Профессиональная деятельность многих личностей связана с публичными выступлениями. Их цель — наладить контакт со своей аудиторией. Но бывают люди, у которых ярко выражена боязнь сцены. Для них общение с аудиторией – огромной стресс.

Глоссофобия — страх публичных выступлений и сцены

Страх публичных выступлений называется глоссофобией. Признано как одно из самых распространённых социальных фобий. Существует множество путей, чтобы избавиться от страха перед выступлениями быстро и максимально эффективно.

Причины появления глоссофобии

Наследственная предрасположенность – одна из причин проявления страха публичности. На его развитие влияет темперамент, характер, степень тревожности. Глоссофобы часто негативно настроены на выступление. Переживают, что их никто не будет слушать или подготовленная речь будет занудной и неинтересной.

Человек боится быть непонятым. Он считает, что его выступление воспримут не так, как было задумано. Кажется, что он неправильно донесет информацию.

В психологии выделяют социальные факторы появления глоссофобии:

  • строгое воспитание;
  • неправильное поведение с ребенком в семье (угрозы, запугивания, запреты);
  • негативное отношение к себе (низкая самооценка, завышенные требования, чрезмерная самокритика);
  • излишняя восприимчивость к чужой критике и т. д.

Еще один важный фактор – негативный детский опыт: испуг на сцене во время выступления, высмеивание ребенка, чрезмерная негативная критика подростка.

Помимо этого, сложности имеют люди, у которых различные дефекты речи. Несмотря на работу над произношением, они могут испытывать стыд и волнение при выходе на сцену. Есть люди, которые стесняются собственного голоса, считают его противным и некрасивым. Они начинают серьезно комплексовать, и для них публичное выступление становится настоящей пыткой.

Другая категория людей имеет комплексы по поводу внешности. Такие люди очень тщательно готовятся к выходу на сцену: долго подбирают костюм, контролируют качество созданной прически или макияжа, примеряют на себе множество образов. Если отражение в зеркале их не удовлетворяет, может дойти даже до истерики.

Невротические заболевания не дают возможность человеку контролировать эмоции и движения. Незадолго до того как выйти на сцену, у них начинается паника и истерика.

Знайте, что в излишнем перфекционизме нет ничего хорошего. Желание быть первым, идеально владеть разными техниками выступления, заинтересовать зрителя с первых секунд – это амбиции. Они достигаются благодаря постоянной практике и тщательной работе над собой.

Симптомы глоссофобии

Узнать человека, который волнуется перед выступлением достаточно просто. Накануне он не может уснуть из-за чрезмерного волнения. Множество раз прокручивает в голове слова, боится проспать. Человек находится в стрессовом состоянии. Его привычные действия меняются, усиливается активность всех мышц. Он не в силах бороться с собой.

За несколько часов до выступления начинает нервно ходить с одного угла комнаты в другой, постоянно повторяет речь и поправляет костюм. Выражение лица перепуганное.

Распространённые симптомы страха перед публичными выступлениями:

  • нетипичная мимика;
  • несвойственные в спокойном состоянии жесты;
  • мышечные спазмы;
  • нарастание напряжения;
  • смена голоса на тихий и приглушенный;
  • повышенная потливость;
  • учащенный пульс;
  • нервный тик;
  • головные боли;
  • ощущение тошноты или голода;
  • повышенное или пониженное давление и т. д.

Некоторые глоссофобы не знают, куда деть руки во время нахождения на сцене. Часто меняют их расположение, нервно ходят по сцене. Они ощущают жажду, в горле начинает першить, и речь ухудшается. Появляется дрожь в голосе.

Бывает, что случается эмоциональный ступор. Человек забывает слова доклада или песни, танцевальные движения. Он теряет дар речи, не может промолвить ни единого звука. У некоторых это проявляется как неспособность связать мысли в голове. Человек не понимает, что он говорит, теряется логика текста, он может несколько раз повторять одно и то же.

Тогда страх и напряжение нарастает, и оратор может потерять сознание. Перед этим его руки покрываются холодным потом, кожа становится бледной. Могут быть рвотные позывы или замедленный пульс. В другом случае больной может просто убежать со сцены. В этот момент он считает это единственным верным решением.

