Самые большие пушки в истории - от «Базилики» венгерского инженера с крутейшей фамилией Урбан (или это имя?) до крупповской «Доры» с длиной ствола 32,5 м!

1. «Базилика»

Она же - Османская пушка. Была отлита в 1453 году венгерским инженером Урбаном по заказу османского султана Мехмеда II. В тот достопамятный год турки осадили столицу Византийской империи Константинополь и все никак не могли попасть внутрь неприступного города.

Три месяца Урбан терпеливо отливал из бронзы свое детище и наконец представил султану получившегося монстра. 32-тонный великан длиной 10 м и диаметром ствола 90 см мог запустить 550-килограммовое ядро примерно на 2 км.

Чтобы перевезти «Базилику» с места на место, в нее впрягали 60 быков. Вообще же обслуживать султан-пушку должны были 700 человек, в числе которых были 50 плотников и 200 рабочих, делавших специальные деревянные мостки для передвижения и установки орудия. На одну лишь перезарядку новым ядром требовался целый час!

Жизнь «Базилики» была короткой, но яркой. На второй день пальбы по Константинополю ствол дал трещину. Но дело было уже сделано. К этому моменту пушка успела совершить меткий выстрел и пробить брешь в защитной стене. Турки вошли в столицу Византии.

Спустя еще полтора месяца пушка сделала последний выстрел и раскололась окончательно. (На снимке ты видишь Дарданелльскую пушку, аналог «Базилики», отлитый в 1464 году.) Ее создатель к этому моменту был уже мертв. Историки расходятся во мнении, как он погиб. По одной из версий, Урбана убило осколком взорвавшейся осадной пушки (более мелкой, но опять же отлитой им самим). По другой версии, после окончания осады султан Мехмед казнил мастера, узнав, что Урбан предлагал свою помощь и византийцам. Нынешняя международная обстановка велит нам склониться ко второй версии, которая лишний раз доказывает вероломную сущность турок.

2. Царь-пушка

Ну а куда же без нее! Каждый житель России старше семи лет примерно представляет, что это за штука. Поэтому ограничимся лишь самыми краткими сведениями.

Царь-пушка была отлита из бронзы пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым в 1586 году. На троне тогда сидел царь Федор Иоаннович, третий сын Ивана Грозного.

Длина пушки - 5,34 м, диаметр ствола - 120 см, масса - 39 т. Все мы привыкли видеть эту пушку лежащей на красивом, украшенном орнаментом лафете, с покоящимися рядом ядрами. Однако лафет и ядра были изготовлены лишь 1835 году. К тому же стрелять такими ядрами Царь-пушка не может и не могла.

Пока за орудием не закрепилось нынешнее прозвище, его называли «Дробовик российский». И это ближе к истине, поскольку стрелять пушка должна была картечью («дробом» - каменными ядрами, общим весом до 800 кг). Должна, но никогда не стреляла.

Хотя, согласно легенде, один залп пушка все-таки сделала, выстрелив прахом Лжедмитрия, но это не соответствует фактам. Когда в восьмидесятых Царь-пушку отправили на реставрацию, изучившие ее специалисты пришли к выводу, что орудие так и не было доделано. В пушке не оказалось запального отверстия, которое за пять веков так никто и не удосужился просверлить.

Впрочем, это не мешало красоваться пушке в сердце столицы и своим внушительным видом демонстрировать заморским послам мощь русского оружия.

3. «Большая Берта»

Свое прозвище легендарная мортира, выпущенная в 1914 году на заводах старинной литейной династии Круппов, получила в честь Берты Крупп, бывшей в то время единственной владелицей концерна. Судя по сохранившимся фотографиям, Берта действительно была довольно крупной женщиной.

420-мм мортира могла делать один выстрел в 8 минут и посылала 900-килограммовый снаряд на 14 км. Фугас взрывался, оставляя после себя воронку диаметром 10 м и глубиной 4 м. Разлетавшиеся осколки убивали на расстоянии до 2 км. Стены французских и бельгийских гарнизонов к такому подготовлены не были. Союзные войска, сражавшиеся на Западном фронте, окрестили Берту «убийцей фортов». На взятие очередной крепости у немцев уходило не более двух дней.

Всего за годы Первой мировой было произведено двенадцать «Берт», к настоящему времени не уцелело ни одной. Те, что не взорвались сами, были уничтожены во время боев. Дольше всего просуществовала мортира, захваченная в конце войны американской армией и выставлявшаяся до 1944 года в военном музее города Абердина (штат Мэриленд), пока ее не отправили на переплавку.

4. Парижская пушка

21 марта 1918 года в Париже прогремел взрыв. За ним другой, третий, четвертый. Взрывы раздавались с пятнадцатиминутными интервалами, и всего за день их прозвучало 21… Парижане были в панике. Небо над городом при этом оставалось пустынно: ни вражеских самолетов, ни цеппелинов.

К вечеру, после изучения осколков, стало понятно, что это были не авиабомбы, а артиллерийские снаряды. Неужели немцы добрались до самых стен Парижа, а то и вовсе засели где-то внутри города?

Лишь спустя несколько дней французский авиатор Дидье Дора, совершая облет, обнаружил место, откуда стреляли по Парижу. Пушка пряталась в 120 километрах от города. По Парижу стреляла «Труба кайзера Вильгельма» - сверхдальнобойное орудие, еще одно исчадие концерна Круппа.

Ствол 210-миллиметровой пушки имел длину 28 м (плюс 6-метровое удлинение). Колоссальное орудие, весившее 256 т, размещалось на особой железнодорожной платформе. Дальность выстрела 120-килограммового снаряда составляла 130 км, а высота траектории доходила до 45 км. Именно потому, что снаряд двигался в стратосфере и испытывал меньшее сопротивление воздуха, и достигалась уникальная дальнобойность. Снаряд добирался до цели за три минуты.

