Он в одиночку прошел тысячи миль по безбрежному океану, обогнул весь земной шар и пережил множество удивительных мгновений. Его имя знакомо каждому искателю приключений, связавшему свою судьбу с морем.

Юношеские годы будущего путешественника

Виктор родился в 1948 году, в небольшом курортном поселке Лазаревское, который в настоящее время является одним из районов города Сочи. Мальчик был старшим сыном в семье и помогал родителям в воспитании двух младших братьев. Отец Виктора, Аркадий Семенович, был обычным плотником. Именно он привил своему старшему сыну любовь к плотницкому мастерству и работе с деревом. Мать работала учительницей в школе – от нее мальчик унаследовал упорство и силу характера.

О море будущий яхтсмен мечтал всю свою сознательную жизнь. Он зачитывался Джеком Лондоном и верил, что когда-нибудь обязательно отправится в дальнее , о котором напишут книги. За несколько дней до 14-летия мальчика в море погиб отец, вышедший с другом на на небольшой лодке. Начался сильный шторм, и вернуться на берег им так и не удалось. В тот день Виктор четко осознал, что обязательно свяжет свою жизнь с морем и сумеет победить непокорную стихию.

После школы парень поступил в мореходное училище, затем туда же взяли его среднего брата Анатолия. Младший, Славик, выучился на инженера-конструктора. Такой план братьями был разработан намеренно, чтобы всем вместе можно было проектировать, строить и осваивать яхты.

На пути к мечте

При Лазаревской функционировал , который стал настоящим вторым домом для всех братьев Языковых. Именно здесь проходила их первая , здесь они научились умело обращаться с парусами, строить шлюпки, яхты и швертботы.

После службы в армии Виктор отправился на Дальний Восток, заниматься рыбным промыслом. Эта работа дала ему грандиозный опыт, закалку и позволила реально оценить собственные возможности. Языков со своей командой ходил по Тихому океану и Охотскому морю, бывал в Японии. Работа, приносившая солидный доход, все же не была тем, о чем всю жизнь мечтал Виктор. Его потянуло к родным берегам теплого Черного моря.

Бросив рыбный промысел, все свое время Языков посвятил строительству суден. В 1986 году ему пришлось прервать это занятие из-за аварии на Чернобыльской АЭС – он становится одним из ее ликвидаторов. К любимому делу возвращается, получив изрядную дозу радиации. С 1988 по 1990 год Виктор строит яхту «Фазис» и принимает участие в гонке Whitbread, в ходе которой погибает один из членов экипажа. Затем Языков несколько месяцев стажируется в Англии, перенимает там новые технологии строительства и ремонта яхт, а также завязывает тесные отношения с лучшими и конструкторами.

В 1990 году Языков достраивает яхту «Лагуну» - свое детище, вместе с которым через 2 года принимает участие в Трансатлантической гонке по маршруту из Великобритании в Америку.

Трансатлантическая гонка

Участие в приняло 87 смельчаков, стартовавших из Плимута в июне 1992 года. Российский флаг впервые реял среди вымпелов других одиночек, решившихся на эту авантюру. Языков записал в судовом журнале, что ему удалось наконец-то свершить свою многолетнюю мечту.

Яхта «Лагуна» хорошо стартовала, и долгое время шла довольно быстро, однако через 25 дней судно попало в затяжной штиль. Долгожданный ветер не помог преодолеть оставшуюся дистанцию, так как яхтсмен совершил досадную ошибку и заблудился. В итоге, зайти в порт «Лагуне» удалось на 27 день гонки, получив 4 место в своем классе и 37 место в общем зачете. Не смотря на неудачу, не потерял своей привлекательности для бывалого моряка Виктора Языкова.

Участие в других гонках

После финиша в Америке Языков решил заработать немного средств на дорогу домой, однако очень быстро изменил свои планы и решил начать совместный с американцем Бобом Адамсом проект. Яхтсмены запланировали строительство новой яхты для участия в гонке «Around Alone», которая должна была состояться с 1994 по 1995 год. К сожалению, в этот период поучаствовать в соревновании не пришлось, поэтому стали готовиться к следующему – с 1998 по 1999 год.

Яхтсмены столкнулись с множеством препятствий во время подготовки, в итоге за 3 дня до старта Боб отменил свое участие. Сам Языков опоздал к старту, однако, несмотря на это, вышел на дистанцию и стал обладателем множества титулов, присвоенных ему по результатам гонки: «Яхтсмен месяца» от профессионального журнала «Seahorse», «Яхтсмен года» от Всероссийской федерации парусного спорта, «Человек года» от Русского биографического института.

В 2000 году Виктор Языков, на своей яхте «Ветер перемен», вторым приходит к финишу на Трансатлантической гонке одиночек. Затем он занимается строительством еще нескольких яхт, делая каждое новое судно еще более совершенным, чем предыдущее.

Конец эпохи гонок

Не смотря на то, что занимал особое место в жизни яхтсмена, он решает полностью отказаться от участия в гонках и посвятить себя другому занятию. Языков создает свою знаменитую яхту «Дочь ветров» и отправляется на ней в испытательное плавание по родному Черному морю.

В 2008 году Виктор Языков, вместе с экипажем, проходит на этом судне через . В 2009 году на той же яхте он отправляется в очередное свое одиночное путешествие от Чарльстона () до Саумптона (Великобритания). «Дочь ветра» оказалась тем идеальным судном, которого не хватало яхтсмену долгие годы.

В настоящее время Виктор Языков продолжает заниматься любимым делом. За всю свою карьеру яхтсмена он 3 раза пересек Тихий океан, 10 раз – , и два раза обошел в одиночку земной шар. Также он известен как человек, сделавший сам себе уникальную операцию в открытом море: во время одной из гонок Языкову пришлось удалять огромную опухоль на руке. Этот человек стал настоящей легендой еще при жизни.

Редактор парусного отдела "КиЯ" Андрей Петров встретился в Москве с прославленным российским яхтсменом Виктором Языковым и попросил его ответить на несколько вопросов.

- В череде стартующих почти ежегодно кругосветных гонок, будь то кругосветки одиночников или яхт с полными экипажами, все такие разные, не похожие одна на другую. Виктор Аркадьевич, каким из них лично вы отдаете предпочтение, и какая гонка, на ваш взгляд, является наиболее спортивной?

- "Уитбред", пожалуй, как был, так и остается самым зрелищным и самым спортивным соревнованием в мире паруса. Хотя лично мне больше импонируют гонки в одиночку. Это - мое. Понимаете, я всю свою жизнь подчинил достижению определенного результата: когда я что-то делал, мысленно всегда представлял, как это поможет мне в достижении поставленной перед собой цели. Я обливал себя холодной водой, закаляясь и готовя себя к плаваниям в холодных широтах, отжимался и подтягивался на перекладине, готовясь подниматься на мачту. Как сам запрограммировал, так вся жизнь и шла. Конечно, я и в вопросе специальных знаний ориентировался на решение своих задач - читал много литературы, изучая вопросы проектирования и управления яхтой.