Следует помнить, что симптоматика у каждого человека разная. Она зависит от типа нервной системы, физического и эмоционального состояния. Если человек не выспался, чувствует себя усталым, то вероятность хорошего выступления невысокая.

Неестественная жестикуляция и мимика — симптомы фобии

Этапы самостоятельного лечения глоссофобии

Побороть страх выступлений под силу каждому. Кто-то способен справиться со страхом самостоятельно, а кому-то нужна помощь психолога. Существует множество отличных техник, чтобы устранить страх перед выступлениями. Большинство из них нацелено на индивидуальную работу над собой.

Избавиться от глоссофобии без чужой помощи вполне реально. Такое лечение проводится в несколько этапов:

  1. Признание наличия заболевания. После нескольких неудачных попыток выступлений человек должен признаться себе в наличии глоссофобии. Ничего постыдного в этом нет. Ведь для борьбы с проблемой ее нужно осознать и принять.
  2. Анализ предпосылок для развития заболевания. Оратору предстоит тяжелая работа над поиском первоисточников боязни сцены. Необходимо пересмотреть всевозможные причины и определить, какие из них повлияли на развитие фобии публичных выступлений.
  3. Составления плана действий. В зависимости от причин глоссофобии нужно разработать детальный план борьбы. Он должен состоять из индивидуальных техник, которые помогут перебороть страх сцены.
  4. Осуществление плана – самый сложный этап. Составить план действий можно достаточно быстро, а вот его реализация может занять много времени. Важно не опустить руки и упорно работать над своей проблемой.

Этот вариант лечения подойдет людям, для которых выступления на сцене – основной род деятельности. Это музыканты, певцы, хореографы, актеры и т. д. Они вполне могут справиться с проблемой самостоятельно.

Способы самостоятельно избавиться от глоссофобии

Следует помнить, что каждый имеет право на ошибку. Одно неудачное выступление не повод ставить крест на подобном роде деятельности. Работа над собой даст нужные результаты.

Аутотренинг

Начните с аутотренингов. Это психотерапевтическая методика. Ее задание – привести нервную систему в состояние равновесия после стресса. Она основана на применении мышечной релаксации и самовнушении.

Человек должен вслух произнести фразы:

  • у меня все получится;
  • я не волнуюсь, у меня все отлично;
  • страх отступает, приходит гармония;
  • я подготовился хорошо, поэтому бояться не нужно.

Это поможет выступающему позитивно настроиться. Следует помнить, что в мире нет идеальных людей. Даже в прямых эфирах не телевидении ведущие и корреспонденты совершают ошибки в произношении слов.

Медитация

Выделите себе немного времени до выступления. Будет достаточно 30 минут тишины и спокойствия. Необходимо, чтобы человек был наедине с собой.

В медитации важна дыхательная техника. Глубокий вдох и медленный выдох. Средняя длительность упражнения – до 10 минут.

Четкое знание текста выступления

Страх перед выступлением часто возникает из-за несерьёзного отношения оратора к нему. Подготовка – залог успеха любого публичного выступления. Даже профессионалы много репетируют прежде чем представить свою речь публике.

Когда человек уверен в знании текста, паники не будет. Если это танцевальные движения или песня, можно заучить их до автоматизма.

Если это выступление в качестве вебинара или семинара, необходимо быть хорошо опознанным в теме. Такого человека сложно застать врасплох каким-либо вопросом. Ему легко импровизировать и наводить понятные, интересные примеры. Обычный рассказ может превратиться в дискуссию, где зрители будут принимать участие.

Создание имиджа

Внешний вид выступающего также имеет значение. Зрителям хочется смотреть на красиво одетого человека. Если это женщина, стоит уделить внимание прическе и макияжу. Весь образ должен соответствовать теме выступления.

Такой простой маневр придаст уверенности человеку. Он перестанет волноваться о своем внешнем виде и полностью сосредоточится на докладе.

Проработанный внешний вид поможет избавиться от страха выступления

Вредным привычкам не место на сцене. Необходимо постоянно работать над их устранением.

