Господь постоянно посылает на землю святых, чтобы укреплять дух верующих. Они показывают пример того, как претворять в жизнь библейские заповеди. Именно таким и был святой Лука, чьи иконы сегодня очень популярны. К нему обращаются во время болезней.


Жизнеописание

Поначалу будущий святитель не собирался связывать свою жизнь с церковью, тем более что во времена его молодости с религией всячески боролись, насмехались над ней. У молодого врача была семья, работа. Но со смертью супруги он стал часто посещать богослужения, сильно уверовал в Господа. Со временем ему предложили стать священником, он согласился. На иконах святой Лука изображается в облачении архиерея. Он действительно долгое время был епископом.

За свои взгляды святой был сослан в лагеря, где продолжал лечить людей. Помогал слабым он всю свою жизнь, сделал многие тысячи операций, возвращал людям зрение и не только. Сделал даже несколько значимых научных работ, результатами которых до сих пор пользуются медики во всем мире.

  • 1923 г. - принимает монашеский постриг с именем Лука (в честь апостола).
  • 1941 г. - консультировал врачей военных госпиталей, был главным хирургом.
  • 1942 г. - получает сан архиепископа.
  • За научную работу награждается Сталинской премией.

Последние годы жизни он служил в Крыму, поднимая епархию буквально из руин, оставшихся после войны. Церковнослужителей было мало, храмы разрушены. Святитель отдавал все силы восстановлению Церкви, а когда возвращался домой, его уже ждали люди, которым нужна была помощь. Праведник никому не отказывал, ни с кого не брал плату. Многие верили, что можно получить исцеление, если только дотронуться до края мантии святого.


Иконы святого Луки

В чем же помогает обращение к праведнику? Конечно, в первую очередь о нем вспоминают те, у кого болезни зрения. На образах святитель изображен уже в зрелом возрасте, с седыми волосами длиной до плеч, пышной бородой. Правой рукой он благословляет молящихся - так изображаются многие архиереи, поскольку их делом является забота о верующих. Через них Господь напоминает о Своей любви к людям.

В левой руке держит Евангелие, либо посох - символ архиерея, также это библейский символ, который показывает, что его владелец благословлен Богом на пастырское служение. Существует образ, на котором святитель изображен лишь в белом подряснике, с панагией на груди. Он запечатлен за столом во время научной работы.

Также на иконе иногда присутствует набор хирургических инструментов - это указывает на род деятельности святого. Не только спасал жизни, но часто избавлял людей инвалидности. Ведь в те времена медицина только развивалась и многие методы были недоступны простым людям.


В каких бедах люди молятся святому Луке?

  • когда хотят избавиться от болезней телесных;
  • для укрепления веры;
  • перед предстоящей хирургической операцией;
  • женщины просят о нормальной беременности.

Существует много свидетельств об исцелениях, которые происходили на могиле святого. Мощи его покоятся в Симферополе, это последнее место служения святого. В 1995 г. он был признан местночтимым святым, были составлены специальные молитвы, написаны канонические иконы.

Во многих православных храмах находятся иконы святого Луки, но если нет - не беда. Можно приобрести для дома и молиться перед ней. Мощи пребывают в Троицком соборе Симферополя. Они были обретены в 1996 г. Сейчас собор находится на территории женской монашеской обители.

В 2000 г. святой Лука причислен к лику исповедников - ведь он никогда не отказывался от своей веры, даже на операцию приходил в облачении. В палате всегда висели иконы, он обязательно молился и крестил пациентов. Святой исповедник Лука, моли Бога о нас!

Молитва Святому Луке

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Икона Святого Луки - в чем помогает, где находиться, значение was last modified: Май 26th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Чудо святителя Луки

Светлый и радостный даже поздней осенью и зимой Симферополь — это прежде всего Свято-Троицкий кафедральный собор. А в Свято-Троицком соборе — рака с мощами Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

У Святителя Луки побывать мне хотелось давно, да все не представлялось случая — и вот наконец долгожданная встреча. Я, конечно, знал, что мощи святых благоухают, но то, что я ощутил, наклонившись над ракой Святителя Луки, невозможно передать словами. Из раки поднимался сильнейший непередаваемый аромат…

С Крымом связана значительная часть жизни Святителя Луки, родившегося 27 апреля 1877 г. в Керчи. В миру он носил имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Необыкновенно талантливый хирург, одним из первых в России он делал сложнейшие операции на желчных путях, кишечнике, желудке, почках, оперировал сердце и мозг, в буквальном смысле слова возвращал зрение слепым людям. Даже когда он оперировал в сельской больнице в Курской губернии, к нему собирались люди из соседних губерний. В автобиографии Святитель описывает случай: «Молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».

Войно-Ясенецкий достиг известности и славы как знаменитый хирург. Но он рассматривал свою жизнь как служение людям, и Бог вел его поистине Небесными путями. Своему избраннику Господь посылал скорби, очищая его душу для высокого архиерейского служения. Испытания начались еще в 1917 году, когда после скоротечной чахотки умерла его 38-летняя жена Анна Васильевна, оставившая на его руках четверых детей.

В 1920-м году одно из выступлений профессора медицины Войно-Ясенецкого на богословском собрании услышал Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский). Выступление на темы Священного Писания настолько поразило Владыку, что он тут же обратился к Войно-Ясенецкому: «Доктор, вам надо быть священником!» У Святителя Луки и мысли не было о священстве, но эти слова он принял как Божий призыв и, не размышляя, сказал: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». Это произошло в то самое время, когда иные священнослужители, убоявшись репрессий, снимали с себя сан.

В рясе и с крестом на груди он читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии. В углу его операционной висела икона, и он никогда не начинал операции без молитвы. Всю неделю работал главным хирургом Ташкентской городской больницы, а по воскресеньям служил в соборе. Он категорически запретил своей пастве посещать храмы, занятые «живоцерковниками». В труднейшие для Церкви времена отец Валентин проявил решимость, свойственную только великим подвижникам. В 1923 г. из Ташкента исчез правящий Епископ Иннокентий. Опередив приезд назначенного обновленческого архиерея, отец Валентин объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и созвал съезд духовенства. Народ Божий, как в первые века христианства, сам поставил над собой Архиерея. В Ташкенте находился Епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский), который одобрил избрание священника Валентина Архиереем и тайно постриг его в монахи с именем Луки.

