многонациональное государство - Государство, включающее несколько этнических групп с разной религией, языком или цветом кожи, например, в Испании – кастильцы, каталонцы и баски, в России десятки разных национальностейСловарь по географии

    Многонациональное государство - Страны, в которых наличие этнически неоднородного населения является фактором, оказывающим решающее влияние на формирование и функционирование национальных языков и языковую ситуацию. По этническому составу М.г. можно разделить на две группы …

    многонациональное государство Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Многонациональное государство - Страна, в которой наличие этнически неоднородного населения является фактором, оказывающим решающее влияние на формирование и функционирование национальных языков и языковую ситуацию. По этническому составу М.г. делятся на две группы: 1)… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Австрийское многонациональное государство - Австрия в и в начале нового времени входила в состав «Священной Римской империи германской нации». Однако уже в средние века она складывалась в особое государство. В конце XIV в. Австрия заняла место среди крупнейших княжеств империи. С XV в.… … Всемирная история. Энциклопедия

    Государство - (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

    Однонациональное государство - (Мононациональное государство) Однонациональными принято считать такие страны, в которых проживает относительно незначительное количество лиц разных национальностей, которые не оказывают заметного влияния на национально языковую ситуацию в… … Словарь социолингвистических терминов

    РОССИЯ (Российская Федерация) государство в Восточной Европе и в Северной Азии (занимает их большую часть); граничит с Кореей, Китаем, Казахстаном, Монголией, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией,… … Энциклопедический словарь

    Моноэтническое государство (или однонациональное) государство, на территории которого могут проживать разные народы, однако основную массу жителей составляют представители одного этноса. Это понятие антонимично понятию… … Википедия

    Координаты: 11°20′00″ с. ш. 123°01′00″ в. д. / 11.333333° с. ш. 123.016667° в. д. … Википедия

Книги

  • История Советского государства - 2 изд. , Устинов В.М., Мунчаев Ш.М.. 720 ст. В начале 90-х гг. XX в. советское многонациональное государство, просуществовавшее более 70 лет и, бесспорно, оказавшее огромное влияние на ход мировой истории, сошло с международной…
  • Чудеса света. Полная энциклопедия , Наталья Петрова. Из книги "Чудеса света. Полная энциклопедия" любознательный читатель узнает массу новых и невероятно интересных фактов о нашей планете, ее обитателях, сооружениях, созданных природой, и…

В последнее время, наблюдая за новостными лентами, я часто вижу неоправданную тенденцию руководителей Зарубежной Европы к насаждению мультикультурализма. Конечно, необходимо помогать другим народам, попавшим в трудную ситуацию, однако там существует и неоправданное увеличение разнообразия национального состава только ради самого принципа разнообразия. Я считаю такой подход неверным, так как "размывается" чистота нации.

Национальный состав стран зарубежной Европы

По типу национального состава ученые-демографы различают три вида государства:

  • Однонациональные (одна нация).
  • Двунациональные (превалируют две коренные народности).
  • Многонациональные (три этноса и более).

Исходя из данных, указанных в таблице, можно сделать вывод, что совокупность национальностей для каждой страны обусловлена исторически сложившимися ее границами. В таблице приведены данные, характерные для национальностей, проживающих на территории более 10 поколений. Соответственно, когда мигрировавшие народы проживут более этого срока, то и их можно будет включить в нац. состав страны.

Тенденции мультинационализма в Европе

Как правило, многонациональными становятся те страны, которые более развиты, в которых лучшие условия жизни, и которые находятся в благоприятной климатической зоне. Поначалу действия развитых стран Европы по увеличению населения были вполне оправданы, т.к. необходим был приток рабочей силы. Это хорошо прослеживалось на примере Германии, когда туда в конце 80-х - начале 90-х хлынул поток переселенцев из Турции. Французское население начало пополняться жителями ее бывших колоний, напр. Алжира, населению которого было предоставлено льготное получение французского гражданства.


В то же время, небольшие страны, ориентированные не на промышленность, а на «беловоротничковую» (банковскую) экономику (напр. Бельгия и Швейцария), не могут трудоустроить неквалифицированные трудовые ресурсы переселенцев и, соответственно, сохранили свой малонациональный состав.

Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства

Страны с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств: Великобритания, Франция, Испания - в Европе. В зарубежной Азии -- Китай, Монголия, Вьетнам. В Африке -- Алжир, Марокко, Мавритания.

Двунациональные страны. Этот тип встречается редко, к нему относятся Бельгия, Канада и некоторые другие.

Страны со сложным национальным составом, но относительно однородные в этническом отношении чаще встречаются в Азии (Иран, Афганистан. Пакистан, Малайзия, Лаос), в Центральной, Восточной и Южной Африке есть и в Латинской Америке.

Многонациональные страны с разнородным этническим составом. Самые яркие страны этого типа -- Индия и Россия. Также к этому типу можно отнести Швейцарию, Индонезию, Филиппины, некоторые страны Западной и Южной Африки.

Основные принципы размещения машиностроительной отрасли

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.

В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях -- в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.

В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. -- которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

Особенности размещения ведущих отраслей химического комплекса

Основные черты размещения сходны с чертами размещения машиностроения: в мировой химической промышленности сложились 4 главных региона.

Самый крупный из них -- зарубежная Европа (выпускает около 2/5 продукции отрасли). Особенно быстрыми темпами во многих странах региона химическая промышленность стала развиваться после II мировой войны, когда в структуре отрасли стала лидировать нефтехимия. В результате центры нефтехимии и нефтепереработки располагаются в морских портах и на трассах магистральных нефтепроводов.

Второй по значению регион -- США, где химическая промышленность характеризуется большим разнообразием. Основным фактором размещения предприятий стал сырьевой фактор, что во многом способствовало территориальной концентрации химических производств.

Третий регион -- Восточная и Юго-Восточная Азия, особенно важную роль играет Япония (с мощной нефтехимией на базе привозной нефти). Растет также значение Китая и новых индустриальных стран, которые специализируются, в основном, на производстве синтетических продуктов и полуфабрикатов.

Четвертый регион -- страны СНГ, располагающие разнообразной химической промышленностью, ориентированной как на сырьевой, так и на энергетический фактор.

государства, на территории которого проживают различные этносы - нации, народности, национальные и этнографические группы.

Исторически Г.м. образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (Восточная Европа, включая Россию, ряд регионов Азии). Нередко Г.м. складывались и в ходе колониальной экспансии (напр., в Африке), в рамках которой многие этносы оказывались расчлененными границами разных государств. Г.м. утверждались и в результате интенсивных миграций (напр., в США). В мире много Г.м., среди которых Индия, Индонезия, Россия, Китай, Нигерия, Иран, Пакистан, Вьетнам, Малайзия и др. В прошлом крупными Г.м. были Австро-Венгрия, СССР, бывшая Югославия, бывшие колониальные империи. В СНГ наиболее многонациональны Российская Федерация, Казахстан, Грузия, Киргизия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан. Часть Г.м. являются унитарными (Китай, Иран, Вьетнам и др.), а другие - федеративными (Россия, Индия, Индонезия, Нигерия и др.). Сама по себе многонациональность не является признаком слабости и нежизнеспособности государства, о чем красноречиво свидетельствует исторический пример демократической Швейцарии, хотя и порождает немало дополнительных проблем.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, в котором ни один из народов, проживающих на территории данного государства, не имеет доминирующей позиции. Другими словами, сохраняется межнациональный паритет, когда ни одна национальность не может считаться этническим большинством. По международным стандартам многонациональным считается государство, когда в нем нет этнических групп, составляющих более двух третей населения.

По словам кукловодов Российская Федерация является многонациональным государством. При этом данные любой переписи населения покажут, что Русский народ составляет подавляющее большинство - более 80 % населения страны. При этом если считать вместе с Белорусами и Украинцами, то будут и все 85 %. Это намного превышает две трети населения, при этом ни одна другая этническая общность не выходит за пределы 10 %. Однако миф о многонациональности России продолжают навязывать изо дня в день. Каждый политический деятель считает своим долгом упомянуть про многонациональность и многоконфессиональность России, при этом даже доходит до абсурда, когда иудаизм объявляется традиционной религией России.