Принять алкоголь перед выходом на сцену – плохое решение. Человек не сможет контролировать собственную речь, и выступление может провалиться. Психологи и врачи не рекомендуют употреблять успокоительные препараты. Они затупляют деятельность нервной системы.

Самодисциплина не позволит плохим привычкам сорвать выступление

Избегание стрессов

Устранить страх перед выходом на сцену поможет здоровый 7–9-часовой сон накануне. Если этим правилом пренебречь, человек будет раздражённым, уставшим и нервным. Ему будет тяжело контролировать свои эмоции или сосредоточиться на чем-либо.

Пострадает и внешний вид. Круги под глазами – не весьма приятное зрелище. Невнятная речь оратора – гарантия провального выступления.

Если бессонница все же не отступает, выпейте раствор на основе растений (ромашки, лаванды, мяты, мелиссы). Примите расслабляющую ванную.

Зажгите аромалампу с маслами корня дуба, лаванды или кокоса. Помните, что стресс – главный противник перед выходом на сцену.

Позитивные эмоции

Преодолеть страх публики помогут положительные эмоции. Вспомните смешную шутку, пересмотрите веселую переписку с другом.

Можно посмотреть забавные видео с животными или почитать анекдоты. Главное – заставить себя улыбнуться и забыть о панике.

Видео с забавными животными поможет расслабиться перед выходом на сцену

Выступать перед публикой страшно не только новичкам. Часто страх испытывают даже опытные ораторы. Но они имеют собственные секреты для быстрого преодоления боязни сцены.

Советы успешных спикеров:

  1. Репетиция. Неважно, количество зрителей будет равно десяткам тысяч или ограничится сотней человек. Готовиться нужно к любому выступлению. Особенно это важно для студентов перед защитой дипломов, для депутатов, которые будут вести дискуссию или телеведущих. Склонность к страху есть у каждого. Продумайте каждый этап своего выступления. Если это совещание на работе, создайте презентацию на несколько слайдов. Она поможет структурировать информацию и поочередно ее воспроизвести.
  2. Работа над дикцией. Скороговорки всегда будут лучшим способом поработать над произношением.
  3. Коррекция дыхания. Испуганный или охрипший голос – явно не то, что ожидают услышать зрители. Они пришли за ценной информацией или насладиться зрелищем. Внимательно следите за своим дыханием. В процессе выступления делайте глубокие вдохи и выдохи.
  4. Представление будущего результата. Помните, зрители не идут негативно или категорически настроенными против оратора. Их цель – получить необходимую информацию. Представьте их счастливые лица после выступления.
  5. Контакт со слушателями. Очень важный аспект в любом выступлении. Самое сложное для оратора – заинтересовать зрителя. Сделать так, чтобы он ни на что не отвлекался, а следил только за движениями или речью выступающего. Задавайте вопросы или отвечайте на запросы аудитории. Покажите свою открытость по отношению к ним.
  6. Оригинальность преподнесения материала. Монотонные лекции – плохая затея. Наполните свое выступление визуальным материалом, например, ненавязчивой мелодией на заднем плане или видеорядом. Можно делать лирические отступления, которые напрямую связаны с темой выступления. Отлично срабатывает юмор, который также должен быть уместным и понятным для всех.

Не стоит забывать о методе бумеранга. Бывает, что слушатели задают вопрос, на который докладчик не может ответить. Чтобы не показаться некомпетентным, переадресуйте его аудитории. Создастся дискуссия, и все присутствующие будут задействованы.

Победить страх выступления поможет сообщение публике о своем переживании. Большинство людей отнесутся с пониманием. Бывают зрители, которые могут подбодрить докладчика аплодисментами.

Не забывайте улыбаться. Мрачное лицо не вызовет радости у зрителей. От выступающего зависит энергетика в зале. Главное – не переборщить с эмоциями и преодолеть нервозность.

Концентрируйте внимание на дружелюбную публику. В процессе выступления смотрите на зрителей, которые вызывают позитивные эмоции. Это придаст уверенность и задора.

