Доброго время суток, хотим вам представить ТОП 10 Самых лучших танков мира 2019

10 M1A2 Абрамс

Универсальная боевая машина М1А2 Абрамс стоит на вооружении США с 1994 года. Отличается от других моделей усиленной бронёй, тяжеловесностью (67,6 тонн), шириной 3, 6 метров, длиной корпуса 9,82 метра, лазерным дальномером и интегральной боевой системы видеонаблюдения с 8 перископами. Оснащён 120 калиберным зенитным пулемётом и двумя дополнительными пулеметами. Корпус башни танка способен вращаться на 360 градусов. Абрамс – самая высокотехнологичная боевая машина в мире военной техники.

9 К2 Черная Пантера

Броневая мощность Черной Пантеры, такая же, как у М1А2 Абрамса, однако масса техники всего 55 тонн при 10-метровом дуле и высотой в 2,2 метра, длина корпуса 7,5 метров, ширина танка 3,1 метра.
Имеют стандартный снаряд, поражающий противника сверху. Выпустила Черную Пантеру Южная Корея в 2009 году.

8 Тип 99

Самый надежный в Азии танк Тип 99 весом 54 тонны имеет гладкоствольный пулемёт 125 мм, который отличается большей мощностью. Тип 99 имеет реактивную броню и современную лазерную систему наблюдения, которая при обнаружении противника в автономном режиме открывает огонь на поражение. Пожалуй, китайский танк самый дорогостоящий в мире. По оценкам экспертов его стоимость 2,5 млн. долларов.

7 Т-90

Российский танк Т-90 оснащён не только стандартной динамической защитой и броней, но и активной защитой: системой постановки дымовых завес и лазерным самонаведением. Хромированный гладкоствольный пулемёт 125 мм, коаксиальный пулемёт 7,62 мм и зенитный пулемёт – 12,7 мм. Боевая масса танка 46,5 тонн при длине корпуса 6,8 метров. Т-90 отвечает всем требованиям современного ведения боя.

6 РТ-91

Польский боевой танк РТ-91 модернизированный вариант русского танка Т-72. Обладает достаточно мощным двигателем 850 л.с.и быстрой скоростью - 60 км/ч. Масса танка 47,3 тонны. Основное оружие – модернизированная пушка 125-мм, которая оборудовано автоматом заряжения. В дополнительном вооружении находится пулемет 7,62 мм и зенитчик 12,7 мм.

5 Челенджер

Танк британской армии Челенджер на вооружении с 2008 года. Оружие - бронебойный подкалиберный снаряд 120 мм и два пулемёта 7,62-мм. Боекомплект из 4000 патронов. Дизельная мощность танка 1200 л.с. Ходовая часть усилена гидропневматической подвеской. Челенджер - самый надёжный танк в мире.

4 К1а1

Корейский боевой танк выпущен с усовершенствованной бронёй массой 55 тонн. Оптимизирован для боевых действий в горах. Танк вооружен мощной скорострельной пушкой 120 мм, автоматизированной системой управления для поражения противника с воздуха.
Выпускается с 2001 года. Может проходить водные преграды.

3 Аль-Халид

Танк стоит на вооружении у Пакистана с 2000 года. Основное оружие - 125 мм гладкоствольная пушка, в дополнительном комплекте танка зенитка 12,7 мм и пулемёт 7,62 мм, также имеются 12 установок для пуска дымовых гранат. Аль-Халид адаптирован к высоким температурам, оснащён динамической защитой лобовой проекции корпуса. Масса боевой машины 45 тонн.

2 Леклерк

Быстрый французский танк Леклерк отличается самой сложной и технологичной конструкцией. Несмотря на то, что Леклерк состоит из стандартной 120 мм пушки с дополнительным коаксиальным пулеметом 12,7 мм, который вмещает до 11000 патронов и боекомплектом в 3000 патронов дополнительного пулемета 7,62 мм. По бокам башни установлены гранатомёты.
Электронные системы танка позволяют получать данные о расходах топлива, пройденном расстоянии и местоположении танка.

Россия делает ставку на создание совершенно новых бронированных машин, а ее оппоненты до последнего модернизируют модели тридцатилетней давности

Представленный широкой публике на Параде Победы в Москве новый российский танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата» произвел фурор среди танкистов всего мира. Российская новинка заставила всех вновь и вновь сравнивать боевые возможности бронированных машин, стоящих сегодня на вооружении по всему свету. Хотя, по сути, сравнивать приходится не так уж и много танков. Законодателями мод в танкостроении и основными экспортерами были и остаются всего четыре страны: Россия, Великобритания, Германия и США. Кроме них, собственные танки выпускают или ставят на конвейер Израиль, Индия, Иран, Италия, Китай, обе Кореи, Пакистан, Польша, Франция и Япония. Подавляющее же большинство стран довольствуется тем, что приобретает более или менее новые разработки у крупных танкостроительных держав или заказывает модернизацию уже имеющихся бронированных машин.

Всерьез сравнивать между собой танки, никогда не встречавшиеся друг с другом в реальном бою, невозможно и бессмысленно. Да и если бы в действительности, скажем, израильская «Меркава» Mk.4 встретилась в единоборстве с, например, китайским Тип 99, то в немалой степени исход схватки зависел бы и от особенностей театра военных действий, и от выучки и опыта экипажа, и от множества других факторов, учесть которые не всегда могут заранее даже танкисты-ветераны. Простое же сопоставление тактико-технических характеристик не дает возможности всерьез говорить о преимуществах одного танка перед другими и наоборот.

Наш нынешний рейтинг учитывает единственный объективный показатель: год принятия того или иного танка на вооружение. И, конечно, учтено простое требование: танки, вошедшие в этот топ-10, должны быть оригинальными разработками. С учетом всех этих показателей мы и выбрали десять самых современных и мощных танков в мире.

