Классный час

Тема: «Добру откроются сердца »

Цели: формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; продолжить знакомить с понятием благотворительности, показать её роль в истории и современном обществе; пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Возраст обучающихся: 2 класс, 8 лет

Степень вовлеченности в благотворительность: слышали о благотворительности и участвовали

Оборудование кабинета: экран, компьютер, электронная презентация, рисунок светлого и чёрного сердечек, листы бумаги А-4 по числу учащихся, простые карандаши, ручки, ножницы, карточки с заданиями для работы в группе.

Сценарий классного часа

1. Организационный момент .

Ребята, скажите, что может быть мягче подушки? (ответы учащихся)

Это наши руки, ладони.

2. Мотивация

Ладонь, длань, долонь - так в старину называли внутреннюю сторону руки. Многие пословицы и поговорки связаны с ладонью.

«Ладонь легка - дружба крепка». Как вы это понимаете? (ответы учащихся)

Так что же умеют наши руки? (ответы учащихся)

Наши руки - часть живой природы, а значит, наши руки умеют сажать цветы, кормить животных.

Слайд 2

Русский писатель Лев Кассиль говорил: «Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу, чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека».

3. Постановка целей

О чём пойдёт речь, вы сейчас узнаем с помощью подсказки.

2 ученицы читают стихотворение

Добро - это ты! Добро - это я!

Добро - это целая наша Земля!

Добро - это праздник в семье,

Добро - это песня ручья по весне,

Добро - это радости море и смеха,

Добро - это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом - Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро - это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о том, какое добро могут творить наши руки.

4. Основная часть

Послушайте отрывок стихотворения русского поэта Якова Полонского «Нищий».

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Ребята, что вы можете сказать об этом человеке?

Какое человеческое качество присуще этому старику?

(доброта, отзывчивость, милосердие, бескорыстие, благотворительность).

(Слова вывешиваются на светлом сердечке)

Слайд 3

А сейчас послушайте еще один отрывок из стихотворения великого русского поэта Михаила Лермонтова с таким же названием «Нищий».

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

Какое чувство вызывает это стихотворение?

(Безразличие, жестокость, злоба, коварство, жадность, черствость души)

Слова вывешиваются в черном сердечке.

Такие люди, к сожалению, есть, но наша задача быть другими. А как быть с этими пороками, если они есть? (Ответы детей)

Да, их нужно уничтожать, бороться с ними.

Ребята, давайте эти слова порвем и выбросим. Им не место в нашей жизни.

Народная мудрость гласит: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»

В нашей Донецкой Народной Республике возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность».

Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)

Слайд 4

Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.

А кто может быть благотворителем? (Ответы детей)

Многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, людям с ограниченными возможностями, людям преклонного возраста. Для Давайте вспомним, что сделано в нашей Республике: Слайд 5

установлены пандусы около магазинов, аптек, разных организаций.

для инвалидов, воспитанников детских домов организуются различные поездки, праздники, встречи и т.д.

для помощи больным людям организуется сбор денег. Жертвуют деньги и пожилые, и молодые, кто сколько может. И многим людям уже была оказана медицинская помощь.

А когда люди начали заниматься благотворительностью? (Ответы детей)

5. Рассказ о роли благотворительности в истории и современном обществе

Благотворительная деятельность имеет давнюю историю:

Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей - сирот. Слайд 6

Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся. Слайд 7

Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов. Слайд 8

Императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность. Слайд 9

В 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель».

Может вы знаете конкретных людей, которые сейчас занимаются благотворительностью? (Ответы детей)

Сейчас очень много организаций, отдельных людей, которые делают благие дела, чтобы помочь жителям Донбасса в такое для нас страшное время, например: Слайд 10

Общественная организация "Фонд Единый Донбасс" выплатил летом 2017 года 40 000 руб. семье из нашего города, которая оказалась в тяжелой жизненной ситуации, — сразу два ребенка больны тяжелой формой детского церебрального паралича. Помощь предназначена для послеоперационной реабилитации ребят.

Фонд «Справедливая помощь Доктора Лизы». За два года этот фонд спас жизни более 500 малышей, которые страдали разными тяжёлыми болезнями.

И таких фондов очень много. Огромную поддержку нам оказывает Российская Федерация.

Взрослые работают, могут помочь денежными средствами. Но вы не зарабатываете, как же вы можете помочь окружающим? (рассуждения учащихся)

(Например, детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)

И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность - это постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению. В каждом из вас есть маленькая частичка доброты как маленькое солнышко. Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

6. Работа в группах с произведениями, в которых прослеживаются благие намерения .

1 группа: сказка «Гуси-Лебеди» Какие добрые поступки совершила девочка, героиня сказки? (ответы учащихся).

2 группа: сказка «Курочка Ряба» Какое доброе дело сделала Курочка? (ответ: курочка снесла золотое яичко, чтобы не плакали дед и бабушка)

3 группа: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» чему учит? (забота и уважение к старым людям).

7. Практическая работа.

Возьмите листок бумаги, положите на нее свою ладонь и обведите карандашом. Напишите, какие добрые дела вы сделали, а если еще не сделали, то о каких добрых делах вы мечтаете. Заслушать ответы нескольких учащихся. Затем все ладошки прикрепляются на доску вокруг светлого сердечка.

