Тема: "ЛЕС - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ"

Перечень вопросов: Лес и чистота атмосферы. Лес и состав атмосферы, его влияние на болезнетворные бактерии. Влияние леса на окружающую среду. Влияние леса на накопление органического вещества в биосфере.

При изложении темы показать биосферную роль леса, основываясь на тезисе: "Лес - самое большое скопление жизни на Земле", показать его незаменимость другими ландшафтами, обратить внимание на сокращение лесопокрытой площади Земли, на пагубность этого процесса.

Тема: "ЦЕННОСТЬ ЛЕСА"

Перечень вопросов: Стоимость полезностей леса, продуктов и сырья, заготавливаемых в лесу. Производительность и продуктивность лесов в сравнении с производительностью и продуктивностью сельскохозяйственных угодий и других ландшафтов. Значение рекреационных функций леса.

Сравнить лес с другими экосистемами, показать его место среди биогеоценозов и компонентов биосферы. Обратить внимание на превосходство лесов перед сельхозугодиями путем сравнения затрат на выращивание единицы массы органического вещества. Рассказать о так называемых невесомых полезностях леса.

Тема: "ЕСЛИ ИСЧЕЗНУТ ЛЕСА"

Перечень вопросов: Антропогенные факторы, влияющие на сокращение лесопокрытой площади Земли. Влияние сокращения лесопокрытой площади на лесосырьевой баланс, на изменение ареала и численности лесных зверей и птиц, на микроклимат, биологические и энергетические процессы в биосфере. Лес как компонент, через который осуществляется энергетическая связь с космосом, с Солнцем. Динамика лесопокрытой площади на Земле в границах региона, лесхоза или другого лесохозяйственного подразделения и её последствия.

Главная задача при изложении темы-показать пагубность сокращения лесных площадей для биосферы и жизни на Земле. Обратить внимание на то, что за последние столетия, вследствие перевода лесных земель в другие виды землепользования, лесных пожаров, сплошных рубок главного пользования, лесопокрытая площадь Земли сократилась на две трети.

Тема: "ЛЕС И УРОЖАЙ"

Перечень вопросов: Климаторегулирующие, ветрозащитные, водорегулирующие, почвозащитные функции леса. Влияние задымленности вследствие лесных пожаров на важнейшие функции леса, на сроки созревания и урожайность сельхозкультур.

Основное внимание уделить благотворному влиянию лесистости на стабильность урожая сельхозкультур, на продуктивность сельскохозяйственных животных. Привести примеры повышения урожая путем создания полезащитных лесных полос.

Тема: "ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ В СГОРЕВШЕМ ЛЕСУ?"

Перечень вопросов: Важнейшие составляющие полезностей леса. Весомые и невесомые полезности леса. Санитарно-гигиенические и рекреационные функции леса. Утрата лесом полезных функций в результате лесных пожаров. Основная цель - показать многообразие полезностей, свойственных только лесу, и условность их деления на весомые и невесомые. В качестве примера привести продуктивность сосняков по древесине и живице (весомые полезности) и санитарно-гигиеническое воздействие на территорию (невесомые полезности). Показать, что в результате лесного пожара, особенно верхового, на многие десятки лет, а нередко и навсегда, перестают проявляться полезные свойства и функции леса.

Тема: "СОВЕТЫ СБОРЩИКАМ ГРИБОВ, ЯГОД, ЛЕКАРСТВЕННЫХ И ДРУГИХ РАСТЕНИЙ В ЛЕСУ"

Перечень вопросов: Смысл понятия "побочное лесопользование". Важнейшие сведения о местных видах лесных грибов, ягод, лекарственных растениях, цветах. Правила рационального (щадящего) сбора даров леса.

Основная цель - показать, что лес не только источник древесины, но и многих других полезностей, в частности пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья. Обратить внимание на длительность роста и достижения возраста продуктивной зрелости, на быструю истощимость недревесного сырья при неумеренной, неправильной эксплуатации, привести на местном материале примеры сокращения ареала, обилия и урожайности отдельных видов растений из-за лесных пожаров и нарушения правил побочного пользования в лесу. "

Тема: "НА ТУРИСТСКОЙ ТРОПЕ"

