(Из поучений прот. Родиона Путятина)

Апостолы в своих книгах не все написали, что слышали от Иисуса Христа и что внушал им Дух Святой: многое из этого они передавали верующим на словах устно. Поэтому ап. Павел писал к Солунянам: «Итак, братия, стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (Сол. 2, 15).

Это учение, словесно переданное апостолами и записанное позже святыми отцами, называется священным преданием. Священное Писание заключает в себе Божественное учениe, письменно переданное нам апостолами, а священное предание – это Божественное учение, переданное нам апостолами словесно.

Что же именно дошло до нас посредством священных преданий? Это некоторые истины и происшествия, которые с самых первых времен Христианства Церковью признаются за откровенные и совершенные Самим Богом; это некоторые постановления и обычаи, которые первыми христианами соблюдались и доселе соблюдаются, как от Бога происшедшие. Мы, когда молимся, творим на себе крестное знамение; мы святым иконам и святым мощам поклоняемся; мы святых угодников Божиих и святых ангелов на помощь призываем; мы в известные времена года и дни постимся; мы церковные службы совершаем по известному чину; мы при таинствах различные обряды соблюдаем; мы об умерших молимся, да и много творим и принимаем такого, о чем в Священном Писании прямо нигде не говорится.

От кого же мы узнали, что все это должно признавать и исполнять, как божественное, как необходимое для нашего спасения? Все это дошло до нас по преданию: отцы Церкви все это слышали от апостолов, а апостолы слышали от Иисуса Христа или научены были Духом Святым. Поэтому мы все, дошедшее до нас по преданию от апостолов, исполняем как божественное и признаем за божественное. Вот что Василий Великий говорит о священных преданиях: «Из соблюдаемых в Церкви догматов некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу благочестия, и этому противоречить не станет никто, хотя мало сведущих в церковных установлениях. Но если отважимся отвергать неписанные обычаи, как не имеющие великую важность, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или более того - от проповеди апостольской оставим пустое имя».

Но так как есть и могут быть предания ложные, выдуманные, то необходимо знать, как от них отличить предания истинные, божественные. Надо обращать внимание на то, с какого времени вошло в употребление известное предание, и главное, согласно ли оно с духом Священного Писания. Если оно дошло до нас не от первых времен Христианства, и с духом Священного Писания не согласно, то это явный знак, что оно не священное, не божественное предание. Таковы многие предания у еретиков. Хотя они и давно у них, но все же они не апостольские, не Духом Святым внушенные, а придуманные людьми. Может быть, кто-нибудь скажет: «Почему апостолы сами не написали всего, что нам нужно знать для благоугождения Богу и спасения души? Если бы они все сами написали, то, может быть, не было бы после никаких недоумений и споров?» Отвечать на этот вопрос не трудно: апостолы сами не написали всего, потому что и без их писания все могло сохраниться так, как они учили. Тогдашние верующие, для которых апостолы преимущественно все писали, и без письменного напоминания знали и исполняли то, что теперь заключается в священных преданиях. «Хвалю вас, братия, - писал ап. Павел к Коринфянам, - что вы все мое помните, и держитесь предания так, как я передал вам» (1. Кор. 11, 2). Апостолы и за нас в этом случае не боялись: они несомненно знали, что учение, передаваемое ими на словах, сохранится и дойдет до нас во всей своей целости и чистоте. Ведь кому передавали они это учение? Не одному человеку, не двум, не трем, а целому обществу верующих, целой Церкви. «Не должно,- говорит святой Ириней, - у других искать истину, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине».

Могло ли не сохраниться устное учение апостолов в столь верном и крепком хранилище, какова Церковь? Будем судить по себе. Мы - христиане, и, следовательно, члены Церкви. Не свято ли мы бережем свое христианское учение? Каждый из нас, может быть, иногда в своих суждениях отступает от истины веры. Каждый из нас, конечно, нередко грешит против правил благочестия. Но потерпим ли, позволим ли мы, чтобы кто-нибудь эти правила и эти истины отменил или заменил другими? Это же можно сказать и о тогдашних верующих. И они, без сомнения, свято хранили и дорожили всем тем, чему научились от апостолов, что признавали божественным. Многие из них соглашались терпеть жесточайшие мучения. Они умирали, но не соглашались на изменение священных преданий. Таким образом апостолам нечего было бояться за свое устное учение: они передавали его обществу верующих, Церкви, которая есть живая книга веры, столп и утверждениe истины.

Правда, много было споров и недоумений касательно священных преданий; но разве не было бы этих споров и недоумений, если бы апостолы сами все написали? Были бы непременно. Священное Писание писано самими апостолами, а разве мало было споров касательно его? Когда люди судят по одному своему уму, они не могут освободиться от недоумений. Если в людях действуют страсти, они не могут удержаться от споров. Апостолы наперед это знали и предсказали, что будут лжеучителя, да и при них самих они уже были. Они знали это, как знали и то, что Церковь все споры, ими возбуждаемые, прекратит.