Обязательно поешьте перед выходом на сцену. Сытый оратор будет уверенно и громко говорить. Ведь когда человек голодный, он думает только о еде.

Как правильно подготовиться к выступлению?

Подготовка – очень важный этап при выходе на сцену. Поможет убрать скованность, придаст уверенности. Необходимо предусмотреть возможные казусы. Если это доклад или защита дипломной работы, будьте заранее готовы к вопросам.

Типичный алгоритм подготовки:

  • анализ, поиск, изучение разных источников информации по теме;
  • разработка уникального текста;
  • написание тезисов;
  • составление плана;
  • подбор аргументов и контраргументов;
  • пересказ или заучивание подготовленного материала;
  • составление ответов на возможные вопросы.

Выступление перед зеркалом или родными – старая, но эффективная методика. Попросите близких людей предоставить критику. Пусть поделятся впечатлением об услышанном. Иногда они могут посоветовать отредактировать текст, сменить положение рук, сократить время доклада и т. д. Исправьте ошибки, чтобы быть уверенными и избавиться от страха выступления.

Психологи советуют снимать видео каждого своего выступления. Это самый простой способ проанализировать свои ошибки.

Заключение

Боязнь публичных выступлений – частое явление. Люди не понимают или не знают, как вести себя на сцене. При нахождении на сцене у них повышается потоотделение, появляется дрожь в голосе, поднимается давление. Поэтому они начинают искать всевозможные пути преодоления глоссофобии.

Множество успешных ораторов делятся советами как побороть страх сцены. Необходимо настроиться на успех, концентрировать внимание на позитивных зрителей, задавать вопросы аудитории, наполнить выступление визуальным материалом и т. д. Но главное – это подготовка. Если придерживаться всех советов и постоянно работать над собой, устранить страх перед публичным выступлением вполне реально.

Глоссофобия: как быстро и с комфортом преодолеть страх публичных выступлений

Каждый человек – существо социальное, и представить личность вне взаимодействия с иными членами общества нельзя. Контакты с себе подобными невозможно ограничить перепиской в соцсетях, пересылкой электронных писем и отправкой смс. Общение подразумевает личные встречи и беседы, сопереживание и понимание.

С ранних детских лет каждый из нас постигал азы ораторского искусства и выступал перед публикой, пусть на импровизированной сцене. Взрослея, наш круг общения меняется и расширяется: нам приходится убеждать учителей в знании их предмета, не падать лицом в грязь перед сокурсниками в институте, отстаивать свое мнение перед начальством. Те из нас, кто избрал публичную должность, прямиком попадают в число тех, кто должен не падать в обморок, находясь в центре толпы, и уметь понятно излагать свои взгляды даже незаинтересованной в выступлении публике.

Что делать, когда выход на сцену сродни восхождению на костер инквизиции? Когда вместо пламенных речей ты не можешь промолвить даже тихого звука. Когда твою волю парализует панический страх, а ноги подкашиваются. Терпеть страх и страдать, отказываясь от удовольствий и ставя крест на перспективах? Мучительно сражаться с этим недугом, насильно заставляя себя говорить? Оказывается, существуют вполне комфортные способы избавления от глоссофобии – такое научное название навязчивого страха публичных выступлений.

Для успешного избавления от иррациональной боязни публики, нам следует изучить природу тревожно-фобического расстройства. Приведем некоторые факты.

Страх предстать перед аудиторией испытывают не только дети и подростки, но и взрослые респектабельные персоны. Социологические исследования показывают, что свыше 90% населения Земля хоть однократно ощущали дискомфорт или внутреннее напряжение перед предстоящим спичем. При этом около 50% жителей планеты прикладывали волевые усилия, чтобы избавиться от боязни сольного выступления. Стоит указать, что глоссофобия сумела одолеть даже выдающихся исторических личностей, начиная от знаменитого оратора Демосфена и заканчивая рейтинговым политическим деятелем Маргарет Тэтчер.

