Что такое чудо? «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая...» — поется в церковном песнопении на праздник Успения Богородицы. То есть приснодевство Богородицы и Ее успение, когда Она после окончания Своей земной жизни была взята с телом на небеса, — явления сверхъестественные, побеждающие привычные законы, естества «уставы». И любое Божественное чудо — это преодоление обычных физических законов.

Но мы знаем, что Господь Сам Творец и Законодатель физических уставов и в Его власти, если нужно, эти законы отменить.

Чудеса — это сверхъестественное, Божественное вмешательство в нашу жизнь.

Многие чудеса Спасителя описаны в Евангелии. Он превращал воду в вино, исцелял расслабленных, прокаженных, глухих, слепых от рождения, воскрешал умерших, ходил по водам, пророчествовал и насыщал несколькими хлебами тысячи людей. Его последователи, ученики — святые апостолы — также совершали чудеса (об этом сказано в книгах Нового Завета). Многие чудеса описаны в житиях святых подвижников, почти в каждом житии повествуется о чудотворениях. Но и апостолы, и святые совершали чудеса не сами по себе, а силой Божией. Только Творец законов может преодолеть, изменить эти законы. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5). Но Господь часто дает Своим угодникам благодатные дары для помощи людям и прославления имени Божия.

Чудеса, знамения, случаи благодатной помощи совершались в истории Церкви постоянно, совершаются они в наше время и не перестанут происходить до скончания века, пока стоит Церковь Христова. Но и во времена Своей земной жизни, и сейчас Господь не совершает чудеса слишком часто. Иначе не будет места для подвига нашей веры. Чудеса, знаки силы Божией, нужны для укрепления веры, но их никогда не бывает слишком много. К тому же чудо надо заслужить, оно дается по вере просящего.

Но есть в жизни Православной Церкви чудеса, которые происходят постоянно, вот уже многие века. Они утешают нас, укрепляют и свидетельствуют об истинности нашей веры. Это чудо Благодатного огня, схождение облака на гору Фавор в день Преображения Господня, чудо святой крещенской воды, мироточение от святых икон и мощей.

И вообще, разве вся жизнь Церкви не есть одно сплошное чудо? Когда благодать Божия постоянно действует в Таинствах церковных, когда за каждой литургией происходит величайшее на земле чудо — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя! Да и каждый христианин, имеющий опыт молитвы и духовной жизни, постоянно ощущает в своей жизни сверхъестественное присутствие Божие, Его крепкую и сильную руку помощи.

Относится к «О доказательствах чудесного»

Три чуда от бога свидетельствующие об истинности православной веры


Это - иллюстрация к мировоззре нческой статье О доказательствах чудесного , обосновывающей почему все подобные доказательства - ложны.

В наше время приходится слышать: "А почему вы думаете, что только Православная вера - истинная? А католики говорят, что их вера истинная". Для наших благочестивых предков такое сомнение было, конечно, совершенно невозможно. Они хорошо знали, что Православная вера дана Самим Господом Его апостолам и сохранена в неизменном виде только в святой Православной Церкви. Не человеческие суетные мнения, а знамения и чудеса, постоянно творимые в нашей жизни Господом, укрепляли веру в нашем народе. Эти знамения совершаются и сегодня. Но только о них не говорят безбожные печать, радио и телевидение, круглые сутки сообщающие любые новости, кроме этих, наиважнейших.

Вот три таких важнейших знамения:

Сегодня уже раскрыт подлог многих современных чудес, связанных с религией. Например, были засняты акты тайного прокалывания рук, чтоб на них получились стигматы. Экспертиза показала, что заплакавшая кровью статуя падре Пио в южной Италии, оказывается, рыдала женской кровью, видимо, одной их верующих. Этот факт подтвердил догадку об источниках кровавых излияний на других религиозных предметах - кровь просто подбрасывалась заинтересованными людьми. Католическая церковь Австралии исключила из чудес слезы, которые якобы источала статуя Девы Марии, привлекавшая тысячи паломников в окрестности города Перт на западе страны. Независимая комиссия пришла к выводу, что «слезы» в действительности представляли собой смесь растительного и парфюмерного масел с ароматом розы.

Стоит отметить, что согласно данным Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.RU», с 1905 по 2002 годы католическая церковь после исследования 296 претендующих на божественную природу удивительных явлений признала чудесами только 12 из них. В православии тоже есть специальная комиссия «по чудесам». Большая часть явлений, претендующих на чудо, не признаются ею за божественные, так как раскрываются «фокусы» их возникновения.

Это же касается и чудес, творимых «святыми» людьми. Известный современный православный богослов Фома Хопко (1939 г.) в главе «Святые» в своей книге «Основы Православия» признает факты прибавления несуществующих чудес в перечень деяний святых:

О «житиях» святых существует множество книг. Они могут быть очень полезны для постижения смысла веры и жизни, в них ясно выражено христианское видение Бога, мира и человека. Но поскольку они были написаны во времена, сильно отличные от наших, в них необходимо отделять главную суть от второстепенных, иногда и сильных приукрашений . В Средние Века, например, было принято писать жития святых по более ранним образцам , или даже «подгонять» жития малоизвестных святых под жития их более знаменитых предшественников. Также было принято приписывать им самые невероятные и сверхъестественные события, чтобы подтвердить их святость , подчеркнуть добродетели и вдохновить читателей на подражание. Во многих случаях описания чудес добавлялись для того, чтобы утвердить праведность и невинность святых перед лицом их гонителей.

Безусловно, руками апостолов, пророков и первых христиан Бог творил много знамений. Но чудеса «святых» популярных ныне церквей, мы вынуждены поставить под сомнение. Ведь, если известны и признаются факты некоторых подлогов, то как можно доверять всем остальным подобным случаям с учетом прямого интереса церкви в популяризации культа святых. Я думаю, со временем будут раскрыты и другие псевдочудеса, хотя исторические церкви не особо допускают к этим расследованиям сторонних исследователей и экспертов.

Пока остается загадкой происхождение «слез» на некоторых иконах. Однако, достоверно известные факты должны заставить задуматься здравомыслящих верующих. На Руси первое упоминание о мироточащей иконе по разным источникам датируется XI - XVIII веками. До этого почему-то иконы не плакали. После - относительно редко. А в конце XX века иконы заслезоточили более обильно. Сначала это были единичные случаи, которые были с восторгом приняты верующими. Соответственно, паломники сразу потянулись к чудесам. Затем число слезливых святынь начало увеличиваться. А после, иконы зарыдали десятками, причем не только деревянные, но и пластиковые и даже репродукции, фотографии и ксерокопии, к тому же не освященные в церкви. Уже доподлинно известно, что влага появляется сверху, а не исходит изнутри икон и других «святых» предметов, значит, она вполне может быть искусственно туда нанесена или с помощью химии вызваны физические процессы для ее конденсации. История даже знает факт фабрикации такого чуда непосредственно церковью. Рукотворность мироточения разоблачил Петр Первый. Он отодрал оклад от плачущей иконы и увидел с другой стороны доски у глаз специально положенное туда густое древесное масло, которое начинало вытекать из отверстий, нагреваясь от горящих свечей. После, как описано в «Деяниях Петра Великого, мудрого преобразителя России» (ч. 7), он сказал присутствующим:

Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда .

Пока до конца не раскрыта тайна появления Благодатного огня на православную Пасху у гроба Гоподня. Однако и это чудо уже давно многими людьми поставлено под сомнение. Первые упоминания о нем датируются IX веком. А в XII веке мусульманином Ибн-ал-Каланиси было сделано предположение о его возникновении:

Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость , чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом.

Как мы видим, у естествоиспытателей того времени уже были вещества, способные вызывать самовозгорание при взаимодействии. Причем, это далеко не единственный огненный состав, известный с давних времен. Самовоспламенение вызывает смесь концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки или хроматом калия. Позолоченные изделия в древних цивилизациях изготавливались при помощи царской водки - смеси азотной и соляной кислот. Обе эти кислоты получались только действием серной кислоты на их соли - селитру и поваренную соль. Значит, серная кислота была известна уже давно. А хромат калия издревле использовался для дубления кожи, то есть также был доступен древним химикам.

Существуют и иные любопытные свидетельства о чуде Благодатного огня. Известный православный ученый-востоковед, епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) (1804-1885 гг.) в труде «Книга бытия моего» рассказывал о неком иеродиаконе Григории, который забравшись в часовню гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто от спрятанной там лампады. В этой же книге Порфирий приводит рассказ, услышанный из уст митрополита Дионисия, который, по его словам, был свидетелем признания наместника Иерусалимского патриарха митрополита Мисаила в том, что в кувуклии тот зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова.

Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить - зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.