Святая Церковь действительно исполнила это, на семи Вселенских Соборах все недоумения о священных преданиях и Священном Писании были разъяснены. И решал это не один человек, а сотни мужей, решали пастыри Церкви, избираемые и поставляемые Духом Святым. Поэтому на решения Вселенских Соборов должно смотреть, как на решения божественные. Собранные во имя Иисуса Христа, Вселенские Соборы не новое учение составляли, а утверждали то, что дошло по преданию или находилось в Священном Писании. Таким образом, подтвердилось, что учение, заключающееся в Священном Писании и священных преданиях, есть действительно ученье божественное.

Не думайте, впрочем, что ныне уже не может быть никаких споров и недоумений касательно учения, заключающегося в Священном Писании и священных преданиях. Люди - всегда люди, и страсти в них все те же. И потому не смущайтесь, когда слышите споры о вере, или когда в вас самих родятся какие-либо недоумения: споры эти легко проходят, когда в человеке утихают страсти. Недоумения легко рассеиваются, если мы не будем умствовать по стихиям миpa, а будем покорять ум в послушание вере.

Как бы кто умен не был, без покорения ума он никогда не уверится в том, чего видеть нельзя и постигнуть невозможно. Аминь.

Предании

Из соблюдаемых в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от Апостольского Предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия…

Свт. Василий Великий

Источником Православной веры является Божественное Откровение, т.е. то, что Бог Сам через пророков и апостолов открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Божественное Откровение распространяется между людьми и хранится в истинной Церкви посредством Свщ. Писания и Свщ. Предания.

В древние времена Свщ. Писание (Библия) было Словом Божиим письменным, а Свщ. Апостольское Предание (часть Божественного Откровения, не зафиксированная в письменном виде) - Словом Божиим устным. Но уже к эпохе свободы и торжества Церкви в 4 в. эта часть Божественного Откровения также получила письменную запись.

Как Слово одного Бога Свщ. Писание и Свщ. Предание имеют равное достоинство. В то же время они равно необходимы и взаимно друг друга дополняют. По словам свт. Иринея Лионского, основания для Предания черпаются из Свщ. Писания, т.к. оно «основание и столп нашей веры», а Предание «есть … дверь к правильному пониманию Свщ. Писания». Св. отцы называют Свщ. Писание и Свщ. Предание двумя легкими в теле Церкви.

В совокупности истины веры, заключающиеся в Свщ. Писании и Свщ. Апостольском Предании, дают полноту учения Православной веры.
Свщ. Апостольское Предание составляет Свщ. Предание в собственном, или узком, смысле. Божественное Откровение дано людям однажды и на все времена и должно сохраняться неизменным.

Церковь - хранительница Божественного Откровения

Господь наш Иисус Христос вверил хранение Божественного Откровения не отдельным лицам, а основанной Им Церкви. «В нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни», - говорит свт. Ириней Лионский.

Церковь, по Божественному обетованию, непрерывно сохраняется неразлучно пребывающим с ней Христом «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20) и Духом Святым, наставляющим ее «на всякую истину» (Ин. 16, 13), так что не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры. Являясь «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15), она хранит в себе и передает из века в век Божественное Откровение в целости и неповрежденности, в том виде, в каком оно дано ей Богом. Она также хранит и передает из века в век и свое понимание Божественного Откровения, т.е. является непогрешимой истолковательницей его.

Эта передача в Православной Церкви Божественного Откровения по букве, или хранение его, и передача по духу и смыслу, или толкование его, есть Предание в широком смысле слова.

Другими словами, - Предание в этом смысле есть свидетельство, или голос, Вселенской Церкви, тот дух истины и веры, то сознание Церкви, которое живет в ней от времен Христа и апостолов. Оно содержит правило надлежащего понимания истин Божественного Откровения и тот духовный опыт Церкви приведения людей ко спасению, который позволяет ей в каждое конкретное историческое время, не меняя содержания Откровения, преподавать его людям понятным для них языком, учить их правильному его восприятию и вообще приобщать их к духовной христианской жизни в Церкви.
Традиционно значение Свщ. Предания усваивается: постановлениям Вселенских Соборов; догматическому и нравственному учению Церкви, выраженному в согласном учении св. отцов; основам богослужебной жизни Церкви.

Свщ. Предание может содержать лишь то, что согласно со Свщ. Писанием и во что, по словам прп. Викентия Лиринского, верили «повсюду, всегда и все». К нему не относятся местные церковные обычаи, а также то, что вообще не имеет отношения к Преданию, а исходит из области суеверий.
Хранителями Свщ. Предания являются все члены Церкви, стоящие в истине.
«Что такое Предание? - пишет прп. Викентий Лиринский. - То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты выдумал … дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем… Предание сохрани. То есть талант веры … сбереги неповрежденным. Что тебе вверено, то ты и передавай…
Пусть их (догматы) истолковывают, поясняют, определяют: это позволительно; но их полнота, цельность, качество должны оставаться неизменными: это необходимо».