Глоссофобия занимает уверенную позицию в пятерке самых распространенных тревожно-фобических расстройств.Иррациональная навязчивая тревога значительно ухудшает качество жизни субъекта, одаривая мучительными физиологическими ощущениями, лишая духовной гармонии и изменяя характер человека. Глоссофобия, протекающая в тяжелой форме, может инициировать старт депрессивных расстройств, провоцировать стойкие компульсивные действия (защитные ритуалы), способствовать развитию логоневроза (заикания) и вызывать стойкую бессонницу.

Глоссофобия: когда пора бить в набат

Глоссофобия в большинстве случаев проявляет себя тяжелейшими приступами панических атак. В момент, когда головной мозг человека получает информацию о предстоящем публичном выступлении, активизируется подсознательная программа, знаменующая развитие каскада биохимических реакций. Основной виновник физического дискомфорта – избыточное производство адреналина, который, попадая в кровь, запускает реакции стресса. В итоге у субъекта учащается сердечный ритм, повышаются показатели артериального давления, угнетается функция дыхания.

Если серотонинергической системе (связки нейротрансмиттеров, обеспечивающих ощущение «удовольствий») не удается нейтрализовать стрессовые реакции, человек продолжает пребывать в состоянии паники. Запомнив такие переживания на подсознательном уровне, мозг в дальнейшем всеми доступными средствами будет ограждать человека от наступления подобных ситуаций, заставляя индивида избегать выступления на публике.

Важно отличать естественное волнение человека перед пробой себя в новой роли от навязчивого страха, парализующего сознание. Легкое, непродолжительное по времени беспокойство перед незнакомой ситуацией – нормальный защитный механизм, обеспечивающий мобилизацию ресурсов организма. Такое волнение и возбуждение концентрируют внимание человека, обеспечивают сосредоточение на выполняемых действиях. В итоге, доклад человека становится более интересным для аудитории из-за особой эмоциональной атмосферы. В тоже время тирада, лишенная всяких эмоций, воспринимается публикой скучной, сухой, неувлекательной.

Основное отличие глоссофобии от состояния нормального волнения следующее: фобия проявляет себя независимо от численности слушателей, места доклада, частоты выступлений и важности события. Поэтому неуправляемый навязчивый страх перед предстоящим рутинным выступлением в сообществе – веский аргумент, чтобы принять экстренные меры для реорганизации своей деструктивной программы мышления и поведения.

Проявленияглоссофобии

При предвкушении или ожидании предстоящего выступления перед аудиторией у человека нарастает психоэмоциональное напряжение, активизируется работа вегетативной нервной системы, ускоряется деятельность эндокринных желез. В результате:

  • наблюдаются спазмы скелетной мускулатуры;
  • фиксируются высокие значения артериального давления;
  • из-за спазма кровеносных русел возникает головная боль;
  • усиливается потоотделение;
  • учащается сердцебиение;
  • определяется двигательное беспокойство;
  • возникают ощущения озноба, внутренней дрожи, приливов жара;
  • появляется дискомфорт и чувство сжатия в грудном отделе;
  • затрудняется дыхание;
  • одолевают позывы к мочеиспусканию.

В тяжелых случаях персона с глоссофобией ощущает, как «подкашиваются ноги», кружится голова. Могут иметь место обморочные состояния.

Из изменений в психоэмоциональной сфере наиболее частым признаком глоссофобии является изменение характера больного. Субъект становится раздражительным, вспыльчивым, гневливым, чрезмерно придирчивым. Его отличает высокая конфликтность и неуживчивость в коллективе.

Часто меняются пищевые привычки, ухудшается качество сна. Персона с глоссофобией с трудом засыпает в привычное время, часто просыпается ночью от кошмарных сновидений, утром чувствует себя разбитой.

Глоссофобия: почему возникает страх выступлений

Большинство людей с глоссофобией не могут самостоятельно определить, когда именно у них стартовало развитие панического страха, а тем более не способны установить, какие обстоятельства послужили формированию расстройства.