Против Владыки Луки было выдвинуто абсурдное обвинение «в связях с оренбургскими контрреволюционными казаками и в шпионаже в пользу англичан». Таганская тюрьма в Москве, затем Енисейск, Туруханск… Где ни появлялся Владыка, там оживлялась церковная жизнь. И в ссылке Владыка много оперировал, список больных к нему составлялся на три месяца вперед. Однажды он вернул зрение целой семье слепых людей. Из семи человек шестеро стали видеть. Его деятельность вызывала раздражение не только у властей, но и у местных врачей, терявших свои привычные заработки. Владыка вспоминает, что однажды, впав в уныние, он вылил в молитве свой ропот и нетерпение: «И вдруг я увидел, что изображенный на образе Иисус Христос резко отвернул Свой Пречистый Лик от меня. Я пришел в ужас и отчаяние и не смел больше смотреть на икону. Как побитый пес вышел я из алтаря и пошел в летнюю церковь, где на клиросе увидел книгу Апостол. Я машинально открыл ее и стал читать первое, что попалось мне на глаза… Текст произвел на меня чудесное действие. Им обличалось мое неразумие и дерзость ропота на Бога, и вместе с тем подтверждалось обещание нетерпеливо ожидавшегося мною освобождения. Я вернулся в алтарь Зимней церкви и с радостью увидел… что Господь Иисус Христос опять смотрит на меня светлым и благодатным взором».

Освобождение пришло в 1926 году. Однако вскоре последовала вторая ссылка — в Архангельск, где Владыка снова работал как врач и даже разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызвали в Ленинград, сам Киров уговаривал его снять с себя сан и стать директором института. Однако верный исповедник Христов не согласился на это и, более того, не дал согласия печатать свою книгу без указания сана. Удивительно ли, что вскоре за второй ссылкой последовали новый арест и новая ссылка, на этот раз под Красноярск. В октябре 1941 г. Епископ Лука назначается консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом одного из эвакогоспиталей. Владыка продолжал работу над «Очерками гнойной хирургии». В середине 1942 г. закончилась его ссылка, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий возводит его в Архиепископский сан и назначает на Красноярскую кафедру.

Много сил отдавая устройству Красноярской епархии, шестидесятилетний Владыка по восемь-девять часов в сутки работал и как врач, делая ежедневно четыре-пять операций!

В 1944 г. Архиепископа Луку переводят на Тамбовскую кафедру, а через два года — на Крымскую. В Крыму наиболее полно раскрылись данные ему Божии дары, в том числе прозорливости и чудотворения. Анастасия Демидова обварила в кипящем баке обе ноги. Консилиум хирургов постановил ампутировать ноги. Молитвами Владыки и его хирургическим мастерством дело обошлось без ампутации. Сейчас женщина жива и вполне здорова, с благодарностью поминает в молитвах своего спасителя. Безнадежно больной Семен Трофимович Каменской попросил Владыку присутствовать на его операции.

— Веруешь ли ты в Бога? — спросил Святитель Лука.

— Верую, Владыка, но в Церковь не хожу.

— Молись, благословляю тебя и отстраняю от операции. Пятнадцать лет ты не будешь иметь никакой болезни.

Так и случилось по молитвам Святителя.

Однажды привели к Владыке двенадцатилетнего мальчика, у которого опухоль с шеи свисала на грудь. Владыка запретил делать операцию и велел матери привести его через три дня. Сильна была молитва Святителя: через три дня мать привела к нему сына без всяких следов опухоли.

Инокиня Александра рассказала мне в Свято-Троицком Соборе Симферополя, как она получила дважды исцеления у мощей Святителя Луки. Первый раз у нее распухла рука. Она пошла в Троицкий собор, по благословению дежурившего у раки с мощами священника Леонида приложила руку к мощам Святителя — и уже через полчаса вся опухоль спала. Во второй раз сильно простыла. Взяла лепестки цветов, которые стояли у раки с мощами, дома сделала ванну для ног с этими лепестками — и все сразу прошло.

Святитель Лука преставился 11 июня 1961 г. — в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших и был погребен в ограде храма Всех святых. Известно много случаев исцеления людей по молитвам к Святителю Луке еще до его канонизации Православной Церковью. Святитель Лука помогает и тем, кому грозит несправедливое наказание.

Почти 35 лет мощи святого покоились в земле. После того, как было принято решение о канонизации Святителя, в марте 1996 года были обретены его мощи. Протодиакон Василий Марущак так описывает события этой ночи: «Около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно пели панихиды и стихиры Кресту (была Крестопоклонная неделя — В.М.). Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда Владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи Святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех Святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, Святитель!..»

После трех дней нетленные мощи Святителя перенесли в кафедральный Свято-Троицкий Собор. И здесь случилось настоящее чудо: на фотографии (см. на стр. 3) хорошо видно, что когда мощи святого заносили в собор, он сквозь мантию явил всем свое лицо!

Слава Святителя Луки вышла за пределы нашей страны. По его молитвам произошли, например, чудесные исцеления в Греции, где он очень почитаем. Мальчик, сын мэра небольшого греческого городка, исцелился от серьезной болезни, просто положив на грудь под рубашку фотографию Святителя. Потом точно так же исцелялись и другие люди. Делегация греческих иерархов уже приезжала в Крым. Сейчас в Греции изготовлена новая, из чистого серебра, рака для мощей Святителя. Скоро она вместе с новой панагией и облачением будет передана в дар Крымской епархии.

Подвиг Святителя Луки — подвиг ревностного стояния в Православной вере в смутную эпоху явных и тайных перерождений — ныне особенно актуален. И многие из нас сегодня с надеждой и любовью произнесут: «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!»