- Кстати, какие соревнования, на ваш взгляд, оказывают сегодня наибольшее влияние на конструктивное развитие современных яхт?

Несомненно, это соревнования яхтсменов-одиночников. Гонки эти проходят на яхтах открытого класса "Open-60", где нет никаких ограничений, и ничто не сдерживает конструкторскую мысль. Понимая это, организаторы кругосветки "Уитбред" также ввели в соревнования класс 60-фу-товиков, которые очень близки по своим характеристикам к "Open-60", но даже это не одно и то же. Это все-таки не открытый класс, а класс "W-60" со своими ограничениями по конструкции, материалам и т.д.

- Каков ваш прогноз относительно прогресса в конструкции яхт, чего в первую очередь коснутся изменения?

Это очень интересный вопрос. Действительно, казалось бы, после того, как изобрели водяной балласт, что еще можно было ожидать? Но вот появились качающиеся кили, поворотные мачты, носовые шверты и т.д. Мне кажется, большие перспективы яхтостроения связаны с применяемыми материалами. В этой области существуют интересные разработки, но даже дерево, на мой взгляд, незаслуженно сейчас игнорируемое строителями гоночных яхт, далеко еще не исчерпало всех своих возможностей. Кроме того, много сейчас работают с мачтами - здесь постоянно возникают интересные решения. Конечно, нужно продолжать работу с подводной частью, килями и швертами.

- Каковы, на ваш взгляд, основные составляющие общего успеха в гонке: личные и спортивные качества гонщика, характеристики лодки, а может быть - удача и везение?

В разговоре о гонках яхтсменов-одиночников слово "удача" следует полностью исключить из лексикона. Присутствуют интуиция и чутье, которые вырабатываются с опытом. Они помогают в выборе верного курса в момент, когда речь заходит о поиске лучших ветровых условий. Но повторю - случайностей в таких гонках не бывает; любой успех или неудача - закономерны. Непредвиденные ситуации, конечно, возникают, как это произошло, например, с нашей яхтой, когда она налетела на огромный - около метра в диаметре - топляк. Старая стеклопластиковая лодка наверняка получила бы смертельно опасную пробоину, а "Ветер Перемен", сделанная из сложного ламината с мощным средним слоем из бальзы и наружными слоями с применением высокопрочных современных волокон (например - углеродных), не пострадала так сильно. И это закономерный исход, потому что уже на стадии проектирования мы полагали, что ее прочностные характеристики будут заведомо выше, чем обычно.


Что же касается спортивных способностей яхтсмена, мне кажется, здесь следует говорить в первую очередь не о качествах гонщика, а о качествах человека вообще. Качества же яхты зависят от человека. Вот, например, у нас довольно приличный опытв проектировании и постройке яхт. А ведь очень многие участники кругосветки вообще не разбираются в том, почему в конструкции их лодок применяются те или иные инженерные решения. Они считают, что им это знать незачем: есть конструкторы, дизайнеры - они, мол, пусть и думают. Хотя, на мой взгляд, такая позиция зачастую не позволяет гонщикам увидеть корни проблем, с которыми они сталкиваются в море, мешает оценивать эффективность примененных технологий и конструктивных решений. Конечно, если человек в своей гоночной подготовке выше других на две головы, наверное, он может себе позволить такое отношение. Однако, как показала гонка, большинство участников так и не смогли выявить недостаток, заложенный во все проекты яхт, спроектированных группой Фино. Все эти лодки имели качающиеся кили и шверты, которые были слишком сильно смещены в нос. Такое расположение плавников неэффективно, шверты почти не работают. И никто из гонщиков, между прочим, имеющих большой опыт хождения на таких яхтах, даже не задумался о возможной неэффективности работы системы. Так было вплоть до окончания кругосветки. Только когда они увидели перед своими глазами образец иной конструкции в лице "Вет-ра Перемен", они смогли задаться этим вопросом. Наша лодка принципиально отличается от яхт Фино. Обидно только, что нам никак не удается в полной мере реализовать все идеи и разработки в готовом проекте. Всегда на пути встают трудности - финансовые, организационные - и мы не полностью осуществляем то, что задумывали на самом деле.

- Означают ли ваши слова то, что среди яхт - участниц последней гонки вы не можете выделить достойный ваших представлений проект?

Я совершенно искренне говорю, что моя лодка - лучшая из тех, что мне довелось видеть. В ней практически нет недостатков. Есть недоработки, которые можно устранить, но конструктивные недостатки отсутствуют, а в остальных лодках они - очевидны. Моя яхта обладает замечательными ходовыми качествами, она легко управляется. "Ветер Перемен" - единственная яхта, которая почти половину пути прошла без авторулевого. Весь мир мог убедиться в том, что лодка прекрасно идет сама, когда я целые сутки был просто не в состоянии подняться на палубу в день памятной всем операции на локте. Так вот, за 24 часа яхта, идя в бакштаг, преодолела 240 миль - это тоже о чем-то говорит. Лодка великолепно сбалансирована.

Так что я предпочту не комментировать проекты, обладающие, что для меня очевидно, существенными недостатками. А вот что касается конструкторов, которым я симпатизирую, то я мог бы выделить Марка Ламбарда, с которым мы познакомились, и чьи взгляды на конструирование яхт мне близки.

- Что-нибудь уже можете рассказать о своем новом проекте?

В настоящий момент я уже отчетливо представляю, какой будет эта яхта. Безусловно, она сохранит основные черты "Ветра Перемен". Хотя есть и что изменить. И дело даже не в том, что мы стараемся избежать повторения каких-то ошибок. Просто "Ветер Перемен" была спроектирована вполне обитаемой, с дальним прицелом на ее эксплуатацию после гонки. Теперь же я, скорее всего, сделаю чисто гоночный вариант яхты, что повлечет за собой некоторые изменения в расположении швертов и подъемных механизмов, отразится на высоте борта.

- Рассказывая о яхте, вы постоянно употребляете местоимение "мы": мы сделали, мы участвовали...

Народу много принимало участие в осуществлении проекта. Некоторые имена людей, помогавших нам, записаны на борту яхты.

- С кем из участников гонки вы знакомы ближе всего, кто вам симпатичен?

Мы много общались с Майком Гарсайдом - он очень интересный человек. Так получилось, что он первым подошел ко мне и представился. Оказалось, что у нас с ним общее армейское прошлое: я служил в ВДВ, а он - в спецназе Британских Королевских сил.


- Как вы считаете, закономерны ли результаты гонки, отражают ли они действительную картину событий и спортивные способности гонщиков?

Трудно ответить однозначно... Например, я считаю, что Марк Тьерселин (2-е место - прим. ред.) - очень сильный гонщик. И роковую роль в том, что он уступил Сольдини, сыграла поломка мачты. Сольдини тоже грамотный гонщик, человек, который больше других понимает в дизайне яхт, он один из тех, кто первым обратил внимание на особенности нашей яхты. У него, конечно, очень большой опыт океанских гонок, но и Марк Тьерселин - серьезный гонщик.