Но, наверное, самым серьезным свидетельством против чуда Благодатного огня является таинственность его появления. Почему церковь не позволяет независимым экспертам зафиксировать факт чуда? Зачем Богу скрывать Свою силу? Если Господь и так по какой-то причине дает ежегодно это знамение, то Он сразу «утрет нос» сомневающимся. Ведь при пророке Илии Господь явил Свою Славу, ниспослав огонь на жертвенник, залитый водой, в присутствии сотен свидетелей (см. 3 Цар. 18:32-38).

Я думаю, сейчас не помешает напомнить о том, что у чуда могут быть разные «источники»: Бог и дьявол. Ведь и сатана может подделывать чудеса Бога. Поэтому апостол Иоанн в книге Откровение предупреждал людей:

Он (зверь. - Прим. авт.)… творит великие знамения , так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами , которые дано было ему творить … он обольщает живущих на земле (Откр. 13:12-14).

Ответьте для себя на вопрос: «Зачем Богу такие чудеса - слезы, огонь и др., ведь они лишь повышают интерес к святыням, не являя ни мудрости, ни любви Господней?». А вот лукавому такие чудеса на руку, так как они отвлекают людей от Живого Бога, который всегда рядом (см. Пс. 32:13,15, Пс. 138:3,5, Деян. 17:27, Пс. 15:8, 1 Пар. 28:9), Его мудрого закона, направляя их внимание к мертвым святыням.

А третий источник чуда, как мы с вами увидели, - это человек. Он, как мы знаем, тоже заинтересован в сохранении и преумножении чудес.

Закончить этот раздел хотелось бы повторением объективных фактов:

  1. Ветхий Завет запрещает почитание кумиров, изображений и служение им.
  2. Во времена Ветхого Завета святыням не поклонялись.
  3. В ветхозаветное время храм на земле был только один, и все святыни «принадлежали» только ему. По разным городам верующие святынь не имели и по домам их не хранили.
  4. В ветхозаветный храм никто не входил, кроме священников - левитов из рода Аарона. Утварь храма, в том числе ковчег никто кроме них не видел. Согласно Божьему закону, даже в случае необходимости перемещения, все предметы святилища перед выносом из него предварительно тщательно заворачивались.
  5. Служение в ветхозавтеном храме не было похоже на современное. Оно было кратковременным: добавление масла в семисвечник, каждение фимиамом перед завесой святая-святых, возложение хлебов предложения.
  6. Евреи никогда не почитали кости мертвых «святых» как чудотворные, не рисовали изображения пророков, не совершали паломничества к святым местам - только в Иерусалим во исполнение закона Моисея по установленным праздникам и для жертвоприношения;
  7. Новый Завет запрещает любое почитание идолов.
  8. Нет археологических данных и письменных свидетельств, подтверждающих почитание первыми христианами (I в. - первая половина IV в.) изображений и святынь.
  9. Стремительно популярность святынь начала расти после превращения христианства в государственную религию в IV веке, когда добровольно-принудительно были оцерквлены большие массы язычников.
  10. Нет археологических данных и письменных свидетельств I в. - начала IV в., подтверждающих наличие у христиан в это время храмов или зданий их напоминающих. Храмы, как культовые сооружения, христиане начали строить в IV веке после возвеличивания церкви и ее служителей в связи с переходом под крыло государства. До этого, христиане проводили собрания в частных владениях, молитвенных домах и катакомбах.
  11. Представители православия, как мы упоминали в главе «Изображения в Библии и молитвенных домах первых христиан», сами признают, что самыми ранними , дошедшими до настоящего времени произведениями «настенного» христианского изобразительного искусства являются росписи катакомб. А их стиль далек от иконографии.
  12. Первые христиане «настенные» изображения использовали так, как они применялись в ветхозаветном святилище - только для оформления.
  13. Иконы, якобы принадлежащие Евангелисту Луке, не отдаются на всеобщее исследование независимым экспертам, чтобы подтвердить их возраст. В то же время по стилю и способу изготовления они сильно отличаются от античного изобразительного искусства первых веков нашей эры.
  14. Христиане первых столетий (II в. - первая половина IV в.) в многочисленных богословских трудах и переписках почитание изображений, святынь и возведение храмов, как культовых сооружений, называли сугубо языческими обычаями и считали невозможным применение этих форм богопоклонения в христианстве.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Колосковская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Приложение 2

к рабочей программе

по учебному предмету

«Православная культура» ФКГОС

(основной общий уровень)

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей _______________

Протокол от

«___»__________ 20__ г. № ____

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

И.В.Жерлицына

(подпись)

«___» ________ 20___ г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

Протокол от

«___» ________ 20___ г.

№ _____

УТВЕРЖДЕНА

приказом от «___»___________20___г

№ ____-ОД

Директор

С.Е.Миненко

(подпись)

Формы и средства контроля

к рабочей программе

по учебному предмету

«Православная культура»

(базовый уровень)

ФКГОС (основной общий уровень)

5-9 классы

учителя православной культуры

I квалификационной категории

Жерлицыной

Инны Васильевны

  1. учебный год

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся – контрольные работы, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы конкурсов и выставок.

Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения проектов и исследовательских заданий, написания сочинений (эссе), подготовка и защита рефератов.

6 КЛАСС

  • На проведение контрольных работ – 3 ч;

Смотреть текст в руководстве по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Контрольная работа по главе 2.«Крещение Руси». Стр.92, 101.

Контрольная работа по главе 3.«Начало славянской письменности». Стр.129.

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. Стр. 131.

Темы творческих проектов смотреть в руководстве по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006ю

Творческие проекты по главе «Крещение Руси».Стр.106.

Творческие проекты по главе 3.«Начало славянской письменности». Стр. 115; стр.123: стр. 128; стр.130.

7 КЛАСС

На проведение контрольных работ – 6 час.

Смотреть текст контрольных работ в руководстве по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Контрольная работа по проверке знаний содержания книг Ветхого Завета - стр.24

Контрольная работа по проверке знаний содержания книг Нового завета - стр. 34;

Контрольная работа по главе: «Священное писание»- стр. 46;

Контрольная работа: «Слово» как жанр древнерусской литературы» - стр. 56.

Контрольная работа: «Житие » как жанр древнерусской литературы» - стр.65.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса - стр.67.

На проведение урока защиты творческих проектов - 4час. Задания на стр.35 – 36.

8 КЛАСС

  • на проведение контрольных работ – 7 ч;

Текст в руководстве по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7 – 8 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.,стр 99;стр.104;стр.106; стр.115; стр.123.

На проведение урока защиты рефератов - 2 час.

9 КЛАСС

На проведение контрольных работ отводится – 5ч;

Смореть текст в руководстве по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.,;

Контрольная работа по главе. «История христианского храма» - стр.28;

Контрольная работа по главе: «Православный храм» - стр.62.

Контрольная работа по главе: «Православный храм» - стр.87.

Контрольная работа по главе. «Храмовое зодчество Руси» - стр 148.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса - стр.149.

6 класс Примерный текст входной контрольной работы

1. Кто из русских князей первым принял крещение и в каком году?

2. О каких событиях, связанных с Крещением Руси, сохранилась пословица «Путята мечом крестил, а Добрыня огнем»?

3.Какое имя при крещении получил князь Владимир?

4.На каком материале и каким письмом написано Остромирово Евангелие?

5.Какой заголовок вписан в заставку-рамку первого листа Остромирова Евангелия?

6.Какой храм получил второе название по имени московского юродивого? В честь какого православного праздника был освящен этот храм?

7.Какая икона Божией Матери стала символом того, что Божия Мать особо благоволит к Руси и принимает Русь под Свою защиту? Какие признаки позволяют судить об этом?

8.Перечислите все известные названия, знаков для записи нот русского

9. С каким чудом было связано избавление новгородцев от взятия города

суздальцами?

Задание I. Назови одним словом или словосочетанием.

  1. Важнейший из многодневных постов.
  2. Общее название двенадцати наиболее важных после Пасхи праздников.
  3. Высший духовный сан в Русской Православной Церкви.
  4. Масляный светильник, зажигаемый перед иконами.

Задание II. Назови по–другому.

  1. Вареная пшеница или другой злак, подслащенный мёдом или сахаром.
  2. Возвышенное полукруглое место напротив Царских врат, выступающее в центр храма.
  3. Большой чашеобразный сосуд, который служит для крещения в нем младенцев.

Задание III. Назови одним словом или словосочетанием.

  1. Царь или князь, много сделавший для укрепления православия и причисленный к лику святых.
  2. Торжественное богослужение, во время которого совершается возведение на трон новоизбранного Патриарха.
  3. Третье воскресенье Великого поста.
  4. Праздничный радостный звон во все колокола с короткими перерывами.

Задание IV. Выпиши из перечисленных праздников двунадесятые.

Светлое Христово Воскресение, Рождество Христово, Крещение Господне, Вознесение Господне, Пятидесятница, Обрезание Господне, Сретение Господне, Преображение Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Покров Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Рождество Пресвятой Богородицы.