Пушка, замеченная глазастым летчиком, пряталась в лесу. Вокруг нее располагались несколько батарей орудий малого калибра, которые создавали шумовой фон, мешавший установить точное расположение «Трубы кайзера».

При всей своей внешней ужасности орудие было довольно бестолковым. 138-тонный ствол прогибался от собственного веса и нуждался в поддержке дополнительными тросами. А раз в три дня ствол и вовсе приходилось целиком менять, поскольку больше 65 выстрелов он не выдерживал, слишком уж быстро его стачивали залпы. Поэтому для очередного нового ствола имелся особый набор нумерованных снарядов - каждый следующий чуть толще (то есть чуть больше по калибру), чем предыдущий. Все это сказывалось на точности стрельбы.

Всего по Парижу было произведено около 360 выстрелов. При этом было убито 250 человек. Больше всего парижан (60) погибло при попадании (естественно, случайном) в церковь Сен-Жерве во время службы. И хотя погибших было не так много, весь Париж был напуган и подавлен могуществом немецкого оружия.

Когда ситуация на фронте изменилась, пушку немедля эвакуировали обратно в Германию и уничтожили, чтобы ее секрет не достался войскам Антанты.

При изготовлении корабельных орудий на моделях судов далеко не последнюю роль играет их правильное оснащение. Искусно изготовленное орудие, просто приклеенное на палубе, будет выглядеть незаконченно, даже глаз непрофессионала заметит, что такая пушка при качке будет свободно раскатываться по палубе, а в шторм вообще превратится в смертоносный снаряд, угрожающий не только команде, но и кораблю. Это только наиболее очевидная сторона, вообще пушки имели зачастую довольно значительный вес, поэтому всевозможные тали были просто необходимы для перекатывания орудия, зарядки, и наведения его на цель. Попробуем разобраться с устройством различных дополнительных деталей орудий, талей и тросов применяющихся в различные времена в различных странах.
Орудие наводилось на цель при помощи простейших прицельных приспособлений - клина или винта, поднимающих или опускающих казенную часть орудия. Горизонтальная наводка осуществлялась путем поворота орудия при помощи рычагов. Дистанция стрельбы не превышала к середине XIX века 400-1000 м.

Рис.1 Конструкция корабельной пушки

1 - винград; 2 - запальное отверстие; 3 - запальная полка; 4 - пояс у казны; 5 - цапфы; 6 - дульный венок; легвант; 7 - дульный обод; 8 - дуло; 9 - обод ствольного пояса; 11 - обточка первого "усиления"; 12 - ось колес; 13 - колеса; 14 - железные нагели или шплинты; 15 - лафетная рама; 16 - боковые стенки-щеки; 17 - подушка лафета; 18 - накидка для цапфы; 19 - болты квадратного сечения; 20 - обухи для крепления пушечных талей; 21 - сквозное отверстие в лафете для прохода брюка; 22 - рымы для проводки брюка; 23 - подушка подъемного клина; 24 - подъемный клин

Готовое к стрельбе орудие фиксировалось клиньями. Порох поджигался фитилем через запальное отверстие. При стрельбе бомбой предварительно поджигался фитиль бомбы. После выстрела ствол орудия чистился банником - щеткой из бараньей шкуры. Весь процесс подготовки орудия к выстрелу вместе с наводкой на цель занимал 8-15 минут. Прислуга орудия зависела от его калибра и могла достигать 3-4 чел. у маленьких пушек или 15-18 чел. у больших орудий. Низкая скорострельность и точность стрельбы (судно постоянно раскачивалось на волнах) вынуждали устанавливать на судне как можно больше орудий и вести огонь залпами по одной цели. Вообще потопить деревянный корабль или фрегат такими средствами было очень сложно. Поэтому тактика артиллерийского боя сводилась к уничтожению мачт и парусов на вражеском судне. Затем, если враг не сдавался, его судно поджигалось брандскугелями и бомбами. Чтобы экипаж не мог потушить пожар, по верхней палубе вели огонь картечью. Рано или поздно огонь добирался до запасов пороха. Если же необходимо было захватить корабль противника, то на него высаживалась абордажная партия, которая в рукопашном бою уничтожала экипаж вражеского корабля.
В пушке различали следующие детали: внутреннюю часть трубы орудия - канал; переднюю часть - дуло; "усиления" - цилиндры, надетые на трубу; цилиндрические приливы, на которых орудие вращалось в вертикальной плоскости - цапфы; часть трубы от цапф до дула - ствол; заднюю часть орудия - казну или казенную часть; прилив к казне - винград; отверстие в трубе рядом с казной, в которое засыпали порох для воспламенения заряда, - запальное отверстие и т.д. Эти и прочие детали орудия показаны на рис.1, на котором можно видеть и соотношения отдельных деталей.
Лафеты, или "тележки", изготовляли из дуба. Они состояли из двух боковых стенок - щек, которые к задней части орудия понижались ступенчато по высоте. Между щеками крепили горизонтальную доску - раму, а к ней - оси колес. Колеса тоже выполняли из дуба и оковывали железом. В соответствии с поперечной погибью палубы диаметр передних колес был несколько больше, чем задних, поэтому на лафете орудие лежало горизонтально. В передней части рамы между щеками находился вертикальный брус - "подушка лафета". Ее верхняя часть имела полукруглый вырез для облегчения подъема ствола. В щеках были вырезаны два полукруглых гнезда для установки цапф орудия. Сверху цапфы удерживали железные накидки полукруглой формы. Отдельные детали лафета скрепляли между собой железными болтами со шплинтами. Дополнительно на лафетах установили рымы для крепления талей.
Старинные орудия на судах во время боя передвигали для зарядки и наводки, а в остальное время из-за качки их приходилось основательно крепить с помощью специального инвентаря.

Рис. 2. Пушечные и откатные тали, брюк.

1 - брюк (французский вариант); 2 - брюк (английский вариант); 3 - пушечные тали; 4 - откатные тали.