Учащиеся образуют круг, подняв руки вверх.

На ваших руках всегда будет солнце, всегда будет царить добро и любовь к окружающему миру - ведь нам сейчас так этого не хватает! Отпустите руки, возьмитесь за руки и подарите друг другу тепло ваших рук и улыбку.

8. Заключительная часть .

Наш урок хотелось бы закончить словами из стихотворения С. Я. Маршака

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

9. Подведение итогов .

Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, о чем он заставил вас задуматься?

Ребята, говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Пусть вашим девизом будет: «Наши руки творят добро». Слайд 11

И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

(Исполнение песни детьми) Слайд 12

2018 год объявлен в Российской Федерации Годом добровольца (волонтера), он станет годом «всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России».

Тематическое занятие (классный час) «Благотворительность, добровольчество, волонтёрство» знакомит обучающихся с историей возникновения волонтёрства в России, с такими понятиями, как добровольчество и благотворительность, с деятельностью Российского общества Красного Креста (РОКК).

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цели: формирование активной гражданской позиции, готовности к общественно полезной деятельности на основе добровольчества, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участие в деятельности общественных объединений.

Задачи:

  • воспитывать интерес обучающихся к социально значимой общественной деятельности, неравнодушное отношение к нуждающимся в помощи;
  • систематизировать знания обучающихся о добровольцах (волонтёрах);
  • мотивировать обучающихся к добровольческой деятельности.

Задание 1.

В рабочем листе ответьте на вопросы кроссворда.

В соответствии с полученными ответами сформулируйте тему классного часа.

Тема классного часа «Благотворительность, добровольчество, волонтёрство» .

Задание 2.

Проанализируйте определения слов: «добровольчество», «благотворительность», «волонтёрство» и ответьте на вопросы.

В чем сходство данных видов деятельности? В чём их специфика?

Задание 3.

Объясните смысл высказывания Василия Осиповича Ключевского, академика Императорской Академии наук по истории и древностям Русским.

Задание 4.

Прочитайте текст. Объясните значения слов:

«дом призрения»,

«богадельня»,

«странноприимные дома».

Задание 5.

Ознакомьтесь с текстом. Выполните задание, ответьте на вопрос.

Что изменилось в благотворительной деятельности по сравнению с предыдущим периодом (смотрите задание 4).

Аргументируйте свой ответ.

Задание 6.

6.1. Вставьте в текст пропущенные слова, используя предложенные.

Слова: медики, милосердие, Александр II, Женевская, пожертвования, русско-японская.

6.2. Как вы считаете, почему в конце XIX – начале XX веков большое распространение получили санитарные поезда? Сопоставьте количество санитарных поездов в двух войнах, упомянутых в тексте.

6.3. Можем ли мы охарактеризовать деятельность Российского общества Красного Креста как волонтёрскую?

Задание 7.

Прочитайте текст. Выполните задание, ответьте на вопросы.

7.1. Выберите из представленных на слайде слов те, которые соответствуют вашему пониманию волонтёрства. Поясните свой выбор.

7.2 Почему люди становятся волонёерами? Какой смысл сегодня вкладывается в понятие «волонтёрство»? Какие новые формы волонтёрской деятельности возникли в наши дни?

Урок добра.

Возраст детей: 7-8 лет.

Классный час «Благотворительность… Что это такое?»

Цель занятия: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, благотворительности;

Задачи занятия:

учить детей нравственным понятиям: доброта, благотворительность,

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

Развивать творческие возможности детей.

Формы организации деятельности детей: беседа, занятие-фантазия (сказка), изготовление поделки(цветок из белой бумаги)

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Материалы для детей: бумага белого цвета, ножницы, клей, карандаш

Ход занятия:

Организационный момент

Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.

Садитесь, пожалуйста, ребята, на свои места.

Беседа.

1). - Скажите, ребята, хотели бы Вы найти такой чудесный сундук?

Конечно, все Вы любите чудеса. В нашем волшебном сундуке есть сюрприз – это сказка. Она необычна тем, что волшебник её не закончил. Мы поможем ему, но для этого внимательно послушаем…
«В одном небольшом городе жили-были по соседству мальчик и девочка. Ребятам недавно исполнилось по 8 лет, они имели самую обыкновенную наружность: невысокие, худенькие, кареглазые. Девочка любила качаться на качелях и мечтать, а мальчику нравилось придумывать необыкновенные истории, в которых он становился рыцарем или спасателем. Они часто играли вместе во дворе. Но однажды мальчик нашёл во дворе волшебную шляпу. С виду это была самая обыкновенная шляпа. Но на самом деле, все, кто её надевали, постепенно становились невидимками… И девочка стала замечать, что с каждым днём она всё меньше и меньше видит своего друга.»


Звучит грустная лирическая музыка.

Как Вы думаете, ребята, чем закончится эта сказка?

Я согласна с Вами, что добро должно победить зло. Но как? Давайте вместе придумаем продолжение этой истории.