Владимир Мельник

Явная помощь святителя Луки

Явная помощь святителя Луки. Рассказывает педагог, директор Центра детского творчества Валентина Андреевна Ящук (Крым, ПГТ Красногвардейское): После перенесения ишемического инсульта компьютерная томография показала 21 января 2003 года, что у меня формируется киста. Я стала усердно молиться святителю Луке. Ровно через два месяца была проведена повторная томография, после которой врач поинтересовалась, была ли у меня операция по удалению кисты. Я ответила, что нет. Вызван же этот вопрос был тем, что в операции совершенно отпала необходимость: врач сделала заключение об отсутствии кисты на момент проведения повторной томографии (21 марта). Я всей душой благодарна святителю Луке за явную помощь и молитвенно обращаюсь к нему ежедневно. (из газеты Симферопольской и Крымской епархии «ТАВРИДА ПРАВОСЛАВНАЯ», № 8 (91) АПРЕЛЬ 2003)

Чудеса святителя Луки в больничном храме. Времена, в которые судил нам Бог жить, называют трудными и сложными. Иные верующие люди говорят больше того — живём мы во временя безблагодатные. Но хотелось бы поведать вам о чуде, чтобы узнали о нём и верующие, и сомневающиеся, и свидетельствовали: с нами Бог! Он всё тот же и ныне, и вовеки. Начало этой истории не назовёшь радостным. Через полгода после освящения нашего домового храма Свв. мучеников Космы и Дамиана, что в областной больнице им. Мечникова, скорая помощь доставила на приёмный покой пострадавших в автокатастрофе священника отца Владимира Цешковского и его матушку. Травмы были не из лёгких, и врачи сделали не одну операцию, чтобы поставить на ноги священника и матушку. Многие приезжали проведать и ободрить больных, многие молились об их выздоровлении. Молился об этом и наш приход. А из Крымской епархии приехал к отцу Владимиру его брат (тоже священник) и привёз болящим крест — мощевик с частицей мощей недавно канонизированного святого — святителя — хирурга Луки Войно-Ясенецкого. Стараниями врачей и молитвенным предстательством святителя Луки, о. Владимир начал выздоравливать. И уже на первой неделе Великого поста он каждый день приходил в храм — ещё на костылях, Но уже без посторонней помощи. На Великом Каноне св. Андрея Критского о. Владимир, не жалея себя, Стоял на коленях, как всё прихожане, и молился. Через непродолжительное время о. Владимир и его матушка выздоровевшими покинули больницу. А в благодарность об исцелении и на молитвенную память оставили в больничной церкви крест — мощевик, который во время болезни находился в их больничной палате. Храм наш ещё очень молод, но Господь с первого же дня изобильно изливал Свою благодать. В храм прибывали великие святыни. Владыкой Иринеем был подарен Запрестольный Крест с частицей св. Древа Креста Господня и частицей мощей святого великомученика и Победоносца Георгия. В престол храма вложены были частицы мощей новомученицы Великой княгини Елизаветы и священномученика Владимира, Митрополита Киевского. Прибывали частицы мощей Киево-Печерских святых, писались новые иконы. Храм наполнялся святынями, среди которых достойное место занял крест с мощами святителя Луки. Корпус, в котором находится наша церковь — хирургический. Каждый день приходят в храм больные, их родственники со своими недугами и скорбями, обращаясь к Богу и святым Его. С молитвой к мощам святителя Луки всё чаще и чаще приходили молится о благополучном исходе операций не только больные, но и врачи, свидетельствуя после, что Господь услышал их молитвы. Имея множество свидетельств о скорой Божией помощи по предстательству святого хирурга, настоятель храма о. Георгий заказал написать икону святителя Луки. Когда икона прибыла в храм, в неё были вложены частицы мощей и ризы святителя — хирурга. Прошло некоторое время. Люди, работающие в храме, некоторые прихожане и многие больные стали ощущать в храме довольно сильное благоухание. Как правило, оно возникало в будние дни при небольшом стечении молящихся в храме людей или во время проповеди в воскресные и праздничные дни. Напоминая запах мира, благоухание волнами перемещалось по храму. Поэтому определить его источник было невозможно. Многие успели привыкнуть к этому чуду. Летом прошлого года, 17 июля, случилось происшествие, которое подтвердило предположение о чудотворности предыдущих событий. На восьмом этаже хирургического корпуса, в лор-соматическом отделении, находилась на лечении прихожанка Троицкого собора, студентка мединститута Людмила К. В этот день её навещали соседи, верующие прихожане Преображенского собора Павел и Анна. Поднимаясь по центральной лестнице, они услышали сильный запах церковного мира или ладана. Запах распространялся из закрытых дверей церкви. Из-за дверей они услышали молебное пение, различая священнические возгласы и громкое стройное пение голосов. Павел рассказывает: «Я подошёл к дверям и подёргал ручку. Дверь была заперта, через матовое узорчатое стекло не пробивался свет, в храме было темно. Я решил, что о. Георгий служит молебен, и захотел на нём побыть, помолиться. А так как дверь была закрыта и не было освещения, подумал, что служат заказной (т.е. частный) молебен о здравии кого-либо из болящих в присутствии только заказавших молебен людей. Решил никого не тревожить и продолжил подъём по лестнице. Запах плыл наверх, вплоть до нужного мне восьмого этажа». Стоит заметить, что это была среда — будний день. В среду вечером в нашем храме всегда тихо. Богослужений нет, спевки у хора в другие дни. На наше свидетельство об этом и намёк на то, что может быть, Павел слышал магнитофонную запись церковных песнопений, он категорично заметил, что запись от живого пения отличить может, и что слышал священнические возгласы на молебне и настоящее церковное пение хора, и не сомневался, что в храме служится молебен. Придя к соседке, Павел рассказал о молебне. На что Людмила сказала, что такого сильного запаха ладана на восьмом этаже ещё никогда не было. И вместе они удивлённо наблюдали, как лежащие в отделение больные открывали в коридоре окна с ворчанием: «они что там, в церкви, костёр из ладана устроили, дышать нечем! Это что надо сделать, чтобы с третьего этажа до восьмого такой сильный запах дошёл?» Павел, Анна и Людмила спустились на третий этаж к церкви. Там было всё так же темно. Дверь была заперта. Запах постепенно рассеялся. Рано утром Людмила пришла в храм с вопросами о вчерашних событиях. Сторож удивился и сказал, что вечером в храме ничего не происходило. Но когда пошёл посмотреть на иконы, увидел, что на стекле иконы святителя Луки была капля мира. После многие верующие приходили в храм приложиться к иконе с мощами. Всё больше говорили о благодатной помощи и облегчении страданий больных, помолившихся у этой иконы. Не раз ещё икона с мощами являла себя людям. Перед прибытием в наш храм чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «призри на смирение», накануне, в храме благоухала не только икона святителя Луки, но даже сухие полевые цветы, стоящие рядом с ней. Так радовался предстоящей встрече с Матерью Божией небесный покровитель хирургического искусства святитель Лука. А когда, пробыв на территории больницы и в нашем храме пять часов, икона «Призри на смирение» продолжила своё шествие по городским храмам и уставшие священнослужители вернулись в церковь, священник о. Василий Н. Обратился к нам с радостной улыбкой: «Что это у вас в храме так Симферополем пахнет?» И хотя икона в этот момент была в алтаре, он поинтересовался: «Неужели у вас есть частица мощей святителя Луки?» и рассказал нам о своём посещении Свято-Троицкого собора в Симферополе. Стоит, наверное, сказать, что многие побывавшие в Симферопольском соборе, у раки с мощами нашего святого современника, известного своими научными трудами и подвижнической жизнью, профессора хирургии и Архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, узнавали это святое благоухание, изобильно источаемое нетленными мощами Крымского Святителя. Изобильный поток благодати исцелил не одного болящего как в Крыму, так и в нашем храме. Присутствие святости всегда ощущается в особо сильном покаянном чувстве, посещающем души человеческие при соприкосновении с неисчерпаемой благодатью Духа Святаго, изливаемую милосердным Богом через мощи святых угодников Своих, послуживших всей своей земной жизнью Господу и ближним своим. И мы свидетельствуем. Что не оскудело Божие милосердие к нам, грешным. И сегодня близок к нам Господь. Слышит Он молитвы страдающих, болящих, скорбных людей Своих! Многие больные, их родственники, получившие облегчение страданий и быстрое выздоровление. Пришли к вере, к пониманию необходимости покаянного изменения всей своей жизни. И болезнь, как говорят верующие, «посещение Божие», повернула людей к Богу, к Его Святой Православной Церкви, свидетельствующей о своей святости неисчерпаемым морем чудес, обращающих людей от неверия к вере, от отчаяния к надежде, от чёрствости и эгоизма к любви к ближнему и Богу. Икона и по сей день находится в нашем храме. Духовно укрепляет болящих, распространяя после молитвы у неё радостное благодатное благоухание — приветствие нам от Небесной Церкви святых угодников Божиих, предстательствующих о нас пред небесным Царём — Господом нашим Иисусом Христом. День памяти святителя Луки, Архиепископа Крымского (в миру профессора — хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), установлен 11 июня по новому стилю. Впервые празднование памяти святого состоялось в 1996 году в Свято-Троицком Кафедральном соборе г. Симферополя Крымской епархии. О себе Владыка Лука оставил память ревностного и благочестивого архипастыря. Он был великим Угодником Божиим. Приняв сан священника, а затем и архиерейский сан в самые тяжёлые для Святой Церкви (1923 г.) годы, новый епископ, известный уже к тому времени профессор — хирург начал своё восхождение на Голгофу архипастырского служения — скорбный путь исповедничества и мученичества. Годы ссылок, тюремного заключения не сломили мужественного подвижника. Он до конца дней своих оставался милосердным врачом и добрым пастырем, врачуя как телесные, так и духовные недуги своей паствы. Святителю отче Луко, моли Бога о нас! Елена Романова (Журнал «Спасите наши души!»№ 5 (8), 1999, г. Днепропетровск)