Святоотеческое Предание

Св. отцы суть не что иное, как только хранители Апостольского Предания. Все они, как и святые апостолы, являются только свидетелями Истины …- Богочеловека Христа. Ее они неустанно исповедуют и проповедуют, они - всезлатые уста Бога Слова.

Прп. Иустин Попович

С течением времени после Апостольского Предания появилось Предание, которое называется «собственно отеческим». Под ним разумеются положения отцов, которые, не относясь по времени появления к апостольской древности, признаются однако за истину Церкви. Сюда же относится агиография (жизнеописания святых) как примеры религиозно-нравственной жизни людей.

Свт. Афанасий Великий сформулировал три главных условия истинности собственно отеческого Предания: соответствие Свщ. Писанию; согласие с другими отцами; хорошая жизнь и кончина во Христе автора. При выполнении этих условий Церковь принимает это Предание и признает за ним такое же достоинство, какое принадлежит апостольскому учению.
Авторитет св. отцов в Православной Церкви очень высок. Свт. Серафим Соболев говорит: «Слушать св. отцов как преемников св. апостолов - это значит слушать Самого Бога».

Святые отцы - духоприимцы и духоносцы

Дух - воистину место святых и святой есть собственно место Духа.

Свт. Василий Великий

В день Св. Пятидесятницы Дух Святой сошел в Богочеловеческое тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа (Деян. 2, 1-47). На апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков. Ныне Он изливается на верующих невидимым образом через молитву, священнодействия Церкви и особенно - через ее Таинства. Каждый получает Духа в той мере, в какой способен принять и удержать его. Эта мера определяется верой и святостью жизни, исполнением заповедей. Поэтому лишь святые Божии являются подлинными духоприимцами и духоносцами. Им Святой Дух - Дух премудрости и разума - открывает тайны Божии. По словам прп. Иустина Поповича, «в Церкви лучше всех мыслят св. отцы, ибо они мыслят Духом Святым». Именно они являются единственными истинными и достоверными истолкователями Свщ. Писания и вообще Божественного Откровения.

Святые отцы - истолкователи Божественного Откровения

Аще будет исследуемо Слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях

Из Правил Шестого Вселенского Собора

О том, как важно последование этому правилу для сохранения единства веры и Церкви, свидетельствует прп. Амвросий Оптинский. На вопрос: «Отчего вероучение Православной Церкви, насажденное разными апостолами в различных местах и народах, пребывает одинаковым и неизменным в продолжении осьмнадцати столетий с половиною; лютеранское же учение, преподанное одним человеком, разделилось в продолжении трех столетий более нежели на семьдесят разномыслящих партий, - он ответил: оттого, что Соборная Православная и Апостольская Церковь заповедует чадам своим понимать Свщ. Писание так, как … объясняют оное избранные Божии мужи, очищенные от страстей, Богоносные и Духоносные … Лютер же позволил каждому… толковать Писание по своему усмотрению».

Святоотеческие твореня и жития святых

Стяжем истинное познание о Боге, чуждое заблуждений и умствований, оно сияет из Свщ. Писания и писаний св. отцов, как свет из солнца.

Свт. Игнатий Брянчанинов

С достаточной степенью условности святоотеческие творения можно разделить на богословско-догматические и нравственно-аскетические.
В области догматического богословия Отеческое Предание может выражаться не в изменении содержания догматических истин, которые однажды и навсегда сообщены апостольским учением, а лишь в их объяснении, более гибком изложении, составлении новых терминов. Прп. Викентий Лиринский пишет: «… учи тому, чему сам научился, дабы, когда говоришь ново, не сказать тебе нового».
Св. отцы придали точность выражению истин христианского учения и создали единство догматического языка.

Классическим примером святоотеческой догматики является известный труд прп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение Православной веры», обобщивший богословский опыт св. отцов первых семи веков христианства. И в наше время он остается авторитетнейшим изложением христианского вероучения.
Сербский богослов прп. Иустин Попович, который сам является автором замечательного трехтомного труда «Догматика Православной Церкви», называет св. отцов Церкви лучшими богословами, т. к. они богословствуют Духом Святым, и считает изучение их трудов первым делом каждого православного богослова.

Нравственно-аскетические сочинения св. отцов являются для нас сокровищницей реального, живого опыта жизни во Христе и указателями пути ко спасению. Они учат правильной внутренней нравственной жизни, борьбе с грехом, страстями, падшими духами, стяжанию добродетелей.
Жития святых всех веков христианства могут служить для нас образцом того, как должно поступать в тех или иных обстоятельствах, как осуществлять свой нравственный выбор.