Задание V. Подбери синонимы к словам и выражениям.

  1. Крещение Господне.
  2. Вход Господень в Иерусалим.
  3. Сырная седмица.

1. Святой апостол Андрей Первозванный - первый проповедник христианского учения на землях славянских племен. 2. Первая попытка князя Владимира объединить славянские племена. 3. Как князь Владимир выбирал новую веру для Руси. 4. Крещение князя Владимира 5. История крещения Киева. 6. История крещения Новгорода. 7. История святых князей Бориса и Глеба 8. «Сказание о Борисе и Глебе» Примерные темы рефератов по теме «Начало славянской письменности» 1.Священное Писание и его книги 2. Псалтырь – книга Ветхого Завета 3. Остромирово Евангелие – древнейшая датированная книга на кириллице

7 класс Примерный текст входной контрольной работы

1.Кто такой Соловей?

2.В каком городе крестился князь Владимир?

3.Из какого исторического источника известно принимать крещение?

4.Кого обучали грамоте в первых школах, открытых князем Владимиром?

5.Кому из сыновей князя Владимира принадлежит фраза «не подниму руки на брата своего старшего»?

6.Как называется известнейший русский монастырь, заложенный по указу Ярослава Мудрого?

7.В каком городе родились создатели славянской письменности?

8.Откуда родом был первый русский митрополит, назначенный Ярославом Мудрым?

9.Какие знаки послужили образцом для написания букв кириллицы?

10. Как называется древнейшая датированная книга, написанная на кириллице?

1.Какая звезда указала волхвам путь к месту рождения Иисуса? а) Иерусалимская б) Полярная в) Вифлеемская 2. Кто крестил Иисуса Христа? а) Иоанн Богослов б) Иисус Навин в) Иоанн Предтеча 3. Кто стал предводителем еврейского народа после Моисея? а) Иисус Навин б) Исаак в) Давид 4. За что Бог разрушил Содом и Гоморру ? а) Бог помогал Египту б) Бог наказал Авраама в) жители этих городов были страшными грешниками 5. Чьим сыном был Исаак? а) Соломона б) Авраама в) Давида 6. За какую великую жертву Бог назвал Авраама отцом всех верующих? а) ради любви к Богу Авраам не пожалел единственного сына б) Авраам вел еврейский народ из Египта по пустыне в) ради любви к Богу Авраам попросил сжечь Содом и Гоморру 7. Какое имя дал Себе Сам Бог и которым его можно называть, но не упоминать всуе? а) Сущий б) Святой в) Крепкий 8. В какой реке крестился Иисус Христос? а) Нил б) Иордан в) Евфрат 9. Чьим внуком был Иосиф? а) Ноя б) Исаака в) Авраама 10. В чем смысл Боговоплощения? а) Бог показал людям, что Он есть б) Господь принял человеческий облик, чтобы быть с людьми и научить их правде Божией 11. Кто принес благую весть Деве Марии? а) Архангел Гавриил б) Архангел Михаил в) Ангел Хранитель 12. Какой страшный грех совершил Каин? а) убийство брата б) насмешка над родителями в) отказ от Бога 13. Как звали третьего сына Адама и Евы? а) Сиф б) Сим в) Хам 14. Что случилось после того, как Ной вошел в Ковчег? а) поднялся ураган б) пошел дождь в) сверкнула молния 15. Как звали сына Ноя, потомком которого был Авраам? а) Иона б) Иафет в) Сим 16. Кого из сыновей проклял Ной за насмешку над отцом? а) Хама б) Исаака в) Сима 17. Какие «крылатые» выражения и имена библейских героев, ставшие нарицательными, берут свое начало в Евангелии? а) Фома неверующий б) Иуда в) преломить хлеб

18. Как у православных христиан принято величать Божию Матерь? а) Мадонна б) Царица Небесная в) Заступница Небесная 19. Какие «крылатые» выражения и имена библейских героев, ставшие нарицательными, берут свое начало в Ветхом Завете? а) Вавилонское столпотворение б) Хам в) преломить хлеб 20. Указать все имена, которыми называют Иоанна Крестителя а) пророк б) Иоанн в) Предтеча 21. Сколько заповедей дал Бог Моисею на Синайской горе? а) 9 б) 10 в) 11 22. Указать названия нижеперечисленных союзов Бога и людей

А) союз Бога и еврейского народа 1) Новый Завет

Б) союз Иисуса Христа с людьми 2) Ветхий Завет

Примерный текст контрольной работа по теме

«Слово» как жанр древнерусской литературы» 1. Хвалебной одой какому Киевскому князю является «Слово о Законе и Благодати?» 2. Укажите имена киевских князей, которые упоминаются и в «Задонщине», и в «Слове о погибели Русской земли» 3 С какими птицами сравнивает автор «Задонщины» русские дружины? 4. Из какого произведения приведена следующая цитата? «Всем ты преисполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская!» 5. Кто из русских князей является главным героем «Задонщины»?

Примерный текст контрольной работы по теме

«Житие как жанр древнерусской литературы». 1. Какой Главный христианский подвиг совершил святой благоверный князь Александр Невский? 2. Ради какой великой цели князь Александр Невский принял решение покориться Орде? 3. Кто считается автором Жития великого князя Александра Невского»? 4. Какое чудо было явлено Пелугию перед битвой Александра Невского со шведами? Какое значение это имело для князя и его дружины? 5. Победу в каком сражении сравнивает автор «Жития великого князя Александра Невского» с победой Иисуса Навина при взятии Иеряхона? 6. О чем рассказывается в «Житии Преподобного Сергия Радонежского»?

Примерный текст итоговой контрольной работы

1.Указать имя сына Ноя, род которого положил начало православному русскому народу, о чем упоминает в «Задонщине» великий князь Дмитрий Иванович а) Сим б)Иафет в)Сиф г)Хам 2. Между какими двумя реками произошла битва русских княжеских дружин с войсками Мамая? а) Дон и Каяла б)Дон и Ока в)Дон и Днепр г)Калка и Дон 3. Как иначе называют Мамаево побоище? а) Калкская битва

б) Куликовская битва

в) Залесская битва

г) Ледовое побоище

4. С какими птицами сравнивает автор «Задонщины» русские дружины? Указать все верные варианты а) с соколами б) с кречетами в) с гусями г) с белозерскими ястребами д) с лебедями 5. Названия, каких из перечисленных произведений древнерусской литературы начинаются словами «Слово о...»? а) «...Борисе и Глебе» б ) «...великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» в ) «...полку Игореве» г) «...погибели земли Русской» 6. Установить соответствие между названием древнерусского произведения, относящегося к жанру «Слово», и его главным героем

7. Почему Александр Невский принял решение отказаться от покровительства Ливонского ордена в борьбе с монголо-татарами? а) хан Золотой Орды пообещал Александру Невскому земли и богатства б) князь надеялся сам разгромить монголо-татар и получить всю славу и богатства в) рыцари Ливонского ордена просили за свою помощь слишком много денег г) князь хотел сохранить православную веру на Руси 8. К мнению какого митрополита прислушался Александр Невский, принимая решение покориться Орде? а) митрополита Илариона б) митрополита Кирилла в) митрополита Алексия г) митрополита Петра д) митрополита Киприана 9. Из какого произведения древнерусской литературы приведена следующая цитата: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»? а) «Слово о Законе и Благодати» б) Житие великого князя Александра Невского» в) «Житие Преподобного Сергия Радонежского» г)«Слово о погибели земли Русской» д) «Задонщина» 10. Отметить героев Ветхого Завета, упоминающихся автором «Жития великого князя Александра Невского» а) царь Самсон б) пророк Моисей

в) пророк Исайя

г) царь Давид

д) праотец израильского народа Иосиф

11. Указать имена русских святых, явившихся на море ижорскому старейшине Пелугию, согласно тексту « Жития великого князя Александра Невского» а) Святитель Николай Чудотворец б) святой равноапостольный князь Владимир в) святой страстотерпец Глеб г) святой страстотерпец Борис д) святой великомученик Георгий Победоносец 12. Указать события, относящиеся к жизни великого князя Александра Невского а) перед важной битвой был благословлен самим Преподобным Сергием Радонежским б) одолел Святополка Окаянного в) ради сохранения православной Руси не принял покровительства Ливонского ордена г) в важной битве получил Божественную помощь от святых мучеников Бориса и Глеба 13. Назови одним словом или словосочетанием . 1. Восточная, главная часть храма. 2. Место в храме, предназначенное для хора и чтецов. 3. Двунадесятый праздник Православной Церкви, отмечаемый 19 января. 4. Главное богослужение, на котором совершается таинство Святого Причащения. 14.Назови по–другому. 1.Особое торжественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресенья. 2.Священнослужитель, относящийся к первой, низшей, степени духовенства. 3.Подсвечники из двух и трех свечей, используемые в архиерейском богослужении. 4.Причисление к лику святых. 15.Назови однодневные посты (объясни в честь чего они установлены) и многодневные посты (название поста и дату проведения поста).