Греческая семья получила исцеление молитвами святителя Луки Крымского.Осенью 2003 года в Крым прибыла делегация паломников, куда вошли представители врачебных учреждений и медицинских вузов Греции. Поездка состоялась стараниями частого гостя на Крымской земле, архимандрита Нектария Антонополуса. Лейтмотивом встречи стала личность святителя Луки, которого очень почитают в Греции. По словам отца Нектария, в этом году в одну из городских больниц Афин с признаками сильнейшего отравления была доставлена мусульманская семья: муж, жена и маленький ребенок. Их привезли слишком поздно — яд уже проник глубоко, так что смертельный исход был неизбежен. Так получилось, что греческий врач, человек горячей веры и почитатель святителя Луки, имел при себе частицу мощей архиепископа-хирурга. «Отче святый, ты помогал не только христианам, но всем страждущим. Заступись и за этих людей, погибающих без твоей помощи!» — доктор молился до тех пор, пока больные не почувствовали себя значительно лучше.

У одной женщины, жительницы посёлка Зуя, заболела трёхлетняя дочь. У девочки болел глаз. Мать обратилась к местному детскому врачу, та лечила девочку около месяца, но улучшения не последовало. После почти полугодового лечения в больнице им. Семашко выяснилось, что у девочки растёт бельмо. Отчаявшись, женщина обратилась за помощью к архиепископу Луке. Он внимательно осмотрел больную, написал рекомендательное письмо к знаменитому хирургу в госпиталь инвалидной войны на улице Роза Люксембург. В очень деликатной форме он попросил его сделать девочке операцию, подробно описал болезнь, сделал рисунок глаза, дал рекомендации по подготовке к операции, даже указал, какой режим питания должен быть до и после операции. Но мало того: через свою подчинённую владыка передал в госпиталь всё необходимое для девочки. Когда мать с прооперированным ребёнком оказалась в кабинете у святителя, тот посмотрел глаз, и сказал: «Слава Богу, всё хорошо. Молитесь, и я помолюсь, и Господь поможет нам».

Мария Германовна Тринихина рассказывает, что приблизительно в 1956 году её дочь заболела перитонитом кишечника. Врачи определили её как безнадёжную. Тогда она обратилась к Владыке Луке. Тот осмотрел девочку, ознакомился с историей болезни и сказал, что её можно спасти. Дал направление на операцию, но врачи отказались оперировать. Тогда владыка лично явился в больницу и подробно проконсультировал врачей. Операция прошла успешно.

