Развивающее обучение. Особенности системы Эльконина-Давыдова

В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера и др.) назывались и определялись только в учебниках по педагогике. В последние годы ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют практическим проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В. В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется специальное исследование для уяснения его современного значения. Крупные отечественные ученые (Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков и др.) еще в 50-е гг. XX в. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Затем в 1960-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей.

Как показывают психолого-педагогические наблюдения и исследования, в принципе, любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей мышления и основ личности (например, традиционное начальное обучение развивает у младших школьников эмпирическое мышление). Мы рассматриваем такой тип обучения, который соотносится с младшим школьным возрастом и нацелен, прежде всего, на развитие у младших школьников теоретического мышления , на развитие у них творчества как основы личности. Именно этот тип развивающего обучения можно сопоставить с традиционным типом обучения, который не способствует развитию у школьников перечисленных качеств.

Если психическое развитие, в принципе, может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. Действительно, в общетеоретическом плане дело обстоит именно таким образом, и любое обучение и воспитание можно назвать «развивающим». Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что некоторые виды обучения и воспитания могут тормозить психическое развитие человека (тогда происходит его регрессия, которая также входит в философское понятие «развития»). Термин «развивающее обучение» остается «пустым» до тех пор, пока не наполняется описанием конкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, например: каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде; какова ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований; каковы содержание и способы осуществления этой деятельности (например, осуществляется она стихийно или целенаправленно); каковы ее взаимосвязи с другими видами деятельности; с помощью какой системы методик можно определять уровни развития соответствующих новообразований; каков характер связи этих уровней с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с нею других видов деятельности. Лишь по мере наполнения конкретным содержанием этих показателей (или хотя бы некоторых из них) исследователь, психолог или педагог-практик постепенно переходит к оперированию собственно понятием развивающего обучения применительно к вполне определенному возрастному периоду и к тем реальным средствам обучения детей данного возраста, с помощью которых можно осуществлять организацию их ведущей деятельности, приводящую к развитию необходимого уровня соответствующих психологических новообразований. Отношение обучения и развития представляет, по словам Л.С. Выготского, «...самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены» 1 .

Это положение дел 70 лет назад, когда были написаны эти слова, сохраняется и по сей день. Многие теоретические и практические аспекты педагогической психологии и психологической педагогики могут быть поняты лишь в зависимости от того, насколько серьезно и глубоко будут исследоваться проблемы развивающего обучения.

К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития. Они и были описаны Л.С. Выготским. Эти теории с некоторыми модификациями существуют в современной психологии, имея под собой обоснования экспериментального и практического характера. Каждая из них (особенно первая и третья) имеют своих сторонников, но по внутреннему смыслу они делят своих приверженцев на два лагеря. К первому относятся те, кто не признает влияния обучения на развитие, отрицает самую возможность развивающего обучения (это сторонники первой теории). Второй лагерь составляют те, кто признает наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано (это сторонники второй и, главным образом, третьей теории).

Л.С. Выготский решал вопрос о соотношении обучения и развития, опираясь на общий закон генезиса психических функций ребенка, обнаруживающегося в зонах ближайшего развития, которые создаются в процессе его обучения, в общении с взрослыми и товарищами. Нечто новое он сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими. Новая психическая функция появляется в качестве своеобразного «индивидуального продолжения» ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой и есть обучение. «...Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» . Вне такого обучения в психической жизни ребенка невозможны такие процессы, которые связаны с его развитием. Обучение - внутренне необходимый и всеобщий момент развития. В работах Л.С. Выготского нет развернутого описания конкретно-предметных проявлений именно так понимаемого развивающего обучения. Многие годы это оставалось только гипотезой, хотя его ученики стремились ее конкретизировать и обосновать определенным предметным содержанием.

Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности:

  • 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.
  • 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
  • 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе «добывания» (создания) новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
  • 4. Ребенок - полноценный субъект учебной деятельности. Основой учения в структуре развивающего обучения выступает связь «цель - средство - контроль», а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывают в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью, которая (в поведении ученика) выступает временно как побуждение и как цель. Мотив учения выражен либо непосредственно в практической потребности, ситуативном интересе, либо опосредованно - субъективно - и скрыт от ученика. Усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика.
  • 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей совокупности качеств личности.
  • 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве с взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы.

Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий. В учении различают: учебную деятельность, в процессе которой происходит усвоение, и собственно усвоение как основное содержание учебной деятельности. Специфичным для учения является его ориентация на овладение школьниками способами деятельности еще в процессе ее конструирования. Содержание деятельности, которое ученик должен усвоить в процессе обучения, связывается в его сознании с выполнением действия

(системы действий). Таким образом, учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели, орудия и инструменты познания вне деятельности (вне системы действий) теряют свою силу. Следовательно, предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение как таковое, а собственноучебная деятельность, в процессе конструирования и осуществления которой и происходит усвоение. Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты (результаты) этой деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, входе которой происходит его развитие.

В теории развивающего обучения в деятельности различают рефлексивно-личностное и предметно-операциональное образования : предметный план деятельности образуют действия и операции с объектами - знаками или вещами, материальными или идеальными; рефлексивно-личностный план определяет отношение индивида к совершаемой деятельности. Развитие деятельности осуществляется в основном за счет рефлексивно-личностных образований. Для обоснования и развития теории развивающего обучения важно следующее: во внешнем плане деятельность выступает в основном своей предметной стороной, однако включает и смысловые образования.

В 1960-е гг. в нашей стране был создан научный коллектив, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека под руководством известных психологов Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. Ученые стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского.

  • 1) теория периодизации детского психического развития (Д.Б. Эльконин);
  • 2) теория основных типов мышления человека (В.В. Давыдов);
  • 3) теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и др.);
  • 4) теория связи требований учебной деятельности и построения учебно-методических пособий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В. В. Реп- кин и др.);
  • 5) теория диагностики развивающих эффектов учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и др.).

Прежде всего, здесь были выявлены основные психологические новообразования младшего школьного возраста: учебная деятельность и ее субъект; абстрактно-теоретическое мышление; произвольное управление поведением. Было обнаружено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает в работе с детьми необходимых зон их ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Необходимо было организовать (сначала в экспериментальном порядке) такое обучение младших школьников, которое могло бы создавать у них «нужные» зоны ближайшего развития, превращающиеся со временем в требуемые новообразования.

На основе соответствующих предпосылок разработана и вспомогательная теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий. По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии. Осуществление детьми этой деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя.

К началу 70-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов закончили первый цикл самостоятельных работ, посвященных изучению возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками. Было экспериментально доказано, что установившиеся в традиционной возрастной психологии представления о «нормах» интеллектуального развития мышления школьников справедливы лишь для определенной модели обучения и что развивающий потенциал обучения определяется не столько методами организации (формирования) действий учащихся, сколько реальным содержанием их деятельности, развертывающейся в процессе обучения. Тем самым было положено начало разработке теории учебной деятельности и теории содержательного (теоретического) обобщения, которые впоследствии легли в основание теоретической концепции развивающего обучения. Вместе с тем был определен и метод решения поставленных проблем - генетико-моделирующий эксперимент в форме систематического школьного обучения 1 .

В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу: во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разным этапом психического развития;

во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием;

в-третьих, принцип сознательности получает новое содержание как принцип деятельности. На основе этого принципа ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способ деятельности. Этот принцип послужил основой для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся;

в-четвертых, это принцип наглядности, фиксируемый В. В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символическое представление ее процесса и результата занимают значительное место .

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями. Соответственно, В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

  • 1) усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы;
  • 2) знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми;
  • 3) при выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;
  • 4) это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;
  • 5) учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно;
  • 6) учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению его во внешнем плане и обратно 1 .

Развивающее обучение представляет собой действительно управляемое учителем психическое развитие ученика, обладая потенциальными возможностями и перспективами внедрения в практику обучения. Развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова (СРО), внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах А.К. Марковой, В. В. Реп- кина, Л.В. Занкова и др.

Проблемой развивающего обучения в области начального образования занимался также Ш.А. Амонашвили . Его исследования в основном были направлены на детальное раскрытие и описание закономерностей зон ближайшего развития у младших школьников. При реальном развитии этих зон большую роль играет духовная общность учителя с учащимися, а также постоянное общение учащихся между собой, в основе чего предполагаются споры, умение ставить вопросы, оценивать старание и результаты работы друг друга. Благодаря такому сотрудничеству и взаимопомощи у детей развивается своеобразная социально-зависимая самостоятельность. Изучение процессов становления этой самостоятельности школьников позволило Ш.А. Амонашвили разрабатывать проблемы педагогики сотрудничества. Педагогика сотрудничества - направление в современной педагогике, в основе которого лежит ориентация педагога на сотрудничество учителя и ученика, оказание ребенку помощи в преодолении трудностей, формирования у него чувства личностной значимости в учебной деятельности, отсутствие педагогического диктата. Ш.А. Амонашвили выявил также развивающее значение такого обучения младших школьников, которое строится на содержательно-оценочной основе, заменяющей традиционные школьные отметки.

