В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются :

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2017 году в указанных органах председательствует Киргизия.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Россия 142.5 2057.0 14.4 7.8 5.2 189.8
Белоруссия 9.6 77.2 8.0 18.3 0.7 -2.6
Казахстан 17.9 225.6 12.6 6.6 5.0 36.7

Источник - CIA World Factbook

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Возможные новые участники Евразийского экономического союза

Основными претендентами на вступление в ЕАЭС являются Армения и Кыргызстан. В июле 2014 года появилась новость о том, что Армения подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 10-го сентября 2014 года. Есть информация о том, что переговоры между Арменией и странами- основателями ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией завершены. Договор присоединения Армении к ЕАЭС находится в правительствах России, Казахстана и Белоруссии, где проходит необходимые бюрократические этапы, и после решения правительств будет поставлен вопрос места встречи президентов Армении и стран ЕАЭС для подписания договора.

Сообщается и о том, что в скором времени к странам-членам ЕАЭС может присоединиться Киргизия. Однако пока конкретных сроков относительно вступления этой страны в ЕАЭС не обозначено (ранее озвучивалась дата – до конца 2014 года). К тому же, население страны, судя по всему, не особо стремится вступить в ЕАЭС. Такой вывод можно сделать, основываясь на гражданской активности при сборе подписей под петицией в поддержку присоединения Киргизии к Таможенному союзу и ЕАЭС. На сегодняшний день под обращением подписались всего 38 человек.

Россияне также с подозрением относятся к возможному присоединению Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Об том говорят результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследователей, за присоединение к союзу Киргизии выступили только 20% опрошенных, столько же голосов и у Молдавии. Самой желанной страной, которую россияне хотели бы видеть в союзниках, оказалась Армения. За нее проголосовали 45% респондентов.

Азербайджан и Молдову ждет в ЕАЭС каждый пятый (23% и 20% соответственно). За присоединение к ЕАЭС Узбекистана выступают только 17% участников опроса, а Таджикистана и Грузии - по 14%. Реже всего респонденты высказывались за то, чтобы привлечь в Евразийский экономический союз Украину - 10%. А 13% опрошенных полагают, что ЕАЭС пока не следует расширять.

Опрос общественного мнения в СНГ относительно интеграции

Начиная с 2012 года Евразийский банк развития (создан в России и Казахстане) проводит регулярный опрос мнения жителей отдельных государств в отношении евразийских интеграционных проектов. Следующий вопрос был задан жителям отдельных стран: «Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, который освободил торговлю между тремя странами от пошлин, и создали Единое экономическое пространство (по сути - единый рынок трех стран). Как Вы относитесь к этому решению?»

Результаты ответов суммарно "выгодно" и "очень выгодно" приведены ниже:

Как видно, идея создания Таможенного союза и Евразийского экономического союза в целом одобряется и выглядит «выгодной» в глазах большинства населения практически всех, за исключением Азербайджана, стран СНГ и даже в Грузии.

Между тем, США в своей внешней политике выступают против Таможенного союза и ЕАЭС, утверждая, что это является попыткой восстановить доминирование России на постсоветском пространстве и создать союз наподобие СССР.

Информационная интеграция и ИТ-проекты

История

* 2019: Пенсии для трудовых мигрантов

В июне 2019 г стало известно, что Россия начнет выплачивать пенсии трудовым мигрантам из стран Евразийского экономического союза - Армении, Белоруссии , Казахстана и Киргизии.

Решение готовится в рамках соглашения о пенсионном обеспечении в рамках союза.

Согласно документу, который был подготовлен в марте и должен быть ратифицирован странами-членами ЕАЭС до конца 2019 года, страна, в которой мигрант работал и делал отчисления в пенсионный фонд, будет выплачивать ему пенсию и после возвращения на родину.

Новые меры помогут восстановить приток трудовых мигрантов, который в прошлом году рухнул до минимума за всю постсоветскую историю и перестал покрывать естественную убыль населения.

2018: Китай и ЕАЭС подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китаем подписано в мае 2018 года в ходе Астанинского экономического форума, который проходит в четверг в столице Казахстана , передает корреспондент РИА Новости .

По данным пресс-службы ЕЭК, что ЕАЭС и Китай вели переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в течение последних двух лет. Достигнуты договоренности по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности.

Ранее министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов заявил, что "соглашение носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены пошлин или автоматического снижения нетарифных барьеров".