Неудивительно, что первое место в этом списке получил отечественный Т-14 «Армата». С одной стороны, в мире просто нет на сегодняшний день более современного танка, уже представленного публике и вышедшего на войсковые испытания. С другой стороны, по многим формальным показателям «Армата» опережает или как минимум поднимается на один уровень с большинством других современных танков, а в совокупности с полным основанием претендует на звание самой современной и мощной бронированной машины.

Т-14 «Армата» (Россия)

Год принятия на вооружение: 2016 (планы)

Боевая масса, т: до 55

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125 (возможна установка 152-миллиметровой пушки)

Тип пушки: гладкоствольная +пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 10–12

Калибр пулемета, мм: 12,7

Динамическая защита: есть

Мощность двигателя, л.с.: до 1500

Максимальная скорость, км/ч: до 75

Запас хода по шоссе, км: до 600


Танк Т-14 «Армата». Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС


Самое кардинальное отличие «Арматы» от всех других современных танков - так называемая капсульная схема: все три бойца экипажа Т-14 располагаются в специальной бронированной капсуле внутри корпуса, то есть фактически за двумя разнесенными слоями брони. При этом башня, что тоже является уникальным для современных танков, остается необитаемой - все управление огнем ведется с помощью боевой информационно-управляющей системы. Кроме того, серийные Т-14 получат возможность оснащения 152-миллиметровой гладкоствольной пушкой - пусковой установкой ракет, что сделает огневое преимущество «Арматы» бесспорным: ни один современный танк не обладает орудием такого калибра, мощности и дальности действия.

K2 «Черная пантера» (Южная Корея)

Год принятия на вооружение: 2015 (планы)

Боевая масса, т: 55

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: до 10

Динамическая защита: есть

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк K2 «Черная пантера». Фото: wikipedia.org


Танк К2 «Черная пантера» эксперты называют первым самостоятельно разработанным южнокорейским танком. Его предшественник - К1 - представлял собой фактически адаптированный к условиям Корейского полуострова американский танк «Абрамс». Корейская новинка, судя по формальным тактико-техническим характеристикам и демонстрационным стрельбам, претендует на звание одного из самых современных танков. «Черная пантера», как и большинство нынешних танков стран - членов НАТО и их союзников, вооружена хорошо зарекомендовавшей себя, но уже устаревающей 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой типа Rheinmetall Rh-120. Правда, она дополнена современным и быстрым автоматом заряжания, обеспечивающим высокий темп стрельбы. Однако этому же танку принадлежит и весьма сомнительный рекорд самой высокой стоимости боевой машины: 8,5 млн долларов за штуку. Неудивительно, что при такой цене армия Южной Кореи отказалась от полной замены парка К1 на К2 и заказала всего 297 новых машин.

Тип 10 (Япония)

Год принятия на вооружение: 2012

Боевая масса, т: 44

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 28

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк Тип 10 . Фото: Shizuo Kambayashi / АР


Замыкающий тройку лидеров нашего обзора новый японский танк Тип 10 - третий и последний из современных танков, обладающих самой высокой удельной мощностью двигателя. Как у «Арматы» и «Черной пантеры», она достигает показателя 27,3 лошадиные силы на тонну веса бронированной машины. Правда, такую тяговооруженность японский танк получил не за счет мощности двигателя, а за счет меньшей массы: 44 тонны против 55 у российского и южнокорейского соперников. «Армате» Тип 10 уступает и за счет своего основного - все той же 120-миллиметровой немецкой пушки, серийное производство которой началось аж в 1979 году.

«Арджун» Mk.I (Индия)

Боевая масса, т: 58,5

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 39

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Мощность двигателя, л.с.: 1400

Удельная мощность, л.с./т: 23,9

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк «Арджун» Mk.I . Фото: M. Lakshman / АР


Подобно южнокорейскому К2, индийский «Арджун» можно считать первым самостоятельно разработанным танком Индии. Правда, на то, чтобы создать новинку, у индийских инженеров и технологов ушло ни много ни мало 37 лет! За это время многие решения, заложенные в индийском танке, устарели или вплотную приблизились к рубежу морального устаревания, а необходимость постоянно менять архитектуру и номенклатуру бортового оборудования привела к проблемам с унификацией. В итоге Индия приняла на вооружение всего 124 танка этой модификации.

Тип 99А2 (Китай)

Год принятия на вооружение: 2011

Боевая масса, т: 58

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 41

Скорострельность, выстр./мин.: 7

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк Тип 99А2. Фото: сайт


Китайский Тип 99А2 (самая современная модификация танка Тип 99, принятого на вооружение в 2001 году) - один из двух танков в этом обзоре, который полностью самостоятельной национальной разработкой назвать можно с некоторой натяжкой. В основе этой машины лежит хорошо зарекомендовавший себя во всем мире советский средний танк Т-72, правда, получивший совершенно новую сварную башню, усиленную защиту - как броневую, так и активную, а также гораздо более современную начинку. В частности, на Тип 99А2 устанавливается автомат заряжания, благодаря чему экипаж уменьшился до трех человек, а скорострельность возросла до семи выстрелов в минуту. Кроме того, уникальным для танков - участников этого рейтинга оборудованием является установленный на китайской машине лазерный комплекс активного противодействия, способный буквально ослеплять технику и солдат противника.

БМ «Оплот» (Украина)

Боевая масса, т: 51

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500


Танк БМ «Оплот». Фото: сайт


Украинская боевая машина (именно так расшифровывается аббревиатура «БМ») «Оплот» - второй «условно самостоятельный» участник нынешнего рейтинга. Условность его самостоятельности придает то обстоятельство, что по сути БМ «Оплот» - четвертая производная от модификации советского танка Т-80У, точнее, его дизельного варианта, выпускавшегося на Харьковском заводе имени Малышева. Неудивительно, что этот вариант был спроектирован и воплощен в металле всего за три месяца и уже через полгода принят на вооружение армии Украины. Правда, до настоящего времени украинская армия так и не получила все заказанные 50 БМ «Оплот». Зато гораздо успешнее идет выполнение контракта с Таиландом, который должен получить 49 «Оплотов», 10 из которых уже доставлены в эту страну. Таким образом, на сегодняшний день вооруженные силы Королевства Таиланд являются единственной в мире армией, где БМ «Оплот» реально стоит на вооружении.