Примерные темы рефератов по теме «Библия – главная книга христианства»

1. Библия о сотворении мира и первых людях. Тема греха и покаяния в библейской истории до Ноя. 2. Ветхозаветная история жизни Ноя. Отображение в ней вечных тем любви детей к родителям и искупления людских грехов. Анализ развития этих тем в Законах Ветхого и Нового Завета. 3. Библия об истории жизни Авраама - праотца еврейского народа Анализ событий его жизни, связанных с прообразами Троицы и Иисуса Христа. 4. Ветхозаветная история о жизни Иосифа. Иосиф - прообраз Иисуса Христа 5. Жизнь и предназначение Моисея. Проявление через дела Моисея помощи Божьей в спасении еврейского народа как высшее доказательство любви Бога к людям. Продолжение этой темы в Новом Завете. 6. Десять заповедей Ветхого Завета история дарования их Богом, смысл заповедей. Показательные примеры библейской истории. Последствия нарушений библейских заповедей. 7. Библия об истории обретения еврейским народом первого храма: путь от скинии к храма Соломона Божие направление в процессе формирования архитектурного облика и внутреннего оформления храма. Сходства и различия храма Соломона от скинии. 8. История царствования Давида. Какую из десяти заповедей нарушил Давид, как Бог сообщил ему об этом. Как Давид заслужил Божье прошение (привести 3 - 4 псалма Давида). 9. История царствования Соломона. Главное дело жизни Соломона. За какие качества Соломон вошел в историю всего человечества. 10. Библия о ветхозаветных пророках Иеремии, Михее, Захарии, Иезекииле. Когда и как сбылись их пророчества в истории Нового Завета. 11. Библия о пророке Исайи, когда и как сбылись его пророчества в новозаветной истории. 12. Библия об истории жизни пророка Илии и его подвигах. Чудо пророка Илии, подобное тому что позже совершит Иисус Христос. 13. Библия о жизни, подвигах и пророчествах Даниила. Когда и как сбылись его предсказания Примерные темы рефератов по произведениям древнерусской литературы жанров «Слова» и жития 1. «Слово о Законе в Благодати» как образец хвалебно-философской речи о смысле существования православной Руси. 2. Отражение жанровых признаков «Слова» в «Задонщине» и «Слове о Законе и Благодати» 3. Отражение в «Задонщине» патриотизма и высокой ответственности русских людей за судьбу православной Руси. 4. «Проложное Житие святой Ольги» как образец жития домонгольской Руси. 5. «Житие великого князя Александра Невского» как образец жития нового святого героя.

8 класс Примерный текст входной контрольной работы

1. Кто стал предводителем еврейского народа после Моисея? а) Лазарь б) Иисус Навин в) Исаак г) Давид 2. Сколько заповедей дал Бог Моисею на Синайской горе? а) пять б) семь в) десять 3. Указать для каждого иудейского царя его деяние:

4. Какие «крылатые» выражения и имена библейских героев, ставшие нарицательными, берут свое начало в Ветхом Завете? а) Фома неверующий б) Иуда в) Содом и Гоморра г) манна небесная д) я умываю руки е) преломить хлеб ж) Вавилонское столпотворение з) Хам 5. Какая звезда указала волхвам путь к месту рождения Иисуса? а) Иерусалимская б) Вифлеемская в) Полярная 6. Кто принес благую весть Деве Марии? а) Архангел Михаил б) Архангел Гавриил в) Ангел Хранитель г) Елизавета 7. Как у православных христиан принято величать Божию Матерь? Указать все варианты. а) Дева Мария б) Пресвятая Богородица в) Мадонна г) Царица Небесная д) Заступница Небесная 8. Кто крестил Иисуса Христа? а) Иисус Навин б) Иоанн Богослов в) Иоанн Предтеча 9. В какой реке крестился Иисус Христос? а) Евфрат б) Иордан в) Нил 10. Сколько учеников было у Иисуса Христа? а) Два б) Семь в) Двенадцать

11. Указать имена апостолов, евангелия от которых включены в Новый Завет а) Марк б) Матфей в) Лука г) Петр 12. Указать все имена, которыми называют Иоанна Крестителя а) святой б) Предтеча в) пророк г) Богослов д) Иоанн 13.Указать названия нижеперечисленных союзов Бога и людей

14. Указать для каждого апостола его деяние

А. Иоанн

1.Он был первым учеником Христа и крестил славянские племена

Б. Андрей

2.Имя ему дал сам Иисус Христос, но он трижды предал Христа по дороге Иисуса на суд

В. Иуда

3.Он не поверил другим апостолам о явлении им Христа после Вознесения

Г. Фома

4.Ему поручил Иисус Христос заботу о Божией Матери после своего распятия

Д. Петр

5.Один из двенадцати апостолов, написавший первым Евангелие

Е. Матфей

6.Он предал Христа

15. Расположить имена героев Ветхого Завета в соответствии с положением, занимаемым ими в Библейской истории

Цари

Патриархи

Пророки

судьи

Авраам, Давид, Даниил, Иаков, Иона, Илия, Исаак, Исайя, Самсон, Самуил, Соломон.

Примерный текст промежуточной контрольной работы

1.Выбрать из предложенного списка единственное определение, относящееся к произведениям древнерусского литературного жанра «Повесть»: а) они служили воспитательным целям, б) это, по сути, патриотические воззвания, в) в них описываются исторические события

2. С каким правителем вступил в сговор хан Ахмат, желая покорить Русь? а) с польским королем Казимиром IV, б) с князем Андреем Васильевичем Меньшим, в) с князем Мстиславом Черниговским 3. Какое чудо, обратившее татар в бегство, произошло на Угре? а) внезапно явился ангел Господень и перебил много тысяч ханских воинов б) Пресвятая Богородица явила Свое небесное заступничество, наслав страх на ордынского хана, в) по Божьей воле татарское войско провалилось под лед 4. Какой русский князь является героем «Повести о стоянии на Угре»? а) Иван Грозный, б) Александр Невский, в) Иван III Васильевич 5. Какое из перечисленных древнерусских произведений описывает историю происхождения славянской письменности и образования Русского государства? а) «Повесть о Темир-Аксаке», б) « Повесть временных л ет », в) «Повесть о стоянии на Угре» 6. Из какого древнерусского произведения взят этот отрывок: «Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом побежали»? а) из «Повести о стоянии на Угре», б) из «Повести о битве на реке Калке» в) из «Повести временных лет» 7. В каком древнерусском произведении описываются события, положившие начало освобождению Руси от монголо-татарского ига? а) в «Повести о стоянии на Угре», б) в «Повести о битве на реке Калке» в) в «Повести о Куликовской битве» 8. Из какого древнерусского произведения взят следующий отрывок: «И Мстислав начал просить братью свою, князей русских, так говоря: «Если мы, братья, половцам не поможем, то они сдадутся татарам и от того тех сила увеличится». И так подумав много о себе, отправились князья в путь по просьбе и мольбе князей половецких»? а) из «Повести о Темир-Аксаке», б) из «Повести о Куликовской битве», в) из «Повести о битве на реке Калке» 9. В каком древнерусском произведении жанра «Повесть» описывается событие, определившее юридический конец монголо-татарского ига на Руси? а) в «Повести о Темир-Аксаке», б) в «Повести о стоянии на Угре», в) в «Повести о битве на реке Калке» 10. Названия каких из перечисленных произведений древнерусской литературы начинаются словом «Повесть...»? а) «...временных лет», б) «...о полку Игореве», в) «...о битве на реке Калке»

11. Указать для каждого из перечисленных золотоордынских предводителей произведение древнерусской литературы, рассказывающее о событиях, с ними связанных: а) «Повесть о Куликовской битве», 1. Мамай б) «Повесть о Темир-Аксаке», 2.Темир –Аксак в) «Повесть о стоянии на Угре» 3. Ахмат

