Помощь в учёбе. Работы на заказ

Курсовая

Государственно-подобное образование - довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований. Отдельных же монографических или...

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  • 2. ВОЛЬНЫЕ ГОРОДА
  • 3. ВАТИКАН
  • 4. ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стоимость уникальной работы

Государственно-подобные образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственно-подобное образование — довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований.

Отдельных же монографических или диссертационных работ, посвященных понятию, международной правосубъектности и иным вопросам статуса государственно-подобных образований в России нет. Этот фактор является дополнительным стимулом для более детального изучения данного вопроса, актуализирует работу, придает ей новаторский характер.

Понимая всю сложность написания данной курсовой работы в практически полном отсутствии специальной литературы, тем не менее мы ставим ее целью определение международно-правового статуса и выявление сущностных характеристик государственно-подобных образований.

В связи с этим в качестве задач выдвигаются вопросы, во-первых, анализа существующих научных и иных источников с целью определения признаков и дачи дефиниции государственно-подобного образования, во-вторых, выявления отдельных аспектов их международной правосубъектности, в-третьих, определения различных сторон их международно-правовой деятельности и, в-четвертых, изучения отдельных государственно-подобных образований, как существовавших в прошлом, так и существующих по сей день.

Структурно работа разделена на параграфы в соответствии с логической последовательностью изложения материала, которая позволит в полной мере решить поставленные задачи и, в конечном счете, достичь цели данной работы ("https://сайт", 18).

В первом параграфе будут освещены общие вопросы, касающиеся всех государственно-подобных образований: понятия, выявления признаков, определения сущностных характеристик, анализа подходов в понимании, выявления отличий от других субъектов международного права. Последующие параграфы будут освещать данные вопросы применительно к отдельным государственно-подобным образованиям, детализируя их и выявляя особенности конкретных государственно-подобных образований.

Источники, используемые в данной работе, весьма разнообразны. Помимо традиционных — учебной и специальной литературы — мы использовали акты международно-правового характера, в том числе международные договоры, которые определяют статус того или иного государственно-подобного образования, основные законы этих образований, а также официальные источники из серверов государственно-подобных образований, размещенные в сети «Интернет».

Все это направлено на одно — достижение цели курсовой работы, обозначенной выше.