«Меркава» Mk.4М (Израиль)

Год принятия на вооружение: 2009

Боевая масса, т: 65

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 48

Скорострельность, выстр./мин.: 8–10

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7, возможна установка 60-миллиметрового миномета

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,5

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500


Танк «Меркава» Mk.4М Фото: Tsafrir Abayov / АР


По совокупности боевых возможностей и опыта боевого применения, которым могут похвастаться лишь три из десяти участников нынешнего рейтинга, израильский танк «Меркава» не раз признавался одним из лучших, а то и лучшим танком в мире за последние два-три десятка лет. Действительно, по соотношению боевой мощи, защищенности экипажа и самой машины, а также вооружению «Меркава» четвертого поколения имеет одни из лучших показателей, но только для израильского театра военных действий. «Меркава» никогда не поставлялась на экспорт, и, как считают многие военные эксперты, не только потому, что Армия обороны Израиля наложила запрет на продажу этих машин за рубеж, а еще и потому, что разработанный специально для израильских условий танк существенно потеряет в эффективности вне ближневосточного театра. В частности, он имеет слишком большую массу, чтобы свободно передвигаться в лесистой или болотистой местности, и совершенно не предназначен для преодоления водных преград.

«Челленджер 2» (Великобритания)

Год принятия на вооружение: 2008 (начало масштабной модернизации стоящих на вооружении машин)

Боевая масса, т: 62,5

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная

Боекомплект, выстрелов: 52

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Удельная мощность, л.с./т: 19,2

Максимальная скорость, км/ч: 56

Запас хода по шоссе, км: 400


Танк «Челленджер 2». Фото: Joerg Sarbach / AP


Британский танк «Челленджер 2» - вторая бронированная машина в этом рейтинге, имеющая реальный боевой опыт. Правда, весьма специфический: английские машины участвовали в так называемой миротворческой операции в Косово и воевали на стороне антииракской коалиции во время вторжения сил НАТО в Ирак в 2003 году. По утверждению экспертов, британские танки неплохо показали себя в боях; правда, мало кто из этих экспертов уточняет, что сражаться «Челленджерам 2» пришлось с морально и физически устаревшими иракскими Т-55 - танками, созданными в середине 50-х! Неудивительно, что в этом противостоянии британцы вышли победителями. Правда, иракский опыт все равно показал, что первоначально принятый на вооружение в 1991 году «Челленджер 2» нуждается в серьезной модернизации, которую и провели в 2008-м в отношении трех четвертей стоящих на вооружении танков: они получили новые пушки, новые двигатели и трансмиссию (немецкие вместо британских), а также новую систему управления огнем. Но и с этими новшествами британские танки все равно существенно уступают созданным в последнее десятилетие иностранным конкурентам.

«Леопард» 2A6М (Германия)

Год принятия на вооружение: 2004

Боевая масса, т: 59,9

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 44

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 25

Максимальная скорость, км/ч: 72

Запас хода по шоссе, км: 550


Танк «Леопард» 2A6М. Фото: сайт


Первые танки модели «Леопард» поступили на вооружение бундесвера в августе 1963 года. Попавший в нынешний рейтинг танк «Леопард» 2А6М - шестая модификация второго поколения легендарной бронированной машины. Легендарной потому, что на сегодняшний день она стоит на вооружении почти двух десятков стран, а многие ее узлы, прежде всего 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, в более или менее переработанных вариантах можно встретить на многих зарубежных современных танках. При всем том, поскольку платформа танка не изменялась на протяжении нескольких десятилетий, каждая следующая модификация все ближе подходит к пределу модернизационных возможностей машины. А некоторые неизменные особенности «Леопарда» - как, например, отсутствие автомата заряжания, существенно снижают его боевые возможности.

«Абрамс» M1A2 SEP (США)

Год принятия на вооружение: 2000

Боевая масса, т: 63

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 42

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,8

Максимальная скорость, км/ч: 67

Запас хода по шоссе, км: 425



Наряду с немецким «Леопардом», британским «Челленджером» и израильской «Меркавой» американский «Абрамс» можно смело назвать одним из самых знаменитых танков в мире. Что и неудивительно: первая модификация этой модели регулярно модернизировалась, получая все новые и новые бортовые системы, системы вооружения и управления огнем, а также активной и пассивной защиты. Поводом для каждой новой модернизации становилось участие этих танков в тех или иных боевых действиях, но всегда - за пределами самих Соединенных Штатов. Модель, которая вошла в нынешний рейтинг, получила прежде всего новую броню в лобовой части башни с урановым наполнителем, а также новые цифровые системы управления огнем и… кондиционер. В настоящее время в США ведутся работы над очередной реинкарнацией «Абрамса» - М1А3, который должен стать легче и быстрее своих предшественников. Вес новой модели составит 55 тонн, орудие станет высокоточным и дальнобойным - американские танкостроители явно встают в кильватер своим российским коллегам.



Все танки, упомянутые здесь, являются невероятно мощными и разрушительными, однако ни один из них не участвовал в боях друг против друга. Этот рейтинг основан на спецификациях и имеющихся данных. Список не включает прототипы или танки, которые в настоящее время находятся в стадии разработки. Итак, ниже представлены десять лучших современных танков мира.