Как показывает клиническая практика, предпосылками к тревожно-фобическим расстройствам выступают врожденные особенности нервной системы и наследованный высокий уровень тревожности личности. К приобретенным негативным факторам относят особую личную конституцию, при которой доминирующими чертами и свойствами выступают мнительность, впечатлительность, нерешительность индивида, отсутствие у него уверенности в собственных силах. Отрицательными обстоятельствами являются проблемы детского возраста: взросление в асоциальном окружении, неправильная стратегия воспитания ребенка, порицание его малейших промахов.

Особому риску развития глоссофобии подвержены те, кто в детские годы стал жертвой физического, психологического или сексуального насилия. Почвой для навязчивого страха перед выступлениями является синдром отличника – склонность персоны выполнять задания идеально. Еще одна черта, предрасполагающая к глоссофобии – зависимый стиль поведения личности, когда субъект в своей активности опирается на мнение и оценку других людей.

Глоссофобия: варианты преодоления навязчивого страха

Помимо медикаментозной терапии, подразумевающей прием сильных фармакологических препаратов, которые помимо блага наносят колоссальный вред организму, существуют два адекватных способа решения проблемы глоссофобии.

Первый вариант – использовать психотерапевтические техники, ориентированные на устранение рационального компонента страха. Путем психологического просвещения и обучения индивид начинает понимать происхождение своих негативных ощущений. Начиная от непродолжительных докладов в кругу близких людей, постепенно увеличивая длительность своих выступлений и расширяя число слушателей, у человека уменьшается интенсивность неприятных физиологических симптомов. Он становится способным держать под контролем собственные эмоции и управлять поведением. То есть по своей сути психотерапевтические техники являются методом постепенного «приучения» больного к столкновению со своим объектом тревоги, в результате чего страх уменьшает свои размеры.

Однако такой вариант не гарантирует полное избавление индивида от навязчивого страха, поскольку техники психотерапии воздействуют на сознание личности и не могут оказать влияние на бессознательную сферу. А именно подсознание – хранитель жизненных программ личности, управляющий мышлением и поведением. Поэтому для полного освобождения от глоссофобии необходимо воздействовать непосредственно на подсознание.

На сегодняшний день открыть доступ к таким глубинным отделам психики способны только техники гипноза . Эффективность гипноза основана на двух феноменах:

  • на пребывании клиента в трансе – благоприятном и целебном состоянии, при котором стабилизируется деятельность всех систем организма и стимулируется процесс самовосстановления органов;
  • на проведении внушения – вербальных конструкциях, нацеленных на выявление природы глоссофобии и мотивацию личности для изменений деструктивных компонентов мышления.

В результате сеансов гипноза сфера подсознания освобождается от навязанных механизмов «защиты», психоэмоциональное поле личности очищается от иррациональных страхов, и человек попросту перестает испытывать алогичную тревогу. Особое достоинство гипноза – достижение стойких результатов, то есть после устранения страха перед выступлениями человеку не грозит обрести нового врага или стать жертвой депрессий.

Еще одно преимущество техник – комфортность манипуляций: персона не подвергается никакому внешнему насилию, и у него нет необходимости принуждать себя действовать против своих ощущений. Сеансы гипноза – безопасны и приятны, атравматичны и эффективны, доказательствами чего служит признание метода в научных кругах, как самого действенного варианта для избавления от тревожно-фобических расстройств. Не меньшая выгода гипноза в том, что вместо расходования ресурсов на логичное подавление страха усилиями воли, человек может направить жизненную энергию в позитивное русло – на самосовершенствование, раскрытие собственного потенциала, развитие новых способностей.

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
  1. Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

    Общие способы борьбы со страхом сцены

    1. Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

      • Глядите не в пол, а перед собой.
      • Не сутультесь.
    2. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

      • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
    3. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

      Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

    Как справиться со страхом сцены, если вы актер

      Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

      • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
      • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
    1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

      • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
      • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
    2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

    3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

      • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
      • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
        • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
    4. Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

      • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
      • Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
        • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
        • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
        • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
        • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
        • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
        • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
        • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
        • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
        • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
        • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
        • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
        • Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

        Предупреждения

        • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
        • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
        • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
        • Сходите в туалет до выступления, а не после!
        • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.