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией (Версальский договор) [электронный ресурс]: от 28.06.1919 года. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Договор между Святым престолом и Королевством Италия [электронный ресурс]: от 11 февраля 1929 года. // Официальный проект компании «Гарант»: «Конституция Российской Федерации и зарубежные конституции». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/DOC_3 864 879.htm - свободный.
  3. Мирный договор с Италией от 10.02.1947. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XIII. - 1956. - С. 88−203.
  4. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXIII. - 1970. - С. 136−148.
  5. Договор о нераспространении ядерного оружия от 01.07.1968 года. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVI. - 1973. - С. 45−49.
  6. Четырехстороннее соглашение от 03.09.1971. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVIII. - 1974. - С. 46−55.
  7. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12.09.1990. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - 1994. - С. 34−37.
  8. Основной закон Государства-Города Ватикан [электронный ресурс]: от 7 июня 1929 года (утратил силу) // Официальный проект компании «Гарант»: «Конституция Российской Федерации и зарубежные конституции». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ DOC_3 864 879.htm - свободный.
  9. Основной закон Государства-Города Ватикан от 26 ноября 2000 года (на немецком языке) // Официальный сайт Святого престола. - Режим доступа: http://www.vatican.va/vatican_city_state/legislation/documents/ scv_doc_20 001 126_legge-fondamentale-scv_ge.html - свободный.
  10. О назначении Садчикова Н. И. представителем Российской Федерации при Ватикане и при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству: Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2005 № 989. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 35. - Ст. 3602.
  11. История отечественного государства и права. Часть 1. / Под ред. Чистякова О. И. - М., Юристъ, 2007. - 477 с.
  12. Каламкарян Р. А. Международное право : учебник. / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев - М.: Эксмо, 2004. - 688 с.
  13. Конституции буржуазных стран. Т.II. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. - 419 с.
  14. Конституции государств Европы. / Под ред. Окунькова Л. А. - М.: Норма, 2001. - 816 с.
  15. Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования . / Г. И. Курдюков - Казань: Издательство Казанского университета, 1979. - 174 с.
  16. Лукашук И. И. Международное право . Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. / И. И. Лукашук - М.: Издательство БЕК, 2001. - 419 c.
  17. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник. / М. Н. Марченко - М.: Проспект, 2001. - 755 с.
  18. Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник. / Н. И. Матузов, А. В. Малько - М.: Юристъ, 2005. - 540 с.
  19. Международное право: учебник для вузов. / Под ред. Игнатенко Г. В., Тиунова О. И. - М., Норма, 2001. - 705 с.
  20. Международное право: учебник. / Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С. - М.: Международные отношения, 2000. - 713 с.
  21. Международное публичное право: учебник. / Под ред. Бекяшева К. А. - М.: Проспект, 2007. - 784 с.
  22. Моджорян Л. А. Статус вольного города . / Л. А. Моджорян // Советское государство и право. - 1962. - № 3. - С. 66−76;
  23. Ушаков Н. А. Международное право : учебник. / Н. А. Ушаков - М.: Юристъ, 2003. - 304 с.
  24. Фельдман Д. И., Курдюков Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности . / Д. И. Фельдман, Г. И. Курдюков - Казань, Издательство Казанского университета, 1974. - 124 с.
  25. Черненко С. В. Рецензия на работу Фельдмана Д . И., Курдюкова Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. / С. В. Черненко // Правоведение. - 1975. - № 5. - С. 143−145.
  26. Шибаева Е. А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций . / Е. А. Шибаева, М. Поточный - М.: Издательство МГУ, 1988. - 188 с.
  27. Силкин Б. И. Ганза : древний «общий рынок» Европы. / Б. И. Силкин // Знание - сила. - № 1. - 1998. // Режим доступа: http://skola.ogreland.lv/istorija/ slovo/G/g7.htm - свободный.
  28. Официальный сайт католической церкви (на английском языке). - Режим доступа: http://www.catholic-hierarchy.org/ - свободный.
  29. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - свободный.
  30. Официальный сайт Святого престола (на английском языке). - Режим доступа: http://www.vatican.va/phome_en.htm - свободный.
  31. Официальный сайт Суверенного Мальтийского Ордена (на английском языке). - Режим доступа: http://www.orderofmalta.org/site/index.asp ?idlingua=5 - свободный.
  32. Официальный сайт Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Америки (на английском языке). - Режим доступа: https://www.cia.gov/ - свободный.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Значение непосредственной демократии трудно переоценить, так, например, В. И. Ефимов справедливо отмечает: «Через народ определяются суть, цель и основания демократической власти, и при этом предполагается единство всех этих определений. Утрата одного из них ведет к абсолютному снижению качества власти, ее перерождению в квазидемократические формы, прикрывающие автократическое или олигархическое...

Курсовая

Если вопросы, относящиеся к предмету регулирования, прямо в Конвенции не решены, то они подлежат разрешению в соответствии с общими принципами Конвенции; в случае отсутствия необходимого принципа - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права. Некоторые виды продаж под действие Венской Конвенции 1980 г. не подпадают. Например, продажа с аукциона, продажа ценных...

На современном этапе исторического развития человеческой цивилизации национальная экономика каждого государства неизбежно. Интегрируется в международную систему мирохозяйственных связей, т. е. выходит за национальные рамки и поэтому неизбежно испытывает влияние международного фактора. Интернационализация экономических связей объективно обусловливает зарождение, формирование и развитие...

Курсовая

В Европе и Америке парламент приобрел современный облик в результате буржуазных революций. После Второй мировой войны классическая либеральная концепция парламентаризма стала доминирующей. Предполагалось, что именно она позволяет выражать интересы не одного или немногих, а большинства народа. После революционных бурь парламентский способ регулирования конфликта социальных интересов, который смог...

Курсовая

Экономический оборот современного общества невозможно представить без объектов интеллектуальной собственности. Сегодня сфера их распространения не только и не столько личное потребление, но, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс включает две группы элементов: материальные и нематериальные. По некоторым данным доля нематериальных активов (таково...