2017: План сопряжения транспортных маршрутов с Поясом Шёлкового пути

Как отмечал в 2017 году Адамкул Жунусов, сотрудничество стран ЕАЭС с Китайской Народной Республикой открывает огромные возможности для развития экономических связей, торговли, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно нарастить экономический потенциал. От реализации совместного с Китаем проекта по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ожидается значительный синергетический эффект.

Финансирование части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. В качестве первого шага китайская сторона предложила государствам, расположенным вдоль Шёлкового пути, формирование перечня пилотных проектов с учетом общих интересов. Такой перечень из 39 проектов уже подготовлен специально созданной рабочей группой и одобрен министрами транспорта государств-членов Союза, напомнил Жунусов. Среди наиболее значимых совместных инициатив он отметил строительство новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай протяженностью 8 445 км, высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяженностью 770 км (в рамках ВСМ Москва – Пекин), железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан как южного ответвления континентального моста Евразии, открывающего доступ на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Отдельный акцент министр ЕЭК сделал на реализации проекта «Южная железная дорога Армения – Иран», которая соединяет действующую железнодорожную систему Армении с Ираном. Для предметного обсуждения этих проектов решено пригласить министра транспорта Китая Ли Сяопэна на очередное Совещание министров транспорта государств-членов Союза в декабре 2017 года, рассказал Адамкул Жунусов.

2015: Формирование союза

2014: Подписание документов о создании ЕАЭС

29 мая 2014 года в Астане президенты России , Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор был заключен с целью обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами-членами общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.

Система управления будет схожа с той, которая действует с 2012 г. после трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ее председатель Виктор Христенко сохранят должности. Договор завершает пятилетний этап формирования союза, который начался в 2009 г. с созданием Таможенного союза, объясняет министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев: союз станет самостоятельным субъектом международного права.

Единый рынок товаров и услуг

Три страны договариваются о создании единого рынка товаров и услуг, хотя в полной мере он заработает не раньше 2025 г. - должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Торговая политика ЕАЭС не поменяется: единые таможенное регулирование и тариф, свободное перемещение товаров. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% получит Россия , 7,33% - Казахстан , 4,7% - Белоруссия .

В соглашении прописаны механизмы защиты рынка от импорта. Могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев, применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

«В критических обстоятельствах» комиссия ЕАЭС может до завершения расследования вводить на 200 дней ретроактивные антидемпинговые пошлины. Пока идет антидемпинговое расследование, есть риск, что импортеры завезут годовой запас товаров, и нужно этот ущерб предотвращать. Это разрешенный ВТО инструмент», - рассказывает Слепнев .

О возможности введения таких пошлин гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов просил премьера Дмитрия Медведева еще в 2013 г. Без этого защитные расследования бессмысленны, объяснял он.

Единый режим для инвестиций

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой - в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС - форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан - с 1 июля 2010 года
  • Россия - с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия - с 6 июля 2010 года
  • Армения - с 10 октября 2014 года
  • Киргизия - с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование - один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Брошюра Евразийской экономической комиссии (PDF, 3,4 MB)

Государства-участники Таможенного союза

Таможенный союз (ТС) представляет собой официальное объединение на основании соглашения стран-участниц об отмене таможенных границ между ними, и соответственно отмене пошлин. Также основой функционирования союза является использование единого тарифа для всех остальных государств. В итоге Таможенным Союзом создана громадная единая таможенная территория, в пределах которой товары перемещаются без расходов на пересечение таможенных границ.

Хотя ТС юридически создан в 2010 году, фактически работать он начал только с 1 июля 2011 года, когда в странах-участницах вступили в силу акты о создании единой таможенной территории, а также были созданы и начали работать все контрольные и регуляторные органы. На данный момент членами ТС являются пять государств – Россия, Казахстан, Армения, Беларусь и Киргизия. Еще несколько стран являются официальными кандидатами на вступление в организацию или раздумывают над этим шагом.

Россия

Российская Федерация является инициатором и основой ТС. Эта страна обладает наиболее мощной экономикой среди всех стран-участниц, а в рамках Союза получила возможность повысить конкурентоспособность своих товаров в пределах общего рынка, что по оценкам экспертов менее чем за 10 лет даст ей дополнительную прибыль, в общей сумме, составляющую 400 миллиардов долларов.