Перечень вопросов: Общие сведения о туризме на территории административного района, лесхоза. Интенсивность рекреационной нагрузки на единицу лесной площади. Примеры нарушения туристами правил пожарной безопасности в лесу и причиненного ущерба. Комментарий к Правилам пожарной безопасности в лесах РФ. Рекомендуется дать краткую характеристику достоинств лесов на территории района, показать распределение нагрузки по территории, месяцам, дням недели (человек, автомашин на одну тысячу гектаров). Перечислить наиболее распространенные виды туризма - однодневный, многодневный, конный, пеший, на автотранспорте, организованный. На конкретных примерах продемонстрировать нарушение туристами и отдыхающими правил пожарной безопасности. В лесу. Особо остановиться на тех нарушениях, которые повлекли за собой лесные пожары. Привести и прокомментировать выдержки из Правил пожарной безопасности в лесах РФ. Показать непривлекательность лесных гарей для туристов и отдыхающих.

Тема: "ЛЕС - КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ"

Перечень вопросов: Кедр - важнейшая древесная порода. Кедровые леса - место обитания соболя, медведя, лося и других зверей и пернатой дичи. Водоохранная и почвозащитная роль кедровых лесов. Пищевые и целебные достоинства кедровых орехов. Ценность древесины кедра. Повреждаемость и гибель кедровых лесов в результате лесных пожаров, затрудненность и длительность возобновления кедровников.

По такой же схеме может быть разработан материал о сосновых, елово-пихтовых и других лесах.

В материалах на аналогичные темы необходимо стремиться показать незаменимость леса - источника только ему свойственных полезностей, утрачиваемых в результате лесных пожаров.

Тема: "ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ ПРИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ"

Перечень вопросов: Классификация лесных пожаров. Скорость распространения горения при лесных пожарах. Опасные факторы лесных пожаров. Меры безопасности в районах лесных пожаров.

Основная цель данной темы - ознакомить граждан, работающих в лесу, а также привлекаемых на тушение, с разновидностями лесных пожаров, скоростями распространения горения, с опасными факторами лесных пожаров, с правилами техники безопасности и мерами предотвращения несчастных случаев.

В своем большинстве лесные пожары сопровождаются интенсивным выделением тепловой энергии, газообразных веществ, дыма, влияют на прозрачность атмосферы, воздушные потоки в зоне их действия. Отрицательные последствия лесных пожаров, особенно крупных, колоссальны и проявляются в течение десятилетий. Всё это даёт основание считать крупные лесные пожары подлинным бедствием.

Беседа о культуре поведения в природе

Беседы – наиболее распространенные формы экологического воспитания. Они могут использоваться в качестве дополняющих компонентов по темам или просто по плану работы в группе продленного дня.

Одна из наиболее значимых – беседа о культуре поведения в природе. Ее целесообразно провести, готовя детей к весенним и летним прогулкам и экскурсиям, в сентябре–октябре, анализируя отношение детей к природе и безопасное поведение на улице. Чтобы беседа была разнообразной и насыщенной, воспитатель использует набор иллюстраций.

Цель беседы: воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе, сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой.

Оборудование: выставка рисунков детей на тему: «Наша прогулка в природу», иллюстрации по правилам поведения в природе, пластинки «Голоса птиц в природе».

Участники: педагог, родители, дети.

Ход беседы

Воспитатель . Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Давайте подумаем, что нас радует в природе. Да, красота, чистый, воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.

Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.

Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения? Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой приемник или магнитофон? Можно ли это делать? Почему? Посмотрите на плакат «Не шуми в природе!». Что нам хотел сказать художник? Когда дети шумят или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса?

В глуши лесов,

В глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

И. Бунин

Человек много берет от природы, а чем он платит ей?

Воспитатель пересказывает рассказ И. Окильского из журнала «Юный натуралист»:

Трудно представить себе землю без леса, без деревьев, но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы (разные рисунки, надписи на них). Те «любители» природы, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят дереву, всему лесу. Ведь стоит сделать на коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадают споры грибов-трутовиков или поселяются вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть. Неужели это трудно запомнить?

«Любители» природы наносят и другой ущерб деревьям.

О чем нам говорит художник этим плакатом? (Иллюстрация «В лесу ты не один».)

Да в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5–7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

Посмотрите на плакат, на котором изображен котелок с едой, висящий над костром. Что здесь изображено неправильно, какие грубые ошибки допустили отдыхающие? (Для костра выбрано новое место. На дрова и перекладину для котелка использованы молодые, здоровые деревца.) Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков) 0,5–1 см почвы образуется за 100–300 лет. Берегите почву!

Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания.

Дуб черешчатый доживает до 500–1000 лет, достигает высоты 40 м, диаметра 1–1,5 м, начинает плодоносить с 40–60 лет. Молодая поросль погибает из-за вытаптывания. Не прокладывайте новых тропинок!

Дети, а как вы поступите, если в лесу на прогулке вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? Объясните свой ответ. (Дети дают ответ на вопрос после просмотра иллюстрации «Не губи растения в природе!».)

А сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездумного отношения человека! Посмотрите на плакат. О каком правиле напоминает нам художник? (Плакат: «Не сбивай мухоморы!».) Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему? Очень важно во время прогулок в лесу не обижать местных обитателей. Часто достается от детей муравьям. Чьи домики привлекают внимание?

Воспитатель читает детям рассказ А. Тумбасова «Дом-пирамидка», показывая иллюстрацию «Не разоряй муравейников»:

Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу, и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, различный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник. День за днем муравьи настраивают свое жилье, возводят дом-пирамидку с покатой макушкой. Так что уж никакой дождик не страшен: вода скатывается с крыши-макушки, как с хорошо заметанного стога. Но случается, разворошит кто-нибудь муравейник, тогда вода проникает внутрь, хозяева растеряны: пришла беда. Какое жилье с худой крышей!? Муравьи не успевают быстро восстанавливать ее, и в ненастье гнездо погибает.

Муравьям нужно помочь: осторожно подровнять дом-пирамидку и исправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами.

Понаблюдайте, как муравьи строят муравейник, как тащат травинку, что едят, как ведут себя перед дождем. Наблюдать природу надо уметь, не трогая ее, не разрушая красоты.

Чтение стихотворения П. Гвездослава:

Я сорвал цветок, – и он увял.

Я поймал мотылька, – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, каким оно было до нашего прихода? Посмотрите на плакат «Не оставляй мусор в природе!». Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.

Дети, а что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, с бутылками, пакетами, бумагой и остатками еды?

Знаете ли вы, что бумага брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – 1000 лет? Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты.

То предельно проста,

То одета в цветастые перья…

Удивляет меня не ее красота,

Удивляет ее терпенье.

А когда сквозь асфальт

Лепестков пятерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли,

Это прежде всего –

Крик о помощи!

Р. Рождественский

Давайте сформулируем, запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им. (Воспитатель слушает ответы детей, записывает их на доске.)

Правила поведения в природе

1. Никогда не наноси вред природе.

2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

3. Не трогай домиков животных, их детенышей.

4. Не трогай птичьи яйца.

5. Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору).

6. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

7. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

8. Подкармливай зверей и птиц зимой.

9. Не мусори на месте своего отдыха.

10. В меру бери дары природы.

11. Не прокладывай новых тропинок в лесу.

12. Находясь на природе, учись наблюдать за ней.

14. Не засоряй рек, родников, при необходимости расчищай места засоров.

15. Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.

Экологическая беседа на тему "Поможем природе"

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе.

Ход беседы:

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько)

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Ученик.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб)

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов)

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина)

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )

Крапива - коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.

Список использованной литературы

    Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 12010.

    Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 2008. – №8.

    Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 2009. – №3.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 2007.

Анна Маслова
Тематика бесед и консультаций по экологическому воспитанию для родителей

"Тематика бесед и консультаций по экологическому воспитанию для родителей. "

1. "Не причиняя вреда природе".

Цель: обговорить правила поведения в природе.

2. "Пусть цветут травы".

Цель: поговорить и познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь; познакомить с ядовитыми растениями.

3. "Поклонись ягодке".

Цель: поговорить о ягодах, прорастающих в крае, указать на ядовитые, меры предосторожности.

4. "Крылатые доктора".

Цель: познакомить с птицами, за которыми можно наблюдать, как помогать им зимой, чем кормить.

5. "Сокровища леса".

Цель: рассказать детям о роли леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь леса человеку и человека - лесу.

6. "Ядовитые грибы".

Цель: познакомить детей с ядовитыми грибами, с мерами предосторожности.

В самом начале учебного года целесообразно провести беседу о том, что родители знают об экологическом образовании и воспитании в целом, и как ребенок знакомится с экологией в пределах семьи. А также предлагается анкетирование для родителей:

1. "Книги в семье".

2. "Экологическое воспитание в семье".

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки на природу.

