Удивительно, но никому не успело прийти в голову, что Евгений Миронов -- тоже Миронов. Правда, в свое время Мария Владимировна подошла к нему и сказала, что Миронов может быть только один, но она была лицом заинтересованным, как никто. Да, в общем-то, и она, посмотрев фильм "Любовь", передумала, поцеловала и благословила. Он переиграл такую фамилию без борьбы, Мироновых стало два...

Интервью с актерами и режиссерами

Удивительно, но никому не успело прийти в голову, что Евгений Миронов - тоже Миронов. Правда, в свое время Мария Владимировна подошла к нему и сказала, что Миронов может быть только один, но она была лицом заинтересованным, как никто. Да, в общем-то, и она, посмотрев фильм «Любовь», передумала, поцеловала и благословила. Он переиграл такую фамилию без борьбы, Мироновых стало два. Его все любят - зрители, его учитель Табаков, у которого он сначала мечтал учиться, потом учился, а теперь работает. Жюри фестивалей, которые надавали ему все возможные российские призы, режиссеры, которые удачно его снимали - в «Любви», «Лимите», «Мусульманине» и многих других хороших фильмах. Его любят папа и мама, которая сначала присылала ему из Саратова продукты, а потом просто переехала жить в Москву, когда он разболелся в своем театральном общежитии. Питер Штайн, наконец, любит! Миронов играл у него в «Орестее» и «Гамлете». И журналисты тоже любят. Хотя два года он не дает интервью. Пытаются журналисты найти какой-нибудь в Миронове конфликт, противоречие, драму, но, хоть и не находят, пишут о нем, как правило, все равно хорошо. А что касается громкой фамилии, то остается только добавить, что девичья фамилия его мамы - Доронина…

-- Вы не даете интервью, никогда не говорите о своей личной жизни. Но такая закрытость всегда вызывает болезненное любопытство и порождает массу слухов. Может, лучше не придерживаться позиций затворника, и тогда спадет этот болезненный интерес?
-- Я не делаю из своей жизни легенду, как Грета Гарбо или Марлен Дитрих. Но рассказывать направо и налево о своих проблемах не хочу. Мне неприятно, что кто-то утром за завтраком будет читать в газете о моих личных проблемах. Я делюсь сокровенным, иначе беседа не имеет смысла. Встретиться, поболтать, похохотать мы с вами можем и без диктофона. Хочется быть честным, а это не всегда просто. Поэтому я не хожу на передачи, на всякие шоу, в которые меня зовут каждый день. Я не хочу быть растиражированным.
-- А как вы и ваша семья относитесь к слухам и сплетням в прессе?
-- Спокойно. Раньше я очень болезненно на это реагировал, а потом понял, что это часть вашей профессии. Уж извините, не имею в виду вас конкретно… Ради бога, пусть пишут, но ко мне это не имеет никакого отношения.
-- И критику спокойно воспринимаете?
-- Вас интересует, может ли меня критика раздавить? Уже нет. Это раньше я плакал из-за критики. После фильма «Любовь» я был ну просто золотой мальчик. Призы сыпались как из рога изобилия, и когда очередной приз задерживался, я слегка недоумевал, но в конце концов он всегда падал в руки. Что бы я ни сыграл, журналисты пели дифирамбы, и так продолжалось до тех пор, пока после «Орестеи» Питера Штайна один критик не написал гадость про меня и моих товарищей. Я помню имя и фамилию этого критика, дай Бог ему здоровья. И я просто не поверил бумаге. Вот тогда меня можно было раздавить, у меня еще мозги были целлофановые. Знаете, когда надуваешь целлофановый мешочек, он так легко лопается. И если бы рядом не было моих друзей и родных, которые меня поддержали, не знаю, какие могли быть последствия. Знаете, я даже благодарен этому человеку, потому что понял, что, во-первых, все относительно, а во-вторых, порой провал полезнее, чем успех.
-- И все же вы привыкли к роли любимца публики…
-- Как любимца - так и нет. Первый провал у меня был в школе. На каком-то концерте меня попросили спеть. И я решил исполнить трагический репертуар. Выучил песню про комсомольца (начинает петь):
Парень девятнадцатого года
Умирает на сырой земле.
Тихая полтавская погода
Стынет на запекшихся губах…

Я пытался петь, как Кобзон, и это в возрасте двенадцати лет. Но казалось, что так хорошо получается. И вот концерт, объявили песню, все настроились серьезно. Я начал играть на абсолютно расстроенном пианино и петь. Слышу: стоит гул и мне аплодируют. Думаю: проняло. Закончил под страшные аплодисменты, учителя утирали слезы с глаз. Сошел со сцены, и тут мой одноклассник говорит: «Слушай, тебе надо идти в цирк, мы так никогда не хохотали». Для меня это была жуткая трагедия - меня не поняли. Я убежал, спрятался, не хотел возвращаться в школу. Такой я был наивный дурачок.
-- Когда возникают проблемы, вы по-прежнему убегаете и переживаете их в одиночку или делитесь со своими близкими?
-- Вообще-то, проблемы я пытаюсь решать сам. Я их ни на кого не вешаю. Эту ношу, я уверен, каждый несет сам. Ну, конечно, есть человек, с которым я делюсь, но не проблемами, а радостью, счастьем.
-- А в проступках в детстве легко признавались?
-- Хотел сказать: у меня проступков не было! Ха-ха-ха!
-- ???
-- Понимаете, у нас такая демократичная семья. Я рос, как в оранжерее. Если уронил ты ложку или вилку, тебя обцеловали бы всего - «ты мой сладенький, уронил вилочку». И я всегда с ужасом слушал, как мои одноклассники рассказывали, что их порют или еще что-то…
-- Вы старший сын в семье?
-- Да. У меня есть сестра Оксана. Она балерина.
-- А младших детей обычно больше любят. Не было ревности?
-- Нет. Такого не было. Но она рано оторвалась от дома, уехала в Питер поступать в балетную академию.
-- Наверное, дрались с ней в детстве?
-Нет. Говорю же, у нас идеальная семья. Мы устраивали кукольные спектакли для родителей и гостей. Разыгрывали всяческие баталии, строили шалаши, окопы у нас были. Я в школе даже поставил мюзикл «Красная Шапочка», Оксана играла главную роль.
-- Ну а прозвище у вас было в школе?
-- Не-а.
-- И не курили украдкой, и портвейн в подъездах не пили?
-- Это вы к Машкову обращайтесь, к другу моему. Курить пробовал. Подумал: почему я такой хороший? почему не курю? Взял у отца сигарету «Астра», пошел на улицу. Мы жили в военном городке под Саратовом, у нас была такая достопримечательность, как Дом культуры. Я пришел туда, прикурил у какого-то пацана и тут почувствовал какой-то странный запах, но не обратил внимания. А когда вернулся домой, увидел, что опалил все ресницы, точнее, сжег их с бровями вместе. Так закончилась моя попытка закурить.
-- Родителям не признались в этом?
-- Мама у меня все видит под землей. Она взглянула на меня: «Что, покурил? Опалил все?» И даже не ругала. Я начал курить в девятнадцать лет, уже учась в Школе-студии МХАТ. В учебном спектакле я играл парня, который издевается над учителями, закрыв их в сарае и держа прикуренную сигарету над бензобаком. Отрывок шел двадцать минут, и все это время нужно было курить. Наш педагог Авангард Леонтьев, увидев, как я обращаюсь с сигаретой, сказал: «Это нужно немножко откорректировать». И я откорректировал. Десять лет курил по пачке в день.
-- Как же вы тогда смогли бросить?
-- Я начал курить из-за работы и бросил из-за работы. Полтора года назад 1 августа у меня начались репетиции «Гамлета». Во время репетиций Питер Штайн объявлял «eine kleine pause». Это перерыв на семь-пять минут. Все шли курить, а меня Штайн задерживал, чтобы обсудить монологи. И так получалось, что курить я не успевал, а потом понял, что этим заниматься просто некогда. Да и Гамлет не курил…
-- Говорили, что вам приходилось много спорить со Штайном на репетициях. Вы вообще легко вступаете в конфликт?
-- Я всегда отстаиваю свою точку зрения. Актеры бывают пластилином в руках режиссера, но я считаю, что актер и режиссер должны быть соавторами. Иначе я не работаю. Я не стеклышко в мозаике. Вот такой я принципиальный. Что касается «Гамлета», именно Штайн влюбил меня в эту роль. Я никогда не хотел ее играть. Казалось, скучно - ходит, и нудит, и нудит, ничего не делает. Сам я человек эмоциональный и люблю действие. Но когда мы начали работу над пьесой, Штайн так рассказывал о Шекспире, показывал нам свои переводы, что я влюбился в роль, до сих пор я в беспамятстве.
-- Женя, а правда, что вы этот спектакль фактически восстанавливали и потом, когда спектакли шли в Цирке на Цветном бульваре, вы играли бесплатно?
-- Ох… Нет, это неправда. Хотя за эту роль я готов сам приплачивать каждый раз, когда выхожу на сцену. Что касается восстановления, то мы отыграли около двадцати спектаклей подряд и я оказался в санатории, так тяжело роль далась. Полгода была пауза, и я думал, что просто умру, если не буду играть эту роль. И мы восстановили спектакль, но на другой площадке, на цирковой. Знаете, я сыграл настоящего шекспировского Гамлета. Ведь играем на арене, вокруг сидят зрители, как в шекспировском театре «Глобус». Общаясь в каждом монологе со зрителями, Гамлет уже не одинок. Он делится своими проблемами со всеми, пытается советоваться, что ли… Мне лично это очень помогает. И еще в цирке зрители раскрепощаются. Что они делают! Две тысячи человек хлопают, кричат: «Гамлет!» Когда я убиваю Клавдия, они аплодируют, как на гладиаторских боях. Однажды, во время сцены дуэли с Клавдием, когда я его ранил, зал взревел. Все решили, что он убит, как будто не читали пьесы. И Саша Феклистов - Клавдий - даже не знал, говорить ему текст дальше или умереть сразу. Вдруг зрители начнут кидаться какими-нибудь предметами.
-- В «Табакерке» много спектаклей поставил скандально известный Андрей Житинкин, сделавший себе имя на спектакле «Игра в жмурики», где пятьдесят процентов речи составлял мат. А вы согласились бы играть в подобном спектакле?
-- Автор «Игры в жмурики» принес мне пьесу «Чикатило», написанную специально для меня. Всю пьесу герой сидит на унитазе и произносит монолог, в котором нет почти ни одного слова из нормированной лексики. Что в моем творчестве натолкнуло его на мысль написать такую пьесу специально для меня?.. Естественно, я отказался.
-- А как вы к мату относитесь?
-- Нормально. Иногда ругаюсь, бывает на съемочной площадке, если меня что-то заденет.