10 Леклерк

AMX-56 «Леклерк» - французский современный танк, серийно производимый компанией GIAT Industries (ныне Nexter) с 1992 года. Был назван в честь генерала времён Второй мировой войны - Жака Филиппа Леклерка. По состоянию на 2012 год является основным боевым танком (ОБТ), находящимся на вооружении армий Франции (406 единиц) и Объединённых Арабских эмиратов (388 машин). На 2011 год цена «Леклерка» составила 9,3 млн евро и до появления K2 «Чёрная пантера» и «Тип 10» он считался самым дорогостоящим ОБТ в мире.

Данный танк оснащён 120-мм гладкоствольной пушкой с автоматической зарядкой и скорострельностью до 12 выстрелов в минуту. Его система управления огнём может отслеживать одновременно до пяти движущихся целей, а для повышения эффективности стрельбы используется лазер, тепловизор и бортовой компьютер. Официальная максимальная скорость танка по дороге составляет 72 км/ч, по пересечённой местности - 55 км/ч. Вес - 56 тонн. «Леклерк» является одним из самых лёгких основных боевых танков в мире.

9 Меркава Mk.4

На девятом месте в списке лучших современных танков мира находится «Меркава», а точнее, его модификация «Mk.4». «Меркава» - израильский боевой танк, состоящий исключительно на вооружении армии Израиля. Серийно выпускается с 1979 года. Имеет четыре модификации - «Mk.1», «Mk.2», «Mk.3», «Mk.4».

Модификация «Mk.4» состоящая на вооружении израильской армии с 2004 года, является одним из самых защищённых танков в мире. Эта боевая машина оснащена 120-мм орудием MG253. Масса пустого танка - 65 т. Расчётная цена - $ 3,7 млн. Максимальная скорость по шоссе составляет приблизительно 60 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

8 Al-Khalid

Al-Khalid или MBT-2000 - китайско-пакистанский боевой танк, выпускаемый с 1999 года компанией Heavy Industries Taxila совместно с Norinco. На вооружение в пакистанскую армию поступил в 2000 году. Был назван в честь одного из сподвижников пророка Мухаммада - Халида ибн аль-Валида. Себестоимость единицы в 2011 году составляла $ 4,7-$ 5,8 млн. Всего было выпущено около 750 экземпляров.

«Аль-Халид» управляется экипажем из трёх человек и вооружён 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматической зарядкой. Среди прочего, танк оснащён современной системой управления огнём схожей с системой «Леклерка». Максимальная скорость - 72 км/ч. Вес - 46 тонн. Способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров.

7 K1A1

K1A1 - основной боевой танк Южной Кореи, серийно производимый с 1985 по 2010 года. Является вариантом американского танка M1 «Абрамс», приспособленным для ведения боевых действий в горной и болотистой местности на Корейском полуострове. Был принят на вооружение в 2001 году. Всего построено 484 экземпляра.

K1A1 управляется экипажем из четырёх человек. Он оснащён 120-мм гладкоствольной пушкой, термическим прицелом, лазерным дальномером, современной электроникой и системой управления огнём, разработанной компанией Samsung Electronics. Вес танка - 53,2 тонны. Максимальная скорость по дороге составляет 65 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

6 Челленджер 2

Челленджер 2 - основной боевой танк, с 1998 года состоящий на вооружении армий Великобритании и Омана. Был разработан и построен британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне BAE Systems Land & Armaments). Всего выпущено 446 единиц. Стоимость одного экземпляра составляет около $ 5,8 млн.

«Челленджер 2» управляется экипажем из четырёх человек и оснащён 120-мм нарезной пушкой максимальная прицельная дальность, которой составляет более 5 км. Он считается одним из самых тяжело бронированных и хорошо защищённых танков в мире. Его башня и корпус покрыты бронёй «Чобхэм» (также известной как «Дорчестер»). Вес танка - 62,5 тонны. Максимальная скорость по шоссе 59 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

5 PT-91

PT-91 Twardy («Твёрдый») - польский основной боевой танк, разработанный на базе танка Т-72М1. Первые прототипы PT-91 были изготовлены в 1993 году, а в 1995 танк поступил на вооружение. Всего же для вооружённых сил Польши было произведено 232 единицы. На его базе разработано несколько боевых машин. Он также имеет большое количество модификаций.

Управляется «Твёрдый» экипажем из трёх человек. Данный танк оснащён 125-мм гладкоствольным орудием с автоматической зарядкой. Боевая масса - 47,3 тонны. Максимальная скорость по шоссе составляет 60 км/ч.

4 Т-90

Четвёртое место в рейтинге лучших современных танков занимает Т-90 («Владимир») - российский основной боевой танк, созданный в начале 1990-х годов как модернизация Т-72Б. 5 октября 1992 года был официально принят на вооружение. В период с 2001 по 2010 год Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке ОБТ. По состоянию на 2011 год стоимость одной единицы Т-90 равняется 118 млн рублей ($ 4,2 млн). Всего было произведено около 3,200 экземпляров. В настоящее время находится на вооружении России (около 700), Алжира (305), Азербайджана (20), Индии (620), Туркменистана (40) и Венесуэлы (50-100).

Экипаж Т-90 состоит из трёх человек (командира, водителя-механика и наводчика). Боевая машина оснащена 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-5. Масса танка - 46,5 тонны. Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч, по пересечённой местности - около 50 км/ч.

3 Тип 99

Тип 99 также известный как ZTZ-99 и WZ-123 - китайский основной боевой танк, созданный на базе прототипа «Тип 98». Был введён в эксплуатацию в 2001 году. Стоит на вооружении армии Китая. Всего было выпущено около 600 единиц. Стоимость одного «Тип 99» примерно равна $ 2 000 000.