Брюк - это мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате. На английских судах брюк проходил не через лафет, а через рымы на боковых стенках лафета.
Пушечные тали - состояли из двух блоков с гаками, которые крепили в рымах на щеках лафета и по бокам пушечных портов. С их помощью орудие подкатывали к порту и откатывали от него. Для этого двое талей заводили с двух сторон орудия (рис. 2).
Откатные тали - это один или двое талей, основанных так же, как и пушечные, и служивших для втягивания орудия внутрь судна. Обычно орудия закрепляли на судне при помощи тросов, во время боя их выдвигали из пушечных портов. Иногда это делали во время стоянки на якоре, для того, чтобы придать судну парадный вид.
Для закрепления орудия его втягивали внутрь судна и опускали казенную часть так, чтобы дуло касалось верхнего косяка порта. Брюк заводили под переднюю ось лафета, а ствол крепили тросом, который охватывал его и был закреплен на рыме в середине верхнего косяка.

Рис. 3. Орудие, закрепленное при помощи тросов.

1 - лафет; 2 - ствол; 3 - крепление дула; 4 - строп казенной части; 5 - брюк; 6 - пушечные тали; 7 - откатные тали; 8 - трос, стягивающий брюк и пушечные тали; 9 - трос крепления батареи; 10 - клинья.

Винград орудия тоже охватывали стропом, в огон которого заводили гак откатных талей. Второй гак талей крепили в рыме на косяке. Затем пушечные тали набивали и, обтянув их, прихватывали брюк при помощи тонкого конца. Для безопасности под колеса лафета подкладывали клинья, кроме того, все орудия одной батареи скрепляли друг с другом тросом, проходившим над нижней «ступенькой» лафета через рымы на палубе и гаки по бокам пушечных портов (рис. 3).
Одним из основных отличий в английской и французской схемах крепления орудия является проводка брюка. Пушки различного размера могли иметь различное количество талей. Например на более легких пушках вместо пары откатных талей зачастую использовали одни, закрепленные за рым стоящий по центру лафета (рис. 7). На российских судах применялась схема подобная английской. Вот как это описано в книге Глотова "Изъяснения к вооружению корабля":

Пушки на станках ставятся на деках в портах, прикрепляются к бортам талями и брюками (толстые смоленые веревки; делаются из вант-тросов, толщиною от 8 до 5 ½ дюймов, смотря по калибру пушки, а длиною в 2 ½ длины пушки; тали же из обыкновенных тросов толщиною 1/3 брюк. Брюки прикрепляются к рымам, утвержденным в бортах, и, проходя сквозь рымы в пушечном станке, удерживают собою при отдаче пушку и помогают в укреплении ея к борту), ломы и ганшпуги лежат под станками, банники, прибойники, пыжевники над пушками. Часть ядер и картечь кладется в сделанных с боков у пушек, так называемых кранцах (Кранцами называются сделанные из веревок кольца, оные служат для того, чтобы положенные в них ядра никуда не раскатывались), или среди палубы в прибитых планках, или кругом люков; часть ядер помещается в ящиках, сделанных в трюме вокруг льяла что около грот-мачты, где они дополняют тот вес, которым средина корабля паче других его частей должна быть обременена. Калибр пушек от нижнего дека кверху постепенно уменьшается и вообще соразмерно величине и крепости судна. На 74-пушечном корабле обыкновенно в нижнем деке ставят 36-фунтовыя, в верхнем 18, а на шканцах и баке 8-фунтовыя пушки. Вес всех сих пушек без станков и снарядов составляет почти 1/2 часть всего полного груза корабля. В мирное время отпускается на корабль на каждую пушку по 65 ядер по 10 друвгагелей (Drufhagel) с картечами и пороху на 56 боевых выстрелов, прибавляя несколько для мушкетной стрельбы; но во время войны сие количество увеличивается в полтора или в два раза. Артиллерийские припасы, как то: фитили, армяк, запасные колеса, оси, ломы, ганшпуги, банники, прибойники и прочее - помещаются в одной из кают около выхода носовой крют-камеры и в галерее, окружающей оную, и около хода к фонарю.

На рис. 3 показана одна из наиболее сложных схем крепления (шваротовки) орудий в походном положении. Существуют и более простые, но менее надежные приемы, которые также зачастую использовались. Простая одинарная швартовка рис. 4 вполне достаточна при спокойной погоде на море, и является наиболее легкой в выполнении. Ходовыми концами подкатных талей выполняют по одному обороту за виноград орудия и фиксируют их. За более подробным описанием этой и последующих схем пожалуйте на http://perso.wanadoo.fr/gerard.delacroix , к вашему вниманию оригиналы на французском.

Рис. 4. Простая одинарная швартовка.

Следующей по надежности, а также по сложности, была двойная швартовка, рис. 5. Концом подкатных талей выполняли несколько оборотов за виноград и крюк подкатных талей на борте, этим же концом перетягивали получившиеся петли у винограда и крепили.


Рис. 5. Двойная швартовка.

Швартовка орудия вдоль борта (рис.6) применялась в тех случаях, когда судно использовалось как транспортное, или на малых кораблях с низкой палубой, которая при сильных ветрах заливалась волной. Орудие располагали вдоль борта напротив порта и крепили через рымы на бортах и оси колес.


Рис. 6. Швартовка вдоль борта.