-- Летом вы купили новую квартиру на Чистых прудах, специально этот район выбрали, чтобы до родного театра близко было?
-- Нет, раньше в этой квартире жила моя знакомая. И когда выяснилось, что она переезжает, я решил купить эту квартиру. Я увидел это место и влюбился, я всегда влюбляюсь с первого взгляда. Что-то екает такое…
-- Вы живете вместе с родителями, не мешает ли это личной жизни?
-- Конечно, бывают конфликты. Рано или поздно у меня будет своя квартира, может быть, недалеко от этой. Пуповину, которая нас соединяет, перерезать нельзя, да и не хочу ее перерезать. Не потому, что я такой хороший мальчик-колокольчик, просто мои родители ради меня и Оксаны отказались от своей жизни. У них нет профессии, они продали свой дом в Саратове, и они только занимаются нашими «болячками». И как я могу поступить? Сказать: все, спасибо, до свидания? Нет, мы вместе навсегда.
-- Существует такое выражение - «папенькина дочка», «маменькин сынок». У вас есть такое разделение?
-- Наверное, есть. Когда Оксанка уехала учиться в Питер, папа поехал туда, чтобы ее поддерживать, устроился на работу. Когда я учился в Москве и сильно заболел, приехала мама…
-- Кто ваши родители по профессии?
-- Мама работает в «Табакерке», она первой встречает наших зрителей - билетики на входе проверяет. Папа - шофер. Он у нас все может, у него золотые руки.
-- Вам это не передалось?
-- Все вам расскажи. Нет, не передалось. И машину я пока не вожу.
-- Времени нет учиться?
-- Нет, да и лень. Надо бы заняться. Права подарили. Но я хочу сам научиться, честно.
-- Гонорар профукать можете?
-- Родители не дают. Каждый раз мечтаю профукать!
-- А вы с мамой советуетесь, например, сниматься в этой картине или не сниматься?
-- Решаю всегда я сам. Просто иногда даю ей сценарий, потому что она очень непосредственно реагирует и я доверяю ее природному чутью.
-- А она вас до сих пор пытается воспитывать?
-- А как же! У меня была серьезная проблема. Мне казалось, что родители в какой-то момент перестали меня понимать и что они не растут вместе со мной, не въезжают в мои проблемы. Я ужасно мучился и стал их перевоспитывать. Но это бесполезно. Их надо любить такими, какие они есть. А все претензии оставлять самому себе.
-- Ваша мама рассказывала мне о том, как она выносила чай на лестницу вашим поклонницам, разговаривала с ними. К девушкам, которые проявляют к вам интерес, она относится хорошо, а как она относится к девушкам, к которым проявляете интерес вы?
-- Серьезно. Это флюорография, я вам доложу. Она очень гостеприимная. Но если ей что-то не понравится, это тяжелый случай. Правда, ее природная интуиция никогда ее не подводит. Но я всегда старался не быть маменькиным сынком, и даже если она права, я поступаю по-своему.
-- А роль из-за романа можете упустить?
-- Из-за романа я профукал роль Чонкина. Никита Сергеевич Михалков и Олег Павлович Табаков посоветовали режиссеру фильма Иржи Менцелю взять на эту роль меня. А у меня в это время был красивый роман, я не ходил, а летал и думал: как хорошо все складывается. И когда пришел на пробы, то просто взгляд с трудом фокусировал. Но не от перепоя, а просто перед этим не спал ночь.
-- Роль упустили, а роман-то продолжился?
-- Нет, завял.
-- А вы красиво ухаживали?
-- Очень неумело. Скорее ошалело, а не красиво.
-- Вам трудно было назначить свидание в первый раз?
-- Назначить было нетрудно, только толку от этого было мало. Как сейчас помню, в двадцатиградусный мороз я ждал у станции метро «Аэропорт» на улице. Бегал греться в телефонную будку, где не было одного стекла. Я ждал с десяти вечера до трех часов ночи. Стоял с букетом, который к ночи превратился во что-то странное. А я все стоял, на лбу у меня уже было просто написано: «И-ДИ-ОТ». Понимал уже, что никто не придет, но ждал. Запомнил это свидание на всю жизнь.
-- А сейчас способны вот так кого-нибудь прождать?
-- А кто знает? Не знаю, не могу сказать.
-- А какими качествами должен обладать человек, которого бы вы хотели видеть рядом с собой?
-- Она должна меня понимать. Трудно сказать, когда встретится такая девушка. Все может случиться совершенно спонтанно. Это не прогнозируется. Екнуло что-то такое и думаешь: твое это или нет? Но екает постоянно.
-- Так вы влюбчивый?
-- А как же!
-- Какой вы представляете свою семью. Рэйф Файнс говорил, что хочет большую семью, а детей не хочет…
-- Я к семье отношусь очень серьезно. Ведь у меня есть пример перед глазами - моя семья. Сейчас нет почвы для создания семьи. Квартира нужна… Может, я не прав… Но тогда нужно было жениться в восемнадцать лет, когда плевать на все и с милой рай в шалаше… Но случилось по-другому, значит, так надо.
-- Как складывается ваш распорядок дня, на чьих плечах лежит весь быт?
-- Я дома бываю месяца три в году. Я гость дома. Мама уже достает фотокарточку, чтобы вспомнить, как я выгляжу. Все на себя берут мои близкие. Иногда возьму пылесос, но что-то меня отвлечет, я все брошу, потом вспоминаю: о-о-х! недоделал! А все уже сделано…
-- А чем вы так заняты, что вас невозможно застать дома?
-- Ну, как чем занят… Так сразу не расскажешь. Репетиции, съемки, радио…
-- Радио?
-- Марлен Мартынович Хуциев сделал радиосериал «Пушкин» и предложил мне роль самого Александра Сергеевича. Он так давно хотел сделать фильм о нем, но все не получалось, когда-то на роль Пушкина был утвержден Харатьян. Надеюсь, что весной этот спектакль выйдет на радио России. Еще снимаюсь в фильме по роману Владимира Богомолова «Момент истины» и играю там сложную роль капитана Алехина. Главная сложность соответствовать уровню правды этого великого романа.
-- Женя, раньше вы часто рассказывали огромное количество смешных и нелепых историй. А сейчас курьезы и нелепости имеют место?
-- Был курьез. Решил недавно проехать в троллейбусе одну остановку. Захожу в троллейбус, билета нет - и вдруг контролеры. Увидев меня, один из них как закричит: «Сла-а-а-в! Миронов попался! Что ж вы без билета! Не стыдно?» С одной стороны, смешно, с другой - все обернулись и смотрят.
Я чуть не провалился. Мы вышли на следующей остановке, они взяли у меня автограф и штраф!
-- Раньше вы с Машковым были не разлей вода - вместе учились, жили в общаге, играли в спектаклях, вас непроизвольно всегда сравнивали друг с другом, и казалось, что вы соперничаете. Было такое?
-- Мы с ним как два клоуна - белый и рыжий. Как они могут соперничать? Только шутя и придуриваясь. Да, я не пошел в секс-символы, хотя звали. И не раз, особенно после фильма «Анкор, еще анкор!», предлагали кучу сценариев, где надо было чуть подкачать грудь и торсом заняться. Но мне это быстро надоело.
-- Не любите спорт?
-- Я каждый день делаю зарядку. Меня научил Никита Сергеевич Михалков. Мы были с фильмом «Ревизор» в Монреале на фестивале. И там в гостинице был шикарный бассейн и тренажерный зал. Каждое утро я плавал, нежась на волнах, и каждый день видел, как самоистязает себя на тренажерах Никита Сергеевич. И я попробовал заняться спортом, мне понравилось, я стал делать зарядку, и, кстати, после нее я себя гораздо лучше чувствую. Но страсти к спорту у меня нет.
-- Изменился ли круг ваших друзей? У вас есть время, чтобы ходить в гости или принимать гостей?
-- Круг друзей изменился. Многие мои однокурсники, с которыми я учился в Саратовском театральном училище, почти не звонят, то ли думают, что я зазнался, то ли еще что. Печально это все. Но гости ко мне приходят. У нас хорошая компания, и последние годы мы всегда вместе справляем Новый год. В этом году устраивали карнавал.
-- Не жалеете, что у вас совсем нет свободного времени?
-- Нет. Я люблю свою профессию, потому что очень любопытный.