Экипаж танка «Тип 99» состоит из трёх человек. Основным его вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка. Система управления огнём включает в себя комбинированные прицелы, лазерный дальномер, тепловизор, цифровой баллистический вычислитель, 2-плоскостной стабилизатор вооружения, набор датчиков (атмосферных условий, износа канала ствола и т. д.), многофункциональную панель командира и систему автосопровождения цели. Установленный на танке дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1500 л. с. даёт максимальную скорость передвижения по шоссе - 80 км/ч, по пересечённой местности - до 60 км/ч. С места до 32 км/ч танк разгоняется за 12 секунд. Его боевая масса равняется 54 тоннам.

2 K2 Чёрная Пантера

K2 «Чёрная Пантера» - южнокорейский основной боевой танк нового поколения, который заменил большинство M48 «Паттон» и дополнил серию «K1». Был разработан южнокорейским Агентством по оборонным разработкам (Agency for Defense Development, ADD) и компанией Rotem (подразделение Hyundai Motors). Серийное его производство началось в 2013 году. При стоимости в $ 8 500 000 за единицу этот танк является самым дорогостоящим в мире.

«Чёрная Пантера» управляется экипажем из трёх человек и вооружена 120-мм гладкоствольной пушкой позволяющей вести стрельбу до 20 выстрелов в минуту. Эта боевая машина способна передвигаться с максимальной скоростью 70 км /ч на дорожных покрытиях, по пересечённой местности - до 52 км/ч и ускоряться от 0 до 32 км/ч в течение 8,7 секунды. Вес танка - 55 тонн.

1 M1A2 «Абрамс»

M1 «Абрамс» - американский основной боевой танк последнего поколения, разработанный корпорацией Chrysler. Серийно выпускается с 1980 года. Танк был назван в честь генерала, принимавшего активное участие в войне во Вьетнаме - Крейтона Уильямса Абрамса. Стоит на вооружении армии США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Цена одного «Абрамса» достигает $ 6.21 млн. Количество построенных - 15 221 единиц. Существует три основные его модификации - «M1», «M1A1» и «M1A2», производство двух последних продолжается, по сей день.

Лучшим современным танком мира считается модификация «M1A2 Abrams» оснащённая 120-мм гладкоствольной пушкой M256. Танк имеет, высокопрочную композитную броню и мощный газотурбинный двигатель способный разогнать боевую машину по шоссе до 67 км/ч, по пересечённой местности - до 40 км/ч. Вес танка - 62,1 тонны.

Западным журналистам вслед за политиками не дает покоя мысль, что Россия смогла создать танки, превосходящие по качеству западные аналоги. Так, журнал Forbes в довольно-таки объемной статье провел сравнение между основными массовыми танками России, Германии, США, КНР и Франции, соответственно критической оценке подверглись следующие образцы: Т90, Leopard-2, M1A2 SEP V2 Abrams, MBT-2000 и AMX-56 Leclerc. Добавим в этот список справедливости ради еще и британский танк Challenger 2 и сравним эти шесть образцов с целью определить истинного лидера. Принцип оценки сведем к самому простому: сравним технические характеристики машин, систем защиты и вооружения, стоимость их производства, эффективность боевого использования, спрос на мировом рынке вооружений, по совокупности этих данных можно определить лучшую машину. В этот список, пожалуй, также стоит внести израильский танк ошлбд (Меркава).

Конечно, можно было бы рассмотреть другие отменные образцы танкостроения, как, например, японский основной танк «Тип-10» или южнокорейский основной танк К2 «Черная пантера», но, учитывая их относительно малое производство и отсутствие примеров боевого применения, пока откажемся от рассмотрения этих кандидатур в рейтинге на звание лучшего танка в мире. Российский танк Т14 «Армата» пока нет смысла рассматривать, поскольку этот образец еще не принят на вооружение.

ABRAMS И Т90

Западные СМИ практически в унисон воспевают достоинства американского танка M1A2 SEP V2 Abrams, называя его вершиной технического совершенства в мировом танкостроении, ну что ж, пусть эти дифирамбы останутся на их совести, перейдем к фактам. Прежде всего стоит отметить, что этот танк является старой разработкой (серийное производство началось 28 февраля 1980 года), которая множество раз подвергалась модернизации. Но в целом машина себя неплохо зарекомендовала. Она оснащена 1500 сильным газотурбинным двигателем AVCO Lycoming AGT-1500, при боевом весе 64 тонны эта машина может развивать максимальную скорость по подготовленному пути до 67 км в час, по слабопересеченной местности до 30 км/ч при запасе хода 426 км. Удельная мощность – 23,8 л.с. на тонну. Танк хорошо защищен, толщина лобовой брони у него 650 мм, кроме собственной композитной брони, он защищен дополнительными панелями и имеет активную и динамическую защиту. Машина оснащена панорамным прицелом, тепловизором, лазерным дальномером, системой глобального позиционирования, управления и связи, жидкокристаллические цветные дисплеи (на которых отображается вся необходимая информация в цифровом и графическом видах) большого разрешения позволяют командиру видеть картину боя. Дальномер способен определять дистанцию до цели, подлежащей поражению, почти до 5 км, основной прицел оснащен стабилизатором.

Танк вооружен 120 мм гладкоствольной пушкой М256 (лицензионный вариант Rheinmetall Rh-120 производства Германии), пулеметами: одним – 12,7 мм M2HB и двумя M240 калибра 7,62 мм. В боекомплект 120 мм пушки танка, кроме других боеприпасов, входит подкалиберный снаряд M829A3 с сердечником из обедненного урана, максимальная дальность его эффективного использования составляет 4,4 тыс. м, на дистанции 2 км он пробивает 720 мм броню. Заряжается орудие вручную, экипаж танка – четыре человека. Этот танк западные эксперты явно перехвалили. В Ираке в текущей войне джихадисты умудрялись подбивать «Абрамсы» из РПГ-7, а это уже смешно. Плохо вооруженные йеменские партизаны – хуситы и те умудрились уничтожить порядка 20 танков Abrams.