Казахстан

Для Казахстана участие в Таможенном Союзе в первую очередь хорошо тем, что позволило войти в объединение, дающее в общей сложности до 16% мирового экспорта зерна. Работая в одном поле, Казахстан и Россия получили возможность существенно влиять на мировой зерновой рынок, изменяя его условия в свою пользу. Кроме того, стремительно развивающаяся сельскохозяйственная отрасль Казахстана таким способом сумела существенно укрепить свои позиции в РФ и других странах объединения.

Беларусь

Для Беларуси, давно уже частично интегрированной с Россией в единое таможенное и экономическое поле, участие в ТС позволило расширить географию льготных поставок своей продукции еще на несколько стран, а также увеличило приток инвестиций, в частности, из Казахстана. По прогнозам экспертов ежегодно участие в ТС приносит Беларуси до 2 миллиардов долларов дополнительной прибыли.

Армения и Киргизия

Эти страны совсем недавно стали участниками Таможенного Союза. Их привлечение позволило еще больше упрочнить позиции объединения на мировом энергетическом рынке. Эти же страны получили льготный доступ к рынкам, совокупный объем которых значительно превышает их экономические возможности, поэтому им прогнозируется ускорение роста ВВП и общего благосостояния населения.

В целом же Таможенный Союз рассматривается как взаимовыгодное экономическое партнерство географически и ментально близких стран, имеющих в рамках объединения равные права и возможности. Учитывая перспективы присоединения новых членов можно ожидать, что в ближайшем будущем ТС станет еще более мощным и влиятельным экономическим блоком.

Евразийский союз

Евразийский союз - это интеграционный проект на евразийском пространстве, целью которого является экономическое и политическое сближение постсоветских стран (при этом потенциально данное объединение может привлечь и многие другие страны Евразии за пределами бывшего СССР). К настоящему моменту евразийская интеграция реализована в виде целого ряда союзов разного уровня, важнейшими из которых являются Таможенный союз ЕАЭС и Евразийский экономический союз.

29 мая 2014 года на основе Таможенного союза и ЕЭП была создана более продвинутая форма интеграции - Евразийский экономический союз (ЕАЭС , ЕврАзЭС ), который начал свою работу с 1 января 2015 года. Председателем ЕАЭС в 2015 году была Беларусь, а в 2016 году - Казахстан.

На уровне ЕАЭС был сформирован общий рынок численностью в 183 миллиона человек. Союзные государства - Казахстан, Россия и Беларусь, а также Армения и Киргизия - обязались гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

[править] История евразийской интеграции

В древности на территории Евразии в районах нынешней Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Причерноморья, Кавказа и Юга Европейской России существовали крупные государственные образования ряда народов. Именно в этом евразийском ареале согласно наиболее распространённым гипотезам находятся исторические прародины индоевропейцев (к индоевропейским народам принадлежат славяне, армяне, осетины, таджики и т. д.), тюрков (казахи, киргизы, татары, узбеки и др.) и финно-угров (карелы, мордвины, удмурты, марийцы, коми и пр.). На пространстве Евразии свои государства-империи создавали скифы, сарматы, гунны, тюрки, хазары, монголы.

С XVI века крупнейшим государством на евразийском пространстве стала Россия (в XX веке - Советский Союз). С приходом России в Евразию стало возможным объединение этого важнейшего геополитического региона на основе земледельческого хозяйства и промышленного производства, при этом евразийские традиции скотоводческого и кочевого хозяйства во многом были сохранены. Дезинтеграция СССР в 1990-х годах нарушила выстроенные экономические связи, что привело к глубокому и длительному социально-экономическому кризису, из которого некоторые постсоветские государства так до сих пор и не вышли. Весьма характерно, что развалу Советского Союза в наибольшей мере противился Казахстан и некоторые другие азиатские республики СССР.

Инициатором евразийской реинтеграции по праву можно считать Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, представившему в марте 1994 года проект Евразийского союза, в который на первом этапе должны были войти Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан. Однако на тот момент деструктивные политические процессы на постсоветском пространстве были ещё слишком сильны, и полноценную интеграцию пришлось отложить. Тем не менее, объединительный процесс начался. В 1995 году руководители Казахстана, России, Беларуси, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о планах создания таможенного союза.