- Можно ли говорить, что уже только одно увеличение длины лодки до 50 футов привело бы вас в компанию лидеров?

Безусловно, длина яхты имеет огромное значение. На практике, разрыв между моей яхтой и яхтами лидеров прямо зависел от средней скорости, которая определялась длиной. А кроме того, на первом этапе у меня на борту был только один комплект парусов, состоящий из грота и стакселя.

- Травма, полученная в море, залечена полностью?

Да, уже ничто не беспокоит. Кстати, справиться с болезнью мне помогла Оксана Махно, бывшая русская подданная, врач, проживающая сейчас в Новой Зеландии. Во время стоянки в Окленде она пару недель проводила мне специальную терапию локтя и вылечила его полностью.

- Запоминающиеся моменты, сложные ситуации, помимо травмы - были в гонке?

По ряду причин, и, в частности, из-за уменьшенной массы бульба киля, остойчивость лодки получилась недостаточной. Несколько раз яхта опрокидывалась и ложилась парусами на воду. Однажды сильным заходом ветра резко перебросило грот и яхту опрокинуло. Какое-то время я ждал, пытаясь понять, что же мне делать: то ли люк задраивать, если лодка продолжит переворачиваться, то ли убирать паруса и пробовать вернуть ее в вертикальное положение. В итоге ее слегка привело, и дальнейшее опрокидывание прекратилось, лодка замерла с креном градусов в 120. Через полчаса я сумел убрать грот, и яхта встала на ровный киль.

Современные яхты оборудованы по последнему слову техники, однако риск опрокидывания нисколько не меньше, ведь все лодки форсированы парусами.

- Во время гонки много упреков было высказано в адрес конструкторов Фино - их лодки не восстанавливались после опрокидывания...

Здесь налицо конструкторская ошибка, допущенная при проектировании. Я даже не знаю, чем можно объяснить такое отношение к разработке яхт. Еще в 93-м, когда я занимался проектированием 50-футовой яхты, заказав ее конструкторскому бюро Яна Хавлета, мы много размышляли именно над вопросом опрокидывания яхты. Была спроектирована ярко выраженная седловатость палубы, с поднятыми носом и кормой, завалены борта. В опрокинутом состоянии такая лодка опиралась только на небольшие объемы кормовой и носовой оконечностей и от недостатка остойчивости в этом положении возвращалась бы в исходное. Уже тогда я об этом думал, и я не понимаю, почему конструкторы Фино не задумываются об этом сейчас. Мне кажется, они просто не смогли найти иного пути развития гоночного потенциала своей яхты в рамках предлагаемых ими концепций, кроме как за счет увеличения ширины. Путь этот был выбран, в общем-то, задолго до того, как появились качающиеся кили. А предугадать ситуацию, когда яхте с такой широкой палубой будет трудно перевернуться обратно после опрокидывания, они не смогли. В свое время многие известные гонщики, такие как, например, Филипп Джинто, считали, что такая большая лодка, как "Open-60", не может опрокинуться вообще. Но это случилось с нашей лодкой, это произошло с Изабель Отисье - причем в довольно спокойных условиях. Т.е. опрокидывание принципиально возможно всегда, просто надо сделать так, чтобы обратно лодка переворачивалась так же просто.

- Ближайшие планы связаны с плаваниями?

Да, конечно. Уже скоро предстоит гонка одиночек через Атлантику из Плимута в Ньюпорт, старт - 4 июня. Это традиционные соревнования, которые будут проводиться уже в 11-й раз.

- Кстати, а не возникает желание пересесть на многокорпусники?

Это было бы действительно интересно, но - не сейчас. Хочется поработать с теми идеями, которые есть по однокорпусным яхтам. Перспективы здесь очень интересные, и бросать эту тему, находясь, что называется, на острие, согласитесь, глупо.

- Кто был для вас примером для подражания, на кого вы равнялись, чьи книги читали?

В свое время, когда я читал книги Манкина - для меня это было очень важным этапом становления. Читал я и Эльвстрема. Но, пожалуй, самым интересным и близким стал для меня француз Бернар Муатисье. Я читал его книгу в переводе на английский язык, и она произвела на меня неизгладимое впечатление. Именно здесь я нашел описание тех переживаний, которые и мне близки, которые самому довелось испытать. Конечно, я и раньше много слышал о нем и читал что-то. Теперь же, когда я прочел его книгу, я почувствовал, что мы очень близки. Сейчас я перечитываю ее еще раз.

- Переживания для вас очень важны?

А что для человека важно в жизни? Его чувства, то, что он видит и пытается осмыслить, что познает...Важны вопросы о том, что такое истина, зачем мы родились, зачем живем? И это именно то, о чем можно поразмыслить в море. Здесь ты переживаешь настоящее единение с природой, ощущаешь себя частичкой пространства. Здесь приходит бесценное ощущение свободы.

- Несколько слов для молодежи, пожалуйста...

Занимаясь всю жизнь постройкой своих яхт, я овладел, наконец, опытом, знаниями, возможностями, которые позволяют мне сегодня делать современные гоночные машины. В них заложен опыт всех лет, которые я посвятил яхтингу. Молодые люди, желающие самостоятельно строить конкурентные гоночные яхты, столкнутся с большими проблемами. Хотя бы в вопросах поиска и приобретения материалов. К тому же, все это сейчас очень дорого. Но, если ваше желание сильно, вы несомненно найдете способы решения поставленной задачи. Честно говоря, начиная свой путь, я не особо верил в то, что смогу выйти на тот уровень, которого я сегодня достиг. Свою теперь уже прославленную "Лагуну" я строил, чтобы просто ходить под парусом - и вот к чему привела моя невинная затея. Вообще в жизни часто происходят просто невероятные вещи. Если очень любишь свое дело - результат придет, обязательно придет. Главное работать. Поговорка говорит нам: карты сдает судьба. Однако играем этими картами мы сами.

Языков Виктор Аркадьевич родился 29 октября 1948 г. в пос. Лазаревское (г Сочи). В армии служил в ВДВ.

1970 г. - Окончил мореходное училище в Находке. По окончании работал штурманом рыболовного флота на Дальнем Востоке.

1979 г. - Привел первую советскую яхту в Японию.

1986 г. - Участвовал в ликвидации Чернобыльской аварии.

1989-90 гг. - Участвовал в кругосветной гонке "Whitbread 1989/90" (I и II этапы) на советской яхте "Фазиси", в постройке которой принимал участие (см. "КиЯ"

(1948-10-29 ) (64 года) Место рождения: Гражданство: Отец:

Языков Аркадий Семенович

Мать:

Языкова Нина Ивановна

Супруга:

Языкова Людмила Васильевна

Награды и премии:

Языков, Виктор Аркадьевич (29 октября , посёлок Лазаревское , Краснодарский край - российский, советский яхтсмен, путешественник, проектировщик и создатель яхт , участник многих соревнований, регат и кругосветных гонок, 8 раз пересекал Атлантический океан и 5 раз - Тихий.