Чем же на все вышеперечисленное может ответить российский основной танк Т90, рассмотрим его модификации Т90СМ и Т90АМ. Машина оснащена V-образным 12-цилиндровым дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения с турбонаддувом В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. При боевом весе 48 т танк способен развивать скорость 65–70 км/ч по подготовленной трассе и до 45–50 км/ч по пересеченной местности. Отношение веса танка к мощности двигателя 24 л.с. на тонну т.е. лучше, чем у M1A2 SEP V2 Abrams. Давление гусениц на единицу поверхности у Т90АМ на 10% ниже, чем у американского танка, соответственно проходимость русской машины – выше.

Танк оснащен панорамным прицелом, тепловизором, современными системами управления, навигации, внутренней и наружной связи, наблюдения. В распоряжении командира экипажа СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена жидкокристаллический цветной дисплей высокого разрешения (на него выводится вся необходимая для командира информация) позволяет наблюдать за боевой обстановкой. Прицельная дальность стрельбы ОФЗ снарядами до 10 км. Управляемые боеприпасы позволяют поражать цели на дистанции до 5 км, ПТУРы надежно поражают противника на расстоянии до 3 км.

Эта боевая машина великолепно защищена. Толщина композитной брони в лобовой части корпуса 750 мм, башни – 950 мм. Боезапас танка размещен в отдельном модуле, что значительно повышает степень выживаемости экипажа при попадании в него снаряда и подрыве всего боезапаса. Кроме собственной брони танк имеет дополнительные экраны, активную и динамическую системы защиты. Современный модульный комплекс динамической защиты третьего поколения «Реликт» не по зубам хваленому американскому снаряду с урановым сердечником M829A3, поэтому янки в срочном порядке ищут новое решение.

Вооружение танка Т90АМ тоже внушительное: гладкоствольная 125 мм пушка 2А46М-5 с автоматическим заряжанием и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ПКТМ, а также 7,62 мм зенитная установка УДП Т05БВ-1. Экипаж танка – три человека (заряжающего – нет). Т-90 продемонстрировал исключительную надежность в текущих войнах в Ираке и Сирии.

АМЕРИКАНЕЦ ПРОТИВ РУССКОГО

Поскольку эти танки на поле боя пока не встречались, попробуем аналитически оценить шансы на победу каждого. Бесспорно, у танков Abrams богатый послужной список и они неплохо проявили себя в 1991 и в 2003 годах в войнах США против Ирака. И в том и в другом случае танковые войска Саддама Хусейна были укомплектованы и советскими боевыми машинами немодернизированных Т-55, Т-64, Т-72. К тому же Ирак в то время не получал ни расходные материалы, ни запчасти, ни боеприпасы из России, а основным фактором ненадежности были иракские экипажи, главным образом из-за этого американцам не было сложно воевать практически без потерь с танками Саддама Хусейна. То есть этот боевой опыт не говорит ни о чем, янки ни разу не встречались в бою с российскими экипажами и современными российскими танками. Более того, надо учесть, что Abrams воевал только в теплом климате, на плоской очень слабо пересеченной равнинной местности. Специалисты считают, что в климатических и рельефных условиях России, особенно в зимнее время, эта «чудо-машина» скорее всего воевать вообще не сможет. Немцам уже приходилось любоваться своими намертво вставшими машинами в морозные дни в битве под Москвой в декабре 1941 – январе 1942 годов. Потом, уже технические параметры Т-90АМ не оставляют танку Abrams никаких шансов, причем как в модификации M1A2 SEP V2, так и в модификации M1A2 SEP V3. А главная победоносная сила в бою – это российский солдат, российские танковые экипажи, которые уверенно демонстрируют высокую боевую выучку. На подходе новый российский танк Т14 «Армата», который по всем характеристикам оставляет Abrams далеко позади. Пентагон уже забил тревогу и жестко ставит вопрос перед Сенатом о финансировании нового танкового проекта. Если даже им удастся уговорить сенаторов, все равно Америка будет отставать в танковой гонке как минимум на корпус. Пентагон отстает от российского военного ведомства и в оперативном искусстве, стоит заметить, что американцы не имеют исторического боевого опыта массовых танковых сражений, да и опыта ведения «больших» войн тоже.

Можно принять во внимание и тот факт, что в наши дни танки Abrams в Ираке и Йемене демонстрируют себя не лучшим образом. Но в данном случае есть два нюанса, во-первых – это машины старые, во-вторых – ими управляют «безрукие» арабские экипажи.

LEOPARD 2

Немецкий шедевр современного танкостроения Leopard 2 – хороший, добротный танк, но воевать на нем из-за его большого веса на российском рельефе будет очень сложно, разве что только вдоль дорог. Похоже, памятуя о своем ошеломляющем поражении на полях боя во Второй мировой войне на Востоке, немцы даже во сне не рассматривают для себя Россию как возможный театр боевых действий (ТВД). В сирийской текущей войне Leopard 2 был использован турецкими войсками в ходе операции «Щит Евфрата», надо признать, он повел себя в боевой обстановке не совсем удачно и в целом получил негативную оценку экспертов. Опять же здесь надо сделать оговорку, в Сирии на этих танках воевали турецкие экипажи, возможно, немцы в тех же условиях смогли бы реабилитировать свой Leopard 2. В действительности Германия является непревзойденным лидером в машиностроении. Пусть этому проекту уже более 40 лет, но в модернизированном виде Leopard 2 выглядит весьма внушительно. Вес машины в полном боевом снаряжении доходит почти до 70 т, броня мультикомпонентная, используются дополнительные защитные экраны, а также системы динамической защиты. Танк оснащен противопожарной автоматической системой. У него – 12-цилиндровый дизельный V-образный двигатель с двойным турбонаддувом MTU MB 873 Ka-501 мощностью 1,479 л.с. или MTU MT883 мощностью 1,650 л.с. Максимальная скорость этой машины на подготовленных трассах 68 км/час, по слабопересеченной местности 30 км/час. Максимальный запас хода – 320 км. Но в условиях российского бездорожья этот монстр может встать намертво, особенно в лютые холода российских зим.

