта положена Программа «Я – Человек. (Школа нравственного воспитания)», главной целью которой является формирование конкурентоспособной, социально адаптированной к окружающему миру, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, гражданскими, духовно-нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению. Программа предполагает пять актуальных этапов (ступеней) личностного роста воспитанников: «Мой индивидуальный мир» (начальная школа), «Мой мир знаний»(5 класс), «Мой мир отношений»(6-7 классы), «Мой мир дела»(8-9 классы) и «Это мой мир»(10-11 классы). Деление по классам, конечно, условно. Мы предлагаем систему воспитательных мероприятий для преодоления учащимися ступеней «Мой мир знаний», «Мой мир отношений», «Мой мир дела» и переход к дальнейшим ступеням личностного роста («Это мой мир»(10-11 классы).

Основная моя работа по развитию самоуправления была направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Ученики искали материал и проводили классные часы: «У войны - не женское лицо», «Символы государства", «О правах ребенка в картинках»”, «Моя конвенция (о правах человека)». Развитие ученического самоуправления способствовало освоению и реализации учениками своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу, к родной школе, своей семье, к родному краю. Таким образом, я создавала условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления. Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся

. (.Исследовательская работа по литературе: «Знакомимся с основными жанрами современной литературы». Межрайонная научно-практическая конференция «Школьная экологическая инициатива» (г.Калач, МКОУ СОШ №1) Выступление Петрухненко Д. – 3 место)

Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика, привлекаю своих воспитанников к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, сельского поселения, осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей (акция «Милосердие).

Воспитанники участвовали в акциях «Помоги ребенку», «Ветераны живут рядом», «Я гражданин России», в классных часах «Герои живут рядом», «Родная школа – путь к вершинам спорта». Родители активно участвуют в школьном образовательном процессе, положительно отзываются о работе школы.

Ежегодно проводятся: дни самоуправления в школе (на День учителя), когда мои учащиеся проводят уроки в 1-8классах, заранее планируя урок, все формы и приемы работы. При реализации проектной деятельности самоуправление учащихся проявляется в реализации групповых проектов , где самостоятельно распределяются все роли и обязанности (сильные учащиеся берут руководство проекта в свои руки, составляют план работы, сроки выполнения, выступают наставниками более слабым ученикам). Такие проектные работы представляются на научно-практические конференции и конкурсы разного уровня (окружной, муниципальный, всероссийский), становятся призерами и победителями (Проект по литературе: «Персонажи русского фольклора». Межрайонная научно-практическая конференция «Школьная экологическая инициатива» (г.Калач, МКОУ СОШ №1) .В рамках постоянного взаимодействия с родителями: 4 раза в год (октябрь, декабрь, февраль, апрель) проводится общешкольная родительская суббота, когда родители могут обсудить с каждым педагогом интересующие их вопросы и проблемы. Стараюсь эффективно использовать данное время, не жалуясь родителям на детей, а предлагая пути совместного решения проблем, например, при низкой успеваемости ученика разрабатываю конкретный план "выхода из кризиса" на 2-4 недели, обсуждаем все детали, данный план подписывают три стороны: родитель, ученик и я. Через определенное время сопоставляем реальные результаты с ожиданиями, корректируем действия. Ежедневное непосредственное общение посредством моей электронной почты, персонального сайта , быстрое взаимное решение возникающих проблем.

Ежегодные акции-уроки для профилактики асоциальных явлений среди подростков («Нет курению»), «Нет наркотикам», где ребята в различной форме (выступление, презентация, рисунок) выражают свое отношение к вредным привычкам. Участие в общешкольной акции «Мы с вами» (сбор игрушек, одежды) в Дом ребенка. Реализация концепции воспитательной системы достигается через развитие детского самоуправления. Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Развитие навыков самоуправления в классе я осуществляю через развитие системы смены постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов. Взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами заключается в участии детей в мероприятиях, направленных на решение проблем местного социума. Участвуя в такой деятельности, дети приобретают опыт использования полученных ранее умений и навыков.

Особо значимое место занимает такая социально направленная деятельность, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и др. Многие учащиеся класса являются участниками волонтерского движения. Ежегодно принимают активное участие в акциях: «Вахта Памяти», «Неделя добрых дел».

Частью гражданско-патриотического воспитания является формирование экологических знаний, бережного отношения к родной природе, к своему здоровью. В рамках реализации направлений: «Я и природа», «Я и мое здоровье» ежегодно проводится ряд мероприятий в этом направлении: классные часы, конкурсы рисунков, праздники, катание на коньках, совместные с родителями спортивные праздники.