Приведем лишь один пример из жизни особенно близких к нам святых - новомучеников и исповедников Российских: свт. Афанасий Сахаров, еп. Ковровский, автор Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, впервые исполненной в тюремной камере, из 33-х лет архиерейства менее 3 лет был на епархиальном служении и около 30-ти провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. При этом он не переставал благодарить Бога за то, что сподобился «немного», по его словам, пострадать за Христа.

Св. отцы, по словам прп. Иустина Поповича, «мерило и критерий всего православного … только то, что можно проверить их духом, согласовать с их учением … православно и соответствует духу Евангелия».
Свщ. Предание Церкви, будучи традиционным в плане непременного соответствия Свщ. Писанию, святоотеческому и литургическому опыту Церкви, не остается чем-то застывшим. Имея обязанность откликаться на нужды христиан каждой эпохи, оно живет и развивается. Оно - живое Предание.

Biblia на древнегреческом означает «книги». Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство.

Оно начинается с книги Бытия, где описывается начало нашего мира - его сотворение Богом и создание первых людей - Адама и Евы, их грехопадение, распространение человеческого рода и все большее укоренение греха и заблуждений среди людей. Описывается, как нашелся один праведник - Авраам, который поверил Богу, и Бог заключил с ним завет, то есть договор (см: Быт. 17: 7-8). При этом Бог дает два обещания: одно - что потомки Авраама получат землю Ханаанскую и второе, имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3).

Так Бог создает от патриарха Авраама особый народ и, когда тот оказывается в плену у египтян, через пророка Моисея освобождает потомков Авраама, дает им землю Ханаанскую, чем исполняет первое обещание, и заключает завет уже со всем народом (см.: Втор. 29: 2-15).

В других ветхозаветных книгах приводятся подробные указания, связанные с соблюдением этого завета, даются советы о том, как строить свою жизнь, чтобы не нарушать волю Божию, а также рассказывается о том, как избранный Богом народ соблюдал либо нарушал этот завет.

При этом Бог призывал в народе пророков, через которых возвещал Свою волю и давал новые обетования, в том числе о том, что «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет вечным и открытым для всех народов (см.: Ис. 55: 3, 5).

И когда родился от Девы истинный Бог и истинный Человек Иисус Христос, то в прощальную ночь, перед тем как идти на страдания и смерть, Он, сидя с учениками, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27-28). А после Своего воскресения, как мы помним, Он послал апостолов на проповедь всем народам, и тем самым исполнилось второе обещание Бога Аврааму, а также пророчество Исаии. А затем Господь Иисус восшел на небо и сел одесную Отца Своего, и так исполнилось слово пророка Давида: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109: 1).

О жизни, смерти и воскресении Христа повествуют новозаветные книги Евангелия, а книга Деяний апостольских рассказывает о появлении Церкви Божией, то есть сообщества верных, христиан, нового народа, искупленного кровью Господа.

Наконец последняя книга Библии - Апокалипсис - повествует о конце нашего мира, грядущем поражении сил зла, всеобщем воскресении и страшном суде Божием, за которым следует справедливое воздаяние для каждого и исполнение обещаний нового завета для последовавших за Христом: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12).

Один и тот же Бог вдохновил Ветхий и Новый Заветы, то и другое Писание есть в равной степени слово Божие. Как говорил святой Ириней Лионский, «и закон Моисея, и благодать Нового Завета, оба сообразные с временами, дарованы для пользы человеческого рода Одним и Тем же Богом» , и, по свидетельству святого Афанасия Великого, «ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом» .

Значение Священного Писания

По Своей любви к нам Бог возводит отношения с человеком на такую высоту, что не повелевает, но предлагает заключить договор. И Библия - это священная книга Завета, договора, добровольно заключенного между Богом и людьми. Это слово Божие, которое не содержит ничего, кроме истины. Оно обращено к каждому человеку, и каждый человек из него может узнать не только правду о мире, о прошлом и будущем, но и правду о каждом из нас, о том, какова воля Божия и как мы можем следовать ей в своей жизни.

Если Бог, будучи благим Создателем, пожелал бы открыть Себя, то мы должны были бы ожидать, что Свое слово Он постарается донести до как можно большего количества людей. И действительно, Библия является самой распространенной в мире книгой, она переведена на самое большее число языков и издана самым большим числом экземпляров, чем любая другая книга.

Таким образом людям дается возможность узнать и Самого Бога, и Его планы, касающиеся нашего спасения от греха и смерти.

Историческую достоверность Библии, особенно Нового Завета, подтверждают древнейшие рукописи, написанные тогда, когда еще были живы очевидцы земной жизни Иисуса Христа; в них мы находим тот же текст, что и употребляемый ныне в Православной Церкви.