Клирик Крымской епархии протоиерей Леонид Дунаев вспоминает: «В Московской области жила женщина, которая была серьёзно больна. Сын её, большой начальник, организовал лучших врачей, приобрёл множество дорогостоящих лекарств, но больная облегчения не получила. В отчаянии она обратилась с письмом к архиепископу Луке. Владыка ответил ей, посоветовав усердно помолиться Богу, возложить всю надежду на Него и прекратить приём всех лекарств. Через некоторое время выздоровевшая женщина приехала в Симферополь лично поблагодарить святителя за выздоровление.

У матери Анны Михайловны Кудряшовой был сорван желудок, и после каждого приёма пищи начинались сильные боли, которые были настолько нестерпимы, что она кричала и ей приходилось долго лежать, пока боли не утихали. Врачи после тщательного исследования сказали, что необходима операция. Тогда они обратились к владыке. Тот осмотрел больную, помолился, дал лекарство и — чудо — болезнь прошла без всякого следа.

Семён Трофимович Каменский был безнадёжно болен и просил архиепископа Луку присутствовать на его операции. Святитель Лука спросил: — Веришь ли ты в Бога? — Верю, владыка, но в Церковь не хожу, — последовал ответ. — Молись, благословляю тебя и отстраняю от операции. Пятнадцать лет ты не будешь иметь никакой болезни. Так и случилось по слову святителя Божия.

Зоя Кузьминична Орлова свидетельствует о прозорливости святителя Луки. Её мать, Держакова Акилина Феодуловна, в 1959-1960 годах помогала печь просфоры при кафедральном соборе. Святителю, видимо, импонировало бескорыстие просфорницы Акилины (она не брала плату за свой труд), и он предсказал будущее её детей и внуков. Он говорил, что дети Акилины переживут через свою работу. Так и случилось. Зоя Кузьминична, будучи на пенсии, 13 лет трудилась на том же производстве. И ещё говорил, что перед концом познают Бога. Автор этого сообщения свидетельствует о своей вере в Бога. Зоя Кузьминична ещё не была замужем, а святитель Лука говорил, что она будет равна с мужем и что у них родится сын, который будет лучше отца. Сын имеет высшее образование, а у отца — неполное среднее. Далее владыка сказал Акилине, чтобы та оставила работу просфорницей и нянчила внука, потому что она только-только успеет поднять его. И действительно, в 1966 году родился мальчик, очень болезненный, на первом году жизни болел воспалением лёгких, ему нужен был особый уход. Бабушка смотрела его только до четырёх лет и умерла. И последнее, что сказал архиепископ Лука, что зять Акилины умрёт неожиданно, а дочь перед концом будет при больших деньгах. Предсказании сбылось. Муж Зои Кузьминичны неожиданно умер. Сидел, разговаривал, потом вдруг склонился и умер. И на счёт денег так же.

Другой случай произошёл с женой секретаря епархии матушкой Надеждой Ивановной Милославовой. Когда владыка Лука приехал на вечернее богослужение, отец Иоанн доложил ему, что с матушкой Надеждой случился приступ. Врачи. Приехавшие на скорой помощи, не увидели ничего серьёзного. Дети отца Иоанна, имевшие медицинское образование, осмотрев мать, тоже не признали ничего опасного. Выслушав отца секретаря, владыка очень взволновался. Срочно потребовал машину. Матушка встретила владыку в большом смущении: — Спаси Вас Господи, Владыка, но труды Ваши напрасны: приступ прошёл и я чувствую себя хорошо. Внимательно осмотрев её, святитель позвал отца Иоанна. Разговор был коротким: если в течение двух часов его матушке не будет сделана операция, то она умрёт. Матушку Надежду срочно привезли в больницу, собрали консилиум врачей, но те сказали, что операция не нужна. Прошёл час. Матушка уже сама стала просить, чтобы ей сделали операцию, так как несомненно верила в слову святителя. Операцию сделали, и когда вскрыли брюшную полость, то обнаружили огромный нарыв, который вот-вот готов быть разорваться. Врачи были поражены точной диагностике архиепископа Луки. Матушка Надежда была спасена.

Галина Фёдоровна Пятидверная свидетельствует о владыке, как о выдающемся диагносте. «К нам в госпиталь поступил больной на долечивание с жалобами на боли в правом бедре и невозможность передвигаться. В боях он получил контузию, ранения не было. При осмотре больного всеми ведущими специалистами госпиталя никакой патологии обнаружено не было, ни на снимках, ни в анализах. Нужно выписывать, а он не может ходить. Наш ведущий хирург, человек резкий и решительный, на обходе сказал: «Он симулянт, выписывайте». Мне было его очень жаль, и я попросила профессора Войно-Ясенецкого посмотреть этого юношу. Владыка осмотрел его внимательно, долго смотрел ему в глаза. Ему подали снимки, анализы, но он не взял их: «Ничего не надо, увезите больного». Когда юношу увезли, профессор сказал: «У больного рак предстательной железы с метастазами в бедро». Это прозвучало, как гром среди ясного неба. «Не верите? Давайте его в операционную». В операционной, после успокоительной беседы, под местным наркозом по наружной полости бедра был произведён надрез и из него выпал конгломерат опухоли 5х6 см, напоминающий красную икру. Его-то и направили на срочную гистологию. Через 30 минут в предоперационную, где сидели все врачи во главе с профессором, выбежала гистолог и сказала: «Вы прислали мне метастаз из раковой опухоли предстательной железы». Владыка Лука сказал: «Если можно, вызовите маму больного». Через две недели юноша скончался».

После каждого богослужения владыку провожали до самого дома прихожане кафедрального собора. Его искренняя любовь к людям отзывалась взаимной любовью. У дверей дома он снова всех благословлял. Благодать Божия почивала на святителе, и людям не хотелось уходить на него. Владыка Лука щедро оказывал врачебную помощь всем нуждающимся. Священнослужители Крымской епархии ближе всех были сердцу владыки как сопастыри с сомолитвенники. Однажды он собрал их и сказал: «Если вы или члены ваших семей вдруг заболевают, в первую очередь обращайтесь ко мне». В конце 40-х годов у священника Леонида Дунаева заболела жена, матушка Капитолина. Отец Леонид сказал об этом владыке, тот ответил: «Не смейте давать ей лекарство». На следующий день он справился о здоровье матушки и опять повторил запрет давать лекарство. На третий день после литургии отец Леонид пригласил владыку посетить матушку. Та лежала, прикованная недугом к постели, и даже не могла принимать пищу. Святитель зашёл в дом. — Где больная? Его повели в комнату больной. — Ваш отец Леонид непослушный. Я ему сказал, чтобы он не давал вам лекарства. — Нет, владыка, он не давал мне лекарств. — Тогда вот вам лекарство: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. — с этими словами он широким крестом благословил больную. Владыка уехал, а матушка поднялась с постели и стала принимать пищу. Здоровье её пошло на поправку.