21 января 2016, 20:15

Спасибо Snowden за очень интересный обзор «Евгений Миронов и его женщины». Блестящая работа! :))

Я не являюсь поклонницей и уж тем более фанаткой Миронова. Но в прошлом году меня очень зацепил фильм "Пепел". А если меня кино цепляет – я нахожу по возможности всю информацию и о создателях и об актерах. Я изначально не планировала писать этот пост, но, прочитав упомянутое эссе на тему личной жизни Миронова, решила немного дополнить труд Snowden новыми подробностями из нескучной личной жизни одного из самых загадочных и талантливых артистов.

Неоднократно находила на просторах Инета и в интервью коллег высказывания о женолюбстве Миронова:

"Для тех, кто умеет видеть, очевидно, что Женя любит женщин. Это его слабость, от которой он спасается работой. Правильней назвать его ловеласом. Это ведь дамский угодник !.."

Подруга детства Светлана Руденко, которая дружит с Евгением со школьной скамьи, так же отозвалась о нем:

«Поверьте, Женя всегда был ловеласом. Девушки млели от него еще в школе»

Актриса Ольга Будина в одном из интервью рассказывала, как влюбилась в Миронова на съемках "Идиота", где играла одну из красавиц, которую полюбил князь Мышкин. Актриса признается, что в какой-то момент она поняла, что влюблена не в Мышкина, а... в Женю Миронова.
Когда он вошел, моя гример Люсечка спрашивает:

- Что с тобой?

А у меня дыхание перехватило, когда я его увидела через зеркало. Он ко мне подходит, говорит:

- Привет.

И я понимаю, что у меня мурашки по спине пробежали», - вспоминает Ольга.


В дополнительных материалах к сериалу Евгений рассказывал, как в один из дней, рабочая смена которого длилась 20 часов, "они с Олей спали друг у друга на плече на съемочной площадке". Наверняка, он тоже был когда-то, как минимум слегка, влюблен в Ольгу.

В недавнем интервью Будина вспоминала о работе над фильмом "Дневник его жены":

"Когда съемки закончились, я тяжело заболела: у меня была сильнейшая, чудовищная вспышка нейродермита. Все тело покрылось красной коркой. Лицо походило на топографическую карту. Кожа чесалась и шелушилась.

Помню, шла по коридорам «Мосфильма» в тон-студию, где проходило озвучание «Дневника его жены», а люди шарахались в стороны.

Подошла к двери. Она вдруг распахнулась. Оттуда вылетел Женя Миронов. Увидев меня, бросился навстречу: «Привет!» Обнял, и как ни в чем не бывало, чмокнул в щеку. Прямо в бордовые болячки! Ну не красавчик? Обожаю его!

Был очень забавный шуточный комментарий на фанатском форуме Ольги Будиной после выхода культового фильма:

«Оленька, жените на себе, в конце концов, этого несносного Е. Миронова. Иначе он до пенсии будет ходить холостяком! Не удалось в "Идиоте", так осуществите нашу мечту в действительности. Из вас вышла бы такая чудная пара! Мы бы все за вас порадовались! :)))))»

Евгений явно неравнодушен к актрисам, с которыми его сводит артистическая судьба на сцене и на съемках. Так, весной 2014 года папарацци «Экспресс-газеты» сфотографировали возле ГУМа Миронова, кормившего мороженым Ксению Раппопорт. На тот момент актеры вместе играли в спектакле «Признание в любви».

«Может, тогда, в процессе репетиций, и возникла искорка, соединившая сердца Миронова и Раппопорт? - размышляет журналистка "ЭГ"- Театральный роман? В артистическом мире, как показывает жизнь, могут возникнуть любые, самые невероятные коллизии».

Но самые интригующие слухи последних месяцев - это отношения Евгения и Чулпан Хаматовой. После выхода в ноябре 2015 года фильма "Синдром Петрушки" масла в огонь сплетен вокруг отношений своего творческого тандема подлил сам Миронов в ноябрьском интервью «Антенне Телесемь». Вот фото обложки с красноречивым заголовком:

Надо сказать, лично меня очень удивили его многочисленные высказывания о своих нежных чувствах в адрес Чулпан. Ведь Евгений - очень закрытый и крайне сдержанный в комментариях на тему своих сердечных симпатий. А тут Миронова просто прорвало!

Последние три года он буквально в каждом интервью с восторгом и взахлеб отзывается о своей партнерше. Ну, ладно, для многих актеров естественны теплые дружеские отношения. Что в этом такого? Да вот во многих цитатах Евгений не скрывает, что неровно дышит к партнерше как к женщине. Несколько цитат из интервью, которых не надо искать по закоулкам Интернета. Их полным полно на официальном мироновском сайте, где администраторы умеют отделять зерна от плевел: подлинные статьи от «левых» (выдуманных желтой прессой):

* Совместное недавнее интервью Миронова и Хаматовой:

- У нас с Чулпан семья. Надеюсь, Саша, твой муж, нас простит (смеется).