Корабельная артиллерия развивалась одновременно с сухопутной. Пушки были гладкоствольными, отливались они из чугуна и меди. Стреляли пушки с помощью черного дымного пороха сплошными чугунными ядрами. Заряжали орудия с дула, выстрел производили поджигая порох в затравочном отверстии. Стрельба велась только прямой наводкой. Калибр орудий в петровские времена был от двух до 30 фунтов (рис. 7)

Рис. 7. Типичное артиллерийское орудие петровских времен:
1 - лафет; 2 - цапфы ствола орудия; 3 - рым для откатных талей; 4 - стяжные болты

Рис. 8. Ствол орудия-единорога

Ствол единорога был длиннее ствола пехотной гаубицы, но короче ствола морской пушки. Из него можно было вести навесной и настильный огонь, используя при этом все виды снарядов: ядра, разрывные гранаты (бомбы), зажигательные снаряды и картечь Картечное действие единорога было во много раз сильнее картечного действия мортиры, а дальность стрельбы ядром и бомбой в два раза дальше, чем у мортиры такого же веса. Осадная артиллерия имела в своем распоряжении 24- и 18-фунтовые пушки, а также 1 -пудовые единороги. Единороги настолько хорошо зарекомендовали себя, что вскоре были приняты на вооружение в армиях многих западных государств. Продержались они вплоть до внедрения нарезной артиллерии (середина XIX в.).
С 1787 г. на флоте были введены пушки нового образца: 24- и 31-фунтовые карронады (рис. 9), а в начале XIX в. - 68- и 96-фунтовые. Это были небольшой длины крупнокалиберные пушки, стрельба из которых на близких дистанциях производила большие пробоины и разрушения корпуса вражеского корабля. Предназначались они для стрельбы на ближних дистанциях, и устанавливались преимущественно на верхней палубе - шканцах и баке. Лафет у карронад был несколько иного устройства - носовая часть лафета крепилась болтом к подушке, а кормовая имела леса, расположенные поперек лафета, что позволяло производить горизонтальную наводку. Для вертикальной наводки на лафете был приспособлен вертикальный винт, при помощи которого поднималась и опускалась задняя часть ствола. В те же годы чугун материал для отливки орудий стал заменяться бронзой.

Рис. 9. Карронада

Последним достижением русской гладкоствольной артиллерии были 68-фунтовые (214-мм) бомбические орудия, сыгравшие важную роль в Синопском сражении 1853 г. Испытания новой пушки производились в Николаеве в 1839 г., а с 1841 г., по настоянию Корнилова, ими начали вооружать корабли Черноморского флота. Первым кораблем, вооруженным 68-фунтовыми бомбическими орудиями, был 120-пушечный трехдечный линейный корабль "Двенадцать апостолов", спущенный на воду в 1841 г., а затем и однотипные с ним линейные корабли "Париж", "Великий князь Константин" и "Императрица Мария".
Бомбические орудия (рис. 10) отличались от так называемых длинных пушек тем, что их снаряды, имея одинаковую массу и такую же дальность полета снаряда, производили более значительные разрушения за счет того, что они были полыми и начинялись разрывным зарядом. Огневая мощь линейного корабля, вооружённого такими орудиями, возрастала втрое. Метко направленные бомбические снаряды производили страшные разрушения на вражеских судах, они пронизывали борта, сбивали мачты и опрокидывали вражеские орудия. Пробив борт корабля, они разрывав внутри его, сокрушая все вокруг и вызывая пожары. Через 15-20 мин после начала русской канонады в Синопском сражении большинство турецких кораблей уже пылали.

Рис. 10. Бомбическое орудие

Обыкновенные турецкие пушки того времени стреляли сплошными ядрами, не причинявшими противнику особого вреда. Так, например, в 1827 г. в победоносном морском сражении при Наварине русский флагманский корабль "Азов" получил 153 пробоины, в том числе 7 подводных. Это не помешало его командиру капитану 1 ранга М. П. Лазареву потопить турецкий флагманский корабль, 3 фрегата, корвет и заставить выброситься на берег неприятельский 80-пушечный корабль. А "Азов" вскоре был отремонтирован и продолжал свою славную службу в строю родного флота. Бомбические орудия очень скоро вытеснили пушки, стрелявшие сплошными чугунными ядрами.
К середине XIX в. гладкоствольная артиллерия достигла, высшего совершенства. По наружному виду пушки различаются в зависимости от того, на каком заводе и в какое время они отливались. Пушки более раннего периода имели украшения в виде фризов, поясов, украшенных затейливым литьем. Пушки более позднего изготовления не имели этих украшений. Калибр орудий к середине XIX в. достигал 32-36 фунтов, а бомбических 68-96 фунтов.
Ориентировочные размеры калибров некоторых орудий в метрической системе мер следующие: 3-фунтовые-61-мм, 6-фунтовые-95-мм, 8-фунтовые-104-мм, 12-фунтовые-110-мм, 16-фунтовые- 118-мм, 18-фунтовые-136-мм, 24-фунтовые- 150-мм, 30-фунтовые-164-мм, 36-фунтовые-172-мм, 68-фунтовые-214-мм.. Карронады делались 12-, 18-, 24-, 32-, 36-, 68- и 96-фунтовыми.

Орудийные порты - это почти квадратные отверстия, вырезанные в бортах корабля (рис. 11). Делались порты в носовой и кормовой частях корабля. В носовой части это так называемые порты погонных орудий, в кормовой - для орудий, используемых при защите от преследующего противника. В них ставили обыкновенно орудия, снятые с ближайших бортовых портов, размещенные на том же деке.

Рис. 11. Пушечные порты двухдечного линейного корабля конца XVIII;

1-гондек-порты; 2 - опердек-порты; 3 - шканечные полупорты: 4-грот-руслень 5 - нижние юферсы; 6 - вант-путенсы; 7 - бархоуты; 8 - бортовой трап

Крышки орудийных портов, которые наглухо закрывали их, изготовляли из толстых досок, обшитых поперечными, более тонкими досками (рис. 12).

Рис. 12. Крышки орудийных портов;

1-крышка порта; 2-украшение крышек портов инкрустацией; 3 - способ открывания и закрывания крышек портов.

Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри, при помощи тросов, концы которых были заделаны в рымах на верхней стороне крышки, а закрывали с помощью другого троса, прикрепленного к рыму на внутренней стороне крышки. На верхней палубе в фальшборте орудийные порты делали без крышек и называли полупортами. В петровские времена внешнюю сторону крышек портов часто украшали инкрустацией в виде золоченого венка, вырезанного из дерева.
Размеры портов и расстояние между ними зависели от диаметра ядра. Так, ширина и высота портов составляли соответственного 6,5 и 6 диаметров ядра, а расстояние между осями портов - примерно 20-25 диаметров ядра. Расстояния между портами диктовали нижние (самые крупнокалиберные) орудия, а остальные порты прорезались в шахматном порядке.
Расстояние между всеми нижними портами, плюс расстояние от крайних портов к носу и корме определяло длину батарейной палубы, а последняя - длину корабля и соответственно все остальные его размеры. Отсюда иногда в литературе встречается термин "длина корабля по гондеку".

Теперь от истории и теории, для наглядности перейдем к примерам и фотографиям различных орудий, а так как можно выделить две основные схемы установки талей орудий – английскую и французскую, сначала Англия:



Последняя картинка неплохой пример, установки именно на модели. Исходя из масштаба модели можно некоторые элементы не выполнять, также, как и с такелажем, излишняя перегруженность модели будет только минусом. Но в любом случае оставлять орудие без оснастки, я полагаю, некрасиво. Как минимум стоит выполнить брюк, независимо от масштаба модели, хотя бы по более простой схеме без рымов на французский манер.

Дмитрий Лучин

В статье использованы выдержки из книг Курти «Постройка моделей судов»,
Глотова "Изъяснения к вооружению корабля"
а также материалы сайтов
http://perso.wanadoo.fr/gerard.delacroix
http://www.grinda.navy.ru

Артиллерию не зря называют главным участником войны. С самого начала своей истории она стала важной и неотъемлемой частью любых наземных войск. Даже несмотря на высокотехнологичные разработки в области ракетного вооружения и воздушной авиации, у артиллеристов хватает работы, причём данное положение вещей не изменится в обозримом будущем.

В армии размер имел и всегда имеет значение, причём независимо от вида войск. Крупные бомбардировщики или массивные танки не самые маневренные, а иногда и не такие эффективные инструменты атаки или обороны, но не стоит забывать о психологическом эффекте, который они производят на врагов.

Итак, представляем вашему вниманию список самых больших пушек за всю историю человечества, куда вошли артиллерийские орудия разных эпох и времён. Все они дожили до наших дней в том или ином виде, и внушают страх уже посетителям музея, а не врагам на поле боя.

  1. Османская «Базилика».
  2. Немецкая «Дора».
  3. Русская Царь-пушка.
  4. Американское орудие «Маленький Давид».
  5. Советский миномёт «Ока».
  6. Германская «Большая Берта».

Рассмотрим каждого участника более подробно.

«Базилика»

На почётном месте нашего списка расположилась османская пушка «Базилика». Отливать её начали в начале XV века по просьбе правителя Мехмеда II. Работа легла на плечи известного венгерского мастера Урбана, и спустя несколько лет появилась самая большая пушка мира в истории войны.

Бронзовое орудие получилось колоссальным по своим габаритам: длина боевой части 12 метров, диаметр ствола 90 см, а вес превысил 30-тонную отметку. Для того времени это была неподъёмная махина, и для её перемещения требовалось как минимум 30 рослых быков.

Отличительные черты пушки

Расчёт орудия также был внушительным: 50 плотников для изготовления площадки по месту стрельбы и 200 человек для наведения на цель. Дальность стрельбы самой большой в мире пушки составляла порядка 2 километров, что по тем временам было немыслимым расстоянием для любого орудия.

«Базилика» недолго радовала своих полководцев, потому как буквально через несколько дней тяжёлой осады, пушка дала трещину, а через пару суток и вовсе перестала стрелять. Тем не менее орудие сослужило свою службу османской империи и навело много страху на врагов, от которого они потом долго не могли оправиться.

«Дора»

Это очень тяжёлое немецкое орудие считается самой большой пушкой в мире Второй мировой войны. Всё началось в 30-е годы прошлого столетия, когда инженеры компании Круппа занялись конструированием этой махины.

Орудие с калибром в 807 мм нужно было монтировать на специальную платформу, которая ходила по железной дороге. Максимальная дистанция поражения целей колебалась в районе 50 километров. Немецкие конструкторы успели изготовить всего две пушки, и одна из них принимала участие в осаде Севастополя.

Общий вес «Доры» колебался в пределах 1,3 тонны. Примерно с получасовой задержкой пушка делала один выстрел. Несмотря на то что у многих военных аналитиков и специалистов боевая эффективность, да и практичность такого монстра вызывала массу сомнений, пушка действительно внушала панику и дезориентировала отряды неприятеля.

Царь-пушка

Бронзу в списке самых больших артиллерийских орудий получила отечественная гордость - Царь-пушка. Орудие увидело свет в 1586 году благодаря стараниям оружейного конструктора тех лет Андрея Чохова.

Габариты пушки производят незабываемые впечатления на туристов: длина 5,4 метра, калибр боевого орудия 890 мм и вес в 40 с лишним тонн напугают любого врага. Самая большая в мире пушка по праву получила уважительное обращение Царь.

Над внешним видом орудия также постарались. Пушка украшена сложными и интересными узорами, а по периметру можно прочитать несколько надписей. Военные эксперты уверены в том, что Царь-пушка единожды, но открывала огонь по врагу, несмотря на то, что в исторических документах это подтверждено не было. Наше орудие попало в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса и стало самой посещаемой достопримечательностью столицы наравне с мавзолеем Ленина.

«Маленький Давид»

Это орудие из Соединённых Штатов является наследием Второй мировой войны и считается самой большой в мире пушкой по диаметру калибра. «Маленький Давид» разрабатывался как инструмент для ликвидации особо мощных сооружений неприятеля на тихоокеанском побережье.

Но орудию не суждено было покинуть пределы полигона, где оно прошло успешные испытания, поэтому пушка внушала страх и уважение только на фотоснимках зарубежной прессы.