12.Как переводит на русский язык автор «Повести о Темир-Аксаке» имя этого завоевателя? а) Хромой кузнец, б) Железный хромец, в)Хромой Тимур 13. К кому накануне Куликовской битвы пришел за благословением князь Дмитрий Донской? а) к Преподобному Сергию Радонежскому, б) к митрополиту Московскому Кириллу, в) к архиепископу Ростовскому Вассиану 14. Какой русский князь является героем «Повести о Куликовской битве»? а) Иван Грозный, б) Дмитрий Донской, в) Александр Невский 15. Какова роль хана Менглы-Гирея в противостоянии Руси и союза Орды и Польши? а) Менглы-Гирей стал тайным союзником Руси, помешал польско-литовским войскам присоединиться к татарам на Угре, б) Менглы-Гирей являлся предводителем золотоордынского войска в походе на Русь, в) воины Менглы-Гирея первыми обратились в бегство с Угры 16.Какого русского святого князь Василько Ростовский полагал своим покровителем и заступником Руси? 1. святого благоверного князя Александра Невского 2. святого мученика и страстотерпца благоверного князя Глеба 3. святого мученика и страстотерпца благоверного князя Бориса 4. святого преподобного Феодосия Печерского 17. В каком из перечисленных древнерусских произведений рассказывается о чуде, совершенном Владимирской иконой Божией Матери ? 1. в «Сказании о Борисе и Глебе» 2. в «Сказании о нашествии Едигея» 3. в «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора 18. Кем приходилась княгиня Ростовская Мария Михайловна князю Ростовскому Василько Константиновичу, принявшему мученическую смерть за православную веру? 19. Кем приходилась княгиня Ростовская Мария Михайловна князю Михаилу Черниговскому, принявшему мученическую смерть за православную веру? а) матерью б) женой в) сестрой г) дочерью

20. Кем был составлен первый вариант «Сказания», повествующего о мученической кончине за православную веру князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора? а) преподобной княжной Евфросинией Суздальской, дочерью благоверного князя б) княгиней Ростовской Марией Михайловной, дочерью благоверного князя в) князем Борисом Ростовским, внуком благоверного князя

Примерный текст контрольной работы по теме «Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси».

1. О чем автор «Слова о полку Игореве» говорит «Солнце ему тьмой путь заступало; ночь стонами груды птиц разбудила; свист звериный встал?» 2. Как в «Слове о полку Игореве» прослеживаемся единая тема смысла человеческой жизни во всемирной истории, характерная для всей древнерусской литературы. 3. К каким князьям обращается автор «Слова о полку Игореве» с призывом объединиться для помощи князю Игорю? 4. Каковы были отношения между князем Игорем и ханом Кончаком в действительности? 5. Восстановите текст призыва автора «Слова о полку Игореве». «Вступите ж, …, в … стремена за … сего …, за землю …, за … Игоревы, буйного …».

Примерный текст контрольной работы по теме «Воспевание образа Русской земли автором «Слова».

  1. Как автор «Слова о полку Игореве» подчеркивает обширность пространства Русской земли? Как это связало с усилением описания в «Слове» величия и могущества русских князей? 2. Какие слова автора «Слова о полку Игореве» показывают, что дружина князя идет в бой на половцев не за Новгород-Северское княжество, а за всю Русскую землю? 3. Докажите, что «Слово о полку Игореве является страстным патриотическим воззванием к объединению всех русских княжеств.

Тестирование

1. В каком древнерусском произведении описываются события, положившие начало освобождению Руси от монголо-татарского ига:

А) в « Повести о реке Калке»;

Б) в «Повести о Куликовской битве»;

В) в «Повести о Темир - Аксаке»;

Г) в «Повести о стоянии на Угре»

2 . Какой христианский обычай, неподобающий христианину, не пожелал исполнить благоверный князь Михаил Черниговский, предпочтя мученическую смерть?

А) принять « ярлык» из рук хана;

Б) отведать еды и питья с ханского стола;

В) поклониться языческим богам;

Г) поклониться ордынскому хану.

3. Выбрать из списка определение, относящееся к произведениям древнерусской литературы

Жанра «Повесть»:

А) они служили воспитательным целям;

Б) это, по сути, патриотические воззвания;

В) в них описываются исторические события.

4 . Указать подлинного главного героя «Слова о полку Игореве»:

А) князь Игорь Святославич;

Б) Русская земля;

В) князь Святослав Киевский.

5. Какие чувства, по замыслу автора «Слова о полку Игореве», должен вызывать у читателей

Образ страдающей Родины?

А) сочувствие к Родине;

Б) ненависть к врагам Родины;

В) желание встать на защиту Родины.

6 . Названия каких из перечисленных произведений начинаются словом «Повесть»?

А) « … о битве на реке Калке»;

Б) « … временных лет»;

В) « … о полку Игореве»;

Г) « … великого князя Александра Невского»;

Д) « … о Законе и Благодати».

7. Установить соответствие между именами Золотоордынских предводителей и произведе-

Ниями древнерусской литературы, рассказывающими о событиях, с ними связанными:

А) Мамай; «Повесть о стоянии на Угре »;

Б) Темир – Аксак; «Повесть о Куликовской битве»;

В) Ахмат; «Повесть о Темир-Аксаке».

8. Указать имя ордынского хана, к которому поехал в Орду князь Михаил Черниговский

С боярином Феодором:

А) Ахмат; Г) Батый;

Б) Едыгей; Д) Мамай.

В) Темир – Аксак;

9. Соотнесите исторические события и даты:

А) Куликовская битва; -1240 год;

Б) Стояние на Угре; -1380 год;

В) Битва на реке Калке; -1480 год.

10 . Вставить пропущенные слова в текст «Повести о битве на реке Калке»:

«________ _ же __________ от реки Днепра, и никто не знает, откуда _____ пришли и куда

____________: Бог знает, ___ _____ пришли на ____ за _______ наши».

Слова: повернули, Татары, они, откуда, подевались, грехи, нас.

11 . На какой реке встретились половцы с дружиной князя Игоря:

А) Днепр;

Б) Волга;

В) Каяла;

Г) Калка.

12 . Какой святой благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву?

13 . Отметить все стороны жизни, описанные автором в «Слове о полку Игореве», благодаря которым это произведение является удивительным историческим источником:

А) отношение мужа и жены;

Б) отношение князя и дружины;

В) отношение пленника и повелителей;

Г) отношения отца и сына.

14 . Установить соответствие между частями пословиц и поговорок конца XVII-XVIII века, в которых прослеживается нравственное влияние «Изборника» Святослава 1076 года:

А) Не ищи премудрости - ищи кротости;

Б) Гнев обуздая -а так жить, как Бог велит;

В) Не так жить, как хочется - ума испадёшь.

15. Из какого древнерусского произведения взят этот отрывок: «Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы сражаться, одержимые страхом, побежали»?

А) из «Повести о Темир - Аксаке»;

Б) из «Повести о битве на реке Калке»;

В) из «Повести временных лет»;

Г) из «Повести о стоянии на Угре».

16. Какой князь перенёс Владимирскую икону Божьей матери из Киева во Владимир?

А) Ярослав Мудрый;

Б) Андрей Боголюбский;

В) Владимир Мономах;

Г) Владимир Красное Солнышко.

17 .Вставьте пропущенные слова и восстановите отрывок из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери»:

« По приезде во ____________ , благородный князь ________ создал __________ во имя Пресвятой _______________ , украсив её с подобающей __________ . И поместил в ней чудотворную икону Пресвятой Владычицы нашей ______________

Слова к тексту: церковь, Владимир, честию, Андрей, Богородицы.

18 . Какими «тремя добрыми делами, согласно «Поучению Владимира Мономаха», следует побеждать врагов своих?

А) добродетелью, почитанием старших, трудолюбием;

Б) молитвой, воздержанием, братолюбием;

В) покаянием, слезами, милостыней;

Г) затворничеством, монашеством, голоданием.

19. Укажите дату Куликовской битвы.

20 . О событиях какого века рассказывается в «Слове о полку Игореве»?

Примерный текст итоговой контрольной работы

1. Перечислите отличительные черты древнерусской повести. Что вы знаете об истории развития этого жанра на Руси? 2. О каком чуде, совершенном главной христианской святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери, говорится в «Повести о Темир-Аксакен? 3. Какой христианский подвиг совершил князь Михаил Черниговский? Когда и почему сформировался на Руси этот новый для русского религиозного сознания идеал? 4. Как в «Сказании о нашествии Едыгея» автор описывает время правления князя Василия Дмитриевича? 5. Как описывает автор «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» историю выбора князем Андреем Боголюбским иконы Богородицы, которую он взял с собой в новую столицу? 6. О каких словах библейского царя Давида упоминает автор «Сказания о нашествии Едыгея» при описании чувств жителей осажденной Москвы?

7. Как передает автор «Слова о полку Игореве» свое отношение к русским князьям, о которых он рассказывает? 8. Как, согласно Домострою, должны относиться дети к родителям? Что их ждет за невыполнение правил, предписанных Домостроем?

Примерные темы рефератов по теме «Многообразие жанров древнерусской литературы»

1. Общие и отличительные черты сказания и других жанров древнерусской литературы 2. Выявление в «о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» общей для всех жанров черты древнерусской литературы подчеркивания божественной природы описываемых событий и чудес 3. Образ новых Мучеников за христианскую веру (на примере «Сказания об убиении в Орле князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»). 4. Хронология чудес Владимирской иконы Божией Матери в произведениях древнерусской литературы различных жанров.