Умение выступать публично является ценнейшим навыком современного делового человека. Представители многих профессий в силу своих обязанностей сталкиваются с необходимостью выступать перед аудиторией довольно часто: топ-менеджеру нужно мотивировать подчиненных, торговому представителю нужно убедить клиента купить товар именно его компании. – основа социальных связей, без ораторских способностей очень сложно добиться позитивного для себя результата в работе с другими людьми. Учитывая важность, возрастает и ответственность за исход. Этим справедливо объясняется страх публичного выступления, но как считают многие преподаватели ораторского искусства, его можно преодолеть. В этой статье вы найдете полезные советы, как побороть и преодолеть страх публичного выступления даже перед самой взыскательной аудиторией.

Страх

Проект WikiHow утверждает, что страх публичного выступления занимает первое место в списке фобий жителей Северной Америки. В психологии даже существуют специальные термины, которыми обозначается страх публичного выступления и боязнь сцены – пейрафобия или глоссофобия.

Чтобы бороться со страхом, нужно понять его причину. Журналисты написали бы: «Врага нужно знать в лицо», – и были бы абсолютно правы. Генетическая предрасположенность к страху публичного выступления (темперамент, акцентуация и невротизм) на самом деле играет малую роль. Значительно большее влияние на боязнь выступать перед аудиторией имеет ряд факторов социального происхождения: воспитание, негативный опыт и другие. С детства многих приучают не кричать, а говорить негромко, чтоб не привлекать лишнего внимания. Данная установка сохраняется и приводит к дискомфорту, когда приходится выступить перед численной аудиторией. Негатив провоцирует и отношение к выступлению в школе. Подумайте, как часто голливудские фильмы про обучение пестрят сценами, где уже в начальной школе дети защищают домашние проекты, выступая перед классом. Решает это проблему или нет, предоставим разбираться педагогам, но подобная практика у нас стала применяться лишь недавно и в довольно ограниченном виде.

Ученые подметили, что в результате выступления на публике у некоторых людей выделяется такое же количество адреналина как у тех, кто прыгает с парашютом. Такой всплеск эмоций трудно обуздать, тем более находясь не в полете, а перед другими людьми, которые, к тому же, стремятся вас оценить. Но здесь срабатывает известный принцип – первый раз гораздо труднее, чем последующие. Исходя из этого можно утверждать, что постоянная практика способствует уменьшению страха .

Методы преодоления страха публичного выступления

Определите источник страха. Мы боимся не выступления, а того, как отреагирует аудитория на него. Пугает неопределенность: что произойдет после выхода на сцену? Здесь очень важным фактором является понимание, что практически всегда абсолютное большинство людей надеются извлечь пользу из вашего выступления, соответственно они искренне заинтересованы и желают, чтобы у вас получилось.

Не отрицайте свой страх. Если вы отлично готовы к выступлению, владеете темой – вам нечего бояться. Страх – всего лишь защитный механизм от ситуации, в которой вы во время выступления можете оказаться, но скорее всего никогда не окажетесь. Воспринимайте его как дополнительный вызов и мотивацию. Как справляться со страхом, волнением и стрессом детально рассказывается в нашем курсе .

Люди не видят вашу нервозность. Лишь немногие по внешнему виду могут определить насколько другой человек волнуется. Ошибочно предполагать, что аудитория видит насколько вы волнуетесь. Это значит что причин для страха как минимум на одну меньше.

Совершенствуйтесь в . Существует много книг и практических тренингов, которые помогут научиться готовиться к выступлению, привлекать аудиторию, удерживать контакт и в результате сделать выступление более комфортным.

Самое важное – подготовка. Уверенность возникает, когда все под контролем. Убедитесь, что знаете материал, попробуйте предугадать вопросы. Составьте развернутый план речи и разбейте его на основные пункты для запоминания. Сделайте речь нескучной, включите пару шуток, цитат, историй.

Заставьте себя улыбнуться как только вышли на сцену. Психологи уверены, что улыбка снимает напряжение. Более того, на подсознательном уровне это расположит по отношению к вам часть аудитории.