В 1980-е гг. применительно к проблемам образования начались теоретические и экспериментальные исследования в области диалога культур. Этими исследованиями руководил В.С. Библер . Он выдвинул тезис - человеческие культуры находятся в постоянном общении. Поскольку каждая существующая в истории культура весьма своеобразна и непохожа на другие, то их общение является диалогом. Содержание школы диалога культур - диалог античной, средневековой и современной культур. С этой позиции школьник может понять слово, число, предмет природы, художественное произведение только тогда, когда они последовательно и одновременно рассматриваются с точки зрения различных культур - в их диалоге. Согласно этому подходу, в первых-вторых классах школы у детей могут завязываться те начальные узелки понимания перечисленных основных предметов (слова, числа и т.п.), которые в последующих классах будут осваиваться в диалоге культур, в их разноречии. Так, в третьем-четвертом классах школьники могут осваивать их понимание с точки зрения античной культуры, в пятом-шестом - средневековой культуры, в седьмом-восьмом - культуры нового времени, в девятом-десятом - культуры современности. В первых двух классах у детей возникают «точки удивления», загадки в отношении вечных проблем, связанных со словом, числом и предметами природы. В дальнейшем они будут искать ответы на имеющиеся у них вопросы в процессе диалога культур. Например, курс античной культуры в третьих-четвертых классах осваивается в постоянном диалоге с культурой средневековья или нового времени, носителями которых являются «десанты» учащихся старших классов и их преподавателей на уроки третьих-четвертых классов. Этот диалог различных форм понимания существует одновременно. Если в обучении детей придерживаться принципа одновременности различных форм понимания, присущих исторически различным культурам, то это предполагает введение в обучение особого содержания и особых методов. Усвоение же этого содержания приводит к своеобразному психическому развитию детей , значительно отличающемуся от обычного развития современных школьников. В настоящее время уже создаются экспериментальные программы школы диалога культур, делаются попытки их реализации в различных классах; особенно активно такая работа проводится в начальных классах.

Вопросы и задания

  • 1. Подготовьте сообщения об истории развивающего обучения в нашей стране и за рубежом.
  • 2. Подготовьте доклады о системах развивающего обучения Эльконина-Давыдова и Занкова.
  • 3. Расскажите о педагогике сотрудничества Ш.А. Амонашвили.
  • 4. Что такое диалог культур в применении к педагогике и психологии?
  • 5. Конкретизируйте основные идеи и проблемы концепции развивающего обучения.
  • 6. Что такое рефлексивно-личностное и предметно-операциональное образования?
  • 7. Подготовьте краткие сообщения о вспомогательных теориях.
  • 8. Дайте представление о новых принципах обучения по В. В. Давыдову.
  • Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986; Эльконин Д. Б. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. М., 2001. Библер Владимир Соломонович (1918-2000) - российский философ, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ поистории европейской мысли, логике культурного развития, теории научногопознания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский План презентации: 1. Об авторах методики Эльконина-Давыдова 2. История развития системы Эльконина-Давыдова 3. Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова 4. Особенности авторской методики Эльконина- Давыдова 5. Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова 6. Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова

3 слайд

Описание слайда:

Введение Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.

4 слайд

Описание слайда:

Об авторах методики Эльконина-Давыдова. Даниил Борисович Эльконин Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – известный доктор психологических наук, профессор, популярный отечественный психолог. Даниил Борисович – один из ярких специалистов детской психологии, автор прогрессивной теории возрастной периодизации психического развития. Эльконин относится к группе советских психологов, составляющих основу выдающейся научной школы под руководством Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин является автором большого количества монографий и научных статей, раскрывающих вопросы теории и истории детской психологии, изучающих психологию учебной и игровой деятельности ребенка. Также много времени автор посвятил исследованию развития речи детей и вопросам обучения чтению.