Биография

Внешние изображения
Виктора Языкова
Фото Виктора Языкова на сайте www.putnikost.gorod.tomsk.ru

Рождение, ранние годы

Виктор Языков родился в посёлке Лазаревское, близ Сочи.

В 13-летнем возрасте остался без отца, бросил школу и пошел работать на местную верфь подмастерьем. Идея посвятить жизнь морю родилась рано, в 1962 году. При Лазаревской верфи был яхт-клуб. Именно здесь он впервые овладел навыками обращения с парусами. Надо сказать, что на Лазаревской верфи работали и отец, и мать, и младший брат Станислав. Языков сам, во дворе дома, построил свой первый швертботик. Затем построил катамаран "Колибри" - уже как положено, по чертежам.

Служба в армии. Служил в ВДВ, демобилизовался старшиной роты десантников.

После армии в 1970 году поступил в Дальневосточное мореходное училище на судоводительский факультет. Учился на одном курсе с будущими капитанами современных крупнотоннажных парусников «Паллада» и «Седов» Юрием Арсентьевым и Николаем Зорченко , а также с Петром Соседовым – ставшим впоследствии известным телережиссером. С 1974 года работал на судах МРХ СССР .

Карьера яхтсмена

Типичный фрагмент парусной регаты

Достижения, гонки, проекты

Уникальная хирургическая операция в открытом море

Как не странно, но всемирную известность Языкову принесли не победы в регатах и гонках а уникальная медицинская операция, которую он сделал сам себе в открытом море.

Во время длительной гонки Виктор повредил руку, ссадины на правом локте привели к огромной, желто-фиолетовой опухоли, боль от которой не давала ничего делать. От ближайшего порта гонщика отделяли многие сотни миль. Связался с гоночным комитетом. Оттуда организовали консультацию отставного врача ВМФ США Даниэля Карлина. Оперировал мучительно долго, никак не удавалось остановить кровотечение. Наложил жгуты, потом разрезал их… Несколько часов согревал руку. Подкрепился красным вином и шоколадом и провалился в глубокий сон. Проснулся через 8 часов, стало легче… Тем временем, на автопилоте яхта Языкова показала лучшую за всю гонку скорость и преодолела 239 миль.

Основные жизненные принципы

Вкладывать себя в дело по максимуму - что бы он ни делал, - только тогда может получить в ответ максимум. После таких сложных уроков приходит понимание, что в жизни по-другому не бывает - это закон, который нарушить нельзя. А кто его нарушает - сильно об этом жалеет.

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 октября
  • Родившиеся в 1948 году
  • Яхтсмены России
  • Мореплаватели России
  • Путешественники России
  • Участники кругосветных путешествий
  • Персоналии:Приморский край
  • Путешественники СССР
  • Выпускники Дальневосточного мореходного училища

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Языков, Виктор Аркадьевич" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жирмунский. Виктор Максимович Жирмунский Дата рождения: 21 июля (2 августа) 1891(1891 08 02) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти … Википедия

    Институт восточных языков. Индонезийская группа 1967 г. Институт восточных языков при МГУ им. М. В. Ломоносова (ИВЯ при МГУ) образован в 1956 в Москве на базе нескольких кафедр филологического и исторического факультето … Википедия Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Фильм
Виктор Языков. Ветер перемен.. (2001)

Кинодокумент №10049 4 части, Хронометраж: 0:39:00 в коллекцию Ценовая группа A

Фильм 0:42:11

Наличие материалов

Часть (к/п) №1

Море – кр., пнр.

Яхта в море – кр., НПЛ.

Виктор на яхте – кр., НПЛ.

Волна в море – кр., НПЛ.

Виктор на яхте – кр., НПЛ.

Волны в море – кр.

Люди на корабле – ср., отъезд.

Журналист на катере – ср., пнр.

Корабль в море – ср.

Моряки на корабле, стреляет пушка – ср.

Стартуют яхты – общ., наезд.

Проплывают яхты – кр.

Яхта – кр.

Две яхты в море – ср.

Яхта – кр.

Виктор стоит на яхте – разн.

Яхта в море – общ. (сверху), НПЛ.

пнр по журналу с портретом Виктора Языкова – кр., пнр, НПЛ.

пнр по иностранной книге – кр.

НДП Книга рекордов Гиннеса – НПЛ.

Фото Виктора – кр., отъезд, НПЛ.

Другие фото – кр.

Диплом, НДП «За волю и мужество во время кругосветной гонки в 1999 году Виктор Аркадьевич Языков удостоен звания «Человек года» по номинации «Спорт».

Фото в газете «Комсомольская правда» - ср.

Фото Виктора в иностранной газете – ср., НПЛ.

Иностранная газета – кр., НПЛ.

Виктор на яхте в море – кр., НПЛ.

Кадры зарубежного телевидения:

Виктор с больной рукой на яхте в море – кр., НПЛ.

Яхта Виктора в море – кр., НПЛ.

Виктор на яхте – кр., НПЛ.

Два фото: Виктор делает себе операцию – ср., НПЛ.

Виктор – кр.

Виктор делает операцию – кр.

Виктор – кр., НПЛ.

Мужчина и женщина – кр., НПЛ.

Виктор – кр., НПЛ.

пнр по иностранным журналам – кр.

Глобус – пнр, НПЛ.

пнр по призам - НПЛ.

Виктор с шампанским на яхте – кр., отъезд.

Поздравляют Виктора на яхте – ср.

Люди аплодируют Виктору – ср.

Люди у яхты – ср., НПЛ.

Виктор обнимает женщину – кр., НПЛ.

Фото: Виктор дает интервью – ср., НПЛ, кр.

Фото: Виктор на пресс-конференции – ср., НПЛ, общ.

Фото Виктора – кр., НПЛ.

Море – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Берег моря – ср., наезд.

На фоне моря детская фотография Виктора – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Дом Виктора – ср., НПЛ.

Фото: братья и родители Виктора – пнр.

Ребята во дворе школы – ср.

Фото матери Виктора.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

пнр по старому дому – кр.

Фото отца Виктора – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Кинохроника:

Тучи – кр.

Шторм в море – кр., отъезд.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Кинохроника:

Гроза, сверкает молния – кр.

Шторм в море, лодка в море – кр.

Фото отца Виктора на фоне шторма – кр.

Шторм – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Фото: Виктор, братья Анатолий, Славик – кр.

Строительство яхты – кр.

Фото Виктора с братом – НПЛ.

Фото: Виктор в лодке на фоне моря – кр.

Армия – НПЛ.

Прыжки парашютистов – ср.

Парашютисты и самолет в небе – ср.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Парашютисты в небе – ср.

Фото: Виктор с приятелем в армии – кр., пнр.

Катер в море – общ.

Виктор в мореходном училище – ср.

Фото: Виктор с моряками на корабле – ср.

Фото: Виктор и два моряка на корабле – кр.