Перед выстрелом ствол монтировался на специальный металлический каркас, который на четверть был врыт в землю. Пушка стреляла нестандартными снарядами конусообразной формы, вес которых мог достигать полутора тонн. По месту взрыва таких боеприпасов оставалась глубокая впадина на 4 метра в глубину и на 10-15 метров в окружности.

Миномёт «Ока»

На пятой позиции в списке самых больших в мире пушек расположилась ещё одна отечественная разработка советских времён - миномёт «Ока». В середине прошлого столетия СССР уже имела ядерное вооружение, но испытывало некоторые проблемы с доставкой оного до места цели. Поэтому перед советскими конструкторами поставили задачу создать миномёт, который смог бы стрелять ядерными боеголовками.

В итоге у них получился эдакий монстр с калибром в 420 мм и весом почти в 60 тонн. Дальность стрельбы миномёта варьировалась в пределах 50 километров, чего, в принципе, было достаточно для мобильной танковой техники тех времён.

Несмотря на теоретический успех предприятия, от массового производства «Оки» отказались. Причиной тому стала чудовищная отдача орудия, которая сводила на нет всю мобильность: для нормального выстрела требовалось как следует окопать миномёт и возвести упоры, а на это требовалось слишком много времени.

«Большая Берта»

Ещё одно орудие немецких конструкторов, но уже начала прошлого века, когда бушевала Первая мировая война. Пушка была разработана на уже упомянутом заводе Круппа в 1914 году. Орудие получило основной боевой калибр на 420 мм, а каждый отдельный снаряд весил почти одну тонну. Имея при этом дальность стрельбы в 14 километров, такие показатели были вполне приемлемыми.

«Большая Берта» была разработана для разрушения особо прочных фортификаций неприятеля. Первоначально пушка была стационарной, но, спустя некоторое время, её доработали и сделали возможным использование на мобильной платформе. Первый вариант весил порядка 50 тонн, а второй около 40. Для транспортировки орудия привлекали паровые тягачи, которые с большим трудом, но справлялись со своей задачей.

В месте приземления снаряда образовывалась глубокая впадина диаметром до 15 метров, в зависимости от выбранных боеприпасов. Скорострельность орудия на удивление была высока - один выстрел за восемь минут. Пушка была самым настоящим бедствием и головной болью для союзников. Махина внушала не только страх, но и сносила даже самые прочные стены с укреплениями.

Но несмотря на свою убойную силу, «Большая Берта» была уязвима к вражеской артиллерии. Последняя была более мобильна и скорострельна. При штурме крепости Осовец, что в восточной Польше, немцы хоть и изрядно потрепали форт, но потеряли два своих орудия. В то время как русские солдаты с большим успехом отразили натиск, повредив при этом только одну стандартную артиллерийскую единицу (морское «Канэ»).

Тактико-технические характеристики

80 см К. (Е)

Калибр, мм

800

Длина ствола, калибров

Наибольший угол возвышения, град.

Угол горизонтального наведения, град.

Угол склонения, град.

Масса в боевом положении, кг

350000

Масса фугасного снаряда, кг

4800

Начальная скорость снаряда, м/с

820

Наибольшая дальность стрельбы, м

48000

В годы Второй мировой войны фирма Fried.Krupp AG в сотрудничестве с многими десятками, а то и сотнями других германских фирм изготовила две 800-мм железнодорожные артиллерийские установки, известные под названиями Dora и Schwerer Gus-tav 2. Они и являются самыми большими артиллерийскими орудиями за всю историю человечества и вряд ли когда-либо лишатся этого титула.

Создание этих монстров в значительной степени было спровоцировано довоенной французской пропагандой, красочно описывавшей мощь и неприступность оборонительных сооружений линии Maginot, построенной на границе между Францией и Германией. Поскольку канцлер Германии А. Гитлер планировал рано или поздно пересечь эту границу, для сокрушения пограничных укреплений ему требовались соответствующие артиллерийские системы.
В 1936 г. в ходе одного из посещений фирмы Fried.Krupp AG он поинтересовался, каким должно быть орудие, способное уничтожить бункер управления на линии Maginot, о существовании которого он узнал незадолго до этого из сообщений французской прессы.
Представленные ему вскоре расчеты показали: чтобы пробить железобетонное перекрытие толщиной семь метров и метровую стальную плиту необходим бронебойный снаряд массой около семи тонн, что предполагало наличие ствола калибром около 800-мм.
Поскольку стрельбу следовало вести с расстояния 35000-45000 м, чтобы не попасть под удары вражеской артиллерии, снаряд должен был иметь очень большую начальную скорость, что невозможно без ствола большой длины. Орудие калибром 800 мм с длинным стволом, по расчетам германских инженеров, не могло весить менее 1000 т.
Зная тягу А. Гитлера к гигантским проектам, руководили фирмы Fried.Krupp AG не удивились, когда «по настоятельному желанию фюрера» Управление вооружений Вермахта обратилось к ним с просьбой разработать и изготовить два орудия с представленными в расчетах характеристиками, причем для обеспечения необходимой мобильности предлагалось разместить его на железнодорожном транспортере.