5 слайд

Описание слайда:

Василий Васильевич Давыдов Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) – выдающийся психолог и педагог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Давыдов учился в школе рабочей молодежи и после ее окончания поступил в МГУ на факультет психологии и философии. После завершения данного ВУЗа Василий Васильевич преподает в Институте психологии, тесно сотрудничая с Д. Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, следуя учению Л.С. Выготского. Василий Васильевич Давыдов опубликовал более 250 статей и создал образец прогрессивной школы мышления с развивающим обучением, которая успешно используется в наше время. Также Давыдов является автором теории учебной деятельности и ее диагностики развивающих эффектов, теории различных типов мышления и т.д. Василий Васильевич Давыдов признан одним из выдающихся теоретиков и практиков современной педагогики, который создал первое общественное движение учителей и организовал Ассоциацию «Развивающее обучение».

6 слайд

Описание слайда:

История развития системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет. Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника». В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.

7 слайд

Описание слайда:

История развития системы Эльконина-Давыдова В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году. Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа. В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы. Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова.

8 слайд

Описание слайда:

Задачи системы Эльконина-Давыдова Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности. Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности. Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса. Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

9 слайд

Описание слайда:

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия. Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка. Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление. Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или побуждающий вид диалога. Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

11 слайд

Описание слайда:

Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции. Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом. В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой. Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия, и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием. Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.

12 слайд

Описание слайда:

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ, в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально. Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков. На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления. Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.

Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвященное «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 г., но умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 г. Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ , образованном в 1966.

Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности .

Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым , А. Р. Лурией , А. В. Запорожцем , Л. И. Божович , П. Я. Гальпериным

Основные публикации

  • Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
  • Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
  • Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
  • Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
  • Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
  • Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
  • Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
  • Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
  • Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
  • Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  • Детская психология. М., 1960.
  • Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  • Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
  • Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
  • Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
  • Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  • Как учить детей читать. М., 1976.
  • Психология игры . М., 1978.

См. также

Ссылки

  • Венгер А. Л. , Слободчиков В.И. , Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии 1988. № 3. С. 20.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Педагоги СССР
  • Психологи СССР
  • Родившиеся в 1904 году
  • Умершие в 1984 году
  • Психологи по алфавиту
  • Жертвы борьбы с космополитизмом

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эльконин, Даниил Борисович" в других словарях:

    Эльконин Даниил Борисович - (1904–1984) российский психолог. Развивая положение культурно исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии (см. возрастная психология), выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии ведущая деятельность. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка … Психологический словарь

    Эльконин, Даниил Борисович - (1904 1984) психолог, член корреспондент АПН СССР (1968), д р педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская… … Педагогический терминологический словарь

    Эльконин, Даниил Борисович - (1904 1984) Российский психолог, специалист в области детской и педагогической психологии, ученик и один из ближайших сотрудников Л.С. Выготского. Доктор психологических наук, профессор, член корреспондент АПС СССР. В НИИ общей и… … Кто есть кто в российской психологии

    ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович - , психолог, ч. к. АПН СССР (1968), д р пед. наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. отделение ЛГПИ (1927). Пед.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом… … Википедия

    Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… … Википедия

    Эльконин, Даниил Борисович Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском… … Википедия

Система образования , созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым , сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия . Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы , но на новом качественном уровне.

Методика Эльконина-Давыдова характеризуется отсутствием отметок и минимизацией объема домашней работы.

В результате дети не переутомляются и окружены атмосферой психологического комфорта. Также формируются партнерские взаимоотношения между учеником и педагогом , положительно влияющие на итоги их учебной деятельности.

Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова , способны к самоконтролю и самообразованию . У них складывается особый подход к изучению предмета, они не боятся отстаивать личную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения. Эльконина-Давыдова способна воспитать эмоционально развитую и гармоничную личность.

Об авторах методики Эльконина-Давыдова

Эльконин Даниил Борисович (1904 - 1984) - известный доктор психологических наук, профессор, популярный отечественный психолог. Даниил Борисович - один из ярких специалистов детской психологии , автор прогрессивной теории возрастной периодизации психического развития. Эльконин относится к группе советских психологов, составляющих основу выдающейся научной школы под руководством Л. С. Выготского.

Родился автор известной методики в Полтавской губернии, где и получил начальное образование. Затем он продолжил обучение в Ленинградском пединституте им. А. И. Герцена. После завершения обучения некоторое время работал в данном вузе, сотрудничая с Л. С. Выготским. Длительное время Эльконин занимался исследованием проблемы детской игры , работая учителем начальной школы, а также параллельно преподавал для студентов пединститута. Даниил Борисович является автором многих школьных учебников по русскому языку, написанных для детей Крайнего Севера.