Такая ситуация должна наводить на мысль о том, что власть имущие проецируют свои желания на действительность. Пока Россия - национальное государство Русского народа с незначительными этническими вкраплениями. Но кому-то очень хочется превратить ее в многонациональное государство, где любая этническая общность будет уравновешена другими народами. Тем самым будет достигнут этнический паритет и построена система сдержек и противовесов, которая позволит сохранять власть захватившим ее антинациональным силам сколь угодно долго, т. к. любые выступления на этнической почве будут подавляться силами других народов. Именно поэтому идет целенаправленное вбивание в сознание обывателя этого мифа с целью, чтобы в скором времени он стал реальностью. Таким образом, это один из инструментов геноцида Русского народа.

7. Зарубежная Европа: обострение межнациональных отношений

Зарубежная Европа на протяжении длительного времени была регионом многочисленных этнических конфликтов, которые в значительной своей части уходят корнями в далекое историческое прошлое. Несовпадение политических и этнических границ характерно и для современной Европы, но в разных странах и субрегионах оно выражено по-разному. Поэтому рассмотрение межнациональных противоречий в регионе логично начать с характеристики этнического состава населения отдельных его стран.

В свою очередь основой ее может стать четырехчленная группировка стран с подразделением их на однонациональные, страны со значительными национальными меньшинствами, двунациональные и многонациональные. При этом надо оговориться, что только количественные критерии не всегда оказываются достаточными, так что следование им было бы несколько формальным; в некоторых случаях нужно учитывать и другие обстоятельства. Например, в группу однонациональных правильнее включить страны, где доля национальных меньшинств не превышает 5 %, но иногда может быть и большей (табл. 6).

Из таблицы 6 видно, что к категории однонациональных можно отнести 17 стран, не считая микрогосударств. К числу стран с наиболее однородным национальным составом относятся Исландия и Португалия.

Еще 10 стран региона правильнее было бы отнести к числу хотя и не многонациональных, но со значительной долей национальных меньшинств (табл. 7).

Наряду с этим в зарубежной Европе есть двунациональные страны, например Бельгия. С некоторой степенью условности к этой категории можно отнести и Македонию, основное население которой составляют македонцы и албанцы. Наконец, к числу собственно многонациональных стран нужно отнести Швейцарию, Боснию и Герцеговину, Сербию и Черногорию.

Априори можно предположить, что национальные противоречия в однонациональных странах не должны быть выражены относительно резко. В основном так оно и есть, хотя отдельные проявления сепаратизма (отчасти и на национальной почве) возможны и в них.

Таблица 6

СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ С БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ОДНОРОДНЫМ СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ

Примерами такого рода могут служить неоднократные попытки Фарерских о-вов, и так пользующихся широкой автономией, отделиться от Дании или идея о провозглашении Паданской республики в Северной Италии.

В группе стран с большой долей национальных меньшинств межнациональные отношения отличаются, как правило, гораздо большей сложностью. Это можно показать на примерах таких стран, как Великобритания, Испания и Франция.

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ основные национальные проблемы связаны с Шотландией и Северной Ирландией (Ольстером).

Спор между Англией и Шотландией продолжается уже не одно столетие. В начале XVIII в. под военным и экономическим нажимом Англии шотландский парламент согласился на заключение унии с нею, что фактически означало ликвидацию независимости этой исторической области страны: парламент был упразднен, и сохранились лишь небольшие элементы автономности. С тех пор в Шотландии существует движение за независимость, которому только в самое последнее время удалось добиться ощутимых успехов. В 1997 г. в Шотландии был проведен референдум, на котором 3 / 4 населения высказались за восстановление парламента. Таким образом, через 300 лет он был возрожден. Правда, делами экономики, внешней политики, обороны, социального обеспечения всей Великобритании по-прежнему ведает парламент в Лондоне, так что шотландскому парламенту остается лишь занятие сельским хозяйством, образованием, здравоохранением, полицией, туризмом и спортом; но и это значительно улучшило политическую ситуацию. Можно добавить, что реформа в Шотландии была проведена в полном соответствии с политикой стоящих у власти английских лейбористов, которую называют политикой деволюции, т. е. частичной передачи функций центральной власти органам управления на местах. (Кстати, свой парламент был учрежден и в другой исторической области страны с национальными особенностями – Уэльсе.) Однако наиболее радикальные шотландские националисты по-прежнему выступают за полное отделение от Англии и создание независимого государства.