Все события школьной жизни вместе с учениками освещаем в «Школьной газете». Организованная мною работа детей в должности оформителей и журналистов дает им возможность осуществить свои профессиональные навыки. Успешность работы моих учеников подтверждается победами на районных конкурсах плакатов, а также в региональных и федеральных ( Публикация статьи в книге «Дети пишут о Воронежском крае» - Крамин Д., лауреат регионального конкурса «Живому жить» -Иголкина О., 1место в творческом районном конкурсе «Улыбка года» - Леско А.) Одним из условий успешной социализации школьников является реализация школьных программ «Одаренные дети», Это позволяет многим проявить свои интересы и способности на научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня (Победитель Всероссийского творческого конкурса «Лики святых» - Леско А.) Учащиеся моего класса разносторонние, интересные и увлеченные люди, поэтому активно включаются в творческую, спортивную, общественную жизнь села. Для того, чтобы обеспечить возможность одарённым успешно усваивать учебные предметы на продвинутом уровне, мне пришлось освоить новую в нашей школе специальность – «тьютор». Для каждого подростка был разработан индивидуальный «дельта – план», гибко сочетающий графики зачётов и индивидуальных консультаций. «Тьюторское» сопровождение потребовало значительных усилий и физических, и моральных, но результаты стоили того. Имена моих выпускников вписаны в справочник «Золотая книга Воронежской области. Лучшие учащиеся и студенты». (Петрухненко Дарья – 2011год, Малеев Сергей, Шевцова Инна, Леско Анастасия, Цапусов Владислав – 2012год). Два представителя от класса являются постоянными членами Совета старшеклассников школы, что позволяет координировать работу в ученическом коллективе согласно плану школьных мероприятий, повышает уровень активности и творческой инициативы учащихся. Регулярно проводятся заседания членов классного ученического совета – «правительства», на которых решаются вопросы дежурства, дисциплины, разрабатываются сценарии мероприятий, КВНов. Ученики 10 класса активно включились в организацию предвыборной компании. Выдвижение кандидатов, агитационные выступления, выпуск листовок и плакатов, проведение самой процедуры выборов – это позволило подросткам получить колоссальный позитивный социальный опыт и приобщиться к реалиям современной политической жизни. Результатом стало избрание моего ученика Малеева С. Кандидатом в Президенты школы. Десятиклассники поняли, что выборы это не только деловая игра, но и ответственность, а статус Президента позволяет более активно участвовать в жизни школы, влиять на решение вопросов, касающихся введения формы, определения перечня коллективных творческих дел, режима работы кружков и секций и т.д.

Ксения Яковенко поделилась опытом проживания в Германии и рассказала, как поехать в эту страну на «социальный год».

1. Почему ты решила поехать за границу? Почему именно эта программа?

Поехать я решила, учась на третьем курсе университета, когда поняла, что мое образование — это скорее приятное структурирование времени, чем действительно учеба, поэтому пора бы заняться чем-то серьезным. А так как я пребывала и пребываю в восторге от медицины, и в частности от нейрологии, то выбрала Германию как одну из самых сильных стран в этом плане.

Ехать и поступать сразу в университет я не рискнула: знание немецкого на базе языковых курсов обычно непригодно для учебы, особенно без минимальной практики в языковой среде. Поэтому я решила сначала поехать по программе Au-Pair, где подучила язык до приличного уровня. И уже после того я решила подаваться на программу «Добровольный социальный год» (Freiwilliges Soziales Jahr). Исходя из желания учиться и работать в медицинской сфере эта программа оказалась практически идеальной.

2. Каков был процесс подачи документов? С какими сложностями ты столкнулась?

Документы на программу «Добровольный социальный год» я подавала уже в Германии, придя в отделение Красного Креста. Это был, как мне тогда казалось, целый ворох документов: аттестат, диплом, рекомендации, резюме и мотивационное письмо. Самая большая сложность оказалась в выборе мест возможной работы, так как сроки сильно поджимали и приходилось надеяться только на то, что кто-то поступит в университет на летний семестр и тем самым завершит свой контракт раньше. Ожидание длилось месяца три: то не было мест, то оно было, но совершенно не подходило мне и все в таком духе. Нужно отдать должное женщине из Красного Креста - она была «само терпение».

3. Расскажи, как проходил твой обычный рабочий день.

Я работала в больнице ранней реабилитации для людей с повреждениями мозга. Первые пару месяцев мои смены были только в будние дни, потом я работала по графику, но всегда в первую смену, это значит с 6:00 до 15:00, а иногда до 15:30. Здесь стоит отметить мою безумную любовь к нейрологии, потому время работы заметно увеличивалось.

Приходя в больницу, я шла переодеваться в форму, потом шла на свою станцию и вместе с медсестрами слушала все, что говорилось во время передачи смены. Затем обходила свою часть станции, а это 6 двуместных палат и одна одноместная. Нужно было измерить давление пациентов, в некоторых случаях проверить кровь на сахар, подготовить всякие принадлежности для утреннего ухода за пациентами. Затем в паре с кем-то из медсестер я осуществляла утренний уход: если пациент тяжелый, то уход проводился вместе с медсестрой, если нет, то я ухаживала за пациентами соседних коек. В девять утра все собирались на завтрак. Остальное время дня — это разнос обеда, заполнение палат всякими медицинскими приборами по списку и беготня в лабораторию или по палатам. С одной стороны, присесть времени не было, и уходила я после работы в виде убитого соковыжималкой лимона, но объем знаний и практических навыков, которые я там приобрела, просто неоценим.

4. Какие советы ты бы дала тем, кто хочет поехать на стажировку в Германию?
Если есть возможность ехать по программе студенческого обмена, то, безусловно, следует ехать по такой программе! Это один из самых лучших способов узнать страну и протестировать знание языка. А если ехать по каким-то иным программам, вроде того же «социального года», то самый главный совет — это смотреть на вещи реально. Не все — «сахар», не все получается сразу, не все могут легко и безболезненно провести год в чужой стране, но зато бесценный опыт и множество бонусов наверняка окажутся в кармане.