«Наша Пасха – Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7) – говорит апостол Павел. И все христиане вселенной в этот день собираются воедино, чтобы прославить Воскресшего Господа, ожидая Его возвращения. И видимым знамением этого единства во Христе является общее Причащение всей Церкви от Чаши Господа.

Еще в Ветхом Завете Бог дал заповедь про эту страшную ночь: «это ночь бдения Господу из рода в род» (Исх. 12, 42). Все сыны Израилевы должны были собраться в домах и вкусить от пасхального агнца, а кто не вкусит, истребится душа та от народа своего. – Ангел губитель погубит его (Числ. 9, 13). Так же и сейчас, великое бдение Пасхальной ночи должно сопровождаться вкушением Пасхального Агнца – Тела и Крови Христа. Начало этому положил Сам Господь открывший Себя апостолам в преломлении Хлеба (Лк. 24). Не случайно, что все встречи Воскресшего Христа с учениками сопровождались таинственными трапезами. Так Он дал им почувствовать ту радость, которая приготовлена нам в Царстве Небесного Отца. И святые апостолы установили праздновать святую Пасху святейшим Причащением. Уже в Троаде апостол Павел по обычаю совершал ночную литургию в день воскресный (Деян. 20. 7). Все древние учителя Церкви, упоминая празднование Пасхи, в первую очередь говорили о пасхальном причащении. Так Златоуст вообще отождествлял Пасху и причащение. Для него (и для всего церковного собрания) Пасха совершается тогда, когда человек причащается. А «оглашенный никогда не совершает Пасхи, хотя и постится ежегодно, потому что он не участвует в приношении Евхаристии» (Против иудеев. 3, 5).

Но когда многие стали удаляться от Христова Духа, и стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66 правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».

Собор 927 года (т.н. Томос единения) даже троебрачным позволяет на Пасху причащаться св. Таин.

Это же устремление к пасхальному соединению с Господом прослеживается и в нашем богослужении. Ведь, по словам Златоуста «мы постимся не для пасхи и не для креста, но ради своих прегрешений, потому что намереваемся приступить к тайнам» (Против иудеев. 3, 4).

Вся святая Четыредесятница готовит нас ко встрече с Богом в Пасхальную ночь. Не случайно еще перед началом Поста Церковь поет: «возведемся к покаянию, и чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Во время поста мы очищаемся от беззаконий, учимся соблюдать заповеди. Но какая же у поста цель? Цель эта – в участии в пиршестве Царства. На Пасхальном каноне св. Иоанн Дамаскин призывает нас: «Придите Питье пьем новое, не от камня неплодного чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождившего Христа», «придите розги нового Винограда в нарочитом дне Воскресения Божественного Веселья Царствия Христова приобщимся, воспевая Его как Бога во веки».

В конце светоносной пасхальной заутрени мы слышим слова Златоуста: «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный – никто же да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости». И чтобы мы не думали, будто Пасха заключается в разговении, наш Устав предупреждает: «Пасха – это Сам Христос и Агнец взявший грехи мира, на алтаре в бескровной жертве, в пречистых тайнах, Честного Тела и Животворящей Крови Своей от иерея Богу и Отцу приносимый, и тому причащающиеся истинную едят Пасху». Не случайно, что и причастен на Пасху звучит так: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите». Непосредственно перед выносом св. Даров Церковь призывает всех насладиться Божественных Таин.

И недавние святые продолжали подтверждать это понимание величайшего Праздника. Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения. Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, в многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церкви. Ибо этого Бог от нас не требует, потому что это не первостепенное и не главное» (Книга о душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин. сс. 54-55).

Не случайно те, кто уклоняется от святого Причащения на Пасху и на светлую Седмицу чувствует упадок духовных сил. На них часто нападает уныние и расслабление. Именно об этом предупреждал нас Господь, говоря: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет внезапно на всех живущих по лицу земному» (Лк. 21, 34-35).

Но, к сожалению, в последнее время не только некоторые нерадивые прихожане уклоняются от Причастия на св. Пасху по причине своего чревоугодия, но и некоторые священники стали вводить новизну, запрещая благоговейным христианам исполнить волю Христа. Они говорят:

- Был пост, и вы могли причаститься. Так зачем же причащаться на Пасху?

Возражение это совершенно ничтожно. Ведь св. Причастие – не знак печали, а предначинание будущего Царства. Не случайно в Литургии св. Василия Великого говорится, что когда мы вкушаем Причастие, то мы смерть Господню возвещаем, и воскресение Его исповедуем. Да, и если бы Пасха была несовместима с Евхаристией, то зачем же тогда и совершать Литургию в церквах? Неужели современные отцы мудрее Вселенской Церкви? Я уже не говорю, что при хиротонии все мы даем присягу следовать священным канонам. А Вселенский Собор требует причастия на Пасху и на Светлой Седмице. Специально отвергая этот аргумент свят. Иоанн Златоуст говорит: «непостящийся и приступающий с чистой совестью, совершает пасху, сегодня ли, завтра ли, или вообще всякий раз, когда участвует в приобщении. Ибо достойное причащение зависит не от наблюдения времени, но от чистой совести» (Против иудеев. 3, 5).

Другие говорят, что раз Причащение совершается во оставление грехов, то ему и не место в пасхальную ночь .

На это ответим словами Господа, если осла и вола вытаскивают из ямы в субботу, то не надлежало ли и освободить человека от груза греха на Пасху. И Древняя Пасха, и ныне действующие каноны указывают, что наилучшим временем для прощения грехов в таинстве Крещения является Пасхальная ночь. Да, не место для исповеди в это время. Но ведь уже прошел пост. Люди оплакали свои беззакония, получили отпущение грехов на исповеди в страстной Четверг. Так на каком основании мы можем не допустить их до святой Чаши в день Воскресения? Я уже и не говорю, что Причастие совершается не только во оставление грехов, но и в жизнь вечную. А когда лучше сделать человека причастником вечной жизни как не в день Пасхи? Конечно, если человек пребывает в нераскаянном смертном грехе, то дорога к Чаше ему закрыта его беззаконием. Но если этого нет, то человек должен прибегать ко Христу.

Некоторые говорят:

- Вот вы причаститесь на Пасху, а потом пойдете есть мясо. Так нельзя.

Это мнение прямо осуждается 2 каноном Гангрского собора. Тот, кто считает мясо скверным или делающим человека неспособным причащаться подпал влиянию духов обольстителей, о которых пророчествовал апостол Павел (1 Тим. 4, 3). Он отлучается от святой Церкви. Надо помнить, что на самой Тайной Вечери Христос с апостолами вкушали мясо ягненка, и это не помешало им причаститься. Да, нельзя объедаться на разговение, нельзя грешить чревоугодием. Но из этого не следует, что не должно причащаться. Скорее наоборот. Из почтения к святыне надо быть умеренным и так мы сохраним и чистоту души, и здоровье желудка.

Подобным образом некоторые священники говорят:

- Вы объедитесь и напьетесь, а потом вас может стошнить, и так вы оскверните св. Причастие. Поэтому лучше не причащаться.

Но эта логика на самом деле объявляет грех неизбежностью. Получается, что нам предлагают променять Христа Спасителя на беззаконие, которого заведомо невозможно избежать. И к этому нас будто бы подталкивает праздник. Но если это так, то, может быть, стоит вообще отменить праздник? Что это за святой день, в который мы удаляемся от Бога и неизбежно творим грех? Очевидно, что Бог не для обжорства и пьянства установил Пасху, так зачем же делать в этот день мерзости и еще на этом основании не причащаться? Думаю, что гораздо мудрее будет причаститься святых Даров и после с умеренностью разговеться, вкусить немного вина и потом не мучиться ни телом, ни душой.

- Пасха время радости и поэтому причащаться нельзя.

Мы уже приводили слова преп. Никодима, говорящего что истинная радость Пасхи заключается именно в евхаристическом соединении со Христом. Также и Златоуст говорит, что непричащающийся не празднует Пасхи. На самом деле приобщение особенно уместно на Пасху в связи с тем, что в согласии с Литургией совершая евхаристическую Жертву, мы воскресение Христово исповедуем, и видим образ Его восстания из мертвых (Евхаристический канон и молитва после потребления). Но самое главное, что Сам Христос обещал дать радость Своим ученикам, тогда Он Сам вернется из глубин смерти, а от этой радости современные духовники отстраняют христиан.

Да если и подумать, то чему будет на Пасху радоваться непричащающийся – молитвам, но они говорят нам о богообщении, а от него он отказался, Литургии – но она служится ради причастников, пению – но истинным Пасхальным Певцом является Христос (Евр. 2, 12)? Если цель богослужения утрачена, то от величайшего праздника остается только «радость» служения чреву. Как бы нам не навлечь на себя горькие словам апостола Павла: «они – враги Креста Христова, их конец – погибель; их бог – чрево, и слава их – в сраме; они мыслят о земном» (Флп. 3, 18-19).

Еще одним возражением против пасхального причастия является утверждение, что перед праздником такая суета, что фактически невозможно нормально приготовиться к св. Причастию . Но это опять попытка оправдать нарушение заповеди «благими целями». Господь сказал одной такой суетящейся женщине: «Марфа! Марфа! Ты печешься и суетишься о многом, а одно необходимо. Мария же благую часть избрала, которая не отнимется от нее» (Мф. 10, 40). Конечно, в первую очередь это относится к Пасхе. Не случайно на Литургии Великой Субботы поются слова: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет». Это и есть правильное духовное устроение перед праздником, которое только и делает нашу душу способной принять благодать. На Руси все приготовления к Пасхе заканчивали к Великому Четверку, а потом пребывали в храме. И это очень правильно. А нынешняя практика всю готовку и уборку переносить на Великую Субботу действительно душевредна. Она лишает нас возможности прочувствовать службы страстей Господних, и зачастую храмы наши стоят полупустыми на прекраснейшей пасхальной вечерне (Литургии Великой Субботы), а христиане и христианки в этот выходной день вместо поклонения Почившему Господу изводят себя на кухнях. Потом же в пасхальную ночь вместо того, чтобы радоваться, они клюют носом. Надо не отказываться от пасхального причастия, а просто переменить график уборки и готовки. – Все закончить к вечеру Великой Среды, благо почти у всех есть холодильники, и заняться в спасительное Тридневие своей душой.

И, наконец, утверждают, что в пасхальную ночь очень много посторонних, которые не готовы к приобщению, а исповедать их некогда .

Да, это так. Но чем провинились постоянные прихожане, что из-за маловерующих их лишают соединения с Создателем? Надо не отказывать в Причастии всем, а просто внимательно смотреть за приобщающимися, и неготовых отстранять. Иначе в больших приходах причастить нельзя будет никого. Ведь всегда находятся те, кто по незнанию рвутся «заодно и причаститься».

Но откуда же взялась эта практика, противоречащая и Писанию, и св. канонам, и учению святых? Ведь многие по невежеству считают ее чуть ли не частью священного Предания. Нам известны молодые пастыри, которые говорят, будто бы Церковь запрещает причащаться на Пасху! Происхождение ее таится в темных годах гонений на христиан в СССР. Если в сталинское время Церковь хотели физически уничтожить, то позже, в хрущевские гонения богоборцы решили ее разложить изнутри. Было принято ряд закрытых постановлений ЦК КПСС об ослаблении влияния Церкви. В частности предлагалось запретить причастие на Пасху. Целью этого было полное уничтожение христианства в СССР к 1980 году. К сожалению, многие священники и епископы поддались давлению уполномоченных по делам религии и прекратили причащать на Пасху. Но самое удивительное, что эта безумная, антиканоническая практика, призванная разрушить Церковь, сохранилась и до сих пор, и более того некоторые горе – ревнители выдают ее за образец благочестия. Воскресший Боже! Скорее низложи этот злой обычай, чтобы Твои дети могли в святейшую ночь Пасхи быть участниками Твоей Чаши.

О причащении на Светлой седмице

В современной жизни Светлая Седмица - время резкого сокращения церковной и домашней молитвы. Тот, кто не ленится и всю седмицу ходит к каждой службе, проводит в храме за сутки 3 – от силы 3,5! - часа, полтора вечером, полтора утром. Домашняя молитва укладывается в 10-15 минут в сутки: пропевается пасхальный час утром и еще раз перед сном. Соответственно на Светлой Седмице обычно не причащаются. Я резко против того, чтобы прихожане – без особой на то нужды! – причащались на Светлой Седмице. Исключение допускается для тех, кто готовился причащаться на Страстной Седмице, но почему-то не смог. Также для тех, кого кладут на операцию и, конечно, для умирающих.

В последнее время некоторые священники, ссылаясь на 66-е Правило VI Константинопольского Собора (Трулльского), причащают на Светлой Седмице каждый день и без исповеди. Это новшество заставляет вникнуть в истинный смысл 66-го правила. Вот его текст: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего - до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся (то есть, каждый день Светлой Седмицы мы должны проводить так, как положено по уставу в Великую Субботу, когда после Литургии мы, не выходя из храма, обязаны слушать Деяния святых апостолов до начала Пасхального богослужения)… Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище».

Говоря современным языком, на Светлой Седмице не следует смотреть телевизор или заниматься иными развлеченими - мы должны непрерывно славить Воскресшего Господа. «Ибо таким образом со Христом воскреснем и вознесемся». Может быть наши потомки и научатся так проводить Светлую Седмицу. Тогда можно будет поднять вопрос и о ежедневном причащении. Но не без Исповеди, так как мы грешим каждый день. Кто этого не замечает, тот еще не начал христианской жизни. Если христианин не научился отслеживать ежедневные грехи (хотя бы некоторые) и каяться в них, ему нельзя и причащаться. А пока всецелое исполнение 66-го правила нереально. Мы можем его воспринимать только как идеал, к которому мы должны стремиться.

Но из этого правила неообновленцы выхватили слова «Святыми Тайнами наслаждатися» - и причащают на Пасху без воздержания в пище и развлечениях и, конечно, без исповеди. А уж о «непрестанных псалмех и пениих и песнех духовных» и о чтении Божественных Писаний, которые требует это правило - и речи нет! Канон - только повод, чтобы нарушить сложившуюся практику (в частности, на Пасху не читается Псалтирь) и тем внести разброд, а то и раскол в души верующих. Так у неообновленцев работают канонические правила!

Следует предупредить священников - бывает, что на Пасху приходят с просьбой причастить их люди, много лет или даже всю жизнь не причащавшиеся. Практика показывает, что такие внезапные порывы бывают у вполне здорового человека перед смертью - Бог призывает к покаянию. Таким людям в Исповеди и Причащении лучше не отказывать (даже если священник очень измучен - на пределе сил).

Но то же нужно иметь в виду и в другие времена года. На исповеди нужно внушить, что причащаться нужно каждый год. Кроме того - каждый день утром и вечером молиться и каждую неделю - лучше в воскресный день - приходить в храм на службу, простаивая ее целиком. Это - минимум воцерковленности.

Из статьи протоиерея Владимира Правдолюбова «О подготовке ко Святому Причащению»

В Вознесенском кафедральном соборе на Пасху мирян не причащают, только детей. Это древняя русская традиция – мирянам воздерживаться от причастия в пасхальную ночь. Церковные люди, которые стремятся к духовной жизни, знают, что причащаться можно было весь Великий пост, а на Пасху православные разговляются.

Те же, кто стремится причаститься на Пасху – как правило, люди, не имеющие смирения. Они хотят быть выше в духовной жизни, чем есть на самом деле. Мало того, кое-где уже в моду входит обязательно причаститься на Пасху даже среди абсолютно невоцерковленных людей, которые и в Великий пост не говели. Дескать, особая благодать – причаститься в этот день. Чтобы быть духовным человеком, нужно пронести крест христианской жизни через всю жизнь, жить по заповедям, соблюдать церковный Устав. Условий для спасения души много, а некоторые думают: причастился на Пасху и освятился на целый год. Нужно помнить, что причаститься можно не только во исцеление души и тела, но и в суд и осуждение.

Если же священник в своем приходе разрешает мирянам причащаться на Пасху, то он ни в чем не погрешает, для того и совершается Литургия. А те миряне, которые решили причаститься в этот святой день, должны взять благословение у своего духовника.

Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Церковный вестник, № 9 (334), май 2006 г.

Благодатный Огонь

Комментарии:

Сельскiй бригадиръ 03/05/2016 в 12:37:40

Елене

@Он в своем знаменитом Слове на ПАСХУ, вообще говорит о том, что в Пасхальную ночь могут причащаться даже те, которые и не постились. … Я не знаю, когда было написано 69 Апостольское правило. Знаю только, что исследователи полагают, что не все правила были написаны апостолами лично. Иоанн жил в период 347 — 407 г. н.э. Шестой Вселенский собор, который утвердил 85 Апостольских правил, проходил в 7 веке. Так что, не знаю, знал ли Святитель, когда писал свое Слово на Пасху, о 69 правиле.@

Любое апостольское правило не нуждается в последующем закреплении, ни соборном, ни святоотеческом. Святые Вселенские Соборы и святые отцы лишь ссылались на апостольские правила как на нерушимые основы веры, изредка давая им пояснения, но не производили их рецепции, что было со Вселенскими Соборами.

Слова свт. Иоанна Златоуста не могли противоречить Духу Церкви: и святитель Иоанн Златоуст, и 6-й Вселенский Собор, который был созван через столетия после его смерти, говорили в одном и том же Духе. Ибо Великий учитель Церкви св. Иоанн был движим тем же Духом, что и святые апостолы и отцы последующих за ним Вселенских Соборов. Если вы это не признаете, то вы не православный человек.

А посему свт. Иоанн не мог призывать причащаться на Пасху не соблюдавших Великий пост.

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 23:59:34

Елене.

@если христианин пришел на литургию, то он должен причаститься.@

Откуда вы это взяли? Епископами древней Церкви были выработаны правила церковной жизни, впоследствии канонизированные Соборами. Был создан институт кающихся с разными формами прещений и отлучения от причастия. Введена практика раздачи и вкушения АНТИДОРА («антидор» дословно означает «вместодарие») в конце литургии, вместо Святых Даров, для НЕ ПОДГОТОВИВШИХСЯ к причастию на данной литургии. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, так как не все бывали готовы к причащению – или по внушению своей совести, или в силу каких-либо других причин, личных или общественных. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Апостольским правилом обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут или не желают причаститься на данной литургии, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся. Именно так истолковывает 9-е Апостольское правило знаменитый канонист епископ Никодим (Милаш), а вовсе не в смысле обязательного причащения всех присутствующих на литургии, как выдумывают современные обновленцы. Следовательно, и в древней Церкви причащались не все верные.

Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, в «Новой Скрижали» пишет: «Антидор дается, главным образом, тем, которые не подготовили себя к причащению». Ссылаясь на свт. Симеона Солунского, владыка Вениамин отмечает: «Антидор… этот хлеб, назнаменованный копием, и над которым произнесены Божественные глаголы, преподается вместо страшных Таинств не причастившимся».

Напомню также, что в древней Церкви существовал чин кающихся – «купностоящих», т.е. тех, кто могли стоять вместе с верными и не выходить вместе с оглашенными, но не причащались Святых Таин. Об этой практике говорит святой III века свт. Григорий Неокесарийский Чудотворец (12-е правило св. Григория: «чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными»).

В Слове свт. Иоанна Златоустого под «тельцом упитанным» конечно же речь может идти только о торжестве пасхальной радости, о «пире веры». Все остальные трактования и мудрования – суть обновленческо-шмемановские выдумки.

Елена 02/05/2016 в 22:27:17

Сельскому бригадиру.

О том, что причащаться надо с чистой совестью, с должной подготовкой, даже не обсуждается. Конечно, — так и только так. И слова Св. Иоанна Златоуста об этом я прекрасно знаю и помню. Но ведь речь идет о другом. Давайте не будем разбирать случаи недолжной подготовки, без благоговения к Святым Христовым Тайнам. Это другая тема. Речь о том, что если христианин пришел на литургию, то он должен причаститься. А как часто он должен ходить на литургию? Согласно правилам Вселенских Соборов, не реже чем раз в 3 недели. Вы с этим согласны или нет? Я не знаю. как можно иначе истолковывать 2-ое правило Антиохийского Собора. Тут никакие толкователи не нужны. Четко и ясно написано о всех, «входящих в церковь», т.е. и миряне.

Теперь о Слове на Пасху Иоанна Златоуста. Конечно, в этом слове речь идет о евхаристии: «Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным!» О чем это? Неужели Вы думаете, что речь идет просто о праздничном пиршестве, где люди едят и пьют? Да, предвижу, что Вы сейчас приведете мне следующие слова Святителя в этом же абзаце: «Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» Ну, так без веры вообще невозможно принять это великое и «страшное» таинство, которое для инославных, атеистов просто безумно. Я не знаю, когда было написано 69 Апостольское правило. Знаю только, что исследователи полагают, что не все правила были написаны апостолами лично. Иоанн жил в период 347 — 407 г. н.э. Шестой Вселенский собор, который утвердил 85 Апостольских правил, проходил в 7 веке. Так что, не знаю, знал ли Святитель, когда писал свое Слово на Пасху, о 69 правиле.

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 21:29:57

Елене.

Вот другие слова свт. Иоанна Златоустаго:

«Кого нам одобрить? Тех ли которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью» (Спб.Д.А., 1906, том XII, с.153).

Вы пишите:

@Он в своем знаменитом Слове на ПАСХУ, вообще говорит о том, что в Пасхальную ночь могут причащаться даже те, которые и не постились.@

Это клевета на Святителя. Вот его слова: «Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь». Тут речь идет только о пасхальной радости, а не о причащении Св.Таин. Существует 69-е Апостольское правило, отлучающее от церковного общения всех тех, КТО НЕ СОБЛЮДАЛ ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Выходит, что святитель Иоанн Златоуст утверждает прямо противоположное Апостольскому 69-му правилу? Или вы думаете, что он не знал этого Правила? Не хулите имя Великого Учителя Церкви.

Теперь по поводу неправильного токования вами 2-го правила Антиохийского Собора и 80 правило VI Вселенского Собора. Вот что об этом пишет известный пастырь прот. Андрей Правдолюбов:

«Сторонники сверхчастого причащения демонстрируют двойной стандарт по отношению к канонам. О большинстве молчат, а упоминают только три: 8-е и 9-е Апостольские и 2-е Антиохийского Собора - и их перетолковывают, следуя в этом “Книге душеполезнейшей” (с. 28–31), особенно 9-е, которое, по их мнению, повелевает причащаться всем стоящим литургию. Чтобы увидеть их неправоту, достаточно сравнить начала 8-го Апостольского правила и 80-го правила VI Вселенского Собора. 8-е Апостольское правило: “Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка…” и 80-е: “Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин…”. В 8-м правиле слово «мирянин» (или соответствующее слово из 9-го правила “верный”) отсутствует! Если бы к мирянам апостольские правила предъявляли такие же требования, как и к членам клира, то в 9-м правиле не было бы нужды, достаточно было бы вставить в начало 8-го правила слова: «или кто-либо от верных». А по ошибочному толкованию 9-го правила, к мирянам предъявляются даже более строгие требования, так как ничего не говорится о тех, кто представит причины, почему не причащается, как это сделано в 8-м. Так что, что бы ни говорили древние и новые толкователи, 8-е и 9-е Апостольские правила четко отделяют клириков от мирян. Если первые, присутствуя на Литургии, обязаны причаститься (8-е правило), то вторые обязаны пребывать на Литургии до конца - и только!

Рассмотрим 2-е правило Антиохийского Собора. Им отлучаются от Церкви: во-вторых “отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии”, а во-первых “не участвующие в молитве с народом”. Так что здесь речь идет не о благоговении или смиренномудрии (как говорит Зонара), а о начале отъединения от общения церковного, “уклонения” от него.

Подобное случилось в нашем приходе, когда его возглавлял о. Иоанн (Крестьянкин). Он заметил, что одна благочестивая девица - чтица левого клироса - пост за постом не причащается. Он спросил ее - почему? Она молчит. Тогда он сказал ей - или в ближайший пост причастись, или сойди с клироса. Оказалось, ее мама считает всех попов (в том числе и о. Иоанна) “красными”. После, когда стала расти слава о. Иоанна как святого и прозорливца, она вернулась в Церковь, покаялась, причастилась, и до сих пор поет и читает на клиросе. Так что ссылка на эти правила с целью оправдать сверхчастое причащение неправомочна… Чем страшно частое Причащение? Потерей благоговения и усердия в подготовке к Причащению. Говорят, как ни готовься, все равно готов не будешь. Поэтому поститься не надо, исповедоваться не надо. Это в корне неверно! Вполне понятно, что если Царь пожелает быть в доме у нищего, Он будет видеть все его убожество - и нищий это понимает. Но все же старается все что возможно сделать - и пол помыть, и пыль обтереть, и паутину смести, и скатерочку, хоть изношенную и в пятнах, но постиранную, постелить. Иначе он рискует навлечь на себя гнев Высокого Гостя…

Страшная беда - привычка к святыне.»

Елена 02/05/2016 в 20:49:57

Ну, а что скажут противники причащения на Пасху, на Светлой Седмице и вообще противники т.н. частого причащения на следующие слова Св. Иоанна Златоуста? «Всякий, кто не приобщается св. тайн, стоит бесстыдно и дерзко…»

И еще у него же: «Если бы кто, будучи позван на пир, изъявил на это согласие, явился, и уже приступил бы к трапезе, но потом не стал бы участвовать в ней, то – скажи мне – не оскорбил ли бы он этим звавшего его? И не лучше ли было бы таковому вовсе не приходить? Точно так и ты пришел, пел песнь, как бы признавая себя вместе со всеми достойными (св. тайн), потому что не вышел с недостойными. Почему же ты остался, а между тем не участвуешь в трапезе? Я недостоин, говоришь ты. Значит: ты недостоин общения и в молитвах, потому что Дух нисходит не только тогда, когда предложены (дары), но и когда поются (священные) песни».

Ну, кто может возразить на эти слова такого авторитета Церкви, как Иоанн Златоуст? Он в своем знаменитом Слове на ПАСХУ, вообще говорит о том, что в Пасхальную ночь могут причащаться даже те, которые и не постились. И все это вкупе с правилами Вселенских Соборов (особенно определенно об этом во 2-ом правиле Антиохийского Собора: «Все, входящие в церковь и слушающие священные писания, но по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся о причащения Святыя Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения и таким образом возмогут получити оное») свидетельствует о том, что причащаться надо не реже, чем 1 раз в 3 недели (80 правило VI Вселенского Собора, 11 правило Сардикийского Собора).

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 15:30:00

Давиду.

Со статьями о.Георгия Максимова я категорически не согласен. Ещё когда несколько лет назад он писал эти статьи, я ему лично высказал все мои замечания и несогласия. Но каждый из нас остался при своем мнении.

Конечно же о.Георгий добрый пастырь и никакой не обновленец.

Воистину воскресе Христос!

Давид 02/05/2016 в 13:45:55

Сельскому бригадиру

Спасибо за подробный ответ. Я могу сказать по этому поводу, но гораздо лучше за меня это сделает о.Георгий(Максимов), он ответил в своей статье практически на все подобные цитаты, и подробно объяснил в чем тут кроется ошибка и необоснованность этих цитат вырванных из контекста. Я думаю о.Георгия тоже никак нельзя считать обновленцем, как и о.Рафаила (как и Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и многих других). Вот уважаемый брат, ознакомьтесь с этой статьей. (я правда не знаю можно ли тут давать ссылки на другие сайты, просто иначе никак не получиться) http://www.pravoslavie.ru/5783.html — часть 1 http://www.pravoslavie.ru/5784.html — часть 2 Если вы и с этим не согласны, то я уже просто замолкаю).

Да просветит Господь Бог всех нас! Аминь. Христос Воскресе!

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 10:21:15

Давиду.

Начну отвечать с конца.

@И вообще что значит «частое» причащение? Ведь это вещь относительная.@

Частое причащение – это причащение мирянином за каждой литургией, на которой он присутствует. Т.к. обычно миряне посещают храм 1 раз в неделю (на воскресную службу), то причащение РАЗ В НЕДЕЛЮ – это частое причащение, не имеющее никаких оснований в тысячелетней традиции Русской Церкви.

Со времени принятия христианства на Руси и вплоть до XIV века миряне причащались три раза в год, а после XIV века – четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением. На протяжении последующих веков в Русской Церкви установилась определенная практика частоты причащения для мирян. В XIХ веке она была зафиксирована в Православном христианском Катехизисе св. Филарета.

@- Если не затруднит, хотя бы несколько.@

  1. В «Православном исповедании» св. Петра Могилы говорится: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни – четырежды в год или каждый месяц, а всем обязательно раз в год» (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).

Тоже самое изложено и в пространном Православном Катехизисе свт. Филирета (Дроздова): четырежды в год или каждый месяц.

  1. Привожу ответ святителя Димитрия Ростовского (†1709).

«Вопрос: Сколько раз православному христианину подобает причащаться в год?

Ответ: Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным - поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и непричащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, то есть в Великий Пост» (из ответов о вере и о прочем, необходимом для знания христианина).

  1. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал об частоте причащения для мирян так: «Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж к сожалению и несчастью житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год» (т. IV, с. 370).

В письме к болеющей сестре Елизавете Александровне свт. Игнатий пишет: «Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые отцы удалялись в глубокие пустыни… Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Таин отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (письмо от 16 февр. 1847 г., т. VIII, Собрание писем, с. 366, п. 299).

  1. Старец-затворник Гефсиманского скита иеросхимонах Александр (†1878) учил: «Частое причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся» (Беседы великих русских старцев. М., 2003. С. 170).
  2. Вот высказывание преп. Макария Оптинского: «В первые века христианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию Таинств» (т. I, с. 156–157).
  3. Первый великий Оптинский старец Леонид причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий, и третий великий Оптинский старец Амвросий причащались один раз в месяц.
  4. О частоте причащения для мирян говорится также в трудах свт. Феофана Затворника: «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (т. I, п. 185, с. 206).

Он же: «Что касается до “чаще”, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу… разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех» (т. III, п. 500, с.177).

И еще свт. Феофан пишет следующее: «мера в месяц однажды, или два раза самая мерная» (т. IV, п. 757, с. 255).

  1. Примерно те же наставления содержатся в заповеди преп. Серафима Саровского инокиням Дивеевского монастыря: «… Приобщаться всем неопустительно во все св. посты, а по желанию и во все дванадесятые праздники» (из «Краткого жизнеописания старца Серафима Саровского», 3-е изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. Казань, 1900. С. 80–81). Но правило это дано было батюшкой Серафимом для инокинь, а не для мирян.
  2. Преподобный Варнава Гефсиманский (†1906) в своих письмах советовал сестрам Иверской Выксунской обители: «причащаться во все святые посты, а также аще приключится какая болезнь, как можно чаще». Как видно из сего наставления, учащение причащения старец Варнава связывал только лишь с болезнью.
  3. Оптинский старец преп. Варсонофий писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости. Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год. У нас в скиту держатся устава Афонской горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание…» (Из беседы 12 апреля 1911 г.).
  4. Поучение знаменитого глинского старца ХХ века схиархимандрита Андроника (Лукаша), которое должны помнить все православные христиане, я уже приводил: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник…» (Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467).
  5. И наконец приведу отрывок из книги «Духовный дневник» епископа Арсения Жадановского (†1937), причисленного к сонму новомучеников и исповедников Российских, духовного сына св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На неё обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить её. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедоваться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св.Чаше. Но было уже поздно для неё такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело её однако кончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишённых. Так к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение».

Давид 02/05/2016 в 04:45:08

Сельскому бригадиру

***Я могу вам привести цитаты других святых отцов, в первую очередь святых подвижников Русской Церкви, которые были ПРОТИВ этой практики (частого причащения).***

— Если не затруднит, хотя бы несколько.

***А тут не соглашусь. В Русской Православной Церкви существует тысячелетняя традиция причащения мирян. Ее высказывали очень многие святые нашей Церкви. Даже почти ВСЕ! Эта традиция Русской Церкви НЕ ЗНАЕТ практики частого причащения мирян.***

— Простите но это не убедительно. Что значит даже почти все? И вообще что значит «частое» причащение? Ведь это вещь относительная. С чем вы сравниваете? Если человек причащается 1 раз в месяц, это часто по сравнению с человеком который причащается 1 раз в год, но это редко по сравнению с человеком причащающимся 2 раза в неделю… А тот кто причащается 1 раз в 5 лет для него очень «часто» и тот кто причащается 1 раз в год… Критерий какой? и чем он обоснован? ведь 1 раз в 5 лет тоже можно причастится в осуждение… и в таком состоянии умереть и не дожить до следующего причастия. То что «привыкание» к Святым Тайнам не должно быть, вот об этом и говорят все святые — и это абсолютно верно!

Сельскiй бригадиръ 02/05/2016 в 01:45:50

Давиду

@приводит пример (в моем комментарии) святых отцов которые были ЗА эту практику.@

Я могу вам привести цитаты других святых отцов, в первую очередь святых подвижников Русской Церкви, которые были ПРОТИВ этой практики (частого причащения).

@А причащаться призваны все И священники И миряне@

Но в отличие от мирян, священник ОБЯЗАН совершать литургию. Иногда в качестве седмичного всю неделю подряд. Для мирянина совершенно не нужно всю неделю причащаться за каждой литургией.

Вот что пишет подвижник ХХ века знаменитый глинский старец преподобный Андроник (Лукаш): «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник…».

@Везде нужно рассуждение, и каждому свое, а общих правил здесь, по моему мнению быть не может, ибо все мы разные и у каждого свой уровень и опыт богопознания и богообщения. Главное не впадать в крайности @

Тут я с вами соглашусь.

@И если нет единого ответа по поводу частоты причастия в Святой Церкви, то и не следует осуждать противоположное мнение, ибо это не разумно.@

А тут не соглашусь. В Русской Православной Церкви существует тысячелетняя традиция причащения мирян. Ее высказывали очень многие святые нашей Церкви. Даже почти ВСЕ! Эта традиция Русской Церкви НЕ ЗНАЕТ практики частого причащения мирян.

Эта традиция, в частности, изложена в Православном христианском Катехизисе свт. Филарета Московского, который был принят ВСЕЙ полнотой Православия: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии - четырежды в год или каждый месяц, а всем - непременно однажды в год» (ч. 1. О вере).

Давид 02/05/2016 в 00:46:38

Сельскому бригадиру

— Одно дело послушание своему духовному отцу который дал именно такое благословение (раз в 2 недели), причины этому может знать только он. Другому человеку духовный отец мог дать благословение причащаться часто, допустим несколько раз в неделю. Тут все индивидуально, и сам духовник это решает. В обоих цитатах архимандрит Рафаил говорит о том что следует делать все по благословению духовника. Цитата: «Думаю, что к вопросу о Причастии надо подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни.» — и я с этим согласен. Но если духовник дал благословение что человек может скажем в Светлую седмицу причащаться каждый день, разве он грешит этим? мы об этом говорим. А может и не только в Светлую седмицу, может и в какие то другие моменты, это ему решать. На то он и духовник. о.Рафаил говорит, что общего церковного мнения об этом нет. Но так же приводит пример (в моем комментарии) святых отцов которые были ЗА эту практику. Я надеюсь, что вы, сказав «Вот вам другая цитата о.Рафаила» не ищите в этом противоречия… ибо его там нет.

— Вы пишите о Божественной благодати священства… как священник он поставлен для того что бы служить, служение выражается во многих вещах, это и Литургия, исповедь,таинства, и многое другое.. и это может делать ТОЛЬКО священник (об этом пишите и Вы говоря об этих обязанностях), и на это ему дана благодать от Бога, и только в этом наше отличие потому что все должны быть на своих местах (и читать молитвы положенные священнику мирянин естественно не должен.. и все смешивать в одно, крайне опасно, в чем с вами согласен). А причащаться призваны все И священники И миряне (и для того что бы причащаться не нужно иметь «благодать священства») и ни у кого нет пред Богом каких то особых льгот, ибо все недостойны причастия, и патриарх и игумен и мирянин и монах, и даже святые люди и праведники! так как мы люди и ВСЕ имеем грех в себе, ибо нет безгрешного человека! и Кого мы причащаемся? Создателя всего видимого и невидимого, Безгрешного и Непорочного, Света Истинного! всё по сравнению с Бесконечным Богом не достойно.. В этом и заключается Его любовь к нам, что Он позволяет прикасаться к Себе и более того прибывает в нас а мы в Нем, разве может кто то сказать что «я достоин этого»? будь он хоть патриарх хоть мирянин. И тут ведь дело не в частоте причастия, а в том с каким духом и сердцем человек причащается. Можно и редко, 1 раз в год, причащаться и каждый раз «во осуждение». Есть люди которые не думая подходят к Святом Таинству, мол «чем чаще тем больше благодати» и это тоже будет во осуждение…

Везде нужно рассуждение, и каждому свое, а общих правил здесь, по моему мнению быть не может, ибо все мы разные и у каждого свой уровень и опыт богопознания и богообщения. Главное не впадать в крайности с одной стороны небрежения и беспечности, с другой фарисейства и законничества и по этому крайне желательно иметь духовника и делать по послушанию не осуждая других кто делает иначе. И если нет единого ответа по поводу частоты причастия в Святой Церкви, то и не следует осуждать противоположное мнение, ибо это не разумно.

Сельскiй бригадиръ 01/05/2016 в 23:45:52

Давиду.

Вы привели цитату о.Рафаила (Карелина) о частоте причащения мирян. Вот вам другая цитата о.Рафаила:

Р.б. Владимир спрашивает:

Дорогой отец Рафаил! Мой вопрос касается частоты причащения Св.Таин. Мой духовный отец, схиигумен Алексий, почивший несколько лет тому назад, не благословлял меня причащаться чаще, чем раз в две недели. Я целиком доверял батюшке в вопросах спасения души, и сейчас, когда его рядом нет, это доверие не исчезло. Более того, я ему молюсь! Стараюсь держаться его благословения. Внутреннее чувство моё это потверждает… Сейчас я послушник, и мой духовник, иеромонах, советует мне причащаться на каждой литургии, но при этом оговорил, что на этом не настаивает. Я к нему отношусь хорошо, не хочу его огорчать. Сейчас, как Вам известно, вся обновленческая рать настаивает на частом причащении. Я не приемлю это, как и весь их «модернизм». Очень прошу Вашего совета, как Вы благословите? Мне около 72 лет, поздно делать ошибки. Спаси Вас Господи!

Помолитесь за меня, Владимир.

Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Ни в каких соборных правилах вы не найдете точного указания, сколько раз и когда надо причащаться. В 19-ом столетии в Константинопольской Церкви возникла продолжительная дискуссия о том, допустимо ли частое, ежедневное причащение. Она длилась много лет и к окончательным результатам не привела. Константинопольский Патриарх Григорий написал по этому случаю: «Хорошо и спасительно причащаться ежедневно, но нам нужно время для приготовления и несения епитимий», – и рекомендовал причащаться мирянам раз в сорок дней. В настоящее время духовники решают это по-разному. Думаю, что к вопросу о Причастии надо подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни. Человек должен исполнить ту меру молитвенного правила и поста, пусть даже минимальную, которая вошла в традицию Церкви, поэтому причащаться следует по благословению духовного отца. Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

Вы пишите:

***Скажите пожалуйста разве священник достоин больше мирянина? у него какое то особое разрешение причащаться а у мирянина такого нет?***

Такой вопрос задают многие неофиты и прихожане обновленческих общин: «Почему служащим священнослужителям можно причащаться за каждой литургией и не исповедоваться перед каждым причащением, а мирянам нельзя?»

В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина. Например, мирянину, находясь в алтаре, строго запрещено прикасаться к святому Престолу, ко Святой Чаше (за исключением целования ее нижнего края во время причащения), и поэтому, в частности, мы считаем крайне душевредным чтение мирянами тайносовершительных молитв из Служебника во время евхаристического Канона, что практикуется в обновленческих общинах священников, например свящ. Г.Кочеткова.

Итак, стирание границ между священством и мирянами представляет собой чистый протестантизм.

Сельскiй бригадиръ 01/05/2016 в 22:45:05

Наталье Мск

Я думаю на лет 10 раньше. В 1990-х годов в Москве стало поднимать голову движение неообновленцев — священников-реформаторов, мечтавших на практике возродить кое-что из того, что предлагалось обновленческим движением после революции. Стали издаваться книги прот.Шмемана. Вот с тех пор и стали священники-реформаторы призывать причащаться на Светлой седмице.

Давид 01/05/2016 в 22:40:35

Вот что пишет уважаемый о.Рафаил(Карелин), отвечая на вопрос по этой теме у себя на сайте:

«Уже Феофан Затворник в письме к одной из своих духовных дочерей писал о том, что в приходскую жизнь вкрались неправильности, и как самый опасный пример таких неправильностей приводил порочную практику священников, которые препятствуют христианам часто причащаться. Причина, по которой это делается, прежде всего, личная бездуховность, когда сам священник не чувствует внутренней потребности причащаться как можно чаще, и смотрит на причастие как на свой профессиональный долг. Вторая причина – богословское невежество и нежелание ознакомиться с единогласным учением святых отцов о частом причащении, как Небесном Хлебе, необходимом для души человека. Третья причина — леность и стремление сократить время, нужное для исповеди и причащения. Есть еще одна причина: это ложное, фарисейское благоговение. Фарисеи, чтобы показать свое особое уважение к имени Божьему – Иегова, запретили вообще произносить Его. таким образом, они исказили заповедь: «Не произноси имя Господа твоего всуе (напрасно)».

Сама литургия это богослужение, во время которого совершается таинство пресуществления Святых Даров и причастие преподается народу. Когда служится литургия, тогда и можно причащаться. В литургических молитвах Церковь призывает всех находящихся в храме принимать Тело и Кровь Христову (разумеется, если они подготовились к этому). На Пасхальной неделе и в Рождественские святки, и еще в нескольких неделях, предшествующих Великому и Петровскому постам, можно без сомнения причащаться, так как в противном случае Церковь не служила бы в эти дни литургии.

В житии преподобного Макария Великого повествуется о том, как священник, самовольно отстранявший людей от причастия, был жестоко наказан многолетним параличом, и исцелен только по молитвам преп. Макария. Особо резко обличал св.Иоанн Кронштадтский эту порочную практику причащения.

В Светлую седмицу, перед причастием, достаточно воздержаться от мясной пищи, но этот вопрос лучше согласовать с духовником. Протоиерей Белоцветов в известном сборнике своих проповедей писал, что в его время христиане старались причащаться на Светлой седмице каждый день.

От себя могу сказать, что странно, что так же уважаемый мной журнал «Благодатный огонь», выкладывает такие высказывания, типа — «аргумент о том, что мирянам следует причащаться за каждой Литургией, потому что так делают священники». Скажите пожалуйста разве священник достоин больше мирянина? у него какое то особое разрешение причащаться а у мирянина такого нет? Я думая кого кого, а о.Рафаила навряд ли можно обвинить в каких то модернистских взглядах, и лично я согласен с его ответом на данную тематику, а то что к чаше без подготовки и благоговения подходить нельзя, я думаю это должно быть всем ПРАВОСЛАВНЫМ христианам понятно. Смысл нашей жизни есть Христос, и Телом Его и Кровью Его мы спасаемся и преображаемся!

Слова «примите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за ВЫ ломимое во оставление грехов!… пийте от нея ВСИ, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за ВЫ и за многи изливаемая во оставление грехов!» Слова «ВЫ» и «ВСИ» разве не относятся ко всем верным? или к кому то особенному?

Наталия Мск 01/05/2016 в 22:36:23

Сельскому бригадиру

Христос Воскресе!

Я же написала о причащении на Пасху и из Типикона процитировала тоже, о причащении же на Светлой Седмице я и не упоминала. Сидела, вспоминала, когда заговорили о причащении на Светлой Седмице. Точно не скажу, но не раньше 2000-2001 гг. Выходит, не причащаться на Светлой даже несколько более, чем тысячелетняя традиция.

Воистину Воскресе Христос!

Сельскiй бригадиръ 01/05/2016 в 21:57:52

Наталия Мск

@традиция не причащаться на Пасху — советская@

Христос воскресе!

Традиция не причащаться на Светлой седмице — это тысячелетняя традиция Русской Церкви. Частое причащение, в том числе причащение на Светлой, появилось на волне модернистского учения «евхаристического возрождения», имеющего католические корни. Апологетом этой модернистской теории в ХХ веке были обновленцы и протопресвитер А.Шмеман.

Наталия Мск 01/05/2016 в 21:19:16

Признаться, я думала, что традиция не причащаться на Пасху — советская, поскольку в Типиконе, в главе «От правил Святых Апостол, и святых отец, о Святей Велицей Четыредесятнице, яже должен всякий христианин опасно хранити» указано: «И аще монах Святую Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме Праздника Благовещения, и Недели Цветоносныя, то не причастится Святых Таин и на Святую Пасху: но друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300.»

Владимир Юрганов 01/05/2016 в 16:29:45

На пасхальной ночной службе у нас обычно причащают, а вот исповедь… в одном храме принимали перед Пасхой, а в другом категорически запрещают. Для исповеди был Великий пост.

Дмитрий 01/05/2016 в 14:41:56

«от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище» (правило 66 Трулльского Собора) «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения. Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, в многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церкви. Ибо этого Бог от нас не требует, потому что это не первостепенное и не главное» (Книга о душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин. сс. 54-55).

От редакции: «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин» имеет католическое происхождение и посему не полезна для чтения православными верующими. Составлена была книга сия св. Никодимом Святогорцем совместно со св. Макарием Коринфским, однако идеи, легшие в основу этой книги, принадлежат католическому автору Мигелю де Молиносу (1628–1696), написавшему в 1675 году «Краткий трактат о каждодневном Причащении». Из этого сочинения Мигеля де Молиноса в книгу св. Никодима Святогорца и св. Макария Коринфского «О постоянном (частом) причащении Божественных Таинств» перешел аргумент о том, что мирянам следует причащаться за каждой Литургией, потому что так делают священники. Этот аргумент бытует вплоть до сего дня у священников и публицистов либерально-обновленческих взглядов. Уже при жизни св. Никодима ему говорили о том, что его книга связана с книгой Мигеля де Молиноса. Он этого не отрицал, а доказывал, что, осуждая католиков, мы не должны отвергать у них то, что хорошо и канонично.

Лидия 01/05/2016 в 14:38:51

Какие разные точки зрения сегодня в Церкви. Многие призывают причащаться как можно чаще, особенно на Светлой Седмице. Кто-то говорит: достаточно один раз в месяц. И у каждого свои «аргументы» и резоны. Но ясно, что без исповеди, покаяния и трепета к Чаше подступать нельзя.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), насельник Спасо-Преображенского монастыря г. Саратова

Что такое артос и как его следует употреблять?

Артос — это особым образом приготовленный церковный хлеб, внешне похожий на большую просфору. Значение этого хлеба для христиан определяется самим чином его освящения. По окончании ночной Пасхальной службы перед царскими вратами полагается артос, совершается каждение, священник читает особую молитву на освящение артоса и окропляет его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Артос не просто посвящается Господу, но знаменует собой невидимое присутствие среди молящихся Самого Христа. Этот обычай сохраняется в Церкви от апостольских времен, когда после Вознесения Иисуса Христа апостолы, собираясь на общую трапезу, оставляли центральное место незанятым и полагали перед ним хлеб, ясно выражая веру в слова Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Также в молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недугов, о даровании здравия вкушающим святой артос. В течение всей Светлой Седмицы артос пребывает напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на Пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу, а также в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Антипасха, после литургии артос раздробляют и раздают верующим.

Употребление артоса, который является символом самого насущного для нас хлеба — Христа Спасителя, должно быть для христианина правилом благочестия. Артос — святыня, и наряду с крещенской водой — агиасмой, является благодатной помощью во время телесных и душевных недугов. Принеся артос домой, нужно хранить его с благоговением так же, как и просфоры: подсушив, положить в коробочку или банку, поставить под иконами или в чистом месте и вкушать по необходимости натощак, запивая святой водой.

Надо только помнить о том, что самое главное в жизни христианина — причащение Святых Христовых Тайн — ни артос, ни крещенская вода заменить не могут.

Правда ли, что на Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы (и когда следует снова их читать)? Как на Светлой готовиться ко Причастию? Можно ли причащаться ежедневно?

Светлая седмица — совершенно особое время в богослужебной жизни Церкви, а также в обыденной жизни христиан. Многократное повторение на службах слов о победе Христа над смертью как бы погружает человека в состояние радостного возбуждения, которое в каком-то смысле даже мешает сосредоточиться на чем-либо другом. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в немже утверждается»,— это тропарь Пасхального канона, который каждый вечер поется в течение Светлой седмицы.

Читаемые христианами в течение всего года утренние и вечерние молитвы наполнены более покаянными чувствами, прошениями о прощении грехов и ниспослании сил для ежедневной борьбы со страстями и искушениями. Эти чувства, обычные для тех, кто старается жить духовной жизнью, на Пасху никуда не исчезают, но свет Воскресения Христова заполняет собой все — «и небо, и землю, и преисподнюю». Поэтому-то Церковь отлагает на время эти покаянные молитвословия и предлагает христианам и в домашней молитве совершать прославление Христовой победы над смертью.

Начиная с понедельника Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно вместо вечерних и утренних молитв читаются «Часы Пасхи», а вместо правила ко причастию — Пасхальный канон и стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию). Если же человек хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

Что касается поста перед причащением на Светлой седмице, то, несмотря на уставные указания о его отмене, общепринятая практика все же рекомендует поститься один день. Это не является нарушением устава, но необходимой подготовительной аскетической мерой, особенно для тех, кто причащается нерегулярно.

Относительно ежедневного причащения на Светлой седмице, каждый должен решить этот вопрос со своим духовником. Это зависит от степени воцерковленности человека, образа его жизни и многих других причин. Причаститься на Светлой седмице за литургией, совершаемой по пасхальному чину, было бы полезно для теснейшего приобщения к Пасхальной радости.

Почему после Пасхи не читаются молитвы «Царю Небесный» и «Достойно есть»? И какие молитвы надо читать перед едой?

Светлая седмица вносит изменения во внешние правила благочестия, не умаляя их, но как бы давая нам возможность хоть немного прочувствовать слова Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Например, отменяются вообще все земные поклоны, как в храме, так и во время домашней молитвы. Это вовсе не означает, что мы не готовы приклониться перед Господом, но напоминает нам о том, к какому общению с Ним мы призваны.

В начале всех молитвословий в период до отдания Пасхи молитва «Царю Небесный» заменяется на троектратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это связано с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы следуем за евангельским повествованием и сопереживаем апостолам, ученикам Христовым. По Воскресении Он многократно являлся ученикам, беседовал с ними и давал наставления, одно из которых звучит так: надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 46-49) . Здесь Господь говорит о грядущем сошествии Духа Святого на апостолов и рождении Церкви Христовой. Поэтому в период до Троицы мы, вместе с апостолами, не призываем Духа Святого: «прииди и вселися в ны»,— но находимся, по слову Господа, в ожидании «облечения силою свыше».

По окончании всех молитв, как и положено в большие праздники, вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…». Также и обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно.

По давней традиции обычные утренние и вечерние молитвы заменяются в Светлую Седмицу пасхальными часами. Все часы: 1-ый, 3-ий, 6-ой, 9-ый – совершенно одинаковые и читаются одинаково. Это последование Пасхальных Часов содержит основные пасхальные песнопения. Начинается, конечно, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», «Воскресение Христово видевше…» трижды поется, затем поются ипакои, экзапостиларий и так далее. Это последование по времени прочтения гораздо короче, чем обычное утреннее и вечернее правило. Обычные молитвы, которые содержат и покаянного характера молитвы, и другого рода, все заменяются пасхальными песнопениями, которые выражают нашу радость от этого великого события.

Как причащаются в Светлую Седмицу? Какой устав Церкви?

Никакого устава Церкви, касающегося особенностей Причащения в Светлую Седмицу нет. Причащаются точно таким же порядком, каким причащаются и в другое время.

Но есть разные традиции. Есть традиция синодального периода дореволюционной Церкви. Она заключалась в том, что люди причащались достаточно редко. И, главным образом, причащались постами. Не было принято причащаться на Пасху. Еще в 70-80-е годы в Пюхтицком монастыре желание причаститься в Пасхальную ночь воспринималось как очень странное движение, казалось, что это абсолютно не нужно. Ну, в крайнем случае, в Великую Субботу, а вообще, в Великий Четверг, считалось, надо причаститься. Тоже самое касалось и Светлой Седмицы. Логика, которой в данном случае такая практика оправдывается, заключается примерно в том, что Причастие связано всегда с покаянием, с исповедью перед Причастием, а поскольку мы празднуем великий праздник и, вообще, другие великие праздники, то какое же покаяние в праздник? А нет покаяния – значит нет и Причащения.

С моей точки зрения, какой-то богословской критики это не выдерживает. И практика древней Церкви досинодального периода и в России, и вообще в древней Церкви повсюду, заключалась в том, что как раз в великие праздники обязательно люди стремились причаститься Святых Христовых Тайн. Потому что пережить полноту празднуемого события, по-настоящему соучаствовать тому событию, которое Церковь празднует, можно только в Причастии . А если мы это событие переживаем только умозрительно, то это совсем не то, что Церковь хочет и может дать нам, верующим людям. Мы должны именно приобщиться! Приобщиться физическим образом к той реальности, которая воспоминается в этот день. И это можно сделать, только во всей полноте участвуя в Таинстве Евхаристии, которая совершается в этот день.

Поэтому практика современная в большинстве храмов такова, что людям ни в коем случае не отказывают в Причастии в Светлую Седмицу. Я думаю, что разумно для тех, кто желает причаститься в эти дни, ограничиться исповедью, которая была на Страстной Седмице. Если человек приходил в Страстные дни и исповедался, и он не чувствует таких уже серьезных оснований внутренних, которые бы его отделяли от возможности причаститься, каких-то грехов вот в этот пасхальный период, то, я думаю, что совершенно возможно было бы причащаться без исповеди. Впрочем, ни в коем случае не рекомендую этого делать, не посоветовавшись с Вашим духовником, и как-то не согласовав со священником, в храме которого Вы причащаетесь. Просто для того, чтобы не было каких-то недоразумений и разномыслий.

Почему в Великую Субботу, в саму Пасху и всю Светлую Седмицу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», которое поется при крещении людей?

Это означает, что этот период в древней церкви был периодом массового крещения. И если людей крестили в Великую Субботу, что практиковалось чрезвычайно широко, чтобы они уже принимали участие в Пасхальной службе как верные, а не как оглашенные, то в течение всей Светлой Седмицы эти люди безотлучно находились в храме. Они были помазаны миром, и места, помазанные миром, обвязывались специальными повязками. В таком виде люди сидели в храме, не выходя. Это было немножко похоже на то, как сейчас, когда постригают в монахи, то тоже новопостриженный постоянно находится в храме и участвует во всех службах. То же самое в течение семи дней, происходило и с новокрещенными. И, кроме того, это было время, когда с ними проводились таинствоводственные или тайноводственные беседы (по-гречески мистогогия). Мы можем читать эти беседы преподобного Максима Исповедника, других знаменитых проповедников древней Церкви, которые много делали для просвещения новокрещенных. Вот такие беседы и ежедневная молитва и Причащение в храме. А на восьмой день совершались те самые обряды, которые мы совершаем сразу же после Крещения: пострижение волос, отирание мира и так далее. Все это совершалось на восьмой день после периода посвящения человека, воцерковления по-настоящему, введения в церковную жизнь. Его отирали, снимали повязки, и он выходил настоящим опытным духовным христианином и начинал свою дальнейшую церковную жизнь. Поэтому в древней церкви такие люди, и миряне тоже вместе с ними, причащались ежедневно. Все вместе славили Бога за великие Его благодеяния.

Светлая Седмица – она сплошная, как с постом быть?

Здесь можно ссылаться на практику священников. Мы все служим в эти светлые дни, и священники совершенно не постятся. Этот пост перед Причастием связан с традицией сравнительно редкого причащения. Если люди причащаются регулярно, скажем, раз в неделю, в воскресный день приходят в храм, на Двунадесятые праздники приходят причащаться, то, я думаю, что большинство священников не требуют от этих людей специального поста перед Причастием, кроме естественных постных дней – среды и пятницы, которые для всех людей и всегда. А если в Светлую Седмицу, как мы знаем, этих дней нет, значит, в эти дни мы не постимся и причащаемся без этого специального поста перед Причастием.

Можно ли на Светлой Седмице читать акафисты, хотя бы келейно? Может быть, только Господа можно славить на этой неделе, а Божию Матерь и святых не положено?

Действительно, сейчас все наши духовные переживания устремлены к этому главному Событию. Поэтому в храмах вы замечаете, что священники на отпустах не поминают, чаще всего, дневных святых, а произносят праздничный пасхальный отпуст. В службах мы тоже не задействуем память святых, хотя молебен в Святую Пасху, если совершается, то там предусмотрено поминовение святых дня, и тропарь может быть пропет. Такого уставного правила жесткого, что категорически запрещено поминовение святых в этот период, нет. Но такого рода богослужения как акафисты и другие, которые посвящены событиям, не связанным с Воскресением, несколько расфокусируют наше духовное внимание. И, может быть, действительно, в этот период не стоит слишком внимательно исследовать календарь и смотреть, какие там события, а больше погружаться в переживания Пасхальных событий. Ну, если уж такое есть вдохновение большое, то келейно, безусловно, можно и акафист прочитать.

Можно ли поминать усопших на Страстной неделе и на Светлой Седмице?

По традиции в Церкви не принято совершать панихиды в Страстную и Светлую Седмицы. Если человек умирает, то его отпевают особым Пасхальным чином, а первое массовое поминовение усопших, которое совершается после Пасхи, это Радоница: вторник второй недели после Пасхи. Он, строго говоря, не предусмотрен уставом, но, тем не менее это традиция, уже давно установившаяся. В эти дни часто посещают кладбища, служат панихиды. Но келейно, конечно, Вы можете поминать. На Литургии, если мы совершаем проскомидию, конечно, мы поминаем и живых, и усопших. Можете и записки подавать, но публичного поминовения в виде служения панихид обычно не принято в это время.

Что читается при подготовке к Причастию в Светлую седмицу?

Здесь могут быть разные варианты. Если обычно три канона читаются: покаянный, Божией Матери, Ангелу Хранителю, то, по крайней мере, покаянный канон не столь обязателен в этом сочетании. Правило ко Святому Причащению (и молитвы) читать, безусловно, стоит. А вот каноны имеет смысл заменить чтением одного Пасхального канона.

Как соединять Двунадесятые праздники или Страстную Седмицу и мирскую работу?

Это действительно тяжелая, серьезная, наболевшая проблема. Мы живем в светском государстве, которое совершенно не ориентируется на христианские праздники. Правда, какие-то сдвиги в этом вопросе есть. Вот Рождество сделано выходным днем. Пасха у нас всегда выпадает на воскресение, но за ним не дают выходной. Хотя, скажем, в Германии и в других странах всегда за большим праздником следует выходной день. Устраивают Пасхальный понедельник, так он и называется. Тоже самое на Троицу, на другие праздники в христианских традиционных странах, где не было революции, не было безбожной власти, которая все это искореняла, выкорчевывала с корнем. Во всех странах эти праздники признаются, притом что государство носит светский характер.

У нас, к сожалению, пока такого нет. Поэтому приходится применяться к тем обстоятельствам жизни, в которых Господь нам судит жить. Если работа такая, что она не терпит возможности брать отгулы или переносить на другие дни, или по времени ее как-то более ли менее свободно сдвигать, то тут надо выбирать. Или Вы остаетесь на этой работе и сколько-то жертвуете своей потребностью бывать на церковных службах более часто, либо надо попробовать поменять работу так, чтобы там была большая свобода для того, чтобы бывать на церковных службах. Но все-таки очень часто можно договариваться при хороших отношениях о том, чтобы с работы или чуть раньше отпускали, либо предупредить, что чуть позже придете. Есть ранние службы – Литургии, скажем, в 7 часов утра. Все крупные праздники и на Страстной Седмице, в Великий Четверток, в больших храмах всегда служится две Литургии. На раннюю Литургию можно пойти, и к 9-ти часам Вы будете уже свободны, в начале 10-го. Так что к 10-ти часам Вы сможете попасть на работу, почти в любое место в городе.

Конечно, совместить работу с тем, чтобы посещать все Богослужения Страстной Седмицы и утром, и вечером, невозможно. И я думаю, что здесь нет острой необходимости порывать с нормальной, хорошей работой, если она не дает возможности быть на всех службах. Хотя бы на основных, скажем, в Великий Четверток. Вынос Плащаницы – замечательная служба, но она совершается днем, значит Вы на ней не будете, зато на чин Погребения вечером в 6 часов можете прийти. И можете опоздать немножко, тоже ничего страшного не будет. 12 Евангелий вечером совершается в четверг – тоже служба, на которой очень хорошо быть. Ну, если работа суточная или какой-то сложный график, по 12 часов надо работать, то какие-то службы Вы неминуемо будете пропускать, но Господь-то видит Ваше желание быть на этих службах, молиться, и воздаст Вам. Даже Ваше отсутствие зачтется Вам, что Вы как будто бы и были.

Важно Ваше сердечное желание, а не личное присутствие. Другое дело, что нам самим хочется быть в эти особые моменты жизни Спасителя в храме и как бы ближе к Нему, ближе пережить все то, что Ему суждено было пережить, но обстоятельства не всегда позволяют. Поэтому если Ваша работа не ограничивает Вас настолько, что уж совсем не можете в храме бывать, не стоит ее менять. Надо стараться находить такие моменты и договариваться с начальством, чтобы какие-то небольшие послабления Вам делали, зато в другое время Вы уж там постарайтесь отработать получше, побольше, чтобы не было никаких претензий.

Наша повседневная жизнь всегда ставит перед нами какие-то проблемы того, как нам сочетать жизнь в миру с нашей духовной жизнью, с нашей церковной жизнью. И здесь надо проявлять определенную гибкость. Мы не можем отказаться от работы, не можем уйти куда-то в подполье или уж тогда надо избирать монашеский путь, тогда целиком вся жизнь будет предана Богу, служению. Но если есть семья, это невозможно, и здесь надо применяться. Иногда даже не работа может ограничивать нас, а домашние дела, дети, которые требуют нашего внимания. Если мать будет постоянно в церкви, а ребенок будет постоянно один дома, тоже хорошего мало будет. Хотя мать и молится в храме, тем не менее, иногда важнее просто личное присутствие и участие в жизни своих детей. Так что, будьте «мудры, яко змии» в решении таких вопросов.

Храм уже ук рашен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон

__________

В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять влас

___________

Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.

Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому...

_____________

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ


От дня Святой Пасхи до праздника Вознесения (40-ой день) православные приветсвуют друг друга словами: "Христос Воскресе!" и отвечают "Воистину Воскресе!"


ЧАСЫ ПАСХИ

О ПРИЧАСТИИ

СВЕТЛАЯ НЕДЕЛЯ


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом.

Отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

Особенности богослужений Светлой Недели:

В Светлый понедельник, Светлый вторник, Светлую среду и Светлый четверг:

8:00 – Божественная литургия. По окончании Крестный ход с выносом Артоса;