800-мм пушка 80 см К. (Е) на железнодорожном транспортере

Работы по реализации желания фюрера были начаты в 1937 г. и проводились весьма интенсивно. Но из-за трудностей, возникших при создании прежде всего ствола орудия, первые выстрелы из него были произведены на артиллерийском полигоне лишь в сентябре 1941 г., когда Германские войска разобрались и с Францией и с ее «неприступной» линией Maginot.
Тем не менее работы по созданию сверхмощной артиллерийской установки продолжались, и в ноябре 1941 г. орудие стреляло уже не со смонтированного на полигоне временного лафета, а со штатного железнодорожного транспортера. В январе 1942 г. создание 800-мм железнодорожной артиллерийской установки было завершено - она поступила на вооружение специально сформированного 672-го артиллерийского дивизиона.
Название Dora установке присвоили артиллеристы этого дивизиона. Считается, что оно произошло от сокращения выражения douner und doria - «черт возьми!», которое невольно восклицал каждый, кто впервые видел этого монстра.
Как и все железнодорожные артиллерийские установки, Dora состояла из собственно пушки и железнодорожного транспортера. Длина ствола пушки составляла 40,6 калибров (32,48 м!), длина нарезной части ствола - около 36,2 калибра. Запирание канала ствола производилось снабженным гидравлическим приводом клиновым затвором с кривошипом.
Живучесть ствола оценивалась в 100 выстрелов, однако на практике уже после первых 15 выстрелов стали обнаруживаться признаки его износа. Масса пушки составляла 400000 кг.
В соответствии с предназначением к пушке разработали бронебойный снаряд массой 7100 кг.
В нем содержалось «всего» 250,0 кг взрывчатых веществ, но зато толщина его стенок составляла 18 см, а массивная головная часть была подвергнута закалке.

Этот снаряд гарантированно пробивал восьмиметровое перекрытие и метровую стальную плиту, после чего донный взрыватель подрывал заряд взрывчатых веществ, завершая таким образом разрушение вражеского бункера.
Начальная скорость снаряда составляла 720 м/с, благодаря наличию на нем изготовленного из алюминиевого сплава баллистического наконечника дальность стрельбы составляла 38000 м.
К пушке выпускали и фугасные снаряды массой 4800 кг. Каждый такой снаряд содержал 700 кг взрывчатых веществ и был снабжен как головным, так и донным взрывателем, что позволяло использовать его в качестве бронебойно-фугасного снаряда. При стрельбе полным зарядом снаряд развивал начальную скорость 820 м/с и мог поразить цель на расстоянии 48000 м.
Метательный заряд состоял из заряда в гильзе массой 920 кг и двух картузных зарядов массой по 465 кг каждый. Скорострельность пушки составляла 3 выстрела в час.
Из-за больших размеров и массы пушки конструкторам пришлось спроектировать уникальный железнодорожный транспортер, занимавший сразу две параллельные железнодорожные колеи.
На каждой колее находилась одна из частей транспортера, по конструкции напоминавшая транспортер обычной железнодорожной артиллерийской установки: сварная коробчатая главная балка на двух балансирах и четырех пятиосных железнодорожных тележках.


Таким образом, каждая из этих частей транспортера могла перемещаться по железнодорожным путям самостоятельно, а их соединение поперечными коробчатыми балками производилось лишь на огневой позиции.
После сборки транспортера, представлявшего собой в сущности нижний станок орудия, на нем устанавливался верхний станок с люлькой с противооткатной системой, включавшей два гидравлических тормоза отката и два накатника.
Вслед за этим производились монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. В хвостовой части платформы устанавливались два подъемника с электрическим приводом для подачи с железнодорожной колеи на платформу снарядов и зарядов.
Размещенный на станке подъемный механизм имел электрический привод. Он обеспечивал наведения орудия в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +65°.
Какие-либо механизмы для горизонтальной наводки отсутствовали: в направлении стрельбы строились железнодорожные пути, на которые потом накатывалась вся установка. При этом стрельба могла вестись только строго параллельно этим путям - любое отклонение грозило перевернуть установку под воздействием огромной силы отката.
С учетом агрегата для выработки электроэнергии для всех электрических приводов установки ее масса составляла 135000 кг.
Для транспортировки и технического обслуживания установки Dora был разработан комплекс технических средств, включавший энергопоезд, железнодорожный состав обслуживания, состав с боеприпасами, подъемно-транспортное оборудование и несколько технических летучек - всего до 100 локомотивом и вагонов с персоналом в несколько сот человек. Суммарная масса комплекса составляла 4925100 кг.
Сформированный для боевого применения установки 672-й артиллерийский дивизион численностью 500 человек состоял из нескольких подразделений, основными из которых являлись штабная и огневая батареи. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчеты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника.

В феврале 1942 г. железнодорожная артиллерийская установка Dora была передана в распоряжение командующего 11-й армией, перед которой была поставлена задача овладеть Севастополем.
Группа штабных офицеров заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию для пушки в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки позиции было выделено 1000 саперов и 1 500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа из местных жителей.

Снаряд и заряд в гильзе 800-мм пушки К. (Е)

Охрана позиции возлагалась на караульную роту численностью 300 бойцов, а также большую группу военной полиции и специальную команду со сторожевыми собаками.
Кроме того, имелось усиленное военно-химическое подразделение в составе 500 человек, предназначенное для постановки дымовой завесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПВО численностью 400 человек. Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию установки, составляла более 4 000 человек.
Подготовка огневой позиции, расположенной на расстоянии около 20 км от оборонительных сооружений Севастополя, закончилась в первой половине 1942 года. При этом от основной железнодорожной линии пришлось проложить специальный подъездной путь протяженностью 16 км. После окончания подготовительных работ на позицию были поданы основные части установки и началась ее сборка, продолжавшаяся неделю. При сборке применялись два подъемных крана с дизельными двигателями мощностью по 1000 л.с.
Боевое применение установки не дало тех результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 м и глубиной до 12 м. В основании ствола в результате взрыва боевого заряда грунт уплотнялся и образовывалась каплеобразная полость диаметром около 3 м. Таким образом, оборонительные сооружения могли быть серьезно повреждены только при прямом попадании снаряда в жизненно важные узлы, что легче было осуществить при стрельбе из нескольких орудий меньшего калибра.
После взятия Севастополя германскими войсками установка Dora была перевезена под Ленинград в район станции Тайцы. Сюда же доставили однотипную установку Schwerer Gustav 2, изготовление которой было завершено в начале 1943 г.

После начала советскими войсками операции по прорыву блокады Ленинграда обе установки были эвакуированы в Баварию, где в апреле 1945 года они были взорваны при приближении американских войск.
Таким образом завершился самый амбициозный проект в истории германской и мировой артиллерии. Впрочем, если учесть, что из обоих изготовленных 800-мм железнодорожных артиллерийских установок по противнику было произведено только 48 выстрелов, этот проект можно также считать и самой грандиозной ошибкой в планировании развития артиллерии.



Примечательно, что установками Dora и Schwerer Gustav 2 деятельность фирмы Fried. Krupp AG в области создания суперпушек не ограничилась.
В 1942 г. появился ее проект 520-мм железнодорожной артиллерийской установки Langer Gustav. Гладкоствольное орудие этой установки имело длину 43 м (по другим данным - 48 м) и должно было стрелять активно-реактивными снарядами, разработанными в исследовательском центре Пенемюнде. Дальность стрельбы - свыше 100 км. В 1943 г. министр вооружений А. Шпеер доложил проект Langer Gustav фюреру и получил «добро» на его реализацию. Однако после детального анализа проект был забракован: вследствие чудовищного веса ствола создать для него транспортер, выдерживающий к тому же нагрузки, возникающие при выстреле, не представлялось возможным.
В конце войны в ставке А. Гитлера вполне серьезно обсуждался также проект размещения 800-мм пушки установки Dora на гусеничном транспортере. Считается, что автором идеи этого проекта был сам фюрер.
В движение этот монстр должен был приводиться четырьмя дизельными двигателями от подводных лодок, а защита расчета и основных механизмов обеспечивалась 250-мм броней.

Для получения крутой траектории не нужно большой скорости.
Но это не значит, что не нужно большого запаса энергии у снаряда при вылете его из ствола.
Чем большей энергией обладает снаряд, тем надежнее будет поражена цель.
Как же сохранить энергию, уменьшив скорость снаряда?
Энергия движущегося снаряда зависит не только от скорости, но и от его веса. Мы уменьшили скорость снаряда; значит, нам нужно теперь увеличить вес снаряда.
Как же можно увеличить вес снаряда?
Ну, хотя бы тем, что взять снаряд большего калибра. Мы прежде укоротили ствол, теперь увеличим его калибр. А стенки ствола сделаем потоньше. Ведь у гаубиц заряд меньше, значит, и давление в стволе меньше.
По той же причине можно сделать потоньше и стенки снаряда. Ему тоже не надо той прочности, как у пушечных снарядов. А это позволит вместить в гаубичный снаряд больше взрывчатого вещества.
Что же получится?
Гаубица будет иметь мощный, большого калибра снаряд. Он, правда, не будет обладать большой скоростью. Но этого и не надо; нужна крутая траектория. Зато снаряд такого большого калибра будет нести больше взрывчатого вещества, будет более могучим при действии у цели.
Мы получим гаубицу примерно одинакового веса с пушкой, но с более мощным снарядом.
Так, у нас в дивизиях на вооружении состоят пушка и гаубица, вес которых на походе почти одинаков, – с передком немного более 2 тонн. Но калибр пушки-76 миллиметров, снаряд ее весит 6,5 килограмма и начальная скорость его-около 600 метров в секунду; гаубица же имеет калибр 122 миллиметра и бросает снаряды весом в 23,2 килограмма со скоростью не более 335 метров в секунду (рис. 140 и 141). Траектория гаубицы, конечно, значительно круче, чем пушки,
Этими важнейшими свойствами гаубицы и объясняется то, что в армиях всех государств количество гаубиц растет гораздо быстрее, чем количество пушек.

Рис. 140. 76-миллиметровая дивизионная пушка и ее снаряд

Рис. 141. 122-миллиметровая гаубица и ее снаряд

Всякое орудие может дать траектории различной крутизны. Для этого достаточно лишь изменять угол его возвышения. Но мы уже знаем, что этот способ получения более крутой траектории не всегда выгоден: при очень больших углах возвышения траектория получится, правда, очень крутая, но зато снаряд упадет близко и уйдет слишком высоко вверх. А нам это совсем не нужно.
Поэтому крутизну траектории гаубичного снаряда и дальность его полета изменяют еще и другим способом: из гаубиц стреляют зарядами различного веса.

Рис. 142. Малый заряд выгоднее для поражения близкой цели, но не годится для поражения далекой цели

Когда нужно поразить близкую цель, берут малый заряд: тогда угол возвышения понадобится больше и траектория получится круче. Далекую же цель при таком малом заряде поразить не удается (рис. 142).
Для поражения более удаленной цели применяют заряд большего веса. Чем дальше цель, тем больше берут заряд. Заряд гаубицы изменяют, вынимая из гильзы перед заряжанием пакеты пороха. Поэтому гаубицы никогда не заряжаются патроном. Они имеют, как говорят, раздельное заряжание: сперва вкладывается снаряд, а затем гильза с зарядом.

Рис. 143. Пушка-гаубица

Итак, гаубица при том же калибре отличается от пушки меньшей длиной ствола, меньшим, и притом переменным, зарядом. Все это дает ей крутую траекторию. В то же время гаубица одинакового веса с пушкой имеет больший калибр, стреляет более мощными снарядами.
Поэтому гаубица нужна не только как орудие с крутой траекторией. Она нужна еще как подвижное орудие с более мощным снарядом.
А нельзя ли сделать такое орудие, которое заменяло бы и пушку, и гаубицу?
Есть и такие орудия. Это универсальные орудия. Они называются пушками-гаубицами (рис. 143). Обычно у них два ствола: один пушечный, а другой гаубичный. В одних системах стволы эти укреплены на лафете всегда вместе. А в других – стволы можно легко сменять: по мере надобности, накладывается на лафет тот или иной ствол – пушечный или гаубичный. Есть универсальные орудия и с одним стволом, но они менее удачны, так как снаряды их одинаковой мощности – и для отлогой, и для крутой траектории.