Великая Отечественная война прерывает педагогическую деятельность Эльконина и направляет его в ряды действующей армии. Автор методики был награжден медалями и боевыми орденами.

В мирное время Даниил Борисович возобновляет свою педагогическую деятельность. Эльконин плодотворно трудится в Институте психологии АПН РСФСР, является ведущим сотрудником научной лаборатории психологии младших школьников и подростков, где осуществляет деятельность по диагностике психического развития школьников . Через некоторое время педагог был выбран членом-корреспондентом АПН СССР. Эльконин посвятил многие годы педагогической деятельности в Московском университете, а именно кафедре и факультету психологии.

Д. Б. Эльконин является автором большого количества монографий и научных статей, раскрывающих вопросы теории и истории детской психологии, изучающих психологию учебной и игровой деятельности ребенка. Также много времени автор посвятил исследованию развития речи детей и вопросам обучения чтению.

Василий Васильевич Давыдов (1930 - 1998) - выдающийся психолог и педагог , академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.

Давыдов учился в школе рабочей молодежи и после ее окончания поступил в МГУ на факультет психологии и философии. После завершения данного вуза Василий Васильевич преподает в Институте психологии, тесно сотрудничая с Д. Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, следуя учению Л.С. Выготского.

Свои педагогические работы и научные статьи Давыдов посвящал вопросам развивающего обучения и проблеме возрастных норм развития психики. Собственные теоретические наработки педагог апробировал в московской школе №91, которая была экспериментального типа. Давыдов разработал на основе теоретически-экспериментальных исследованиях авторские программы и специальные пособия по учебным предметам . На сегодняшний день многие учебные заведения России и зарубежья используют пособия Василия Васильевича для изучения предметов в начальной и старшей школе.

Кроме этого, В.В. Давыдов всесторонне исследовал проблемы философии, сотрудничая с прогрессивными педагогами советского времени: Э.В. Ильенковым, А.А. Зиновьевым, Г.П. Щедровицким и т.д. Особое место у Василия Васильевича занимали вопросы мышления , культурно-исторической психологии и прочего. Давыдов часто критиковал официальные педагогические догмы. После издательства авторской книги «Философско-психологические проблемы развития образования» педагога исключили из действующей в то время партии, отстранили от занимаемой должности, а также уволили из экспериментальной школы № 91.

Через некоторое время Давыдова за значимые достижения в области педагогики наградили премией им. Ушинского. Также педагога восстановили в ряды партии и назначили опять на должность директора родного института.

Василий Васильевич Давыдов признан одним из выдающихся теоретиков и практиков современной педагогики, который создал первое общественное движение учителей и организовал Ассоциацию «Развивающее обучение» .

История развития системы Эльконина-Давыдова

Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет .

Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника».

В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.

В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году . Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа.

В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы . Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и .

Следует отметить, что педагогов и психологов лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в 1998 году наградили Премией Президента РФ за весомый вклад в развитие педагогической науки. Также создателям курса для начальной школы , под названием «Литература, как предмет эстетического цикла» , и педагогам школы № 91экспериментального типа вручили Государственную премию в области педагогики.

Для повышения уровня квалификации педагогов и обеспечения им поддержки в изучение и апробации новой методики был организован в 2000 году институт «Развивающее образование».

На сегодняшний день актуальность и популярность системы Эльконина-Давыдова постоянно возрастает. Ведь основным идейным направлением системы является воспитание и развитие гармоничной , самостоятельной и ответственной личности .

Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова

Младшая школа признана главным звеном в системе образования, так как направлена на развития интеллектуальных качеств ребенка, его психических процессов и способностей. Методику Эльконина-Давыдова называют прогрессивной в системе образования, так как она создает благоприятную психолого-педагогическую среду для развития и обучения ребенка. Школьники становятся основными фигурами учебной деятельности, которые постоянно стремятся к саморазвитию и самопознанию .

Для решения актуальных задач и целей педагогики система Эльконина-Давыдова видоизменяет классические формы и методы организации учебного процесса , а также его содержание.

Особенно преображается тип взаимодействия между учащимся и преподавателем и особенности их сотрудничества в процессе обучения.