3. Войди в природу другом!.

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья - насекомые.

9. Защити друзей леса!

10. Пожар - это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы - земной красоты начало.

13. Первоцвет - вестники весны.

14. Давайте беречь воду!.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Человек и природа» "Дети и природа" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное.

Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей «Октябрь» ОКТЯБРЬ Октябрь - грязник, ни колеса ни полоза не любит. Октябрь - месяц отлета, пролета и прилета птиц. Октябрьский гром - зима бесснежная.

Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей «Осенние месяцы» Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей Дорогие взрослые, мы должны научить малышей смотреть.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Не причиняй вреда природе!» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕ причиняй вреда природе! С чего же начать ознакомление малыша с.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Не причиняй вреда природе» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕ причиняй вреда природе! С чего же начать ознакомление малыша с природой?.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию «Запомните правила» Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию Запомните правила! Охрана растений. Находясь в природе, нельзя срывать растения.

«Что значишь ты, без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда.

Сегодня природа переживает немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. Донести до детей эти вопросы не просто, беседа на экологическую тему поможет просто и доступно озвучить данную проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «Экологическая безопасность».

Цель беседы: формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

Задачи беседы: развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, учить сравнивать, обобщать; развивать речь, мышление, расширять кругозор и словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру обучающихся.

Сегодня природа переживает немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. Да, для развития науки и техники требуется огромное количество угля, руды, нефти и древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружают плотины, изменяют русла рек, затапливают большие территории. Мы получаем свет, газ, тепло, но при этом губим тысячи животных и растений!

Экология – это наука о нашем общем доме.

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны специалисты.

Как вы думаете, влияет ли деятельность человека на окружающую среду?

Что может быть опасным для человека?

Какие пути загрязнения атмосферы вы знаете?

Экологическая катастрофа – необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Причины: пренебрежение мерами безопасности, халатность персонала и руководства предприятий, алчность, стремление к экономии средств.

Примеры крупных экологических катастроф:

Чернобыльская катастрофа – радиационное загрязнение территории Украины, частично Белоруссии и России;

Гибель Аральского моря – исчезновение моря;

Авария на АЭС Фукусима.

В европейских странах почти не осталось нетронутых биосистем. За время своего существования и особенно в XX веке, человечество ухитрилось уничтожить около 70% всех естественных биосистем на планете. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются переработке.

На территории России имеется 9 млн. кв. км. нетронутых, а значит «работающих» экологических систем. Значительная часть этой территории –тундра, которая биологически малопродуктивна. Зато российская лесотундра, тайга, сфагновые (торфяные) болота – это экосистемы, без которых невозможно представить нормально действующую биоту всего земного шара.

Как вы думаете, основные запасы пресной воды находятся в...

Реках и озерах;

Ледниках и айсбергах;

Искусственных водоемах?

Какое уникальное озеро нашей страны вы знаете?

(Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель - рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

Как вы думаете, почему меняется климат?

(Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

А чем так опасны синтетические моющие средства?

(Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)

Кроссворд.

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле. (солнце )

2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях (вода )

3. Плодородный слой земли (почва )

4. Смесь газов (воздух )

Тест.

(выберите правильный вариант и составьте слово)

  1. Эколог – это?

А – учитель экологии.

П - специалист по защите окружающей среды.

2.Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды

В – через воздух, воду и почву;

Р – через воздух, воду и продукты питания.

3.Что такое экологическая безопасность?

А – как растения и животные живут рядом и влияют друг на друга;

О – защита от вредных действий загрязнения окружающей среды.

4. Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?

К – отойти в сторону;

Г – не задерживаться в тех местах, где загрязнен воздух.

5. Как защититься от загрязненной воды?

М – не пить грязную воду;

Н – использовать бытовой фильтр.

6. Какое правило личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

О – мыть овощи и фрукты;

А – пользуйтесь тарелкой и столовыми приборами.

7. Цепь загрязнений – это?

Е – вытоптанные тропинки;

З – сжигание листвы, появление ядовитого дыма, гибель насекомых.

(ПРОГНОЗ)

Давайте выработаем следующие правила и будем их придерживаться:

Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак.

Сортировка мусора.

Собирать макулатуру и сдавать.

Собирать мусор.

Купить многоразовую сумку для магазина.

Сажать деревья и не только!

Общаться с живой природой.

Кормить любых живых существ.