Божественное авторство Библии подтверждается множеством чудес, в том числе ежегодным схождением чудесного Благодатного огня в Иерусалиме - на том месте, где воскрес Иисус Христос, и именно в день, когда православные христиане готовятся праздновать Его воскресение. Кроме того, в Библии содержатся многочисленные предсказания, которые исполнились в точности спустя много веков после того, как были записаны. Наконец, Библия до сих пор могущественно действует на сердца людей, преображая их и обращая на путь добродетели и показывая, что Автор ее до сих пор заботится о Своем творении.

Поскольку Священное Писание внушено Богом, то православные христиане верят ему беспрекословно, ибо вера словам Библии есть вера словам Самого Бога, Которому православные христиане доверяют как заботливому и любящему Отцу.

Отношение к Священному Писанию

Чтение Священного Писания приносит огромную пользу для всякого, кто желает исправить свою жизнь. Оно просвещает душу истиной и содержит ответы на все возникающие перед нами трудности. Нет ни одной проблемы, которая не могла бы получить разрешения в слове Бога, потому что именно в этой книге изложены те самые духовные закономерности, о которых мы упоминали выше.

Человека, который читает Библию и старается жить в соответствии с тем, что говорит в ней Бог, можно сравнить с путником, идущим глубокой ночью по незнакомой дороге с ярким фонарем в руке. Свет фонаря делает для него путь легким, позволяя находить нужное направление, а также избегать ям и луж.

Того же, кто лишен чтения Библии, можно сравнить с путником, вынужденным идти в непроглядной тьме без фонаря. Он заходит не туда, куда бы хотел, часто спотыкается и падает в ямы, расшибаясь и пачкаясь.

Наконец, того, кто читает Библию, но не стремится приводить свою жизнь в соответствие с теми духовными законами, которые в ней изложены, можно уподобить такому неразумному путнику, который, проходя ночью по незнакомым местам, держит фонарь в руке, но не включает его.

Святой Иоанн Златоуст говорил, что «подобно тому, как лишенные света не могут прямо идти, так и не видящие луча Божественного Писания вынуждены грешить, так как ходят в самой глубокой тьме» .

Чтение Писания не подобно чтению любой другой литературы. Это духовный труд. Поэтому перед тем как открыть Библию, православному христианину следует вспомнить совет святого Ефрема Сирина: «Когда начинаешь читать или слушать Священное Писание, помолись Богу так: “Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их и исполнить волю Твою”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению» .

Чтобы не подвергнуться заблуждению и ошибкам при чтении Священного Писания, хорошо, кроме молитвы, также следовать совету блаженного Иеронима, говорившего, что «в рассуждении о священных писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя» .

Кто же может стать таким путеводителем? Если слова Священного Писания составляли люди, просвещенные Духом Святым, то, естественно, объяснить их правильно могут только люди, просвещенные Духом Святым. А таким человеком становится тот, кто, научившись от апостолов Христовых, пошел по пути, открытому Господом Иисусом Христом в Православной Церкви, окончательно отказался от греха и соединился с Богом, то есть стал святым. Иными словами, хорошим путеводителем в изучении Библии может быть лишь тот, кто сам прошел весь путь, предлагаемый в ней Богом. Такого путеводителя православные находят, обращаясь к Священному Преданию.

Священное Предание: едина истина

В любой хорошей семье есть семейные предания, когда люди из поколения в поколение с любовью передают рассказы о чем-то важном из жизни своего предка, и благодаря этому память о нем сохраняется даже у тех потомков, которые никогда его лично не видели.

Церковь тоже особого рода большая семья, потому что объединяет тех, кто через Христа был усыновлен Богу и стал сыном или дочерью Отца Небесного. Неслучайно поэтому в Церкви люди обращаются друг к другу со словом «брат» или «сестра», потому что во Христе все православные христиане становятся духовными братьями и сестрами.

И в Церкви также существует передаваемое из поколения в поколение Священное Предание, восходящее к апостолам. Святые апостолы общались с Самим воплощенным Богом и от Него узнали истину непосредственно. Эту истину они передавали другим людям, в которых была любовь к истине. Что-то апостолы записали, и это стало Священным Писанием, но что-то передавали не записывая, а устно либо самим примером своей жизни - как раз это и сохраняется в церковном Священном Предании.

И об этом говорит в Библии Дух Святой через апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11: 2, 23).

В Священном Писании апостол Иоанн пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 12).

И вот у православных христиан эта радость полна, потому что в церковном Предании мы слышим живой и вечный голос апостолов, «устами к устам». Православная Церковь сохраняет истинное предание блаженного учения, которое прямо, как сын от отца, приняла от святых апостолов.

Для примера можно привести слова древнего православного святого Иринея, епископа Лионского. Он писал уже в конце II века после Рождества Христова, но в юности был учеником святого Поликарпа Смирнского, который лично знал апостола Иоанна и других учеников и свидетелей жизни Иисуса Христа. Вот как об этом пишет святой Ириней: «Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее; ибо что мы узнали в детстве, то укрепляется вместе с душой и укореняется в ней. Так, я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем обращении с апостолом Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал все от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце - и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».