В связи с этим, важно сформировать правильный механизм учебного процесса, позволяющий ребенку ставить задачи и самостоятельно определять методы их решения .

Система Эльконина-Давыдова решает следующие задачи:

  1. Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности.
  2. Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности.
  3. Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса.
  4. Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач.
  5. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

Школьники начальных классов, которые обучались на основе системы Эльконина-Давыдова , достигали следующих положительных результатов:

  • высокий уровень активности и познавательного интереса;
  • умение активно решать поставленные задачи в группе;
  • умение определять объект исследования, выдвигать собственные гипотезы и формировать выводы своей деятельности;
  • способность к самоанализу и самооценке своей деятельности;
  • умение взаимодействовать с педагогом и другими учениками для решения обозначенных задач и целей.

Таким образом, формируется гармоничная и всесторонне развитая личность с высоким уровнем креативности и самостоятельности.

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова

Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах:

  1. Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.
  2. Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.
  3. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.

Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление.

Особенностью данной авторской является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе . В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем - педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль , а вспомогательная .

Он только направляет и координирует работу учащихся.

Ведущий вид деятельности на уроках - групповой , а преобладающая форма - дискуссии , экспериментально-практическая работа. Система Эльконина-Давыдова организовывает учебную деятельность так, чтобы ребенок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления.

Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или пробуждающий вид диалога.

Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы . Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы , а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности.

Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

Следует отметить, что педагог, использующий на уроках систему Эльконина-Давыдова , должен отлично владеть необходимыми методическими приемами, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и учитывать ценные мысли ребенка в ходе обсуждения поставленной проблемы.

Можно отметить основные достоинства системы Эльконина-Давыдова для развития и обучения ребенка. В первую очередь школьник учится не запоминать полученную от педагога информацию, а самостоятельно приобретать знания в процессе теоретически-практических исследований предмета или явления. Во-вторых , ребенок учится быстро адаптироваться к меняющимся условиям и легко находит выход из любой возникшей ситуации. В-третьих , дети становятся уверенными в себе и своих возможностях и могут осуществлять самоконтроль , самоанализ собственной деятельности .

Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова

Мышление человека - психическая способность, помогающая решать различные мыслительные задачи. Особенность мыслительной операции заключается в том, что нужно найти верные способы и средства решения поставленных задач . Для этого человек действует по схеме: цель-средство-решение .

У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции . Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом.

В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой.

Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия , и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием.

Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова

Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ , в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально.

  1. Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков.
  2. На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления.
  3. Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.
  4. Дети легко анализируют собственные действия и действия своих одноклассников. Система Эльконина-Давыдова учит ребенка самоанализу, самооценки и самокритике.
  5. Методика Эльконина-Давыдова оценивает каждое усилие школьника, для этого разработаны специальные шкалы.
  6. Работа с детьми осуществляется в небольших группах, где проводятся исследование, обсуждение и закрепление учебного материала.

Среди родителей , дети которых развиваются и обучаются по системе Эльконина-Давыдова , было проведено анкетирование . По их мнению, данная система действительно прекрасно развивает и обучает их детей, но существуют и некоторые минусы у популярной методики.

Рассмотрим самые актуальные «страхи» родителей:

  • во-первых , многие родители обучались по традиционной системе и им достаточно сложно адаптироваться к новым принципам методики Эльконина-Давыдова ;
  • во-вторых , родителей пугает безотметочное обучение. Но, следует отметить, что педагог контролирует деятельность учащегося, собирая его творческие работы и определяя уровень успехов в обучении;
  • в-третьих , родители боятся очень глубокого уровня преподаваемых учебных дисциплин.

Но, не смотря на все «минусы» данной системы обозначенные родителями, дети легко постигают учебные предметы, быстро адаптируются к новой обстановке, у них развито мышление, внимательность и другие психические процессы.

Ребенок также развивается всесторонне и обладает большим творческим потенциалом.

Таким образом, важно родителям будущих первоклассников ознакомиться детально с принципами и спецификой системы Эльконина-Давыдова , а также эмоционально и психологически подготовиться к восприятию данной прогрессивной методики.

Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.

Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.

Основным его вкладом в педагогику стала как раз разработка новой системы развивающего обучения.

Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.

Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.

Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.

Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.

Система образования Эльконина Давыдова начала формироваться в 50-х годах прошлого века, в 80-90 начала применяться массово в школах, а в 1996 году была утверждена как одна из официальных программ обучения в начальных классах.

В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?

Оценивание без оценок

Детки «эльконинцы» не получают оценок. Они ходят в школу не за пятерками, а за знаниями. У них даже дневников нет. Лично у меня возникает вполне нормальный вопрос, как понять усвоил ребенок хоть что-нибудь или совсем нет? Как оценить знания? Как оценить прогресс? Оказывается, можно обойтись и без привычной нам всем пятибалльной системы.

На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком.

Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

Ну хорошо, учителя в этих крестиках разбираются, ученики тоже понимают что к чему. А что делать бедным родителям, которые точно знают, что пятерка – это классно, тройка – сойдет, а двойка – повод для серьезного разговора с сыном или дочкой? Как им контролировать процесс? Для этого учитель дает рекомендации родителям и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио и заменяет дневник.

А теперь давайте представим себе такую ситуацию, учится ребенок по Эльконину Давыдову, крестики ставит. Так проходит 4 года и вдруг случается что-то, что заставляет родителей перевести его в другую школу. А в новой школе по этой развивающей системе не обучают детей. И приходится ребенку учиться по простой классической программе. Что будет? Будет трудно. Тяжело детям перестраиваться. Так как кардинально отличается не только система оценивания, но и весь процесс обучения в целом. И это один из минусов данной программы.

Ну а раз уж речь зашла про минусы, то давайте и другие сразу рассмотрим.

Минусы

  1. Очень высокий и сложный уровень преподаваемых предметов. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел… Конечно, знание таких глубоких основ поможет лучше усваивать правила, но вот нужно ли это детям в таком возрасте? Вопрос спорный.
  2. Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения. Так что если вы уж отдали ребенка в такой развивающий класс, то постарайтесь сделать так, чтобы он и учился по данной системе вплоть до окончания школы. Ну или хотя бы класса до седьмого. Иначе ребенку будет ну очень сложно перестроиться.
  3. Детишки очень много работают в группах по 5 – 7 человек. Проводят различные исследования, обсуждают с учителем к каким выводам они пришли, а потом делают общий вывод. Нет, это не плохо. Но такой подход к обучению применяется практически во всех программах на сегодняшний день.

Было бы несправедливо о минусах сказать, а о плюсах не упомянуть. Итак, поговорим о хорошем.

Плюсы

Многие плюсы вытекают как раз из минусов:


Программу Эльконина Давыдова часто называют «гениальной». Те методы и приемы, которые в ней используются, приводят к мощнейшему развитию ребенка.

Правда, только при одном условии, которое актуально для любой программы школьного обучения. Учитель должен точно понимать, что и зачем он делает. В общем, опять все упирается в учителя. А так как рассмотреть всех учителей работающих по этой развивающей системе возможным не представляется, то предлагаю рассмотреть повнимательней те методы и приемы обучения, которые они применяют (ну или должны применять) в своей работе.

Методы и приемы обучения

Они довольно интересны:


Все это звучит очень даже неплохо, согласны? Но картина будет неполной без отзывов, как родителей, так и учителей.

Что думают учителя?

Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальный механизм развития, который очень пригодится в старших классах. Так же многие думают, что особо развитым деткам такая система необходима.

Очень хвалят русский язык, литературное чтение, окружающий мир. А вот о математике Александровой мнения не очень благоприятные, говорят, что уж слишком все сложно. В качестве еще одного минуса рассматривают отсутствие преемственности со средним звеном образовательного процесса.

Что думают родители?

Мнения родителей прочувствовавших все прелести программы на собственной… на собственном опыте также разделились.

Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться и чтобы учитель был грамотным специалистом.

Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.

Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.

Как видите, единого мнения нет. Сколько людей – столько и мнений, как говорится. А выбирать все равно нам. Хорошо, если такой выбор есть.

В следующем году мой младший сын отправляется в школу в 1 класс. Будет учиться по . В нашей школе предлагают обучение по этой программе и еще по « ». Мы идем, если честно, не столько на программу, сколько на учителя. Но если бы выбор был шире, то я наверно, выбрала бы для себя . О ней я писала .

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео о том, как проходит обычный урок в начальной школе по системе Эльконина Давыдова.

Также вы можете подробнее узнать о программах « » и « ».

Друзья, а по какой программе учатся или только собираются учиться ваши детишки? Расскажете? Жду ваших комментариев.

Желаю вам всяческих успехов!

До новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша Евгения Климкович