Вооружение Leopard 2 – гладкоствольная 120 мм пушка Rheinmetall L55 (заряжается вручную) и два 7,62 мм пулемета MG3A1. Противотанковый снаряд DM-53 с боевой частью в виде вольфрамового сердечника способен пробивать 750 мм броню на дистанции 2 км, ПТРК LAHAT израильского производства, входящая в штатный боезапас танка? поражает цели на дальности до 6 км. Leopard-2 оснащен немецкой системой управления огнем EMES 15, панорамным прицелом, лазерным дальномером, тепловизором и прочим оборудованием, включая современные приборы связи навигации и наблюдения. Экипаж машины – 4 человека. Для Западноевропейского ТВД танк – идеальный.

Опять же этому танку явно не стоит встречаться на поле боя с Т90АМ, у «Леопарда» мало шансов выйти из этой схватки победителем, а его хваленая защита бессильна против современных российских противотанковых средств.

MBT-2000 И AMX-56 LECLERC

Основной китайский танк MBT-2000 вполне заслуженно считается удовлетворительным образцом в сравнительной таблице мирового танкостроения. Его технические возможности, пожалуй, надо сравнивать с Т-72Б, а Т90АМ, он уступает по всем параметрам. MBT-2000 хотя и является самым массовым танком в Народно-освободительной армии Китая (НОАК), но изначально создавался для захвата мирового танкового рынка. Этот образец по лицензии производится Пакистаном под наименованием Al-Khalid. Машина не имеет пока широко известной боевой , как, впрочем, и китайская армия не имеет исторического опыта ведения массовых танковых сражений. Неизвестно, как поведут себя эти машины в условиях сибирских морозов. В настоящее время на вооружение НОАК поступают новые танки MBT-3000 (VT-4), впрочем, и эта модель в перспективе ориентирована на международный рынок. По заявленным техническим характеристикам она сравнима с Т90АМ, но, что эта машина сможет продемонстрировать на поле боя, остается только догадываться. Нет полной уверенности, что командование НОАК вообще не рассматривает танки как эффективную силу для современных и будущих войн. В отличие от российских и немецких танкостроителей, которые все комплектующие производят сами, китайцы многие части боевых машин поставляют из-за рубежа, основные компоненты закупаются во Франции.

Танк AMX-56 Leclerc – очередное доказательство амбициозности французов. Они вполне могли бы обойтись, как и другие страны континентальной западной Европы, немецкими монстрами Leopard 2 или американскими Abrams. Но нет, Париж во всем идет своей дорогой, несмотря на финансовые затраты. Эта машина серийно производилась в течение 15 лет начиная с 1992 года, в настоящее время 406 танков находятся в собственности армии Франции, а 388 – на вооружении военных ОАЭ. Вес машины достигает 54,6 т. Ее 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью в 1500 л.с. позволяет разогнаться танку до 71 км/ч на подготовленной трассе и до 40 км/ч на слабопересеченной местности и обеспечивает запас хода 550 км. Сразу замечу, что и этот танк в российских условиях не испытывался и, берусь предположить, он здесь не проявит себя, также как и другие иностранные образцы.

AMX-56 защищен композитной многослойной броней модульного типа, конструкция танка исполнена так, что наклонная лобовая броня встретит ПТ снаряд при прямом попадании толщиной в 700 мм. Динамической защиты у этого «Леклерка» нет, французы уповают на конструкцию своей брони. Система связи, управления, наблюдения и прицеливания объединены в единую систему, танк буквально напичкан электроникой, здесь ее полный набор, включая центральный компьютер, СУО танка интегрирована в ИУС. Эта машина отличается комфортом для экипажа.

Вооружение AMX-56 – гладкоствольное орудие CN-120-26, которое имеет два стабилизатора, в распоряжении экипажа тепловизор, дальномер, комбинированный прицел наводчика и панорамный командирский прицел. Пушка танка AMX-56 оснащена автоматом заряжания. ТТХ этого орудия сопоставимы с характеристиками немецкой гладкоствольной танковой пушки Rh 120, боеприпасы пушек танков Abrams и Leopard подходят для французского танкового орудия CN-120-26. Дополнительное вооружение «Леклерка» – пулеметы: M2HB-QBC калибра 12,7 мм и F1 калибра 7,62 мм. Экипаж AMX-56 Leclerc – три человека. Танк неплохой, он хорошо себя зарекомендовал в боевых действиях в Йемене, но опять же для войны в условиях российских климата и ландшафта вряд ли подходит.

«МЕРКАВА» И CHALLENGER 2

Израильский танк «Меркава» еще десять лет назад считался чуть ли не одним из лучших в мире, сейчас его оценивают гораздо скромнее. Несмотря на то что танк очень тяжелый, вес его достигает 70 т, броня «Меркавы», чья толщина эквивалента 750 мм, не эффективна, против современных бронебойно-подкалиберных снарядов она не устоит. В качестве активной защиты используется КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»). В бою эти машины показывают себя не с лучшей стороны, здесь сказывается и плохая выучка израильских танкистов, но главным образом дело в технических недочетах самих танков. Известно, что российский ПТРК «Корнет» наводит ужас на израильских танкистов. «Меркава» производится по принципу с мира по нитке: 28% комплектующих – иностранного производства. Модификация «Меркава-4» имеет 1500-сильный дизельный двигатель, которой позволяет ей разогнаться на подготовленной трассе до 60 км/ч, на слабопересеченной местности до 30 км/ч, запас хода – до 500 км. Танк вооружен 120 мм гладкоствольной пушкой MG253 и двумя пулеметами 7,62 мм FN MAG, некоторые образцы вооружены пулеметом 12,7 ммM2HB и мортирой. Экипаж машины – 4 человека. В боезапас танка входит ПТУР LAHAT. СУО практически копирует таковую танка Abrams, в распоряжении наводчика прицел с тепловизором и автосопровождением цели, у командира панорамный прицел с теми же функциями, вдобавок есть резервные оптические и ИК-прицелы.