Ситуация в Северной Ирландии отличается еще большей остротой и конфликтностью. Предыстория этого конфликта уходит своими корнями в эпоху раннего нового времени.

Коренное население Ольстера (Северной Ирландии) – ирландцы. Но в XVII–XVIII вв., в период усиленной колонизации этой области английским правительством, сюда были переселены выходцы из Англии и Шотландии, которые заняли не только лучшие земли, но и ключевые позиции в экономической и политической жизни. Коренное же население попало в положение арендаторов и батраков, лишилось большинства политических прав. Такое национальное и социальное расслоение усугубляется религиозными различиями. Коренное ирландское население исповедует католицизм, тогда как выходцы из Англии и Шотландии являются приверженцами англиканской и пресвитерианской церквей. Религиозная чересполосица еще более обостряет обстановку, превращая Ольстер в сложный узел социально-экономических, национальных и религиозных противоречий.

Таблица 7

СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ СО ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДОЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ


С тех пор как в 1949 г. основная часть Ирландии окончательно вышла из состава Великобритании, став уже не доминионом, а независимым государством, главные усилия ирландских католиков были направлены на присоединение Северной Ирландии к Ирландской Республике. При этом борьба велась не только политическими методами, но и в форме вооруженного сопротивления англичанам, которое осуществляет военизированная группировка под названием Ирландская республиканская армия (ИРА). В результате ее террористических акций погибли тысячи людей, а английское правительство было вынуждено ввести на территорию Ольстера свои войска. Только в 1998 г. правительству удалось достичь соглашения с ольстерскими националистами, которое было затем одобрено на проведенном в Ольстере референдуме. После этого прямое правление Лондона в Ирландии, введенное четверть века назад, было отменено. Было восстановлено также правительство Ольстера. А Республика Ирландия исключила из своего основного закона статьи, в которых северные графства рассматривались как неотъемлемая часть этой страны. Иными словами, в Ольстере также была восстановлена автономия. Но разоружение всех боевиков ИРА еще не закончено, и угроза нового обострения межнациональных противоречий полностью не снята.

В ИСПАНИИ национальная проблема возникла после того, как каталонцы, галисийцы и баски были лишены некоторых административных, финансовых и правовых привилегий, которыми они пользовались раньше, и насильно подчинены центральному правительству в Мадриде. На протяжении 40 лет правления Франко любое проявление их национальных чувств жестоко преследовалось. Не разрешалось вывешивать каталонский и баскский флаги, говорить на национальном языке и даже исполнять национальные танцы. Национальную проблему объявили несуществующей. Но она существовала, и после окончания франкистского режима Испания предприняла несколько важных шагов на пути к ее разрешению. В 1978 г. была принята новая конституция страны, в которой национальному вопросу уделяется большое внимание. Провозгласив единство и неделимость испанской нации, она в то же время признала право на автономию для национальностей и регионов. В соответствии с этим принципом к 1983 г. в стране было образовано 17 автономных районов, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков. Это во многом сняло былую напряженность в межнациональных отношениях. Однако в Каталонии и в особенности в Стране Басков, она еще остается.

В Каталонии, как самой экономически развитой части страны, сохранившей к тому же и свой национальный язык, сепаратистские тенденции по-прежнему имеют большую силу. При этом одни партии готовы ограничиться более широкой автономией, а другие настаивают на полном отделении от Испании.