Однажды к владыке пришла женщина со своим двенадцатилетним сыном. На шее у него была огромная опухоль, которая свисала на грудь. Врачи настаивали на операции, но святитель, осмотрев его, улыбнулся и сказал: «Никаких операций. Через три дня зайдёте ко мне». Через три дня благодарная мать привела под благословение к архиерею полностью выздоровевшего сына.

У настоятеля Джанкойского храма протоиерея Бориса Либацкого случился приступ. Врачи скорой помощи сказали, что нужна операция. Помня наказ владыки, отец Борис доложил ему о своём здоровье. Тот сказал, что кроме этой операции нужно будет сделать ещё две и что исход этих операций может быть плохой. Предсказал, что будет ещё два приступа. Положившись на волю Божью, отец Борис перенёс эти приступы, и остался жив. Симферопольские военные медики просили профессора прочитать курс лекций по гнойной хирургии и консультировать их госпиталь. Не один раз консультанту пришлось браться и за скальпель. Одного пациента — секретаря Керченского горкома партии — доставили в Симферополь с гнойным процессом в тазовых костях. Случай тяжёлый, почти безнадёжный. И тогда главный хирург попросил, чтобы оперировал сам профессор Войно-Ясенецкий. Все врачи госпиталя пришли смотреть эту сложную операцию. Ещё до первого разреза он показал все точки, где ожидал встретить нагноения. Операция прошла блестяще, и медики госпиталя получили замечательный урок врачебного мастерства.

Чудесное восстановление отсеченных пальцев по молитве к святителю Луке

Летом 2002 г. семья Стадниченко приехала из далекого Мурманска в Феодосию на отдых. Назарий, неоднократно бывавший летом у бабушки в Феодосии, и представить себе не мог, как изменится его жизнь после этих каникул. Мальчик учился в музыкальной школе, серьезно занимался и решил свою жизнь связать с музыкой. Лето в Крыму жаркое, поэтому и двери и окна в тот день были нараспашку. После очередного занятия у инструмента Назарий встал и пошел в соседнюю комнату, где сидели члены семьи. Рука автоматически оперлась о косяк двери. В следующее мгновение от резкой боли в пальцах он потерял сознание. Порыв ветра захлопнул дверь и фаланги 3 и 4 пальцев превратились в кровавое месиво. Первая мысль, которая появилась в проясняющемся сознании ребенка, была о том, что он уже никогда не сможет играть на фортепиано. А это могло стать для него настоящей катастрофой.

Когда приехали в Феодосийскую больницу и сделали рентген, стало ясно, что пальцы уже не спасти, необходима срочная ампутация. Родители и бабушка как могли пытались успокоить ребенка, но было тщетно. Во время операции хирург ампутировал две фаланги, полностью удалив суставные сумки.

После операции через несколько дней бабушка - Варвара Шаврина - видя, как страдает любимый внук, рассказала, что в Симферополе есть мощи великого угодника Божия - Святителя Луки, который исцеляет людей от разных болезней и каждый, кто приходит с верой к его нетленным мощам, получает от Господа просимое. Родители взяли ребенка и поехали в Симферополь. Добравшись до Свято-Троицкой женской обители они припали к раке с мощами и стали просить для своего сына исцеления. На память о посещении святыни Назарию купили ламинированную икону Святителя и масло от его мощей.

Мальчик попросил прибинтовать к его искалеченным пальцам эту икону и каждый день помазывал маслом. Спустя несколько недель, когда боль утихла, он стал ощущать небольшой дискомфорт в месте ампутации, позднее эти места стали чесаться и семья обратилась к врачу. При осмотре пальцев на месте ампутации были обнаружены небольшие бугорки, которые со временем стали увеличиваться до тех пор, пока не приобрели формы и размера нормальных фаланг, еще через некоторое время отросли ногти.

Когда хирург из Феодосии, делавший операцию, узнал о случившемся, он не поверил, сказал, что это глупости какие-то, такого в природе не бывает: ампутированный сустав восстановиться не может. Он потребовал рентгеновские снимки. Они показали, что суставы и кости, которые были удалены полностью - восстановились. Врач констатировал, что произошло просто чудо.

Сегодня отросшие пальцы практически неотличимы от других, за исключением того, что на мочках чуть меньше мышечной ткани, чем на других фалангах, отчего они выглядят несколько тоньше, чем другие.

Неисповедимыми путями Господними судьба Назария переплетается с жизнью Святителя. Он родился в Черкасской области, где долгое время жили родители святителя Луки и где он сам бывал несколько раз. Святое Крещение Назарий принял из рук протоиерея Анатолия Чепеля (г. Феодосия), который был рукоположен в священный сан святителем Лукой.

После полученного исцеления семья Стадниченко несколько раз уже приезжала к мощам Святителя поблагодарить за полученное исцеление. В этом году состоялась теплая встреча Владыки Лазаря с Назарием и его семьей. Митрополит Лазарь в присутствии родителей мальчика, крымских журналистов рассказал о происшедшем чуде и сказал, что «…наша жизнь в руце Господней, и если Господу угодно, то может произойти такое чудо, которое не будет вписываться ни в один из законов материального мира. Мы все чада Божии и по вере нашей подается нам».

В конце встречи Владыка подарил Назарию в благословение большую икону Святителя Луки и предложил ему поступать в возрожденную Таврическую духовную семинарию. Сегодня Назарий с семьей живет в подмосковном Подольске и учится в московском музыкальном училище по классу фортепиано.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) - это один из новопрославленных святых, который, однако, уже окружен огромным почитанием православных христиан. Жизнь его оборвалась в начале шестидесятых годов XX века в результате долгой болезни. Но его имя не забыто, ежедневно возносится молитва святому Луке Крымскому из уст множества верующих.