Курсовая

В настоящее время общепризнано, что право ЕС может напрямую порождать у частных лиц права и наделять их обязанностями. Но на заре создания ЕС вопрос о том, могут ли учредительные договоры о создании ЕС («первичное право») и акты институтов ЕС («вторичное право») непосредственно наделять субъективными правами частных лиц, вызывал споры. Высказывалось, в частности, мнение о том, что частные лица...

В науке международного частного права взаимность понимается как один из фундаментальных принципов международного сотрудничества, позволяющий обусловить дружественное отношение одного государства к другому адекватным ответным отношением. Хотя проблематика международного частного права начинает занимать достойное место в трудах отечественных правоведов, на сегодняшний день вопросы взаимности...

Государственно-подобные образования - особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

К ним в первую очередь относят так называемые «вольные города» и свободные территории.

В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене вольные города представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация.

Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша. Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии в 1990 г. действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии.

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме.

Внешне Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство, скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права.

Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

Государственно-подобные образования

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым ста­новятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные до­говоры.

В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов относятся Ватикан, Мальтийский орден и Святая Гора Афон. Поскольку данные образования боль­ше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства, они получили название «государственно-подобных формиро­ваний».

Правоспособность вольных городов определялась соответствую­щими международными договорами. Так, согласно положениям Вен­ского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков (1815 – 1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом «сво­бодного государства» пользовался Данциг (Гданьск) (1920 – 1939 гг.), а в соот­ветствии с мирным договором с Италией 1947 г. предусматривалось создание Свободной территории Триест, которая, впрочем, так и не была создана.

Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглаше­нием по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971 – 1990 гг.). В соответствии с этим соглашением западные секто­ры Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), кото­рым была передана часть полномочий, например, издание норматив­ных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями дер­жав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консуль­скими должностными лицами ФРГ.

Ватикан – государство-город, расположенный в пределах столи­цы Италии – Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви – Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим доку­ментом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Вати­кан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирова­ние с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обме­нивается представительствами с государствами, имеет миссии наблю­дателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организа­ций.



Святая Гора Афон (Афон) – это самостоятельное монашеское государство, расположенное на полуострове в Восточной Греции, в районе Халкидики. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. Органом управления Афоном является Священный кинот, в который входят представители всех 20-ти монастырей Афона. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху. Въезд на территорию государственно-подобного образования запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. Паломникам для посещения Святой Горы Афон необходимо получить специальное разрешение – «диамонитирион». В последние годы Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого в целях сохранения традиционного монашеского уклада жизни.

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус .

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле .

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

1) территория;

2) постоянное население;

3) гражданство;

4) законодательные органы;

5) правительство;

6) международные договоры .

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

Ответ на данный вопрос дает Р.М. Валеев: государствоподобные образования не обладают таким свойством как суверенитет, поскольку, во-первых, их население - это не народ, а часть какой-либо нации или представители различных наций; во-вторых, их международная правоспособность сильно ограничена, реальной независимостью в международной сфере они не обладют. Появление таких образований основано на международных актах (договорах) .

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях .

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста .

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии .

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

Международная правосубъектность иных участников международных отношений (ТНК, МНПО, индивида, человечества), в том числе государственно-подобных образований

Правосубъектность государственно-подобных образований

В международном праве в соответствии с межгосударственными договорами в прошлом и в настоящее время предоставляется специальный международно-правовой статус для некоторых политико-территориальных (государственно-подобных) образований. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Их международная правосубъектность определяется тем, что они способны самостоятельно, независимо от государств и других субъектов международно-правового общения осуществлять установленные юридические права и обязанности. Соответствующая международная правоспособность определяется положениями указанных договоров, а в некоторых случаях и обычно-правовыми нормами. К ним относятся:

  • 1) вольные города. Им в прошлом принадлежал специальный международно-правовой статус. Так, согласно Венскому трактату 1815 г. "вольным, независимым и совершенно нейтрализованным" городом был провозглашен Краков (существовал до 1846 г.). Версальским мирным договором 1919 г. был установлен специальный международно-правовой статус "свободного государства" Данциг (1920–1939 гг.). Мирный договор с Италией 1947 г. предусматривал образование "Свободной территории Триест" (практически она не была образована; ее части вошли в состав Италии и Югославии);
  • 2) Западный Берлин – также обладал особым международно-правовым статусом. Основным международно-правовым актом, регулировавшим его международно-правовое положение, было четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией от 03.09.197 i. Согласно соглашению западные секторы города были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой и т.д.), которым были переданы часть государственных полномочий. Ряд правомочий осуществлялись союзными властями держав-победительниц. Интересы населения города в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ. Статус Западного Берлина прекращен в 1990 г.;
  • 3) Ватикан – резиденция главы католической церкви (папы римского) в особом районе Рима, называют иногда город-государство. Его правовой статус определяется соглашением 1984 г. между Италией и "святым престолом". Ватикан поддерживает внешние связи со многими государствами, в частности с католическими странами; он учреждает в них свои постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями или легатами. Ватикан участвует во многих международных конференциях и является участником многих международных соглашений. Кроме того, он является членом ряда универсальных международных организаций (ВПС, МАГАТЭ, МСЭ и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, МОТ, ЮНЕСКО и некоторых других организациях.

Проблема международной правосубъектности индивида

Долгое время отечественная наука отрицала за индивидами качество международной правосубъектности. Ситуация изменилась в период "перестройки" в СССР, когда многие ученые стали призывать к пересмотру этой точки зрения. Дело в том, что государства как основные субъекты международного права все чаще путем согласования своих воль создают нормы, направленные не только на регулирование их взаимных отношений, но и нормы, адресованные другим лицам и образованиям. Эти нормы могут иметь адресатами МНПО, отдельные международные органы (комиссии, комитеты, судебные и арбитражные органы), служащих ММПО, т.е. лиц и образования, которые сами не обладают способностью создавать нормы международного права.

Хотя большинство норм, имеющих целью воздействовать па правовое положение личности, непосредственно адресованы государствам и обязывают их обеспечить индивидам определенную совокупность прав и свобод, в некоторых случаях, связанных с деятельностью международных органов по правам человека, международно-правовые нормы определяют нрава и обязанности индивида непосредственно.

Сложнее, конечно, обстоит дело с международной правосубъектностью индивидов по отношению к международным документам в области прав человека в случаях, если индивид непосредственно не может выступать перед международными органами.

Конечно, чаще всего нормы международного права, направленные на регулирование поведения физических или юридических лиц – субъектов внутригосударственного права, действуют в отношении них не прямо, а опосредовано нормами национального права. Однако в ряде случаев правами и обязанностями по международному праву непосредственно наделяются лица и образования, не обладающие способностью создавать нормы международного права.

Фактически круг лиц и образований, являющихся субъектом международного права, зависит от того, какое определение субъекта международного права дается. Если субъекты международного права определить как "образования, независимые друг от друга, не подчиненные в области международных отношений какой-либо политической власти, обладающие юридической способностью к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей, установленных международным правом" , то индивиды и юридические лица, а также МНПО не обладают качеством международной правосубъектности. Если же в качестве субъектов международного права рассматривать все лица и образования – носители прав и обязанностей непосредственно в силу норм международного права, то придется признавать субъектами международного права индивидов, в том числе служащих ММПО, определенный круг юридических лиц, МНПО, различные международные органы.

Вероятнее всего, в международном праве речь должна идти о двух категориях субъектов. К первой относятся те, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из норм международного права, и сами непосредственно участвуют в создании этих норм, в обеспечении их соблюдения. Это в первую очередь государства, а также народы и нации, реализующие свое право на самоопределение, ММПО. Во вторую категорию входят индивиды, МНПО, ряд международных хозяйственных объединений (МХО), международные органы (комиссии, комитеты, судебные и арбитражные органы). Они, обладая определенным довольно ограниченным кругом прав и обязанностей по международному праву, сами непосредственно не участвуют в процессе создания норм международного права.

  • Международное право: учебник / под ред. Г. И. Тункина. М., 1982. С. 82.