Но главной болевой точкой межнациональных отношений в Испании была и остается Страна Басков, занимающая площадь 17,5 тыс. км 2 с населением 2,5 млн человек, которая до конца XIX в. сохраняла самостоятельность. Здесь также подавляющее большинство националистических партий требуют от правительства более широкой автономии, а если и добиваются полной независимости, то методами парламентской борьбы. Но крайние националисты и сепаратисты настаивают на образовании собственного государства под названием Эускади (эускал – самоназвание басков), причем в составе не только северных провинций Испании, но и приграничной территории Франции, отделение которой произошло еще в раннем средневековье (рис. 7). В качестве главной вооруженной силы крайних баскских сепаратистов выступает организация под названием ЭТА (Эускади та аската-суна, что означает «Эускади и свобода»), возникшая еще во времена правления Франко и представляющая собой военизированное крыло одной из наиболее радикальных националистических партий Страны Басков. ЭТА много раз объявляла о прекращении террористической борьбы – и каждый раз находила повод для ее возобновления. Несмотря на то что в настоящее время в Стране Басков наступило некоторое политическое затишье, она по-прежнему остается одной из главных «горячих точек» зарубежной Европы.

ФРАНЦИЯ также относится к группе стран со значительной долей национальных меньшинств.


Рис. 7. Страна Басков

Французы составляют 86 % ее населения, тогда как остальное приходится на другие этнические группы. Они отличаются от коренных французов в культурно-языковом отношении и расселены по окраинным районам страны. Это эльзасцы на востоке, говорящие на одном из верхненемецких диалектов, бретонцы на северо-западе, язык которых относится к кельтской группе и родствен языкам уэльсцев и ирландцев, корсиканцы на о. Корсика, говорящие на диалектах итальянского языка, фламандцы на крайнем севере страны, использующие фламандский язык, близкий к голландскому. Кроме того, это баски и каталонцы, живущие в Пиренеях. Все эти народы фактически двуязычны. Сохраняя знание родного языка, они широко используют и французский, на котором обычно ведется обучение, деловое и культурное общение. Во Франции, как и во многих других странах, в последнее время обострилось национальное самосознание этнических меньшинств, которые ведут борьбу за сохранение своей традиционной культуры. Сепаратистское движение наиболее сильно на Корсике, которой французский парламент в 2001 г. решил предоставить ограниченную автономию.

Из других стран этой группы можно упомянуть Румынию, где восстановления автономии давно уже добиваются венгры, компактно проживающие в Трансильвании, Хорватию, где существенные противоречия разделяют хорватов и сербов. Несколько особняком стоят страны Балтии, где наиболее острой проблемой является сохранение политических и других прав русскоязычного населения.

Наиболее ярким примером двуязычной страны в зарубежной Европе может служить БЕЛЬГИЯ, где межнациональные отношения стали сложной проблемой едва ли не с момента образования этого независимого государства в 1830 г. На государственном гербе Бельгии начертан девиз: «В единении сила». Но достичь такого единения не удавалось на протяжении многих десятилетий. Дело в том, что Бельгия – двунациональная и двуязычная страна, населенная в основном фламандцами и валлонами; кроме того, небольшая часть населения на востоке страны говорит по-немецки (рис. 8). Фламандцы живут на севере страны, во Фландрии. Их язык очень близок тому, на котором говорят в соседних Нидерландах. Валлоны живут в южной половине страны, в В а л л о н и и, их родным языком является французский. Но в Бельгии долгое время существовало языковое неравенство, которое отражало различия в социально-экономическом развитии двух ее частей.

В течение XIX и первой половины XX в. экономическим ядром страны была Валлония. Здесь добывался уголь, выплавлялся металл, процветали торговля и ремесла, богатела и множилась буржуазия, концентрировались аристократия и чиновничество. Не только государственным, но и литературным языком считался валлонский, на котором творили такие всемирно известные писатели и поэты, как Шарль де Костер, Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн. Фландрия же выполняла роль сельскохозяйственного придатка к бурно развивавшемуся промышленному югу. Ее население подвергалось культурной и национальной дискриминации. Достаточно сказать, что фламандский язык был признан вторым государственным языком только в 1898 г.

Но после Второй мировой войны обе части страны как бы поменялись ролями. В Валлонии, где были представлены в основном угольная, металлургическая и прочие старые отрасли промышленности, начался экономический упадок, затронувший Льеж и другие крупные города. В то же время потенциал Фландрии значительно вырос, причем преимущественно путем развития новых и новейших отраслей индустрии. Выросло и значение Антверпена, Гента, других городов. Можно добавить, что благодаря более высокой рождаемости Фландрия увеличила свой перевес над Валлонией в населении страны. Теперь в ней живет 58 % всех жителей, тогда как в Валлонии – 33 %; остальное приходится в основном на столичный округ Брюссель, входящий в провинцию Брабант. Все это снова резко обострило противоречия между валлонами и фламандцами.