Полноценная евразийская интеграция стала возможной с приходом к власти в России Владимира Путина, поддержавшего идеи Нурсултана Назарбаева; их также поддержал Президент Беларуси Александр Лукашенко (к 26 января 2000 года в качестве особого интеграционного объединения было создано Союзное государство России и Беларуси).

[править] Хронология интеграции

  • 10 октября 2000 года - в Астане (Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. ЕврАзЭС стало первой действенной организацией, обеспечивающей интеграционный процесс на евразийском пространстве.
  • 30 мая 2001 года - вступил в силу договор о создании ЕврАзЭС в составе Казахстана, России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. В 2006-2008 гг. в ЕврАзЭС также участвовал Узбекистан, с 2002 г. статус наблюдателя получили Украина и Молдавия, а с 2003 г. - Армения.
  • 23 февраля 2003 года - президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП).
  • 6 октября 2007 года - в Душанбе (Таджикистан) прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Создана Комиссия Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕврАзЭС (в 2012 г. полномочия переданы Евразийской комиссии).
  • 6 июля 2010 года - вступили в силу соглашения о Таможенном союзе (ТС) в составе России, Казахстана и Беларуси, заработал Единый таможенный кодекс .
  • 9 декабря 2010 года - Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) (соглашения о единых правилах конкуренции, о регулировании поддержки сельского хозяйства и промышленных субсидий, о регулировании ж/д транспорта, услуг и инвестиций, о защите интеллектуальной собственности, о правилах технического регулирования, о госзакупках, о статусе мигрантов и противодействии нелегальной миграции из третьих стран, о согласованной макроэкономической и валютной политике, о свободном движении капитала, о регулировании естественных монополий и доступа к их услугам, о создании единого рынка нефти и нефтепродуктов).
  • 1 июля 2011 года - заработала Единая таможенная территория Таможенного союза: на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль (его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза).
  • 18 октября 2011 года - в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ . ЗСТ СНГ предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определённом уровне, а впоследствии поэтапно отменены.
  • 18 ноября 2011 года - подписан договор о создании Евразийской экономической комиссии.
  • 1 января 2012 года - в результате вступления в силу соответствующего договора создано Единое экономическое пространство (ЕЭП) как общий рынок, России, Беларуси и Казахстана (с 2014 года - ЕЭП Евразийского экономического союза), заработала Евразийская комиссия . Задачей ЕЭП является обеспечение «четырёх свобод» - движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы - а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики, финансов, транспорта и энергетики, торговли, промышленности и сельского хозяйства.
  • 20 сентября 2012 года - вступил в силу договор о ЗСТ СНГ между Беларусью, Россией и Украиной - первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. В 2012-2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан хоть и подписал договор, но не ратифицировал.
  • 29 мая 2014 года - Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) .
  • 10 октября 2014 года - Армения присоединилась к договору о Евразийском экономическом союзе. Организация ЕврАзЭС была ликвидирована в связи с выполнением своей миссии и формированием Евразийского экономического союза.
  • 23 декабря 2014 года - Киргизия присоединилась (подписала соглашения по присоединению) к Евразийскому экономическому союзу. Утверждено присоединение Армении к ЕАЭС.
  • 1 января 2015 года - вступило в силу соглашение о ЕАЭС, таким образом создан Евразийский экономический союз .
  • 8 мая 2015 года - президенты России, Белоруссии, Казахстана и Арменииподписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС .
  • 14 мая 2015 года - Иран планирует присоединиться к зоне свободной торговли с ЕАЭС
  • 25 мая 2015 года - подписано соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.
  • 27 мая 2015 года - Египет подал заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС.
  • 12 августа 2015 года - Евразийский союз отменил таможенную границу с Киргизией.

Читайте также: Расчет среднего заработка при увольнении

[править] Евразийский экономический союз

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Беларуси и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступит в силу с 1 января 2015 года. 10 октября 2014 к союзу присоединилась Армения (подписаны соглашения о присоединении), а 24 декабря 2014 года присоединилась Киргизия (также подписаны соглашения о присоединении).

Таким образом, на данный момент завершено формирование общего рынка в 183 миллиона человек, усиливается интеграция по сравнению с интеграцией на уровне Таможенного союза. Союзные государства обязуются гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

[править] Состав ЕАЭС

  • Армения (с 10 октября 2014 года)
  • Беларусь (с 29 мая 2014 года)
  • Казахстан (с 29 мая 2014 года)
  • Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
  • Россия (с 29 мая 2014 года)
  • Молдавия - имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)

Другие потенциальные участники

  • Таджикистан - в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии.
  • Монголия

21 июля 2015 г. Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС. 11 августа 2016 г. о схожем намерении также заявил Тунис устами своего посла в РФ.