(Дети взволнованы, говорят, что девочка идёт спасать друга. Ответов очень много. Задача учителя – выстроить связный рассказ с помощью наводящих вопросов, не дать «уйти» в сторону. Подвести ребят к мысли, что спасти мальчика можно всем миром. Обязательно придумать счастливый конец истории.)

2). Связь с реальностью.

Скажите, а в обычной жизни люди болеют? Часто? А что нужно делать, если болеешь?

Иногда бывает очень сложно вылечить болезнь. Как и в нашей истории, помогать нужно всеми. Благотворительность – это «творение блага», хорошего, чтобы помочь другим, часто незнакомым людям. Если много-много капелек росы собрать вместе, то получится море. А когда много-много людей сложат по капельке доброты, то получится океан любви. Она обязательно спасёт кого-то в этом мире.

Каждый из нас может сотворить маленькое чудо. Сегодня на занятии мы будем делать цветы из белой бумаги. Очень скоро наша школа примет участие в акции «Белый цветок». Ваши цветочки обменяют на средства для больных детей. Кому-то из них это обязательно поможет выздороветь!

3). Изготовление белого цветка из бумаги.

    2 листа формата А4 сворачиваем в 4 раза, чтобы в итоге у нас получилось 8 заготовок. На верхнем листе прорисуем контуры будущего цветка.

    Вырезаем заготовки вместе. От первого цветка нужно отрезать один лепесток, от второго – два, от третьего – три и т. д.

    Края всех лепестков должны быть склеены между собой.

    Как только клей подсохнет, можно собирать цветок: в серединку – один лепесток, затем два, три, и так до последней заготовки.
    Каждую деталь тщательно промазывайте клеем, немного прижмите к основанию. Осталось приклеить цветок на стебель и приклеить листики.

4). Выставка работ учащихся.

5). Подведение итогов:

Скажите, как можно назвать человека, который не остался равнодушным к чужому горю?

Что такое благотворительность?

К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.

Спасибо Вам за внимание.

Благодаря деятельности учащихся нашего класса, школа приняла самое активное участие в акции «Белый цветок». Я до сих пор не понимаю, как нам удалось собрать 8 тысяч рублей за 1 день. Для кого-то такие деньги - мелочь, но у нас это первый опыт подобной деятельности. Мои ребята, не смотря на столь юный возраст, все хотели быть волонтёрами, раздавать цветы на улице. В нашей школе всего 650 учащихся. Все удивлялись такому интересу и участию, ведь ещё в прошлом году в нашей школе эта акция не проводилась. Раньше цветы делали и отвозили в церковь в нашем микрорайоне. Надеюсь, что мы продолжим это благое дело.

Классный час

Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Во все времена школа решает социальные задачи воспитания. Работа каждого педагога, на мой взгляд, должна опираться на разумное и нравственное развитие в каждом ребёнке определённых ценностей собственной жизнедеятельности. Школа помогает обрести чувство ответственности за сохранение моральных принципов общества, в котором живут наши дети.

Классные часы как одна из форм учебно-воспитательной деятельности классного руководителя и подготовка к ним помогают развивать кругозор учащихся, повышают их интерес к окружающему миру, развивают разговорные навыки и индивидуальную креативность учащихся, заставляют их не только изучать проблему, но и анализировать сложившуюся ситуацию.

Привлекая детей во внеклассную работу, каждый учитель реализует три основные цели:

практическую - предложенный материал должен быть доступен для

понимания и исполнителей и слушателей;

образовательную - необходимо предлагать информацию познавательного

характера, расширять кругозор учащихся и их

представление о проблеме

воспитательную - учитель создаёт условия для проявления

индивидуальных чувств и способностей ребят

Цель данного внеклассного мероприятия (Урок благотворительности) – воспитание у ребенка гуманных чувств, развитие способности к сопереживанию и к сочувствию вообще и в частности .

Конечно, речь идет о развитии общей эмоциональ­ности школьников. Ведь эмоциональный человек более активно воспринимает происходящее вокруг, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережнее относиться к людям, животным и природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Детям свойственна бурная эмоциональная реакция на услышанное или увиденное. Именно их потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы и реализованы нами, учителями, для воспитания у ребят чуткости, внимания и сострадания.

Целесообразно проводить такого рода мероприятия для классов одной параллели. Обычно подготовительная работа требует высокой организованности не только детей, но и самого преподавателя. С учётом загруженности учащихся, подготовку классного часа необходимо проводить за 1 – 2 недели до его проведения. Прежде всего, советую составить организационный план с указанием сроков проведения предварительных собеседований с классным активом, которые помогают классному руководителю собрать необходимую информацию по предполагаемой теме разговора на классном часе.

Сначала это монопроект , т.е. ученик получает индивидуальное задание поискового характера. Классный руководитель определяет сроки отчётности о выполнении задания. Результат монопроекта – это собранный материал по определённой теме. В данном случае я поручила ребятам собрать информацию по следующим направлениям:

1. Факты из истории появления и развития меценатства в России.

2. Современные примеры благотворительности среди «звёзд».

3. Фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная

возможность нашего класса включиться в их программу или

одновременную акцию.

4. Помощь школе и микрорайону

Надеюсь, что предложенная разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим пособием молодым специалистам.

Желаю творческих идей и успехов в этом направлении своей работы.