Фото: Виктор с биноклем на корабле – кр.

Фото: Виктор с женой на фоне порта – кр.

Море – кр. (с движения).

Фото: Виктор с друзьями на яхте – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр., НПЛ.

Сопки, город – кр., отъезд.

По мосту проезжает поезд – общ.

Отъезд от таблички на могиле – кр.

Фото матери на фоне листвы, пнр на небо – кр.

пнр по кронам деревьев – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр., НПЛ.

Волны, пнр на берег – кр.

Ч/б кинохроника 1986 г.:

Разрушенный блок АЭС – кр., отъезд.

Над станцией пролетает вертолет – общ.

Памятник, пнр на идущих людей в парке – кр., НПЛ.

Колокольчик и номер дома – кр., НПЛ.

Дом – кр., НПЛ.

пнр по сараю с инструментами – кр.

Фото: Виктор сидит на строящейся яхте – кр., пнр.

Виктор строит яхту – ср., НПЛ, кр.

Яхта в море, яхты в море – ср., пнр, отъезд.

Яхта в море – ср., наезд.

Яхты в море – общ.

Руки, два яхтсмена – кр.

Волны, яхты – кр.

Люди с корабля смотрят на яхты – ср., отъезд.

Яхты в море, пнр на самолет в небе – общ.

Эмблема кругосветной гонки 1989 года «Уитберд» - кр.

Проезжает автомобиль – кр.

Машина везет лодку, везут другую лодку – кр.

Лодки грузят в самолет, взлетает самолет – кр., НПЛ.

Разбивают шампанское о яхту – ср.

Девушка разбивает шампанское о яхту – кр.

Женщина разбивает шампанское о яхту – ср.

Другая женщина разбивает шампанское о яхту – кр.

Кинооператор, журналисты – кр.

Руки – кр.

Яхты в море – общ. (сверху).

Яхтсмен – кр.

Часть (к/п) №2

Яхта в море – ср.

Яхтсмен за рулем – кр.

Нос яхты – кр., НПЛ.

Говорит Виктор (синхронно) – кр., НПЛ.

Кинохроника 1989-1992 гг.:

Строящаяся яхта – кр., отъезд.

Люди, девушка идет к яхте – ср., пнр.

Кинооператор – кр.

Девушка разбивает шампанское о борт яхты – ср.

Народ аплодирует – кр.

Люди, Виктор, пнр на яхту – кр., пнр.

Машут строители яхты – ср., НПЛ.

Строительство яхты – ср.

НДП «Фазис» - наезд.

Сварка – кр., пнр.

Сварщик – кр.

Парень – кр.

Виктор и строители – кр., отъезд.

Сварщик работает под лодкой – кр., отъезд.

Кран переносит лодку – кр., отъезд.

Виктор держит трос – кр.

Виктор и парень толкают лодку – кр.

Самолет на аэродроме – кр.

Яхта в самолете – кр., отъезд.

Взлетает самолет – кр.

Строительство яхты – кр.

Строитель – кр.

Два сварщика – ср., наезд.

Яхта поднята кранами – ср.

Двое строителей – кр.

Виктор с тросами в руках – кр.

пнр вниз по парусу – кр.

Парус – кр.

Яхта в море – ср., кр.

Капитан Алексей Грищенко забирается на парус – кр., пнр.

Яхта в море – кр.

Руль яхты – кр.

Яхта плывет к городу – кр.

Яхта, парус – кр.

Яхта в море – ср.

Другая яхта – ср.

Другая яхта – кр.

Люди встречают яхтсменов, пнр на яхты – общ.

Люди аплодируют – ср., пнр.

Яхта – ср., отъезд на аплодирующих людей.

Награждение Виктора – кр., отъезд.

Яхтсмены на яхте с шампанским, яхтсмен идет к встречающим – ср., пнр.

Женщина аплодирует – кр.

Кинооператоры, пнр на яхтсменов – кр., НПЛ.

Яхтсменам пожимают руки – кр.

Фотокорреспонденты – кр., пнр.

Яхта с яхтсменами, мужчина обнимает яхтсмена – кр., наезд.

Встречающие аплодируют – кр., отъезд.

Отплывает яхта – ср.

Люди на корабле приветствуют яхтсменов – ср.

Яхта в море – ср., НПЛ.

Говорит заслуженный мастер спорта В. Маслаченко (синхронно) – кр., наезд.

Море – кр., наезд.

Якорь – кр., пнр.

Лежит собака у лестницы дома – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Виктор с парнем строят лодку – ср.

Виктор привязывает ленточку к шампанскому – кр., отъезд.

Жена Виктора Людмила разбивает шампанское о борт яхты, пнр на Виктора – ср., пнр.

Все обнимают Виктора – ср., пнр.

Рука бросает на борт яхты цветы – кр., НПЛ.

Яхта над водой – кр.

Виктор и его друзья – ср., наезд.

Розы на яхте – кр.

Кинохроника 1990-х гг.:

Виктор на яхте – кр., наезд.

Яхта в море – ср., отъезд.

Море – кр.

Фото Виктора на фоне моря – кр., наезд.

Виктор работает на яхте – кр.

Рука с линейкой – кр., НПЛ.

Надпись на яхте – кр.

Виктор за работой, пнр на НДП на яхте – ср.

Виктор – кр.

Виктор идет по яхте – ср., пнр.

Женщина – кр.

Виктор сидит на яхте – ср.

Флаг на яхте – кр.

Яхта в море – ср.

НДП Транслантическая гонка 1992.

Яхты в море – общ., наезд.

Нос яхты – кр.

Яхта в море – ср.

Яхты в море – ср., пнр.

Флаг на яхте – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр., НПЛ.

Море – кр., отъезд на яхту.

Виктор на яхте – кр.

Дельфины в море - кр.

Яхта в море, пнр на флаг – кр.

Говорит руководитель и ведущий программы «Клуб кинопутешественников» Ю. Сенкевич (синхронно) – кр., отъезд.

Яхты в море – общ.

Яхта в море – кр., НПЛ.

Говорит Виктор (синхронно) – кр., НПЛ.

Яхты в море – общ.

пнр по карте (маршрут кругосветной гонки) – кр., НПЛ.

Кинохроника 1992 г.:

Яхта в море, гроза – кр.

Шторм, яхта в море – кр.

Виктор – кр.

Яхтсмен опускается по канату в воду – кр. (сверху).

Яхтсмена поднимают на яхту – кр.

Парус – кр., НПЛ.

Яхта в море – ср.

Кинохроника 1990-х гг.:

Виктор строит яхту.

Строительство яхты – разн.

Фото помощников в строительстве яхты, братьев Виктора.

Парень шлифует лодку, пнр на Виктора и Б. Адамса, помогающего строить яхту – ср.

Адамс, пнр на Виктора – кр.

Виктор с братьями – ср., пнр.

Чертеж лодки, пнр на Виктора и строителей лодки – общ.

Виктор и кошка сидят в лодке, наезд на Виктора – кр.