Вот почему, читая книги, написанные святыми отцами, мы видим в них изложение той же истины, которая была изложена апостолами в Новом Завете. Таким образом, Священное Предание помогает правильно понимать Священное Писание, отличая истину от лжи.

Священное Предание: едина жизнь

Даже семейное предание включает не только рассказы, но и определенный образ действий, основанный на жизненных примерах. Давно известно, что дела учат лучше, чем слова, и что любые слова получают силу лишь если не расходятся, а подкрепляются жизнью того, кто говорит. Нередко можно видеть, что дети в своей жизни поступают так же, как на их глазах в этой ситуации поступали родители. Итак, семейное предание - это не только передача определенной информации, но и передача определенного образа жизни и действий, которые воспринимаются лишь при личном общении и совместной жизни.

Точно так же и Священное Предание Православной Церкви - это не только передача слов и мыслей, но и передача святого образа жизни, угодного Богу и согласного с истиной. Первые святые Православной Церкви, как, например, святой Поликарп, были учениками самих апостолов и восприняли это от них, а последующие святые отцы, как, например, святой Ириней, были их учениками.

Вот почему, изучая описание жизни святых отцов, мы видим в них те же подвиги и выражение той же любви к Богу и людям, какие видны в жизни апостолов.

Священное Предание: един Дух

Всякий знает, что когда обычное человеческое предание пересказывается в семье, то с течением времени нередко что-то забывается, а что-то, наоборот, придумывается новое, чего не было на самом деле. И если кто-то из старшего поколения, услышав, как молодой член семьи неправильно пересказывает историю из семейного предания, может его поправить, то когда умирают последние очевидцы, такой возможности уже не остается, и с течением времени семейное предание, передаваемое из уст в уста, постепенно теряет какую-то часть истины.

Но Священное Предание как раз и отличается от всех человеческих преданий именно тем, что никогда не теряет ни одной части истины, полученной вначале, потому что в Православной Церкви всегда существует Тот, Кто знает, как все было и как есть на самом деле - Святой Дух.

Во время прощальной беседы Господь Иисус Христос сказал Своим апостолам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины… Он с вами пребывает и в вас будет… Утешитель, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14: 16-17, 26; 15: 26).

И Он исполнил это обещание, и Дух Святой сошел на апостолов, и с тех пор все 2000 лет пребывал в Православной Церкви и пребывает в ней доныне. Древние пророки, а позднее апостолы могли изрекать слова истины потому, что общались с Богом и Дух Святой вразумлял их. Однако после апостолов это вовсе не прервалось и не исчезло, ибо апостолы как раз и трудились ради того, чтобы приобщить к этой возможности других людей. Поэтому совсем не удивительно, что преемники апостолов - святые отцы - также общались с Богом и были вразумляемы Тем же Самым Святым Духом, что и апостолы. И поэтому, как свидетельствует святой Иоанн Дамаскин, один «отец не противоборствует [другим] отцам, потому что все они были общниками одного Святого Духа».

Итак, Священное Предание - это не только передача определенной информации об истине и примера жизни по истине, но и передача общения с Духом Святым, Который всегда готов напомнить об истине и восполнить все, что человеку недостает.

Священное Предание - это вечная, не стареющая память Церкви. Святой Дух, всегда действующий через верно служащих Богу отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения. Оно имеет не меньшую силу, чем Священное Писание, потому что источник того и другого есть один и тот же Святой Дух. Поэтому, живя и учась в Православной Церкви, в которой преемственно продолжается устная апостольская проповедь, человек может изучать истину христианской веры и стать святым.

В чем выражается Священное Предание видимым образом

Итак, Священное Предание - это полученная от Бога истина, передаваемая из уст в уста от апостолов через святых отцов вплоть до нашего времени, сохраняющаяся живущим в Церкви Духом Святым.

В чем конкретно можно узнать выражение этого Предания? Прежде всего, авторитетнейшими выразителями его для православных христиан являются постановления Вселенских и Поместных Соборов Церкви, а также писания святых отцов, их жития и богослужебные песнопения.

Как точно определить Священное Предание в тех или иных конкретных случаях? Обращаясь к упомянутым источникам и держа при этом в уме принцип, выраженный святым Викентием Лиринским: «То, во что верили все, всегда и всюду в Православной Церкви».

Отношение к Священному Преданию

Святой Ириней Лионский пишет: «В Церковь, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни» .

Православие не имеет нужды искать истину: оно ею обладает, ибо Церковь уже содержит всю полноту истины, преподанную нам Господом Иисусом Христом и Духом Святым через апостолов и учеников их - святых отцов.

Обращаясь к свидетельству, которое они явили словом и жизнью, мы постигаем истину и вступаем на тот путь Христов, по которому святые отцы прошли вслед за апостолами. А путь этот ведет к соединению с Богом, к бессмертию и блаженной жизни, свободной от всех страданий и всякого зла.

Святые отцы были не просто древними интеллектуалами, а носителями духовного опыта, святости, из которой питалось их богословствование. Все святые пребывали в Боге и поэтому имели одну веру, как Дар Божий, как священное сокровище и вместе с тем норму, идеал, путь.

Добровольное, благоговейное и послушное следование святым отцам, просвещенным Духом Святым, избавляет нас от рабства лжи и дает подлинную духовную свободу в истине, по слову Господа: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

К сожалению, не все люди оказываются готовы так поступить. Ведь для этого нужно смириться, то есть преодолеть свою греховную гордыню и самолюбие.

Современная западная культура, основанная на самолюбии, нередко учит человека считать себя мерилом всего, на все смотреть свысока и мерить узкими рамками своего рассудка, своих представлений и вкусов. Но такой подход служит плохую службу тем, кто его воспринимает, ведь с таким подходом невозможно стать лучше, совершеннее, добрее и даже попросту умнее. Невозможно расширить рамки своего рассудка, если не признать, что существует нечто большее, лучшее и совершеннейшее, чем мы сами. Необходимо смирить свое «я» и признать, что для того, чтобы стать лучше, мы должны не все истинное, святое и совершенное оценивать по себе, а, наоборот, себя оценивать в соответствии с ним, и не только оценивать, но и менять.

Так что всякому христианину надлежит подчинить свой ум Церкви, ставить себя не выше и не вровень, а ниже святых отцов, верить им больше, чем самому себе, - такой человек никогда не собьется с пути, ведущему к вечной победе.

Поэтому, когда православный христианин открывает духовную книгу, он молится Господу, чтобы Он благословил это чтение и дал уразуметь то, что полезно, и при самом чтении старается быть расположенным с открытостью и доверием.

Вот что пишет святой Феофан Затворник: «Вера искренняя - отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая противоречие между действиями веры и мудрствования ума. Таковы все со своими мудрованиями вступающие в область веры… Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда» .

Свяще́нное Преда́ние (греч. άγιά παραδώσις, лат. sacra traditio)

Буквально греческое слово παραδοσις означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому.

Соотношение Предания и Писания

Это связано с латинским влиянием на православное богословие, которое началось в период упадка образованности на Христианском Востоке. Это латинское схоластическое влияние в данном случае проявляется в характерной для латинской мысли тенденции кодифицировать Предание в исторических документах, памятниках, иначе говоря, рассматривать Предание почти исключительно как некую сумму информации о Боге , о духовной жизни, в то время как для восточных отцов Предание – это всегда не только знание, не столько информация, сколько именно живой опыт богопознания, опыт объемного видения богооткровенной истины, без которого подлинное знание оказывается невозможным.

И у других отцов Церкви мы можем найти утверждение, что Священное Писание само по себе содержит все потребное для благочестия , т. е. заключает в себе не часть богооткровенной истины, а всю истину в ее полноте.

«...Предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Оно предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины», - утверждает протопр. Иоанн Мейендорф . По существу ту же самую мысль двумя тысячами лет ранее высказал апостол Павел : «...подражайте мне, как я Христу » (1 Кор. 4, 16).

"Под Священным Преданием понимается то непрерывное действие Духа Пятидесятницы в Церкви, которое передается из поколения в поколение через носителей этого Духа и выражает себя в вероучительных истинах, нравственных нормах, принципах духовной жизни, канонических и литургических установлениях, дисциплинарных требованиях, обрядах и т.д. в качестве необходимых средств спасения и духовного совершенствования человека" .

Совершенно не верно предполагать, что сформулированными догматическими положениями исчерпывается весь объем вероучения , жизненно содержимого Церковью. Следует различать вероучение, изначально полученное Церковью, и вероучение, формально определенное ею в силу исторической необходимости. Догматически сформулированное вероучение есть лишь "конспект" целостной и неделимой христианской истины, хранимой в церковном опыте… Если истина может быть только пережита, но не доказана, то определить, какое богословское суждение соответствует христианскому вероучению, а какое его искажает, при формальном подходе весьма затруднительно.

Об опасности формального понимания Предания говорит В.Н. Лосский в споре о Софии с о.Сергием Булгаковым : «Вот что понимает о. C.Булгаков под преданием Церкви: не таинственный ток ведения тайны, неиссякающий в Церкви и сообщаемый Духом Святым Ее членам, а просто «памятники церковной культуры», если можно так выразиться, мертвый сам по себе материал, т. е. не Предание, а то, что в той или иной мере создавалось Преданием, не самую реку, а те пески, хотя бы и золотые, которые она отлагает в своем течении. Если так понимать предание Церкви и все же считать при этом, что именно предание есть важнейшее догматическое основание Православия , то во что же превратится Православие? – в объект археологического исследования. Достоверность или недостоверность так понимаемого «предания» будет устанавливаться научной критикой, чтобы затем на этой почве православные богословы могли строить те или иные теологумены . Такое понимание Предания свойственно далеко не одному о. С. Булгакову. Оно глубоко укрепилось у нас, под влиянием католических и протестантских учебников, став отчасти уделом и нашего "школьного богословия"».

То есть Предание есть единственный модус восприятия Богооткровенной Истины, единственный модус выраженную в догмате или иконе истину узнавать, а также и единственный модус вновь ее выражать.

Таким образом, Священное Предание включает в себя как бы три уровня:

  • низший, первый уровень – это, собственно, передача знания и исторических памятников, которые связаны с этим знанием;
  • во-вторых, это передача опыта духовной жизни;
  • в-третьих, это передача благодатного освящения, жизнь Святого Духа в Церкви.

Предание и "отеческие предания"

Нельзя оставаться в Предании благодаря некоей исторической статичности, сохраняя, как "отеческое предание" все то, что в силу привычки льстит "богомольной чувствительности". Наоборот, подменяя такого рода "преданиями" Предание живущего в Церкви Духа Святого , именно больше всего человек и рискует оказаться, в конечном счете, вне Тела Христова.

Если Церковь, установив канон Священного Писания , хранит его в Священном Предании, то эта сохранность не статичная и не косная, а динамичная и сознательная... Иначе Церковь хранила бы одни лишь мертвые тексты, свидетельство умерших и завершенных времен, а не живое и живоносное слово, которым Церковь обладает независимо от существующих, не согласных друг с другом старых рукописей или же новых "критических изданий" Библии .

Кроме того, Предание действует критически, обнаруживая прежде всего свой негативный и исключающий аспект: оно отбрасывает "негодные и бабьи басни" (1 Тим. 4, 7), благочестиво принимаемые всеми теми, чей традиционализм состоит в принятии с неограниченным доверием всего того, что втирается в жизнь Церкви и остается в ней в силу привычки.

6) Древние литургии , из которых многие происходят от апостолов. Русское издание их - в "Христ. чтении" и отдельно, с учеными исследованиями о них (СПб., 1874 и след.).

7) Акты мучеников , особенно древнейших (св. Игнатия, св. Поликарпа и др.), составленные непосредственными свидетелями их страданий, во время которых мученики нередко подробно излагали догматы христианского учения. Древнейшие редакции их изданы на Западе Рюинардом и др.

8) Творения св. отцов и учителей церкви, из которых иные толковали древние символы или подробно излагали церковное учение (Григория Нисского - "Слово огласительное", Кирилла Иерусалимского - "Огласительные и тайноводственные поучения", Дамаскина - "Богословие" и др.); особенно много сделали св. отцы для выяснения христианского учения в своих "беседах" и "словах", произнесенных в храмах, и в отдельных "книгах", содержащих объяснение Св. Писания Ветхого и Нового Заветов.

9) Древняя практика церкви, также отчасти воспроизведенная в письменности; она касается священных времен (посты, праздники и т. п.), священных мест, священнодействий, обрядов и т. п.

Проблема "догматического развития"

Динамизм Священного Предания не допускает никакого окостенения ни в привычных проявлениях благочестия, ни в догматических выражениях, которые обычно повторяются, механически как магические, застрахованные авторитетом Церкви рецепты Истины. Хранить "догматическое предание" – не значит быть привязанным к формулам доктрины

"Обновлять" – не значит заменять старые выражения новыми, более понятными и богословски лучше разработанными. Будь это так, необходимо было бы признать, что ученое христианство профессоров богословия представляет собой значительный прогресс в сравнении с "примитивной" верой учеников апостольских.

Поэтому можно говорить о догматическом развитии только в смысле чрезвычайно точном: формулируя новый догмат , Церковь отправляется от догматов, уже существующих. Церковь расширяет правила веры, опираясь в новых своих определениях на догматы, всеми принятые.

Кроме того, следует заметить, что догматы, принадлежа Преданию, отнюдь не становятся его "частями", они есть лишь некое внешнее средство, дающее возможность участвовать в Предании Церкви, некий свидетель Предания, его внешняя грань.

И если канон Священного Писания образует законченный корпус, исключающий всякую возможность какого бы то ни было последующего роста, то "догматическое предание", сохраняя свою неизменность "правил веры", из которого ничто не может быть изъято, может расширяться и по мере необходимости включать новые, сформулированные Церковью выражения Богооткровенной Истины.

Использованные материалы

  • Свт.Василий Великий. О Предании Церковном.
  • Свмч. Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь.
  • Лосский В.Н. Предание и предания.

Цит. по: Флоровский Георгия, прот. "Пути русского богословия". Париж, 1939, с. 178.

Из лекций проф.А.И. Осипова.

Св. Ириней Лионский. Сочинения. Против ересей. III, 4, 2.

Творения. На Мф. беседа I. 1 . Изд. СПб. Духовной Академии. Т. 7, стр. 5-6.

Русское издание - Казань, 1859-77