Становление личности святого Луки

Прежде чем перейти к самим текстам молитв святому, следует немного разобраться в биографии этого человека. Это даст понимание, почему ему вообще возносится молитва. Святому Луке при рождении дали имя Валентин - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Родился он в 1877 году в Керчи. В детстве отличался склонностью к рисованию и мечтал стать художником, но в итоге выбрал стезю врача. Окончив Киевский университет, Валентин в качестве хирурга трудился на Дальнем Востоке, оперируя раненых солдат, принимавших участие в боях в ходе русско-японской войны. В 1917 году он переезжает в Туркестан, где продолжает вести врачебную практику в одной из больниц Ташкента. В 1920 году он возглавляет кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии Туркестанского университета, читает лекции.

Принятие священного сана

Во время жизни в Ташкенте Валентин Войно-Ясенецкий начинает проявлять активный интерес и к церковной жизни. Благодаря одному из своих выступлений в 1920 году касательно церковной жизни в Туркестане Валентина заметил Ташкентский епископ Иннокентий, который и рукоположил его в сан диакона, а затем и священника. Возложив на себя бремя пастырства и неся послушания соборного проповедника, Валентин не оставлял медицину и научную деятельность, продолжая заниматься оперированием и преподаванием.

Преследования и ссылки архиепископа Луки

Преследования отца Валентина начались после принятия им монашеского пострига в 1923 году с наречением имени Лука в честь евангелиста, который также, согласно преданию, был врачом. В том же году иеромонах Лука был рукоположен в епископский сан, после чего последовала первая ссылка - в Туруханск.

Находясь в заключении, епископ Лука работал над своей книгой «Очерки гнойной хирургии», за которую в дальнейшем будет награжден лично товарищем Сталиным. Вскоре преосвященного Луку отправили в Москву, где власти разрешили ему служить и проживать на квартире. Через четырнадцать лет, во время антирелигиозных гонений 1937 года, последовала вторая ссылка епископа Луки, на этот раз в Красноярск. Когда началась война, его направили на работу врачом в красноярский эвакуационный пункт. С 1943 года он также занимает красноярскую архиерейскую кафедру. Однако всего через год его снова ожидает переезд. Теперь уже он в качестве архиерея едет в Тамбовскую область, но не перестает заниматься и медициной, координируя под своим началом порядка 150 госпиталей в области.

Награды и канонизация

С окончанием войны архиепископа Луку ждет церковная награда - право ношения на клобуке бриллиантового креста. А со стороны государственной власти он удостаивается медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В 1946 году архиепископу Луке присуждается еще одна награда - Сталинская премия I степени - за вклад в развитие отечественной науки в области медицины.

В этом же году его переводят в качестве архиерея в Симферополь, поручая Крымскую кафедру. Там Преосвященный Лука проведет остаток жизни. К концу своих дней он полностью утратит зрение, но все-таки не перестанет служить.

Совет Московской духовной академии в это время принимает преосвященного Луку как почетного члена академии. А посмертное почитание его в среде церковного народа привело к закономерной канонизации: в 1996 году в Симферополе архиепископа Луку прославили как святителя и исповедника веры.

Прижизненное служение врачом определило и его место в соборе святых - молитва святому Луке стала средством исцеления и выздоровления. К нему, как и к святому Пантелеймону, обращаются люди, одержимые различными недугами, болезнями. Однако молиться о чем-то другом также не возбраняется. Многие родители читают, например, молитвы святому Луке о детях, о семейном благополучии. В качестве покровителя местности архиепископа Луку вспоминают на тех местах, где он нес свое пастырское служение - в Крыму, Тамбове, Ташкенте, Красноярске и др.

Общая молитва святому Луке

В личных молитвах молиться можно своими словами, но совместные службы подчинены определенному порядку и имеют стандартизированный набор текстов. Ниже нами будет приведена молитва святому Луке Крымскому в русском переводе:

О всеблаженный исповедник, святитель, отец наш Лука! Великий угодник Христов! В умилении, приклонив колени сердца нашего, как чада своего отца умоляем тебя со всем усердием: услышь нас, грешных. Вознеси молитву нашу к милосердному и человеколюбивому Богу, которому ты в благости святых, с ангельскими ликами предстоишь. Ибо мы веруем, что ты любишь нас той же любовью, которою всех ближних возлюбил, когда пребывал на земле.
Выпроси у Христа, Бога нашего, чтобы он утвердил своих чад в духе правильной веры и благочестия. Пусть он даст пастырям святую ревность и заботу о спасении паствы, вверенной им. Пусть оберегают право верующих, укрепляют в вере слабых, наставляют незнающих, обличают сопротивляющихся. Каждому из нас дай дар, в котором мы нуждаемся, и который будет полезен и для вечного спасения и в жизни этой. Даруй городам нашим утверждение, земле плодородие, защиту от голода и болезни, утешение скорбящим, выздоровление больным, заблуждающихся на путь истины возврати, родителей благослови, детей в страхе Господнем воспитай и взрасти, сиротам и одиноким помоги. Преподай нам всем твое архипастырское благословение, чтобы мы, имея это молитвенное ходатайство, избавились от противостояния дьявола и избежали всякой вражды, нестроений, ересей и расколов. Проведи нас на дорогу, ведущую к селениям праведных, моля о нас всесильного Бога, чтобы в вечной жизни нам сподобиться с тобою непрестанно прославлять единосущную и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Такова общая молитва святому Луке, читаемая во время официальных богослужений. В молитвенниках, предназначенных для частного использования, приводятся и другие варианты текстов. Одна из них - молитва святому Луке о здоровье - будет приведена ниже. Для удобства понимания текста она также будет представлена в русском переводе.