Кран держит лодку – общ., НПЛ, ср.

НДП «Ветер перемен».

Женщина разбивает шампанское о лодку, пнр по людям, все аплодируют – ср.

В яхту бросают цветы – ср. (сверху).

Проезжает поезд, пнр на стоящих в порту людей – общ., отъезд.

Яхты в порту – общ.

Фото: Виктор и провожающие – ср., НПЛ.

Фото: дети дарят Виктору картину – ср.

Картина – парусник с жар-птицей – кр., наезд.

Картина: яхтсмен на паруснике – кр., наезд.

Виктор на яхте – ср., НПЛ.

Виктор обнимается с парнем – ср., НПЛ.

Виктор обнимается с мужчиной – ср., НПЛ.

Встреча Виктора – ср., НПЛ, кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Нагруженная яхта стоит у причала – ср., наезд (сверху).

Виктор проходит около яхты – кр., НПЛ.

Яхта в море – кр.

Другая яхта – кр.

Две яхты в море – ср.

Яхта в море – кр., НПЛ.

пнр с воды на яхту – кр.

Девушка у компьютера – кр.

Виктор и девушка – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Виктор на яхте в море – кр.

Часть (к/п) №3

Кинохроника 1998-1999 гг.:

Виктор поправляет паруса – кр.

Виктор тянет канат паруса – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Виктор на яхте.

Говорит Виктор(синхронно) – кр.

Море через окно яхты – кр.

Яхта в море – кр., наезд.

Мужчина у карты – ср.

Кинохроника 1998-1999 гг.:

Люди у приборов – общ., пнр (сверху).

Виктор на яхте – ср.

Судовой журнал, пнр наверх на картину – НПЛ.

Рука пишет в журнале – кр. (двойная экспозиция).

Запись в журнале – кр., НПЛ.

Яхта в море – кр.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Кинохроника 1998-1999 гг.:

Виктор натягивает парус – ср.

Виктор с больной рукой – кр., НПЛ.

Виктор натягивает парус – ср.

Виктор перебинтовывает руку – кр., НПЛ.

Карта маршрута – кр., наезд.

Мужчина у экранов – ср.

Факс – кр.

Мужчина у экрана – кр., НПЛ.

Мужчина – кр., пнр на клавиши.

Текст на английском языке – кр.

Яхта в море – кр.

Виктор на яхте привязывает руль – ср., НПЛ.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Кинохроника 1998-1999 гг.:

Яхта в море – кр.

Виктор разматывает бинт с руки – кр. (двойная экспозиция).

Виктор смазывает локоть – кр. (двойная экспозиция).

Виктор надевает резиновые перчатки – кр. (двойная экспозиция).

Виктор делает операцию – кр. (двойная экспозиция).

Виктор затягивает жгут на руке (двойная экспозиция).

Яхта в море – кр.

Текст в газете на английском языке – кр., наезд.

На экране телевизора яхта, Виктор – кр.

Мужчина и женщина плачут – кр.

Газета – ср., кр., НПЛ.

Фото Виктора – кр., наезд.

Виктор на яхте – кр.

Яхта в море – ср.

Кинооператор снимает с другой яхты – ср.

Яхта в море – кр.

Кинохроника 1998-1999 гг.:

Встречающие на лодках – кр.

Российский флаг на яхте – кр.

Яхта – ср.

Встречающие поднимаются на яхту к Виктору – ср.

Мужчина смотрит в бинокль – ср.

Яхта подплывает к причалу, Виктор приветствует встречающих – ср.

Виктор на яхте – ср., наезд на Виктора.

Виктор с шампанским и пирогом в руках – кр.

Говорит Виктор на английском языке – кр.

Пресс-конференция – ср.

Виктор на приеме – ср., пнр.

Виктор обнимает жену Людмилу – кр., НПЛ.

Фото: Людмила с сыном на рыбалке – кр.

Газета, фото Виктора и Людмилы – кр.

Фото: Виктор и Людмила на яхте – кр.

Фото: Виктор и Людмила у причала – кр.

Фото: Виктор и Людмила с друзьями идут в поход – ср.

Фото: Виктор с Людмилой на яхте – кр., НПЛ.

Кинохроника 1998-1999 гг.:

На яхте Виктор, Людмила, друзья – ср., НПЛ.

Люди аплодируют, пнр на Виктора на яхте, прощание – ср.

Провожающие аплодируют – ср.

Виктор стоит на яхте – ср., наезд.

Яхты в море, проплывает яхта – ср.

Виктор стоит на яхте и приветствует провожающих – ср.

Яхты в море – ср.

Яхта – кр., отъезд.

Яхты в море – кр.

Яхта в море – ср., наезд.

Яхта в море – кр. (сверху).

Яхта – кр. (отъезд).

Яхта Виктора в море – общ.

Виктор на яхте – ср.

Яхта в море – общ.(сверху).

Нос яхты рассекает волны – кр.

Виктор на яхте – кр.

Яхтсмен на яхте – кр.

Яхтсмен на яхте, волны заливают яхту – ср.

Борт яхты – кр.

Виктор на яхте – кр., НПЛ.

Борт яхты – кр.

Фото: Виктор за рулем яхты – ср. (двойная экспозиция).

Борт яхты в море, пнр на яхту – кр.

Волны – кр.

Борт яхты, море – кр.

Приборы на яхте – кр.

Борт яхты, море – кр.

Море – кр., отъезд.

Парус на фоне неба – кр., НПЛ.

Флаг – кр.

Яхта на фоне города – общ.

Танцуют аборигены – ср., пнр.

Встречающие на корабле – ср.

Корабль, стреляют пушки – кр.

От яхты отплывают лодки с встречающими – общ.

Яхта в море – кр.

Провожающие на корабле – ср.

Яхта в море, над ней пролетает вертолет – кр.

пнр с борта по яхте – кр.

Яхта рассекает волны – кр.

Канаты, паруса на яхте – кр.

Приборы на яхте – кр., НПЛ.

Виктор сидит у приборов яхты – ср. (со спины).

Приборы – ср., НПЛ.

Прибор с игрушкой – кр.

Часть (к/п) №4

Виктор чертит маршрут на карте – кр. (со спины).

Борт яхты, море – кр.

Виктор у компьютера – кр., НПЛ.

Яхта, море – кр.

Яхта в море – ср.

Голубь на корме яхты – ср.

Яхта рассекает волны – кр.

Голубь на яхте – ср.

Нос яхты на фоне города – кр.

Парус, пнр на яхту – кр.

Виктор – кр.

Яхта в море – ср.

Яхта в море на фоне города – общ., НПЛ.

Кинохроника 1999 гг.:

Пресс-конференция – общ.

Яхтсмены на сцене с цветами – кр., отъезд.

Виктор на яхте – ср.

Море, дельфин, волны – кр.

Море, дельфины – общ.

Дельфины в море – ср., общ. (сверху).

Нос яхты, море – кр.

Руль яхты, яхта – кр., НПЛ.

Закат в море – ср., общ., НПЛ.