- Женя, как это назвать – каминг-аут сейчас произошел?

* Программа «На ночь глядя» (2011). "Чулпан - мое творческое альтер-эго. На сцене я чувствую себя с нею одним целым. От чего даже страшно становится "

- Я не могу назвать мое отношение к Чулпан дружбой. Со мной такое впервые. Это какая-то влюбленность в эту женщину, человека, актрису. Вечная. Нельзя так долго быть влюбленным. Но каждый раз, когда я ее вижу, у меня загорается глаз – и все. Прямо дрожу над этими отношениями, я на нее не дышу… (та самая статья из «Антенны-Телесемь»)

кадр из упомянутого фильма

А что же Чулпан? И у нее, к Евгению взаимные чувства!
Подруга Хаматовой, актриса Лилиан Наврозашвили год назад рассказывала в одном из интервью "ЭГ": «Миронов с Хаматовой - великолепная пара, состоявшаяся на сцене и в кино. А вот в жизни, увы, не судьба... Чулпан говорила мне, что ей комфортно с Женей, они идеально подходят друг другу. Но они не могут быть вместе. К тому же мужчине сложно быть с Хаматовой на вторых ролях».

Любопытно, что уже и мама Евгения – Тамара Петровна – ради счастья сына готова принять Чулпан как невестку. Пусть и с тремя дочками от предыдущих браков, лишь бы ее сын был счастлив. В конце ноября минувшего года в программе "Ты не поверишь!" на НТВ вышел сюжет на эту тему. Смотрим:)

Конечно, оживились и журналисты светской хроники. После такого рода любовных признаний народного артиста пресса стала писать о них так:

«Любить нельзя дружить». После выхода фильма с дуэтом Миронов-Хаматова и его откровенного интервью, семье Чулпан и вовсе стали предрекать скорый развод.

Ему хочется быть «каменной стеной» для нее, она мечтает, чтобы о ней заботились... Быть или не быть им вместе - покажет время! Чулпан умеет скрывать свою личную жизнь от любопытных глаз. Впрочем, не отстает от нее и Евгений Миронов.

Но самая интересная новость из личной жизни этого ловеласа заключается в том, что спустя буквально несколько дней после ноябрьского интервью, в котором он не скупился на слова любви к Хаматовой, Миронов… надел на безымянный палец правой руки обручальное кольцо!

Среди узкого круга приближенных к нему людей, есть и те, кто любит обмолвиьтся насчет грядущих изменений в его личной жизни. И, судя по комментариям, которые я приведу ниже, кольцо имеет отношение отнюдь не к Чулпан, а совсем к другой девушке.

Миронов похорошел, похудел, подкачался. Наверняка на горизонте появилась некая Girl

(о его недавней тяжелой болезни) «Ничего, Евгений, до свадьбы заживет. Здоровья и… свадьбы!!»

Еще один коммент, датированный 27.11.15 написал человек под ником «Коллега»: «Как любящий и верный мужчина Миронов не афиширует свою личную жизнь. Его девушка – не публичная, закрытый человек. Тогда как Тамара Петровна обожает публичность. Вот он с мамой в свет и выходит».

недавнее фото

Очевидно, что Евгений в очередной раз собрался жениться. Как-никак в этом году ему уже исполнится 50 лет. И приходить бобылем к такой круглой дате совсем не комильфо.

Так вот с ноября и поныне Миронов везде и всюду носит обручальное кольцо, не снимая.

Та ли эта самая «богатая и очень молодая особа» с 25-летней разницей в возрасте, которой Евгений сделал предложение еще в 2009 (2010) году? Или другая прекрасная незнакомка из числа не публичных персон, - пока неизвестно. Тем более что в недавнем документальном фильме «Евгений Миронов. Один в лодке» в самом конце передаче он сказал, что "не пройдет мимо своего семейного счастья".

Постскриптум : У меня лично такое ощущение, что сейчас повторяется история десятилетней давности. В 2005-2006 году Миронов на виду у всех подчеркнуто демонстрировал свои пылкие чувства к замужней актрисе (Алене Бабенко). А сам при этом строил свою личную жизнь совсем с другой девушкой (см. пост «Евгений Миронов и его женщины»).

Вот и сейчас- на каждом шагу публичные признания в любви к глубоко замужней Чулпан. И параллельная зашифрованная личная жизнь с прицелом на скорую свадьбу с реальной невестой, которую он прячет подальше от папарацци.

Или все-таки этот женолюб «заблудился в трех соснах», и подобно князю Мышкину не может разобраться, какая из двух нынешних дам ему милее? :)

6 апреля на экраны Союзного государства выходит блокбастер "Время первых" с участием народных артистов России Евгения Миронова и Константина Хабенского.

Евгений Миронов, на счету которого 60 ролей в кино и около 30 в театре, - актер удивительный. Широкую известность он приобрел после главной роли в фильме "В августе 44-го", снятом на "Беларусьфильме" в 2000 году. Лента "Время первых" основана на реальных событиях, связанных с полетом в космос Алексея Леонова и Павла Беляева на корабле "Восход-2" в 1965 году.

Евгений Миронов: Я приехал к Алексею Архиповичу, надеясь, что он знает меня по фильмам. Мы проговорили часа четыре, и мне стало ясно, что он тот самый герой, каких сейчас не хватает кино и литературе.

До этого я посмотрел документальный фильм про него и понял, что если не сниму большое кино, то... умру.

Что вас поразило в Леонове?

Евгений Миронов: Он признался, что должен был раз семь погибнуть. Он вышел в открытый космос и проявил исключительное мужество, когда раздувшийся скафандр мешал его возвращению на корабль. Войти в корабль Леонову удалось, только "стравив" из скафандра лишний воздух, он залез в люк не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.

Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации, и Беляев вручную сориентировал корабль, а потом включил тормозной двигатель. "Восход" совершил посадку в нерасчетном районе в 180 километрах севернее Перми. У скафандра Леонова не было вентиляции, на земле он вылил из него литры пота.

Почему вы взялись именно за этот сюжет?

Евгений Миронов: Мне было интересно исследовать природу героизма, а Леонов - настоящий герой. Живой, его знает вся планета. Я на атомы расщепил Леонова. Он родом из Кемерова, восьмой ребенок в семье. В 1960 году попал в Первый отряд космонавтов. И сделал то, чего не сделал до него никто в истории человечества.

Какие-то технические "выкрутасы" использовали?

Евгений Миронов: Эта картина про космос впервые в истории отечественного кино снималась в 3D.

Ваш ответ американской "Гравитации"?

Евгений Миронов: У нас круче! Так, Сандра Буллок на съемках летала в большом пространстве, мы же с Костей Хабенским сидели в капсуле. Плюс 40 килограммов весили наши скафандры. Снимали в центрифуге советских времен, она до сих пор в рабочем состоянии.

Леонов не раз говорил, что скафандр жутко ему мешал...

Евгений Миронов: Он же для полета, а не для пеших прогулок.

Как вживались в роль?

Евгений Миронов: Я буквально влюбился в Леонова, в его открытость и свободу. У него потрясающий юмор. Леонов влюбил в себя настолько, что я мечтаю о продолжении фильма.

Как готовились к съемкам?

Евгений Миронов: Мы побывали в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, в РКК "Энергия", прошли своего рода курс молодого космонавта.

Напарника Алексея Леонова, вручную посадившего "Восход-2", Павла Беляева, сыграл Константин Хабенский. Какой Костя на площадке?

Евгений Миронов: Легкий. Я давно хотел поработать с ним. Кстати, Костя даже внешне похож на Павла Беляева.

Презентация фильма прошла 
в РКК "Энергия", где создавался "БелКА" - белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли

Сейчас выходят сразу два российских фильма о космосе. Почему вновь всплыла эта тема?