Святой Лука: молитва о выздоровлении

О, блаженный святитель Лука, услышь и прими нас, грешных, обращающихся к тебе с молитвой! Ты привык в жизни своей принимать и помогать всем, нуждающимся в твоей помощи. Выслушай же и нас, скорбящих, с верой и надеждой к твоему заступничеству взывающих. Даруй нам скорую помощь и чудесное исцеление! Пусть не расточится ныне твое к нам, недостойным, милосердие. Нас, страдающих в суетливом мире этом и нигде не находящих утешения и сострадания в душевных скорбях и телесных болезнях - исцели. Избавь от искушений и мучений дьявола, помоги донести жизненный свой крест, перенести вся трудности жизни и не утратить в нем образа Божия и веру православную сохранить. Дай нам сил иметь на Бога твердое упование и надежду, нелицемерную любовь к ближним, чтобы, когда придет время расставаться с жизнью, достигнуть нам Небесного Царствия вместе со всеми угодными Богу. Аминь

Так в православной церкви почитается святой Лука. Молитва о выздоровлении при этом может читаться не только во время физических изнеможений, но и во время депрессии или какого-либо душевного нездоровья. Кроме того, в круг болезней в церковной традиции входят и духовные проблемы, например, сомнения в вере.

Ответ редакции

С 1 по 2 апреля верующие могут поклониться мощам Святителя Луки, которые выставили в Донском монастыре в Москве. АиФ.ru рассказывает о жизни святого.

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий , родился 27 апреля 1877 году в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича , происходившего из древнего русского дворянского рода. Отец, будучи убеждённым католиком, не навязывал семье своих религиозных взглядов. Мать, Мария Дмитриевна , воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью.

При крещении младенца нарекли Валентином в честь священномученика Валентина Интерамского , получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю, он стал и врачом, и священнослужителем.

Светская жизнь Святителя Луки

Свое детство Валентин провел в Керчи. В 1889 году семья переехала в Киев, где он окончил гимназию и художественную школу. После этого он подал документы в Академию Художеств, но позже их забрал, решив выбрать медицину. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл.

Поступить в медуниверситет ему удалось в 1898 году. «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии», — так отзывался он о своем образовании. После окончания учебы стал земским врачом и работал в Киевском медицинском госпитале Красного Креста.

В 1904 году в составе госпиталя отправился на Русско-Японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением.

Осенью 1908 года уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, занимался анатомической практикой в Институте топографической анатомии.

В начале 1909 года Валентин Феликсович подал прошение и был утверждён в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. Иногда, не имея под рукой инструментов, в ходе экстренных операций он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток — женский волос. В 1910 году подал прошение на врача больницы Переславль-Залесского Владимирской губернии, где сначала возглавил городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь.

Пастырская деятельность

В 1921 году принял решение стать священником. Хирургическую и преподавательскую работу при этом не прекращал. «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — такому принципу он остался верен до конца своих дней.

В 1923 году он тайно был пострижен в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки и принял сан епископа. После этого последовали аресты и ссылки. Годы тюрем, сталинские лагеря и 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, но не сломили его — он не подписал документы и не отрекся от сана священника. В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

После Второй мировой войны владыка Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В течение всего времени своего служения на Крымской кафедре он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, служил и выступал с проповедями в храмах.

Заслуги в медицине

В 1946 году Войно-Ясенецкий был награжден премией Сталина первой степени за заслуги в медицине. Он дал первое систематическое учение о локальной анестезии с использованием этилового спирта, вводимого в нервные пучки, а также обосновал систематическое применение антисептических методов для гнойной хирурги еще до изобретения антибиотиков.

Как хирург он провел множество операций больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом работал в таких областях хирургии, как нейрохирургия и ортопедия. Высказал ряд важных идей в отдельных медицинских областях: теория клинического диагноза, медицинская психология и деонтология, хирургия (включая общую, абдоминальную, торакальную, урологию, ортопедию и другие разделы), военно-полевая хирургия и анестезиология, организация здравоохранения и социальная гигиена.

Почитание пи причисление к лику святых

Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года. В ноябре 1995 года указом Синода Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки. Архиепископ Лука был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских, в 2000 году.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий без сомнения является одним из самых ярких святых нового времени. Родился будущий святитель в Керчи (Крым) в 1877 году в семье с польскими дворянскими корнями. Молодой мальчик Валя (свт Лука в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) очень любил рисовать и даже хотел в будущем поступить в академию художеств. Но уже тогда, в юные годы, будущий святой помня в себе строки из Евангелия «Тогд? глаг?ла ученик?мъ сво­и?мъ: ж?тва?бо мн?га, д??лателей же м?ло:» (Мф.9:37) принял решение: служить людям что бы облегчить страдания болящим. Позже, дар рисования оказался очень полезным в работе народного целителя и преподавателя.

Будущий архиепископ Лука поступил на медицинский факультет Киевского университета и в 26 лет блестяще окончил его, сразу приступив к работе в Чите в военном госпитале (в то время как раз началась русско-японская война). В госпитале Валентин женился и в их семье родились четверо детей. Жизнь привела будущего святого сначала в Симбирскую а затем и в Курскую губернии.

Будучи человеком деятельным и успешным хирургом Валентин Феликсович проводил множество операций, проводил исследования в области анестезии. Он приложил много сил для изучения и внедрения местной анестезии (общее обезболивание имело негативные последствия). Необходимо отметить, что люди близкие к этому великому хирургу всегда предполагали его будущее как будущее исследователя и преподавателя, в то время как сам будущий святой Лука Крымский всегда настаивал на прямой работе, помогая простым людям (сам себя он иногда называл мужицким доктором).

Священнический сан Валентин принял неожиданно для себя, после краткого разговора с епископом Иннокентием, состоявшимся после выступления Валентина с докладом опровергающим тезисы научного атеизма. После этого жизнь великого хирурга стала еще сложнее: он трудился за троих — как врач, как профессор и как священник.

Биография святителя Луки Войно-Ясенецкого очень интересная, и ее всю на одной странице нашего сайта не разместить. Ниже мы приведем основные события из жизни святителя.
В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Там, в глухой Сибири святой Лука работал в госпиталях, оперировал и помогал страждущим. Перед операцией он всегда молился и рисовал на теле больного йодом крест, за что не раз бал приглашаем на допросы. После длительной ссылки еще дальше — к берегам Северного Ледовитого океана — святителя вернули обратно сначала в Сибирь а потом и вовсе освободили в Ташкент.
В последующие годы многократные аресты и допросы, а так же содержание святителя в тюремных карцерах сильно подорвали его здоровье.
В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы. Будучи уже сильно больным, с плохо видящими глазами, Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

В последние годы жизни святитель работал над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.
В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».