Релаксация. Есть много методик для расслабления, самовнушения, построенных на медитации или дыхательных упражнениях. Как пример можно использовать следующее упражнение. Сосредоточьте все внимание на вдохе и выдохе. Дышите глубоко, задерживая на несколько секунд дыхание. При выдохе считайте в уме от 1 до 5. Фокусируйтесь не менее 5 минут, это позволит снять напряжение.

1. Никакой фальши. Неискренность легко разгадать.

2. Во время выступления не принимайте ничего лично (вопросы, замечания и т.д.)

3. Помните: каждый раз, выходя на сцену, вы учитесь чему-то новому.

4. Старайтесь избегать любых физических барьеров между вами и аудиторией (кафедры, столы, подиумы), если это не предусмотрено организацией.

5. Если не знаете правильного ответа на заданный вопрос, не отвечайте неправильно. Используйте формулу по типу: «Мы вернемся к этому вопросу позже».

6. Также можно переадресовать этот вопрос к аудитории. Это позволит и разобраться с ответом, и усилить взаимодействие со слушателями.

7. Хорошо если в зале есть ваши друзья или знакомые. Установите с ними зрительный контакт. Это даст возможность почувствовать себя в кругу близких людей и справиться с волнением.

Инструкция

Человек, который боится сцены и выступления перед аудиторией похож на человека, попавшего на сковородку. Эмоциональная температура возрастает, его бросает в жар, ладони потеют, руки и ноги дрожат от напряжения, дыхание перехватывает. Мысли путаются, а голос становится хриплым от внезапно пересохшего горла. Плюс сильное сердцебиение, тремор губ сопровождается часто тошнотой и головокружениями.

Мыслительный уровень

Именно на этом уровне оценки ситуации и зарождается страх сцены. Вы представляете себе ситуацию, когда все смеются над вами. Или вам думается, что вы обязательно собьетесь или запнетесь в самый неподходящий момент выступления и опростоволоситесь. Поменяйте оценку ситуации выступления перед аудиторией, тогда поменяется и ваша эмоциональная реакция.

Совет психолога, как преодолеть страх выступления на мыслительном уровне. Для начала найдите противоположный образ или мысль к вашей первоначальной оценке. Затем примените метод болевого шока, чтобы встроить в сознание эту новую оценку. Для этого наденьте на запястье не ведущей руки (если вы правша - на левую руку) банковскую резинку. Как только возникнет мысль о неудачном выступлении или позоре на сцене, оттяните резинку и щелкните по запястью. В ту же секунду волевым усилием сосредоточьтесь на новой мысли и образе успешного выступления. Делайте щелчки до тех пор, пока ваше сознание не станет переключаться на новые мысли автоматически.

Телесный уровень

На уровне поведения страх сцены проявляется в виде напряжения мышц и поверхностного и учащенного дыхания. Самый лучший способ убрать излишнее напряжение в теле - это абдоминальное или брюшное дыхание. Для него характерен короткий вдох и длинный выдох, так чтобы расслабились мышцы диафрагмы. Этот способ дышать лучше освоить заранее, чтобы при стрессе перед выступлением вы легко могли перейти к дыханию животом.

Как только вы "встроили" резинкой новую мысль, тут же начинайте глубоко дышать. Причем к вдоху и выдоху нужно добавить формулу самовнушения, которая настроит сознание на нужный, уверенный лад. Этот способ расслабления называется сигнальной релаксацией. Например, на вдохе думайте "я-я-я-я", на выдохе - "справл-я-я-я-юсь". Или "мне - спокойно". Придумайте такую формулу самовнушения, которая придает вам уверенности и успокаивает одновременно.

Эмоциональный уровень

Ваш общий настрой перед выходом на сцену, ваши чувства и определяют в конечном счете, в каком состоянии вы будете выступать. Изменив мысленную оценку ситуации, вы уже сместили в сторону позитива свою эмоциональную реакцию. И все же добавим в копилку еще одну технику преодоления страха сцены.

Для контроля эмоций примените технику якорения нужного состояния. Она тоже потребует времени и работает по принципу замещения негативных эмоций, в данном случае страха, на позитивные, например уверенность или спокойствие. Сперва накопите "якорь" и закрепите его на чувственном уровне.