9 класс Примерный текст входной контрольной работы

1.Какой год был объявлен ЮНЕСКО годом празднования 800-летия выдающегося памятника мировой литературы «Слова о полку Игореве»? а) 1988 г. б) 1984 г. в) 1986 г. г) 1985 г. 2. Когда, по оценкам экспертов, было написано «Слово о полку Игореве»? а) между 1184 и 1187 годами б) между 1185 и 1187 годами в) между 1185 и 1189 годами г) между 1183 и 1185 годами 3.Указать имя князя, о походе которого рассказывается в «Слове о полку Игореве» а) Игорь Ольгович б) Игорь сын Святослава Ольговича в) Игорь Ярославич сын Ярослава Мудрого г) Игорь сын Рюрика, муж Ольги 4. О событиях какого века рассказывается в «Слове о полку Игореве»? а) X б) IX в) XII г) XI 5. Выбрать верное утверждение: гениальный автор «Слова о полку Игореве» своим рассказом а) сохранил для нас историю жизни одного из самых известных русских князей, внесшего значительный вклад в становление Русского государства б) показал одно из самых значимых для русской истории сражение в) превратил незначительное в русской истории воинское поражение князя в огромную духовную победу 6. На какой реке встретились половцы с дружиной князя Игоря? а) Калка б) Каяла в) Днепр г) Волга 7. Отметить все стороны жизни, описанной автором в «Слове о полку Игореве», благодаря которым это произведение является удивительным историческим источником а) отношения мужа и жены б) отношения князя и дружины в) отношения отца и сына г) отношения пленника и его повелителей 8. Указать имена князей, с которыми пошел в поход князь Игорь а) князь Святослав Ольгович б) князь Всеволод Святославич в) князь Святослав Всеволодович г) князь Всеволод Ольгович 9. Указать подлинного главного героя «Слова о полку Игореве» а) князь Святослав Киевский б) князь Игорь Святославич в) Русская земля 10. Указать все средства, которыми автор «Слова о полку Игореве» подчеркивает а) обширность пространства Русской земли

б) одновременность действия в разных ее частях

в) невиданная быстрота передвижения по ней действующих лиц

г) могущество князей-героев «Слова»

14. Перечислить все, что для автора «Слова о полку Игореве» входит в понятие «Родина» а) русские люди б) природа Руси в) география Руси г) история Руси 15. Какие чувства, по замыслу автора «Слова о полку Игореве», должен вызывать у читателя образ страдающей Родины? а) ненависть к врагам Родины б) желание встать на защиту Родины от внешних врагов в) сочувствие к Родине 16. О времени правления, какого князя вспоминает автор «Слова о полку Игореве» с горечью, напоминая о начале раздробления единого государства русского и начале княжеских междоусобиц и раздоров ? а) Владимира Всеволодовича б) Олега Святославича в) Бориса Вячеславича 17. Вставить пропущенные слова и восстановить текст призыва автора «Слова о полку Игореве» к враждующим русским князьям о необходимости их объединения для блага Руси

__________________ все внуки и _________________________ !

Склоните ________________ свои, ____________________________ в ножны мечи свои ___________________ , ибо _______________ вы славы ______________ . Вы ведь своими _________________________ начали наводить _____________ на землю _____________ , на ________________ Всеслава. Из-за __________________ ведь настало ______________ от земли ______________________ !

Примерный текст промежуточной контрольной работы

1. Какой иудейский царь перенес скинию в Иерусалим? а) Соломон б) Давид в) Ирод г) Навуходоносор 2. По приказу какого царя был разрушен первый Иерусалимский храм? а) Давида б) Тита в) Ирода г) Навуходоносора 3. В какой день, по странному стечению обстоятельств, были разрушены и первый, и второй Иерусалимские храмы? а) 10 сентября б) 10 августа в) 10 июля г) 10 июня

4. В каких из подземных христианских церквей не было отдельных алтарей? а) в капеллах б) в криптах 5. В каких из подземных христианских церквей женщины молились отдельно от мужчин? а) в капеллах б) в криптах 6.Кем был установлен обряд крестного знамения? а) Иисусом Христом б) святыми апостолами в) Всемирным Собором 7. Что привлекает на себя христианин при совершении крестного знамения? а) благодать Божией Матери б) благодать Святого Духа в) благодать Иисуса Христа 8. Что означают поклоны? а) смирение человека и воздание чести Величию Божиему б) тражение греховных искушений и страстей 9. Откуда пришел на Русь обычай ставить в храмах свечи? а) из Иерусалима б) из Рима в) из Греции 10. Кто и кому повелел устроить в храме Божием светильник из чистого золота с семью лампадами? а) Иисус Христос апостолам б) Бог Отец Моисею в) Бог Отец апостолам г) Иисус Христос Моисею 11. Кого символизирует свет свечей в храме? а) Святого Духа б) Иисуса Христа после Вознесения в) Бога Отца 12. Что символизирует горение восковой свечи в православном храме? а) превращение земного человека в новое существо под действием огня и теплоты Божественной любви б) жертвоприношение Богу 13. Кто установил обряд освящения воды? а) Иоанн Предтеча б) Иисус Христос в) Иоанн Богослов 14.Что такое просфора? а) освященный хлеб для всенощного бдения б) освященный хлеб для литургии 15. Что символизируют части просфоры? а) телесное и духовное начала в человеке б) Божественную и человеческую сущности Иисуса Христа

16. Вставь пропущенные слова. Катакомбами называются ______________ , в которых ______________ во времена гонений ______________ своих умерших, ________________ от преследований и _______________ богослужение. Термин « ____________ » применялся в древности к находившейся менее чем в _____________ км к югу от Рима низине вдоль ____________ дороги. Протяженность галерей в римских катакомбах, возможно, превышает _______________ км 17. Установить соответствие

1

2

3

18. Установить соответствие между названиями частей катакомб и значениями этих слов в переводе с греческого

1

2

3

Примерный текст итоговой контрольной работы

1. По указанию какого императора был заложен первый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге? а) Александра I б) Павла I в) Петра I г) Николая I 2. Кто был архитектором второго Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге? а) Ю.М. Фельтен б) О. Монферран в) К.А. Тон г) И.Е. Старов д) Д. Трезини 3. В каком стиле построен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге? а) готика б) ампир в) барокко г) классицизм 4. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге возводился как а) усыпальница русских царей б) главный кафедральный собор в) усыпальница русских митрополитов

5. По чьему указу был построен Казанский собор в Санкт-Петербурге? а) императрицы Екатерины II б) императора Петра I в) императрицы Анны Иоановны г) императрицы Елизаветы 6. Кто был архитектором Казанского собора в Санкт-Петербурге? а) Ю.М. Фельтен б) И.Е. Старов в) К.А. Тон г) Д. Трезини д) А.Н. Воронихин 7. Чем поддерживается купол Казанского собора в Санкт-Петербурге? а) апсидами б) консолями в) пилонами 8. Что представляет собой основание Казанского собора в Санкт-Петербурге? а) круг б) шестиконечную звезду в) восьмиугольник г) латинский крест 9. Из какого материала сооружен иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге? а) из золота б) из серебра в) из керамики г) из дерева 10. Сколько лет строился Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге? а) 10 лет б) 20 лет в) 40 лет 11. Кто из перечисленных художников участвовал в росписи Исаакиевского собора? а) В.К. Шебуев б) К.П. Брюллов в) В.М. Васнецов г) М.В. Нестеров 12. Сколько куполов на Исаакиевском соборе? а) пять б) десять в) три 13. Сколько куполов у Казанского собора в Санкт-Петербурге? а) один б) три в) десять 14. Какой храм Московского Кремля на протяжении четырех веков являлся Первопрестольным храмом Руси? а) Благовещенский собор б) Успенский собор в) Архангельский собор г) церковь Иоанна Лествичника 15. Кто являлся архитектором Успенского собора Московского Кремля ? а) Алевиз Новый б) Бон Фрязин в) Рудольфо Фиораванти г) К.А. Тон 16. В день какого православного праздника состоялось освящение Первопрестольного храма Руси? а) Вознесения Христова б) Успения Божией Матери