Закат, яхта в море – ср., НПЛ.

Море – общ., НПЛ.

Яхта в море, закат – общ., НПЛ, ср.

Кинохроника 1998-1999 гг.:

Виктор стоит на яхте – ср.

Виктор заканчивает марафон, встречающие приветствуют Виктора, Виктор приветствует встречающих – ср.

Девочка – кр.

Виктор держит в руках шар и шампанское – кр.

Встречающие аплодируют – ср., пнр, наезд.

Яхтсмен жмет руку Виктору – кр., пнр.

Здание, люди – общ., НПЛ.

Яхтсмены проходят по городу – кр.

Карнавальное шествие – ср.

Едут машины с яхтсменами – общ.

Народ приветствует яхтсменов – ср.

Виктор стоит в машине и приветствует народ – кр.

Карнавальное шествие – кр.

Флаг – кр.

Поздравления яхтсменов – кр., общ.

Виктор – кр.

Салют – кр., НПЛ.

Говорит Вице-президент Всероссийской Федерации парусного спорта А. Котенков (синхронно) – кр., наезд, отъезд.

Виктор на яхте – кр.

НДП Трансатлантическая гонка 2000.

Яхта в море, Виктор на яхте – кр., пнр.

Парус яхты, Виктор тянет канат паруса – кр.

Парус, Виктор на яхте – кр.

Руки закручивают канат, рука на руле – кр.

Виктор держит руль – ср.

Виктор – кр.

Яхта в море – кр.

Виктор на яхте, рядом сидит голубь, наезд на голубя – ср.

Яхта, яхта в море – кр., пнр.

Яхтсмен смотрит в бинокль – кр.

Яхта в море – ср.

Людмила машет рукой – кр.

Сын приветствует отца на яхте, пнр на Людмилу – ср.

Виктор на яхте машет рукой Людмиле и сыну – ср.

Нос яхты – кр., отъезд.

Плывет яхта – ср., наезд.

Спускается парус – кр.

Яхта со спущенным парусом – ср.

Катер со встречающими, встречающие на яхте – ср.

Виктор на яхте приветствует встречающих – ср.

Люди на корабле – общ.

Корабль, наезд на матросов – ср.

Прием – общ.

Стол – кр.

Поздравление победителей – ср.

Кинооператор, присутствующие аплодируют – кр.

Виктору жмут руку – ср.

Людмила – кр.

Говорит Виктор, идет к жене (синхронно на английском языке) – кр., пнр.

Салют – кр.

Говорит яхтсмен Р. Конкольский (синхронно) – кр.

Виктор и Ричард Конкольский – ср., НПЛ.

Виктор и Людмила – ср., отъезд.

Виктор разговаривает с мужчиной – ср.

Виктор и семья иностранцев – ср., НПЛ.

Иностранец и Виктор – кр.

Говорит Ричард (синхронно на английском языке) – кр.

Говорит бизнесмен яхтинга Джон Дэвю (синхронно) – ср.

Виктор и Джон – кр.

Фото: Виктор, Джон и его сын на яхте – ср.

Говорит Джон (синхронно) – кр., отъезд.

Над городом пролетает самолет – общ., НПЛ.

Корабль в море, закат – общ., НПЛ.

Виктор бежит по берегу моря – общ.

Бегущие ноги – кр.

Виктор дает интервью – ср., пнр.

Виктор беседует в редакции – ср.

пнр по яхте (сверху).

Виктор на выставке – ср., НПЛ.

Здание вокзала в г. Сочи - ср.

Говорит председатель городского собрания г. Сочи Ю. Барзыкин (синхронно) – кр., НПЛ, наезд, отъезд.

Яхты на фоне берега – ср.

Виктор подходит к ребятам на пляже и разговаривает с ними – ср., пнр.

Мальчик – кр.

Другой мальчик – кр.

Виктор помогает ребятам спустить парусник в воду – ср.

Мальчик в лодке – ср.

Другой мальчик в лодке – кр.

Парус, мальчик – кр., пнр.

Мальчик на доске с парусом в море, пнр на Виктора и лодки – ср.

Мальчик в лодке с парусом – ср.

Говорит Виктор (синхронно) – кр., НПЛ.

Строительство яхт-клуба – ср., отъезд.

Оздоровительный комплекс – ср., пнр, НПЛ.

Виктор укрепляет парус – кр., ср., наезд.

Яхта – кр., наезд.

Говорит директор дилингцентра А. Сундуков (синхронно) – наезд.

Парус – кр.

Виктор на яхте – ср.

Бакен на фоне города – кр.

Виктор на яхте смотрит в бинокль – кр.

Берег, домики – общ.

Говорит А. Сундуков (синхронно) – кр., отъезд.

Море, корабль в море – общ., наезд.

Говорит Виктор (синхронно) – кр.

Говорит Ю. Сенкевич (синхронно) – кр.

Говорит В. Маслаченко (синхронно) – кр.

Говорит А. Котенков (синхронно) – ср.

Виктор на яхте в море – ср.

Яхта в море – общ.

Яхта в море – кр., отъезд.

Говорит Р. Конкольский (синхронно) – кр., НПЛ.

Яхта в море – общ., пнр (сверху).

Фильм №0

Лет пять тому назад в курортном поселке Лазаревское на берегу Черного моря, в саду дома Виктора Языкова горел костер. Костер был нужен для шашлыка, а шашлык - для гостей. Гостей было двое: автор этих строк и Кевин Дибли - яхтенный дизайнер из Новой Зеландии. В ожидании шашлыка возникла дискуссия: кто и зачем ходит в море на яхтах. Мнения разделились. Спустя примерно час Кевин встрепенулся: «Послушайте, парни, то, что я тут слышу, надо бы положить на бумагу. Существуют тысячи книг о яхтинге на английском языке, но ни в одной из них я не нашел того, о чем вы говорите. Все это жутко интересно! Может, на русском есть что-то?». Так родилась идея книги «Философия яхтинга».

Впрочем, до завершения книги еще далеко, а вот свою точку зрения Виктор Языков отстаивает наиболее убедительным способом - вскоре они опять уйдут в море. Вообще-то в сентябре 2010 года Виктор отправляется в кругосветное одиночное плавание, однако приходится писать во множественном числе, поскольку уходят «они» вдвоем - Виктор и его яхта «Дочь Ветра». Языков всегда одушевляет свои яхты, потому что строит лодки сам, своими руками и по своему разумению. Построил он их за полвека немало, и как раз сейчас начинается один из самых интересных его экспериментов в системе координат «Человек и Океан».


Лично я горжусь тем, что есть в России человек, имеющий право сказать: «Я построил одну из лучших в мире яхт, показавшую высочайшие ходовые качества в кругосветной гонке одиночек». В свое время Виктор Языков не только создал уникальную яхту «Ветер Перемен», но и в одиночку прошел на ней за девять месяцев все этапы маршрута, заняв четвертое место в своем классе. Годом позже «Ветер Перемен» стартовал в гонке одиночек через Атлантику, и в этот раз Виктор пришел вторым.