[править] Уровни интеграции

[править] Единое экономическое пространство

1 января 2012 года было создано Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, ставшее на тот момент наиболее тесной формой интеграции этих стран. Ключевые пункты соглашений по ЕЭП заработали с июля 2012. Таможенный союз является частью соглашений о ЕЭП.

ЕЭП призвано обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между государствами-участниками. Также целью является обеспечение начал координации макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и других важнейших сфер экономики.

Состав ЕЭП тот же, что и у Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия). Также заинтересованность в присоединении к ЕЭП выражают Таджикистан, Узбекистан и Абхазия.

[править] Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС (до 2014 года - Таможенный союз Евразийского экономического сообщества, ТС ЕврАзЭС) - одна из форм экономической интеграции на постсоветском пространстве. В народе и СМИ данная организация именуется просто «ТС». Именно термин «Таможенный союз» в 2010-2014 гг. наиболее часто упоминался в СМИ при обсуждении экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Основным органом Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят главы государств и правительств Таможенного союза. На уровне глав государств совет собирается не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом и становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках.

Функции регулирующего органа с 1 января 2012 года выполняет Евразийская экономическая комиссия.

[править] Состав ТС

В настоящий момент в Таможенный Союз входят следующие государства:

[править] Кандидаты на вступление в ТС

  • Таджикистан - в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии. Вступление Киргизии затянулось, но состоялось. Переговоры с Таджикистаном также затягиваются.
  • Монголия - объявила о намерении вступить в ТС и ЕАЭС в 2016 году.
  • Молдавия - 14 апреля 2017 года получила статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Поскольку по состоянию на 2017 год в Молдавии президент вступает за евразийскую интеграцию, а парламент — против, то дальнейшая судьба интеграции с Молдавией зависит от развития внутренней ситуации в этой стране.
    • Гагаузия - на проведённом в 2014 году референдуме выступила за присоединение к Таможенному союзу. Следует учесть, что Гагаузская автономия не является самостоятельной страной ни де юре, ни де факто. Это автономная республика в составе Молдавии.
  • Сирия - также заявила о желании присоединиться к Таможенному союзу ещё в 2010 г. В настоящее время готовится подписание договора о зоне свободной торговли между Сирией и ТС.

Также присоединится к ТС хотят ряд непризнанных или частично признанных государств (из-за своего статуса они сталкиваются с препятствиями в осуществлении своих намерений):

  • Абхазия - 16 февраля 2010 года неформально заявила о желании войти в Таможенный союз.
  • Южная Осетия - 15 октября 2013 года объявила о намерении вступления в ТС.
  • Донецкая Народная Республика
  • Луганская Народная Республика - в 2014 году объявила о намерении вступления в ТС.
  • Приднестровская Молдавская Республика - 16 февраля 2012 года объявила о намерении вступления в ТС.

Бывшие потенциальные кандидаты

  • Украина - по своей давней традиции украинское руководство пыталось усидеть одновременно на двух стульях, сближаясь и с Евросоюзом и с Таможенным союзом, однако государства-члены ТС ясно дали понять, что такое развитие событий является неприемлемым. В настоящее время вопрос присоединения к Таможенному союзу затормозился из-за гражданской войны на Украине. Нынешнее украинское руководство взяло курс на так называемую «евроассоциацию», которая предполагает введение на Украине европейских правил и регламентов, а также открытие внутреннего рынка для европейских производителей. Фактически это губит и во многом уже погубило остатки высокотехнологичной промышленности на Украине (украинские экспортёры потеряли за 2014 год 29 % экспорта в Россию, недосчитавшись 3,9 млрд долларов, тогда как экспорт в ЕС вырос лишь на 1 млрд долларов (преимущественно в области сельского хозяйства).

[править] Зона свободной торговли

20 сентября 2012 года заработала зона свободной торговли стран содружества (ЗСТ СНГ) между Беларусью, Россией и Украиной, ратифицировавшими договор. В 2012-2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан подписал договор, но пока не ратифицировал.

Зона свободной торговли предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», а экспортные пошлины должны быть сначала зафиксированы, а затем поэтапно отменены.