в) Благовещения

г) Рождества Богородицы

17. Какой статус имеет Успенский собор в настоящее время? а) собор возвращен Русской Православной Церкви, там проходят богослужения б) собор имеет статус музея, но в нем проходят праздничные богослужения в) собор имеет статус закрытого музея г) собор сильно пострадал от времени и уже долгое время находится на реставрации 18 . В каком храме Московского Кремля настенная роспись изображает античных философов и поэтов? а) в церкви Иоанна Лествичника б) в Архангельском соборе в) в Благовещенском соборе г) в Успенском соборе 19. Кому, по мнению специалистов, принадлежат двухметровые иконы Деисуса иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля ? а) Дионисию б) Феодосию в) Андрею Рублеву г) Феофану Греку 20. Под руководством, какого иконописца выполнялась настенная живопись Архангельского собора Московского Кремля , являющаяся особой достопримечательностью храма? а) Феодосия б) Дионисия в) Симона Ушакова г) Андрея Рублева 21. Кто являлся архитектором церкви Иоанна Лествичника в Московском Кремле ? а) Алевиз Новый б) Бон Фрязин в) Рудольфо Фиораванти г) К.А. Тон 22. Колокольня какого храма Московского Кремля была самой высокой в Москве? а) Благовещенского собора б) церкви Иоанна Лествичника в) Архангельского собора г) Успенского собора 23 . К акие функции выполнял Успенский собор Московского Кремля ? а) здесь венчали на царство престолонаследников б) служил усыпальницей московских митрополитов в) в соборе хранилась городская казна г) здесь избирались митрополиты и патриархи д) здесь находился архив города 24 . Указать две архитектурные традиции , соединившиеся в облике Благовещенского собора Московского Кремля а) суздальская

б) владимирская

в) новгородская

г) псковская

д) московская

25. Указать архитектурные особенности Архангельского собора а) отделка носит черты стиля итальянского Возрождения б) длинные узкие щелевидные окна в) барабаны глав разного диаметра и расставлены асимметрично четырехскатная крыша г) золоченый центральный и посеребренные боковые купола

Примерный текст итоговой контрольной работы за курс основной школы.

1. Укажите соответствие между тремя основными частями православного храма и символизмом их назначения. 2. В каких ярусах иконостаса располагаются иконы событий и героев Ветхого Завета? Как называется каждый из этих ярусов и почему? 3. Сделайте схематический чертеж крестово-купольной конструкции храма и укажите названия его частей. 4. Кто из святых апостолов первым пришел на территории славянских племен с проповедью Учения Иисуса Христа? Опишите, что известно из Церковного Предания о его маршруте? 5. Какая древнерусская книга является древнейшей датированной книгой на кириллице? Кем и для какого древнерусского храма она была написана? 6. Какая икона является важнейшей православной святыней России? Как и когда она была написана? Перечислите Основные чудеса, совершенные этой иконой ради спасения Руси. 7. Какой православный праздник был установлен на Руси князем Андреем Боголюбским? С чем это было связано? 8. Перечислите таинства Православной Церкви и укажите их религиозный смысл. 9. Прочитайте церковнославянский текст. Переведите его на современный русский язык и укажите, откуда взят этот текст и о чем он.

10. Что такое Символ Веры? Когда и кем он был принят? Перечислите смысл его членов. 11. Перечислите типы колокольных звонов и дайте определения каждому из них. 12. Перечислите основные богослужения суточного круга и приведите Определения каждого из них.

Примерные темы рефератов по теме «Православный храм»

1. Истоки и самобытность русского храмового зодчества и библейский символизм форм православных храмов.

2. Деревянное храмовое зодчество Руси 3. Великие праздники и православные храмы Руси, посвященные этим храмам. 4. Символ Веры: история принятия 5. Заповеди Ветхого Завета 6. Заповеди Блаженства Иисуса Христа: их объяснение согласно Библии 7. Молитва Ангелу Хранителю. 8. Основные обрядовые действия, сопровождающие молитву в православном храме. 9. Таинства крещения и миропомазания: история установления согласно Священному Писанию, религиозный смысл и порядок совершения. 10. Таинство причащения: история установления согласно Священному Писанию, религиозный смысл и порядок совершения. 11. Таинство покаяния: религиозный смысл согласно заповедям Библии и порядок совершения. 12. Таинство брака: история установления согласно Священному Писанию, религиозный смысл и порядок совершения

Примерные темы рефератов по теме «Храмовое зодчество Руси»

1. Собор Святой Софии в Киеве: история, эпоха возведения и архитектурный облик. 2. Особенности Владимиро-Суздальского зодчества и его главные памятники. 3. История шатрового зодчества Руси и основные памятники шатровой храмовой архитектуры. 4. Успенский собор Московского Кремля. 5. Благовещенский собор Московского Кремля 6. Храм Христа Спасителя 7. Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. 8. Казанский собор Санкт- Петербурга 9. Храмы Белгородской и Старооскольской епархии

5 класс

Примерный текст входной контрольной работы

1.Это слово от латинского переводиться, как возделывать, выращивать. Оно означает традиции, обычаи народа. Все что создано человеком……………………………………… 2. Соотнесите виды культур.

А

Б

В

Г


3. Когда человек считается культурным?
а) когда он читал книги о культуре
б) когда он знает об особенностях культуры своей Родины, и поступает в соответствии со своим знанием.
в) когда он занимается физкультурой
4. Вера в Бога -
а) делает жизнь человека трудной потому, что приходиться соблюдать правила и посты, молиться
б) никак не отражается на жизни человека
в) помогает людям жить, потому что укрепляет человека, делает его сильнее в горе, к Богу можно обратиться за помощью.
5. Почему Бога называют творцом?
а) Он сам сотворил мир и все живое
б) Он помогает людям в творчестве
в) Бог был сам сотворен
6.Распредели слова по группам:
непослушание, гнев, забота о родителях, любовь к брату и сестре, грех и обман, молитва, соблюдение заповедей и поста, наглость и дерзость, доброта и смирение

Что помогает человеку быть ближе к Богу?

Что мешает человеку быть дальше от Бога?

7. В молитве "Отче наш" есть слова "иже еси на Небесех". Какие из перечисленных слов можно отнести к представлению о "Небесах" в молитве? Выберите несколько из 6 вариантов ответа: а) облако б) Царство Божие в) рассвет г) космос д) ангел е) галактика 8.В состав Библии входят 4 Евангелия. Их авторы - апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн. У каждого из них есть свой знак: Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

А. Лука

1. орёл

Б. Ионн

2. лев

В. Матвей

3. телец

Г. Марк

А. Её подают при встрече

1) лествица

Б. Она помогает куда-нибудь подняться

2) очи

В. Человек, который ухаживает за садом

3) любы

Г. Глаза

4) глас

Д. Бывает высокий, низкий, звонкий, хриплый

5) чело

Е. Чувство и женское имя

6) длань

Ж. Часть лица

а) Ну, ладно, прости меня. б) Прости меня, грешного. в) Ну, что, простишь?

12. Укажите соответствие:

А. Главный город Святой Земли

1) ярмарка

Б. Что проводилось в русских городах и сёлах в праздничные дни?

2) лук

В. Традиционная пасхальная выпечка

3) Иерусалим

Г. Самый главный православный праздник

4) Голгофа

Д. В этот день Господь установил Таинство Причащения

Ж

З


Примерный текст промежуточной контрольной работы

1. Как называлась самая древняя датированная книга, написанная кириллицей? 2. Какую из древнерусских книг называли «книгой бытия и небеси»? 3. В честь какого праздника был освящен собор Василия Блаженного? Что вы знаете об этом празднике? 4. Как иначе называют икону «Спас Нерукотворный»? Почему? Что вы знаете об истории ее создания? 5. Кто из апостолов-евангелистов изображен на первой миниатюре Остромирова Евангелия? 6. При каком князе и в каком году Русь приняла Крещение? 7. Какой из дошедших до нас православных храмов являются самым древним? 8. Какие формы храмов были распространены на Руси?

Примерный текст итоговой контрольной работы 1. При каком князе и в каком году Русь приняла Крещение? 2. Что означает фраза «... да противен мне будет»? З. Кем был Соловей? 4. С какой книги началась история русского книжного искусства? В каком году и кем она была написана? 5. Перечислит все известные вам элементы художественного оформления древнерусских книг. 6. В каком соборе венчали на царство и хоронили русских парей? В честь какого Православного праздника он был освящен? 7. Какая икона Божией Матери стала одной из главных святынь Руси? Кем был ее создатель? 8. Перечислите отличительные черты церковного нения первых веков христианства на Руси.

9. Какое событие предшествовало «Фотиевому» крещению и с каким чудом оно было связано?

Примерные темы рефератов по теме «Православие в русской культуре». 1. Уникальность русского православного зодчества. 2. Праздник Покрова Божией Матери и храм Покрова Богородицы на Нерли. 3. Праздник Успения Божией Матери и Владимирский Успенский собор. 4. Древнейшие храмы Киевской Руси: Киевская София, Новгородская София и Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 5. Храмы Москвы: Успенский собор Московского Кремля и собор Василия Блаженного. 6. Храм Христа Спасителя - главный собор России. 7. Развитие иконописи в древней Руси. Русские иконописцы. 8. Владимирская икона Божией Матери: история создания и чудеса во спасение Руси. 9. Казанская икона Божией Матери: история обретения и чудеса во спасение Руси. 10. Святой Георгий Победоносец - покровитель русских воинов и иконы святого Георгия Победоносца на Руси. Примерные темы рефератов по теме «Крещение Руси» 1. Святой апостол Андрей Первозванный - первый проповедник христианского учения на землях славянских племен. 2. Первая попытка князя Владимира объединить славянские племена. 3. Как князь Владимир выбирал новую веру для Руси. 4. Крещение князя Владимира 5. История крещения Киева. 6. История крещения Новгорода.