Однако здесь речь идет не о спортивных достижениях Языкова, которых предостаточно, и даже не о нем самом, а о его самобытном подходе к созданию яхт для «духовного общения с Океаном» - именно так определяет этот процесс сам Виктор. Те сто тысяч миль, что он оставил за кормой, заставляют уважать его мнение. Даже для людей, искушенных в яхтинге, многие идеи Языкова кажутся откровением, несмотря на то, что излагает он их сухим техническим языком и без особых эмоций.

Если отвлечься от технических подробностей и сосредоточиться на философии, то базовой идеей Виктора является следующий постулат: яхта - создание одухотворенное. Идея не нова: англичане, например, собаку или кошку могут называть в среднем роде - it, а вот яхта - всегда she, она. По мнению Языкова, самая сложная для «царя природы» задача - понять, что парусная яхта - живое существо. А поскольку «живое существо» должно уметь передвигаться самостоятельно, то, начиная с «Ветра Перемен», Виктор Языков строит свои яхты без автопилота. Благодаря способности самостоятельно идти с закрепленным рулем под заданным углом к ветру, как встречными, так и попутными курсами, лодки Виктора предоставляют ему свободу заниматься своими делами, в то время как яхта сама движется в заданном направлении.


Языков утверждает, что его последняя яхта «Дочь Ветра» самостоятельно идет практически с той же эффективностью, как если бы он ею управлял. С философской точки зрения поведение Виктора Языкова подтверждает закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, его яхты раз от разу становятся все проще по содержанию технических устройств. На «Дочери Ветра», достроенной в 2007 году, а потом тщательно испытанной (за ее кормой уже свыше 15 000 миль и два трансатлантических перехода), Языков отказался уже не только от авторулевого, но и от вспомогательного двигателя с электрогенератором, а потому отпала нужда и в топливном баке. С другой стороны, конструкция яхты настолько неординарна и сочетает столь разные материалы, что требует детальных разъяснений. Корпус «Дочери ветра» - сэндвич, созданный методом вакуумного формования на отечественных эпоксидных клеях. Между жестким углепластиком и двумя слоями каштанового шпона - легкий бальсовый заполнитель. Древесина каштана - легкая, прочная, устойчивая к гниению, с низкими коэффициентами усушки и разбухания, обладает хорошей адгезией к клеям, благодаря чему является одной из лучших для судостроения. А самое главное - высокий модуль упругости каштана практически не отличается от модуля упругости применяемого углеволокна, и эта особенность позволяет, сочетая наиболее традиционный материал - древесину и самый лучший из современных - углепластик, создавать долговечные конструкции с высокой прочностью. К тому же древесина и углепластик не накапливают усталостных нагрузок, в отличие от большинства других современных материалов.


Углепластиковая свободностоящая поворотная мачта-«крыло» значительно уменьшает воздушное сопротивление, упрощает конструкцию парусного вооружения и увеличивает его надежность, а также облегчает управление яхтой. Кормовое расположение киля и шверт в районе мачты позволяют изменять положение центра бокового сопротивления на ходу, благодаря чему создается идеальный баланс сил и яхта идет под заданным углом к ветру, с закрепленным рулем самостоятельно.

Бесспорно, современные тенденции в развитии яхтенной техники и приемы строительства яхт по принципам Языкова движутся в диаметрально противоположных направлениях. Современные яхты напичканы электроникой, и, казалось бы, что может быть проще, чем ткнуть пальцем в экран компьютера? Только вот что делать, когда эта техника откажет? Парадокс современного бытия состоит в том, что людям пришло в голову отравить химикатами окружающий мир, чтобы в результате получить возможность покупать в дорогих магазинах «чистые продукты». А ведь природа именно такими их создала. Что касается яхт, то, вероятно, Виктор Языков - один из первых яхтсменов, успешно решающих проблему создания «экологически чистой яхты». И точно так же, как органические фрукты и овощи, доступные далеко не всем, яхты Языкова следует признать «эксклюзивным продуктом». Вот только жаль, что нет пока в мире такого магазина, где это можно купить за деньги. Следует отдать должное Виктору - он не хранит в секрете годами накопленный опыт создания своих яхт «родом из будущего».


С практической позиции все это выливается в идею создания «идеальной яхты» - одушевленного существа, рожденного для свободного безостановочного движения с применением неисчерпаемых сил природы. Именно такие высокие цели заложены в проекте создания семиметровой яхты третьего поколения, которую Виктор Языков задумал в качестве инструмента познания основ мироздания.

В подобном проекте не обойтись без смелых конструкторских решений и уникальных технологий Языкова, многие из которых рискну назвать гениальными. Именно такую яхту собирается построить Виктор, вернувшись из кругосветки, где у него будет время спокойно обдумать все детали. По большому счету, создав такую яхту, Виктор предоставляет тем, кто стремится к самосовершенствованию, редкий шанс оптимальным путем приблизиться к единению с природой, не нанося ей ни малейшего ущерба. И конечно же, радость парить под парусами, объединяющими Мировой Океан с океаном воздушным.

Пока что завидная возможность уединиться с мудростью Природы вдали от людской суеты досталась только Виктору Языкову. Ему предстоит пройти тысячи миль по маршруту: Саутгемптон - Мыс Доброй Надежды - Мыс Луин (Австралия) - Мыс Горн - Саутгемптон. Чтобы хранить молчание наедине с Океаном, Виктор отключает рацию, и мы сможем следить за его движением только благодаря радиомаяку, установленному на яхте.


Помоги себе сам

В любом приличном яхтенном магазине можно найти документальный фильм - своего рода пособие по выживанию в море - об операции, которую Виктор Языков сделал себе сам в 1998 году во время кругосветной гонки одиночек Around Alone. В тот раз все с самого начала пошло вкривь и вкось. Опоздав к старту на пять суток, Виктор бросился догонять лидеров, к тому времени ушедших вперед больше чем на 800 миль. В первую же ночь после старта он ошпарился кипятком, потом пять суток боролся со штормом, все больше отставая от лидеров. При этом лопнула ванта, и пришлось в шторм лезть на мачту. А когда погода поправилась, он взялся, наконец, приготовить себе суп, но на пользу он ему не пошел. Впопыхах Виктор перепутал пакетики и вместо специй приправил суп порошком антиоксиданта, чем полностью вывел себя из строя на двое суток. Однако это было только началом испытаний.

В результате травмы на локте образовался нарыв, угрожавший превратиться во что-то более опасное. Врачи на берегу в таких случаях проводят операцию. Виктор решил поступить так же. Благодаря тому, что на всех яхтах были установлены видеокамеры, мир смог увидеть, как яхтсмен в гонке, не снижая скорости яхты, глядя в зеркало, вскрывает абсцесс скальпелем из судовой аптечки, после чего на много часов теряет сознание. Но вот что интересно: за эти «операционные» сутки его яхта, идущая самостоятельно, поставила рекорд гонки: 239 миль.