Соглашения о зоне свободной торговле в двустороннем порядке отдельными странами ЕАЭС подписаны также с Сербией (между Сербией и Россией режим свободной торговли действует с 2000 года, с Беларусью - с 31 марта 2009 года, с Казахстаном - с 7 октября 2010 года). Соглашение с Вьетнамом было подписано 25 мая 2015 года. 27 мая 2015 заявку на образование ЗСТ с ЕАЭС подал Египет.

Читайте также: Пониженный тариф взносов при усн в 2020 году по оквэд

В 2014 году планировалось подписать аналогичное соглашение о зоне свободной торговли с Новой Зеландией (теперь под вопросом из-за участия Новой Зеландии в антироссийских санкциях), Также переговоры о заключении таких соглашений ведутся с Европейской Ассоциацией Свободной Торговли (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), Израилем, Индией, Сирией, Черногорией и рядом стран Латинской Америки.

Всего к зоне свободной торговли с ЕАЭС намерены присоединиться до 40 стран, сотрудничать с ЕАЭС по состоянию на начало 2017 года выразили желание порядка 50 стран.

[править] Страны, подписавшие ЗСТ

  • Вьетнам - соглашение подписано 29 мая 2015 года. Вступило в силу через 60 дней после ратификации в соответствии с национальным законодательством всеми странами ЕАЭС и Вьетнамом . Закон о ратификации соглашения о ЗСТ был подписан 2 мая 2016 года Президентом России Владимиром Путиным . 31 мая закон о ратификации соглашения о ЗСТ подписал президент Белоруссии Александр Лукашенко, 2 июня - президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.

[править] ЗСТ на стадии переговоров

  • Египет - заявка подана 27 мая 2015 года.
  • Таиланд - 1 апреля 2016 года Россия и Таиланд начали переговоры о создании зоны свободной торговли.
  • Иран - переговоры начались в 2015.
  • Монголия - начнёт стадию переговоров о зоне свободной торговли и возможном вступлении с осени 2016 года.
  • Сербия - ведет переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС

[править] Выразили интерес к сотрудничеству

[править] Что даёт вступление в ЕАЭС

ЕАЭС призван улучшить экономическое взаимодействие и существенно упростить жизнь гражданам стран Евразии в целом ряде отношений:

  • Будут ослаблены или убраны процедуры таможенного контроля.
  • Будет проводиться координация экономической, транспортной, энергетической, миграционной политики.
  • Будет частично унифицировано законодательство в отношении ведения бизнеса и торговли.
  • 19 июня 2015 года объявлено, что на территории ЕАЭС отменят международный роуминг.

[править] Реакция стран Запада

Западные политики отнюдь не в восторге от перспективы экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве. Госсекретарь США Хиллари Клинтон, например, заявила, что «США постараются не допустить воссоздания Советского Союза».

Единственное, чего США пока достигли в воспрепятствовании евразийской интеграции - это организация на Украине госпереворота в феврале 2014 г., в результате чего страна фактически распалась в ходе Украинского кризиса. При этом оставшейся под контролем американских марионеток части Украины был навязан самоубийственный курс на разрыв экономических связей с РФ и «евроассоциацию» с ЕС. Развал украинской промышленности и серьёзный энергетический кризис ярко проявились уже в 2014 г.

Несмотря на столь однозначные намерения и действия Соединённых Штатов, европейские политологи полагают, что Россия в перспективе ближайших 20-30 лет сумеет расширить свои границы примерно до советских размеров.

Путин тем временем не упускает случая подколоть страдающих сейчас от сепаратистских настроений европейцев, намекая на приглашение в Таможенный союз тех или иных европейских стран. Назарбаев допускает вовлечение Турции в евразийскую интеграцию.

Страны Таможенного союза: список

В современном мире многие страны объединяются в союзы — политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Кандидаты на членство:

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России – Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана – Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси – Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь — от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели — Россия, Белоруссия и Казахстан — и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому таможенному тарифу.

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС – в Алма-Ате, а суд — в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Таможенный союз - организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.

Участники Таможенного союза

Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  • Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
  • Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

  • Россия,
  • Кыргызстан,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Беларусь.

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, - укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача - восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек. Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Кто управляет ЕЭС?

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Управляющие органы Евразийского экономического союза

Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.

Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.

Цели ТС и их осуществление

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами - членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной - участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны - участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.