Евгений Миронов: Фактура фильма "Время первых" была долгое время засекречена. За две недели до старта взорвался тестовый корабль, но экипаж Леонова и Беляева решено было отправить на орбиту несмотря ни на что. Нашим главным консультантом на площадке был сам Алексей Леонов. На проекте работала также команда специалистов Центра подготовки космонавтов, люди из РКК "Энергия", где создавался корабль "Восход-2". (Кстати, презентация фильма прошла в РКК "Энергия", где создавался "БелКА" - белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли.) Мы работали над созданием корабля примерно полгода и сделали несколько 3D-моделей. Построили на площадке макет, разделенный на шесть частей, наподобие долек апельсина. Каждая из "долек" двигалась на своих рельсах, так что камера могла влететь через одну из них, совершить полный облет и выйти через противоположную.

Кто снимал и где проходили съемки?

Евгений Миронов: Когда встал вопрос, где снимать посадку корабля, режиссер набрал в Интернете слово "тайга". Первое, что сказал оператор Владимир Башта, который снимал "Брестскую крепость" - первый крупномасштабный кинематографический проект Союзного государства, при виде картинки: "Здесь я снимал "Географ глобус пропил". Это было в 140 километрах от того места, где приземлились космонавты "Восхода-2" в 1965 году. Съемочная группа работала в долине реки Усьвы при температуре минус 35 градусов. Здесь снимались дублеры - артисты пермского "Театра-театра". Их задача была ходить по пояс в снегу, стрелять из ракетниц и громко кричать.

Тема космоса давно в вашем творчестве...

Евгений Миронов: Князь Мышкин - своего рода "инопланетянин", он ходит в "скафандре" правды и любви.

А бывает так, что вы соглашаетесь на какую-то роль и думаете: ну ладно, сейчас сыграю, денег заработаю, а потом пойду и покаюсь?

Евгений Миронов: Не бывает. Во-первых, я не настолько люблю деньги. Во-вторых, этим деньгам я рад не буду. А в-третьих, боюсь, что Бог талант отнимет...

А что для вас играть трудно?

Евгений Миронов: Любовь. Мы все эгоисты в любви, кроме Мышкина. А Мышкин - не человек.

Последняя "бомба", которая разорвалась в руководимом вами Театре Наций, - "Рассказы Шукшина", где Василий Макарович вывел типаж этакого деревенского интеллигента. Что это, на ваш взгляд, такое?

Евгений Миронов: Прежде всего, воспитанность. Сам я тоже из глубинки, родился в Саратовской области. Мама работала электромонтажницей, тетя - крановщицей. Так вот, над тётиной кроватью висели изображения Ленина и... Иисуса Христа. В театр моя тетя всегда ходила со сменной обувью. Мама мечтала стать актрисой, и дети осуществили ее мечту. Дочь стала балериной. Я отправился в Москву в Школу-студию МХАТ, был уверен, что мой земляк Олег Табаков чуть ли не пустит меня пожить к себе домой - и с чемоданом ждал его у входа в театр. Потом в Москву перебрались и родители. Жили бедно, и Олег Павлович разрешил маме, Тамаре Петровне, работать в столовой "Табакерки", потом взял билетером в театр, где она и сейчас трудится...

(Интервью, Антенна-Телесемь, 02.11.2015, на русском)


«У меня такое впервые. Дружбу с женщиной с трудом мог себе представить. Прямо дрожу над этими отношениями. Хочется быть той стеной, которая оградит ее от жизненных невзгод», - признается Миронов.

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова не только друзья, но и сработанный творческий тандем. Они не раз играли вместе в театре и кино. 5 ноября в прокат выходит их новый совместный фильм «Синдром Петрушки» по роману Дины Рубиной. Актеры играют супругов Петю и Лизу, гениального кукольника и его музу. Одержимый желанием полностью подчинить себе любимую, герой создает ее кукольную копию…

- Евгений, помимо того, что вы играете в картине, это ваш продюсерский проект. Как родилась его идея?

Евгений Миронов: Ко мне пришла режиссер Елена Хазанова и спросила, не хочу ли я как продюсер снять картину по роману «Синдром Петрушки» и сыграть в ней главную роль. Я сразу подскочил, потому что очень люблю Дину Рубину, уже снимался в фильме по ее роману «На Верхней Масловке», и мне давно хотелось снова поработать в ее экранизации, тем более что я читал этот роман. Дина Рубина не возражала против моей кандидатуры. И мы решили: «Почему бы нет?» Что же касается Чулпан, другие актрисы даже не рассматривались.

Чулпан Хаматова: «Синдром Петрушки» я прочитала несколько лет назад, роман мне очень понравился. Я понимала, насколько это кинематографичная история, как много в ней заложено всевозможных смыслов, которые транслируются не напрямую, а косвенно, спрятанно. Даже думала найти Дину Рубину и выкупить у нее права на экранизацию. И когда мне позвонила Лена Хазанова и спросила, читала ли я «Синдром Петрушки», у меня затряслись поджилки. Я очень надеялась, что мне предложат роль Лизы, хотя понимала, что я не такая крохотная, какой героиня описана в романе, да и рыжих волос у меня нет… И тем не менее я это услышала!

- Кстати, вам понравилось быть рыжеволосой?

Чулпан Хаматова: Конечно, кому не понравятся длинные кудрявые рыжие волосы?

Евгений Миронов: Первое, что Петя увидел в этой девочке, когда она была еще маленькой, это именно цвет волос, цвет огня. А потом, когда она расцвела… Он понял, что она идеальна. Но она человек и, к сожалению для моего героя, полностью ему не подчиняется. Значит, он не может с ней работать, а это для него самое важное. Тогда он идет на безумный шаг - создает свою Галатею, которая полностью ему подвластна. Что делать, законы творчества очень жесткие…

- Посмотрев фильм, трудно понять, кто играет куклу - сама Чулпан или ее искусственный двойник…

Чулпан Хаматова: Я не должна была ее играть. Для съемок сделали силиконовую куклу, но она не получилась, оказалась тяжелая, страшная… Я даже расстроилась, что мое лицо было так слеплено. В итоге везде, кроме некоторых эпизодов, снималась сама.

- Евгений, знаю, что для роли вы учились работать с марионетками…

Евгений Миронов:Да, занимался с главным режиссером Театра кукол им. Образцова. Наблюдал, ходил на спектакли. Видел, как делают куклы, как с ними обращаются. И открыл для себя абсолютно другой мир. Раньше мне казалось, что это та же профессия. Ничего подобного. Артист кукол даже внешне выглядит по-другому - менее заметно. Для него рука - самое главное, а то, что на ней, - его кумир, он полностью свою душу отдает туда. Меня потрясло такое поклонение кукле. Думал: как же надо верить в одушевление неодушевленного предмета! Но они верят абсолютно. И еще в этом деле важен темп и ритм. В руке профессионала кукла оживает очень медленно, как будто она долго спала, а потом начинает поворачиваться, и ты вдруг понимаешь, что она что-то увидела, о чем-то задумалась… Волшебство! И оно требует несуетливости. Конечно, научиться всему этому у меня не получилось бы, люди годами учатся, но какие-то вещи я подглядел.

- Чулпан, а вы в детстве любили играть в куклы?

Чулпан Хаматова:Очень! Помню, мама подарила мне немецкую куклу, видимо, очень дорогую, и я играла в больницу. Она у меня болела не желтухой, а синькой, потому что желтый фломастер на ней не был заметен. А синий почему-то вообще не оттирался. Мама плакала, когда увидела эту изуродованную куклу в синем фломастере, а я ее успокаивала: «Мама, мама, не плачь, она на самом деле выздоровела, это просто последствия от лечения». В куклы я играла долго, до 9 класса. У меня были две подружки такие же… странные (смеется), и мы рисовали в тетрадках целые кукольные дома, приводя в ужас своих родителей. Первая страница - прихожая и так далее. Куклы дружили, ходили в гости. У них были домашние животные, аквариумы - все, что нам самим было непозволительно иметь, потому что жилплощадь не позволяла. Куклы люблю до сих пор, мне нравится их дарить. У меня много знакомых художников, которые их изготавливают. Я и сама делала кукол-ангелов для аукциона.

- У вас три дочки. В какие куклы играют они?