О разновидности чудес рассуждает Сергей Комаров.

Не так давно Церковь закончила богослужебное чтение книги Деяний. Эта книга не может не поражать множеством чудес, совершавшихся в первой христианской общине. Действительно, то было время особенных дарований Святого Духа. Исцеление болезней, воскрешение мертвых, говорение на языках, явление ангелов, благодатные видения, пророчества были обычным делом в древней Церкви. В связи с этим у современного читателя Библии часто возникают недоумения. Куда делись эти чудеса? Почему их так мало сегодня? А сюда логично прибавить и еще вопрос: что такое чудо, и какие критерии различия чудес?

Словарь В.Даля определяет чудо как «всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы». Собственно, такого же мнения придерживается современная секулярная мысль. Для нее чудо есть всего лишь необъяснимое ПОКА явление. Дескать, недоработка науки, которая со временем, по мере будущих открытий, будет решена.

Чудо в христианстве

Нечто другое говорит нам христианство. Чудо в христианском понимании - это сверхъестественное действие Бога в мире. Божьим такое действие может называться только в том случае, если выдерживает проверку следующими категориями:

  • совершается под властью Бога;
  • не происходит «по заказу»;
  • сопряжено со сверхъестественной силой;
  • сочетается с истиной;
  • преодолевает зло;
  • исповедует Иисуса Христа как Бога во плоти;
  • не связано с оккультными действиями;
  • если это пророчество, то непременно исполняется;
  • направлено на спасение человека (проф. В.М.Чернышев, конспект по миссиологии).

Чудо от Бога и чудо от дьявола

Христианские чудеса никогда не совершаются просто так, без смысла - они утверждают Божественную истину. Даже, скажем, если чудо касается наказания - это проявление справедливости Божией в мире. Чудо всегда направлено на спасение человека, но осуществится ли это спасение или нет – зависит уже от соработничества человека Богу. Общее назначение христианских чудес состоит в том, чтобы подтолкнуть личность к исправлению жизни и прославлению Творца.

Но чудо может быть и от дьявола. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» – говорил Господь о последних временах (Мф. 24,24). Как точный антипод Божьему чуду, дьявольские чудеса отвечают категориям, прямо противоположным тем, что мы рассмотрели. Они могут совершаться:

  • под властью и по заказу человека;
  • часто сопряжены со сверхнормальными силами (т.е. открывшимся в самом человеке; это как раз то, над чем работает йога);
  • сочетаются с ложью (хотя иногда имеют вид истины);
  • не в силах преодолеть добро;
  • отрицают Иисуса Христа как Бога во плоти;
  • напрямую связаны с оккультными действиями;
  • если это пророчества, то часто оказываются ложными;
  • всегда направлены на погубление человека (там же).

Чудеса в наше время: мало или много?

Кстати, тезис «в наше время чудес мало» - не совсем верен. Напротив, сегодня мы сталкиваемся с чрезвычайным, никогда доселе в таком количестве не бывшим, потоком сверхъестественных явлений как и в Церкви, так и за ее пределами. Это и мироточение икон, и возникновение нерукотворных образов, «вычитка» бесов, чудеса от песочка, землицы, цветочка, маслица с могилы прославленного или не прославленного святого; разнообразные «видения», знамения и проч. В связи с этим создана даже специальная «Комиссия по описанию чудесных знамений в РПЦ». Как же к этому всему относиться?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться к тому, с чего мы начали – к теме обилия даров Святого Духа в первой Церкви и постепенного иссякания их. Почему они были – и впоследствии почти исчезли? Хорошо об этом пишет свт. Игнатий (Брянчанинов): «…эти чудеса были только дарами временными. В точном смысле это были знамения. Знамениями были они даруемого словом вечного спасения. Воскрешенные …опять умерли в свое время: им даровано было только продолжение земной жизни, а не возвращена эта жизнь навсегда. Исцеленные …снова заболели: здравие возвращено им было только на срок, а не навсегда. Излиты временные и вещественные благодеяния в знамение благодеяний вечных и духовных. Видимые дары были раздаваемы человекам, порабощенным чувственности, чтобы они уверовали в существование даров невидимых и приняли их. …Когда же насаждена была повсеместно вера, насаждено было слово; тогда отьяты знамения, как окончившие свое служение» (Проповеди; «О чудесах и знамениях»).

И в самом деле, попробуем себе представить, как трудно было апостолам объяснять духовные вещи, о которых грубое сердце иудея-законника или эллина-язычника не имело никакого понятия. Говорить о покаянии, искуплении, вере, спасении… Чудо здесь было как нельзя кстати. Оно сообщало внутреннюю уверенность сердцу, оставляя на потом длительный процесс усвоения христианской веры. Человек крестился по движению души - и начинал понемногу возрастать в вере под руководством апостолов, епископов, пресвитеров, находясь в постоянном поле зрения той или иной христианской общины. Поэтому и писал ап. Павел: «знамение не для верующих, а для неверующих» (1Кор. 14,22). Такие знамения помогали человеку придти в Церковь. По мере же христианизации империи благодатные дары уходили, так что уже в четвертом веке Златоуст писал об отсутствии чудес.

Сегодня – совсем другое время. Мы теперь имеем возможность воспринять христианскую веру во всей ее полноте. Храмы - открыты, Таинства - благодатны; свободно звучит проповедь; Библия разнообразно истолкована, переведена почти на все языки и является самой издаваемой книгой в мире; тысячи других христианских книг даны в наше распоряжение. Через восприятие сокровищ Священного Предания нам становится доступен опыт двухтысячелетней жизни Церкви в Духе Святом. Современному человеку гораздо проще усвоить христианские истины, чем человеку древности, т.к. он легко найдет, при желании, разнообразные доказательства истинности христианства в житиях святых, творениях Отцов Церкви, истории отечества – чего не имели оглашенные первых веков. Можно с уверенностью сказать, что никогда ранее христиане не получали такой свободы и возможности спасаться – каждый тем способом, который ему ближе к сердцу.

Поэтому-то и в видимых чудесах нам сегодня нет нужды. «Я в знамениях не нуждаюсь, – говорит свт. Игнатий. - ...Почему это? Потому, что научился веровать благодати Божией и без знамений. Неверующий нуждается в доказательстве; но я, верующий, нисколько не нуждаюсь ни в доказательстве, ни в знамении; хотя не говорю на иностранных языках, но знаю, что я очищен от греха».

Главное чудо и его предназначение

Но ведь есть же современные чудеса, о которых мы сказали? Нужно понимать, что таким образом Господь приводит людей к начальным этапам веры. Но человеку церковному подобает более твердая пища, и перед ним стоят уже качественно другие задачи. Искренним покаянием и честным трудом по исполнению заповедей он должен приобретать некоторое дерзновение в молитве к Великому Чудотворцу и Подателю всех благ – Господу нашему Иисусу Христу. Нужно искать встречи с Ним - и чудо нашего спасения войдет в нашу жизнь.

Вот главное чудо, вот чудо из чудес! Встреча с Богом, происходящая в сердце человека, и преображение его! Чудо прощения грехов и общения с Иисусом Сладчайшим, которое человек осязаемо чувствует и со слезами благодарности припадает к Богу. Грешник превращается в праведника; блудник приобретает целомудрие; вчерашний хулитель славит Господа; страдалец получает блаженство – что может быть выше этих чудес, которые имеют не временное, но вечное измерение? «Ни одно из чудес не может быть сравнено с чудом моего спасения» - говорит Григорий Богослов («Слово на Пасху»). Любовь к этому чуду сделает христианина причастникам его не только по смерти, но и в этой, земной жизни, где вера открывает нашему зрению величайшее чудо Воскресения Христова и нашего в Нём спасения.

Вот этого чуда я ищу и прошу для себя. И это чудо вижу постоянно, посещая с проповедью реабилитационный центр и тюрьму строгого режима. Вижу, как отверзаются гробы, и полуразложившиеся мертвецы встают. Встают те, которых давно похоронили родные и друзья. Встают, чтобы начать жить по-настоящему, пусть и в пятьдесят, и в шестьдесят лет. Это чудо невероятно, непредсказуемо, необъяснимо. И оно будет действовать до конца мира для всех тех, кто попросит об этом Самого Чудотворца, Который обещал творить это чудо «во все дни, до скончания века» (Мф. 28,20).