Для выхода из кризиса было решено осуществить переход к федеративному государственному устройству, который был проведен в несколько этапов и завершился в начале 1993 г., когда бельгийский парламент одобрил конституционную реформу. Отныне центральное (федеральное) правительство сохраняет за собой полномочия в области внешних сношений, обороны, безопасности, финансово-валютной политики, тогда как все вопросы экономики, научных исследований, охраны окружающей среды, просвещения, культуры, здравоохранения, спорта и туризма перешли в ведение Фландрии и Валлонии. Одновременно официальным языком во Фландрии стал фламандский, в Валлонии – французский. Что же касается торговли, сферы услуг, транспорта и т. д., то здесь нет никакой регламентации, и можно пользоваться обоими языками.

Особый статус введен для Брюссельского района, где 80 % населения говорит по-французски и 20 % – по-фламандски. Чтобы не ущемить права фламандского меньшинства, во всех учреждениях гарантируется двуязычие. Названия улиц, дорожные указатели, вывески делаются на двух языках. Они употребляются также в торговле и бытовом обслуживании. Кроме того, на востоке страны выделен небольшой район с немецкоязычным населением, которое тоже пользуется равными правами с фламандцами и франкофонами (так здесь называют говорящих по-французски).


Рис. 8. Этнолингвистические границы в Бельгии

С созданием в Бельгии двусоставной федерации вместо прежнего унитарного государства возникла основа для нормализации отношений между фламандцами и франкофонами. Но это не решило всех проблем этого застарелого межнационального конфликта. К числу его «узких мест» по-прежнему относится позиция фламандцев, касающаяся Брюсселя, и позиция франкофонов, касающаяся области вокруг Брюсселя (так называемого пограничья) и языковой границы между двумя частями федерации. Некоторые фламандские политики по-прежнему настаивают на самоопределении или по крайней мере на переходе от федерации к конфедерации. В 2008 г. этот конфликт снова так обострился, что стал угрожать разделением Бельгии на три части.

Многонациональных стран в зарубежной Европе, как уже отмечалось, не так много, да и острота межнациональных конфликтов в них неодинакова.

Хорошим примером страны, сумевшей бесконфликтно решить свои национальные проблемы, может служить ШВЕЙЦАРИЯ. В этой стране четыре коренных народа: германо-швейцарцы (65 % всего населения), франко-швейцарцы (18 %), итало-швейцарцы (10 %) и ретороманцы (около 1 %), живущие компактными группами в исторически сложившихся национальных областях (рис. 9). Германо-швейцарцы говорят на одном из верхненемецких диалектов, франко-швейцарцы – на диалекте прилегающих районов Франции, итало-швейцарцы – на северных диалектах итальянского языка. Ретороманцы – потомки римских легионеров, осевших в районе кантона Граубюнден еще в начале нашей эры, говорят на ретороманских языках.


Рис. 9. Этнолингвистические границы в Швейцарии

Все четыре языка в Швейцарской Конфедерации признаны государственными. На них ведутся государственное законодательство и делопроизводство, общее для всей Швейцарии. Наряду с этим в каждом из четырех этнических ареалов страны в качестве официального и разговорного приняты соответственно германо-швейцарский, франко-швейцарский, итало-швейцарский и ретороманский языки и диалекты. Они используются также в прессе, теле– и радиовещании, школьном преподавании. Кроме того, в стране получили развитие двуязычие и даже трехъязычие. В таких условиях какие-либо острые межнациональные конфликты для Швейцарии не характерны. Хотя и в этой стране развернулось движение за автономию франкоязычной части кантона Берн (с населением около 60 тыс. человек), которое закончилось в 1979 г. после 19 референдумов (!) созданием нового кантона Юра.

Совсем другой пример являют собой многонациональные страны, возникшие на месте бывшей СФРЮ.