Чулпан Хаматова: Мы прошли все, что только можно купить в магазине. Кстати, психологи рассказали мне про интересную закономерность: у детей, которые играют в куклы, лучше развиваются математические способности. У средней дочери были проблемы с математикой, и мы пошли к психологам и докторам выяснить причину. А она не любила играть в куклы. И оказалось, что это взаимосвязано: у девочек, которые играют в куклы и понимают, что их нужно одеть, раздеть, умыть, накормить, цепочка причинно-следственных связей выстраивается намного легче, чем у детей, которые в куклы не играют.

В фильме звучит фраза: «Мы идеальная пара. Мы никогда не ссоримся». Судя по всему, вы можете сказать это и про себя…

Евгений Миронов: Абсолютно точно! Я даже не могу ничего придумать, чтобы сказать, что у нас какие-то проблемы. Мне с Чулпан очень комфортно. Сцена - то же, что бытовая жизнь, на ней всегда много неудобств. Нередко, играя с другими партнершами, испытываю дискомфорт. С Чулпан - никогда. При этом она бывает очень незапрограммированной. Не знаю, как она себя поведет, и в этом главный интерес. Может быть, кто-то к такому не готов, но я это принимаю, потому что это наши с ней правила игры.

- Сколько лет вашей дружбе?

Евгений Миронов:Лет 7. Все началось с того, что Чулпан пришла ко мне в кабинет (я уже был художественным руководителем Театра Наций) с хореографом Аллой Сигаловой. Они сказали, что хотели бы репетировать спектакль «Бедная Лиза», чисто танцевальную постановку. Я ответил: «Давайте», мы поговорили. А потом Чулпан узнала, что у нас режиссер Алвис Херманис будет ставить «Рассказы Шукшина», и сказала, что хотела бы принять участие. Я удивился, потому что внешне, мне казалось, она не совсем подходила. Но я забыл, что это Хаматова. Она может сыграть все. Что она и делает в этом спектакле. Она играет реку, комара, корову, я уже не говорю про всевозможные женские образы, от девочек до деревенских бабок.

- Часто люди, которые долго общаются, становятся похожи друг на друга. Замечаете это у себя?

Евгений Миронов: Мы с самого начала были очень похожи. Прежде всего это было заметно по отношению к работе, мы оба трудяги. Например, на съемках «Синдрома Петрушки» я видел Чулпан в перерывах только с сигаретой - к сожалению - и с книгой, первоисточником. Она все время что-то выписывала, добавляла в сценарий. Постоянно. И я не должен был с ней ни о чем другом говорить. Кроме того, Чулпан абсолютно бесстрашна, не боится быть некрасивой. Приносит на репетиции свои идеи - то какие-то утолщения для фигуры придумает, то еще что-то, ей это интересно. Она клоунесса, и это меня с ней роднит. Мы как брат с сестрой.

- Если бы вы определили главное человеческое качество друг друга, что бы назвали?

Евгений Миронов:Неравнодушие. По тому количеству просьб, на которые Чулпан откликается (и в связи с фондом «Подари жизнь», и просто), у нее «бычье» сердце, у этой маленькой девочки. Притом, что она еще и Жанна д’Арк по своей сути, она боец. Ей бы надо сыграть эту роль…

Чулпан Хаматова:Сложный вопрос… Наверное, Женина доброта и талант, не могу их разделить.

- Может быть, у вас появилось общее хобби? Ходите вместе куда-нибудь…

Чулпан Хаматова: Куда? (Смеется.) С таким графиком это невозможно.

Евгений Миронов: У Чулпан все связано с зарабатыванием денег для фонда. Если это может принести какие-то средства, она пойдет и днем, и ночью. Времени на хобби у нее нет совершенно. Единственное (чему я очень рад!), недавно у Чулпан появилась собака породы чихуахуа. Мы были на гастролях в Екатеринбурге, играли «Фрекен Жюли». В этом спектакле задействована собака, и каждый раз, когда мы куда-то приезжаем, находим пса на месте. И вот в Екатеринбурге Чуплан просто влюбилась в эту собачку. А оказалось, что у нее есть кутята. Я счастлив, что теперь один кутенок живет у нее, потому что это действительно отдушина.

Вы ведь тоже любите собак и даже состоите в партии защитников животных. А сейчас у вас есть домашний питомец? И, может быть, консультируете Чулпан по уходу за собаками?

Евгений Миронов: У меня есть той-терьер Чапа. Правда, теперь она больше похожа на беспородную, потому что мама ее раскормила (смеется). Мама в основном Чапой и занимается, поэтому себя особо компетентным в этих вопросах назвать не могу.

- Семьями общаетесь? Вы, Евгений, наверняка знакомы с дочками Чулпан…

Евгений Миронов: Конечно. Они росли в театре, за кулисами. Сидели, смотрели как мы играем.

- На правах старшего пытаетесь их воспитывать, учить чему-то?

Евгений Миронов: Я не могу их учить, потому что у них есть родители. Просто девочки видят, как мы с Чулпан общаемся. И делают выводы: как нужно любить свое дело, как надо вместе работать, как мужчина должен относиться к женщине. Все видно со стороны невооруженным глазом, и, думаю, это важнее, чем мои слова.

Чулпан Хаматова: Девочки Женю обожают! Его вообще любят дети, не только мои. Дочки называют его Женечкой. Я говорю: «Кто вам дал право так его называть?» Но бесполезно. Кстати, собаку, о которой Женя рассказывал, мы назвали Пина Миронова. Дети держат его в курсе всех ее дел. Первое купание? Надо срочно отправить ему фотографию! Или вот она уснула, он тоже должен видеть. Как будто это единственное, чем он живет и дышит (смеется).

Как вы сами объясняете феномен ваших отношений? Что должно сложиться между мужчиной и женщиной, чтобы получилась такая дружба, как у вас?

Евгений Миронов: Не знаю, у меня такое впервые. Я в отношении женщин слово «дружба» до этого с трудом мог себе представить. Все равно в какой-то момент это перерастает в нечто другое. А тут… Я не могу назвать это дружбой, это какая-то влюбленность, в эту женщину, человека, актрису. Вечная. Так долго не может продолжаться, это уже клиника (смеется). Нельзя так долго быть влюбленным, но каждый раз, когда ее вижу, у меня загорается глаз - и все. Я прямо дрожу над этими отношениями, я на нее не дышу. И мне хочется быть той стеной, которая оградит ее от этой часто холодной и неприятной жизни. Мне кажется, ей этого не хватает.

Чулпан Хаматова: У нас дружба «высокого полета», очень чуткая и бережная. Такое отношение появилось не сразу, а складывалось постепенно впечатлениями от его поступков, мыслей. Что происходит и до сих пор, когда я вижу, как Женя справляется с тяжелейшими ситуациями, с каким вниманием выслушивает каждую просьбу, как он всегда деликатен, чуток, отзывчив, как кидается на амбразуру всем помочь. Когда понимаю, какой он друг - не только мой, а вообще. И, конечно, все это помножено на мой не поддающийся никакому описанию словами восторг от того, каков Женя в профессии. Это абсолютно монашеское служение. У Жени такой объем личности, что он обволакивает тебя как сфера, и ты сидишь и не веришь собственному счастью. Такое ощущение, что он появляется, и я приподнимаюсь на цыпочки от желания быть лучше.

Нередко дружба мужчины и женщины помогает им лучше понять противоположный пол. Друг может рассказать то, чего не услышишь от любимого человека. Насколько вы откровенны друг с другом? Есть ли что-то, что держите в тайне?

Евгений Миронов: У нас нет друг от друга секретов, абсолютно. Обычно откровенничаем в самолете, но не для того, чтобы выведать какие-то тайны мужской и женской психологии. Просто иногда нужно кому-то выплакаться, а рядом-то бывает и нет никого…

А нет ли у вас мистической связи на расстоянии? Например, одновременно тянетесь за телефоном, чтобы позвонить друг другу…

Чулпан Хаматова: Не могу назвать это мистической связью, но когда ему плохо и я узнаю об этом, я тоже умираю.

Евгений Миронов:Знаете, даже когда у меня есть желание позвонить Чулпан, я этого не делаю. То же и она. По одной простой причине - мы бережем друг друга. Я понимаю, что у нее «сумасшедший дом», масса дел. Она понимает, что-то же у меня. Поэтому лишний раз стараемся не беспокоить. Но всегда знаем, что мы друг у друга есть.

Евгений, 6 апреля состоится премьера фильма «Время первых», где вы играете космонавта Алексея Леонова, а Константин Хабенский - его друга, командира корабля «Восход-2» Павла Беляева. Алексей Архипович вас консультировал и, наверное, уже видел готовую картину. Что он сказал?

Действительно, он ее посмотрел, потом долго молчал и наконец сказал: «Мне только сейчас стало страшно». Потому что тогда, в марте 1965 года, он выполнял задание и все силы были брошены именно на это - не было свободной секунды на то, чтобы бояться.

- Но была масса причин!

Да! Ведь за две недели до старта упал тестовый корабль, и стало понятно, что лететь смертельно опасно. Но Леонов с Беляевым настояли, что откладывать запуск нельзя, и уговорили Сергея Павловича Королева. Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос, но выйти-то оказалось самым простым, а вот вернуться на корабль, а потом на Землю… Он же мог семь раз погибнуть! Скафандр в космосе раздуло, и он не сумел протиснуться в шлюз корабля, пока не спустил лишнее давление. У них отказала автоматика, и Беляев сажал корабль вручную. Никто не знал, куда они приземлились, потому что сломалась антенна - их случайно засек радиолюбитель на Камчатке. Для меня это история про веру, которая живет, даже когда вроде бы не осталось шансов на спасение.

У вас с Хабенским была серьезная подготовка. Не было мысли сократить ее, отдать дублерам сцены, которые сложны технически?

Нет, мы захотели пойти другим путем и серьезно занялись физподготовкой, но она скорее была направлена на выносливость, а не на что-то узкоспециальное. Мы стали более подтянутыми, стали меньше курить. Когда начались съемки полета, выяснилось, что такой подготовки недостаточно: там была другого рода нагрузка. Я до сих пор не понимаю, как космонавты в такой кабине помещались - она же крохотная! К рукам и ногам была прикреплена масса тросиков, и находиться в скафандрах в этом маленьком пространстве было сложно психологически. Я никогда не страдал клаустрофобией, однако понял, что это, когда на мне впервые застегнули шлем. Он не всегда сразу отстегивался, иногда что-то заедало, и было ощущение, что никто мне не поможет и я задохнусь, а сам я в огромном неудобном скафандре, весь опутан тросами и не в состоянии ничего расстегнуть… Мы делали 15-минутный перерыв после каждой сцены. Долго вылезали из скафандров, чуть-чуть приходили в себя и снова шли в бой. В сценах выхода в открытый космос было, с одной стороны, проще, потому что просторнее, но, с другой стороны, все снималось в 3D: это чрезвычайно сложно технически, и еще три года назад съемки подобного уровня были в нашей стране невозможны. Режиссер картины Дима Киселев рассчитывал все по миллиметрам, но даже камера 3D, эта огромная махина, иногда зависала, не выдерживала.


С родителями Виталием Сергеевичем и Тамарой Петровной. Фото: Из личного архива Евгения Миронова

Столько сил вы потратили на эти съемки, не началась ли аллергия на слова «космос», «космонавт», «звезды», «небо»?

Нет, я мечтаю о продолжении.

Большинство ваших ровесников в детстве хотели быть космонавтами, однако вы с самых ранних лет мечтали стать актером и режиссером. Привлекая сестренку, ставили дома спектакли. Были среди них истории про космос?

Мы жили в военном городке Татищево-5, и у нас с Оксаной преобладали спектакли военной тематики. Мы делали из раскладушки палатку, вели бои… Наверное, живи мы недалеко от космодрома, та же самая раскладушка служила бы космическим кораблем. Однако в Татищево-5 ничего, связанного с космосом, не было, поэтому про него ничего и не придумывалось. Но я помню, с каким вниманием мы смотрели по телевизору запуски всех космических ракет, знали все подробности: кто летит, на сколько суток… Хотя это были не 1960-е, а 1970-е годы, все равно каждый полет становился событием и все космонавты были для нас божествами. Фантастические фильмы про космос я просто обожал. Когда учился классе в седьмом, вышла картина «Через тернии к звездам», и я не мог дождаться, когда же ее привезут в наш Дом культуры. Но премьера совпала с моим дежурством по классу: я должен был мыть полы! Страдание мое оказалось безмерно. Мама, видя, в каком я жутком состоянии, нашла выход: она предложила сделать вид, будто я сломал руку. Как следует перебинтовала ее, и я явился в школу с печальным лицом - уже начинал постигать азы актерской профессии. «Спецоперация» прошла успешно: от дежурства меня освободили, и я попал на премьеру этого удивительного фильма.

На следующий день завуч, учителя и одноклассники встретили овациями? Кричали: «Браво, Женя! Ты был великолепен в роли больного»?

Никто не узнал, что я играл роль. Я ходил с имитацией гипса еще целых две недели, рассказывал всем о самочувствии: в один день рука болела сильнее, в другой - почти не беспокоила…



С сестрой Оксаной. Фото: Из личного архива Евгения Миронова

- Поразительно, что эту мистификацию придумала мама! У нее тоже были актерские способности?

И у нее, и у папы. Он однажды придумал авантюру, гораздо более впечатляющую, чем «гипс». Я в раннем детстве ушиб копчик, и из-за этого у меня начало развиваться костное заболевание. В шесть лет стал прихрамывать, потом - хромать все сильнее и сильнее. И в конце концов от боли уже не мог ходить. Меня лечили в больнице в Саратове, там врачи говорили, что в будущем я, скорее всего, смогу передвигаться разве что в инвалидной коляске. Тогда только родилась моя сестра, и мама возила нас обоих в ее детской колясочке: я сидел, держа на коленях Оксану. И это было унизительно! Я взрослый мальчик, но мама возит меня в коляске - и это видят все одноклассники!. Так вот, папа случайно услышал в очереди про детский санаторий Министерства обороны, где болезнь вроде моей могут вылечить за год с помощью ультрафиолетовых лучей, целебной грязи, массажа и всяких эффективных процедур. Только брали туда исключительно детей военных - а папа был водителем на машине, развозившей хлеб.

Но он не растерялся. Одолжил у друга, майора, военную форму, сфотографировался, и я уж не знаю как, но сфабриковал документы! Фактически это уголовное дело, только, не пойди он на этот риск, я бы оказался в восемь лет прикован к постели. Помню то отцовское фото: он абсолютно достоверно сыграл майора. Все получилось, меня взяли в санаторий - и это была не только удача, но и еще одна трагедия. Я был очень привязан к семье и ужасно тяжело переносил разлуку. Когда меня положили в санаторий, сестре исполнилось несколько месяцев, денег не было. Родители продали все, что было в квартире, чтобы мама могла летать навещать меня.

- В санатории вы ни с кем не подружились?

Я рос некоммуникабельным ребенком, мне было комфортно в своем мире мыслей, фантазий, а сообщение с внешним миром давалось сложно. Это касалось и санатория, и школы, и учебы в Москве потом. Но я рано понял, что мой единственный способ преодолеть природную застенчивость - стать артистом.

- Говорили себе: «А сыграю-ка я роль компанейского, веселого пацана»?

Нет, готовил театрализованные представления. В школе постоянно проводили мероприятия ко Дню пограничника, Дню почтальона, и я стал за них отвечать: писал пьесы, сам играл в них, привлекал одноклассников.

Советуют, получая удар судьбы, задавать себе не вопрос «За что?», а вопрос «Зачем это было нужно?» Жизнь ударила вас маленького так больно… Зачем? Чтобы вы глубже других чувствовали, больше знали о душе, о страданиях?

Я не ощущал, что я что-то глубже чувствую, чем ровесники. Но конечно, ничего просто так не дается - это я понял, когда вырос. Никогда не анализировал, почему это случилось, для чего была болезнь, зачем меня оторвали от дома и семьи. Для чего-то, наверное, нужно было, чтобы судьба сплела такой узор. Чтобы внутренняя копилка наполнялась не только радостями, но и печалями.



- Рос я некоммуникабельным ребенком, мне было комфортно в своем мире мыслей, фантазий. Но я рано понял, что мой единственный способ преодолеть застенчивость - стать артистом
. Фото: Арсен Меметов

- Вспоминали это детское одиночество, когда приехали в Москву учиться?

Москва к тому времени не была мне совсем уж чужим городом. После восьмого класса я, чтобы не терять времени, поступил в Саратовское театральное училище. Став студентом, на каждые каникулы приезжал в Москву с сестрой. Мы обходили с ней все театры. Пускали по студенческому удостоверению, без мест. Не знаю, почему по студенческому пропускали и маленькую девочку, - наверное, вид у нас был трогательный. Мы посмотрели «Оптимистическую трагедию» и «Три девушки в голубом» в «Ленкоме», «Чайку» во МХАТе, много других спектаклей. Возвращаясь в Саратов, я рассказывал своему мастеру Ермаковой и однокурсникам о своих впечатлениях и мечтал, что, закончив учиться в Саратове, обязательно по­еду в Москву, в Школу-студию МХАТ, на курс Табакова! Но расставание с семьей снова было ужасно тяжелым. Когда меня провожали на станции Татищево, маму не могли отлепить от меня - так она меня схватила. Когда поезд тронулся, я стрельнул и выкурил в тамбуре первую свою сигарету… Я понимал, что наступила новая жизнь.
Вначале было трудно - во-первых, приспосабливаться к большому городу, во-вторых, учиться. Я должен был досдать экзамены за весь год, сдавать текущие экзамены - от количества­ учебы находился в бессознательном состоянии, и не все учителя шли мне на помощь. Однако главной была другая проблема: я понял, какая у меня тяжелая, сложная профессия! Табаков видел насквозь каждую секунду твоего существования и мог сказать, просмотрев этюд, который длился десять минут: «Пять секунд у тебя было правильных, я в них тебе верил, а все остальное время была лажа». Я будто заново учился дышать и ходить. Вдобавок на меня косились однокурсники: я был чей-то конкурент. Олег Павлович взял меня сразу на второй курс, с испытательным сроком, и в случае, если он меня оставлял, должен был в конце года отчислить кого-то другого. И все это знали. Психологически было очень сложно! Я даже не мог найти напарника для отрывка: долгое время все отказывались со мной играть.

Но почему мастер ничего не предпринял? Он ведь мог просто сказать кому-то из студентов, чтобы тот побыл напарником новенького…

Мастер в это даже не влезает. Студент должен сам наладить отношения. Выживет так выживет, выплывет так выплывет, а нет так нет…

- И какой выход вы с вашим бурлящим творческим умом придумали?

Знаете, в такие моменты ничего не бурлит, наоборот, замыкаешься в себе, чтобы выжить. Когда заваливает в шахте или обломками здания после землетрясения, необходимо не тратить силы и энергию на резкие рывки, а постараться приспособиться к этому состоянию - медленно, тихонечко и максимально спокойно дышать. Вот и я тогда закрылся всеми своими лапами и просто стал работать: нашел партнера, сделал отрывочек, потом еще один отрывочек… Шел маленькими-премаленькими шажками. И дошел: когда окончил институт, меня пригласили сразу в два театра - во МХАТ и в Театр-студию под руководством Табакова. Конечно, я пошел к учителю.



- Лишь когда я увидел карьер вместо здания театра и понял, что абсолютно все придется начинать с нуля, мне стало ясно, во что я вляпался
. Фото: Арсен Меметов

Сейчас вы сами руководите театром, в прошлом году у вас был двойной юбилей: вам исполнилось 50 лет, а как художественному руководителю Театра Наций - 10. Когда вам в 2006 году предложили его возглавить, долго думали, соглашаться ли?

Минуту. Потому что я был внутренне готов. Я уже занимался фестивальной деятельностью, мы открыли фестиваль-школу «Территория», я как продюсер делал «Figaro. События одного дня», и мне стало интересно попробовать другие механизмы театрального дела. Но это было хлестаковское решение. Лишь когда я увидел карьер вместо здания театра и понял, что абсолютно все действительно придется начинать с нуля, мне стало ясно, во что я вляпался. Первые пять лет, до открытия собственного здания, было совсем тяжело. Не имея помещения для работы, мы, как цыгане, таскались по разным площадкам и в таких условиях выпустили «Рассказы Шукшина» - один из брендов нашего театра. И параллельно решали вопросы со строительством, добывали деньги…

- Бывали дни, когда вы думали: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса»?

Все 10 лет каждое утро себе это говорю. Секунду, но думаю: «Господи, был бы я сейчас просто артист, репетировал бы себе роли и горя не знал!» Мои коллеги меня берегут, потому что я же еще и актер. Вот сегодня у меня спектакль «Иванов», где я играю непростую роль. Но я бы и не смог ничего сделать один, со мной мои единомышленники, моя команда. Без партнеров театра мы не смогли бы поднять такую амбициозную программу. С нами Фонд Михаила Прохорова, Сбербанк, СИБУР и Breguet. У нас же не только серьезный театр с репертуаром, которым может похвастаться любая европейская столица, но и целая организация по возделыванию мечт: молодые режиссеры и актеры могут прийти сюда со своей мечтой и реализовать ее. И выстраивание этой системы требовало огромных сил и терпения. Мы проводим в регионах Фестиваль театров малых городов России, ведем социальную деятельность, многие наши актеры возглавляют благотворительные фонды - это Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Юля Пересильд, Маша Миронова.



- Я не страдал клаустрофобией, однако понял, что это, когда на мне впервые застегнули шлем. Кадр из фильма

Лия Ахеджакова в интервью говорила, как ее папа, когда ему исполнилось 95 лет, с гордостью сказал: «Чета Мироновых из фонда «Артист» меня сегодня поздравила!» Кому первому пришла в голову мысль открыть этот фонд?

Маша пришла ко мне в кабинет, я уже был худруком, и рассказала, что хочет сделать ужин с пожилыми артистами в Доме актера. Она знала печальные истории про актеров в возрасте и про условия, в которых они живут, я тоже. Посидели мы, подумали и решили ужином не ограничиваться, а постараться бережно, не раня достоинства, помогать им более масштабно. Артисты - гордые люди, несмотря на то что после определенного возраста они никому не нужны. Если они не возглавляют какое-то учреждение, то практически выбрасываются - такова советская система, действующая, к сожалению, до сих пор. Они не получают проценты от проката своих фильмов, хотя картины могут показывать круглосуточно. У людей других профессий, связанных с кино и театром, дела обстоят не лучше… На картине «Идиот» меня гримировал потрясающий питерский мастер, он помог мне найти образ князя Мышкина. Знаете, тут важна любая деталь, и, приклей он другие усы, может, у меня бы получился другой Мышкин. Гример тогда вгляделся в мое лицо, решительно схватил усы, подскочил ко мне и с размаху их прилепил! Как скульптор создал лицо Мышкина, как Роден! Недавно я узнал, что этот мастер после инсульта влачит нищенское существование - конечно, мы ему помогли. Мы стараемся заботиться не только о московских и питерских актерах, но и о ветеранах сцены из маленьких городов.

Семья: мать - Тамара Петровна, билетер в театре; сестра - Оксана Миронова, балерина, художественный руководитель детской балетной студии «Шене»

Образование: окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: снялся в фильмах и сериалах: «Любовь», «Анкор, еще анкор!», «Утомленные солнцем», «Мусульманин», «Ревизор», «Мама», «Идиот», «На Верхней Масловке», «Космос как предчувствие», «В круге первом», «Охота на пиранью», «Достоевский», «Синдром Петрушки», «Время первых». В 2006 году возглавил Государственный Театр Наций. Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии РФ.