Британский танк Challenger 2 давно и надежно заработал себе плохую репутацию. Но все же, по мнению западных экспертов, он остается одним из лучших бронемашин в мире. Машина тяжелая, ее боевой вес составляет 62,5 т. Броня комбинированная противоснарядная, имеется динамическая защита. Цифровая система управления огнем включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553. Комбинированный стабилизированный прицел наводчика разработан фирмой «Барр энд Струд» в кооперации с французской SAGEM, используется также телескопический прицел NANOQUEST L30. У командира установлен стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM тепловизор TOGS-2. Система управления построена вокруг БЦВМ канадской фирмы CDC, представляющей собой модернизированный компьютер танка М1А1 «Абрамс». Машина оснащена 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 1200 л.с., развивает скорость на подготовленной трассе 56 км/ч, на слабопересеченной местности – 25–30 км/ч, запас хода – 400 км. 120 мм нарезная пушка L30Е4 (L11А5); два 7,62 мм пулемета. Экипаж танка– 4 человека. Всего выпущено 400 танков Challenger 2. Еще в ходе иракской войны 1991 года эти танки показали свою ненадежность в бою.

МИРОВОЙ ТАНКОВЫЙ РЫНОК

Многие военные эксперты считают, что танки в ближайшем будущем выйдут из боевого применения, их уничтожат высокоточное оружие, современные и перспективные ПТС, так же как в свое время пулеметы и сами танки уничтожили конницу. Однако пока еще не одна армия мира списывать со счетов танки не собирается. Напротив, продажа танков на мировом рынке вооружений для некоторых стран оказывается прибыльной.

По мнению журнала Forbes, бесспорным коммерческим лидером двух первых декад XXI века является российский танк Т90МС, который, кстати, занимает важную нишу в экспорте вооружений РФ.

Сейчас у производителя этих танков два новых контракта на поставку за рубеж: первую партию из 73 машин получит Ирак, еще 64 единицы техники этого типа поставит на вооружение Вьетнам. В ближайшем будущем планируется подписать контракт на поставку 146 танков Т-90МС в Кувейт, а также развернуть сборочное производство в Египте. Всего с учетом поставок боеприпасов, расходных материалов, запчастей и прочего продажи принесут российским танкостроителям не менее 400–500 млн долл. дохода. Всего произведено более 2100 танков Т-90 разных модификаций, из них более 1500 отправлено на экспорт. По существующим контрактам в ближайшие годы будет продано за рубеж еще более 1 тыс. новых танков. Ожидается увеличение портфеля заказов до 1600 танков и более.

Сейчас Т-90 стоит на вооружении армий 38 разных стран, это лучший результат по продажам в мире. Мало того что у этого танка низкая себестоимость, а следовательно, и конечная цена (118 млн руб.), он практически по всем показателям переигрывает конкурентов по качеству.

Немецкий танк Leopard 2 многими считается лучшим в мире, как мы видим, это утверждение далеко от истины. Эта машина поставлялась в 21 страну мира, в основном в Северную и Западную Европу, а также в Турцию. Последняя очень неудачно использовала их в Сирии в ходе проведения операции «Щит Евфрата».

Leopard 2A6 стоит 6,79 млн долл., а Leopard 2 A7+ больше 10 млн долл. Всего было произведено более 3200 Leopard 2 разных модификаций, из них 300 единиц находится на вооружении Бундесвера, остальное ушло за рубеж. Производство этого танка остановлено и его экспорт тоже. В списке продаж на второе место в мировом рейтинге претендует китайский основной танк MBT-2000. При стоимости 4,7 млн долл. за единицу Поднебесная продала свои машины Марокко (150 ед.), Мьянме (150 ед.), Шри-Ланке (22 ед.), Бангладешу (44 ед.). Пакистану было поставлено 415 танков и там же построен сборочный завод, где выпускается тот же танк под наименованием Al-Khalid.

Стоимость одного M1A2 SEP Abrams тоже очень кусается: она варьируется, но в основном составляет примерно 8,6 млн долл., поэтому покупатели не стремятся приобрести новый танк в полной технической комплектации. На экспорт идут более простые по оснащению старые образцы, которые берутся с хранения, подвергаются капитальному ремонту, главным образом замене подлежат двигатели, пушка и СУО. К примеру, Египет приобрел более 1200 танков M1A1 Abrams. На вооружении этот танк состоит в армиях шести стран (кроме США). Всего американским военпромом продано за рубеж 2217 танков M1, из них около 750 в улучшенной комплектации M1A2. Перспектив в освоении мирового рынка у этого танка нет. К тому же в настоящее время в США производится всего 12 машин этого типа в год.

Франция начала серийное производство AMX-56 Leclerc в 1990 году. С тех пор 406 танков получила французская армия, а экспортировать удалось лишь 388 машин, тех же британских танков Challenger 2 при стоимости 8,6 млн долл. за единицу было продано за рубеж всего 38 штук. Что касается танков Leclerc, единственным покупателем чуда французского танкостроения оказались Объединенные Арабские Эмираты. Стоимость одного французского танка немалая – 9,3 млн евро. «Меркава» оценивается производителем в 6 млн долл., но здесь все проще, этот танк из-за его технических недочетов никто, кроме Сингапура, покупать не хочет, последний подписал контракт всего на 50 машин.

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, который попал в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:


Очень многие люди с удовольствием бы прокатились по канатной дороге, чтобы испытать все необыкновенные ощущения, вызванные подобным способом перемещен...

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире советская машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу