В России началось празднование 70-летия победы под Сталинградом. Накануне юбилейной даты возобновилось обсуждение возможного возвращения городу «советского» имени. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин поддержал идею вернуть Волгограду название Сталинград. Комментирует с вященник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

Когда я читаю в прессе, что вице-премьер России, знаменитый московский протодиакон и миссионер, общественность Петербурга и прочие выступают с заявлениями или собирают подписи за переименование Волгограда в Сталинград – я недоумеваю. Самое главное недоумение: почему проблемы моего города, где я родился и вырос, решают москвичи и петербуржцы?

Пусть эти любители разводить руками чужие тучи сменят столичную прописку на местную – тогда милости просим высказываться, а так – будьте любезны, подвиньтесь. А вдруг ещё татарам или монголам захочется переименовать Волгу обратно в Итиль, а египтянам (или адептам псевдохронологий) – так вообще в Ра, как река называлась в самой древности? А мы будем головой покорно кивать и платить налоги за чьё-то «хочу»?

И почему мы должны считать, что собранные кем-то по стране 50 тысяч (да хоть 100) подписей к чему-то обязывают? Нас в Волгограде проживает около миллиона – вот наше мнение только и имеет значение. Можно было бы (но не нужно) собрать референдум. Уверен, что подавляющее большинство жителей высказалось бы не за игру с именами, а за то, чтобы власти услышали стоны народа и отремонтировали дороги, по которым впору кочевать хану Батыю, а не передвигаться на современном транспорте.

И если уж говорить о переименованиях, у города есть историческое название – Царицын. С 1589 года оно было славно, пока не сменилось на имя тирана русского народа. Но даже к старому имени уже не стоит возвращаться: Волгоград – хорошее название, спокойное, нейтральное, никого не пугает «царицами» или «сталинами».

А всерьёз предлагать переименовать город обратно в честь Сталинградской битвы – это просто абсурд. Тогда пусть и Петербург переименовывают вновь в Ленинград в честь снятия блокады. Вот только отец Андрей Кураев непоследователен в своих предложениях: помнится, именно он выступал за возвращение северной столице исторического имени. А вот с нашим городом почему-то у него вышел такой нелогичный казус. Может, захотелось в очередной раз показаться оригинальным?..

Нам, местным жителям, уже поперёк горла все эти дебаты и «инициативы» накануне очередного юбилея или выборов, когда каждый чиновник или политик хочет купить себе дополнительные очки в грязной игре за голоса и деньги избирателей. Надоело, господа начальники.

Я не хочу жить в городе Сталина. Не хочу ходить по улицам Ленина, Землячки, Коммунистической и подобным. Я не боюсь имён, но противно в адресной строке регулярно упоминать тех, память о которых, как о злодеях, должна жить в учебниках истории, но не в табличках на домах.

Общественность же, чем подыгрывать на руку сталинистам и любителям «сильной руки», лучше бы ратовала за изменения в названиях «палаческих» улиц на такие, которые больше бы не захотелось менять. Например, наш приход расположен на улице имени П.Л. Чебышёва, знаменитого математика XIX-го века. Не будь улицы с таким названием – никогда бы и не узнал, к своему стыду, о существовании на свете этого гения чисел и механики…

Восемь лет назад состоялось мое заочное знакомство со священником Алексием Плужниковым из Волгограда. На одном уважаемом Православном сайте появилась странная рецензия на мою книгу о старце схиигумене Иерониме. Неизвестный священник вдруг взялся цензурировать мою книгу, строго выговаривать, «ставить на вид» к тому времени уже ушедшему в Вечность старцу. Пенять ему на то, что он, дескать, заблуждался в своей оценке ИНН и других духовных явлений. Я удивился такой прыти довольно молодого, еще ничем не проявившего себя батюшки. И позвонил на тот сайт. Там обещали все взвесить и принять решение. Через день пасквиль был убран с сайта. Я вздохнул с облегчением. Но ненадолго!

Спустя год рецензия эта (а скорее и не рецензия, а обвинительный приговор) появилась уже на другом сайте, в ту пору тоже весьма популярном. И началось... Священник Алексий Плужников, может, и не хотел такого, но вышло так, что целый год мне пришлось выдерживать «девятый вал» ненависти, хамства, клеветы и прочего. Скажу в скобках, что и я на каком-то этапе дал волю чувствам и вступил в перепалку. Не надо было этого делать! Как говорится, собака лает, а караван идет... Но и этой простой истине учимся на своих боках. Ну да ладно, страсти давно улеглись. А вот о. Плужников не успокоился. Кого только не «покусал» он в своем неистовом желании отцензурировать всех и вся! Досталось и Юлии Вознесенской, и протоиерею Николаю Агафонову, и Ольге Ларькиной (за книгу о страшном грехе абортов). Список можно тянуть и тянуть дальше! Ну и обо мне автор разгромных книжек все эти годы не забывал. То и дело покусывал в своих рецензиях.

Однажды произошел не столько забавный, сколько поучительный случай. На Православной выставке в Самаре увидел я на книжном развале книгу все того же о. Плужникова «Иллюзии духовной жизни». Что-то подсказало: вряд ли в книге обошлось без моей скромной персоны. Прямо там, на лотке, быстренько пролистал ее - и точно! Вновь автор набросился на книгу о старце Иерониме. Читаю его обидные, недобрые, хлесткие слова - выражений-то наши «цензоры» не выбирают! И вдруг слышу, как у меня за спиной какой-то старичок спрашивает у продавца духовной литературы:

А у вас, случаем, не осталось книги о старце Иерониме? Давно ее ищу! Мне ее почитать дали. Так понравилось, что теперь вот себе хочу купить.

Утешил Господь!

Собственно отец Алексий не был ни главным, ни самым ярым из моих гонителей. Но он всю эту подгоревшую, с нехорошим душком кашу первым заварил. Ему и расхлебывать!

Я думал, что на Страшном Суде, а оказалось, даже раньше.

Многим, видать, насолил отец Алексий! И ладно бы живым-здравствующим. Таков уж наш удел в земной юдоли - терпеть. В том числе и такие вот рецензии. И таких вот рецензентов. А куда денешься? Но обиделись, видно, и те, кто уже давно «у Христа за пазухой»: старец Иероним, блаженная схимонахиня Антония, может, и кого-то еще из великих «отрецензировал» самоназначенный цензор.

В своем желании досадить редакции «Благовеста» (ну и конечно, высказать свое понимание духовных вопросов - отличное от нашего), не остановило его и то, что пришлось в своем рвении пойти даже против своего Архиерея. Ведь книгу «Старец Иероним» за несколько лет до скандала высоко оценил и вручил даже грамоту автору его правящий Архиерей. Мы думали, хоть это его остановит. Не станет он «подставлять» своего духовного отца. Куда там!..

Ну так вот, извещаю, нет больше такого цензора. Был да весь вышел.

На ранее возглавляемом им Петропавловском приходе города Волгограда настоятелем уже другой священник. Церковного суда над отцом Алексием еще не было, это, по-видимому, впереди. Но в клире Епархии он, увы, уже не состоит. И канонические прещения наступят несомненно. Ведь он оставил семью и с другой женщиной уехал в другой город. Наверное, нужных книг начитался...

Не он первый, не он последний. Многие гордецы так вот безславно заканчивают свой стремительный взлет. Из цензоров - и вдруг так банально в лужу!

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Слишком много гордости в самой идее выстроить по ранжиру всю Православную литературу. И выкинуть «за борт» все, что не разлиновывается на свой лад (а лад-то слабенький, странненький у отца Алексия - из пресловутого Гарри Поттера в основном). Как такого остановить? Ведь священный сан прикрывает такого вот горе-критика от любых возражений со стороны мирян.

Есть золотое правило: всяк сверчок знай свой шесток. Следовал бы этому правилу отец Алексий, много доброго бы сделал и на приходе, и даже в литературе. Но нет, - ведь так хочется уважаемого священника, лауреата Патриаршей премии взять да и назвать «графоманом» (как он сделал это с отцом Николаем Агафоновым) - и как себе в этом удовольствии откажешь?

Известная подвижница схимонахиня Антония (Кавешникова) в утешение женщинам, совершившим страшный грех аборта, составила молитвенное правило. Только для келейного чтения, разумеется. Какой подарок для отца Алексия! Он об этом «правиле» чуть ли не целую книгу написал. Камня на камне не оставил...

Если кто-то очень чтит Святого Царя, надо попытаться на таких навесить ярлык «царебожия». Кто-то выступает против ИНН и электронного тотального контроля? Значит, раскольники и сектанты. Так по отцу Алексию Плужникову получается. Выражений он никогда не выбирал и бил наотмашь, всей пятерней. Когда чувствуешь за собой силу, когда печатают тебя в лучших Православных издательствах, чего жалеть всяких там «графоманов», «землеедов», «мракобесов-долгожителей»...

Но ведь и Бог долго терпит, да больно бьет. И от Его ударов никто защитить не сможет.

И вот вместо цензора - беглый едва ли не бывший священник, запутавшийся в «любовях». Бросивший и семью, и свою паству. Которого по-человечески жаль, конечно. Но которого другим способом было уже, по-видимому, не остановить.

Последняя книга цензора Плужникова называлась знаково: «Батюшка-онлайн». Громко. Ярко. А можно было так назвать: «Батюшка-оп-ля».

Да, печально! Но давайте извлекать уроки.

На снимке : в этой книге отец Алексий Плужников громит всех, кто в духовной жизни не следует его советам. Но вот оказалось, что его самого духовный путь увел куда-то "налево" - в сторону от пастырского служения...


Священник Алексий Плужников: "Церковный энтузиазм"

Богословская основа церковного энтузиазма – это идея, прямо противоположная знаменитым словам прп. Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

ЦЕРКОВНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ

Введение.

Что такое «энтузиазм»?

«Энтузиазм - сильное одушевленье, увлеченье, восхищенье, страстное обаяние, восторженность». (В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».)

«Энтузиазм – через нем., лат. из греч. «божественное вдохновение».

Энтузиаст – «исполненный божества»». (М.Фасмер. «Этимологический словарь русского языка».)

В Древней Греции существовали так называемые «вакхические мистерии» в честь бога Диониса (Вакха), участники которых доводили себя до исступления, транса путём разнузданного поведения, диких плясок, сексуального разврата, пьянства. Впадая в такое безумное состояние, они становились «энтузиастами», «исполненными божества» (т.е. Вакха).

Эти мистерии получили название «оргий», «вакханалий», в них находили выход подавленные эротические страсти.

Таким образом, энтузиазм – это выход «вовне», из себя, к «богу». (Синонимы этого понятия: исступление, экстаз.)

Это явление, в изменённом виде, хорошо нам известно по недавнему советскому прошлому, из которого мы все вышли, но не сумели полностью от него освободиться.

По сути, вся сила Советской власти держалась на энтузиастах. Революцию делали энтузиасты, мечтавшие «разрушить старый мир до основанья, а затем…». Колхозы создавались энтузиастами путём отбирания богатств (земли, скота, инвентаря, зерна) у имущих.

В космос летели, в Ледовитом океане плавали, БАМ строили всё те же энтузиасты.

Энтузиазм равнозначен экстенсивному способу хозяйства, жизни «вширь», в противоположность интенсивному, «вглубь». Чтобы было понятнее, приведём сравнение: интенсивная жизнь – это удобрение своего поля навозом, улучшение сельхозтехники, тщательная обработка каждого сантиметра земли.

А экстенсивная – это быстренько выжать из земли все соки, истощить её и скакать на другой край страны поднимать целину, которая почему-то «залежалась». Знакомая история, не правда ли?

Советский энтузиазм построен на том же элевсинском «опьянении», выходе к «богу», имя которого – «светлое будущее», коммунизм. Цель, оправдывающая все средства («мы будем бороться за мир во всём мире, даже если от мира камня на камне не останется»).

Но, как и всякий экстаз, энтузиазм быстро истощает все силы человека (и государства) и погибает (как пьяница и наркоман). Вот и советское государство не выдержало даже 70 лет.

К чему вся эта долгая предыстория? А к тому, что мы все «родом из детства», и в современной церковной жизни тоже нередко приходится сталкиваться с феноменом энтузиазма.

Церковный энтузиазм.

Богословская основа церковного энтузиазма – это идея, прямо противоположная знаменитым словам прп. Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Напротив, церковный энтузиазм считает, что в первую очередь надо спасать других, а моё спасение заключается в спасении ближних. Чем больше спасу, тем выше моё место в Царстве Небесном.

Эта идея широко разлита в современном церковном мировоззрении. Так, считается, что спасение России заключается в как можно большем количестве построенных храмов, как можно большем числе крещёных людей. У нас ведь на Руси издавна любят хвалиться статистикой. Дескать, 80% крещёных – не шутка. Значит, следует логичный вывод, надо вводить «Основы православной культуры» в школах.

И неважно, что построенные храмы стоят полупустые, неважно, что формальное крещение, которое совершается во многих храмах, без оглашения, без подготовки, только отталкивает этих «крещёных» от Церкви. (Кстати, когда ко мне приходят люди с вопросом о крещении, я предлагаю им прийти в ближайшее воскресенье для огласительной беседы. В итоге, 99% этих «неофитов» я больше никогда не вижу. Хотя сильно сомневаюсь, что они не покрестились с успехом, без разговоров, в другом каком-нибудь храме.)

И не надо обольщаться, что народ наш, наша молодёжь страждет без ОПК. Государство право, что сопротивляется. Ведь нет спроса. Мы своим предложением ОПК пытаемся искусственно вызвать спрос, но его нет (по крайней мере, в том объёме, как нам хотелось бы). Напротив, часто достигается обратный эффект, как в сетевом маркетинге: в народе возникает брезгливое отношение к Церкви как к навязчивой организации, которая пытается вернуть себе в государственной структуре прерогативы, существовавшие до 1917 г., стать обязательной, государственной религией.

Не поймите меня превратно, я вовсе не против ОПК. Совсем нет, я только против той агрессии, с которой нередко преподносится данная идея: мол, у вас одна дилемма: или ОПК - или потерянная молодёжь, да и вся Россия с ней. Ошибка в постановке проблемы: на самом деле наличие или отсутствие этого предмета в учебных заведениях никак не повлияет на духовную ситуацию в стране. Поголовный Закон Божий в царской России не остановил, а скорее, способствовал революции; также и обязательный «научный атеизм» не остановил развал СССР. Поэтому не хочется, чтобы энтузиазм в этом, несомненно благом деле (преподавание ОПК) разрушил главное: разумную меру.

Благодаря неумеренному энтузиазму в общественном мировоззрении уже стали устойчивыми параллели: власть - Церковь, деньги - Церковь. Златоглавые храмы, построенные на деньги недобросовестных, мягко говоря, богачей, стали «притчей во языцех». Такое «экстенсивное православие» настораживает людей, ибо внешнее великолепие резко обгоняет внутреннее, сосредоточенное отношение к развитию церковной жизни.

Не могут не пугать людей и политические лозунги православных энтузиастов о восстановлении монархии, о борьбе с ИНН, глобализмом, экуменизмом. Люди видят, в каких болезненных формах это происходит, каким нездоровым огнём горят глаза и речи «православных спасателей России», предлагающих новое «светлое будущее» – мифическую Православную Империю Русских Людей, Третий Рим.

Пастырский энтузиазм.

В пастырской среде можно выделить энтузиазм двух видов: пастырь-«менеджер» и пастырь-«младостарец» (но есть и другие виды, конечно).

Часто кажется, что некоторые энтузиасты стали священниками для того, чтобы иметь возможность реализовать себя как «прорабов Царствия Божия». Постройка храма воспринимается таким пастырем как некая гарантия спасения (а два храма – две гарантии..). Деньги на храм добываются сомнительным путём у сомнительных личностей, опять же оправдываясь принципом Н. Макиавелли: «цель оправдывает средства». Самому доводилось слышать, как один священник похвалялся с амвона, что он участвовал в строительстве храма, и его имя записано на капсуле, которую опускали в основание престола. И теперь ангел этого храма будет до скончания времён молиться о нём… А значит, место ТАМ уже практически гарантировано…

«Младостарцы» тоже все вышли из энтузиастов. Завет старца Алексия Мечёва («станьте как солнышки») воспринимается ими не как цель своей духовной жизни, а как уже имеющаяся в наличии данность, и ему, «старцу», остаётся только «обогреть» как можно больше чад. И начинается «пастырская» деятельность, сначала «за здравие», а заканчивается «за упокой»…

В начале своего пути «старцы-энтузиасты» предаются всем видам внешних подвигов (в основе которых, по учению святых отцов, изложенном святителем Игнатием Брянчаниновым, лежат тщеславие и властолюбие.) Про одного такого «старца» рассказывают с восхищением, что и молится он, дескать, беспрестанно (у него даже диван стоял в алтаре, чтобы, значит, от молитвы не отвлекаться); и проскомидию-то он начинает в три часа ночи…

Такой старец готов ради спасения своих чад и исповедовать сутками и проповедовать часами да со слезами. И добро постоянно делает: и передачи в тюрьмы, в больницы, и прихожан посещает, и последнее им отдаёт… И всё готов сделать ради спасения своих чад… в обмен на полное, безоговорочное послушание и обожание его личности.

И тогда начинается страшное: призывы к спасению в лесах, к отказу от паспортов и ИНН, к продаже квартир и массовому постригу в монахи; перекрещивание полным чином, через погружение, потому что «обливание недействительно»; заочное «крещение» абортированных младенцев методом «схимонахини Антонии»; разжигание вражды к обычным священникам и священноначалию, а в итоге – раскол и увод в духовную смерть своих ослеплённых чад.

В своих воспоминаниях протоиерей Глеб Каледа пишет о знаменитом расколоучителе 20-х гг. ХХ-го века, обновленце, священнике Александре Введенском:

«По словам моего отца, о.Александр Введенский был до революции живым искренним священником, по молитвам которого совершались чудеса. Когда моя мать ещё до замужества была в тяжёлом духовном состоянии, отец привёл её на исповедь к Введенскому; до этого такой исповеди, говорила она, у неё не было.(с.112-113)

(..) После войны, когда отец вернулся в лоно Православной Церкви, я спрашивал его, в чём секрет Введенского. Он говорил о чудесах молодого о.Александра и заявлял с горечью, что «его, одарённого множеством талантов, сгубило непомерное честолюбие.» Из-за него он растратил всё, что имел. Это была страшная моральная деградация, озадачивавшая и отталкивавшая от него и его ближайших помощников». (Цит. по: Архимандрит Киприан (Керн). Типы грешников. Архиепископ Пражский Сергий (Королёв). Духовная жизнь в миру. М., ОБРАЗ, 2005, с.115.)

Удивительно, кажется: в начале – чудеса, а затем чудотворец становится Иудой, предателем Церкви, доведшим себя до сумасшествия. Чего только стоит его «самоинтронизация» в патриархи у себя на квартире, когда он сел задом на антиминс и провозгласил себя главой Церкви!

А ответ очевиден: сначала – энтузиазм, а потом – выход к своему «богу», богу сумасшествия Дионису, сатане.

Энтузиазм мирян.

Энтузиазм среди мирян, прихожан тоже заметно развит. Наличие энтузиастов среди мирян (спрос) вызывает появление энтузиастов-«старцев» (предложение). Мирянский энтузиазм, в частности, заключается в сильнейшем сопротивлении всему «обычному» в церковной жизни.

Обычное утренне-вечернее правило? Нет: Псалтирь по соглашению + акафист Царю-Мученику + богородичное правило – это по-нашему!

Регулярное посещение приходского храма по субботам-воскресениям? Ну что вы! Массово, в Мытищи, ползать на коленках с покаянием за всех предков (негодяев!)-цареубийц, спасая тем самым Россию!

Делать регулярную уборку на территории своего храма? Некогда, мы крестным ходом куда-нибудь, зачем-нибудь… За спасением, наверно.

Претензии к «обычным» священникам у энтузиастов соответствующие. «Страсть по старцам» выливается в пренебрежение к нестарцам. Или ты, отче – Амвросий Оптинский №2, или – ничтожество. Стало «нормальным» разговаривать со священником в таком тоне: « Я к вам пришёл как к человеку(?), а не как к священнику. Когда вы понадобитесь мне как священник, я приду на исповедь, да и то не к вам, а к Богу!». В итоге – полный развал приходской жизни: пастырь, в понятиях таких «овец», перестаёт быть служА"щим Богу, а становится слУ"жащим на потребу прихожанам, «человек с кадилом».

И эти же самые прихожане заводят разговоры о любви, о послушании, о духовной жизни! Поистине, духовное «опьянение» становится нормой – достаточно почитать некоторые высказывания на православных форумах, где «ники»-зилоты ревностно выискивают грехи и ереси всех более-менее известных священников и архиереев, и «наставляют» своих пастырей на путь истинный. Как сказал Святейший Патриарх Алексий в одном своем выступлении: "Раньше священник на исповеди спрашивал: "Чадо! Како веруеши?", то теперь прихожанин спрашивает у священника: "Отче, какого ты политического кредо?".

В приходской жизни, к великому сожалению, почти повсеместно нарушено истинное понимание иерархичности, реального понимания - кто такой священник, и кто такой мирянин. Панибратство и идолопоклонство – две наиболее развитые крайности в отношениях на приходе между мирянами и священником. Можно провести такую параллель: энтузиазм уводит мирян либо в некий «протестантизм», когда свобода начинает пониматься как своеволие, и выражается в пренебрежении к священному сану, либо в своеобразный «папизм», когда начитавшийся «Добротолюбия» прихожанин ищет всюду маленького «папу»-Старца, чтобы отдать ему непосильное бремя свободы и стать рабом человека, перестав быть рабом Божьим.

Заключение.

К чему же приведёт подобная ситуация, и насколько живуч энтузиазм?

История показывает, что энтузиазм недолговечен, он возникает в кризисные моменты, на ломке эпох и довольно скоро затухает, оставляя место другому социальному явлению.

Древнегреческий энтузиазм, культ Диониса, возник накануне греко-персидских войн, в эпоху умирания древней культуры и рождения новой, классической культуры античности.

Советский энтузиазм также возник на рубеже ломки самодержавной России и попытался построить своё, вакхическое государство, но потерпел поражение и уступил место новой культуре, которой пока ещё трудно дать название, так как она ещё находится в стадии зарождения (постсоветская, псевдодемократическая, карикатурнозападная?).

Церковный энтузиазм возник на рубеже ломки советского строя и возрождения церковной жизни. Он умрёт вместе с уходом старого поколения, выросшего при советской власти. Что придёт ему на смену? Трудно сказать. Можно отметить только, что у энтузиазма есть всё же одно положительное качество – он «духовен», пусть чаще всего ложно духовен, но всё же он стоит на идеи достижения «светлого будущего» (в любой вариации) духовным путём.

Современное поколение выросло в условиях умирания идеи «светлого будущего». У него осталась только одна, прагматическая, «идея» – «сладкого настоящего». Живи в кайф! – вот основа этой «идеи». Такое поколение не будет строить БАМ и ходить крестным ходом. В лучшем случае, оно построит коттедж и пойдёт в баню. Оно будет добывать деньги и устраиваться в этой жизни с максимальным комфортом. Да вот только душа молодого русского человека сопротивляется американской прагматике, и почти неизбежен побег к «Дионису»: в наркоманию, секс, виртуальный мир.

Сейчас Россия, выражаясь научным языком, находится в точке бифуркации (это когда мячик стоит на вершине горы, и то, куда он покатится, зависит не от силы толчка, а от направления, в котором подует ветер). Старый энтузиазм умирает, молодое поколение погибает из-за отсутствия идей. Поэтому есть варианты: или Россия скатится в гибель, как многие древние, состарившиеся и развратившиеся цивилизации; или появится идея, которая толкнёт страну к «возрождению» путём нового энтузиазма – фашизма; или же, хочется надеяться, утвердится трезвая идея Православия о спасении мира путём спасения самого себя от своих страстей. Как говорил Маленький Принц: «Встал с утра – прибери свою планету».

P.S. Хочется сказать самому себе: а сам-то ты не такой же энтузиаст, когда пытаешься спасти других от энтузиазма? Ну конечно, я же тоже родился в эпоху энтузиазма и тоже хотел быть пионером. Просто сейчас мне совсем не хочется, чтобы мой ребёнок вырос энтузиастом чужих идей…

В современной церковной жизни уже привычным стало понятие "православный монархизм". Оживленные, подчас бурные дискуссии развиваются вокруг этого понятия и в прессе, и на приходах. Давайте и мы немного поразмышляем о "православном монархизме" и " монархистах" в нашем местном варианте. Часто идея становится гораздо понятнее, когда узнаешь тех, кто ее пропагандирует. Кто же они, наши волгоградские "монархисты"? Можно смело утверждать, что социальный состав этой группы состоит из двух неравнозначных частей. Первая - это элита, или, вернее, те, которые считают себя таковой (и, что немаловажно, очень желают, чтобы и другие думали о них также). К этой группе относятся: некоторая часть духовенства, представители казачества, бизнесмены, журналисты, люди культуры и науки. Именно из этой среды исходят идеи "православного монархизма".

Вторую часть составляют простые прихожане наших храмов, которые впитывают эти идеи через проповеди, листовки, газетные статьи, через участие в различных "покаянных" крестных ходах и т.п.

Как же выглядят основные идеи "православного монархизма"?

Главная идея - почитание "ЦАРЯ Николая Второго". Ваша "православность" оценивается по усердию почитания (и пропагандирования) этой идеи. Например, если в храме нет иконы царской семьи, или батюшка почему-либо не служит торжественного бдения 17 июля, то...

И вот тут совершается идеологическая подмена, которую сами "монархисты" изображают графически: не "царя Николая", а "ЦАРЯ Николая" они почитают. Вот главное - "ЦАРЬ", то есть формулировка почитания своей собственной идеи. Это то знамя, которое овевает политиков "от религии". Подобный "монархизм" порой доходит даже до таких крайностей, что сектоведам пришлось ввести новый термин: ересь "царебожества".

Парадоксально, но сколько бы царепочитатели не кричали о монархии, как об единственно истинной, богоустановленной форме власти, об "удерживающем", о "Третьем Риме" - на самом деле они совершенно не желают воплощения своих идей в жизнь. Наоборот, их очень устраивает современный либеральный строй, при котором они могут смело проповедовать, зарабатывать авторитет, власть, популярность (ведь только в наши времена возможны покаянные крестные ходы с телекамерами..). При Царе-то им не о чем будет кричать...

Другое знамя, которое гордо несут "православные монархисты" - это "русскость" во всех её обличиях. Не будем долго анализировать эту идею, скажем только, что сюда относятся и стремление канонизировать всякого "истинно русского" (включая И.Грозного, Г.Распутина, И.Талькова). Не удивительно, если скоро поднимут вопрос о канонизации "истинно русских" царей: Александра Первого, Николая Первого, Александра Третьего...

Это и ненависть (далеко не христианское явление) к инородцам, особенно кавказцам и евреям. Это и поиски явных и тайных врагов Руси. Это и критика всякого "нерусского" явления. Причем сами наши доморощенные "русофилы" с трудом смогут объяснить, что же такое "русское". В их смутном понимании "русское" - это синоним понятий "истинное", "настоящее", "святое", "богоизбранное". Всё же "нерусское" - это, соответственно, противоположность этих понятий.

"Монархисты" также пытаются взять в свои руки монополию на понятия "национальный" и "патриотизм". Под "патриотом" ими обычно понимается человек, мечтающий о мифической Русской Империи во главе с Белым Православным Царем, перед которым ползает на коленях в страхе весь мир. И когда на обложке книги (цитируемой ниже) патетически пишется: "РОССИЯ есть государство русского народа", - то это, простите, не национализм, а скорее, нацизм...

Самое печальное, что все это происходит внутри церковной ограды, и мир в Церкви нарушают не евреи, не масоны, а якобы "свои", которые политические интересы поставили выше Церкви, которые так и эдак подгоняют цитаты из Священного Писания и из пророчеств святых под оправдание своих идей; которые охаивают священноначалие, вплоть до Патриарха, стоит только им усомниться в твердом последовании иерархами "истинноправославному монархическому" мировоззрению. Не верите? Почитайте идейную книгу наших волгоградских монархистов, изданную местным отделением Русского Народного Собора ("Что сулит миру расчленение России". Волгоград, 2000. Тираж 5 тыс. экз.). Чтобы не быть голословным, приведем две цитаты из этой книги, которая, по словам авторов, "будет полезна гражданину России любой национальности, считающему наше Отечество своей единственной Родиной". (с.4):

"Ссоры и междоусобицы их давно захлестнули православие. Ведущую роль при этом играет Папа Римский Иоанн Павел Второй, который с самого начала стал служить не Иисусу Христу, а иудаизму. Ему под стать и патриарх Алексий Второй (Ридигер)".(с.115)

"В конце 1991 года патриарх, находясь в США, выступил перед членами американской еврейской общины, где призвал "православных быть едино с иудеями". Тем самым высший иерарх в православии совершил несколько тяжких нарушений Заветов Господа нашего Иисуса Христа, соборных канонов, учений великих православных святых. Если говорить обобщенно, то нет таких канонов, которые патриарх не нарушил бы. В подтверждение мы из великого множества бесспорных источников приведем лишь немногие, но такие, которые не оставляют ни малейших сомнений в отступничестве патриарха от Божьего дела. (...) призыв патриарха к братанию с иудеями можно и нужно с полным основанием расценить лишь, как коварную и предательскую попытку отдать православие на съедение иудаизму." (с.124,125-126).

Нам думается, что если члены Волгоградского Русского Народного Собора подписываются под этими цитатами, то мы в разных Православиях. Хающий Святейшего Патриарха и соглашающийся с этим - как они могут причащаться в храмах, где с любовью мы поминаем нашего "Великого Господина и Отца"?!

Верно сказал Святейший в одном своем выступлении: "Раньше священник на исповеди спрашивал: "Чадо! Како веруеши?", то теперь прихожанин спрашивает у священника: "Отче, какого ты политического кредо?".

И когда "монархисты" требуют всенародного покаяния за грех цареубийства - в реальности они говорят: "подклоните нам свои выи". Ведь комплекс вины - это важнейший рычаг, подавляющий свободу человека.

Психологический тип "монархистов" очень болезнен. Эти люди в большинстве своем совершенно закрыты для диалога. Как одержимые своим "пунктиком", они любой разговор переводят на свои рельсы и начинают вещать истины. Не думайте спорить или возражать: окажетесь в стане "жидов", "масонов", "демократов" (это вообще самое страшное ругательство).

Утешает только одно: этих людей немного. Они создают большой шум, чтобы казаться сильнее и многочисленнее, но всё же они не смогут (пока) прийти к власти в Церкви и обществе, так как нет внутренней сплочённости в их рядах. Но вред, наносимый ими, к сожалению, увеличивается, как воспаление. Ведь большинство наших верующих в целом инертны, не любят много думать, но и не любят просто верить и жить, как учит Церковь. Ведь катехизис - это скучно, ведь молиться на воскресной всенощной - некогда... А вот идти в крестный ход на другой конец страны - это здорово! Вот бороться за канонизацию Гришки Распутина - это патриотично! Распространять листовки по приходам - это православно!..

Печально всё это, но понятно. Вспомните историю Церкви - ведь так было всегда. Всегда боролись за власть, чины, влияние... И драки были на Вселенских Соборах среди иерархов, и подкупы, и обманы. А сколько скорбей пережила Церковь из-за споров: что выше - "священство" или "царство" (вспомните патриарха Никона и историю раскола)!

Остается только ждать и надеяться, что эта "детская болезнь правизны" пройдет и наступит выздоровление. А выздоровление заключается в трезвом следовании по "царскому" пути, предлагаемому Господом: "Богу - Богово, кесарю - кесарево". И слушать нужно соборный голос Церкви, а не лозунги религиозных политиков.

Итак, мой юный друг (милая выпускница филфака, бывший инженер на пенсии, маститый протоиерей, монахиня-кандидат любых наук – нужное добавить), ты решил стать знаменитым! Точнее, знаменитым православным писателем, книги которого возжаждут напечатать самые лучшие церковные издательства. Похвальное стремление! Кто желает славы Ивана Шмелёва (а также Юлии Вознесенской и прот. Николая Агафонова) – доброго желает!..

Но если ты, преисполненный сим благим намерением, пока ещё не решил, каким именно шедевром ты восхитишь заждавшуюся публику (пардон! – братьев и сестёр по вере) – предлагаю тебе в помощь это скромное, но надёжное (и запатентованное) пособие, на основании которого десятки жалких графоманов во мгновение ока превратились в известнейших и почитаемых (читают их, однако) ПРАВОСЛАВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. Поверь – ты будешь среди них, если в точности исполнишь данные рекомендации! Начнём же, в путь!..
Для начала запомни – у тебя есть главное: ты православный! Поэтому половина задачи выполнена. Писателем быть ты легко научишься, а чему научить читателя – ты уже знаешь (после вечерних педагогических курсов при местном монастыре миссионерской направленности).

Начиная сочинять рассказ (повесть, роман, сказку), ты нуждаешься в сюжете. Бери в руки перо («клаву», «мышку»), устанавливай поширше интервалы между строк (кстати, не забудь узнать в редакции: там платят построчно, постранично, за «печатный лист» или «по-православному»: «скажи спасибо и за то, что напечатали»?), и записывай вслед за мной:

В некоем провинциальном городке (Москве, заброшенной деревне, около восстанавливаемого монастыря) жил да был парень (девушка, мужчина средних лет и такого же ума, старая дева-учительница музыки). Был наш главный герой (как должно оказаться по ходу действия – не такой уж главный в благодатном отношении) обычным человеком конца ХХ - начала ХХI века: не монстр, не киллер, не святой, а так себе, с грешками, «как у всех»: ну, пара разводов (жена довела, муж был алкаш), в соседнем подъезде любовница (Верка, бывшая одноклассница, глупая, но стильная крашеная деваха), пытался зашибать деньгу (сделать карьеру в спорте, удачно выйти замуж), любил «оттянуться» (баловался водочкой, девочками, иногда травку пробовал), жил лишь ради себя, – ничего особенного, в общем.

И тут (совершенно неожиданно, но непременно по Промыслу Божьему, прабабушкиным молитвам и нашим рекомендациям) с главным героем повествования случается НЕЧТО: он заболевает (этот поворот сюжета лучше всего действует на впечатлительных читателей). Желательные болезни – рак и туберкулёз. Они хороши внезапностью появления и долгим сроком последующего развития, что даёт повод и время к духовным размышлениям о своей горькой судьбинушке. Также можно героя лишить семьи, работы, посадить ненадолго в тюрьму по облыжному обвинению.

Но, всё-таки, ракообразный туберкулёз у двадцатилетнего юноши, студента-спортсмена (девушки – успешной красивой журналистки модного глянцевого издания) – самый подходящий вариант. Держа в руках листок с диагнозом-приговором, твой персонаж обводит цветущий мир замутнённым взором, в котором отражается вся бренность земных суетных устремлений, и понимает: всё кончено… Смерть неминуема, он никому не нужен, ничего больше его не обрадует, остаётся одно: уйти с гордо поднятой головой и вернуть «билет в рай» судьбе. Но…

Теперь, мой будущий знаменитый член будущего Союза православных писателей, когда ты накалил сюжетную линию до пика шекспировских трагедий, тут по нашему плану в судьбу героя врывается катарсисообразное состояние, совершается метанойя, нисходит одухотворение. На своём пути бедолага встречает «ангела-хранителя»: батюшку, бегущего мимо скамейки, на которой в последний раз расположился раковый суицидник, и успевающего схватить руку с занесённым кинжалом (девушку Машу, с русыми косами и нотами знаменного распева под мышкой, подрабатывающую ночной нянечкой в больнице, а днём изучающую богословие и пение в православном университете имени Ивана Ильина (тут даётся сноска на полстраницы о роли этого философа в становлении современного православного мировоззрения); если больна девушка, то, естественно, мимо пробегал навещавший прихожанку своего храма по благословению настоятеля Дима-семинарист с пробивающейся бородкой и думкой о постриге в далёкой северной пустыни, так как истинную матушку, верную подругу и помощницу на приходе, найти практически невозможно…).

Совершается ВСТРЕЧА. Погибающий грешник изумлённо видит перед собой начинающего праведника, впереди которого расстилается умиротворяющая любовь, а сзади подпирает благодать. Они начинают беседовать о смысле жизни, о спасении души, о грехах «юности твоея».

Кстати, мой дорогой православный писатель, запомни важную информацию, гарантирующую успех твоему шедевру: вся «соль» - в диалогах (особенно – в их длине). Диалоги должны быть таковы: грешник бомбардирует «ангела-хранителя» вечными вопросами «а ля Иван Карамазов», а тот ловко направляет их в русло полноводной святоотеческой реки, попутно на нескольких страницах объясняя основы литургики, догматики, аскетики, иконоведения, кураевологии, снабжая свою миссионерскую речь цитатами из Ветхого и Нового Заветов, с непременным указанием в скобках: Мф.,13-11, Сирах, 2-15. Конечно, для вящего эффекта эти диалоги нужно растянуть по всему произведению, не забывая, что «молочко» азбучных понятий постепенно требуется замещать «твёрдой пищей» в рамках паламитско-афонитской проблематики по мере духовного роста неофита.

Разумеется, эта встреча должна перевернуть весь внутренний мир грешника и указать ему направление к свету в конце тоннеля. Он (герой) вдруг вспоминает, что оказывается, в детстве посещал воскресную школу (видел Владимирскую икону Божией Матери в Третьяковке, фотографию царя Николая Второго, заложенную в книге любимого учителя истории). В памяти всплывают благостные образы: вот, он, трёхлетний, с крёстной тётей Нюрой на первом причастии, белые голуби вьются под куполом храма; вот, лучистые глаза доктора Бориса Петровича, заведующего раковым отделением (как оказалось: тайного схимонаха); вот, маленькая иконка Николая Чудотворца, однажды спасшего его от избиения толпой скинхедов… Слёзы умиления омывают ланиты новообращённого, и он, отринув юдоль страстей, твёрдой поступью взбирается на лествицу добродетельной жизни. Конечно, Божий гнев тут же сменяется на милость, Борис Петрович, применив уникальную, позавчера изобретённую методику, вылечивает своего подопечного. Результат укрепляет соборование, совершённое больничным батюшкой (заказанный тайно влюблённой в героя Машей молебен с акафистом святому, покровителю болящего, и весь проплаканный ею на коленях).

Далее по сюжету, как ты уже догадался, мой сообразительный друг, должны последовать первый поход в храм, первая сознательная исповедь, благословение на женитьбу на той самой Маше (замужество за тем самым Димой), полученное в лице новообретённого духовного руководителя, 26-летнего иеромонаха Дорофея, пятого на многоштатном приходе, но первого по тайным подвигам, бывшего наркомана, а ныне начинающего старца, ещё неприметного для настоятеля и собратьев, но уже согревающего своих чад лучами благодатного окормления. (Не забудь походя пояснить суть терминов «окормление» и «старчество» в одной из бесед начинающего христианина и опытного пономаря Петра Петровича, прошедшего ГУЛАГ и видавшего многих старцев. Обязательно дай ему нежными руками Маши почитать «Отца Арсения» - пусть будет «потрясён».).

Сюжет следует разнообразить ненавязчивым прорабатыванием животрепещущих внутрицерковных проблем, преображённых твоим художественным словом: стоит сказать о вредоносности неообновленчества, о пагубности либерализма, о возрождении Святой Руси и самодержавия, о заблуждениях сектантки медсестры Ирины Сергеевны, всюду сующей «Сторожевую башню», но при этом брезгующей выносить «утку» и поручающей это неблагодарное дело русоволосой и кроткой Машеньке.

Выбор тут богатый, не бойся повториться: в Православии повторение только приветствуется. Мало ли, что Солженицын написал «Раковый корпус», а Чехов с Ремарком просто «измучили» тему туберкулёзников! Они ведь не сделали из своих героев православных, не спасли их души, не вдохновили читателей на покаянную жизнь, а, значит, зря бумагу марали, да ещё и гонорары брать не стеснялись...

Свой шедевр надо завершить лёгкой печальной, но светлой нотой (не советуем заканчивать хеппи-эндом: это не по-нашему, отдаёт американизмом и протестантизмом): на путь спасения наш раскольников встал, но Маша сама заболела раком, и Диме пришлось-таки стать иеромонахом…

Если герой – молодой, но энергичный священник (а ты сам – провинциальный протоиерей: это вообще убойный вариант – готовьтесь к переизданиям!), то его нужно послать в глушь, в такую деревню, которую не только на карте, но и на реальном месте за бугром не заметишь. Там осталось лишь три покосившиеся избушки со старушками, да алкаш Василий, который будет у батюшки истопником и активным участником сюжета (в промежутках между запоями). Наш отец-подвижник должен восстановить храм, собрать приют из детей местных забулдыг, сделать Васю монахом Вассианом; все свершения должны происходить, невзирая на происки баптистов, председателя колхоза, распродавшего остатки сельхозтехники, воров, уже пятый раз ограбивших ризницу (благо, в этот раз местные братки разыскали негодяев и вернули последнюю икону письма местного богомаза 60-х годов ХХ-го века), холода, непонимания, сломанной «шестёрки», подаренной щедрым местным фермером. При этом следует назвать книгу: «Рассказы старого священника», «Приходские были», «Непридуманные истории» - и сочинять напропалую, вспоминая все пономарские и семинарские анекдоты, сдобряя текст юродивым Гришей, молитвенницей бабой Глашей, прочими прихожанами, выделяющимися на фоне общей серости своими тайными подвигами и мудрыми изречениями в духе «Добротолюбия»…

Сказки сочинять ещё легче. Ты ведь читал «Хроники Нарнии» Льюиса? Нет, не пугайся, так «толсто» писать не нужно, надо лишь уметь правильно конспектировать, держа в памяти вечную студенческую истину: «списывание с одной книги – это плагиат, списывание с двух книг – это компиляция, списывание с трёх книг – докторская диссертация, списывание с четырёх книг – пятая книга». Да и кто ж их, книги-то эти, считает? Их читают…

Главное – православный подход и глубокая мораль, заставляющая юных читателей и их родителей отправиться в следующее паломничество вместе с ёжиком и Ланселотом. Помни: в книге не должно быть колдовства – только волшебство (а лучше – чудотворения)! Злых колдунов следует окропить крещенской водой, вразумить промыслительным явлением святого угодника, победить крестным знамением и усиленной молитвой, развеять по ветру богатырским наскоком отрока Илюши купно с его друзьями из корпуса юных казаков-суворовцев-лейб-гвардейцев. Дружба батюшки Иоанна с местной феей только приветствуется, особенно, если фея - чья-нибудь крёстная. Идеи, которые нужно донести до чад, таковы: зло – плохо, добро – прекрасно, наши сильнее, потому что православные и наши. Аминь, аллилуйя, Гарри Поттеру капут, ждите продолжения.

Подвизаться на почве духовной поэзии проще простого, но, к сожалению, на этом большой популярности не заработаешь, вряд ли братия с сестрами кинутся в магазин за твоим сборником стихотворений (хотя, если ты известный игумен или затворник с гитарой, да ещё знаком с Жанной Бичевской, то шанс имеется). Но регулярно публиковаться в епархиальной газете, соперничая во славе с А. К. Толстым, К. Р. (великим князем Константином Романовым), Пастернаком, тебе, мой стихоплёт, вполне по силам. Заучи лишь (или запиши в блокнотик) основные духовные рифмы: «Бога-дорога, Отец-Творец, Христа-Креста, Мати-благодати-подати, страданья-злодеянья-воздаянья-покаянья, спаси-помоги-прости-заступи-вразуми, херувим-серафим, молиться-поститься, Спас-глас-нас-вас, внемлите-вонмите-смирите-поймите». Если не будет хватать на поэму, то помни, что хорошо рифмуются глаголы: пришёл-нашёл-ушёл-зашёл-в-мир-иной-отошёл и местоимения: тебя-меня, моя-твоя-своя-я, ты-вы-мы-иже-херувимы.

Знаешь, что такое пазлы?.. Вставляешь рифму в нужное место, а остальное пространство заполняешь всем слёзовыжимательным и одухотворённопрославлятельным о Святой Руси, любимом Старце, Царской фамилии, молитвенно-покаянном шествии против пьянства гаишников, твоей последней исповеди, первом причастии внучки - да мало ли ещё тем, слабоорифмованных твоими предшественниками?! Можешь составить годовой цикл на все праздники, многотомное стихотворное переложение житий Димитрия Ростовского, духовный венок на могилу…фу! букет на именины дорогого настоятеля с перечислением всех его заслуг и наград, а также многочисленного семейства, типа: «наш батюшка с матушкой и восемью чадушками сидят в трапезной рядышком…».

Жанров много, умей лишь правильно вливать в них духовность. У нас не то, что в мiру: наша литература спасительна, вдохновительна и умилительна, а их Анна Каренина - сами знаете, где свою грешную жизнь окончила! И живём мы под девизом: коль православным стать успел, талант иметь ты не обязан!