Подготовка к классному часу

1. Сообщение ребятам о тематике классного часа.

2. Утвердить актив класса (количество детей) по подготовке мероприятия.

3. Распределить обязанности творческой группы актива.

Собрать материал по тематике классного часа для создания презентации;

а) факты из истории появления и развития меценатства в России.

б) современные примеры благотворительности среди «звёзд».

в) фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная возможность

нашего класса включиться в их программу или одновременную акцию.

г) помощь школе и микрорайону

Назначить учащихся, отвечающих за техническое обеспечение

мероприятия, т.е. установка мультимедийного проектора, экрана,

демонстрация презентации, фотографирование выступающих для отчёта

о проведенном мероприятии на сайт школы;

Написать объявление в «Классный уголок» о времени и месте проведения

«Урока благотворительности»

4. Определить дату предварительного собеседования по результатам

проделанной работы. Просмотреть материал.

5. Создать презентацию для визуального сопровождения подачи информации

6. Поручить родительскому совету закупить постеры, демонстрирующие

тематику классного часа «Урок благотворительности» и пригласить

представителя Благотворительного фонда «Кто, если не Я?».

Ход мероприятия

(по три ведущих стоят с обеих сторон экрана)

Учитель:

Ныне в обществе все чаще и чаще говорят о том, что доброта, сопереживание и сочувствие уходят в прошлое. Маленький ребенок оказывается не защищенным от агрессивного влияния и общества, и телевидения, и кино… Это не отменяет задачу вырастить человека - это осложняет ее. Мы полагаем, что нужно постараться «очеловечить» мир, окружающий ребенка, научить его чувствовать состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. И начинать формировать такие нравственно ценные качества необходимо с «младых ногтей», т.е. с раннего возраста. Сейчас. (слайд №1)

Ученик 1.

Очень здорово, что большинство из нас, задумывается над тем, кого бы порадовать, выходит за пределы ближнего круга и обращает свое внимание и на тех, кому по-настоящему его недостает. Список «очень нуждающихся людей в нашей помощи» известен каждому, вот только жаль, что чаще всего , наши благие порывы не всегда реализуются.

Ученик 2.

Кому же и почему предпочитают помогать?

Больным детям, например. Потому что, когда болеет ребенок, у нас возникает ощущение высшей несправедливости. У детей, по всем жизненным законам, впереди должно быть гораздо больше, чем позади, и их беда усугубляется и их невинностью. Когда удается спасти тяжело больного ребенка, это не просто помощь ему, конкретному, это победа над смертью вообще. Именно поэтому на лечение детей собираются, часто «всем миром», такие фантастические и, на первый взгляд, абсолютно неподъемные суммы.

Ученик 3.

(слайд №2)

Что же делать?

Помогать, начиная с ближнего круга. Не надо обязательно искать тех, кому помощь нужнее всего. Универсальных критериев их выявления не существует. Иногда для того, чтобы спасти жизнь человека, ему нужно сделать сложнейшую операцию, а иногда с ним надо просто поговорить . Надо просто реагировать на окружающую действительность. Все ли мы знакомы со своими соседями по подъезду? Может быть, рядом с вами живет одинокая больная старушка, которой некому принести молока.

Ученик 4. (слайд №3)

Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Прикасаясь к проблемам, в которых и так много сложного и часто даже трагичного, не надо усугублять ситуацию своим к ней отношением, надо стараться нести свет, как это делали многие меценаты России, имена которых история будет помнить во все времена.

Ученик 5. (слайд №4)

Действительный тайный советник, сын известного мецената – генерала от инфантерии, сенатора, обер-камергера П.Б. Шереметева – Николай Петрович Шереметев стал основателем Странноприимного дома (богадельни) в Москве. Ныне здесь находится Московский институт скорой помощи им. Н.В Склифосовского. Сын Николая Петровича - Дмитрий Николаевич - продолжил дело отца, будучи попечителем Странноприимного дома, он прославился на поприще меценатства и благотворительности.
Деловой мир Москвы теснейшим образом был связан с понятием «меценатство», «золотой век» которого пришелся на вторую половину XIX-XX веков, когда на историческую сцену вышли предприниматели, покровительствовавшие деятелям культуры и ученым. Они жертвовали большие деньги на нужды образования, искусства, для больниц и приютов.

Ученик 6. (слайд №5)

Винный откупщик и железнодорожный подрядчик В.А. Кокорев, которого Н.Г. Чернышевский назвал «наш Монте-Кристо», основал первую в Москве Публичную картинную галерею, в которую вошло 600 собранных им живописных произведений. Он устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариинский приют для молодых художников – первый своеобразный дом творчества студентов Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, зодчества и ваяния, финансировал издания журналов «Русская беседа» и «День».

Ученик 1. (слайд №6)

Третьяковская галерея носит имя своего основателя – московского купца Павла Михайловича Третьякова. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие картины русских художников, работы старых русских мастеров, иконы, поддерживал передвижников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая в 1881 году стала свободна для посещения. В 1892 году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Павел Михайлович отказался от дворянства, которое ему хотел пожаловать царь после такого бесценного дара. Он гордился тем, что он – купец, и принял только звание «Почетный гражданин Москвы». Он бескорыстно помогал нуждающимся художникам, им были установлены стипендии в коммерческих училищах. Коллекция его младшего брата – Сергея Михайловича Третьякова – предпринимателя, общественного деятеля, собирателя западноевропейской живописи, также была завещана Москве, и после его смерти более тридцати лет была выставлена в двух залах Третьяковской галереи. С 1925 года она находится в Музее изящных искусств.

Ученик 2. (слайд №7)

Среди меценатов рода Морозовых хотелось бы отметить Варвару Алексеевну Морозову. Болезнь ее мужа продолжалась пять лет, и умная и волевая женщина, мать пятерых детей, твердо взяла управление предприятием в свои руки. Она была также щедрой меценаткой. Осенью 1883 года Варвара Алексеевна обратилась к городскому голове с заявлением, в котором выразила желание внести первоначальный взнос – 10 тыс. руб. – на организацию в Москве читальни памяти Ивана Сергеевича Тургенева. Тургеневская библиотека была торжественно открыта в 1885 году на Сретенском бульваре. Морозова стала одной из первых, кто поддерживал женские курсы, научные лаборатории, просветительские курсы для рабочих. Она построила в Москве ремесленное училище, начальную школу, была членом «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Часть огромного состояния, доставшегося ей после смерти мужа, она передала на строительство больниц: психиатрической клиники, которой присвоила имя умершего супруга и Ракового института на Девичьем поле, переименованного потом в Онкологический институт имени П.А. Герцена.


Ученик 3. (слайды №8 и №9)

Что же такое «русское меценатство»? В России благотворительность, связанная воедино с милосердием и личным духовным возрастанием, подразумевала следование Евангелию и соблюдение главной заповеди Христа: "Да любите друг друга". Русский благотворитель в стремлении творить благо выступал как человеколюбец, а в умении видеть в каждом подопечном образ Божий, становился "христолюбцем". Значение его милостыни зависело не от количества средств, а от внутреннего чувства, с которым она приносилась, потому, как две лепты бедной вдовицы оказались во много раз ценнее даров богатых людей. Русская благотворительность основывалась на бескорыстии – "Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое, не требуй назад". Русская благотворительность основывалась и на бесславии – "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне"

Ученик 4.

Русское меценатство – это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов , связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России. В программу развития русских меценатов всегда входила забота не только о теле и сознании русских людей. Особой заботой русских меценатов была Душа русского человека. И поэтому русскими меценатами, прежде всего, строилось много церквей.

Ученик 5. (слайд №10)

А что мы знаем о современной благотворительности? Существует много благотворительных фондов, которые организовывают и оказывают помощь нуждающимся людям. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» сравнительно молодой. Он создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в сиротских учреждениях.

Ученик 6. (слайд №11)

Каждый из нас тоже может помочь нуждающимся детям, приобретая сувениры или значки этого благотворительного фонда. Мы тоже можем подарить детям праздник! Все средства, полученные от их продажи, направляются Благотворительным фондом «Кто, если не Я?» на реализацию программы .

(Представитель фонда в конце классного часа занимается продажей значков.)

Ученик 1. (слайды №12 и №13)

А знаешь ли ты, что Чулан Хаматова и Дина Корзун активно занимаются благотворительностью. С 2005 года они вместе проводят акцию «Подари мне жизнь». В рамках этого проекта актрисы собирают средства для детей, больных раком крови, привлекают к сотрудничеству политиков, актеров, представителей бизнеса.12 июня популярная актриса Ч. Хаматова привезла детям, лечащимся в областной клинике игрушки, а потом отправилась на одну из площадок, где отмечался День Города. Со сцены она попросила публику поддержать благотворительную акцию по сбору денег на дорогостоящие препараты и реабилитацию для маленьких онкологических больных. За полчаса жители Тамбова опустили в «жертвенные ящики» больше 17 тысяч рублей.

Ученик 2. (слайд №14)

А знаешь ли ты, что в нашей школе есть много ребят из социально-незащищённых семей, что в нашем микрорайоне есть многодетные семьи? А в детском саду рядом со школой все дети любят играть разными игрушками? А знаешь ли ты, что школьная библиотека всегда рада семейным подаркам – книгам, которые вы уже прочитали и что в каждом кабинете английского языка принимают учебники, по которым вы закончили обучение?

Ученик 3. (слайд №15)

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим? Задумайтесь об этом. А придя домой, поговорите об этом со своими друзьями, братьями и сётрами, родителями, бабушками и дедушками.

Ученик 4. (слайд №16)

Одна песня может озарить мгновенье,
Один цветок может разбудить мечту,
Одно дерево может подарить нам лес,
Одна птица может начать весну.

Ученик 5.

Одна улыбка начинает дружбу,
Один хлопок веселит нашу душу.
Одна звезда ведет корабль в море,
Одно лишь слово может покорить другого.

Ученик 6.

Один луч света озаряет дом,
Одна свеча прогоняет сумрак.
Один лишь смех побеждает грусть,
Один лишь шаг начинает путь.

Ученик 1.

Одна надежда поднимает дух,
Одно прикосновение может выразить заботу.
Один голос может сиять мудрость,
Одно сердце может знать природу,
Одна жизнь может все изменить,

Все вместе

Ты свободен и вправе выбирать, как жить!”

Звучит песенка мамонтёнка «Пусть мама услышит, пусть мама придет,
»

муз. В.Шаинский
сл. Д. Непомнящий

По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле.
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,-
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.

Скорей до земли я добраться хочу,
"Я здесь, я приехал!",- я ей закричу.
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.


На, на, на, на, на, на, на, на, нааа...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети

Использованная литература и статьи

для обсуждения форм благотворительности и беседы с классом о возможностях каждого помочь нуждающимся.

    Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.- 255 с.

    Журнал «Моя Москва»

    Татьяна Тульчинска «Все вместе»

    Ключевский В.О. Добрые люди. М.: Издание Ступина, 1915.С.5.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

    Коллекции и коллекционеры. Я познаю мир. М.: Астрель, С.212.

Домашний адрес : 127 204 г. Москва, Челобитьевское ш. 14, к.1, кв.53

Домашний телефон: 8 499 761 00 81

Мобильный телефон: 8 903 576 03 54

Адрес электронной почты:

Тип и версия операционной системы: Windows

Полное название работы:

Классный час. Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Реферат:

Материалы созданы на основе статей из журналов и Интернета. Разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим мини-пособием молодым специалистам.

Ключевые слова:

Внеклассное мероприятие. Воспитание нравственности. Уроки благотворительности.


Методическая разработка

классного часа

« Деньги в России: благотворительность и коррупция»

г. Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

Благотворители - бескорыстные и великодушные людьми, неравнодушными к чужим страданиям. Во всём мире благотворительные фонды поддерживают тяжело больных и неимущих, на деньги благотворителей строятся больницы, учебные заведения и исследовательские центры. Благодаря самоотверженному труду благотворителей этот мир становится лучше и добрее. Благотворителями и меценатами всегда гордилась Россия. По счастью, и сейчас есть в нашей стране люди, готовые жертвовать свои деньги на благие дела, на помощь нуждающимся. Однако в современной России ни одно доброе дело не обходится без этого самого «НО». И это «НО» - коррупция, о которой мы часто слышим из средств телевидения и СМИ. И поскольку и то и другое понятие связано с деньгами, следует разобраться в каждом.

В связи с этим актуальность темы классного часа «Деньги в России: благотворительность и коррупция» является очевидной и не вызывает сомнений.

Цель классного часа

Задачи мероприятия:

Образовательные задачи:

–получение знаний о деньгах и их свойствах;

– получение знаний о понятии коррупция и ее истоках;

Получение знаний о понятии благотворительность;

– рассмотрение деятельности десяти крупнейших благотворительных фондов России.

Дидактические задачи:

–создание духовной, творческой атмосферы, способствующей развитию творческого потенциала обучающихся, а также памяти и речемыслительной деятельности;

– расширение кругозора обучающихся.

Воспитательные задачи:

–воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;

–воспитание взаимовыручки, ответственности за себя и членов команды;

–воспитание чувства толерантности, умения уважать мнение других.

Для достижения целей в ходе классного часа используются интерактивный, словесный метод и метод проблемной ситуации. Классный час проводится в форме групповой и индивидуальной работы.

Место проведения: учебный класс.

Участники мероприятия: обучающиеся группы №3 специальность «Парикмахерское искусство».

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Программное обеспечение: программы «MicrosoftOfficePowerPoint», «MicrosoftOfficeWord».

Целесообразность использования медиапродукта:

Наглядность;

Оперативность;

Повышение мотивации к процессу обучения.

Использованная литература :

1. История становления благотворительности. Научная бибилиотека. – Режим доступа: www.f-mx.ru 2. Дети в Интернете: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detionline.com/mts/exhibition. 3. Десять крупнейших благотворительных фондов в России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ria.ru

План классного часа:

1. Организационный этап.

2. Вводное слово преподавателя. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

3. Основная часть. Изучение нового материала.

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

5. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Подведение итогов классного часа.

7.Рефлексия.

Ход классного часа:

1. Организационный этап.

На данном этапе преподаватель настраивает обучающихся на совместную работу. Педагог знакомит ребят с правилами работы в группах.

Обучающиеся получают раздаточный материал.

2. Вводное слово педагога. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

Добрый день! В рамках сегодняшнего классного часа вы будете работать индивидуально и в группах.

Тема классного часа: «Деньги в России: благотворительность и коррупция». Прошу вас озвучит цель классного часа.

Итак, цель сегодняшнего внеклассного мероприятия – формирование и уточнение знаний о понятиях благотворительность и коррупция, истоки развития и современные направления.

Ребята, перед тем как говорить о таких понятиях, как благотворительность и коррупция – ответьте на вопрос, какое определение связывает два этих понятия?

Ребята, постарайтесь дать определение термину деньги.

Обучающиеся дают свое определение термину, затем педагог высвечивает слайд с верным определением и просит одного из обучающихся прочитать его.

Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

Для чего необходимы деньги и какие функции денег вы знаете?

Деньги выполняют следующие пять функций.

1. Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство.

2. Функция денег как средства обращения.

При прямом товарообмене (товар на товар) купля и продажа совпадали во времени и разрыва между ними не было. Товарное обращение включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и пространстве. Роль посредника, позволяющего преодолеть разрыв во времени и пространстве и обеспечить непрерывность процесса производства, выполняют деньги.

3. Функция денег как средство накопления и сбережения. Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Так, у людей возникает стремление к их сбережению.

4. Функция денег как средства платежа. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, не связанную со встречным движением товаров схему движения (Т-ДО-Т): товар – срочное долговое обязательство – деньги.

5. Функция мировых денег. В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платежного баланса и кредитные деньги отдельных государств, разменные на золото: в основном доллар США и английский фунт стерлингов.

С деньгами и их функциями мы разобрались. Теперь обратимся к изучению понятий благотворительность и коррупция.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 г. - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим. Князь Владимир, вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами».

На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся. Таким образом, развитие и укрепление получила церковно-монастырская система благотворительности. И в тоже время из традиций княжеского нищелюбия, как формы княжьего права, постепенно формируется государственная система защиты нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 г. Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

1682 г., в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже десять.

Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 г. митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

Частная благотворительность особенно широко развивается во второй половине XIX в. К 1890-м годам 75% средств, израсходованных на благотворительные цели, приходилось на частные пожертвования. Первоначально основными жертвователями и меценатами были представители аристократических родов. Так, князь Д.М. Голицын финансировал строительство в Москве больницы, граф Н.П. Шереметев на свои средства построил Странноприимный дом. К концу XIX в. социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Благотворительность стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 г. была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 г. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались.

Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался.

Анализируя историю развития благотворительности, можно сделать вывод о том, что как общественное явление она прошла довольно непростой и длинный путь становления в обществе. Мы проследили, как происходили изменения форм благотворительной деятельности от стихийной индивидуальной до организованной общественной. Конечно же, такой богатый исторический опыт влияет на развитие благотворительности в современном обществе.

Ребята, давайте попытаемся сформулировать определение понятия благотворительность?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Благотворительность - оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Скажите ребята, участвовали ли вы в каких-либо благотворительных акциях или проектах?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Достаточно часто в газетах и журналах, по радио и телевидению мы слышим о благотворительных фондах и проектах. Какие крупнейшие благотворительные фонды вам известны и чем они занимаются?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Десять крупнейших благотворительных фондов России.

Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт" основан российским предпринимателем Алишером Усмановым в 2005 году. Фонд специализируетсяна помощи больным детям, поддержке спортивных организаций, а также театров и музеев. В этом году на реализацию различных проектов фонд потратил около 13,75 миллиардов рублей. Источники финансирования - личные средства Усманова, а также деньги, выделяемые подконтрольными ему компаниями.

Благотворительный фонд "Система" создан в 2003 году для благотворительной деятельности одноименной корпорации и подконтрольных ей компаний. К основными сферами деятельности фонда относятся наука, культура и искусство, спорт и социальное развитие. Ежегодно фонд тратит около трех миллиардов рублей на поддержку более чем 50 проектов. Средства в фонд поступают от коммерческих организаций, а также от физических лиц.

Российский фонд помощи (Русфонд) создан в 1996 году издательским домом "Коммерсантъ" для поддержки нуждающихся в помощи читателей газеты "Коммерсантъ". Основатель и руководитель Русфонда - журналист Лев Амбиндер. За первую половину этого года фонду удалось собрать почти 607 миллионов рублей, за прошлый год - более 1,7 миллиарда. Русфонд специализируется на помощи тяжелобольным детям, содействию развития гражданского общества, внедрению высоких медицинских технологий. Источники финансирования - частные лица и организации.

Фонд "Вольное дело" основан российским предпринимателем Олегом Дерипаской в 1998 году. Фонд занимается поддержкой проектов в сфере науки, образования, культуры, территориального развития, здравоохранения и защиты животных. В 2014 году на проекты фонда было выделено более 441,7 миллиона рублей. По данным журнала "Эксперт", фонд финансируется из личных средств Олега Дерипаски и отчислений группы компаний "Базовый элемент".

Благотворительный фонд Михаила Прохорова , ставший первой в России благотворительной организацией с региональной стратегией работы, учрежден бизнесменом Михаилом Прохоровым в 2004 году. Основная цель - системная поддержка культуры в российских регионах. За 10 лет работы бюджет фонда превысил два миллиарда рублей. Точной информации по источникам финансирования нет.

Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко учрежден в 2010 году. Основная деятельность фонда - реализация программ: "Старшее поколение", "Семья и дети", "Спорт", "Культура". За первые три года работы бюджет фонда составил 330, 2 миллиона долларов. Основной источник финансирования фонда - личные средства Семьи Тимченко

Фонд "Подари жизнь" основан в 2006 году актрисами Чулпан Хаматовой и Диной Корзун. Сфера деятельности фонда - помощь больным детям. За 2015 год фонд собрал более 326 миллионов рублей. Источники финансирования - российские, международные и иностранные организации, частные лица в России и за рубежом, а также "лица без гражданства".

Благотворительный детский фонд "Виктория" основан в 2004 году президентом корпорации "Уралсиб" Николаем Цветковым. Фонд специализируется на помощи детям, оставшимся без попечения родителям и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Расходы на благотворительные программы в 2013 году составили более 184 миллиона рублей. Более свежих данных нет. Источниками финансирования, также по данным на 2013 год являются личные средства Николая Цветкова, доходы от целевого капитала, фандрайзинг, средства банка "Уралсиб".

Благотворительный фонд Владимира Потанина основан предпринимателем Владимиром Потаниным в 1999 году. Сфера деятельности фонда - культура и образование. Бюджет фонда составляет более 300 миллионов рублей в год. Финансирование фонда осуществляется лично Владимиром Потаниным.

Благотворительный фонд "Линия жизни" создан в 2004 году. Сфера деятельности - помощь тяжелобольным детям, а также формирование культуры благотворительности в обществе. Всего фондом на проведением операций больным детям было собрано более 1,7 миллиарда рублей. Источники финансирования - средства, выделяемые физическими лицами, пожертвования российских и иностранных компаний.

Теперь обратимся к рассмотрению отрицательного явления – коррупции.

По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»). Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование Ивана III. А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича.

При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен. Однако опасаясь остаться вовсе без подданных (ведь на тот момент воровали уже все госслужащие вплоть до генерал-прокурора Ягужинского), Петр так и не издал такой указ, ограничившись приказом вешать только крупных взяточников.

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II.

Екатерина понимала, что одними словами делу не поможешь, и действовать надо решительнее своих предшественников на Российском престоле, иначе страну разграбят вконец. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре.

Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума. Так, когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, то она была настолько возмущена ими, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей: «Многократно в народ печатными указами было повторяемо, что взятки и мздоимство развращают правосудие и утесняют бедствующих. Сей вкоренившийся в народе порок еще при восшествии нашем на престол принудил нас... манифестом объявить в народ наше матерное увещевание, дабы те, которые заражены еще сею страстью, отправляя суд так, как дело Божие, воздержались от такого зла, а в случае их преступления и за тем нашим увещанием не ожидали бы более нашего помилования. Но, к чрезмерному нашему сожалению, открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали к утеснению многих и в повреждение нашего интереса, а что паче всего, будучи сами начальствующие и обязанные собой представлять образец хранения законов подчиненным своим, те самые преступники учинилися и в то же зло завели».

При Павле I ситуация только обострилась. Бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода - взяткам. И усердно из него черпали.

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму.

Коррупция вновь начала процветать при НЭПе, когда вновь возникла предпринимательская деятельность. Тогда же взяточничество стали считать формой контрреволюционной деятельности, а контрреволюционеров, как известно, ставили к стенке.

Позже, к концу 20-х годов, борьба с коррупцией приобретает характер массовых карательных кампаний.

А с началом коллективизации в 1929 году взяточничество распространилось и в деревне.

Так как коррупция считалась буржуазным пережитком, в СССР было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление «в нашем молодом государстве» постепенно исчезает. «Взяточничество,- написано в вышедшей в 1957 году брошюре в помощь юристам,- в современных советских условиях стало относительно редким явлением».

Ребята, давайте попытаемся сформулировать определение понятия коррупции?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Корру́пция - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды…

Хочется вспомнить слова Д.А.Медведева: «Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной».

У вас на столах лежит раздаточный материал. Давайте изучим некоторые положения Конвенции ООН против коррупции.

Коррупция - глобальная проблема, охватившая весь мир, волнует всех с верху до низу. Не зря, международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря в день открытия подписания Конвенции ООН против коррупции (впервые был отмечен 9 декабря 2004 года). Тогда в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции.

В течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года.

Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека.

Коррупция дошла до самых низших слоев общество. Даже "дно общества" решает свои проблемы денежным способом. Неужели это путь для выживания чиновника и опустившегося бомжа? Кто виноват во всем этом попустительстве?

Самое страшное придется на нынешнее поколение, которое под покровительством родителей. Оно в основном повторяет взрослых. А когда-то повзрослеет.... Не все же смогут решать проблемы свои с помощью денег. Сегодня, пока не поздно, надо воздействовать на сознание ребенка, помочь сделать выбор в своих поступках, понять: в мире есть еще что-то прекрасное, доброе, вечное. Это взаимовыручка, дружба, милосердие.

1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО). 7 мая 2009 г. наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию. Без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен.

Теперь я прошу вас разделиться на две команды и выполнить задания.

Педагог делит обучающихся на две команды и объясняет задание, которую нужно выполнить. На доске высвечиваются проблемные ситуации, на которые обучающиеся каждой команды предлагают свои пути решения, исходя из сведений, полученных в течении занятия.

Команда 1 – «Предложите свои способы борьбы с коррупцией»

Команда 2 – «У вас есть возможность открыть благотворительный фонд. Какой сфере или области он будет посвящен и кому может оказать свою помощь?»

Обучающиеся готовятся к выступлению, а затем представляют свой проект.

Следует отметить, что деньги – это неотъемлемая часть жизни человека, а значит такие понятия как коррупция и благотворительность будут тесно связаны с деньгами.

Ребята, назовите, пожалуйста, цель сегодняшнего классного часа? Была ли достигнута цель? Благодарю всех за работу. До новых встреч.